Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На развитие стремления к самосовершенствованию оказывают влияние внутренние (пол) и внешние (система обучения, состав семьи и образование родителей) факторы: раскрыта связь субъективной оценки стремления к самосовершенствованию с половыми особенностями — девочки оценивают уровень своего стремления выше, чем мальчикистремление регулировать свое поведение в соответствии с гуманистическими… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические проблемы исследования стремления к самосовершенствованию
    • 1. 1. Подходы к определению и характерике процамвершевования
    • 1. 2. Стремление кмвершевованию как мотивационный компонент вруктуре активни, направленной на изменениебя
    • 1. 3. Стремление кмвершевованию как компонент общей культуры лични
    • 1. 4. Проблема возникновения предплок и выявления возрных беннейремления кмвершевованию
  • Глава 2. Исследование возможностей развития стремления к самосовершенствованию в условиях специально организованной педагогической системы в младшем школьном возрасте
    • 2. 1. Организация и методы эериментальной работы
    • 2. 2. Развитиеремления кмвершевованию вихийных овиях и в овиях организованной педагогичойстемы
    • 2. 3. Возрная динамика иавнительная характерика уровня развитияремления кмвершевованию в 1-х и 3-х клах
  • Глава 3. Особенности развития стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте
  • -3.1. Влияние ценнных отношений и идеалов младших школьников на ихремление кмвершевованию
    • 3. 2. Связьремления кмвершевованиюбеннямимзнания младших школьников
    • 3. 3. Роль факторов семьи, системы образования, пола в развитии стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте
  • Выводы

Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Внимание к проблеме самосовершенствования личности обусловлено актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, ее резервов, максимального их использования для повышения самостоятельности личности в процессе ее развития. Развитая личность характеризуется активностью, включающей в себя стремление реализовать себя, сознательно превратить идеалы общества в глубоко личностные ценностные ориентации, убеждения. Детерминанта внутренней психической активности определяет характер психического развития, который проявляет себя в саморазвитии, самодеятельности, самосовершенствовании. А. А. Бодалев (1988) назвал этот факт как существенный феномен — потребность и способность личности к саморазвитию и самодвижению.

Стремление к самосовершенствованию как осознанный мотив, характеризующийся готовностью стать лучше, не есть неизменное состояние, данное человеку от рождения, — оно проходит определенный путь становления, преобразования, и каждый возрастной период имеет свои предпосылки развития, формы этого стремления. *.

По мнению ряда авторов (П.Я. Арет, А. Г. Ковалев, Л. И. Рувинский и др.), способность к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию проявляется у ребенка в подростковом возрасте, когда он достигает определенного уровня развития самосознания. Другие исследователи (С.М. Ковалев, И.И. Чеснокова) говорят о том, что достижение детьми определенного уровня самосознания, на котором происходит осмысление своего «Я», желание стать лучше и возможность это сделать наступает у детей в разные возрастные периоды или не наступает совсем. Они предполагают, что работа над собой может осуществляться и раньше подросткового возраста в качестве «специальной духовной деятельности».

И.И. Чеснокова, 1981).

Однако, по утверждению А. Н. Леонтьева (1983), процесс работы над собой до подросткового возраста имеет стихийный и неосознанный характер. Это объясняет то, что только третья часть подростков занимается самовоспитанием (Г.С. Никифоров, 1988). Более поздние исследования А. В. Захаровой (1998) показывают, что младшие школьники, активные в познавательном отношении, выбирают в качестве «любимого» предмет, предоставляющий им возможности для самовыражения и самосовершенствования. Таким образом, вопросы развития стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте, в специально организованной деятельности, остаются открытыми для изучения.

Возникновение в младшем школьном возрасте разного рода стремлений как вида активности отмечается многими авторами. B.C. Мухина (1980, 1985) в своих работах показала, что генетически наиболее ранними стремлениями личности являются стремление быть одобряемым взрослым, стремление быть похожим на значимого взрослого. Элементы стремления к нравственному самосовершенствованию выделяет С. Г. Якобсон (1984), говоря о появлении уже в дошкольном возрасте особой чувствительности к нарушению норм морали сначала у других людей, а затем, позднее, в своем поведении. В школу ребенок приходит с высокой активностью в моральном сознании, чувствительностью к нравственным проявлениям и поступкам, желанием стать «хорошим», соответствовать своим идеалам и требованиям, предъявляемым со стороны взрослых.

