Графодинамические модели переработки сложно структурированной информации в интеллектуальных обучающих системах
Проведен анализ существующих компьютерных систем обучения и проблем их реализации. Определены основные тенденции их развития и отмечено, что одним из перспективных направлений развития КСО является разработка интеллектуальных обучающих систем нового поколения, обладающих по сравнению с существующими системами рядом преимуществ, благодаря тому, что в них производится комплексное рассмотрение… Читать ещё >
Содержание
- Общая характеристика работы
- 1. Компьютерные системы обучения и инструментальные средства их проектирования: современное состояние и перспективы развития
- 1. 1. Современные тенденции развития компьютерных систем обучения
- 1. 2. Проблемы реализации компьютерных систем, применяемых в обучении
- 1. 3. Интеллектуальные обучающие системы (ИОС)
- 1. 4. Инструментальные средства проектирования КСО и ИОС
- 1. 5. Графодинамическая парадигма переработки информации как основа для создания ИОС нового поколения
- 1. 6. Выводы
- 2. Построение архитектуры ИОС нового поколения
- 2. 1. Решение задач, систематизация учебного материала, использование средств мультимедиа
- 2. 2. Управление обучением и взаимодействие компонентов ИОС
- 2. 3. Диалог с пользователем и тестирование обучаемого
- 2. 4. Дополнительные особенности архитектуры ИОС нового поколения
- 2. 4. 1. Интеграция с внешними по отношению к ИОС программными и техническими средствами
- 2. 4. 2. Когнитивное взаимодействие с пользователем
- 2. 4. 3. Синтаксическое единство языков представления и переработки знаний
- 2. 5. Выводы
- 3. Инструментальные средства проектирования ИОС нового поколения на базе графодинамических параллельных ассоциативных моделей переработки сложно структурированных знаний
- 3. 1. Семантический графовый язык представления и переработки знаний подсистемы решения задач и ознакомления с предметной областью
- 3. 2. Семантический графовый язык описания и переработки модели обучаемого.,
- 3. 3. Графовый семантический язык описания и реализации интерфейса ИОС
- 3. 3. 1. Описание и реализация вопросов и заданий
- 3. 3. 2. Реализация процесса когнитивного взаимодействия с пользователем
- 3. 4. Описание и реализация процесса управления обучением
- 3. 5. Семантическое описание структуры тестов и их реализация в графодинамической памяти
- 3. 6. Выводы
- 4. Методика проектирования ИОС нового поколения на базе предлагаемых инструментальных средств
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ база знаний виртуальная реальность интеллектуальная информационно-поисковая система интеллектуальная система интеллектуальная обучающая система интеллектуальная система дистанционного обучения инструментальные средства проектирования интеллектуальная тренажерная система компьютерная система обучения обучающая экспертная система подсистема решения задач и ознакомления с предметной областью подсистема управления обучением предметная область программный продукт учебная база знаний экспертно-обучающая система
Язык представления и переработки знаний
Semantic Code
Semantic Code educational
Semantic Code Logic
Semantic Code Logic tutoring process
Semantic Code Programming
Semantic Code questions
Semantic Code tutoring последовательность перечисляемых элементов множество, состоящее из перечисляемых элементов знак пересечения множеств знак объединения множеств знак отношения включения множеств знак пустого множества знак дизъюнктивной связки
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Список литературы
- Агапова О.И., Джонс Л. Л., Ушакова A.C. Проект новой модели обучения для информационного общества // Информатика и образование. — 1996. — № 1. — С. 105−109.
- Андриенко Г. Л., Андриенко Н. В. Интеллектуальная гипертекстовая система для исследования проблем и обучения II IV национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект 94». Сб. науч. тр. в 2-х т.- Т. 1. Рыбинск, 1994. — С.58−62.
- Андрусенко Т.Б. Лингвистические структуры в компьютерных учебных средах. -Киев: «Наукова думка», 1994. -160 с.
- Араксян В.В., Герасимов H.A., Лукацкий AM. Модели адаптивного диалога в человеко-машинных системах // Известия Академии наук. Техническая кибернетика. 1989. -№ 2. — С, 161−168.
- Афонин В. А, Свиридов АП., Смолко AB. О новом классе компьютерных систем для группового обучения с арбитром // Информационные технологии, № 8, 1997. С. 44 — 46.
- Байбурин В.Б., Булдакова Т. И., Суятинов С. И. Методические задачи дистанционного обучения// Информационные технологии. 1997. — № 3. — С.41−45.
- Балашов К.В. Модели обучения и сложность предоставляемой информации. // V национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект 96». Сб. науч. тр. в 3-х т. — Т. 1. — Казань, 1996. — С. 163−166.
- Бардадым В.А. Составление расписаний учебных занятий с помощью ЭВМ // Управляющие системы и машины. -1991. № 8. — С. 119−126.
- Башмаков А.И., Башмаков И. А. Технология и инструментальные средства проектирования компьютерных тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Часть 1 // Информационные технологии, № 6, 1999. С. 40 — 45.
