Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-экономические императивы безопасности в системе индикаторов регионального развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рабочая 1ипогеза диссертационного исследовании состоит в предположении существования социально-экономических императивов обеспечения экономической безопасности региона, ориентированных на создание условий устойчивою экономического развития полисубъектной мезоэконо-мической системы. При этом важными условиями обеспечения устойчивости экономического развития региона в контексте… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ 15 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. 1. Методоло1 ичсскис основы анализа экономической безо- 15 пасности
    • 1. 2. Формирование системы пороговых значений социально- 34 экономических индикаторов безопасности
    • 1. 3. Принципы выделения системы индикаторов экономиче- 59 ской безопасности
  • 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ 75 БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 2. 1. Концептуальные основы обеспечения экономической 75 безопасности peinona
    • 2. 2. Сравнительно-парадигмальный анализ социально- 89 экономических индикаторов безопасности pei ионов России
  • 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ 110 СИСТЕМЫ ИНДИКАТОРОВ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
    • 3. 1. Разработка оптимальной системы социально- 110 экономических показателей безопасности, характеризующей устойчивое развитие региона
    • 3. 2. Методика осуществления мониторинга устойчивости раз- 130 вития pei иона на основе системы социальноэкономических показателей безопасности

Социально-экономические императивы безопасности в системе индикаторов регионального развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Последнее десятилетие XX и начало XXI века России ознаменовались широкомасштабными и глубинными преобразованиями, которые в корне изменили основы социально-экономическою строя страны. В условиях трансформационных переходов, неустойчивости институциональных структур трудно переоценить важность обеспечения национальной экономической безопасноеги.

В этот период существенно возрастают угрозы национальным интересам страны, в том числе таким фундаментальным, как обеспечение политической и экономической независимости, сохранение суверенитета и территориальной целостности, обеспечение необходимою уровня и качества жизни граждан. Влияние современных экономических процессов глобального характера на условия рыночных преобразований в России предопределяет необходимость теоретического исследования основных факторов, оказывающих существенное воздействие на развитие экономической системы общества. К числу таких важнейших факторов современного общественною развития следует отнести государственную политику в области обеспечения национальной экономической безопасности.

Идея воспроизводственной устойчивости системы напрямую связана с доктриной безопасного развития, выступающею в качестве ее каркасно-несущей конструкции и одновременно — императива ее реализации. Обеспечение безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз, но и на осуществление комплекса мер по укреплению и развитию прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционною строя, суверенитета и территориальной целостности государства.

Все вышеизложенное актуализирует необходимость выявления условий безопасного развития народнохозяйственного комплекса государства в целом и ею региональных элементов. При этом в качестве одного из критериев, характеризующих жизнедеятельность хозяйственных систем предлагается использовать экономическую безопасность, что обусловливает необходимость формирования механизма ее практическою обеспечения.

Степень разработанности исследуемой проблемы. Исследования принципов функционирования экономических механизмов воспроизводства в контексте обеспечения экономической безопасности достаточно широко освещены в отечественной и зарубежной литературе.

Проблема взаимовлияния национального и мирового хозяйства была предметом изучения А. Смита и Д. Рикардо. Позднее эти исследования продолжали рассматривать такие ученые, как Дж. Кейнс, А. Маршалл, Б. Олин, П. Самуэльсон.

Российская экономическая наука имеет богатый научный потенциал в сфере исследования экономической безопасности, представленный трудами современных ученых: Сухарева Т. Я., Овчинников В.II., Кобрина Ю., Обо-ленкскою В.П., Сенчаюва В. К., Медведьева В., Белокрыловой О. С., Некрасова В. Н. Методология изучения объекта экономической безопасности разработана Жандаровым A.M., Петровым А. А., Абалкиным Л. И., Беловым II.Г. Дюбуа Д., 11радом А., Чернышевым СЛ.

Исследование особенностей открытой экономики как макроэлемента мировою рыночною хозяйства представлено в работах С. Глазьева и А. Ки-реева. В достаточной степени уникальными являются попытки А. Илларионова и А. Улюкаева проанализировать воздействие открытости экономики, как составляющей индекса экономической свободы на национальное развитие.

Проблемы теоретико-методологическою анализа внутренней и внешней безопасности и вопроса их первичности получили развитие в работах экономистов: Соснина А. С., Прыгунова П. Я. Исследования и выводы советских ученых о постоянном воздействии угроз на экономическую систему и их предотвращении были разработаны такими учеными, как Олейниковым Е. А., Алешиным В. А., Сухаревым Т. Я., May В., Хайфецом Б., Кетовой II.П., в свою очередь, вопрос определения источников внутренних и внешних угроз просматривается в работах Астапова К. Л., Кобрина 10., проблемой первичности вышеперечисленных угроз занимались Венчаков Г. С., Одинцов А. Л., Гончаренко JI.II., Куденко Е. С., Гусев B.C., Демин В. А., Кузин Б.И.

Область интересов по вопросам отбора и формирования системы показателей экономической безопасности затрагивается в работах mhoihx ученых-экономистов: Глазьев С. Ю. допускает возможность разработки интегральною показателя экономической безопасности и определения ею порогового значения, что будет способствовать более объективному и быстрому анализу ситуации и предотвращению вероятности наступления угроз, сотрудники ИЭ РАН используют сценарный анализ макропоказателей ре1иона для формирования модели межрегиональной системы безопасности.

Проблемой определения сущности и роли экономической безопасности региона в системе национальной безопасности, а также построением классификационных признаков современных показателей-индикаторов экономической безопасности региона занимались следующие ученые: Герасимов А. П., Дронов Р., Заашвили В.

В настоящее время в России вопросами мониторинга экономической безопасности активно занимаются Голубцов А. Н., Зобнев А. В., Мацур С. В., Сеганов С. В. Среди исследователей проблемы создания типологии регионов в зависимости состояния системы и, влияющих на нее видов можно отметить таких ученых, как Котил ко В., Орлова Д., Штульберг Б.М.

Несмотря на разностороннее изучение вопросов экономической безопасности на национальном и региональном уровне, в научной литературе не нашел достаточно полного отражения ряд проблем. В частности, ощутим дефицит в работах, посвященных созданию единой методологии определения пороговых значений индикаторов границ поля безопасного функционирования экономики региона, а также проблема повышения действенности государственного механизма обеспечения экономической безопасности.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в определении социально-экономических императивов экономической безопасности региона в системе индикаторов опасных состояний региональных хозяйственных комплексов.

Реализация поставленной цели исследования потребовала последовательного решения следующего комплекса взаимосвязанных задач:

— систематизировать представления о теоретических и методологических аспектах изучения экономической безопасности;

— сформулировать принципы формирования системы индикаторов экономической безопасности;

— проанализировать алюритмы определения пороювых значений социально-экономических индикаторов безопасности;

— дать концептуальное обоснование системы обеспечения экономической безопасности региона;

— провести сравнительно-парадигмальный анализ рекомендуемых систем социально-экономических индикаторов безопасности регионов России;

— разработать модель оптимальной системы социально-экономических показателей безопасности, характеризующих устойчивое развитие per иона;

— обосновать методику осуществления мониторинга устойчивости развития региона на основе системы социально-экономических показателей безопасности.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является система факторов, обеспечивающих экономически безопасное состояние регионального народнохозяйственною комплекса.

Предметом выступает отношение социально-экономических императивов экономической безопасности региона на обеспечение условий устойчивого социально-экономического развития региона.

Теоретко-методологическую основу исследования составляют фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых, реализующих политико-экономический, неоклассический и институциональный подходы к анализу функционирования национального и региональною хозяйства. В ходе разработки концепции были использованы: неоклассическая теория рынка, теория переходной экономики, теория институциональной экономики, теория экономической безопасности, прогнозные разработки государственных, региональных и ведомственных органов.

Инс1руме1парио-!е1 одический аппарат работы. В основу исследования поставленной проблемы и решения этапных задач положены общенаучные методы историко-генетическою, системно-функциональною, компаративистскою анализа, а также специфические методы экономическою исследования — экономико-статистического, субъектно-объектною, категориальною, институционального анализа. В процессе разработки проблемы применялись методы монографического исследования, структурно-функциональною анализа, статистической обработки информации, а также принципы единства экономической теории, политики и практики, качественного и количественного анализа и синтеза.

Информационно-эмпирическую базу исследовании составляют данные Росстата, ею территориального органа по Ростовской области, материалы монографий, статей и периодических изданий отечественных и зарубежных экономистов, научно-пракгических конференций, симпозиумов, семинаров по фундаментальным вопросам экономической теории и проблемам экономическою регулирования результатов хозяйственной деятельности.

В ходе предпринятого анализа автор использовал программные и прогнозные разработки государственных органов Российской Федерации, федеральные директивные и нормативные документы, нормативные правовые акты федерального, региональною и местного уровня, определяющие направления устойчивою развития и экономической безопасности России.

Рабочая 1ипогеза диссертационного исследовании состоит в предположении существования социально-экономических императивов обеспечения экономической безопасности региона, ориентированных на создание условий устойчивою экономического развития полисубъектной мезоэконо-мической системы. При этом важными условиями обеспечения устойчивости экономического развития региона в контексте эволюционно-функциональною подхода к управлению динамическими социально-экономическими системами выступают: создание гибкой системы отбора и нормативною закрепления индикаторов оценки экономической безопасности, осуществление перманентного мониторинга изменений экономики ре-1иона и проверка на соответствие им параметров социальной, продовольственной, финансовой, духовно-нравственной, политической, оборонной, эколог ической, демографической компонентов жизнедеятельности регионалыго-ю социума. Определение пороговых для данной социально-экономической системы значений индикаторов экономической безопасности представляет собой начальную итерацию предлагаемого алгоритма управления развитием региона, способного обеспечить возможность учета территориальной, национальной и социокультурной специфики конкретного регионального образования.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Наиболее значимыми социально-экономическими императивами на трех уровнях экономической системы макро-, мезои микроуровнях являются: экономически безопасное развитие отдельных институциональных агентов, их региональных образований и факторов устойчивого и безопасного развития народохозяйственного комплекса в целом. В своем взаимодействии императивы составляют органическую систему процесса обеспечения экономически безопасною развития макросистемы, что позволяет сформулировать механизм создания, корректировки, сохранения условий безопасною социально-экономическою функционирования на каждом из рассмотренных уровней с особой концентрацией усилий на промежуточном мезоуровне, способном сочетать в себе рыночные и государственные механизмы управления экономическими интересами.

2. В структуре системы отношений экономической безопасности различают три агрегированных уровня: международный, национальный, региональный. Международная экономическая безопасность характеризует такое состояния мировой экономики, при котором обеспечивается взаимовыгодное сотрудничество стран в рамках мировой торговли и международною разделения труда, а национальная экономическая безопасность — состояние национальной экономики, при котором она функционирует в режиме расширенною воспроизводства, то экономическая безопасность региона — это не столько состояние защищенности региональных интересов, сколько способность региональной власти создавать эффективные механизмы по обеспечению конкурентоспособности экономики региона, социально-экономической стабильности и устойчивости развития территории как относительно самостоятельной структуры, органически интегрированной в национальную экономику.

3. В структуре экономической безопасности выделены два составляющих компонента: внутренний и внешний. Внутренняя безопасность является доминирующей в системе национальной экономической безопасности, ее роль заключается в таком состоянии, которое не нарушает способности самоподдерживаемою развития в условиях внешних (высокая зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктурывысокий уровень внешнего государственною долга и др.) и внутренних угроз (сокращение численности населения и его старениедеградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа многих малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, образования и культурынегативное воздействие социально-экономических условий на качество жизниполитическая нестабильность, низкая конкурентоспособность и др.).

4. Механизм обеспечения экономической безопасности макросистемы включает три блока составляющих его элементов: 1) системы показателей (индикаторов) безопасного функционирования и развития экономической системы, которая подразделяется на несколько групп (экономические, социальные, финансовые индикаторы), 2) пороговых значений данных индикаторов, позволяющих отслеживать и предупреждать возможные экономические угрозы, 3) инструменты управленческою воздействия на факторы экономической безопасности народохозяйственного комплекса. При этом доминирующее значение в механизме обеспечения экономической безопасности отводится критериям ее оценки (объем ВРП, уровень инфляции, уровень безработицы) и их пороговым значениям, несоблюдение которых препятствует устойчивому развитию экономической системы.

