Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы уголовной ответственности за совершение незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование показало, что за совершение преступлений, связанных с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществами, суды, как правило, назначают средние и минимальные сроки лишения свободы. По нашему мнению, это обусловлено привлечением к уголовной ответственности в основном рядовых потребителей либо мелких сбытчиков. Такая позиция судов представляется… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальная опасность и вопросы уголовно-правовой оценки незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами
    • 1. Социальная опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и их объект
    • 2. Объективные признаки преступлений, связанных с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществами, и проблемы их квалификации
    • 3. Субъективные признаки преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и проблемы квалификации
    • 4. Теоретические и практические вопросы назначения наказания за совершение преступлений, связанных с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществами
  • Глава 2. Криминологическая и пенитенциарная характеристика осужденных за незаконный оборот наркотических средств
    • 1. Криминологическая характеристика осужденных за незаконный оборот наркотических средств
    • 2. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных к лишению свободы за незаконный оборот наркотических средств
  • Глава 3. Международно-правовые подходы и зарубежный опыт по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
    • 1. Международно-правовые обязательства России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
    • 2. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по УК зарубежных стран (сравнительный анализ)
  • Заключение

Проблемы уголовной ответственности за совершение незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема незаконного оборота наркотиков в последние годы приобрела особую остроту. С 1991 г. количество преступлений, связанных с наркотиками и психотропными веществами, увеличилось почти: в 10 раз: если в 1991 г. их было зарегистрировано 19 тыс., то в 2002 г. — около 190 тыс. Как отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, безусловно, относится к общественно опасным действиям, создающим угрозу для здоровья, причем, для здоровья населения государства в целом, а не только отдельной личности. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ ведет к расширению их употребления людьми всех возрастов. Употребление наркотиков неизбежно отражается не только непосредственно на их здоровье, но и негативно влияет на здоровье потомства. Прежде всего, это касается молодежи, лиц репродуктивного возраста.

Количество официально зарегистрированных больных наркоманией увеличилось за десять лет более чем в десять раз и превышает в настоящее время 300 тыс. человек. Однако исследователи отмечают, что применительно к лицам с болезненной зависимостью от наркотиков, не выявленная или не зарегистрированная часть не менее чем в 5 раз выше зарегистрированной. Применительно же к лицам, употребляющим наркотики, но еще не ставшими наркоманами, латентностъ еще выше: по различным данным фактическое число указанных лиц в 10−50 раз больше, чем число известных органам здравоохранения и милиции. По оценке председателя Госнаркоконтроля РФ Виктора Черкесова, наркотики в России употребляет около 4 млн. человек, а по мнению экспертов МВД, ФСБ и Минздрава, количество потребителей наркотиков ныне достигает 15-миллионной отметки. Учитывая, что один наркоман способен «заразить», т. е. вовлечь в употребление наркотиков, от 10 до 17 человек, можно рассматривать наркоманию как социальную болезнь, поразившую значительную часть общества и имеющую тенденцию к расширенному воспроизводству.

Особенно быстрыми темпами наркомания распространяется в подростковой и молодежной среде — 92% наркоманов, состоящих на учете в органах здравоохранения в 2002 г., составили лица в возрасте от 18 до 30 лет. В последние годы в потребление наркотиков все более активно вовлекаются малолетние в возрасте до 15 лет. Средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет, отмечаются случаи употребления наркотиков 6−7-летними детьми. Стремительное увеличение числа наркоманов среди молодежи может привести к потере значительной части нового поколения, и, в конечном итоге, к вырождению общества.

Кроме непосредственного вреда, причиняемого здоровью населения, действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, характеризуются и другими, более отдаленными последствиями. В частности, итогом психической и физической зависимости от наркотических средств и систематического их потребления является постепенное полное истощение организма и возможный летальный исход. Лица, начавшие употреблять наркотики в 12 — 15 лет, редко доживают до 30 лет. В среднем продолжительность жизни наркоманов после начала употребления наркотиков составляет 4 — 4,5 года. За последнее десятилетие смертность среди потребителей наркотиков только по официальным данным увеличилась в 5 раз. Так, по данным МВД РФ, в 1990 г. было снято с медицинского учета по причине смерти 655 человек, в 2002 г. их число увеличилось до 34 541. При этом смерть половины из них наступила из-за передозировки наркотиков.

