Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модели и информационное обеспечение системы управления техническим состоянием судового энергетического оборудования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такие системы созданы во всех отраслях, связанных с эксплуатацией судов (морской и речной транспорт, военно-морской флот, рыбное хозяйство, лесосплав, добыча углеводородов на шельфе и др.). В случае, когда техническое обслуживание и ремонт судов осуществляются производственными подразделениями фирмы — судовладельца, система управления техническим состоянием судов является подсистемой системы… Читать ещё >

Содержание

  • Анализ процесса управления техническим состоянием судового энергетического оборудования как объекта формализации
    • 1. 1. Техническое состояние — разновидность качества на стадии эксплуатации
    • 1. 2. Структура процесса управления техническим состоянием судового оборудования
    • 1. 3. Обоснование выбора методов формализации процессов в звеньях системы управления
    • 1. 4. Цель и задачи исследования
  • Выводы по главе 1
  • Математические модели процессов в звеньях системы управления техническим состоянием судового энергетического оборудования
    • 2. 1. Модели динамики процесса изменения технического состояния судового оборудования как объекта управления
      • 2. 1. 1. Обобщенная модель узлов первой группы
      • 2. 1. 2. Обобщенная модель узлов второй группы
      • 2. 1. 3. Обобщенная модель узлов третьей группы
      • 2. 1. 4. Единая формальная запись динамики процесса изменения технического состояния судового оборудования
    • 2. 2. Модели функционирования блока оперативной оценки технического состояния оборудования
      • 2. 2. 1. Модель амплитудно-импульсного модулятора
      • 2. 2. 2. Модель частотно-импульсного модулятора
    • 2. 3. Прогнозная модель изменения технического состояния судовых объектов
      • 2. 3. 1. Методологические основы прогнозирования технического состояния
      • 2. 3. 2. Прогнозная ретроспекция
      • 2. 3. 3. Модели прогнозного фона
    • 2. 4. Модель блока принятия управленческих решений
    • 2. 5. Модель исполнительного блока системы управления
  • Выводы по главе 2
  • 3. Информационное обеспечение системы управления техническим состоянием судового энергетического оборудования
    • 3. 1. Структура информационного обеспечения
    • 3. 2. Информационное обеспечение блока оперативной оценки технического состояния
    • 3. 3. Информационное обеспечение процесса прогнозирования
    • 3. 4. Информационное обеспечение процессов принятия управленческих решений
  • Выводы по главе 3
  • 4. Методика анализа моделей системы управления техническим состоянием судового энергетического оборудования
    • 4. 1. Идентификация параметров моделей изменения технического состояния судовых механизмов
    • 4. 2. Анализ статики изменения технического состояния узлов трения скольжения
    • 4. 3. Анализ динамики процесса изменения технического состояния узлов судовых механизмов
    • 4. 4. Идентификация параметров моделей режимов работы судовых объектов
    • 4. 5. Имитационное моделирование процесса изменения технического состояния механизма при случайном изменении режимов работы
    • 4. 6. Построение фазового портрета системы управления техническим состоянием судового оборудования
  • Выводы по главе 4

Модели и информационное обеспечение системы управления техническим состоянием судового энергетического оборудования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важной составной частью производственного процесса на водном транспорте является эксплуатация судов, к основным задачам которой относятся перевозка грузов и пассажиров, обеспечение безопасности судоходства, сохранности грузов и имущества, охраны человеческой жизни, предотвращения загрязнения природной среды.

Повышение грузоподъемности и скорости судов, интенсивности судоходства привели к повышению требований к безопасности и экологичности плавания по морским и внутренним водным путям. Стало ясно, что недостаточно их обеспечивать, необходимо безопасностью и экологичностью управлять. Основными направлениями являются управление техническим состоянием судов, управление персоналом судов и береговых подразделений, управление инфраструктурой водного транспорта. Применительно к морскому судоходству Международной морской организацией (ИМО) в 1993 г. принята Резолюция ИМО А.741(8) «Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения» (МКУБ).

