Формирование готовности студентов художественно-графических факультетов к художественному образованию учащихся: на материале татарского декоративно-прикладного искусства
Диссертация
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система подготовки студентов к художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства может быть использована при организации учебно-воспитательного процесса в педагогических вузах и училищах, осуществляющих подготовку кадров по специальности 50 602 (30 800) «Изобразительное искусство… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основания формирования готовности студентов художественно-графических факультетов к художественному образованию учащихся,
- 1. 1. Социально-педагогические предпосылки формирования готовности студентов к художественному образованию учащихся
- 1. 2. Формирование готовности студентов к реализации форм и методов художественного образования учащихся
- 1. 3. Программные требования к объему и содержанию национально-регионального компонента по художественному образованию учащихся
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности студентов к художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства
- 2. 1. Опыт разработки экспериментального учебно-методического комплекса по художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства
- 2. 2. Художественно-образовательный потенциал творчества художников-прикладников татарского декоративно-прикладного искусства
- 2. 3. Ход и результаты экспериментальной работы по формированию готовности студентов к художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абзалина, Р. Вязь святого слова Текст. / Р. Абзалина // Казань. -1997.-№ 8−9.-С. 46−49.
- Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Уч. пособие для квалификационных преподавателей Текст. / О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1984. -207 с.
- Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1−4 кл Текст. / М. А. Абрамова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 128 с.
- Абудеева, Н. Б., Кудашкина, Л. В. Преподавание предметов образовательной области в 2006—2007 учебном году Текст. / Н. Б. Абудеева, Л. В. Кудашкина // Программа 2006−2007 Республики Мордовии «Искусство». -С. 10.
- Алексеева, В. В. Изобразительное искусство в школе Текст. / В. В. Алексеева. — М.: Сов. художник, 1968. -286 с.
- Алексеева, В. В. Эстетическое и художественное воспитание Текст. / В. В. Алексеева // Искусство в школе: Сборник научных трудов. -М., 1990. С. 18−39.
- Алимова, Л. Б. Образ и символ в русской декоративно-прикладной роскоши XVIII первой половины XIX веков Электронный ресурс. / Л. Б. Алимова // Режим доступа:
- Ьцр://агсЬУТ12. ги/шааагтеЛЧитЬ егз/20 06 04/ргш1.Ыт1?рг=1?ОЛгоЗ, свободный.
- Аминов, У.А. Курс «Народная культура» Текст. / У. А. Аминов // Мэгариф. 1998. — № 1. — С. 46−48.
- Амирбеков, А. Монументальные формы и традиции художественного наследия Дагестана Текст. / А. Амирбеков // Вопросы истории, теориии методики преподавания изобразительного искусства: Межвузовский сборник научных трудов. -М., 1988. С. 162−168.
- Ахметгалиева, Г. Р. Формирование готовности студентов к экологическому образованию дошкольников средствами татарского детского фольклора Текст. / Г. Р. Ахметгалиева: Дисс. канд. пед. наук. Казань, 2005.-203 с.
- Бабанский, JI. С. Психология искусства Текст. / JL С. Бабанский. -М.: Искусство, 1965. 342 с.
- Бадаев, В. С. Народное искусство в содержании художественного образования в школе Текст. / В. С. Бадаев. -М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2003. 176 с.
- Байкалова, Ю. П. Изобразительное искусство как форма отражения действительности Электронный ресурс. / Ю. П. Байкалова // Режим доступа: http://sputnik.master-telecom.m/Docs 42/Education exp/Doc/3/statva.doc, свободный.
- Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание Текст. / А. В. Бакушинский. — М.: Новая Москва, 1925. 240 с.
- Бандуристый, Ф. Ф. Оптимизация обучения художественному проектированию в системе специальной подготовки учителя изобразительного искусства в педвузах (университетах) Текст. / Ф. Ф. Бандуристый. — М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2001. С. 315.
- Бегак, Б. А. Воспитание искусством (для учителей начальных классов) Текст. / А. Б. Бегак. М.: Просвещение, 1981. — 94 с.
- Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты Текст. / Г. В. Беда. -М.: Просвещение, 1989. 191 с.
- Беляева, А. Управление самостоятельной работой студентов Текст. / А. Беляева // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С. 105 109.
- Берхин, Н. Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников Текст. / Н. Б. Берхин // Педагогика, 1995. № 2. — С. 42−45.
- Бирчанская, JI. Беседа с Поповым Электронный ресурс. / JI. Бир-чанская // Режим доступа: http://www. ccir.ru/russian/main page/Archive/persia/8p.hlml#TyTPbI%20H%20 ШАМАИЛИ, свободный.
- Богоуславская, И. Я. Русская народная вышивка Текст. / И. Я. Бо-гоуславская. -М., 1972.
- Бородина, Г. К. Программа элективного курса «Бесшовное вязание» Электронный ресурс. / Г. К. Бородина // Режим доступа: http://festival.lseptember.ru/2005 2006/mdex.php?numb artic=313 383. свободный.
- Брюзова, Т. А. Воспитание личности на культуре и традициях своего народа Текст. / Т. А. Брюзова // Методист. 2005. — № 2. — С. 50−56.
- Бусыгин, Е., Зорин, Н. Традиционные промыслы в Татарстане Текст. / Е. Бусыгин, Н. Зорин // Татарстан. 1993. — № 2. — С. 27 — 32.
- Валеева- Сулейманова, Г. Путь к новому стилю: новаторство и традиции в творчестве художника С. Гарбузовой. [Текст] / Г. Валеева-Сулейманова // Казань. 2000. — № 8. — С. 65−72.
- Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Декоративное искусство Татарстана. 1920-е начало 1990-х годов Тескт. / Г. Ф. Валеева-Сулейманова. — Казань: Издательство «Фэн», 1995. — С. 192.
- Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Изучение татарского народного искусства в свете проблемы этногенеза Тескт. / Г. Ф. Валеева-Сулейманова // Культура, искусство татарского народа: история, традиции, взаимосвязи. — Казань, 1993.
- Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Национальная культура Татарстана: пути возрождения Тескт. / Г. Ф. Валеева-Сулейманова // Татарстан. 1993. — № 2. — С. 47−52.
- Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Татарское национальное искусство: к проблеме этнокультурного единства Электронный ресурс. / Г. Ф. Валеева-Сулейманова // Режим доступа: http://webknow.rn/knltiira 2 062 2.htm. свободный.
