Модель бизнес-процессов верхнего уровня санатория
Хочется обратиться к терминологии. Что же такое санаторий? Санаторий (от лат. sano «лечу, исцеляю») — лечебно-профилактическое учреждение, в котором для лечения используют главным образом природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и т. п.) в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией и рациональным питанием (диетой) при соблюдении определённого режима… Читать ещё >
Модель бизнес-процессов верхнего уровня санатория (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- 1.1 Описание выбранной предметной области
- 1.2 Модель бизнес-процессов верхнего уровня предприятия
- 1.3 Модель закрепления ответственности за бизнес-процессы по каждой категории процессов
- 1.4 Классификатор бизнес-процессов
- 2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
- 2.1 Модель бизнес-процесса в IDEF0 предприятия санаторий (Технологическая подготовка к оказанию услуги)
- 2.2 Информационная модель, реализованная с применением программного продукта Erwin Data Modeler
- заключение
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Объектом изучения для данной курсовой работы выбран санаторий и, соответственно, бизнес-процессы производимые в данной отрасли. Актуальность выбранной темы объясняется, в первую очередь, тем, что еще во времена, когда заграничный туризм для большинства граждан нашей страны был недостижимой экзотикой, хорошим тоном считалось хотя бы раз в году отдохнуть и подлечиться в санатории России или СНГ. Подобная традиция сохранилась и по сей день. Несмотря на интенсивное развитие различных направлений туризма, отдых и лечение в санаториях остаётся весьма популярным.
Хочется обратиться к терминологии. Что же такое санаторий? Санаторий (от лат. sano «лечу, исцеляю») — лечебно-профилактическое учреждение, в котором для лечения используют главным образом природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и т. п.) в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией и рациональным питанием (диетой) при соблюдении определённого режима лечения и отдыха. Санатории организуются как на курортах, так и вне их в местностях (пригородных зонах) с благоприятными климатическими, ландшафтными и санитарно-гигиеническими условиями (местные санатории). Вблизи от промышленных предприятий для работающих организуются санатории-профилактории.
Особенность санаторно-курортной практики состоит в том, что она сочетает в себе множество функций:
— профилактическое оздоровление населения;
— реабилитацию больных;
— анимационно-досуговую деятельность.
Основные задачи курсовой работы:
· получение навыков самостоятельной работы с научно-технической литературой;
· обобщение накопленного опыта, умение делать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации средств хранения информационных ресурсов и осуществлению реинжиниринга бизнес-процессов;
· обучение методам концептуального моделирования бизнес-процессов, проектирования баз данных с использованием Case-средств.
Цели курсовой работы по дисциплине «Моделирование бизнес-процессов» — закрепление и развитие теоретических знаний в области методологии моделирования бизнес-процессов, приобретение практических навыков обследования предметной области, концептуального моделирования бизнес-процессов, построение логического и физического уровня информационной модели для последующей реализации базы данных.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что на сегодняшний день санатории-профилактории являются необходимыми учреждениями, где все желающие могут укрепить свое здоровье, повысить работоспособность и отдохнуть, а главная особенность лечения в санаториях-профилакториях — приоритетное использование активных и даже сильнодействующих природных лечебных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей), несомненно, оказывающих благоприятное воздействие на организм человека.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1.1 Описание выбранной предметной области.
Санаторно-курортное учреждение представляет собой хозяйствующий субъект санаторно-курортного комплекса, непосредственно реализующий санаторно-курортные услуги.
Определяя место санаторно-курортного комплекса в экономике страны, его следует относить к непроизводственной сфере, так как санаторно-курортные учреждения реализуют услуги специфического характера. В тоже время санаторно-курортный комплекс, обеспечивая восстановление трудовых ресурсов и повышение уровня их качества, оказывает самое существенное влияние на функционирование как материального производства, так и непроизводственной деятельности. Как производитель услуг санаторно-курортный комплекс, находясь в составе курортно-рекреационного хозяйства, играет весьма значительную роль в повышении уровня жизни населения, то есть обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными и культурными благами, достижения высокого уровня их потребления и степени удовлетворения потребности людей в этих благах.
