Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные направления социального развития Северо-Западного региона Китая на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

КПК и Госсовет КНР приняли ряд решений относительно ускорения развития северо-западного региона, место проживания нацменьшинств. На 5-м пленуме ЦК КПК 15-го созыва (9−11 октября 2000 г.) в решении о 10-й пятилетке экономического развития Китая подчеркивалось неотложность его ускоренного развития. Обращалось внимание на сложность проблем и необходимость длительного периода времени для их решения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы социально-экономического развития северо-западного региона Китая
    • 1. 1. Факторы неравномерного развития внутренних и 10 приморских регионов
    • 1. 2. Особенности культурного и социально- 17 экономического развития северо-западного региона
    • 1. 3. Причины культурного и социально-экономического 21 отставания северо-западного региона
  • Глава 2. Стратегия освоения северо-западного региона и проблемы кадрового обеспечения социально-экономических преобразований
    • 2. 1. Социологический анализ стратегии социально- 36 экономического освоения северо-западного региона
  • Китая
    • 2. 2. Составляющие стратегии
    • 2. 3. Обеспечение трудовыми ресурсами развития 52 северо-западного региона
  • Глава 3. Торгово-экономическое сотрудничество с Россией и 71 проблема трудовых ресурсов
    • 3. 1. Особенности приграничной и межрегиональной 72 торговли
    • 3. 2. Сотрудничество в области энергоресурсов
    • 3. 3. Совместное освоение лесных ресурсов России
    • 3. 4. Совместное строительство транспортной 94 инфраструктуры
    • 3. 5. Сотрудничество в области трудовых ресурсов

Основные направления социального развития Северо-Западного региона Китая на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В конце XX века Китай стал мощной экономической державой, обладающей самым большим в мире потенциалом развития. Будучи одним из крупнейших государств, Китай долгое время находился в экономике на вторых ролях. В последние годы страна сумела использовать представившиеся возможности, добилась больших успехов и значительно продвинулась вперед в своем развитии. За годы реформ экономика Китая выросла в среднем почти на 10%. Жизнь населения в целом достигла среднего уровня.

Однако, подобные темпы роста повлекли за собой определенные проблемы, одной из которых стало все нарастающие противоречия в уровне развития восточных и северо-западных регионов страны. Сведение к нулю данного разрыва является одной из актуальнейших задач, стоящих в данный момент перед Китаем.

Торгово-экономическое сотрудничество Северо-западных регионов Китая с соседними государствами, и прежде всего с Россией (когда речь идет о его северо-западной части), является одним из непременных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития данных регионов Китая. В связи с этим возникла настоятельная необходимость выяснения перспективных направлений экономического взаимодействия Китая и России.

Степень разработанности темы. Как только ЦК КПК объявил программу освоения Северо-западного Китая наиважнейшей стратегической проблемой XXI века, она сразу же стала объектом широкого общественного внимания. Этой проблеме посвящены работы ряда российских ученых: М. В. Александрова. В. В. Михеева,.

А. А. Москалева. Л. Делюсина. А. В. Островского^ также китайских ученых, таких как Цзэ Дачжао. Ван Гочжэнь. Чэнь Пин. Жу Синь. Е Юймин. Ван Лолинь и др. 2 Однако тема особенностей развития конкретно Северо-западного региона Китая, торгово-экономического взаимодействия этого региона с приграничными районами России и значение данного сотрудничества для развития экономики северо-западных районов и всего Китая в целом представлена в научной литературе не так полно. Диссертация представляет собой одну из первых попыток комплексного исследования этого круга вопросов на материале последних лет.

Объектом исследования являются процессы социального, культурного и экономического развития Северо-западного региона Китая в связи с торгово-экономическим сотрудничеством с регионами России.

М. В. Александрова. «Китай и Россия особенности регионального экономического взаимодействия в период реформ», М., 2003 её же: «Стратегия экономического подъема центральных и западных регионов Китая», М., 2001; В. В. Михеева. «Глобализация экономики Китая», М., 2003; А. А. Москалев. «Теоретическая база национальной политики КНР (1949;1999)», М., 2003; JI. Делюсин, «Китай: полвека — две эпохи», М., 2001; А. В. Островский. «Формирование рынка рабочей силы в КНР», М., 2003 и другие.

2Цзэ Дачжао, «Экономика Синьцзяна, отмеченная местной спецификой», Пекин., 2002; Ван Гочжэнь. «Китай: Синьцзян Факты и цифры», Пекин., 2001; Чэнь Пин. «Большое количество дешевых рабочих сил: двоякий меч для экономического развития западных районов», Пекин., 2000 г (на кит. языке) — Жу Синь. «Анализ и прогноз социальной обстановки Китая за 2001 г.», Пекин., 2001 г (на кит. языке) — Е Юймин. «Освоение районов Китая», Пекин., 2000 г (на кит. языке) — Ван Лолинь. «Доклад о иностранных инвестициях в Китай за 2000 г. — инвестиции крупных транснациональных компаний в Китай», Пекин., 2000 г (на кит. языке) и другие.