Кроме того, наркомания как одна из форм девиантного поведения, представляет собой фактор риска, способствующий стремительному.

1 При этом следует отметить некоторое снижение количества умерших среди несовершеннолетних наркоманов: в 2000 г. их доля составляла 5%, а в 2002 г. — 2%. Подобная ситуация отчасти объясняется уменьшением числа несовершеннолетних наркоманов, поставленных на учет в органах здравоохранения, что в свою очередь, свидетельствует о нежелании наркоманов обращаться в наркологические диспансеры. распространению ВИЧ-инфекции, которая обычно также имеет летальный исход. В последние два года темпы роста ВИЧ-инфекции в России самые высокие в мире, что свидетельствует о масштабной эпидемии. В настоящее время внутривенное введение наркотиков превратилось в основной путь передачи вируса — 90% случаев заражения происходят именно таким способом. По оценкам специалистов ВИЧ-инфекцией в России ежедневно заражается 10 человек, в основном за счет наркоманов.

Кроме ВИЧ-инфекции, в этой среде распространяются и другие заболевания, передаваемые половым путем (далее ЗППП), например, цитамегаловирусные инфекции, гепатит В и С, аногенитальные герпетические вирусные инфекции, некоторые энтеровирусы, которые нередко вызывают острые, хронические и опасные соматические заболевания.

Опасность наркомании и незаконных действий, способствующих ее распространению, состоит и в том, что они представляет реальную угрозу не только для самих потребителей наркотиков, но и для нравственного и физического здоровья нации в целом, а также социального и экономического развития страны.

Социальный вред наркомании заключается и в ее тесной взаимосвязи с различными противоправными действиями. Постоянная потребность в наркотиках, высокие цены и отсутствие денежных средств на их приобретение нередко толкают наркоманов на совершение преступлений. Большая часть наркоманов для добычи средств к существованию и обеспечения себя наркотиками начинает заниматься их незаконным распространением, совершает хищения наркотических средств.

Масштабы незаконного оборота наркотиков в России позволяют говорить о формировании в стране наркомафии — организованного преступного сообщества, в сферу деятельности которого входит незаконная организация производства, переработки, транспортировки, распространение и сбыт наркотических средств. Ежемесячный оборот наркотических веществ только в Москве и Санкт-Петербурге составляет около 90 млн. долларов, тогда как в целом по стране, согласно данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, их оборот достигает 7 млрд. долларов в год. Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности исследования, направленного на разработку правовых и социальных мер борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия незаконному обороту наркотических средств нашли отражение в работах отечественных ученых: Т. И. Ваулиной, Т. А. Боголюбовой, A.A. Габиани, Э. Г. Гасанова, А. П. Дьяченко, К. А. Карповича, О. В. Колесник, М. А. Любавиной, Г. М. Меретукова, Д. Е. Метревели, Г. М. Миньковского, H.A. Мирошниченко, В. И. Омигова, Л. И. Романовой, П. Н. Сбирунова, Т. Д. Устиновой, Б. П. Целинского, Е. И. Цымбала и других. Однако следует отметить, что, несмотря на достаточно подробную разработку данной проблемы, отдельные выводы и положения, сформулированные в работах этих авторов, носят неоднозначный или дискуссионный характер. Некоторые вопросы, связанные с уголовно-правовым противодействием незаконному обороту наркотиков, до настоящего времени не нашли своего разрешения. Кроме того, исследования ряда ученых осуществлялись в иных социально-экономических, политических и правовых условиях жизнедеятельности личности, общества и государства. В связи с указанными обстоятельствами многие важные вопросы и проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ требуют дальнейшей теоретической разработки. Помимо этого, следственная и судебная практика до настоящего времени сталкиваются с определенными трудностями при применении норм об ответственности за незаконные действия с наркотиками. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (1998 г.) не разрешило в полной мере всех проблем применения уголовного закона, в частности, связанных с квалификацией указанных деяний, что также требует проведения научного исследования и разработки соответсвующих предложений. В этой связи и потребности правоприменительной практики диктуют необходимость дальнейшей проработки многих вопросов.