Различают санатории общего и специального типа.
При многих заболеваниях в период ремиссии, (исчезновения острых проявлений) санаторно-курортное лечение является предпочтительным.
Перечень заболеваний, при которых показано то или иное санаторно-курортное лечение:
Заболевания сердечно-сосудистой системы.
Облитерирующие болезни сосудов. Тромбофлебиты.
· Болезни органов пищеварения.
· Болезни почек и мочевыводящих путей.
· Болезни обмена веществ и эндокринных желез.
· Болезни органов дыхания нетуберкулезного характера.
· Болезни суставов, костей и мышц.
· Болезни нервной системы.
· Болезни женских половых органов.
· Болезни кожи.
· Болезни уха, горла и носа.
Санаторно-курортное лечение противопоказано тем, кто страдает инфекционными (в том числе венерическими заболеваниями), психическими расстройствами, в острой фазе заболеваний, при склонности к кровотечениям, при злокачественных новообразованиях, женщинам во второй половине беременности, и при существовании акушерской патологии.
В зависимости от преобладания того или иного природного фактора курорты подразделяются на климатические, бальнеологические и грязелечебные.
Созданная в СССР оригинальная санаторная система подразумевала общедоступность для всех слоев населения, чему способствовало постановление Совета министров СССР «О передаче профсоюзам хозрасчетных санаториев, курортных поликлиник и домов отдыха» (1960). Курортная деятельность была полностью монополизирована государством. Управление ею происходило посредством государственного планирования, которое осуществлялось такими органами государственной власти, как ВЦСПС, Госплан СССР, Совет министров СССР и Советы министров союзных республик.
Изначально санатории были в гораздо большей степени медицинскими учреждениями, чем курортными. Это повлияло на принятую в санаториях терминологию: так, в учёте используются койко-места и койко-дни, многими санаториями по-прежнему управляет главный врач (хотя, с распадом СССР, должность руководителя многих санаториев стала директорской).
Санаторная деятельность лицензируется (как и любая медицинская деятельность) федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и сертифицируется в соответствии со специальными требованиями.
Специфика деятельности санаториев значительно отличается от пансионатов, домов отдыха, гостиниц и тому подобных. Несмотря на внешнюю схожесть таких бизнес-процессов, как реализация услуг, размещение и питание, в санаториях эти процессы значительно отличаются, как в силу влияния медицинской направленности учреждений, так и просто из-за исторически сложившихся схем работы. В настоящее время наиболее современные санатории приближают процессы, прямо не связанные с лечением, к мировым гостиничным и SPA-стандартам.
1.2 Модель бизнес-процессов верхнего уровня предприятия.
Создание моделей бизнес-процессов верхнего уровня организации является важнейшей задачей.
Можно выделить несколько целей описания бизнес-процессов верхнего уровня организации:
· понимание основ деятельности организации;
· увязка результатов деятельности (выходов) и процессов, определение границ процессов;
· определение проблемных областей при выполнении процессов;
· подготовка фронта работ для детального описания процессов.
Для систематизации процессов компании всю деятельность организации (компании, предприятия) разумно разделить на три крупных блока:
Основная деятельность (основные бизнес-процессы) — направлена на создание ценности для внешнего потребителя. Основные бизнес-процессы формируют денежные поступления в организацию и являются основой ее конкурентоспособности.
Вспомогательная деятельность (обеспечивающие бизнес-процессы и сервисы) — ориентирована на создание ценности для внутреннего потребителя. Вспомогательные бизнес-процессы и сервисы ориентированы на поддержание основных бизнес-процессов посредством:
· своевременного предоставления необходимых ресурсов и услуг;
· минимизации затрат на обеспечение основной деятельности необходимыми ресурсами и услугами.