Предметом исследования являются особенности социально-экономического развития Северо-западного региона Китая и перспективы сотрудничества с регионами России, в том числе в сфере трудовых ресурсов.

Целью данной работы является изучение проблемы отставания Северо-западных регионов Китая, анализ сложившейся социально-экономической ситуации и обоснование наиболее эффективных путей развития данного региона, в том числе его торгово-экономическое взаимодействие с Россией.

Общая цель исследования обусловила постановку следующих конкретных задач:

— выявление социальных и экономических причин существующего разрыва в уровне развития восточных и северо-западных регионов;

— оценка возможных социальных последствий данного разрыва;

— социологический анализ намеченной широкомасштабной социально-экономической программы освоения северозападных районов;

— рассмотрение российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, способствующего улучшению социально-экономической ситуации в Северо-западных районах Китая и совершенствованию человеческого потенциала.

Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в следующем:

— выявлены причины социального и экономического отставания Северо-западного региона Китая;

— проведён социологический анализ особенностей культурного, социального и экономического развития северо-западного региона;

— раскрыты основные тенденции, этапы, обоснованы наиболее эффективные пути реализации стратегии социального и экономического развития северо-западного региона;

— выделены основные пути подготовки квалифицированных кадров для реализации стратегии развития северо-западного региона;

— определены перспективные направления торгово-экономического приграничного и межрегионального сотрудничества с Россией, в том числе и в области трудовых ресурсов.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что комплексное исследование проблемы неравномерного развитая внешних и внутренних регионов Китая, а также ряда мер, предпринятых китайским правительством на пути разрешения сложившейся ситуации, представляет собой не только теоретический, но и практический интерес как для Китая и России, так же и для других стран, вставших на путь реформ. Анализ китайского опыта в этом вопросе, учет позитивных моментов и ошибок, допущенных Китаем в ходе экономических преобразований, может принести пользу в деле разработки стратегии развития некоторых регионов России. Содержащийся в диссертации материал о проводимой КНР политике в деле развития инфраструктуры, а также в области людских и природных ресурсов в рамках внешнеэкономического сотрудничества с Россией, может быть использован при разработке экономической и внешнеэкономической стратегии российских регионов, граничащих с Китаем. Результаты исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов по экономической социологии экономической географии, региональной экономике.

Рамки проведенного исследования определяются:

1. Пространственно-географическим фактором. Данное исследование охватывает Северо-западные провинции Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район, провинции Шэньси, Ганьсу и Цинхай, а также автономный район Внутренняя Монголия).

2. Временным фактором. Хронологические рамки исследования охватывают в основном период с начала проведения политики открытости (1978г.) по настоящее время. Прослеживается процесс возникновения и динамика развития поставленной проблемы отставания Северо-западных регионов Китая от восточных. Также затрагиваются некоторые моменты развития северо-западных регионов и российско-китайских торгово-экономических отношений, относящиеся к современному периоду и к ближайшей перспективе.

Теоретико-методологической основой диссертации является системный, диалектический и конкретно-исторический подход к исследуемым проблемам. При подготовке диссертации автор опирался на разработки китайских и российских ученых в области развития региональных и международных социальных и экономических отношений, придерживаясь принципов причинно-следственных взаимосвязей. Решение поставленных задач потребовало использования разнообразных общенаучных и частных методов исследования: сравнительно-географического, факторного и типологического. Автор внимательно изучил методологию в трудах российских ученых Александровой М. В., Островского А. В., Ишаева В. И., Кондрашовой Л. И., Коркунова И. Н. и других, а также работы китайских ученых: Ли Ган, Ван Шаосин, Ян Цзюньцзе, а также руководителей партии и правительства, материалы съездов и пленумов КПК.

Информационно-справочная база. Источниками информации послужили материалы по социально-экономической реформе правительственных органов Китая, материалы съездов КПК и Пленумов ЦК КПК Китая, прогнозные исследования, статистические материалы китайских, российских и международных справочных изданий, материалы научных теоретических и научно-практических конференций и дискуссий, опубликованные в научных изданиях журналах, а также материалы периодической печати.

Структура диссертации включает в себя: введение, три главы, заключение и список литературы.

Заключение

.

Практическое осуществление политики реформ КПК в последние десятилетия 20-го века привело к грандиозному подъему в социально-экономической жизни страны. В этот период Китай стал страной с наиболее высокими темпами экономического роста в мире. Было покончено с существовавшей много лет дефицитной экономикой, на потребительском рынке рост предложения товаров опережает спрос. Среди крупных стран с населением свыше 100 млн. человек к началу 90-х годов Китай стал экономически самой открытой страной мира и к 2000 году вышел на первое место среди развивающихся стран по объему привлекаемых инвестиций. Уровень потребления городского и сельского населения возрос в 4,6 раза, что означает преодоление уровня бедности более чем для 200 млн. человек. Жизнь населения во многих районах достигла среднезажиточного уровня.

