Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Параметры физического развития детей, обучающихся в школах города Иркутска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так как дети различных конституциональных типов отличаются по морфофункциональным характеристикам и выраженности двигательных качеств, то к учащимся одного класса нельзя подходить с одинаковыми требованиями. Целесообразна организация однородных учебных групп на уроках по физической культуре не только с учетом пола, возраста, но и типа конституции детей для подбора более адекватных физических… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Введение. Актуальность исследования
  • Глава 1. Обзор литературы
  • Глава 2. Материал и методы исследования
  • Глава 3. Физическое развитие и двигательные качества детей 7−17 лет города Иркутска
    • 3. 1. Физическое развитие
      • 3. 1. 1. Интегральная оценка физического развития
      • 3. 1. 2. Особенности соотношения отдельных параметров физического развития детей 7−17 лет г. Иркутска
      • 3. 1. 3. Корреляционная взаимосвязь показателей физического развития
      • 3. 1. 4. Индексы физического развития
      • 3. 1. 5. Динамика прироста морфологических параметров физического развития в течение учебного года
    • 3. 2. Двигательные качества
      • 3. 2. 1. *. Интегральная оценка двигательных качеств
      • 3. 2. 2. Особенности соотношения отдельных параметров двигательных качеств детей 7−17 лет г. Иркутска
      • 3. 2. 3. Корреляционная взаимосвязь показателей двигательных качеств
      • 3. 2. 4. Динамика прироста показателей двигательных качеств в течение учебного года
  • Глава 4. Физическое развитие и двигательные качества детей 7−17 лет разных соматотипов
    • 4. 1. Характеристика типов телосложения детей с применением различных схем соматотипирования
    • 4. 2. Мальчики 7−17 лет
    • 4. 3. Девочки 7−17 лет

Параметры физического развития детей, обучающихся в школах города Иркутска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последние годы ухудшилось состояние физического здоровья населения России, особенно подрастающего поколения. По данным Всероссийской диспансеризации 2002 г. функциональные нарушения и хроническая патология выявлены у 70% детей- 83% подростков 15−17 лет нуждаются в лечебных мероприятиях в условиях поликлиник, более 10% - в лечебно-коррекционных мероприятиях в стационарах, 15% - в санаторно-курортном лечении [43,66,95,136].

Все это еще в большей мере относится к Иркутской области в связи с тем, что в нашем регионе сложилась непростая социально-экономическая обстановка, ухудшилась экологическая ситуация. Последнее подтверждается тем, что 6 городов Иркутской области входят в состав 20 городов РФ — самых неблагоприятных по экологии [11,39,105,124,137].

Наиболее остро на экологическое неблагополучие реагирует формирующийся детский организм [38,115]. В тоже время физическое развитие является объективным критерием здоровья ребенка, чувствительным к влиянию внешних факторов [36,37,110,138,163].

Современная тенденция к ухудшению здоровья, среди всех групп населения, в том числе обучающихся в школе, стимулирует поиск новых путей охраны и укрепления здоровья, среди которых физической культуре отводится очень важная роль [77,89,117,131]. Физическое воспитание в МДОУ и МОУ призвано сохранять, укреплять здоровье учащихся и формировать потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды их жизни [65,119,162].

Однако уплотнение школьных программ и увеличение недельных нагрузок приводит к резкому снижению двигательной активности. Поэтому наряду с тестированием учеников по предметам общеобразовательного цикла должна отслеживаться половая и-возрастная динамика физического развития и показателей двигательных качеств [58,78,88,134].

В настоящее время общепринятым является подход учителей физической культуры к классу как, к группе учащихся, имеющих единые морфофункциональные характеристики. В основу нормирования учебной нагрузки детей-и подростков в школах положен принцип классов. Однако, разработка и использование в последние годы различных педагогических систем начального образования1 (развивающая методика Занкова, программы «2100», «Гармония», «один к трем», «один к четырем» и др.)-привели к тому, что в одном классе обучаются дети 4−5 паспортных возрастов.

Кроме того, школьники даже одного календарного возраста, имеющие разные конституциональные типы, сроки биологического созревания-' значительно различаются по своей физической дееспособности [24,104,143].

Однако в последние годы изучению, конституциональных особенностей детей и подростков, их биологического созревания и в том числе выявлению вариантов и характера физического развития и физической подготовленности в зависимости от пола, возраста уделялось недостаточное внимание [65,79].

Дифференцированный подход к детям, в частности, с разным типом конституции в процессе их обучения мог бы дать значительный педагогический и оздоровительный эффект [12,25,51,59]. Однако работ по изучению возрастного развития таких детей очень мало [32,48,77,80], а по Иркутской области они отсутствуют.

В связи с вышеизложенной актуальностью проблемы, представляется своевременным проведение исследования, восполняющего недостаток информации по данным морфофункционального и моторного развития детей и подростков, проходящих обучение в школах города Иркутска. •.

Исследование выполнялось в рамках осуществления мониторинга физического развития и двигательных качеств населенияРФ и реализации Федеральной целевой программы «Молодежь России. Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2000;2005 г. г.) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 916- от 29.12.2001 г. и межведомственным Соглашением о г 26.04.2002 г. «Об информационном взаимодействии Минздрава России, Госкомспорта России, Минобразования России в области социально-гигиенического мониторинга» [119].

В ходе исследования были поставлены следующие цель и задачи работы. Цель исследования: выявить половые, возрастные и конституциональные особенности физического развития и двигательных качеств у детей 7−17 лет, обучающихся в средних общеобразовательных школах города Иркутска.

Задачи исследования:

1. Изучить половые и возрастные характеристики уровня физического развития и двигательных качеств детей 7−17 лет города Иркутска.

2. Проследить изменения морфофункциональных показателей и моторного развития у обследованных групп в течение учебного года.

3. Определить конституциональные особенности физического развития и двигательных качеств детей 7−17 лет города Иркутска.

Научная новизна.

Впервые с использованием интегральных показателей, индексной оценки и корреляционного анализа изучены возрастно-половые характеристики морфофункционального статуса детей 7−17 лет города Иркутска, выявлены региональные особенности уровня их физического развития и двигательных качеств, позволяющие проводить их объективную оценку.

Прослежены изменения морфофункциональных показателей и моторного развития у одних и тех же детей в течение учебного года. Получены данные по их возрастной динамике, отмечены сенситивные периоды развития двигательных качеств, связанные с изменениями роста и развития организма учащихся и динамикой учебного процесса.

