Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Рассмотрение современного состояния проблемы коммуникативного развития ребенка в аспекте его социального развития в научных трудах М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, О. Е. Грибовой, В. И. Гладышева, JI. Н. Галигузовой, О. Е. Смирновой и других позволило взглянуть на структуру изучаемого речевого дефекта, а также на возможные условия, позволяющие оптимизировать процесс его коррекции, по-новому… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы компенсации фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. И
- 1. 1. Психолингвистические механизмы самокомпенсации речевых нарушений в контексте развитая коммуникативных процессов у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
- 1. 2. Своеобразие механизмов становления языковой личности дошкольника с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
- 1. 3. Обзор современных технологий коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи при легкой степени псевдобульбарной дизартрии
- Глава II. Методы исследования, алгоритм проведения и анализ констатирующего эксперимента
- II. 1 Алгоритм и методика проведения логопедического обследования дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
- П. 2 Анализ констатирующего эксперимента
Глава III. Формирование самокомпенсации у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии при создании комплекса психолого-педагогических условий и оценка эффективности коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи.
Ш. 1. Теоретическое обоснование и принципы самокомпенсации фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
III.2. Адаптивная модель механизма самокомпенсации фонетикофонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
III.3. Оценка эффективности коррекционного процесса при создании комплекса психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М.: Педагогика, 1 991 158 с.
- Александрян А.Э. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе.- М., 1970.- 112 с.
- Анохин ПК. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980.- 197 с.
- Ахутина Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. М: Изд-во Московского университета, 1989.- 215 с
- Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и J1.C. Выготского // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1984, № 3, с. 3−13.
- Бадалян JI.O. Невропатология. М.: Академия, 2000.- 384 с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.176 с.
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М.: Педагогика, 1977.- с. 21−129.
- Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.: Просвещение, 1964.- 91 с.
- Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии, 1984, № 1, с. 141−146.
- Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи. // Дефектология, 1984, № 3, с. 24−32.
- Берннггейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.- 234 с.
- Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. М., 1928.- 544 с.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб: Питер-Пресс, 1997.- 222 с.
- Божович Б.Д. Развитие языковой компетенции школьников // Вопросы психологии, 1997, № 1, с.23−28
- Бондарко JI.B. Звуковой состав современного русского языка. М.: Просвещение, 1977.-175 с.
- Бондарко JLB., Зиндер JI.P. Исследование фонетики /| Основы теории речевой деятельности. М., 1974, с.64−68
- Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984, с.88−94
- Брызгунова Б. А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969.- 240 с.
- Бутакова Л.Г. Занятия ритмикой и логопедической ритмикой в детском саду и вспомогательной школе. М, 1994.-104 с.
- Венгер Л. А., Мухина B.C. Психология. М.:Просвещение, 1988.- 336 с.
- Ветрова В.В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. М.: Знание., 1988.-96 с.
- Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к перцептивной абстракции приемами моделирования // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. Иркутск, 1972, с.23−31
- Винарская Б.Н. Раннее речевое развитие дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1987.-159 с.
- Винарская Б.Н. Современное состояние проблемы дизартрии //Дизартрии. М., 1997, с. 106−122.
- Витгенштейн Л. Новое в зарубежной лингвистике. М. Вып. XVI, 1985, 215 с.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М.: АПО, 1996.- 102 с.
- Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С. Ляпидевского. М.:Просвещение, 1968.- 247 с.
- Выготский J1.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1984.
- Галигузова JI.H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М: Просвещение, 1992.- 143 с.
- Гвоздев А.Н. Изучение детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.470 с.
- Гвоздев А.Н. О фонологических средствах русского языка.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.- 168 с.
- Гладышев В.И. Компенсаторное общение. Екатеринбург, 1999.-292 с.
- Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М: Наука, 1983,-184 с.
- Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология, 1993, № 4, с. 37−43.
- Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников, Санкт-Петербург: Союз, 2000.-143 с.
- Горелов И.Н. Невербальные средства коммуникации. М, 1998.- 203 с.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики.М. Лабиринт, 2001 .-304с.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией// Дефектология, 1995, № 6, с. 7−16.
- Грибова О.Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений // Дефектология, 2001, № 1, с. 3−10.
- Грибова О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология, 1999, № 3, с. 3−11.
- Гриншпун Б.М., Добрович А. Б., Фрумкина P.M. Патология речи // Основы теории речевой действительности. М., 1974, с. 11−17.