Следует отметить, что и принятие нового законодательства в части правового регулирования уголовной ответственности за совершение незаконных действий с наркотическими средствами, по нашему мнению, не в полной мере разрешит указанные выше проблемы. Данный вывод, в частности, обусловлен тем, что во-первых, проблемы квалификации рассматриваемых деяний с достаточной полнотой не могут быть разрешены только на уровне закона. Во-вторых, как показывает анализ законодательных новелл, их содержательную часть составляет тот же понятийный аппарат, который требует уяснения его сущности и разработки соответствующих рекомендаций по применению закона. В третьих, отдельные новеллы, по нашему мнению, являются дискуссионными, в связи с чем представляется правомерной постановка вопроса о дальнейшем совершенствовании законодательства.

Таким образом, проблема настоящего исследования состоит в разрешении противоречия между возрастающими потребностями общества и ограниченными возможностями действующего законодательства по противодействию незаконным действиям с наркотическими средствами и психотропными веществами.

В связи с вышеизложенным дальнейшее научно обоснованное исследование обозначенной темы с целью повышения эффективности уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотиков является весьма актуальным. При этом комплексное решение вопросов уголовной ответственности требует осуществления анализа не только признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 228 УК, но и проблем, связанных с назначением и отбыванием наказания, а также изучением личности осужденных за незаконные действия с наркотическими средствами, поскольку от обоснованности применения государством тех или иных мер уголовно-правового характера зависит результативность борьбы с рассматриваемым видом преступлений.

Указанные обстоятельства обусловили научную и практическую актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Цели и задачи диссертационного исследования. Диссертационное исследование имеет своей целью решение теоретических и практических проблем, связанных с уголовно-правовым противодействием незаконному обороту наркотиков, и выработку на этой основе предложений по совершенствованию норм действующего уголовного законодательства, рекомендаций по квалификации преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ, повышению эффективности правоприменительной деятельности, а также разработку иных мер противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

— анализ уголовно-правовых норм, предусмотренных ст. 228 УК РФ;

— рассмотрение проблемных вопросов квалификации преступлений, связанных с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществами;

— изучение практики назначения судами наказаний за деяния, предусмотренные ст. 228 УК РФ, и оценка ее эффективности;

— изучение личностных особенностей осужденных за незаконные действия с наркотическими средствами;

— анализ практики реализации международно-правовых обязательств России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

— изучение уголовного законодательства зарубежных стран об ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Объект и предмет исследования. Объектом настоящего исследования является незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ как социальное явление, а также общественные отношения, возникающие в связи с совершением незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами. Предмет исследования — уголовное законодательство Российской Федерации, устанавливающее ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществаминормы международного права, касающиеся вопросов борьбы с незаконным оборотом наркотиковзаконодательство зарубежных стран об ответственности за преступления с наркотическими средствамисудебно-следственная практика по данному вопросу, личные дела осужденных по ст. 228 УК РФ, статистические и аналитические материалы органов следствия и суда по рассматриваемой проблеме.

Уголовное законодательство РФ содержит целый ряд норм, устанавливающих ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами (ст.228−233 УК РФ). Среди этих действий определенными специфическими признаками обладает такое связанное с незаконным оборотом наркотиков деяние, как хищение или вымогательство наркотических средств (ст. 229 УК РФ). Преступления, предусмотренные ст.230−233 УК РФ, в той или иной мере сопряжены с наркотическими средствами или психотропными веществами, однако их в полной мере нельзя отнести к группе преступлений, связанных именно, и в первую очередь, с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществами. Так, например, склонение к потреблению наркотиков, организация притонов для потребления наркотических средств в основном сопряжены с иными действиями, создающими условия для распространения наркотических средств. Сущность же рассматриваемой в диссертации группы преступлений заключается непосредственно в незаконных действиях с наркотическими средствами и психотропными веществами. Поэтому в настоящем диссертационном исследовании мы ограничились изучением только тех деяний, ответственность за которые предусмотрена в ст. 228 УК РФ.

Методология и методика исследования. Общеметодологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания, в рамках которого применялись методы системного, логико-юридического, исторического, статистического анализа, сравнительного правоведения, а также конкретно-социологические методы исследования.

Нормативной базой исследования являются Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, иные федеральные законы РФ, постановления Правительства РФ, другие нормативные правовые акты, уголовные кодексы стран ближнего зарубежья (СНГ, Балтии), уголовное законодательство стран дальнего зарубежья (напр., Болгарии, Венгрии, Испании, Китая, Франции и др.), постановления Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ.

Эмпирическая база исследования. Научная обоснованность и достоверность положений и выводов диссертации подтверждается результатами проведенного анализа судебной практики. Диссертантом изучено 400 уголовных дел, рассмотренных судами Владимирской области, г. Краснодара, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска и Санкт-Петербурга.