Однако, правительство КНР хорошо понимает, что подобный рост происходит пока лишь благодаря отдельным районам восточного и юго-восточного регионов Китая, совершившим небывалый прорыв в социально-экономической сфере ввиду их наиболее выгодного положения для привлечения иностранного капитала. Рост экономики в значительной мере тормозится отсталыми северо-западными регионами. Степень диспропорционального социального развития регионов страны приобрела угрожающие размеры, и акценты в региональной экономической стратегии следует сместить на северо-запад. Отсталость северо-западных районов стала основным слабым местом в программе модернизации Китая. Поэтому освоение североСеверо-западного Китая должно быть долгосрочной стратегией развития, на которую в XXI веке необходимо обратить особое внимание. По словам Цзян Цзэминя, без процветания северозападных регионов нельзя обеспечить социальную устойчивость Китая и единство всей нациибез возрождения северо-западных регионов нечего и мечтать о возрождении всей китайской нациибез модернизации северо-западных районов невозможно добиться социалистической модернизации всей страны. Освоение северосеверо-западного региона — комплексная проблема, включающая капитальное строительство, подготовку кадров охрану окружающей среды, упорядочение структуры производства, науку и образование, национальный и религиозный вопросы.

КПК и Госсовет КНР приняли ряд решений относительно ускорения развития северо-западного региона, место проживания нацменьшинств. На 5-м пленуме ЦК КПК 15-го созыва (9−11 октября 2000 г.) в решении о 10-й пятилетке экономического развития Китая подчеркивалось неотложность его ускоренного развития. Обращалось внимание на сложность проблем и необходимость длительного периода времени для их решения, отмечалось, что за 510 лет необходимо достичь заметных успехов в капитальном строительстве и защите окружающей среды. Необходимо ускорить капитальное строительство (транспорт, гидростроительство, связь, электроэнергетика), осуществить проекты транспортировки газа и электроэнергии с запада на восток. Также необходимо осуществить создание инфраструктуры в сфере охраны окружающей среды, активно регулировать производственную структуру, развивать научно-технический потенциал северо-западных районов, при политическом руководстве, создавать благоприятный климат для инвестиций и усиления способности к самоорганизации, развивать механизм заинтересованности, привлекать финансы, технологии и кадры, способные реализовать поставленные задачи.

На основе соединения специфики северо-запада и опыта Востока государство в комплексной политике поддержки северозападных районов должно уделять внимание следующим вопросам.

1. На государственном уровне проводить реструктуризацию госсектора, увеличивать объемы государственного инвестирования, осуществлять поддержку иных форм собственности и разрабатывать системы льгот для привлечения иностранного капитала и капитала восточных регионов.

В стратегии развития северо-западных районов, прежде всего, необходимо освободить сознание, снять все ограничения на развитие конкурентоспособного и прибыльного частного сектора. Необходимо путем обновления системы, использования акционирования и прочих современных методов хозяйствования повысить эффективность государственных предприятий. Следует под строгим контролем государства поощрять внедрение в государственные предприятия негосударственных и необщественных форм собственности, оживить государственный сектор путем взаимного проникновения элементов государственной и частной экономики, расширить функции государственного капитала, повышать степень влияния государственной экономики. Центральное и местные правительства должны создать льготные условия налогообложения, кредитования, землепользования и регистрации, поддержать ростки народной экономики, способствовать вкладыванию средств в развитие северо-запада частными инвесторами из-за рубежа и развитых районов Китая.

Создание обстановки рыночной экономики, соответствующей международной практике — это необходимое условие нормального функционирования северо-западных районов Китая. Ключевой момент осуществления этой цели находится в дальнейшем развитии реформы и открытости, создании здоровой социалистической рыночной системы.

2. Осуществлять приоритетную кадровую политику, закреплять местные кадры путем создания условий, внимательного отношения, предоставления льгот. Особое место уделить вопросу повышения квалификации кадров, притока кадров из-за рубежа и из развитых восточных регионов, развивать общенациональную систему образования и воспитания, улучшать систему подготовки высоко квалифицированных кадров.

Осуществлять стратегию научно-технического обновления и возрождения. Всем административным субъектам на Северо-западе Китая необходимо максимально использовать внешние источники образования, науки и техники, создавать собственный научно-технический потенциал, создавать систему научно-технического новаторства, способствовать внедрению достижений науки и техники в производство, в развитие рыночной экономики. Увеличивать инвестиции в человеческие ресурсы — основу интеллектуальной экономики и научно-технического новаторства. В стратегии разработки человеческих ресурсов необходимо строго придерживаться планирования рождаемости, больше уделять внимания воспитанию и образованию. На базе среднего образования необходимо создавать условия для расширения масштабов высшего образования, совершенствовать структуру высшего и специального образования, направлять образование на практическое использование в производстве. Необходимо путем развития профессионального образования и обучения взрослого населения совершенствовать профессионально — производственные качества уже имеющейся рабочей силы. В северо-западных районах необходимо на основе имеющихся образовательных ресурсов продолжать углубление реформы системы образования, поощрять создание различных школ разными общественными структурами. Необходимо качественно совершенствовать разрабатывать человеческие ресурсы по всем направлениям, поставить ближайшей целью повышение занятости и сокращение бедности, а перспективной целью создание штата высококвалифицированной рабочей силы XXI века.

