Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Выявление образно-информационной структуры современной российской моды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Феномен перемен в 20 столетии отражен А. Аппадураем в концепции «глобального этноландшафта», в котором человеческие существа быстро перемещаются из одной части земного шара в другую. Доступность интернациональных средств массовой информации в форме кино, телевидения, сети Интернет, печатных публикаций также влияют на множества людей в тех этнических сообществах, которые никогда не выезжают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Выявление национальной знаковой структуры современного костюма
    • 1. 1. Сущность образно-информационной структуры костюма
    • 1. 2. Национальный фактор в «мировой н моде
    • 1. 3. Инспирирующие источники современной мировой моды
    • 1. 4. Роль России в мировой индустрии моды
    • 1. 5. Выводы по 1 главе ¦
  • Глава 2. Исследование образно-информационной структуры древнерусского женского костюма 10−17 веков
    • 2. 1. Обоснование обращения к рассматриваемому историческому периоду
    • 2. 2. Материалы исследования
    • 2. 3. Исторические этапы развития древнерусской женской одежды
    • 2. 4. Анализ основных видов древнерусской женской одежды
    • 2. 5. Анализ основных видов женских головных уборов
    • 2. 6. Формирование архетипа древнерусского женского костюма
    • 2. 7. Анализ основных типов тканей, используемых в женском костюме 10−17 веков. Выявление основных типов орнамента
    • 2. 8. Результаты структурного анализа русского женского костюма 1017 веков
    • 2. 9. Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Проявление культурных традиции России в творчестве художников-модельеров 20 столетия
    • 3. 1. Выявление частоты обращения художников-модельеров к русскому костюму как инспирирующему источнику в нашей стране
    • 3. 2. Анализ моделей, выполненных по русским мотивам художниками нашей страны
    • 3. 3. Влияние русской культуры на мировую моду. Анализ моделей западных кутюрье, обращавшихся в своем творчестве к культуре России
  • Выводы по 3 главе
  • Глава 4. Сравнительный эксперимент характера использования элементов исторического костюма в современном различных художников мира
    • 4. 1. Проявление исторических и национальных аспектов в творчестве английского дизайнера В. Вествуд
    • 4. 2. Анализ работ ведущих и авторитетных дизайнеров мира, выполненных по мотивам исторического костюма
    • 4. 3. Сравнительный анализ библиотек графов элементов исторического костюма различных художников мира
  • Выводы по 4 главе

Выявление образно-информационной структуры современной российской моды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Время написания настоящей работы совпадает с завершением второго тысячелетия, таким образом подведение итогов, осмысление прошлых и настоящих событий, прогнозы на будущее приобретают наибольшую значимость и актуальность. Бурный рост средств массовой коммуникации и компьютерных технологий в последние десятилетия оказывают влияние на все сферы человеческой деятельности. Понятие моды тесно связано с понятием времени. С каждым годом увеличивается ритм жизни, что способствует появлению новых образов в моде и стремительному развитию новых технологий в швейной индустрии. Нарастающий темп в развитии научно-технического прогресса оказывает непосредственное влияние на процессы, происходящие в моде, которая, как еще в начале нашего века заметил Э. Кроули, приобрела статус «космополитичности» .

Феномен перемен в 20 столетии отражен А. Аппадураем в концепции «глобального этноландшафта», в котором человеческие существа быстро перемещаются из одной части земного шара в другую. Доступность интернациональных средств массовой информации в форме кино, телевидения, сети Интернет, печатных публикаций также влияют на множества людей в тех этнических сообществах, которые никогда не выезжают за пределы региональных и национальных границ. Глобализация охватывает все сферы человеческой деятельности и применяется в науке как самостоятельный термин. В связи с этим активизируется процесс «коммуникации культур», в котором существенную роль играет одежда человека. Таким образом, появилась необходимость научного осмысления проблемы национальной знаковости моды в современном обществе.

