Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность основ конституционного строя Российской Федерации и Федеративной Республики Германии: Сравнительно-правовое исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ происходящих в современном мире явлений свидетельствует об устойчивой тенденции к сближению условий существования различных государств, форм и методов реализации ими социально-экономических, по литических и гуманитарных задач. В законодательной и правоприменитель ной деятельности большинства государств все больше учитывается положи тельный опыт правовой регламентации важнейших общественных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конституционная характеристика демократического характера Российского государства и Федеративной Республики
  • Германия
    • 1. Конституционно-правовое закрепление суверенитета народа и форм народовластия в Российской Федерации и ФРГ
    • 2. Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий как институтов демократии в Российской
  • Федерации и ФРГ
  • Глава 2. Конституционное регулирование федеративных отношений в России и ФРГ: общее и особенное
    • 1. Конституционно-правовой статус федерации в России и
  • Германии
    • 2. Основные способы размежевания компетенции между федерацией и ее субъектами в России и Германии
  • Глава 3. Правовое государство как элемент основ конституционного строя Российской Федерации и ФРГ
    • 1. Воплощение идей правового государства в современном конституционном законодательстве Российской Федерации и Германии
    • 2. Формы и методы совершенствования реализации принципов правового государства в Российской Федерации и ФРГ
  • Глава 4. Конституционные модели реализации республиканской формы правления в Российской Федерации и ФРГ
    • 1. Государственно-правовые признаки республиканской формы правления в России и Германии
    • 2. Содержание конституционных гарантий сохранения республиканской формы правления в России и Германии

Сущность основ конституционного строя Российской Федерации и Федеративной Республики Германии: Сравнительно-правовое исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современном, все более взаимозависимом, мире происходят процессы разносторонней глобализации, затрагивающие не только экономическую и научно-техническую, но и гуманитарную сферы развития общества. В этих условиях отчетливо проявляется тенденция к сближению различных правовых систем, их взаимодействия и взаимопроникновения. В законодательной деятельности большинства государств учитывается положительный опыт правовой регламентации важнейших общественных отношений в зарубежных странах.

Вполне понятно, что с наибольшей эффективностью такой опыт может быть использован теми странами, которые имеют много общего в своем историческом развитии, решаемых задачах, формах и методах их осуществления. В этом смысле необходимость изучения и всестороннего взаимного учета позитивного опыта Российской Федерации и Федеративной Республики ф Германии приобретает особую значимость.

Действительно, Российская Федерация и ФРГ — два государства, которые сравнительно недавно обрели свою национальную государственность в её современном виде, преодолели тоталитаризм, осуществили процесс демократического обновления и возврата к принципам парламентаризма.

Особую роль в этом сыграла реализация тех положений Основных Законов, которые принято называть «основами конституционного строя"1. И дело не только в практически одинаковых подходах в Российской Федерации и ФРГ к понятиям этого правового института, но и в реальном установлении его нормами важнейших его признаков — многопартийности, республиканской формы правления, принципов правового и социального государства. Независимо от разницы в процессах образования российской и германской федераций, обе они сегодня признаются конституционными.

Вместе с тем, нахождение каждой из рассматриваемых стран на разных стадиях строительства гражданского общества объясняется неодинаковыми формами и методами реализации конституционных положений о роли и месте политических партий в обществеотличиями в наделении государственными координирующими функциями в Российской ФедерацииПрезидента России, в ФРГ — Федерального канцлераразницей в установлении набора правовых и организационных гарантий сохранения республиканской формы правленияв своеобразных вариантах разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами, другими моментами.

Важно иметь в виду, что, например, успешное решение Германией проблемы экономического выравнивания потенциала своих субъектов, организации финансовой взаимопомощи Федерации и земель может быть воспринято в качестве положительного примера Россией, осуществляющей поиск наиболее оптимальных федеративных отношений. Не случайно Президент Российской Федерации г-н В. Путин в своих посланиях парламенту России в 2000 — 2002 гг. в качестве обязательного условия стратегических преобразований называл необходимость наведения порядка в отношениях между федеральными и региональными уровнями власти.

Безусловно, в российском опыте есть свои позитивные результаты, которые могут быть учтены конституционной теорией и практикой ФРГ, как, впрочем, и других государств.

Этими обстоятельствами объясняется выбор темы исследования, его цели и методология работы с нормативно-правовыми источниками и литературой, план исследования и предложенные по результатам работы выводы.

Степень разработанности темы исследования. Проблематика сущности основ конституционного строя государств привлекает внимание многих исследователей.

2 См. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2000 г. «Государство Россия. Путь к эффективному государству». М., 2000. С. 10- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2001 г. «Не будет ни революции, ни контрреволюции». М., 2001. С.6- Российская газета. 2002, 19 апреля.

Значительный вклад в осмысление данных проблем внесли российские ученые, а также их немецкие коллеги. При этом часть из них подвергла комплексному анализу практически весь перечень вопросов, относящихся к основам конституционного строя Российской Федерации и ФРГ3. Другие авторы обращались к исследованию отдельных важнейших его эле4 ментов .

К сожалению, результаты научных поисков большинства из перечисленных авторов не вышли за рамки соответствующих национальных правовых систем, и в силу этого не приобрели достаточной известности у своих.

1 См.: Аринин А. И. Проблемы развития российской государственности в конце XX века// Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997; Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998; Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Конституционное право современной России/ Учебник. М., 2001; Государственное право Германии. Т. I, II. 1994. С 5 — 14- Енгибарян Р. В., Краснов Ю. К. Теория государства и права. М., 1999; Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1998; Краснов Ю. К. Российская государственность: генезис, эволюция институтов, проблемы модернизации. Дисс. докт. юр. наук. М., 2000; Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. Уч. пособие. М., 1998; Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994. С. 72 — 81- Тихомиров Ю. А. Конституционное законодательство России. М., 1999; Чиркин В.Е.

Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998; Маунц Т. Государственной право Германии (ФРГ и ГДР). М., 1959; Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981; Веуше К. Das Politicshe.

Sistem der BRD. Munchen — Zurich, 1987; Sontheimer K. Grundzuge des politischen System der BRD. MunchenZurich, 1989; Maurer H, Staatsrecht I. Verlag С. H. Beck Miinchen, 2. Auflage, 2001; Maunz / Zippelius, Deutsches Staatsrecht. Verlag С. H. Beck Munchen, 30. Auflage, 1998; Ipsen, Staatsrecht 11. Hermann Luchterhand Verlag GmbH Neuwied, 4. Auflage, 2001.

4 АбдулатиповР.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. M., 1995; Дмитриев Ю. А., Токмаков К. К. Россия: становление многопартийности. М., 1993; Иванов B.H., Яровой О. А. Российский федерализм: становление и развитие. M., 2000;Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. M., 2001; Квачева Н. Е. Конституционное закрепление принципов правового государства. Дисс. канд. юр. наук. М., 1996; Лева-кин И. В. Современная единая российская федеративная государственность. Проблемы и перспективы. M., 2001; Марченко Г. В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М., 1999; Сидоров Н. А. Центральные государственные органы Федеративной Республики Германии. М., 1961; Умнова И. А. Конституционные основы современного Российского федерализма. М., 2000; Федерация в зарубежных странах. М., 1993; Четвернин В. А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993; Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998; Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ// Современный немецкий конституционализм. М., 1994; Рудольф В. Проблемы федерализма в Федеративной Республике Германии// Современный немецкий конституционализм. М., 1994; Шахрай С. М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб., 2001; Claessens D., Klonne A., Tschoppe A. Sozialkunde der BRD. Reinbeck, 1989; Gellermann M, Grundrechte im einfachgesetzlichen Gewande: Untersuchung zur normative!) Ausgestaltung der Freiheitsrechte. Habilitationsschrift. Mohr Siebeck Verlag, Tubingen, 2000; Nonnenmacher G, Die gespendete Macht: Parteiendemokratie in der Krise. Fest Verlag Berlin, 2000; Graezer B, Die Pramissen des Rechtsstaates. Logos Verlag Berlin, 1999; Langewiesche D, Foderative Nation: Deutschlandskonzepte von der Reformation bis zum 1. Weltkrieg. Oldenbourg Verlag Munchen, 2000; Sarcevic E, Das Bundesstaatsprinzip: eine staatsrechtliche Untersuchung zur Dogmatik der Bundesstaatlichkeit des Grundgesetzes. Mohr Siebeck Verlag Tiibingen, 2000 коллег за рубежом. Что касается сравнительного анализа сущности основ конституционного строя Российской Федерации и ФРГ, то с сожалением приходится констатировать, что работ по этим проблемам до настоящего времени нет. Конечно, определённый вклад в решение этой задачи внесен учеными-юристами Института государства и права РАН в книге «Сравнительное конституционное право» (М., 1996), известным российским компаративистом Ю. А. Тихомировым в одной из глав (VII) его монографии «Курс сравнительного правоведения» (М., 1996), а также в указанной выше работе В. Е. Чиркина. Однако данные труды имеют несколько иное назначение и не претендуют на полное и глубокое исследование накопленного современными Россией и Германией опыта конституционной регламентации важнейших сфер государственной и общественной жизни.

