Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование инновационной стратегии развития как механизма повышения деловой активности образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Периодичность развития национальной инновационной системы связана не только с логикой своего внутреннего развития, но и с особенностями государственной политики. Государство, в зависимости от своих целей и интересов, оказывало и оказывает прямое воздействие на уровень и характер инновационной деятельности, на общественный статус инноваций. Поэтому целесообразно рассмотреть периоды развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ тенденций инновационного развития в системе 13 деловой активности современных образовательных учреждений
    • 1. 1. Влияние эволюции инновационных воздействий на 13 стимулирование деловой активности образовательных учреждений в современной России
    • 1. 2. Анализ перспективных направлений развития деловой 40 активности образовательных учреждений в условиях современной экономики
    • 1. 3. Исследование роли повышения деловой активности научно- 52 образовательных комплексов в структуре национальной инновационной системы
  • Глава 2. Совершенствование институциональных форм 63 организации инновационной деятельности образовательных учреждений
    • 2. 1. Типы и виды современных информационных технологий в 63 учебном процессе образовательного учреждения
    • 2. 2. Виртуальные технопарки и бизнес-инкубаторы как новые формы 74 организации объектов инновационной инфраструктуры в системе образования
    • 2. 3. Совершенствование технологий и методов обучения 84 специалистов по программам МВА при переходе экономики на инновационный тип развития
  • Глава 3. Формирование стратегии инновационного развития 95 образовательного учреждения как механизма повышения его деловой активности
    • 3. 1. Особенности интеграции сферы образования в инновационный сектор экономики Франции, Германии, России и др. стран
    • 3. 2. Модели стратегического развития образовательных учреждений в качестве структурообразующих элементов научно-образовательных комплексов
    • 3. 3. Разработка и внедрение инновационной стратегии управления 125 образовательным учреждением в системе интегрированного научно-образовательного комплекса

Формирование инновационной стратегии развития как механизма повышения деловой активности образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Необходимость качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, связана с убывающими возможностями и снижающейся эффективностью традиционных ресурсов экономического роста. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста России в XXI веке становится система инновационного развития научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Важнейшую сферу такой модели экономики занимает инновационная деятельность высшей школы государства.

Инновационная деятельность образовательного учреждения предполагает целый комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновационным результатам и росту эффективности его деловой активности. Центральную роль в инновационной сфере университетского комплекса играет инновационная инфраструктура, которая представляет собой организационно-управленческую, материально-техническую, информационную, финансовую и кредитную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности.

Вместе с тем многие вопросы комплексного управления инновационным развитием образовательного учреждения как механизм повышения эффективности его деловой активности остаются недостаточно изученными. Ощущается острая потребность в формировании адекватных моделей и методов стратегического планирования и управления развитием образовательного учреждения на основе инноваций. Нуждаются в совершенствовании механизмы выбора оптимальной инновационной стратегии развития образовательного учреждения. Отсутствуют убедительные подходы к эффективности ее оценки. Слабо проработанными остаются вопросы использования внутреннего потенциала образовательной организации в рамках ее реализации и критерии его определения. Недостаточное внимание уделено вопросам текущего мониторинга и управления инновационной стратегией на стадии ее внедрения.

Инновационная активность высших учебных заведений должна базироваться на интеграции науки, бизнеса и образования. На сегодняшний день нуждаются в теоретической доработке, обосновании и расширении границ практического применения экономических, инновационных и структурных основ такой интеграции в системе деловой активности образовательного учреждения. В связи с вышесказанным, исследование механизмов создания действенных инновационных стратегий образовательного учреждения, направленных на поиск путей более результативного использования их инновационного потенциала и повышения эффективности деловой активности определяет тему диссертационного исследования, ее научную новизну и практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. В основу диссертации были положены фундаментальные методологические и теоретические исследования российских и зарубежных ученых и специалистов в области инновационного менеджмента, теории и практики конкуренции, венчурного инвестирования, риск-менеджмента, стратегического менеджмента и стратегического рыночного управления и др.

К числу отечественных и зарубежных ученых, длительное время занимавшихся вопросами разработки эффективных механизмов управления инновационной деятельностью и их применению в деятельности образовательных учреждений можно отнести: М. А. Абрамову, А. Н. Авдулова, JI. Андерсон, В. Ю. Будавей, Е. В. Водопьянову, JI.M. Гохберга, С.Дж. Дальмана, В. К. Джоэль, С. Д. Ильенкову, В. Ш. Каганова, Б. Канга, Д. А. Карцева, М. Каселза, С. Коррала, С. В. Кортова, С. Кунга, П. Макмилана, В. Н. Минат, Д. Прайса, А. И. Ракитова, В. Е. Шукшунова, П. Холла, JL Шульмана, П. Г. Щедровицкого, Дж.-И. Эйберта, С. Ю. Ягудина, Ю. В. Яковца и др.

Теоретико-методологическую базу исследования в области современных проблем экономики образовательных учреждений составляют труды: A.A. Воронина, E.H. Геворкян, JI.A., В. Ф. Максимовой, Н. П. Нарбут, A.M. Новикова, С. А. Орехова, A.B. Сагиновой, Е. И. Скрипака, Н. В. Тихомировой, В. А. Трапезникова, A.C. Щеулина и др.

Проблемы педагогики, менеджмента и качества дистанционного электронного образования, а также отдельные вопросы организации обучения в среде e-learning рассматривались: A.A. Андреевым, И. В. Дербеневой, Н. В. Днепровской, С. Н. Селетковым, В. И. Солдаткиным, В.П.

Тихомировым, В. М. Филипповым, и др.

Ряд исследований по вопросам стратегии развития отечественной системы бизнес-образования и организации профессионального обучения по программам послевузовского обучения были проведены такими учеными, как: И. С. Березина, Г. А. Васильева, Е. П. Голубкова, Л. А. Данченок, П. Р. Диксон, Л. И. Евенко, В. В. Зотова, С. Д. Ильенкова, Э. М. Короткое, Э.А.

Уткин, С. Р. Филонович, и др.

Однако, несмотря на некоторые достигнутые к настоящему моменту результаты в сфере обеспечения организации и управления инновационной деятельностью образовательных учреждений, многие вопросы остаются дискуссионными и не решенными. Их теоретическая и практическая значимость во многом обусловили необходимость дальнейших более глубоких исследований в указанной области.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке механизмов формирования инновационной стратегии развития образовательного учреждения в системе его деловой активности.

В соответствии с целью в диссертационной работе была поставлена и решена взаимосвязанная совокупность задач:

1. Систематизировать функции инновационной стратегии образовательного учреждения как механизма повышения его деловой активности, классифицировать и обосновать структуру задач по их реализации;

2. Выявить специфические особенности планирования и реализации изменений инновационного характера в российских образовательных учреждениях, оказывающих влияние на результативность стратегии развития, и сформулировать требования к разработке инновационной стратегии развития образовательного учреждения;

3. Разработать алгоритм формирования инновационной стратегии образовательного учреждения в системе научно-образовательного комплекса, включающий поэтапное планирование действий на основе методики проектно-ориентированного управления инновационным развитием и схему его применения на основе оптимизации и ликвидации узких мест (УМ);

4. Типологизировать инновационные стратегии развития образовательного учреждения и предложить механизм их выбора из нескольких разрабатываемых альтернатив;

5. Разработать методику контроля и оценки качества реализуемой инновационной стратегии развития со стороны руководства образовательного учреждения;

6. Сформировать модель оценки и показатели эффективности стратегии инновационного развития образовательной организации на основе оптимизации использования и наращения ее внутреннего потенциала.