Несмотря на господствующую «интернациональность», мода обладает национальными особенностями в каждой отдельно взятой стране. Восприятие и адаптация международных тенденций обусловлены рядом факторов, среди которых — политическое и экономическое развитие страны, климатические условия, антропологические особенности населения, культурные и национальные традиции и многое другое. Проявление традиционализма и консерватизма, сознательное или бессознательное, есть реакция на процессы «глобализации» .

В последнее десятилетие международные контакты России с другими государствами значительно расширились. Анализ ситуации, сложившийся в настоящее время в российской моде, позволяет сделать заключение, что разрабатываемые нашими дизайнерами модели одежды редко несут национальную информативность в образе. Потеря уважения и интереса к культурному достоянию привела к потере ценностных ориентиров. Это заставляет большинство российских товаропроизводителей выпускать изделия под иностранными марками. Во многих сферах деятельности Россия выступает как равноправный партнер, однако в области моды российская продукция оказалась полностью не конкурентноспособной. В настоящий момент страна в основном выступает как сырьевая или производственная база. Перед художниками возникает проблема сохранения и достойного представления русских культурных традиций через искусство костюма как у себя в стране, так и на международном рынке.

Возникла потребность в научном подходе к изучению образной организации и национальной знаковости современного костюма, поиску новых подходов к изучению образа традиционного русского костюма и процессу его трансформации через призму международных тенденций моды. Объектом исследования в данной работе является принцип использования русского национального костюма при формировании тенденций современной моды России.

Цель настоящей работы — разработка теоретических основ проектирования образа современной моды в России с учетом использования традиций русского национального костюма и международных направлений моды. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

— изучение теоретических вопросов формирования образов в международных направлениях моды в тканях, материалах и одежде на основе исторических и этнических мотивоввычленение элементов образно-информационной структуры современного костюма;

— определение основных принципов трансформации инспирирующего источника в современной модевыявление наиболее образно-выразительных элементов образно-информационной структуры костюма;

— выявление архетипов древнерусского женского костюма 10−17 веков и его визуальных признаков строения;

— анализ использования элементов русского национального костюма в современной моде на протяжении 20 столетия в нашей стране и за рубежом;

— выявление характера использования элементов русского костюма в различные периоды времени;

Методологическая основа исследования представляет собой комплекс общенаучных принципов. Метод историзма позволил рассмотреть явления в их развитии, связи данного явления с другими, изучение истории в свете опыта современности. Структурный анализ позволил рассмотреть художественное явление, в данном случае костюм, как определенную систему элементов. Метод типологии позволил расчленить системы обьектов и сгрупировать их с помощью обобщенной модели, типа и архетипа. На отдельных этапах использовались методы кластерного и статистического анализов. При работе с визуальными материалами применен предметно-аналитический метод, а также литературно-аналитический, служивший для уточнения отдельных фактов, обеспечивающий сбор, систематизацию и обобщение литературных источников. Научная новизна заключается в следующем:

— теоретически обоснована необходимость исследований в области национальной знаковости костюма;

— выявлена роль этномаркирующей функции костюма и моды в процессе «коммуникации культур» в мировых масштабах;

— исследован процесс формирования образа в современной моде на основе исторических и этнических мотивов;

— изучен, проанализирован и систематизирован визуальный и вербальный материалы по древнерусскому женскому костюму 10−17 веков с позиций образного и информационного потенциалавыявлены архетипы древнерусского женского костюма, характеризующие все многообразие форм и образов древнерусского женского костюма, а также показывающие принципы организации элементов в его структуре;

— разработаны научные основы изучения и анализа образно-информационной структуры исторического костюма;

— разработана база данных элементов образно-информационной структуры древнерусского женского костюма, организованная в таблицах по реляционному принципу;

— установлено, что частота обращения к русскому национальному костюму, как инспирирующему источнику, на протяжении 20 столетия взаимосвязана с политическими курсами государства, степенью открытости и закрытости общества;

— разработана библиотека кластеров и графов, демонстрирующих возможные комбинации элементов исторического костюма в современном. Практическая значимость диссертации. Результаты работы являются научной базой для специалистов в области индустрии одежды при разработке концепции будущей моды, а также методическим материалом в учебном процессе для подготовки художников-модельеров. Результаты исследования позволяют говорить о существенной роли культурных традиций России в процессе проектирования современной моды, позволяют решать задачи художественого конструирования, образования, а также открывают новые проблемы для научных исследований.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, общих выводов, указателя использованной литературы, приложений.