- Валеева-Сулейманова, Г. Ф. Художественная культура татар: эволюция тюрко-славянского взаимодействия Тескт. / Г. Ф. Валеева-Сулейманова // Аргамак. 1997. — № 2. — С. 115−145.
- Валеева-Сулейманова, Г. Ф., Шагеева, Р. Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар Текст. / Г. Ф. Валеева-Сулейманова, Р. Г. Шагеева. -М.: Советский художник, 1990.- 216 с.
- Валеева, Д. К. Искусство Татарстана /XX век/ Текст. / Д. К. Валее-ва. Казань: издательство «Туран», 1999. — 323 с.
- Валеева, Д. К. Проблемы возникновения и развития татарского ювелирного искусства Текст. / Д. К. Валеева // Очерки по истории татарской культуры. Казань, 2001. — С. 493.
- Валеева, Д. К., Шагеева, Р. Г. Тюркское и общемусульманское наследие и история Казани в творчестве современных татарских художников Текст. / Д. К. Валеева, Р. Г. Шагеева // Вестник Удмуртского университета: Искусство и дизайн. 2005. — № 12. — С. 52−58.
- Валеева, Д. К. Шамаили Текст. / Д. К. Валеева // История татарского народного искусства. Казань, 1995. — С. 38−52.
- Валеева, Д. Новая жизнь старого искусства Текст. / Д. Валеева // Татарские края. 1996. — № 29. — С. 4.
- Валиева, Г. Тереклек агачы. Чалы Ьэм Тубэн Кама шэйэрлэрендэ декоратив сэнгатьнен яна бизэклэре Текст. / Г. Валиева // Казан утлары. -1982. -№ 6.-186−189 б.
- Василенко, В. М. Народное искусство: Избр. труды о народном творчестве Х-ХХ в. Текст. / В. М. Василенко. М.: Советский художник, 1974.-294 с.
- Ватулина М.В. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Электронный ресурс. / М. В. Ватулина // Режим доступа: http://www.met-udod.ru/db/lext/3679.htmh свободный.
- В мир прекрасного: художественное воспитание учащихся Текст. Казань: Изд-во КГУ, 1966. — 214 с.
- Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы Текст. / И. П. Волков. -М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
- Волков, И. П. Учим творчеству Текст. / И. П. Волков. М.: Педагогика, 1982.-86 с.
- Волков, Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания Текст. / Г. Н. Волков.-М., 1993.-86 с.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений Текст. / Г. Н. Волков. М: Издательский центр «Академия», 1999. -168 с.
- Воробьев, Н. И. Казанские татары: Материалы культуры казанских татар: опыт этнографического исследования Текст. / Н. И. Воробьев. — Казань, 1930.-464 с. ч
- Воронов, В. С. Декоративно-прикладное искусство средство эстетического воспитания Текст. / В. С. Воронов //Вопросы философии. — 1959. — № 7. — С. 72−86.
- Всероссийский фестиваль Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.sinergi.ru/DswMedia/doc 18. doc, свободный.
- Выготский, JI. С. Психология искусства Текст. / JI. С. Выготский. -М.: Искусство, 1965. -342 с.
- Выставка «Казань тысячелетняя и вечно молодая» Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.remeslemiik.m/NewsAM/NewsAMShow.asp?ro=107 756, свободный.
- Габидуллина, Ф. Нэжип Нэккаш 1юнэрлэре Текст. / Ф. Габидулли-на // Мэдэни жомга. 2005. — № 48. — 17 б.
- Гайнанова, Г. Наилэ Кумысникова: «Минем очен ижат бэхет ул» Текст. / Г. Гананова // Идель. — 2005. — № 4. — 58−59 б.
- Гайнанова, Г. Чэчэк бураннары Текст. / Г. Гайнанова // Идель. -2005. № 6. — 72−73 б.
- Гамбэр, Н. «Эйдэ, халыкка хезмэткэ» Текст. / Н. Гамбэр // Казан утлары. 1998. — № 9. — 146−154 б.
- Ганиева, Г. Р. Путешествие в мир национальных культур: Программа приобщения младших школьников национальной школы к культуре народов Татарстана Текст. / Г. Р. Ганиева. Набережные Челны, 2006. -28с.
- Гаранин, JI. А., Смирнов, И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта Текст. / JT. А. Гаранин, И. П. Смиронов. -М., 1997.
- Гатауллина, М. X. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985−2000 гг.): Монография Текст. / М. X. Гатауллина. — Казань: «Печатный Двор», 2001. 128 с.
- Герасимова, А. А. Развитие творческого мышления будущих учителей изобразительного искусства средствами народной педагогики Текст. / А. А. Герасимова: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2007.
- Герасимов, С. А. Любить человека: Культура и нравственно-эстетическое воспитание молодежи Текст. / С. А. Герасимов. М.: Просвещение, 1985. — 382 с.
- Герова, Н. В. Формирование профессиональной компетентности учителя гуманитарных общеобразовательных учебных дисциплин в информационном обществе Текст. / Н. В. Герова // Информатика и образование. -2004. № 12. — С. 98−99.
- Герман, Ш. М., Скатерщиков, В. К. Беседы об эстетике Текст. / Ш. М. Герман, В. К. Скатерщиков. -М.: Знание, 1982. 224 с.
- Гизатуллина, Н. М. Изучение татарской культуры, формирование национального самосознания Текст. / Н. М. Гизатуллина // Мэгариф. 1997.- № 5. с. 54−57.
- Гизатуллина, Н. М., Нигматуллин, Р. Сынлы сэнгать дэреслэре Текст. / Н. М. Гизатуллина, Р. Нигматуллин // Мэгариф. 1997. — № 8. — с. 73−78- № 9.-С. 51−56.
- Городская выставка изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества учителей и педагогов дополнительного образования «Какого цвета красота» Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.gimnazium.ru/metod/teachers izo. php, свободный.
- Городская олимпиада по изобразительному искусству Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.cnho.profedu.ru/riis/olvmpiad/act-olympiad/, свободный.
- Горяева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Н. А. Горяева, О. В. Островская / Под ред. Б. М. Неменского. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2006.- 176 е.: ил.
- Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл. Текст. / Н. А. Горяева / Под ред. Б. М. Неменского. -М.: Просвещение, 2003. 109 с.