Вместе с тем, недостаточная изученность такого опыта, возросшая актуальность проблематики содержания основ конституционного строя Российской Федерации и ФРГ, являются побудительным мотивом настоящего диссертационного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, определяющих содержание основ конституционного строя Российской Федерации и ФРГ. При этом автор предлагаемой работы не ставил перед собой задачи полного и всестороннего анализа понятия «основы конституционного строя». Он солидаризуется с мнением многих российских и немецких ученых о том, что данное понятие (заимствованное, по мнению В. Е. Чиркина, из текста Конституции ФРГ 1949 г.5) неодинаково формулируется и тем более интерпретируется в юридической литературе6, однако признает в качестве отправного для себя понятия основ конституци.

5 См.: Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 285.

6 См., например: Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Конституционное право современной России/ Учебник. М&bdquo- 2001. С. 47−48- Stein Е. Staatsrecht. 16. Auft. Tubingen: Mohr Siebeck. 1998. S.23−25- Zippelius R. Allgemeine Staatsrecht. 13. Auft. Miinchen: C.H. Beck. 1999. S. 17−19- Sarcevic E, Das Bundesstaatsprinzip: eine staatsrechtliche Untersuchung zur Dogmatik der Bundesstaatlichkeit des Grundgesetzes. Mohr Siebeck Verlag Tubingen, 2000; Jarass 1 Pieroth, GG — Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland, Kommentar. Verlag C. H. Beck Miinchen, 6. Auflage, 2002, Anm. 3 zu Art. 20, Anm. 3 zu Art. 28 онного строя как главных устоев государства, его важнейших характеристик, нашедших закрепление в Основном Законе7.

Вместе с тем, представляется необходимым в самом начале работы остановиться на причинах того, почему в орбиту настоящего диссертационного исследования в качестве содержания его глав включены лишь такие элементы основ конституционного строя Российской Федерации и ФРГ как демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Дело в том, что в целом ряде работ российских исследователей, с учетом положений ст. 1, 7 и 14 Конституции Российской Федерации, содержатся, кроме названных элементов, указания на такие характеристики основ конституционного строя России как суверенное8, социальное9, светское10 государство, а немецкие авторы, ссылаясь на абз.1 ст. 20 и абз.1 ст. 28 Основного закона Германии, упоминают об аналогичных признаках основ конституционного строя ФРГ11. По мнению составителей комментария к Конституции Российской Федерации, определения России как социального и светского государства не были включены в статью 1, так как во время подготовки ее проекта многие политики и ученые совершенно неосновательно усматривали в термине «социальное государство» остаток коммунистической идеологии, а не необходимый признак современного либерального и демократического.

7 В данном случае позиция автора достаточно близка взглядам российских государствоведов Казанчева Ю. Д. (Конституционное право Российской Федерации/Учебное пособие. М., 2001. С.33), Ковешникова Е. М. (Конституционное право Российской Федерации/ Краткий курс лекций. М., 2000. С. 12), Кутафина О. Е. (Конституционное право России. М., 1995. С.79−80) и др.

8 См., например: Государственное право Российской Федерации/Учебник под ред .О. Е. Кутафина. M., 1996. С.135−141- Конституционное право/учебник под ред. А. Е. Козлова. М., 1994. С. 137−146- Крылов Б. С., Ильинский И. П., Михалева Н. А. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994. С. 16−17- Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России/Учебник. М., 1997. С.49−52.

9 См. об этом: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации/Учебник. М., 1998. С.118−120- Государственное право Российской Федерации/Учебник под ред. О. Е. Кутафина. М., 1996. С.141−155- Ко-вешников Е. М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2000. С.29−30.

10 См.: Баглай М. В. Указ.соч. С. 12−122- Ковешников Е. М. Указ. соч. С. 30−31- Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России/учебник. М., С. 142−145 См., например: Государственное право Германии. Сокращ. перевод нем. семитомного издания. М., 1994. Т.1. С. 13- Современный немецкий конституционализм. М., 1994. С.46- Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С.68- Aulehner JDengler A. u. a., Foderalismus — Auflosung oder Zukunft der Staatlichkeit. Richard Boorberg Verlag Stuttgart Miinchen, 1997; Bonner Kommentar, Kommentar zum Grundgesetz, Bd. I bis XI, Verlag C. F. Miiller Heidelberg, 6. Auflage, 2001; Edinger M, Menschenrechte. Verlag Landeszentrale fiir Politische Bildung Erfurt, 2000; Heinze R, Burgerengagement in Deutschland. Leske & Budrich Verlag Opladen. 2001; Meier-Walser R., Kriese und Reform des Foderalismus: Analysen zur Theorie und Praxis bundesstaatlicher Ordnungen. Olzog Verlag Miinchen, 1999 государства, а термин «светское государство», вероятно, был сочтен не настолько важным, чтобы включить его в текст ст. 1. Вместе с тем, авторы комментария полагают, что единая конституционная характеристика рос.

12 сииского государства охватывает все эти его свойства .

Мы считаем, однако, что, несмотря на закрепление перечисленных элементов в нормах конституций указанных государств, вряд ли оправданно рассматривать в качестве самостоятельных характеристик основ конституционного строя суверенитет, социальную направленность и светскую природу соответственно российского и немецкого государств. Так, все наиболее важные признаки суверенитета государства: верховенство национальных конституций и законов на его территории, право самостоятельно признавать высшую силу некоторых принципов и норм международного права, закрепление независимых от органов государства прав и свобод граждан и тому подобное, являются составной частью характеристик правового государства. Что касается социального государства, то уже само содержание, например, ст. 7 Конституции Российской Федерации, устанавливающей обязанность государства создать такие условия, которые обеспечат достойную жизнь и свободное развитие человека, равные возможности для всех членов общества, прямо связано с формированием подлинно демократического общества, реализацией принципа неотчуждаемости и приоритета прав и свобод человека и гражданина как общечеловеческих ценностей. Определение государства как светского наделяет его целым рядом демократических признаков: запрещение разжигания религиозной розни, ненависти или вражды, утверждение свободы совести, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к религиозным общественным объединениям, запрещение любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности и так далее. Одновременно, наименование «светское государство» нередко полагает.

12 См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/ Под общей ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996. С. 17. существование положений, соответствующих правовому его характеру: отсутствие какой-либо церковной власти над органами государства, непризнание государством юридического значения церковных актов, религиозных правил и тому подобное в качестве источников права, возложение на церковь каких-либо государственных функций, и прочее.

В равной мере это касается и такого элемента, как экономические основы конституционного строя, содержащегося, по мнению ряда российских авторов, в нормах первой главы Конституции Российской Федерации13, но не нашедшего своего прямого закрепления в тексте Основного закона ФРГ. По справедливому замечанию российского исследователя В. Е. Чиркина, сферы конституционного регулирования, даже в близких по юридическому характеру государств, могут быть далеко не одинаковыми и зависят от многих конкретных условий: от характера общественного и государственного строя в данной стране, ее исторических национальных особенностей, образа духовной жизни и других индивидуальных характеристик14.

Избранные, таким образом, нами объекты настоящего диссертационного исследования вполне соответствуют достаточно разработанному в компа-равистической литературе понятию «коэффициент сравнения"15, дающему возможность с максимальной достоверностью проанализировать действующую в Российской Федерации и ФРГ правовую реальность, сделать значимые для юридической науки и практики выводы и предложения.

Предметом исследования являются как общетеоретические проблемы сущности основ конституционного строя государств, так и практическая дея.

13 См., например: Габричидзе Б. Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Конституционное право современной России/ Учебник. М., 2001. С. 59−60- Государственное право Российской Федерации/Учебник под ред. О. Е. Кутафина. М., 1996. С.152−156- Ковешников Е. М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2000. С.34−35.

14 См.: Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 26.

15 См.: Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С.58- Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государство ведения. М., 1994. С. 46 тельность органов государственной власти Российской Федерации и ФРГ по реализации конституционных положений о демократическом, федеративном, правовом характере указанных государств, формах и методах осуществления установленной в них республиканской формы правления.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего диссертационного исследования является сравнительно-правовой анализ сущности основ конституционного строя Российской Федерации и ФРГ, раскрытие важнейших теоретических положений, касающихся форм и методов совершенствования правовой регламентации функционирования его основных элементов, выработка научно обоснованных рекомендаций по нормативному закреплению наиболее значимых и оправдавших себя на практике характеристик основ конституционного строя в законодательстве указанных государств.