Управленческая деятельность (функциональные системы управления, составляющие единую систему управления деятельностью предприятия) — ориентирована на обеспечение согласованности основных и вспомогательных бизнес-процессов и сервисов, достижение общих организационных целей. По сути дела, эти процессы порождают ту общую инфраструктуру и общие правила «игры», которые позволяют существовать каждому отдельному бизнес-процессу или сервису. Как правило, в нашей практике мы выделяем следующие основные подсистемы управления:
· стратегическое управление (общее координирование на горизонтах более 1 года),.
· операционное управление (общее координирование на горизонтах от года до месяца/недели, включает в себя бюджетирование),.
· организационное управление (структурирование организации и формирование регламентной основы для ее функционирования),.
· маркетинг и заключение доходных договоров (относится сюда только в некоторых случаях, когда договорная работа основана на личном авторитете или связях руководителя организации),.
· обеспечение безопасности ведения бизнеса (конкретное наполнение данного блока может сильно отличаться для разных типов организаций и отраслей).
Рисунок 1. Модель бизнес-процессов верхнего уровня предприятия (санатория).
1.3 Модель закрепления ответственности за бизнес-процессы по каждой категории процессов.
Процессная модель предприятия — это состав бизнес-процессов, закрепленных за структурными подразделениями, обеспечивающих жизненный цикл ресурсов предприятия, устав предприятия, положения о структурных подразделениях и должностные инструкции. Процессная модель предприятия включает в себя множество бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица иерархической организационной структуры предприятия. Под бизнес-процессом понимается совокупность различных видов деятельности, которые создают результат, имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика.
Встает вопрос о дифференцировании ресурсов и закрепленных за ними дифференцированных производственных процессов для конкретного предприятия, а также закрепления за структурными подразделениями предприятия бизнес-процессов и основных функций в разрезе каждого бизнес-процесса. Решение данного вопроса позволяет во взаимной увязке определить основные производственные и управленческие функции в разрезе всех ресурсов и структурных подразделений предприятия. Эти функции должны отражать замкнутость контура управления по каждому бизнес-процессу.
Проектирование процессной модели предприятия предполагает разработку матрицы матрицу закрепления бизнес-процессов за структурными подразделениями.
Матрица закрепления дифференцированных бизнес-процессов за структурными подразделениями формируется предварительно на основании модели бизнес-процессов верхнего уровня предприятия и существующей организационной структуры. Матрица должна быть построена по следующим правилам:
· любая функция должна выполняться только одним структурным подразделением, то есть не должно быть дублирования функций;
· каждая функция должна быть закреплена за структурным подразделением, то есть не должно быть «повисших» функций.
Таблица 1.
Модель закрепления ответственности за бизнес-процессы по каждой категории процессов.
Процессы верхнего уровня. | Ответственные руководители (владелец процесса). | Ответственные подразделения. | |
Процессы управления. | |||
У1. Стратегическое управление. | Заместитель ГД по корпоративной политике, стратегии и правовому обеспечению. | Департамент корпоративной политики и управления капиталом. | |
У2. Управление финансами. | Заместитель ГД по экономике и финансам. | Департамент корпоративных финансов, Департамент экономического планирования и анализа. | |
У3. Оперативное управление. | Помощник ГД — начальник отдела по рекламе. | Отдел по рекламе. | |
У4. Управление бизнес-процессами и качеством. | Генеральный директор | Правление. | |
У5. Управление проектами развития. | Руководитель проектного офиса. | Проектный офис. | |
Основные процессы. | |||
О1. Закупка оборудования. | Заместитель ГД по логистике. | Департамент технического развития и инвестиций. | |
О2. Установка оборудования. | Заместитель ГД по технической политике. | Департамент технического развития и инвестиций. | |
О3. Предоставление лечения. | Заместитель ГД по маркетингу. | Департамент по связям с общественностью и маркетингу. | |
Обеспечивающие процессы. | |||
В1. Административнохозяйственное управление. | Заместитель ГД по административно-хозяйственной части. | Департамент по хозяйственной части. | |
В2. ИТ-обеспечение и связь. | Заместитель ГД по технической политике. | Департамент информационных технологий. | |
В3. Обеспечение безопасности. | Заместитель ГД по организационной работе. | Департамент информационно-аналитической политики. | |
В4. Юридическое обеспечение. | Заместитель ГД по корпоративной политике, стратегии и правовому обеспечению. | Департамент правового обеспечения. | |
В5.Ремонт и модернизация всего оборудования. | Заместитель ГД по технической политике. | Департамент управления производством и охраной труда. | |
На основании матрицы закрепления бизнес-процессов за структурными подразделениями формируются заготовки таблиц производственных и управленческих функций в разрезе ресурсов по каждому структурному подразделению.
1.4 Классификатор бизнес-процессов.
информационный логический модель санаторий.
В дальнейшем выделенные процессы детализируют и создают классификатор бизнес-процессов предприятия.
Каждый бизнес-процесс верхнего уровня компании можно разделить на первую детализацию и вторую (более подробную детализацию). Также при построении классификатора бизнес-процесса необходимо выделить владельца процесса.
Таблица 2.
Классификатор бизнес-процессов.
Бизнес-процессы верхнего уровня компания. | Первая детализация бизнес-процесса верхнего уровня. | Вторая детализация бизнес-процесса верхнего уровня. | Владелец процесса. | |
Бизнес-процессы управления (у). | ||||
У1. Стратегическое и оперативное управление. | Генеральный директор | |||
У1.1 Стратегическое управление. | Генеральный директор | |||
У1.1.1 Стратегическое планирование. | Генеральный директор | |||
У1.1.2 Управление проектами развития. | Генеральный директор | |||
У1.1.3 Управление инвестиционными проектами. | Генеральный директор | |||
У1.2 Оперативное управление. | Генеральный директор | |||
У1.2.1 Обеспечение соответствия оперативного управления стратегическому планированию. | Генеральный директор | |||
У1.2.2 Управление бизнес-процессами. | Генеральный директор (первый заместитель Генерального директора). | |||
У1.2.3 Административное управление. | Генеральный директор | |||
У2. Управление финансами. | Заместитель ГД по финансам. | |||
У2.1 Управление активами. | Заместитель ГД по финансам. | |||
У2.1.1 Материальные активы. | Заместитель ГД по финансам. | |||
У 2.1.2 Невещественные активы. | Заместитель ГД по финансам. | |||
У2.2 Бухгалтерский учет. | Старший бухгалтер | |||
У2.2.1 Калькулирование. | бухгалтер | |||
У 2.2.2 Баланс и отчетность. | бухгалтер | |||
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Модель бизнес-процесса в IDEF0 предприятия санаторий (Технологическая подготовка к оказанию услуги).
IDEF0 — нотация графического моделирования, используемая для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающих эти функции. Нотация IDEF0 является одной из самых популярных нотаций моделирования бизнес-процессов.
Модель в IDEF0 представлена совокупностью иерархически упорядоченных и логически связанных диаграмм. Каждая диаграмма располагается на отдельном листе. Диаграммы — главные компоненты модели, все функции проектируемой системы и связи представлены как блоки и дуги. Место соединения дуги с блоком определяет тип связи.
Самая верхняя диаграмма, на которой объект моделирования представлен единственным блоком с граничными стрелками. Эта диаграмма называется A0. Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей средой. Диаграмма A0 устанавливает область моделирования и ее границу.
Основными объектами диаграммы является объект Activity и стрелки, входящие в объект и выходящие из него, которые служат для описания потоков материальных ресурсов и потоков информации, документов. Входящие ресурсы преобразуются процессом, результатом которого являются материальные выходы или информация, которые изображаются в виде стрелок, выходящих из правой стороны четырехугольника.
