Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности государственного регулирования регионального АПК в условиях перехода к рыночной модели хозяйствования: На примере АПК КЧР

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время в регионах, в которых сельское хозяйство как и др. отрасли агропромышленного комплекса выступают в качестве одного из основных условий и фактора обеспечения регионального развития, доля занятого населения, а равно и др. параметры регионального развития в которых напрямую зависят от сельского хозяйства, проблема государственного регулирования (или участия государства) в развитии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы государственного регулирования аграрной сферы экономики
    • 1. 1. Сущность государственного регулирования экономики
    • 1. 2. Объективные предпосылки и особенности государственного регулирования аграрной сферы в переходный период
    • 1. 3. Принципы, инструменты и механизмы воздействия государства на развитие аграрного сектора экономики
  • Глава 2. Роль государственного регулирования развитии сельскохозяйственного производства региональной экономики на примере Карачаево-Черкесской Республики)
    • 2. 1. Ресурсный потенциал АПК Карачаево-Черкесской Республики
    • 2. 2. Специфика финансирования АПК и необходимость его государственного регулирования
    • 2. 3. Механизм государственного регулирования аграрного сектора в условиях развития рыночных отношений
  • Глава 3. Концептуальные основы формирования системы государственного регулирования аграрной сферы экономики
    • 3. 1. Экономико-политическая модель формирования рыночного хозяйства
    • 3. 2. Основные меры и механизмы воздействия государства на формирование и развитие высокоэффективной индустриальной аграрной сферы национального хозяйства

Особенности государственного регулирования регионального АПК в условиях перехода к рыночной модели хозяйствования: На примере АПК КЧР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Внедрение либеральной рыночной модели в практику хозяйствования в 90-е годы привело к тому, что сельское хозяйство, как и большинство др. отраслей реальной экономики оказались неподготовленными к изменившимся условиям хозяйствования. Либерализация внешних экономических связей, свободная система цен на внутреннем рынке между товаропроизводителями, самоустранение государства от регулирования экономических процессов и т. п. на фоне несовершенства рыночной инфраструктуры породили трудности с реализацией продукции, создали проблему неплатежей и кризиса в сельском хозяйстве. Попытка вывести сельское хозяйство из стагнации и кризиса радикальными изменениями в институциональной сфере (внедрении частной собственности на землю, многообразие форм хозяйствования и т. п.) привело к свертыванию темпов роста валовой продукции сельского хозяйства, падению его производства в секторе сельскохозяйственных предприятий, оттоку квалифицированной рабочий силы, свертыванию инвестиций. И хотя к концу 90-х началу 2000;х годов происходит постепенное повышение экономической и инвестиционной активности в сельском хозяйстве и АПК, причиной которых стал, главным образом, эффект девальвации, тем не менее устойчивой тенденции не наблюдается. Напротив, заметны тенденции к неустойчивости и отсутствия стабильностипадение и рост имеют случайную природу и никак не корреспондируют не с техническим состоянием сельскохозяйственного производства, ни с производственно-хозяйственной деятельностью основных субъектов сельскохозяйственного производства. Основная причина неустойчивости состоит в отсутствии в сельском хозяйстве эффективного адекватного существующему периоду механизма хозяйствования.

Мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что в условиях резких социально-политических и экономических трансформаций, каковые имели место в России в 90-е годы, отрасли реального сектора экономики не могут эффективно функционировать без государственной поддержки и участия государства, степень которого зависит не только от уровня развития самой отрасли, но также и от развитости в них других инструментов и механизмов, связанных, главным образом, с самоорганизацией и самоуправлением. Ослабление или же отстраненность государства от участия в управлении развитием отрасли в условиях резких трансформаций ведет к стагнации и углублению кризиса. Напротив, там где государство с разной степенью участвует в формировании различных форм поддержки сельского хозяйства и др. отраслей реальной экономики, отрасли и в целом национальное хозяйство имеют более короткий период выхода из кризиса, сам кризис оказывается не столь глубоким и продолжительным, а по своим последствиям не столь разрушительным (имеет лавным образом, структурный характер и рассматривается в качестве структурного, т. е. необходимого). Еще более значимым оказывается государственное регулирование реформирования отрасли в условиях становления новой рыночной модели хозяйствования.

Таким образом, потребности в разработке механизма государственного регулирования вызваны следующими причинами, во-первых, необходимостью вывода сельского хозяйства из кризиса, во-вторых, формированию в нем рыночного механизма хозяйствования, в-третьих, обеспечении устойчивого развития сельского хозяйства в системе отраслей народного хозяйства.