Разработаны региональные критерии оценки типов телосложения детей и подростков города Иркутска (по классификации Яеез^эепск, 1945). Впервые определены особенности физического развития и двигательных качеств у детей 7−17 лет разных типов телосложения.

Теоретическая и практическая значимость.

Анализ параметров физического развития детского организма позволяет сделать выводы о причинах его низкого уровня и дать рекомендации по использованию коррекционных, оздоровительных мероприятий.

Выявленные данные об особенностях роста и развития детского организма в учебные и летние месяцы могут учитываться при оценке успешности овладения двигательными навыками на занятиях по физической культуре. В критические периоды морфофункционального и моторного развития детей необходимо корректное отношение к интенсивности и длительности используемых в учебном процессе физических нагрузок.

Так как дети различных конституциональных типов отличаются по морфофункциональным характеристикам и выраженности двигательных качеств, то к учащимся одного класса нельзя подходить с одинаковыми требованиями. Целесообразна организация однородных учебных групп на уроках по физической культуре не только с учетом пола, возраста, но и типа конституции детей для подбора более адекватных физических нагрузок на этих занятиях.

Разработанная методика соматотипирования и результаты оценки морфофункционального состояния детского организма с учетом групповой принадлежности могут использоваться в биологии, анатомии, физиологии, педагогике, педиатрии, школьной гигиене и спортивной медицине.

Положения, выносимые на защиту:

1. Физическое развитие и двигательные качества детей 7−17 лет, обучающихся в школах города Иркутска обладают половой, возрастной и конституциональной асинхронностью.

2. Особенности физического и моторного развития детей отличаются гетерохронностью формирования в зависимости от периодов учебного года.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы доложены, и обсуждены на: Всероссийской конференции Международной ассоциации морфологов (Саратов, 2001) — VI конгрессе Международной ассоциации морфологов (Санкт-Петербург, 2002) — Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг физического развития, физической подготовленности различных возрастных групп населения» (Нальчик, 2003) — Научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: прошлое, настоящее и будущее» (Улан-Удэ, 2003) — Всероссийском конгрессе «Человек и здоровье» (Иркутск, 2004) — Международном симпозиуме «Физическая культура и спорт в системе образования. Здоровьесберегающие технологии» (Красноярск, 2004) — Международной электронной научной конференции «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: интеграция в европейское образовательное пространство» (Харьков, 2005) — Международной научно-методической конференции «Восток-Россия-Запад. Физическая культура и спорт в развитии здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий» (Иркутск, 2005) — III Всероссийской научно-практической конференции «Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы» (Екатеринбург, 2006) — Международной научно-практической конференции «Морфологическое строение тканей и органов в норме и при моделировании патологических процессов» (Тернополь, 2006) — Региональной научно-практической конференции «Вопросы интегральной физиологии» (Красноярск, 2007) — X Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт» (Красноярск, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы клинической и экспериментальной медицины» (Чита, 2008).

По материалам диссертации опубликовано 22 печатных работы, из них 4 статьи в журналах рекомендованных ВАК.

Внедрение результатов исследования в практику.

Результаты исследования внедрены в отчет о мониторинге управления по физической культуре, спорту и молодежной политике комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.

Разработаны методические рекомендации, используемые управлением по физической культуре, спорту и молодежной политике комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.

Объем и структура диссертации.

Работа состоит из введения, обзора литературы, материала и методов исследования и трех глав собственных исследований (две главы анализа-полученных результатов, обсуждение полученных результатов), выводов, практических рекомендаций, списка литературы, в котором содержится 227 источника (167 отечественных и 60 иностранных авторов) и приложения.

Текст диссертации изложен на 196 машинописных страницах, проиллюстрирован 24 рисунками и 49 таблицами.

Весь материал диссертации получен, обработан и проанализирован лично автором.

ВЫВОДЫ.

1. У детей 7−17 лет, обучающихся в средних общеобразовательных школах г. Иркутска, преобладает (на 40−60%) средний уровень физического и моторного развития. Однако отмечаются критические периоды преобладания (на 10−40%) низкого уровня над остальными у мальчиков в 7−9 лет, у девочек-подростков в 14 и у девушек в 17 лет (р<0,001).

2. Индексная оценка морфофункционального статуса детей выявила: преобладание доли мальчиков с низкой величиной жизненного индекса (5067%) — недостаточное развитие грудной клетки по индексу Эрисмана (до 90%) — ухудшение силовых показателей в женской выборке (43−62%) — дефицит массы тела в возрасте 7−8 и 13 лет (50−70%) — количество мальчиков, с избытком массы тела больше чем девочек (9% против 5%) (р<0,001).

3. Максимальный прирост показателей физического развития происходит во время летних каникул в мужской выборке — в7−10и16 лет, в женской — в 7−8, 11 лет. В учебные месяцы отмечается снижение-массы тела у мальчиков 7−8 и у подростков 16 лет. Максимальный прирост значений двигательных качеств выявлен у мальчиков 7−8, 14 лет во время учебных месяцев, а у девочек 7−8, 16 лет, наоборот, во время летних, а показатели выносливости у девочек 11−16 лет даже ухудшаются (р<0,001).

4. Конституциональные особенности физического и моторного развития детей характеризуются половой асинхронностью:

— у девочек-пикников период максимального годового прироста большинства показателей физического развития наступает и заканчивается, раньше, чем у мальчиков того же соматотипа (в 7, 10−11 лет против 12 лет), а двигательных качеств, напротив, позже (9−10 лет против 8−9 лет);

— у детей нормостенического соматотипа период активного прироста морфофункциональных показателей отмечен в 12 лет — в женской выборке, в 12−14 лет — в мужской, а двигательных качеств — в возрасте 7, 9−10 лет (у девочек), ив8−10и 14−16 лет (у мальчиков и подростков);

— у астеничных девочек период максимального годового прироста большинства показателей физического развития приходится на 10 лет, а у мальчиков — на 12−13 лет, а двигательных качеств — у мальчиков в 7−8 и подростков в 14, 16 лет, а у девочек только в возрасте — 8−10 лет.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Полученные результаты морфофункционального состояния детского организма с учетом, региональных особенностей могут использоваться для более объективной оценки уровня физического и моторного развития учащихся школ г. Иркутска, с целью коррекции учебного процесса по их физическому воспитанию для достижения гармоничного развития ребенка.

