Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Трансформация системы социальной защиты населения в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие социальной политики в современных условиях пронизано различными направлениями взаимодействия между государством, экономикой и гражданским обществом, выразившимися в значительном уменьшении роли государства в решении социальных вопросов и окончательной утрате представления об обязанности государства заботиться обо всех и всем гарантировать социальную безопасность. В этой связи одной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к формированию системы социальной защиты населения
    • 1. 1. Исследование понятия «финансовая уязвимость граждан» в системе социальной защиты
    • 1. 2. Организационно-финансовые аспекты функционирования системы социальной защиты населения
  • Глава 2. Прикладные аспекты трансформации системы социальной защиты населения в регионе
    • 2. 1. Анализ современного состояния финансового обеспечения системы социальной защиты населения на региональном уровне
    • 2. 2. Оценка тенденций государственных расходов по финансовому обеспечению социальных трансфертов населению
    • 2. 3. Особенности реализации бюджетирования, ориентированного на результат, в региональной системе социальной защиты
  • Глава 3. Направления развития системы социальной защиты населения в регионе
    • 3. 1. Практическая реализация авторского подхода к созданию «карты социального сопровождения граждан» с целью усиления адресности социальной помощи
    • 3. 2. Методические рекомендации по использованию современных финансовых инструментов управления финансовыми ресурсами социальной защиты
  • Заключение 143 Библиографический
  • список
  • Приложения

Трансформация системы социальной защиты населения в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап реализации финансовой политики России характеризуется кардинальными преобразованиями в сфере государственных и муниципальных финансов, стратегической задачей которых является построение социально-ориентированной рыночной экономики. Решение поставленной задачи требует формирования жизнеспособной системы социальной защиты, механизма полноценного финансового обеспечения социальной поддержки населения, способных обеспечивать каждому гражданину установленные стандарты жизни в условиях рыночной экономики.

В настоящее время в числе приоритетных задач, стоящих перед государством, находится безусловное исполнение всех законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, ежегодно увеличиваются государственные расходы на реализацию мероприятий социальной политики, упорядочены отношения по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов социальной направленности.

Государство несколько лет выступает инициатором социальных общероссийских программ, направленных на улучшение жизни граждан, предусматривая в бюджетах всех уровней значительные финансовые ресурсы на улучшение качества услуг, предоставляемых в рамках системы социальной защиты населения (национальные проекты). Социальная поддержка осуществляется путем выделения дополнительных денежных средств, благ и выгод из государственных (муниципальных) источников и из собственных средств хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем, такие меры социальной защиты граждан и абсолютное наращивание объемов государственных расходов по финансированию социальных трансфертов населению не позволили существенным образом повлиять на качество и уровень жизни российских граждан. Социальные трансферты распространяются на слишком широкие категории граждан, замедляя сокращение масштабов бедности в регионах. На сегодняшний день среди факторов, снижающих эффективность реализуемых социальных мер, является использование преимущественно категориального подхода в ущерб адресности в программах социальной защиты населения региона, что приводит к выделению средств не самым нуждающимся домашним хозяйствам, зачастую снижая доступность бюджетной помощи для беднейших слоев общества.

Трансформация системы социальной защиты населения требует выработки новых подходов, направленных на повышение эффективности и результативности мер, реализуемых в сфере социальной поддержки граждан, как на федеральном, так и на региональном уровнях, что обуславливает актуальность исследования.

Степень разработанности проблемы. Успешность преобразований системы социальной защиты населения в значительной мере зависит от уровня теоретического осмысления тех закономерностей и направлений развития финансовых отношений, которые складываются в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов как в системе социальной защиты в целом, так и в ее отдельных составляющих (социального страхования, социального обеспечения, социального обслуживания).

Общие проблемы организации финансов социальной сферы в России раскрываются в работах: Андреевой О. В., Бабича A.M., Бадалова JI.M., Грязновой А. Г., Ивановой О. Б., Ковалевой Т. А., Лушина С. И., Перекрестовой JI.B., Родионовой В. М., Романовского М. В, Романовой Т. Ф., Самарухи В. И., Самсонова Н. Ф., Слепцовой Н. С., Поляка Г. Б. Большой вклад в исследование рыночного механизма функционирования и развития финансовых отношений в социальной сфере внесли зарубежные ученые, в их числе: А. Маршалл, А. Пигу, А. Мюллер-Армак, А.Смит.

Изучением проблем финансового обеспечения непосредственно системы социальной защиты населения занимаются такие экономисты, как: Аверин А. Н., Барулин C.B., Грузков В. Н., Грузков И. В., Ройк В. Д., Овчарова JI.H., Рудская E.H., Тараканов В. В., Улюкаев A.B., Хабаев С. Г., Холостова Е. Н, Чагин К.Г.

Несмотря на интерес ученых и специалистов к указанным проблемам, до сих пор отсутствуют единые комплексные представления о направлениях трансформации системы социальной защиты населения и ее финансового обеспечения как в стране в целом, так и в регионахмало уделяется внимания вопросам повышения адресности социальной защиты, практически отсутствуют исследования по повышению эффективности социальных трансфертов.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, а также недостаточная проработанность теоретических и прикладных вопросов, касающихся системы социальной защиты населения, обусловили выбор темы, цели и задачи диссертационной работы.

Цель исследования. Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методологических подходов и практических рекомендаций по трансформации системы социальной защиты населения в регионе, ориентированных на повышение эффективности и адресности ее финансового обеспечения.

Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующего ряда задач:

— дать авторскую интерпретацию сущностной характеристики дефиниции «финансовая уязвимость граждан» в контексте развития системы социальной защиты;

— обосновать организационно-финансовые аспекты функционирования системы социальной защиты населения;

— выявить тенденции государственных расходов по финансовому обеспечению социальных трансфертов населения в рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат;

— исследовать прикладные аспекты трансформации системы социальной защиты населения на основе анализа современного состояния ее финансового обеспечения;

— обосновать комплекс мер по развитию системы социальной защиты населения, адекватный требованиям функционирования адресной социальной помощи и высокой социальной защищенности населения в регионе.

Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты трансформации системы социальной защиты населения в условиях качественного изменения ее финансового обеспечения в рамках реализации бюджетной реформы.

Объектом исследования является система социальной защиты населения на региональном уровне.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам организации, функционирования и развития системы социальной защиты, проблемам ее трансформации в условиях социально-экономических преобразований, влияющих на уровень и качество жизни населенияофициальные сайты законодательных и исполнительных органов властиметодические и аналитические материалы.

Диссертационная работа выполнена в рамках паспорта специальности ВАК 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит, части 1 «Финансы», раздела 2 «Общегосударственные, территориальные и местные финансы», п. 2.2 «Финансовое регулирование экономических и социальных процессов», п. 2.13 «Финансирование государственных услуг», п. 2.18 «Механизмы распределения бюджетных средств.