Достижение названной цели предполагает решение ряда и теоретических, и практических задач.

Теоретические задачи исследования состоят в том, чтобы с современных позиций рассмотреть сущность, структуру и содержание положений, составляющих конституционный строй государстваопределить роль конституции и текущего законодательства в их закреплениипровести сравнительный анализ эффективности воздействия института основ конституционного строя государств на решение наиболее актуальных экономических, политических, социальных и других задач, стоящих перед Российской Федерацией и ФРГ.

Практические задачи исследования состоят в том, чтобы определить возможности взаимного использования положительного опыта Российской Федерации и ФРГ по правовому закреплению основных элементов конституционного строя, выработать рекомендации по совершенствованию национального законодательства каждой из рассматриваемых стран в указанной сфере.

Методологическую основу исследования составили общенаучные философские методы познания, анализа и обобщения теоретических положений и фактических данных по теме диссертации, а также специальные методы: политологический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой.

На первостепенную необходимость использования последнего из указанных методов обращается внимание в трудах основоположников сравнительно-правовой методологии Р. Давида и К. Жоффре-Спинози, их российских и немецких последователей: Ф. М. Решетникова, Ю. А. Тихомирова, X. Кетца, К. Цвайгерта и других. Диссертанта не смущает то обстоятельство, что сравниваемый институт основ конституционного строя, нашедший свое отражение в целом ряде норм основных законов Федеративной Республики Германии и Российской Федерации, находится соответственно в рамках классической романо-германской семьи (применительно к ФРГ)16 и развивающейся многовариантной постсоветской правовой семьи (Россия)17. По справедливому замечанию Ю. А. Тихомирова, признание государствами приоритета общедемократических принципов и прав человека, и воплощение их в нормах конституционного (государственного) права существенно сближает.

18 все национальные правовые системы. А поскольку именно в нормах указанной отрасли права, как Российской Федерации, так и ФРГ, отражены такие принципы и права, то проведение сравнительного исследования содержания и сущности основ конституционного строя этих двух стран является не только возможным, но и необходимым.

16 См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 56−78- Урьяс Ю. П. Вступительная статья к сб. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М., 1991. С.7−8.

17 См.: Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор русского права. Ростов-на Дону, 1995. С.279−280- Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993. С.78−81- Синюков B.H. Российская правовая система. Саратов, 1994. С.171−177- Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий //Государство и право. 1997, № 2. С.34−37.

18 См.: Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996. С. 31.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в современной юридической науке сделана попытка осуществить сравнительный анализ теоретических взглядов на сущность основ конституционного строя Российской Федерации и ФРГ, практической деятельности их органов государственной власти по законодательному закреплению его основных элементов, нормативному регулированию форм и методов дальнейшей демократизации общественной жизни, совершенствования федеративных отношений, реализации принципов правового государства, стабилизации республиканской формы правления в Российской Федерации и ФРГ.

В результате проведённого исследования впервые разработаны научно обоснованные рекомендации о взаимном использовании органами власти Российской Федерации и ФРГ положительного опыта правовой регламентации содержания основ конституционного строя каждого из этих государств в интересах достижения наиболее эффективных результатов в экономической, политической, социальной и других сферах жизни общества.

Новизна выносимых на защиту положений и результатов исследования состоит в следующем:

— обосновано положение о том, что в Российской Федерации и ФРГ сложился в целом единый подход к нормативно-правовому закреплению структуры и содержания основ конституционного строя этих государств, практической деятельности по демократизации жизни общества, совершенствованию федеративных отношений, утверждению принципов правового государства, сохранения и развития республиканской формы правления в Российской Федерации и ФРГ;

— доказано, что это позволяет достаточно глубоко и полно проанализировать действующую в России и Германии правовую реальность, сделать максимально достоверные выводы и значимые для юридической науки и практики и предложения по совершенствованию правовой регламентации содержания каждого из элементов основ конституционного строя Российской Федерации и ФРГ;

— раскрыты особенности нормативного закрепления форм и методов реализации конституционных положений о демократической сущности государств, их федеративном устройстве, правовом характере и республиканской форме правления в России и Германии, обусловленные своеобразным историческим опытом и национальными традициями каждой из стран;

— на основе анализа общего и особенного в конституционно-правовой регламентации института основ конституционного строя Российской Федерации и ФРГ сделан вывод о том, что в этих государствах выработаны и получили нормативное закрепление достаточно эффективные формы и методы реализации народовластия, федеративных отношений, пути построения правового государства, функционирования республиканской формы правления;

— аргументированы положения о том, что в интересах дальнейшего совершенствования правового регулирования отношений в сфере установления и развития элементов основ конституционного строя может быть использован положительный опыт как Российской Федерации, так и ФРГ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно ориентировано на решение актуальных вопросов совершенствования правового закрепления основных элементов конституционного строя Российской Федерации и ФРГ. Материалы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе и в учебном процессе при подготовке юристов.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы и выводы настоящего исследование нашли отражение в опубликованных автором брошюрах «Основы конституционного строя Федеративной Республике Германии», «Федерализм в Германии», научной статье «Современная республика: общее и особенное в Российской Федерации и ФРГ», апробированы в ходе обсуждения диссертации на кафедре государственного управления и права Института государственного управления МГИМО (У) МИД России, преподавания конституционного права на юридических факультетах Университета Людвига Максимилиана (г. Мюнхен) и Академии экономики и управления (г. Лейпциг).

Структура диссертации. Внутреннее строение диссертации предопределяется достаточной общностью подходов в современной России и Германии к определению сущности основ конституционного строя19, особенностями содержания и способами закрепления его основных элементов в нормативно-правовых актах Российской Федерации и ФРГ, а также указанными выше целями и задачами исследования. Текст диссертации объединяет введение, четыре главы, включающих в себя восемь параграфов, заключение, а также список использованных нормативно-правовых актов, монографической, учебной и научной литературы по теме исследования.

19 В учебной и монографической литературе российских и немецких авторов содержится в целом идентичное понятие основ конституционного строя как фундаментальных устоев общества и государства, главных его характеристик, закрепленных конституциями каждого государства. Подробнее об этом см.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации/Учебник. М., 1998. С.110- Государственное право Российской Федерации/Учебник под ред. О. Е Кутафина. М., 1996. С.94- Государственное право Германии. Со-кращ. перевод нем. семитомного издания. М., 1994. Т.1. С. 13- Жалинский А., Рерихт А.

Введение

в немецкое право. М., 2001. С. 119−120- Ковешников Е. М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2000. С. 12- Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994. С.37- Современный немецкий конституционализм. М., 1994. С.46- Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С.68- Шумилов В. М.

Введение

в правовую систему ФРГ. М., 2001. С.18- Meier-Walser R., Kriese und Reform des Foderalismus: Analysen zur Theorie und Praxis bundesstaatlicher Ordnungen. Olzog Verlag Miinchen, 1999; Munch I, Die Wiirde des Menschen im deutschen Verfassungsrecht. In Recht-Staat-Gemeinwohl, Festschrift fur Dietrich Rauschning. Carl Heymanns Verlag KG, K.61n Berlin Bonn Miinchen, 2001; Zippelius R. Allgemeine Staatsrecht. 13. Auft. Miinchen: C.H. Beck. 1999.

