Соотношение когнитивного и эмоционального в процессе развития нравственных убеждений младших школьников
Диссертация
Апробация работы. Результаты исследования докладывались на ХХХ1У, ШУ и ХХХУ1 Герценовских чтениях (1981,1982,1983 гг.), на ХП итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Башкирского государственного педагогического института (март 1983), на Зональной научно-методической конференции по проблеме «Психолого-педагогические аспекты формирования активной жизненной… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕЩЕНИЕ
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ НРАВСТВЕННОГО УБЕЖДЕНИЯ В СОВЕТСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (Предмет, гипотеза и задачи исследования)
- ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СООТНОШЕНИЯ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ РАЗВИВАЮЩИХСЯ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- I. Содержание методики исследования
- 2. Показатели обработки экспериментального материала,
- ГЛАВА III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ РАЗВИВАЮЩИХСЯ НРАВСТВЕННЫХ УБЕЖДЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- I. Знания о нравственной норме
- 2. Характеристика эмоционального отношения младших школьников к нравственной норме
- 3. Психологический анализ соотношений когнитивного и эмоционального в процессе развития нравственных убеждений младших школьников
- 4. Возрастные особенности в соотношении когнитивного и эмоционального компонентов развивающихся нравственных убеждений младших школьников
Список литературы
- Маркс К. Письма из u Deutsch — Franzosische Jahrbucher".— Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд. 2-е, т.1. — М., 1955, с. 371.
- Ленин В.И. Рецензия. Полное собрание сочинений, т.25. — М., 1961, с. 112.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 114−15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
- Авхач Г. Н. Психологические особенности правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста: Автореф.дисс.. канд.психолог.наук. М., 1981. — 15 с.
- Азбука нравственного воспитания/Под ред.И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975. — 320 с.
- Азимова Р.Д. Нравственное сознание личности. Баку: Изд-во «Элм», 1977. — 116 с.
- Амосова Р.Г. Формирование нравственного опыта младших школьников. Советская педагогика, 1970, № 8, с.50−58.
- Ананьев Б.Г. Общие проблемы дидактики и психологии начального обучения. В кн.: Вопросы дидактики и психологии начального обучения: Материалы научного совещания АПН РСФСР/Под ред.Б. Г. Ананьева и A.A.Люблинской. — Л., 1959, с.5−11.
- Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Вопросы психологии, 1978,4, с.147−15I.
- Ю.Андрианова Н. Б. Чувство долга у детей младшего школьного возраста: Автореф.дисс. .канд.пед.наук (по психол.). М., 1957. — 16 с.
- П.Анкундинова Н. Е. Некоторые особенности в осознании младшими школьниками морально-психологических качеств. В кн.: Проблема управления процессом формирования личности: Материалы симпозиума/Под ред.Л. И. Рувинского и Е. В. Тоякова. Курск, 1974, C. II5-I2I.
- Анкундинова Н.Е. Особенности оценки и самооценки у младших школьников в учебной деятельности. Вопросы психологии, 1968, В 3, с.131−138.
- Антонов Д.В. Формы нравственных переживаний. Вопросы психологии, 1958, № 2, C. I09-II5.
- Артемьева Т.И. Взаимосвязь. актуального и потенциального в развитии личности. В кн.: Психология формирования и развития личности/Отв. ред. Л. И. Анциферова. — М.: Наука, 1981, с.67−87.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: &bdquo-Мысль, 1974. — 221 с.
- Ахаян Т.К. Формирование коммунистических убеждений в общественно-трудовой деятельности школьников-подростков: Учебное пособие. Л.: 1982. — 80 с.
- Бронский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547 с.
- Богданова О.С. Нравственное воспитание младших школьников: Автореф.дисс. .докт.пед.наук. М., 1975. 55 с.
- Богданова О.С. и др. Младшим школьникам о коммунистической нравственности. Воронеж: йзд-во Воронежского ун-та, 1974.103 с.
- Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. — 123 с.
- Бодалев A.A. О формировании требовательности к себе у старшего школьника: Автореф.дисс. ?. канд. пед. наук (по психол.).-Л., 1953. 17 с.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. I.: Изд-во Лен-го ун-та, 1970. — 136 с.
- Божович Л.И. Знания и привычки в формировании личности школьника. Советская педагогика, 1958, ja 5, с.40−51.
- Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания. В кн.: Психологическая наука в СССР, т.2/Редколлегия: Б. Г. Ананьев и др. — М.: Изд-во АПН РСФСР, i960, с.190−227.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1976, $ 6, с.45−53.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1978, № 4, с.23−35.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1979, $ 2, с.47−56.
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии, 1975, № I, с.80−89.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Советская психология воспитания.-Советская педагогика, 1967, i! 2, с. 13.
- Болдырев Н.И. Воспитание у советских школьников правдивости и честности. В кн.: Воспитание коммунистической морали у школьников. — М.: Учпедгиз, 1952.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
- Бондаревская Е.В., Крупеня З. Б. Исследование особенностей оценочных суждений у старших школьников. Советская педагогика, 1970,)? 12, с.56−66.
- Боришевский М.И. Особенности отношения ребенка к правилам поведения в игровой ситуации. Вопросы психологии, 1965,1. Я 4. .
- Бреслав Г. О формах эмоциональной регуляции в условиях нравственного конфликта. В кн.: Актуальные проблемы формирования и воспитания активности: Тезисы докладов. Рига, 25−26 сентября 1979 г. Латв.гос.ун-т им. П.Стучки. — Рига, 1979, с.88−91.
- Бурке Бельтран М. Т. Развитие и форшрование правдивости у детей от 5 до 7 лет в процессе общения со взрослыми и сверстниками: Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1980.22 с.
- Буров Л.И. Эмоции, чувства, отношения. Вопросы психологии, 1966, $ I, с.140−151.
- Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности (5−8 кл.): Научно-методическое пособие для студентов пединститутов и учителей школ/Под ред.Ш. И. Ганелина. -Л., 1973. 136 с.
- Васильева З.И. Отношение школьников-подростков к нравственным нормам. В кн.: Нравственное форшрование личности. школьника в коллективе. — Л., вып.2, 1975, с.38−53.
- Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении. Вопросы психологии, 1964, В 3, с. 15.
- Влодимеж П. Особенности понимания глухими школьниками эмоциональных состояний человека: Автореф.дисс. .канд.психол. наук. М., 1981. — 24 с.
- Войтасик Л. Психология политической пропаганды. Перевод с польского. М.: Прогресс, 1981. — 278 с.
- Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. М.: йзд-во ШН РСФСР, 1955. — 216 с.
- Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. -М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
- Высотина Л.А. Нравственное воспитание младших школьников. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 151 с.
- Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков. В кн.: Психология межличностного познания/Под ред.А. А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981, с.122−138.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф.дисс. .канд.психол. наук. М., 1977. — 23 с.
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. Вопросы психологии, 1974, № 5, с.107−114.
- Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1971. — 245 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Перевод с английского/Общ.ред.Ю. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Голованов I. Мимика чувств. В кн.: Культура чувств/Под ред.В. М. Толстых. — М.: Искусство, 1968, с.185−196.
- Громцева А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы. Л., 1974. — 118 с.
- Гулуа В.Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси: Мецниереба, 1981. — 291 с.
- Гумницкий Г. Нравственный поступок и его оценка. М.: Изд-во «Знание», 1978. — 64 с.
- Гуркина А.П. Осознание нравственно-психологических качеств личности школьниками У-УП классов: Автореф.дисс. .канд. пед.наук. М., 1958. — 21 с.
- Дадабаева Ш. Знания о труде и отношение к нему как факторы формирования личности младшего школьника: Автореф.дисс.. канд.пед.наук (по психологии). Л.: 1967. — 20 с.
- Дарвин Ч. Выражение душевных волнений. СПб., 1910. — 221 с.
- Дашкова С.С. Устная речь как источник информации о человеке: Автореф.дисс. .канд.психол.наук. Л., 1982. — 16 с.
- Дежникова Н.С., Первин И. Б. Товарищеская взаимопомощь. М.: Педагогика, 181. — 112 с.
- Демин М.В. Проблемы теории личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 240 с.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка./ Под ред.Н. И. Касаткина. М.: Наука, 1978. — 143 с.
- Десев Л. Особенности отношения подростка к сверстникам в классном коллективе: Автореф. .канд.пед.наук (по психол.).-Л., 1965. 25 с.
- Джавадов Н. Развитие чувства стыда у школьников 1−1У классов: Автореф.дисс. .канд.психолог.наук. Баку, 1974. -35 с.
- Дименштейн Л.И. Формирование оценочных суждений у младших школьников на уроках чтения: Дисс. .канд.пед.наук. Л., 1975. — 176 с.
- Драгунова T.B. Психологический анализ оценки поступков подростками. В кн.: Вопросы психологии личности школьника/Под ред.Л. И. Божович и Л. А. Благонадежней. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, с.170−218.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.351 с.
- Дьяченко М.И. Формирование психологической готовности к выполнению учебно-боевой задачи. Коммунист Вооруженных сил, 1973, № 6, с.34−39.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. — 176 с.
- Дулов А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Автореф.дисс. .докт.пед.наук. М., 1973. — 41 с.
- Жебровська М., Гурыцька А., Путкевич 3., Шеминска А., Го-ломб А. Некоторые исследования Института психологии Варшавского университета в области психологии воспитания. Вопросы психологии, 1969, № 6, с.141−149.
- Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во Моск-го ун-та, 1982. — 120 с.
- Запорожец A.B. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов СССР (Тезисы докладов). — Тбилиси: Изд-во Мецние-реба, 1971, с. 647.
- Запорожец A.B., Неверович Я. З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Вопросы психоло1. ГШ, 1974, J5 6, с.59−73.
- Зейналов И.H. Проблемы воспитания нравственных чувств в период развитого социализма: Автореф.дисс.. .канд.филос.наук. Баку, 1982. — 26 с.
- Зимак 3,0. Роль эмоций в нравственном воспитании школьников.-Б кн.: Нравственное воспитание учащихся/Под ред.М.В.Макареви-ча и Л. Н. Дрозда. Минск: Нар. асвета, 1970, с.136−143.
- Золотнякова A.C. Роль экспрессии в узнавании ребенком-дошкольником эмоциональных состояний человека. В кн.: Ученые записки ЛГГИ имени А. И. Герцена, т.254. — Л., 1964, с.171−199.
- Зосимовский A.B. 0 моральной оценке поступков учащихся. -Советская педагогика, 1976, № 7, с.44−50.
- Зосимовский A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-343 с.
- Зосимовский A.B., Рахманов Э. И. Формирование нравственных убеждений у старшеклассников. В кн.: Проблемы управления учебно-воспитательным процессом/Под ред.Н. Ф. Талызиной. — М., Изд-во Моск. ун-та, 1977, с.174−188.
- Калина В.Ф. К вопросу о предпосылках формирования нравственных убеждений советского человека. В кн.: Вопросы марксистско-ленинской философии: Ученые зап. МГШ, вып.290/0тв. ред.Готт. — M., 1967, с.448−463.
- Калинина C.B. Формирование готовности старшеклассников к самообразованию в условиях домашней учебной работы: Дисс. .канд.пед.наук. Л., 1980. — 274 с.
- Каменоградский И.С. Воспитание честности и правдивости у детей в семье. М.: Знание, 1952. — 32 с.
- Кахиани С., Кахиани 3., Асатиани Д. Мимика ребенка. /Пластическая морфология и экспрессивность/. Тбилиси, 1976. -127 с.
- Каэлас A.A. К вопросу о природе и выражении эмоций. Психологическое обозрение, т.1, № 3−4. — М., 1918, с.491−557.
- Кисловская В.Р. К вопросу об эмоциональном отношении школьников к коллективу. Вопросы психологии, 1971, № I, с.108−113.
- Кобляков В.П. Об истинности моральных суждений. Вопросы философии, 1968, № 5, с.61−71.
- Ковалев А.Г. Психология личности. Изд.3-е. М.: Просвещение, 1969. — 391 с.
- Ковалевская Н.Г. Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию: Дисс. .канд.пед.наук. Шнек, 1973. -185 с.
- Колбаско 1/1.И. Подготовка учащихся старших классов вечерних (сменных) школ к самообразованию: Автореф.дисс. .канд.пед. наук. Л., 1965. — 21 с.
- Колесник Л.С. Развитие потребности в самообразовании у старших школьников: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Красноярск, 1968. — 23 с.
- Конникова Т.Е. Роль коллектива в формировании личности школьника: Автореф.дисс. .докт.пед.наук. Л., 1970. — 57 с.
- Косназаров К. Воспитание честности и правдивости у учащихся начальных классов (на материале школ-интернатов Уз. ССР): Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Нукус, 1966. — 28 с.
- Косорукова В.П. Игры на сюкеты художественных произведений как средство формирования дружеских взаимоотношений в ок-тябрятской группе первого класса: Автореф.дисс. .канд.пед. наук. М., 1974. — 26 с.
- Котов Л.И. Развитие нравственных убеждений и привычек в процессе коммунистического воспитания. М.: Изд-во ВПШ и АОН, 1961. — 70 с.
- Котов Л.И. Методологические проблемы нравственного прогресса: Учебное пособие. Свердловск, 1974. — 162 с.
- Краснобаев И.М. Формирование нравственных понятий и убеждений у старших школьников: Автореф.дисс. .докт.пед.наук. -Ташкент, 1963. 34 с.
- ЮО.Крутецкий В. А. Понимание и оценка школьниками некоторых моральных качеств личности. Вопросы психологии, 1956, JS 2, с.74−88.
- ЗШ.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976.303 с.
- Кульчицкая Е.И. К проблеме нравственного развития ребенка /Развитие чувства стыда у детей дошкольного возраста/. Вопросы психологии, 1966, $ I, с.116−124.
- Курган Г. И. Специфика усвоения личностью нравственных ценностей и процесс воспитания. Вестник МГУ (серия-философия). — М., 1976, $ 6, с.44−54.
- Ю4.Лабунская В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица. В кн.: Психология межличностного познания/Под ред. Бодалева A.A. — М.: Педагогика, 1981, с.54−66.
- Ю5.Лаврентьева Г. П. Роль эмоций в овладении дошкольниками правилами взаимоотношений со сверстниками: Автореф.дисс. .канд^ психол.наук. Киев, 1982. — 22 с.
- Юб.Лавриненко А. И. К вопросу об устойчивости моральных суждений у школьников. Вопросы психологии, 1970, № 3, с.93−104.
- Левкович В.П. Моральные нормы регуляторы поведения личности. — Советская педагогика, 1976, № 3, с.96−106.
- Липкина А.И. 0 нравственной жизни школьника. М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Липкина А.И. Психология ребенка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения. Вопросы психологии, 1980, с.11−21.
- Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф.дисс. .докт.психолог.наук. М., 1974. — 35 с.
- Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания: Опыт методологического исследования. М.: Педагогика, 1974. -496 с.
- Лутошкин А.Н. Исследование эмоциональных состояний группы школьников: Автореф.дисс. .канд.психолог.наук. М., 1969. — 19 с.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
- Малащенко А.И. Проблема единства поведения и нравственных знаний в процессе воспитания подростков. Автореф.дисс.. канд.пед.наук. — М., 1965. — 19 с.
- Малиованов Л.А. Роль нравственного убеждения в формировании дисциплинированного поведения советских подростков: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. М., 1953. — 16 с.
- Малкова Т.Н. Восприятие экспрессии человеческого лица: Ав-тореф-дисс. .канд.психол.наук. М., 1981. — 24 с.
- Манышев Ю.Г. Убеждение как категория марксистско-ленинской философии: Автореф.дисс. .канд.филос, наук. Красноярск, 1969. — 31 с.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учебное пособие для студентов пед.институтов.-М.: Просвещение, 1980. 183 с.
- Матюхина М.В. Психология младшего школьника: Учебно-методическое пособие. М.: Просвещение, 1976. — 208 с.
- Машковский И.И. Рациональное и эмоциональное в нравственном развитии личности. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Менчинская H.A. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. В кн.: Психология формированияи развития личности/Отв.ред.Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981, с.306−319.
- Менчинская H.A., Мухина Т. К. Формирование научного мировоззрения как предмет психологических исследований. Советская педагогика, 1976, $ 4, с.26−34.
- Методы педагогических исследований/Под ред.А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 256 с.
- МихинаФормирование способности к нравственной оценке поступков у младших школьников: Автореф.дисс. .канд.пед. наук. М., 1975. — 18 с.
- Мокроусов H.H. Проблема нравственной оценки поступков (поведения). Вопросы философии, 1965, № 9, с.37−46.
- Момов В. Человек, мораль, воспитание /теоретико-методологические проблемы: Перевод с болг./Научн.ред.А. Г. Харчев. йзд.перераб. и доп. М.: Прогресс, 1975. — 162 с.
- Монахов Н.Я. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
- Монич К.И. Процесс воспитания гуманистических убеждений и гуманного поведения у учащихся старших классов: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. М., 1967. — 29 с.
- Моральный выбор/Под общ.ред.А. И. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 344 с.
- Мусаэлян Г. А. Зависимость формирования нравственных взаимоотношений школьников от их позиции в группе. В кн.: Нравственное воспитание учащихся общеобразовательной школы: Сборник научных трудов /Гл.ред.Н. И. Монахов. — М., 1974, с.49−53.
- Неверович Я.З. Развитие эмоционального предвосхищения результатов действия в дошкольном возрасте. В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества Психологов СССР: Тезисы докладов. — Тбилиси: Изд-во Мецниереба, 1971, с.660−661.
- Неделя Л.И. Гуманизм и научное управление нравственным формированием личности. Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1979. — 104 с.
- Нечаева В.Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. — 384 с.
- Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -96 с.
- Овчинников Р.Н. Педагогические убеждения учителя и их формирование. Советская педагогика, 1982, $ 4, с.85−90.
- Осеева В.А. Все шесте. М.: Сов. Россия, 1979. — 144 с.
- Очерки психологии детей /младший школьный возраст/ Под ред.
- А.Н.Леонтьева и Л. И. Божович. М.: Изд-во АШ РСФСР. -192 с.
- Палагина Н.И. Формирование моральных понятий у младших школьников: Автореф.дисс. .канд.пед.наук (по психологии). Л., 1957. — 16 с.
- Палманов Д. Воспитание чувства общественного долга у учащихся 3−4 классов средней школы: Автореф.дисс.. канд. пед. наук. -Ташкент, 1970. 32 с.
- Перов А. К. Некоторые психологические особенности процесса формирования убеждений. В кн.: Строительство коммунизма и форшрование нового человека. Уч.зап./Свердловский пед. ин-т.-Свердловск, сб.35, 1966, с.38−62.
- Платонов К.К. Психологический практикум: Учебное пособие для идцустриально-педагогических техникумов. М.: Высшая школа, 1980. — 165 с.
- Подберезин Й.М. Усвоение моральных норм школьниками. В кн.: Ученые записки Северо-Осетинского пед. ин-та, 1953, т. 19, с. 21−35.
- Приходько Ю.А. Форшрование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: Автореф.дисс. .канд.психол.наук. Мяев, 1980. -25 с.
- Прихожан A.M. 0 возрастном подходе в нравственном воспитании детей. Вопросы психологии, 1981, 2, с.143−149.
- Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: МП СССР, 1980. — 36 с.
- Проблемы формирования коммунистического мировоззрения/Под ред.М. Н. Алексеева и Я. Г. Огурцова. Шнек: Нар. асвета, 1975. — 208 с.
- Пути А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованию в спорте: Избранные лекции. М., 1973. -31 с.
- Равкин З.Н. Обучение как средство коммунистического воспитания учащихся. В кн.: Воспитание в процессе обучения. -М.: Учпедгиз, 1962, с.5−67.
- Радина К.Д. Эмоционально-нравственное воспитание пионеров: Учебное пособие. Л., 1976. — 150 с.
- Размыелов П.И. Эмоции младших школьников. В кн.: Психология младшего школьника/Под ред.Е. И. Игнатьева. — М.: Изд-во АПН РСФСР, I960, с.191−201.
- Рамишвили Д.И. К природе некоторых видов выразительных движений. Тбилиси, 1976.
- Рахманов Э. Педагогические условия формирования нравственных убеждений у старшеклассников /на материале опытно-экспериментальной работы в школах ТАССР/: Автореф.дисс. .канд. пед.наук. М., 1978. — 20 с.
- Редковец И.А. Диагностика уровня развития у учащихся психологической готовности к самообразованию. В кн.: Формирование у учащихся готовности к самообразованию /Волгоградский пед. ин-т имени А. С. Серафимовича. — Волгоград, 1975, с.179−192.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
- Рожкова Г. И. Восприятие эмоциональных интонаций: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1972. — 31 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: 0 месте психического вовсеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1957. — 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Рубцова Т.В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста. Вопросы психологии, 1956, № 4, с.83−94.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 184 с.
- Рута О.И. Основы методики формирования нравственных убеждений у учащихся общеобразовательной школы. Красноярск, 1959. — 464 с.
- Саклёшина Л.А. Патриотическое воспитание старшеклассников -в процессе обучения: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. М., 1980. — 19 с.
- Свадковский И.Ф. Воспитание правдивости и честности у детей: Лекция для родителей, 2-е изд. М.: йзд-во АПН РСФСР, 1956. — 31 с.
- Семенов Э.Ф. Влияние примера героической личности на формирование эмоционально-нравственного опыта: Автореф.дисс. .кавд. пед. наук. Л., 1972. — 20 с.
- Сидоренко О.И. Нравственные чувства, их место и роль в структуре морального сознания. В кн.: Вестник Моск. ун-та серия-философия, 1971, В 5) с.48−55.
- Словарь по этике/Под ред. Кон Й. С., 3-е изд. М.: Политиздат. — 392 с.
- Смирнов A.A. Вопросы психологии личности советского школьника. Советская педагогика, 1950, № 2, с.68−84.
- Смирнов Г. Л. Советский человек: Формирования социалистического типа личности. Изд.2-е доп. М.: Политиздат, 1973.415 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
- Строков Ю.П. Соотношение нравственных знаний и отношений в формировании личности старшеклассников: Автореф.дисс.. канд.пед.наук. Фрунзе, 1974.
- Субботский Е.Л. О «пристрастности» детского суждения. Вопросы психологии, 1978, № 2, с.81−89.
- Сусляева Е.Л. Анализ понятия «эмоции» и их влияние на нравственные отношения. В кн.: Методологический анализ некоторых философских категорий/Под ред.П. В. Попова. — М.: Высшая школа, 1976, с.145−157.
- Сухомлинский В.А. Избранные пед.сочинения: В 3-х т. Т.2/ Сост.О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1980, с.161−212.
- Сухомлинский В.А. Формирование коммунистических убеждений молодого поколения/Под ред.Н. И. Болдырева. М.: Изд-во АПН РСЗСР. — 176 с.
- Сысоенко И.В. О некоторых противоречиях процесса формирования коммунистических убеждений школьников старшего возраста. Советская педагогика, 1970, № 10, с.43−53.
- Титаренко А.И. Структура нравственного сознания: Опыт эти-ко-философского исследования. М.: Мысль, 1974. — 278 с.
- Титаренко Т.М. Функции эмоций в нравственном развитии дошкольника: Автореф.дисс. .канд.психол.наук. Киев, 1979. — 25 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. Душанбе, 1969, Изд-во «Ирфон». — 100 с.
- Фетисова Е.В. К вопросу о восприятии и определении эмоционального состояния по выразительным движениям. Психологический журнал, т.2, te 2, 1981, с.142−144.
- Фокина Н.Э. Некоторые особенности развития моральных суждений у детей. Новые исследования в психологии, 1978, if? 2, с.41−45.
- Формирование коммунистического мировоззрения школьников. -Под ред.Э. И. Моносзона. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, изд-во БГУ, 1972. — 363 с.
- Холостова Т.В. Моральная оценка и ее особенности. Вопросы философии, 1968, № 4, с.91−103.
- Целикова О.П. Развитие нравственных чувств. В кн.: Нравственное развитие личности/Научн.ред.О. П. Целикова. — М.: Московский рабочий, 1969, с.203−223.
- Шакирова Г. М. О целенаправленном формировании нравственных убеждений у школьников. Вопросы психологии, 1981, te 6, с.47−57.
- Шардаков М.Н. Формирование моральных понятий у младшихшкольников. Начальная школа, 1953, $ 6, с.9−13.
- Школьник Г. И. Проблема соотношения мировоззрения и убеждения у школьников. В кн.: Совершенствование учебно-воспитательного процесса: Проблема воспитывающего обучения/Отв. ред.В. С. Ильин. — Волгоград, 1976, с.37−47.
- Школьник Г. И. Проблема формирования коммунистических убеждений. Советская педагогика, 1976, $ 4, с.58−62.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л., Изд-во Просвещение Ленинградское отд-е, 1967. — 226 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Якобсон П.М. Изучение возрастных различий в сфере нравственных чувств и оценок школьников. Советская педагогика, 1960, № 5, с.55−63.
- Якобсон П.М. Психология чувств: 2-е доп. изд-е. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 384 е.
- Якобсон П.М. Эмоции школьника, их распознавание и воспиташе. Народное образование, 1966, Л 4, с.1−16. 200. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. — М.: Просвещение, 1966. — 291 с.