- Гриншпун Б.М., Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология, 1988, № 3, с. 81−84.
- Гуровец Г. В., Маевекая С. И. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982, с. 103−110
- Гуровец Г. В., Маевекая С. И. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и методы коррекционного воздействия // Преодоления речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981, с.69−90
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М: Просвещение, 1987.- 207 с.
- Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.- 402 с.
- Дурова Н.В. Фонематика: как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М.: Мозаика-Синтез, 2000.- 215 с.
- Дьяченко О.М. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1994.-140 с.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей: Книга для логопедов. М.: Просвещение, 1987, — 199 с.
- Ефименкова JI.H. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.- 219 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.- 370 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.-157 с.
- Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. М.:Медгиз, 1962.-260 с.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельрости.М. :МОДЭК, 2001 .432 с.
- Игры в логопедической работе с детьми: книга для логопеда. Под ред. В. И. Селиверстова. М.: Просвещение, 1987.- 144 с.
- Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.- 240 с.
- Исенина Е.И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза. Иваново, 1983.- 163 с.
- Каверина Е.К. О развитии детей первых двух лет жизни. М, 1950.- 207 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988.- 319 с.
- Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии. // Дефектология, 1996, № 5, с. 10−14.
- Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартри-ческих расстройств Н Дефектология, 2000, № 1, с.24−27.
- Карпова С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М.: МГУ, 1978, с. 3−160.
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. Под ред. Р. Е. Левиной. М: Просвещение, 1971.- 191 с.
- Каше Г. А. Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста // Специальная школа, 1965, Вып. 4, с. 5−12.
- Киселева В.А. Дифференциальная диагностика дислалии и стертых форм дизартрии. // Школа здоровья, 1996, т. 3, № 3, с. 84−93.
- Козлянинова И.П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург, 1992.- 320 с.
- Коломинский ЯЛ., Харин С. С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии, № 6,1991, с.21−30.
- Кольцова В.А. Проблема общения в современной психологии. В книге: Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1989, с. 77−90.
- Кольцова М.И. Ребенок учится говорить. М., 1979.-159 с.
- Кон И. С. Социология личности. М.:Политиздат, 1967.- 383 с.
- Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5−9 лег. М.:ГНОМ, 2(Ю1.- 48 с.
- Кононова И. Развитие речевого подражания // Дошкольное воспитание 1981, № 8, 31−35 с.
- Корицкая Е.Г., Минашина B.C. Особенности фонетических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые логопедические приемы по их преодолению // Нарушение речи у дошкольников. М., 1969,91−97 с.
- Коротаева Е.В., Кочкина Т. П., Сутырина Т. А. Игровые модули общения. Екатеринбург, 1995.- 32 с.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи // Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.: ЧП Секачев В. Ю., 1999.-143 с.
- Красногорский Н.И. К физиологии становления детской речи // Журнал высшей нервной деятельности., 1952, т. П., Вып.4.
- Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей // Ин-т дефектологии АПН РСФСР. М., 1958.- 301с.
- Левина Р.Е. Принципы анализа речевых нарушений у детей. В книге: Труды 2-ой научной сессии по дефектологии. М., 1959, с. 166−173.
- Леонов А.В. О дифференцированном подходе к работе с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи // Дефектология, 1990, № 3, с. 49−51.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.- 287 с.
- Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969.- 307 с.
- Леонтьев А. А. Психология общения. М.:Смысл, 1997.- 365 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Политиздат, 1975. 304 с.
- Лепская Н.И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М., 1997.-205 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.М.:Педагогика, 1986.-143 с.
- Логопедия // Под редакцией Л. С. Волковой. М., 1989.- 382 с.
- Лозбяюова М.И. Звукопроизношение у детей 5-летнего возраста // Дефектология, 1973, № 1, с. 69−75.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. М., 1981.- 308 с.
- Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляторной моторики у детей со стертой формой формой дизартрии // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1987, с. 33−37.
- Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология, 1986, №", с. 64−70.
- Лопапгина Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. С-Петербург: Образование, 1994.- 100 с.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии // Дизартрии. М., 1997, с. 123−130.
- Лоренсо Л., Хализеева Л. М. Роль овладения наглядным моделирование в умственном развитии ребенка-дошкольника. // Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. М., 1979, с.21−33
- Лупандин В.И. Математические методы в психологии. Екатеринбург: изд-во Гуманитарного университета, 1997.- 117 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962.- 407 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1963.- 397 с.
