Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение когнитивного и эмоционального в процессе развития нравственных убеждений младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на ХХХ1У, ШУ и ХХХУ1 Герценовских чтениях (1981,1982,1983 гг.), на ХП итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Башкирского государственного педагогического института (март 1983), на Зональной научно-методической конференции по проблеме «Психолого-педагогические аспекты формирования активной жизненной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕЩЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ НРАВСТВЕННОГО УБЕЖДЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (Предмет, гипотеза и задачи исследования)
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ РАЗВИВАЮЩИХСЯ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • I. Содержание методики исследования
    • 2. Показатели обработки экспериментального материала,
  • ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ РАЗВИВАЮЩИХСЯ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • I. Знания о нравственной норме
    • 2. Характеристика эмоционального отношения младших школьников к нравственной норме
    • 3. Психологический анализ соотношений когнитивного и эмоционального в процессе развития нравственных убеждений младших школьников
    • 4. Возрастные особенности в соотношении когнитивного и эмоционального компонентов развивающихся нравственных убеждений младших школьников

Соотношение когнитивного и эмоционального в процессе развития нравственных убеждений младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Дальнейшее развитие нашего общества неразрывно связано с подъемом нравственного сознания, с формированием у всех советских людей высоких морально-политических качеств. Процесс формирования морально-политических качеств включает в себя как один из аспектов — превращение норм и принципов коммунистической нравственности в глубокие личные убеждения, выработку навыков морального поведения. Как сказал в своей речи на Июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов, отмечая работу школы по духовному развитию людей: «.партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью т и интересами, высокой культурой труда и поведения. В связи с возрастанием требований к нравственной зрелости людей, все большее значение приобретает целенаправленная и последовательная работа по формированию нравственных убеждений с первых лет обучения в школе.

Формирование убеждений предполагает развитие интеллектуального и эмоционального потенциала личности. Это обусловливает значение проблемы выявления соотношения когнитивного и эмоционального в процессе развития нравственных убеждений в том числе и в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы нравственного воспитания.

Речь Генерального се1фетаря ЦК КПСС товарища Ю. В. Андропова. — В кн.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 1415 июня 1983 года. Политиздат, 1983, с. 18.

Предмет исследования. Изучеше особенностей когнитивного и эмоционального компонентов и динамики их соотношений в развивающихся нравственных убеждениях младших школьников.

Гипотеза исследования. Структура развивающегося нравственного убеждения младших школьников динамична и характеризуется изменением особенностей соотношения когнитивного и эмоционального компонентов, что определяет потенциальную ж актуальную готовность к нравственному поведению младших школьников.

Задачи исследования: а) определение особенностей понимания младшими школьникам нравственных категорий «честность» и «взаимопомощь» — б) выявление проявляющихся при этом эмоциональных отношений младших школьниковв) установление соотношений между когнитивным и эмоциональным компонентамиг) характеристика возрастных различий данных соотношений.

Научная новизна. На основе исследования установлены: особенности соотношения когнитивного и эмоционального, характеризующие три уровня готовности младших школьников к нравственному поведению: нулевой уровень — готовность к правильному нравственному поведению практически отсутствуетпервый уровень — потенциальная готовность к правильному нравственному поведению с точки зрения только когнитивного или только эмоционального компонентоввторой уровень — актуальная готовность к совершению правильных нравственных действий на основе взаимного соответствия когнитивного и эмоционального компонентов в оценочных суждениях и в реальном поведении младших школьников. Дана характеристика активности когнитивного и эмоционального компонентов, которое находит свое выражение в различной степени оперативности знаний, глубине понимания эмоциональных переживаний и влияний их на реальное поведение. Показана возрастная динамика указанных выше особенноетей когнитивного и эмоционального компонентов.

