Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изменения биохимического и психофизиологического статуса организма студентов при воздействии факторов образовательной среды вуза и их коррекция природными адаптогенами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время бесспорным является факт, что состояния психоэмоционального напряжения сопровождаются интенсификацией ПОЛ, как на уровне структур головного мозга, так и на уровне всего организма. Недавние исследования И. А. Волчегорского и А. Ю. Хребтовой (2002) показали, что изменения параметров системы «перекисное окисление липидов (ПОЛ) -антиоксиданты» объективно отражают психологические… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава I. Обзор литературы
    • 1. 1. Психофизиологическая характеристика процесса адаптации к факторам образовательной среды ВУЗа
    • 1. 2. Биохимические аспекты процесса адаптации
    • 1. 3. Профилактика процессов дизадаптации у студентов
  • Глава II. Материалы и методы исследований
    • 2. 1. Экспериментальное исследование
    • 2. 2. Характеристика обследуемых групп
    • 2. 3. Лабораторные методы обследования
      • 2. 3. 1. Определение уровня кортизола
      • 2. 3. 2. Определение некоторых показателей липидного обмена
      • 2. 3. 3. Методы изучения показателей ПОЛ
      • 2. 3. 4. Анализ метаболитов катехоламинов
    • 2. 4. Методы оценки психофизиологического состояния
    • 2. 5. Оборудование и аппаратура
    • 2. 6. Методы статистической обработки результатов
  • Глава III. Антиокислительные свойства препаратов некоторых лекарственных растений
  • Глава IV. Биохимические изменения у студентов в процессе адаптации к факторам образовательной среды и их коррекция растительными препаратами
    • 4. 1. Влияние растительных препаратов на уровень стресс-гормонов у студентов младших курсов в процессе адаптации
    • 4. 2. Динамика некоторых показателей обмена и пероксидации липидов при адаптации студентов под влиянием растительных препаратов
  • Глава V. Влияние растительных препаратов на психофизиологические показатели у студентов младших курсов в процессе адаптации
  • Глава VI. Корреляционные взаимоотношения между параметрами нейрогормонального статуса, системы «ПОЛ — Антиокси-данты» и психофизиологического состояния студентов

Изменения биохимического и психофизиологического статуса организма студентов при воздействии факторов образовательной среды вуза и их коррекция природными адаптогенами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Многогранное изучение учебной и профессиональной адаптации, включающей социально-психологический и психофизиологический компоненты, является актуальным направлением научных исследований [96, 146]. Любая устойчивая адаптация к условиям обучения и сфере профессиональной деятельности имеет для организма свою «цену», которая может проявляться в «изнашивании» функциональных систем, выполняющих наибольшую нагрузку [31, 45, 132, 178].

Одной из задач оздоровления населения и профилактики заболеваемости является повышение адаптационных возможностей организма, увеличение функциональных резервов и снижение напряженности регуляторных механизмов, возникающей в процессе приспособления организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды [56, 133, 164].

Перспективы использования достижений физиологии, патофизиологии, биохимии, молекулярной биологии при изучении проблемы адаптации связаны с разработкой принципов управления адаптационным процессом. Это требует продолжения исследований в области изучения экстремальных воздействий, обоснования принципов биоадаптивного управления, диагностики состояний адаптации и дезадаптации, разработки новых путей повышения резистентности организма [208].

В настоящее время бесспорным является факт, что состояния психоэмоционального напряжения сопровождаются интенсификацией ПОЛ, как на уровне структур головного мозга, так и на уровне всего организма [197]. Недавние исследования И. А. Волчегорского и А. Ю. Хребтовой (2002) показали, что изменения параметров системы «перекисное окисление липидов (ПОЛ) -антиоксиданты» объективно отражают психологические особенности личности и детерминируют чувствительность к эмоциональным стрессорам повседневной жизни. В механизмах срочной и долговременной адаптации большую роль играют антиоксиданты, которые тормозят чрезмерную интенсификацию ПОЛ и способствуют формированию адекватного ответа [49, 50].

В условиях реформирования системы образования нынешние выпускники школ, а значит, в последующем студенты ВУЗов подвергаются значительным психоэмоциональным перегрузкам, сопровождающихся ломкой стереотипа «ученика» и адаптацией к статусу «студента». В связи с этим, неудивительно, что ряд авторов, занимающихся проблемой здоровья студентов, отмечают увеличение среди них числа лиц с социальной дезадаптацией, рост заболеваемости [96].

