Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современные подходы к оценке эффективности деятельности торгового предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате изучения, критического переосмысления представленных в экономической литературе методик комплексного анализа, в ходе которого рассматривается ряд показателей эффективности использования отдельных видов ресурсов или результатов деятельности предприятия, стало очевидным, что проведение такого анализа большинством авторов осуществляется исключительно с точки зрения получения оценки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты определения эффективности деятельности торгового предприятия
    • 1. 1. Эффект и эффективность как экономические категории 8 и их характеристика
    • 1. 2. Виды эффективности и их классификация
    • 1. 3. Обобщение и анализ подходов к оценке эффективности 33 деятельности предприятия торговли
  • Глава 2. Методические подходы и система показателей оценки эффективности деятельности торгового предприятия в современных условиях
    • 2. 1. Методические подходы к определению эффективности 53 деятельности торгового предприятия и управление данными процессами
    • 2. 2. Система показателей оценки эффективности использования 65 отдельных видов ресурсов торгового предприятия
    • 2. 3. Обобщающие показатели эффективности деятельности 80 торгового предприятия
    • 2. 4. Структурирование показателей оценки эффективности 86 деятельности предприятия торговли с позиций разных пользователей информации
  • Глава 3. Оценка эффективности деятельности торгового предприятия
    • 3. 1. Анализ среды деятельности предприятия торговли
    • 3. 2. Анализ основных результатов деятельности и 113 эффективность использования ресурсов торгового предприятия
    • 3. 3. Построение обобщающей системы показателей 126 эффективности деятельности предприятия торговли
  • Заключение 142 Библиографический
  • список
  • Приложения

Современные подходы к оценке эффективности деятельности торгового предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В период переходной экономики обостряются проблемы адаптации традиционных подходов экономики и управления к действующим условиям с учетом предпринимательского характера, начал профессионального менеджмента, информатизации торгового бизнеса, характера и содержания труда в действующих условиях функционирования. Без соответствующих механизмов оценки и управления эффективностью затрудняется определение возможностей дальнейшего развития предприятия.

Актуальность выбранной темы заключается в решении народнохозяйственной задачи оценки и повышения эффективности деятельности предприятий торговли.

В условиях, когда предприятия получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия, их благополучие и коммерческий успех всецело зависят от того, насколько эффективна их деятельность.

Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе комплексного анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, всесторонне отражающих состояние и развитие субъекта оценки. В связи с этим вопросы построения системы показателей эффективности деятельности предприятия торговли приобретают особую значимость в современных условиях хозяйствования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы теоретических подходов и методики оценки эффективности деятельности вообще и оценки эффективности деятельности предприятий торговли в частности относятся к направлениям научных исследований, достаточно широко освещенным в работах по экономике, относящихся к разным периодам времени и различным научным направлениям. В советский период развития экономики данным вопросам в области деятельности предприятий торговли в тех или иных аспектах были посвящены труды отечественных экономистов Абдукаримова И. Т., Баканова М. И., Борисова Г. П., Иваницкого В. И., Ковалева В. В., Кравченко Л. И., Файницкого А. И. и др. Современные российские экономисты, такие как Бланк И. А., Давыдянц Д. Е., Прыкин Б. В., Раицкий К. А., Савицкая Г. В., Соловьева Н. А., Соломатин Н. А., Трофимова Л. и др., дополняют и совершенствуют методику расчета показателей эффективности, адаптируя ее к современным условиях хозяйствования. Достаточно широко освещены вопросы оценки эффективности деятельности торговых компаний в работах зарубежных ученых, таких как Г. Вайе, X. Гел-тенбот, У. Деринг, Э. Котляр, Д. Стоун, К. Хитчинг, В. Хойер и др.

Обзор экономической литературы по вопросам оценки эффективности деятельности предприятий торговли показал, что набор показателей и методика их расчета представлены достаточно широко по отдельным видам ресурсов и отдельным обобщающим показателям эффективности. При этом большинство показателей построено на основе ресурсного подхода, что приводит к ограниченности результатов оценки в части эффективности затрат предприятия. В настоящее время отсутствует комплексность, единство подходов к определению эффективности, характеристике ее видов в зависимости от различных признаков, классификации показателей эффективности. Несмотря на проведенные исследования, в данной области недостаточно разработаны вопросы формирования комплексной системы показателей оценки эффективности деятельности предприятия торговли.

В связи с этим в настоящее время назрела необходимость конкретизации понятия «эффективность», систематизации ее видов, разработки системы показателей оценки эффективности деятельности предприятий торговли в современных условиях.