Практическая значимость. Установленные особенности соотношений когнитивного и эмоционального компонентов позволяют уточнить конкретные задачи и последовательность педагогического воздействия в процессе целенаправленного формирования нравственных убеждений. Разработанные методики могут быть использованы дяя определения уровня нравственных знаний и уровня эмоционального развития младших школьников в процессе воспитательной работы с ними. Данные методики также могут быть использованы на уроках внеклассного чтения для изучения понимания младшими школьниками нравственных переживаний литературных героев.

Достоверность выводов основывается на применении адекватных задачам исследования методик, достаточной выборке испытуемых. Выводы делаются на основе качественного и количественного анализа 1184 протоколов, фиксирующих нравственные проявления 74 испытуемых в результате предъявления им по 16 различных заданий.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на ХХХ1У, ШУ и ХХХУ1 Герценовских чтениях (1981,1982,1983 гг.), на ХП итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Башкирского государственного педагогического института (март 1983), на Зональной научно-методической конференции по проблеме «Психолого-педагогические аспекты формирования активной жизненной позиции» (Уфа, май 1983), на заседаниях кафедры психологии ЛПШ имени А. И. Герцена, на аспирантских семинарах и курсах повышения квалификации ИУУ г. Ленинграда.

О внедрении результатов исследования. Методика ж результаты исследования используются в спецкурсе, читаемом в ЛГШ имени А. И. Герцена, при выполнении курсовых и дипломных работ. Результаты исследования используются при чтении лекций и проведении семинаров по курсу «Возрастная психология» в Башкирском государственном педагогическом институте, а также при осуществлении методического руководства педагогической практикой студентов факультета начальных классов БПМ. Данные эксперимента с практическими рекомендациями опубликованы в научно-методическом журнале «Учитель Башкирии» .

Структура и объем диссертации

Содержание исследования изложено на 162 страницах машинописного текста, включающего: введение, три главы, заключение, библиографию. В диссертации имеется 20 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования соотношения когнитивного и эмоционального в структуре нравственных убеждений младших школьников установлены:

1. Особенности когнитивного компонента. Эти особенности характеризуются тем, что: а) дети правильно понимают основной смысл нравственных норм «честность» и «взаимопомощь» — б) как правило, при определении нравственных норм выделяют лишь один из существенных признаков, что приводит к неполной характеристике соответствующего понятияв) младшие школьники указывают преимущественно те действия, которые реализуют, называемые ими в определении признаки нравственных норлг) оперативный уровень знаний оказывается достаточным для вычленения нравственного конфликта в простой ситуации и недостаточным для правильного разрешения сложной ситуации и понимания переживаний участников нравственного конфликта.

2. Особенности эмоционального компонента. Особенности данного компонента проявились в том, что: а) для большинства испытуемых характерно положительное эмоциональное отношение к нравственной норме- 0 правильное эмоциональное отношение к норле более доступно младшим школьникам в оценочных суждениях, чем в условиях реального поведенияв) у младших школьников имеет место и активное и пассивное проявление эмоциональных отношений с некоторым преобладанием первого над вторым.

3. Различные виды соотношения когнитивного и эмоционального компонентов. Эти виды характеризуются: а) преобладанием сочетания правильных знаний с положительным эмоциональным отношениемб) преобладанием активного характера когнитивного и эмоционального над пассивным их проявлением, при этом активное влияние эмоционального компонента проявляется чаще, чем когнитивного.

4. Различные уровни готовности испытуемых к нравственному поведению: нулевой уровень — готовность к нравственному поведению практически отсутствует, первый уровень — потенциальная готовность к нравственному поведению с точки зрения когнитивного или эмоционального компонента, второй уровень — актуальная готовность к нравственному поведению. Младшим школьникам легче решить правильно нравственный вопрос в вербальном плане, чем в реальном поведении.

5. Возрастная динамика указанных выше особенностей соотношения когнитивного и эмоционального компонентов: а) отмечены возрастные различия по трем линиям: соотношение когнитивного и эмоционального в оценочных сужденияхсоотношение когнитивного и эмоционального в реальном поведенииизменение готовности к нравственному поведению.