На основании вышеизложенного, нами сформулирована следующая цель исследования: раскрыть закономерности изменений биохимических и психофизиологических показателей при адаптации в процессе обучения у студентов младших курсов и обосновать применение природных адаптогенов для коррекции выявленных нарушений.

Для достижения поставленной цели последовательно решались следующие задачи:

1. Экспериментально определить наиболее эффективные препараты растительного происхождения, обладающие антиоксидантным действием.

2. Исследовать динамику некоторых параметров стресс-реализующих и стресс-лимитирующих систем у студентов младших курсов в процессе адаптации под влиянием растительных препаратов.

3. Изучить влияние растительных адаптогенов на психофизиологический статус студентов в условиях стрессорной ситуации.

4. Оценить характер корреляционных взаимоотношений между биохимическими и психофизиологическими показателями при стрессорном воздействии у студентов, принимавших различные растительные препараты.

Научная новизна. Впервые установлено, что у студентов в процессе адаптации к факторам образовательной среды в стрессовой ситуации возникает гормональный дисбаланс, характеризующийся преимущественной активацией адренергических механизмов, при этом деградация дофамина происходит, главным образом, окислительным путем. Данные сдвиги протекали на фоне выраженного ответа со стороны серотонинергической стресс-лимитирующей системы, накопления в крови свободных жирных кислот и ненасыщенных липидов, начальных и промежуточных продуктов ПОЛ. Последнее сопровождалось адекватным ответом со стороны АРЗ, а к концу учебного года синдром гиперлипопероксидации приводил к дефициту анти-оксидантных факторов. Параллельно с этим нарастали нервно-психическое напряжение, уровень тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности, депрессии и снижались степень адаптации, самоприятия, эмоционального комфорта.

Применение препаратов пятилистника и подорожника, обладающих выраженным антиоксидантным эффектом, или их сочетание с а-токоферолом нивелировало изменения в нейрогуморальном и перекисном статусе за счет активации стресс-лимитирующих систем (серотонинергической и антиокси-дантной), а также нормализовало психофизиологический статус в стрессо-генных ситуациях. При этом успеваемость студентов, использующих данные адаптогены, была значительно лучше, чем в группе с плацебо.

Установлено, что изолированное назначение витамина Е приводит к нормализации перекисного дисбаланса, а при применении растительных препаратов формируется иной незначительно повышенный стационарный уровень реакций ПОЛ на фоне достаточной мобилизации антиоксидантных ресурсов. Это свидетельствует о перестройке мембранозависимых процессов, что позволяет тканям эффективнее функционировать в стрессогенной ситуации.

Приоритетным в работе явилась оценка характера корреляционных зависимостей между биохимическими и психофизиологическими показателями у студентов обследуемых групп, которая свидетельствует о позитивном влиянии изучаемых препаратов на эти взаимоотношения. В этом аспекте наиболее действенный адаптогенный эффект оказывал пятилистник или его сочетание с витамином Е.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты расширили представления о закономерностях изменений некоторых параметров стресс-системы у студентов младших курсов в процессе адаптации к учебной деятельности. Показано, что стрессогенная ситуация приводит к нейрогуморальным сдвигам, которые, в большей мере, взаимосвязаны с психофизиологическими параметрами негативного плана (фрустрация, тревожность, уровень невротизации). В свою очередь, наличие отрицательной корреляции между уровнем кортизола и эффективностью приема информации свидетельствует о дизадаптационных изменениях со стороны интеллектуаль-но-мнестической сферы.

Выявлена различная направленность действия антиоксидантных препаратов в условиях стресса. Назначение витамина Е, в большей степени, ин-гибировало начальные этапы пероксидации липидов на фоне высокой АОА по сравнению с другими группами. Сочетание а-токоферола с растительными препаратами максимально снижало уровень промежуточных продуктов ПОЛ и повышало активность каталазы эритроцитов относительно группы «плацебо». По всем исследуемым характеристикам комбинированный прием антиокислительных препаратов превосходил изолированное назначение пя-тилистника и подорожника.

Показано, что для объективной оценки антиоксидантных характеристик различных препаратов необходимо использовать различные методы изучения этих свойств.

Доказана эффективность применения пятилистника и подорожника и их комбинации с а-токоферолом для предупреждения дизадаптационных изменений у студентов по следующей схеме: настой препаратов по V2 стакана 2 раза в день + 100 мг витамина Е в течение 25 дней, затем перерыв один месяц (4 курса за учебный год).