Степень разработанности проблемы. Проблема государственного регулирования сельского хозяйства в теоретическом плане стала активно развиваться и рассматриваться ведущими отечественными экономистами-аграрниками сразу с провозглашением либерально-рыночной доктрины. В работах В. Добрынина, А. Никонова, В. Боева, В. Милосердова и др. уже в 90-е годы можно найти основные положения будущей цельной методологии государственного регулирования сельского хозяйства в связи с переходом его на рыночные методы хозяйствования. Однако, в первой половине 90-х годов, несмотря на разработки указанных авторов цельного мировоззрения не получилось. Основные наработки в области формирования целостной концепции государственного регулирования и государственной поддержки, в которой были бы четко обозначены цели, задачи, методы и механизмы данного института сформировались к концу 90-х началу 2000;х годов. Необходимо специально указать на то, что основные методологические положения данной концепции были сформулированы в статьях в периодической печати. В этой связи следует выделить работы: А. И. Алтухова, В. Р. Боева, И. Н. Буробкина, В. П. Василенко, А. Г. Зельднера, В. А. Клюкача, В. В. Милосердова, А. А. Никонова, Е. С. Оглоблина, А. Ф. Серкова, Е. Серовой, И. Г. Ушачева, А. А. Шутькова, А. Гордеева, В. Назаренко, А. Петрикова, Н. Радугина, В. Узуна, Д. Эпштейна, Н. Борхунова, Р. Гумерова и др., оказавших наибольшее влияние на формирование целостной концепции государственного управления сельского хозяйства в переходный период.

В то же время в регионах, в которых сельское хозяйство как и др. отрасли агропромышленного комплекса выступают в качестве одного из основных условий и фактора обеспечения регионального развития, доля занятого населения, а равно и др. параметры регионального развития в которых напрямую зависят от сельского хозяйства, проблема государственного регулирования (или участия государства) в развитии сельского хозяйства имеет свою не только внешнюю особенность, которая может быть описана на основе обобщения частного опыта, но имеет свою фундаментальную особенность. А потому требуется решение не только исключительно практических, прикладных задач, которые могут быть решены на основе использования существующего теоретико-методологического инструментария, но также и методологических задач. В этой связи представляется целесообразной необходимость уточнения содержания системы поддержки и регулирования экономики в двух измерениях: с учетом вышеперечисленных региональных особенностей и с учетом современных условий, присущих всему народному хозяйству, т. е. имеющих макроэкономическую природу. Возникает потребность в разработке научно обоснованной системы государственного ценового регулирования, в определении эффективного механизма распределения дотаций, в выявлении новых источников поддержки сельскохозяйственного производства в регионе адекватных становлению в них моделей рыночного типа. Все это повлияло на определение цели и задач диссертационного исследования.

Тема диссертации соответствует п. 15.33 Паспорта специальностей (экономические науки) ВАК России — государственная поддержка и регулирование агропромышленного производства, предприятий и отраслей сельского хозяйства.

Цель и задачи диссертационного исследования заключаются в углублении теоретических представлений о роли и месте государственного регулирования в модернизации сельского хозяйства и разработке механизма государственного регулирования реформирования регионального сельского хозяйства в условиях становления рыночной модели хозяйствования.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач: изучить существующие теоретические взгляды на природу государственного регулирования как инструмента модернизации экономики и отдельных отраслей в условиях выбора рыночной модели хозяйствования и внести уточнение в существующую доктрину государственного регулирования АПК и сельского хозяйства, в частности;

— определить объективные предпосылки и выявить институциональные, технологические и организационные особенности использования института государственного регулирования в реформировании аграрной сферы экономики региона;

— разработать принципы, механизмы и методы воздействия государства на реформирование аграрного сектора региональной экономики;

— проанализировать опыт и изучить механизм государственного регулирования сельского хозяйства, в странах с развитой рыночной экономикой, а так же в государствах, осуществляющих процесс рыночных преобразований и дать оценку его роли в развитии сельскохозяйственного производства этих стран;

— разработать и обосновать концептуальные основы регулирующего воздействия государства на преодоление кризиса в сельском хозяйстве и формирование необходимых предпосылок для дальнейшего его эффективного функционирования в условиях формирования новых производственных отношений.

— дать анализ состояния механизма государственного регулирования сельского хозяйства в условиях социально-экономических трансформаций (на примере сельского хозяйства КЧР);

— усовершенствовать методологию государственного регулирования обосновать формы, приемы и методы воздействия государства на развитие аграрной сферы, выявить их специфические особенности и функции в условиях формирования рыночной модели экономики;

— обосновать принципиальную модель системы государственного регулирования аграрной сферы, адекватную рыночной экономике, раскрыть механизм ее функционирования в условиях становления рыночных отношений.

Предметом исследования является механизм государственного регулирования сельского хозяйства и др. отраслей регионального АПК.

Объектом исследования выступили сельское хозяйство и агропромышленный комплекс Карачаево-Черкесской республики. При описании отдельных аспектов механизма государственного регулирования в качестве объекта исследования использовались агропромышленные комплексы ряда регионов юга России, а также в целом АПК России.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды классиков экономической теории, а также современных российских и западных ученых по проблемам государственного регулирования экономики и, в частности, в аграрной сфере. В работе использованы теоретические и методологические разработки и рекомендации научных учреждений и институтов России и других стран.

Информативную и источниковую базу исследования составили нормативные акты государственных органов, рекомендации и публикации по вопросам государственного урегулирования сельского хозяйства в условиях рыночной экономики, материалы государственных статистических органов. Теоретические и методологические положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Экономическая теория» и «Основы рыночной экономики».

В процессе проводимых исследований широко применялись абстрактно-логический, монографический, графический, экономико-статистический, а также другие методы экономических исследований.

Научная новизна исследования определяется поставкой и решением проблемы формирования системы государственного регулирования аграрной сферы, адекватной рыночной экономике и состоит в следующем:

— уточнена сущность, объективные предпосылки, функции и особенности государственного регулирования в аграрной сфере экономике;

— выявлены основные типы регулирующего воздействия государства на развитие аграрной сферы экономики (централизованный монополизм, экономический либерализм и смешанный тип, сочетающий государственные и рыночные регуляторы), а так же раскрыты их основные признаки;

— обоснованы цели и основные задачи государственного регулирования аграрного сектора регионального АПК (на примере АПК Карачаево-Черкесской республики);

— выявлены основные тенденции пореформенного развития аграрной сферы экономики Карачаево-Черкесской республики и уточнены основные принципы модернизации аграрной сферы региональной экономики и сельского хозяйства, в частности;

— раскрыты концептуальные основы, обоснованны формы и методы эффективного использования государства для преодоления кризисных явлений в сельском хозяйстве и формирование условий его дальнейшего эффективного развитиявыявлены политические и экономические факторы, предопределяющие границы государственного вмешательства в развитие аграрной сферы экономики в новых условиях хозяйствования;

— предложена принципиальная схема государственного регулирования аграрного сектора, позволяющая обеспечить согласование интересов, как государства, так и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что сделанные на его основе теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при разработке концепции государственного регулирования сельского хозяйства регионального АПК в качестве методической и нормативной базы. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы при составлении региональных программ модернизации сельского хозяйства региона.

Апробация исследования. Результаты исследований нашли свою реализацию в концепции «Реформирование агропромышленного комплекса КЧР», а также в разное время в ходе публичных выступлений на конференциях в КЧГТА, РГЭУ «РИНХ», в открытой печати.

Тема и результаты диссертационной работы связаны с исследованиями по проблеме становления рыночных отношений в агропромышленном комплексе региона.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 статей. Объем публикаций составил около 2.0 п.л.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Государственное регулирование экономики представляет собой специфическую форму централизованного экономического управления народным хозяйством. По своему содержанию — это деятельность государства по поддержанию условий эффективного социальноэкономического развития. Его характер и содержание как процесса целенаправленного воздействия на экономическую систему общества определяется целями экономической политики.

Государственное регулирование призвано выполнять ряд определенных функций, стоящих перед государством и, прежде всего, предупреждать возможное возникновение кризисных явлений в экономике и минимизировать их негативные последствиякоординировать все виды экономической деятельности и создавать необходимые условия для их эффективного развитиярешать основные политические, социальные и экологические проблемы, стоящие перед обществом.

Аграрная сфера экономики должна являться объектом государственного регулирования. Основными предпосылками формирования и развития системы государственного регулирования аграрного сектора экономики является: разнообразие природно-климатических условий, диктующих необходимость создания и развития системы защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, страхование их деятельностинеустойчивость цен и доходов в агропромышленном производстве, зависящих как от природных факторов, так и от конъюнктуры рынканизкая степень монополизации в сельском хозяйстве и высокая — в ресурсообеспечивающих и обслуживающих сферах, слабая привлекательность инвестирования сельского хозяйства в силу спецификации воспроизводственного процессаособенности формирования социальной инфраструктуры селанеобходимость экологизации сельскохозяйственного производства.

В результате действия этих факторов государственное вмешательство и регулирование сельского хозяйства стали неотъемлемым элементом аграрной политики. Причем по мере развития рыночных отношений система государственного регулирования аграрного сектора национальной экономики не только не теряет своей значимости, но и наоборот, усиливается и совершенствуется.

3. В современных условиях нами выявлено три основных типа регулирующего воздействия государства на развитие аграрной сферы экономикицентрализованный государственный монополизмэкономический либерализмсмешанный тип.

Централизованный государственный монополизм в аграрной сфере проявляется в механизме экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов, ему присущи наличие бюрократических ограничений, отсутствие конкуренции и частной инициативы, стабильные и деформированные цены, как на продукцию сельского хозяйства, так и на средства производства.

Экономическому либерализму свойственно слабое вмешательство государства на развитие аграрной сферы экономики. Частное предпринимательство практически не ограничивается. Цены устанавливаются на основе свободного спроса и предложения.

Смешенный тип государственного вмешательства в аграрную сферу экономики сочетает рыночный механизм саморегулирования с ограниченной системой государственного воздействия на аграрную сферу экономики. Здесь свободное рыночное предпринимательство и конкуренция осуществляются в рамках государственной регламентации. В качестве экономических инструментов выступают регулируемые государством системы ценообразования, налогообложения, страхование и др. В целях динамичного, сбалансированного и эффективного развития аграрной сферы государство корректирует, распределяет и перераспределяет доходы в пользу сельского хозяйства.

