Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Малое предпринимательство в сфере услуг: особенности развития в специфических условиях Юга России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационная база исследования. Информационная база представлена законодательными и нормативными документами: Законами РФ, Постановлениями Правительства РФ и правительства РД, материалами Министерства экономического развития и торговли РФ, нормативными показателями федеральных и региональных целевых программ и т. д.- данными Федеральной службы государственной статистики — Росстата… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Экономическая природа, функции и значение сферы услуг
    • 1. 2. Развитие малого предпринимательство в сфере услуг: мировые тенденции и опыт Российской Федерации
    • 1. 3. Функции, методы, инструменты государственного регулирования сферы услуг
    • 1. 4. Специфика институциональных условий развития малого предпринимательства в сфере услуг
  • Глава II. ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНОЙ РОЛИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЮГА РОССИИ
    • 2. 1. Специфика социально-экономических процессов в Северокавказском регионе
    • 2. 2. Основные факторы сервисизации экономики
    • 2. 3. Предпринимательский риск в организации малых предприятий в сфере услуг
    • 2. 4. Эффективность малого предпринимательства в сфере услуг в 108 республиках СК
  • Глава III. РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН: СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МА- 114 ЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ
    • 3. 1. Состояние и потенциал малого предпринимательства в сфере услуг Республики
    • 3. 2. Социально-экономическое развитие Республики Дагестан до
  • 2025 года: роль сферы услуг
    • 3. 3. Обоснование Концепции функционирования и развития малого предпринимательства в сфере услуг Республики Дагестан

Малое предпринимательство в сфере услуг: особенности развития в специфических условиях Юга России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из важных позитивных изменений постперестроечного периода в РФ, связанных с переходом на рыночные отношения, является ускоренное развитие малого предпринимательства. Последнее таит в себе существенные резервы для улучшения производственно-экономических показателей национальной экономики за счет реформирования систем организации и управления, повышения конкурентоспособности предприятий и занятости и т. д.

Хотя «лицо» наиболее развитых государств с рыночной экономикой и «формируют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы (крупного капитала) в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой крупного бизнеса» [162, с. 32].

Являясь специфическим способом ведения деятельности, малые формы бизнеса, по сравнению с крупными предприятиями, в большей мере обеспечивают рост занятости, лучше способствуют развитию конкурентоспособной среды и эффективному использованию финансовых, материальных и природных ресурсов, увеличению пополнения бюджетов всех уровней и т. д. В функциональном отношении малое предпринимательство отличается дуалистической природой: с одной стороны, оно представляет собой экономическое отношение, с другой — особую подсистему экономического развития, благодаря которой появляется возможность более эффективного использования всех производственных факторов в конкретном, территориально-хозяйственном контексте.

Особую роль малое предпринимательство играет в сфере услуг — одном из самых перспективных направлений российского (и мирового) бизнеса, уже обеспечивающим рабочими местами миллионы людей и являющимся одной из основных бюджетообразующих отраслей во многих субъектах РФ. Все большее количество российских граждан и организаций отказываются от решения бытовых вопросов собственными силами (как это было еще совсем недавно), предпочитая пользоваться услугами квалифицированных специалистов. Химчистки и прачечные, салоны красоты, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и многие другие направления бытовых услуг открываются повсеместно.

Особенно динамично развиваются высокотехнологичные и высококвалифицированные услуги, в том числе — информационные услуги, рыночные исследования, консалтинг и др. Сфера услуг формирует примерно пятую часть валового регионального продукта, обеспечивает рабочими местами тысячи граждан, является одной из основных бюджетообразующих отраслей. В этой связи выявление специфических особенностей развития малого предпринимательства в сфере услуг в условиях перехода российской экономики к новому хозяйственному порядку представляет насущную проблему экономической теории и практики.

Повышение эффективности регулирования сферы услуг, определение ее функций и приоритетных направлений развития, увеличение вклада в создание валового внутреннего продукта страны и доли в расходах и занятости населения, инвестициях и других макроэкономических показателях, темпы сервисизации региональной экономики, роль малых форм бизнеса в ее становлении — все эти вопросы нуждаются в теоретическом и практическом осмыслении.

Между тем региональные тенденции развития малого предпринимательства в сфере услуг в регионах Юга России отличаются яркой спецификой. В этой связи актуален анализ таких факторов, как этнический характер экономики, клановый протекционизм, коррупция, особенности развития местных рынков, местничество, возрастающие объемы теневого секторатрансформационные этнополитические процессы, оказывающие заметное влияние на социальную жизнь в республиках и т. д. Под Югом России в работе подразумеваются республики Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).

