Социокультурный механизм формирования отношения к власти в российском обществе
Диссертация
Несмотря на значительное число работ, посвященных изучению отношения к власти, появившихся после развала Советского Союза, четкого и развернутого понимания процесса формирования у населения отношения к власти не существует. В большинстве из них, преимущественно политологической направленности, основной упор делается на обосновании необходимости демократизации властных отношений в российском… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основания разработки механизма формирования отношения к власти
- 1. 1. Власть в системе социальных отношений
- 1. 2. Образ власти как феномен социальных взаимодействий
- 1. 3. Базовые и конъюнктурные аспекты образа власти
- 1. 4. Отражение политической культуры в образе власти
- 1. 5. Противоречия между ожидаемым и целенаправленно формируемым образом власти как источник развития социально-политических отношений в российском обществе
- Глава 2. Социокультурная регуляция формирования отношения к власти
- 2. 1. Социорегуляционная роль культуры
- 2. 2. Социокультурный подход и его специфика в формировании отношения к власти
- 2. 3. Отношение к власти как социокультурный феномен и формы его проявления в образе власти
- 2. 4. Ценностно-нормативная составляющая механизма формирования и воспроизводства образа власти
- 2. 5. Социальные экспектации в формировании и воспроизводстве образа власти
- Глава 3. Историко-культурные предпосылки формирования основных характеристик базового образа власти
- 3. 1. Восточная и западная культуры как источники формирования базового образа власти
- 3. 2. Особенности православной культуры в механизме формирования образа власти!
- 3. 3. Государство, смена власти, закон и право в православной идеологии
- 3. 4. Представления о разделении властей в российской и западной моделях образа власти
- 3. 5. Преломление христианских ценностей в секулярном сознании: коммунистические и либеральные идеи
- 3. 6. Традиционная и современная модели образа власти
- Глава 4. Социокультурная типология образа власти в современной России
- 4. 1. Базовые социокультурные составляющие образа власти в политическом сознании россиян
- 4. 2. Отношение к политической системе в образе власти
- 4. 3. Отражение права в образе власти
- 4. 4. Социокультурные особенности образа власти в различных социальных группах
- 4. 5. Соотношение традиционной и современной моделей образа власти в российском обществе
Список литературы
- Toynbee A., Ikeda D. Chose Life. A. Dialogue. London, 1976. P. 288
- Андреева Л.А. «Местник Божий» на царском троне: Христианская цившшзационная модель сакрализации власти в российской истории. М., 2002. С. 42.
- Памфил Евсевий. История императора Константина. М., 1998. С.222−223.
- Памфил Евсевий. История императора Константина. М., 1998. С. 218.
- Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли // Культура Византии, IV-УП вв. М., 1984, С. 45−46.
- Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т.З. М., 1990−1994.
- Влияние идеи иерархичности прослеживается в учении Григория Нисского (325−394 гг.), согласно которому, существует иерархия чинов ангельских в зависимости от степени достигнутого совершенства, образуя собой «умное» царство.
- Плотин. Сочинения. В 2 т. СПб., 1995. Т. 1. С. 60.
- Плотин. Эннеады 1.8 //Историко-философский ежегодник'89. М., 1989. С. 161−178.
- Карсавин Л.П. Святые отцы и учителя Церкви. М., 1994. С. 67.чиноначалия"1. А видимый мир, по логике Василия Великого есть некий образ невидимого, который является для него первообразом.
- Василий Великий. Беседы на Шестоднев / Виллер Э. А. // Учение о едином в античности и средневековье. СПб., 2002. С.418−419.
- Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии / пер. Ермакова М. Г. СПб., 1997. С. ЗЗ- 39, 61−101.
- Флоровский Г. В. Предисловие к книге Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» / Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. СПб., 1997. СЛХ.
- Флоровский Г. В. Восточные отцы 1У-У вв. Париж, 1931. С. 97.
- Григорий Назианзин. Слова о богословии / Виллер Э. А. // Учение о едином в античности и средневековье. СПб., 2002. С. 440−441.
- Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии / пер. Ермакова М. Г. СПб., 1997. С. 69.
- Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м веке. Ч. 1−2. М., 1892−1897. Ч. 1.С. 267−268.
- Платон. Государство. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т.З. С. 197.
- Аристотель. Политика. Афинская политая. М., 1997. С.125−126.философии Платона. Аристотель также сделал шаг вперед по отношению к язычеству, устанавливая «власть законов», что соответствовало новаторской для своего времени идеологии Ветхого Завета.
- Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / Киреевский И. В. Критика и эстетика. М. 1998, С.29
- Россман В.И. Платон как зеркало русской идеи // Вопросы философии. 2005. № 4. С.38−50.
- Аристотель. Политика. Афинская политая. М., 1997. С.125−126.
- Россман В.И. Платон как зеркало русской идеи // Вопросы философии. 2005. № 4. С. 46. идея смешанной конституции была воплощена в государственном устройстве Соединенных Штатов Америки"1.
- Россман В.И. Платон как зеркало русской идеи // Вопросы философии. 2005. № 4. С. 45.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления / Ильин И. А. Сочинения в 2-х томах. Т.2, М., 1994, С. 243.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 249.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 250.
- Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1998. С. 299. доведена до. изумительного логического совершенства при изумительном тоже отсутствии внутренней справедливости"
- Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России / Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1998. С. 279.
- Солоневич И.Л. За тенью Распутина / Солоневич И. Л. Наша страна. XX век. 2001, М., С. 35.
- Волошин М.А. Бунтовщик / Волошин М. А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. 1991, М., С. 221.
- Чаадаев П.Я. Отрывки и афоризмы / Чаадаев П. Я. Сочинения. 1989, М., С. 200.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления / Ильин И1А. Сочинения: В 2 т. Т.2. М., 1994. С. 253.
- Цит. по: Фатенков А. Н. Кто должен править: люди или законы, массы или личности? Апология экзистенциальной автократии // ПОЛИС. 2005. № 2. С. 162.
- Фатенков А.Н. Кто должен править: люди или законы, массы или личности? Апология экзистенциальной автократии // ПОЛИС. 2005. № 2. С. 162.
- Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. № 1.
- Два пути: Восток и Запад. Отношение к власти — это своеобразный ключ к пониманию различий в ценностях восточной и западной культуры. Разные культурные программы, осуществляя заложенные в них цели, формируют
- Лукин П.В. Народные представления о государственной власти в России в XVII в. М., 2000. С. 36.
- Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т. Сергиев Посад, 1912. Т.2. С. 104.
- Дамаскин Иоанн. Душеспасительная повесть о Варлааме Пустыннике и Иосафе царевиче индийском. М&bdquo- 1998.С.310.различные параметры образа власти в соответствии с интересами членов общества.
- Лихачёв Д.С. «Слово о законе и благодати» Иллариона / в кн. Великое наследие. М, 1975.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 110.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 111.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 112.
- Цит. по: Хомяков Д. А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 112.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 28.
- Черников М.В. Искание правды: русский путь. Воронеж, 2005. С.ЗО.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С.114−115.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 116.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 118
- URL: http://osipov.orthodoxy.ru (дата обращения: 29.07. 2008).
- Разнонаправленная культурная ориентация отразилась в специфике идеологического обоснования легитимности власти. В целом можно выделить три варианта обоснования легитимности власти, которые основаны на христианской апологетике.
- Сакрализуется как наместник Христа представитель высшей светской власти. Второй вариант таит в себе опасность «цезарепапизма» светский властитель в итоге подчиняет своей власти церковную иерархию. Пример: германский император Римской империи.
- Орлов М. О. Религиозно-культурный фактор как условие трансформации международных и правовых отношений И Власть. 2008: № 5. С. 66.несоответствия царя образу Христа объявить его «ненастоящим», сняв с него ореол сакральности.
- Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907. С.336−337.
- Успенский Б.А. Царь и император. М., 2000.С.24.
- Беляев Л.Ф. ВуэБапйта. СПб., 1891−1906. Кн. 1−3. Кн. 1. С. 15.