Объектом исследования являются образовательные учреждения, действующие и создающиеся на территории РФ.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения в области формирования стратегии инновационного развития современного образовательного учреждения.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет системный подход к изучению различных явлений и закономерностей социально-экономического и научно-технического характера. В процессе научных изысканий, автором использовалась совокупность аналитических приемов и методов экономической теории, инновационного и стратегического менеджмента. При решении конкретных проблем управления инновационной деятельностью образовательного учреждения использовались методы математического анализа, прикладной статистики, эконометрики, теории игр. Достоверность научных выводов и практических рекомендаций основывается на теоретических и методологических положениях, сформулированных в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, а также на результатах тестирования разработанных методов и моделей и их сравнительного анализа с существующими аналогами.

Информационная база исследования включает нормативные документы Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства образования и науки РФ, Государственной думы РФ, постановления Правительства и указы Президента РФданные Международного фонда ТАСЛБ, труды зарубежных и российских исследователей по вопросам управления инновационной деятельностью образовательного учреждениястатистические данные, методические и статистические материалы, научные обзоры, публикации, доклады и статьи в периодической печати.

Научная новизна исследования заключается в решении научной задачи по разработке технологий целеполагания, обеспечивающих интеграцию образовательного, научного и производственного комплексов в единую инновационно — активную систему.

К числу наиболее существенных результатов, обладающих научной новизной, автор относит следующие:

1. Сформулированы и систематизированы базовые функции формирования инновационной стратегии, отличающиеся от существующих классификаций возможностью определения прямых и косвенных эффектов инновационной деятельности образовательного учреждения. Автором выделены следующие базовые функции: результирующая (повышение результативности качества образовательных услуг на основе новых технологий) — инновационная (формирование инновационного профиля учреждения) — оптимизационная (совершенствование внутренних бизнес-процессов и коммуникаций организации) — коммуникационная (совершенствование связей с внешней средой) — повышения конкурентоспособности и экономического потенциала образовательного учреждения. Сформулированы приоритеты и раскрыто содержание задач, необходимых для реализации названных функций, позволяющие выявить перспективные направления инновационной активности и релевантно спланировать процесс стратегических изменений в образовательном процессе.

2. Выявлены специфические особенности планирования и реализации изменений инновационного характера в российских образовательных учреждениях, в отличие от традиционных подходов, позволяющие определить возможные «узкие места» (УМ) в процессе разработки и условия реализации стратегии их инновационного развития. Данные особенности имеют следующие характеристики: замкнутость основных процессов на компетенции первых лиц управления образовательного учреждениябессистемность проводимых измененийне всегда корректная постановка задач со стороны руководствастремление к удовлетворению личных амбиций ключевыми руководителяминеполная загруженность имеющегося управленческого и образовательного потенциалазамкнутость на использовании собственной ресурсной базы и другие. Выявленные особенности также позволили сформулировать ряд критериев, определяющих требования и направления разработки инновационной стратегии.

3. Сформулирован алгоритм разработки инновационной стратегии образовательного учреждения, представляющий собой комплекс процедур по планированию и организации работ по осуществлению инновационных преобразований в образовательном учреждении на основе модели проектно-ориентированного управления, мониторинга и ликвидации узких мест (далее УМ). Данный алгоритм включает в себя решение шести последовательных блоков задач: 1) исследование существующих социально-экономических условий- 2) выявление исходных условий функционирования образовательного учреждения- 3) организация отдела инновационного развития и разработка методологии управления инновационными проектами- 4) анализ существующих зарубежных и отечественных методик управления инновациями- 5) ориентацию на прогрессивные методы управления и учет комплекса требований и ограничений к методике разработки инновационной стратегии образовательного учреждения 6) формализация и выбор оптимальной методики проектно-ориентированного управления инновационным развитием. Предлагаемый алгоритм опирается на проектно-ориентированную методику управления инновационным развитием. Предложено создание и общая схема работы отдела инновационного развития, включающие в себя оптимизацию и ликвидацию «узких мест».

УМ) процесса разработки и реализации стратегии, основанные на использовании системы индикаторов, включаемых в модели управления изменениями. Характеристики УМ в данном алгоритме соотносятся с критическим путем реализации проекта, экстраполированного на образовательный процесс. Приоритетом задачи ликвидации УМ является оптимизация этого критического пути. При этом индикаторами оценки эффективности работы предлагаемого отдела выступает сокращение сроков реализации проектов при сохранении уровня качества образовательного процесса.

4. Предложены типы альтернативных инновационных стратегий развития образовательного учреждения: стратегия расширенных инноваций (открытая стратегия) — стратегия случайных инновацийнеявная стратегия самостоятельных инновацийотсутствие инновационной стратегии как таковой. Предлагаемые типы стратегических альтернатив, в отличие от существующих, основаны на учете оказывающих непосредственное влияние на инновационную политику образовательного учреждения двух ключевых факторов: инновационности содержания и инновационности технологий обеспечения образовательных программ. Предложена форма визуализации стратегических альтернатив в виде матричной модели, представляющая собой совокупность сегментов, соответствующих четырем возможным типам стратегий и их характеристикам.

Матричную модель предлагается дополнить механизмом выбора оптимального типа инновационной стратегии развития образовательного учреждения, который включает в себя следующую процедуру поэтапного планирования: 1) определение модели каждой структурной единицы (инновационный факультет, бизнес-факультет, массовое образование) — 2) определение приоритетов в деятельности (включенности в практический, научный, образовательный, консультационный процесс) 3) утверждение желаемых темпов инновационного развития (ускоренный, умеренный, низкий темп) — 4) расчет весовых распределений планируемых инноваций по сферам деятельности- 5) ранжирования специальностей и факультетов по приоритетности для учреждения с учетом внешних и внутренних факторов его деятельности- 6) анализ сформулированных стратегий на осуществимость с учетом проведенного ранжирования- 7) последующую экспертизу- 8) выбор оптимальной стратегии развития из нескольких разработанных альтернатив методами линейного программирования, оценки приоритетов или экспертного анализа. Все это позволяет при рассмотрении нескольких альтернатив учесть баланс интересов руководящих органов, факультетов и других структурных подразделений образовательного учреждения и на паритетной основе выбрать оптимальный вариант его инновационного развития.

5. Разработана методика оценки соответствия уровня качества и адаптивности реализуемой инновационной стратегии развития заданным условиям и избранному ее типу со стороны руководства образовательного учреждения. Методика представляет собой процедуру оценки уровня соблюдения принципов и методов управления избранным типом стратегии инновационного развития образовательного учреждения на основе определения направления последующего мониторинга ее стратегической адаптивности: а) соответствие характера мероприятий по управлению стратегией инновационного развития синергетическому методологическому подходуб) направленность мероприятий инновационного развития на комплексное развитие образовательного учреждения, повышение его конкурентоспособностив) активность ключевых фигур управления в использовании инструментов и методов управления стратегическим развитием образовательного учреждения на основе инноваций. Методика снабжена экспертным механизмом мониторинга, способами визуализации полученных данных, параметрами оценки уровня адаптивности инновационной стратегии развития заданному типу со стороны ректората образовательного учреждения, и описанием их комбинаций. Данная методика позволяет первым лицам управления образовательным учреждением контролировать процесс реализации инновационной стратегии развития, отслеживать возможные отклонения и уровень ее адаптируемости к внутренним и внешним условиям, что значительно повышает ее эффективность и жизнеспособность в целом.

6. Сформирована модель оценки эффективности стратегии инновационного развития образовательной организации, основанная на анализе повышения эффективности использования и увеличения внутреннего потенциала учреждения в процессе ее реализации. Модель включает в себя два основных блока: 1) оценку расширения, увеличения внутреннего потенциала и оптимизация его структуры- 2) повышение эффективности использования потенциала, увеличение синергетического эффекта от взаимодействия его элементов. При этом потенциал образовательного учреждения разделен на две базовые категории: потенциала ресурсов (включающий в себя производственный, рыночный, кадровый и ресурсный виды потенциалов) и организационного потенциала (включающий в себя управленческий потенциал и потенциал корпоративного климата и культуры). Предложены экономические, рыночные, кадровые, управленческие и другие показатели оценки эффективности и взаимовлияния различных компонент, названных блоков и видов потенциала в процессе реализации инновационной стратегии развития образовательного учреждения, прямо и косвенно отражающих ее эффективность в целом.