Степень разработанности проблемы. Общетеоретической основой исследования особенностей и закономерностей развития малого предпринимательства и третичного сектора экономики явились работы зарубежных и отечественных ученых: Д. Белла, М. Вебера, Е. Домара, Дж. Гелбрэйта, Дж. Кейнса, К. Кларка, Я. Корнай, С. Кузнеца, А. Маршалла, Г. Мюрдаля, А. Ос-лунда, М. Седлака, Р. Солоу, А. Тоффлера, С. Уинтера, О. Уильямсона, М. Фридмана, Ф. Хайека, Р. Харрорда, Й. Шумпетера, А. Фишера, Дж. Фура-стье, JI. Эрхарда, Л. И. Абалкина, B.C. Автономова, B.JI. Иноземцева и др.

Важнейшие проблемы развития социальной инфраструктуры и сферы услуг населению в России всесторонне рассмотрены в работах М. А. Абрамова, Э. М. Агабабьяна, Н. Г. Арасланова, A.M. Бабича, Н. Г. Багаутдиновой, Е. В. Биндиченко, Б. Бреева, Н. И. Вульфсона, Р. Ф. Гатауллина, Г. Х. Гендлера, В. Горфинкеля, A.B. Горшкова, У. Г. Гусманова, А. Н. Дегтярева, JI.C. Демидова, Е. В. Егорова, E.H. Жильцова, H.H. Иванова, М. М. Качуриной, JI.M. Кликич, Т. И. Коряпшой, А. Г. Новицкого, H.A. Платоновой, В. М. Рутгайзера, Е. М. Смирновой, М. В. Солодкова, Н. З. Солодиловой, Т. Н. Софиной, Т.А. Турен-ко, В. Е. Хруцкого, И. М. Шнайдермана, Л. И. Якобсона и др.

Существенный вклад в разработку теоретических и прикладных вопросов формирования и развития малого предпринимательства в РФ внесли Л. И. Абалкин, А. И. Агеев, А. В. Авилова, ТА. Алимова, Ю.Б. АнюшевA.A. Аузан, О. В. Барсукова, С. А. Бережная, А. О. Блинов, Л. С. Бляхман, Д. К. Боконтаева, Т. В. Бурлуткин, А. Е. Бусыгин, Е. М. Бухвальд, В. В. Высоков, С. Ю. Глазьев, М. В. Головко, Н. И. Краскова, A.A. Майоров, Т. Б. Обыденнова, А. И. Орлов, O.A. Плотникова, Н. В. Рассказова, М. М. Хайт, А. Ю. Чепуренко A.A. Шулус и др.

Особо ценными, с точки зрения проблематики исследования, являются труды немногочисленных авторов, исследующих парциальные вопросы развития малого предпринимательства в сфере услуг в специфических условиях Юга России: В. Г. Алиева, Ахмедуева А. Ш., Н. И. Газалиевой, М.С. Гамидо-вой, Ю. М. Гасангусейновой, Б. Н. Казанцева, М. К. Камилова, Ф.А. Купуло-вой, М. А. Магомедова, М. И. Маллаевой, Ш. С. Мудуева, A.M. Муртазалие-вой, П. А. Мусиевой, Д. А. Сабанчиевой и др.

Специфика проблемы исследования обусловлена ее дуалистическим характером, что связано с «синтезом» сферы услуг и малого предпринимательства. В глубоком осмыслении нуждается именно область взаимопереплетения малого бизнеса и сферы услуг. До сих пор практически отсутствует системный анализ теории формирования институциональных условий развития малого предпринимательства в странах с формирующимся рынком. Отсутствует и единая точка зрения на роль малого предпринимательства в обеспечении экономического роста.

Следует учитывать также, что эволюция мировой рыночной экономики (в т.ч. малого предпринимательства), сопровождающаяся подчас усилением нерыночных начал, постоянно порождает новые ситуации, требующие теоретического осмысления и практического разрешения.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследованиярасширение теоретических представлений о содержании и механизме управления сектором малого предпринимательства в сфере услуг с учетом новых тенденций в реформировании российской экономики для повышения эффективности функционирования и развития малых предприятий в условиях рынка при сохранении баланса интересов государства и населенияа также подготовка конкретных рекомендаций по совершенствованию рынка услуг Северокавказского федерального округа.