Общие выводы.

1. Показана роль этномаркирующей функции одежды и моды, активизировавшеиея в процессе коммуникации культур в последние десятилетия 20 столетия. Доказана необходимость её научного осмысления в свете решения проблем образной организации современной моды России.

2. Впервые произведен структурный анализ и классификация направлений международной моды за период с 1991 по 2000 годы с точки зрения выявления характера и частоты использования исторических и этнических мотивов. Установлено, что исторические и этнические мотивы являются стабильным инспирирующим источником в создании новых концепций и образов мировой моды. Выявлены два пути их использования: монополярный и мультиполярный.

3. Предложена и апробирована методика выявления архетипа исторического костюма, которая применена для выявления архетипов древнерусского женского костюма и может быть использована для любого другого национального или исторического костюма.

4. Разработана база данных (каталоги) основных видов и структур древнерусской одежды, головных уборов, используемых тканей и их орнаментов.

5. Установлена взаимосвязь между появлением интереса художников-модельеров к русскому национальному костюму, как инспирирующему источнику, в нашей стране и сменой политических курсов государства, степенью открытости и закрытости общества.

6. Определены периоды появления интереса к культуре и национальному костюму России у западных художников.

7. Анализ моделей 20 столетия, выполненных по мотивам русского костюма художниками, как нашей страны, так и зарубежными, позволил выявить закономерности в использовании элементов русского костюма в современном, выявить их взаимосвязь и особенности использования в различные периоды времени.

8. Предложена методика выявления элементов исторического костюма в современном, использованная для выявления элементов русского костюма и может быть использована для любого другого.

9. Создана библиотека кластеров и графов, демонстрирующих возможные комбинации элементов русского костюма в современном, которая может быть применена в качестве руководства при художественном проектировании современного костюма.

10. Установлено, что характер использования элементов русского костюма в различные периоды времени отличается логикой формирования образа, связанной с физиологической особенностью асимметрии познавательных механизмов человеческого мозга, следовательно доминированием в обществе того или иного типа сознания.