Инструментарно-методический аппарат. При обосновании теоретических положений и аргументации выводов применялся общенаучный инструментарий: специальные методы научного познания, в том числе абстрагирование, ретроспективный, функционально-структурный и системный анализ, экономико-статистические методы, методы графической интерпретации, сравнительный и логико-смысловой анализ, приемы построения структурно-логических схем.

Каждый из этих частных методов использовался адекватно его функциональным возможностям, что позволило обеспечить аргументированность результатов исследования, достоверность выводов и положений диссертационной работы.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Ростовской области, Бюджетных посланий Президента РФ Федеральному.

Собранию РФ, официальных данных Федеральной государственной статистической службы РФ, её территориальных органов, отчетов Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ, отчетов Контрольно-счетной палаты Ростовской области, официальных данных Министерства труда и социального развития Ростовской области, материалов монографических исследований ведущих отечественных и зарубежных ученых, интернет-ресурсов, а также результатов непосредственных наблюдений и практических разработок автора.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на предположении о том, что система социальной защиты является сферой жизненно важных интересов населения, качественные и количественные характеристики которой свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства. Вместе с тем, отсутствие комплексного финансового обеспечения социальной защиты населения обусловливает необходимость ее трансформации, направленной на упорядочение и рационализацию потоков финансовых ресурсов, а это предполагает: развитие теоретических и методологических основ организации и функционирования системы социальной защиты населения, реформирование существующего массива социальных трансфертов и усиление адресности государственных расходов по их финансированию, широкого применения программно-целевых методов планирования и финансирования, использования финансового инструментария бюджетирования, ориентированного на результат. Это будет способствовать дальнейшему развитию системы социальной защиты населения, укреплению ее финансовой базы и обеспечению реализации принципов адресности и прозрачности механизма социальной поддержки населения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Стратегической целью перехода России к рынку было определено формирование эффективной экономики с сильной социальной ориентацией, одним из условий создания которой являлось построение эффективной системы социальной защиты населения. В экономической литературе в настоящее время отсутствует однозначное понятие социальной защиты. Мнения ученых и практических работников не только не совпадают, но иногда и совершенно противоречат друг другу. Это в свою очередь требует разработки теоретико-методологической базы исследования содержательных аспектов социальной защиты и методов оценки степени защищенности социально уязвимых групп населения. В ходе исследования автором социальная защита населения трактуется как совокупность институтов и комплекс мер (экономических, социальных, правовых), направленных на устранение последствий действия социальных рисков и обеспечивающих финансово уязвимым гражданам возможность достижения удовлетворенности условиями жизнедеятельности и развития потенциала личности.

2.Развитие социальной политики в современных условиях пронизано различными направлениями взаимодействия между государством, экономикой и гражданским обществом, выразившимися в значительном уменьшении роли государства в решении социальных вопросов и окончательной утрате представления об обязанности государства заботиться обо всех и всем гарантировать социальную безопасность. В этой связи одной из основополагающих задач социальной политики становится создание и развитие действенной системы социальной защиты населения, а одним из приоритетных направлений ее развития является выявление и обеспечение устойчивой финансовой и социальной защищенности уязвимых граждан общества, которые, вследствие утраты трудоспособности, потери кормильца, ограничения жизнедеятельности и иных объективных причин, оказались в трудном материальном положении, определяющим степень и масштаб их финансовой уязвимости. Это предопределяет необходимость расширения теоретического аспекта в части содержания понятия «финансовая уязвимость граждан» и требует дополнительного его обоснования с целью расширения методологического ракурса исследования применительно к системе социальной защиты населения.

3. Одной из причин широкого распространения бедности в России закономерно выступают системные недостатки финансового обеспечения социальной защиты населения и механизма перераспределения финансовых ресурсов, заключающиеся в чрезмерно разветвленной и неструктурированной системе социальных трансфертов и преимущественно категориальном подходе к оказанию мер социальной поддержки. Это делает существующую систему социальной защиты неэффективной для большинства нуждающихся граждан, формирует избыточные и нерезультативные государственные расходы, что требует системного упорядочения массива социальных трансфертов.

4. Проблемы достижения полноценного финансового обеспечения жизнеспособной системы социальной защиты населения, адресного использования финансовых ресурсов, ориентированных на социальную поддержку финансово уязвимых категорий граждан, остаются ключевыми, но при этом до конца не решенными как с теоретических позиций, так и с точки зрения практической реализации. Эффективное и результативное финансовое обеспечение социальной поддержки населения предусматривает комплексное обоснование методологии встраивания системы социальной защиты населения в рыночную модель экономики путем внедрения: программно-целевого метода планирования и финансированияактивного выбора типа учреждений социальной защиты (казенные, автономные, бюджетные с расширенным объемом полномочий) с целью привлечения внебюджетных источников финансированияпоиска инновационных технологий финансирования социальных услуг, реализуемых в соответствии с принципом «деньги следуют за потребителем». Это позволит создать условия для достижения достаточного финансирования и результативности государственных расходов на социальную поддержку населения.

5. Особенностью современного периода функционирования системы социальной защиты населения является повышенная потребность в финансовых ресурсах, что может быть обеспечено путем использования финансовых инструментов, рычагов и методов, органически встраиваемых в механизм финансового обеспечения учреждений социальной защиты: центров социального обслуживания пожилых и инвалидовдомов-интернатов, специальных домов для одиноких престарелых, центров помощи лицам без определенного места жительства и др. Активное вовлечение специализированных социальных учреждений в спектр финансовых отношений, предусматривающее новые подходы к формированию внебюджетных финансовых ресурсов, эффективному их использованию, ориентированному на результат, особенно актуально в современных условиях недостаточного бюджетного финансирования системы социальной поддержки населения.

Научная новизна состоит в разработке и обосновании комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по трансформации системы социальной защиты населения в регионе, ориентированной на повышение достаточности и эффективности ее финансового обеспечения, повышение качества и уровня жизни граждан.

Основные результаты, характеризующие научную новизну исследования, состоят в следующем.

1. Расширены теоретические представления о развитии системы социальной защиты населения посредством: введения дефиниции «финансовая уязвимость граждан», интерпретируемой автором как денежное выражение социальной уязвимости и характеризующее слабую степень социальной защищенностиразработки критериев «финансовой уязвимости граждан», таких как: масштаб, продолжительность, степень воздействия, позволяющих реализовать принцип адресной социальной поддержки в виде социальных трансфертов, натуральной помощи и соответствующих услуг.

2. Предложена авторская классификация социальных трансфертов населения на основе выделения классификационных признаков, таких как: виды, целевое назначение, периодичность выплат, источники финансирования, методы расчета, характер выплат, основание предоставления, применение которой позволит системно упорядочить существующий массив социальных трансфертов.