3. Активно развивать инфраструктуру, стимулировать процессы урбанизации и индустриализация деревни. Улучшение инфраструктуры является важным условие развития Северозападного Китая. Железные и шоссейные дороги, авиалинии, трубопроводы должны сформировать экономически рациональную, скоординировано развивающуюся современную комплексную транспортную систему. Вместе с ними должны развиваться почтово-телеграфная связь, пункты пропуска, подача и распределение воды.

Необходимо развивать преимущества того или иного вида транспорта в соответствии с требованием объединения в систему, развивать комплексную транспортную систему. Следует развивать преимущества железной дороги в области перевозок пассажиров и грузов на средние и дальние расстоянияпреимущества шоссейных дорог, которые состоят в оперативности, гибкости, быстроте доставки и распространенности дорог, при доставке на средние и короткие расстоянияпреимущества авиационного транспорта, которые заключаются в быстроте перемещений пассажиров на длинные расстояния.

Прежде всего, необходимо усилить общие функциональные возможности городов, сделать их центрами распространения общекультурной, экономической и научно-технической информации. Развитие больших городов станет движущей силой в развитии малых.

Создание зон высоких технологий и особых национальных экономических зон позволит рационально распределить трудовые ресурсы и обеспечит появление вблизи больших городов 3−5 городов спутников. Использовать развитие современного сельского хозяйства для сближения города и деревни. Процессы урбанизации должны органически сочетаться с процессами регулируемого развития.

4. Улучшение экологических условий. Цзян Цзэминь указывал, что улучшение экологических условий является важнейшей задачей развития северо-западных районов и без этого невозможно устойчивое развитие страны. При освоении северо-западных районов необходимо решать проблемы защиты речных истоков, вести борьбу с эрозией почв и опустыниванием, принимать общие меры по борьбе с ухудшением окружающей среды. Необходимо создавать заповедники, изменить структуру сельского хозяйства, ориентированного на производство зерновых и животноводство, создать современное экологическое сельское хозяйство, основанное на промышленных биотехнологиях. В развитии северо-западных районов необходимо органичное сочетание экономических, социальных и природных факторов.

5. Развитие туризма. На северо-западе есть три источника развития туризма: национальная культура, исторические достопримечательности, природа. Ттуризм должен стать одной из статей экономического прироста, стимулом развития инфраструктуры, улучшения социально-экономического положения населения, создания огромного числа новых рабочих мест.

6. Развитие добрососедских отношений с приграничными государствами и, прежде всего, с Россией. Бурный рост приграничной торговли Китая с Россией придает динамику развитию сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, транспорта, сферы услуг и других смежных отраслей на территории Северозападных регионов Китая. Северо-западные регионы находятся в близком соседстве с Россией, имеют общую границу и открытые пропускные пункты, обладают очевидными географическими и этнографическими преимуществами для развития торгово-экономического сотрудничества. Установление стабильных политических и экономических отношений с Россией— это важнейшая основа для развития этих регионов.

Северо-западные регионы должны в условиях макроконтроля со стороны государства и координации работы с ним развивать собственную роль для обеспечения эффективности взаимодействия с Россией, еще шире развивать двустороннее экономическое сотрудничество с Россией.

Развитие экономического и технического сотрудничества, а также культурного обмена Китая с Россией полезно как для оптимизации кооперации, рационального размещения технических и экономических сил обеих сторон и выявления наилучших областей взаимодополняемости, так и для повышения технического уровня и социально-экономического развития северо-западных регионов.

Для важнейших объектов экономического сотрудничества Северо-западных регионов Китая и России необходимы участие и поддержка со стороны государства, в том числе подписание, соответствующих межправительственных соглашении, предоставление экспортных кредитов и т. д. Осуществление важных объектов экономического сотрудничества пойдет на пользу не только улучшению двусторонних отношений, но и взаимному экономическому проникновению обеих сторон, что закладывает прочную основу дня дальнейшего экономического сотрудничества.

Северо-запад Китая относится к богатым природными ресурсами территориям, ожидающим широкомасштабного освоения и обладающим огромным потенциалом. Осуществление регионального экономического сотрудничества и совместного межгосударственного освоения должны полностью перевести региональное сотрудничество от монотипного, замкнутого, осуществляемого в рамках небольшого региона, к многотипному межгосударственному сотрудничеству.

С Россией северо-западные регионы имеют географическую близость, взаимодополняемость по ресурсам, взаимную экономическую выгоду. Необходимо усиливать координацию в разработке политики, укреплять сотрудничество в ограниченных масштабах, развивать базовые отрасли и специфические ведущие отрасли, повышать конкурентоспособность экспортной продукции, таким образом, формируя в районе китайско-российской границы зону экономического роста.