Основные положения диссертационного исследования соответствуют п. 2.12. «Исследование форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности, современных подходов к формированию инновационных стратегий» Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями).

Теоретическое значение диссертационного исследования. Теоретические положения, выводы и рекомендации, разработанные в ходе исследования, способствуют приращению научных знаний в области управления деловой активностью образовательных учреждений и разработке стратегий их инновационного развития в условиях становления информационного общества, и могут быть использованы в последующих научных разработках, посвященных повышению эффективности деловой активности образовательных учреждений на основе использования современных информационных средств и технологий.

Практическая значимость работы. Ряд рекомендаций и положений может быть использован при совершенствовании образовательной системы России на основе новых инфокоммуникационных технологий, посредством оптимизации управления инновационной деятельностью вузов, ссузов России в процессе интеграции этих образовательных учреждений с научными организациями и предприятиями реального бизнеса.

Результаты исследования могут быть полезны для учреждений образовательной сферы при совершенствовании их основной (образовательной) деятельности в процессе создания современных научно-образовательных комплексов ориентированных на сближение с сектором реальной экономики.

Кроме того, методы и подходы, предложенные автором, способны в значительной степени расширить методологическую базу и образовательный процесс подготовки и повышения квалификации специалистов, служащих и руководителей, государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения данной работы и основные выводы докладывались и получили одобрение на научно-практической конференции «Модель менеджмента для экономики, основанной на знаниях» (МЭСИ, 2008 — 2009 гг.), Отдельные результаты исследования, разработанные в диссертации, получили положительную оценку и могут быть использованы при разработке и развитии Концепции формирования виртуального технопарка МЭСИ. Отдельные результаты исследования были использованы при актуализации учебных курсов по дисциплинам «Управление знаниями», «Стратегический менеджмент»,.

Теория организации".

Публикации. Основные результаты диссертационного исследования опубликованы в 10 научных работах общим объемом 3,51 п.л., (в т.ч. авт.-2,98 п.л.) из них 4 статьи в журналах, рекомендуемых ВАК РФ.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 212 источников, и 13 приложений. Работа изложена на 186 страницах и содержит 7 таблиц, 27 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На общем фоне мирового рынка образования Россия выглядит как аутсайдер. Россия катастрофически теряет рынки образования в дальнем и ближнем зарубежье, а также стремительно теряет свой собственный внутренний образовательный рынок. В то же время национальные геополитические интересы России, многовековые традиции культурного взаимодействия ставят задачу сохранения функций лидера в мировом образовательном пространстве.

В связи со сложившейся ситуацией интенсивной модернизации системы образования в мире и совершенно недостаточной ролью России в этом процессе перед государством и вузовским сообществом остро встает задача перевода высшего образования в режим инновационного развития, обеспечивающий полноценное вхождение страны в постиндустриальное информационное общество — общество и экономику знаний. Одним из путей решения сложившихся в стране проблем могло бы стать создание сети научно-образовательных комплексов. Данные комплексы призваны стать центрами новых знаний и инноваций, способными реализовывать как научные, образовательные, так и производственные программы, направленные на формирование в России инновационной экономики.

В ходе проведенного исследования авторами были получены следующие научные результаты, способствующие решению указанной проблемы:

1. Современный научно-образовательный и инновационный комплекс России, уровень его развития, отраслевая и территориальная структура четко отражают сложный исторический путь его формирования на протяжении 300 лет. Закономерности возникновения, становления, быстрого роста и упадка в 90-х годах XX в., а затем возрождения в начале XIX в. полностью совпадают с особенностями исторического и экономического развития нашей страны.

Отечественные инновационные исследования и разработки, в свою очередь, оказали определенное воздействие на все развитие мировой инновационной системы. Это проявилось на всех этапах исторического становления и формирования отечественного инновационного комплекса.

Результатом стали общепризнанные в мире инновационные разработки русских исследователей. Они нашли широкое отражение в научной литературе особенно со второй половины XIX в. и конца XX в. Престиж научной, технической и образовательной деятельности в СССР, большое внимание, уделявшееся им в стране, организационная система научных, образовательных и промышленных организаций, и территориальное размещение и отраслевое взаимодействие были успешно использованы другими странами.

По особенностям своего возникновения, организации, уровня развития и размещения по территории страны выделяют четыре периода в истории становления национальной инновационной системы: Академический (с 1725 г. до конца XVIII в.) — университетский (XIX в. — начало XX в.) — период завершения формирования современной структуры научно-инновационного комплекса (1920;1990 гг.) — период модернизации и институализации национальной инновационной системы (1990; по н.в.).

Периодичность развития национальной инновационной системы связана не только с логикой своего внутреннего развития, но и с особенностями государственной политики. Государство, в зависимости от своих целей и интересов, оказывало и оказывает прямое воздействие на уровень и характер инновационной деятельности, на общественный статус инноваций. Поэтому целесообразно рассмотреть периоды развития национальной инновационной системы с основными историческими этапами развития нашего государства, основными вехами которого являются: 1) период реформ Петра I, развитие науки и образования в царской России (с 1725 г. до Октябрьской революции 1917 г.) — 2) научно-образовательный комплекс СССР- 3) национальная инновационная система Российской Федерации. Каждому этапу соответствует определенная государственная политика в области инноваций, что отражалось в количественных и качественных показателях инновационной деятельностиорганизационной, отраслевой и пространственной структуре национальной инновационной системы.

2. В современных условиях речь должна идти не просто о научно-исследовательской деятельности университетов, а именно об инновационной.

151 деятельности, включающей всю цепь процесса в научно-технической сфере от идеи до потребителя. Во многих регионах страны вузовская наука стала приростать рядом организационных структур инновационного характера: научными и технологическими парками (в 2007 году — 75 научно-технологических парков), инновационными бизнес-центрами и инкубаторами технологий, осуществляющими координацию и поддержку научной и инновационной деятельности на местах. В составе технопарков и на их базе формируется качественно новая инфраструктура вузовской науки, ориентированная на поддержку различных видов предпринимательской деятельности, в том числе и малого научно-технического предпринимательства.

3. Хорошо известно, что подавляющее число российских вузов как правило расположены среди городской застройки, не имеют свободной территории, зеленых парковых зон, окружающих их, и т. п. Все это не позволяет на территории одного вуза развернуть традиционный университетский технопарк или хотя бы инкубатор бизнеса, как это делается за рубежом. Там университетские технопарки, построенные на территории вуза, занимают внушительные площади — десятки и более гектар. В России, под час, это просто невозможно.

Нельзя забывать и о том, что в ряде случаев факультеты, лаборатории, НИИ и КБ вузов в нашей стране расположены на значительном удалении друг от друга. Кроме того, большинство российских вузов обладают весьма ограниченными финансовыми и материально-техническими ресурсами, использование которых строго регламентируется их учредителями.

Эти и другие ограничения располагают к созданию при российских вузах «виртуальных технопарков». Цель создания такого технопаркаповышение эффективности и практической направленности проводимых в вузах-учредителях НИОКР, ускорение внедренческой деятельности, содействие формированию частных фирм и компаний, создаваемых при прямом и косвенном участии преподавателей, аспирантов и студентов вузов, а также ученых и инженеров НИИ и КБ.

При этом «виртуальность» технопарка обеспечивает ему широкое использование компьютерных сетей вузов — учредителей виртуального технопарка, Интернета, усилий университетов через киберпространство, что позволяет с минимальными затратами объединить ученых разных вузов в рамках целевых групп для решения тех или иных научных, научно-технических задач, технологических проблем с последующей коммерциализацией их результатов.