Цель диссертационной работы заключается в развитии теоретических и методических аспектов оценки эффективности деятельности предприятия торговли, включая разработку системы показателей и ее структурирование в соответствии с интересами пользователей информации.

Для реализации поставленной цели в диссертационной работе решались следующие задачи:

— проанализированы теоретические аспекты определения эффективности деятельности предприятия торговли;

— рассмотрены подходы к определению понятий «эффект» и «эффективность», выявлены основные виды эффективности и показатели, ее характеризующие;

— обобщены и проанализированы подходы к оценке эффективности торгового предприятия и выявлены основные показатели ее оценки и методика их определения;

— разработана методика оценки эффективности деятельности предприятия торговли в современных условиях с учетом разграничения показателей эффективности использования отдельных видов ресурсов с позиций затратного и ресурсного подходовусовершенствован интегральный показатель общего уровня развития предприятияпроведено структурирование показателей эффективности с позиций различных пользователей,.

— рассмотрена возможность использования предложенной методики оценки эффективности деятельности предприятия торговли на материалах конкретного торгового предприятия.

Предметом исследования в диссертационной работе является система показателей оценки эффективности деятельности предприятия торговли. Объектом исследования стала деятельность предприятий торговли в современных условиях.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные теории и практике оценки эффективности деятельности предприятия. Для решения поставленных в работе задач применялась методология системного анализа. Для решения прикладных задач, рассматриваемых в диссертации, использовались методы сравсравнения, аналитических группировок, индексный метод, метод экспертных оценок, экономико-статистические методы и др.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

— конкретизированы понятия «эффект» и «эффективность» как экономические категории с учетом цели оценки и разработана матрица оценки эффективности в зависимости от целей исследования, уточнена и систематизирована классификация видов эффективности и показателей, ее характеризующих;

— разработаны блок-схема комплексной оценки эффективности деятельности предприятия торговли и логическая система формирования экономического механизма управления эффективностью предприятия торговли;

— дополнена система показателей эффективности использования основных фондов, оборотных средств и трудовых ресурсов на основе затратного и ресурсного подходов к построению показателей;

— предложена система интегральных, обобщающих показателей эффективности деятельности торгового предприятия, в том числе разработана методика оценки и расчет интегрального показателя качества торгового обслуживания по мнению покупателей;

— систематизированы и обобщены показатели для проведения комплексной оценки эффективности деятельности предприятий оптовой и розничной торговли различных организационно-правовых форм;

— предложен комплексный подход к оценке результатов деятельности предприятия торговли с позиций различных заинтересованных групп: руководства предприятия, владельцев предприятия, коммерческих партнеров, налоговых и таможенных служб, потребителей.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования доведены до конкретных рекомендаций и могут быть использованы при оценке и анализе эффективности деятельности предприятий оптовой и розничной торговли различных организационно-правовых форм, что подтверждается справками о внедрении, полученными от ООО ТП «Дом Куприяна», ГОУ ВПО КГТЭИ, и актом сдачи-приемки работ от предприятия ООО «Иованта».

Теоретические и методические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе для подготовки студентов, а также в сфере дополнительного образования в экономических вузах и учебных заведениях, ведущих подготовку специалистов для работы на потребительском рынке, при изучении курсов «Экономика торгового предприятия», «Экономика организации», «Экономика предприятий общественного питания».

Апробация и внедрение результатов исследования. Разработанная автором методика оценки эффективности деятельности предприятия торговли прошла апробацию на конкретном предприятии торговли ООО ТП ТД «Дом Ку-прияна». По разработанной методике оценки эффективности деятельности предприятия торговли была осуществлена оценка эффективности деятельности ООО «Иованта» в рамках хоздоговорной научно-исследовательской темы.

Основные положения диссертации были доложены, обсуждены и получили положительную оценку на 3-й международной научно-практической конференции «Экономика, экология, общество в 21-м столетии» 23−25 мая 2001 г. (СПбГТУ, 2001) — 3-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Достижения науки и техники — развитию Сибирских регионов» 6−7 июня 2001 г. (ИПЦ КГТУ, 2001) — региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные проблемы развития рынка потребительских товаров» 14−15 мая 2003 г. (КГТЭИ, 2003) — региональной научно-практической конференции «Сфера потребительских услуг: актуальные проблемы и перспективы развития» 22 апреля 2004 г. (КГТЭИ, 2004).

Публикации. По теме исследования опубликовано 9 работ общим объемом 9,74 п.л., в том числе монография «Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки» объемом 16 п.л. (авт. — 8 п.л.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 10 параграфов, заключения, списка литературы и 24 приложений. Основной текст работы изложен на 160 страницах, включает 43 таблицы, 33 рисунка.