При проведении совместного освоения следует принимать во внимание не только природные ресурсы как таковые и масштабы производства всего региона, но и возможность природных ресурсов объединенного пространства стать основой для сосредоточения производства в этой зоне. Кроме того, в этой зоне следует проводить особую экономическую политику и обеспечивать льготы, использовать новые формы экономической деятельности, оптимизировать условия микрорайона, приводить экономическое освоение региона в соответствие с требованиями инвестирования.

Осуществлять активное развитие наиболее перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества с Россией при совместном освоение запасов нефти и газа, совместном развитии транспортной инфраструктуры, совместном освоение лесных ресурсов России и сотрудничество в области трудовых ресурсов, увеличивать объемы и спектр товаров приграничной торговли.

В области топливно-энергетической области активно проводить совместную разработку месторождений угля, решая важные стратегические задачи по перемещению акцента в освоении угольных ресурсов на северо-запад, форсирование строительства гидрои теплоэлектростанций, расположенных вблизи угольных месторождений.

Прежде всего, осуществлять ускоренное совместное освоение богатейших запасов нефти и газа в России, прокладке трубопроводов и поставке нефти и газа в Китай с помощью предоставляемых Китаем инвестиционных ресурсов и рабочей силы.

В условиях мирового перехода от структуры топливного баланса с преобладанием угля к структуре с преобладанием нефти и газа, развитие торгово-экономического сотрудничества Китая, где уголь является основным компонентом топливно-энергетического комплекса страны, с Россией, где основными компонентами топливно-энергетического комплекса служат нефть и газ, станет взаимовыгодным для обеих стран. В XXI в. сотрудничество между двумя странами в вопросе энергоносителей должно обеспечить обеим странам взаимное развитие, и двусторонняя торговля между ними сможет выйти на качественно новый этап.

Отсутствие в Китае общенациональной системы газопроводов и разрыв между местами добычи и потребления газа создают реальную основу для взаимного сотрудничества Китая и России в газовой области, в частности в сооружении национальной газотранспортной сети, газосборных центров и хранилищ. Необходимо подчеркнуть, что Россия и Китай имеют много общего с точки зрения масштабности задач формирования системы газоснабжения, а именно — обширную территорию и удаленность основных районов потребления от ресурсной базы. Россия создала эффективную, не имеющую аналогов Единую систему газоснабжения, и имеет исключительный опыт решения задач, аналогичных стоящим перед Китаем в этой сфере в ближайшие десятилетия.

Проводить скорейшее освоение Таримского бассейна и эксплуатацию магистрального газопровода «Запад-Восток» для решения стратегической задачи ускорения развития Северозападных районов КНР, что, помимо роста промышленности, улучшения экологии, должно гарантировать стабильность на Северо-западных границах Китая.

В области индустрии леса действовать в рамках, проекта о сотрудничестве в области лесозаготовок между Китаем и Россией и российско-китайского межправительственного соглашения о сотрудничестве в совместном освоении лесных ресурсов, подписанных соответственно в 1999 и 2000 годах. Сотрудничество Китая и Росси в области лесозаготовок и торговли, помогает решать целый комплекс задач. Это осуществление экологических китайских программ «сохранения природных лесов» и «экологического строительства». Это и удовлетворение растущего спроса на древесину, как в промышленном, так и частном секторах, что является показателем экономического роста и улучшением уровня жизни. Это и реализация программы широкомасштабного капитального строительства, бурное развитие мебельной промышленности. В рамках данного сотрудничества создаются совместные предприятия по переработке российской древесины, что способствует модернизации китайской деревообрабатывающей промышленности, повышению квалификации кадров и созданию новых рабочих мест. Для России Китай становится обширным рынком выгодного сбыта древесины, поставщиком дешевой рабочей силы, а также источником высококачественной продукции, например, хлопка в обмен на лес и другие сырьевые ресурсы.

В области транспортного обеспечения активно развивать совместные российско-китайские международные проекты, особенно проект «Евразийский новый Шелковый путь» — новой трансконтинентальной железнодорожной магистрали, проходящей от восточного побережья Китая к северо-западному побережью Атлантики. Проекту отводится важное место в девятом пятилетнем плане экономического и социального развития КНР и перспективной программе на период до 2010 г. Предполагается, что «Евразийский новый Шелковый путь», как магистраль именуется в китайской печати, в перспективе станет главным звеном в осуществлении евроазиатских и трансазиатских транспортно-экономических связей.

В рамках реализации транспортных проектов осуществлять проведение политики внешнеэкономической открытости в полосе охватываемых районов, включая создание открытых экономических районов, сравнимых по уровню льгот условий вложения иностранного капитала с Приморьемосуществление реконструкции китайской части дороги (прокладка вторых путей, электрификация и тл.) — сооружение вдоль магистралей предприятий по добыче и переработке природных ресурсов, нефтеи газопроводов, а также современных линии связиразвитие туризма и международных культурных обменов.