11. На основе полученных в работе теоретических выводов разработана коллекция женской одежды из 5 моделей «С Россией в 21 век». л ас.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. «Русские.» 1997 Москва.
  2. , М. «Этюды по всеобщей истории искусств.» 1979 Москва.
  3. , А. «Одежда.» История культуры Древней Руси. 1945 Москва.
  4. , С. Прикладная статистика и основы эконометрии Москва.
  5. , Н. «Художественное проектирование текстильного печатного рисунка в России.» 1998 Москва.
  6. Бальное платье российской знати.: 1991 репринт.
  7. , В. «Очерки по истории русской деревни 10−13 веков.» 1959 Москва.
  8. , В. «Венчики женского головного убора из курганов 10−11 веков.» Славяне и Русь. 1968 Москва.
  9. , М. «История костюма.» 1972 Москва.
  10. , М. «Поэзия народного костюма.» 1975 Москва.
  11. , М. «Костюм разных времен и народов.» 1993 Москва.
  12. , Д. «Культура русского народа.» 1961 Ленинград.
  13. , С. «Дягилев.» 1994 Москва.
  14. , Л. «Иллюстрированная энциклопедия моды.» 1986 Прага.
  15. , Е. «История костюма.» 1970 Москва.
  16. , Р. «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок.» 1989 Москва.
  17. , Р. «Костюм в русской художественной культуре 18 -первой половины 20 вв. Опыт энциклопедии.» 1995 Москва.
  18. , В. «Иноземные ткани, бытовавшие в России до 18 века и их терминология.» 1925 Москва.
  19. , В. «О русской истории.» 1993 Москва.1 лп
  20. , В. «Основы художественного оформления текстильных изделий.» 1981 Москва.
  21. , Т. «Основы теории проектирования костюма.» 1988 Москва.
  22. , К. Т. «Цвет в костюме.» 1989 Москва.
  23. , Ф. «Костюм.» 1910 Санкт-Петербург.
  24. , А. «Знак, символ, миф.» 1982 Москва.
  25. , Н. «Русские нравы. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.» 1995 Москва.
  26. , Н. «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа.» 1995 Москва.
  27. , Ю. «Актуальные проблемы семиотики культуры.» 1987 Тарту.
  28. , Ю. «Беседы о русской культуре.» 1997 Санкт-Петербург.
  29. , Ю. «Эстетика.» 1988 Москва.
  30. , Т. «Костюм в России 18 начала 20 века.» 1979 Ленинград.
  31. , Ф. «Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты.» 1998 Москва.
  32. , Р. «Костюм для сцены.1' 1967 Москва.
  33. , С. «Асимметрия познавательных механизмов и её следствия.» Семиотика и информатика. 1983 Москва.
  34. , Г. «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник.» 1978 Москва.
  35. , М. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.» 1990 (репринт) Москва. ,
  36. , П. «Формула успеха: маркетинг.» 1988 Москва.
  37. , В. «Сравнение как средство познания.» 1978 Минск.
  38. , Б. «От наготы до обильных одежд.» 1923 Берлин.
  39. , А. «Древнерусские миниатюры как исторический источник.» 1944 Москва.1 АО
  40. , В. «Русская живопись 17 века.» 1984 Москва.
  41. , В. «Художественно-эстетическая культура Древней Руси 1117 века.» 1996 Москва.
  42. , Ю. «Математическая статистика и её применение в текстильной и швейной промышленности.» 1970 Москва.
  43. , А. «Красота в изгнании.» 1998 Москва.
  44. , А. Внешний облик народа по восприятию иноземцев путешественниками 18 начала 20 в.: 113, 1988.
  45. , Г. «Канон и стиль в древнерусском искусстве.» 1987 Москва.
  46. , А. «Рисунок и живопись.» 1983 Москва.
  47. , С. «Записки о московитских делах.» 1908 Спб.
  48. , Н. «Русский исторический костюм для сцены.» 1945 Москва.
  49. , А. «Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян от времен Траяна и Русских до нашествия татар. Период первый.» 1832 Спб.
  50. , С. «Славянское барокко.» 1979 Москва.
  51. , А. «Общая теория статистики.» 1995 Москва.
  52. , Н. «Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия.» 1998 Санкт-Петербург.
  53. , Г. «Народные традиции в моделировании одежды.» 1974 Москва.
  54. , С. «Язык одежды.» 1998 Москва.
  55. , Р. «Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. (Конспект лекций).» 1991 Москва.
  56. , Л. «От Руси до России.» 1993 Москва.