Список литературы

включает 140 информационных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное в соответствии с поставленными задачами диссертационное исследование позволяет сформулировать ряд выводов.

1. Конкретизация понятий эффекта и эффективности позволили определить эти категории как тесно взаимосвязанные характеристики результативности деятельности, однако если эффект представляет результат деятельности и может быть как позитивным, так и результативным, то эффективность — это всегда положительная величина, характеризующая прирост результатов в соотношении со средствами их достижения. В зависимости от цели исследования возможно рассмотрение эффективности как удовлетворенности потребностей, целесообразности, результативности или экономичности функционирования предприятия.

2. Отсутствие единой, научно обоснованной классификации видов эффективности и показателей, ее характеризующих, затрудняет систематизацию этих показателей, последовательность их оценки, выбор оптимального критерия эффективности. В связи с этим автором на основе изучения и обобщения литературы по исследуемому вопросу сформулированы основные классификационные признаки и выделены соответствующие им виды эффективности, позволяющие проводить всестороннюю оценку эффективности деятельности предприятия торговли.

3. Обобщение и анализ методических подходов к оценке эффективности в торговле позволили сделать вывод о том, что вопросы эффективности затрагиваются в тех или иных аспектах в работах всех авторов, как в связи с измерением эффективности использования отдельных видов ресурсов, так и в общей оценке результатов деятельности предприятия. Однако изучение известной автору литературы привело к заключению о том, что на сегодняшний день отсутствует единая методика комплексной оценки эффективности предприятия и единая система показателей этой оценки, в связи с чем были разработаны: а) блок-схема комплексной оценки эффективности деятельности предприятия торговли, включающая три основных этапа проведения исследования с характеристикой каждого из этапов и блоков схемыб) система показателей оценки эффективности деятельности торгового предприятия, объединяющая взаимосвязанные и всесторонне отражающие состояние и развитие предприятия показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов, показатели рентабельности, оценки финансового состояния, качества торгового обслуживания и блок интегральных показателей оценки эффективности деятельности торгового предприятия.

4. Существование затратного и ресурсного подходов к формированию показателей оценки эффективности использования отдельных видов ресурсов предопределяет необходимость деления основных видов ресурсов, входящих в экономический потенциал торгового предприятия, на две группы: примененные ресурсы и потребленные ресурсы. Необходимо отметить, что не все ресурсы, входящие в потенциал торгового предприятия, можно подразделить на примененные и потребленные, этому подвержены только элементы экономического потенциала предприятия, поэтому в дальнейшем применение ресурсного и затратного подходов к оценке эффективности рассмотрено нами относительно основных фондов, оборотных средств и трудовых ресурсов предприятия торговли.

В соответствии с этим нами предложена система показателей эффективности использования отдельных видов ресурсов на основе ресурсного и затратного подходов, которая позволяет осуществить всесторонний, глубокий анализ данных ресурсов и принимать оперативные решения по эффективному управлению ими.

5. Изучение и критическое переосмысление показателей оценки эффективности деятельности предприятий торговли, предложенных авторами советского периода, современными экономистами и зарубежными учеными, показали, что при расчете комплексных показателей эффективности основное внимание уделяется экономической эффективности функционирования предприятия и все интегральные показатели построены именно на них.

Однако потребитель является не пассивным покупателем, а полноправным участником коммерческой деятельности, ее регуляторов, в соответствии с чем нами предложена методика оценки эффективности деятельности торгового предприятия с точки зрения покупателей и разработан интегральный показатель оценки качества торгового обслуживания, включающий в себя следующие составляющие: показатель широты ассортиментапоказатель доступности услугикоэффициент достаточности дополнительных услугкоэффициент обновления ассортиментапоказатель качества товаров, реализуемых населениюпоказатель оценки уровня квалификации торгово-оперативного персоналапоказатель оценки оформления торгового зала. Кроме того, дополнение показателя уровня экономического развития показателем темпа изменения интегрального показателя оценки качества торгового обслуживания по мнению покупателей позволит рассчитать показатель общего уровня развития предприятия.