6. Исследование показало многие нерешенные вопросы данной проблемы: а) динамика активности когнитивного и эмоционального компонентов в структуре нравственных убежденийб) особенности проявления соотношения потенциальной и актуальной готовности в нравственном поведениив) индивидуальные особенности соотношения когнитивного и эмоционального компонентов нравственных убеждений и их проявление в реальном поведении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Письма из u Deutsch — Franzosische Jahrbucher".— Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т.1. — М., 1955, с. 371.
  2. В.И. Рецензия. Полное собрание сочинений, т.25. — М., 1961, с. 112.
  3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 114−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  4. Г. Н. Психологические особенности правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста: Автореф.дисс.. канд.психолог.наук. М., 1981. — 15 с.
  5. Азбука нравственного воспитания/Под ред.И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975. — 320 с.
  6. Р.Д. Нравственное сознание личности. Баку: Изд-во «Элм», 1977. — 116 с.
  7. Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников. Советская педагогика, 1970, № 8, с.50−58.
  8. .Г. Общие проблемы дидактики и психологии начального обучения. В кн.: Вопросы дидактики и психологии начального обучения: Материалы научного совещания АПН РСФСР/Под ред.Б. Г. Ананьева и A.A.Люблинской. — Л., 1959, с.5−11.
  9. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Вопросы психологии, 1978,4, с.147−15I.
  10. Ю.Андрианова Н. Б. Чувство долга у детей младшего школьного возраста: Автореф.дисс. .канд.пед.наук (по психол.). М., 1957. — 16 с.
  11. П.Анкундинова Н. Е. Некоторые особенности в осознании младшими школьниками морально-психологических качеств. В кн.: Проблема управления процессом формирования личности: Материалы симпозиума/Под ред.Л. И. Рувинского и Е. В. Тоякова. Курск, 1974, C. II5-I2I.
  12. Н.Е. Особенности оценки и самооценки у младших школьников в учебной деятельности. Вопросы психологии, 1968, В 3, с.131−138.
  13. Д.В. Формы нравственных переживаний. Вопросы психологии, 1958, № 2, C. I09-II5.
  14. Т.И. Взаимосвязь. актуального и потенциального в развитии личности. В кн.: Психология формирования и развития личности/Отв. ред. Л. И. Анциферова. — М.: Наука, 1981, с.67−87.
  15. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: &bdquo-Мысль, 1974. — 221 с.
  16. Т.К. Формирование коммунистических убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников-подростков: Учебное пособие. Л.: 1982. — 80 с.
  17. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
  18. О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф.дисс. .докт.пед.наук. М., 1975. 55 с.
  19. О.С. и др. Младшим школьникам о коммунистической нравственности. Воронеж: йзд-во Воронежского ун-та, 1974.103 с.
  20. A.A. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. — 123 с.
  21. A.A. О формировании требовательности к себе у старшего школьника: Автореф.дисс. ?. канд. пед. наук (по психол.).-Л., 1953. 17 с.
  22. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. I.: Изд-во Лен-го ун-та, 1970. — 136 с.
  23. Л.И. Знания и привычки в формировании личности школьника. Советская педагогика, 1958, ja 5, с.40−51.
  24. Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания. В кн.: Психологическая наука в СССР, т.2/Редколлегия: Б. Г. Ананьев и др. — М.: Изд-во АПН РСФСР, i960, с.190−227.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  26. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1976, $ 6, с.45−53.
  27. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1978, № 4, с.23−35.
  28. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1979, $ 2, с.47−56.
  29. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии, 1975, № I, с.80−89.
  30. Л.И., Славина Л. С. Советская психология воспитания.-Советская педагогика, 1967, i! 2, с. 13.