Реализация сформулированной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:

— исследовать сущность и характеристики малого предпринимательства в сфере услуг с учетом региональной специфики реформирования российской экономики;

— оценить эффективность системы взаимосвязей между предпринимательским сектором и представителями государства в процессе создания и предоставления услуг;

— определить основные факторы, определяющие развитие сервисизации экономики в современных условиях;

— провести анализ специфики процессов развития малого предпринимательства в сфере услуг на Юге России, в частности, в Республике Дагестан.

РД);

— раскрыть содержание и механизм регулирования регионального рынка услуг;

— дать оценку территориального размещения малых форм бизнеса в сфере услуг с учетом требований эффективной организации экономического пространства;

— предложить конкретные пути совершенствования механизма регулирования малого предпринимательства в сфере услуг в специфических условиях Юга России.

Объектом исследования является сектор малого предпринимательства сферы услуг РФ и его региональная модель, представленная Республикой Дагестан.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения и тенденции, связанные с формированием и развитием малого предпринимательства сферы услуг.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области функционирования и развития малого предпринимательства в сфере услуг. В процессе работы использованы следующие методы исследования: экономико-статистический, экономико-математический, системного подхода, сравнительного анализа и синтеза, балансовый, социологический.

Информационная база исследования. Информационная база представлена законодательными и нормативными документами: Законами РФ, Постановлениями Правительства РФ и правительства РД, материалами Министерства экономического развития и торговли РФ, нормативными показателями федеральных и региональных целевых программ и т. д.- данными Федеральной службы государственной статистики — Росстата, экономических и социологических исследований по проблеме малого предпринимательства, информационно-аналитическими материалами различных организаций и частных компаний (в частности, информационно-аналитического центра «РосБизнесКонсалтинг» и «Ресурсного центра малого предпринимательства»), государственных учреждений, а также отчетами предприятий сферы услуг, материалами периодической печати и сети Интернет по данной проблематике.

Нормативной базой явились соответствующие Законы Российской Федерации, Указы президента и Постановления Правительства РФ, а также федеральные целевые программы по проблемам развития малого предпринимательства (прежде всего — касающиеся регионов Юга России) и другие официальные документы.

Основные положения, выносимые на защиту:

— особенности становления рынка услуг в экономиках с формирующимся рынком с учетом организационно-правовых и институциональных изменений условий создания малого предпринимательства, в т. ч. на региональном уровне;

— обоснование приоритетной роли малого предпринимательства в сфере услуг в повышении конкурентоспособности экономики депрессивных регионов с высокой степенью безработицы;

— региональные тенденции развития малого предпринимательства в сфере услуг в дотационных, остроконфликтных регионах Юга России, с высоким уровнем развития теневой экономики и экстремальными условиями социально-экономического развития;

— особая роль государственной помощи в регулировании малого предпринимательства в сфере услуг в горных районах в связи с ростом транспортных издержек и дефицитом сырьевых ресурсов местного происхождения;

— виды рисков и управление рисками в повышении эффективности малого предпринимательства в сфере услуг;

— система организационно-управленческих мер по развитию малого предпринимательства в сфере услуг в специфических условиях Юга РФ.

Научная новизна. К числу положений, содержащих элементы приращения научного знания, относятся следующие:

— разработан методологический подход к исследованию сектора малого предпринимательства в сфере услуг в специфических условиях остроконфликтного Северокавказского региона;

— разработана и предложена концепция функционирования и развития малого предпринимательства в сфере услуг региона с учетом этнодемогра-фических факторов формирования отраслевой структуры экономики;

— установлена специфика системы взаимодействия предпринимательского сектора и государственных органов в процессе создания и предоставления услуг (приоритетность наукоемких технологий, развитие рынка инновационных услуг, обновление основных производственных фондов, усиление и дальнейшее привлечение инвестиций, стимулирование внедрения международных стандартов и систем качества), позволяющая выявить инвестиционные возможности и разработать необходимые меры государственной политики в данной сфере;

— уточнена социо-экономико-инновационная роль малых предприятий в сфере услуг, проявляющаяся на фоне усиления кризисных явлений (высокого уровня безработицы, глубокого социального расслоения, этноконфликтности и экстремизма);

— выявлены региональные тенденции развития малого предпринимательства в сфере услуг, связанные в частности, с высоким уровнем безработицы, ростом транспортных издержек в отдаленных горных районах, дефицитом сырьевых ресурсов местного значения и т. д.);

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в выявлении особенностей развития малого предпринимательства в сфере услуг в специфических условиях высоко дотационных, депрессивных, трудоизбыточных регионов страны, находящейся на стадии структурных экономических преобразований.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке механизма управления развитием малого предпринимательства в сфере услуг в специфических условиях Северокавказского региона. Сформулированные автором рекомендации и предложения могут быть использованы при разработке программ развития малого предпринимательства в сфере услуг в регионах Юга России.