6. В результате изучения, критического переосмысления представленных в экономической литературе методик комплексного анализа, в ходе которого рассматривается ряд показателей эффективности использования отдельных видов ресурсов или результатов деятельности предприятия, стало очевидным, что проведение такого анализа большинством авторов осуществляется исключительно с точки зрения получения оценки вероятности достижения внутренних целей организации по отдельным видам деятельности и необходимой информации для принятия руководством данного предприятия оперативных управленческих решений. Кроме руководителей, существует также немало групп, заинтересованных в эффективной работе предприятияк ним относятся:

— собственники (инвесторы), которые заинтересованы в повышении доходности своего капитала, а следовательно, в повышении таких показателей эффективности, как рентабельность, деловая активность и т. д;

— кредиторы, которые в зависимости от эффективности деятельности предприятия решают вопросы его кредитования, т. е. возможности вложения средств в развитие предприятия, без риска для своего состояния;

— покупатели, являющиеся непосредственными контрагентами предприятий торговли, заинтересованные получить в определенное время товар или услугу в достаточном объеме и соответствующего качества, что невозможно без эффективной работы предприятия.

В связи с этим нами предложено структурирование показателей оценки эффективности деятельности предприятия торговли с позиций разных пользователей информации, которое, на наш взгляд, является достаточно актуальным в современных условиях и удовлетворяет интересам всех основных субъектов рыночных отношений предприятия торговли.

В заключение необходимо отметить, что предложенные в диссертационной работе современные методические подходы к оценке эффективности деятельности предприятия торговли были апробированы на примере конкретного предприятия торговли ООО ТП «Дом Куприяна», получили положительные отзывы и существенно расширили спектр осуществляемой до этого времени оценки эффективности функционирования этого предприятия.

Основные положения и результаты исследований опубликованы в следующих работах:

1. Терещенко Н. Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки: монография / Н. Н. Терещенко, О. Н. Емельянова. — Красноярск: КГУ, 2004. — 16 п.л. (авт. — 8 п.л.).

2. Рерих Е. В. Системная оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (ФХД) / Е. В. Рерих, Т. Н. Левина, О. Н. Емельянова // Современное состояние экономики России: проблемы и перспективы: сборник тезисов 4 межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов на иностранных языках / Краснояр. гос. торг. — экон. ин-т. — Красноярск, 2000. — 0,13 п.л. (авт. — ОД п.л.).

3. Емельянова О. Н. К вопросу оценки эффективности деятельности торговли / О. Н. Емельянова // Социально-экономические проблемы и перспективы развития рынка потребительских товаров: материалы межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и работников торговли. — Красноярск, 2001. — 0,25 п.л.

4. Емельянова О. Н. Проблемы координации деятельности предприятий торговли в регионе / О. Н. Емельянова // Экономика, экология, общество России в 21-столетии: труды 4-й Международной научно-практической конференции.-Т.2. — СПб.:Нестор, 2002. — 0,31 п.л.

5. Петроченко О. С. Организация торговли и повышение ее эффективности / О. С. Петроченко, О. Н. Емельянова // Теория и практика коммерческой деятельности: тезисы докладов 4-й всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов, аспирантов и практических работников / Краснояр. гос. торг. — экон. ин-т. — Красноярск, 2003. — Т. 1. — 0,3 п.л. (авт. — 0,2 п.л.).

6. Емельянова О. Н. Проблемы экономической диагностики деятельности предприятия торговли в современных условиях / О. Н. Емельяноваотв. ред. Н. А. Соловьева // Проблемы бухгалтерского учета, налогообложения, аудита и экономического анализа в условиях реформирования российской экономики: материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. — Красноярск, 2003. — 0,13 п.л.

7. Емельянова О. Н. Структурирование показателей оценки эффективности деятельности предприятия торговли с позиций разных пользователей информации / О. Н. Емельянова // Экономика, экология, общество России в 21-столетии: труды 5-й Международной научно-практической конференции. -СПб., 2003.-Т. 4.-0,25 п.л.

8. Емельянова О. Н. Совершенствование подходов к оценке экономической эффективности деятельности предприятия торговли / О. Н. Емельянова // Сфера потребительских услуг: актуальные проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции / Краснояр. гос. торг. — экон. ин-т. — Красноярск, 2004. 0,2 п.л.

9. Емельянова О. Н. Совершенствование комплексных показателей эффективности деятельности предприятия торговли / О. Н. Емельянова // Сфера потребительских услуг: актуальные проблемы и перспективы развития: материалы региональной научно-практической конференции / Краснояр. гос. торг. — экон. инт. — Красноярск, 2004. 0,3 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации. -М.: Юрид. лит., 1993. 62 с.
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской федерации Часть 1,2,3 (по состоянию на 1 января 2003 г.). М.: Юрайт — Издат, 2003.- 461с.
  3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ: В 2 ч. (С изм. и доп. 20 сентября 2000 года). М.: ЭКМОС, 2002.
  4. Российская федерация. Законы. Об обществе с ограниченной ответственностью: Федеральный закон. От 8.02.98 в редакции Федеральных законов от 11.07.98, 31.12.98 // Библиотека Российской газеты. 2002. — № 13
  5. Российская Федерация. Министерство налогов и сборов. О внесении изменений и дополнений в гл. 22, 24, 25, 262, 263 и 27 ч. 2 НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ: Федеральный Закон от 31.12.02 // Официальные документы. -2003. № 1. — С. 6.
  6. Российская Федерация. Государственный Комитет РФ по статистике. Торговля в России: Стат. сборник/ Государственный Комитет РФ по статистике. М., 2003.-495 с.
  7. Российская Федерация. Государственный Комитет РФ по статистике. Российский статистический ежегодник: Стат. сборник/ Госкомстат России. -М., 2002 690 с.
  8. Российская Федерация. Госкомстат. Регионы России: Статистический сборник. В 2-х т. Т1/ Госкомстат России — М., 2001. — № 567.
  9. Красноярский край. Администрация. Об утверждении Концепции социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года. Постановление Администрации Красноярского края от 27.06.2001. № 465 — п.
  10. Красноярский край. Красноярский краевой комитет гос. статистики. Красноярский край в цифрах: Краткий статистический сборник / Госкомстат Красноярского края. Красноярск, 2003. — С. 54.
  11. Красноярский край. Красноярский краевой комитет гос. статистики. Экономика Красноярского края в 2002 году: Стат. ежегодник/ Госкомстат Красноярского края. Красноярск, 2003. — 444 с.
  12. Красноярский край. Красноярский краевой комитет гос. статистики. Торговля в Красноярском крае: Стат. ежегодник/ Госкомстат Красноярского края. Красноярск, 2003. — 60 с.
  13. ГОСТ Р 51 303−99. Торговля. Термины и определения. Введ. 07.01.94, — М.: Изд-во стандартов, 1994.- 18 с.
  14. И. Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации: Учебник для вузов / И. Т. Абдукаримов. 2-е изд., перераб. -М.: Экономика, 1989. — 319 с.
  15. А. А. Тысяча терминов рыночной экономики: Справочное учеб. пособие /А. Амбарцуев, Ф. Стерликов. М.: Крон- Пресс, 1993. — 302 2.с.
  16. Ю.Л. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие / Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко, И. В. Петрученя. Красноярск: Изд-во КГУ, 1997. — 220 с.
  17. Ю. Л. Экономика товарного обращения: Учебник / Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко- КГУ. Красноярск, 2000. — 240 с.
  18. А. У. Экономика коммерческого предприятия: Серия «Учебники, учебные пособия"/ А. У. Альбеков, С. А. Согомолян. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 448 с.
  19. Н. Д. Организация и эффективность управления производством / Н. Д. Байков, Ф. М. Русинов. М.: Мысль, 1973. — 116 с.
  20. М. И. Теория экономического анализа: Учебник / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 288 е.: ил.
  21. М. И. Рентабельность торговли и резервы ее повышения / М. И. Баканов. М.: Экономика, 1978. — 216 с.
  22. М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для торг. вузов / М. И. Баканов. М.: Экономика, 1990. — 352 с.
  23. М. И. Экономический анализ в торговле: Учебник для торговых вузов / М. И. Баканов. 5-е изд- перераб. и доп. — М.: Экономика, 1983. -224 с.
  24. И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 208 с.
  25. И. Т. Финансовый менеджмент / И. Т. Балабанова. М., 1994. — 224 с.
  26. И. А. Торговый менеджмент / И. А. Бланк. Киев: Украинско-финский институт менеджмента и бизнеса, 1997. — 408 с.
  27. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 2 / Гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1991. — 768 с.
  28. Г. П. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для техникумов / Г. П. Борисов. М.: Экономика, 1989. — 141 с.
  29. Р. П. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие / Р. П. Валевич, Г. А. Давыдова. Минск: Выш. шк., 1996. — 367 с.