- Башмаков АИ., Башмаков И. А. Технология и инструментальные средства проектирования компьютерных тренажерно-обучающих комплексов для профессиональной подготовки и повышения квалификации. Часть 2 /У Информационные технологии, № 7, 1999. С. 39 — 45.
- Богданова Д.А. Телекоммуникации в школе // Информатика и образование.1 231 996. № 3. — С. 92−93.
- Богданова Д. А., Федосеев А. А. Проблемы дистанционного обучения в России // Информатика и образование. 1996. — № 3. — С. 94−97.
- Болотова Н.В., Корниенко И. А., Шабат Г. Б. Компьютеры в школьной геометрии // Информатика и образование. -1998. № 7. — С. 3−9.
- Брусенцов Н.П., Маслов С. П., Рамиль Альварес X. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник». М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — 224с.
- Брусиловский П.Л. Интеллектуальные обучающие системы // «Информатика», сер. «Информационные технологии. Средства и системы». 1990. — Вып.2. — С. З-23.
- Брусиловский П.Л. Построение и использование моделей обучаемого в интеллектуальных обучающих системах // Изв. РАН. Техн. Кибернетика. -1992. № 5.
- Бурбаки Н. Теория множеств / Пер. с фр. под ред. Успенского В. А. М.: Мир, 1965. — 450 с.
- Буров А.Н. Проект интенсивного развития способностей // Информатика и образование. 1997. — № '2. — С. 38−40.
- Бурты ль Ю. Учиться хорошо, а хорошо учиться — еще лучше! // Компьютерные Вести. -1997. — № 37, 12 августа — 18 сентября. — С. 14.
- Вайнцвайг М.Н. Обучающаяся система искусственного интеллекта с ассоциативной памятью-процессором. М., 1980. — 26 с. — (Препринт / АН СССР, Научн. сов. по комплекс, пробл. «Кибернетика»).
- Варданян И.А. АСУ обучением // Управляющие системы и машины. 1991. — № 8.-С. 10−16.
- Виштынецкий Е.И., Кривошеее АО. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии, № 2, 1998. С. 32 — 36.
- Воинов А.В., Гаврилова Т. А. Антропоцентрический подход к разработке адаптивных систем: методология и инструментарий // КИИ'98. Шестая национальная конференция с международным участием. Сборник научных докладов. Том 1. Пущино, 1998. — С. 35−41.
- Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д. А. От амебы до робота, модели поведения. -М.: Наука, 1987. 138 с.
- Гаврилин А.В., Товбис М. Б. От дистанционной поддержки к дистанционному образованию // Информатика и образование. -1997. № 2. — С. 57−59.
- Гаврилова Т.А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992. — 200 с.
- Гаврилова Т.А. Состояние и перспективы разработки баз знаний интеллектуальных систем // Новости искусственного интеллекта. 1996. — № 1. — С.512 443.
- Гаврилова Т. А. Человеческий фактор и модель пользователя в интеллектуальных обучающих системах // IV национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект 94». Сб. науч. тр. в 2-х т. — Т. 1. — Рыбинск, 1994. — С.83 — 88.
- Галеев И.Х. Организация адаптивного обучения навыкам алгоритмической природы // Программные продукты и системы. 1989. — № 3.
- Галеев И.Х., Сафин К. А., Сафина Г. М. Автоматизация проектирования ЭОС на ПЭВМ // Управляющие системы и машины. 1991. — № 8. — С. 112−118.
- Гапонов П.А. Методы организации параллельной переработки информации в графодинамической ассоциативной памяти // Интеллектуальные системы- сб. науч. тр. / Ин-ттехн. кибернетики HAH Беларуси, Мн., 1998. — С. 167−178.
- Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий /У Информационные технологии, № 6, 1998. С. 44 — 47.
- Голенков В.В. Графодинамические методы и средства параллельной асинхронной переработки информации в интеллектуальных системах. Минск: БГУИР, 1996. — 295 с.
- Голенков В.В. Искусственный интеллект в Республике Беларусь // Новости искусственного интеллекта. 1992. — № 1. — С.54−59.
- Голенков В.В. Описание графового языка SC. Мн., 1994. — 86 с. — (Материалы по математическому обеспечению ЭВМ. / Ин-т техн. Кибернетики АН Беларуси).
- Голенков В.В. Построение прикладных интеллектуальных систем в мультитранспьютерной среде // Новости искусственного интеллекта. 1993. — № 4. — С. 128−148.
- Голенков В.В. Параллельный графовый компьютер (PGC), ориентированный на решение задач искусственного интеллекта, и его применение. Мн., 1994. -60 с. — (Препринт / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси- № 2).
- Голенков В.В., Королев В. Г., Малевич И. Е. Представление знаний различного вида на языке SCL Semantic Code Logic. — Мн., 1995. — 58 с. — (Препринт / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси- № 4).