Выявленные особенности роста и развития детского организма в учебные и летние месяцы должны учитываться при оценке успешности овладения двигательными навыками на занятиях по физической культуре. В критические периоды морфофункционального развития детей необходимо корректное отношение к интенсивности используемых нагрузок.

Так как в одном классе учатся дети не только различного возраста, но и с разными типами телосложения, то необходим переход на индивидуализированный подход к их обучению на уроках по физической культуре, с целью подбора более адекватных нагрузок. Отнесение детей к каждой данной группе можно осуществлять по методике соматотипирования (Rees-Eisenck, 1945) с применением модифицированных критериев: для детей 7−10 лет — при величине индекса до 104 — пикнический тип телосложения, от 104 до 114 — нормостенический тип, а свыше 114 -астенический типдля мальчиков 11−17 лет: величина индекса до 106 характерна пикников, от 106 до 116 — для нормостеников, а свыше 116 — для астениковдля девочек 11−17 лет: величина индекса до 109 характерна для пикников, от 109 до 119 — для нормостеников, а свыше 119 — для астеников.

Полученные данные о морфофункциональном состоянии детского организма с учетом групповой принадлежности могут использоваться в биологии, антропологии, анатомии, физиологии, педагогике, педиатрии, школьной гигиене и спортивной медицине.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Г. Медицинская морфометрия / Г. Г. Автандилов. М.: Медицина, 1990.-384 с.
  2. , В. А. Соматотипологические особенности развития девочек пребубертатного возраста республики Саха (Якутия) / В. Г. Николаев, В. А. Алексеева // Экология и здоровье человека: сбор. науч. тр. Астрахань, 2007. -С. 126−128.
  3. , Н. А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьниц / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Вестн. РАМН. 2000. — № 5. -С. 19−24.
  4. , Г. Л. Физическое развитие детей и подростков: методология и практика поиска критериев оценки / Г. Л. Апанасенко // Медицинские проблемы физической культуры. — Киев, 1984. — Вып. 9. — С. 7−11.
  5. , И. А. Основы возрастной периодизации / И. А. Аршавский // Возрастная физиология: руководство по физиологии / под. ред. В. Н. Никитина. Л.: Наука, 1975. — С. 5−67.
  6. , Б. А. Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников / Б. А. Ашмарин // Физкультура в школе. 1980. -№ 9−10.-С. 7−9.
  7. , В. К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. — № 4. — С. 2−3.
  8. , В. Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В. Г. Бауэр // Теория и практика физ. Культуры. 2001. — № 1. — С. 50−56.
  9. , П. Н. Учение о физическом развитии человека / Г1. Н. Башкиров. М.: Изд-во МГУ, 1962. — 339 с.
  10. П.Беляев, А. А. Определение и анализ уровня физической подготовленности школьников г. Иркутска / А. А. Беляев, Н. П. Лин-Бей // Физкультурное образование и спорт в Восточной Сибири: бюл. — Иркутск, 2001. -№ 1. С. 33−37.
  11. , В. А. Физическая культура и спорт в г. Иркутске / В. А. Бомин // Восток-Россия-Запад. Инновационные технологии в развитии современного спорта: матер, междунар. науч. конф. — Иркутск, 2008. — С. 14−18.
  12. , Б. Я. Влияние климато-географических и социально-экономических факторов на физическую подготовленность молодежи / Е. Я. Бондаревский // Теория и практика физ. культуры. 1985. — № 7. — С. 32−34.
  13. , В. И. Динамика структуры заболеваемости детского населения России в 1995—2005 гг.. / В. И. Бондарь, И. М. Волков, А. А. Модестов // Актуальные проблемы педиатрии: сб. матер. XII копгр. педиагров России. -М., 2008. — С. 50−51.
  14. , И. Е. К вопросу о состоянии здоровья детей -первоклассников / И. Е. Борискина, Г. Г. Брезкунова, В. А. Карпенко // Актуальные проблемы педиатрии: сб. матер. XII конгр. педиатров России. -М., 2008.-С. 52.
  15. , В. В. Антропометрия / В. В. Бунак. М.: Медгиз, 1941. — 236 с.
  16. , В. В. Физическое развитие и соматические типы в период роста / В. В. Бунак // Материалы 4 научной конференции по возрастной морфологии, физиологии, биохимии. М.: Изд-во АЛЫ РСФСР, 1960. — С. 32.
  17. , Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  18. , С. В. Основы возрастной и конституциональной антропологии / С. В. Васильев. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 216 с.
  19. , Б. Т. Рост и развитие детей и подростков в России / Б. Т. Величковский, А. А. Баранов, В. Р. Кучма // Вестн. РАМН. 2004. — № 1. -С. 43−45.
  20. , В. Г. Акселерация роста и развития детей / В. Г. Властовский. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 279 с.
  21. , В. М. Физиологические особенности урока физической культуры в школе: методические рекомендации / В. М. Волков, А. В. Ромашов. Смоленск: СГИФК, 1998. — 32 с.
  22. , И. М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки / И. М. Воронцов. Л.: Изд-во ЛИМИ, 1986. — 65 с.
  23. , П. В. Динамика двигательных способностей детей Европейского Севера при обучении в начальной школе / П. В. Воронцов // Север. Дети. Школа: сб. науч. тр. Архангельск, 1994. — № 1. — С. 110−122.
  24. , И. Е. Антропометрическая характеристика грудной клетки и показатели функции внешнего дыхания призывников г. Красноярска / И. Е. Вятскин, Е. Н. Шарайкина // Актуальные проблемы морфологии. — Красноярск, 2005. С. 51−53.
  25. , С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц. М.: Практика, 1998. — 495 с.
  26. , Н. С. Общая, частная и локальная конституция / Н. С. Горбунов, В. Г. Николаев // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: матер, науч. конф. Красноярск, 2001. — С. 18−21.
  27. , Н. С. Основные положения формирования конституции / Н. С. Горбунов, И. В. Киргизов // Морфология. 2002. — № 2. — С. 41.