5. Для каждою субъекта мезоуровня определены адаптированные индикаторы экономической безопасности, необходимые для оценки успешности предпринимаемых действий в направлении обеспечения безопасного функционирования регионов, сравнения уровней и темпов развития экономики регионов в структуре народного хозяйства в целом и на этой основе корректировке направления и реализуемых мероприятий в структуре проводимой социально-экономической политики на макрои мезоуровнях национальной экономики. На примере Ростовской области была определена система из 20 показателей, которые наиболее целесообразно использовать для региона с данными характеристиками.

6. Разработка и реализация стратегии устойчивого экономически безопасного развития на общероссийском уровне предполагает обеспечение оптимальной хозяйственной специализации регионов в интересах национальной экономики. На метарегиональном выделяются приоритетные проблемы территориального развития и определяются возможные последствия для различных групп субъектов Федерации при выбранных вариантах решения межрегиональных проблем, а также наиболее целесообразные коллективные действия, направленные либо на снижение потерь в результате воздействия процессов природного характера, либо на получение дополнительного эффекта. На региональном — разрабатываются меры по обеспечению самодостаточности, стабилизации социально-экономическою положения и усилению комплексного характера развития хозяйства регионов на базе рациональною и эффективною использования имеющихся ресурсов и предпосылок, создания полюсов роста и формирования собственной дееспособной экономической базы. На субрегионашюм — важнейшим направлением является обеспечение финансово-экономической базы юродских и сельских муниципальных образований, достаточной для поддержания и развития социальной инфраструктуры, бюджетного обеспечения сферы обслуживания населения и осуществления мер государственной социальной политики, гарантированной защиты и поддержки лиц нетрудоспособного возраста или состояния.

Научная новизна диссертационною исследования состоит в развитии концепции экономической безопасности, состоящей в определении основных социально-экономических императивов безопасною экономического развития региона, в формировании системы инструментов, способствующих раннему диагностированию и предотвращению возможных угроз развития региональною хозяйственною комплекса, в частности, и национальной экономики в целом. Основой концепции является оценка состояния экономической безопасности и разработка адекватной региональной программы в указанной сфере как доминирующего элемента в формировании и проведении национальной политики в области государственной экономической безопасности. Конкретно элементы новизны состоят в следующем:

1. Выявлены основные социально-экономические императивы обеспечения безопасною функционирования национальной экономической системы, включающие подсистемы социальной, экономической, политической, продовольственной, демографической и др. безопасности, ресурсную основу достижения которых формирует экономическая безопасность, реализующая потенциал функционирования экономической системы, предложена их классификация на основе стратегических и тактических целей проводимой национальной экономической политики, что вносит определенный вклад в развитие теории экономической безопасности.

2. Разработана методика выбора адекватных территориальной специфике индикаторов региональной экономической безопасности на основе выявления особенностей обеспечения экономической безопасности региона как создания условий формирования и поддержания необходимою уровня конкурентоспособности pei иональной экономики, социально-экономической стабильности и устойчивою развития территории, включающий шесть этапов: 1) анализ применяемых в современных условиях индикаторов региональной экономической безопасности, 2) определение приоритетных сфер воздействия индикаторов, 3) группировка и отбор индикаторов для целей проводимого мониторинга, 4) оценка региональных кризисных ситуаций, 5) определение пороювых значений наиболее важных показателей, рассчитанных как граничные значения, обеспечивающие возможность воспроизводственного функционирования региона, 6) оценка на основе избранных индикаторов режима функционирования действующих в pei ионе товарных рынков как центров территориальной организации хозяйственной деятельности.

3. Предложен механизм обеспечения экономической безоиасносш на уровне национального хозяйства посредством передачи части функций по созданию условий экономически безопасного развития с точки зрения защиты от внутренних угроз на уровень региона как первичного звена стратегическою управления функционированием народнохозяйственною комплекса страны, в то время как на макроуровне могут быть сосредоточены функции по противодействию внешним угрозам, а также обеспечению согласования экономических интересов отдельных регионов с тем, чтобы не нарушалось экономическое равновесие в рамках экономики страны в целом, а также не допустить неравномерности социально-экономическою развития регионов.

4. Проведено ранжирование индикаторов экономической безопасности национального хозяйства и их пороговых значений, которые выступают основными инструментами идентификации внешних и внутренних угроз, как факторов, противодействующих устойчивому экономическому развитию, а также оценка процедура согласования показателей экономической безопасности и устойчивого развития, позволившая выявить основные блоки показателей, способных дать адекватную оценку: концепции национальной безопасности, определить национальные интересы страны в сфере экономики, выявить угрозы и обосновать индикаторы экономической безопасности, установить пороговые значения этих индикаторов, смоделировать организационные структуры и предложить правовое обеспечение экономической безопасности.

5. Выработана система критериев оценки показателей безопасности субъекта мезоуровня, что позволило дифференцировать регионы по состоянию их социально-экономической безопасности и показать применимость предложенных индикаторов (универсальных и специфических) и на основе проведенного анализа сформулировать концепцию безопасного устойчивого развития для конкретного административно-территориального образования, имеющего специфические черты мезоэкономического хозяйствующего субъекта, что позволит дифференцированно подходить к выработке экономической политики на национальном уровне.

6. Предложена методика разработки стратегии экономической безопасности региона на основе изучения специфики стратегии управления экономической безопасностью на агрег ированных уровнях национальной хозяйственной системы, включающий ряд последовательных итераций: во-первых, формулирование региональных интересовво-вторых, выявление внутренних и внешних угроз экономической безопасностив-третьих, оценка выявленных угроз по состоянию различных индикаторов на предмет соотношения их с пороговыми значениямив-четвертых, определение типа состояния экономики региона — нормальное, предкризисное, кризисное, критическоев-пятых, формирование экономической политики региона, выработка, реализация и контроль над соблюдением мер по обеспечению экономической безопасности региона.

Тсорешческая значимоеп> рабоп, 1 состоит в концептуальном обобщении положений теории экономической безопасности, обосновывающих объективность и необходимость перехода к устойчивому развитию, и выделении экономической безопасности как приоритетною фактора его обеспечения в стране в целом и каждом регионе в отдельности. Исследование может явиться основой для разработки перспективных направлений политики в сфере устойчивого развития и экономической безопасности. Предложенную в работе Концепцию экономической безопасности и устойчивого развития можно использовать для разработки стратегии развития экономики Ростовской области. Теоретические выводы исследования могут быть использованы при разработке программ учебных курсов «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Национальная и региональная экономическая безопасность».

Практическая значимость рабоп.1 состоит в разработке концептуальной модели построения эффективной государственной политики в области экономической безопасности на основе выявления специфических характеристик экономических субъектов мезоуровня. Разработанный алгоритм выбора индикаторов состояния экономической безопасности региона носит универсальный характер и может быть использован для формирования политики экономической безопасности каждого отдельною субъекта Российской Федерации. Основные выводы и рекомендации могут быть использованы в практике директивных и хозяйственных органов.

Апробация резулыатв работы.

Основные положения, теоретические обобщения и практические выводы исследования были представлены на вузовских научно-практических конференциях в г. г. Ростове-на-Дону, Таганроге, на заседаниях научного общества «Ростовская экономическая инициатива», а также на региональных совещаниях и круглых столах по вопросам региональной экономической безопасности. По теме диссертационного исследования опубликовано 3 работы, отражающие основное содержание исследования, общим объемом 3 п. л.

Структура диссер1ациониой работы и содержание исследования определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование природы экономической безопасности, как решающего механизма обеспечения устойчивости развития экономической системы позволяет сделать ряд выводов:

1. Под безопасностью следует понимать защищенность состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессивное развитие общества в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, источником возникновения которых служат внуфенние и внешние противоречия.

2. Различают несколько уровней экономической безопасности, наиболее важным из которых выступает национальный уровень экономической безопасности, который предстает как такое состояние общества и институтов власти, при котором обеспечивается стабильная защита национальных интересов, социально ориентированное развитие страны, достаточный экономический и оборонный потенциал для стабилизации ситуации даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов.

3. Устойчивость и безопасность — важнейшие характеристики экономической системы. Каждое из них по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость отражает прочность и надежность элементов системы, вертикальных и горизонтальных связей внутри системы и при ее взаимодействии с внешней средой, что способствует ослаблению конфликта со средой, и в конечном итоге, развитию системы и общественному прогрессу. А безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения его способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и труднонрог нозируемых факторов.

4. На экологическую устойчивости России в ближайшее время влияет ряд факторов. Экологическое воздействие некоторых из них можно однозначно определить как негативное: наращивание экстенсивной добычи сырьевых ресурсов, продолжение природно-экспортной политики, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий и разрушение обширных естественных экосистем, рост числа техногенных аварий из-за износа оборудования, изменение структуры энергетического баланса в результате частичной замены газа углем и др. В этих условиях обеспечение устойчивого развития требует проведения глубоких структурно-технологических изменений, а также инновационных трансформаций в экономике, а в конечном итоге — изменение макроэкономической политики.

5. Особенности функционирования систем позволяют различать внутреннюю и внешнюю составляющие безопасности, первая из которых предполагает существование системы, которое не нарушает ее способность самоподдерживаемого развития в условиях внешних и внутренних угроз, в то время, как вторая предполагает способность системы взаимодействовать со средой без нарушения ее важнейших параметров. В этой связи внешняя безопасность является фактически основой выявления взаимосвязи между обеспечением экономической безопасности и устойчивости развития национального хозяйства.

6. Существование любой системы в целом и экономической системы в частности предполагает разделение ее среды на внутреннюю и внешнюю, что обусловливает возможность возникновения угроз ее функционирования как внутри самой системы, так и вне ее. Это позволяет говорить о возможности осуществления внешних и внутренних угроз национальной безопасности в целом и экономической ее составляющей в частности. При этом по мнению многих ученых наиболее серьезные угрозы представляют собой внутренние, однако, в условиях всеобщей интеграции и глобализации национальных экономик, отмечается возрастающая роль внешних угроз, как источника разрушения экономической системы, не зависящей от особенностей ее деятельности.

7. Процесс обеспечения экономически безопасного устойчивого развития предполагает выработку долгосрочных программ, которые подразумевают постановку конкретных показателей, гго которым будет проводится сверка предшествующего состояния экономической системы и ее приближение к требуемому положению.

8. Особый характер безопасности экономической системы, как пограничного состояния между опасным и безопасным на первый план выдвигает не сами критерии угроз, а пороговые значения функционирования экономической системы, которые способны сигнализировать о надвигающейся угрозе и необходимости принятия четко определенных мер для ее предотвращения. Критерии экономической безопасности, как нижнею, порогового состояния устойчивости экономической системы должны быть составной частью общей системы показателей устойчивости развития, что предполагает значительную степень свертывания частных случаев возможных угроз и формирование некоего интегрального показателя, способного в наиболее явном виде сигнализировать о приближении опасного состояния.

9. В связи с многоуровневой структурой народнохозяйтсвенной системы, актуализируется анализ обеспечения устойчивого развития на макро-, мезои микроуровнях. 11ри этом на межрегиональной уровне приоритетными являются проблемы согласования интересов различных административно-экономических образований странына региональном — разработка мер по стабилизации социально-экономического положения и усилению комплексного развития хозяйства регионов на базе рационального и эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.

10. Для обеспечения устойчивого развития на региональном уровне, необходимо изучение состояния экономической безопасности на уровне государства, а также выявление действия ее факторов на региональном уровне. А многообразие видов регионов со специфическими условиями внутренней и внешней среды обусловливают необходимость формирования собственных концепций устойчивого развития в каждом регионе страны. Что будет в целом обеспечивать успешность общенациональной концепции устойчивого развития.

11. Основными принципами экономической безопасности на региональном уровне следует считать: поддержание устойчивых темпов экономическою роста, обеспечение контроля за рациональным использованием природных ресурсов, сохранение реальных и потенциальных возможностей производства с учетом требований научно-техническою прогресса, поддержание стабильности трудовых ресурсов и уровня занятости, обеспечение экономическою порядка, соблюдение требований временной стратификации, сохранение достойного уровня жизни населения путем достижения пороговых значений экономических нормативов, принятых в мировой практике, возможность на договорной основе оказывать помощь сопредельным территориям, а также возможность проведения собственной экономической политики в рамках системы экономическою либерализма.