- Горяева, Н. А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5−9 кл. Электронный ресурс. / Н. А. Горяева // Режим доступа: http://www.websib.ru/noos/mhk/lotsman6.html свободный.
- Горяева, H. А., Островская, О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 8 класса Текст. / Н. А. Горяева, О. В. Островская. -М.: Просвещение, 2004.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства Электронный ресурс. // Режим доступа: http://db.informika.ru/spe/os zip/52 300.html, свободный.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 30 800 Изобразительное искусство Текст.-М., 2005.
- Громова, J1. А. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников Текст. / J1. А. Громова: Дис. канд. пед. наук. Казань, 2007. — 277 с.
- Громов, Е. С. Природа художественного творчества Текст. / Е. С. Громов. -М.: Просвещение, 1986. -237 с.
- Гулова, Ф. Татарская народная вышивка Текст. / Ф. Гулова. Казань, 1980.-72 с.
- Гулова, Ф. Татарская национальна я обувь: Искусство кожаной мозаики Текст. / Ф. Гулова / Под ред. Р. Г. Мухамедовой. Казань: татарское книжное издательство, 1983. — 68 с.
- Дадобоева, М. Н. Формирование творческих способностей студентов ХГФ в кружках художественной вышивки Текст. / М. Н. Дадобоева: Автореф. дис. канд. пед наук. — М., 2004. 16 с.
- Данилов, А. А. Воспитательный потенциал народного искусства Текст. / А. А. Данилов // Советская педагогика. 1989. — № 3. — С. 33−37.
- Декларация Юнеско о культурном разнообразии (проект) Электронный ресурс. // Режим доступа:
- А1е://1осаШо81/Е:/Электронная%20библиотека%20РТ%20поддержка%20худ.т B0p4ecTBa. htm, свободный.
- Декоративно-прикладное творчество: Программа для студентов БГПУ по специальности 30 600 «Технология и предпринимательство» Текст. / Сост. Е. Ю. Лукина, И. А. Морогина — Благовещенск: изд-во гос. пед. ун-та, 1999.-21 с.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире:
- Учебное пособие Текст. / А. Н. Джуринский. -М.: ВЛАДОС, 1999. 200 с.
- Дом ремесел Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.ocnt.pskov.org/services, свободный.
- Дубровский, П. С. Использование исторического опыта при обучении детей основам народных промыслов Текст. / П. С. Дубовский // Начальная школа. 2005. — № 11. — С. 108−115.
- Дьяченко, В. К. Основное направление развития образования в современном мире Текст. / В. К. Дьяченко. М.: Шк. технологии, 2005. -512с.
- Егоров, Ю. Я., Костина, Т. И., Тихонов, М. Ю. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Философско-методологические аспекты Текст. / Ю. Я. Егоров, Т. И. Костина, М. Ю. Тихонов. М.: РАНС, 1996. — 160 с.
- Ельников, Д. П., Ханин, М. Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения: Из опыта работы Текст. / Д. П. Ельников, М. Б. Ханин. -М.: Просвещение, 1979. 111 с.
- Енькова, JI. Живопись иглой/ Вышивка в быту казанских татар Текст. / Л. Енькова // Казань. 1997. — № 8−9. — С. 51−53.
- Ершов А.П., Захарова Е. А. Искусство в жизни детей Текст. / А. П. Ершов, Е. А. Захаров. -М.: Просвещение, 1991.
- Жукова, Т. А. Дидактическая игра как значимый элемент подготовки специалистов Текст. / Т. А. Жукова // Инновации в образован&trade-. 2006. -№ 1.-С. 132−137.
- Загвязинский, В. И. Теория обучения в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 160 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. — М.: ТЦ Сфера, 2007. 80 с. (Правовая библиотека образования).
- Затай, Б. Ф. Эстетическое воспитание или художественное образование? Текст. / Б. Ф. Затай // Изобразительное искусство в школе. 2006. -№ 4.-С. 48−51.
- Зиниатова, Л. Луч надежды: о театральном художнике Наиле Ку-мысниковой. [Текст] / Л. Зиннатова // Идель. 1989. — № 2. — С. 59.
- Изобразительное искусство в школе. Рисование. Декоративная работа. Графика Текст. / Под ред. Колокольникова. -М.: Педагогика, 1975.
- Изобразительное искусство в школе: Сб. материалов и документов Текст. / Сост. Г. Г. Виноградова. — М.: Просвещение, 1990. 175 с.
- Изобразительное искусство: 1−9 классы Текст. / В. С. Кузин, Н. Н. Ростовцев, В. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова. — М.: Просвещение, 1994.
- Изобразительное искусство: 5−8 классы Текст. М.: Просвещение, 1991.-80 с.
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1−9 класс (с краткими методическими рекомендациями) Текст. / Научн. руководитель Б. М. Неменский. -М.: Просвещение, 1994.
- Ильин, М. Декоративно-прикладное искусство в воспитании вкуса: Искусство и коммунистическое воспитание Текст. / М. Ильин. — М.: Искусство, 1960.
- Иноземцева, В. Е. Подготовка педагогических кадров в вузах России Текст. / В. Е. Иноземцева // Педагогика. 2000. — № 6. — С. 57−64.
- Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Книга для учителей: Из опыта работы Текст. / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня и др. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
- Искусство и школа: Книга для учителя Текст. / Сост. А. К. Василевский. — М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
- Ислам и культура Ислама Текст. // Творчество. 1990. — № 9. — С.2.12.
- Исламшин, Р. А. Национально-культурное возрождение глазами учителя Электронный ресурс. / Р. А. Исламшин. 1998, — С. 80−84 // Режим доступа: http://wmv.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/02/13/249 007/014.ISLAMS HIN. pdf- свободный.
- Исламшин, Р. Национально-региональный компонент в программе Текст. / Р. Исламшин // Магариф. Казань, 1997. — № 5. — С. 5−6.
- Кабалевский, Д. В. Воспитание ума и сердца Текст. / Д. В. Кабалевский. М., 1984. — 218 с.
- Кавальская, Е. Р. Детям о народном декоративно-прикладном искусстве Текст. / Е. Р. Кавальская // Методика проведения бесед по искусству. -М.- Л.: Просвещение, 1965. С. 65−73.