Эксплуатацию судов принято разделять на относительно самостоятельные этапы использования по назначению, технического обслуживания и ремонта. Этап использования судов по назначению разделяется на подэтапы целевого использования и технологического обслуживания при использовании. Совокупность технологического обслуживания при использовании, технического обслуживания и ремонта представляет собой техническую эксплуатацию судов.

Указанные этапы и подэтапы чередуются и в течение срока службы судна многократно повторяются. На этапе использования судна по назначению наряду с выполнением полезной работы происходит расход технического ресурса основных функциональных комплексов и ухудшение их технического состояния. При техническом обслуживании осуществляются мероприятия по поддержанию работоспособного состояния корпусных конструкций и оборудования, выполняемые без вывода судна из эксплуатации. Ремонт является совокупностью мероприятий, обеспечивающих восстановление до необходимого уровня технического состояния и запаса работоспособности судна.

Последующее использование судна по назначению снова приводит к ухудшению его технического состояния, то есть процесс эксплуатации представляет собой замкнутый цикл. Для достижения необходимой степени готовности судов к использованию по назначению, повышению безотказности и безопасности в процессе работы необходимо четкое согласование характеристик судовых объектов и действий, осуществляемых на трех взаимосвязанных этапах эксплуатации. Такое согласование в замкнутом контуре в функции времени возможно только при наличии системы управления техническим состоянием судов.

Такие системы созданы во всех отраслях, связанных с эксплуатацией судов (морской и речной транспорт, военно-морской флот, рыбное хозяйство, лесосплав, добыча углеводородов на шельфе и др.). В случае, когда техническое обслуживание и ремонт судов осуществляются производственными подразделениями фирмы — судовладельца, система управления техническим состоянием судов является подсистемой системы управления фирмой. В тех случаях, когда поддержание и восстановление работоспособности судовых функциональных комплексов выполняется по контракту специализированными судоремонтными фирмами, имеет место корпоративная система управления техническим состоянием судов.

Длительное время указанные системы были планово — предупредительными и в основном осуществляли функции организации и планирования производства необходимых работ на основе единых ремонтных ведомостей, диспетчерского регулирования хода работ по техническому обслуживанию и ремонту судов, а также функции предремонтной дефектации и контроля за соблюдением правил технической эксплуатации.

Необходимость снижения трудоемкости и финансовых затрат на техническую эксплуатацию привела к переходу к системе обслуживания судов по фактическому состоянию. При этом возросла роль технического диагностирования и прогнозирования технического состояния в процессе использования судна по назначению.

Благодаря широкому применению информационных технологий и компьютерной техники указанные системы постепенно превращаются из систем неавтоматизированного управления в системы автоматизированного управления.

В частности, такие системы созданы на морском и речном транспорте. Для судоходно компании автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом (АСУТО и Р) реализуются путем установки в офисе компании центрального сервера с базой данных по всем судам и организации локальных баз данных на каждом судне.

Использование АСУТО и Р повышает оперативность планирования и принятия решений, усиливает контроль за техническим состоянием судового оборудования, дисциплинирует работу судовых экипажей и персонала береговых подразделений в процессе технической эксплуатации судов.

В настоящее время создано программное обеспечение систем АСУТО и Р. В работе [37] описаны два наиболее распространенных программных комплекса: AMOS for Windows и TRIM. Первый из них создан норвежской фирмой (г. Осло) Spec Тес A/s и расшифровывается как «организация технического обслуживания, управления и запасные части для Windows». Комплекс TRIM разработан российской фирмой (г. Санкт — Петербург) НПП «СпецТэк» и в переводе означает «Система, обеспечивающая комплексное управление».

Для наполнения указанных программных «оболочек» необходима формализация процессов, протекающих в звеньях системы управления техническим состоянием судовых технических средств. В связи с недостаточной изученностью этих процессов с позиции теории управления в настоящее время используются упрощенные закономерности.

В силу сложности и большого разнообразия видов судовой техники, различных условий эксплуатации судов, одновременного наличия нескольких фронтов судоремонтных работ (в цехах, в доке или на слипе, на открытых площадках и на плаву), многовариантности процессов поддержания и восстановления работоспособности объектов одного типа полная автоматизация систем управления техническим состоянием судов нецелесообразна и невозможна.