12. В современных условиях обеспечение и поддержание высокой конкурентоспособности региона является основной стратегической задачей в укреплении экономической безопасности как per иона, так и страны в целом, однако не единственной. Для обеспечения экономической безопасности требуется решение и других задач и проблем, в том числе связанных с поддержанием функционирования экономики в чрезвычайных ситуациях, с преобразованием отношений собственности, с резким расслоением общества на богатых и бедных, предотвращением криминализации экономики, взаимодействием с другими регионами федеративного государства при соблюдении баланса региональных и общенациональных интересов.

13. Система экономической безопасности региона включает ряд основных элементов, среди которых: региональные интересы, выявление угроз экономической безопасности региона, а также оценка угроз по различным критериям и показателям, среди которых основными являются социально-демографические, экономические, показатели продовольственной безопасности, инвестиционные индикаторы, финансовые, а также индикаторы, харак-териз)ющие результативность институциональных преобразованийопределение пороговых значений основных показателейформирование экономической политики региона и выработка эффективных механизмов по предотвращению угрозцеленаправленное организованное обеспечение защиты экономической безопасности pei иона.

14. Важной проблемой обеспечения экономической безопасности регионов представляет разработка индикаторов, позволяющих своевременно предвидеть и предотвратить надвигающуюся угрозу. Алгоритм выработки индикаторов региональной экономической безопасности предполагает прохождение шести этапов: анализа применяемых в современных условиях индикаторов региональной экономической безопасности, определение приоритетных сфер воздействия индикаторов, группировка и отбор индикаторов для целей исследования, оценка региональных кризисных ситуаций, определение пороговых значений наиболее важных показателей, и, наконец, оценка на основе избранных индикаторов существующих в регионе товарных рынков.

15. При этом проведение политики обеспечения экономической безопасности на уровне Ростовской области, как представляется, необходимо сочетать с мониторингом социально-экономического развития области, как системы индикаторов, высвечивающих слабые стороны государственных мероприятий, а также комплекса мер, срабатывающих автоматически для предотвращения надвигающихся угроз. Система мониторинга должна охватывать возможные основные угрозы экономической безопасности ростовской области. А это фактически означает, что необходимо проведение действий органов государственной власти по разработке и реализации мер по предотвращению угроз экономической безопасности и достижения устойчивого развития по всем сферам и отраслям экономики. Финансирование мероприятий по обеспечению экономической безопасности и достижения устойчивого развития должна осуществляться за счет средств федерального, областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований, иных источников в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. Страна располагает всеми условиями для вывода экономики на путь устойчивою роста // Экономист. 1996. — № 1.
  2. Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение// Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  3. Абалкин JI. H, Экономическая безопасность России // Вестник РАН.1997.-№ 9.
  4. В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: 2000.
  5. А. Нейтрализуя угрозы // Труд. 2001.-9 февр.
  6. А., Инриллигейтор М., Макинтайр Р., Теолор JI. Политическая экономия развития и стратегии эффективного перехода // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. 1996. — № 1.
  7. А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  8. К.Л. Стратегия экономической безопасности России в контексте мирохозяйственных связей // Вестник московскою университета. Сер.6. Экономика. — 1999. — № 3.
  9. С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия -XXI. 2001. — № 2.
  10. С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2002. — № 10.
  11. В.В. Экономическая безопасность государства. М., 2001.
  12. Дж., Кристснсен К. Прорывные технологии: быть на волне. -Вестник молодых ученых. Серия: экономические науки, 1999. № 1(4)
  13. А. Основные условия устойчивости экономики // Экономист.1998.-№ 11.
  14. А. Условия экономического роста // Экономист. 1998. — № 2.
  15. В., Матросова Е. Приоритеты развития экономики и его условия // Экономист. 1999. — № 9.
  16. Белая книга российских спецслужб/Обозреватель. Проблемы. Анализ. Прогнозы.-М., 1995.
  17. П.Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. М.: ГНТП «Безопасность», 1996.
  18. А. Бизнес-идея развития // Эксперт. 2005. — № 38 (484).
  19. М. Экономическая безопасность наукоемких производств // Вопросы экономики. 1999. — № 9.
  20. Н. Об обеспечении экономической безопасности России // Экономист. -1996. -№ 4.
  21. АЛ. Состояние и динамика социальной и эколого-экономической устойчивости России и ее регионов // Весгник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1997. — № 5.
  22. С. Россия на пути антиустойчивою развития? // Вопросы экономики. 2004. -№ 3.
  23. С., Сидоренко В., Сфонов 10., Авалиани С., Струквоа Е., Голуб А. Макроэкономическая оценка издержек для здоровья населения России от загрязнения окружающей среды. М.: Фонд защиты природы, 2002.
  24. И.Я. Экономическая безопасность России: цифры и факты, 1992- 1998.-М., 1999.
  25. О.Т. Моя летопись переходного времени. М., 2000.
  26. Большой экономический словарь/Под ред. А. П. Азрилиана. М.: Институт новой экономики, 1999.
  27. М. Глубокие кризисы и реформа // Вопросы экономики. 1997. -№ 2.
  28. Бурцев В. В, Проблемы государственной экономической безопасности //Финансы.-2003.-№ 8.
  29. Е. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии, показатели // Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  30. И. Трудовые ресурсы России: концепция развития и использования // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 9.
  31. Ван Дирен В., Хеммелинк М. Цена природы // Экономика матери-Земли. Экономические проблемы развитых капиталистических стран Европы и США на рубеже 1980-х годов. Реферативный сборник.- М., 1981.
  32. Н.П., Дэлиев М. Т., Урсул А. Д. Экономическая безопасность: институциональный подход. М., 2000.
  33. Г. С. Экономическая безопасность. СПб.: Вектор, 2005.
  34. А. Демографический потенциал России // Вопросы экономики. 1998.-№ 5.
  35. А. Дания: устойчивый рост // Мировая экономика и международные отношения. 1998. — № 8.
  36. В. Российская экономика в 99-м году // Экономист. 1999. -№ 12.
  37. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 1999. — № 1.
  38. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого развития // Вопросы экономики. 1999. — № 1.
  39. Воронин Г1.М. Анализ и оценка экономической безопасности региона: Автореф. дис. Канд. Экон. Наук. П. Новгород, 2001.
  40. Е. Аномалии экономического роста // Вопросы экономики. -1996. -№ 12.
  41. А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М.: РАГС, 2001.
  42. М.И., Кузнецов П. Г. Розенберг В.А, Математическое обеспечение управления. Мера развития общества. М.: Радио и связь, 1996.
  43. А.П. Экономическая безопасность российской государственности: экономико-правовые аспекты. СПб., 2001
  44. С. Как добиться экономического роста? (макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения) // Российский экономический журнал. 1996. — № 5,6.
  45. С. Основа обеспечения экономической безопасности страны -альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. 1997. -№ 1.
  46. С. Стабилизация и экономический рост // Вопросы экономики.- 1997. -№ 1.
  47. С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегии экономическою роста на пороге XXI века. М., 1997.
  48. С.Ю. Проблемы прогнозирования макроэкономической динамики // Экономика и математические методы. 1999. — Том.35. — № 3.
  49. С.Ю. Стратегия экономического роста // Достижения науки и техники ЛИК. 1999. -№ 1.
  50. А.Н., Зобнев А. В., Мацур С. В., Соганов С. В. Обработка данных в задаче мониторинга экономической безопасности региона // Труды научной конференции по радиофизике. ННГУ, 2004.
  51. Гончарено J1.II., Куценко Е. С. Управление безопасностью. М.: Кро-нус, 2005
  52. А. Вопросы безопасности экономики России // Экономист.- 1995.-№ 10.
  53. Государство в меняющемся мире // Вопросы экономики. 1997. — № 7.
  54. А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики // Экономическая наука современной России. 2001. -№ 3.
  55. А.Д. Экономический рост в странах Южной Азии. М., 1988.
  56. В. В поисках пути к экономическому росту // Вопросы экономики. 1998. -№ 8.
  57. И., Иванов 11. Экономический рост: теория и мировая практикам // Экономист. 1996. — № 6.
  58. B.C., Демин В. А., Кузин Б. И., Медников М. Д. и др. Экономика иорганизация безопасности хозяйствующих субъектов. СПб.: Питер, 2004.
  59. Г. и др. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. -М.: «Дашков и К0», 2002.
  60. М.И. Реструктуризация финансовой системы России как условие перехода к экономическому росту // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. 1999.-№ 5.
  61. А. А. Экономический рост и глобализация технологическою развития // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 1.
  62. А.А. Факторы HTII в современной рыночной экономике. М.: Наука, 1994.
  63. Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие будущее Российской Федерации // Россия на пути к устойчивому развитию. — М., 1996.
  64. Доклад Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию Рио-де-Жаиейро, 3−14 июня 1992, ООН, Ныо-Йорк, 1993, T.I.
  65. Доклад о мировом развитии 2000/2001 года. Наступление на бедность. -М.: Весь мир, 2001.
  66. Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2001. — № 2.
  67. Д., Прад А. Теория возможностей. Приложения к представлен-нию знаний и информатика. -М.: Радио и связь, 1990.
  68. В.А., Потапская М. А. Инвестиции как фактор экономического ростам // Финансы. 1999.- № I.
  69. Н., Федоров А. Введение в OLAP-технологии Microsoft. М.: Диалог-Мифи, 2002.
  70. В., Шиллер Ф., Никитина Е. Экономическая безопасность России: региональный уровень // Вопросы экономики. -1995. № 3.
  71. В. Национальная экономическая безопасность // Общественные науки и современность. 1995. — № 2.
  72. Зуб А.Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. М.: Генезис, 2001.
  73. Е. Индикативное планирование развития экономики // Экономист. 1993.-№ 9.
  74. Е. Экономическая безопасность России // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2001. — № 11.
  75. Л. Как создать капитал // Эксперт. 2005. — № 1 -2 (449).
  76. Л. Инфляция и экономический росту // Вопросы экономики. 1997. — № 8.
  77. А. Как Россия потеряла XX столетие // Вопросы экономики. 2000. — № 1.
  78. А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. — № 10.
  79. Ф., Кушникова И., Абыкулова Г., Каширская С. Альтернативы развития экономики // Экономист. 1999. — № 11.
  80. А. Организованная преступность и ее тенденции в России // Организационно-правовые меры борьбы с организованной преступностью. Материалы межведомственной научно-практической конференции. Воронеж, 1999.
  81. Ю. К вопросу об обеспечении стратегии экономической безопасности России // Экономист. 1999. — № 7.
  82. В. Политика стабилизации и экономического роста (региональный аспект) // Экономист. 1999. — № 7.
  83. А. Современные тенденции развития мировой экономики и некоторые выводы для России // Общество и экономика. 1999. — №¾.
  84. Е., Донченко В., Лосев К., ФРОлов А, Экология экономика — политика. — СПб., 1996.
  85. Н.Д. К вопросу о понятии экономической статики, динамики и конъюнктуры // Социалистическое хозяйство. 1924. — Кн. 2.
  86. Ю.Д., Ткаченко Г. Е., Гальперова Е. В. Стратегия Экономического роста и энергопотребление // Известия Российской Академии Наук.1. Энергетика. 1999. — № 2.
  87. Я. Устойчивый рост как важнейший приоритета // Вопросы экономики. 1996. -№ 10.
  88. И. Россия в мировой экономике: проблема самоопределения // Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 10.
  89. Ю. Поправки на ветер // Эксперт. 2005. — № 28 (475).
  90. В., Орлова Д. Рынок хрома в свете проблем экономической безопасности // Маркетинг. 1996. — № 2.
  91. А.И. Социология. М.: Академический проект, 2001.
  92. Н.Д., Федоров В. Г., Сергеев М. Ф. Вопросы оценки экономической безопасности региона // Вопросы статистики. 2001. — № 2.
  93. В. Правдина С. Сопоставление уровней производительности труда в промышленности России, США и Германии за 1992 год // Вопросы экономики. 1998. — № 1.
  94. Кузнецова II. Г1. Экономческий рост: история и современность. С.-Пб.: Сентябрь.-2001.
  95. М.В., Гончарова А. В. Актуальные проблемы промышленного развития развивающихся стран // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. 1998. -№ 3.
  96. П.И. Рыночные преобразования и экономический рост в странах Центральной и Восточной Европы // Проблемы прогнозирования. 1999. -№ 1.
  97. В. Россия и экономический порядок XXI века // Экономист. -1997.-№ 12.
  98. Н.И. Воспроизводственный аспект в региональной политике // Регион: экономика и социолог ия. 2003. — № 3.
  99. Н.А. Буржуазные теории экономического развития. М.:1. Мысль, 1978.
  100. Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ. — 2001. — Гл. 4.
  101. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
  102. А. Релизация программы стабилизации не способна преодолеть кризис // Вопросы экономики. 1998. — № 9.
  103. В. Экономический рост, инфляция и мировая статистикам // Вопросы экономики. 1996. — № 10.
  104. В. Эволюционная теория и технологический прогресс // Вопросы экономики. 2001. — № 11.
  105. В. Эволюционная теория и технологический прогресс // Вопросы экономики. 2001. — № 11.
  106. Майе 11. Экономический рост. М.: РАМАКС, 1996.
  107. Малый бизнес в России. Аналитический сборник. М., 1998
  108. Г. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ. 1994. Гл. 4
  109. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26.
  110. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М.: Аспект пресс, 1995.
  111. May В. Итоги 2003 года и итоги четырехлетия: политика против экономики // Вопросы экономики. 2004. — № 3.
  112. May В., Яновский К. Политические и правовые факторы экономического роста в российских регионах // Вопросы экономики. 2001. — № 11.
  113. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики. -1997. № 3.
  114. Международная экономическая безопасность, М.- Лондон, 1988.
  115. К.И. Экономический рост при социализме. Опыт и перспективы. М., 1983.
  116. Дж. С. Основы политической экономии. Т. III. — М., 1981
  117. М., Саркисян Р., Спектор А. Необходимость и факторы перехода к ресурсоэкономному развитию // Российский экономический журнал.1998.-№ 11−12.
  118. В.В. Экономически устойчивое развитие экономического региона: принципы и механизмы/Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 2000.
  119. Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы. М., 1958.
  120. Г. Современные проблемы «третьего мира». М., 1972.
  121. Народное хозяйство СССР за 70 лет Юбилейный статистический сборник.-М., 1987.123. 11ациональная безопасность: Актуальные проблемы. М.: АГШ, 1999.
  122. Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развития. -М.: Минэкономразвития РФ, 2002.
  123. Национальный доклад «Стратегические ресурсы России». Информационно-аналитические материалы. М., 2001.
  124. А. Д. К вопросу о природе трансформационного шока в постсоциалистических странах // Общество и экономика. 1996. — №¾.
  125. А. Д. Перспективы роста: спекулятивный капитал Россию не спасете // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 6.
  126. А. Д. Экономический рост и инфляция: основные теоретические подходы к проблеме // Экономическая наука современной России. -1998. № 3.
  127. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Финстатинформ, 2000.
  128. А. Экономический рост на основе институциональных изменений // Вопросы экономики. 1996. — № 7.
  129. Д. Институциональные предпосылки экономического роста в России // Вопросы экономики. 1997. — № 11.
  130. Д. О задаче создания условий для начала экономическою ростам // Общество и экономика. 1998. — № 4/5.
  131. Р. Экономика развития: модели становления рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001.
  132. Обеспечение национальной безопасности России: проблемы, пути решения. Часть l./Пол ред. В. А, Алешина. Ростов-на-Дону: Издательство РГЭУ, 2003.
  133. В.П. Экономическая безопасность России: внешние угрозы // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. — № 10.
  134. А. А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства. М.: Академия, 2006
  135. А. Институциональная экономика. Тема 6. Внелегальная экономика // Вопросы экономики. 1999. — № 6.
  136. И.М. Критика современных буржуазных теорий экономического роста. М., 1973.
  137. Основные тенденции развития экономики России в январе-сентябре 2001 г. // Наука и промышленность России. 2001. — №. 11.
  138. От кризиса к росту. Опыт стран с переходной экономикой / Под ред. Дерябиной М. А. М.:УРСС, 1998.
  139. Отчет о социально-экономическом развитии Ростовской области за 2003 г./Госкомстат Ростовской области. М., 2004
  140. К. В. Возможные экологические последствия экономического развития // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1997. -№ 5.
  141. К.В. Рост, бедность и окружающая среда // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1996. — № 6.
  142. К.В. Устойчивое развитие: теоретический аспект // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. 1995. — № 5.