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследований доложены и обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы клинической и экспериментальной медицины» (Чита, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы адаптации молодых людей в современном мире» (Брянск, 2004), на VI Международной научно-практической конференции «Здоровье и Образование в XXI веке» (Москва, 2005), на XIII Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» (Москва, 2006), на 5 научно-практической конференции с международным участием «Достижения фундаментальных наук в решении актуальных проблем медицины» (Астра-хань-Волгоград-Москва, 2006), на межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы клинической и экспериментальной медицины» (Иркутск, 2006), на ежегодной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 30-летию ГУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН (Красноярск, 2006), на совместном заседании кафедр биохимии, нормальной физиологии, патологической физиологии, психиатрии, наркологии и медицинской психологии, общей химии Читинской государственной медицинской академии с участием сотрудников НИИ медицинской экологии при ЧГМА (Чита, 2007).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ, из них 2 статьи в журналах из «Перечня ., рекомендованных ВАК .».

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 182 страницах машинописного текста, иллюстрирована 13 рисунками и 25 таблицами и состоит из введения, обзора литературы, описания клинического материала и методов исследования, четырех глав собственных исследований, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка литературы, включающего 230 отечественных и 67 зарубежных источников.

ВЫВОДЫ.

1. Наиболее выраженными антиоксидантными свойствами in vitro среди исследуемых растительных препаратов обладают пятилистник кустарниковый и подорожник большой, что доказано с помощью методов хемилюминесценции и ингибиторного действия на пероксидацию у-линоленовой кислоты.

2. В стрессовой ситуации у студентов младших курсов возникает гормональный дисбаланс, характеризующийся преимущественной активацией адренергических механизмов на фоне выраженного ответа со стороны серотонинергической стресс-лимитирующей системы, накопления в крови свободных жирных кислот, глицерола и ненасыщенных липидов. Эти изменения сопровождались накоплением начальных и промежуточных интермедиатов ПОЛ и адекватным ответом со стороны АОАк концу учебного года синдром гиперлипопероксидации вызывал дефицит антиоксидантных факторов.

3. Факторы образовательной среды у студентов в условиях стресса приводят к неблагоприятной динамике показателей психического состояния (подъем уровня тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности, депрессии) и психических процессов (уменьшение продуктивности внимания, памяти). На этом фоне отмечается снижение степени социально-психологической адаптации (адаптированности, самоприятия, принятия других, эмоциональной комфортности). При том все сдвиги были выражены преимущественно к концу учебного года.

4. Использование растительных адаптогенов в качестве модулятора гормональных сдвигов у студентов при повышенной психоэмоциональной нагрузке является эффективным. Так, прием препарата пятилистника и/или его комплекса с витамином Е способствует адекватной секреции кортизола и экскреции ГВК (одного из метаболитов дофамина) на фоне увеличения выработки серотонина. Подорожник и его совместное применение с токоферолом оказывает меньший эффект на нейрогормональный статус, при этом рост величин кортизола, ВМК и ДОФУК был меньше, чем в группах с плацебо и витамином Е.

5. Применение антиокислительных средств приводит к восстановлению баланса в системе «ПОЛ — антиоксиданты» по сравнению с группой плацебо. Наиболее эффективным в этом плане является сочетание а-токоферола с растительными препаратами, при котором максимально снижается уровень промежуточных продуктов липопероксидации и повышается активность каталазы эритроцитов и их перекисная резистентность.

6. Предварительный прием препаратов пятилистника и подорожника нормализует психофизиологический статус студентов младших курсов в стрессовой ситуации и препятствует развитию дизадаптационных изменений.

7. При использовании растительных препаратов изменяется характер корреляционных взаимоотношений между биохимическими и психофизиологическими показателями по сравнению с исходным уровнем и группой «плацебо»: либо уменьшается количество зависимостей, вплоть до полного их исчезновения, между факторами стресс-реализующих систем и показателями психического статуса, либо появляются новые, свидетельствующие об активации стресс-лимитирующих систем. В этом аспекте наиболее выраженным адаптогенным действием обладает пятилистник или его комбинация с а-токоферолом.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для профилактики дизадаптационных изменений нейрогуморального и психофизиологического статуса в период сессии у студентов младших курсов рекомендуется применять препараты пятилистника кустарникового и подорожника большого и их комбинации с а-токоферолом по следующей схеме: настой препаратов по Уг стакана 2 раза в день + 100 мг витамина Е в течение 25 дней, затем перерыв один месяц (4 курса за учебный год).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой