Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Движение исламских фундаменталистов в южном регионе Центральной Азии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличительной чертой суфизма является полное повиновение своему учителю и слепая преданность своему братству. Такая апробированная веками структура не раз благоприятствовала сплочению хорошо организованных боевых групп, способных к вооруженному сопротивлениюВ Таджикистане до сих пор распространена практика принадлежности к тому или иному ишанскому (суфийскому) сословию (общине). Такие связи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Корни исламского фундаментализма в Центральной Азии
    • 1. 1. Исламизация Центральной Азии: региональные особенности
    • 1. 2. Роль суфизма в исламизации народов Центральной Азии
  • ГЛАВА II. Влияние исламского фактора на политические процессы в Таджикистане и Узбекистане
    • 2. 1. Таджикский опыт исламизации
    • 2. 2. Движение исламских фундаменталистов в Узбекистане и влияние внешних факторов
  • ГЛАВА III. Перспективы развития движения исламских фундаменталистов в постсоветской Центральной Азии
    • 3. 1. Современное состояние и перспективы политического ислама в южном регионе Центральной Азии
    • 3. 2. Сотрудничество государств Центральной Азии в сфере борьбы с экстремизмом и терроризмом

Движение исламских фундаменталистов в южном регионе Центральной Азии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сегодня постсоветская Центральная Азия оказалась в фокусе внимания мировых лидеров и региональных держав, международных финансово-экономических структур. В 90-е годы XX в. этот регион стал полем расширяющегося сотрудничества и одновременно ареной соперничества различных сил, что обусловлено его геостратегической значимостью, потенциально мощными нефтегазовымии другими сырьевыми ресурсами, перспективами строительства транспортной инфраструктуры.

Тем не менее важно принимать во внимание, что в силу ряда причин этот регион крайне нестабилен и обладает значительным конфликтным потенциалом. Среди общих причин, вызывающих рост напряженности, можно назвать низкий уровень жизни населения, проблемы системы здравоохранения и социального обеспечения, ограниченные водные и земельные ресурсы, особенности социально-политической структуры местных обществ со сложной системой кланово-племенных отношений, квазипредставительные политические институты с механизмами ограничения доступа к власти, отсутствие консенсуса элит.

Сюда же следует отнести проблемы организации действенного регионального сотрудничества по ряду ключевых вопросов — от охраны границ и безопасности до торговли и распределения водных ресурсов, организованную преступность, особенно связанную с транзитом наркотиков* из Афганистана, пограничные споры и сложную международную обстановку, характеризующуюся борьбой крупных внешнеполитических акторов за доминирование в регионе и постоянным очагом конфликта в Афганистане.

Современное развитие центрально-азиатского региона серьёзно осложняется радикализацией исламистских организаций и движений. Этот процесс имеет как объективные, так и субъективные причины. В ряду первых следует отметить катастрофическое (по сравнению с советским периодом) ухудшение социально-экономического положения: массовую безработицу и 3 пауперизацию населения стран региона, потерю социального статуса представителей многих профессий, неконтролируемую миграцию, криминализацию различных сфер жизни общества и т. п.

Например, согласно последним опубликованным данным Всемирного банка за чертой бедности в Таджикистане находятся 53%' граждан,.

2 3.

Киргизстане — 35%, Узбекистане — 25,8%. Самый низкий уровень бедности среди постсоветских государств Центральной Азии в Казахстане — 18%4 населения.

Среди субъективных причин радикализации политической ситуации в постсоветских странах Центральной Азии прежде всего следует отметить: мировоззренческие ценности и установки политико-экономических элитных групп, инициировавших тот или иной путь развития, и представителей' оппозицииразочарование широких слоёв населения как в коммунистической, так и в демократической идеях, сублимирующееся либо в абсентеизме (как правило, бессознательном и традиционном), либо в поддержке радикальных идеологий и экстремистских движений.

Особенно остро проблема исламского радикализма стоит там, где ислам сохраняет традиционную социальную, политическую и" культурную роль. Одним из них является южная часть постсоветской Центральной Азии: Узбекистан, Таджикистан, юг Киргизии. Этот субрегион имеет давнюю исламскую традицию, и игра на религиозных чувствах и настроениях активно используется исламистами в собственных целях. Деятельность различных.

1 Режим доступа: http://web.worldbankorg/WBSITE/EXTERNAL/COШTRIES/ECAEXT/TAJIKISTANEXTN/0&bdquo-contentM ОК:20 630б97~тепиРК.287 255~равеРК:141 137~р1РК 141 127~Ше8кеРК:258 744,00.html.

2 Режим доступа:

Ь"р:/МеЬ^ог1ёЬапк.ог^В81ТЕ/ЕХТЕКНАЬ/СОиЫТИЕ8/ЕСАЕХТ/КУКСУ2ЕХТН/0"сотеп1МВК: 2 062 931 l~menuPK:305 768~pagePK: 141 137~р1РК:141 127~Йге8кеРК:3 5 761,00.html.

3 Режим доступа: http://www.worldbank.org.uz/^^ПBSITE/EXTERNAL/COU^]TRIES/ECAEXT/UZBEKISTANEXTN/0"шen иРК:294 197~ра§ еРК: 141 132~р1РК: 141 107~Й1е8кеРК:294 188,00.html.

4 Режим доступа: http://www.worldbank.org.kz/WBSITE/EXTERNAL/COUNTRIES/ECAEXT/KAZAKHSTANEXTN/0"co п1еп{МБК:20 629 270~шепиРК:361 877~pagePK: 141 137~р1РК: 141 127~Ше811еРК:361 869,00.html 4 исламских радикальных и в том числе экстремистских группировок оказывает дестабилизирующее воздействие на социально-политическую обстановку.

Другим немаловажным аспектом сложившейся религиозно-политической ситуации является то, что сама мусульманская община региона3 неоднородна, а ее взгляды на методы реализации исламского вероучения в общественно-политической жизни в значительной степени полярны: от проведения постепенных реформ по расширению присутствия исламадо крайне радикальных, а порой и воинственных целей создания исламского государства, например, Туркестанского халифата. Соответственно, особую актуальность приобретает эмпирический анализ роли исламского фактора во время гражданской войны в Таджикистанеполитических волнений и террористических актов в Узбекистане и Киргизии.

Не меньшую важность имеет выявление особенностей политического ислама в постсоветской Центральной Азии в контексте транснационального исламистского движения, обладающего разнообразными ресурсами и собственным видением мирового порядка.

Цель и задачи исследования

Цель работы заключается в выявлении идейно-политических основ, этапов и общих тенденций развития* движения исламских фундаменталистов в южной части советской/постсоветской Центральной Азии и его влияния на политические процессы в регионе.

В соответствии с поставленной целью в диссертации определены следующие задачи:

•исследовать особенности исламизации народов Центральной Азии и состояние ислама (доктрины и общины верующих) в период Советской власти- •дать анализ генезиса движения исламских фундаменталистов в советской/постсоветской Центральной Азии;

5 Там, где не дано уточнение, термины регион и южный субрегион Центральной Азии используются взаимозаменяемо.

•изучить идейно-политические платформы и практическую деятельность исламских партий и группировок в южной части Центральной Азии- •дать характеристику социальной базы этих партий и группировок- •выделить основные параметры современной религиозной ситуации- •рассмотреть региональное и международное сотрудничество государств Центральной Азии в целях противодействия исламскому терроризму и экстремизму- •определить перспективы развития движения исламских фундаменталистов в регионе.

Объектом исследования в диссертационной работе является деятельность исламских фундаменталистов в постсоветской Центральной Азии в контексте внутрии внешнеполитического положения стран региона.

Предметом исследования выступают идеология и практика исламских политических организаций в южной части Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан).

Теоретико-методологической основой исследования является совокупность методов современной политической науки, применяемых для анализа политических процессов и их контекстов. К ним относятся: принцип системности, который, с одной стороны, дает возможность рассмотреть феномен исламского фундаментализма в контексте ислама как социальной системы, а с другой — как проблему развития.

• мусульманского общества в целомсравнительно-исторический анализ, который предоставляет возможность сопоставить этапы развития ислама в имперской/советской/постсоветской Центральной Азии и определить закономерности его эволюциисравнительный политический анализ, с помощью которого можно дать типологические характеристики различных исламских политических движений в регионекультурологический подход, который позволяет понять особенности ислама как религии, специфику взаимодействия западной и исламской цивилизаций, их реакцию друг на другаобращение к доктрине ислама формирует важный контекст исследования рассматриваемых политических процессов — и удерживает от применения схем «западного ориентализма» (Э. Сайд).

Поскольку развитие движений политического ислама в южной части постсоветской Центральной Азии, приходится на период распада СССР и формирования новых государствдиссертационная работа потребовала изучения распределения властных полномочий как в формирующемся1 государстве, так и в обществе и их взаимодействия. По мнению автора, такой подход необходим при исследовании политического в развивающихся странах.

Большое значение для уточнения методологических позиций автора имели статья А. Д. Воскресенского «Незапад в дискурсе мировой компаративистики"6. Следует отметить также монографию французского исследователя О. Руа «Глобализированный ислам: в поисках новой уммы» 7, которая способствовала пониманию логики развития исламского фундаментализма в его различных вариациях.

Источниковедческая база диссертации.

В ходе работы над диссертацией были использованы разнообразные источники. Это священные тексты ислама (Коран, Сунна), выступления исламских религиозных деятелей (А. Тураджонзода), работы теоретиков исламских политических движений в СНГ Г. Джемаля, Т. Набхани, А. Юлдашева, программные и пропагандистские документы и малотиражные.

6 Воскресенский А. Д. Незапад в дискурсе мировой компаративистики// Международные процессы. — М., 2004. — Т.2. -№ 3. — Режим доступа: http://www.intertrends.ru/sixth/005.htm.

7 Roy О. Globalised Islam: the Search for a New Ummah. -N.Y.: Columbia Univ. Press, 2004. 7 издания исламистов (Исламская партия возрождения Таджикистана (И11ВТ), «Хизб ут-Тахрир», «Акрамия» и др.).

Важную роль при проведении исследования, в частности, определения позиции режима к политическому исламу, сыграло законодательство республик Центральной Азии: тексты конституций, законы о свободе вероисповедания и религиозных организациях, о политических партиях, о противодействии экстремистской деятельности.

Следует отметить, что, к сожалению, доступ к источникам, которые касаются программных установок, идеологии и деятельности исламских партий и группировок в постсоветской Центральной Азии достаточно ограничен. Это связано с тем, что большинство исламистских организаций в регионе действуют подпольно, а информация об их членской базе и деятельности засекречена. Тем не менее предпринята попытка проанализировать идеологию^ и программу исламистских движений в Центральной Азии, исходя из доступной информации.

Исламская партия возрождения Таджикистана, которая представляет умеренное крыло исламской оппозиции в регионе, напротив, старается 8 информировать население о своих целях и задачах. Что касается других исламистских организаций, то об их деятельности можно, судит лишь по заявлениям их лидеров, распространяемым листовкам и сообщениям в СМИ.

Однако принимая во внимание, что в целом все исламские политические партии и группировки в Центральной Азии преследуют одну цель — создание теократического исламского государства на территории региона, можно выявить общие тенденции, исходя из доступной информации. Наиболее активной и многочисленной исламистской партией на территории Центральной Азии является «Хизб ут-Тахрир». Члены этой организации распространяют.

8 Политические партии Республики Таджикистан. — Душанбе, 2006; Рахнамо А. Религиозная партия и светское государство. — Д., 2008; Тураджонзода А. Чойгохи Масчил Дар Ислом. — Д., 2007. 8 литературу, которая разъясняет населению причины создания организации и призывает вступить в ряды партии 9.

При освещении проблематики противостояния экстремизму и терроризму автор опирался на соответствующие документы государств-членов СНГ и ШОС.

При оценке социально-экономического положения региона большое значение имели документы Программы развития ООН.

Степень разработанности темы.

Круг научной литературы по теме очень широк: изучением проблематики религиозного фундаментализма и экстремизма занимаются богословы, философы, политологи, специалисты в области международных отношений, социологи, психологи, юристы. Работы, использованные в ходе работы над диссертацией, представляется возможным разделить на несколько групп.

Во-первых, это труды общетеоретического характера, позволяющие получить представление как о современной мирополитической* ситуации, так и-об особенностях политических процессах на Востоке. Среди них следует отметить работы А. Д. Богатурова, И. Валлерстайна, А. Д. Воскресенского, М. В. Ильина, М. М. Лебедевой, А. Ю. Мельвиля, Т. Карозерса, H.A. Косолапова, Л. Пая, Д. М. Фельдмана, М. А. Хрусталева, С. Хантингтона10.

9 Набхани Т. Система Ислама. Б/м, б/г- «Хизб ут-Тахрир». Административный кодекс. Б/м, б/гНабхани Т. Структуризация партии. — Лондон, 2001; an-Nabani Т. Concepts of Hizb ut-Tahrir. -London: Khilafah PublicationsIslam Demands the Political Unity for his Ummah//Leaflet of Hizb ut-Tahrir from 16.08.2008. — Режим доступа: http://www.hizb-ut-tahrir.org.

10 Богатуров А. Д., Косолапов H.A., Хрусталев М. А. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений. — М.: НОФМО, 2002; Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. — СПб.: Университетская книга, 2001; Воскресенский А. Д. ред. Политические системы и политические культуры Востока. — М.: ACT: Восток-Запад, 2007; Карозерс Т. Конец парадигмы транзита //Политическая наука. Политическое развитие и модернизация: современные исследования. — М., 2003. — № 2- Лебедева М. М. Мировая политики. Учебник. — М.: Аспект-Пресс, 2006; Мельвиль А. Ю., Ильин М. В. и др. Политический атлас современности: опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств. — М.: МГИМО-Университет, 2007; Пай Л. Незападный политический процесс// Политическая наука. — М., 2003. — № 2- Фельдман Д. М. Политология конфликта. Учебное пособие. — М.: Стратегия, 1998; Хантингтон С, Политический порядок в меняющихся обществах. — М.: Прогресс-Традиция, 2004; Хрусталев М. А. Международные аспекты социально-политической стабильности// Международные процессы. — М., 2008. — Т.6. — № 2.

Во-вторых, работы по истории ислама в Центральной Азии, которые позволяют оценить характер и степень религиозности населения различных частей региона. Наиболее полно история исламизации народов ЦентральнойАзии освещается-в фундаментальных трудах В. В4. Бартольда, а также в работах Ж. С. Бактыгулова, Б. Г. Гафурова, Л. И. Климович, Ж.К. Момбековой4 и др. 11 Региональные особенности распространения? ислама освещены в таких изданиях, как «Очерки истории1 распространения исламской* цивилизации», «Ислам на территории» бывшей Российской империи", «Исламв СССР», «Из истории суфизма: источники и социальная практика», «Суфизм в Центральной.

1 9.

Азии (зарубежные исследования)" .

В-третьих, отечественные и зарубежные монографии и статьи* по проблематике исламского фундаментализма/исламизмакак в Центральной*.

Азии, так и в мире в целом, способствующие объективной оценке этого феномена. В этом контексте необходимо прежде всего назвать исследования Т.

Али, Б. Бабаджанова, A.A. Игнатенко, Ж. КепеляИ: В. КудряшовойР.Г.

Ланды, З. И: Левина, A.B. Малашенко, Д.В. Микульского^ В. В. Наумкина, А.Ш.

Ниязи, М. Олимова, С. Олимовой, Л. Р. Полонской, К. И. Полякова, О. Руа,.

1 «j.

М.Т.Степанянц, А. Ю. Умнова, В. Н. Ушакова, Дж. Эспозито. Следует отметить.

11 Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. — М.: Восточная литература, 2002; Бартольд В. В. Отчёт о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893−1894 гг.// Сочинения. — T.IV. — М.: Наука, ГРВЛ, 1964. — В 9 тт.- Бартольд В. В. Киргизы. Исторический очерк. — М.: ИВЛ, 1963; Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана// Сочинения. — T.II. — М.: ИВЛ, 1963; Гафуров Б. Г. Таджики. Древнейшая. Древняя и Средневековая история. — Душанбе, 1989; Бактыгулов Ж. С., Момбекова Ж. К. История кыргызов и Кыргызстана с древнейших времён до наших дней. — Б, 1999; Климович Л. И. Ислам. — М.: Изд-во АН СССР, 1962.

12Очерки истории распространения исламской цивилизации/ Редкол.: Ю. М. Кобищанов и др.- М.: РОССПЭН, 2002. — В 2 тт.- Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь/ Сост. и отв.ред. Прозоров С. М. — М.: Восточная литература, 1999. — Вып. 2- Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь/ Сост. и отв. ред. Прозоров С. М. — М.: Восточная литература, 2006. — T. IИслам в СССР. — М.: Мысль, 1983; Касымова. 3. И. Истоки, социальная сущность и причины распространения суфизма// Из истории суфизма: источники и социальная практика. — Ташкент: Фан, 1991; Суфизм в Центральной Азии (зарубежные исследования). Сб. ст. памяти Фритца Майера (1912;1998) / Сост. и отв. ред. A.A. Хисматулин. -СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001.

13 См., например: Али Т. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность. -М.: Астрель: ACT, 2006; Бабаджанов Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма?//Россия и мусульманский мир. — 1999 — № 12- Игнатенко A.A. Ислам и политика:

10 также книгу М. Хатами «Ислам, диалог и гражданское общество"14, посвященную взаимодействию мусульманской и западной цивилизаций.

Исключительно полезными для проводимого исследования были тематические сборники Института востоковедения РАН: «Ислам и политика», «Мусульманские страны у границ СНГ», «Ислам на современном Востоке» и др.15, позволяющие следить за динамикой взаимовлияния ислама и политики на современном Востоке.