3. Выявлены и систематизированы основные причины, сдерживающие развитие системы социальной защиты населения в современных условиях, выразившиеся: в преимущественно категориальном подходе к социальной поддержке населения и в слабой реализации принципа адресностив отсутствии единого подхода к определению степени финансовой уязвимости гражданв фрагментарном использовании принципов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на результат, в системе социальной защиты. Устранение этих причин направлено на создание условий для устойчивого финансового обеспечения системы социальной защиты населения в регионе.

4. Раскрыты особенности организационного и финансового обеспечения системы социальной защиты населения, в контексте бюджетной реформы, заключающиеся: 1) в формировании государственного (муниципального) задания по оказанию адресной социальной помощи финансово уязвимым гражданам на основе технологии социального контракта- 2) в обосновании методических подходов к определению степени финансовой уязвимости (нуждаемости) граждан в регионе- 3) в выработанных рекомендациях по реорганизации департаментов и управлений (отделений) социальной защиты населения региона. Учет выявленных особенностей позволит повысить оперативность и прозрачность финансовых потоков, а также результативность управления финансовыми ресурсами системы социальной защиты населения.

5. Разработан комплекс мер дифференцированного подхода к организации и предоставлению социальной помощи, включающий: 1) инвентаризацию социальных трансфертов с позиции оценки социальной и экономической целесообразности расходов на финансирование социальных трансфертов- 2) внедрение «карты социального сопровождения граждан» региона и системы корректирующих показателей, предназначенных для учета отклонений финансовой уязвимости граждан- 3) применение целевой потребительской субсидии как перспективного финансового инструмента повышения качества и доступности социальных услуг. Предложенные меры направлены на обеспечение полноценной социальной защищенности финансово уязвимых граждан и объективную оценку расходов на социальную защиту населения региона.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что основные теоретические положения и выводы исследования доведены до уровня конкретных предложений, которые могут быть использованы органами социальной защиты в целях трансформации системы социальной защиты населения в регионе, повышения эффективности и результативности финансового обеспечения социальной защиты путем оптимизации существующей системы социальных трансфертов, усиления адресности и внедрения дифференцированного подхода при определении мер социальной поддержки на основе применения карты социального сопровождения, внедрения инновационных технологий повышения доступности и качества социальных услуг.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и практические результаты диссертационного исследования докладывалисьиполучили одобрение на региональных, межвузовских и международных научно-практических конференциях: «Современная Россия: реализация экономического, интеллектуального и технического потенциала» (г.Ростов-на-Дону, 2007 г.), «Трансформация финансово-кредитных отношений в условиях финансовой глобализации» (г.Ростов-на-Дону, 2007;2008 гг.), «Научный потенциал молодежиразвитию России» (г. Волгодонск, 2009 — 2011 гг.), «Актуальные вопросы современной экономической науки» (г. Липецк, 2010 г.).

Результаты диссертационного исследования используются Государственным казенным образовательным учреждением Ростовской области «Школа-интернат VIII вида» п. Орловский и Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгодонском районе, а также в учебном процессе филиала Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) в г. Волгодонске Ростовской области.

По теме исследования опубликовано 17 печатных работ объемом 19,47 п.л. (авторских 9,6 п.л.), в том числе 4 статьи в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, объемом 2,71 п.л. (авторских 2,39 п.л.).

Логическая структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих 7 параграфов, заключения, библиографического списка из 176 источников, включает 24 таблицы, 30 рисунков, 4 приложения.

Заключение

.

Проведенное в рамках диссертационной работы исследование показало, что в своем нынешнем виде система социальной защиты не отвечает требованиям социально-ориентированной рыночной экономики. Современное социально-экономическое положение жителей Ростовской области, и большей части населения страны, характеризующееся высокой степенью социальной дифференциации, высоким уровнем бедности, низким уровнем формирования и развития человеческого капитала, требует поиска перспективных способов повышения эффективности системы социальной защиты, посредством ее трансформации.

В данной диссертационной работе были исследованы организационно-финансовые проблемы функционирования системы социальной защиты населения в регионе, что позволило автору сделать ряд выводов и предложений.

В результате рассмотрения вопроса «Исследование понятия „финансовая уязвимость граждан“ в системе социальной защиты» автором обосновывается необходимость теоретического осмысления новой роли социальной защиты населения в меняющейся экономической среде. В данном параграфе:

— изучены подходы к пониманию сущности социального государства и его влияния на особенности формировании системы социальной защиты;

— проведено обобщение различных теоретических воззрений отечественных и зарубежных исследований, что позволило раскрыть авторский подход к сущности и содержанию социальной защиты, которая интерпретируется как совокупность институтов и комплекс мер (экономических, социальных, правовых), направленных на устранение последствий действия социальных рисков и обеспечивающих финансово уязвимым гражданам возможность достижения удовлетворенности условиями жизнедеятельности и развития потенциала личности;

— расширены теоретические представления о развитии системы социальной защиты населения посредством введения дефиниции «финансовая уязвимость граждан» которая, в авторской интерпретации, понимается как денежное выражение социальной уязвимости, представляющее собой степень снижения доходов граждан, обусловливающую необходимость в социальной защите в виде социальных трансфертов, натуральной помощи или оказания необходимых социальных услуг;

— выявлены и схематично проиллюстрированы факторы риска наступления финансовой уязвимости, предложены ее критериальные показатели такие как: масштаб, продолжительность, степень воздействия;

— установлена прямая зависимость между финансовой уязвимостью граждан, нуждаемостью и бедностью;

— рассмотрены классификация бедности и основные факторы ее развития.

В виде обобщенных выводов и результатов теоретических исследований, проделанных нами в параграфе «Организационно-финансовые аспекты функционирования системы социальной защиты населения» можно представить следующие:

— выявлено соотношение структурных составляющих системы социальной защиты населения, определены их сущностные характеристики;

— изучены источники финансирования системы социальной защиты;

— определено место государственных расходов на социальную защиту населения в общей совокупности социальных расходов государства.

В работе обосновано, что одним из основных видов государственных расходов на социальную защиту населения являются социальные трансферты населению, которые в авторской трактовке представляют собой различные виды денежных выплат, осуществляемых за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов разных уровней бюджетной системы в соответствии с установленными расходными обязательствамис целью системного упорядочения массива социальных трансфертов в диссертационной работе предложена их авторская классификация: по видам, целевому назначению, периодичности выплат, источникам финансирования, по методу расчета, характеру выплат, основанию предоставления. Объективная необходимость комплексного применения выделенных классификационных единиц, видовых критериев предопределили логику исследования, оценку государственных расходов по финансовому обеспечению социальных трансфертов населению и обоснование системного подхода к достижению эффективности и адресности государственных расходовпосредством реформирования существующего массива социальных трансфертов, что нашло отражение во второй главе диссертационной работы.