4. Важнейшими исходными методическими принципами регулирующего воздействия государства на аграрный сектор экономики являются: принцип единства экономических и социальных целейпринцип сочетания индикативности и директивности в управлении аграрной сферойпринцип программного регулирования и др. Принципы государственного регулирования находят свое проявление в конкретных инструментах и методах, нацеленных на реализацию определенных функций. Экономические методы включают в себя такие инструменты как цены, налоги, платежи, дотации, компенсации, льготы, кредиты и др. Административно — правовые методы реализуются посредством принятия законов, постановлений правительства (в том числе запретительных или ограничительных), указов, соглашений, лицензий и т. д.

5. Изучение механизма государственного регулирования агарного сектора в странах с развитыми рыночными отношениями показало, что, несмотря на различный уровень их экономического развития, сельскому хозяйству и другим отраслям АПК оказывается крупная государственная финансовая помощь в различных формах, конечной целью которой является максимально полное обеспечение населения продовольствием по умеренным ценам при нормальной доходности производителей. В связи с переходом к рынку в аграрном секторе постсоциалистических стран, развитием конкуренции, стремлением к самоокупаемости производителей не должен сниматься вопрос об оказании сельскому хозяйству государственной финансовой поддержки.

6. Принципиальной ошибкой проводимых в ряде бывших социалистических стран экономических реформ была их направленность на формирование общества, со свободной рыночной экономикой, полностью либерализованным рынком. В этих условиях быстро стал осуществляться процесс разрушения старых механизмов централизованного регулирования экономикой. В то время как не был создан новый механизм проведения экономических преобразований, что привело к негативным тенденциям в социально-экономическом развитии. Сложившаяся ситуация в значительной степени явилась следствием отсутствия эффективного механизма вхождения аграрного сектора экономики в рынок, отказом от системы государственного регулирования, трактуемого зачастую как форму административного воздействия на производство, несовместимую с рыночными отношениями.

7. Меры государственного воздействия на аграрную сферу экономики в переходный период были недостаточными, некомплексными и часто несвоевременными, что не обеспечивало необходимых условий для стабильного развития сельского хозяйства.

Ценовая и налоговая политика не стимулировала предприятия вкладывать средства в их развитие. Финансово-кредитный механизм не обеспечивал необходимые условия для устойчивой хозяйственной деятельности и социального развития. В результате инвестиции в производственную и непроизводственную сферы АПК резко сократились. Формирование многоукладного хозяйства было в основном непоследовательным, не учитывались экономические, исторические и национальные особенности аграрной экономики.

В результате, согласно законам развития общества в соответствии с которыми производительные силы и производственные отношения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, наметилась деформация экономических отношений, что соответственно повлекло за собой снижение эффективности использования производительных сил и их частичное разрушение.

8. Направленность и интенсивность государственного регулирования аграрного сектора экономики во многом предопределяется моделью экономической системы общества, которая отражает содержание отношений государства и товаропроизводителей, общность их взаимных экономических интересов. Таким типом экономики должна стать модель социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на механизме сочетания государственных и рыночных регуляторов.

Цель государственного регулирования, как и всей аграрной политики в социально ориентированном рыночном хозяйственадежное обеспечение населения страны высококачественными продуктами питания в необходимых объемах, промышленности-сельскохозяйственным сырьем по доступным ценам, а также преодоление катастрофического отставания аграрного сектора экономики от других отраслей народного хозяйства.

9. Разработка концептуальных основ государственного регулирования, необходимость его адаптации к новым условиям хозяйствования предопределила необходимость выявления основных закономерностей трансформации аграрной сферы экономики. Такие закономерности во многом определяются как состоянием экономической системы общества в дореформенной стадии своего развития, так и направлением ее трансформации в условиях перехода от адменистративно-распределительной системы к рынку проявляются две основные группы экономических закономерностей. К первой группе относятся закономерности демонтажа прежней экономической системы (разгосударствление, децентрализация, демонополизация, демократизация и др.). Ко второй закономерности рыночной экономики, которые находят отражение в приватизации, формировании многоукладное&trade-, развития конкурентности, либерализации.

Экономические закономерности переходного периода в целом ряде случаев проявляются в кризисности и неустойчивости развития аграрной сферы. Государственное регулирование призвано управлять этими процессами, минимизировать их отрицательные последствия.

10. К основным задачам государственного регулирования аграрной сферы экономики относятся: прекращение неконтролируемого спада агропромышленного производствасоздание необходимых условий для плавного и безболезненного вхождения предприятии АПК в рынокобеспечение продовольственной безопасности странысодействие развитию и стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населенияподдержание паритета экономических отношений сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйствапроведение политики аграрного протекционизма и защита отечественных товаропроизводителей агропромышленного комплекса от неравных условий конкуренции со стороны внешнего рынкаликвидация социальных противоречий в целях создания социальной базы рыночных преобразований в аграрном секторе и др.