  30. А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология: Учеб. пособие / А. С. Вартанов. М.: Финансы и статистика, 1991. — 326 с.
  31. Г. Введение в общую экономику и организацию производства: В 2 ч. Ч. 1 / Г. Вейе, У. Деринг. Красноярск: Изд-во КГУ, 1995. — 497 с.
  32. Г. С. Современная экономическая энциклопедия / Г. С. Веч-канов, Г. Р. Вечканова. СПб.: Лань, 2002. — 880 е.: ил.
  33. В. Н. Основы теории систем и системного анализа / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. СПб.: Изд-во СпбГТу, 1999. — 512 с.
  34. И. Экономика фирмы: Учебник / И. Ворст, П. Ревентлоу. М.: Высшая школа, 1994. — 271 с.
  35. . П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Б. П. Голубков. М.: Финпресс, 1998. — 416 с.
  36. В. Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В. Я. Горффинкель, Е. М. Купряков, В. П. Прасолова- Под ред. В. Я. Горффинкеля, Е. М. Купрякова. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1996. — 367 с.
  37. А. И. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов /
  38. A. И. Гребнев, Ю. К. Баженов, О. А. Габриэлян- Рук. авт. кол. А. И. Гребнев. -М.: Экономика, 1996. 238 с.
  39. О. В, Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / О. В. Грищенко. Таганрог: Изд-во ТРБУ, 2000.-112 с.
  40. В. П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов / В. П. Грузинов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 795 с.
  41. В. П. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред.
  42. B. П. Грузинова. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998. — 535 с.
  43. Д. Е. Актуальные вопросы рыночной экономики: издержки, безубыточность, эффективность / Д. Е. Давыдянц. Ставрополь: ЦНТИ, 1996. -167 с.
  44. Д. Е. Показатели эффективности основных и оборотных производственных фондов: Информ. лист № 187−90 / Д. Е. Давыдянц. Ставрополь: ЦНТИ, 1990. — 6 с.
  45. Д. Е. Показатели и оценка эффективности экономики в условиях рыночных отношений / Д. Е. Давыдянц. Ставрополь: Кавказский край, 1998.-492 с.
  46. Е. И. Социально-экономическая эффективность торговли / Е. И. Данилов. М.: Знание, 1983. — 64 с.
  47. И. Ш. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 3 (41). — С.15.
  48. Р. И. Оценка финансового состояния предприятия / Р. И. Дро-нов // Финансы. 2001. — № 4. — С. 15−19.
  49. О. Н. Основные тенденции развития торговли / О. Н. Емельянова, H.H. Терещенко // Актуальные проблемы современной науки и пути их решения: Сборник трудов научной конференции аспирантов. Красноярск, 2000. — С. 22.
  50. О. Н. Проблемы развития розничной торговли в регионе / О. Н. Емельянова // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Сборник трудов международной научно-практической конференции. -СПбГТУ, 2001.-С. 564.
  51. О. Н. Особенности развития розничной торговли в регионе / О. Н. Емельянова // Математические методы и информационные технологии в экономике: Сборник материалов международной научно-технической конференции. Ч. 2, — Пенза, 2001. С. 85−86.
  52. О. В. Финансовый анализ / О. В. Ефимова. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 1999. — 352 с.
  53. О. В. Анализ рентабельности капитала / О. В. Ефимова // Бухгалтерский учет. 1995. — № 5. — С. 25−29.
  54. С. А. Экономические модели и методы в управлении / С. А. Жданов. М.: Дело и сервис. — 1998. — 176 с.
  55. Н. Л. Экономика организации / Н. Л. Зайцев. М.: Экзамен, 2000. — 768 с.
  56. В. И. Экономика советской торговли: Учеб. пособие для вузов / В. И. Иваницкий, Р. А. Максименко, Н. Н. Ушакова. М.: Экономика, 1990.-334 с.
  57. И. И. Экономика торгового предприятия / И. И. Казарская. М.: Экономика, 1978. — 239 с.
  58. Л. В. Оптимальные решения в экономике / Л. В. Канторович, А. В. Горстко. М.: Наука, 1972. — 231с.
  59. Т. Н. Факторы оптимизации человеческой деятельности I Т. Н. Киютина, О. С. Разумовский. Красноярск: РИО КГПУ, 2001.- 132 с.
  60. Т. Н. Оптимальность и целесообразность// Проблемы эффективности, рационализации и оптимизации человеческой деятельности. Новосибирск, 1991. — С.81−83.
  61. В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2000. -424 с.
  62. В. В. Финансовый анализ. Управление капиталом: выбор инвестиций. Анализ отчетности / В. В. Ковалев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 512 с.
  63. В. В. Модели анализа и прогнозирования источников финансирования / В. В. Ковалев // Бухгалтерский учет. 1995. — № 7. — С. 26−31.
  64. . Управление финансовой деятельностью предприятия: проблемы, концепции, методы: Учеб. Пособие: Пер. с фран. / Б. Коласс- Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997. — 673 с.