1. Анализ происходящих в современном мире явлений свидетельствует об устойчивой тенденции к сближению условий существования различных государств, форм и методов реализации ими социально-экономических, по литических и гуманитарных задач. В законодательной и правоприменитель ной деятельности большинства государств все больше учитывается положи тельный опыт правовой регламентации важнейших общественных отноше ний в других странах. Безусловно, с наибольшей эффективностью такой опыт используется теми странами, которые имеют много общего в своем историческом разви тии, в решаемых задачах, формах и методах их осуществления. В этом смыс ле особую актуальность приобретает позитивный опыт Российской Федера ции и Федеративной Республики Германии. Действительно, Российская Фе дерация и ФРГ — два государства, которые сравнительно недавно обрели свою национальную государственность в её современном виде, преодолели тоталитаризм, осуществили процесс демократического обновления и возвра та к принципам парламентаризма.2. Значительную роль в этом сыграла реализация тех положений Кон ституции Российской Федерации 1993 г. и Основного Закона ФРГ 1949 г., которые принято называть «основами конституционного строя». Именно нормами этого правового института определено содержание общих черт для обоих государств: их демократический характер, федеративное устройство, принципы правовой государственности, республиканская форма правления. Вместе с тем, нахождение каждой из этих стран на разных стадиях строи тельства гражданского общества объясняется неодинаковыми формами и ме тодами реализации конституционных положений о роли и месте политиче ских партий в обществеотличиями в наделении государственными коорди нирующими функциями в Российской Федерации — Президента России, в ФРГ — Федерального канцлерав своеобразных вариантах разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами, разницей в установлении набора правовых и организационных гарантий сохранения респуб ликанской формы правления, другими моментами. Выбор в качестве объекта сравнительно-правового исследования близ кого по содержанию института основ конституционного строя позволил про анализировать действующую в Российской Федерации и ФРГ правовую ре альность, сделать максимально достоверные выводы и, значимые для юриди ческой науки и практики, предложения.3. В числе основополагающих элементов основ конституционного строя Российской Федерации и ФРГ важнейшее место занимает закреплен ный их конституциями демократический характер государств. И в России, и в Германии конституционным законодательством закрепляется принадлеж ность всей власти народу, а в качестве основных форм ее реализации уста навливаются референдум и свободные выборы, деятельность формируемых гражданами органов государственной власти. Особое значение для реализа ции органами государственной власти России и Германии воли народа имеет конституционное регулирование структуры и порядка их образования. Выс шие представительные органы власти — парламенты — обоих государств по строены с учетом необходимости реализации в их деятельности интересов населения и политических партий и избираются гражданами на основе соче тания мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. В Российской Федерации и ФРГ совершенствуются формы и методы функционирования создаваемой населением системы коммунального (мест ного) самоуправления. Однако существующая в России точка зрения о том, что главы муниципального образования должны избираться только предста вительным органом местного самоуправления из своего состава с последую щим утверждением высшим должностным лицом субъекта Российской Фе дерации, а в административных центрах субъектов Российской Федерации ;

с последующим утверждением Президентом России, противоречит положе ниям ст. 12 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что ор ганы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а с точки зрения обеспечения народного представитель ства, внедрение указанного предложения будет негативно сказываться на осуществлении принципов демократии на низовом уровне, существенно пре пятствовать формированию в России институтов гражданского общества. Представляется, что для России сегодня весьма актуальной задачей остается сохранение и развитие местного самоуправления как самостоятельной фор мы осуществления народовластия на низовом уровне.4. Важное место в механизме реализации народами России и Германии принадлежащей им власти занимают политические партии. Формированию и развитию такого механизма способствует установленное конституционным законодательством этих двз^ с государств идеологическое и политическое многообразие. В свою очередь, такое многообразие в настоящее время обес печено правовой институционализацией политических партий, законода тельным закреплением порядка их создания и государственной регистрации, определением основных задач и принципов работы политических партий, ус тановлением широких возможностей для их участия в формировании пред ставительных органов государственной власти и выборах государственных должностных лиц, оснований и порядка ограничения их деятельности. Законодательство Российской Федерации и ФРГ определяет формы и размеры государственной поддержки тех политических партий, которые ак тивно участвуют в выборах в органы государственной власти и должностных лиц на федеральном и региональном уровне. При этом в обоих государствах применяется возместительный порядок финансовой поддержки политиче ских партий по результатам соответствующих выборов. Однако, российским законом «О политических партиях» такая поддержка осуществляется не только по факту выдвижения политической партией кандидатов на выборные должности (как это сделано в Германии), но и их регистрации соответст вующими избирательными комиссиями. В связи с этим представляется необ ходимым учесть существующий в Российской Федерации опыт в ходе со вершенствования законодательства ФРГ о политических партиях. Правовым регулированием в России и Германии охватывают ся и вопросы, связанные с прекращением деятельности политических пар тий. Однако отсутствие в законодательстве ФРГ четких критериев антикон ституционного характера деятельности политических партий, с одной сто роны, сужает полномочия Федерального конституционного суда по приня тию решений о прекращении деятельности партий, а, с другой — дает ему не ограниченную возможность применять санкции против партии, которая лю быми действиями стремится причинить ущерб основам конституционного строя ФРГ. Подробное законодательное закрепление оснований ликвидации политических партий, как это сделано в Российской Федерации, является бо лее предпочтительным и может быть использовано в законотворческой рабо те немецкого парламента.5. Нормами конституционного права России и Германии урегулирова, но федеративное устройство обоих государств. Именно в Основных законах Российской Федерации и ФРГ нашли отражение наиболее важные общие признаки российской и немецкой федерации, и главный из них — признание ее конституционной. Вместе с тем, несмотря на многие общие моменты, фе дерализм в каждой из этих стран имеет свои особенности, предопределенные историей формирования федеративной формы государственного устройства России и Германии. В современной России существенная, хотя и противоре чивая, роль в формировании федеративных отношений принадлежала Феде ративному договору, заключенному центральными органами государствен ной власти России с органами государственной власти ее субъектов. Для Германии с самого начала характерной стала конституционная федерация, основанная на принципе субсидиарности, органическим продолжением кото рой, в настоящее время, является кооперативная федерация. Основные элементы кооперативного федерализма начали формиро ваться и в законодательстве Российской Федерации: установлены правила использования согласительных процедур в федеративных отношениях, пере дачи существующего спора на рассмотрение соответствующего суда — Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражного или общей юрисдикции.6. Исторический опыт свидетельствует о том, что любая федерация реальна только тогда, когда в ней одновременно и в максимально полной ме ре обеспечиваются интересы государства в целом и его субъектов и, тем са мым, интересы всего проживающего в ней населения. Это возможно лишь тогда, когда носителем государственного суверенитета является федерация в целом, а составляющие ее части — субъекты федерации — участвуют в реше нии федеральных проблем, но не рассматриваются как суверенные государ ства. Существующая в России сложная проблема соотношения полномочий федерального центра и органов государственной власти субъектов федерации имеет свою историю, берет свое начало в своеобразный процессах становле ния федерации в России после распада СССР. Корень этой проблемы состо ит в попытке ряда субъектов Российской Федерации признать правомочность положений заключенного до принятия действующей Конституции России Федеративного договора, распространить его на существующие отношения между федеральной и региональной властью. Данное противоречие может быть устранено путем отражения правила, закрепленного в п. 1 второго раз дела Конституции Российской Федерации в тексте ее ст. 11 (п.З). Это внесет ясность в позицию федерального законодателя: положения договоров, нару шающих принцип приоритета федеральных актов над актами субъектов, не должны действовать, либо должны быть приведены в соответствие с Консти туцией Российской Федерации. Для совершенствования федеративных отношений в России может быть использовано и другое средство решения сложившейся противоречивой ситуации, доказавшее свою эффективность в ФРГ: жесткое (исчерпывающее) закрепление в конституциях ограниченного перечня предметов исключи тельного ведения компетенции федерации при весьма широких полномочиях ее субъектов по решению самых разнообразных вопросов в сфере своих интересов. Кроме того, предотвращению разногласий между Россий ской Федерацией и ее субъектами по вопросам их полномочий, может спо собствовать использование немецкого опыта закрепления в Основном законе сферы конкурирующей компетенции. Эффективность данного способа для разрешения существующих в России противоречий между функциями феде ральных и региональных органов государственной власти подтверждается тем, что, во-первых, принцип конкурирующей компетенции применятся на практике в Российской Федерации достаточно длительное время в виде опе режающего законодательства ее субъектов. Во-вторых, наличие конкури рующей компетенции позволит исключить проблему асимметричности Рос сийской Федерации, порождающей представления об искусственно созда ваемом неравноправии субъектов. Одна из важнейших гарантий сохранения федерации, эффективным ин струментом разрешения противоречий в системе «федерация — субъект», свя занных с нарушением федеральной конституции, законов и решений консти туционного суда, является, как показывает опыт многих государств, в том числе и ФРГ, институт федерального принуждения (вмешательства). Самые общие правовые основания применения этого института нашли отражение в Основном законе ФРГ. Между тем, первые шаги по законодательному закре плению самих мер принуждения, оснований, по которым допустимо исполь зование таких мер, а также порядка принятия решения об их применении сделаны в июле 2000 г. именно в России. Однако представляется важным за крепить основные положения института ответственности органов государст венной власти и должностных лиц субъектов федерации непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации (глава 3). В свою очередь новые положения российского законодательства, связанные с федеральным прину ждением, вполне можно использовать Бундестагом ФРГ для конкретизации нормы ст. 37 Основного закона Германии.7. Конституции провозглашают Российскую Федерацию и Федератив ную Республику Германия правовыми государствами. При этом в законодательстве обоих государств сформулированы основные их признаки: верховенство закона (конституции), соответствие национального законода тельства общепризнанным принципам и нормам международного права, реа лизация принципа разделения властей, гарантированность прав и свобод че ловека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, проявляющаяся в связанности деятельности государства и граждан правом, а также определены способы реализации конституционно-правовых установ лений по этим вопросам. Между тем, Конститзщия Российской Федерации в своем тексте содер жит противоречие (ст. 10 и 11), касающееся неопределенности места и роли института президентства в системе разделения властей. В ходе дальнейшего совершенствования конституционного законодательства Российской Феде рации указанные несоответствия между теоретической концепцией разделе ния властей и нормативным ее закреплением должны быть устранены. Кроме того, нуждается в дальнейшем совершенствовании институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как один из эффективных инструментов защиты прав и свобод личности. С учетом по ложительного опыта ФРГ можно предложить нормативное закрепление воз можности создания нескольких уровней уполномоченных на территории рос сийского^ государства (в том числе и по отраслевому принципу), четкую пра вовую регламентацию взаимоотношений между ними. В свою очередь, оправдавший себя опыт Российской Федерации по за конодательному закреплению прав граждан на обращение с жалобами в Кон ституционный Суд России без предварительного их рассмотрения в судах общей юрисдикции, а также в случае, когда они вправе обжаловать законы, «подлежащие применению в конкретном деле», без ожидания принятия на их основе неправомерных решений, может быть с успехом воспринято законо дательной практикой ФРГ.