Содействовать России в использование новых магистралей при транспортировки грузов, для развития экономических связей российских регионов с провинциями Центрального и Северозападного Китая, в получении доходов от транзита грузов по российскому участку магистрали.

Использовать появляющиеся транспортные магистрали для осуществления открытости в двух направлениях — на восток и на северо-запад. Это в определенной степени будет содействовать изменению ситуации с природными ресурсами и развитию отраслей, в которых Северо-западный Китай имеет преимущество.

Использовать несовпадения в наличии природных ресурсов и в отраслевой структуре Северо-западного региона Китая по отношению к приграничным торговым партнерам, для выхода на рынки центрально-азиатского региона и России, что сыграет позитивную стимулирующую роль в деле открытия Китайской экономики в северо-западном регионе. Это очень важно для северо-запада в процессе преобразования ресурсных преимуществ в социально-экономические.

В области кадровой индустрии действовать в рамках принятого в феврале 2001 г. межправительственного «Соглашения о временной трудовой деятельности граждан РФ в КНР и. граждан КНР в РФ», расширять взаимовыгодный экспорт трудовых услуг из Китая в Россию, которая является для Китая одним из крупнейших рынков экспорта рабочей силы. Для российского Дальнего Востока и Сибири импорт рабочей силы из Китая решает проблему нехватки рабочей силы в сельском хозяйстве и строительстве, которая сохраняется даже в условиях безработицы. Китайская рабочая сила используется в основном в регионах Сибири и Дальнего Востока, где она представлена в сельском хозяйстве (30%) и строительстве (40%). Главная причина привлечения и использования рабочей силы из Китая — ее экономическая выгодность для российского работодателя. При этом не происходит вытеснения из сельского хозяйства российских граждан. Наоборот, создаются условия для увеличения числа рабочих мест для российских граждан, вовлечение их в процесс обучения новым технологиям и перенятая иностранного опыта. Для китайских рабочих российской стороной гарантируется заработная плата, превышающая минимальный уровень оплаты труда, и оплата медицинских услуг.

Использовать трудоустройство китайских граждан за границей как наиболее мягкий и эффективный способ решения назревающих социальных проблем. Из-за рубежа китайские рабочие могут перечислять свои заработки в валюте на родину, где государство может их использовать для развития социальной сферы, необходимой для модернизации промышленности и развития сельского хозяйства, для гармонизации национальных отношений, повышения уровня социальной справедливости и качества жизни.