- Каган, В. И., Сычеников, И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе: Единая методическая система института: теория и практика: Научно-методическое пособие Текст. / В. И. Каган, И. А. Сычеников. М.: Высшая школа, 1987. — 141 с.
- Кадыйрова, JI. Актубэ уенчыгы Текст. / JI. Кадыйрова // Мэга-риф.-2002.-№ 6.-46 б.
- Кадыйрова, JI. X. Декоративно-прикладное искусство татарского народа в художественно-эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы Текст. / Л. X Кадыйрова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. — 234 с.
- Кадыйрова, Л. X. Традиции татарского декоративно-прикладного искусства Текст. / Л. X. Кадыйрова // Наука и школа. 1998. — № 3. — с.43−44- № 4. — с. 47−48- № 5−6. — С. 40−42.
- Кадыйрова, Л. X. Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1−7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства Текст. / Л. Х. Кадыйрова: Дис.канд. пед. наук. — Казань, 1999. -292 с.
- Кадыйрова, Л. X. Школьникам о татарском декоративно-прикладном искусстве: Метод, рекомендации Текст. / Л. X. Кадыйрова. -Казань. КГПУ, 2001. — 36 с.
- Казакова, Р. Декоративное рисование Текст. / Р. Казакова // Декоративное искусство. 1973. — № 8.
- Каллиграфия Электронный ресурс. // Режим доступа: http ://tatar. com.ru/calligraphv.php, свободный.
- Калугина, Ю. Н. Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов Текст. /Ю. Н. Калугина: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-24 с.
- Кантор, Р. Декоративное рисование Текст. / Р. Кантор // Декоративное искусство. — 1973. № 8.
- Канцедикас, А. С. Народное искусство Текст. / А. С. Канцедикас. -М.: Знание, 1975. 56 с.
- Канцедикас, А. С. Искусство и ремесло (к вопросу о природе народного искусства) Текст. / А. С. Канцедикас. М.: Изобразительное искусство, 1977. -120 с.
- Карасева Ю. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Электронный ресурс. // Режим доступа: http://vv7vw.ikt.oblcit.ru/78/Karasewa/urok.htm. свободный.
- Карачев, А. А., Казачеико, И. В. Подготовка студентов к кружковой работе по технологии Текст. / А. А. Карачев, И. В. Казаченко // Школа производства. 2000. — № 7. — С. 63−64.
- Кашекова, И. Углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла в старших классах Текст. / И. Кашекова // Искусство в школе. 1993. — № 5. — С. 30−32.
- Киященко, К. Сущность прекрасного Текст. / К. Киященко. М.: Молодая гвардия, 1977. — 192 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ.высш.и сред.пед.учеб.заведений Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 176 с.
- Колокольников, В. В. Изобразительное искусство в школе Текст. /В. В. Колокольников. -М.: Педагогика, 1975. 118 с.
- Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства Текст. / В. И. Колякина. -М.: Владос, 2002. 176 с.
- Комарова, Т., Савенков, А. Коллективное творчество в группе продленного дня Текст. / Т. Комарова, А. Савенков // Воспитание школьников. 1987.-№ 4. — С.61−62.
- Комплексная Программа развития культуры и искусства в Республике Башкортостан на 2006−2010 годы Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.ufacity.info/kultura/polozh/postjpravit.doc, свободный.
- Комплексная программа в рамках приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований Российской Академии Образования на период до 2010 года Электронный ресурс. // Режим доступа: http://art-education.ioso.ru/proiect.htm. свободный.
- Коновалова, Е. О. Актуальные проблемы художественно-эстетического воспитания Текст. / Е. О. Коновалова // Советская педагогика. -1991. -№ 1.-С. 136−139.
- Концепция содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе (выдержки из проекта) Электронный ресурс. // Режим доступа: http://ww^.edc.samara.ru/~remesla/obl.htm. свободный.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (В 12-летней школе) Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.rg.ru/oficial/doc/min and vedom/scholl.shtm, свободный.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации Текст. // Искусство в школе. 2002. — № 2. — С. 84−86.
- Конышева, Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей Текст. / Н. М. Конышева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. — 296с.
- Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Учебно-наглядное пособие для учащихся 1−4 классов начальной школы Электронный ресурс. / Е. И. Коротеева // Режим доступа: http://wwvv.websib.ru/noоs/mhk/lotsman7.html свободный.
- Крылов, А. Город тысячи художников Текст. / А. Крылов // Казань. 1997. — № 7. — С. 97−99.
- Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей Текст. / В. С. Кузин: Изд. 2-е, доп. и перераб. -М.: «Просвещение», 1977.
- Кузнецова, О. А. Игровой урок «В стране мастериц» Текст. / О. А. Кузнецова // Школа и производство. 2006. — № 6. — С. 56−59.
- Левина, M. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / М. М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.
- Леднев, В. С. Содержание образования: Учеб. пособие Текст. / В. С. Леднев. -М.: Высш. шк., 1989. 360 с.
- Леонтьев, Д. А. Введение в психологию искусства Текст. / Д. А. Леонтьев. -М., 1998.
- Лихачев, Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников Текст. / Б. Т. Лихачев. -М.: Просвещение, 1979.
- Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников Текст. / Б. Т. Лихачев. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Ломоносов, Р. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета пединститутов Текст. / Р. Ломоносов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1970.-178 с.
- Лукин, Ю. А., Скатерщиков, В. К. Основы Марксистско-ленинской эстетики: Учебное пособие Текст. / Ю. А. Лукин, В. К. Скатерщиков. -М.: Высшая школа, 1977. -287 с.
- Лысак, Е. В. Программа межпредметного элективного курса для 9-х классов по теме: «Декоративно-прикладное искусство» Электроный ресурс. // Режим доступа: http://festival.lseptember.m/index.php?numb artic=412 046, свободный.
- Майорова, О. А. Методическая разработка работы кружка «Волшебные узоры» Электронный ресурс. // Режим доступа: http://festival. lseptember.ru/2005 2006/index.php?numb artic=311 416, свободный.
- Максимова, 3. Н. Методические разработки и рекомендации к экспериментальной программе учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство»: Подготовительные материалы Текст. / 3. Н. Максимова. Псков, 1995. — 25 с.
- Максимов, Ю. В. У истоков мастерства: народное искусство в художественном воспитании детей: Из опыта работы Текст. / Ю. В. Максимов. -М.: Просвещение, 1983. 159 с.