В.А. Петровский (1996) считает, что именно в дошкольном возрасте у детей рождаются «устремления как самоценные проявления активности» (111, с.237). Среди них В. А. Петровский называет устремления познавать, извлекать разнообразные переживания, а также совершенствоваться в действии. А. В. Захарова (1998) называет одним из наиболее ранних показателей познавательной активности ребенка стремление к получению новых знаний. У младших школьников она отмечает стремление быть свободными и самостоятельными в деятельности и общении.

Младший школьный возраст характеризуется появлением таких психических новообразований как рефлексия, саморегуляция своей деятельности, формирование внутреннего плана действий, произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, развитие организованности, ответственности, а также появление других устойчивых форм поведения на основе, усвоенных нравственных эталонов. Изменяется социальный статус ребенка, появляется стремление быть хорошим учеником, получать похвалу со стороны взрослых, больше знать и уметь. В этой связи вопросы создания «зоны ближайшего развития» нравственного совершенствования становятся актуальными в младшем школьном возрасте.

• В настоящее время образование начинает ориентироваться на подготовку решения таких жизненно важных и личностно значимых проблем, как самоопределение, выбор образа жизни и построение жизненных планов, выработка ценностных ориентации и мировоззрения, построение эффективных, удовлетворяющих человека деловых и личных отношений, совместной деятельности, познание и учёт особенностей внутреннего мира человека и самого себя. «.

В последнее время создаются программы для начальной школы, которые включают в свои задачи развитие стремления детей к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию (А.А. Востриков, Л. С. Колмогорова, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, А. И. Шемшурина, Л.А. Шустова). Наша исследовательская работа построена на реализации авторского интегрированного курса «Человекознание», разработанного под руководством профессора Л. С. Колмогоровой. Внедрение этого курса в педагогический процесс начальной школы позволяет в специально организованных условиях под руководством социального взрослого способствовать развитию целенаправленной деятельности самопознания, саморазвития младших школьников, созданию зоны ближайшего развития их стремления к совершенствованию (стремления стать лучше). Диагностическая программа, сопровождающая этот курс, позволяет изучать предпосылки развития стремления к самосовершенствованию, мотивадионную готовность к самовоспитанию и саморазвитию как элементов психологической культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Важное значение самосовершенствования в становлении личности признано многими современными деятелями педагогической и психологической науки. В исследованиях А. Г. Ковалева (1965) дается обоснование сущности процессов саморегуляции и самосовершенствования. В работах В. Г. Куценко (1979), А. А. Бодалева (1988) и других ученых рассматривается взаимосвязь воспитания и самовоспитания детей, методика организации процесса самовоспитания. В работах И. И. Чесноковой (1977), JI.C. Сапожниковой (1990) рассматриваются особенности использования средств самосовершенствования в подростковом возрасте. В трудах П. М. Якобсона (1966) анализируется проблема самовоспитания чувств, психологические особенности саморегуляции в сфере эмоций. Теории, включающие основные понятия, описание мотивов, целей, задач, средств, способов самовоспитания и самосовершенствования, факторов, влияющих на развитие этих процессов, созданы П. Я. Аретом (1961), А. Г. Ковалевым (1965), Л. И. Рувинским (1973), И. И. Чесноковой (1977), С. М. Ковалевым (1986).

Проблема исследования обусловлена противоречием, возникающим между неготовностью значительной части подростков заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием и отсутствием целенаправленной деятельности в младшем школьном возрасте, создающей предпосылки и «зону ближайшего развития» стремления к совершенствованию. Нерешенной проблемой является выявление предпосылок, изучение начальных форм, возрастной динамики стремления к самосовершенствованию, возникающих в совместной деятельности со взрослым и под влиянием целенаправленной систематической деятельности, организованной взрослым в рамках учебного предмета.

Объектом исследования является стремление к самосовершенствованию у младших школьников.

Предмет исследования: психологические предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию, возникающего в совместной деятельности с социальным взрослым, как элемента психологической культуры в младшем школьном возрасте.

Целью исследования является изучение генезиса стремления к совершенствованию в младшем школьном возрасте в условиях его стихийного развития и организованного педагогического процесса.