- Курганов Ф.А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи. Казань, 1880. С 460.
- Курганов Ф.А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи. Казань, 1880. С. 460. будни император восседал на правой части трона в качестве представителя Христа на земле, который правит от его имени1.
- Андреева JI.A. «Местник Божий» на царском троне: Христианская цивилизационная модель сакрализации власти в российской истории. М., 2002. С. 110.
- Зазыкин М.В. Патриарх Никон. В 3 ч. М., 1995, 4:1. С. 98.
- Цит. по: Андреева JI.A. «Местник Божий» на царском троне: Христианская цивилизационная модель сакрализации власти в российской истории. М., 2002. С. 116.
- Никит Хониат. История, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина // Византийские историки, переведенные с греческого при санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1862. Т. 2. С. 121−122.
- Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X—XI вв.. М., 1977. С. 180. иждивенческие настроения среди российского населения, которые имеют место быть и поныне.
- Все европейское Средневековье прошло под знаком борьбы Римских пап за утверждение своей «наместнической власти». Постоянная борьба между папами и европейскими монархами способствовала процессам десакрализации власти.
- Стасюлевич М. История средних веков в писателях и исследователях. Петроград, 1916. Т. П. С. 783.
- Соответственно, отношение народа к монархам на Западе отличается от отношения к монархам в России, где господствовали догматы Восточной Церкви.
- Французский социолог П. Бурдье предупреждает о том, что различия между историческими традициями столь велики, что применение к иностранному
- Балакин В.Д. Фридрих Барбаросса. М., 2001. С. 72.
- Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т. 1. С. 166.
- На Востоке царь, в отличие от короля на Западе, имел исключительное значение в плане сопряжения с православной идеологией. Проследим исторические причины формирования идеального образа власти в традиционной российской модели.
- Флорентийская уния (1439 г.) была воспринята на Руси как измена греков православию, а последовавшее за тем взятие Константинополя турками как явный знак неблаговоления Божьего к грекам-отступникам.
- Нечволодов А. Сказания о русской земле. М., 1997. С. 202.
- Грек Максим. Сочинения. Казань, 1860. Ч. 2. С. 296−297.
- Сочинения И. С. Пересветова. М., 1956. С. 161.
- ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕХАНИЗМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ВЛАСТИ
- Религиозная самоидентификация зачастую, как отмечают социологи, осуществляется не столько по принадлежности к той или иной религии, а на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом
- Российский государственный архив древних актов (РГАДА), Ф. 166, Оп. 1, Д. 2, JI.2−3 об.
- Синелина Ю.Ю. Религия в современной России // Социс. 2006. № 12. С. 131.
- Все эксперты подчеркивают единство народа и власти как несомненную социокультурную ценность, обеспечивающую сильную власть, которую ограничить может только Божья воля. Эта. ценность становится историческим
- Ильин И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993. С. 289.
- Ильин И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993. С. 290.
- Ильин И.А. О сильной власти. М., 1992. С. 318.
- В православии исторически закладывались и многие другие представления о власти, составившие основу базовых характеристик ее образа в политической культуре россиян.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 8. властью свободно, самодержавно править вверенным ему народом."1. Единоначалие на земле имеет своим основанием единоначалие небесное.
- Известный историк Н. М. Карамзин тоже указывает на единоначалие как на панацею от российских бед: «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием"4.
- Единоначалие предполагает централизацию власти, а устроение властной системы по небесному образу подразумевает её иерархичность. Власть в представлении православных идеологов должна иметь структуру, сообразную
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 8.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 8.
- Добротолюбие. Сергиев Посад, 1992, в 5 т. Т. 4. С. 96.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 4. Т. Х-ХП, М., 1998. С. 495. православной вере. Поскольку Бог, согласно православным взглядам, является личностью, то и власть персонифицирована.
- Единоначалие или единовластие, таким образом, обозначается в качестве базового аспекта исконного образа власти в России.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 89.
