Специфика профильной подготовки естественнонаучной направленности в учреждении дополнительного образования детей: на примере Школы юного медика
Диссертация
На основе критериев допрофессиональной компетентности в области медицины были произведены замеры выделенных в результате кластерного анализа уровней компетентности у обучаемых по годам обучения и у испытуемых экспериментальной и контрольной групп. Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что существует положительная динамика роста допрофессиональной компетентности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ В УРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
- 1. 1. Теоретический анализ проблемы профильного обучения в отечественной педагогической теории и практике
- 1. 2. Профильная подготовка в учреждении дополнительного образования как важное условие совершенствования общего образования в России
- 1. 3. Сущностно-содержательная характеристика профильной подготовки в области медицины в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
- 2. 1. Структурно-функциональная модель профильной подготовки в области медицины в объединении «Школа юного медика» учреждения дополнительного образования
- 2. 2. Критериальная характеристика и методика исследования эффективности профильной подготовки в области медицины в учреждении дополнительного образования
- 2. 3. Педагогические условия повышения эффективности профильной подготовки в области медицины в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности
Список литературы
- Абдулина O.A. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски / O.A. Абдулина // Высшее образование в России. -1996. № 1. — С. 73−79. — ISSN 0869−3617.
- Абрамова И.Г. Управленческие основы организации образовательного процесса в УДОД / И. Г. Абрамова // Дополнительное образование детей -фактор развития личности: сборник. СПб., 1998. — С. 149−152.
- Абраухова В. В. Инновационные подходы к деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: дис.. канд. пед. наук / В. В. Абраухова. Ростов — н/Д., 1997. — 279 с.
- Аверчикова О. Е Профессиональная ориентация в предпрофильной подготовке школьников // O.E. Аверчикова // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 44−48.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А. Н. Аверьянов. -М.: Политиздат, 1983. 124 с.
- Агибова И.М. Возможные формы организации связи «школа-вуз» в процессе профильного обучения / И. М. Агибова, В. К. Крахоткина // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 42−44.
- Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. М.: ВЛАДОС, 2001.-240 с.
- Аксенова Э.А. Зарубежный опыт профильного обучения, а старшей школе / Э. А. Аксенова // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сборник М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 101−110.
- Алиева Л.В. Дополнительное образование в школе инновационный блок общего образования и социального воспитания детей / Л. В. Алиева, H.A. Нефедова // Библиотечка педагога-практика. — 2007. — № 3. — С. 3−10.
- Алексашина И.Ю. Интегрированный подход в естественнонаучном образовании / И. Ю. Алексашина // Народное образование. 2001. — № 1. — С. 161−165.
- Алексашина И.Ю. О миссии интегрированного курса «естествознание» в основной школе / И. Ю. Алексашина // Естествознание в школе 2004. -№ 2.-С. 6−11.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М, 1997. — 186 с. — ISBN 5−272−289-Х.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1998.-320 с.
- Артемова P.A. Возможности дополнительного образования при организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. / P.A. Артемова, Н. Т. Ивкина // Бюллетень. 2007. — № 2. — С. 7−8.
- Асмолов А.Г. Личностный смысл психология. Словарь / А. Г. Асмолов. -М, 1990.-С. 76−77.
- Афанасьева Т.П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 1. Система профильного обучения старшеклассников. Методическое пособие / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова / под ред. Н. В. Немовой. М.: АПК и ПРО, 2004.- 73 с.
- П.Афанасьева Т. П. Профильное обучение: педагогическая система и управление. Книга 2 Управление профильным обучением старшеклассников. Методическое пособие / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова / под ред. Н. В. Немовой. -М.: АПК и ПРО, 2004.- 84 с.
- Афанасьев A.B. Жизненный выбор / A.B. Афанасьев. М. — 1984. — с. 94 128.
- Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айс-монтас. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002. — 208 с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. С. 21−69.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — С. 17−49.
- Базисный учебный план (для обсуждения) учреждений дополнительного образования детей // Внешкольник. 1996. — № 1. — С. 12−13.
- Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Березина. М., 1998.- 18 с.
- Березина В.А. Воспитание в системе дополнительного образования детей: монография / В. А. Березина. М.: ЭСЛАН, 2005. — 88 с.
- Березина В.А. Определить свой образ жизни / В. А. Березина // Народное образование. 1998. — № 6. — С. 33−35.
- Березина В.А. Современные проблемы самоопределения школьников / В. А. Березина // Науч. тр. и тезисы науч. докл. научно-практ. конф. «Гуманистические тенденции в образовании». Ульяновск: Издательство УлГУ, 1998.-С. 14−17.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989, — 192 с. — ISBN 5−7155−0099−0.
- Беспалько В.П. О возможностях системного подхода в педагогике / В. П. Беспалько // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С. 59−60.
- Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием / В. П. Беспалько // Мир образования. — 1996. — № 2. — С.31−36.
- Бехтерев В.М. Влияние коллектива на личность / В. М. Бехтерев, М. В. Ланге / Педология и воспитание. М.: Медицина, 1928. — С. 31−38.
- Биология для поступающих в вузы / под ред. академика РАМН профессора В. Н. Ярыгина. М.: Высшая школа, 1997. — С. 179−214.
- Блонский П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блон-ский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С.82.
- Блонский П.П. Курс педагогики / П. П. Блонский. М., 1916. — С. 67.
- Блонский П.П. Память и мышление / П. П. Блонский // Избранные пед. и психол. произведения: в 2 т. М.: Педагогика, 1979. — Т.2. — С. 98.
- Блонский П.П. Трудовая школа / П. П. Блонский. М.: Мир, 1919. — С.20−21.
- Блонский П.П. Что нам взять от Дальтон-плана / П. П. Блонский // На путях к новой школе. 1924. — № 3. — С. 18.
- Богданова Р.У. Основные тенденции развития образовательного процесса в дополнительном образовании детей / Р. У. Богданова // Дополнительное образование детей фактор развития личности. — СПб., 1998. -С. 89−94.
- Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в педагогике начала XX в / М. В. Богуславский // Педагогика. 2004. — № 4. -С. 65.
- Бондарев В. П. Технология профессионального успеха: экспериментальный учебник для 10−11 классов естественнонаучного профиля / В. П. Бондарев, А. В. Гапоненко, Л. А. Зингер /под ред. С. Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2001. — 144 с.
- Бондарев В. П. Выбор профессии / В. П. Бондарев. М., 1989. — 122с.
- Борисанова Н.В. Образовательная среда для педагога дополнительного образования / Н. В. Борисанова // Дополнительное образование. 2003. -№ 6. — С. 34−36.
- Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности / под ред. Е. М. Борисовой. М., 1982. — С. 159−177.
- Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение / С. А. Боровикова // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991. — С. 6−22.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. -М.: Просвещение, 1968. С. 64.
- Божович JI.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972.-С. 14−16.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Избранные психологические труды / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-С. 64−71.
- Бочарова В.Г. Социальная микросфера как фактор формирования личности школьника: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Г. Бочарова. М., 1991.-С. 10−17.
- Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе / С. Г. Броневщук. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 101−110.
- Бруднов А. К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования / А. К. Бруднов // Воспитание школьников. 1994. — № 5. — С. 2−5.
- Бруднов А.К. Проблема становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей / А. К. Бруднов // Дополнительное образование детей фактор развития личности. -СПб., 1998.-С. 2−9.
- Буева Л.П. Личность и среда // Ребенок в системе коллективных отношений / Л. П. Буева / под ред. Л. П. Буевой, Л. И. Новиковой. М., 1972. — С. 99.
- Булкина И.Г. Инфекционные болезни с уходом за больными с основами эпидемиологии / И. Г. Булкина, В. М. Покровский. М.: Медицина, 1985. -С.-189−196.
- Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев: Наукова думка, 1989. — 198 с. -ISBN 5−12−482−2.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. М., 1913. — С. 153.
- Вахтеров В.П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в /В.П. Вахтеров. — М., Педагогика, 1990.-С. 520.
- Вайсбурд М. А. Профилирование и стандарт / М. А. Вайсбурд // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 32−34.
- Венгер JI.A. Педагогика способностей / JI.A. Венгер. М.: Знание, 1973. -С. 58.
- Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей / ЬС.Н. Вент-цель // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1936. — Т. 4. — С. 443.
- Вентцель К.Н. Новые пути воспитания и образования детей / К. Н. Вентцель // Хрестоматия по истории педагогики. -М., 1936. Т. 4. — С. 435.
- Вербицкий A.A. Деловая игра как модель профессиональной деятельности / A.A. Вербицкий // Активные методы обучения и деловые игры. -Новосибирск, 1981.-С. 56−57.
- Вербицкий A.A. Деловая игра как метод активного обучения / A.A. Вербицкий // Современная высшая школа. 1982. -№ 3. — С. 139−141.
- Вербицкий A.A. Основы концепции развития непрерывного образования / A.A. Вербицкий // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−36. — ISSN 0869−561Х.
- Вершинин С. И. Основы принятия решения о профессиональном выборе / С. И. Вершинин. М., 1996. — 243 с.
- Ветров Ю.П. Теория и практика соединения обучения с производительным трудом в формировании самоопределяющейся личности: автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю. П. Ветров. Челябинск, 1997. — С. 17.
- Викторова Л.Г. О педагогических системах / Л. Г. Викторова. Красноярск: Изд-во КГУ, 1989. — С. 83.
- Вилюнес В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнес. М. :МГУ, 1990. — 283 с. — ISBN 5−211 -1 031 -0.
- Владиславлев А. П. Непрерывное образование. Проблемы и перспектива / А. П. Владиславлев. М., 1981. — 96 с.
- Влазнев А. И. Профильное обучение: варианты решения / А. И. Влазнев, В. А. Филимонова // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 39−42.
- Волкова М.Г. Развитие способностей у детей основа жизненного успеха / М. Г. Волкова. — М.: НИИ ВШ, 1989. — С. 117.
- Волохов А. В. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации / А. В. Волохов, М. И. Рожков. М., 1998.-214 с.
- Воробьева В.В. Педагогические основы внутришкольного управления как фактор профессионального самоопределения учащихся: автореф. дис.. канд. пед. наук/В.В. Воробьева. М., 1996.-С. 6−14.
- Воробьева Т. А. Профессиональная пригодность как центральная проблема профессиональной подготовки специалиста / Т. А. Воробьева // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах /под ред. Н. В. Кузьминой. JL, 1970. — С. 3−17.
- Вульфов Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. -М.: Просвещение, 1983.
- Вульфов Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности / Б. З. Вульфов // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва, Тула: Изд-во АСОПиР, 1993. — С. 59−71.
- Выготский J1. С. Педагогическая психология / J1. С. Выготский / под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-479 с. ISBN 5−7155−0358−2.
- Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь / JI.C. Выготский. M., 1956.
- Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте / J1.C. Выготский. СПб.: Союз, 1997.
- Галкин В.А. Внутренние болезни с уходом за больными с основами патологии / В. А. Галкин. М.: Медицина, 1980. — С. 98−117.
- Ганзен В.А. Систематизация психических состояний / В. А. Ганзен // Системные описания в психологии. JL, 1984. — С. 126−142.
- Гасанова Г. А.-А. Влияние работы внешкольных учреждений на формирование профессиональных интересов учащихся средних общеобразовательных школ: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. А.-А. Гасанова. Баку, 1992.-С. 7−18.
- Гвишиани Д.М. Диалектико-материалистические основания системных исследований / Д. М. Гвишиани // Диалектика и системный анализ: сб. статей.-М., 1986.-С. 5−17.
- Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / И. Ф. Гербарт / ред. пер. и примеч. проф. Г. П. Вейсберг. М.: Учпедгиз, 1940. — Т. 1. — С. 2547.
- Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике / Б. С. Гершун-ский. Киев, 1974.-208 с.