4. В результате влияния информационных ресурсов нового типа на роли учащегося и преподавателя в учебном процессе, их отношения в педагогических коммуникациях трансформируются. И для преподавателя, и для учащегося ресурсы удаленного доступа становятся источниками новых креативных форм обучения, безгранично возможности привлечения самых разнообразных данных, как во время аудиторных занятий, так и в ходе самостоятельной работы. Доступность огромного объема информации предоставляет учащимся возможность равноправно участвовать в решении практических задач, например, в проведении аналитического исследования.

Современные информационные технологии позволяют применять в образовании инновационные методы обучения. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образовательных услуг, но в тоже время требует изменения содержания и методов обучения.

Под влиянием Интернета и других информационных сетей глобального масштаба профессиональное и бизнес-образование претерпевают существенные изменения в самых разных его областях. Это характерно для всех экономически развитых государств, но и большинство развивающихся стран, несмотря на имеющиеся у них трудности и проблемы, прилагают усилия к тому, чтобы не отстать от формирующегося мирового образовательного сообщества.

Инновационные изменения в Интернет-образовании привели к появлению технологии web-2.0. В своем базовом варианте web 2.0 означает, что каждый пользователь может очень просто создавать и распространять.

153 контент в Интернете.

В бизнес-образовании в течение его почти столетней истории сформировались свои «фирменные» инновационные технологии обучения. Среди прочих к таким методам относятся методы конкретных ситуаций, деловых ситуаций, кейс методов, а также тренинги и семинары.

Новую жизнь эта форма приобрела с появлением и массовым распространением Интернета. В настоящее время 90% американских университетов внедрили дистанционное обучение студентов. Однако первыми в этом процессе были не вузы, а крупные корпорации, которые начали их применение более 20 лет назад. Как показывает практика, для огромной, географически разбросанной международной компании внедрение дистанционной системы позволяет снизить затраты на обучение на 75%.

Развитие MBA-образования происходит в том числе и в направлении подготовки менеджеров для сферы инноваций. Так в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ функционирует Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ (ФИТБ АНХ) — одна из первых школ бизнеса, начавших работу по реализации программ МВА в России по данному направлению. Обучение осуществляется в соответствии с Государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации. Программа МВА: «Инновационный и проектный менеджмент» разработана на основе магистерской программы «Технологический менеджмент» совместно с основными партнерами ФИТБ — Техасским университетом (США), Оксфорд инновейшн ЛТД, Ворвикским научным парком (Великобритания).

Другой формой бизнес-образования в сфере инноваций является сокращенный вариант МВА программ (mini-MBA), предлагаемый Высшей школой менеджмента.

5. Сравнительный анализ интеграции высшего образования в инновационные системы некоторых стран, проведенный нами в рамках данного исследования, как некоторый общий взгляд на основные подходы, проблемы и стратегии взаимодействия высшего образования с другими основными блоками весьма разнящихся по степени развитости инновационных систем Германии и.

Франции, Казахстана, Украины, Белоруссии, России, продемонстрировал определенные особенности формирования научно-образовательных комплексов в данных странах.

В целях реализации новой инновационной политики федеральное правительство Германии разработало шестимиллиардную программу исследования и развития, а также так называемую High-Tech-стратегию, рассчитанные на период до 2010 года и направленные на оказание финансовой поддержки перспективным научно-исследовательским проектам с целью мобилизации инновационного потенциала и стимулирования внутреннего и внешнего рынка страны.

Во Франции основные приоритеты и национальные программы в области научного исследования и инновационного развития устанавливаются правительством и Парламентом, а затем предлагаются на рассмотрение ведущим научно-исследовательским организациям и высшим учебным заведениям. Министерская политика традиционно поддерживает основные исследовательские программы в тех областях, где исполнителем является государство (космос, авиационная промышленность, ядерная энергетика, информатика и электроника).

В Казахстане разработана государственная программа по развитию Национальной инновационной системы. Согласно программе три региональных технопарка в городах Караганда, Уральск и Алматы будут функционировать, предоставляя предпринимателям и ученым комплекс услуг, необходимых для коммерциализации научной деятельности — аренда помещений, лабораторное оборудование, услуги по поиску финансирования, в том числе на грантовой основе, образовательные программы. К концу первого десятилетия XXI в. перед высшей школой Казахстана в полный рост встали новые проблемы стратегической значимости: дисбаланс структуры подготовки кадров в разрезе специальностейнеэффективность государственного регулирования и слабость национальной саморегуляции рынка образовательных услуг, значительное распространение на этом рынке недобросовестной конкуренции, приводящее к снижению качества высшего.

155 образования и девальвации отечественных вузовских дипломов.

Современная Россия решает весьма сложные социально-экономические задачи на путях создания национальной инновационной системы (НИС) с учетом мирового опыта и своих экономических, политических, социально-культурных и духовных особенностей и традиций. Успех и качество функционирования образовательной системы в целом в Российской Федерации за последние 10−12 лет и на дальнейшую перспективу основываются, на нормативно-правовой базе, в которой постепенно находили и находят свое отражение инновационные процессы как в самой системе образования (высшего — прежде всего), так и во взаимодействии университетского (вузовского) образовательно-научного потенциала с академической наукой и современным производством.

Уровень инновационности экономической среды зависит от многих факторов, основными из которых являются накопленный интеллектуальный потенциал, соответствующая нормативно-законодательная база и институциональная основа, наличие инвестиционных ресурсов рискового характера (венчурного типа). Необходимость технического перевооружения локомотивных отраслей экономики России (машиностроение, металлургия, нефтехимия, транспорт), значительное сокращение в количественном и качественном отношении научно-технических отраслевых институтов и центров привели к тому, что в России начал формироваться слой мелких инновационных и инжиниринговых фирм, с одной стороны, а с другой — на крупных предприятиях и холдингах образуются подразделения, связанные с разработкой и внедрением инноваций, повышающих эффективность бизнеса. Однако механизм системного использования научных разработок для управления конкурентными преимуществами в промышленном производстве в России еще не сложился.

7. Роль вузов в построении региональной инновационной системы связана с развитием следующих направлений деятельности:

— воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;

— производство инновационной продукции и услуг собственными силами;

— инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных со стратегическими направлениями развития вуза;

— формирование инновационной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, обслуживающей потребности национальной и региональной инновационной системы;

— подготовка кадров для бизнес-структур инновационного сектора экономики;

— формирование инновационной культуры в бизнес-среде. Активность вузов в развитии всех вышеуказанных видов деятельности позволит сформировать центры инновационной активности региона и институциональную основу национальной инновационной системы.

Механизмом реализации инновационного потенциала образовательного учреждения на региональном уровне выступает его инновационная стратегия, интегрированная с научной, образовательной и иными стратегиями, а также в качестве составной части управления НИС страны. Таким образом, инновационные стратегии должны быть сформированы на трех уровнях: макроуровне, региональном и на уровне образовательной организации.

Одной из форм реализации инновационной стратегии, «увязанной» между собой по всем трем уровням, является в настоящее время модель создания научно-образовательных комплексов (НОК). Однако определение приоритетов научно-инновационной деятельности вуза как части национальной инновационной системы невозможно без решения двух первоочередных задач управления:

— однозначной и полной идентификации объекта управления (инновации в научно-технической и образовательной сфере);

— формирования эффективных инструментов и механизмов интеграции накопленного инновационного потенциала вуза в Национальную инновационную систему.

На сегодня эта задача решается различными вузами по-разному, что.

157 затрудняет разработку унифицированных государственных программ финансирования и поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений высшей школы России. Осуществляемая отечественными вузами инновационная деятельность требует структурирования, стратегического проектирования и моделирования будущих результатов.

8. Одним из эффективных примеров реализации инновационной стратегии по формированию интегрированного научно-образовательного комплекса является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В настоящее время МЭСИ концентрирует свои ресурсы и усилия на следующих основных стратегических направлениях:

— обеспечение доступа к высококачественному образованию международного уровня вне зависимости от места проживания и работы на основе применения технологий электронного обучения (e-Learnmg);

— реализация принципа «образование без границ и на протяжении всей жизни»;

— развитие экспорта российского образования на основе реализации концепции интернационализации образования и принципов Болонского процесса (e-Bologna);

— формирование системы управления знаниями в научнообразовательной сети МЭСИ;

— интеграция с международными образовательными сетями.