  65. Э. М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие / Э. М. Короткое. М.: Дека, 1996. — 304 с.
  66. Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер: Пер. с англ.- Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  67. В. В. Комплексная оценка финансово-экономического состояния предприятия / В. В. Котляр // Рынок ценных бумаг. 1999 — № 16. — С.39−42.
  68. Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник / Л. И. Кравченко. 6-е изд., перераб. — М.: Новое знание, 2003. -526с.
  69. Л. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий торговли и общественного питания: Учебник для вузов / Л. И. Кравченко. 3-е изд., перераб. и доп. — Минск: Высшая школа, 1989. — 496 с.
  70. Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов / Л. И. Кравченко. 5-е изд., перераб. и доп. — Минск: Высшая школа, 2000. — 430 с.
  71. Е. И. Эконометрия / Е. И. Кулинич. М.: Финансы и статистика, 1999. — 304 с.
  72. В. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия: возможный подход / В. Ларин, Н. Яшин // Власть. 1999. — № 10. — С. 36−41.
  73. С. Н. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков- Под ред. С. Н. Лебедевой. -Минск: Новое знание, 2001. 240 с.
  74. Г. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 1 / Г. Лейбниц. М., 1982.284 с.
  75. И. Финансовые критерии оценки конкурентоспособности фирмы / И. Лисиненко // Страховое дело. 1999. — № 3. — С. 49−55.
  76. Л. И. Экономико-математический словарь / Л. И. Лопат-ников. М.: Наука, 1993. — 447 с.
  77. К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т. 1: Пер. с англ., 11-е изд. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. — М: Республика, 1992. 399 с.
  78. А. М. Размышления экономиста о торговле / А. М. Матлин. -М.: Экономика, 1990. 173 с.
  79. В. Анализ рентабельности торговых предприятий / В. Ме-лентьева // Аудитор. 1999. — № 10. — С. 33−36.
  80. Т. И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли / Т. И Николаева // http- // cfin.ru / press / marketing. 2000. — 4/06. shtml.
  81. В. В. Вопросы развития социалистической экономики / В. В. Новожилов. М., 1967. — С. 327.
  82. В. В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании / В. В. Новожилов. М., 1967. — С.376.
  83. Ю. Ю. Об исчислении нормы эффективности на основе модели оптимального планирования / Ю. Ю. Овсиенко // Экономика и математические методы. 1974. — Т. X. — Вып. 4. — С. 103.
  84. Оценка экономической эффективности: Аналитическая справка. М., 1990, — 12 с.
  85. С. М. Экономический анализ деятельности предприятий: Учеб. пособие для студентов эконом, спец. вузов / С. М. Песталов. М.: Академ. проект, 2004. — 576 с.
  86. Н. Я. Кибернетические проблемы управления экономикой / Н. Я. Петраков. М.: Наука, 1974. — 161 с.
  87. Р. М. Оценка эффективности промышленного производства: (методы и показатели)/ Р. М. Петухов М.: Экономика, 1990. — 95 с.
  88. Р. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Р. Пиндайк, Д. Ру-бинфельд- Науч. ред. В. Т. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов. М.: Экономика: Дело, 1992. — 510 с.
  89. Проблема эффективности в современной науке (методологические аспекты) / Отв. ред. А. Д. Урсул. Кишинев: Штиинца, 1985. — 256 с.
  90. Проблемы эффективности, рационализации и оптимизации человеческой: В 2 ч. / Отв. ред. А. Г. Гранберг, О. С. Разумовский. Новосибирск: Наука, 1991.
  91. . В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов / Б. В. Прыкин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 360 с.
  92. Л. В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов / Л. В. Прыкина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -407 с.
  93. О. С. Концепция оптимизации в теории человеческой деятельности / О. С. Разумовский // Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса. Новосибирск, 1989. — С. 3−12.
  94. О. С. Бихевиоральные системы / О. С. Разумовский. -Новосибирск: Наука, 1993. -239 с.
  95. К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов / К. А. Ра-ицкий. 2-е изд. — М.: Маркетинг, 2000. — 696 с.
  96. К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник / К. А. Раицкий. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К0, 2003. -1012 с.
  97. Римеровская JL Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / Л, Т. Римеровская. 2-е изд. доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 615 с.
  98. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий / Г. В. Савицкая. Минск: Новое знание, 1999. — 688 с.