11. Реальные границы государственного вмешательства в развитие аграрного сектора экономики в условиях перехода к рыночным отношениям определяются системой как политических, так и экономических факторов. К первым относятся, прежде всего, направленность социально-экономической политики государства. Ко вторым — соотношение в аграрном секторе экономики частной, государственной и коллективной форм собственности на средства производства, а также экономическая ситуация на рынке продовольствия и сельскохозяйственного сырьястабильность цен на основные виды материально-технических ресурсов и сельскохозяйственную продукциюстабильность отечественной валюты и др.

12. Государственное регулирование аграрной сферы должно осуществляться как в текущей, так и долгосрочной формах. Текущее регулирование необходимо применять в целях непосредственной корректировки сложившейся ситуации в аграрной сфере экономики, стабилизации конъюнктуры рынка, регулирования колебаний производства сельскохозяйственной продукции, борьбы с диспаритетом цен, регулирования текущих внешнеэкономических неравномерностей и Др.

Долгосрочное регулирование предполагает структурную перестройку аграрной сферы экономики (отраслевую и региональную) в перспективе в целях ослабления хронических диспропорций и обеспечения необходимых условий для ее эффективного развития.

13. В современных условиях одной из основных форм воздействия государства на развитие аграрной сферы экономики является программное регулирование, сочетающее в себе механизм саморегуляции рынка с разработкой и реализацией программ развития агропромышленного комплекса. Использование программного подхода позволяет обеспечить в переходный период согласование интересов в многоукладной экономике, смягчить развитие негативных процессов, обеспечить создание экономических, технических, социальных и других необходимых условий формирования рыночных отношений в аграрной сфере.

Долгосрочное регулирование должно осуществляться на основе и реализации долгосрочных, рассчитанных на отдаленную перспективу общенациональных, отраслевых или региональных программ развития агропромышленного комплекса. Краткосрочные программы следует нацеливать на осуществление мероприятий в сфере ценообразования, кредитной, бюджетной, налоговой политики и др.

14. Методы государственного регулирования в аграрном секторе экономики будут определяться, прежде всего, особенностями развития государства и должны основываться преимущественно на экономических рычагах, индикативных методах управления.

Существенная роль в механизме государственного регулирования ценообразования, главная задача, которой состоит в том, чтобы не допустить высокого уровня ценой инфляции и обеспечить необходимую доходность сельскохозяйственным товаропроизводителем. Необходимо формирование ценового механизма через систему свободных, договорных и регулируемых государством (гарантированных, залоговых, предельных) цен.

Налогово-бюджетное перераспределение доходов в пользу сельского хозяйства от видов деятельности с высоким оборотом капитала, поддержание сельского хозяйства путем субсидий и бюджетных ассигнований в производственную и непроизводственную структуру должно стать другим направлением государственного регулирования в системе АПК. Налоговая политика в торгово-посреднической деятельности и отраслях перерабатывающей промышленности должна строиться на принципе сдерживания роста розничных цен и, прежде всего, на продовольствие.

Для предотвращения возможностей перерабатывающей промышленностью перераспределять доходы в свою пользу путем установления монопольно высоких цен необходимо применять прогрессивное налогообложение прибыли в отраслях переработки сельхозпродукции. Излишние доходы торгово-посреднических структур целесообразно ограничивать на основе установления размеров торговых наценок к оптовым ценам.