- Голенков В.В., Королев В. Г., Малевич И. Е. Представление логических высказываний на языке SCL Semantic Code Logic. — Мн., 1994. — 46 с. -(Препринт / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси- № 19).
- Голенков В.В., Королев В. Г., Елисеева O.E. Операции языка SCL для обработки простых запросов. Мн., 1995. — 140 с. — (Материалы по математическому обеспечению ЭВМ / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси).
- Голенков В.В., Гулякина H.A., Елисеева O.E. Описание языка SCP. Мн., 1995. -152 с. — (Материалы по математическому обеспечению ЭВМ / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси).
- Голенков В.В., Королев В. Г., Елисеева O.E. Решение на языке SCL задач из области геометрии. Мн., 1995. — 135 с. — (Материалы по математическому125обеспечению ЭВМ / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси).
- Голенков В.В. Графодинамические модели и методы параллельной асинхронной переработки информации в интеллектуальных системах: Дис. д-ра техн. наук: 05.13.17- 05.13.11. Мн., 1996. — 341 с.
- Головина Е.Ю., Чибизова Н. В. О построении интеллектуальной обучающей системы // Известия Академии Наук. Теория и системы управления. 1996. — № 5. — С. 85−92.
- Горвиц Ю.М., Зворыгина Е. В. Психолого-педагогические основы использования программно-методической системы «Кид-малыш» // Информатика и образование. 1996. — № 2. — С. 43−51.
- Городецкий В.И. Многоагентные системы: современное состояние исследований и перспективы применения // Новости искусственного интеллекта. 1996. — № 1. — С. 44 — 59.
- Грибкова В. А, Новицкий Л. П. Диалоговая адаптивная система программирования учебного назначения // Программирование. 1989. — № 2. -С. 95−102.
- Грибова В.В., Клещев A.C. Инструментальный комплекс для разработки пользовательского интерфейса // Программные продукты и системы, № 1, 1999.- С. 30−34.
- Гришечкин Д., Оленев В., Тихонов А. Гипертекстовые системы // Монитор. -1992. -№ 5. -С.4−8.
- Джонассен Д.Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование. 1996. — № 4. — С. 117−131.
- Довгялло А.М., Ющенко E.JI. Обучающие системы нового поколения // Управляющие системы и машины. 1988. — № 6. — С.54−60.
- Домрачев В.Г., Ретинская И. В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информационные технологии.- 1996.-№ 2. С. 10−14.126
- Дорошкевич AM. Программирование контроля умения решать задачи // Материалы лекции, прочитанной в Политехническом музее на факультете программированного обучения. М.: «Знание», 1970. — 36 с.
- О Доэлл М. Влияние компьютерной анимационной среды на школьное образование /У Информатика и образование, № 5, 1998. С. 55−62.
- Дьяконов В.П. Популярная энциклопедия мультимедиа. М.: ABF, 1996. — 416 с.
- Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. Спб.: изд-во «Братство», 1994. -364с.
- Дякин М.В., Подорожный Д. А., Сапир М. В. Подход к созданию гибких обучающих систем // Известия Академии Наук. Теория и системы управления. -1996. № 5. — С. 77−84.
- Егоров С.Я., Мокрозуб В. Г., Немтинов В. А. Опыт разработки электронной графической справочной системы по технологическому оборудованию и ее использовании в учебном процессе У/ Информационные технологии, № 8, 1999. -С. 35 -37.
- Елисеева O.E. Интеллектуальная система решения геометрических задач на базе графового языка представления знаний У/ Мат-лы международной научно-практической конференции творческой молодежи «Информатика-94». Тезисы докладов. Минск, 1994. — С.73−74.
- Елисеева O.E. Инструментальные средства проектирования интеллектуальных обучающих систем // «Вышэйшая школа». -1998. № 1. — С.63−69.
- Елисеева O.E. Структура знаний о пользователе в интеллектуальной системе // Международная летняя школа-семинар по искусственому интеллекту для студентов, аспирантов и молодых ученых (Браслав-97): Сборник трудов. Мн: БГУИР, 1997.-С.215−221.
- Елисеева O.E., Гапонов П. А. Интеллектуальные обучающие системы и их проектирование // Интеллектуальные системы: сб. науч. тр. / Ин-т техн. кибернетики HAH Беларуси, Мн., 1999. — С. 115−125.
- Еремеев А. П. Адаптируемая продукционная модель принятия решений для динамических проблемных областей // IV национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект 94». Сб. науч. тр. в 2-х т. — Т. 1. — Рыбинск, 1994. — С.162−166.
- Ермаков М.Г., Андреева J1.E. Вопросы разработки тестирующих программ // Информатика и образование. 1997. — № 3. — С.87−89.
- Ерофеева Г. В., Малютин В. М., Стройнова В. Н. Интерактивная обучающая система по физике на базе компьютеров Макинтош /У Информационные технологии, № 3, 1998. С. 37 — 41.
- Загидуллин P.P., Зориктуев В. Ц. Концептуальные вопросы дистанционного образования // Информационные технологии, № 5, 1999. С. 33 — 36.