8. Республиканская форма правления, закрепленная Основными зако нами России и Германии, также представляет собой важнейший элемент основ их конституционного строя. Исторически в Российской Феде рации сформировалась президентская республика с достаточно своеобраз ными правовыми характеристиками. В ФРГ сложилась классическая парла ментская республика. Несмотря на эту разницу, общей тенденцией правового оформления республиканской формы правления в России и Германии стала детализация в законодательстве принципов ее существования: выборности органов государственной власти, определения сроков пребывания выборных лиц на соответствующих должностях, наделения полномочиями в сфере ис полнительной власти только лиц, состоящих на государственной службе и другие.9. Учитывая исключительную важность сохранения республиканской формы правления, законодатель, как в Российской Федерации, так и в ФРГ, стремился в максимально возможной степени гарантировать стабильность основ конституционного строя. Таковыми гарантиями, получившими свое закрепление в конституционном законодательстве обоих государств, являют ся: особый порядок изменения положений конституций, закрепляющих рес публиканскую форму правлениявысшая юридическая сила Основного зако напрямой запрет находиться на выборных государственных постах сверх установленных правом сроков, включая кратность сроков пребывания на оп ределенной должности подрядсоблюдение правил выборов и порядка опре деления их результатовприменение санкций к политическим партиям, пре следующим антиконституционные цели. В Германии предусмотрена правовая норма об утрате персональных депутатских полномочий членами запрещенных антиконституционных пар тий. В Российской Федерации подобное правило отсутствует. Даже в случае принятия судом соответствующего решения, депутаты Государственной Ду мы не утрачивают своих полномочий, хотя остается неясным, чьи интересы они представляют. Для устранения данной неясности можно использовать вышеуказанный опыт ФРГ в регулировании подобного вопроса. В равной мере представляется целесообразным восприятие российским конституционным законодательством положения Основного за кона ФРГ (ст. 20, абз.4) о том, что граждане имеют право оказывать сопро тивление каждому, кто попытается устранить действующий конституцион ный строй, если иные средства не могут быть использованы. Существование такой нормы должно быть, как представляется, непременным атрибутом кон ституции любого демократического государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993
  3. Основной закон Федеративной Республики Германии//
  4. Bundesgesetzblatt, 1949. S. 1- 1990. Т. II. S. 2229
  5. Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып.1, 2. М., 1995, 1996
  6. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономнойобласти и автономных округов Российской Федерации. ВыпЛ, 2, 3. М., 1995, 1996, 1997
  7. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской
  8. Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 т. II Ведомости
  9. Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2.1. Ст. 22
  10. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета
  11. РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1863
  12. Федеративный договор. Документы. Комментарии. М., 1994
  13. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде 14. Российской Федерации» от 21 июля 1994 т. II Собрание законодательства
  14. Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447
  15. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ"О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства
  16. Российской Федерации. 1995. № 42. Ст. 3921
  17. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «Очрезвычайном положении"// Собрание законодательства Российской
  18. Федерации. 2001. № 23. Ст.2277
  19. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г.№ 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011
  20. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской 22. Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3336
  21. Федеральный закон от 4 марта 1998 г. Х» 33-ФЗ «О порядке принятияи вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 10. Ст. 1146
  22. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. (с изменениями от 30 марта1999 г., 10 июля 2001 г.) № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//
  23. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 38. Ст. 4339
  24. Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 174-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 33. Ст.3406
  25. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской
  26. Федерации. 2000. № 1, ч. II. Ст. 11
  27. Федеральный закон от 26 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3178
  28. Федеральный закон от 21 июня 1995 г. № 90-ФЗ «О выборах депутатов 31. Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"//
  29. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 26. Ст. 2398
  30. Федеральный закон от 11 июля 2001 г.№ 95-ФЗ «О политических партиях"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 29, ст. 2950
  31. Федеральный закон от 12 января 1996 г. 10-ФЗ «О профессиональныхсоюзах, их правах и гарантиях деятельности"// Собрание законодательства
  32. Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 148
  33. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21.
  34. Ст. 1930, 1998- № 30. Ст. 3608
  35. Федерации. 1999. № 26. Ст. 3176
  36. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях"// Собрание законодательства Российской
  37. Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465
  38. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ (с изменениями от 18февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г.) «Об основах государственной службы Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990
  39. Закон «О Федеральном конституционном суде"// Bundesgesetzblatt, 1951. S. 243- 1985,8.2229
  40. Закон «О выборах Федерального президента Федеральным собранием"//Bundesgesetzblatt, 1959. S. 230- 1975, S. 1593
  41. Федеральный конституционный закон «О выборах в Бундестаг"//
  42. Bundesgesetzblatt. 1975. S. 2326- 1982. S. 1613- 1985. S. 521
  43. Закон «О политических партиях"// Bundesgesetzblatt, 1967. S. 773−1989, S. 327
  44. Закон «О процедуре референдума, народной инициативы и народногоопроса, проводимых согласно ст. 29, абзац 6 Основного закона"//
  45. Закон «О финансовой взаимопомощи Федерации и земель"//
  46. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 4 июня1993 г. № 3472−2 «О порядке согласования и принятия проекта Конституции 52. Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 24.
  47. Ст. 875 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.// Международное право в документах. М., 1982
  48. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400(с изм. и доп. от 1, 11 октября, 24 декабря 1993 г.)// «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» Собрание актов Президента и
  49. Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. Ст. 3597
  50. Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2001 г. № 741 «О 57. Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложе
  51. Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 4 1. Ст. 3875
  52. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г. № 125 «Оразработке Концепции правовой реформы в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 28. Ст. 2642
  53. Федерации. 1996. № 41. Ст. 4689
  54. Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1058
  55. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. № 174"Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г."// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 42. Ст. 3995
  56. Ст. 5779- 1999. № 43. Ст. 5184
  57. Закон Московской области от 5 июля 2001 г. «О выборах депутатов 65. Московской областной Думы"// Ежедневные Новости. Подмосковье. 2001.№ 73
  58. Закон Московской области от 12 января 2001 г. «Об Уполномоченномпо правам человека в Московской области"// Вестник Московской областной Думы. 2001. № 2
  59. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской
  60. Федерации от 29 декабря 1999 г. «Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва"// Российская газета. 1999. 31 декабря
  61. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О действенности государственной власти в России». М., 1996
  62. Послание Президента Российской Федерации Федеральному
  63. Собранию 2000 г. «Государство Россия. Путь к эффективному государству».1. М. 2000
  64. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию2001 г. «Не будет ни революции, ни контрреволюции». М., 2001
  65. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию18 апреля 2002 г. — Российская газета. 2002. 19 апреля