- Гершунский Б. С. Ретроспективы развития системы непрерывного обра-зова-ния / Б. С. Гершунский. М., 1990. — 221 с.
- Гершунский Б. С. Образование в третьем тысячелетии гармония знания и веры / Б. С. Гершунский. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. -120 с.
- Гиль С.С. Педагогические условия самореализации подростков: автореф. дис. канд. пед. наук / С. С. Гиль. Екатеринбург, 1995. — С. 3−14.
- Глассер У. Школы без неудачников: перевод с англ / У. Глассер. М.: Прогресс, 1991.-С. 61.
- Гликман И. Постижение профессии: от теории к практике / И. Гликман // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 111−114.
- Голованов В. П. Дополнительное образование детей: сущность, функции, тенденции развития / В. П. Голованов // Дополнительное образование. -2004.-№ 5.-С. 12−16.
- Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. И. Головаха. Киев: Наукова думка, 1988. — 128с.
- Голуб Л. В. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования / Л. В. Голуб // Педагогика. 2001. — № 3. — С. 48−52.
- Голубев А.И. Мониторинг состояния здоровья и условий обучения (работы) детей, подростков и педагогов / А. И. Голубев, Г. Н. Голубева // Дополнительное образование. 2003. — 39. — С. 22−27.
- Гольдфарб Я.Л. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы / Я. Л. Гольдфарб, Ю. В. Ходаков. М.: Просвещение, 1980. — С. 21−89.
- Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / Н. К. Гончаров. М.: Педагогика, 1974. — С.94−110.
- Горский В.А. Концепция внешкольного дополнительного образования / В. А. Горский // Внешкольник. 1997. — № 3. — С.22−54.
- Горский В.А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании / В. А. Горский, Л. Н. Ходунова // Дополнительное образование. 2003. — № 3. — С. 20−28.
- Грабарь М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Крас-нянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
- Гребенюк О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних и профессионально-технических училищ / О. С. Гребенюк. М., 1986. — С. 74.
- Турина Р. В. Начальная профессиональная подготовка специалистов-физиков в профильных классах: дис.. канд. пед. наук / Р. В. Турина. -Ульяновск, 2002. 333 с.
- Турина Р.В. Формы начальной профессиональной подготовки школьников / Р. В. Турина, Н. С. Пурышева // Дополнительное образование. -2007. -№ 1. С. 3.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. -М.: Педагогика, 1981.- С. 64−87.
- Давыдов B.B. Концепция учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 13−26. — ISSN 428 841.
- Даль В.И. Условие / В. И. Даль // Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русс, яз., 1990. — Т. 4. — С. 456−530.
- Данилова Г. В. Влияние массовой культуры на процесс самоопределения старшеклассников: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Данилова. -СПб., 1997.
- Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Дахин // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 136 138.
- Деркач А. А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности / А. А. Деркач. М.: РАУ, 1993. — 156 с.
- Добрецова Н.В. Использование потенциала системы дополнительного образования детей в целях реализации профильного обучения / Н. В. Добрецова // Бюллетень. 2006. — № 1. — С. 8.
- Добролюбов H.A. Учитель должен служить идеалом для учеников / H.A. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский // Избранные педагогические высказывания. М., 1945. — С. 145.
- Донина О.И. Аэрокосмическое образование как средство формирования мотивации учения и развития личности школьника / О. И. Донина. -Ульяновск, 1996. 576 с.
- Донина О.И. Концептуальные основы аэрокосмического образования в массовых образовательных учреждениях / О. И. Донина. Ульяновск, 1999.-64 с.
- Донина О.И. Организация и методика мониторинга результатов педагогической деятельности учреждения дополнительного образования / О. И. Донина. Ульяновск, 1999. — 56 с.
- Донина О.И. Показатели результативности деятельности учреждения дополнительного образования аэрокосмического профиля: пособие дляруководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей / О. И. Донина. Ульяновск, 1999. — 88 с.
- Донина О. И. Подготовка к труду и выбору профессии важнейшая задача образовательных учреждений / О. И. Донина // К. Д. Ушинский и современная школа: материалы научно-практической конференции. -Курск, 1996.-С. 149−157.
- Донина О. И. Профессиональное просвещение школьников в учебном процессе / О. И. Донина // К. Д. Ушинский и современная школа: материалы научно-практической конференции. Курск, 1996. — С. 229−236.
- Дополнительное образование: Материалы МО РФ о положении дел в образовании и перспективах на будущее // Вестник образования. 1992. -№ 6−7.
- Дополнительное образование детей: сб. нормативных документов 1991—1995 гг.: В 2 ч. М., 1995. — 64 с.
- Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С. А. Дружилов. Новокузнецк: ИПК, 2002. — 242 с.
- Евдокимов А.Ю. Естественнонаучное образование: в начале цель, затем качество / А. Ю. Евдокимов // Экология и жизнь. — 2000. — № 1. — С. 14−15.
- Евладова Е.Б. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития / Е. Б. Евладова, JI. А. Николаева // Педагогика. 1995. -№ 5.-С. 39−43.
- Ермаков Д. Элективные курсы для профильного обучения / Д. Ермаков, Г. Петрова // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 114−120.
- Жаркова Г. А. Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения при организации учебно-познавательной деятельности учащихся профильных классов / Г. А. Жаркова // Сборник статей и научных материалов УлГПУ. Ульяновск, 2002. — С. 43−47.
- Жафяров А. Ж. Концепция и учебные планы профильного обучения / А. Ж. Жафяров., Н. Е. Меднис. Новосибирск: НГПУ, 1993. — 25 с.
- Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы / В. И. Журавлев. Ростов-н/Д., 1972. — 137 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. -М.: Педагогика, 1990. С. 114.
- Журин А. А. Использование Интернет-ресурсов для информационно-справочного обеспечения профильных курсов / А. А. Журин // Профильная школа. 2004. — № 1. — С. 30−36.
- Журкина А. Я. Профильное обучение в учреждении дополнительного образования механизм самоопределения его воспитанников / А. Я. Журкина, Т. А. Жданова // Дополнительное образование. — 2003. — № 3. -С. 16−20.
- Забродина И.Ю. Педагогическая коррекция межличностного общения старшеклассников как средство их профессионального самоопределения в сфере «человек-человек»: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Забродина. -М, 1997. С. 17.
- Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: науч.-метод. пособие / Н. И. Загузов. М.: Ореол-Лайн, 1998. — 192 с. — ISBN 593 092−002−8.
- Об образовании: Федеральный Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1 (ред. от 5 января 2006 г.). М.: Новая школа, 1992. -60 с.
- Заликина JT. Общий уход / JI. Заликина. М.: Медицина, 1982. — С.68−114.
- Занков JT.B. Дидактика и жизнь / JI.B. Занков. М.: Просвещение, 1968.- 175 с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды / JT.B. Занков. М.: Педагогика, 1990.-424 с. — ISBN 5−7155−0200−4.
- Зимняя И.А. Элементарный курс педагогической психологии: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации / И. А. Зимняя. М., 1992. — С. 61 -77.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие / И. А. Зимняя. Ростов на/Д: Феникс, 1997. — С. 74.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1998.-380 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 71.
- Золотарева А. В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Золотарева. -Ярославль, 1998.-22 с.
- Игнатов А.И. Мировидение, картина мира и мировоззрение / А. И. Игнатов. -М.: Знание, 1971. 48 с.
- Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В. С. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии / Л. Б. Ительсон. -Минск, 2000. С. 224−242.
- Ищу к Г. Н. Формирование позитивной социально адаптированной личности в условиях современной школы / Г. Н. Ищук // Бюллетень. -2007.-№ 2.-С. 16.
- Каменский Р. Самоопределение как ключевой процесс проектирования инновационных образовательных систем / Р. Каменский // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997. — С. 129−133.
- Караковский В. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. Караковский // Воспитание школьников. -1993. -№ 2−5.
- Караковский В.А. Воспитание в обществе социальных перемен / В. А. Караковский // Мир образования. 1995. — С. 17.
- Карнаухов В. А. Педагогические условия социализации личности в учреждении дополнительного образования детей: дис.. канд. пед. наук / В. А. Карнаухов. Ульяновск, 2003. — 298 с.
- Каропа Г. Н. Системный подход к экологическому образованию и воспитанию (на материале сельских школ) / Г. Н. Каропа. Минск, 1994. -211 с.
- Касаткин В.Н. Проектирование организационных стратегий предупреждения ВИЧ-инфекции у подростков / В. Н. Касаткин // Профилактика ВИЧ-инфекции у подростков: методическое пособие. M., 2005.
- Каспржак А.Г. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен / А. Г. Каспржак, М. В. Левит. М.: НИРОС, 1994. — 144 с.
- Качан Л.Г. Организация здоровьесберегающей среды в условиях перехода на профильное обучение / Л. Г. Качан, E.H. Денисова, H.A. Скура-товская // Дополнительное образование. 2007. — № 1. — С. 48.
- Кашель H.H. Методы активного обучения в институте повышения квалификации кадров образования: теория и практика: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.H. Кашель. Минск, 1998. — 23 с.
- Клаус Г. Введение в дифференцированную психологию учащихся / Г. Клаус. М&bdquo- 1987. — С.119−129
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с. — ISBN 5−211−3 334−5.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов на/Д: Феникс, 1996.
- Князевский Д.А. Специфика довузовской подготовки школьников в учреждении дополнительного образования детей аэрокосмического профиля: дис.. канд. пед. наук / Д. А. Князевский. Ульяновск, 2005. -С.61−237.
- Ковалева Г. С. Что понимают под «естественнонаучной грамотностью» / Г. С. Ковалева // Естествознание в школе. 2004. — № 2. — С. 13−16.
- Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения / М. Б. Коваль. -Москва, Оренбург, 1994. С. 68.
- Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования / Т. А. Колмогорцева // Дополнительное образование. 2003. — № 7. — С. 7−11.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — Т. 1.
- Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — С.296 с.
- Кондратов P.P. Содержание образования и воспитания как средства общения / P.P. Кондратов // Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1981.-С. 123.
- Концептуальные основы деятельности учреждения дополнительного образования по социальной адаптации личности // Бюллетень. 2006. -№ 5.-С. 2.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России: сборник приказов и инструкций Министерства образования. 2002. — № 1. — С. 7−16.
- Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 79−91.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы (проект) / А. Кузнецов, А. Пинский и др. М., 2002.
- Корнева Н.Г. Роль учреждения дополнительного образования детей в реализации концепции профильного обучения: опыт ДТДиМ г. Оренбурга / Н. Г. Корнева // Бюллетень. 2007. — № 2. — С. 2.
- Коротун O.A. Формирование личных жизненных планов фактор активного профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / O.A. Коротун. — М, 1992.-С. 17−18.
- Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович и др.- сост. и ред. В. А. Макаренко. М.: Республика, 2000. — 670 с. -ISBN 5−93 092−002−8.
- Крупская H.K. Заботиться о всестороннем развитии детей / Н. К. Крупская // Пед. соч.: В 10 т. М.: Просвещение, 1959. — Т. 5. — С. 508 591.
- Крупская Н.К. Избранные произведения / Н. К. Крупская. М.: Политиздат, 1988.-С. 217.
- Крупская Н.К. О воспитательной работе / Н. К. Крупская // Пед. соч.: В 10 т. М.: Просвещение, 1969. — Т. 3. — С. 334.
- Крылова Н.Б. / Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов / Н. Б. Крылова // Дополнительное образование. 2007. — № 3. -С. 9−11.
- Кузнецов A.B. Профессиональное самоопределение личности в условиях предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Кузнецов. Ульяновск, 2004.-26 с.
- Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / под. ред Н. В. Кузьминой -Л., 1970.-С. 47−61.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя (тексты лекций) / Н. В. Кузьмина. Гомель: Издательство Гомельского гос. ун-та, 1976. — 57 с.
- Кулюткин Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин, В. П. Бездухов. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002.-400 с.
- Кулюткин Ю.Н. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Ю. Н. Кулюткин. М.: Каро, 2002. — 152 с.
- Кукосян О.Г. Профессия и познание людей / О. Г. Кукосян. Ростов, 1981.-С.21−29.
- Куприянов Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей / Б. В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание. 2006. — № 7. — С. 3−7.
- Куприянов Б.В. Школа как форма организации дополнительного образования детей / Б. В. Куприянов // Дополнительное образование. 2007. -№ 8.-С. 3−4.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству / Н.В. Ку-харев. M.: Педагогика, 1990. — С. 22−28.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: пер. с англ. / Р. Кэм-пбелл. М.: Знание, 1992. — С. 58−61.
- Лазарев B.C. Как разработать программу развития школы / B.C. Лазарев, М. М. Поташник. -М., 1993. С. 18−20.
- Лазарев B.C. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / B.C. Лазарев, Т. П. Афанасьева и др. / под. ред. B.C. Лазарева. -М.: ЦЭСИ, 1995.-С. 17−21.
- Лазарев B.C. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования // Известия Российской академии образования. 2000 -№ 2.-С. 15−24.
- Лазарев B.C. Системное развитие школы / B.C. Лазарев. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304 с.
- Леви В. Нестандартный ребенок / В. Леви. М.: Знание, 1989. — С.14−17.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1971. — С. 45−47.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. С. 4−10.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 185 с.
- Лернер П. С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников / П. С. Лернер // Инновации в высшей технической школе России: современные технологии в инженерном образовании. -М.: МАДИ (ГТУ), 2002. Вып.2. — С. 461−472.
- Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении / П. С. Лернер // Профильная школа. 2004. — № 3. — С. 12.
- Лебедева Л.А. Акмеологические особенности развития профессионального мышления врача-терапевта: автореф. дис.. канд. психол. наук / Л. А. Лебедева. Ульяновск, 2004. — 24 с.
- Лившиц Ю.М. Методическая служба учреждений дополнительного образования сегодня / Ю. М. Лившиц // Внешкольник. 2003. — № 3. — С. 23−24.
- Линкина H.H. Педагогические условия модернизации естественнонаучного образования педагогического колледжа в едином информационном пространстве: автореф. дис.. канд. пед. наук / H.H. Линкина. -Рос-тов-н/Д, 2002. 23 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.-478 с.
- Личность: Внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 1996. — 175 с. -ISBN 5−89 977−015−5.
- Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: учеб. пособие / под. ред. H.H. Никитиной. Ульяновск: ИПКПРО, 1998. — 104с.
- Логинова Л.Г. Проблема определения выпускника учреждения дополнительного образования детей / Л. Г. Логинова //Материалы городской научно-практической конференции «Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования». М., 1997. С. 61−62.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: методическое пособие. Часть 4. Ценностные ориентации школьников / М. И. Лукьянова. Ульяновск: У ИПКПРО, 2003.-44 с.
- Луначарский о воспитании и образовании / под. ред. A.M. Арсентьева, A.M. Гончарова, И. А. Каирова, М. Н. Прокофьева, В. А. Разумного. -М.: Педагогика, 1976. С. 34−51, 67−72,99−122.
- Лушников В.И. Совершенствование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования в институтах усовершенствования учителей: дис.. канд. пед. наук / В. И. Лушников. М., 1998. -182 с.
- Лысенко В. Концепция глобального образования / В. Лысенко // Народное образование, 1993. № 7−8.
- Ляшко Л. Ступени дополнительного образования / Л. Ляшко // Внешкольник,-1996.-№ 1.-С. 16−17.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. М.: Просвещение, 1987.- 157 с.
- Макаров И.М. Целевые комплексные программы / И. М. Макаров, А. Л. Абрамов, В. Б. Соколов. -М.: Знание, 1980. 136 с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников / Т. Н. Мальковская. М.: Педагогика, 1988. — С. 23−56.
- Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. -М., 1989.
- Маркова A.K. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996. — 309 с. — ISBN 5−87 633−016−7.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М., 1972. — С. 28−56.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследований по психологии мышления и творчества / A.M. Матюшкин // Психологический журнал. -1985. -№ 1.- С. 3−14.
- Медынский E.H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника / E.H. Медынский. М., 1918. С. 17−19.
- Медынский E.H. Энциклопедия внешкольного образования / E.H. Медынский. М.: Госиздат, 1923. — С. 21−23.
- Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — С. 78−89.
- Микрюков В.Ю. Преемственность школьного и вузовского образования в России / В. Ю. Микрюков // Школа. 2001. — № 5. — С. 2−7.
- Минияров В.М. Педагогическая психология: учеб. пособ. Ч. II: Психология обучения / В. М. Минияров. Самара: СГПУ, 2004. — 164 с.
- Миронов В.В. Век образования / В. В. Миронов. М.: Педагогика, 1990.-С. 12−15.
- Митин С.Н. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие / С. Н. Митин, П. И. Третьяков, H.H. Бояринцева. М.: Академия, 2003. — 368 с. — (Высшее образование). — ISBN 5−7695−0962−7.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. -М.: Высш. Школа, 1987. 206 с.
- Мудрик A.B. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977. — С. 45−47.
- Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии / Г. М. Мур-тазин.-М.: Просвещение, 1981.-С. 14−67.
- Немова Н.В. Организация функционирования и развития школы: методические рекомендации для руководителей школ / Н. В. Немова. М.: АПКиПРО, 2001.-63 с.
- Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников / Н. В. Немова. М.: АПКиПРО, 2003. — 68 с.
- Немова Н.В. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Н. В. Немова / под ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПКиПРО, 2003. -С. 23−27.
- Непрерывное педагогическое образование: естественнонаучное педагогическое образование. СПб.: Изд-во РГПУ. — Вып. 15. — 2000. — 120 с.
- Никитина Т.Д. Профессиональное самоопределение старшеклассников / Т. Д. Никитина // Дополнительное образование. 2007. — № 5. — С. 45.
- Никиточкина Т.Д. Лекарственные растения леса / Т. Д. Никиточкина. М.: Изобразительное искусство, 1991. — С. 62−84.
- Ников Г. П. Жизненное самоопределение как педагогическая проблема / Г. П. Ников // Вопросы самоопределения личности и ее активности. -Уфа: БГПИ, 1985. С. 58−64.
- Новиков А. М. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования / А. М. Новиков // Специалист. 1998. — № 1. -С. 2−8.
- Новикова Л.И. История русской общественной мысли / Л. И. Новикова. -М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1993. С. 14−27.
- Новикова Т. Г. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков, М. А. Пинская // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 48−55.
- Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т. Г. Новикова / Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. М.: АКАОЕМ1А, АПКиПРО, 2003. — 70 с.
- Новожилова Н. Курсы по выбору: отбор содержания и технологии проведения / Н. Новожилова, М. Фирсова // Народное образование. -2004.-№ 2.-С. 120−130.
- Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования и социального воспитания /сост. В.П. Голованов-М., 1995- 190 с.
- Носакова Т. В. О решении проблемы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в условиях дополнительного образования / Т. В. Носакова // Дополнительное образование. 2003. — № 12. — С. 40−42.
- Образование в Ульяновской области: проблемы и перспективы. -Ульяновск: ИПКПРО, 1995. 60 с.
- Об образовании: Федеральный закон Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (принят ГД РФ 12.07.1995) // Документы в образовании. 200. № 14. — С. 3−59.
- Об эксперименте по введению профильного обучения // Народное образование. 2004. — № 6. — С. 274−277.
- Опорная школа в системе профильного обучения // Профильная школа.-2004.-№ 4.-С. 25−31.
- Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения: сб. «Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования» / В. А. Орлов. М.: ИОСО РАО, 2003. -С.93−96.
- О развитии научно-исследовательской деятельности учащихся в си-теме дополнительного образования детей: Решение коллегии Мин. Образования РФ от 10 января 1996 г. № 1/1.
- Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: учебное пособие / И. М. Осмоловская. М.: Изд-во Московского социально-психологического института, 2004. — 176 с.
- Основные направления опытно-экспериментальной работы по введению профильного обучения в 2004/05 году // Профильная школа. 2004. -№ 3. — С. 3−5.
- Остапенко A.A. Модели профильного обучения в сельской школе / A.A. Остапенко, А. Ю. Скопин // Вопросы теории. 2004 — № 4. — С. 11−13.
- Основы вузовской педагогики / под ред. Н. В. Кузьминой, В.И. Урк-лина.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. С. 79−87.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет: (Педагогическая наука реформе школы) / под ред. И. В. Дубровиной, Б.С. Круглова- НИИ общ. и пед. психол. АПН СССР. — М.: Педагогика, 1988.-С. 57−58.
- О сохранении сети государственных учреждений дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей: сб. нормативных документов (1991−1993 гг.). М.: МОРФ РИПКФО, 1995. — 4.1. — С. 3−12.
- Панов В.И. Развитие образовательной среды в учреждении дополнительного образования / В. И. Панов. М., 2000. — 60 с.
- Параметры и критерии оценки состояния и результативности педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей: методический подход // Внешкольник. 1997. — № 2. — С. 3−23.
- Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. — С. 56−89.
- Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. — С. 78−90.
- Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
- Педагогика: Учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с. 265. neflaroraKa=Pedagogik /под общ. ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского. -М.: Педагогика, 1984. С. 107−109.
- Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бада- ред.кол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, JLC. Глебова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с. — ISBN 5−85 270−230−7.
- Переписка В.И. Вернадского и П.А. Флоренского // Новый Мир. -1989. № 2. — С. 197. — ISBN 0130−7673.
- Пентин А. Ю. Непрофильные предметы в профильной школе / А. Ю. Пентин // Профильная школа. 2004. — № 4. — С. 20−23.
- Петренко В. Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов / В. Ф. Петренко // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 18−23.
- Петров Ю.Н. Организационно-педагогические основы управления непрерывным многоуровневым профессиональным образованием / Ю. Н. Петров, С.Н. Маркова- Волжский Гос. инжю-пед. ин-т. Н. Новгород: ВГИПИ, 1999. — 172 с. — ISBN 5−88 820−057−3.
- Петрова Л.И. Самосознание и самопознание подростка / Л. И. Петрова // Дополнительное образование. 2004. — № 4. — С. 39−45.
- Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И. Пидкасистый. М., 1972. — 184 с.
- Пинский А. Профилирование никого не застанет врасплох / А. Пинский // Народное образование. 2003. — № 4. — С. 79−84.
- Пичугина Г. В. Компетентностный подход к разработке стандартов технологической подготовки школьников и его реализация в учебном процессе / Г. В. Пичугина // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 23−31.
- План-график мероприятий по подготовке и внедрению профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 4. — С. 49−54.
- Поваренков Ю. П. Профессиональное становление личности: авто-реф. дис. д-рапсихол. наук/Ю. П. Поваренков. -М., 1999.-42 с.
- Поволяева М.Н. Социально-ориентированное дополнительное образование как явление практики / М. Н. Поволяева // Внешкольник. 1998. -№ 7/8.-С. 33−34.
- Подласый И.П. Педагогика: новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2-х кн. Кн.1. Обшие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999. — 576 с. — ISBN 5−691−174−4.
- Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения. М.: АПКиПРО, 2003. — 124 с.
- Подготовка к профильному обучению / авт.-сост.: В, В- Елисеев, В. А. Основина. Ульяновск: ИПКПРО, 2004. — 48 с.
- Покулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии / В.М. Поку-лова. М.: Просвещение, 1990. — С. 52−89.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания / С. Д. Поляков. М., 1996.-С. 47−49.
- Поташник М. О многообразии видов образовательных учреждений / М. Поташник, А. Моисеев // Мир образования. 1996. — № 9. — С. 10−11.