15. Для осуществления эффективного развития аграрного сектора экономики предстоит обеспечить оперативное слежение за движением цен на промышленные средства производства и услуги на продукцию сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, розничных цен на государственном и местном уровняхотработку механизма поддержания доходов сельскохозяйственных производителей в условиях рыночных отношенийсогласование ценовой и финансово-кредитной политики на продовольственных и сырьевых рынках с другимисравнительную оценку тенденций движения цен мирового рынка и цен на аналогичные продукты питания и основные промышленные товары, потребляемые в сельском хозяйстве. Такой механизм позволит оперативно и эффективно осуществлять корректировку направлений и механизмов системы государственного регулирования в аграрной сфере и позволит обеспечить согласование экономических интересов всех участников процесса агропромышленного производства, смягчить развитие негативных процессов и обеспечить создание необходимых экономических, технических, социальных и других условий для динамического и эффективного развития аграрной сферы экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1−2. от 21.11.94 г.
  2. О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе. Указ Президента Российской Федерации № 157 от 16 апреля 1996 года // Российская газета. 1996. — 23 апреля.
  3. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 // Российская газета. 1995. — 22 марта.
  4. О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 198 от 9 января 1992 года // Российская газета. -24 января.
  5. О сельскохозяйственной кооперации. Федеральный закон РФ от 8 декабря 1995 года № 193−3 // Российская газета. 1995. — 16 декабря.
  6. О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков: Постановление Правительства РФ от 3 октября 1994 года № 1121 // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. — № 1. -с.З.
  7. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 32.
  8. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 34.
  9. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 1.
  10. Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. -№ 12.110 государственном регулировании агропромышленногопроизводства. ФЗ № 100-ФЗ от 14 июля 1997 г.
  11. Концепция аграрной политики Российской Федерации / Проект Российской академии сельскохозяйственных наук, Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства / М.: ООО «Экономика и информатика», 1999. с. 37
  12. Об ипотеке (залоге недвижимости). ФЗ РФ от 24.06.97, № 102-ФЗ. Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 29.
  13. Прогноз развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на 1996−2005 гг./ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства М., 1996
  14. О бюджете развития РФ. ФЗ РФ от 26 ноября 1998 года № 181-ФЗ.
  15. О ценовой политике в сфере агропромышленного производства. Постановление Правительства РФ от 16 марта 1999 года № 295.
  16. О государственном материальном резерве. ФЗ РФ № 62-ФЗ от 29.12.94 г.
  17. О мерах по стабилизации экономики агропромышленного комплекса. Указ Президента РФ от 4.04.92 г. № 360
  18. Программа экономии государственных расходов. Постановление Правительства РФ от 17.06.98 г. № 600.
  19. О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий и организаций АПК: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1994 года № 1220 // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1995. -№ 2. -с.31−32.
  20. О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 467.
  21. Телеграмма ЦБ РФ от 03.11.00 г. № 855-У.
  22. О либерализации цен. Указ Президента РФ № 297от 3 декабря 1991 года.
  23. Л.И. Полный хозяйственный расчет: теория, практика, проблемы. М.: Экономика, 1986. — 269 с.
  24. Л.И. Проблемы рыночных отношений в СССР. М.: Экономика, 1994.-41 с.
  25. Агропромышленный комплекс КЧР/ Статистический сборник, 2000.-с. 238
  26. Н.Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки. -М: Финстатинформ, 1995 г. с.25
  27. П.И. Финансово-кредитный механизм АПК. Текст лекций./ Днепропетровск. 1986. — с.38
  28. Банковское дело: Справочное пособие/ под ред. Бабичевой Ю. А. М: Экономика, 1998. — с.88
  29. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа : Учебник 4-е изд. доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 416 с.
  30. С.А. Финансирование, кредитование и расчеты в АПК. -Минск:Ураджай, 1989.-с. 174
  31. Е.Ф., Петров A.A., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. -М: Финансы и статистика, 1997. 400 с.
  32. В., Сейтов С. Толковый словарь «Бизнес и право» / Электронная версия 3.0 Автор составитель Дубко Н. Б. — НПП «Гарант-Сервер», 1996
  33. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М: Финансы и статистика, 1998. — 152 с.
  34. В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. М: Финансы и статистика, 2001. — 144 с.
  35. Бригхэм Юджин Ф. Энциклопедия Финансового менеджмента: Сокр. Пер. с англ./ Ред. кол.: A.M. Емельянов, В. В. Воронов, В. И. Кугилин и др. 5-е изд. — М.: РАГС- ОАО «Изд-во"Экономика», 1998. — 823 с.
  36. М., Клименко Ю. Развитие информационно -консультационной службы на районном уровне// АПК: экономика и управление № 12, 2001.-с. 29−32.
  37. B.C., Лаврушин О. И. Организация и планирование кредита. Учебник: М.: Финансы и статистика, 1982. — с. 342
  38. И. Регулирование цен в АПК.// Экономист № 2, 2003. -с. 86−91.
  39. С.М. Аграрно промышленно — торговое интегрирование и экономическая роль государства в его развитии. — Ставрополь: Ставроп. гос. тех. ун-т., 1998. — 180 с.
  40. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс./ Под ред. Т. Г. Морозовой и A.B. Пикулькина. М.: Финстатинформ, 1997