Гипотеза исследования состоит из следующих взаимосвязанных предположений:

1. Младший школьный возраст является сензитивным для развития стремления к самосовершенствованию. Появляются предпосылки (чувствительность к нарушению норм морали, психические новообразования возраста), образующие «зону ближайшего развития» процесса самосовершенствования, которая может быть актуализирована при создании определенных условий под руководством социально значимого взрослого.

2. Внедрение в учебно-воспитательный процесс школы курсов, программ, связанных с человекознанием, способствует возникновению у младших школьников стремлений и умений, направленных на появление начальных форм самосовершенствования.

3. Развитие у младших школьников начальной формы стремления к самосовершенствованию, характеризующейся субъективным стремлением «стать лучше, чем сейчас», связано с развитием ценностно-смысловой сферы, самосознания личности и происходит в зависимости от ряда внешних (состав семьи, образование родителей, образовательная система) и внутренних (пола) факторов.

Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. В теоретической части исследования провести анализ существующих подходов к проблеме самосовершенствования.

2. Разработать программу исследования предпосылок и начальной формы стремления к самосовершенствованию у младших школьников.

3. В эмпирическом исследовании установить различие в показателях стремления к самосовершенствованию у детей, изучающих курс «Человекознание», и у детей, не изучающих этот курс.

4. Проследить возрастную динамику развития стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте.

5. Проследить влияние ценностных отношений и идеалов младших школьников на их стремление к самосовершенствованию.

6. Изучить связь стремления к самосовершенствованию с особенностями самосознания младших школьников.

7. Выявить роль факторов семьи, образовательной системы, пола в развитии стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте.

Методологической основой исследования выступили фундаментальные научно-теоретические положения, раскрывающие основы изучения видов активности человека, направленной на самоизменение, разработанные в трудах А. Маслоу, П. Я. Арета, О. С. Газмана, Л. П. Гримака, А. Г. Ковалева, С. М. Ковалева, Ю. М. Орлова, В. А. Петровского, Л. И. Рувинского, И. И. Чесноковой и других. Мы опирались на гуманистический, культурологический, антропологический подходы в изучении проблемы становления психологической культуры личности, разработанные в трудах А. А. Бодалева, О. С. Газмана, М. С. Кагана, Е. А. Климова, Я. С. Колмогоровой,.

Н.Н. Обозова и других отечественных психологов и педагогов.

База исследования. Работа проводилась в течение 1996 — 2000 г. г. на базе школ №№ 53, 110, 42, 27, «Сигма» г. Барнаула. Общий объем выборки составил 216 детей младшего школьного возраста. Исследование проходило в три этапа:

Первый этап (1996;1997) — анализ научных публикаций по проблемеотработка понятийного аппарата исследованияопределение гипотезы и методов исследованияразработка методических средств для определения стремления к самосовершенствованию.

Второй этап (1997;1999) — изучение возможностей развития стремления к самосовершенствованию в условиях специально организованной педагогической системы в младшем школьном возрастеорганизация формирующего эксперимента.

Третий этап (1999;2000) — исследование особенностей и факторов развития стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возрастекачественный и количественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы и обобщение результатов исследований по проблеме самосовершенствования, метод поперечных срезов, формирующий эксперимент, эмпирические методы (анализ продуктов деятельности, беседа, тестирование, контент-анализ), метод статистической обработки экспериментальных данных.

Достоверность полученных результатов и основанных на них выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положенийиспользованием методов исследования, адекватных целям и задачам исследованиядостаточным объемом выборочной совокупности участников исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— определены содержание, предпосылки и динамика развития стремления к самосовершенствованию у младших школьников;

— определены параметры стремления к самосовершенствованию, созданы методики, позволяющие фиксировать наличие стремления;

— изучены возможности младших школьников в развитии стремления к самосовершенствованию в специально созданных условиях под руководством взрослого;

— выявлены факторы и условия, способствующие развитию стремления к самосовершенствованию у младших школьников.