В своем докладе о работе правительства премьер-министр Чжу Жунцзи, от 5 марта 2000 года на 3-ей сессии ВСНП 9-го созыва сказал: «Крупномасштабное освоение северо-запада и ускорение развития центральных и северо-западных регионов страны — это важное решение в духе стратегического курса Дэн Сяопина по модернизации Китая, обращенное в новый век. Это будет иметь огромное значение для расширения внутреннего спроса, перехода к устойчивому развитию, сбалансированию развития разных регионов, для достижения, в конечном счете, всеобщего процветания, сплочения всех национальностей, укрепления социальной стабильности и обороноспособности страны». 51.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.И.Кранина. Проблемы экологии и регулирования многоотраслевого развития экономики китайской деревни -«Китай и мир», М. 2001 часть 1 с. 133−134
  2. Э.П. Реально оценивать современную социально— экономическую ситуацию в КНР -«Китай и мир», М. 2003 часть 1 с.9−12
  3. Курбанова 3. К. Социоэкономические проблемы КНР —"Китай и мир", М.1991 часть 1 с. 19−22
  4. Величеко В, В. Ускорение социально-экономического развития «бедных районов» КНР. Проблемы и решенья —"Китай и мир", М. 1991 часть 1 с.48−52
  5. Абдуллаева. K. HL Белбергенов С. О перспективах экономического развития СУАР КНР -«Китай и мир», М. 1991 часть 1 с.52−56
  6. . С. Шевцова. Т. В, О китайской составляющей внешней миграции населения в России —"Китай и мир", М.2003 часть 1 с. 117−120
  7. В. Курбатов, Китайская деревня к началу XXI века -«Китай и мир», М.2001 часть 1 с. 114−117
  8. М. В. Сибирь и Синьцзян: возможности и направления взаимодействия «Вестник научной информации реформы вчера, сегодня, завтра», № 11, М. 2001, с. 67−82
  9. Е. С. Баженова. Демографическая ситуация в западных районах КНР и стратегия реформ-«Стратегия освоения западных районов КНР демографическая политика и политика открытости», № 10, М. 2001, с.4−27
  10. И. Рогачев. Россия — Китай. Сотрудничество на торгово-экономическом треке «Международная жизнь» № 8, М. 2002, с.37−41
  11. А. В. Насколько привлекательна Россия для китайской рабочей силы. -«Китай: шансы и вызовы глобализации», М.2003, часть 1 с. 102−106
  12. Г. Д. Особенности торгово-экономических связей-«Китай: шансы и вызовы глобализции», М.2003, часть 1 с. 107−109
  13. Б. Н. Лузгин, Г. Я. Барышников. Сравнительные аспекты важнейших экологических проблем Китая и России «Актуальная вопросы региональных отношении: история и современность», Барнаул 2000, с.39−48
  14. М. Потапов. Газовый рынок Китая и перспективы российско-китайского сотрудничества «Проблемы Дальнего Востока» № 3, М.2002, с. 88−105
  15. С. С. Проблемы регионального развития в Китае -«Китай и АТР на пороге 21 века «часть 1 МЛ998, с.91−127
  16. Э. П. Реально оценивать современную социально-экономическую ситуацию в КНР -«Китай: шансы и вызовы глобализации», М.2003, часть 1 с.9−12
  17. В.Михеев, Социальная политика «Эволюция социально-экономической модели развития Китая» М.2000, с. 167−169
  18. В. Г. Гельбрас. Реформы: опыт сравнительного исследования — «Рабочий класс и социальный прогресс «М. 1993, с.20−33
  19. С. С, Проблемы регионального развития в Китае -«Китай и мир», М. 1998 часть 1 с.91−95
  20. Г. А, Восточный Китай «локомотив» экономического развития страны — «Китай и мир», М. 1998 часть 1 с.95−99
  21. Е. Ф. Реформа в социальной сфере: успехи, трудности, противоречия «Китай и мир», М. 2002 часть 1 с. 165−166
  22. А. Э. Акопян, Нефтяные ресурсы Китая «Китай в 21 в: Шансы, перспективы» М. 2000, т. 2, с. 7−12
  23. С. Цыплаков, Е. Попов, Структура экспорта России в КНР в 2002 г «Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество» М.2003, с. 82−8331 -М. В. Александрова, «Стратегия экономического подъема центральных и западных регионов Китая» М. 2001, с72−82
  24. Л. И. Кондрашова. Китайская программа освоения западных регионов страны — «Стратегия развития западных регионов КНР» № 9, М. 2001, с.7−23
  25. И. Н. Коркунов. Российско-китайские экономические отношения -«Россия и Китай в системе международных отношений на рубеже XXI» М.2002, вып. 10, с. 15−25
  26. М. В. Александрова, Приграничное и межрегиональное торгово-экономическое сотрудничество России и Китая на современном этапе -«Стратегия развития западных регионов КНР» № 9, М. 2001, с.48−53
  27. М. В. Александрова. Проблемы и трудности российско-китайского торгово-экономического взаимодействия — «Китай на пути модернизации и реформ» М. 1999, с. 92−95
  28. Якубовский В, Российско-китайские экономические отношения: проблемы и перспективы «Китай: шансы и вызовы глобализации» ч. 1, М. 2003, с. 97−101
  29. В. С. Куликов, «О некоторых внешнеполитических и экономических отношениях между РФ и КНР» М. 2001, вып. 10, с.46−47
  30. ЗЯ.Муромцева 3. А, Социальные аспекты экономической реформы КНР -«Китай и мир», М. 1995 часть 1 с.43−46
  31. А. Я. Якобсон, Н. В. Мохова. Полюса роста в Китае. -«Китай и мир», М. 2000 часть 1 с.180−183
  32. А. М. Степаков. Стратегия России на энергетическом рынке СВА. -«Россия в АТЭС и в АТР» М. 2001 с. 126−130
  33. М. Ю. Паченко, С. А. Азатян. Вызов глобализации и перспективы России в Азиатском направлении. -«СВА. -«Россия в АТЭС и в АТР» М. 2001 с. 62−71.
  34. М. В. Александрова. «Китай и Россия особенности регионального экономического взаимодействия в период реформ» М. 2003