- Зенкин АА Когнитивная компьютерная графика / Под ред. Д.АПоспелова. -М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. 192 с.
- Ивахненко А.Г. Самообучающиеся системы с положительными обратными связями. Справочное пособие. Киев, 1963. — 328 с.
- Инструментальный комплекс проектирования и переработки баз знаний. Руководство пользователя /Академия наук Беларуси. Минск, 1996. — 20 с.
- Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. М.: «Педагогика-Пресс», 1994. — 352 с.
- Информатика и компьютерная грамотность. Научное издание. М.: Наука, 1988. — 240 с.
- Искусственный интеллект: В 3 кн. / Кн. 1. Системы общения и экспертные системы: Справочник / Под ред. Э. В. Попова.- М.: Радио и связь, 1990. 464 с.
- Искусственный интеллект: В 3 кн. / Кн. 2. Модели и методы: Справочник / Под ред. Д. А Поспелова. М.: Радио и связь, 1990.-304 с.
- Искусственный интеллект: В 3 кн. / Кн. 3. Программные и аппаратные средства: Справочник / Под ред. В. Н. Захарова, В. Ф. Хорошевского. М.: Радио и связь, 1990. — 368 с.
- Искусственный интеллект основа новой информационной технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. Поспелова Д. А, Семенова Н. А — Калинин, 1990. — 116 с.
- Искусственный интеллект в XXI веке /У Новости искусственного интеллекта. -1995. № 4. — С. 126 -172.
- Ихсанов Н.Х. Построение модели обучаемого на принципах прикладной семиотики. // V национальная конференция с международным участием128
- Искусственный интеллект 96″. Сб. науч. тр. в 3-х т. — Т. 1. — Казань, 1996. -С.166−171.
- Капустин Е.В. Технология работы с системой «Расписание 2.0» // Информатика и образование. 1997. — № 2. — С. 120−127.
- Капустин Е.В. Создание программ на основе библиотеки объектов системы «Расписание 2.0» // Информатика и образование. 1997. — № 3. — С. 112−115.
- Капустин Е.В. Ввод исходных данных для системы «Расписание 2.0» // Информатика и образование. 1997. — № 4. — С. 112−115.
- Клыков Ю.И., Горьков Л. Н. Банки данных для принятия решений. М.: Сов. радио, 1980. — 208 с.
- Клюев В. В. Компьютер помогает в составлении школьного расписания // Информатика и образование. 1998. — № 7. — С. 108−117.
- Ковтун В. А. Формирование профессионально ориентированной модели обучения с учетом личностных особенностей обучаемых /У Информатика и образование. -1997. № 2. — С. 104−106.
- Койт М. Моделирование воздействия на партнера в человеко-машинном диалоге// Новости искусственного интеллекта. -1996. № 2. — С. 79 — 86.
- Кокорева Л.В., Перевозчикова О. Л., Ющенко Е. Л. Диалоговые системы и представление знаний: Справочное пособие / АН Украины. Ин-т кибернентики.- Киев: Наук. думка, 1992. 448 с.
- Колос В.В., Кудрявцева С. П., Сахно АА Разработка и реализация семейства 79. интеллектуальных обучающих систем на основе учебных структур знаний /У
- Известия Академии наук. Техническая кибернетика. 1993. — № 2. — С. 190 — 201.
- Костов Ю.В. Комплексный подход к моделированию мыслительной деятельности человека /У КИИ'98. Шестая национальная конференция с международным участием. Сборник научных докладов. Том 1. Пущино, 1998.- С. 84−95.
- Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ /У Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 14 — 18.
- Кривошеев А.О., Голомидов Г. С., Таран АН. Перспективные Мегпе!-технологии информационного обеспечения образовательных услуг // Информационные технологии, № 8, 1998. С. 34 — 40.
- Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с пол. М., 1986.
- Курковский С. Гипертексты с практической точки зрения. Часть 1. // Монитор. -1993. № 4. — С.6−14.
- Курковский С. Гипертексты с практической точки зрения. Часть 2. // Монитор. -1993. -№ 5.-С.6−11.
- Ларичев О.И. Проблемы компьютерного обучения экспетным знаниям // КИИ'98. Шестая национальная конференция с международным участием. Сборник научных докладов. Том 1. Пущино, 1998. — С. 3−6.
- Левин Р., Дранг Д., Эделсон Б. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстратрациями на129
- Бейсике / Пер. с аигл / Предисловие M. JL Сальникова, Ю. В. Сальниковой. М.: Финансы и статистика, 1991. — 239 с.
- Леонидов В.А., Герасимов H.A. Оптимизация структуры диалога в человеко-машинной системе принятия решений // Диалоговые системы. Рига: Зинатне, 1981. -Вып.4. -С.3−14.
- Литвинцева Л.В. Виртуальные миры в системах обучения // V национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект 96». Сб. науч. тр. в 3-х т. — Т. 1. — Казань, 1996. — С.183−186.