  31. Н.И. Воспитание у советских школьников правдивости и честности. В кн.: Воспитание коммунистической морали у школьников. — М.: Учпедгиз, 1952.
  32. Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  33. Е.В., Крупеня З. Б. Исследование особенностей оценочных суждений у старших школьников. Советская педагогика, 1970,)? 12, с.56−66.
  34. М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации. Вопросы психологии, 1965,1. Я 4. .
  35. Г. О формах эмоциональной регуляции в условиях нравственного конфликта. В кн.: Актуальные проблемы формирования и воспитания активности: Тезисы докладов. Рига, 25−26 сентября 1979 г. Латв.гос.ун-т им. П.Стучки. — Рига, 1979, с.88−91.
  36. Бурке Бельтран М. Т. Развитие и форшрование правдивости у детей от 5 до 7 лет в процессе общения со взрослыми и сверстниками: Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1980.22 с.
  37. Л.И. Эмоции, чувства, отношения. Вопросы психологии, 1966, $ I, с.140−151.
  38. З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности (5−8 кл.): Научно-методическое пособие для студентов пединститутов и учителей школ/Под ред.Ш. И. Ганелина. -Л., 1973. 136 с.
  39. З.И. Отношение школьников-подростков к нравственным нормам. В кн.: Нравственное форшрование личности. школьника в коллективе. — Л., вып.2, 1975, с.38−53.
  40. Н.В. Об эмоциях и их выражении. Вопросы психологии, 1964, В 3, с. 15.
  41. П. Особенности понимания глухими школьниками эмоциональных состояний человека: Автореф.дисс. .канд.психол. наук. М., 1981. — 24 с.
  42. Л. Психология политической пропаганды. Перевод с польского. М.: Прогресс, 1981. — 278 с.
  43. М.Н. Очерки психологии младших школьников. М.: йзд-во ШН РСФСР, 1955. — 216 с.
  44. Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. -М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
  45. Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 151 с.
  46. Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков. В кн.: Психология межличностного познания/Под ред.А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981, с.122−138.
  47. Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф.дисс. .канд.психол. наук. М., 1977. — 23 с.
  48. Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. Вопросы психологии, 1974, № 5, с.107−114.
  49. Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 245 с.
  50. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Перевод с английского/Общ.ред.Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  51. I. Мимика чувств. В кн.: Культура чувств/Под ред.В. М. Толстых. — М.: Искусство, 1968, с.185−196.
  52. А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы. Л., 1974. — 118 с.
  53. В.Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси: Мецниереба, 1981. — 291 с.
  54. Г. Нравственный поступок и его оценка. М.: Изд-во «Знание», 1978. — 64 с.
  55. А.П. Осознание нравственно-психологических качеств личности школьниками У-УП классов: Автореф.дисс. .канд. пед.наук. М., 1958. — 21 с.
  56. Ш. Знания о труде и отношение к нему как факторы формирования личности младшего школьника: Автореф.дисс.. канд.пед.наук (по психологии). Л.: 1967. — 20 с.
  57. Ч. Выражение душевных волнений. СПб., 1910. — 221 с.
  58. С.С. Устная речь как источник информации о человеке: Автореф.дисс. .канд.психол.наук. Л., 1982. — 16 с.
  59. Н.С., Первин И. Б. Товарищеская взаимопомощь. М.: Педагогика, 181. — 112 с.
  60. М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 240 с.
  61. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка./ Под ред.Н. И. Касаткина. М.: Наука, 1978. — 143 с.
  62. Л. Особенности отношения подростка к сверстникам в классном коллективе: Автореф. .канд.пед.наук (по психол.).-Л., 1965. 25 с.
  63. Н. Развитие чувства стыда у школьников 1−1У классов: Автореф.дисс. .канд.психолог.наук. Баку, 1974. -35 с.
  64. Л.И. Формирование оценочных суждений у младших школьников на уроках чтения: Дисс. .канд.пед.наук. Л., 1975. — 176 с.