- Маликов, Р. Ш. Становление и развитие тюрко-татарской гуманистической педагогической мысли средневековья Текст. / Р. Ш. Маликов: Дис. докт. пед. наук. Казань, 2000. -413 с.
- Марксистско-ленинская эстетика: Учебное пособие для вузов Текст. / JI. В. Алехина, В. Р. Аронов, М. Н. Афасижев и др. // Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Высшая школа, 1983. 544 с.
- Маркус, Н. Традиции предков в новый век / Урок изобразительного искусства и художественного труда Текст. / Н. Маркус // Учительская газета. — 2002. — № 13. — С. 15.
- Маркус, С. Русское лицо исламской каллиграфии Текст. / С. Маркус // Азия и Африка сегодня. 2004. — № 3. — С. 63.
- Мастер-класс: «Добрых рук мастерство» Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.textileprofy.ru/news new88. php?&print свободный.
- Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реализация национально-регионального компонента исторического образования в национальных республиках Поволжья и Приуралья: проблемы и перспективы» Текст. Казань, 2003. — 108 с.
- Мелик Пашаев, А. А., Новлянская, 3. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье Текст. / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. М., 1995.
- Место методики преподавания декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе высшее школы Электронный ресурс. // Режим доступа: http://art-remeslo.narod.ru/business.html свободный.
- Методика эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации к спецкурсу Текст. / Сост. Г. А. Боровская, JI. В Ершова. М., 1990. — 94 с.
- Минсабирова, В. Н. Программы педагогических институтов. Декоративно-прикладное искусство татарского народа Текст. / В. Н. Минсабирова. Набережные Челны: НГПИ, 2001. — 34 с.
- Мосина, В. Р., Житникова, С. М. Использование Интернет технологий в медиаобразовании на художественно-графическом факультете педвуза Текст. / В. Р. Мосина, С. М. Житникова // Педагогическая информатика. 2007.-№ 3. — С. 62−65.
- Мосина, В. Р., Чернова, JI. С. использование информационных технологий на занятиях по декоративно-прикладному искусству в детской художественной школе Текст. / В. Р. Мосина, JI. С. Чернова // Педагогическая информатика. 2007. — № 1. — С. 8−13.
- Московский конкурс детского рисунка им. Нади Рушевой Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.cnho.profedu.ru/rus/olvmpiad/meropriyatie/, свободный.
- Наккаш, Н. В каком состоянии наследие нашего искусства? Текст. / Н. Наккаш // Татарстан. 1995. — № 11−12. — С. 9−12.
- Наккаш, Н. Кружева из букв (шамаиль) Текст. / Н. Наккаш // Идель. 1991. — № 7. — С. 62−63.
- Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждении, учителей начальных классов Текст. / Под ред. Т. С. Комаровой. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 208 с.
- Народные художественные промыслы и ремесла Республики Татарстан Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.remesla-rt.ru/cgi-bm/go.pl?i=2, свободный.
- Национальные культуры и языки в школе Текст. // Педагогика. -1992. -№ 5−6.-С. 14−21.
- Неверов, В. В. Педагогические принципы в преподавании искусства в школе Текст. / В. В. Невевров // Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А. К. Василевский. -М.: Просвещение, 1981. С.33−51.
- Неменская, JI. А. Изобразительное искусство: каждый народ художник: учеб. для 4 кл. нач. шк. Текст. / JI. А. Неменская / Под ред.Б. М. Неменского. -М.: Просвещение, 2006. — 158 с.
- Неменский, Б. Обращаясь к разуму и к сердцу Текст. / Б. Немен-ский // Искусство и школа: Кн. для учителя/ Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981.-С. 176- 188.
- Нигматов, 3. Г., Хузнахметов, А. И. Курс лекций по педагогике Текст. / 3. Г. Нигматов, А. И. Хузиахметов. Казань: Матбугат йорты, 2000.-384 с.
- Нэккаш, Н. Безнен сэнгатьнен лэззэте: Шамаиллэр Текст. / Н. Нэккаш // Иман. 1995. — № 5. — 3 б.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа Текст. — М.: «Баласс», 2001. 288с.
- Организация воспитательной и внеучебной работы со студентами в НГПИ Текст.. Набережные Челны, 2003. — 153 с.
- Основы декоративного искусства в школе: Учеб. пособие для студентов худож. -граф. фак. пед. ин-тов Текст. / Под ред. Б. В. Нешумов а, Е. Д. Щедрина. -М.: Просвещение, 1981. 175 с.
- Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись ткани: Практическое пособие для рук. кружков Текст. / Под ред. В. А. Барадулина и О. В. Танкус. -М.: Просвещение, 1978. 255 с.
- Основы эстетики искусствознания: Факультативный курс: пособие для учителя Текст. / Под ред. И. JI. Любинского и В. К. Скатерщикова. -М.: Просвещение, 1973. -270 с.
- Островская, О. В. уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1−4 кл. Пособие для учителя Текст. / О. В. Островская. М.: Туманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 280 с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии Текст. / Сост. В. М. Казакевич, А. В. Марченко. 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2001. — 256 с.
- Павлик, К. В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания Текст. / К. В. Павлик. — М.: Флинта: Наука, 1999. 88 с.
- Панюкова, С. В. Содержание подготовки учителя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности Текст. / С. В. Панюкова // Информатика и образование. 2003. — № 10. -С.88.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. / Сост. Е. С. Рапацевич-Мн.: «Современное слово», 2005. 720 с.
- Педагогика межнационального общения: Учебное пособие Текст. / Под ред. проф. Д. И. Латыниной. М.: Гардарики, 2004. — 320 с.
- Педагогическое образование в современном обществе. Материалы межвузовской научно-методической конференции Текст. — Казань: Издательство Казанского государственного педагогического университета, 2001.-128 с.
- Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике Текст. /
- B. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
- Полунина, В. Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя Текст. / В. Н. Полунина. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Полякова, Л. Шамаили Ришата Саляхутдинова Текст. / Л. Полякова // Аргамак. 1998. — № 2. — С. 140−145.
- Пономарьков, С. И. Декоративное и оформительское искусство в школе: Учебное пособие для студентов ХГФ пединститутов Текст. / С. И. Пономарьков. -М.: Просвещение, 1976. 136 с.