  66. Конституция РСФР 1918 г. М., 1984
  67. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа// СУ РСФСР1918. № 1.CT.12
  68. Положение о выборах в Учредительное собрание/ Великая Октябрьскаясоциалистическая революция. Документы и материалы. Революционное движение в России после свержения самодержавия. М., 1957
  69. Международно-правовые документы
  70. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291
  71. Международный пакт об экономических, социальных и культурныхправах от 19 декабря 1996 т. II Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291
  72. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободот 4 ноября 1950 г.//Российская газета. 1995. 5 апреля
  73. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября1985 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466 1. Судебные решения
  74. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11декабря 1998 г. № 68-П «По делу о толковании положений части 4 ст. 111 83. Конституции Российской Федерации"// Собрание Законодательства Российской Федерации. 1998. № 52. Ст. 6447
  75. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «Онекоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.// Российская газета. 1995. 28 декабря
  76. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400(с изм. и доп. от 1, 11 октября, 24 декабря 1993 г.)// «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» Собрание актов Президента и
  77. Правительства Российской Федерации. 1993. № 39. Ст. 3597
  78. Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 4 1. Ст. 3875
  79. Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г. № 125 «Оразработке Концепции правовой реформы в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 28. Ст. 2642
  80. Федерации. 1996. № 41. Ст. 4689
  81. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г.
  82. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. № 174"Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г."// Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 42. Ст. 3995
  83. Хо 19. Ст. 2281- 1997. № 16. ст. 1875- № 22. Ст. 2580- № 42. Ст. 4764- № 51.
  84. Ст. 5779- 1999. № 43. Ст. 5184
  85. Закон Московской области от 5 июля 2001 г. «О выборах депутатов 95. Московской областной Думы"// Ежедневные Новости. Подмосковье. 2001.№ 73
  86. Закон Московской области от 12 января 2001 г. «Об Уполномоченномпо правам человека в Московской области"// Вестник Московской областной Думы. 2001. № 2
  87. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской
  88. Федерации от 29 декабря 1999 г. «Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва"// Российская газета. 1999. 31 декабря
  89. Послание Президента Российской Федерации Федеральному
  90. Собранию «О действенности государственной власти в России». М., 1996
  91. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию2000 г. «Государство Россия. Путь к эффективному государству». М. 2000
  92. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию2001 г. «Не будет ни революции, ни контрреволюции». М., 2001
  93. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию18 апреля 2002 г. -Российская газета. 2002. 19 апреля
  94. Конституция РСФР 1918 г. М., 1984
  95. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа// СУ РСФСР1918.№ 1.Ст.12
  96. Положение о выборах в Учредительное собрание/ Великая Октябрьскаясоциалистическая революция. Документы и материалы. Революционное движение в России после свержения самодержавия. М., 1957
  97. Диссертации по теме исследования
  98. Г. Г. Федерализм в России: принцип разграничения полномочий в бюджетной сфере. Дисс. канд. полит, наук. М., 1997.
  99. А.С. Развитие федерализма в России как формы государственного устройства. Дисс. канд. полит, наук. М., 1997
  100. Г. В. Современный Российский федерализм: особенности правового статуса и основные направления его совершенствования. Дисс. канд юр. наук. М., 2001
  101. Э.М. Федерализм в России: теоретико-правовой аспект. Дисс.канд. юр. наук. М., 1997.
  102. Е.Р. Германский федерализм: историко-правовое исследование (1849−1990 гг.). Дисс. докт. юр. наук. Екатеринбург, 1995.
  103. Н.Е. Конституционное закрепление принципов правового государства. Дисс. канд. юр. наук. М., 1996-
  104. А.В. Принцип федерализма в Российской Конституции. Дисс. канд. юр. наук. Саратов, 1996.
  105. Ю.К. Российская государственность: генезис, эволюция институтов, проблемы модернизации. Дисс. докт. юр. наук. М., 2000
  106. О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. Дисс. канд. юр. наук. М., 1994
  107. В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации. Дисс. докт. юрид. наук. М., 2000
  108. СМ. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. Дисс. докт. юрид. наук. СПб. 2001
  109. Tiiller А, Die Rechtsstellung der Lander und des Bundesrates im Prozess derpolitischen Willensbildung in Angelegenheiten der Europaischen Union. Gottinger 1. Dissertation, 1999
  110. АбдулатиповР.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма. М., 1995
  111. А. Конституция России: природа, эволюция, современность.1. М., 1997
  112. А. Политический плюрализм и общественные объединенияв Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996
  113. И.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001
  114. Алексеев А. С Происхождение чрезвычайно-указного права и его политическое значение //Юридический вестник. М., 1913
  115. СЮ. Законодательство о референдумах (сравнительныйанализ)// Государство и право. 1992, № 2
  116. В.В. Асимметричная федерация: взгляд из центра, республик иобластей. Кн.2. М., 1998
  117. А.И. Проблемы развития российской государственности в конце XX века// Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997
  118. Асимметричность Федерации. М., 1997
  119. М.В. Конституционное право Российской Федерации.1. М., 1998
  120. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционногоправа. М., 1998
  121. A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988
  122. Н. Судьба России. М., 1990
  123. Р. Конституционное правосудие и принципы федеративногогосударственного устройства в ФРГ// Современный немецкий конституционализм. М., 1994
  124. В.М. и др. Правовое государство: идея, концепция, реальность.1. СПб., 1996.
  125. В.М., Янгол Н. Г. Российская государственность: от тоталитаризмак правовому государству. СПб., 1997
  126. Бюджетный федерализм: опыт развитых стран. Сб. обзоров. М., ИНИ1. ОНРАН, 1996
  127. И. Как Путин будет управлять страной // Коммерсант. 2000.13 — 14 мая
  128. В.И. Местное самоуправление: закон и практика// Журналроссийского права. 2001. № 8.
  129. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор русского права. Ростов-на-Дону, 1995
  130. .Н., Елисеев Б. П., Чернявский А. Г. Конституционное право современной России/ Учебник. М., 2001
  131. А.П. Правовые и партийные государства. Благовещенск, 1996
  132. В.И., Иванец Г. И. Концепция социального государства и российская действительность// Государство и право в новых условиях. М., 1995
  133. Государственное право Германии. Сокращ. перевод нем. семитомногоиздания. М., 1994. Т. I, П. 1994
  134. Государственное право Российской Федерации/ Учебник подред. О. Е. Кутафина. М., 1996
  135. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования/ Сб. ст. М., 1991
  136. Р. Основные правовые системы современности. М., 1988
  137. Ю.А., Токмаков К. К. Россия: становление многопартийности. М., 1993
  138. Д.Е. Конституционные гарантии целостности федерации в зарубежных странах. М., ИНИОН РАН, 1996
  139. Европейское право/ Под ред. Л. М. Энтина М., 2001
  140. Единая конституционная система Российской Федерации (Лысенко
  141. В.Н., Аринин А. Н., Лагутенко Б. Т., Михайлов В.В.) М., 1994
  142. Г. Общее учение о государстве. СПб. 1908
  143. Р.В., Краснов Ю. К. Теория государства и права/ Учебник.1. М., 1999
  144. Р.В., Тадевосян Э. В. Конституционное право/ Учебник. М., 2000
  145. А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М., 2001. 119 120
  146. А.В. Конституционное право России: проблемы теории ипрактики. М.- СПб. 2000
  147. В.Н., Яровой О. А. Российский федерализм: становление и развитие. М., 2000
  148. М.Н. Федеральное и республиканское законодательство Российской Федерации: проблемы взаимодействия и взаимосвязи. Якутск, 1995
  149. И.А. Общее учение о государстве и праве. Собр. Соч. в 10 тт.1. Т.4. М., 1994
  150. В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации// Законодательство. 1997. N 4
  151. Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации/ Учебное пособие. М., 2001
  152. А. Выборы начинаются. Интервью председателя Центральнойизбирательной комиссии Российской Федерации А. Вешнякова// Итоги. 2002. № 11. 12