  65. T.B. Психологический анализ оценки поступков подростками. В кн.: Вопросы психологии личности школьника/Под ред.Л. И. Божович и Л. А. Благонадежней. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, с.170−218.
  66. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.351 с.
  67. М.И. Формирование психологической готовности к выполнению учебно-боевой задачи. Коммунист Вооруженных сил, 1973, № 6, с.34−39.
  68. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 176 с.
  69. А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Автореф.дисс. .докт.пед.наук. М., 1973. — 41 с.
  70. М., Гурыцька А., Путкевич 3., Шеминска А., Го-ломб А. Некоторые исследования Института психологии Варшавского университета в области психологии воспитания. Вопросы психологии, 1969, № 6, с.141−149.
  71. Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во Моск-го ун-та, 1982. — 120 с.
  72. A.B. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов СССР (Тезисы докладов). — Тбилиси: Изд-во Мецние-реба, 1971, с. 647.
  73. A.B., Неверович Я. З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Вопросы психоло1. ГШ, 1974, J5 6, с.59−73.
  74. И.H. Проблемы воспитания нравственных чувств в период развитого социализма: Автореф.дисс.. .канд.филос.наук. Баку, 1982. — 26 с.
  75. Зимак 3,0. Роль эмоций в нравственном воспитании школьников.-Б кн.: Нравственное воспитание учащихся/Под ред.М.В.Макареви-ча и Л. Н. Дрозда. Минск: Нар. асвета, 1970, с.136−143.
  76. A.C. Роль экспрессии в узнавании ребенком-дошкольником эмоциональных состояний человека. В кн.: Ученые записки ЛГГИ имени А. И. Герцена, т.254. — Л., 1964, с.171−199.
  77. A.B. 0 моральной оценке поступков учащихся. -Советская педагогика, 1976, № 7, с.44−50.
  78. A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-343 с.
  79. A.B., Рахманов Э. И. Формирование нравственных убеждений у старшеклассников. В кн.: Проблемы управления учебно-воспитательным процессом/Под ред.Н. Ф. Талызиной. — М., Изд-во Моск. ун-та, 1977, с.174−188.
  80. В.Ф. К вопросу о предпосылках формирования нравственных убеждений советского человека. В кн.: Вопросы марксистско-ленинской философии: Ученые зап. МГШ, вып.290/0тв. ред.Готт. — M., 1967, с.448−463.
  81. C.B. Формирование готовности старшеклассников к самообразованию в условиях домашней учебной работы: Дисс. .канд.пед.наук. Л., 1980. — 274 с.
  82. И.С. Воспитание честности и правдивости у детей в семье. М.: Знание, 1952. — 32 с.
  83. С., Кахиани 3., Асатиани Д. Мимика ребенка. /Пластическая морфология и экспрессивность/. Тбилиси, 1976. -127 с.
  84. A.A. К вопросу о природе и выражении эмоций. Психологическое обозрение, т.1, № 3−4. — М., 1918, с.491−557.
  85. В.Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьников к коллективу. Вопросы психологии, 1971, № I, с.108−113.
  86. В.П. Об истинности моральных суждений. Вопросы философии, 1968, № 5, с.61−71.
  87. А.Г. Психология личности. Изд.3-е. М.: Просвещение, 1969. — 391 с.
  88. Н.Г. Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию: Дисс. .канд.пед.наук. Шнек, 1973. -185 с.
  89. Колбаско 1/1.И. Подготовка учащихся старших классов вечерних (сменных) школ к самообразованию: Автореф.дисс. .канд.пед. наук. Л., 1965. — 21 с.
  90. Л.С. Развитие потребности в самообразовании у старших школьников: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Красноярск, 1968. — 23 с.
  91. Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф.дисс. .докт.пед.наук. Л., 1970. — 57 с.
  92. К. Воспитание честности и правдивости у учащихся начальных классов (на материале школ-интернатов Уз. ССР): Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Нукус, 1966. — 28 с.
  93. В.П. Игры на сюкеты художественных произведений как средство формирования дружеских взаимоотношений в ок-тябрятской группе первого класса: Автореф.дисс. .канд.пед. наук. М., 1974. — 26 с.
  94. Л.И. Развитие нравственных убеждений и привычек в процессе коммунистического воспитания. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1961. — 70 с.