На протяжении всей своей истории МЭСИ всегда заботился о высоком качестве образования. Университет проводит ежегодные международные научно-практические конференции по проблемам качества образования, реализует программы повышения квалификации по данному направлению. Система менеджмента качества МЭСИ функционирует на основе процессного и проектного подходов, включая реинжиниринг и оценку ключевых показателей результативности. Анализ деятельности, стратегическое планирование и развитие МЭСИ осуществляется по модели управления качеством Европейского фонда менеджмента качества (EFQM).

Широкое распространение в МЭСИ получил инновационный подход к.

158 проблемам управления персоналом как важнейшему виду интеллектуальных, стратегических и организационных ресурсов через использование новейшей методики управления развитием персонала «Самообучающаяся организация».

Учитывая мировые тенденции в формировании экономики, основанной на знаниях, в составе МЭСИ с 2004 года действует Научно-исследовательский институт управления знаниями (НИИ УЗ), который решает научно-практические задачи как фундаментального, так и прикладного характера в области управления знаниями и интеллектуального капитала.

Интеграция образования, науки и бизнеса для реализации инновационной стратегии МЭСИ и потребностей бизнеса в научных и проектных разработках достигается в Университете за счет:

— организации центров формирования компетенций, научно-исследовательских центров и лабораторий при кафедрах;

— дальнейшего развития технопарка в направлении создания центров развития интеллектуальных ресурсов и центров развития интеллектуального потенциала в больших и малых городах России;

— формирования студенческого бизнес-инкубатора;

— создание центров трансферта технологий совместно с заинтересованными государственными учреждениями и структурами бизнеса;

— формирования системы мотивации научной активности научных и педагогических сотрудников, студентов и аспирантов МЭСИ. Создание Центров формирования компетенций, научно-исследовательских центров и лабораторий при кафедрах обеспечивает научно-практическую подготовку высококвалифицированных специалистов в различных областях информационно-коммуникационных технологий, которая осуществляется на основе эффективного сотрудничества Университета и ведущих российских и зарубежных 1Т-компаний, университетов и научно-исследовательских центров и бизнес-структур.

В МЭСИ уже более двух лет успешно функционирует Научно-образовательный центр (НОЦ) и технопарк, ориентированный на.

159 иновационно-предпринимательскую деятельность. Проекты этого подразделения хотя и характеризуются очень широким тематическим разнообразием, но имеют четко выраженную рыночную ориентацию.

Отличительной особенностью технопарка МЭСИ является его виртуальный характер. Значительная роль в его функционировании отводится Центрам развития интеллектуального потенциала (ЦРИР) и Центрам развития интеллектуальных ресурсов (ЦРИП), которые размещаются в конечных узлах сетевой структуры технопарка. В настоящее время в большинстве филиалов и у партнеров МЭСИ такие центры созданы и находятся в режиме ожидания информационно-технологического наполнения и постановок конкретных задач, подлежащих решению в регионах.

Подводя итог, хочется выразить уверенность, что внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, выработка новых технологий вовлечения бизнеса в развитие научных исследований, инвестиции в систему образования позволят не только повысить востребованность потенциала науки и образования, но и придаст импульс развитию экономики.

России.

Инновационная деятельность высших учебных заведений в XXI в. будет базироваться исключительно на интеграции науки и образования. Структурная основа предполагает организационную интеграцию научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы с целью оптимизации системы управления и получения синергетического эффекта в области инновационной деятельности вузов.