При подготовке диссертации использованы материалы, полученные при изучении 136 личных дел осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях Московской и Владимирской областей. ^.

Эмпирическую базу исследования составили также статистические данные, аналитические материалы, обобщения по делам рассматриваемой категории за период 1997 — 2002 г. и результаты анкетирования 120 осужденных за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Научная новизна исследования состоит в определенном вкладе автора в развитие науки уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии в аспекте противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, она заключается также в комплексном подходе к научно-теоретическому и практическому осмыслению объективных и субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 228 УК РФ.

Научная новизна определяется и тем, что в настоящей работе впервые исследуются на монографическом уровне уголовно-правовые, криминологические и уголовно-исполнительные проблемы, связанные с изучаемым составом преступления и личностью преступникам В работе проведен анализ следственной и судебной практики по применению нормы об ответственности за незаконное приобретение, хранение, изготовление, перевозку, пересылку или сбыт наркотических средств и психотропных веществ, а также практики назначения наказания за указанные преступления.

В работе впервые осуществлен системный анализ уголовного законодательства ряда зарубежных стран, в частности государств-участников СНГ, а также некоторых других стран (Болгарии, Дании, Испании, Китая, Франции и др.), позволивший выявить основные тенденции развития законодательства указанных стран в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Кроме того, в рамках диссертационного исследования проанализированы положения международных конвенций, направленных на предотвращение незаконных действий с наркотическими средствами, и их трансформация в национальное законодательство.

Научная новизна предопределяется и тем обстоятельством, что в работе поставлены новые для науки уголовного права проблемы, связанные с квалификацией рассматриваемого состава преступления, а также назначения наказания. Необходимой степенью новизны обладают также выводы и предложения, направленные на совершенствование уголовного законодательства, повышение его эффективности, а также данные об особенностях личности осужденных за незаконные действия с наркотическими средствами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Определение здоровья населения, как видового объекта преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, под которым предлагается понимать совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений, нормальное состояние и развитие которых является основой обеспечения физического, душевного, духовного и социального состояния неопределенно большого круга лиц.

2. Предложение об уточнении размеров предмета преступления и введении понятия средней условной дозы, которая представляет собой определенное экспертами усредненное количество наркотических средств или психотропных веществ, способное оказать воздействие на организм человека, независимо от состояния здоровья и длительности потребления. Нормативную основу перечня веществ и их размеров должно составлять соответствующее постановление Правительства РФ. При этом к крупному размеру предлагается отнести количество наркотических средств и психотропных веществ, в три и более раза превышающее среднюю условную дозу.

3. Предложение о расширении понятия «изготовление наркотических средств и психотропных веществ» и включении в его содержание понятия переработки, а также исключения из уголовного законодательства понятия «переработка» как самостоятельной дефиниции.

4. Обоснование положения о целесообразности изменения конструкции ст. 228 УК РФ, внесения изменений и дополнений в ст. 228 УК РФ и изложения диспозиций ее частей в новой редакции. В частности, предлагается предусмотреть в ч.1 ст. 228 УК ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, пересылку и изготовление наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере без цели сбыта, а в ч.2 — за совершение тех же действий неоднократно, группой лиц по предварительному сговору или в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере.

5. Предложение о выделении в УК РФ самостоятельного состава ст.228−1, устанавливающего ответственность за наиболее опасные деяния с наркотическими средствами и психотропными веществами, сопряженными с их сбытом: незаконные приобретение, хранение, перевозку, пересылку и изготовление с целью сбыта, а также производство и сбыт наркотических средств или психотропных веществ. ?

6. В целях исключения противоречий, содержащихся в ст. 75 УК России и примечании к ст. 228 УК РФ, предлагается изменить редакцию ч.2 ст. 75 УК РФ, изложив ее следующим образом: «Лицо, впервые совершившее преступление иной категории, может быть освобождено от уголовной ответственности при наличии иных условий, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ» .

7. Определение тенденций назначения наказания за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ, и предложения по совершенствованию санкций указанной статьи и некоторых других уголовно-правовых норм, регулирующих вопросы назначения наказания (ст. 64, 73 УК РФ).