  153. Л.М. Федеративное устройство Российского государства.1. М., 2001
  154. М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации исубъектов Федерации: необходимы серьезные изменения// Журнал российского права. 2001. № 9
  155. А.Д. Форма государственного устройства Российской Федерации// Гражданин и право. 2001. № 12
  156. А.И. Конституционное право Российской Федерации/
  157. Учебник под ред. Кутафина О. Е. М., 1996
  158. Е.М. Конституционное право Российской Федерации/
  159. Краткий курс лекций. М., 2000
  160. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России/ Учебник.1. М., 1998-
  161. В.В. Формы непосредственной демократии в России/ Учебное пособие. М., 1998
  162. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Пред. ред. колл.1. Окуньков Л. А. М., 1994
  163. Конституционное право/ Учебник под ред. А. Е. Козлова. М., 1994
  164. Конституционное право: Энциклопедический словарь/ Под ред А.1. Авакьяна. М., 2000
  165. Конституционное право зарубежных стран/ Учебник под общ. Ред.
  166. М.В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 1999
  167. Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Под общ. ред.
  168. .Н., Батурина Ю.М., Орехова Р. Г. М., 1994
  169. Конституция Российской Федерации. Энциклопедическийсловарь (Туманов В.А., Чиркин В. Е., Юдин Ю.А.). Рук. авт. колл. Шахрай 1. СМ. М., 1995
  170. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь/ подред. В. А. Туманова, В. Е. Чиркина, Ю. А. Юдина и др. М., 1997
  171. Крылов Б. С, Ильинский И. П., Михалева Н. А. Проблемы суверенитетав Российской Федерации. М., 1994
  172. Э.В. Философия права в России. М., 1989
  173. О.Е. Конституционное право России. М., 1995
  174. В.В., Хабриева Т. Я. Охрана конституции и конституционныхправ граждан. М., 1996
  175. В.В. Закон о политических партиях: в чем суть альтернативных подходов. Журнал российского права. 2001. № 2
  176. В.В. Право и многопартийность в современной России. М., 2001
  177. В.В. Становление многопартийности в России (социальноправовой анализ)// Государство и право. 1995, № 8
  178. И.В. Современная единая российская федеративная государственность. Проблемы и перспективы// Государство и право. 2002. № 3
  179. В.О., Мазуров А. В. Указы Президента. М., 2000
  180. В.Н. От Татарстана до Чечни (становление нового российского федерализма). М., 1995
  181. В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России. М., 1995
  182. А.С. Федерализм эпохи глобализма // Полис. 2000. № 5
  183. Г. В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М., 1999
  184. М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии// Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1991. № 6
  185. М.Н. Теория разделения властей и различные еемодификации на Западе // Журнал российского права. 1997, № 4
  186. Т. Государственной право Германии (ФРГ и ГДР). М., 1959
  187. Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ/ Уч.1. Пособие. М., 1998
  188. Митюков М. А Акты Конституционного Суда Российской Федерации иконституционных (уставных) судов субъектов Федерации: общая характеристика и статистический анализ// Журнал российского права. 2001. № 6
  189. Р. Ведущие российские политические организации о проблеме асимметричности Российской Федерации/ Асимметричность Федерации. М., 1997
  190. Мицкевич А. В. Становление основ нового конституционного строя в
  191. Российской Федерации// Государство и право. 1992, № 8
  192. Л.А. Проблемы современной российской государственности/1. Уч. пособие. М., 1998
  193. B.C. Философия права/ Учебник для вузов. М., 2000
  194. Л.А. Президент и правительство// Журнал российского права. 2001. № 2
  195. Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования// Законодательство. 2000. № 12
  196. А. М. Вспомогательные государственные органы зарубежных стран: конституционно-правовой аспект. М.: Юристъ, 1998
  197. A.M. Зарубежный федерализм: организация государственнойвласти в субъектах федерации. М., 1996
  198. A.M., Дмитриев Ю. А. Суверенитет. М., 1994
  199. Е.В. Государственная служба в российском парламенте. М., 2001
  200. Парламентская демократия и федерализм в России и Германии. М., 2001
  201. Парламентское право России: Учебное пособие/ Под ред.
  202. И.М Степанова, Т. Л. Хабриевой. М., 1999
  203. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/ Подобщей ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996
  204. А.Е. Избирательное право России. М., 1996
  205. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами взарубежных странах. М., ИНИОН РАН, 1995
  206. Россия: партии, выборы, власть. Ред. Краснов В. Н. М., 1996
  207. В. Проблемы федерализма в Федеративной Республике Германии// Современный немецкий конституционализм. М., 1994
  208. О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994
  209. А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая географиямира. М., 1993.
  210. В.А. Систематизация российского законодательства: федеративный аспект. Россия и ее субъекты: право и политика. 2000. № 1
  211. Сидоров Н. А. Центральные государственные органы Федеративной
  212. Республики Германии. М., 1961
  213. В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994
  214. Современная Россия: политическое развитие. Сборник научных трудов.1. М., 1994
  215. Современный немецкий конституционализм. М., 1994
  216. А. Общественные организации в Российской Федерации(политико-правовое и институционное исследование). М., 1994
  217. Сравнительное конституционное право. М., 1996
  218. И.М. Парламентская демократия и выбор формы правления// Конституционный строй России: Сб. статей. Вьш.2. Вопросы парламентского права. М., 1995
  219. В.Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное)право Российской Федерации/ Учебник. М., 1995
  220. В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России/Учебник. М., 1997
  221. Суверенитет в федеративном государстве. Научный аналитический обзор. М., ИНИОН РАН, 1993
  222. А. Федеративный кодекс. Нужен ли? Какой? Для чего?// Российская федерация. 1997. № 5
  223. Э.В. К вопросу о характере государственной власти субъекта федерации// Государство и право. 2002. № 3
  224. Ю.А. Государство на рубеже столетий //Государство и право. 1997, № 2
  225. Ю.А. Конституционное законодательство России. М., 1999
  226. Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996
  227. .Н. Европейское право. М., 2000
  228. И.А. Конституционные основы современного Российского федерализма. М., 2000
  229. Ю. П. Вступительная ст. к сб. Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты. М., 1991
  230. М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежныйопыт. Казань, 1998
  231. Федерация в зарубежных странах. М., 1993
  232. А.Ф. Российский федерализм: исторический опыт и современность. М., 2000
  233. Т.Я. Теоретические проблемы российского конституционализма. Институт государства и права РАН. 2000
  234. Т.Я. Теоретические проблемы современного российскогоконституционализма (Научно-практический семинар)// Государство и право. 1999. № 4.
  235. Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998
  236. Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995
  237. Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека// Гражданин и право. 2000. № 6
  238. К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981
  239. В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993
  240. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998
  241. В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ// Государство и право. 1994
  242. В.Е. Правовое положение политических партий: российский изарубежный опыт// Журнал российского права. 1999. № 3−4
  243. В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1. ИНИОНРАН, 1995
  244. В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995
  245. СМ. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб. 2001
  246. В.М. Введение в правовую систему ФРГ. М., 2001
  247. .С. Конституция. Правовое государство. Конституционный
  248. Суд/ Уч. пособие. М., 1997
  249. .С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации: теоретические и практические проблемы// Государство и право. 1998. № 5
  250. .С. Российский федерализм: историческое развитие и современность. Россия и ее субъекты: право и политика. 2000. № 1
  251. Эбзеев Б. С, Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие иасимметрия конституционного статуса субъектов// Государство и право. 1995, № 3
  252. Ю.А. Политические партии и право в современном государстве.1. М., 1998
  253. Jahre Herrenchiemseer Verfassungskonvent — Zur Struktur desdeutschen Foderalismus: Tagungsband zum wissenschaftlichen Symposium vom 19. bis 21. August 1998 im Kloster Seeon. Sekretariat des Bundesrates Bonn, 1999