По параграфу «Анализ современного состояния финансового обеспечения системы социальной защиты населения на региональном уровне» на основе всестороннего анализа уровня и качества жизни граждан Ростовской области в сравнении с общероссийскими тенденциями, автор делает вывод, что в настоящее время существует объективная необходимость повышения эффективности мер социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки нового, адекватного рыночным условиям, инструментария социальной защиты населения, обеспечивающего более рациональное и результативное использование финансовых ресурсов.

В параграфе «Оценка тенденций государственных расходов по финансовому обеспечению социальных трансфертов населению» был проведен анализ состава и структуры государственных расходов на социальную защиту населения в результате которого, выявлено противоречие тенденций в финансировании государственной социальной политики. В частности, несмотря на увеличение объемов выделенных государственных средств в абсолютных показателях, наблюдаются: снижение удельной величины государственных расходов на социальное обеспечение населениястагнация расходов на социальное обслуживаниенезначительные расходы на охрану семьи и детства.

В диссертационной работе выявлены и систематизированы основные причины, сдерживающие развитие системы социальной защиты населения в современных условиях, в результате анализа региональной практики организации адресной социальной помощи, выявляются ее основные недостатки.

Автор подчеркивает, что отсутствие комплексного финансового обеспечения социальной защиты населения обусловливает необходимость ее трансформации, направленной на упорядочение и рационализацию потоков финансовых ресурсов путем реформирования существующей системы социальных трансфертов на основе их инвентаризации и оценки экономической целесообразности. Данная позиция нашла свое отражение в разработанном автором алгоритме достижения эффективности и адресности государственных расходов по социальной защите населения, основной целью реализации которого является определение и упразднение в первую очередь экономически затратных и экономически неэффективных социальных трансфертов.

Результатами изучения проблем, изложенных в параграфе «Особенности реализации бюджетирования, ориентированного на результат, в региональной системе социальной защиты» явились следующие:

— доказано фрагментарное использование в региональной системе социальной защиты инструментов программно-целевого бюджетирования;

— на основе анализа региональной практики разработки и реализации целевых программ в сфере социальной защиты населения Ростовской области («Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Ростовской области на 2010 — 2014 годы», «Доступная среда на 2011 — 2014 годы», «Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011 — 2014 годы», «Содействие занятости населения Ростовской области на 2012 — 2014 годы») выявлен ряд недостатков, препятствующих эффективной их реализации, таких как: затягивание сроков разработки целевых программ, систематические нарушения в проведении конкурсных процедур, неритмичность доведения и использования выделенных бюджетных средств, планирование неэффективных расходов, т. е. расходов в меньших объемах, чем это предусмотрено той или иной целевой программой;

— определено, что важным, но до конца не решенным в региональной практике, является вопрос оценки эффективности реализации целевой программы в системе социальной защиты населения, поскольку такая оценка производится только по двум направлениям: оценка достижения запланированных результатовоценка бюджетной эффективности. Автор предлагает дополнить оценку эффективности реализации целевых программ оценкой социальной и административной эффективности.

В параграфе «Практическая реализация авторского подхода к созданию „карты социального сопровождения граждан“ с целью усиления адресности социальной помощи» обоснована необходимость поиска и внедрения новых организационных основ и финансовых инструментов, направленных на усиление и развитие адресного подхода в системе социальной защиты населения. Нами проведена сравнительная характеристика различных методов определения нуждаемости, учет которых позволил выработать методические подходы к определению степени финансовой уязвимости (нуждаемости) граждан в регионе.

Автором исследованы особенности организации адресной социальной помощи в Ростовской области, обоснована необходимость дальнейшего развития практики применения в региональной системе социальной адресной помощи технологии социального контракта.

С целью обеспечения дифференцированного подхода при определении мер социальной защиты населения и обеспечения адресного и результативного использования бюджетных средств автором разработана «карта социального сопровождения» граждан, включающая 4 основных раздела: 1) социальный паспорт гражданина (семьи), — 2) — карту — анализа — иконтроля, — 3) карту корректирующих мероприятий- 4) карту мониторинга и оценки результатов. «Карта социального сопровождения» позволит формировать комплексную информацию об изменении социально-экономического положения, уровня и качества жизни финансово уязвимых граждан и на этой основе выработать адекватные ситуации меры социальной поддержки.

В параграфе «Методические рекомендации по использованию современных финансовых инструментов управления финансовыми ресурсами социальной защиты» обосновано, что одной из приоритетных задач современной политики бюджетного планирования и реформирования на всех уровнях системы общественных финансов является повышение результативности бюджетных расходов на оказание услуг обществу. В этой связи, одним из важных направлений трансформации системы социальной защиты населения является повышение качества и доступности социальных услуг, в связи с чем, автором исследована система социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной защиты населения в регионе, изучена практика разработки государственного (муниципального) задания, определены недостатки в подходах к расчету финансового обеспечения данного инструмента.

В работе проанализированы положительные и отрицательные стороны разработки и внедрения нормативов затрат, обоснована необходимость совершенствования методики обеспечения единых подходов при планировании нормативов затрат учреждений социальной защиты населения, систематизации и пересмотра ряда норм и нормативов, с целью повышения качества планирования и расчета финансового обеспечения государственного (муниципального) задания, а, следовательно, и увязки потребности учреждений в бюджетных средствах с их научно обоснованными потребностями.

С целью повышения доступности и качества социальных услуг в региональной системе социальной защиты, автором предложены методическиерекомендации разработки и реализации целевой программы в сфере социального обслуживания населения на основе применения технологии целевой потребительской субсидии для Ростовской области.