  28. , В. В. Физическое развитие школьников г. Красноярска / В. В. Гребенникова, Б. А. Мягкова // Актуальные проблемы морфологии. -Красноярск, 2005. С. 77−78.
  29. , В. В. Физическое развитие детей препубертатного возраста в условиях Крайнего Севера и Сибири / В. В. Гребенникова, В. Г. Колодко, JI. А. Михайлова // Актуальные проблемы морфологии. — Красноярск, 2008. С. 18−20.
  30. , Н. Н. Особенности • формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири / Н. Н. Гребнева, С. Г. Кривощеков- под ред. С. Г. Кривощекова. Тюмень: ТГУ, 2001. — 108 с.
  31. Григорьева, JI. A Особенности телосложения у детей с хроническим гастродуоденитом / JI.A. Григорьева // Новое в экологии и безопасности жизнедеятельности: тр. междунар. экол. конгр. Санкт-Петербург, 2000. — Т. 2.-С. 305.
  32. , Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии / Г. Гримм. М.: Медицина, 1967. — 292 с.
  33. Грицинская, В. J1. Возрастная изменчивость соматотипа у детей / В. J1. Грицинская // Актуальные проблемы морфологии: сб. науч. тр., посвящ. 70-летию проф. В. Г. Николаева. Красноярск, 2005. — С. 80−81.
  34. , В. Л. Современные тенденции роста, развития и здоровья школьников / В. Л. Грицинская, М. Ю. Галактионова. Красноярск: Версо, 2008.-94 с.
  35. , В. Л. Современные тенденции роста, развития и здоровья детей и подростков Республики Тыва / В. Л. Грицинская, Н. О. Санчат, О. С. Омзар. Красноярск: Версо, 2009. — 102 с.
  36. , В. П. Морфобиомеханические исследования в спорте / В. П. Губа. М.: Спорт Академ Пресс, 2000. — 120 с.
  37. , В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта / В. П. Губа. М.: Терра спорт, 2003. — 207 с.
  38. , С. С. Соматотип как интегральная характеристика морфологической организации спортсмена / С. С. Дарская // Современная морфология физической культуре и спорту: тез. докл. — Л., 1987. — С. 121−122.
  39. , И. И. Ожирение у подростков в России / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, С. А. Бутрова // Ожирение и метаболизм. 2006. — № 4. — С. 30−34.
  40. , В. Е. Многомерная биометрия для антропологов / В. Е. Дерябин. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 24 с.
  41. , Л. П. Возрастные изменения функциональных показателей детей и подростков различных соматотипов / Л. П. Дадонова // Бюл. сиб. Медицины. 2005. — Т. 4, Прил. 1. — С. 160.
  42. , К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К. П. Дорожнова. — М.: Медицина, 1983. 160 с.
  43. , Р. Н. Методика соматотипирования детей и подростков / Р. Н. Дорохов, В. Г. Петрухин // Новости спортивной и медицинской антропологии. -М, 1990. -№ 3. С. 107−120.
  44. , Р. Н. Основы и перспективы возрастного соматотипирования / Р. Н. Дорохов // Теория и практика физической культуры.2000. № 9.-С. 10−12.
  45. , Р. Н. Здоровьесберегающие методики при физической подготовке детей и подростков / Р. Н. Дорохов // Актуальные проблемы морфологии. Красноярск, 2005. — С. 87−89.
  46. , Е. К. Возрастная морфология / Е. К. Ермоленко. Ростов н/Д, 2006.-464 с.
  47. , В. В. Оптимизация двигательных режимов на основе типологических особенностей индивида / В. В. Зайцева, В. Д. Сонькин // Физическая культура индивида / под ред. В. Д. Сонькина. М., 1994. — С. 21−34.
  48. , Н. В. Диагностика и коррекция региональных экологически обусловленных состояний у детей / Н. В. Зайцева // Гигиена и санитария.2001.-№ 5.-С. 31−36.
  49. , А. И. Адаптация школьников в различных типах образовательных учреждений / А. И. Заятдинова, Э. Р. Валеева // Бюл. сиб. медицины. -2005.-Т. 4, Прил. 1. С. 137.
  50. , С. И. Комплексная оценка физического здоровья детей, подростков, молодежи Восточной Сибири / С. И. Изаак, В. Ю. Лебединский, Н. П. Гаськова // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. — № 4. — С. 18−20.
  51. , С. И. Характеристика физического развития школьников различных регионов России / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк // Гигиена и санитария. 2005. — № 5. — С. 31−64.
  52. , С. И. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников / С. И. Изаак, Т. В. Панасюк, Р. В. Тамбовцева. -Москва-Орел: ОРАГС, 2005. 224 с.
  53. , С. И. Демографическая политика в современном мире / С. И. Изаак // Восток-Россия-Запад. Инновационные технологии в развитии современного спорта: матер, междунар. науч. конф. Иркутск, 2008. — С. 42−48.
  54. , Н. И. Нарушения здоровья у первоклассников как обоснование для оздоровления / Н. Н. Ильина, О. Н. Емельянова // Материалы всероссийского конгресса «Человек и здоровье». Иркутск, 2004. — С. 171.
  55. , Л. Г. Разработка региональных стандартов физического развития школьников и ее актуальность / Л. Г. Ипатова // Актуальные проблемы педиатрии: сб. матер. XII конгр. педиатров России. М., 2008. — С. 447.
  56. , Э. М. Основы индивидуального здоровья человека / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. М.: Владос, 2000. — 192 с.
  57. , А. И. Генетика, конституциология и медицина -Перспективы дальнейшего синтеза / А. И. Клиорин // Между нар. мед. обзоры. 1994. № 4. — С. 225−228.
  58. , С. И. Совершенствование работы по охране здоровья населения Иркутской области / С. И. Колесников // Тезисы докладов научно-практической конференции по программе «Здоровье населения Иркутской области». Иркутск, 1998. — С. 205.
  59. , С. И. Социологические аспекты заболеваемости эссенциальной артериальной гипертензией у подростков / С. И. Колесников // Сиб. мед. журн. (Иркутск). 2010. — № 3. — С. 54−57.
  60. Конституциональные особенности адаптации организма подростков к различным двигательным режимам / П. Г. Койносов, А. Г. Соколов, А. П. Койносов, Н. В. Толстикова // Актуальные проблемы морфологии. -Красноярск, 2005. С. 119−121.