  95. Л.И. Методологические проблемы нравственного прогресса: Учебное пособие. Свердловск, 1974. — 162 с.
  96. И.М. Формирование нравственных понятий и убеждений у старших школьников: Автореф.дисс. .докт.пед.наук. -Ташкент, 1963. 34 с.
  97. ЮО.Крутецкий В. А. Понимание и оценка школьниками некоторых моральных качеств личности. Вопросы психологии, 1956, JS 2, с.74−88.
  98. ЗШ.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976.303 с.
  99. Е.И. К проблеме нравственного развития ребенка /Развитие чувства стыда у детей дошкольного возраста/. Вопросы психологии, 1966, $ I, с.116−124.
  100. Г. И. Специфика усвоения личностью нравственных ценностей и процесс воспитания. Вестник МГУ (серия-философия). — М., 1976, $ 6, с.44−54.
  101. Ю4.Лабунская В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица. В кн.: Психология межличностного познания/Под ред. Бодалева A.A. — М.: Педагогика, 1981, с.54−66.
  102. Ю5.Лаврентьева Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками: Автореф.дисс. .канд^ психол.наук. Киев, 1982. — 22 с.
  103. Юб.Лавриненко А. И. К вопросу об устойчивости моральных суждений у школьников. Вопросы психологии, 1970, № 3, с.93−104.
  104. В.П. Моральные нормы регуляторы поведения личности. — Советская педагогика, 1976, № 3, с.96−106.
  105. А.И. 0 нравственной жизни школьника. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  106. А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения. Вопросы психологии, 1980, с.11−21.
  107. А.И. Психология самооценки школьника: Автореф.дисс. .докт.психолог.наук. М., 1974. — 35 с.
  108. .Т. Теория коммунистического воспитания: Опыт методологического исследования. М.: Педагогика, 1974. -496 с.
  109. А.Н. Исследование эмоциональных состояний группы школьников: Автореф.дисс. .канд.психолог.наук. М., 1969. — 19 с.
  110. A.A. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  111. А.И. Проблема единства поведения и нравственных знаний в процессе воспитания подростков. Автореф.дисс.. канд.пед.наук. — М., 1965. — 19 с.
  112. Л.А. Роль нравственного убеждения в формировании дисциплинированного поведения советских подростков: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. М., 1953. — 16 с.
  113. Т.Н. Восприятие экспрессии человеческого лица: Ав-тореф-дисс. .канд.психол.наук. М., 1981. — 24 с.
  114. Ю.Г. Убеждение как категория марксистско-ленинской философии: Автореф.дисс. .канд.филос, наук. Красноярск, 1969. — 31 с.
  115. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учебное пособие для студентов пед.институтов.-М.: Просвещение, 1980. 183 с.
  116. М.В. Психология младшего школьника: Учебно-методическое пособие. М.: Просвещение, 1976. — 208 с.
  117. И.И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  118. H.A. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. В кн.: Психология формированияи развития личности/Отв.ред.Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981, с.306−319.
  119. H.A., Мухина Т. К. Формирование научного мировоззрения как предмет психологических исследований. Советская педагогика, 1976, $ 4, с.26−34.
  120. Методы педагогических исследований/Под ред.А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
  121. МихинаФормирование способности к нравственной оценке поступков у младших школьников: Автореф.дисс. .канд.пед. наук. М., 1975. — 18 с.
  122. H.H. Проблема нравственной оценки поступков (поведения). Вопросы философии, 1965, № 9, с.37−46.
  123. В. Человек, мораль, воспитание /теоретико-методологические проблемы: Перевод с болг./Научн.ред.А. Г. Харчев. йзд.перераб. и доп. М.: Прогресс, 1975. — 162 с.
  124. Н.Я. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
  125. К.И. Процесс воспитания гуманистических убеждений и гуманного поведения у учащихся старших классов: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. М., 1967. — 29 с.
  126. Моральный выбор/Под общ.ред.А. И. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 344 с.