В процессе работы над диссертацией автор пришёл к выводу, что, по мнению большинства исследователей, появление в Центральной Азии ряда исламских политических движений и экстремистских группировок является следствием социально-экономической ситуации и внутриполитических проблем16. Например, как считает С. Олимова, оппозиционное исламское движение в регионе, в частности в Таджикистане, с самого начала имело ярко выраженный социальный и политический характер. Но существует и другая точка зрения, согласно которой «исламское возрождение» связано с «традиционализмом». Пробуждение национального сознания в южном регионе Центральной Азии рассматривается как естественный результат процесса сборник статей. — М.: Институт религии и политики, 2004; Кепель Ж. Джихад: экспансия и закат исламизма. — М.: Ладомир, 2004; Кудряшова И. В. Фундаментализм в пространстве современного мира// Полис. — М., 2002. — № 1- Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги. — М.: ИБВ, 2005; Левин З. И. Реформа в исламе. Быть или не быть. — М.: ИВ РАН, Краф-гЬ, 2005; Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. — М.: Моск. Центр Карнеги, 1998; Малашенко A.B. Исламская альтернатива и исламистский проект. — М.: Весь мир, 2006; Наумкин В. В. Ислам как коллективный игрок? // Международные процессы. — М., 2006. — Т.4. № 1- Олимов М., Олимова С. Политический ислам в современном Таджикистане//Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. — М.: Арт — Бизнес — Центр, 2001; Ушаков В. Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы / Отв. ред. В. М. Плоских. — Москва-Бишкек: КРСУ, 2005; Умнов А. Ю. «Талибан» в исламском контексте// Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. — М.: Арт — Бизнес — Центр, 2001; Esposito J.L. Islam: The Straight Path. — N.Y., Oxford: Oxford Univ. Press, 1998.

14 Хатами M. Ислам, диалог и гражданское общество. — М.: РОССПЭН, 2001.

15 Ислам и политика. — М.: Институт востоковедения РАН: Крафт+, 2001; Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция — современное состояние, история и перспективы. М.: Институт востоковедения РАН: Крафт+, 2001;Ислам на современном Востоке: регион стран Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии. — М.: Институт востоковедения РАН: Крафт+, 2004.

1бСм.: Олимова С. Политический ислам в обществе и государстве: диалог или конфронтация?//Центральная Азия и Кавказ. — Лулео, 2001. — № 6- Абашин С. Исламский фундаментализм в Центральной Азии: причины распространения, прогнозы на будущее//Центральная Азия и Кавказ. — Лулео, 2002. — № 2. возрождения ислама, так как ислам традиционно пронизывает все сферы.

17 18 жизни. Автор Тазмини Г. признаёт возможность радикализации ислама как выражениепротеста населенияреспублик против правительств Центральной Азии при нерешенности социальных и этнических проблем.

Западные исследователи сходятся втом, что радикализация исламских фундаменталистких организаций отчасти связана с жесткой политикой правительств государств региона в их отношении и нежеланием идти на сотрудничество. К примеру, практически все доклады. Международной антикризисной группы сводятся к рекомендациям правительствам центрально-азиатских государств проводить более либеральную религиозную политику и прекратить преследование мусульман под видом борьбы с экстремистскими группами19.

Как полагают ученые Центра по изучению-Центральной Азии и Кавказа-Университета им. Дж. Хопкинса в Вашингтоне полагают, западные страны в последнее время стали терять свои позиции в Центральной Азии, что ведет к повышению роли России и Китая. А это, в свою очередь, будет означать, что центрально-азиатские государства станут ещё более авторитарными, а социально-экономическое положение будет ухудшаться. Все эти негативные тенденции создадут почву для роста радикальных исламских организации .

Наиболее полный анализ современной религиозной ситуации в регионе представлен в монографии Ушакова В Н. «Политический ислам в Центральной Азии». По мнению автора, в странах Центральной Азии в краткосрочной и.

17 Поляков С. П. Традиционализм в среднеазиатском обществе. — М.: МГУ, 1989; Бабаджанов Б. Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма?//Россия и мусульманский мир. — М., 1999.-№ 12.

18 Tazmini G. The Islamic revival in Central Asia: a potent force or misconception? // Central Asian Survey. — Oxford, 2001. — Vol. 20. -№ 1. — P.63−83.

19 Tajikistan’s politics: Confrontation or Consolidation? // An ICG report. Brussels. 19 May 2004; Is Radical Islam Inevitable in Central Asia? Priorities for Engagement// An ICG report. Brussels. December 22, 2003;

20 Baran Z, Starr S. Frederick, Cornell E. Svante. Islamic Radicalism in Central Asia and the Caucasus: Implications for the EU// Silk Road Paper. July 2006; Cornell E.Svante. Narcotics, Radicalism, and Armed Conflict in Central Asia: The Islamic Movement of UzbekistanZ/Terrorism and Political Violence. -Washington, 2005; Svante E. Cornell,.

Spector R. Central Asia: More than Islamic Extremists//The Washington Quarterly — Volume 25, Number 1, Winter 2002 среднесрочной перспективе нет объективных предпосылок для создания исламского государства. Однако процесс влияния, ислама на политику центрально-азиатских государств будет возрастать.

Общие тенденции развития^ исламских государств достаточно подробно.

91 описаны в книге Бернарда Льюиса «В чём причина: неудач?». Автор, пытаясь понять, почему некогда могущественный и сплочённый исламский, мир оказалсяв упадке, отмечает, что большинство исламских государств' сконцентрировали свои, усилия для" достижения* превосходства в, трех областях: экономической, военной и политической. Однако они потерпели поражение’по4 всем' фронтам. В экономическойсфере одни государства существуют только благодаря иностранной финансовой помощидругие находятся в, прямой зависимости от экспорта энергоресурсов. В военной сфере исламские государства терпят поражение за поражением* (в частности, в войнах с Израилем). В политической сфере ни одно из исламских государств не сумело создать современное демократическое общество, в основном все ониавтократии. Все эти тенденции породили протестные настроения в мусульманских странах, где чаще всего во всех бедах винят страны Запада и, США. Исламисты, и фундаменталисты считают, что все проблемы и неудачи мусульманского мира связаны с тем, что население исламских государств приняло чуждые-идеи и мировоззрение Запада^ забыв об-истинных постулатах веры. Модернисты же, напротив, обвиняют исламское духовенство в негибкости, чрезмерной фанатичности и неспособности приспособиться к новым реалиям.

Выводы Б. Льюиса позволяют понять, почему исламистские организации в постсоветской Центральной Азии успешны в привлечении сторонников: с одной стороны, они апеллируют к самым острым и наболевшим проблемам общества, с другой — официальное исламское духовенство крайне консервативно и разрозненно. Поэтому оно не может ни найти путей.

21 Г^э В. Vent Угоп£? — Ь.: Veidenfeld & №со150п, 2002.

13 противостояния исламским радикалам, ни выработать единую позицию, безусловно осуждающую исламский радикализм и экстремизм:

В-четвертых, исследования, посвященные различным аспектам: геополитики и безопасности молодых государств ЦентральнойАзии-. Роль религиозного и этнического факторов в политических и военных конфликтах показана, в частности, в работах (D.M. Акимбекова, И. Д. Звягельской, Д. Б. Малышевой, 3. Тодуа, М. А. Хрустал ева^. Проблемы обеспечения-безопасности в центрально-азиатском регионе осветили в своих работах К. П. Боришполец, М. Лаумулин, Г. А. Рудов, С. Сахиев, Mi А. Троицкий и др." .

Для анализа деятельности многосторонних структур обеспечения" безопасности в центрально-азиатском регионе использовались официальные документы таких организаций, как ОДКБ, ШОС, СНГ24.

22 Акимбеков С. М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии: — Алматы, 2003; Звягельская И. Д., Наумкин В В. Угрозы, вызовы и риски «нетрадиционного» рода// Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы, международных отношений/Под ред. А. Д. Воскресенского. Учебное пособие — М.: МГИМО-Университет, РОССПЭН, 2002; Малышева Д. Б. Конфликты в развивающемся мире, России и СНГ: религиозные и этнические аспекты. — М., ИМЭМО РАН, 1997; Малышева Д. Б. Постсоветский Восток в поисках религиозной идентичности//Россия и мусульманский мир. — 2002. — № 12- Тодуа 3. Экспансия исламистов на Кавказе и в Центральной Азии. — М.: Ин-Октаво, 2005; Хрусталев М. А. Этнонациональная и социально-экономическая картина южного фланга СНГ// Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России. — М.: Логос, 2003.

23 Боришполец К. П. Центральная Азия как региональная подсистема международных отношений// Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений/Под ред. А. Д Воскресенского. Учебное пособие — М.: МГИМО-Университет, РОССПЭН, 2002; Лаумулин М. Центральная Азия после 11 сентября//Центральная Азия и Кавказ. — Лулео, 2002. -№ 4- Лаумулин М. Стратегия и политика США в Центральной Азии//Центральная Азия и Кавказ. — Лулео, 2007. — № 4- Рудов Г. А. Региональная безопасность в Центральной Азии//Центральная Азия. Кавказ. Балканы. — М., 2005; Рудов Г. А. Сотрудничество государств Центральной Азии с Россией и другими «векторами воздействия» в регионе/Геополитические проблемы Евразийского пространства. Тематический сборник. — М., 2006; Сахиев С. Угрозы безопасности России из региона Центральной Азии//Независимый обозреватель стран Содружества. — 2007. — № 4- Троицкий М. Центральная Азия в «больших стратегиях» США и НАТО в середине 2000;х годов//Материалы научно-практического семинара «Центральная Азия: внешние факторы внутреннего развития». — МГИМО, 2005; Troitskiy М. A Russian Perspective on Shanghai Cooperation Organization/Alyson J.K. Bailes, Pal Dunay, Pan Guang, Mikhail Troitskiy. SIPRI Policy Paper. — May 2007. — № 17- Хрусталев М. А. Гражданская война в Таджикистане: истоки и перспективы. Исследование ЦМИ МГИМО № 11. — М., МГИМО МИД РФ, 1997.

24 Режимы доступа: официальный сайт ОДКБ www.dKb.iiov.ruофициальный сайт ШОС www.sectsco.orgинформационно-аналитический сайт ШОС www.infoshos.ru — сайт подготовки саммита ШОС в Екатеринбурге в 2009 г. www. Shos2009welcome.ruсайт Секретариата Делового Совета ШОС www. bc-sco.orgофициальный сайт Исполнительного комитета СНГ www.cis.minsk.by.

Особое значение для формирования научно-практической базы исследования^ имело использование материалов периодических изданий, в частности, статей, опубликованных в журналах «Азия и Африка сегодня», «Центральная Азия и Кавказ», «Полис», «Россия и мусульманский мир», «Россия в глобальной политике», «Мир* перемен», «Международные процессы», «Центральная Азия и Южный Кавказ» и др.

Отдельно хочется выделить доклады Международной группы по предотвращению кризисов, Центра по изучению Центральной Азии и Кавказа Университета им. Дж. Хопкинса в Вашингтоне, Института войны и мира, Московского центра"Карнеги, Института религии и политики и др.25.

Структура", диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения" библиографии.

Заключение

.

Бурное возвращение ислама в политику и идеологию — важная особенность развития государств постсоветской Центральной Азии в последнее десятилетие. На начальном этапе становления новых независимых государств практически все политические лидеры стремились показать свою приверженность исламской традиции как части той или иной национальной культуры. Это* осуществлялось, в частности, с целью получить, поддержку соответствующего населения республик, в интересах сохранения властиили борьбы за нее. Позднее официальные власти стали осторожнее относиться к использованию исламского фактора и стремились ограничить политическую деятельность мусульманских организаций идвижений, поставив их, под контроль государства.

В ходе анализа религиозно — политической ситуации в южном регионе Центральной Азии автор пришёл к следующим выводам:

1. Пробуждение религиозного сознания в южном регионе Центральной Азии следует рассматривать как естественный результат процесса возрождения ислама. Это связано с тем, что ислам традиционно пронизывал все1 сферы духовной и повседневной жизни населения этого региона. Ускоренные темпы возрождения ислама связаны с идеологическим вакуумом, который образовался в результате советской политики атеизации.

2. Религиозная ситуация в Узбекистане и Таджикистане будет во многом определяться динамикой развития суфийских тарикатов.

Большую роль в регионе продолжают играть такие суфийские ордена, как Накшбандийа, Ясавийа, Кадирийа. В отличие от ряда других мусульманских регионов, суфийские братства в Центральной Азии не считались еретическими и там не существовало строгого деления между официальным и «народным исламом».

Отличительной чертой суфизма является полное повиновение своему учителю и слепая преданность своему братству. Такая апробированная веками структура не раз благоприятствовала сплочению хорошо организованных боевых групп, способных к вооруженному сопротивлениюВ Таджикистане до сих пор распространена практика принадлежности к тому или иному ишанскому (суфийскому) сословию (общине). Такие связи помогли ИПВТ значительно расширить свою членскую базу и убедить своих сторонников сражаться на стороне Объединенной таджикской оппозиции во время гражданской войны. В Узбекистане, по оценкам экспертов, только у братства Накшбандийа насчитывается около 40 тыс. мюридов. В Дагестане суфийские лидеры наиболее популярных тарикатов (Кадирийа, Накшбандийа, Шазилийа) также нередко выступают в поддержку тех или иных партий или лидеров. В этой ситуации важно определить, в каком русле будет проявляться политическая активность суфийских братств.

3. Социальную базу исламских радикальных организаций в Центральной Азии составляет, в основном безработная молодёжь в возрасте 18−30 лет (более 70%).

Отдельно следует сказать о религиозной безграмотности населения центрально-азиатских государств, что способствует неадекватному восприятию сущности религии. Радикальные группировки и организации приобрели сторонников в лице молодых людей, приверженных идее свержения региональных правительств и установления исламского порядка. Такие люди сильно идеологизированы, психологически управляемы и готовы подчиниться приказам своих руководителей.

Членская база ИПВТ опирается на верующих мусульман, большинство которых из сельской местностиони плохо образованы и происходят из бедных регионов, таких как долина Рашт, окрестности Курган-Тюбе и Северный Таджикистан. Их нереализованные устремления побуждают их винить во всем систему, тем более что в Центральной Азии по-прежнему сильно традиционное, исторически сложившееся распределение политических и социальных ролей между родами, кланами, жузами и т. д.

4. Единственным примером умеренной исламской оппозиции в Центральной Азии является Исламская партия возрождения Таджикистана (ИПВТ) Опыт Таджикистана уникален и показателен для стран региона, как модель построения отношений между светской властью и религией. Партия прошла путь от концепции «исламского государства» до принятия концепции «исламского общества», таким образом, отказавшись от идеи создания исламского государства в долгосрочной перспективе.

5. После распада Исламского движения Узбекистана (Туркестана) наибольшую угрозу безопасности государств региона сейчас представляет деятельность партии «Хизб ут-Тахрир». Несмотря на утопичность идеи воссоздания халифата на территории Центральной Азии, очевидно, что социальная база радикальных организаций будет расширяться. Уже сейчас «Хизб ут-Тахрир» делает акцент на внедрение своих членов в органы государственной власти, а также качественное улучшение своей членской базы.

6. Несмотря на меры, предпринимаемые властями центрально-азиатских государств в сфере борьбы с исламским радикализмом и экстремизмом, их нельзя назвать достаточно эффективными. Это объясняется тем, что в процессе соответствующей деятельности недостаточно внимания уделяется мерам превентивного характера. Особенно это касается устранения факторов и условий" внутреннего развития, которые способствуют проявлению религиозного экстремизма в Центральной Азии.

В связи с этим, автор считает целесообразным принятие следующих мер:

• Прежде всего, приложить все усилия для" устранения основных причин социальной напряженности в регионе: бедности, безработицы, коррупции, миграции т.д.

• Развивать региональное сотрудничество в области безопасности в рамках международных, региональных и субрегиональных организацийстремиться к проведению координированной религиозной политики в регионе ввиду схожести угроз и вызовов.

• Определить принципы государственной политики в отношении религии. Несмотря на то, что Узбекистан и Таджикистан являются светскими государствами, они должны учитывать огромную роль ислама в системе национальных ценностей. Здесь важно делать акцент на повышении исламской культуры, так как, к сожалению, ислам в СССР стал обозначать лишь ограниченный свод ритуалов.

• Совершенствовать религиозное образование и повысить роль духовных управлений центрально-азиатских государств. Духовные управления не пользуются высоким авторитетом среди верующих, так как чаще всего выступают на стороне официальных властей. Возможно создание Центра исламских исследований, который будет работать по трём направлениям: 1) научное направление- 2) подготовка духовных служителей- 3) обучение студентов.

Особое значение в этой связи приобретает развитие сотрудничества между государствами региона в области борьбы с исламским радикализмом и экстремизмом. В этой связи важную роль играет участие центрально-азиатских государств в таких организациях как СНГ, ОДКБ, ШОС. В рамках этих организаций созданы и достаточно1 эффективно функционируют такие механизмы, как Антитеррористический центр ОДКБ, Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС), Антитеррористический центр СНГ по центрально-азиатскому региону.

Тем не менее, интеграционным процессам в области безопасности препятствуют противоречия между республиками региона. Разногласия между центрально-азиатскими государствами связаны с неравномерным размещением в регионе природных ресурсов, в частности энергоносителей и поливной воды, неурегулированностью пограничных вопросов и связанных с этим проблем национальных меньшинств и территориальных разногласий, притязаниями некоторых центрально-азиатских государств на лидерство в регионе (Узбекистан, Казахстан).

Следует также учитывать, что ситуацияв Центральной Азии складывается под влиянием трёх основных игроков на этом поле: России, США и Китая. Противоречивые действия этих государств накладываются на неустойчивую политическую ситуацию в центрально-азиатских государствах. Западные страны и США подвергают резкой критике политику государств южного региона Центральной Азии в отношении религии. В частности, после андижанских событий страны Евросоюза подвергли Узбекистансанкциям, а США были вынуждены свернуть свою военную базу в Ханабаде.

Таким образом, можно сделать вывод, что нынешняя социально-экономическая и политическая ситуация в регионе будет и в дальнейшем способствовать повышению роли исламского фактора.

Особую обеспокоенность вызывает спонтанность и неуправляемость этого процесса. Этому способствуют продолжающийся социально-экономический кризис в государствах Центральной Азии, разобщенность мусульманского общества и слабость официального духовенства, отсутствие национальной идеологии, консолидирующей общество, отсутствие единой государственной политики в отношении религии, нежелание властей идти на компромисс с представителями умеренных исламских организаций и усиление давления по отношению к исламской оппозиции, что увеличивает уровень политической напряженности и опасность появления тайных радикальных групп.

В этих условиях возрастает роль зарубежных исламских фондов и организаций, оказывающих значительную финансовую поддержку радикальным движениям в регионе. Неразрешенность конфликта в Афганистане и связанная с этим проблема наркотрафика усугубляют и без того сложную социально-политическую обстановку в Центральной Азии. В сеть наркобизнеса в Центральной Азии вовлечено, по оценкам экспертов, несколько миллионов человек. Каждый год через Таджикистан проходит до 100 тонн героина, что эквивалентно годовому спросу на наркотики на рынках Северной Америки и Западной Европы. 186.

Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии//ПРООН 2005 Ьйр://уууу ни оге/гиз5!ап/еяа/11с1г/Сеп1га1А51а 2005.pdf.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Административный Кодекс «Хизб ут-Тахрир». Б/м., б/г.
  2. Бишкекская Декларация государств-членов ШОС от 16.08.2007. //Информационно-аналитический сайт ШОС http://infoshos.ru/?id=53. «Борьба правительства Таджикистана против избранных людей» (листовка партии Хизб ут-Тахрир от 3 марта 2003 г.). — Б/м.
  3. Г. Благодаря Исламской партии возрождения СССР мог стать «Восточным союзом России»// Россия и мусульманский мир. -2000. г № 8.
  4. Г. Россия и исламский фундаментализм. Режим доступа: www.kontrudar.ru/article 12. htlm-37k-2004
  5. Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии//ПРООН 2005/Юфициальный сайт ООНhttp://www.un.org/russian/esa/hdr/Central Asia 2005. pdf
  6. Закон Кыргызской Республики о противодействии экстремистской деятельности от 17 августа 2005 года № 150// Эркин-Тоо. 23 сентября 2005 г. № 205.
  7. Закон Республики Кыргызстан о свободе вероисповедания и религиозных организациях (В редакции Закона KP от 19 ноября 1997 года N 79)// Эркин-Тоо. 20 декабря 1997 г. — № 124.
  8. Закон Республики Таджикистан о политических партиях// Политические партии Республики Таджикистан. Душанбе, 2006.
  9. Закон Республики Узбекистан о свободе совести и религиозных организациях (Новая редакция от 01.05.1998). -Режим доступа: http ://www.legislati online. org/ru/legislation.php?tid=2&lid=7011&less=false
  10. Конституция Республики Узбекистан (редакция от 24 апреля 2003 г.)//Официальный сайт Пресс-службы Президента Узбекистана http://2004.press-service.uz/rus/konstitutsiya/konstitutsiya.htm
  11. Концепция коллективной безопасности- государств-участников Договора о коллективной безопасности от 10.02.1995.//Официальный сайт ОДКБ www.dkb.gov.ru
  12. Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 5.07.2005//0фициальный сайт Президента России http :\www.kremlin.ru/text/docs/2005/07/90 911/shtml
  13. Коран. Перевод смыслов и комментарии И. Ю. Крачковского М.: Наука, 1990.
  14. Оперативная по религии ГКНБ KP № 1/3410 от 31.10.07 г.Н Из личного архива автора.
  15. Программа партии «Хизб ут-Тахрир"//Официальный сайт партии «Хизб ут-Тахрир"http://www.hizb-ut-tahrir.org/index.php/EN/nshow/568
  16. Программа Партии исламского возрождения Таджикистана.// Политические партии Республики Таджикистан. — Душанбе, 2006.
  17. Т. Набхани. Система Ислама. Б/м., б/г.
  18. Т. Набхани. Структуризация партии. Б/м., б/г.24."Навруз, чей это праздник?» (листовка партии Хизб ут-Тахрир). -Кыргызстан, 20 марта 2003 г.// Из личного архива автора.
  19. У став Организации о коллективной безопасности/Юфициальный сайт ОДКБ http://www.dlcb.gov.ru/start/index.htm
  20. Устав Партии исламского возрождения Таджикистана// Политические партии Республики Таджикистан. Душанбе, 2006.
  21. Ходжи Акбар Тураджонзода. «Ислам», противоречащий Корану//Независимая газета. 4 августа 2004. — Режим доступа: http://religion.ng.rn/printed/91 279
  22. Шанхайская Конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 г.// Информационно-аналитический сайт ТТТОС http://mfoshos.ru/?id=5
  23. А. Иймонга йул. Андижан, 1992. — Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=l 93 410 660
  24. Representatives Committee on International Relations on support of democracy in the Middle East and Central Asia. May 2005. — Режим доступа: http://www.iri.org/pdfs/05−04-Q5-LorneTestimony.pdf
  25. НТ sends delegation to all the rulers in the Muslim World (Leaflet of Hizb ut-Tahrir 12.08.2008)// Официальный сайт партии «Хизб ут-Тахрир» http://www.hizb.org.ulc/hizb/resources/leaflets/
  26. Taqiuddin an-Nabhani. Concepts of Hizb ut-Tahrir. London: Khilafah Publications// Официальный сайт партии «Хизб ут-Тахрир"http://www.hizb-ut tahrir.org/PDF/EN/enbookspdfConcepts.pdf
  27. The Electoral Program of the Muslim Brotherhood for Shura Council in 2007//0фициальны сайт партии «Братья-мусульмане» http://www.muslimbrotherhood.co.uk
  28. The US National Security Strategy 2006. Режим доступа: http://www.whitehouse.gov/nsc/nss/20Q6/section.html
  29. The UNODC Afghanistan Opium Survey 2008//0фициальный сайт Управления ООН по наркотикам и преступностиhttp://www.unodc.org/documents/cropmonitoring/AfghanistanOpiumSurvey2008.pdf
  30. The US Report on International Religious Freedom 2007. Режим доступа: http://www.state.gOv/g/drl/rls/irf/2007/
  31. В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе/В.Х. Акаев. — М.: Издание Института этнологии и антропологии РАН, 1999.
  32. С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии/С.М. Акимбеков. 2-е изд., исп. и доп. -Алматы, 2003.
  33. Азиатско-Тихоокеанский регион и Центральная Азия: контуры безопасности/под ред. А. Д. Воскресенского, Н. П. Малетина. — М.: МГИМО, 2001.
  34. Али Т. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность/Т. Али. — М.: Астрель: ACT, 2006
  35. Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе/Ш. Аляутдинов. М.: Фонд «Мир образования», 2003.
  36. К. Зайферт. Фактор ислама и стратегия стабилизации ОБСЕ в Евроазиатском регионе/З.К.Арне. — М., 2002.
  37. .С. История кыргызов и Кыргызстана с древнейших времён до наших дней/Ж.С.Бактыгулова, Ж. К. Момбекова. -Бишкек, 1999.
  38. Д. Суть суфизма/Д.Балдок. -М.: Нирвана, 2007.
  39. В.В. История культурной жизни Туркестана/В.В.Бартольд. -М.:ИВЛ, 1963.
  40. В.В. Киргизы. Исторический очерк/В.В.Бартольд. М.:ИВЛ, 1963.
  41. В.В. Отчёт о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893−1894 гг./В.В.Бартольд. -М.:Наука, ГРВЛ, 1964.
  42. Бжезинский 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство/З.Бзежинский. М.: Международные отношения, 2005.
  43. А. Д. Очерки теории и методологии политического анализа международных отношений/А.Д.Богатуров, Н. А. Косолапов, М. А. Хрусталев. М.: НОФМО, 2002.
  44. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире/И.Валлерстайн. СПб.: Университетская книга, 2001.
  45. Восток-Запад. Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений/под ред. А. Д. Воскресенского. М.: МГИМО, 2002.
  46. А.Д. Теоретико-прикладные аспекты регионального измерения международных отношений/А.Д.Воскресенский. -Современные международные и мировая политика: Учебник. М.: Просвещение, МГИМО, 2004.
  47. . Таджики. Древнейшая. Древняя и Средневековая история/Б.Гафуров. Душанбе, 1989.
  48. А. Ислам и политика/А.Игнатенко. М.: Институт религии и политики, 2004.
  49. Из истории суфизма: источники и социальная практика. Ташкент: АН Республики Узбекистан, 1991.
  50. Н. 10 лет СНГ. Проблемы. Поиски. Решения/Н.Исингарин. М.: Паллада-медиа:Русич, 2001.
  51. Ислам в СССР. М. Мысль, 1983.63 .Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри /Под ред. Малашенко A.B. и Олкотт. М.Б. М.: Моск. центр Карнеги, 2001.
  52. Ислам на современном Востоке/Под ред. Белокреницкого В. Я., Егорина А. З. М.:Крафт+, 2004.
  53. О. История Караханидского каганата/О.Караев. Фрунзе, 1983.
  54. В. Карл. Суфизм/К.В.Эрнст. -М.:Фаир-пресс, 2002.
  55. . Джихад: экспансия и закат исламизма/Ж.Кепель. М.: Ладомир, 2004.
  56. Л.И. Ислам/Л.И.Климович. -М.: АН СССР, 19 621
  57. Князев' A.A. Афганский конфликт и радикальный ислам в Центральной Азии/А.А.Князев. Бишкек, 2001.
  58. . A.A. К истории и современному состоянию производства наркотиков в Афганистане и их распространения в Центральной Азии/А.А.Князев Бишкек, 2003.
  59. Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги/Р.Г.Ланда М.: Ин-т Ближнего Востока, 2005:
  60. Левин ЗМ: Реформа в исламе. Быть или не, быть/З.И.Левин. М.: ИВ РАН, Крафт+, 2005.
  61. М.М. Мировая политика/М.М.Лебедева М.: Аспект пресс, 2004.
  62. A.B. Исламская альтернатива и исламистский проект/А.В.Малашенко.-М.: Весь мир, 2006.
  63. A.B. Исламское возрождение в современной России/А.В.Малашенко- М.: Моск. Центр Карнеги, 1998.
  64. Л.И. Россия, Запад, Ислам: «столкновение, цивилизаций»?/Л.И.Медведко. -М.: Кучково поле, 2003.
  65. АН. Противодействие терроризму: международный опыт/ А.Н.Михайленко- В.И. Келехсаев- М.: Фонд им. М. Ю. Лермонтова, 2008.
  66. Многомерные границы Центральной Азии/Под ред. Олкотт М. Б., Малашенко А. М.: Моск. Центр. Карнеги, 2000.
  67. Мухаммад 'Али ал-Кутб. Основатели четырёх мазхабов.-Москва-Санкт-Петербург, 2005.80.0черки истории распространения исламской цивилизации/ Редкол.: Ю. М. Кобищанов и др. М.:РОССПЭН, 2002.
  68. Проблемы национальной безопасности /Под ред. Н. П. Лавёрова. -М.: Наука, 2008.
  69. Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии: сравнительный анализ, возможности и перспективы/Под ред. А. А. Князева. — Бишкек, 2007.
  70. Политический* атлас современности: опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств/Под ред. Мельвиля А. Ю., Ильина М. В. и др. -М.:МГИМО-Университет, 2007.
  71. Р. Империя тюрков: Тюркские народы в мировой истории с X века до н.э. по XX в н.э. /Под ред. Н.Цовма. М., 2002.
  72. А. Религиозная партия и светское государство. Д., 2008.
  73. И. Ислам и война. М.: АИРО-ХХ, 1999.
  74. Современный ислам: политико-идеологические и социально-экономические проблемы: сборник научных трудов/Под ред. Хрусталёва М. А. М., 1990.
  75. Средняя Азия: Андижанский сценарий. — М.: Европа, 2005.
  76. Суфизм в Центральной Азии. Санкт-Петербург, 2001.
  77. Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных, и межрегиональных взаимодействий/Под ред. А. Д. Воскресенского. -М., 2004.
  78. Суфийская мудрость/Под ред. Лавского В. В. -М., 2007.
  79. Тодуа 3. Экспансия исламистов на Кавказе и в Центральной Азии. М.:Ин-т Октаво, 2006.
  80. Современные международные отношения и мировая политика. Учебное пособие/Под ред. А. Д. Воскресенского. М., 2004.
  81. А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии. Учебное пособие/А.И.Соловьев. М., 2008.
  82. Д. Центральная Азия: проблемы этно-конфессиального развития/Д.Трофимов. -М., 1994.
  83. Ушаков В. Н. Политический ислам в Центральной Азии. — Бишкек: Изд-во КРСУ, 2005.
  84. Ферганская долина. Этничность. Этнические процессы. Этнические конфликты/Под ред. Абашина С. Н., Бушкова В. И. М.:Наука, 2004.
  85. Д.М. -Политология конфликта. Учебное пособие/Д.М.Фельдман.-М.: Стратегия, 1998.
  86. А. Центральная Азия в системе международных отношений/А.Хазанов. М., 2004.
  87. М. Суфизм/М.Хазраткулов. Душанбе: Маориф, 1988.
  88. М. Ислам, диалог и гражданское общество/М.Хатами. М.:МГИМО-РОССПЭН, 2001.
  89. М.А. Гражданская война в Таджикистане: истоки и перспективы/М.А.Хрусталёв. М.: МГИМО, Центр межд. исследований, 1997.
  90. С. Политический порядок в меняющихся обществах/С.Хантингтон. -М.: Прогресс—Традиция, 2004.
  91. Южный фланг СНГ. Центральная Азия-Каспий-Кавказ: возможности и вызовы для России/Под ред. Наринского М. М., Мальгина А. В. М.:Логос, 2003.
  92. Arnold Т. The Spread of Islam in the World. A History of Peaceful Preaching/T.Arnold. London: Goodword Books, 2001.
  93. Central Asian Security: The New International Context/Ed. Allison R., Jonson L. Brookings Press, 2001.
  94. Esposito J.L. Islam and Politics/J.L.Esposito. — Syracuse: Syracuse University Press, 1987.
  95. Islam in Asia: Religion, Politics and Society. New-York: Oxford University Press, 1987.
  96. Knysh A.D. Islamic mysticism: A Short History/A.D.Knysh. — Leiden, 2000.
  97. Lewis B. What Went Wrong?/B .Lewis. — London: Weidenfeld&Nicolson, 2002.
  98. Olcott M.B. Central Asia’s Second Chance/M.B.Olcott. -Washington, D.C., 2005.
  99. Rahim A. The Principles of Muhammadan Jurisprudence According to the Hanafi, Maliki, Shafii and Hanbali Schools/A.Rahim. -Westport, Conn. Hyperion Press, 1981.
  100. Rashid A. Jihad: The Rise of Militant Islam in Central Asia/A.Rashid. -London: Yale University Press, 2002.
  101. Rashid A. Taliban: Militant Islam, Oil and Fundamentalism in Central Asia/A.Rashid. London: Yale University Press, 2001.
  102. Roy O. Globalised Islam: the Search for a New Ummah/O.Roy. — N.Y.: Columbia Univ. Press, 2004.
  103. C.M. Кыргыз жана Кыргызстан тарыхы боюнча тандалма эмгектер/Котор. Мамбеталиев С., Сулайманкулов Д/С.М.Абрамзон.-Бишкек, 1999.
  104. Х.Ч. Чойгохи масчид дар ислом/Х.Ч.Турачонзода. Душанбе, 2007.
  105. С. Исламский фундаментализм в Центральной Азии: причины распространения, прогнозы на будущее//Центральная Азия и Кавказ. 2002. — № 2.
  106. С. На разломе «южной дуги» (из блокнота этнографа)//Вестник Евразии. 2000. — № 2.
  107. А. К вопросу о религиозном факторе1 в современном Узбекистане/ЛДентральная Азия и Кавказ. — 2001. № 1(13).
  108. Е. Ислам и «исламский фактор» в современном Узбекистане//Россия и Мусульманский мир. 1999. — № 3.
  109. М., Шаймергенов Т. Религиозно-политический экстремизм в странах Центральной Азии: анализ причин распространения//Центральная Азия и Кавказ. 2006. — № 6.
  110. А. Религиозная ситуация в Кыргызстане/Щентральная Азия и Кавказ. 1999. — № 4.
  111. А., Дехканов С. ОДКБ как система коллективной безопасности. Современное состояние и перспективы/Юбозреватель. 2007. — № 1.
  112. . Секуляризм и проблема межконфессионального отчуждения (опыт Центральной Азии)//Центральная Азия и Кавказ. 2008. — № 2.
  113. . Ферганская долина: источник или жертва исламского фундаментализма?//Россия и мусульманский мир. — 1999-№ 12.
  114. С. Чуйская долина конопляный рай// Независимый обозреватель. — Август 2007.
  115. В. Пакистанский исламизм и Центральная Азия//Азия и Африка. 2004. — № 9.
  116. О. Киргизия и Узбекистан: наступление мусульманского экстремизма// Россия и мусульманский мир. — 2000. № 8.
  117. А. Д. Время Центральной Евразии//Международная жизнь.-2005. -№ 3−4.
  118. А. Д. Новая структура геопространственных отношений в Центральной Евразии//Энергетические измерениямеждународных отношений и безопасности в Восточной Азии. — М., 2007.
  119. А. Особенности взаимоотношений политических элит и обществ в Центральной Азии// Независимый обозреватель. — Август 2007.
  120. А. Д. Незапад в дискурсе мировой компаративистики// Международные процессы. М., 2004. — Т.2. -№ 3. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/sixth/005.htm
  121. А. Д. ред. Политические системы и политические культуры Востока. -М.: ACT: Восток-Запад, 2007.
  122. Д. Государство в государствах// Эксперт. — Октябрь 2006. № 39.
  123. Ф.С. Шанхайская организация сотрудничества и безопасность//Ученые записки. — М., 2003.
  124. А. Ферганская долина: проблемы обеспечения экономической стабильности/ЛДентральная Азия и Кавказ. 2007. -№ 2.
  125. Р. Конец секуляризма?//Социум. Ноябрь 2006.140. Ёвкочев Ш. Ислам и модели политического и социально-экономического развития государств мусульманского мира//Центральная Азия и Кавказ. 2008. — № 1.
  126. С. Кыргызстан и Узбекистан: итоги первой декады независимого развития// Центральная Азия и Южный Кавказ. -Алматы, 2003.
  127. И. Д. Самый южный и очень важный// Международные процессы. Май-август 2006- Том 4. — № 2(11).
  128. И.Д. К вопросу б угрозах безопасности в Центральной Азии. Режим доступа: http://niiss.ru/05.shtml
  129. А. Ислам жертва Ваххабизма// Россия и мусульманский мир. — 2002. — № 12.
  130. А. Эндогенный радикализм в исламе //Центральная Азия и Кавказ. 2000. — № 2(8). — Режим доступа: http://www.ca-c¦org/ioumal/cac-08−2000/12.ignatenko.shtml
  131. Исламские ценности и Центральноазиатские реалии//Серия «Рабочие документы ИФЕАК». Март 2004. — Вып. 7.
  132. А. «Ваххабизм»: опыт когнитивного анализа институтов в ситуации социокультурного кризиса// Полис. 2002. -№ 5.
  133. Т. Конец парадигмы транзита //Политическая наука. Политическое развитее и модернизация: современные исследования. М., 2003. — № 2-
  134. А. Маршруты афганских наркотиков// «Азия и Африка». 2004. — № 10.
  135. Р. Возрождение ислама в Крыму (1989−2004 годы)// Независимый обозреватель. Сентябрь-октябрь 2006.
  136. И.В. Выступление на круглом столе «Религиозный фундаментализм и экстремизм». — Режим доступа: www.religare.ru/article4037.htm .
  137. И.В. Идеологический дискурс политического ислама// Политическая наука: Политическая идеология в современном мире. М.: ИНИОН РАН, 2003. — № 4.
  138. И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира//Полис. 2002. — № 1.
  139. Н. Мир политического и надполитического в представлениях иранских лидеров// Полис. 2002. — № 5.
  140. Н.С. Исторические предпосылки развития ислама среди киргизов//Этно-журнал. 2004. — № 12. -Режим доступа: http://www.ethnonet.rU/lib/0604−02.html#ednl3
  141. М. Стратегия и политика США в Центральной Азии//Центральная Азия и Кавказ. 2007. — № 4.
  142. М. Центральная Азия и Европа// Центральная Азия и Южный Кавказ. Алматы, 2002.
  143. М. Центральная Азия после 11 сентября//Центральная Азия и Кавказ. 2002. — № 4.
  144. В. Афганистан проблема международная //Независимый обозреватель. — Апрель 2007.
  145. С.Г. Международно-правовое «поле» Евразии: регионализация и институциализация в, условиях диверсификации систем безопасности и сотрудничества//Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. -М., 2007.
  146. С.Г. Этнотерриториальные и пограничные проблемы в Центральной Азии: внутренние и внешние факторы влияния на стабильность региона//Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. М., 2005.
  147. А. Шанхайская организация сотрудничества: проблемы и перспективы//Международная жизнь. 2004. — № 3.
  148. А. Шанхайская организация сотрудничества: что далыне?//Независимый обозреватель. — Август 2007.
  149. А. Ислам и политика в России//Рго et Contra. -2006.-№ 5−6.
  150. К. Исламский политический процесс: степень влияния общих тенденций исламского мира на мусульманскую общину Кыргызстана// Независимый обозреватель. Октябрь 2007.
  151. К. Религиозная ситуация в Кыргызстане: анализ и перспективы развития. 26 января 2008. -Режим доступа: http ://www. centrasia.ru/news .php?st=120 133 6980
  152. Д. Постсоветский Восток в поисках религиозной идентичности//Россия и мусульманский мир. 2002. — № 12.
  153. Д. Центральная Азия и Южный Кавказ в «постиракском» геополитическом контексте// Центральная Азия и Южный Кавказ. Алматы, 2003.
  154. К. Куда идут исламские радикалы Центральной Азии // Россия и мусульманский мир. 2000. — N 3.
  155. Г. Возврат к Средневековью? //Россия в глобальной политике 2006. — Т. 4. — № 5.
  156. А.К. Традиционные и современные религиозно-теологические школы в Центральной Азии//Центральная Азия и Кавказ. 1999.-№ 4.
  157. . Религиозный экстремизм-угроза безопасности Узбекистана //Центральная Азия и Кавказ. 2000. — № 5.
  158. С. В стране высоких гор//Независимый обозреватель стран Содружества. -2006. -№ 9−10.
  159. В. ШОС перспективный игрок на мировой арене//Независимый обозреватель. — Ноябрь 2006.
  160. А. Возрождение ислама в Таджикистане: традиция и политика //Центральная Азия и Кавказ. — 1999. № 5.
  161. С. Политический ислам в обществе и государстве: диалог или конфронтация?//Центральная Азия и Кавказ. -2001. -№ 6.
  162. Н., Элебаева А. Баткенские события в Кыргызстане. Хроника событий // Центральная Азия и Кавказ. — 2000. -№ 1 (7).
  163. Пай JT. Незападный политический процесс// Политическая наука.-М., 2003. № 2.
  164. Политический атлас современности: Опыт многомерного статистического анализа- политических систем современных государств. М., 2007.
  165. Л. Современный мусульманский фундаментализм: Политический тупик или альтернатива развития?//Азия и Африка сегодня. -1994. -№ 11.
  166. В. Ислам в системе государственной политики Узбекистана и Туркменистана//Россия и мусульманский мир. -2002. № 4.
  167. К. «Хизб ут-Тахрир» флагман антидемократической кампании исламизма//Центральная Азия и Кавказ. — 2004. -№ 3.
  168. Рахнамо А.: Завещание Нури. Что ждёт в будущем Партию исламского возрождения Таджикистана? — 9 августа 2008. Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1 218 231 360
  169. Рейтинг конфликтности государств и регионов//Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Март-апрель 2007. — № 72.
  170. Г. А. Региональная безопасность в Центральной Азии//Центральная Азия. Кавказ. Балканы. -М., 2005.
  171. Г. А. Сотрудничество государств Центральной Азии с Россией и другими «векторами воздействия» в регионе//Геополитические проблемы Евразийского пространства. Тематический сборник. М., 2006.
  172. Г. А. Центральная Азия с учетом исламского фактора //Тематический сборник. «Геополитические проблемы Евразийского пространства». М., 2006.
  173. О. Исламское движение Узбекистана: штрихи к «портрету"// Центральная Азия и Кавказ. — 2004. № 3.
  174. . Центральная Азия десять лет спустя/ЛДентральная Азия и Южный Кавказ. — Алматы, 2002.
  175. М., президент Исламского конгресса. Исламская партия возрождения — партия интеграции ислама в современное общество//Россия и мусульманский мир. 2000. — № 8.
  176. С. Угрозы безопасности России из региона Центральной Азии//Независимый обозреватель стран Содружества. 2007. — № 4.
  177. О. Исламский фундаментализм как течение политической мысли: генезис, идеи, этапы и тенденции развития//Вестник МГУ. 2007. — № 1.
  178. Специфика проявлений терроризма и экстремизма в Центральной Азии: основные тенденции и итоги 2005−2006 гг.//Доютад центра антитеррористических программ. Режим доступа: http://studies.agentura.ru/centres/cap/itogi2005−2006/
  179. А. Эволюция ислама в Казахстане//Центральная Азия и Кавказ. 1999. — № 4(5).
  180. JI. Можно ли понять что такое суфизм?//Наука и религия. 1996. — № 2.
  181. Ф. Стратегическая дилемма Центральной Азии// Независимый обозреватель. Ноябрь 2006.
  182. М. Центральная Азия в «больших стратегиях» США и НАТО в середине 2000-х годов//Материалы научно-практического семинара «Центральная Азия: внешние факторы внутреннего развития». МГИМО, 2005.
  183. Я. Современная религиозная ситуация в республике Казахстан//Центральная Азия и Кавказ. — 1997. -№ 6(12).
  184. И.К. Особенности религиозных верований в Таджикистане и Узбекистане//Ислам и общество в Центральной Азии. Протоколы конференции. Апрель. — 2002.
  185. Хаким А. Особенности религиозного мышления в Центральной Азии: необходимость комплексной модернизации//Центральная Азия и Кавказ. 2005. — № 1.
  186. М.А. Международные аспекты социально-политической стабильности// Международные процессы. М., 2008. -Т.6. — № 2.
  187. С. Центральная Азия в эпоху перемен//Россия в глобальной политике. Ноябрь-декабрь 2005. — № 6.
  188. Т., Тусупбаева Г. Роль ШОС в формировании центральноазиатской среды безопасности: геополитические аспекты//Центральная Азия и Кавказ. 2006. — № 2.
  189. С. «Калашников» против Халифата//Панорама Содружества. — Октябрь 2006.
  190. С. Водно-экологические проблемы Центральной Азии// Независимый обозреватель. Октябрь 2007.
  191. Г. Узбекистан: Особенности и перспективы развития ислама// Россия и мусульманский мир. — 2002. № 12.
  192. Dadabaev Т. Central Asian Regional Integration: Between Reality and Myth//Central Asia-Caucasus Institute Analyst. February 2007. -Режим доступа: http://www.cacianalyst.org/?q=node/4604
  193. Baran Z., Starr S.Frederick., Cornell E.Svante. Islamic Radicalism in Central Asia and the Caucasus: Implications for the EU// Silk Road Paper. July 2006.
  194. Central Asia: Drugs and Conflict//An ICG Report. Brussels. — 26 November 2001.
  195. Central Asia: Fault Lines in the New Security Map// An ICG Report. Brussels. — 4 July 2001.
  196. Cornell E. Svante. Narcotics, Radicalism, and Armed Conflict in Central Asia: The Islamic Movement of Uzbekistan//Terrorism and Political Violence. Washington, 2005.
  197. Cornell E. Svante., Spector A. Regine. Central Asia: More than Islamic Extremists//The Washington Quarterly Vol. 25. — № 1. -Winter 2002.
  198. Central Asia: Islamist Mobilization and Regional Security//An ICG Report. Brussels. — 1 March 2001.
  199. Is Radical Islam Inevitable in Central Asia? Priorities for Engagement// An ICG report. Brussels. — December 22, 2003.
  200. Laruelle M. Tengrism: In Search for Central Asia’s Spiritual Roots//Central Asia-Caucasus Institute Analyst. March 2006. — Режим доступа: http://www.cacianalyst.org/?q=node/3837
  201. Mohapatra A.K. Radical Islam: Ideology behind global terrorism //India quarterly New Delhi, 2002. — Vol. 58. — № 2.
  202. Olcott M., Udalova N. Drug Trafficking on the Great Silk Road: The Security Environment in Central Asia//Carnegie Endowment for International Peace Working Paper. March 2000.-№ 11.
  203. Paramonov V., Stolpovski O. Chinese Security Interests in Central Asia //DFA Advanced Research and Assessment Group. May 2008.
  204. Radical Islam in Central Asia: Responding to Hizb ut-Tahrir. // An ICG Report. Brussels. — 30 June 2003.
  205. Starr S.Frederick. A Partnership for Central Asia//Foreign Affairs. -July/August 2005.
  206. Tajikistan: An Uncertain Peace// An ICG report. Brussels. -24 December 2001.
  207. Tajikistan’s politics: Confrontation or Consolidation? // An ICG report. Brussels. -19 May 2004.
  208. The IMU and the Hizb-ut-Tahrir: Implications of the Afghanistan Campaign//An ICG Report. Brussels. — 30 January 2002.
  209. Uzbekistan at Ten// An ICG Report. Brussels. — 21 August 2001.
  210. Uzbekistan: The Andijon Uprising// An ICG Report. Brussels. -25 May 2005.1. Периодические издания:
  211. В. Ситуация в СНГ затрагивает безопасность Запада//Независимая газета. 12 марта 2008.
  212. А. Выбор пути. Куда идет исламский мир?//Независимая газета. 27 июня 2008.
  213. А. Осторожно: ваххабизм!//Независимая газета. 1 октября 2008.
  214. . Ферганская долина и феномен ислама//
  215. Вароруд». 24 сентября 2004 г. — № 38.- Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=l 64 584 260
  216. Интервью с Владимиром Лукиным // Независимая газета. — 4 июня 2008.
  217. А. Свобода веры по-киргизски//Независимая газета. — 12 мая 2004.
  218. Куртов’А. ОДКБ и ШОС объединились//Независимая газета. -22 октября 2007.
  219. С. Лекарство от исламского экстремизма//Независимая газета. 2 апреля 2007.
  220. А. Россия пока останется в Центральной Азии//Независимая газета. 22 октября 2007.
  221. Ю.Малашенко А. Самый одинокий авторитетный вождь//Независимая газета. 24 декабря 2007.11 .Малашенко А. Цена вопроса//Коммерсант. — 28 мая 2008.
  222. Г. От злата аравийского//Независимая газета. — 3 декабря 2008 г.
  223. Н. Зачем Европе Центральная Азия?//Независимая газета. — 30 июня 2008.
  224. Н.Ротарь И. Странники в ночи//Независимая газета. 20 февраля 2008.
  225. Ротарь.И. Зигзаги постсоветского исламизма//Независимая газета. — 3 мая 2008. Режим доступа: http://religion.ng.ru/problems/2008−03−05/81з1ат.Мт1
  226. В., Реутов А. Таджикистан отстреливается от президента // Коммерсант. 28 мая 2008.
  227. Л.Р. Ислам и терроризм: союзники или противники?//Независимая газета. 6 октября 2004.
  228. А. Разминирование путь к миру и процветанию. Взгляд из Узбекистана//Вароруд. — 22 сентября 2004. — № 36. — Режим дocтyпa: http://www. varurud.org/old/analitics/secLirity/securitv 150 904. html
  229. Тодуа 3. Экстремисты накапливают силы//Независимая газета. 2 апреля 2007.
  230. Д. В Халифат путем джихада// Независимая газета. 21 апреля 2004.
  231. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Том 1. М., 2006.
  232. World Economic Outlook. International Monetary Fund. — October 2008.1. Интернет-ресурсы:
  233. Сайт Центра по изучению Центральной Азии и Кавказа Университета им. Дж. Хопкинса http://www.cacianalyst.org-/- www. silkroadstudies. org-
  234. Сайт информационного агентства Фергана http://www.ferghana.ru/
  235. Сайт Института войны и мира www.iwpr.net-
  236. Сайт Центра Карнеги www.carnegie.ru-
  237. Сайт Института религии и политики www. i-r-p.ru
  238. Сайт партии «Хизб ут-Тахрир» http .-//www, hizb-ut-tahrir. org/
  239. Сайт газеты «Независимая» http://www.ng.ru/
  240. Сайт газеты «Коммерсант» http://www.kommersant.ru/
  241. Сайт журнала «Россия в глобальной политике» http://www.globalaffairs.ru/
  242. Сайт информационного портала ШОС http://www.infoshos.ru/
  243. Сайт Секретариата ШОС: www.sectsco.org/
  244. Сайт организации ОДКБ http://www.dkb.gov.ru/
  245. Сайт Исполнительного комитета СНГ http://www.cis.minslc.by/
  246. Сайт портала о суфизме http://portal.sufism.ru/
  247. Сайт Александра Князева http://www.knvazev.org/
  248. Сайт Исследовательского центра Агентура http://www.agentura.ru/
  249. Сайт Информационного агентства «24» http://24.kg/
  250. Сайт Госдепартамента США http://www.state.gov/
  251. Сайт Президента США http://www.whitehouse.gov/
  252. Сайт МИД Российской Федерации http://www.ln.mid.ru/
  253. Сайт Международной группы по предотвращению кризисов http://www.crisisgroup.org
  254. Информационный портал об исламе http://www.islam.ru/
  255. Сайт газеты «Вароруд» http://www.varorud.org/
  256. Сайт Института стратегического анализа и прогноза http://www.easttime.ru
  257. Сайт Всемирного банка http://www.worldbank.org/
  258. Сайт журнала «Центральная Азия и Кавказ» http://www.ca-с. or g/j ournal. shtml5 2. Сайт журнала «Международные процессы"http ://www. intertrends.ru/
  259. Арабский Халифат в У11−1Х вв. з м1. Г^'У» У <3 I1. Ж .'а &-«л» й 1 «1. У { *1. Н^гмтщр
Заполнить форму текущей работой