Таким образом, инновационная экономика, наука и образование становятся главными приоритетами, обуславливающими национальную стратегию развития государства в современной рыночной экономике, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс — инновационные знания, достижения и технологии будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Распоряжение Правительства Российской
  2. Федерации от 10.03.06. № 328-р.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая. Федеральныйзакон от 18.12.2006 N 230-Ф3. (принят ГДФСРФ 24.11.06.)
  4. Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 2013 годы.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 440-р
  6. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 -2010 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября2005 годаЫ 1340-р
  7. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование». Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21.12.05 г.)
  8. О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских учёных кандидатов наук и их научных руководителей. Указ Президента Российской Федерации от 09.02.09. № 146.
  9. О внесении изменений в статью 53 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статью 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». N 50-ФЗ от 24.04.08. (принят ГДФСРФ0204.08.)
  10. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22.08.96. № 125-ФЗ (принят ГДФСРФ 19.07.96.)
  11. О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий. Указ Президента
  12. Российской Федерации от 24.05.11. № 673. 17.0 Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.09 г. № 1166. 18.0 Федеральной целевой программе развития образования на 2006−2010 годы.
  14. У став Российской академии наук. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2007 г. № 785.
  15. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы :36.прил. к постановлению Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568
  16. М.А. Разработка организационно-экономического механизма реализации научного потенциала вуза. дис.. кан. экон. наук. М.: 2003.
  17. Авдулов А. Н, Кулькин A.M. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: ИНИОН РАН, 1992
  18. A.A. Наукограды России // География № 24 от 23−30 июня 2001 (607)
  19. Беляев EJI., Пышкова В. А. Формирование и развитие сети научных учреждений в СССР. М, 1979.
  20. И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. — М., 2001.
  21. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / Под общ.ред. С. Р. Филоновича. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2002
  22. Вернадский В И. Труды по истории науки в России, М.: 1988.
  23. В.В. Совершенствование механизмов стратегического управления инновационно-ориентрированными муниципальными образованиями. дис.. кан. экон. наук. М.: 2005.
  24. Жиц Г. И. Инновационная экономика в вопросах и ответах / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2009.
  25. И.И., Петров Б. И., Плетнев К. И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. М.: ТАСИС, 2001.
  26. С.Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов М.: ЮНИТИ, 2007
  27. Инновации в образовательной системе: сб. науч. ст. / Чуваш, гос. пед. ун-т — отв. ред. С. Г. Григорьева, 3. М. Беляева. Чебоксары: ЧГПУ, 2008. — 187 с. — Текст рус., чуваш.
  28. Н.М. История государства российского. М., 1967. Т. 3.
  29. Д.А. Технополисы и технопарки в мировом хозяйстве и особенности их развития в России. дис.. кан. экон. наук. М.: 2000
  30. Концепция развития Государственного университета
  31. Высшей школы экономики на период до 2010 года. (Утверждена приказом Минэкономразвития России от 23 августа 2004 г. № 228)
  32. C.B. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО // Университетское образование: практика и анализ. Екатеринбург, 2004.-№ 1.
  33. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. -М.: Экономика, 2004
  34. Организация инновационного образования в XXI веке: сб. науч. ст. / Чуваш, гос. пед. ун-т — отв. ред. С. Г. Григорьева, 3. М. Беляева. Чебоксары: ЧГПУ, 2009.- 146 с.
  35. Программа развития ООН в Российской Федерации. На пути к обществу, основанному на знаниях. Национальный доклад о развитии человеческого потенциала РФ. Москва, 2004.
  36. Н. В. Инновационные технологии управления в системе высшего профессионального образования / Н. В. Софронова Т. А. Ларионова. -Чебоксары: Наумов, 2008. 193 с.
  37. А. Ю. Распространение инновационных учебно-методических материалов / А. Ю. Уваров Г. М. Водопьян. М.: Унив. кн., 2008. — 175 с. -(Библиотека информатизации образования). — Библиогр.: с. 173—175.
  38. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева на пути к инновационному универститету: доклад. / Г. Н. Григорьев [и др.]. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2010. — 35 с.: ил.
  39. Статьи периодических изданий
  40. Абасов 3. Инновации в образовании и синергетика / 3. Абасов // Aima mater (Вестник высшей школы). 2007. — № 4. — С. 3—8. — Библиогр.: 19 назв.
  41. В. А. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина // Высшее образование в России.2010.-№ 1.-С. 81—87.-Библиогр.: 10 назв.
  42. Р. Инновационная ориентация управленческой деятельности / Р. Баскаев // Учитель. 2008. — № 6. — С. 25—28.
  43. Г. А. Методологические основы развития системы высшего образования в информационном обществе / Г. А. Берулава, M. Н. Берулава // Педагогика. 2010. — № 4. — С. 11—17.
  44. И. И. Система управления инновационными программами лицея / И. И. Боброва // Управление качеством образования: теория и практикаэффективного администрирования. 2010. — № 4. — С. 4−17. — Библиогр.: с. 17 (11 назв.).
  45. А. Ю. Использование инновационных технологий в обучении математике / А. Ю. Богачев, Т. Г. Леонова // Образование в современнойшколе. 2009. — № 12. — С. 38—42.
  46. И. С. Проблемы качества образования в условиях инновационной экономики / И. С. Болотин, Н. Д. Сорокина // Социально-гуманитарные знания.-2009.-№ 5. -С. 172—180.
  47. И. П. Формирование здоровьесберегающей среды : инновационные образовательные программы в рамках приоритетного нац. проекта «Образование». / И. П. Борисова // Справочник руководителя образовательногоучреждения. 2008. — № 11. — С. 62—72.
  48. О. А. Структура инновационного образовательного процесса / О. А. Бутакова // Высшее образование сегодня. 2009. — № 4. — С. 18—21. -Библиогр.: 5 назв.
  49. И. Е. Эволюция образовательных моделей / И. Е. Видт // Школьныетехнологии. 2011. — № 3. — С. 39—46.
  50. А. Инновации в системе образования / А. Вифлеемский //
  51. Народное образование. 2008. — № 9. — С. 15 22.
  52. А. Новая система оплаты труда и инновационное развитие образования / А. Вифлеемский // Народное образование. 2009. — № 2. — С.21—23.
  53. В. Сопротивление инновационной деятельности / В. Высоцкий // Народное образование. 2011. — № 5. — С. 108 113.
  54. Э. В. Перспективные направления психологического обеспечения образовательных проектов в регионе с высоким инновационным потенциалом / Э. В. Галажинский // Психология обучения. 2008. — № 8. — С.4—9.
  55. Н. В. Инновационный подход к подготовке преподавателей для системы профессионального образования / Н. В. Гафурова, С. И. Осипова // Высшее образование сегодня. 2009. — № 6. — С. 72−75. — Библиогр.: 3 назв.
  56. В. А. Современные инновационные технологии как основа улучшения качества образовательного процесса / В. А. Гериш // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. — № 6. — С. 26—30. — Библиогр.: 2 назв.
  57. Е. А. Концептуальные основы инновационного развитияучреждения профессионально-педагогического образования / Е. А. Гнатышина // Высшее образование сегодня. 2008. — № 3. — С. 57—59. — Библиогр.: 7 назв.
  58. И. Л. Формирование инновационной системы подготовки инженерных кадров в России: проблемы и противоречия / И. Л. Гоник, Е. Г. Гущина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. — № 4. — С. 20—25. — Библиогр.: 5 назв.
  59. С. И. Социальная эффективность организационных и педагогических инноваций в сфере образования России начала XXI века / С. И. Григорьев // Aima mater (Вестник высшей школы). 2010. — № 3. — С. 28—32.
  60. А. О. Трансфер знаний функция инновационного университета / А. О. Грудзинский, А. Б. Бедный // Высшее образование в России. — 2009. — № 9. — С. 66—71. — Библиогр.: 5 назв.
  61. Г. С. Казанский технологический: инновационный поиск / Г. С. Дьяконов, В. Г. Иванов // Высшее образование в России. 2009. — № 2. — С. 65—72.
  62. Дыр дин Д. Инновационные педагогические технологии в управлении качеством образования / Д. Дырдин, А. Ибрагимов // Учитель. 2009. — № 3. -С. 32—34.
  63. Л. Системные инновационные процессы основа динамичного развития классического университета / Л. Дятченко, В. Тарабаева // Высшее образование в России. — 2008. — № 5. — С. 13—18.
  64. Л. В режиме инновационного развития : участие сельских образовательных учреждений в реализации нац. проекта «Образование». / Л. Ермакова // Учитель. 2008. — № 3. — С. 26—28.