- Пояркова, Л., Яшина, Э. Златоустовские мотивы/ Урок ИЗО в V классе Текст. / Л. Пояркова, Э. Яшина // Искусство в школе. — 1998. № 6.1. C. 55−57.
- Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству Электронный ресурс. // Режим доступа: htí-p://wvw.eduvluki.ru/admill/data/гazdel/157/publ/110/20-o.dok, свободный.
- Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов (5−11 классы) Текст. — М.: Просвещение, 1992.
- Примерный учебный план по специальности 30 800 Изобразительное искусство Электронный ресурс. // Режим доступа: Ше://1осаШоз1Л5:/НГПИ/П^ свободный.
- Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа Текст. / Сост. В. С. Кузин, Е. О. Яременко. — 3-е изд., перераб. -М.: Дрофа, 2001. 224 с.
- Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 30 800 Изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов Текст. — М.: Флинта: Наука, 2000. — 416с.
- Проект «Искусство без границ», 2003Электронный ресурс. // Режим доступа: http://artpeace.bvA свободный.
- Прокофьева, И. В. Формирование готовности студентов вузов искусств и культуры к художественно-педагогической деятельности Текст. /И. В. Прокофьева: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2002.
- Равкин, 3., Луначарский, А. В. О воспитании всесторонне и гармонически развитой личности Текст. / 3. Равкин, А. В. Луначарский // Воспитание школьников. 1985. — № 6. — С. 24−29.
- Республиканская целевая программа «Развитие культуры в Республике Татарстан на 2004 2007 гг» Электронный ресурс. // Режим доступа:
- Ше://1осаШо51/Е:/Электронная%20библиотека%20РТ%20подде1ЭЖка%20худ.т ворчества. ЬЬтжанская, свободный.
- Речь Разиля Валеева, председателя комиссии по культуре и образованию Госсовета Электронный ресурс. // Режим доступа: http://tatarica.narod.ru/archive/2004/05/95 04.07.04−6.htm, свободный.
- Решетников, П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподават. высш. и средн. пед.учеб.заведений Текст. / П. Е. Решетников. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304с.
- Рожкова, Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя Текст. / Е. Рожкова. —М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
- Рондели, Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя Текст. / Л. Д. Рондели. — М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Ростовцев, H. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов ХГФ пед. институтов. 2-е изд. Текст. /Н. Н. Ростовцев. -М.: Просвещение, 1980. 239 с.
- Рубинштейн, M. М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений Текст. / M. М. Рубинштейн / Под ред. В. А. Сла-стенина. М.: Академия, 2004. — 176 с.
- Рублева, Л. Многоуровневая система подготовки Текст. / Л. Рублева // Высшее образование в России. 2005. — № 12. — С. 56−59.
- Рукоделие в начальных классах: Кн. для учителя по внеклассной работе Текст. -М., 1984. 192 с.
- Рыбаков, Б. А. Макрокосм в микрокосме народного искусства Текст. / Б. А. Рыбаков // Декоративное искусство. 1975. — № 3. — С. 38−43.
- Рылова, Л. В. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие Текст. / Л. В. Рылова. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992.-310 с.
- Рябова, М. Э. Качество подготовки педагогических кадров в регионе Текст. / М. Э. Рябова // Интеграция образования. 2004. — № 1. — С. 59−65.
- Савенков, А. Выставки детского рисунка в школе Текст. / А. Савенков // Воспитание школьников. 1989. — № 6. — С. 66−68.
- Савенкова, Л. Г. Воспитание средствами декоративно-прикладного искусства Текст. / Л. Г. Савенкова // Советская педагогика. -1986. -№Ю.-С.73−77.
- Савенкова, Л. Г. Программа «Изобразительное искусство и среда (природа, пространство, архитектура). 5−11 классы» Текст. / Л. Г. Савенкова. -М.: Просвещение, 1995.
- Савина, Ю. Г. Формирование ценностных ориентации: учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства Текст. / Ю. Г. Савина: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2006. -23 с.
- Сайтешев, А. П. Пути профессионального становления учащейся молодежи Текст. / А. П. Сайтешев. М.: Высшая школа, 1988. — 336 с.
- Салахова И. Актюбинский сувенир Текст. / И. Салахова // Казань.-2002. № 11−12.-С. 180−182.
- Сатарова, Л. И. Казанская узорная кожа Текст. / Л. И. Саттарова. -М.: «Культура и традиции», 2004. 160 с.
- Сатарова, Л. Мир шамаиля Текст. / Л. Саттарова // Ислам. 2003. — № 4 (6).
- Сатарова, Л. А. Формирование духовной культуры учащихся средствами изобразительного искусства Текст. / Л. А. Саттарова // Педагогика. 2004. — № 5. — С. 46−50.
- Сафина, Ф. Ш. Ткачество татар Среднего Поволжья и Приуралья (конецXIX-нач. XX вв.) Текст. / Ф. Ш. Сафина. Казань, 1997.
- Сафина, Ф. Ш. Узорное ткачество татар Текст. / Ф. Ш. Сафина // Очерки по истории татарской культуры. — Казань, 2001. С. 462−492.
- Сафин, M. Вселенная души Наккаша Текст. / М. Сафин // Казань. -2004. № 6. — С. 30−40.
- Сафин, М. Неповторимый мир Назипа Наккаша Текст. / М. Сафин // Аргамак. 1998. — № 4. — 167 с.
- Сафонова, Н. С., Молотобарова, О. С. Кружки художественной вышивки: Пособие для рук-ей кружков общеобразоват. школ и внешкол. учреждений Текст. /Н. С. Сафонова, О. С. Молотобарова. — 2-е изд., испр. -М.: Просвещение, 1983. 143 с.
- Сахарчук, Е. И. Мониторинг качества подготовки специалистов в педагогическом вузе: опыт реализации Текст. / Е. И. Сахарчук // Интеграция образования. 2004. — № 1. — С. 43−48.
- Сахипова, Р. А. Народные традиции заботливого отношения к людям Текст. / Р. А. Сахипова. Набережные Челны, 1997. — 104с.
- Саярова, Э. Методические рекомендации по построению уроков рисования Текст. / Э. Саярова // Фэн Ьэм мэкгэп. 2000. — № 1−2. — С. 52.
- Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов в помощь педагогам-психологам общеобразовательных учреждений Текст. Казань: РИЦ «Школа», 2003. — 188 с.