Практическая значимость. Фактический материал находит применение в практике подготовки учителей и педагогов-психологов к преподаванию курса «Человекознание» в школах г. Барнаула. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и практическими психологами для разработки групповых форм и индивидуального подхода в обучении школьников элементам самоконтроля, самоорганизации, самопрограммирования, самосовершенствования, а также для организации диагностической работы по выявлению особенностей стремления к самосовершенствованию у младших школьников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Младший школьный возраст в условиях специально организованной педагогической системы становится сензитивным для развития предпосылок и начальной формы стремления к самосовершенствованию. Предпосылки развития стремления к самосовершенствованию включают в себя представления о нравственных нормах, гуманистических ценностях и идеалах, дифференцированную самооценку, осознание своих нравственно-психологических качеств.

2. У младших школьников складывается начальная форма стремления к самосовершенствованию, которая имеет следующие показатели: проявление учащимися интереса к себе, своему внутреннему миру, своим личностным особенностям, качествам, способностямналичие у младших школьников благополучной самооценки, которая находится в оптимальном диапазоне, открывающим возможности дальнейшего самосовершенствованияпонимание и принятие детьми норм и правил, принятых в обществе, гуманистических ценностей и идеалов, положительные отношения к эталонам нравственности (доброта, щедрость, честность, заботливость, самостоятельность и т. д.) — представление учащихся об основных социальных ролях человека, требованиях, предъявляемых к выполнению этих ролей, осознание себя как носителей социальных ролейвыраженность у учащихся гуманистических идеалов (например, типы «гуманист», «труженик»), отсутствие противоречия между вербальными и невербальными характеристиками способов выражения идеалапроявление у младших школьников личностной, поведенческой рефлексиизнание детьми младшего школьного возраста элементарных способов самосовершенствования.

3. Уровень стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте связан с особенностями формирующихся идеалов и ценностей. В то же время существует содержательное несоответствие вербальной и невербальной форм выражения идеалов. Учащиеся, имеющие более высокий уровень стремления к самосовершенствованию, имеют более осмысленные представления об идеале, причем они выбирают преимущественно идеалы типов «гуманист» и «труженик».

4. Стремление к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте в большей степени связано с когнитивным и эмоциональным компонентами самосознания, т. е. с самопознанием, осознанием себя как носителя социальных ролей, своих личностных качеств и самоотношением. В отличие от подросткового возраста, в котором на развитие самовоспитания, самосовершенствования существенно влияет самооценка, в младшем школьном возрасте определяющей является не высота самооценки, а оценка значимого взрослого.

5. На развитие стремления к самосовершенствованию оказывают влияние некоторые внутренние (пол) и внешние (состав семьи, образование родителей, система обучения) факторы. У учащихся системы развивающего обучения, в отличие от учащихся системы традиционного обучения, в большей степени проявляется стремление регулировать свое поведение в соответствии с гуманистическими ценностями. Дети из полных семей имеют более высокий уровень стремления к самосовершенствованию, чем дети из неполных семей. Дети, родители (или хотя бы один из родителей) которых имеют высшее образование, знают больше способов самосовершенствования, чем дети, родители которых не имеют высшего образования. Прослеживается связь оценки стремления к самосовершенствованию с половыми особенностями: у девочек субъективная оценка стремления выше, чем у мальчиков.

Апробация работы. Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на научно-методологических семинарах кафедры психологии и кафедры начального образования БГПУ (19 972 000гг.), региональной научно-практической конференции «Роль психологической службы в развивающем образовании» (г. Барнаул, 1998), Всероссийской конференции «Здравый смысл и достоинство в школе» (г. Москва, 1998), методическом объединении психологов в городском психолого-педагогическом центре г. Барнаула (1997 — 2000 г.г.), Всероссийской научно — практической конференции «Становление гуманитарной культуры личности в системе вариативного развивающего образования» (г. Барнаул, 2000). По результатам исследования сделаны сообщения на методических семинарах и родительских собраниях в школе № 53 г. Барнаула, на районных методических объединениях психологов, на ежегодных городских конференциях психологов образования. По теме исследования опубликовано 5 научных работ, 1 находится в печати.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы (165 наименований) и приложений. В работе имеется 10 таблиц, 2 рисунка. Общий объем работы составляет 135 страниц.

120 Выводы.

Анализ научной литературы по проблеме самосовершенствования и результаты собственного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Условием, при котором появляется и активизируется осознанный мотив стать лучше как начальная форма стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте, является совместная деятельность детей с социальным взрослым, организованной формой которой выступают уроки «Человекознания».