Участие людей в рассматриваемых системах управления необходимо, их роль в решении многих вопросов значительна. В ряде случаев они просто незаменимы. Здесь имеют место эргатические (человека — машинные) системы управления [65].

Методы теории эргатических систем направлены на решение задач анализа и синтеза структур эргатических систем, рационального распределения функций между операторами и техническими средствами, согласования характеристик «человеческого звена» и технической части системы.

Эргатические системы являются наиболее общим типом систем управления. Из них как предельные частные случаи возникли системы автоматического управления (путем исключения участия в них человека) и организационные системы управления с использованием только персонала и необходимых средств оргтехники, имеющих вспомогательный характер с позиций конечной цели управления.

Несмотря на то, что эргатические системы управления возникли задолго до создания систем автоматического управления, в настоящее время общая теория эргатических систем развита в меньшей степени, чем теория автоматического управления. Причина заключается в сложности формализации всей совокупности возможных действий человека — оператора, особенно в тех случаях, когда оператор включен в цепь управления последовательно и, таким образом, замыкает систему.

При исследовании конкретных эргатических систем управления указанную формализацию выполнить проще, однако при этом будут получены частные модели операторов конкретного вида (контролёр, диагностик, дефектов-щик, плановик, управленец, наладчик, ремонтник и др.). Оператор часто имеет дело не с самим объектом непосредственно, а с информационной моделью объекта. По модели оператор воссоздает динамический образ объекта, его состояния в отдельные моменты времени и на этой основе принимает решение и производит действия. Знание информационной модели и необходимых действий оператора при рассмотрении конкретной функции позволяет создать адекватную модель этого оператора с использованием относительно простых средств.

Эргатическая система содержит разнородные элементы, объединенные в единое функциональное целое. Это функциональное единство требует единого описания всех его элементов, и человек — оператор не может быть исключением. Наличие строгой теории автоматического управления с развитыми методами формализации осуществляемых элементами функций должно помочь в описании эргатической системы.

Результаты первого системного исследования процессов управления техническим состоянием судовой техники изложены в работе [101]. Автором показано, что техническое состояние является разновидностью качества объектов на стадии эксплуатации. Им обосновано распространение на техническое обслуживание и ремонт судов как производственно — технические услуги требований международных стандартов ИСО серии 9000, в частности процессного подхода к управлению техническим состоянием. Системы управления техническим состоянием судовой техники следует рассматривать как системы управления качеством на стадии эксплуатации. Установлена структура процесса управления техническим состоянием судов. Произведена формализация процессов изменения технического состояния основных типов узлов судовых машин и механизмов с учетом параметров среды, теплового, нагрузочного и скоростного режимов работы. Рассмотрены методы и средства оценки технического состояния функциональных комплексов судна и их элементов, а также методы прогнозирования технического состояния и остаточного ресурса. Приведена классифи.

1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ СУДОВОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ.

КАК ОБЪЕКТА ФОРМАЛИЗАЦИИ.

Выводы по главе 4.

1. При известном виде зависимостей, связывающих параметры моделей изменения технического состояния с режимами работы и условиями эксплуатации судовых механизмов, а также небольшом разбросе экспериментальных данных наиболее приемлем для целей идентификации параметров этих моделей метод наименьших квадратов.

2. Предложена методика и выполнена идентификация параметров моделей изнашивания трех характерных групп узлов судовых механизмов при варьировании скоростного, нагрузочного и теплового режимов работы. Исходная информация была получена в условиях эксплуатации на судах смешанного река — море плавания.

3. Предложена методика и выполнено построение универсальных характеристик изнашивания судовых узлов трех характерных групп, что позволяет установить наиболее благоприятные по скорости изнашивания режимы работы. Получены модели для определения положения экстремумов характеристик.

4. Создана методика анализа динамики процесса изменения технического состояния узлов судового энергетического оборудования, учитывающая как процессы приработки, так и изнашивания в период нормальной эксплуатации.

5. Приведена методика определения параметров модели внешней среды судовых механизмов в виде совместных гистограмм распределения значений режимных параметров и продолжительности работы в этих режимах.

6. Предложена методика и выполнено компьютерное имитационное моделирование процесса изменения технического состояния узла судового механизма при случайном изменении режимного параметра. Методика предлагается для определения тренда процесса при прогнозировании технического состояния и оценки остаточного ресурса ответственных узлов судового оборудования.

7. Создана методика и выполнено построение фазового портрета системы управления техническим состоянием судового оборудования при нормальных условиях эксплуатации и плановом выполнении графика работ по восстановлению технического ресурса. Методика позволяет своевременно выявлять нестандартное развитие процесса.

Заключение

.

Выполненные теоретические и экспериментальные исследования, а также проведенное имитационное моделирование позволяют сформулировать основные полученные результаты и сделать следующие выводы:

1. Анализ процессов расходования и восстановления технического ресурса судового энергетического оборудования позволил установить, что система управления его техническим состоянием является замкнутой двухконтурной автоматизированной полиэргатической системой стабилизации релейного типа. Блок периодической оперативной оценки технического состояния оборудования в процессе эксплуатации судна с позиций системы управления в целом функционирует как сложный импульсный элемент.

2. Техническое состояние судового оборудования необходимо рассматривать как разновидность его качества на стадии эксплуатации. На системы управления техническим состоянием распространяются требования международных стандартов ИСО серии 9000, предусматривающие, в частности, процессный и системный подходы к их анализу. При организации процесса управления техническим состоянием целесообразно использовать совокупность принципов робастности производственной среды, предупреждающих и корректирующих действий с естественным разделением функций между ними.

3. Выявлена общая структура процесса изменения технического состояния судового энергетического оборудования. Установлено, что помимо прямого влияния условий эксплуатации и режимов работы объектов на техническое состояние влияют аддитивное и параметрическое воздействия по каналам внутренних обратных связей. В зависимости от характера этих воздействий все многообразие узлов судовых механизмов разделено на три характерные группы.

4. Созданы комплексные математические модели динамики изменения технического состояния для каждой группы узлов, учитывающие влияние нагрузочного, скоростного и теплового режимов работы. Предложена единая формальная запись модели динамики процесса изменения технического состояния узлов всех трех групп, удобная при компьютерном имитационном моделировании.

5. Созданы модели функционирования блока оперативной оценки технического состояния судового оборудования. Периодическое функционирование системы технического диагностирования как звена системы управления техническим состоянием отождествлено с действием амплитудно — импульсного модулятора, а процедура определения периодичности проверок с учетом динамики изменения состояния рассмотрена как результат действия частотно — импульсного модулятора.

6. Анализ известных методов прогнозирования и особенностей моделей процесса изменения технического состояния судового оборудования позволил обосновать выбор метода статистической экстраполяции. При моделировании прогнозного фона признано целесообразным использовать набор двумерных совместных гистограмм (нагрузка — наработка, частота вращения — наработка, тепловой режим — наработка).

7. Созданы модели блока принятия управленческого решения и исполнительного блока системы управления. Формализован механизм влияния комплекса мероприятий и работ по техническому обслуживанию и ремонту судового оборудования на показатели его технического состояния.

8. Предложена структура информационного обеспечения системы управления техническим состоянием судового оборудования при функциональном и логическом подходах к его анализу. Определен подход к созданию нормативной базы для оперативной оценки технического состояния судовых объектов, характеризующихся взаимосвязанными показателями. Создан алгоритм определения независимых допусков, уменьшающий риски принятия ошибочных решений при оценке вида технического состояния.

9. Выполнено компьютерное имитационное моделирование процесса изменения технического состояния узла судового механизма при случайном из.

152 менении режимного параметра, позволяющее определить тренд процесса при прогнозировании состояния и оценки остаточного ресурса.

10.Произведено построение фазового портрета системы управления техническим состоянием судового оборудования при нормальных условиях эксплуатации и плановом выполнении графика работ по установлению технического ресурса.

11.Практическим выходом работы являются методики: идентификации параметров моделей изнашивания трех характерных групп узлов судовых механизмов с учетом изменения нагрузочного, скоростного и теплового режимов работыпостроения универсальных характеристик изнашивания узлов этих трех группанализа динамики процесса изменения технического состояния узлов с учетом приработки и изнашивания в период нормальной эксплуатацииопределения параметров модели внешней среды судовых механизмов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. М.: Финансы и статистика, 1983.-471с.
  2. В.В. и др. Практикум по вероятностным методам в измерительной технике. СПб.: Энергоатомиздат, 1993. — 257с.
  3. В.Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование. М.: Финансы и статистика, 2001. — 228с.
  4. К.В., Воробьев С. Н. Управленческие решения (теория и технология принятия). М.: Проект, 2004. — 304с.
  5. М.С. Введение в теорию случайных процессов. М.: ИЛ, 1958. — 346с.
  6. М.К., Мясников Ю. Н. К проблеме перевода флота на эксплуатацию по фактическому техническому состоянию. Морской сборник, 1993, № 9, с.32−34.
  7. А. и др. Философия и прогностика. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1971.-424с.
  8. И.А. Техническая диагностика. М.: Машиностроение, 1978.112с.
  9. Дж., Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных. М.: Мир, 1989.-540с.
  10. Э.К. Техническая эксплуатация флота и современные методы судоремонта: Учебное пособие. Л.: Судостроение, 1990. — 88с.
  11. Э.К., Розенберг Г. Ш. Техническое обслуживание и ремонт судов по состоянию: Справочник. СПб.: Судостроение, 1992. — 192с.
  12. Большая советская энциклопедия. Т. 41. М.: БСЭ, 1955. — 660с.
  13. Большая энциклопедия транспорта. В 8 т., том 6, Речной транспорт. -СПб.: Элмор, 1998.-312с.
  14. B.B. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. М.: Машиностроение, 1984.-312с.
  15. В.З. и др. Методы оптимальной обработки информации в информационно измерительных системах. — М.: Радио и связь, 1991. — 130с.
  16. А.М., Кезлинг Г. Б., Марьяновский Н. М. Применение систем сетевого планирования и управления в судостроении. Д.: Судостроение, 1965. -295с.
  17. В.Н. и др. Сетевые модели и задачи управления. М.: Радио, 1967. — 144с.
  18. Н.М., Нырков А. П. Модели технологических процессов на транспорте. СПб.: Судостроение, 2002. — 422с.
  19. В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Политехника, 1997. — 510с.
  20. И. В. Михеев Е.Г. Судовые дизели и их эксплуатация. М.: Транспорт, 1990. — 360с.
  21. В.Т., Наумович А. Ф., Наумович Н. Ф. Основные математические формулы. Справочник. Минск: Высш. школа, 1995. — 379с.
  22. В.А. Статистические методы планирования эксперимента в технико-экономических исследованиях. М.: Финансы и статистика, 1981.-263с.
  23. В.В. Техническое диагностирование динамических систем. -М.: Транспорт, 2000. 96с.
  24. Е.С., Мадорский Е. З., Розенберг Г. Ш. Диагностирование судовых технических средств: Справочник. М.: Транспорт, 1993. — 150с.
  25. ГОСТ Р ИСО 9000 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Издательство стандартов, 2001. — 30с.
  26. ГОСТ Р ИСО 9001 2001. Системы менеджмента качества. Требования. — М.: Издательство стандартов, 2001. — 25с.
  27. ГОСТ Р ИСО 9004 2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. — М.: Издательство стандартов, 2001. — 22с.
  28. У. Случайные процессы и статистические выводы. М.: ИЛ, 1961.-403с.
  29. С.А. Параметрические системы автоматического регулирования. М.: Энергия, 1973. — 168с.
  30. В.И. Практика функционального моделирования с АИ Fusion Process Modeler 4.1. Где? Зачем? Как? М.: Диалог — МИФИ, 2004. -464с.
  31. Л.Г. Контроль динамических систем. М.: Наука, 1979.432с.
  32. И.В., Климов E.H. Кобелева A.C. Методика построения обобщенных моделей процессов изнашивания основных типов узлов судовых двигателей. СПб.: Двигателестроение, 2007, № 3. — с.
  33. Информационные технологии управления. /Под ред. Г. А. Титоренко. -М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. 280с.
  34. В.П. Основы теории надежности и диагностики: Учебник. -СПб.: Элмор, 1998, — 172с.
  35. E.H. Управление техническим состоянием судовой техники. -М.: Транспорт, 1985. 199с.
  36. E.H., Попов С. А., Сахаров В. В. Идентификация и диагностика судовых технических систем. Л.: Судостроение, 1978. — 176с.
  37. E.H. Основы технической диагностики судовых энергетических установок. -М.: Транспорт, 1980. 148с.
  38. Дж. Статистические методы в имитационном моделировании. Пер. с англ. -М.: Статистика, 1978, вып. 1. 222с.
  39. A.C. Оценки рисков при принятии решений о техническом состоянии судового оборудования. // Информационные технологии и системыуправление, экономика, транспорт): Сб. науч. тр. СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2006. — 46−48с.
  40. A.B. Пути повышения эффективности управления судовыми энергетическими процессами. СПБ.6 Судостроение, 2002. — 194с.
  41. Г. А., Корн Т. М. Справочник по математике (для научных работников и инженеров). М.: Наука, 1973. — 832с.
  42. В.В., Гаев А. Ф., Васютин С. В., Райх В. В. Базы данных: интеллектуальная обработка информации. М.: Нолидж, 200. — 351с.
  43. P.A. Диагностирование механического оборудования. Пер. с англ. Л.: Судостроение, 1980. — 296с.
  44. Ю.Т., Рабинович П. М., Шмойлова P.A. Статистическое моделирование и прогнозирование: Учебное пособие. -М.: МЭСИ, 1985. 192с.
  45. С.С., Климов E.H. Принципы организации процессов управления качеством услуг в морской индустрии // Науч. техн. сб. Российского морского регистра судоходства, 2002, вып. 27, с. 14−20.
  46. С.Е. Основы эксплуатации электрооборудования и средств автоматизации. М.: Транспорт, 1991. — 239с.
  47. С.Е., Каулин Е. Л., Исаков Д. В. Автоматизированные системы управления техническим обслуживанием и ремонтом судовых технических средств. СПб.: ГМА им. ад. Макарова, 2006. — 148с.
  48. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. М.: Наука, 1996. — 210с.
  49. В.А. Теория и практика прогностики (методологические аспекты). М.: Наука, 1972. — 224с.
  50. Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования. М.: Статистика, 1979. — 254с.
  51. Мироновский Л А. Функциональное диагностирование динамических систем. М.: МГУ, 1998. -256с.
  52. Л.А. Инварианты математических моделей: Учебное пособие. СПб.: ЛИАП, 1991. — 92с.
  53. В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.463с.
  54. В.М. Прогнозирование технического состояния машин. М.: Колос, 1976.-288с.
  55. Моделирование процессов обработки информации и управления. М.: МФТИ, 1990.- 158с.
  56. A.B., Калявин В. П. Системы диагностирования судового оборудования. Л.: Судостроение, 1987. — 145с.
  57. Морской энциклопедический словарь. В 2-х томах. JL: Судостроение, 1986. Т. 1. — 512с. Т.2. -520с.
  58. Э. Мюллер П. Методы принятия технических решений. М.: Мир, 1990.-208с.
  59. Ю.Н. Диагностическое обеспечение судовой энергетической установки. JL: Судостроение, 1985, вып.2, с. 25−28.
  60. Надежность и эффективность в технике. Справочник в 10 т. Том 9. -М.: Машиностроение, 1987. 352с.
  61. В.А., Филончева В. В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000: 2000. СПб.: Питер, 2004. — 127с.
  62. A.M. Управление технической эксплуатацией судов: Учебник. СПб.: Белл, 2004. — 188с.
  63. H.A. Системы с параметрической обратной связью. М.: Энергия, 1974.- 152с.
  64. Я.Я. и др. Диагностирование на граф моделях. — М.: Транспорт, 1991.-238с.
  65. В.В. Начала теории эргатических систем. Киев: Наукова думка, 1975.-240с.
  66. A.M. Восстановление эффективности судовых энергетических установок. Л.: Судостроение, 1975. -216с.
  67. В.А. Универсальное моделирование энергообъектов и систем управления ими. // Вопросы судостроения, серия «Судовая автоматика», 1981, вып.24. 46с.
  68. A.C. Надежность машин. М.: Машиностроение, 1978.592с.
  69. B.C. Теория случайных функций и ее применение к задачам автоматического управления. М.: Физматгиз, 1960. — 382с.
  70. B.C., Казаков И. Е., Евланов Л. Г. Основы статистической теории автоматических систем. М.: Машиностроение, 1974. — 400с.
  71. Рабочая книга по прогнозированию / Под. Ред. Бестужева-Лада И.В. -М.: Мысль, 1983.-300с.
  72. A.A. Прикладные методы теории случайных функций. -М.: Наука, 1968.-464с.
  73. Система инженерных и научных расчетов MATLAB 5. x (т. 1, 2). М.: Диалог — МИФИ, 1999, — 127с.
  74. Э.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА — М, 2001.264с.
  75. Технические средства диагностирования: Справочник. М.: Машиностроение, 1989. — 670с.
  76. П. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978.-352с.
  77. И.Р., Шнуренко A.A. Моделирование процессов технического обеспечения судов (судоремонт, техническое обслуживание). СПб.: Энер-гоатомиздат, 1999. — 152с.
  78. Э. Анализ временных рядов. М.: Наука, 1964. — 283с.
  79. ЯЗ. Теория релейных систем автоматического регулирования. М.: Техтеориздат, 1955. — 456с.
  80. Я.З. Теория линейных импульсных систем. М.: Физматгиз, 1963.-968с.
  81. Я.З., Попков Ю. С. Теория нелинейных импульсных систем. -М.: Наука, 1973.-414с.
  82. Г. В., Кудрявцев A.A. Управление рисками. М.: Проспект, 2005. — 160с.
  83. Е.М. Статистические методы прогнозирования. -М.: Статистика, 1977. 212с.
  84. Ю.В., Михайлов Ю. В., Кузьмин В. И. Прогнозирование количественных характеристик процессов. М.: Сов. Радио, 1975. — 400с.
  85. П. Основы идентификации систем управления (оценивание параметров и состояния). М.: Мир, 1975. — 342с.
  86. Эргатические динамические системы. Киев: Наукова думка, 1975.160с.
  87. Bruce Eckel. Thinking in С++, Vol. 1: Introduction to Standard С++. -Prentice Hall, 2000. 814p.
  88. Bruce Eckel. Thinking in С++, Vol. 2: Practical Programming. Prentice Hall, 2003. -820p.
  89. Cleve B. Moler. Numerical Computing with Matlab. Society for Industrial & Applied Mathematics, 2004. — 348p.
  90. Daniel P. Maki, Maynard Thompson. Mathematical Modeling and Computer Simulation. Brooks Cole, 2005. — 304p.
  91. George Shepherd, Scot Wingo. MFC Internals: Inside the Microsoft© Foundation Class Architecture. Addison-Wesley Professional, 1996. — 736p.
  92. Hand D., Mannila H., Smyth P. Principles of data mining. The MIT Press, 2001.-546p.
  93. Lennart Ljung, Torkel Glad. Modeling of dynamic system. Prentice Hall, 1994.-376p.
  94. Nigel Calder. Marine Diesel Engines. International Marine/Ragged Mountain Press, 2006. — 256p.
  95. Nikolaos Xiros. Robust Control of Diesel Ship Propulsion. Springer, 2002. 226p.
  96. Principe J.C., Euliano N. R. Lefebvre W.C. Neural and adaptive systems: Fundamentals through simulations. John Wiley & Sons, 2000. 656p.
  97. Robert P.H. The IDEF process modeling methodology. Software technology support center, 1995.
Заполнить форму текущей работой