  254. Alemann U, Das Parteiensystem der BRD. Verlag Bundeszentrale furpolitische Bildung Bonn, 2000
  255. Angelof J, Grundlagen und Grenzen eines staatsbiirgerlichen1.formationszugangsanspruches. Lang Verlag Frankfurt a. Main, 1999
  256. Aulehner J- Dengler A. u. a., Foderalismus — Auflosung oder Zukunft der
  257. Staatlichkeit. Richard Boorberg Verlag Stuttgart Munchen, 1997
  258. Avril P. Assais sur parties politiques. P. 1990
  259. Badura P, Staatsrecht. Verlag C. H. Beck Munchen, 2. Auflage, 1996
  260. Beyme K. Das Politicshe Sistem der BRD. Munchen — Zurich, 1987-
  261. Sontheimer K. Grundzuge des politischen System der BRD. Munchen — Zurich, 1989.
  262. Bockhofer R, Mit Petitionen Politik verandem. Nomos Verlagsgesellschaft1. Baden-Baden, 1999
  263. Bonner Kommentar, Kommentar zum Grundgesetz, Bd. I bis XI, Verlag C.
  264. F. Muller Heidelberg, 6. Auflage, 2001
  265. Brugger W, Freiheit, Reprasentation, Integration In Verfassung-Philosophie
  266. Kirche, Festschrift fur Alexander Hollerbach. Duncker & Humblot, Berlin, 2001
  267. Buhrer W- Edgar Grande, Untemehmerverbande und Staat in Deutschland.
  268. Nomos Verlagsgesellschaft Baden-Baden, 2000
  269. Claas B: Gleichberechtigt in den Parteien?, Der Gleichberechtigungsartikelund die Parteien in der Geschichte der BRD. In Miinchner Dissertation 1999.
  270. Centaurus Verlag.-Ges. Herbolzheim, 2000
  271. Claessens D., Klonne A., Tschoppe A. Sozialkunde der BRD. Reinbeck, 1989.
  272. Edinger M, Menschenrechte. Verlag Landeszentrale fur Politische Bildung1. Erftjrt, 2000
  273. Elazar Daniel. Federalism and Way to Peace. N-Y. 19 781.4
  274. Betrachtungen. Hauschild Verlag Bremen, 1998
  275. Enders C, Menschenrechtsidee und staatliche Gewahrleistung — einunauflosbarer Widerspruch? In Verfassung-Philosophie-Kirche, Festschrift fur
  276. Alexander HoUerbach. Duncker & Humblot, Berlin, 2001
  277. Prey H, Weniger Macht den Parteien!, Selbstbestimmung des Volkes statt
  278. Zuschauerdemokratie. Olzog Verlag Miinchen, 2000
  279. Gellermann M, Grundrechte im einfachgesetzlichen Gewande:
  280. Untersuchung zur normativen Ausgestaltung der Freiheitsrechte.
  281. Habilitationsschrift. Mohr Siebeck Verlag, Tubingen, 2000
  282. Gerrit M, Grundrechte. Beck Verlag Miinchen, 2000
  283. Graezer B, Die Pramissen des Rechtsstaates. Logos Verlag Berlin, 1999
  284. Heiderose K- Roland L, Foderalismus in der BRJ3. Leske & Budrich Verlag1. Opladen, 1996
  285. Heinze R, Burgerengagement in Deutschland. Leske & Budrich Verlag1. Opladen, 2001
  286. Henke, Die Republik, in HdBStaatsR, Bd. I, 1984
  287. Henke, Zum Verfassungsprinzip der Republik, JZ 1981.
  288. Herzog R, Zustandigkeiten: Das Beispiel des deutschen Bundesstaats (ehem.
  289. Bundesprasident der BRD, ehem. President des Bundesverfassungsgerichts, ehem.1.ndesminister Baden-Wurttemberg, ehem. Prof. Uni Speyem). In Strukturmangel der Verfassung?, Erfahrungen mit dem Grundgesetz. Deutsche Verlags-Anstalt
  290. Hesse K, Grundziige des Verfassungsrecht der Bundesrepublik
  291. Deutschlands. Verlag С F. Miiller Heidelberg, Neudruck der 20. Auflage, 1999
  292. Hesselberger D, Das Grundgesetz, Kommentar. Hermann Luchterhand
  293. Verlag GmbH Neuwied, 12. Auflage, 2001
  294. Hoppenstedt H, Die bundesstaatliche Ordnung des Grundgesetzes zwischen
  295. Unitarismus und Foderalismus: Ein Beitrag zur Entwicklung des foderalen
  296. Systems seit 1949 imter besonderer Beriicksichtigung des Bundesrates.
  297. Horn W, Der Rechtsstaat. Franziz Verlag Mtinchen, 3. Auflage, 2000
  298. Demokratie und Selbstverwaltung in Europa, Festschrift fiir Dian
  299. Schefold. Nomos Verlagsgesellschaft Baden-Baden, 2001
  300. Verfassung-Philosophie-bCirche, Festschrift fiir Alexander HoUerbach.
  301. Duncker & Humblot, Berlin, 20 011. sen, Staatsrecht 11. Hermann Luchterhand Verlag GmbH Neuwied, 4. 1. Auflage, 2001 1. ensee, Republik- Sinnpotential eines Begriffs, JZ 1981, 1 ff.
  302. Jarass / Pieroth, GG — Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland,
  303. Kommentar. Verlag С H. Beck Miinchen, 6. Auflage, 2002, Anm. 3 zu Art. 20,1. Anm. 3 zu Art. 28
  304. Katz A, Staatsrecht, Grundkurs im offentlichen Recht. Verlag С F. Miiller
  305. Kelsen H. Vom Wesen und Wert der Demokratie. Tiibingen. 19 261. ngewiesche D, Foderative Nation: Deutschlandskonzepte von der
  306. Reformation bis zum 1. Weltkrieg. Oldenbourg Verlag Miinchen, 20 001. ufer H. Das foedirative System der Bundesrepublik Deutschland. 1. Munchen, 1991 1. hmbruch G, Parteienwettbewerb im Bundesstaat: Regelsysteme und
  307. Spannungen im politischen System der BRD. Westdeutscher Verlag Wiesbaden, 2000 1. ewenstein K. Verfassunglehre. Tiibingen. 1959.
  308. Maunz / Diirig, Kommentar zum Grundgesetz, Verlag C. H. Beck Miinchen, 1. Stand August 2000
  309. Maunz / Zippelius, Deutsches Staatsrecht. Verlag C. H. Beck Miinchen, 30.1. Auflage, 1998.
  310. Maurer H, Staatsrecht I. Verlag С H. Beck Miinchen, 2. Auflage, 2001
  311. Meier-Walser R., bCriese und Reform des Foderalismus: Analysenzur Theorie und Praxis bundesstaatlicher Ordnungen. Olzog Veriag Munchen, 1999
  312. Menschen- und Biirgerrechte als Frauenrechte. Herausgeber Frauen &
  313. Geschichte Baden-Wurttemberg e.V. Helmer Veriag Konigstein i. Taunus, 2000
  314. Merten H, Parteinnahe Stiftungen im Parteienrecht. Nomos
  315. Verlagsgesellschaft Baden-Baden, 1999
  316. Meyn K-U, Die Politischen Parteien und das Volk, Reprasentation in derparteienstaatlichen parlamentarischen Demokratie. In Recht-Staat-Gemeinwohl,
  317. Festschrift fur Dietrich Rauschning. Carl Heymanns Veriag KG, Koln Berlin Bonn1. Munchen, 2001
  318. Modemisierung des Foderalismus — Starkung der Eigenverantwortung der1. nder: Gemeinsame Positionen der Ministerprasidenten der Lander Baden
  319. Wurttemberg, Bayem und Hessen zur Notwendigkeit einer leistungs- undwettbewerbsorientierten Reform des Foderalismus. Bonn, 1999
  320. Morsey R, Die Bundesrepublik Deutschland: Entstehung und Entwicklung.
  321. Olzog Veriag Munchen, 4. Auflage, 2000
  322. Miiller A, Von der Parteiendemokratie zur Mediendemokratie. Leske &
  323. Munch I, Die Wurde des Menschen im deutschen Verfassungsrecht. In
  324. Recht-Staat-Gemeinwohl, Festschrift fur Dietrich Rauschning. Carl Heymanns
  325. Veriag KG, Koln Berlin Bonn Munchen, 2001
  326. Nonnenmacher G, Die gespendete Macht: Parteiendemokratie in der Krise.1. Fest Veriag Beriin, 2000
  327. Pemthaler P, Foderalismus-Bundesstaat-Europaische Union: 25 Grundsatze.
  328. Pieroth / Schlink, Grundrechte / Staatsrecht II. Veriag C. F. Muller
  329. Pieroth B- Bemhard Schlink, Grundrechte. С F. Muller Veriag Heidelberg, 16. Auflage, 2000
  330. Rinken A, Demokratie als Organisationsform der
  331. Biirgergesellschaft. Duncker & Humblot, Berlin, 2001
  332. Rinken A. Volksgesetzgebung und Verfassung. Duncker & Humblot, Berlin, 2000
  333. Roellecke, Normalakzeptanz und Rechtsbewusstsein, JZ 1997
  334. Rudiger G, Foderalismus in Deutschland und Europa: Was bleibt dendeutschen Landem? Leibniz Verlag Bamberg, 2000
  335. Sarcevic E, Das Bundesstaatsprinzip: eine staatsrechtliche Untersuchung zur
  336. Dogmatik der Bundesstaatlichkeit des Grundgesetzes. Mohr Siebeck Verlag1. Tubingen, 2000
  337. Schmidt — ABmann, in HdBStaatsR, Bd. I
  338. Schneider H-P, Das Grundgesetz: Dokumentation seiner Entstehung. Verlag
  339. Klostermann Frankfurt a. Main, 2000
  340. Schneider M, Kleine Geschichten der Gewerkschaften: ihre Entwicklung in
  341. Deutschland von den Anfangen bis heute. Dietz Verlag Bonn, 2. Auflage, 2000
  342. Stein E, Staatsrecht. Mohr Siebeck Verlag Tubingen, 16. Auflage, 1998
  343. Stein E. Staatsrecht. 16. Auft. Tubingen: Mohr Siebeck. 1998.
  344. Steinberg, Die Interessenverbande in der Verfassungsordnung, PVS (Politische Vierteijahreszeitschrift) 1973
  345. Thielking Kai Oliver, Zwischen Bibel und Grundgesetz: Christliche
  346. Kleinparteien in der BRD. Tecktum Verlag Marburg, 1999
  347. Traut J, Verfassung und Foderalismus Russlands im intemationalen
  348. Vergleich (mit zahlreichen wissenschaftlichen Beitragen deutscher und russischer
  349. Autoren). Nomos Verlagsgesellschaft Baden-Baden, 1995
  350. Veelken S, Das Verbot von Weltanschauungs-und Religionsgemeinschaften.
  351. Dissertation der Uni Mtinster, 1999
  352. Verlag C. F. Muller Heidelberg, 14. Auflage, 1999
  353. Zimmer H-J, Staat im Wiirgegriff der Parteien: Eine Anleitung zur
  354. Reanimation der deutschen Demokratie. Real Verlag Auenwald, 1999
  355. Zippelius R. Allgemeine Staatsrecht. 13. Auft. Miinchen: C.H.1. Beck. 1999 1.1.
Заполнить форму текущей работой