- Сергеева, Н. Г. Татар сынлы сэнгате дэреслэре Текст. / Н. Г. Сергеева. -Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1999. — 56 б.
- Сергеева, Н. Г. Тылсымлы энэ: Рафика ханым кинэшлэре Текст. / Н. Г. Сергеева. Казан: Татарстан китап нэшрияты, 2001. — 24 б.
- Сидорова, Е. В., Яшина, А. М. Преподавание предметов образовательной области «Искусство» в 2005 / 2006 учебном году Электронный ресурс. / Е. В. Сидорова, А. М. Яшина // Режим доступа: http://www.cherepovets.edu35.ru/Docs/profl0.doc, свободный.
- Синцов, Е. В. К истокам татарского орнаментально-пластического мышления/ На материале визуальной орнаментики и музыкального фольклора Текст. / Е. В. Синцов // Научный Татарстан. — 2000. № 3. — С. 55−63.
- Скульский, Р. П. Учиться быть учителем Текст. / Р. П. Скуль-ский. -М.: Педагогика, 1986. 143 с.
- Советские художники-ювелиры: Произведения мастеров союзных республик 1960−70-х гг. Текст. -М.: Советский художник, 1980. -460 с.
- Современный словарь по педагогике Текст. Минск: «Современное слово», 2001. — 928 с.
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / Н. М. Сокольникова. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
- Солдатенков, А. Д., Лебедева, О. В. Национальная культура и подросток Текст. / А. Д. Солдатенков, О. В. Лебедева // Педагогика. — 1993. № 1. — С. 38−43.
- Старцуева, Ж. Ц. Комплексный подход к организации проектной деятельности при обучении народным ремеслам Текст. / Ж. Ц. Старцуева // Школа и производство. 2006. — № 8. — С. 18−21.
- Стебунова, С. Ф. Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение» Электронный ресурс. / С. Ф. Стебунова // Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/2004 2005/index.php?numb artic=214 335, свободный.
- Стрижков, К. А. Авторская программа «Художественная домовая резьба Бурятии» Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.school32.ru/page03%20dl.htm, свободный.
- Султанова, Р. Глазами сердца Текст. / Р. Султанова //Аргамак. -1995. -№ 7.-С. 102−105.
- Султанова, Р. Р. Искусство новых городов Республики Татарстан (1960−1990 гг.). Живопись, графика, монументально-декоративное искусство, скульптура Текст. / Р. Р. Султанова. Казань, 2001 — 192 с.
- Суслова, С. В. Женские украшения казанских татар середины XIX начала XX века Текст. / С. В. Суслова. -М.: Наука, 1980.
- Суслова, С. В. Татарские ювелирные украшения Текст. / С. В. Суслова. — Казань: Тат.книж.изд-во, 1980.
- Солэйманова-Вэлиева, Г. Татар ювелир сэнгате: уткэне Ьэм бу-генгесе Текст. / Г. Солэйманова-Вэлиева // Казан. — 2002. № 11−12. — 174 176 б.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования Текст. / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983. -352 с.
- Теплов, Б. М. Психологические возможности художественного воспиатния Текст. / Б. М. Теплов // Вопросы художественного воспитания. -М. -1947. -110 с.
- Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 60-летию Российской Академии Образования Текст. / Под ред. Р. Ш. Маликова. Казань: Изд-во Казаиск. ун-та, 2003. — 331 с.
- Толбузина, Т. В. Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства Текст. / Т. В. Толбузина: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2007.-21 с.
- Томина, Т. С. Экологическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства Электронный ресурс. / Т. С. Томина // Режим доступа: http://vyww.eco.nw.ru/lib/data/15/doc 4l. pdf, свободный.
- Третьякова, JI. В. Педагогические аспекты подготовки студентов вузов к применению информационных и коммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности Текст. / JI. В. Третьякова // Информатика и образование. 2004. — № 12. — С. 117−119.
- Троицкий, В. Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования Текст. / В. Ю. Троицкий // Педагогика. — 1998. № 2. — С. 3−7.
- Троицкий, В. Ю. Школа и возрождение национального самосознания Текст. / В. Ю. Троицкий // Воспитание школьников. 1997. — № 3. -С. 16−24.
- Трудовое обучение в начальных классах Текст. М.: Просвещение, 1978.-270 с.
- Трудовое обучение: Технология: 1−4, 5−11 кл. Текст. М: Просвещение, 1997. — 224 с.
- Университет как фактор социального и культурного развития города и региона: Материалы Всероссийского семинара Текст. Елец: ЕГУ, 2004. — 138 с.
- Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие Текст. / Под ред. М. М. Поташника. -М.: Педагогическое общество России, 2004. 448 с.
- Уткин, К. Д., Королева, Н. С. Народные художественные промыслы Текст. / К. Д. Уткин, Н. С. Королева. М.: Высшая школа, 1992. — 158 с.
- Файнберг, А. Б. Художники Татарии Текст. / А. Б. Файнберг. -Л.: Художник РСФСР, 1983. 232 с.
- Федеральная целевая программа «Культура России (2001−2005 годы)» Электронный ресурс. // Режим доступа: Г11е://1оса1Ьоз1/Е:/Электронная%20библиотека%20РТ%20поддержка%20худ.т ворчества. Мт, свободный.
- Федеральная целевая программа «Культура России (2006−2010 годы)» Электронный ресурс. // Режим доступа: й1е://1оса11ю51/Е:/Электронная%20библиотека%20РТ%20поддержка%20худ.т ворчестваЛНт, свободный.
- Фестиваль детского творчества Текст. // Школа и производство. -2006. -№ 7.-С. 39−41
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Электронный ресурс. // Режим доступа: http://festival.lseptember.ri. свободный.
- Фохт-Бабушкин, Ю. Об эффективности художественного воспитания Текст. / Ю. Фохт-Бабушкин // Искусство и школа: Кн. для учителя/ Сост. А. К. Василевский. -М.: Просвещение, 1981. С. 17 — 32.
- Фришман, И. И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / И. И. Фришман. 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. -160 с.
- Харисов, Ф. Ф. Национально-региональный компонент стандарта общего среднего образования (концептуальные подходы к проектированию образовательных стандартов в Республике Татарстан) Текст. / Ф. Ф. Харисов. -Москва: Педагогика, 2001. 96 с.