2. Стремление к самосовершенствованию является частью ценностно-смыслового компонента психологической культуры личности и представляет собой осознанный мотив, определяющий поиск, выбор и направление совершенствования человеком своих способностей и возможностей для наиболее лучшего существования в данных условиях. Выделяются следующие параметры стремления к самосовершенствованию: стремление соответствовать гуманистическим ценностям и идеаламстремление к самосовершенствованию при выполнении социальных ролейспособность ребенка адекватно оценить свое стремление к самосовершенствованиювладение способами самосовершенствования.

3. Предпосылками возникновения стремления к самосовершенствованию являются: представления о нравственных нормах, гуманистических ценностях и идеалах, дифференцированная самооценка, осознание своих нравственно-психологических качеств.

4. В экспериментальном исследовании выведен ряд показателей, возникающих под влиянием экспериментальной работы, свидетельствующих о появлении начальной формы стремления к нравственному самосовершенствованию как элемента психологической культуры личности младшего школьника:

— проявление у учащихся интереса к себе, своему внутреннему миру, своим личностным особенностям, качествам, способностям;

— наличие у младших школьников благополучной самооценки, которая находится в оптимальном диапазоне, открывающим возможности дальнейшего самосовершенствования;

— понимание и принятие детьми норм и правил, принятых в обществе, гуманистических ценностей и идеалов, положительные отношения к эталонам нравственности (доброта, щедрость, честность, заботливость, самостоятельность и т. д.);

— представление учащихся об основных социальных ролях человека, требованиях, предъявляемых к выполнению этих ролей, осознание себя как носителей социальных ролей;

— выраженность у учащихся гуманистических идеалов (например, типы «гуманист», «труженик»), отсутствие противоречия между вербальными и невербальными характеристиками способов выражения идеала;

— проявление у младших школьников личностной, поведенческой рефлексии;

— знание детьми младшего школьного возраста элементарных способов самосовершенствования (1−3 способа).

5. Изучение возрастной динамики развития стремления к самосовершенствованию показало увеличение значений по всем параметрам измерения стремления к самосовершенствованию на протяжении младшего школьного возраста в экспериментальных классах. Это подтвердило нашу гипотезу о том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс школы курсов, программ, связанных с человекознанием, способствует возникновению у младших школьников стремлений и умений, направленных на появление начальной формы самосовершенствования.

6. Исследование влияния ценностных ориентаций младших школьников на их стремление к самосовершенствованию показало, что у учащихся с высоким и средним уровнем стремления к самосовершенствованию в большей степени ориентируются на нормы, правила, принятые в обществе, в частности, значимым для них является чувство долга и ответственности. Это свидетельствует о том, что начальная форма стремления к самосовершенствованию возникает на основе характеристик эталонов поведения и желаемых качеств. В младшем школьном возрасте происходит первичное «оформление» идеалов — образцов для подражания, создающих основу для построения жизненных сценариев, стремления к самосовершенствованию.

7. Стремление к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте в большей степени связано с когнитивным и эмоциональным компонентами самосознания, т. е. с самопознанием, осознанием себя как носителя социальных ролей, своих личностных качеств и самоотношением. В отличие от подросткового возраста, в котором на развитие самовоспитания, самосовершенствования существенно влияет самооценка, в младшем школьном возрасте определяющей является не высота самооценки, а оценка значимого взрослого.