  61. , Т. С. Динамика показателей морфофункционального статуса первоклассников школ г. Архангельска / Т. С. Колосова, С. Ф. Лукина, Е. С. Зонкова // Бюл. сиб. медицины. 2005. — Т. 4., Прил. 1. — С. 162.
  62. , А. А. Физическое воспитание детей 5−7 лет с учетом соматических особенностей организма / А. А. Кореневская, В. Н. Прокофьева Чша: ЗабГГПУ, 2008. — 250 с.
  63. , А. А. Анализ и оценка уровня двигательной активности и морфофункциональных показателей студентов в зависимости от возраста, уровня и вида физической активности / А. А. Коршунов // Слобожаньский науч.-спорт. вестн. 2004. — № 7. — С. 8−11.
  64. , В. А. Морфофункциональные особенности городских и сельских школьников республики Тыва / В. А. Красильникова // IV Сибирский физиологический съезд: тез. докл. Барнаул, 2008. — С. 132.
  65. , Е. В. Рисковые периоды формирования здоровья детей и подростков / Е. В. Крукович, Л. А. Жданова // Педиатрия. 2007. — № 2. — С. 103−106.
  66. , Л. И. Сравнительные данные по физическому развитию школьников 11−17 лет за 1974−1992 годы / Крупицкая Л. И. // Материалы конференции по итогам НИР преподавателей, сотрудников и аспирантов Челяб. гос. пед. ун-та. — Челябинск, 1995. С. 72−74.
  67. , Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Т. Ю. Круцевич. Киев: Олимпийская лит. — 2003. — Т. 1. — 422 с.
  68. , Ю. Ф. Общая характеристика физических способностей // Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин. — М.: Сов. спорт, 2003.-464 с.
  69. , В. Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе социально-гигиенического мониторинга / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2004. — № 6. — С. 14−16.
  70. , В. Р. Состояние и прогноз здоровья школьников (итоги 40-летнего наблюдения) / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Рос. педиатр, журн. -2007. № 1. — С. 53−57.
  71. , Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. X. Ланда. М.: Сов. спорт, 2005. — 100 с.
  72. , С. Е. Распространенность избыточной массы тела и ожирения у детей и подростков Оренбурга / С. Е. Лебедькова, Т. В. Вивтаненко, Т. Н. Игнатова // Актуальные проблемы педиатрии: сб. матер. XII конгр. педиатров России. М, 2008. — С. 192−193.
  73. , С. П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7−17 лет с разными типами телосложения / С. П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006,-№ 6.-С. 2−4.
  74. , Я. Л. Кризис в общественном здоровье и социальнодемо-графическом развитии: главные проявления, причины, условия преодоления / Я. А. Лещенко. Иркутск: РИО НЦ PBX ВСНЦ СО РАМН, 2006. — 276 с.
  75. , Л. И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования системы физического воспитания на региональном уровне / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. 2002. — № 3. — С. 2−6.
  76. , Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков / Л. Е. Любомирский. — М.: Педагогика, 1988. 96 с.
  77. Лях, В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте / В. И. Лях // Теория и практика физ. культуры. 1990. — № 3. — С. 15−19.
  78. , Т. М. Здоровье детей в условиях социальной диффе-ренцировки общества / Т. М. Максимова, О. Н. Гаенко, В. Б. Белов // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 1. — С. 9−14.
  79. , И. В. Педагогические модели физического воспитания / И. В. Манжелей. М.: Науч.-издат. центр «Теория и практика физ. культуры и спорта», 2005. — 187 с.
  80. , Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Маргиросов. Л.: ФиС, 1982. — 199 с.
  81. , Д. В. Некоторые особенности адаптации организма человека к физическим нагрузкам / Д. В. Марченко // Восток-Россия-Запад.
  82. Физическая культура и спорт в развиии здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий: сб. матер, междунар. науч. метод, конф. -Иркутск, 2005.-С. 138−139.
  83. , Н. Н. Изменчивость пропорций тела человека в посгнатальном онтогенезе / Н. Н. Медведева, О. В. Голощапова // Актуальные проблемы морфологии. — Красноярск, 2005. С. 154−155.
  84. , Н. Н. Ростовые процессы у детей и подростков / H.H. Миклашевская, B.C. Соловьева, Е. З. Година. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 184 с.
  85. , Б. А. Новая техника соматотипирования / Б. А. Никитюк, А. И. Козлов // Новости спортивной и медицинской антропологии: науч.-пнформ. сб. М., 1990. — Вып. 3.-С. 121−141.
  86. , Б. А. Новый этап исследований в области анатомической конституциологии / Б. А. Никитюк // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии. — Красноярск, 1992. — С. 26−27.
  87. , В. Г. Состояние, проблемы и перспективы интегративной антропологии / В. Г. Николаев // Актуальные вопросы интегративной антропологии: сб. матер, конф. Красноярск, 2001. — Т.1. — С. 4−12.
  88. , В. Г. Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека / В. Г. Николаев, Е. П. Шарайкина, Л. В. Синдеева. Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2005. — 111 с.
  89. , В. Г. Коиституциология и современная биомедицинская антропология / В. Г. Николаев // Актуальные проблемы морфологии. — Красноярск, 2005. С. 12−18.
  90. , В. Г. Методические аспекты экспресс-диагностики в современных антропологических исследованиях / В. Г. Николаев, В. П. Ефремова, Л. В. Синдеева // Актуальные проблемы морфологии. — Красноярск, 2005. С. 164−166.
  91. , В. Г. Антропологическое обследование в клинической практике / В. Г. Николаев, Н. Н. Николаева, Л. В. Синдеева. Красноярск: Версо, 2007.- 173 с.
  92. , Л. И. Дифференцированный подход к учащимся в про-цесссе обучения / Л. И. Новикова // Начальная школа. 2002. — № 1. — С. 73.
  93. , Г. Г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие детей и подростков: состояние и пути решения проблем / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. 2007. — № 4. — С. 53−59.