- Лурия А.Р. Основы нейролингвистики. М.: Изд-во Московского университета, 1975.- 458 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.- 251 с.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка: Экспериментальное исследование. М., 1956.- 405 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.- с. 7−307.
- Мальцева Е.В. Организация подготовительных занятий по коррекции дефектов речи у детей с ЗПР // Дефектология, 1993, № 2, с. 20−26.
- Маранова Н.Н. Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическими недостатками. // Дефектология. 1989, № 2, с. 64−70.
- Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии, 1973, № 6, с. 17−21.
- Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии // Очерки по патологии речи и голоса, ч. П. М.: Учпедгиз, 1963, с. 34−48.
- Мартынова Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 3. М.: Просвещение, 1967, с. 98.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985.- 97 с.
- Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика М., 1976.- 302 с.
- Мелехова JI.B., Фомичева М. Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М.: Просвещение, 1967.- 96 с.
- Методы обследования речи у детей. Под ред. Власенко И. Т., Чиркиной Г. В. М., 1992.- 168 с.
- Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. М., 1993.- 206 с.
- Монделаерс Б.Ж. Вербальная диспраксия у детей. // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции: Материалы конференции «Современные проблемы логопатологии». СПб., 1999, с. 49−57.
- Морева Н. Формирование предпосылок творческой активности у детей с нарушениями речи. // Дошкольное воспитание 1983, № 8, с. 19−22.
- Мясгацев В.Н. Психология отношений. М., 1995.- 315 с.
- Некрасова Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения. // Вопросы психологии. 1985, № 5, с. 90−95.
- Оганесян Е.В. Дифференцированная методика логопедической ритмики. М., 1982.- 117 с.
- Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре ФФНР. И Дефектология. 2001, № 2, с. 28−36.
- Павлов И.П. Полное собрание трудов. Т.З. M.-JI., 1949.
- Панов MB. Современный русский язык. Фонетика. М.: Высшая школа, 1979.- 256 с.
- Пахомова Г. В. Пластико-ритмическая гимнастика: методические рекомендации. М., 1990, — 86 с.
- Пашина А.Х. К проблеме распознавания эмоционального контекста звуковой речи. // Вопросы психологии. 1991., № 1, с. 88−95.
- Пенфилд В., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы. Л., 1964.- 137 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 528 с.
- Поддъяков Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. // Дошкольное воспитание. 1998, № 12, с. 68−71.
- Поваляева М.А., Беденко Г. В. Интегративный подход при коррекции просодической стороны речи. Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 2000.- 105 с.
- Поваляева М.А., Караханян Л. Р. Речевое дыхание основа правильной речи. // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997,128−131 с.
- Пожиленко Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников. // Дефектология. 1995, № 3, с. 76−81.
- Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников. // Дошкольное воспитание. 1994. № 10, с. 24−28.
- Правдина О.В. Логопедия. М., 1967.- 357 с.
- Психологические и психофизические исследования речи. Под ред. Т. Н. Ушаковой. М.: Наука, 1985.- 240 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. М., 1984.-223 с.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками. Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1989.- 216 с.
- Расстройства речи и методы их устранения. Сборник трудов.//Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. М., 1975.- 194 с.
- Репина З.А. Нейропсихсшогическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Екатеринбург, 1996.- с. 122.
- Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М., 1930.302 с.
- Розенгард-Пупко ГЛ. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963, — 253 с.
- Рузская А.Г., Рейнстейн А. Э. Речь дошкольников в общении проблемы социальной психологии. Минск, 1985.- 216 с.
- Савченко М.А. Пути повышения эффективности преодоления дефектов звукопроизношения. // Дефектология. 1978, № 6, с. 37−43.
- Салахова А.Д. Звуковой состав лепета слышащего ребенка. // Дефектология, 1971, № 2, с. 23−29.
- Салахова А.Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка. Под ред. В. И. Бельткжова. М., 1975.- 118 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.-144 с.
- Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с различными видами отклоняющего развития. // Дефектология. 2000, № 1, с. 66−75.
- Семенова КА., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972,-123 с.
- Сикорский И.Д. О развитии речи у детей. Собрание сочинений. Киев, 1899, т. 2.
- Соботович Е.Ф. Особенности проявления и происхождения одной из форм косноязычия у детей дошкольного возраста. // Дефектология, 1971, № 5, с. 63−68.
- Соботович Е.Ф., Чернопольская А. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики. // Дефектология, 1974, № 4,63−68.
- Соколова Н.В. Обучение детей с ФФНР и ОНР навыку употребления предложнопадежных форм. // Дефектология, 1999, № 1,23−27.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников. // Вопросы психологии. 1989, № 3, с. 39−43.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи у дошкольников в детском саду. // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. // Огв. ред Н. Н. Поддьяков. М&bdquo- 1988, с. 37−45.
- Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. // Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957, с. 3−23.
- Стенина НФ. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими диагноз «Стертая форма дизартрии». Екатеринбург: ЦПД, 2000.48 с.
- Тихеева Е.Н. Развитие речи у детей (раннего и дошкольного возраста) под ред. Ф. А Сохина, 5-е изд., М: Просвещение, 1981.- 159 с.
- Токарева О.А. Дизартрии. // Расстройства речи у детей и подростов. // Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969, с. 144−155,
- Ткачева Л. Фонематические действия как предпосылка успешного усвоения фонетики, графики и орфографии. // Дошкольное воспитание, 1984, № 9,19−25 с.
- Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. // Дошкольное воспитание, 1989, № 3, с. 36−40.
- Трефилова Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии. // Вопросы психологии, 1997, № 5, с. 101−117.
- Трубникова Н.М. Логопедическое обследование младших школьников-олигофренов с детским церебральным параличом. Методические рекомендации. Свердловск, 1987.- 28 с.
- Тугова Н.А. Развитие выразительной речи у детей с речевыми нарушениями. // Дефектология, 1995, № 2, с. 53−57.
- Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом, М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
- Уфимцева КВ. Психолингвистические проблемы грамматики. М., 1979.-97 с.
- Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.- 235 с.
- Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика. // Психологический журнал. 1991, т. 12, № 6, с. 12−25.
- Ушакова Т.Н. Речь как когнитивный процесс и как средство общения. // Когнитивная психология. М.: Наука, 1986, с.131−143.
- Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М., 1964.- 320 с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебное пособие д/с. // Моск. гос. откр. пед. ин-т. М, 1993,37 е., Книга 2.
- Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М., 1961.- 384 с.
- Холодович А.А. О типологии речи. М., 1967.- 187 с.
- Хризман Т.П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М., 1991.- 217 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.-240 с.
- Чевелева Н. А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи. // Дефектология, 1985, № 5, с. 57−61.
- Чиркина Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией. // Дефектология, 1973, № 4, с. 15−21
- Чистович JI.А. Психоакустика и вопросы теории восприятия речи. Распознавание слуховых образов. Новосибирск, 1970.- 231 с.
- Чистович Л.А. Речь: Артикуляция. Восприятие. Л., 1965.- 297 с.
- Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе. // Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович А. М. Тематические и прикладные проблемы речевого общения. М, 1979, с.73−79
- Шаховский В.И. О роли эмоций в речи. // Вопросы психологии. 1991, № 6, с. 111−116.
- Шашкина Г. Р. Содержание и методика проведения логоритмических занятий в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематиче-ским недоразвитием речи. // Дефектология. 1995, № 4, с. 77−81.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 13, с. 101−129.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.- 275 с.
- Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., 1959.- 221 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.// Психология детей дошкольного возраста / Под. ред. А. В. Запорожца и ДБ. Эльконина. М., 1964, с.115−182
- Юртайкин В.В. Психолингвистические основы онтогенеза речи. // Вопросы психологии. 1988, № 6, с. 175−176.
- Bachmann G. Ahleitung der Eltern physisch-psychisch geschadigter Kinder // Die Sonderschule, 1980, № 6, c. 4−10.
- Cirsberg U. Diagnostizierung des sprachlichen Entwicklungsniveaus // Die Sonderschule, 1987, № 1, c. 11−20.
- David-Petrak H. Psychologisch-padagogische Grudsatze bei der Beratung von Eltern sprachgeschadigter Kinder // Die Sonderschule, 1981, № 5, c. 281−285.
- Freud A., Dunn L. An experiment in group upbringing. // The psycho-analytic study ofthe child. N.Y., 1951., Vol.16, c.117−129
- Gibson J. Growing up: A study of children. N.Y., 1978, 102 c.
- Pauia A., Square Ph.D. Treatment Approaches for Developmental Apraxia of Speech // Clinics in communication Disorders. 1994. № 3, c.21−27
- Wilcox M. G., Webster G. Early discourse behavior: An analysis of children’s responses to listener feedback J J Child development. 1980. Vol. 51 № 5, c.37−45