- Харисов, Ф. Ф. Образовательный ресурс национальной культуры Текст. / Ф. Ф. Харисов. Казань: Издательство «Хэтер», 1998. — 128 с.
- Хабибуллина, JI. К. Современное образование: проблемы и перспективы Текст. / Л. К. Хабибуллина / Под ред. Г. Г. Габдуллина. Казань: РИЦ «Школа», 2005. — 384 с.
- Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей Текст. / А. С. Хворостов. -М., 1988. 176 с.
- Хлебникова, Т. А. Шубин Текст. / Т. А. Хлебникова // Керамика: работы Б. А. Шубина. Казань: Тат. ich. изд-во. 1972. — 37с.
- Художественное образование в школе: Сборник научных трудов Текст.-Л., 1973.-238 с.
- Цветков, Ю. В. Прикосновение к истокам Текст. / Ю. В. Цветков: Метод, пособие: В помощь учителям изобразительного искусства, культуры и искусства родного края. Типография АО Диамант, 1995. — 166 с.
- Цой, В. А. Сотворение души / Сб. Художники Наб. Челнов Текст. / В. А. Цой. Казань, 1998, С. 23−30.
- Чарнецкий. Я. Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня Текст. / Я. Я. Чарнецкий. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
- Челышева, Т. В. Какое наследие мы выбираем? (тенденции развития художественного образования) Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.it-n.ru/Attachment.aspx?Id=6889, свободный.
- Червонная, С. М. Искусство советской Татарии Текст. / С. М. Червонная. -М.: Из. ис-во. 1978.
- Червонная, С. М. Искусство Татарии Текст. / С. М. Червонная. М., 1987. С. 270
- Червонная, С. М. Художники Татарии Текст. / С. М. Червонная. -Казань, 1974.
- Червонная, С. М. Художники Советской Татарии (биографический справочник) Текст. / С. М. Червонная. — Казань, 1975.
- Червонная, С. М. Этические и эстетические концепции Ислама в современном искусстве тюрко-мусульманских народов России Текст. / С. М. Червонная // Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. -М., 1998. С. 367−400.
- Черемных, Г. В. Информационные технологии в образовании Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.ito.su/2001/ito/H/2 Л1−2-19.html, свободный.
- Чухман, E. К. Творчество восприятие — творчество Текст. / Е. К. Чухман // Искусство в школе. — 1993. — № 6. — С. 32−35.
- Шагеева, Р. Искра Вавилона Текст. /Р. Шагеева // Казань. 2002. -№ 11−12. -С. 208−321.
- Шагеева, Р. Искушение сувениром. Татарские тамагочи Текст. / Р. Шагеева//Казань. -2002. -№ 11−12.-С. 174−179.
- Шагеева, Р. Казанский ювелир и художник реставратор по металлу Равкат Азатович Мухаметшин Текст. / Р. Шагеева. — Казань. 2006. — № 4.-С. 119.
- Шагеева, Р. Одна из «Четырех сестер» или Миф о «Туране» Текст. / Р. Шагеева // Казань. 2005. — № 7−8. — С. 89−104.
- Шагеева, Р.Г. Каллиграфия Текст. / Р. Г. Шагеева // Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М., 1990. — С. 47.
- Шамаили Попова Электронный ресурс. // Режим доступа: http://www.ksu.ru/miku/vystavki/popov/mdex.php. свободный.
- Шамаиль Текст. // Татарстан. 1994. — № 7−8. — 127 б.
- Шамсутов, Р. Символ веры мусульман Электронный ресурс. // Режим доступа: http ://kazadmin.narod.ru/historv/i OOOyears/shamsutov.html. свободный.
- Шамсутов, Р. Слово и образ в татарском шамаиле: от прошлого до настоящего Текст. / Р. Шамсутов. Казань: Тат. кн. изд-во, 2003. — 199 с.
- Шамсутов, Р. Шамаиль астым ой туренэ Текст. / Р. Шамсутов // Идел. -1996. -№ 9.-66 б.
- Шамсутов, Р. И. Искусство татарского шамаиля (середина XIX -начало XX вв.) Текст. / Р. И. Шамсутов. Казань, 2001.
- Шастов, А. С. Обучать детей прикладному искусству Текст. / А. С. Шастов // Детский дом. 1960. — № 3.
- Шевчук, Л. В. Дети и народное творчество: Кн. для учителя Текст. / Л. В. Шевчук. -М.: Просвещение, 1965. 128 с.
- Широкова, С. Ю. Подготовка будущих учителей технологии к руководству художественно-конструкторской деятельностью школьников Текст. / С. Ю. Широкова: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Уфа, 1997. -20 с.
- Шипулина, Л. А. Формирование профессионализма будущих экономистов средствами новых информационных технологий Текст. / Л. А. Шипулина: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2004. -26 с.
- Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство. 1 класс Электронный ресурс. / Т. Я. Шпикалова // Режим доступа: Ьир://5Р1йтк.та51егtelecom.ru/Docs 9/МеТо^8Ь1ка1оуаАез12.Ыт1. свободный.
- Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителей Текст. / Т. Я. Шпикалова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 192с.
- Шпикалова, Т. Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиций культуры России Текст. / Т. Я. Шпикалова. Шуя, 1994. — 28 с.
- Щербаков, В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей Текст. / В. С. Щербаков. -М.: Просвещение, 1991. 159 с.
- Экспериментальная программа: Технология. 5−9 классы. Вариант для мальчиков Текст. / Под общ.ред. А. В. Леонтьева. Набережные Челны, 1998.-67 с.
- Юдина, Г. В. Из знаков образуется узор Текст. / Г. В. Юдина // Начальная школа. 1999. — № 2. — С. 55−57.
- Юсупова, Г. Хранилище легенд, старинный шамаиль Текст. / Г. Юсупова // Татарстан. 1997. — № 2. — С.71−76.
- Юсупов, В. С. Социально-педагогическое проектирование в региональных системах образования: Монография Текст. / В. С. Юсупов. — Киров: Изд-во ВШУ, 1998. 120 с.
- Ягодин, Г. А. Развитие личности главная наша забота Текст. / Г. А. Ягодин// Воспитание школьников. — 1989. — № 2. — С. 3−13.
- Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Центр комплексного формирования личности РАО Текст. / В. А. Ясвин. М, 1997. — 248 с.