- Метельский Н.В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. — Мн.: Изд-во БГУ, 1982. — 256 с.
- Михеева Т.И., Михеенков И. Е. Программная таксономия основа для создания гипермедийных обучающих программ // Информационные технологии, № 8, 1998.-С. 40−43.
- Моисеева М.В. Факультатив по телекоммуникациям // Информатика и образование. -1996. № 5. — С. 133−141.
- Нарыжный Е.В. Компьютерная обучающая система ОСТЭЛА // КИИ'98. Шестая национальная конференция с международным участием. Сборник научных докладов. Том 1. Пущино, 1998. — С. 49−55.
- Никичкин В.В., Цуканова Н. И. Обучение как многошаговый дискретный процесс управления с нечеткими параметрами // Известия Академии наук. Теория и системы управления. 1996. — № 5. — С.93−96.
- Норенков Ю.И., Михайловский О. В. Адаптивная автоматизированная обучающая система // IV национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект 94». Сб. науч. тр. в 2-х т. — Т. 1. — Рыбинск, 1994. — С.72−76.
- Норенков И.П. Концепция модульного учебника // Информационные технологии. -1996. № 2. — С.22 — 24.
- Обработка динамической информации в интеллектуальных системах: Сб. науч. тр.- Под ред. акад. Лупичева Л. Н. М.: Ин-т физ.-техн. пробл., 1992. — 187 с.
- Овсейчик A.B., Сокулина И. Н. Механизмы интеллектуального решателя в обучающей системе ЕВКЛИД // V национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект 96». Сб. науч. тр. в 3-х т. — Т. 1. — Казань, 1996. — С. 171 -176.
- Описание языка SCPas. Операторы преобразования состояния SC-графа / Голенков В. В., Гулякина H.A., Королев В. Г. и др. Мн., 1994, — 44 с. -(Препринт / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси- № 7).
- Описание языка SCPas. Операторы поиска и проверки условий / Голенков В. В., Гулякина H.A., Кузьмицкий В. М. и др. Мн., 1994.- 32 с. — (Препринт / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси- № 9).
- Описание языка SCPas. Операторы управления вычислительным процессом. Примеры программ / Голенков В. В., Гулякина H.A., Королев В. Г. и др. Мн., 1994. — 36 с. — (Препринт / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси- № 11).130
- Осипов Г. С. Информационные технологии, основанные на знаниях // Новости искусственного интеллекта. 1993. — № 1. — с. 7−41.
- Осипов Г. С. Построение баз знаний на основе взаимодействия интерактивных методов приобретения знаний. I. Концептуальные элементы модели мира // Известия Академии наук. Теория и системы управления. 1995. — № 3. — С. 160 174.
- Осипов Г. С. Приобретение знаний интеллектуальными системами: Основы теории и технологии. М.: Наука. Физматлит, 1997. — 112 с. — (Проблемы искусственного интеллекта).
- Пак Н.И., Симонова A.JI. Методика составления тестовых заданий // Информатика и образование, № 5, 1998. С. 27−32.
- Пантелеев Е.Р. Метамодель распределения ресурсов в задаче проектирования учебного расписания вуза // Информационные технологии, № 7, 1999. С. 45 -49.
- Педагогика и логика / Щедровицкий Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г., Непомнящая Н. И. М.: «Касталь», 1993. — 416 с.
- Перекатов В.И. Наука и технология в парадигме образовательного общества: примеры взаимоотношений // Программные продукты и системы, № 1, 1999. С. 16−20.
- Петрушин В.А. Экспертно-обучающие системы / Отв. ред. АМ. Довгялло- Ин-т кибернетики АН УССР. Киев: Наук. думка, 1982. — 196 с.
- Петрушин В. А Интеллектуальные обучающие системы: архитектура и методы реализации (обзор) // Известия Академии наук. Техническая кибернетика. -1993. -№ 2. С. 164−189.
- Пойа Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия: изучение и преподавание. М.: Наука, 1976. — 448 с.
- Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспекты // Информатика и образование. 1996. — № 3. — С. 87−91.
- Попов Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. М.: Наука, 1982.- 360 с.
- Поснова М.Ф., Титовицкая А. Э. ЭВМ в учебном процессе. Мн.: «ВайталАда», 1996.-104 с.
- Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука. — Гл. ред. физ.-мат.лит., 1986. — 288 с.
- Поспелов Д.А. Интеллектуальные интерфейсы для ЭВМ новых поколений // Электронная вычислительная техника. М.: Радио и связь, 1989. — Вып. 3. — с. 420.
- Представление теоретико-множественых и арифметических отношений на языке SCL Semantic Code Logic / Голенков В. В., Королев В. Г., Елисеева O.E., Малевич И. Е. — Мн., 1995. — 20с. — (Препринт / Ин-т техн. кибернетики АН Беларуси- № 3).