- Православие как идеология имеет свою концепцию государства. Опираясь на эту концепцию, православие вырабатывает соответствующие представления о государственном строе и выдвигает определенные требования к гражданину православного государства.
- Каковы обязанности народа по отношению к помазаннику? «Бог повелевает нам, во-первых, не прикасаться к его помазанникам и, во-вторых, оказывать царю
- Соболев Н.Б. (Лрх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 12. почтение, которое должно выражаться нашими о нем молитвами и повиновением ему"1.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 99.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 100.
- Христианское учение о царской власти из проповедей Филарета, митрополита Московского. М., 1901. С. 28.
- Добротолюбие. Сергиев Посад, 1992. В 5 т. Т. 1. С. 67.
- Церковь осуждает бунт как противный христианскому духу и несовместимый с православным пониманием свободы. Очерчивается отношение к оппозиции власти как не только нежелательной, но и контрпродуктивной форме взаимодействия с властью.
- Идеологическое оформление образа «царства».
- Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М.- Л., 1955. С. 164.
- Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М.- Л., 1955. С. 162.
- Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 13. М., 1965. С. 157.
- Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. С. 533. .
- Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. С.533−534.
- Курукин И.В. Сильвестр и составление жития Ольги Степенной книги // Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. М., 1978. С.51−60.
- Книга Степенная царского родословия, содержащая историю Российскую с начала оныя до времен государя царя и великого князя Иоанна Васильевича. М., 1775. Часть I. С. 38.
- Сочинения И.С. Пересветова. M., JL, 1956. С. 156.
- Попытка воплощения образа «царства».
- Царь был обязан быть милостивым, заботиться о вере и о церкви, беречь подданных, награждать их за службу и защищать христиан («соблюдати стадо егоо
- Казанская история. М.- Л., 1954. С. 161. патриотическому образу власти было получено и даже формально закреплено документом.
- Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т.1. С. 443.
- Историки приходят к выводу, что это испытание Иоанн Грозный не прошел1. По всем трем параметрам «царство» Иоанна Грозного не состоялось реальный образ власти оказался несоответствующим ожидаемому.
- Филюшкин А. Понятие «царство» в средневековой Руси // Воронежская беседа: альманах (1999—¦ 2000). Воронеж. 2000. С. 161.
- Сочинения И. Пересветова / Подгот. текста Зимин А. А. Под ред. Лихачева Д. С. М.- Л., 1956. С. 181, 161,153.
- Филюшкин А.И. Состав правящих кругов государства в середине XVI века и проблемы изучения «Избранной Рады»: автореферат дисс. на соискание ученой степени к.ист.н. Воронеж, 1995. С. 14.
- Послания Иоанна Грозного. М- Л., 1951. С. 27.
- Сказания Князя Курбского / Иэд. Н. Устрялова. СПб., 1868. С. 4, 38.
- Сказания Князя Курбского / Иэд. Н. Устрялова. СПб., 1868. С. 30.
- Гробовский А.Н. Иван Грозный и Сильвестр (История одного мифа). Лондон, 1987. С. 118.
- Формирование модели служения в базовом образе власти в древней Руси.
- Венчание Иоанна IV на царство не могло не повлечь за собой изменения в правосознании общества. Все жители царства — от холопов до бояр становились подданными монарха, как бы уравниваясь в своем отношении к нему и к Родине
- Книга Степенная царского родословия, содержащая историю Российскую с начала оныя до времен государя царя и великого князя Иоанна Васильевича. М., 1775. Часть I. С. 4., 6, 117.
- Сенитов И. Народное воззрение на деятельность Иоанна Грозного. СПб. 1892. С. 7. так осуществилась идея равенства. Само понятие Родины приобрело конкретные политические границы, совпадавшие с территорией Русского государства.
- Митрополит Илларион. Слово о законе и благодати / Пер. В. Я. Дерягина // Альманах библиофила. М., 1989. Вып. 26. С. 154−227.иначе как «вселенское». Был обозначен миссионерский характер русской традиционной модели образа власти.
- Рожков Н. Происхождение самодержавия в России. М., 1906. С. 32.
- Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII века. М., 1937. С. 68.
- Карб И.Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.). СПб., 1906. С. 217.
- Восточные патриархи на Большом Московском соборе 1666−1667 гг. на вопрос Алексея Михайловича «Что есть царь?» дали следующий ответ: «Царь есть господь всех подданных своих. местник Божий есть"2.
- Изменение представлений о демократии в Древней Руси
- Если с принятием христианства на Руси начала укореняться мысль о Боге как источнике власти, то каким было представление об источнике власти в дохристианской Руси?
- Много говорится о том, что демократия на Руси была ещё в давние времена и приводят в пример Древнюю Русь и новгородское вече. В компетенцию вече входили все вопросы, кроме управления и суда, которые были отданы в ведение
- Лукин П.В. Народные представления о государственной власти в России в ХУП в. М., 2000. С.37−40.
- Каптерев Н. Ф Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2 т. Сергиев Посад, 1912. Т.2. С. 224.
- Таким образом, новгородская демократия является возвратом к дохристианской эпохе. Это не было шагом вперед, к модернизации монархического строя. Это был шаг назад, к язычеству, которому и соответствует такая правовая форма как демократия.
- На взгляд Л: А. Андреевой, князь Владимир, проводя христианизацию Руси, стремился мировоззренчески обосновать сакральность великокняжеской власти, основанную на прямой религиозной мотивации подчинения населения князю3.
- Фроянов И .Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории и социально-политической борьбы. М.- СПб, 1995. С. 104.
- Андреева Л.А. «Местник Божий» на царском троне. Христианская цивилизационная модель сакрализации власти в российской истории. М., 2002. С. 138.
- Андреева Л.А. «Местник Божий» на царском троне: Христианская цивилизационная модель сакрализации власти в российской истории. М., 2002. С. 146.
- Христианство в политическом аспекте должно было легитимировать княжескую власть и земное царство как отражение Царства Небесного: земное «сущее» должно соответствовать христианскому «должному».
- Усвоение на Руси идей иерархии и персонификации
- Распространение на Руси на рубеже Х1У-ХУ вв. «Ареопагитик» содействовало закреплению в миропонимании иерархической упорядочности бытия, когда земная иерархия, выстроенная по монархическому принципу, воспринималась как отражение небесной.
- Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Приложения. Память и похвала Владимиру монаха Иакова. М&bdquo- 1997. Т. 1.
- Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993. С. 159.
- Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Спб., 1908. Т. 21. Ч. 1. С. 5.
- Следует обратить внимание на то, что выбранный царь признается «не настоящим», искусственным в глазах народа. Шаткая легитимность «выбранных» органов власти, как показывают результаты исследований, сохраняется и до сего дня.
- Не настоящим» мог признаваться царь и ещё в одном случае когда он, по мнению народа, уклонялся от своего главного назначения — поддержки и защиты православной веры.
- Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992. Т.2. С. 52.
- Грек Максим. Сочинения. В 3 ч. Казань, 1859−1862. Ч. 2. С. 167.
- Домострой / Сост. В. В. Колесов. М&bdquo- 1990.
- В то же время главный враг раскольников патриарх Никон тоже ставит под сомнение «истинность» царя по тому же самому обвинению: уклонение от канонов православной веры. «Что может быть беззаконнее, вопрошает он, — еже
- Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М.: ТЕРРА TERRA, 1992. Т.2. С. 200.
- Лукин П.В. Народные представления о государственной власти в России в XVII в. М., 2000. С. 40.
- Грозного князю Курбскому царь недвусмысленно приравнивает послушание себе послушанию Богу: «А аще праведен еси и благочестив, про что не изволил еси от мене, строптивого владыки, страдати и венец жизни наследити?"1.
- Готовы были умереть под царским мечом не слабые, а очень сильные люди. «Рабство» их было добровольным и высоким. Сегодня говорят, что «рабский дух» присущ русскому народу, но не понимают, что истоки этого духа кроются не в слабости, а в былой силе.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим) Русская идеология. М., 2000. С. 132.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим) Русская идеология. М., 2000. С. 132. исключительно на бюрократическую машину, а монарх в такой системе, соответственно, низводился до уровня высшего администратора.