8. Определение тенденций международно-правовых подходов развития законодательства зарубежных стран об ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и практики противодействия незаконному обороту наркотиков. Обоснование позиции о целесообразности учета отдельных положений зарубежного законодательства при совершенствовании норм УК РФ об ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами. В частности, о дополнении указанных норм УК РФ новыми квалифицирующими признаками: совершение преступления, сопряженного со сбытом наркотических средств или психотропных веществ, должностным лицом с использованием служебного положениясовершение преступления, сопряженного со сбытом, в исправительном учреждении, а также в местах массового отдыха и в учебных заведениях.

9. Криминологическая и пенитенциарная характеристика лиц, осужденных за незаконные действия с наркотическими средствами, на основе которой сформулированы выводы, касающиеся профилактики преступности данного вида, организации воспитательной и профилактической работы в местах отбывания наказания, а также прогнозирования дальнейшего поведения этой категории осужденных.

Теоретическая и практическая значимость настоящей работы заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование проблем, связанных с законодательным регулированием уголовной ответственности за незаконные действия с наркотическими средствами. Результаты исследования в определенной мере обогащают теоретическое представление об уголовно-правовых мерах борьбы с преступлениями, связанными с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществамиони будут способствовать улучшению понятийного аппарата, единообразному применению закона, дальнейшей теоретической разработке проблем противодействия указанным преступлениям, а также повышению эффективности принимаемых государственных мер, в том числе уголовного наказания, по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

Сформулированные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в качестве теоретической базы при совершенствовании уголовного законодательства, а также при подготовке постановлений Пленума Верховного Суда РФ по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами.

Содержащиеся в работе положения представляются полезными для использования работниками правоохранительных органов и судов в практической деятельности по квалификации незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами, при назначении и исполнении наказания.

Материалы исследования также могут быть реализованы в учебном процессе по курсу «Уголовное право Российской Федерации (Общая и Особенная части)», «Уголовно-исполнительное право», «Криминология» .

Апробация и практическая реализация результатов исследования. Отдельные теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, были доложены на научно-практической конференции «Конституция РФ и развитие законодательства в современный период» (Москва, 17−21 февраля 2003 г.). Результаты исследования используются в учебном процессе Российской Академии правосудия при преподавании ряда тем по курсам «Уголовное право», «Криминология», «Уголовно-исполнительное право». Материалы диссертационного исследования были направлены в аппарат Совета Безопасности РФ и использованы при подготовке информационно-аналитической справки «О зарубежном опыте государственного противодействия незаконному обороту наркотиков и борьбы с наркобизнесом» для Секретаря Совета Безопасности РФ. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 6 опубликованных автором научных статьях общим объемом 5 п.л.

1. Анализ нормативных правовых актов позволил сделать вывод, что обеспечение здоровья нации является одной из составляюпщх общественной безопасности государства. Таким образом, безопасность, в качестве родового объекта преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, можно определить как такое состояние совокупности общественных отношений, при котором обеспечивается защшценность жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз и нормаш>ное функционирование личности, общества и государства. Видовым объектом этой группы преступлений выступает здоровье населения, которое предлагается понимать как совокупность охраняемых уголовным законом общественных отношений, норма1п>ное состояние и развитие которых является основой обеспечения физического, душевного, духовного и социального состояния неопределенно большого круга лиц.2. Изучение судебной практики показало, что при определении размера наркотических средств решающее значение имеют рекомендации, разработанные Постоянным комитетом по контролю наркотиков. Учитывая, что крупным размером зачастую признается разовая доза наркотика, представляется целесообразным пересмотреть приведенные в Сводной таблице значения крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ. Для этого, в частности, предлагается ввести понятие средней условной дозы, которая представляет собой определенное экспертами усредненное количество наркотических или психотропных веществ, способное оказать воздействие на организм человека, независимо от состояния здоровья и длительности потребления. Определение крупного размера с учетом средней условной дозы позволит также решить вопрос о суммировании веса наркотшсов разного вида, если ни одно из них не достигает в своем количественном выражении крупного размера. Нормативную основу перечня веществ и их размеров должно составлять соответствующее постановление Правительства РФ.

3. проведенное исследование показало, что при квалификации деяний по Ч.2 CT.228 УК РФ значительные трудности вызывает отграничение изготовления наркотических средств и психотропных веществ от их переработки. Принимая во внимание, что международное законодательство не разграничивает понятия изготовления и переработки, предлагается расширить понятие «изготовление наркотических средств и психотропных веществ», включив в его содержание понятие переработки.4. Учрпывая повышенную общественную опасность такой разновидности изготовления наркотических средств и психотропных веществ как производство с использованием промышленного оборудования, представляется целесообразным рассматривать это деяние в качестве самостоятельного, приравняв его по степени общественной опасности к деяниям, совершенным с целью сбыта.5. Изучение правоприменительной практики позволило сделать вывод, что наибольшие сложности возникают при квалификации незаконных действий с наркотиками по признаку неоднократности (п. «б» ч. З ст. 228 УК РФ). Для устранения выявленных противоречий и обеспечения единообразного подхода при решении вопроса о квалификации деянрш по этому признаку предлагается включить в Постановление Пленума Верховного Суда РФ о преступлениях, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, соответствующие разъяснения (в частности, о квалификации преступных деяний, предметом которых является одна партия наркотических средств, с которой совершается несколько незаконных действий, а также о квалификации содеянного при совершении оконченного и неоконченного преступления).6. Анализ примечания к ст. 228 УК РФ выявил противоречие между условиями освобождения от уголовной ответственности, содержапщмися в примечании, и положениями ст. 75 УК РФ. Поскольку при толковании норм, предусмотренных Особенной частью УК, следует руководствоваться, прежде всего, основополагающими положениями, сформулированными в Общей части, предлагается изменить редакцию ч.2 ст. 75 УК РФ, предусмотрев, что от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые соверпшвшее преступление.7. Изз^ение практики назначения наказаний за преступления, предусмотренные ст. 228 УК РФ, выявило необоснованно широкое применение ст. б4 УК РФ. Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, свидетельствует о том, что не во всех слз^аях установленную законодателем уголовную ответственность можно признать адекватной степени общественной опасности содеянного, что в свою очередь, является аргументом в пользу изменения редакции ст. 228 УК РФ.

8. Проведенное исследование показало, что за совершение преступлений, связанных с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществами, суды, как правило, назначают средние и минимальные сроки лишения свободы. По нашему мнению, это обусловлено привлечением к уголовной ответственности в основном рядовых потребителей либо мелких сбытчиков. Такая позиция судов представляется вполне оправданной. Однако применительно к членам организованных преступных групп, составляюпщх основу наркобизнеса, на наш взгляд, правомерно ставить вопрос об увеличении размера санкции статьи, предусматривающей ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами.9. Изучение практики назначения судами наказаний за преступления, связанные с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществами, позволило установить, что дополнительное наказание в виде конфискации имущества назначалось лишь каждому восьмому осужденному по Ч.2−4 ст. 228 УК РФ. Подобная ситуация в значительной мере обусловлена достаточно широким применением при назначении наказания ст. 64 УК РФ. Однако эта практика не в полной мере обусловлена содержанием закона. В связи с чем, предлагается изменить редакцию ст. 64 УК РФ с тем, чтобы суд, назначая наказание ниже низшего предела или применяя более мягкий вид наказания, имел возможность не назначать дополнительного наказания, предусмотренного в качестве обязательного.10. Изучение уголовных дел также выявило не всегда оправданное назначение условного осуждения. При этом 70% осужденных освобождается условно без возложения каких-либо обязанностей. Отсутствие соответствующего контроля за поведением осужденных является одной из причин совершения ими повторных преступлений. В связи с изложенным, предлагается внести изменения в ч.5 ст. 73 УК РФ, установив, что условное осуждение возможно только с возложением на лицо определенных обязанностей.11. Изучение личности осужденных за незаконные действия с наркотическими средствами позволило дать подробную криминологическую и пенитенциарную характеристику этой категории осужденных. Кроме того, оно показало, что в определенной корректировке нуждается как судебная праЕстика применения принудительного лечения от наркомании, так и организация принудительного лечения, в частности в местах лишения свободы. Осужденные, признанные судом нуждаюпщмися в лечении от наркомании, а также склонные к употреблению, приобретению или сбыту наркотических веществ либо сильнодействующих медицинских препаратов должны подвергаться в местах лишения свободы особому контролю, в частности постановке на профилактический учет. На основе анализа документов, характеризуюпщх поведение осужденных в местах лишения свободы, предлагается уделять больше внимания изучению личности осужденных, отражая данные об оценке их поведения в характеристике, содержащейся в личном деле.12. Осуществленный в работе системный анализ международно правовых обязательств России в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также уголовного законодательства зарубежных стран выявил основные тенденции развития как международного, так и зарубежного законодательства, посвященного этой проблеме. С учетом международного опыта предлагается дополнить статью УК РФ, устанавливающую ответственность за совершение незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами с целью сбыта, новыми квалифицирующими признаками: совершение преступления, сопряженного со сбытом наркотичесюос средств или психотропных веществ, должностным лицом с использованием служебного положениясовершение преступления, связанного со сбытом, в исправительном з^еждении, а также в местах массового отдыха и в учебных заведениях.13. В связи с изложенным и с учетом международного опыта предлагается изменить редакции следующих статей УК России, устанавливаюпщх ответственность за совершение незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными веществами. Изложить в следующей редакции ст. 228 УК РФ: «Ст.228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, пересылка и изготовление без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ.1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, пересылка и изготовление без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере ;

наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух.

2. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, пересылка и изготовление без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, совершенные неоднократно, группой лиц по предварительному сговору или в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере, — наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Примечание: 1. Лицо, добровольно сдавшее наркотическое средстве или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, может быть освобождено от уголовной ответственности за данное преступление.2. Крупным размером в настоящей статье, а также ст.228−1 и 229 настоящего Кодекса признается количество наркотического средства или психотропного вещества, в три и более раз превышающее среднюю условную дозу потребления, а особо крупным размером — в десять и более раз. Размеры средних условных доз наркотических средств и психотропных веществ утверждаются Правительством Российской Федерации.3. Неоднократным в ст. 228−231 настоящего Кодекса признается совершение преступления, если ему предшествовало совершение одного или более преступлений, предусмотренных ст.228−233 УК РФ" Дополнить Уголовный Кодекс ст.228−1 следующего содержания: «Ст.228−1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, пересылка и изготовление с целью сбыта, производство и сбыт наркотических средств или психотропных веществ.1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, пересылка и изготовление наркотических средств или психотропных веществ с целью сбыта, а также их производство с использованием промышленного оборудования или сбыт наказываются штрафом в размере от семисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору- •.

б) неоднократно:

в) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере;

г) должностным лицом с использованием служебного положения;

д) в местах содержания под стражей или лишения свободы, в местах массового отдыха, а также в учебных заведениях ;

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) организованной группой;

б) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере ;

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с конфискацией имущества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации М., 1994.
  2. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.ХХШ. М., 1970.
  3. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып.ХХХУ. М., 1981.
  4. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Bbin.XLVII. М., 1994.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации-М., 1997.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях М., 2002.
  7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 2. Ст. 198.
  8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации М., 2002.
  9. Уголовный закон Рига, 1999.
  10. Уголовный кодекс Литовской Республики СПб, 2002.
  11. Уголовный кодекс Азербайджанской республики Баку, 2000.
  12. Уголовный кодекс Голландии СПб, 2000.
  13. Уголовный кодекс Дании СПб, 2001.
  14. Уголовный кодекс Испании М., 1998.
  15. Уголовный кодекс Казахстана СПб, 2001.
  16. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики СПб, 2001.
  17. Уголовный кодекс Молдовы Кишинев, 2002. 224 с.
  18. Уголовный кодекс Республики Узбекистан Ташкент, 1995.
  19. Уголовный кодекс Туркменистана Ашхабад, 1997.
  20. Уголовный кодекс Франции СПб, 2002.
  21. Угловный кодекс Швеции СПб, 2001.
  22. Уголовный кодекс Японии СПб, 2002.
  23. Пенитенциарный кодекс Правовые акты Эстонии 40 Таллинн, 2002.
  24. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 2. Ст. 219.
  25. Закон Российской Федерации «О безопасности» Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992 12. Ст. 769.
  26. Закон Российской Федерации «Основы законодательства газета.-1998. 5 марта. 28. Указ Президента РФ от 17.12.97 г. «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2000 г.) Собрание законодательства РФ. 2000 2. Ст. 170.
  27. Постановление Правительства РФ от 16.03.96 г. 278 «Об утверждении Положения о порядке ввоза в Российскзю Федеращпо и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» Собрание законодательства РФ. 1996 13. Ст. 1350.
  28. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежапщх контролю в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 1998 27. Ст. 3198.
  29. Постановление Правительства РФ от 22.03.2001 221 «Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска. РОССРШСКОЙ Федерации об охране здоровья граждан (в ред. от 02.03.1998) Российская
Заполнить форму текущей работой