  94. , Т. В. Наследственная обусловленность соматотипа и ее реализация в онтогенезе / Т. В. Панасюк // Сборник научных трудов IV международного конгресса по интегративной антропологии. — СПб., 2002. — С. 35−39.
  95. , И. И. Формирование Иркутской областной компьютерной мониторинговой системы «Физкультурный паспорт школьника»: Первые итоги и перспективы / И. И. Переверзин, А. А. Сахиуллин // Теория и практика физ. культуры. 2001. — № 10. — С. 47−50.
  96. , И. В. Психофизиологические особенности школьников различных конституциональных типов в условиях традиционного и раздельного обучения / И. В. Пирумова, М. А. Суботялов, Р. И. Айзман // Бюл. сиб. Медицины. 2005. — Т. 4, Прил. 1. — С. 166.
  97. , Е. И. Характеристика методов оценки физического развития дегей / Е. И. Прахин, В. Л. Грицинская // Педиатрия. 2004. — № 2. — С. 60−62.
  98. , В. В. Индивидуализация спортивной подготовки / В. В. Пшибыльский. М.: НИЦ «Теория и практика физ. культуры и спорта», 2005.- 197 с.
  99. , О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ 8ТАТ18Т1КА / О. Ю. Реброва. М.: Медиа Сфера, 2002. — 312 с.
  100. , А. Р. Современные особенности морфофункционально-го состояния сельских и городских детей младшего школьного возраста / А. Р. Сабирьянов, Е. С. Сабирьянова, О. Э. Возницкая // Педиатрия. 2006. № 5. -С. 105−107.
  101. , М. Ф. Здоровье населения и окружающая среда / М. Ф. Савченков // Сиб. мед. журн. (Иркутск). 2010. — № 3. — С. 124−127.
  102. , М. Ф. Материалы многолетних исследований физического развития школьников / М. Ф. Сауткин, Т. И. Стунеева // Здравоохранение Рос. Федерации. 2005. -№ 1. — С. 55−57.
  103. Семенов^ JI. А. Анализ информированности учителей о состоянии физической подготовленности школьников / Л. А. Семенов, Л. Н. Фитина // Современные аспектьгфазвития физической культуры й спорта: матер, науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2001. — С. 47.
  104. ,. F. Н. Биологические и социальные факторы в, развитии ребенка / F. Н. Сердюковская, А. Ф. Серенко // Вестн. АМН СССР. 1981. -№ 1. — С. 26−29.
  105. , Л. И. Совершенствование методико-пракгического подхода к уроку физической культуры в педагогических вузах со студентами специальных медицинских групп / Л: И. Слонимская // Вёстн. Иркут. пед. унта. 2004. — № 5. — С. 198−201.
  106. Совершенствование физического воспитания школьников / А. И. • Завьялов, В. Ю. Лебединский, Д. F. Миндашвили и др.- Иркутск: Мегапринт, 2007. — 180 с.
  107. , В. С: Различия в биологическом возрасте у подростков разного типа конституции / В. С. Соловьева // Дифференцированная психофизиология и ее генетические аспекты. М., 1975. — С. 249−251.
  108. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / Л. А. Баранов, Л. А. Щепкина, А. Г. Ильин и др. // Рос. педиатр, журн. — 2005.- № 2. С. 4−8.
  109. Социально-гигиенический мониторинг в управлении состоянием здоровья детей и подростков / Е. Н. Беляев, Г. И. Куценко, В. И. Чибураева и др. // Здоровые дети России в XXI веке. М., 2000. — С. 63−73.
  110. , В. Г. Особенности морфологического экотипа юношей-монголоидов Якутии в зависимости от соматотипа / Вестн. С.-Питерб. ун-га.- 2008. Вып. № 4. — С. 74−76.
  111. , Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э. Я. Степаненкова М.: Академия, 2001. — С. 297.
  112. , А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / А. Г. Сухарев // Школа здоровья. 2000. — № 2. — С. 29−36.
  113. , В. А. Изучение антропометрического статуса младших школьников при инновационном обучении / В. А. Талалаева // Материалы международного Русско-Японского симпозиума. Красноярск, 2005. — С. 65.
  114. , Д. Рост и конституция человека: пер. с англ. / Д. Харрисон, Д. Уайнер, Д. Таннер и др. // Биология человека. М., 1968. — С. 247−326.
  115. , А. Н. Физкультурный паспорт / А. Н. Тяпин, Ю. П. Пузырь, Л. А. Захаров и др. // Методическое руководство по тест-программе. М.: 1998.-25 с.
  116. , А. М. Возрастная динамика тела детей и подростков в возрасте от 4 до 18 лет / А. М. Урысон // Рост и развитие ребенка. М.: МГУ, 1973.-С. 3−21.
  117. , С. С. Конституция человека и ее анатомические проявления // Материалы II съезда анатомов, гистологов и эмбриологов Белоруссии: тез. докл.-Минск, 1991—Т. 1.-С. 178.
  118. , Т. К. О специфике формирования соматического статуса детей от 7 до 16 лет / Т. К. Федотова // Педиатрия. 2005. — № 5. — С. 92−94.
  119. Физическое развитие и физическая подготовленность детей, подростков и молодежи: метод, рекомендации / под ред. В. Ю. Лебединского. Иркутск: БИОФССиТ, 2002. — 24 с.
  120. , Е. С. Детские болезни и экология: клинико-эпидеми-ологические исследования в Восточно-Сибирском регионе / Е. С. Филиппов, В. Т. Киклевич, Е. Д. Савилов. Новосибирск: Наука, 2001. — 192 с.
  121. , В. А. К вопросу о здоровье учащихся подростков / В. А. Филонов, Н. В. Чернышева // Актуальные проблемы педиатрии: сб. матер. XII конгр. педиатров России. М., 2008. — С. 351−352.
  122. , Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. М.: АС ADEMA, 2003. — 475 с.
  123. , А. Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова. М.: Педагогика, 1982.-210 с.
  124. , Е. Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека / Е. Н. Хрисанфова. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 153 с.
  125. , М. В. Учение о конституциях в клинике внутренних болезней / М. В. Черноруцкий // Труды 7-го съезда Российских терапевтов. -Л., 1925.-С. 304−312.
  126. , В. П. Конституция человека / В. П. Чтецов. М., 1974. — 129 с. — (Итоги науки и техники: Сер. Антропология / ВИНИТИ- Т. 6.).
  127. , Т. И. Влияние соединений фтора на морфогенез костей кисти у детей / Т. И. Шалина, JI. С. Васильева // Сиб. мед. журн. (Иркутск). -2008.-№ 8.-С. 35−38.