  99. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Экоперспектива, 1997. -498с.
  100. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г. В. Савицкая. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. -400 с.
  101. И. П. Эффективность предприятия в конкурентной экономике / И. П. Скобелева. СПб.: ПИВТ, 1992. — 132 с.
  102. Э. А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов/ Э. А. Смирнов. М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998. — 375 с.
  103. Современный бизнес: Учебник: В 2 т. Т. 2: Пер. с англ / Д. Дж. Реч-мен, М. X. Мескон, К. Л. Бауви, Дж. В. Тилл. М.: Республика, 1995. — 479с.
  104. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под общ. ред. J1. А. Брагина, Т. П. Данько. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 560 с.
  105. Я. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия / J1. Трофимова // Аудитор. -1996. № 9.-С. 22−25.
  106. JI. Экономическая диагностика эффективности деятельности торговых организаций / JL Трофимова // Финансовая газета. 1999. -№ 32−34. -С. 11.
  107. JI. Экономическая диагностика эффективности деятельности торговых организаций / JL Трофимова // Финансовая газета. 1999. -№ 37. — С. 38−42.
  108. Н. Н. Цель / Н. Н. Трубников // Философская энциклопедия. М., 1970. — Т.5. — С. 459.
  109. Н. Н. Экономическая стратегия деятельности торгового предприятия в условиях рыночной экономики / Н. Н. Ушакова, J1. А. Кукуруз-да. Киев, 1993.-207.
  110. Р. А. Системный подход к управлению // Управление персоналом. 199.- № 12 — С. 63−78.
  111. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/ колл. авторов- под. общ. редакцией А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. -1168с.
  112. П. С. Теория полезности принятия решений / П. С. Фиш-берн. М.: Наука, 1978. — 352 с.
  113. С. Экономика: Пер. с англ / С. Фишер. -. М.: Дело, 1993.828 с.
  114. А. М. Экономика и планирование кооперативной торговли: Учебник: В 2 т. / А. М. Фридман. М.: Экономика, 1990.
  115. П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. / Пол Хей-не. -2-е изд., стереотип. М.: Дело: Catallaxy, 1992. — 704 с.
  116. В. Как делать бизнес в Европе: Вступит, слово Ю. В. Писку -нова / В. Хойер. М.: Прогресс, 1992. — 253 с.
  117. Г. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятий сферы услуг): Учеб. пособие / Г. И. Хотинская, Т. В. Харитонова. М.: Дело и Сервис, 2004. — 240 с.
  118. А. Н. Организационно-экономический механизм стратегического управления потребительским рынком для городского населения / А. Н. Чаплина- КГТЭИ. Красноярск: Кларетианум, 2003. — 235 с.
  119. А. Н. Методология и методы управления потребительским рынком для городского населения: Монография / А. Н. Чаплина. Красноярск: Изд-во КГУ, 2002. — 231 с.
  120. А. Н. Культура управления: Учеб. пособие / А. Н. Чаплина. Красноярск: изд. КГПУ, 1997. — 100 с.
  121. А. Н. Методика диагностики организационной культуры: Учеб. пособие / А. Н. Чаплина- КГТЭИ. Красноярск, 2000. — 115 с.
  122. В. А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / В. А. Чернов- Под. ред. М. И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 686 с.
  123. Г. В. Теория экономического анализа: Учебно-практическое пособие / Г. В. Шадрина, Е. Г. Озорнина. М.: Изд-во МЭСИ, 2001.-214 с.
  124. А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. М.: ИНФРА, 1995. — 176 с.
  125. О. Диагностика предприятий / О. Щербакова // Рынок ценных бумаг. 1999. — № 9. — С. 11−16.
  126. К. Бизнес-диагностика деятельности предприятий / К. Щиборщ И Рынок ценных бумаг. 1999. — № 16. — С. 30−33.
  127. Г. Основы и проблемы экономики предприятия / Г. Шмален. М.: Финансы и статистика, 1996. — 283 с.
  128. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. -М.: Юристъ, 1998.-584 с.
  129. Экономика торговли: Учебник для экон. фак. торг. вузов. / А. И. Абатуров, А. И. Файницкий, A.M. Менделевич и др. М.: Экономика, 1975. -414 с.
  130. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ин-фра-М, 2002. — 292 с. — (Серия «Высшее образование»)
  131. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. О. И. Волкова. М.: Инфра-М, 1998.-416 с.
  132. Экономика предприятия торговли: Учеб. пособие. / Ю. JI. Александров, И. В. Петрученя, Н. Н. Терещенко и др.- Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2002. — 258 с.
  133. Экономико-математический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. И. Данилов-Данильян. М.: Большая Российская энциклопедия: ИНФРА-М, 2003. — 688 с. 140. pr-news. spb.ru / publicat /п 11 6. htm.
Заполнить форму текущей работой