Для обеспечения процесса принятия управленческих решений, устраняющих несогласованности в работе всех составляющих системы социальной защиты населения, в диссертационной работе даны рекомендации по реорганизации департаментов и управлений (отделений) социальной защиты населения, предполагающие наиболее оптимальный вариант управления финансовыми отношениями в системе учреждений, предоставляющих социальную помощь и осуществляющих социальное обслуживание финансово уязвимых граждан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Принят Гос. Думой 17 июля 1998 года, в ред.федер. закона от 09.02.2009 № 17-ФЗ, по состоянию на 19 февраля 2009 г. // Собрание законодательства РФ. 2009. — № 7. — Ст. 785.
  2. О государственных пособиях гражданам, имеющих детей: федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012) Электронный ресурс.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru
  3. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011) Электронный ресурс.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». -Режим доступа: http://base.consultant.ru
  4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) Электронный ресурс.// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru
  5. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) Электронный ресурс.// Справочно-правовая система «Консультант Плкхс"~.1Г-Режим доступа: http://base.consultant.ru
  6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) Электронный ресурс.// Справочно-правовая система „Консультант Плюс“. -Режим доступа: http://base.consultant.ru
  7. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 28.07.2012) Электронный ресурс.// Справочно-правовая система „Консультант Плюс“. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  8. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 03.12.2011) Электронный ресурс.// Справочно-правовая система „Консультант Плюс“. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  9. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) Электронный ресурс.// Справочно-правовая система „Консультант Плюс“. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  10. Об основных направлениях деятельности Правительства Российской
  11. Федерации на период до 2012 года: распоряжение Правительства РФ № 1663-р от 17.11.2008 г. Электронный ресурс.// Справочно-правовая система „Консультант Плюс“. Режим-доступа: http://base.consultant.ru
  12. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2010 „О бюджетной политике в 2011 2013 годах“ Электронный ресурс.// Справочно-правовая система „Консультант Плюс“. -Режим доступа: http://base.consultant.ru
  13. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25.05.2009 „О бюджетной политике в 2010 2012 годах"// Парламентская газета. — 2009 г. — № 28
  14. Об адресной социальной помощи в Ростовской области: областной закон от 22.10.04 № 174-ЗС (ред. от 14.03.2010 г.)//Наше время. 2010.- № 321−329.
  15. О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в части содержания в приемных семьях: областной закон
  16. Ростовской области от 22.10.2005 г. № 369-ЗС (ред. от 12.07.2011) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid==86 439
  17. Об областном бюджете на 2010 год: областной закон Ростовской области от 07.12.09 № ЗЗЗ-ЗС // Наше время. 2009, — № 415−423.
  18. Об областном бюджете на 2011 год: областной закон Ростовской области от 08.12.2010 № 516-ЗС //Наше время. 2010.- № 442−451.
  19. Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы „Доступная среда на 2011 2014 годы“: постановление Администрации Ростовской области от 15.09.2010 № 184 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.donland.ш/Default.aspx?pageid=86 439
  20. Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни пожилых людей в Ростовской области на 2011 2014 гг.: постановление Администрации Ростовской области от 01.03.2011 № 93//Наш время. — 2011. -№ 105−108.
  21. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по
  22. Ростовской области за I квартал 2011 года: постановление Администрации Ростовской области от 11.05.2011 № 244 //. Собрание правовых актов Ростовской области. 2011. — № 5.
  23. Об утверждении областной долгосрочной целевой программы „Содействие занятости населения Ростовской области на 2012 2014 годы“: постановление Администрации Ростовской области от 23.08.2011 № 546 //Наше время. -2011.- № 370−372.
  24. Об утверждении отчета о ходе работ по Областной долгосрочной целевой программе „Доступная среда на 2011 2014 годы“: постановление Правительства Ростовской области от 17.05.2012 № 389//Наше время. — 2012. -№ 289−296.
  25. О порядке оказания адресной социальной помощи в Ростовской области: постановление Администрации Ростовской области от 24. 01.2005 г. № 16 // Наше время. 2012. — № 378−389.
  26. О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013−2018 годы: постановление Правительства Ростовской области от 24.04.2013 № 222// Нашевремя.-2013. № 209−213.
  27. О проводимой в Ростовской области профилактике социального сиротства среди несовершеннолетних“: пояснительная записка к решению Правительства Ростовской области //Электронный ресурс. Режим flOCTyna: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=l 115
  28. , А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие/ А. Н. Аверин. М.: Изд-во РАГС, 2007. — 124 с.
  29. , О.В. Основные принципы бюджетирования, ориентированного на результат при осуществлении управления региональными и муниципальными финансами Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.minfin.ru
  30. Александрова, A. J1. Управление программами социального обслуживания и социальной помощи/ под ред. A.JT. Александровой. — М.: Фонд „Институт экономики города“, 2007. — 346 с.
  31. , E.H., Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект/ E.H. Александрова, Е. В. Аретова, Е. Е. Пономаренко, К. И. Шевченко //Финансы и кредит. 2007. — № 28(268). -С.67−75.
  32. , H.A. Социальное государство и его основные критерии /H.A. Баиева //Сборник научных трудов факультета СевКавГТУ.2004. № 6 — Режим доступа: http://www.ncstu.ru
  33. , С.В., Кусмарцева, B.C. Оценка результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ/С.В. Барулин, B.C. Кусмарцева//Финансы. 2010. — № 5. — С. 22 — 27
  34. , К. С. Право социального обеспечения. Общая часть: учебн. пособие/К.С. Батыгин М., 1998.-317 с.
  35. В.Н. Межрегиональное неравенство уровня жизни: состояние и вектор развития / В.Н. Бобков//Экономист. 2012. — № 12. — С.46−58.
  36. , В.Н. Влияние кризиса на уровень и качество жизни/В.Н. Бобков//Экономист. 2010. — № 4. — С.66−78.
  37. , В.Н. Социальный контракт как основа модернизации системы социальной поддержки трудоспособного малоимущего населения/ В. Н. Бобков, A.A. Гулюгина, Н. С. Маликов, Е. Ю. Чесалкина //Уровень жизни населения Регионов России. 2011. — № 3. — С. 4−19.
