Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников
![Диссертация: Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников](https://westud.ru/work/5313095/cover.png)
Диссертация
На развитие стремления к самосовершенствованию оказывают влияние внутренние (пол) и внешние (система обучения, состав семьи и образование родителей) факторы: раскрыта связь субъективной оценки стремления к самосовершенствованию с половыми особенностями — девочки оценивают уровень своего стремления выше, чем мальчикистремление регулировать свое поведение в соответствии с гуманистическими… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические проблемы исследования стремления к самосовершенствованию
- 1. 1. Подходы к определению и характерике процамвершевования
- 1. 2. Стремление кмвершевованию как мотивационный компонент вруктуре активни, направленной на изменениебя
- 1. 3. Стремление кмвершевованию как компонент общей культуры лични
- 1. 4. Проблема возникновения предплок и выявления возрных беннейремления кмвершевованию
- Глава 2. Исследование возможностей развития стремления к самосовершенствованию в условиях специально организованной педагогической системы в младшем школьном возрасте
- 2. 1. Организация и методы эериментальной работы
- 2. 2. Развитиеремления кмвершевованию вихийных овиях и в овиях организованной педагогичойстемы
- 2. 3. Возрная динамика иавнительная характерика уровня развитияремления кмвершевованию в 1-х и 3-х клах
- Глава 3. Особенности развития стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте
- -3.1. Влияние ценнных отношений и идеалов младших школьников на ихремление кмвершевованию
- 3. 2. Связьремления кмвершевованиюбеннямимзнания младших школьников
- 3. 3. Роль факторов семьи, системы образования, пола в развитии стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте
- Выводы
Список литературы
- Абраменкова В.В. Половая дифференци? ия в межличностныхотношениях в детской группе // Вопросы психологии. 1987. — № 5.
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. — 320с.
- Авдеева Н.Н., Силвестру. А.Н., Смирнова Е. О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет / Воспитание, обучение и психическое развитие. Часть 1. М., 1997. — 134с.
- Алексеева Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: Автореф. дис. докт. псих. наук. Томск. — 1997. — 41с.
- Амонашвили Ш. А. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики.-М., 1996. 65с.
- Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380с.
- Ананьев Б. Г, Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968. — 230с.
- Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 3. — С.5−17.
- Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961. — 120с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструироание миров. Москва — Воронеж, 1996. — 766с.
- Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Здравый смысл и достоинство в школе. Современные проблемы социально психологической адаптации детей и подростков. М.: Генезис, 1998. — С. 3 -10.
- Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. Петровского А. В. М., 1989. — 340с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 420с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. — 188с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 464с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — С.7−44.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1978.-№ 4.-С.21−25.
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. — № 1.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Боришевский М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении у младших школьников: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1966.
- Боровиков В.П. Популярное введение в программу Statistika. М., 1998. -266с.
- Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistika. Статистичекий ананлиз и обработка данных в среде Windows. -М., 1998. 602с.
- Будинайте Г. Л., Корнилова Г. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта //Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С.12−14.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. МГУ, 1990. — С. 16.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 144с.
- Вахрушев А.А., Бурский О. В., Раутман А. С. Мир и человек: Мир глазами человека: Учеб. для 1 кл. нач. шк. -М.: Просвещение. 1996.- 128с.
- Венгер JI.A., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. — 250с.
- Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 40−45.
- Востриков А.А. Человековедение. Курс интеллектуального и духовного развития для первого и второго классов. Теория и технология преподавания. Книга для учителя в 2-х частях: Одесса-Томск, 1996. 262 с.
- Востриков А. А. Программа развивающего и формирующего обучения в начальной школе «Сибирская школа развития». Дополнение к федеральному образовательному стандарту. Томск: Изд. ТПГУ, 1997. -59 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические произведения. В 6-ти томах. Т.4.-М., 1984. -425 с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические произведения.- В 6-ти томах. Т.1. М., 1984. — 486 с.
- Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — С. 377−383.
- Гаджиева Н.М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования. Екатеринбург, 1998. — 144с.
- Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика.-1997. № 4. — С.45−50.
- Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С. 221−237.
- Галяутдинова С.И. Нравственное самоопределение младшего школьника / Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа, Башкирский пединститут, 1985. -109с.
- Гегель Г. В. Ф. Сочинения, т.4. М., 1959.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.43−52.
- Григорьев С.И., Гуслякова Л. Е., Демина Л. Д., Растов Ю. Е., Спицкая Г. А. Общество. Государство. Человек. Книга для чтения. Барнаул, 1999. -495с.
- Гримак Л.П. Общение с собой. М., 1991.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М. — 1989.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. — С. 3−4.
- Демина Л.Д. Психологический мир личности. Методич. материал по курсу «Человек и общество: индивидуальные характеристики человека». -Барнаул, 1994. 48с.
- Донцов И.А. Самовоспитание личности: Филос.-этич. проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 285с.
- Димитров И.Т. Целостная деятельность и образ самого себя / Новые исследования в психологии. 1979. — № 2.
- Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. -1988.-№ 1.
- Жерносеков Н.К. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания. Воронеж. — 1973.
- Забродин Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. -1989. № 6. С. 100−107.
- Залевский Г. В. Основные направления конкретных научных поисков в решении региональных проблем образования // Образование в Сибири. -1994.-№ 1,-С. 49−53.
- Захарова А.В., Андрюгценко Т. Д. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 4.
- Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998. — 135с.55.3ейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.-32с.56.3инченко В.П., Моргунов Е. В. Человек развивающийся. М., 1994.
- Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Перспектива, 1991. -136 с.
- Здоровье. Развитие. Личность / Под ред. Сердюковой. М., 1990.
- Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ. — 1997. — 295с.
- Клочкова В.Н. Зависимость моральных оценок младшего подростка от его нравственных знаний // Вопросы психологии личности. Ульяновск, 1977. -С. 106−109.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965.
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. — 147с.
- Колмогорова Л. С. Борисова Т.С., Григорьевская Н. Н. Мой мир во мне и вокруг меня: Человековедение. 2 класс. Барнаул, 1997. — 71с.
- Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул, 1999. — 256с.
- Колмогорова Л. С., Григорьевская Н. Н., Модина И. А. Человекознание: курс психологии с элементами этики и валеологии: 1 класс: Учебно-методическое пособие для педагогов, школьных психологов и валеологов. -М.: Генезис, 1998. 159с.
- Колмогорова JI. С., Грязнова Н.С.Альбом моих успехов: Рабочая тетрадь по курсу «Человекознание» для учащихся 1-х классов. М.:Генезис, 1998. -60с.
- Колмогорова Л. С., Гуляева Е. К. От самопознания к самоорганизации и саморазвитию: Человековедение. 3 класс. — Барнаул, 1997. — 60с.
- Колмогорова Л. С., Модина И. А., Григорьевская Н. Н. Играя и общаясь, познаём мир и себя. Пособие для психологов, учителей нач. классов. -Барнаул, 1996. 56с.
- Колмогорова Л.С. Программа курса «Человековедение» (1−3 класс). -Барнаул, 1997. 22с.
- Колмогорова Л. С. Психологическая культура личности как ориентир современного образования //Педагог. 1997. — № 2. — С. 63−68.
- Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 83−90.
- Колмогорова Л.С., Холодкова О. Г. Возрастные особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. № 6. — 2000 (в печати).
- Колмогорова Л.С., Холодкова О. Г. Изучение элементов нравственной и психологической культуры младших школьников // Роль психологической службы в развивающем образовании. Материалы регион, научно-практ. конф, — Барнаул, 1998. С. 53−54.
- Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности психологической культуры первоклассников // Здравый смысл и достоинство в школе. Материалы Всерос. конф.- М., 1998, — С. 24−26.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
- Кондратьева И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками // Вопросы психологии. М. — 1990. — № 4.
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. -1995.-№ 1.-С. 5−12.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск., 1991.
- Крейг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер». — 2000. -992с.
- Куценко В.Г. Пути самосовершенствования личности. Ленинград, 1979.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1983.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1979.
- Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие / /Вопросы философии. 1996.-№ 4.
- Лисина М.И. Развитие отношения к себе у детей первые 7 лет жизни / Воспитание, обучение и психологическое развитие. Часть 1. М., 1977.
- Лисина М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания. Кишинев, 1983.-141с.
- Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности // Психологический журнал. 1994. — № 4. — С. 94−102.
- Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.
- Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования / АН УССР. Институт философии- Отв. ред. Р. А. Ануфриева. Киев, 1990. — 124с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. — 52с.
- Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. — 304 с.
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1997.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. -Пермь, 1988.-С.5−19.
- Мещеряков Б.Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании //Человек. 1996. -№ 6.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. -М., 1993. -96с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. — 96 с.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. — № 5.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
- Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994. 496 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. М.: МГУ, 1989.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1989. 280с.
- Обозов Н.И. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.:Тривола, 1995. 357с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Психологическое пособие для студентов психологических факультетов. -М., 1995.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
- Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: МГУ, 1991.
- Петровский В. А., Виноградова А. М. и др. Учимся общаться с ребёнком. М., 1993. — 190 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, 1996. 509с.
- Программа обучения по системе академика Л. В. Занкова. 1−3 классы. -М., 1993.
- Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256с.
- Платонов К.К. Психологическая структура личности. М., 1981.
- Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.
- Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг. / Общ. ред. и пред. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс». «Универс», 1994. — 480 с.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987. — С.75−108.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. М., 1973.
- Рувинский Л.И., Арет А. Я. Самовоспитание школьников. М., 1976.
- Савина Е.А. Особенности представления детей 5−10 лет о душе // Вопросы психологии. 1995. — № 3.
- Савченко Е.Н. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969. — № 4.
- Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопросы психологии. 1990. — № 4.
- Сафин В.Ф. К проблеме самоопределения личности и ее активности / Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа, Башкирский пединститут. — 1985. -109с.
- Селезнева Н.Г. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: Дисс. докт. псих. наук. -М., 1997. 547с.
- Сердюк А.К. Психологические особенности воспитания самоконтроля в учебной деятельности у учащихся 1−3 классов: Автореф. дис. канд. псих, наук. Киев, 1953.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. — № 6.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. — № 6.
- Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. — № 2.
- Столин В.В. Самосознание личности. МГУ, 1983.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.
- Субботский Е.В. О генезисе морального поведения дошкольников // Новые исследования в психологии. 1977. — №№ 1−2.
- Субботский Е.В. Представления ребенка о соотношении телесных и психических явлений // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1985. — № 2.
- Субботский Е.В. Формирование морального действия у ребёнка // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С.47−55.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. М., 1983.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989.
- Узбекова Г. К. Некоторые особенности формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста / Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа, Башкирский пединститут, 1985. -109с.
- Франки В. Человек в поисках смысла. Сборник: Перс англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А.Леонтьева- вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Пер. С англ.- Общ. Ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987.-236 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
- Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с англ. / Общ. ред. и поел. В. И. Добреньков.- 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1990.- 336с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. -Томск Москва, 1997. — 392с.
- Цукерман Г. А. Десяти двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 3.- С.17−30.
- Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. — № 6.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития. Москва-Рига, 1997.
- Чеснокова И.И. О психологических основах самовоспитания // Психология формирования и развития личности / Под ред. Анцыферова Л.И.-М.: Наука, 1981.
- Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.
- Шемшурина А. И, Этическая грамматика. Методическое пособие для 1−2кл.-Л., 1991.
- Шемшурина А. И. Система воспитания этической культуры школьников в работе классного руководителя // Воспитание школьников. -1991. -№ 3. С. 15−17.
- Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. -М: Медицина, 1988. С. 272.
- Шорохова Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. -М., 1961.
- Юнг К. Г. Божественный ребенок. М., 1997. — 398с.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. — С.64−72.
- Якобсон С.Г. Психические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 142с.
- Gilligan С. In a Different Voice. Psychological Theory and Women’s Development. Harvard University Press. Cambridge, 1996.- 184 p.
- Harter S. Self and identify development // S. Feldman, G. Elliot (eds). At the threshold: The developing adolescent. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1990.-P. 352−380.
- Johnson David W. Reaching out: interpersonal effectiveness and self-actualization // Sixth edition, 1997. 422 p.
- Kohlberg L. Moral development and identification, child psychology.-University of Chicago Press, 1963. P. 277−332.
- Piaget J. Moral judgement of the child. L, 1977.
- Rogers C. Freedom to lem for the 80's. Columbus Toronto — London -Sydney: Charles E. Merrill Company. A Bell & Howell Company, 1983.