Нотации Процесс и Процедура используются для представления алгоритма (сценария) выполнения процесса и позволяют задать причинно-следственные связи и временную последовательность выполнения действий процесса. Нотации поддерживают декомпозицию на подпроцессы, также как и нотация IDEF0.
Рисунок 2. Модель бизнес-процесса в IDEF0.
Различие между нотациями Процесс и Процедура состоит в том, что дополнительно к графическим элементам, применяемым в нотации Процесс, в нотации Процедура используются дорожки, обозначающие организационные единицы — исполнителей действий процесса. Это позволяет повысить наглядность диаграммы.
Нотации Процесс и Процедура можно применять для моделирования отдельных процессов компании, а также на нижнем уровне модели бизнес-процессов, созданной в нотации IDEF0.
В данной работе мною рассмотрена процедура «Определение и закупка материалов и оборудования, необходимых для оказания услуг».
2.2 Информационная модель, реализованная с применением программного продукта Erwin Data Modeler.
ERwin — мощное и простое в использовании средство конструирования баз данных, завоевавшее широкое признание и популярность. Оно обеспечивает высочайшую продуктивность труда при разработке и сопровождении приложений с использованием баз данных.
Рисунок 3. Модель бизнес-процесса в нотации процедуры.
На протяжении всего процесса — от логического моделирования требований к информации и бизнес-правил, которые определяют базу данных, до оптимизации физической модели в соответствии с заданными характеристиками — ERwin позволяет наглядно отобразить структуру и основные элементы БД.
Связь — это функциональная зависимость между двумя объектами. Если между некоторыми объектами существует связь, то факты из одного объекта ссылаются или некоторым образом связаны с фактами из другого объекта. Существует три вида связей: «один к одному», «один ко многим», «многие ко многим».
Связь называется идентифицирующей, если экземпляр дочернего объекта идентифицируется через ее связь с родительским объектом. Атрибуты, составляющие первичный ключ родительского объекта, при этом входят в первичный ключ дочернего объекта.
Связь называется неидентифицирующей, если экземпляр дочернего объекта идентифицируется иначе, чем через связь с родительским объектом. Атрибуты, составляющие первичный ключ родительского объекта, при этом входят в состав неключевых атрибутов дочернего объекта.
Для определения связей Erwin выбирает тип связи, затем мышью указывается родительский и дочерний объект. Идентифицирующая связь изображается сплошной линией, неидентифицирующая — пунктирной. Линии заканчиваются точкой со стороны дочернего объекта.
Связь — это понятие логического уровня, которому соответствует внешний ключ на физическом уровне.
Рисунок 5. Информационная модель, реализованная с применением программного продукта Erwin Data Modeler.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная курсовая работа помогла закрепить теоретические знания в области методологии моделирования бизнес-процессов. Практическая часть, реализованная посредством составления модели бизнес-процесса в IDEF0, а также составления информационная модели, реализованной с применением программного продукта Erwin Data Modeler, способствовала приобретению практических навыков обследования предметной области, концептуального моделирования бизнес-процессов, построение логического и физического уровня информационной модели для последующей реализации базы данных.
Для выполнения курсовой работы потребовалось обобщить накопленный опыт и научиться делать научно-обоснованные выводы и рекомендации по организации средств хранения информационных ресурсов и осуществлению реинжиниринга бизнес-процессов. Помимо вышеупомянутых навыков удалось также закрепить умение самостоятельной работы с научно-технической литературой.
1. Юронен Е. А. Проектирование модели требовании к автоматизированной системе; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. — Красноярск, 2008. — 40 с.
2. Костерин В. Н. Построение диаграмм / В. Н. Костерин — М.: ПравдаТим, 2012 — 589 с.
3. Маклаков С. В. BPWIN и ERWIN: CASE-средства для разработки информационных систем / С. В. Маклаков — М.: Диалог-МИФИ, 2010. — 295.
4. Федорова Д. Э. CASE-технологии. / Д. Э. Федорова, Ю. Д. Семенов, К. Н. Чижик — М.: Вильямс, 2009 — 378 с.