  65. Э. Ф. Институциональный подход к инновациям в образовании / Э. Ф. Зеер, С. А. Новоселов, Э. Э. Сыманюк // Инновации в образовании. 2010. — № 1. — С. 52—63. — Библиогр.: 3 назв.
  66. В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России / В. Зернов // Высшее образование в России. 2008. — № 1. — С. 12—22. -Библиогр.: 4 назв.
  67. Е. Концептуальные основы менеджмента знаний в высшей школе / Е. Игнатьева // Высшее образование в России. 2008. — № 4. — С. 131—137.1. Библиогр.: 10 назв.
  68. Инновационная образовательная программа БелГУ: системный эффект: (из жизни вуза) // Высшее образование в России. 2008. — № 7. — С. 62—97.
  69. Инновационные образовательные программы как инструмент стратегического и антикризисного управления: практика модернизации Рос. гос. ун-та им. И. Канта / А. П. Клемешев и др. // Высшее образование в России. 2009. — № 6.- С. 11—19. Библиогр.: 5 назв.
  70. Инновационная образовательная программа Томского политехнического университета // Aima mater (Вестник высшей школы). 2008. — № 8. — С. 7—64.
  71. М. П. Дистанционное образование: опыт становления и развития / М. П. Карпенко // Социологические исследования. 2007. — № 3. — С. 63—68. -Библиогр.: 4 назв.
  72. М. Новая роль высшего образования в эпоху развития инновационной экономики, глобализации и депопуляции / М. Карпенко // Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. — № 9. — С. 12—17.
  73. А. О. Два типа когнитивно-активного знания : интегрированное и инновационное знание. / А. О. Карпов // Школьные технологии. 2009. — № 4.- С. 32—39.
  74. А. О. Принципы научного образования / А. О. Карпов // Вопросы философии. 2004. — № 11. — С. 89—102.
  75. Н. Жизненный цикл организации и инновационные процессы в образовании / Н. Квасникова // Народное образование. 2008. — № 8. — С. 85— 92.
  76. Н. Стратегический анализ как основа управления инновационным процессом / Н. Квасникова // Народное образование. 2009. — № 2. — С. 83—88.
  77. Н. С. Инновационно-образовательная программа как важнейший этап «стратегического плана развития» вуза : опыт РУДН. / Н. С. Кирабаев // Aima mater (Вестник высшей школы). 2008. — № 9. — С. 33—36.
  78. А. Высшее образование в контексте инновационной научно-технической парадигмы / А. Киселев // Высшее образование в России. 2008. -№ 4. — С. 68—73. — Библиогр.: 6 назв.
  79. И. Л. Создание и развитие инновационных интегрированных структур на базе российских вузов / И. Л. Коленский, А. А. Харин // Качество. Инновации. Образование. 2009. — № 12. — С. 23—27. — Библиогр.: 2 назв.
  80. М. Синергия образования и науки как инновационный ресурс : обинтеграции науки, образования и производства. / М. Кольчугина // Мировая экономика и международные отношения. 2008. — № 10. — С. 84—92.
  81. А. М. Стандарт: инновационность и преемственность / А. М.
  82. Кондаков // Педагогика. 2009. — № 4. — С. 14—18.
  83. О. В. Институциональные формы управления учебно-методической работой инновационного предпринимательского вуза / О. В. Кононова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 6. — С. 9−15. — Библиогр.: 11 назв.
  84. А. Д. Инновационные педагогические технологии профессионального образования в США и Германии / А. Д. Копытов, М. П. Пальянов // Педагогика.-2009.-№ 8.-С. 86—93.
  85. Корпоративный университет на основе проектно-деятельностного образования как инструмент инновационного развития / С. Дьяконов и др. // Высшее образование в России. 2006. — № 11. — С. 3—15. — Библиогр.: 17 назв.
  86. Л. Ю. Саратовский государственный университет: традиции и инновации / Л. Ю. Коссович // Высшее образование в России. 2009. — № 12.1. С. 42—49.
  87. Г. Б. США: новая роль университетов в экономике, основанной на знаниях / Г. Б. Кочетков // США-Канада: экономика, политика, культура.2011.-№ 7.-С. 3—20.
  88. Н. Путь альтернатив основа реальных инноваций : об альтернативах традиционной системе общего образования как основе реальных инноваций в образовании. / Н. Крылова // Народное образование. — 2008. — № 5. -С. 53—58.
  89. Кряжева-Карцева Е. В. Инновационные образовательные программы: внутренние возможности и экспортные перспективы / Е. В. Кряжева-Карцева, П. К. Гречко // Личность. Культура. Общество. 2008. — Т. 10, вып. 5—6 (44— 45). — С. 497—499.
  90. С. Ю. Проектное обучение как инновационная технология организации образовательного процесса / С. Ю. Курилова // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. — Вып. 11 (1). — С. 47 53.
  91. А. М. Возможное сетевое взаимодействие инновационных школ / А. М. Лобок // Школьные технологии. 2008. — № 1. — С. 49—59.
  92. Н. А. Компетентностно-ориентированное обучение: опыт внедрения инноваций / Н. А. Лызь, А. Е. Лызь // Высшее образование в России. 2009.
  93. С. 29—36. — Библиогр.: 2 назв.
  94. В. А. Терапевтический подход к инновациям в образовании / В. А. Лыкова // Педагогика. 2009. — № 6. — С. 59—68. — Библиогр.: 11 назв.
  95. Л. И. Управление инновационными процессами в образовании на муниципальном уровне: опыт организации и перспективы развития / Л. И. Лысак // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 5. — С. 63 66.
  96. Мазур 3. Ф. Использование информационных и коммуникационных технологий в инновационно-маркетинговой деятельности учителя-новатора / 3. Ф. Мазур, О. В. Панченок // Информатика и образование. 2009. — № 8. — С. 119—121.
  97. Г. В. Наш ответ на инновационный вызов современности : из опыта разработки и реализации инновац. образоват. прогр. Томского гос. ун-та / Г. В. Майер // Высшее образование сегодня. 2007. — № 9. — С. 16—18. — Библиогр.:9 назв.
  98. Е. Р. Инновационные процессы в вузе глазами студентов : (опыт социологического анализа) / Е. Р. Мкртчян // Aima mater (Вестник высшейшколы). 2009. — № 1. — С. 30—32.
  99. С. В. Управление инновационными процессами в региональной системе образования / С. В. Наумов // Мир образования образование в мире.2008,-№ 4.-С. 100—106.
  100. А. В. Инновационное образование: достижения и перспективы / А. В. Непомнящий, В. И. Писаренко // Высшее образование сегодня. 2007. -№ 7. — С. 14—19. — Библиогр.: 7 назв.
  101. Образование для инновационных обществ в XXI веке: саммит Труппы восьми", Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г. // Вестник образования России.2006.-№ 17.-С. 70—79.
  102. Библиогр.: с. 33 (11 назв.). ил. 127. Парфенов А. А. Инновации в комплексном обеспечении безопасности образовательного учреждения / А. А. Парфенов // Справочник руководителяобразовательного учреждения. 2009. — № 3. — С. 88—91.
  103. Т. А. Цена и ценность образования в инновационной экономике / Т. А. Половова // Высшее образование в России. 2010. — № 2. — С. 140—145. -Библиогр.: 5 назв.
  104. Е. Инновации в высшем образовании западных стран: организационный уровень / Е. Полупанова // Aima mater (Вестник высшей школы). 2005. — № 3. — С. 35—39.
  105. С. Национальный проект «Образование» как инновация / С. Поляков // Народное образование. 2008. — № 9. — С. 30—41.
  106. Российское образование-2020: модель образования для инновационной экономики / А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. 2008. — № 1. — С. 32—64.
  107. А. Информатизация вуза ключевое направление инновационной образовательной программе / А. Рудской // Высшее образование в России.2007. -№ 12.-С. 8—13.
  108. И. В. Международный проект как инновационная форма деятельности современного университета / И. В. Рыжкова // Инновации в образовании.2008. № 12. — С. 63—78. — Библиогр.: 11 назв.
  109. И. Г. Инновационная модель региональной системы подготовки учителя к социально-экономическому образованию учащихся / И. Г. Рябова // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 12. — С. 25—30. — Библиогр.: 4 назв.
  110. В. А. Современные подходы к формированию законодательных основ образования / В. А. Садовничий // Администратор образования. 2010. -№ 22.-С. 6—11.
  111. Г. Непрерывное педагогическое образование и инновационные процессы / Г. Самигуллин // Народное образование. 2008. — № 4. — С. 234— 240.
  112. А. Об идеях и инновациях в образовании / А. Соложнин // Народное образование.-2009.-№ 1.-С. 134—137.
  113. Т. Б. Вуз и регион: энергия инновационного взаимодействия: опыт работы Института бизнеса, психологии и управления (г. Химки). / Т. Б. Соломатина // Высшее образование сегодня. -2008.-№ 7.-С. 12—15.
  114. К. Инновации в образовании : мифы и реальность / К. Сумнительный // Народное образование. 2007. — № 4. — С. 89 — 99.
  115. И. Б. Проблема методологии управления отечественной системой образования / И. Б. Тарасова // Приволжский научный журнал. 2009. — № 1. -С. 239—243. -Библиогр.: 4 назв.
  116. В. Б. Причины конфликтов инновационного развития : в высшем учебном заведении. / В. Б. Тарабаева // Высшее образование сегодня. 2009. -№ 12. — С. 22—25. — Библиогр.: 8 назв.
  117. В. А. Сфера образования и многоотраслевые интегрированные структуры: проблемы и перспективы взаимодействия / В. А. Титова, О. Л. Лямзин // Высшее образование сегодня. 2007. — № 1. — С. 61—65. — Библиогр.: 6 назв.
  118. А. В. Экономика образования как объект государственного регулирования / А. В. Тодосийчук // Официальные документы в образовании. -2010.-№ 36.-С. 15—35.
  119. А. В. Организация малого и среднего инновационного предпринимательства в государственном секторе науки и образования / А. В. Тодосийчук // Администратор образования. 2009. — № 23. — С. 94—101.
  120. А. В. Развитие инновационного бизнеса в государственном секторенауки и образования: опыт, проблемы, перспективы / А. В. Тодосийчук // Администратор образования. 2010. — № 24. — С. 3—8.
  121. Ю. История без учебника. Инновационные нормы исторического образования / Ю. Троицкий // Народное образование. 2008. — № 2. — С. 198— 202.
  122. С. Инновационная методика анализа : о кластерной модели оценки качества образования. / С. Тухватулина // Учитель. 2009. — № 3. — С. 62—65.
  123. О. А. Инновационные процессы в управлении качеством образования в вузе / О. А. Удотова // Интеграция образования. 2007. — № 6. — С. 8—11. -Библиогр.: 7 назв.
  124. А. Принцип темпоральной целостности и образование / А. Урсул // Alma mater (Вестник высшей школы). 2008. — № 3. — С. 28—35.
  125. Е. Инновационная деятельность в режиме городской экспериментальной площадки / Е. Федотова // Учитель. 2008. — № 5. — С. 59— 62.
  126. И. Традиции и инновации в подготовке инженерных кадров / И. Федоров, В. Медведев // Высшее образование в России. 2008. — № 6. — С. 30— 35.
  127. Н. А. Пути повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов с помощью инновационных образовательных технологий / Н. А. Фролов // Высшее образование сегодня. 2008. — № 6. — С. 29—31. -Библиогр.: 5 назв.
  128. В. Г. Инновационная деятельность в университетах современной России / В. Г. Халин // Интеграция образования. 2006. -№ 1. — С. 13—22.
  129. А. А. Психологическое обеспечение инноваций как понятие психологии образования / А. А. Хван // Психологическая наука и образование. 2008. — № 1.-С. 23—30.-Библиогр.: 17 назв.
  130. Цой В. И. Модель управленческого образования рыночного типа / В. И. Цой // Высшее образование сегодня. 2008. — № 9. — С. 12—13. — Библиогр.: 2 назв.
  131. Н. Педагогический университет ресурсный центр инновационногоразвития региона : опыт работы Омского гос. пед. ун-та. / Н. Чекалева // Высшее образование в России. 2008. — № 6. — С. 88 93.
  132. Е. Главное творчество, инновационный настрой : о системе образования г. Черногорска. / Е. Чернышева // Учитель. — 2009. — № 1. — С. 42—45.
  133. О. М. Инновационные технологии развития открытой информационнообразовтаельной среды ГОУ ИПКРО РС(Я) / О. М. Чоросова // Социальная политика и социология. 2009. — № 1. — С. 138—148.
  134. О. М. Инновационные технологии развития открытой информационно-образовтаельной среды ГОУ ИПКРО РС(Я) / О. М. Чоросова // Социальная политика и социология. 2009. — № 1. — С. 138—148.
  135. Ю. В. Инновационное развитие высшей школы России: реалии, опыт, перспективы / Ю. В. Шленов, А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова // Качество. Инновации. Образование. 2009. — № 6. — С. 2−10. — Библиогр.: 4назв.
  136. Е. А. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся / Е. А. Штиф, Т. А. Вахменина // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2009. — № 5. — С. 40—47.
  137. В. Б. Инновационные волны в информатизации образования / В. Б. Яблонский // Информатика и образование. 2008. — № 10. — С. 113—116. -Библиогр.: 2 назв.1. Ресурсы интернет
  138. Андреев А, Кузнецова Ю. Роль и место подсистемы маркетинга в дидактической системе дистанционного образования // WWW-Документ URLhttp://www.dist-edu.ru.
  139. В., Гурова Т. От Госплана до наших дней // жунрал «Эксперт»: WWW-Документ URL http://www.opec.ru/library/article.asp?cno=l9&dno=511
  140. В Петербурге построят технопарк на базе университета телекоммуникаций // РИА Новости. -Документ URL http://news.rin.ru/news/58 506/
  141. Л.К. Национальная инновационная система России: модели иинфраструктура. WWW-Документ URL http://www.viuonline.ru/science/publ/bulleten92002/pagel2.html
  142. Динамка чисельноеп студенев вищих навчальних заклад1 В з розрахунку на 10 ООО населения Укра’ши (на початок навчального року) // Документ URL -http://www.mon.gov.Ua/education/higher/stat/2.doc
  143. E-learning растет на демографических дрожжах 2006. // Документ URL -http://www.ubo.ru/articles/?cat=120&pub=2027
  144. В.П. История развития Новосибирского академгородка. // Документ URLhttp://www.academgorodok.ru/applications/history/history.php?PHPSESSID=8dee7a33fl0ca28930e5d9a315513388
  145. Информация к интервью в журнале «FORTUNE» с заместителем премьер-министра министра индустрии и торговли PK С. Мынбаевым. WWW-документ http://www.mit.kz/index.php?p=newsunit&idmm=3&act=l&id=42
  146. Т. Осознание E-Learning 2.0 // Документ URL http://www.distance-learning.ru/db/el/3F3FD9A95B0984F6C32573DE003AB6A3/doc.html
  147. Козлов Н.В.: Инновации не только наука. Инновации — это наука плюс образование, плюс бизнес. WWW-Документ URLhttp://www.sciencerf.ru/client/doctrine.aspx?obno=3108&catobno=245
  148. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393 WWW-Документ URL http://teacher.km.ru/npa03.htm
  149. Ю. Научно-технологические парки в Мире (подборка аналитических статей) WWW-Документ URL http://tpark.ict.nsc.ru/main6.htm
  150. Г., ректор ВКГТУ им. Д. Серикбаева, председатель совета директоров технопарка «Алтай», WWW-документ http://www.academy.kz/obshest090306.htm
  151. Основные направления политики Российской Федерации в области развитияинновационной системы на период до 2010 года WWW-Документ. URLhttp://www.admhmao.ru/innovac/osnnapr.htm
  152. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу WWW-Документ URL http://www.csr.ru/about-publications/plan2010.html
  153. Официальный портал г. Обнинска-наукограда // WWW-Документ URL -http://www.obninsk.ru/naukograd/
  154. Официальный сайт Академии народного хозяйства при Правительстве РФ // WWW-Документ URL http://www.ane.ru/mba/index.html
  155. Официальный сайт Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС // WWW-Документ URL www.mirbis.ru
  156. Официальный сайт Высшей школы менеджмента СПбГУ // WWW-Документ
  157. URL http://www.gsom.pu.ru/
  158. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года WWW-Документ. URLhttp://www.admhmao.ru/innovac/osnnapr.htm
  159. Основные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации Утверждены Президентом РФ В. В. Путиным 21.05.2006 г. WWW-Документ URL http://www.bmstu.ru/mstu/nauchrab/pnrntt
  160. Портал о технопарках в России и за рубежом. WWW-Документ URLhttp://technoparki.narod.ru/associationshustatya062007.htm
  161. Развитие инфраструктуры национальной инновационной системы (14.02.2006) WWW-Документ URL http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?id=413 2583f-eeeb-4ee 1 -98cd-f7775al fd772&Language=ru
  162. Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (РИНКЦЭ). WWW-Документ URL http://www.extech.ru
  163. Стратегический анализ российского рынка Executive MBA образования. // WWW-Документ URL http://molchanova.spa.msu.ru/SM-2005/Task-l/405−7/text.htm
  164. В.П. Томский технопарк — эффективная форма территорииинтеграции науки, образования, производства и предпринимательства.http://www-sbras.nsc.ru/koi8/conferen/rus-sci/dokl/tarasenko.html
  165. Aubert J.-E., Reiffers J.-L. Knowledge economies in the Middle East and North Africa: toward new development strategies. Washington DC, 1998.
  166. , R. (1999). Developing the learning support role: Some of the challenges ahead. SCONUL Newsletter, 16.
  167. Christopher J.L. American higher education. Palgrave Macmillan Ltd1. New York, 2007.
  168. S. (1998). Key skills for students in higher education. SCONUL Newsletter, 15.
  169. Dahlman C.J. China and the knowledge economy in the 21st century. Washington DC, 2001. De Ferranti et. al. Closing the gap in education and technology. Washington DC, 2003
  170. De Ferranti et. al. Closing the gap in education and technology. Washington DC, 2003
  171. Eckel P.D. An overview of higher education in the United States: diversity, access and the role of the marketplace. Washington DC, 2005.
  172. EU schriebt weiter rote Zahlen // PRODUKTION. 1998. — № 49.
  173. Goel V.K., Koryukin E. Innovation systems: World Bank support of science and technology development. World Bank position paper No. 32. Washington DC, 2004
  174. Macmillan P. Higher Education in the World 2007. Global University Network for Innovation. 2007
  175. Mixed results for R&D spending in 1996 // Chemical & Engineering news. 1998. -№ 19.
  176. Skliarenko E. Transitional economies: trends in new higher educational systems in Easter Europe — the example of Ukraine 2004. // Документ URLhttp://www.uottawa.ca/services/tlss/iced2004/pages/doc/ski.pdf
  177. Valorisation de la recherche universitaire (Les rencontres de l’Agence) 30 novembre 2000 // WWW-Документ URLhttp://www.amue.fr/Publications/Publication./index.htm
  178. World Bank. Higher education: the lessons of experience. Washington DC, 1994.
Заполнить форму текущей работой