  128. , Е. П. Кефалометрические показатели девушек в зависимости от региона проживания / Е. П. Шарайкина, П. Н. Шарайкин, В. В. Спирин // Актуальные проблемы морфологии: матер, всерос. науч. практ. конф. Красноярск, 2004. — С. 210.
  129. , Е. П. Индивидуально-типологическая характеристика физического развития юношей г. Красноярска / Е. П. Шарайкина, Е. Н. Анисимова, И. Е. Вятскин // Актуальные проблемы морфологии: сб. науч. тр. Красноярск, 2005. — С. 152−153.
  130. , В. Г. Схема клинической диагностики конституциональных типов / В. Г. Штефко, А. Д. Островский. М. — Л: Госмедиздат, 1929. — 79 с.
  131. , И. М. Особенности физического развития подростков / И. М. Шульга, И. В. Катаева, С. М. Безроднова // Актуальные проблемы педиатрии: сб. матер. XII конгр. педиатров России. М., 2008. — С. 536.
  132. , А. Г. Онтогенез и теория здоровья: Методические аспекты. Новосибирск: Наука, 2003. 164 с.
  133. , Ю. А. Состояние, тенденция и, прогноз физического развития детей и подростков России / Ю. А. Ямпольская, Е. 3. Година // Рос. педиатр, журнал. 2005. — № 2. — С. 30−39.
  134. , Ю. А. Грациализация и внутригрупповое распределение типов конституции московских подростков во второй половине XX века / Ю. А. Ямпольская // Педиатрия. 2007. — № 2. — С. 120−123.
  135. Янсон, 10. А. Структура современного процесса физического воспитания школьников / Ю. А. Янсон // Теория и практика физ. воспитания. -2004.-№ 10.-С. 22.
  136. Andersen, К. L. Habitual physical activity and health / К. L. Andersen, I. Rutenfran, R. Masironi. Copenhagen: WHO, 1978. — 199 p.
  137. Bailey, D. A. Physical activity and strengths of the femoral shaft during the adolescent growth sport / D. A. Bailey // Med. Sci. in Sport Exercise. 2002. -V. 34, № 5. (Suppl.). — P. 82.
  138. Bakwin, H. The secular change in growth and development / H. Bakwin // Acta Paediat. 1964. — V. 53, № 1. — P. 79−89.
  139. Balogun, J. A. Anthropometric indices of male and female Nigerians of different age groups / J. A. Balogun, A. G. Olawoye, V. A. Oladipo // Afr. J. Med. Sci. 1994. — V.23, № 3. — P. 279−286.
  140. Barton, W. Somatotype and adolescence in boys a longitudinal study / W. Barton // Hum. Boil. -1962. V. 34, № 3. -P. 56−68.
  141. Benefice, E. Physical activity and anthropometric and functional characteristics of mildly malnourished Senegalese children / E. Benefice // Acta Paediat. 1992.-V. 12.-P. 55−66.
  142. Blair, C. Integrating cognition and emotion in a neurobiological conceptuaization of children’s functioning at school entiy / C. Blair // Am. Psychol. 2002. — V. 57, № 2. — P. 111−127.
  143. Blomstrand, E. Maximum activities of key glycolytic and oxidative enzymes in human muscle from differently trained individuals / E. Blomstrand, B. Ecblom, E. A. Newsholme // J. Physiol. 1986. — V. 381, № 1.-P. 111−118.
  144. Bloom, B. The role of gifts and markes in the development of talent / B. Bloom // Exceptional children. 1987. — № 48. — P. 510−522.
  145. Bouchard, C. Submaximal working capacity, heart size and body size in boys 8−18 years / C. Bouchard, R. M. Malina, W. Hollman // Eur. J. Appl. Physiol. 1977.-V. 36.-P. 115−126.
  146. Brock, J. F. Nutrition and human constitution / J. F. Brock // S. Afr. Med. J. 1972. — V.46, № 326. — P. 1109−1116.
  147. Carter, J. E. Changes in somatotypes of Europen males between 17 and 24 years / J. Carter, J. Parizkova // Am. J. Phys. Anthropol. 1978. — V. 48, № 2. — P. 251−254.
  148. Carter, J. E. L. The Heath-Carter somatotypes method / J. E. L. Carter. -San Diego: State Univ., 1980. 400 s.
  149. Cerrnak, J. Changes in heart volume, basic somatometric indicators and body composition during growth and adolescence. Longitudinal study in healthy boys aged 12−18 years / J. Cerrnak, J. Parizkova // Rev. Czech. Med. 1975. -V.21, № 3. — P. 134−147.
  150. Cole, T. J. Establishing a standard definition for child overweight and obesity worldwide: international survey / T. J. Cole, M. C. Bellizzi, K. M. Flegal // Br. Med. J. 2000. — V. 320. — P. 1 -6.
  151. Cone, T. E. Growth problems in the adolsent / T. E. Cone // Med. Clin. Nortn. Am. 1965. — V. 49, № 2. — P. 81−98.
  152. Conrad, K. Der Konstitution types / K. Conrad. — Berlin-GottingenHeidelberg: Springer, 1963. 246 s.
  153. Cooper, S. M. Biomechanical assessments of motor ability in normal and motor impaired children /S. M. Cooper, W. Liemon // 5 International Congress of Biomecanics. Lyvaskyla, 1975. — P. 32.
  154. Crooke, P. B. S. A Comparative study of «Obese» children selected on the basis of fat pads / P. B. S. Crooke // Am. J. Clin. Nutr. 1953. — V. 1. — P. 453 468.
  155. Damon, A. Predicting somatype from body measurements / A. Damon, N. K. Bliltreu, O. Elliot // Am. J. Phys. Anthropol. 1962. — V. 20. — P. 461 -474.
  156. Eiben, O. G. Height and weigt standarts of 0−14 year old Budapest children based on a longitudinal growth study / O. G. Eiben // Antropol. kozl. -1986. — V. 30, № 1−2. — P. 67−76.
  157. Frisancho, A. R. New standards of weight and body composition by frame size and height for assessment of nutritional status of adults and the elderly / A. R. Frisancho // Am. J. Clin. Nutr. 1984. — V. 40. — P. 808−819.
  158. Goldstein, R.A. Chronic disease in the workplace and the environment. Lung disease: review of past initiatives / R. A. Goldstein // Arch. Environ. Health. 1984. — Y.39, № 3. — P. 183−186.
  159. Grimm, H. Zwei ubersichtstabbein zur Stadieneinteilung der manlichten und weiblichen Reifungszeichen / H. Grimm // Pirztl. Gagkole. 1960. — № 52. — S. 292−301.