8. На развитие стремления к самосовершенствованию оказывают влияние внутренние (пол) и внешние (система обучения, состав семьи и образование родителей) факторы: раскрыта связь субъективной оценки стремления к самосовершенствованию с половыми особенностями — девочки оценивают уровень своего стремления выше, чем мальчикистремление регулировать свое поведение в соответствии с гуманистическими ценностями проявляется в большей степени у учащихся системы развивающего обучения, так как эти дети первоначально имеют более высокий уровень познавательного развития и, чаще всего, благоприятные семейные условия, характеризующиеся высоким уровнем общей культурысубъективная оценка стремления к самосовершенствованию имеет более высокое значение у детей из полных семей, чем у детей с одним из родителейдети, родители которых имеют высшее образование, раньше овладевают начальной формой стремления к самосовершенствованию, проявляющейся, в частности, установлении связи между знанием способов самосовершенствования стремлением к самосовершенствованию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Половая дифференци? ия в межличностныхотношениях в детской группе // Вопросы психологии. 1987. — № 5.
  2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. — 320с.
  3. Н.Н., Силвестру. А.Н., Смирнова Е. О. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет / Воспитание, обучение и психическое развитие. Часть 1. М., 1997. — 134с.
  4. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: Автореф. дис. докт. псих. наук. Томск. — 1997. — 41с.
  5. Ш. А. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики.-М., 1996. 65с.
  6. .Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380с.
  7. Ананьев Б. Г, Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968. — 230с.
  8. Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 3. — С.5−17.
  9. А.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961. — 120с.
  10. А.Г. Культурно-историческая психология и конструироание миров. Москва — Воронеж, 1996. — 766с.
  11. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Здравый смысл и достоинство в школе. Современные проблемы социально психологической адаптации детей и подростков. М.: Генезис, 1998. — С. 3 -10.
  12. А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. Петровского А. В. М., 1989. — 340с.
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 420с.
  14. А.А. Психология о личности. М., 1988. — 188с.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 464с.
  16. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — С.7−44.
  17. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1978.-№ 4.-С.21−25.
  18. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. — № 1.
  19. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4.
  20. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  21. М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении у младших школьников: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1966.
  22. В.П. Популярное введение в программу Statistika. М., 1998. -266с.
  23. В.П., Боровиков И.П. Statistika. Статистичекий ананлиз и обработка данных в среде Windows. -М., 1998. 602с.
  24. Г. Л., Корнилова Г. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта //Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С.12−14.
  25. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. МГУ, 1990. — С. 16.
  26. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 144с.
  27. А.А., Бурский О. В., Раутман А. С. Мир и человек: Мир глазами человека: Учеб. для 1 кл. нач. шк. -М.: Просвещение. 1996.- 128с.
  28. JI.A., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. — 250с.
  29. М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников // Вопросы психологии. 1987. — № 2. — С. 40−45.
  30. А.А. Человековедение. Курс интеллектуального и духовного развития для первого и второго классов. Теория и технология преподавания. Книга для учителя в 2-х частях: Одесса-Томск, 1996. 262 с.
  31. А. А. Программа развивающего и формирующего обучения в начальной школе «Сибирская школа развития». Дополнение к федеральному образовательному стандарту. Томск: Изд. ТПГУ, 1997. -59 с.
  32. JI.C. Избранные психологические произведения. В 6-ти томах. Т.4.-М., 1984. -425 с.
  33. JI.C. Избранные психологические произведения.- В 6-ти томах. Т.1. М., 1984. — 486 с.
  34. Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — С. 377−383.
  35. Н.М., Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования. Екатеринбург, 1998. — 144с.
  36. О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика.-1997. № 4. — С.45−50.
  37. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С. 221−237.
  38. С.И. Нравственное самоопределение младшего школьника / Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа, Башкирский пединститут, 1985. -109с.
  39. Гегель Г. В. Ф. Сочинения, т.4. М., 1959.
  40. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2.
  41. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.43−52.
  42. С.И., Гуслякова Л. Е., Демина Л. Д., Растов Ю. Е., Спицкая Г. А. Общество. Государство. Человек. Книга для чтения. Барнаул, 1999. -495с.
  43. Л.П. Общение с собой. М., 1991.
  44. Л.П. Резервы человеческой психики. М. — 1989.
  45. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. — С. 3−4.
  46. Л.Д. Психологический мир личности. Методич. материал по курсу «Человек и общество: индивидуальные характеристики человека». -Барнаул, 1994. 48с.
  47. И.А. Самовоспитание личности: Филос.-этич. проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 285с.
  48. И.Т. Целостная деятельность и образ самого себя / Новые исследования в психологии. 1979. — № 2.
  49. А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. -1988.-№ 1.
  50. Н.К. Процесс формирования личности в условиях обучения и воспитания. Воронеж. — 1973.
  51. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. -1989. № 6. С. 100−107.
  52. Г. В. Основные направления конкретных научных поисков в решении региональных проблем образования // Образование в Сибири. -1994.-№ 1,-С. 49−53.
  53. А.В., Андрюгценко Т. Д. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 4.
  54. А.В. Генезис самооценки. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998. — 135с.55.3ейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.-32с.56.3инченко В.П., Моргунов Е. В. Человек развивающийся. М., 1994.
  55. Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Перспектива, 1991. -136 с.
  56. Здоровье. Развитие. Личность / Под ред. Сердюковой. М., 1990.
  57. Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ. — 1997. — 295с.
  58. В.Н. Зависимость моральных оценок младшего подростка от его нравственных знаний // Вопросы психологии личности. Ульяновск, 1977. -С. 106−109.
  59. А.Г. Психология личности. М., 1965.
  60. С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986.
  61. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984. — 147с.
  62. Л. С. Борисова Т.С., Григорьевская Н. Н. Мой мир во мне и вокруг меня: Человековедение. 2 класс. Барнаул, 1997. — 71с.
  63. Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул, 1999. — 256с.
  64. Л. С., Григорьевская Н. Н., Модина И. А. Человекознание: курс психологии с элементами этики и валеологии: 1 класс: Учебно-методическое пособие для педагогов, школьных психологов и валеологов. -М.: Генезис, 1998. 159с.
  65. JI. С., Грязнова Н.С.Альбом моих успехов: Рабочая тетрадь по курсу «Человекознание» для учащихся 1-х классов. М.:Генезис, 1998. -60с.
  66. Л. С., Гуляева Е. К. От самопознания к самоорганизации и саморазвитию: Человековедение. 3 класс. — Барнаул, 1997. — 60с.
  67. Л. С., Модина И. А., Григорьевская Н. Н. Играя и общаясь, познаём мир и себя. Пособие для психологов, учителей нач. классов. -Барнаул, 1996. 56с.
  68. Л.С. Программа курса «Человековедение» (1−3 класс). -Барнаул, 1997. 22с.
  69. Л. С. Психологическая культура личности как ориентир современного образования //Педагог. 1997. — № 2. — С. 63−68.
  70. Л.С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 83−90.
  71. Л.С., Холодкова О. Г. Возрастные особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. № 6. — 2000 (в печати).
  72. Л.С., Холодкова О. Г. Изучение элементов нравственной и психологической культуры младших школьников // Роль психологической службы в развивающем образовании. Материалы регион, научно-практ. конф, — Барнаул, 1998. С. 53−54.
  73. Л. С., Холодкова О. Г. Особенности психологической культуры первоклассников // Здравый смысл и достоинство в школе. Материалы Всерос. конф.- М., 1998, — С. 24−26.
  74. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
  75. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  76. И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками // Вопросы психологии. М. — 1990. — № 4.
  77. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. -1995.-№ 1.-С. 5−12.
  78. А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск., 1991.
  79. Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер». — 2000. -992с.
  80. В.Г. Пути самосовершенствования личности. Ленинград, 1979.
  81. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1983.
  82. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1979.
  83. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие / /Вопросы философии. 1996.-№ 4.
  84. М.И. Развитие отношения к себе у детей первые 7 лет жизни / Воспитание, обучение и психологическое развитие. Часть 1. М., 1977.
  85. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания. Кишинев, 1983.-141с.
  86. И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентации личности // Психологический журнал. 1994. — № 4. — С. 94−102.
  87. М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.
  88. И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования / АН УССР. Институт философии- Отв. ред. Р. А. Ануфриева. Киев, 1990. — 124с.
  89. А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999. — 52с.
  90. А. Психология бытия. М., 1997. — 304 с.
  91. .М. Психология саморазвития. М., 1997.
  92. B.C. Личность как предмет психологического исследования. -Пермь, 1988.-С.5−19.
  93. .Г. Утопические размышления о гуманитарном образовании //Человек. 1996. -№ 6.
  94. О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. -М., 1993. -96с.
  95. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. — 96 с.
  96. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. — № 5.
  97. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  98. Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования.- М.: Просвещение: Владос, 1994. 496 с.
  99. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М., 1992.
  100. Г. С. Самоконтроль человека. М.: МГУ, 1989.
  101. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1989. 280с.
  102. Н.И. Психологическая культура взаимных отношений. М., 1986.
  103. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.:Тривола, 1995. 357с.
  104. А.Б. Психология личности и сущности человека. Психологическое пособие для студентов психологических факультетов. -М., 1995.
  105. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.
  106. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
  107. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: МГУ, 1991.
  108. В. А., Виноградова А. М. и др. Учимся общаться с ребёнком. М., 1993. — 190 с.
  109. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону, 1996. 509с.
  110. Программа обучения по системе академика Л. В. Занкова. 1−3 классы. -М., 1993.
  111. Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256с.
  112. К.К. Психологическая структура личности. М., 1981.
  113. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.
  114. Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987.
  115. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336с.
  116. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг. / Общ. ред. и пред. Е. И. Исениной. М.: Изд. группа «Прогресс». «Универс», 1994. — 480 с.
  117. Н.И. Психология личности. М., 1987. — С.75−108.
  118. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
  119. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  120. Л.И. Теория самовоспитания. М., 1973.
  121. Л.И., Арет А. Я. Самовоспитание школьников. М., 1976.
  122. Е.А. Особенности представления детей 5−10 лет о душе // Вопросы психологии. 1995. — № 3.
  123. Е.Н. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969. — № 4.
  124. Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопросы психологии. 1990. — № 4.
  125. В.Ф. К проблеме самоопределения личности и ее активности / Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа, Башкирский пединститут. — 1985. -109с.
  126. Н.Г. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: Дисс. докт. псих. наук. -М., 1997. 547с.
  127. А.К. Психологические особенности воспитания самоконтроля в учебной деятельности у учащихся 1−3 классов: Автореф. дис. канд. псих, наук. Киев, 1953.
  128. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. — № 6.
  129. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. — № 6.
  130. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. — № 2.
  131. В.В. Самосознание личности. МГУ, 1983.
  132. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.
  133. Е.В. О генезисе морального поведения дошкольников // Новые исследования в психологии. 1977. — №№ 1−2.
  134. Е.В. Представления ребенка о соотношении телесных и психических явлений // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1985. — № 2.
  135. Е.В. Формирование морального действия у ребёнка // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С.47−55.
  136. В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 3. М., 1983.
  137. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  138. Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1989.
  139. Г. К. Некоторые особенности формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста / Вопросы самоопределения личности и ее активности: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа, Башкирский пединститут, 1985. -109с.
  140. В. Человек в поисках смысла. Сборник: Перс англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д.А.Леонтьева- вст. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
  141. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам / Пер. С англ.- Общ. Ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987.-236 с.
  142. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
  143. Э. Иметь или быть? Пер. с англ. / Общ. ред. и поел. В. И. Добреньков.- 2-е изд., доп. М.: Прогресс, 1990.- 336с.
  144. М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. -Томск Москва, 1997. — 392с.
  145. Г. А. Десяти двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. — 1998. — № 3.- С.17−30.
  146. Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. — № 6.
  147. Г. А. Психология саморазвития. Москва-Рига, 1997.
  148. И.И. О психологических основах самовоспитания // Психология формирования и развития личности / Под ред. Анцыферова Л.И.-М.: Наука, 1981.
  149. И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.
  150. Шемшурина А. И, Этическая грамматика. Методическое пособие для 1−2кл.-Л., 1991.
  151. А. И. Система воспитания этической культуры школьников в работе классного руководителя // Воспитание школьников. -1991. -№ 3. С. 15−17.
  152. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С. М. Громбаха. -М: Медицина, 1988. С. 272.
  153. Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. -М., 1961.
  154. Юнг К. Г. Божественный ребенок. М., 1997. — 398с.
  155. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. — С.64−72.
  156. С.Г. Психические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 142с.
  157. Gilligan С. In a Different Voice. Psychological Theory and Women’s Development. Harvard University Press. Cambridge, 1996.- 184 p.
  158. Harter S. Self and identify development // S. Feldman, G. Elliot (eds). At the threshold: The developing adolescent. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1990.-P. 352−380.
  159. Johnson David W. Reaching out: interpersonal effectiveness and self-actualization // Sixth edition, 1997. 422 p.
  160. Kohlberg L. Moral development and identification, child psychology.-University of Chicago Press, 1963. P. 277−332.
  161. Piaget J. Moral judgement of the child. L, 1977.
  162. Rogers C. Freedom to lem for the 80's. Columbus Toronto — London -Sydney: Charles E. Merrill Company. A Bell & Howell Company, 1983.
Заполнить форму текущей работой