  38. , О.Ю. Модернизация механизма формирования и использования государственных внебюджетных фондов: автореф. дис. .канд. экон. наук: 08.00.10/ Богданова Оксана Юрьевна. Ростов-на-Дону, 2009 г. -25 с.
  39. , И.И. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат./ И. И. Болотов. и др. М., 2011. — 990 с.
  40. , Г. Качество жизни населения как признак состояния общества/ Г. Вечканов//Экономист. 2011. — № 7. — С.45−55.
  41. , H.A. Социальная политика/ Под общ. ред. H.A. Волгина М.: Издательство „Экзамен“, 2002. — 860 с.
  42. , В.П. Организация работы органов социального обеспечения: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В. П. Галаганов М.:
  43. Издательский центр „Академия“, 2005. 176 с.
  44. , Д.Ф. Институциональный подход к регулированию качества жизни населения /Д.Ф. Гараева //Экономические науки. 2012. — № 2(87). -С.11−14.
  45. , А.И., Гончарова, М.В. Концепция финансового обеспечения системы социальной поддержки населения в России/А.И. Гончаров, М. В. Гончарова //Финансы и кредит. 2007. — № 1. — С.36−48.
  46. , Е.А. Индекс человеческого развития в России и других странах мира. Обзор по материалам ПРООН/ Е. А. Горина //8РЕЯО. 2012. — № 16, — С. 193−199.
  47. , В.Н., Грузков, И.В. Экономические ресурсы социальной защиты (концептуальный анализ): Монография/В.Н. Грузков, И.В. Грузков- под общ. ред. д.э.н., профессора И.-Х.Б. Ионова Ставрополь: кн. изд-во, 2002.-170 с.
  48. , И.П., Региональная политика управления финансовыми ресурсами системы социальной защиты населения/ И. П. Денисова, Л. Р. Клиновенко //Экономические науки. 2010. — № 2(63). — С.56−60.
  49. , Е.В. Анализ эффективности бюджетных расходов на детей/ Е. В. Дмитришина и др. /^РЕЯО, — 2011, — № 15.
  50. Доклад Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации „Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем“ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rfdeti.ru
  51. , А. Смысл и методика расчета индекса развития человеческого потенциала /А. Докторович//Российский экономический журнал. -2000. -№ 9. -С. 89−91.
  52. , Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России/ Е.А. Ермакова//Финансы и кредит. 2007. — № 3(243). — С.32−40.
  53. В.И. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь/ Под ред. Жукова В. И. М.: Союз, 1997. — 340 с.
  54. , Л.С. Методы оценки эффективности системы социальных трансфертов в России: дис. .канд. экон. наук:-08.00.05^/Засимова Москва-.,--2004. 153 с.
  55. , М.Л. Право социального обеспечения в России / М. Л. Захаров, Э.Г. Пучкова- М.: БЕК, 2001. 560 с.
  56. Здравоохранение в России. 2011: Стат.сб./Росстат. М., 2011. — 326 с.
  57. , Л.А. О результативности и эффективности расходов бюджетов на социальную политику / Л. А. Зиганшина //Финансы и кредит. -2011.-№ 26 (458).-С.57−65
  58. , Л.А. Расходы на социальную политику: эффективность и результативность /Л.А. Зиганшина //Экономические науки. 2011. — № 3(76). -С.274−277.
  59. , А. Состояние и перспективы развития системы социальной защиты в России/Золотарева А. и др. М.: Ин-т Гайдара, 2011. — 268 с.
  60. , О.Б. Территориальные финансы России: теория и методология: Монография/ О. Б. Иванова РГЭУ „РИНХ“, — Ростов н/Д, 2004. — 212 с.
  61. , Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР /Р.И. Иванова — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
  62. В. К новым социальным императивам России/ В. Иванченко//Вопросы экономики. 2008. — № 2. — С.113−121.
  63. Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Ростовской области. 2007. — № 2.
  64. Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Ростовской области. -2011. -№ 4(36). -С.24−39.
  65. Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты Ростовской области. -2011. -№ 3(35). С.38−50.
  66. , Д.А. Основы реализации социальной функции государства/ Д.А. Камилов//Экономические науки. 2011. — № 6 (79). — С.7−10.
  67. , Е.А. Перспективные направления развития региональной системы социального обслуживания населения /Е.А. Карасик//Экономические -науки. — 2009. — № 5(54). — С.224−227.
  68. Карпова, Д-П. Программно-целевой метод планирования и финансирования как инструмент повышения эффективности государственных расходов/ Д. П. Карпова, С. И. Корандасов //Финансы и кредит. 2012. — № 5(485).
  69. , М. Человеческий капитал в Европейском союзе: государственный и национальный контексты/ М. Клинова, Е. Сидорина //Вопросы экономики. 2012. — № 8, — С. 80−97.
  70. , Е.А. Модели организации адресной социальной помощи: метод, пособие/ Е. А. Коваленко, E.JI. Строкова, O.A. Феоктистова. М.: Фонд „Институт экономики города“, 2009. — 248 с.
  71. , A.B. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России: монография / A.B. Корицкий- науч. ред. Т.В. Григорова- Сибирский университет потребительской кооперации. Новосибирск, 2010. -368 с.
  72. , JI.H. Теория социального государства Лоренца Фон Штейна/ Л.Н. Кочеткова//Философия и общество. 2008. № 3.
  73. , H.A. Государственное регулирование социального страхования/ H.A. Кричевский, А. Г. Куксин М.: Издательско-торговая корпорация „Дашков и Ко“, 2006. — 138 с.
  74. , А.Г. Теоретические подходы к определению качества жизни населения / А.Г. Крыжановская//Экономические науки. № 5(54). -С.273−276.
  75. , П.А. К вопросу о современном рассмотрении категории финансов /П.А. Лнвчаев//Финансы и кредит. 2011. — № 26(458). — С.2−5.
  76. , Т.Н. Совершенствование региональной системы социальнойзащиты социально-уязвимых слоев населения: дисс.. канд.экон. наук: 08.00.05/ Лукьянова Татьяна Николаевна. М., 2009. — 188с.
  77. , Ю. Социальная реформа „субсидиарного государства“ /Ю. Любимцев, Е. Быкова // Экономист. 2010. — № 12. С.44−50.
  78. , Т.М. Социальная модернизация: что модернизировать и кто модернизаторы? / Т. М. Малеева, Л. Н. Овчарова // SPERO. 2010. -№ 13. -С. 21−34.
  79. , Т.М. Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации/ Т. М. Малева и др./под.ред. Т. М. Малевой, Л. Н. Овчаровой -М.: Издательство „Дело“ РАНХ, 2010. 336 с.
  80. , М.И. Совершенствование бюджетного финансирования социальной сферы как фактор повышения качества жизни населения / М. И. Маллаева, Ф. М. Ниналалова //Финансы и кредит. 2011. — № 39(471).- С. 56−61.
  81. , Е.Е. Право социального обеспечения/ Е.Е. Мачульская— М.: Междунар. центр финансово-экон. развития, 1997.
  82. , В.П. История социальной работы в России: учебное пособие /В.П. Мельников, Е. И. Холостова М.: Издательско-книго-торговый центр „Маркетинг“, 2001. — 344 с.
  83. , Т.Н. Приватизация системы социальной защиты в России /Т.Н. Мещерякова//Страховое дело. 2007. — № 4. — С. 12−15.
  84. С.Г. Социальная поддержка уязвимых групп населения / С. Г. Мисихина М.: Издательство Института Гайдара, 2011. — 92 с.
  85. , A.A. Проблемы формирования социального государства: политико-социологический аспект/ A.A. Нелюбин// Россия реформирующаяся.
  86. Ежегодник / Отв. Ред. М. К. Горшков. Вып.7. — М.: Институт социологии РАН, 2008. -С. 444−462.