- Отражение базовых аспектов образа власти в русских пословицах и поговорках. Рассмотренные особенности отношения к власти прочно закрепились в историческом сознании россиян, что нашло отражение в русских пословицах и поговорках.
- Жевахов Николай (князь). Причины гибели России / Голгофа и воскресение России: сборник ст. / под ред. Ю. Леонова. Одесса, 2001. С. 19.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 97.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. СПб., 1895. Т. U.C. 467−470.
- ГОСУДАРСТВО, СМЕНА ВЛАСТИ, ЗАКОН И ПРАВО В ПРАВОСЛАВНОЙ ИДЕОЛОГИИ
- Митрополит Иоанн. Русская симфония. СПб., 2001. С. 387.
- Ключевский В.О. Сочинения. М., 1957. Т.Ш. С.80
- В католической авторитарной церкви, как считает А. С. Хомяков, есть единство без свободы, а в протестантской — свобода без единства. А в православии эти два начала — свобода и единство — способны сочетаться органично, без ущерба друг для друга.
- Митрополит Иоанн. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб., 1995. С. 21.
- Хомяков A.C. О старом и новом. М., 1988. С. 200.
- Федяева Т.А. Масса и карнавал: Элиас Канетти и Михаил Бахтин // Вопросы социологии. 2007. № 3. С. 48.
- Соборность, пишет Т. И. Зайцева, — выступает как против индивидуализма, разрушающего человеческую солидарность, так и против светского
- Зайцева Т.И. В защиту русского либерализма // ПОЛИС. 2006. № 1. С. 177.
- Зайцева Т.И. В защиту русского либерализма // ПОЛИС. 2006. № 1. С. 177.
- Зайцева Т.И. В защиту русского либерализма Н ПОЛИС. 2006. № 1. С. 178.2Хомяков A.C. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1900−1914. Т. 2. С. 101.
- Трубецкой С.Н. Собрание сочинений. М., 1908. Т.2. С. 13
- Закон и право в православной идеологии
- Христианское учение о царской власти из проповедей Филарета, митрополита Московского. М., 1901. С.43−44
- Ильин И. Л. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993.С. 106.
- Ильин И. А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993.С.107.
- Разговоры Пушкина. М., 1926. С. 174−175
- Шейнов В.П. Психология власти. М., 2003. С. 351.
- Ильин И.А. О грядущей России: избранные статьи / под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993. С. 258.
- Известно, что идеал западного образа правление это власть законов, а не власть какого бы то не было любого субъекта власти. В России закон традиционно уступает свои приоритеты главе государства, т. е. власть персонифицируется в его лице.
- Захаров А. О монархии и народоправстве. Доклад на региональном Невском Земском Соборе. СПб., 1999. С. 17.
- Пивоваров Ю.С. Между казачеством и кнутом. К столетию русской конституции и русского парламента// ПОЛИС. 2006. № 2. С. 10.
- Отношение к власти как к «тяглу», характерное для православной культуры, продолжало бытовать в атеистическом советском обществе, поскольку являлось включенным в базовое отношение к власти.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 45.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 137.
- Демократические свободы воспринимаются россиянами как «формальные свободы», а значит, второстепенные и малозначащие. Они никак не связаны с дилеммой выбора между добром и злом, их отсутствие не отнимает внутренней духовной свободы человека.
- Нисский Григорий. Св. творения. Ч. 4. М., 1862. С. 295.
- Добротолюбие. Сергиев Посад, 1992, в 5 т. Т. 1. С. 67.
- Мережковский Д.С. Реформаторы. Брюссель, 1990. С. 48.
- Демократические свободы именно потому столь мало ценятся россиянами, что они занимают далеко не первое место в списке ценностных приоритетов, выработанных многовековой национальной культурой.
- Пивоваров Ю.С. Между казачеством и кнутом. К столетию русской конституции и русского парламента//ПОЛИС. 2006. № 2. С. 10.