  160. Hall, A. School attainment, cognitive ability and motor functional in a total Scottish very low-birth weight population of eight years: A controled study / A. Hell // Dev. Med. Child Neurol. 1995. — V. 37, № 12. — P. 137−150.
  161. Hanley, A. J. G. Overweight among children and adolescents in a Native Canadian community: prevalence and associated factors / A. J. G. Hanley, S. B. Harris, J. Gittelsohn et al. // Am. J. Clin. Nutr. 2000. — V. 1, № 3. — P. 693−700.
  162. Haskell, W. L. The physical activity component of health promotion in occupational settings / W. L. Haskell, S. N. Blair // Public Health Rep. 1980. -V. 95. — P.109−118.
  163. Hunt, E. Somatyope and sexual maturation in boys method of development analyses / E. Hunt, G. Cock, J. Gallacher // Hum. Biol. 1958. — V. 30, № 1.-P. 87−99.
  164. Infante-Rivard, C. Childhood* asthma and indoor environmental risk factors / C. Infante-Rivard // Am. J. Epidemiol. 1993. — V. 137. — P. 834−844.
  165. Johansson, J. Efficiency of human movement / J. Johansson // Anat. Res.- 1984. V. 41. — P. 169−181.
  166. Joke, E. Physique and performance / E. Joke // Anthropol. kozl. — 1990. — № 24.-P. 123−136.
  167. Knussman, K. Korperbautypologie als biometrische Aufgaabe / K. Knussman //Biometr. Zschr. 1968. -Bd.10. — S. 199−218.
  168. Kondova, N. Physical development, blood pressure and menarche in schoolchildren from Sofia City / N. Kondova // Acta Morphol. Anthropol. 2001.- № 6. P. 151−163.
  169. Kretschmer, E. Korperbau und Character / E. Kretschmer. Berlin: Springer, 1955.- 117 s.
  170. Liversidge, H. M. A comparison of permanent tooth formation in two ethnic groups (4 to 9 years) living in London / H. M. Liversidge, T. Speechly // Am. J. Phys. Anthropol. 2000. -V.30. (Suppl.). — P. 212.
  171. Mateigka, J. The testing of physical efficiency / J. Mateigka // Am. J. Phys. Anthropol. 1921. — V. 4. — P. 223−230.
  172. Meredith, H. V. Somatic comparisons at age 9 years girls and at age 9 years boys / H. V. Meredith // Human biology: an international record of research.- 1980. -№ 3.- P. 401−411.
  173. Micozzi, M. S. Age variations in the relation of body mass indices to estimates of body fat and muscle mass / M. S. Micozzi, T. M. Harris // Am. J. Phys. Anthropol. 1990. — V. 82, № 3. — P. 375−379.
  174. Mirwald, R. L. An assessment from anthropometrics measurements / R. L. Mirwald // Med. Sci. Sports Exercise. 2002. — № 4. — P.689−694.
  175. Murray, J.E. Stature and body-mass index among mid nineteenth century south Chinese immigrans / J. E. Murray // Ann. Hum. Biol. — 1994. — V.21, № 6.-P. 617−620.
  176. Must, A. Body mass index in children and adolescents: consideration for population based application / A. Must, S. E. Anderson // Int. J. Obesity. 2006. -V. 30, № 4.-P. 590−564.
  177. Parnell, R. W. Somatotyping by physical anthropomethry / R. W. Parnell // Am. J. Phys. Anthropol. 1954. — V.12, № 12. — P. 209−239.
  178. Prista, A. An empirical validation of an instrument to measure habitual physical activity in students from Maputo, Mozambique / A. Prista, J. A. R Maia, A. T. Marques // Hum. Biol. 2000. — V. 12. — P. 437−446.
  179. Prista, A. Relationship between physical activity, socioeconomic status and physical fitness of 8−15 year old youth from Mozambique / A. Prista, J. A. R Maia, A. T. Marques // Hum. Biol. 1997. — V. 9. — P. 449−457.
  180. Procopek, M. Child growth nationale standarts in Czehoslovakia / M. Procopek // Anthropol. kozl. 1993. — V.30, № 2. — P. 37.
  181. Raudsepp, L. Somatotypes of prepubertal school children / L. Raudsepp, T. Jurimac // Papers on anthropology. Tartu, 1995. — C. 200−204.
  182. Rees, L. A factorial study of some morphological aspects of human constitution / L. Rees, H. Eisenck // J. Mental. Sci. 1945. — V.91, № 386. — P. 821.
  183. Roy, B. G. Biomechanical aspects of some gliding sports / B. G. Roy // Physical training. 1992. — V.12, № 3. -P. 704−715.
  184. , M. С. Anthropometric characteristics, body composition and somatotype of elite junior tennis players / M. C. Sanchez, D. Sanz, M. Zabalal // J. Sports Med. 2007. — Y. 41. — P. 793−799.
  185. Sjostrom, C. D. Body compartment and subcutaneous adipose tissue distribution risk factor patterns in obese subjects / C. D. Sjostrom, A. C. Hakangard, L. Lissner // Obes. Res. — 1995. — № 3. — P. 9−22.
  186. Skibinska, A. Somatic types of athletes, Wychow / A. Skibinska // Fizy Sport. 1965. — V. 9. — P. 55−72.
  187. Swalus, P. Comparison des methods de Sheldon / P. Swalus // Kindenthropologie. 1970. — Bd. 2, № 1. — S. 31−42.
  188. Tanner, J. M. Childhood epidemiology. Physical development / J. M. Tanner // Br. Med. Bull. 1986. — V.42, № 2. — P. 131−138.
  189. Tanner, J. M. Human biology / J. M. Tanner. New York, Oxford Univ. Press, 1964.-463 p.
  190. Thompson, A. M. Comparison of physical activity in male and female children / A. M. Thompson, A. D. G. Baxter-Jones, R. L. Mirwald // Med. Sci. in Sport Exercise.-2003.-V. 35, № 10.-P. 116.
  191. Thompson, A. M. Physical activity from childhood and adolescence in adulthood in males and females: a qualitative analysis / A. M. Thompson // Med. Sci. in Sport Exercise.-2001.-V. 33, № 5.-P. 116.
  192. Viola, G. Criteres d’appreciation de la valeur physique, morphologique et fonctionelle des individus / G. Viola // Biotypologie. 1935. -V. 3. — P. 93.
  193. Wutsherk, H. Zum Normbegriff in der Anthropometrie / H. Wutsherk // Theorie und Praxis der Koperkultur. 1983. — V. 5. — P. 371−373.
  194. Циб1з, Г. Г. Ф1зичш навантаження та ix вплив на оргашзм / Г. Г. Циб1з // Педагог! ка, психология та медико-бюлопчш проблеми ф1зичного виховання i спорту: зб. наук. пр. / за ред. Ермакова С. С. — Харюв: ХДАДМ (ХХП), 2004. № 23. — С. 56−62.
Заполнить форму текущей работой