  127. Г. А. Зависимость формирования нравственных взаимоотношений школьников от их позиции в группе. В кн.: Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы: Сборник научных трудов /Гл.ред.Н. И. Монахов. — М., 1974, с.49−53.
  128. Я.З. Развитие эмоционального предвосхищения результатов действия в дошкольном возрасте. В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества Психологов СССР: Тезисы докладов. — Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1971, с.660−661.
  129. Л.И. Гуманизм и научное управление нравственным формированием личности. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1979. — 104 с.
  130. В.Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. — 384 с.
  131. .О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -96 с.
  132. Р.Н. Педагогические убеждения учителя и их формирование. Советская педагогика, 1982, $ 4, с.85−90.
  133. В.А. Все шесте. М.: Сов. Россия, 1979. — 144 с.
  134. Очерки психологии детей /младший школьный возраст/ Под ред.
  135. А.Н.Леонтьева и Л. И. Божович. М.: Изд-во АШ РСФСР. -192 с.
  136. Н.И. Формирование моральных понятий у младших школьников: Автореф.дисс. .канд.пед.наук (по психологии). Л., 1957. — 16 с.
  137. Д. Воспитание чувства общественного долга у учащихся 3−4 классов средней школы: Автореф.дисс.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1970. 32 с.
  138. А. К. Некоторые психологические особенности процесса формирования убеждений. В кн.: Строительство коммунизма и форшрование нового человека. Уч.зап./Свердловский пед. ин-т.-Свердловск, сб.35, 1966, с.38−62.
  139. К.К. Психологический практикум: Учебное пособие для идцустриально-педагогических техникумов. М.: Высшая школа, 1980. — 165 с.
  140. Й.М. Усвоение моральных норм школьниками. В кн.: Ученые записки Северо-Осетинского пед. ин-та, 1953, т. 19, с. 21−35.
  141. Ю.А. Форшрование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: Автореф.дисс. .канд.психол.наук. Мяев, 1980. -25 с.
  142. A.M. 0 возрастном подходе в нравственном воспитании детей. Вопросы психологии, 1981, 2, с.143−149.
  143. A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: МП СССР, 1980. — 36 с.
  144. Проблемы формирования коммунистического мировоззрения/Под ред.М. Н. Алексеева и Я. Г. Огурцова. Шнек: Нар. асвета, 1975. — 208 с.
  145. А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованию в спорте: Избранные лекции. М., 1973. -31 с.
  146. З.Н. Обучение как средство коммунистического воспитания учащихся. В кн.: Воспитание в процессе обучения. -М.: Учпедгиз, 1962, с.5−67.
  147. К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров: Учебное пособие. Л., 1976. — 150 с.
  148. П.И. Эмоции младших школьников. В кн.: Психология младшего школьника/Под ред.Е. И. Игнатьева. — М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, с.191−201.
  149. Д.И. К природе некоторых видов выразительных движений. Тбилиси, 1976.
  150. Э. Педагогические условия формирования нравственных убеждений у старшеклассников /на материале опытно-экспериментальной работы в школах ТАССР/: Автореф.дисс. .канд. пед.наук. М., 1978. — 20 с.
  151. И.А. Диагностика уровня развития у учащихся психологической готовности к самообразованию. В кн.: Формирование у учащихся готовности к самообразованию /Волгоградский пед. ин-т имени А. С. Серафимовича. — Волгоград, 1975, с.179−192.
  152. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
  153. Г. И. Восприятие эмоциональных интонаций: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1972. — 31 с.
  154. С.Л. Бытие и сознание: 0 месте психического вовсеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1957. — 328 с.
  155. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  156. Т.В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста. Вопросы психологии, 1956, № 4, с.83−94.
  157. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 184 с.
  158. О.И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы. Красноярск, 1959. — 464 с.