  57. , С. «Русские исторические одежды от 10 до 13 веков.» 1877 Спб. л л (л
  58. , Т. «Развитие искусства советского костюма (1917−1967).» 1971 Москва.
  59. , Т. «Из истории советского костюма.» 1972 Москва.
  60. , Н. И в пир, и в мир или история женской одежды за десять веков.: 1995.
  61. , Н. «Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница.» 1997 Москва.
  62. , Н. «Знак и символ в обучении.» 1988 Москва.
  63. , М. «Древняя одежда народов Восточной Европы.» 1986 Москва.
  64. , М. «Стоячие воротники и «ожерелки» в древнерусской одежде. В кн. «Средневековая Русь».» 1976 Москва.
  65. , И. «Концепции альтернативного развития западного общества: социальный идеал и политические модели.» 1990 Москва.
  66. , И. «Теоретико-методические основы гармонизации народной одежды.» 1994 Москва.
  67. , Г. «Сборник византийских и древнерусских орнаментов.» 1877 Спб.
  68. , Ф. «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества.» 1994 Москва.
  69. , В. «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной.» 1881−1885 Спб.
  70. , Б. «Язычество древних славян.» 1997 Москва.
  71. , М. «Впечатления моей жизни.» 1991 Ленинград.
  72. , В. «Опыт сравнительной морфологической характеристики русского населения 16−18 веков (по материалам остеологической коллекции Никольского могильника).» 1982 Москва.
  73. , С. «Теория поиска вывода и вопросы психологии творчества.» Семиотика и информатика. 1979 Москва.
  74. , Ч. «Язык архитектуры постмодернизма.» 1985 Москва.
  75. , Е. «Вероятность и статистика.» 1982 Москва.
  76. , JI. «Русская вышивка и кружево.» 1982 Москва.
  77. Шарль-Ру, Э. «Непостижимая Шанель.» 1986 Москва.
  78. , JI. «Русские набивные ткани 16−17 вв.» 1954 Москва.
  79. Мир искусства.: 1899−1904.80. Дамский мир.: 1907−1917.
  80. , R. «Vivienne Westwood: her work and influences, 1971−1993.»
  81. Ash, J. «Chic thrills. «1992
  82. , M. «Fashion as communication.» 1996 Routledge. London and New-York.
  83. , R. «Dress and Gender: making and meaning.» 1993
  84. , R. «The fashion system.» 1985
  85. , M. &. A. «Fashion, the mirror of history.» 1982•K1
  86. , C. «The culture of fashion.» 1995
  87. , J. «The face of fashion. Cultural studies in fashion.» 1994
  88. , A. «Dress and popular culture.» 1991
  89. , A. «Dress in American culture.» 1993
  90. , P. «Costume for birth, marriages and death
  91. , L. «Fashion, progress, hard feeling, doing the business.» 1991
  92. , L. «The bisiness of fashion.» 1992 Cambrige.
  93. Eicher, J. B. Dress and Ethnicity. Ethnicity and Identity Series. 1995
  94. , W. «The design features of clothing codes.» 1985
  95. , C. J. «The psychology of clothes.» 1930
  96. , G. S. «Fashion from concept to consumer.» 1991
  97. , M. «Dress sense.» 1985
  98. , C. «Fashion, theory
  99. , F. «Rediscoveries in art: some aspects of taste, fashion a collecting in England and France.» 1980
  100. , D. «Subculture: the meaning of style.» 1979 New-York: Methuen.
  101. , A. «Seeing through clothes.» 1980
  102. , R. «The restless image: a sociology of fashion.» 1973
  103. , J. «Costume and fashion.» 1995
  104. , G. «The empire of fashion.» 1994
  105. , A. «The language of clothes.» 1992 Bloomsbury Publishing Ltd. London.
  106. , J. «The psychology of customer care, a revolutionary approach.» 1992
  107. , G. «Lipstick Traces: a secret history of the Twentieth century.» 1990 London.
  108. , A. «Russian art and art objects in Russia.» 1884
  109. N.Coleridge. «The fashion conspiracy: a remarkable journey through the Empires of fashion. «1988
  110. , H. «Costume and fashion.» 1938
  111. , R. P. «Dress codes, meaning and messages in American culture.» 1995
  112. , M. «A visual history: the 14-th & 15-th centuries. «1986
  113. , L. «Mourning dress: a costume and social history.» 1983
  114. , A. «The costume of the Russian Empire.» 1803
  115. Krifa, M. «Vent d’est» Exposition et catalogue, 1992
  116. , R. » The Historical Mode», 1989.128. Palmer, W. «Poiret», 1974
Заполнить форму текущей работой