  87. , И.А. „Экономическая дифференциация регионов: оценки, динамика, сравнения“ Электронный ресурс./ И. А. Николаев, О. С. Точилкина // Аналитический доклад. 2011. — Режим доступа: http://www.fbk.ru
  88. , М.А. Нормативы финансирования государственных услуг: используем опыт коммерческого сектора/ М. А. Опарина, Д. С. Карагодина //Бюджет. 2010. — № 5. — С.56−59.
  89. , И.Б. Государство социального гуманизма: экономическое измерение/ И. Б. Орлов //Научный эксперт. 2008. — № 2. — С. 16−28.
  90. , П.Д. Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П. Д. Павлинюк. М.: ИНФРА, 1998.
  91. , И. Территория надежды»/ И. Певцов//Новые времена. 2009. -№ 5 (313).
  92. , A.JI. Финансовое обеспечение системы социальной защиты населения в России: автореф. дисс.. канд.экон. наук: 08.00.10/ Пономарева Анна Леонидовна. Ростов-на-Дону., 2010. — 25 с.
  93. , Л.М. Социальный контракт новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации/ Л.М. Прокофьева//Аналитический вестник. — 2010. -№ 8 (394).-С.6−79.
  94. , Л. Социальная сфера: бесплатность становиться исключением/ Л. Ржаницына//Экономист. 2012. — № 6. — С.39−42.
  95. , В.Д. Основы социального страхования/В.Д. Роик М.: Анкил, 2005. — 255 с.
  96. , В.Д. Основы социального страхования: организация, экономика и право: учебник/ В. Д. Роик М.: Изд-во РАГС, 2007. — 456 с.
  97. , А.И. Формирование и развитие системы финансовогообеспечения социальной защиты в России: дисс.. канд.экон. наук: 08.00.10/ Роккель Александр Иванович. Самара, 2005. — 164 с.
  98. , П. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность/Под редакцией П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2008. 450 с.
  99. , Т.Ф. Расходы бюджета на содержание учреждений социально-культурной сферы: Монография/ Т. Ф. Романова, JI.B. Богославцева Ростов н/Д., 2000−230 с.
  100. , Т.Ф., Государственный финансовый контроль в социальной сфере: Монография/Т.Ф. Романова, О. И. Карепина Азов, ООО «АзовПечать». 2006.-216 с.
  101. Романова, Т. Ф. Финансовый механизм бюджетных учреждений: теория и методология/ Т. Ф. Романова Финансы и статистика, 2002. — 256 с.
  102. , Г. Социальное государство и решение социально-трудовых проблем/ Г. Руденко, Ю. Щучкин //Социальная политика и социальное партнерство. 2008. — № 5. — С.33−35.
  103. E.H. Развитие финансово-ресурсной базы системы социальной защиты населения: дис.. канд.экон. наук: 08.00.10/ Рудская Елена НиколаевнаРостов-на-Дону, 2004. 193 с.
  104. , Т.Ю. Социальная политика «социального рыночного хозяйства» в системе моделей социальной политики Welfare State/ Т.Ю. Сидорина//Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России. 2007. — С.227−229.
  105. , H.A. О совершенствовании предоставления государственных социальных услуг за счет бюджетных средств/ H.A. Синицин//Финансы и кредит. 2011. — № 24(456). — С.35−40.
  106. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2011: Стат.сб. /Росстат М., 2011. — 527 с.
  107. , A.A. К вопросу сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации/А.А. Суховеева, О.В. Андреева// Финансовые исследования. 2007. — № 1. — С.36−42.
  108. , A.A. Отдельные аспекты функционирования учрежденийсоциальной защиты населения в условиях реструктуризации бюджетного сектора /A.A. Суховеева //Вопросы экономики и права. 2012. — № 4. — С. 175 179.
  109. , A.A. Развитие социальной защиты населения в России /A.A. Суховеева// Финансовые исследования 2010 г. — № 4 (29). — С.36−42.
  110. , A.A. Социальная защита: проблемы теории и практики:
  111. Научно-практическое пособие/ A.A. Суховеева, A.B. Суховеев, О. В. Баранцева // РГЭУ «РИНХ». Волгодонск, 2006. — 216 с.
  112. , A.A. Теоретико-методологические подходы к пониманию сущности и финансовому обеспечению социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан /A.A. Суховеева // Экономические науки. 2011. — № 6 (79).-С.160−165.
  113. , A.A., Программно-целевое бюджетирование в системе социальной защиты населения в регионе/А.А. Суховеева, О. В. Андреева //Экономические науки, — 2012 № 7 (92). — С. 105−109.
  114. , А. Социальная справедливость как основной принцип экономического развития/ А. Татаркин, Е. Андреева, О. Козлова //Социальная политика и социальное партнерство. 2009. — № 8. — С.5−15.
  115. Тезисы к выступлению C.B. Степашина на пленарном заседании Государственной Думы по вопросу исполнения федерального бюджета за 2009 год Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/chairman
  116. У скова, Н.Е. О комплексной безопасности учреждений социального обслуживания/ Н. Е. Ускова //Аналитический вестник. 2012. — № 5. — С.23−33.
  117. , М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования/М.Ю. Федорова Оренбург: Квадро, 2000. — 268 с.
  118. , Я.И. Индексация денежных доходов в системе социальной защиты населения региона/Социальная защита в условиях рынка/Я.И. Фельдман Дагестанский научный центр РАН, 1991. — 320 с.
  119. , Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие/Е.И. Холостова 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. — 348 с.
  120. , Е.И. Социальная работа: учебное пособие/Е.И. Холостова 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.- 668 с.
  121. , Ю.Ю. Особенности формирования и исполнения муниципального задания/ Ю.Ю. Чалая//Руководитель бюджетной организации. 2010 г.- Май. -С.19−27.
  122. , Н.М. Теоретические аспекты и приоритеты развития социального страхования в современной России/ Н. М. Чапаев, М.М. Гаджиясулов//Финансы и кредит.-2011. № 18(450). — С. 57−62.
  123. , Г. В. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России: науч.- практ. пособие/ Г. В. Челнокова М.: Проспект, 2009. -104 с.
  124. , Н.С. Источники финансирования социальной защиты населения в России// Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук. Саратов, 2009. 183 с.
  125. , JI.B. Человеческий капитал как объект социальной защиты/ JI.B. Шульгина, C.B. Якимчук //Финансы. Экономика. Стратегия.- 2010.- № 12.-С.7−11.
  126. , E.H. Финансовое обеспечение социальной защиты населения в Российской Федерации: дисс. .канд. экон. наук:08.00.10/Шутяк, Елизавета Николаевна. М., 2005. — 333 с.
  127. , В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: учеб-метод. пособ. / В. П. Юдин Казань, 1995. — 89 с.
  128. C.B. Особенности методологии оценки человеческого капитала для поддержки системой социального обеспечения/ C.B. Якимчук// Финансы. Экономика. Стратегия. 2010. № 12. С.28−31.
  129. , Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник для вузов/ Л. И. Якобсон М.: РУВШЭ, 2000. — 367 с.
  130. , В.И. Социальное измерение государственной экономической политики. Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования/В. И. Якунин, В. Д. Роик, С. С. Сулакшин М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. -208 с.