Материалы диссертации могут быть включены в образовательный процесс при разработке программ и учебных курсов по менеджменту, маркетингу, основам бизнеса и предпринимательству.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения исследования и методические рекомендации соискателя докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге (Международная научно-практическая конференция ЬХУ Герценовские чтения, 17−19 апреля 2011 г.), Перми (II Международный научный семинар «Туризм в глубине России», 19−25 июля 2012 г.), Саранске (I Международная конференция «Проблемы регионального развития, 13 июня 2012 г.). Разработанные в диссертации рекомендации и предложения использованы администрациями Чародинского и Ботлихского административных районов Республики Дагестан.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 7 публикациях общим объёмом 3,1 п.л., в т. ч. автора 1,7 п.л.

Структура диссертации. Диссертационное исследование (173 с.) состоит из введения, трех глав, выводов и рекомендаций, заключения, а также включает библиографический список использованной литературы. Иллюстративно-справочный материал представлен 13 таблицами, 10 рисунками и диаграммами.

Основные выводы и рекомендации.

1. Необходимость активизации роли государства в развитии малого предпринимательства в сфере услуг в литературе общепризнанна. Проблема состоит в другом: в недостаточно глубоком осмыслении специфических особенностей функционирования рыночного механизма сферы услуг в экономических системах переходного периода и отсутствии учета своеобразия региональных экономических процессов.

2. Развитие и функционирование малого предпринимательства в республиках СКФО в сфере услуг характеризуется многими общими общероссийскими тенденциями — значительным динамизмом, обострением здоровой конкурентной борьбы, непрекращающимся поиском более прибыльных сфер вложения капитала. Малые формы бизнеса постепенно становятся ключевыми субъектами рыночной системы, функционирующими в рамках действующего законодательства и способными стать залогом устойчивого экономического роста депрессивных регионов. Среди многих благоприятных и недостаточно используемых предпосылок для ускоренного развития малых форм бизнеса в сфере услуг отметим традиционное тяготение коренного населения к малым формам предпринимательства.

3. Деструктивные процессы, характеризующие конъюнктуру рынка услуг в СКФО, связаны, во-первых, с «устаревшим» соотношением спросовых и регламентированных услуг (этот факт отражает общероссийскую реальность, связанную с условиями переходной экономики) — и, во-вторых, доминированием в целом ряде сфер малого бизнеса (автосервис, торговые услуги и торговля, транспорт и т. д.) «теневых» схем налогообложения, что дискредитирует его в глазах потребителей услуг.

4. Добиться необходимой эффективности периодически принимаемых властями национальных республик СК многочисленных программ развития малых форм предпринимательства в сфере услуг возможно лишь при своевременном и тщательном анализе и учете следующих основных факторов:

— криминализации сферы услуг, развития теневой экономики (повсеместно функционирующей при попустительстве местных правовых органов), негативных последствий этнокланового протекционизма и местничества;

— медленно снижающегося и трудно контролируемого (из-за масштабов неформальной экономики) высокого уровня безработицы;

— высокой сегментированности локального рынка услуг, ограниченной возможности для развития внутриотраслевой конкуренции;

— отсутствие необходимых средств в местных бюджетах муниципальных образований для обеспечения выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства гарантий для получения ими кредитов;

— индивидуальных субъективных предпочтений граждан республик, национальных особенностей потребления;

— этнических традиций и менталитета различных народов СК при развитии малых форм предпринимательства;

— постоянного снижения емкости локальных рынков в горных районах республик и повышения емкости рынков в равнинных районах;

— характера и направленности ярко выраженных (как межрегиональных, так и «внутрикавказских) миграционных потоков в условиях относительного перенаселения;

— последствий (и возможностей для развития малых форм бизнеса) деградации индустриального сектора экономики республик Северного Кавказа;

— возможностей благоприятных климатических (в т.ч. агроклиматических) условий и др.

5. Уровень конкурентоспособности сервисной экономики республик СКФО во многом определяется слабым взаимодействием малого, среднего и крупного бизнеса. В этой связи необходимо дальнейшее развитие субконтрактации, а также искать новые формы диалога бизнеса и власти, в т. ч. с помощью общественных организаций и движений.