  41. Государственное регулирование экономики: Учебник для вузов / Под общ. ред. Кушлина В. И., Волгина H.A.- ред. кол: Владимирова A.A. и др. М.: ОАО «НПО „Экономика“», 2000. — 735 с.
  42. А. Кредитная кооперация: проблемы и перспективы// АПК: экономика и управление № 11, 2001.-е. 48−56.
  43. Дж. Экономика и социальные цели. Варшава, 1979.с.302
  44. .Д. Формирование системы экономических взаимоотношений в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции: Дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05/ СевКавГТУ. Ставрополь, 2000. — 170 с.
  45. Г. Связи сельскохозяйственных предприятий и государственного бюджета.// Экономист № 4, 2004. с. 87−91.
  46. Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. СПб, 1992
  47. Долан.Э.Д., Колин Д., Кэмбелл К., Кэмбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. -М., -Л., 1991.-е. 432
  48. Е.Е. Методология разработки приоритетов аграрной политики России. М.: Информатик, 1996. — с. 228
  49. А. Умело сочетать крупное, среднее и мелкое производство. // АПК: экономика и управление № 3, 2003. с. 61 — 63.
  50. .Ф. О рациональном использовании средств специального бюджетного фонда льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.// Деньги и кредит, № 3. -2003.-е. 75−77
  51. В.Д. Экономическая теория. -М: 1998. с.315−320
  52. М.В. и др. Финансовый лизинг на предприятии. -М: Финансы: ЮНИТИ, 1998. 117с.
  53. А.П. Кредитование и финансирование АПК // Банковское дело 2003. -№ 1. с. 10−12
  54. Дж. Общая теория занятости, процента и денег, /пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. -с. 444
  55. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М., 1994.
  56. Дж.Б. Распределение богатства. М.: Экономика, 1992
  57. А. И., Привалов В. С. Анализ финансового состояния предприятия. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.
  58. В.И., Кроливецкая Л. П. Банковское дело. М: 1998. -с. 211−321
  59. H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона: опыт регионального менеджмента. М., 2001 г.
  60. Л.И., Влахински К., Ширинская З. Г., Таранков В. И. Финансы и кредит в сельском хозяйстве. -М.: Финансы и статистика, 1986 г.- с. 238
  61. В.В. Региональная экономическая политика: Учебное пособие. М.: Издательство РДЛ, 2001. — 272 с.
  62. С.В. Кредит в расширенном воспроизводстве агропромышленного комплекса. М.: Финансы и статистика, 1988 г., — 157 с.
  63. Кредитная политика и механизм ее реализации в период развития рыночных отношений./ Под. Ред. В. И. Колесникова -СП: СПб У ЭФ, 1992
  64. М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. -М.: Издательство «Дело и Сервиз», 1998. 304 с.
  65. А.И. Модель развития экономики.// Экономика и жизнь.-№ 31,2003.
  66. В. Государственная финансовая поддержка регионального АПК нуждается в совершенствовании.// АПК: экономика и управление № 3,2002. с. 36−41.
  67. Кучу ков Р., Савка А. Механизм регулирования цен в аграрном секторе развитых стран. //Экономист № 6,2004. с. 87−90.
  68. И.В. Ссудный фонд и кредит. -М.: Финансы, 1974. -с. 55
  69. В.И. Полное собрание сочинений. Т. 3. — с. 308−309.
  70. М. Финансово-кредитный механизм при переходе к рынку. //АПК: Экономика, управление. 2004. -№ 6. -с. 20−26
  71. М.Л., Маслова И. Б. Лизинг как форма льготногокредитования// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 1999. -№ 7.- с.47−49.
  72. М.Л., Маслова И. Б. Финансы в сельском хозяйстве. М.: Финансы, ЮНИТИ.- 1999. с. 430
  73. О.М. Вексель как средство платежа и кредита, его практическое применение. /М.: Финансы и статистика, 1992. -с. 130
  74. Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. -471 с.
  75. П. Критерии и методы оптимального определения капиталовложений. Пер. с фр. — М.: Статистика, 1971. — 503 с.
  76. П.М. Кредит и финансирование в новых условиях. М: Колос, 1967.-с. 224
  77. А. Совершенствование внутрихозяйственных производственно финансовых отношений в сельскохозяйственных предприятиях.// АПК: экономика и управление № 2, 2001. — с. 47−50.
  78. А.А. Совершенствование механизма экономического стимулирования товаропроизводителей. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, 1996. № 6. — с. 7−13.
  79. В., Шмелев Г. Государственная политика в аграрной сфере // Вопросы экономики, 2003. № 9. — с. 40−53.
  80. М.А. Финансово-кредитный механизм интенсификации производства. М: Финансы, 1997. — с.63
  81. К.Р. Роль государства в рыночном регулировании производства. // Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 1998, № 11
  82. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М: Азбуковник, 1997 г.- с.304
  83. В.П. Государственное регулирование национальной экономики (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.-124 с.
  84. Основные показатели социально-экономического положения районов и городов Ставропольского края 2000 года / Статистический сборник Госкомстата Ставропольского края, 2001.
  85. А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000. — 399 с.
  86. П.Д., Лысенко Ю. А. Экономические и организационные основы государственного регулирования устойчивого развития АПК. -М.: Флинта-Наука, 1998.
  87. П.И. Рыночная экономика и финансово-кредитное обеспечение предприятий АПК: Учебное пособие для студентов вузов по экон. спец. Вологда, 1992
  88. В.П., Московкина Л. А. Основы денежного обращения и кредита./ Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1995. — с.208
  89. В.П. Региональные проблемы усиления государственного регулирования АПК./ Государственное регулирование деятельности аграрных и промышленных предприятий. М., 1997. — с. 5758.
  90. .А. Рыночная экономика: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. И испр. М., 1995. — 220−221 с.