- Чичерин Б.Н. Вопросы философии. М., 1904. С. 366.
- Неоднозначность отношения к государству в православной идеологии
- Дьяконов М. Власть Московских государей. СПб., 1889. С. 25−26.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С.262
- Т Ильин И. А. Путь к очевидности. М, 1993. С. 247.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 14.
- Содержимое понятия «православие», с точки зрения Д. А. Хомякова, настолько велико и всеобъемлюще, что с ним ничего нельзя поставить рядом: ни
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М, 1993. С. 248−24.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 39.
- Хомяков Д.А. Православие, самодержавие, народность. Минск, 1997. С. 110.
- Цит. по: Пастухов В. Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству // ПОЛИС. 2006. № 2. С. 165.
- Захаров А. О монархии и народоправстве. Доклад на региональном Невском Земском Соборе. СПб., 1999. С. 14.
- Захаров А. О монархии и народоправстве. Доклад на региональном Невском Земском Соборе. СПб., 1999. С.З.
- Снычев И. Самодержавие и Россия / Голгофа и воскресение России: сборник ст. / под ред. Ю. Леонова. Одесса, 2001. С. 41.
- Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве и истории. Воронеж, 1995.
- Зубов А. Карта Европы: с Россией или без неё // Вопросы философии. 2005. № 12. С. 32. мирян, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим православному вероучению и нравственным нормам церковного предания».
- Когда-то Тертуллиан сказал: «Христианами не рождаются, ими становятся», становятся по свободному выбору, поэтому в компетенции Церкви сегодня остается духовное просвещение народа («человекотворчество»), проповедь и
- Отношение православия к демократии.
- Православная идеология предъявляет свою позицию по отношению к демократии как к типу государственного устройства. «Народоправство, пишет
- Архиепископу вторит русский философ Николай Бердяев: «Демократия как самодовлеющая отвлеченная идея, ничему высшему не подчиненная, есть
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 125.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 125.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 124.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 127. человекообожествление и отрицание божественного источника власти"1. Таким образом, демократический строй отвергается православными идеологами как противный Божьему установлению.
- Бердяев H.A. Философия неравенства/ Состав., предисл. и прим. Л. В. Полякова. М., 1990. С. 158.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим) Русская идеология. М., 2000. С. 128.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим) Русская идеология. М., 2000. С. 129.
- Церковь нашу, а вместе с нею и всю св. Русь» .
- Бердяев H.A. Философия неравенства / Состав., предисл. и прим. Л. В. Полякова. М., 1990. С. 125−126.
- Бердяев H.A. Философия неравенства/ Состав., предисл. и прим. Л. В. Полякова. М., 1990. С. 159.
- Соболев Н.Б. (Арх. Серафим). Русская идеология. М., 2000. С. 133.
- Митрополит отмечает, что «весь русский народ пришел в такое состояние, в каком некогда находился Израиль, который, отпавши от Бога и предавшись нечестию, за это подвергался разным наказаниям, а потом 70-летнему плену. л
- Нечто подобное стало и с русским народом». Аналогия последующего 70-летнего советского периода с 70-летним пленом Израиля, в церковной среде довольно распространенна и в настоящее время.
- Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский). Проповеди // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С. 58.
- Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский). Проповеди // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С.60−63.
- Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский). Проповеди // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С. 61.
- Архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский). Правые и левые // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С. 111.
- Архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский). Правые и левые // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С. 112.
- Как видим, Победоносцев сразу же нащупал главное противоречие демократической концепции и православной идеологии (или современной и традиционной модели образа власти), а именно представление об источнике власти.
- Архиепископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский). Правые и левые // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С. 115.
- Бердяев H.A. Философия неравенства / Состав., предисл. и прим. Л. В. Полякова. М., 1990. С. 158.
- Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996. С.5
- Победоносцев К.ГГ. Великая ложь нашего времени. // Неуслышанные голоса. Церковь и демократия. М., 1996.С.7.I