6. Острейшей проблемой экономической политики РД остается модернизация архаичной модели развития сферы услуг на инновационную, внедрение прогрессивных форм обслуживания (в частности — постепенное повышением роли информационного бизнеса, специализирующегося на предоставлении услуг производственного назначения, разработке и сопровождении программного обеспечения вычислительной техники, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т. п.). Естественно, что решение этой проблемы диктует необходимость преобразования структуры национального капитала и увеличения затрат на фундаментальные и прикладные научно-технические разработки с учетом приоритетного развития сферы услуг.

7. Один из недостаточно эффективно используемых резервов развития сферы услуг Дагестана — этноэкономика, как исторически сложившиеся на базе хозяйственных укладов многочисленных этносов сегменты региональной экономики. Речь идет, в первую очередь, о народных промыслах, этноту-ризме, традиционных видах природопользования и т. д.

8. К числу плохо проработанных вопросов развития сервисной экономики Дагестана относится оценка потенциала для малых (и средних) предприятий на перспективных рынках за пределами Республики, а также за пределами РФ (в частности — на постсоветском пространстве);

9. С учетом размеров дотационности РД, масштабов безработицы и уровня благосостояния населения предлагается предоставлять кредиты субъектам малого предпринимательства (в т.ч. — в сфере услуг) с размером процентной ставки, превышающей процентную ставку, по которой средства предоставляются банку-партнеру, не более чем на 4−6 процентных пунктов.

10. Для того, чтобы малое предпринимательство в сложных социально-экономических и этнополитических условиях Республики получило признание и поддержку го общества в целом необходима разработка механизма проведения обязательной общественной экспертизы всех региональных программ развития малых форм бизнеса в Республике, а также проектов нормативных правовых, актов органов государственной власти республики и орга.

V e — нов местного самоуправления, имеющих отношение к регулированию этих форм.

11. Существует объективная потребность в реанимации деятельности Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Президенте Республики Дагестан в связи с «пробуксовкой» многих программ и решений в области развития республиканской сферы услуг.

12. Предложена Концепция функционирования и развития малого предпринимательства в сфере услуг Республики Дагестан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Считается, что основные задачи государственного регулирования сферы услуг сводятся к стимулированию ее развития, осуществление сертификации услуг с учетом международных стандартов и с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды и т. д. Однако в условиях переходной экономики этих задач недостаточно. Государство обязано взять на себя ответственность за разработка концептуальных основ экономической политики устойчивого развития сферы услуг, сформулировать стратегические цели, задачи и выбор приоритетных направлений развития, разработку соответствующих мер и инструментария достижения этих целей.

В специфических экономических, социальных и этнополитических условиях республик СК в интересах развития предпринимательства в сфере услуг государство обязано взять на себя ответственность за решение целого ряда острых проблем, таких как:

— криминализация местных рынков, коррупция, местничество, возрастающий теневой сектор, клановый протекционизм;

— «зашкаливающий» уровень безработицы в регионе и низкое качество жизни подавляющей массы населения и т. д.;

— смягчение инфраструктурных ограничений на развитие малых форм бизнеса (в т.ч. — в сфере сервисной экономики) в регионе;

— трансформационные этнополитические процессы, подчас сильно влияющие на конкурентную борьбу и «переделы» рынков в сфере услуг;

— распространение этнических (подчас негативных) стереотипов восприятия иных этносов и рост этноцентризма;

— неконтролируемые миграционные потоки, последствия беженства (в первую очередь среди русскоязычного населения) и др.

Угроза экономике Республики состоит вовсе не в том, в ее хозяйственном комплексе (впрочем, как соседних регионов) доминирует «примитивная» торговля, без инновационных «прорывов», а в сокрытии ее значительной части от официальной статистики, что резко сужает налоговую базу, консервируя дотационный статус региона. При этом базовой отраслью, по-прежнему, остаются нерыночные услуги (т.е. бюджетная экономика).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Постановление Совета Министров СССР от 8 августа 1990 года № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».
  2. Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР».
  3. Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 об утверждении Положения о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.
  4. Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
  6. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере»
  7. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
  8. Федеральный закон от 2 мая 2001 года № 29-РЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства».
  9. Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  10. Постановление Правительства от 26 января 2006 г. N 14−1111 «О комиссии по финансированию проектов в сфере малого предпринимательства».
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». «Российская газета» от 31 июля 2007.
  12. Указ Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».
  13. Федеральная целевая программа «Юг России» 2008−2012 гг." от 14 января 2008 г.
  14. Республиканская целевая программа «Реализация федеральной целевой программы „Юг России (2008 2012 годы)“ на территории Республики Дагестан», утвержденная Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2009 г. № 116.
Заполнить форму текущей работой