- Преображенский А.Б., Рыбина Г. В. Архитектура и принципы построения интеллектуальных диалоговых систем: Учебное пособие. М.: МИФИ, 1989. -80 с.131
- Программные средства и технология автоматизированного построения интегрированных экспертных систем / Рыбина Г. В., Пышагин C.B., Смирнов В. В., Чабаев А. В. // Программные продукты и системы, № 4, 1997. С. 37−45.
- Растригин JI.A., Эренштейн М. Х. Адаптивная система обучения с адаптируемой моделью обучаемого // Кибернетика. -1984. № 1. С. 28−32.
- Растригин JI.A. Обучение как управление // Известия Академии наук. Техническая кибернетика. 1993. — № 2. — С. 153 — 163.
- Рыбина Г. В. Технология проектирования прикладных экспертных систем: Учебное пособие. М.: МИФИ, 1991. — 104 с.
- Рыбина Г. В. Проектирование систем, основанных на знаниях: Учебное пособие. -М.: МИФИ, 1997. 104 с.
- Самообучающаяся компьютерная система «Вопрос-ответ» / Тыщенко Г. А., Сарана Д. В., Евстратов И. В., Заярный В. П. // Информационные технологии, № 5, 1999. С. 36−38.
- Серкутьев Г. В. Формы и методы организации теоретического обучения: Метод.пособие. Мн.: ИПК образования, 1993. -110 с.
- Сокулина И.Н., Овсейчик А. В., Технология представления пользователю декларативной части знаний в составе интеллектуальной обучающей системы Евклид // Искусственный интеллект. Саратов: Изд-тво Сарат. у-та, 1995. -Вып. 2.
- Сокулина И.Н., Миронов C.B. Об одном приеме формирования базы знаний с точки зрения решателя в ИОС // Искусственный интеллект. Саратов: Изд-тво Сарат. ун-та, 1995. — Вып. 2.
- Соловов А. В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании // Информатика и образование. 1996. — № 1. — С. 13−19.
- Солсо P.JI. Когнитивная психология. Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996. — 600 с.132
- Статические и динамические экспертные системы: Учеб. Пособие У Попов Э. В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Шапот М. Д. М.: Финансы и статистика, 1996. -320 с.
- Стефанюк B.JI. Анализ целесообразности локально-организованных систем через потоки вероятности УУ Модели в системах обработки данных. М.: Наука, 1989. — С.33−45.
- Стефанюк B.JI. К детальной структуре педагогического процесса IV национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект — 94». Сб. науч. тр. в 2-х т. — Т. 1. — Рыбинск, 1994. — С.76−79.
- Стефанюк B.JI. Теоретические аспекты разработки компьютерных систем обучения- Учебное пособие для студентов и аспирантов по специальности «Прикладная математика». Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1995. -36 с.
- Стефанюк B.JI. Трансакционный анализ систем обучения /У V национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект 96». Сб. науч. тр. в 3-х т. — Т. 1. — Казань, 1996. — С. 179−183.
- Стрикелева JI.B., Пискунов М. У., Тихонов И. И. Организация учебного процесса с помощью АОС. Мн., 1986.
- Сэвэдж Д. Революция на выставке BETT /У Информатика и образование, № 5,1998. С. 63−65.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы программированного обучения. М., 1986.
- Талызина Н.Ф. Внедрению компьютеров в учебный процесс научную основу УУ Сов. педагогика. — 1985. -№ 12. С. 34−38.
- Тихонов А.Н. Единое информационное пространство высшей школы России: основные проблемы и направления развития /У Информационные технологии. -1996. № 2. — С.2−6.
- Толмачев С.А. Представление и синтез оптимальной логической структуры учебного материала в автоматизированных тренажерных системах УУ Кибернентика и системный анализ. -1993. № 1. — С. 183−186.
- Уинстон П. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1980. — 519 с.
- Усков B.JI., Ускова М. Дистанционное образование: организационные, технологические и финансовые аспекты УУ Информационные технологии, № 1,1999.-С. 31 -38.
- Филатова H.H., Борисов Н.А Развивающаяся модель обучаемого УУ КИИ'98. Шестая национальная конференция с международным участием. Сборник научных докладов. Том 1. Пущино, 1998. — С. 65−70.
- Фомин С.С. Развитие технологии создания компьютерных обучающих133программ // Информационные технологии. -1996. -№ 2. С. 18−21.
- Хорошевский В.Ф. Автоматизация программирования экспертных систем: Учебное пособие. М.: МИФИ, 1988. — 64 с.
- Хорошевский В.Ф., Шерстнев В. Ю. Программный инструментарий представления знаний в экспертных системах // Экспертные системы: состояние и перспективы. М.: Наука, 1989. — С.38−46.
- Храмов Ю.Е., Чернин АЭ. От гипертекста к гипермедиа. Единообразная обработка разнородной информации на компьютерах семейства IBM PC // журнал д-ра Добба. 1992. — № 2. — С. 13−17.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе: Учебное издание / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: «Экспедитор», 1996. -228 с.
- Чибизова Н.В. Построение и использование модели обучаемого в ИОС. V национальная конференция с международным участием «Искусственный интеллект — 96». Сб. науч. тр. в 3-х т. — Т. 1. — Казань, 1996. — С.159−162.
- Чибизова Н.В. Инструментальные средства создания ИОС // Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании. Материалы семинара. Москва, 1996. — С. 107−110.
- Штерн И.Б. Канонические знания в модели исследователя: энциклопедия как информационная креативная среда /У Известия Академии Наук. Теория и системы управления. 1996. — № 3. — С. 153−159.
- Шугрина М.В. Отечественные системы для создания компьютерных учебных курсов // Мир ПК. 1993. — № 7. С.55−60.
- Экспертные системы. Принципы работы и примеры / Под ред. Р.Форсайта. М.: Радио и связь, 1987. — 224 с.
- Юрин В.Н. Компьютерные технологии в учебном процессе инженерного образования // Информационные технологии, № 3, 1999. С. 45 — 46.
- Java-технология для дистанционного образования в области нейроинформатики / Шахнов В. А., Власов А. И., Тимонин С, Г., Броновицький А. Р. // Информационные технологии, № 6, 1999. С. 45 — 53.
- II Международный конгресс Юнеско «Образование и информатика». Москва, 15 июля 1996 года // Информатика и образование. 1996. — № 5. — С. 1−38.
- VI Всемирная конференция IFIP «Компьютеры в образовании» (WCCE-95) // Информатика и образование. 1996. — № 1. — С.33−36.
- Anderson, J. 1993. Rules of the Mind. New Jersey, Lawrence Erlbaum Associates.134
- Anderson, J., Boyle, C., and Yost, G. 1985. The Geometry Tutor. In Proceedings of the Ninth IJCAI, Los Angeles, Morgan-Kaufmann, San Mateo, Calif.
- Anderson, J. and Reiser, B. 1985. The LISP Tutor. Byte, 10, 4, pp.159−175.
- Baffes P., Mooney R. Refinement Based Student Modeling and Automated Bug Library // Journal of Artificial Intelligence in Aducation. -1996. — P. 76.
- Beck J., Stern M., Haugsjaa E. Applications of AI in Education // The ACM’s First Electronic Publication. Copyright 1996. Last Modified: Saturday, 03-Oct-98 17:26:49 www. acm. org/erossroads/xrds3 -1 /aied. html
- Benaki E. Integrating User Modeling Into Information Extraction: The UMIE Prototype. Proceeding of UM-97, 1997. -http://um.org
- Castellani I., Montanari U. Graph grammars for distributed systems // Graph Grammars and their Application to Computer Science. LNCS 153 / H. Ehrig, M. Nagl, G. Rozenberg, ed. Springer-Verlag. — 1982. — P. 20−38.
- Dietterich Т., Michalski R. Inductive learning of structural descriptions // Artificial Intelligence. -1981. -№ 16. P.257−294.
- Eliot, C. and Woolf, B. 1995. An Adaptive Student Centered Curriculum for an Intelligent Training System. User Modeling and User-Adapted Interaction, 5, 1, pp. 6786.
- Forsyth R. BEAGLE: a Darwinian approach to pattern recognition // Kybernetes. -1987. -№ 10.
- Giangrandi P. Managing Temporal Knowledge in Student Modeling. Proceeding of UM-97, 1997. -http://um.org
- Goering Steven K. A Graph Grammar Approach to Concurrent Programming: Technical Report UIUCDCS-R-90−1576 / University of Illinois, Department of Computer Science. May 1990. -195 p.
- Haugsjaa, E. and Woolf, B. 1996. 3D Visualization Tools in a Design for Manufacturing Tutor. In Proceedings of Educational Multimedia and Hypermedia, Boston, Mass.
- Hirashima Т., Kashihara A., Toyoda J. Providing Problem Explanation for ITS /7 Lecture Notes in Computer Science. -1992. V. 608.
- Hockemeyer C., Albert D. The Adaptive Tutoring System RATH a Prototype -http://wundt.kfunigraz.ac.at/rath/publications/icl99.pdf
- Holt, P., Dubs, S., Jones, M., and Greer, J. 1993. The State of Student Modelling. In Student Modelling: The Key to Individualized Knowledge-Based Instruction, Greer, J. and McCalla, G, eds., Springer-Verlag, New York.
- Hoppe U. H. Collaborative Learning in Open Distributed Environments Pedagogical Principles and Computational Methods // Материалы конференции «AI in education"135http:// ai-ed99 .uniY-lemans.fr/cvdesconferenciers/hoppe.html
- Kearsley G. Exploration in Learning & Instruction // The Theory Into Practice DataBase. 1997. — http://mirrors.org.sg/tip/index.html
- Kelly C., Colgan L. User Modeling and User Interface Design // Proceeding of the HCI'92 Conference on People and Computers VII, Applying Models of User and System, 1992. P. 227−239.
- Ketabchi M., Jambor-Sadeghi K. Modeling application domains // Data & Knowledge Engineering. Vol. 22, № 3, 1997. P.261−281.
- Khuwaja R.A., Evens M.W., Rovick A.A., Michael J.A. Khowledge Representation for an Intelligent Tutoring System on a Multilevel Causal Model // Lecture Notes in Computer Science. -1992. V. 608.
- Koit M., Oim H. Modelling communicative strategies // Proc of the Third Symposium on Programming Languages and Software Tools. Kiiriku, 1993. — P.73−82.
- Major, N. 1995. REDEEM: Creating Reusable Intelligent Courseware. In Proceedings of the International Conference on Artificial Intelligence in Education., Greer, J., ed., AACE, Charlottesville, VA, pp. 75−82.
- Major N.P., ReichgeltH. Using COCA to Build an Intelligent Tutoring Systems for simple algebra /7 In Nwana, H.S. (Ed.). Mathematical Learning Environments, Intellect, 1992.
- Marshall S. P. Cognitive Applications of New Computational Technologies in Eye Tracking // Материалы конференции «AI in education» http://ai-ed99.univ-lemans.fr/cv des conferenciers/marshall.html
- Murray T. Cottage industry forms as thousands build intelligent tutoring systems in their basements~Not yet: A review of ITS authoring tools // Материалы конференции «AI in education» http://ai-ed99.univ-lemans.fr/cvdesconferenciers/murray.html
- Murray, T. 1996. Having It All, Maybe: Design Tradeoffs in ITS Authoring Tools. In Proceedings of the Third International Conference on Intelligent Tutoring Systems, Montreal.
- Nehemie P. A. Systemic Approach for Student Modelling in a Multi-Agent Aided Learning Environment // Lecture Notes in Computer Science. 1992. — V. 608. P. 475 482.
- Oppermann R. Adaptive User Support Lawrence Erlbaum Associates, Publishers ISBN 0−8058−1655−0, 41 TWQ7716. — http://www.c4ab.de/bauhaus/lit/0.html
- Quinlan J. Induction over Large Databases: Report HPP-7914 / Stanford University. -Palo Olto, 1979.
- Russell, D. 1988. IDE: The Interpreter. Intelligent Tutoring Systems: Lessons Learned, Psotka, J., L. Massey, and S. Mutter, eds., Lawrence Erlbaum Associates, Hillsdale, NJ, pp. 323−349.136
- Sandberg J. Trends and issues in AI and Education: towards a common research framework // Материалы конференции «AI in education» http://ai-ed99.univ-lemans.fr/cvdesconferenciers/Sandberg.html
- Self J. A. Student Models in Computer-aided Instruction // Int. J. Man-Machine Studies. -1974. -№ 6, P.261−276.
- Self J. Artificial Intelligence and Human Learning Chapman and Hall. ISBN 0−41 216 610−0. 41TVU1392. — http://www.c-lab.de/bauhaus/lit/!.html
- Self J. Open Sesame?: fifteen variations on the theme of openness in learning environments // Материалы конференции «AI in education» http://ai-ed99.univ-lemans.fr/cvdesconferenciers/self.html
- Scown G. Real-Time Issues in Multi-Agent Computer Systems // Proc. of East-West International Conference on Human-Computer Interaction EWHCI'92. Vol. 1. — P. 158−167.
- Shute, V. 1995. Smart: Student Modeling Approach for Responsive Tutoring. User Modeling and User-Adapted Interaction, 5, l, pp. 1−44.
- Shute, V., R. Glaser, and K. Raghaven. 1989. Inference and Discovery in an Exploratory Laboratory. Learning and Individual Differences, Ackerman, P., R. Sterberg, and R. Glaser, eds., pp. 279−326.
- Suthers, D. 1992. Answering Student Queries: Functionality and Mechanisms. In Proceedings of the 2nd International Conference on ITS (ITS-92), Montreal, June.
- Sutliffe A, Faraday P. Designing Multimedia Interfaces // Proc. of East-West International Conference on Human-Computer Interaction EWHCI'93. Vol. 3. — P. 123−133.
- Thompson H.S. Everything You Always Wanted to Know About LT XML // Elsnews, 8.2. 1998. P. 4−5.
- Towne, D. and A Munro. 1992. Supporting Diverse Instructional Strategies in a Simulation-Oriented Training Environment. Cognitive Approaches to Automated Instruction, Regian, J. and V. Shute, eds., Lawrence Erlbaum, Hillsdale, NJ, pp. 107 134.
- Wang H. LearnOOP: An Active Agent-Based Educational System // Expert Systems with Applications. An International Journal. Vol. 12, № 2,1997. P. 153−162.
- Woolf, B. 1992. AI in Education. Encyclopedia of Artificial Intelligence, Shapiro, S., ed., John Wiley & Sons, Inc., New York, pp. 434−444.138
- Данное приложение содержит формальное описание подмножества ключевых узлов языков 8С и 8СЬ и разработанных расширений указанных языков 8Се, йСЫр, 8О, SCq, используемых для представления знаний в ИОС,