- Преемственность профильного обучения и профессионального образования (проблемы и перспективы): сб. материалов Научно-практической конференции работников образования. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 1518.
- Примерное положение о классах с профильным обучением // Профильная школа. 2004. — № 4. — С. 26−28.
- Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования // Тезисы и материалы Всерос. науч.-практ. конф. 20−24 марта. СПб., 1995. С. 76−79.
- Профильное обучение. Новосибирск: НИПКиПРО, 2002. — 136 с.
- Профильное обучение: Эксперимент: Совершенствование структуры и содержания общего образования / под ред. д-ра ист. наук, проф. А. Ф. Киселева. М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 512 с.
- Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию / Е. Н. Прощицкая. М., 1990.-204 с.
- Пряжников Н.С. Соотношение понятий «личностное самоопределение» и «профессиональное самоопределение» / Н. С. Пряжников // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. Екатеринбург, 1995. — С. 119−129.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: метод, пос. 2 / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во ИПП- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — С.47−52.
- Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: учеб. справ. / В. Г. Пряникова, З. И. Равкин. М.: Педагогика, 1995. — С. 56.
- Реан A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. Н. Розум. СПб.: Питер, 200. — 432 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности: пер. с нем. / X. Ремшмидт. М.: Мир, 1994. — С. 4−10.
- Рекомендации по использованию в профильном обучении экспериментального учебника «Технология профессионального успеха»: естественнонаучный профиль / С. Н. Чистякова и др. //Школа и производство. 2002. — № 1.-С. 24−27.
- Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся // Профильная школа. -2004.-№ 4.-С. 3−6.
- Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий / Г. Риккет. СПб.: Наука, 1997. — 532 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учеб. пособ. / Е. И. Рогов. М.: Владос, 1996. — 529 с.
- Родичев Н. Ф. Профессии, которые мы выбираем / Н. Ф. Родичев // Абитуриент. 2002. — № 7. — С. 12−17.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / К. Роджерс / под ред. Е. И. Исениной. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — С. 63−82.
- Романова Е. С. Психология профессионального становления личности: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. С. Романова. М., 1992. — С. 1113.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн М., 1946. — С. 553−554.
- Рягин С.Н. Проектирование содержания школьного обучения в современной школе / С. Н. Рягин. Омск: ООИПРО, 2003. — 155 с.
- Рязанова В. Н. Дидактическая система адаптации учащихся к профессиональной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Рязанова.-СПб, 1998.-28 с.
- Самусенко В. Н. Зачем изобретать велосипед? (или Еще раз о профильной школе) / В. Н. Самусенко // Профильная школа. 2004. — № 2. -С. 34−39.
- Сафаралиев Г. К. СПИД угроза национальной безопасности России / Г. К. Сафаралиев // Социальная профилактика и здоровье. — 2005. — № 6. -С. 15−17.
- Саймон Б. Общество и образование: пер. с анг. / Б. Саймон / общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. — 197 с. — ISBN 5−1 001 605−2.
- Свободное воспитание 1909. — № 8. — С.4.
- Свободное воспитание и свободная школа. 1918. -№ 1. -С. 71.
- Свободное воспитание и свободная школа. 1918. -№ 3.- С. 72−75.
- Селевко Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 138−145. — ISSN 0130−6928.
- Сетрукова JI.A. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущей профессии / JI.A. Сетрукова, A.A. Востриков. Новокузнецк: ИПК, 1998.- 169 с.
- Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека / П. В. Симонов. М.: Знание, 1989. — 63 с. — (Новое в жизни, науке, технике). — ISBN 5−07−158−2.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / А. П. Ситников. М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. -428 с.
- Славина JI.C. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотив деятельности школьника / JI.C. Славина // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. -С. 52−61.
- Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластелин // Советская педагогика. 1991. — № 10. -С. 79−85.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластелин. М.: Школа-Пресс, 1998. -639 с.-ISBN 5−93 134−001−7.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. 3-е изд. / В. А. Сластелин, И. Ф. Исаев и др. -М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
- Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии / Е. Е. Смирнова. СПб.: КАРО, 2003. — С. 47−79.
- Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека их классификация и диагностика / Ю. Е. Сосновикова. Горький, 1975. — С. 76−78.
- Суворов Г. Б. Особенности психических состояний спортсменов высокой квалификации на разных этапах подготовки: дис.. канд. психол. наук / Г. Б. Суворов. Л., 1989. — С. 67−156.
- Суворова Е.В. Педагогические условия формирования профессионально-ценностных качеств специалистов сферы профессиональной коммуникации: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Суворова. Ульяновск, 2004.-С. 11−20.
- Суртаева H.H. Инновационные тенденции развития естественнонаучного образования / H.H. Суртаева // Естественнонаучное образование в реализации идей гуманистической педагогики. Омск, 2001. — С. 7−14.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухо-млинский. М.: Педагогика, 1990. — С. 56−79.
- Тарарышкина М.А. Формирование профессионально-личностной культуры студентов в образовательном процессе высшей медицинской школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. М. Тарарышкина. М., 2007. -С. 11−21.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 343 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1983. — С. 21−53.
- Тарасова Т. JI. Роль комплекса дополнительное образование школа в профессиональном самоопределении личности / Т. JL Тарасова, Г. И Макаренко // Дополнительное образование. — 2003. — № 11. — С. 3−6.
- Твоя профессиональная карьера: 8−9 классы / под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. М.: Просвещение, 1998. — 207 с.
- Толстой JI.H. Педагогические сочинения / JI.H. Толстой. М., 1948, С. 365−366.
- Томилова Г. Л. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета / Г. Л. Томилова. Томск, 1978. — С.67−69.
- Топорнина H.A. Генетика человека: практикум для вузов / H.A. То-порнина, Н. С. Стволинская. М.: ВЛАДОС, 2001. — С. 49−74.
- Тушканова О.И. Психологические особенности ребенка от рождения до 17 лет / О. И. Тушканова. Волгоград: Офсет, 2002. — С. 51−78.
- Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. -М.: Педагогика, 1990. 192 с.
- Управление школой: теоретические основы и методы: учеб. пособие. -М.: АППЦИТП, 1992.-168 с.
- Ученик в обновляющейся школе / под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
- Усова A.B. Естественнонаучное образование в средней школе / A.B. Усова // Педагогика. 2001. — № 9. — С. 40−45.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2: Педагогические статьи 1857−1861 гг. / К. Д. Ушинский. М., Л.: АПН, 1948. — 655 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 3. / К. Д. Ушинский. М., 1948.-С. 95.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8: Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский- Инст-т теории и истории педагогики. М.- Л.: АПН, 1950. — 476 с.
- Филосовско-психологические проблемы развития образования / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — С. 117−123.
- Франкл В. Человек в поиске смысла: сб.: пер. с англ. и нем. /
- B.Франкл: общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева- вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 336 с. — (Библиотека зарубежной психологии). — ISBN 5−01−1 606−0.
- Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. И. Фришман. 2-е изд. — М.: ACADEMIA, 2004. — 158 с. — (Ваысшее образование). — ISBN 5−7695−0797−7.
- Хардиляткина Э.И. Формирование характерных качеств личности, свойственных медицинскому работнику / Э. И. Хардиляткина // Развитие личности как высший приоритет образования: межвузовский сборник научных статей. М., Чебоксары, 2004. — С. 102−104.
- Хардиляткина Э.И. «Скажи жизни Да!»: сборник методических материалов по профилактике ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний / Э. И. Хардиляткина и др. / под научной редакцией О. И. Дониной. — Ульяновск, 2006. — 86 с.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64. — ISSN 0130−6928.
- Чернышевский H.A. Избранные педагогические высказывания /H.A. Чернышевский, H.A. Добролюбов. М., 1945. — С. 145.
- Чирков В.И. Диагностика качественного своеобразия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека: авто-реф. дис. канд.психол. наук /В.И. Чирков. Д., 1983. — С. 14−18.
- Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. М., 1993. — С. 51−78.
- Чистякова С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев и др. // Школьные технологии. 2002. -№ 1. — С. 101−123.
- Чистякова С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации: сб. «Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования» / С. Н. Чистякова. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 10−14.
- Чистякова С.Н. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации / С. Н. Чистякова. М.: АПКиПРО, 2003. — С. 1214.
- Шадриков В.Д. Психология, деятельность и способности человека / В. Д. Шадриков. М.: Изд-во корпорация «Лотос», 1995. — С. 98−119.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 184 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников /Т .И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.-209 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические произведения. В 2 т. / С. Т. Шацкий. -М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — С. 258−266.
- Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы / E.H. Шиянов. М.- Ставрополь, 1991. — 206 с.
- Шиянов Е. Н. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов-н/Д: Цветная печать, 1995.-310 с.
- Школа 2000. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа / под ред. А. А. Леонтьева. — М.: БАЛАСС, 2001. — 240 с.
- Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 1999. — 308 с.
- Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника: дис. докт. пед. наук/ Н. Б. Шмелева. -М., 1997.
- Шмелева Н.Б. Социальная работа: личность и профессия / Н. Б. Шмелева. Ульяновск, 1999. — 209 с. — ISBN 5−88 866−042−6.
- Шмелева Н. Б. Научно-методические аспекты подготовки личности специалиста как профессионала // Образовательные технологии в педагогике высшей и средней школы / под ред. Н. Б. Шмелевой и др. Ульяновск: УлГУ, 2001.-С. 3−6.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1983. — 208 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя /Г.И. Щукина.-М.: Просвещение, 1986.-С. 89−114.
- Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования. Профильное обучение / под ред. А. Ф. Киселева. М.: Вла-дос, 2001.-512 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника / Д.Б. Элько-нин // Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1989.-С. 142−177.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин / под ред. В. В. Давыдова, В. И. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников / науч. ред. С. Н. Чистякова. М.: АПКиПРО, 2003. — 102 с.
- Эстафета пионерских поколений. М., 1972. — С. 19−61.
- Юлпатова Е.А. Формирование исследовательских умений старшеклассников в системе прорфильного обучения: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Юлпатова. Волгоград, 2007. — С 3−18.
- Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: опыт разработки теории инновационного процесса в образовании: метод, пособие / Н. Р. Юсуфбекова. М.: ЦСПО РСФСР, 1991. — 91 с.
- Ядрышникова T.JI. Психологический анализ профессионального становления мастерства ПТУ: дис. канд. пед. наук / Т. Д. Ядрышникова: -М., 1987.-224 с.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1979.-С. 152−164.
- Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с. — (Директор школы: Библиотека журнала- Спецвыпуск 2). — ISBN 5−88 753−007−3/
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М., 1969.
- Яковлев В.А. Активные формы и методы обучения биологии / В. А. Яковлев, Л. Ф. Спирин. -М.: Просвещение, 1992. С. 190−258.
- Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы / Е. А. Ямбург. М.: Знание, 1987.-С. 102−118.
- Ямбург Е.А. Единое образовательное пространство / Е. А. Ямбург // Народное образование. 1994. — № 1. — С. 65−67.
- Ямилева Т. С. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности / Т. С. Ямилева // Дополнительное образование. 2004. — № 6. — С. 2428.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. — 248 с.
- Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте / В. А. Ямвин // Вопросы психологии. -1995. № 4. — С.12−14. — ISSN 0042−8841.
- Ясюкова Л.А. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя: автореф. дис.. канд. психол. наук/ Л. А. Ясюкова.-Л., 1988.-С. 3−18.
- Blumenthal Sj, Suicide: a guide to risk factors, assessment, and treatment of suicidal patients //Med. Clin. North. Am, 1988.
- Bohr N. Atomtheorie und Naturbeschreibung, 1931.
- Gillihan D. The facts about Child physical Abuse. New York: Cassel, 1994/
- Hall E., Lamb M., Perlmutter M. Child psychology today. New York: Cassel, 1994.