  91. . Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия / Пер. с франц. Под ред. Л. П. Белых М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
  92. Е. Государственная поддержка воспроизводственного процесса в АПК. // АПК: экономика и управление № 5,2002. с. 40−46.
  93. A.B., Васильев Ю. В., Ушвицкий Л. И. и другие. Организационно-экономические основы управления эффективностью аграрного производства в условиях системного кризиса. Москва-Курск, 1998.-202 с.
  94. К., Хьюс С. Управление Финансовыми рисками: Пер. с англ. М: ИНФРА М, 1996. — с. 287
  95. П. Экономика. М., 1993
  96. Сельское хозяйство Российской Федерации в 1996 2000 годах (экономический обзор).// АПК: экономика и управление № 11, 2001. — с. 15−28.
  97. Сельское хозяйство России в 2000 году (экономический обзор)// АПК: экономика и управление № 3, 2004. с. 11−15.
  98. В.Н. Роль финансов и кредита в развитии Сельского хозяйства. Методологические и практические вопросы механизма воздействия финансово-кредитных отношений на развитие сельского хозяйства. М.: Финансы, 1973. с. 287
  99. Е., Янбых Р. Государственные программы поддержки сельскохозяйственного кредита в переходных экономиках. // Вопросы экономики- 1998.-№ 11.-с. 127−136
  100. Е., Янбых Р. Кредитование сельского хозяйства в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики 2003. — № 8. -с. 59−72
  101. Е., Янбых Р. Кредитование сельского хозяйства России: состояние и перспективы. //Вопросы экономики 2004. № 8. — 15−21 с.
  102. А. Прогнозирование и индикативное планирование в сельском хозяйстве.// Экономист № 6, 2004. с. 81−85.
  103. Система ведения сельского хозяйства Ставропольского края. -Ставрополь: Книжное издательство, 1980. с. 56.
  104. Снижение риска бюджетного финансирования.// Экономист № 7, 2003.-с. 50−52.
  105. В.М. Государство и экономика. М.: Изд. Финансовой академии при Правительстве РФ, 1996.
  106. Социально-экономическое положение Ставропольского края 2000 г.- 1,2 части /Ставропольский краевой комитет госстатистики. — С. — 2001.-с. 353.
  107. Ставропольский край и его регионы: Стат. Сб./Ставропольский краевой комитет госстатистики. С. — 2000. — с. 353.
  108. Н., Володин В. Объединение сельскохозяйственных производственных кооперативов (кооперация или интеграция). // АПК: экономика и управление № 4, 2003. с. 57−64.
  109. З.Тихонов М. О систематизации и аналитической сущности экономических показателей в сельском хозяйстве.// АПК: экономика и управление № 10, 2004. с. 67−75.
  110. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: Введение в теорию, практику и политику / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1995.-431 с.
  111. Управление АПК нуждается в совершенствовании правовой основы.// Экономист № 3, 2001. с. 83−89.
  112. Условия финансового оздоровления предприятий АПК.// Экономист № 5, 2001. с. 92−94.
  113. Л.И. Агропромышленный комплекс региона (вопросы теории и методологии). Ставрополь: Книжное издательство, 1991 .-69 с.
  114. М. Этимологический словарь русского языка. М: Прогресс, 1987 г. — т.2. — с.369
  115. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / JI.A. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-с. 479.
  116. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика/ Пер. с англ. -М., 1993
  117. Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. / Пер. с англ. М., 1992
  118. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем./ Под ред. и с предисл. A.A. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  119. К. Финансовый и экономический анализ деятельности предприятий / Международная организация труда: Пер. с англ. / Под ред. Ю. И. Воропаева. М.: Финансы и статистика, 1996.
  120. П. Экономический образ мышления. М., 1992
  121. Д.Р. Стоимость и капитал. -М., 1993.
  122. А.И. Финансово-кредитные отношения как инструмент преодоления аграрного кризиса. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Воронеж, 2000, с. 156
  123. Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: Изд-во «БРК», 1997
  124. Е. Развитие сельской кредитной кооперации как альтернативы банковскому кредитованию// Международный с/х журнал, № 3,2001.-22−24 с.
  125. Е.С. и др. Финансы сельского хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1989. -с. 303
  126. Е.С., Колина Э. З., Костина Р. В. Финансирование и кредитование сельскохозяйственных предприятий. М.: Колос, — 1983 г., -272 с.
  127. Р. Кредитный сельскохозяйственный рынок России. // АПК: экономика и управление, 2003 г., № 10, с. 36 41.
  128. А. Ставропольский край на рубеже XXI века. // АПК: экономика и управление, 2001 г., № 3, с. 4 10.
  129. В.В. Страхование: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.-311с.
  130. А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА М, 2002. — 176 с.
  131. А. региональная аграрная политика: проблемы и пути совершенствования. // АПК: экономика и управление, 2002 г., № 2, с. 3 -9.
  132. Д.Б. Нормативная рентабельность сельскохозяйственных предприятий в условиях высокой инфляции. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий, 2003. -№ 9. с.21−24
  133. Р., Пронина Ю. Проблемы финансового обеспечения сельского хозяйства в регионе. //АПК: экономика и управление № 5,2001 г. с 42−47.
  134. Р.Г. Особенности аграрной Финансово-кредитной политики в странах с переходной экономикой //Деньги и кредит — 1999 -№ 9. с. 37−43.
  135. Brealy R.A., Myers St.C., Marcus A.J. Fundamentals of Corporate Finance. N.Y.: McGRAW-HILL, INC, 1995. — 655.
  136. Brigham Eugene F. Fundamentals of Financial Management. Sixth Edition. N.Y.: The Drylen Press, 1992. — 950.
  137. Petty J.W., Keown A.J., Scott D.F., Martin J.D. Basic Financial Management. -N.Y.: Prentice Hall. 956.
  138. Jones Charles P. Financial Management. Boston: IRWIN, 1992.
Заполнить форму текущей работой