  159. Л.А. Патриотическое воспитание старшеклассников -в процессе обучения: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. М., 1980. — 19 с.
  160. И.Ф. Воспитание правдивости и честности у детей: Лекция для родителей, 2-е изд. М.: йзд-во АПН РСФСР, 1956. — 31 с.
  161. Э.Ф. Влияние примера героической личности на формирование эмоционально-нравственного опыта: Автореф.дисс. .кавд. пед. наук. Л., 1972. — 20 с.
  162. О.И. Нравственные чувства, их место и роль в структуре морального сознания. В кн.: Вестник Моск. ун-та серия-философия, 1971, В 5) с.48−55.
  163. Словарь по этике/Под ред. Кон Й. С., 3-е изд. М.: Политиздат. — 392 с.
  164. A.A. Вопросы психологии личности советского школьника. Советская педагогика, 1950, № 2, с.68−84.
  165. Г. Л. Советский человек: Формирования социалистического типа личности. Изд.2-е доп. М.: Политиздат, 1973.415 с.
  166. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  167. Ю.П. Соотношение нравственных знаний и отношений в формировании личности старшеклассников: Автореф.дисс.. канд.пед.наук. Фрунзе, 1974.
  168. Е.Л. О «пристрастности» детского суждения. Вопросы психологии, 1978, № 2, с.81−89.
  169. Е.Л. Анализ понятия «эмоции» и их влияние на нравственные отношения. В кн.: Методологический анализ некоторых философских категорий/Под ред.П. В. Попова. — М.: Высшая школа, 1976, с.145−157.
  170. В.А. Избранные пед.сочинения: В 3-х т. Т.2/ Сост.О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1980, с.161−212.
  171. В.А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения/Под ред.Н. И. Болдырева. М.: Изд-во АПН РСЗСР. — 176 с.
  172. И.В. О некоторых противоречиях процесса формирования коммунистических убеждений школьников старшего возраста. Советская педагогика, 1970, № 10, с.43−53.
  173. А.И. Структура нравственного сознания: Опыт эти-ко-философского исследования. М.: Мысль, 1974. — 278 с.
  174. Т.М. Функции эмоций в нравственном развитии дошкольника: Автореф.дисс. .канд.психол.наук. Киев, 1979. — 25 с.
  175. Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. Душанбе, 1969, Изд-во «Ирфон». — 100 с.
  176. Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям. Психологический журнал, т.2, te 2, 1981, с.142−144.
  177. Н.Э. Некоторые особенности развития моральных суждений у детей. Новые исследования в психологии, 1978, if? 2, с.41−45.
  178. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. -Под ред.Э. И. Моносзона. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  179. И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, изд-во БГУ, 1972. — 363 с.
  180. Т.В. Моральная оценка и ее особенности. Вопросы философии, 1968, № 4, с.91−103.
  181. О.П. Развитие нравственных чувств. В кн.: Нравственное развитие личности/Научн.ред.О. П. Целикова. — М.: Московский рабочий, 1969, с.203−223.
  182. Г. М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений у школьников. Вопросы психологии, 1981, te 6, с.47−57.
  183. М.Н. Формирование моральных понятий у младшихшкольников. Начальная школа, 1953, $ 6, с.9−13.
  184. Г. И. Проблема соотношения мировоззрения и убеждения у школьников. В кн.: Совершенствование учебно-воспитательного процесса: Проблема воспитывающего обучения/Отв. ред.В. С. Ильин. — Волгоград, 1976, с.37−47.
  185. Г. И. Проблема формирования коммунистических убеждений. Советская педагогика, 1976, $ 4, с.58−62.
  186. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., Изд-во Просвещение Ленинградское отд-е, 1967. — 226 с.
  187. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 64 с.
  188. П.М. Изучение возрастных различий в сфере нравственных чувств и оценок школьников. Советская педагогика, 1960, № 5, с.55−63.
  189. П.М. Психология чувств: 2-е доп. изд-е. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 384 е.
  190. П.М. Эмоции школьника, их распознавание и воспиташе. Народное образование, 1966, Л 4, с.1−16. 200. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. — М.: Просвещение, 1966. — 291 с.
Заполнить форму текущей работой