  35. В. В. Мгоеева, «Глобализация экономики Китая» М. 2003
  36. А. В. Островский, Районы проживания национальных меньшинства «Формирование рынка рабочей силы в КНР» М. 2003, с. 350−355
  37. Социально-экономические и демографические аспекты освоения западных районов Китая Синьцзяна -«Китайская народная республика в 2002 г. политика, экономика, культура», М. 2003. с. 126−144
  38. Национальная политика «Китайская народная республика в2000 г. политика, экономика, культура», М. 2001. с.65−105
  39. Региональное развитие экономики «Китайская народная республика в 2000 г. политика, экономика, культура», М. 2001. с.98−107
  40. Северо-западный Китай «Китайская народная республика в 1977 г. политика, экономика, культура», М. 1978. с.8−24.
  41. Структура открытости Китая внешнему миру «Китай 2003» издательства «Синьсин» КНР Пекин 2004.54. «Центральный и западный регионы Китая: новый инвестиционный бум» издательства «Синьсин» КНР Пекин 1998
  42. Цзэ Дачжао. «Экономика Синьцзяна, отмеченная местной спецификой», межконтинентальное издательство Китая 2002
  43. В .Михеев, Социальная политика — «Эволюция социально-экономической модели развития Китая» М.2000, с. 167−169
  44. Ли цзинвэнь. Перспективы экономического развития Китая в XXI веке «Региональное развитие и региональная экономика и политика РФ и КНР», М. 2000, с. 17−24
  45. Лю Чуньюй. Российский газ придет в Китай «Азия и Африка сегодня» № 8, М.2002, с. 48−50
  46. Ван Шаочжан, У Чжоу, Нефть и газ в китайско-российском сотрудничестве — «Северо-восток КНР в системе экономическая развития Северо-восточной Азии» вып. 16, М. 2001, с. 83−86
  47. Лю Мино, Ян Нзилунь. XXI век: стратегия социально-экономического развития КНР «Китай и мир», М. 1998 часть 1 с.48−51
  48. Лай Гуанлинь, Новый шелковый путь и экономическое развитие Синьцзяна-«Китай и мир», М. 1998, часть 1 с.69−84
  49. Лю Сюйбо, Гао Синто, Стратегия освоения западного Китая в китайской прессе «Шэхуэйчжуй цзинцзи лилунь юй шицзянь», 2001, № 1с. 163−168
  50. Фэн Чжи! пюнь1 Некоторые комментарии к стратегии развития западных районов Китая «Чжунго жуань кэсюэ», 2000, с. 1−5
  51. Ян Цзюньпзе. Осуществить «Три больших мероприятия», ускорить освоение западных районов «Чжунго жуань кэсюэ"№ 3, 2000, с. 13−16
  52. Ию Сунхуэй. Влияние политики открытости западного региона на экономику Китая «Чжунгун яньцзю» № 12,2000 г, с. 36−45
  53. Ван Шфохин. Обзор ретроспективы и перспектив китайско-российских отношений «Россия и Китай в системе международных отношений на рубеже XXI» М.2002, вып. 10, с. 9−14
  54. Цюй Вэй, Стратегическая концепция китайско-российских торгово-экономических отношений на государственном уровне — «Перспективное региональное сотрудничество Россия и Китая в 21 веке». Экспресс-информ. № 6, М. 2001, с. 11−23
  55. Юань Цинпин, Региональные различия в КНР и пути ускорения экономического развития синьцзян-уйгурского автономного района «Региональное развитие и региональная экономика и политика РФ и КНР» М. 2000, с. 131−139
  56. Ван вэньхэн. Национально-территориальная автономия синьцзяна и социальная стабильность «Региональное развитие и региональная экономика и политика РФ и КНР» М. 2000, с.140−155
  57. Цзян Хай, Финансовая политика центра и финансовое положение синьцзяна- «Региональное развитие и региональная экономика и политика РФ и КНР» М. 2000, с. 156−167
  58. Ли чжоувэй, Чжун Вэноюй, Се Хунбинь, Проблема совершенствования структуры экономики Синьцзяна-«Региональное развитие и региональная экономика и политика РФ и КНР» М. 2000, с. 168−178
  59. Ян Сумину Некоторые суждения по поводу стратегической формулы экономического развития Синьцзяна «Одно белое. Одно черное» — «Региональное развитие и региональная экономика и политика РФ и КНР» М 2000, с. 179−197
  60. Чэнь Бэньцзай, Поиски новых путей сотрудничества между Россией и Китаем. Проблема трудовых услуг. -«Экспресс-информ» № 6, М. 2001 с.28−32.
  61. Цинь Сюаньжень. Тенденции развития современной мировой экономики и Китай. -«Экономическая политика: стратегия и тактика. Проблемы теории и практики управления». № 3 М. 2001 с. 12−17.
  62. Ashworth G. J and Н. Voogd. Marketing of tourism places: What are we doing? Journal of International Consumer Marketing. 1994
  63. Cozzarin Brian P. And Peter J. Barry. Organizational structure in Agricultural Production Alliances. Inetrnational Food and Agribuisness Managment Review, 1 (2): 149−165 ISSN 1096−7508.
  64. Fabpzzi F. J. F. Modigliani and M. G. Ferri. Foundations of Financial Markets and Institutions. Prentice Hall Interntional, Inc. 1998.
  65. Gills. M D. H. Perkins and D. R. Snodgrass. Economics of Development. W. W. Norton and Co. Inc. 1996.
  66. Keegan W. J. Global Marketing Management. Prentice — Hall Interntional, Inc. 1995.
  67. Kotler P. D. H. Hiader and I. Rein. Marketing Places: Attracting Investment, Industry and Tourism to Cities, States and Nations. New York: The Free Press. 1993.
  68. Kotler P, D. H. Hiader and I. Rein. There’s no place like our place! Public Management. 1994.
  69. Kotler P. S. Jatusripitak and S. Maesincee. The Marketing of Nations: A Stratigic Approach to Building National Wealth. New York: The Free Press. 1997.
  70. Kotler P. Marketing Management. Prentice Hall Interntional, Inc. 1997.
Заполнить форму текущей работой