  131. , Е. Социальные итоги трансформации, или Двадцать лет спустя/ Е. Ясин, Г. Андрущак, А. Ивантер, Н. Косарева, Л. Овчарова, А. Понамаренко, В. Фадеев // Вопросы экономики. 2011. — № 8. — С. 77−96.
  132. Esping-Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  133. Fumiss N., Tilton T. The Case for the Welfare State. From Social Securitu To Social Equality. Bloomington/London. 1977, p. 1−21.
  134. Stein, L. von. Geschichte dersozialen Bewegungin Frankreich von 1789 bis auf unsere Tage. Bd. III. Munchen, 1921. Русский перевод: Штейн, Л. фон. История социального движения Франции с 1789 г. — СПб.: Тип. А. М. Котомина, 1872.
  135. Официальный портал Правительства Ростовской области Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.donland.ru
  136. Официальный сайт Администрации г. Волгодонска Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.volgodonskgorod.ru
  137. Официальный сайт Департамента труда и социального развития
  138. Администрации города Волгодонска Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.dtsr-volgodonsk.ru «» ~
  139. Официальный сайт Министерства труда и социального развития Ростовской области Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mintrud.donland.ru
  140. Официальный сайт Министерства финансов Электронный ресурс. -Режим доступа: http:// www.minfm.ru
  141. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.ach.gov.ru
  142. Официальный сайт Федеральной службы статистики Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru
  143. Федеральное казначейство (Казначейство России) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.roskazna.ru
  144. Энциклопедия «Кругосвет» Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www. krugo s v et. ruподходы к содержанию термина «социальная защита» 1. Исходя из широты исследования Социальная защита распространяется только на отдельную категорию граждан
  145. Узконаправленная трактовка 1
  146. Защита любого человека или общества в целом
  147. Расширительное определение
  148. Защита от социальных рисков Защита конституционных, социальных, субъективных прав / «1
  149. Реализация прав и гарантий
  150. В т.ч., психологическая, судебная, натуральная -1
  151. Материальное обеспечение, иная помощь /
  152. Удовлетворение необходимых потребностей- стабилизация ^ и/или повышение благосостояния
  153. Поддержание/ повышение уровня жизни <�—
  154. Улучшение качества жизни <�—* ^ Свободное развитие человека- поддержка социального статуса- ценностное воспроизводство- творческое развитие1. Политзкономический подход
  155. Социальная защита представляется как ' определенный социальный институт1. Институциональный подход
  156. Определяет способы обеспечения социальных прав и гарантий
  157. Методологический подход <�—
  158. Исходя из механизма реализации / 1С А— Реализуется путем предоставления гражданам услуг ^ и материальных благ
  159. Распределение части ВВП (НД) Предоставление гарантий 1 В т.ч. экономических, социальных, правовых
  160. Л- Правового, социально-экономического, / организационного характера
  161. Реализация определенных мер и мероприятий ?
  162. Систематизация подходов к содержанию термина «социальная защита"109
  163. Классификация учреждений социальной защиты населения
  164. Этап: Определение основных проблем, на решение которых направлена профамма целевых субсидиит
  165. Этап: Формирование приоритетных целей и задач ирофаммы целевой по фебш ельскои субсидии
  166. З.Этап: Формирование технических условии целевой по греби гельской субсидии исходя из усыновленных целей и задачX
  167. Экш: Разрабопса сиысмы мро1 раммных меропршпии про! раммы целевой потебтсльскои субсидии
  168. Этап: Определение исючников и обьемов финансирования программы целевом по греби Iельскои субсидии
  169. ВАЖНО >читывать, что решение обозначенною круга проблем на основе целевой пофебигсльскои субсидии возможно только при наличии необходимого количества поставщиков социальных >слуг
  170. Этап: Определение целевых показателей и индикаюров профаммы целевой потребшельскои субсидии1. При — I этом I ВАЖНО 2311ри этом ВАЖНО- 2
  171. Определить целев) ю руппу пофебшслей услуги
  172. Определи!ь фапицы использования целевой потреби! ельской субсидии
  173. Конкрсшзировагь цели и задачи про! раммы
  174. Определи! ь размер (наминал) пофебшельскои субсидии дифференцированным или унифицированный и форму се предоставления (именнои ваучер безличным талон и I д)
  175. Разрабо1ап, ыандар!)слуги
  176. ВАЖНО чс! ко определи! ь количсс! венные и качественные показатели ожидаемою конечного обшсственпо значимою эффск! а
  177. Ростовская область хараюсризуется высоким потенциалом для разви! ия рынка негосударственных посевщиков услуг по социальному обслуживанию, способных обеспечить консфукшвную социальную активность и повышение качества1. СОЦИаЛЬНЫХ УСЛУ!
  178. Спандар! может содержа! ь перечень действий (работ), выполняемых в процессе предоставления услу! и, требования к физическим условиям предоставления усл>ги требования к квалификации персонала санитарно-гигиенические требования и т п
  179. При разрабонгс системы про! раммных мероприяжи ВАЖНО учи1ывап> иис1и) циопалы1о-адмипиира1ивпые аспекты перехода к целевой по фебш ельскои субсидии11ри определении обьемов финансирования ВАЖНО1. ИСХОДИ Iь изследующих факюров
  180. Исючниками финансирования программы целевых потребительских субсидий в Ростовской области моут являться областной бюдже! Ростовской области и/или бюлжоты муниципальных обпачогшний
  181. Методические рекомендации по разработке целевой программы в сфере социального обслуживания населения наоснове применения технологии целевой потребительской субсидии7. Этап:
  182. Реализации мрофаммм целевойпофебшсльской субсидии
  183. Этап: Мони горит и коироль реализации про! раммы целевой1. ПОфСбшСЛЬСКОИсубсидииI9. Этап: Оценка1. Эф (|)СК1 ИВПОС1 Иреализации про! рачмы целевойпофсбшсльскои субсидии
  184. Ша 1 Информирование поставщиков и потребителейуслу1 о реализации программы целевой пофсбшсльскои субсидии
  185. ШсП 2 — Проведение квалификационно! о оIбора иос1авщиков услу!1. Шаг 31. Шаг 41. Шш 5
  186. Заключение договоров с поставщиками уСЛу!
  187. Выдача социальных ваучеров (сертификатов) потребителям услуг
  188. Прием ваучеров 01 поставщиков уел>1 и перечисление поставщикам денежных средств
  189. Квалификационным отбор проводится заказчиком путем рассмотрения заявок участников отбора и оценки их соответс! вия требованиям, установленных в стандарте услуги по социальному обслуживанию
  190. Перечисление средств поставщикам услуг должно происходить по завершении усыновленною периода (например, месяца) только при предъявлении ими ваучеров полученных о! по 1реби! елей услу! и отчета об оказании услуг
  191. Методические рекомендации по реализации целевой программы в сфере социального обслуживания населения наоснове применения технологии целевой потребительской субсидии
Заполнить форму текущей работой