  143. К., Лоуз Б., Дэвис Л.СоШпэ. Словарь по экономике / Под ред. П. А. Ватника. -С.-Пб.: Экономическая школа, 1998.
  144. И.Н. Экономическая безопасность России. Денежный фактор. М.: Маркет ДС, 2002.
  145. А.Н., Демидова Л. Г. и др. Идикативное планирование: теория и пути совершенствования. С.-Пб., 2000.
  146. Ю.А. Структурные сдвиги в производстве продукции и экономический рост // Технический прогресс и структурные сдвиги в экономике/Под ред. К. К. Вальтуха, В.II. Павлова. Новосибирск, 1987.
  147. Д. Экономическая безопасность: вшнотно-финансовые аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 5.
  148. Послание по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному собранию. М., 1996.
  149. Послание, но национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному собранию. М., 1996.
  150. Пределы роста: Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». М.: МГУ, 1991.
  151. О. О проблеме критериев и оценок экономической безопасности // Общество и экономика. 2003. — № 4 — 5
  152. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003. М.: Госкомстат РФ, 2004.
  153. Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994
  154. . Бухгалтерский учет: теория и практика: пер. с фр. / Под ред. >1. В. Соколова. М.: Финансы и статистика. — 2000.
  155. Россия в цифрах. 2004: краткий статистический сборник/Федеральная служба государственной статистики. -М., 2004.
  156. Россия: возможности и средства выхода на траекторию «опережающего развития» // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1996. — № 3.
  157. В.Л. Оборотный достаток или экономический остаток // Международная жизнь. 1990. — № 12.
  158. И. Потеряем время потеряем Сибирь // Эксперт. — 2005. — № 24 (471).
  159. И. О применимости языка теории и базовых экономических моделей для анализа российской экономики // Вопросы экономики. 2001. -№ 12.
  160. Е.В. Концепция экологически устойчивого развития применительно к макроэкономическому уровню // Экономика и мат. Методы. 1995. -Т. 31. Вып. 3.
  161. А. Макроэкономические факторы роста производства // Экономист. 1999. — № 5.
  162. А. Основа экономического роста (о производительности труда) // Экономист. 1999. — № 8.
  163. А. Производительность труда и перспективы экономического роста //Экономист. 1995. — № 2.
  164. Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996.
  165. Т. Буржуазные и «новолевые» теории мирового капиталистического хозяйства. М.: Мысль, 1984.
  166. В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасность России // Вопросы экономики. 2001. № 8.
  167. М.Н. Экономический рост: темпы, пропорции, эффективность.- М, 1989.
  168. К.А. Роль минерально-сырьевого сектора экономики в постиндустриальном развитии //ЭКО. 2001. — № 4.
  169. А. К. Построение нелинейной динамической модели экономического роста с учетом НТГ1У // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. -1998.-№ 5.
  170. А.С., Прыгунов П. Я. Менеджмент безопасности предпринимательства. Киев: Издательство Европейского университета, 2002.
  171. Социально-экономическое развитие Российской Федерации (итоги за январь ноябрь 1999 г. и до конца 1999 г.) // Вестник экономики. — 2000. — № 2.
  172. А.П. О рейтинге стран-производителей твердых видов минерального сырья // Минеральные ресурсы России: экономика и управление. -1998.-№ 1.
  173. Стародубровская И., May В. Великие революции от Кромвеля до Путина. М.: Вагриус, 2001.
  174. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А. Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна и др. М.: Экономика, 2002.
  175. А. Социально-экономическое положение предпосылка безопасности страны // Экономист. — 2003. — № 1
  176. Сухарева Т. Я, Экономическая безопасность России как императив социальной политики // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 2000. — № 4.
  177. Сухоруков 'Г. Социальные рычаги экономическою роста // Экономист. -1999.-№ 7.
  178. JI.C., Гальперин В. М., Гребенников II.И., Леусский А. И. Макроэкономика изд. 3-е. С.-Пб.: СПбГУЭФ, 1991.
  179. С.В. Экономическая теория благосостояния. М.: Юнити, 2001.
  180. А., Романова О. и др. Экономическая безопасность как объект pei ионального исследования // Вопросы экономики. 1996. — № 6.
  181. Я. Пересмотр международного порядка. М., 1980.
  182. М.П. Экономическое развитие. М.: IOI1ИТИ, 1997.
  183. M.II. Характер экономического роста в РФ в среднесрочной перспективе // Проблемы прогнозирования. 1999. — № 1.
  184. А. Российские реформы и создание предпосылок для перехода к экономическому росту // Вопросы экономики. 1996.- № 2.
  185. Управленческий учет: официальная терминология CIMA / пер. с англ. О. Е. Николаевой, Т. В. Шишковой. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.
  186. А.Д. Государство и стратегии устойчива о развития. М., 2000.
  187. И., Малаха И. Утечка умов: масштабы, причины, последствия.-М., 1999.
  188. А. Планета Земля, человечество, экономика // Экономист. -1995.-№ 11.
  189. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства. -М.: Дело, 2000.
  190. С., Сахаи Р., Вег К.А, Стабилизация и рост в переходных экономиках: первые уроки // Вопросы экономики. 1997. — № 5.
  191. С. Разноцветные зеленые? Стратегия и действия. М., 1997.
  192. . Вдали от красной черты // Эксперт. 2004. — № 16.
  193. Т.А. Глобальные проблемы человечества (но докладам Римскою клуба) // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1996. — № 2.
  194. А. Организационные условия экономического роста // Экономист. 1997. — № 4.
  195. С.А. Экономический рост и его тины. Ростов-на -Дону, 1997.
  196. Чернышев C. JL, Чернышева Л. С. Логика окружающей среды. М., 1999.
  197. Г. Трактовки модели экономическою развития и ее элементов // Российский экономический журнал. 1995. — № 2.
  198. С. Экономическая политика и революционная законность //1 la-родное хозяйство.- 1921.- № 8−9
  199. Н.Л., Туманова Е. А. Макроэкономика-2. Долгосрочный аспект. М.: Теис. 1997.
  200. .М. Региональные проблемы и региональная политика России / Проблемы комплексного регионального развития России. М.: СОПС, 1996.-Кн. 1.
  201. И. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995.
  202. И.А. Теория экономического развития. М., 1982.
  203. Экологические системы. Адаптивная оценка и управление / Под ред. К. С. Холлинга. М.: Мир, 1996.
  204. Экономика России: состояние и перспективы ростам // Российский экономический журнал. 1998. — № 5.
  205. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов. -СПб.: Питер, 2004.
  206. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики пост коммунистической России 1991 1997. — М.: Институг экономических проблем переходного периода, 1998.
  207. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики. Екатеринбург: УрО РАН, 1997
  208. Экономическая безопасность: 11роизводство-Финансы-Банки / Под ред, В. К. Сенчаюва. М.: ЗАО «Финастатинформ», 1998.
  209. Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Е. А, Олейникова. М.: Экзамен, 2004.
  210. Юн Г. Б. Методология антикризисного управления. М.: Дело, 2004.
  211. Anderson V. Alternative Economic Indicators // Economic Alternatives for Eastern Europe. London, 1993, Vol. 2.
  212. Costanza R., Cumberland J., Daly H., Goodland R., and Norgaard R. An Introduction to Ecological Economics. Boca Raton, 1997
  213. Defending the Future. A Guide to Sustainable Development. London, 1991
  214. Environment Reporter. Vol.22, No.24, October 11, 1991.
  215. Germany. Indicators of Sustainable Development //http://www.un.org /dpcsd.
  216. Growing Pains? An Index of Sustainable Economic Welfare for the United Kingdom, 1950−1990. The New Economics Foundation.
  217. Hamilton K. Genuine Saving as a Sustainable Indicator. The World Bank, Washington DC, 2000
  218. Indicators of Sustainable Development: Framework and Methodologies. Background Paper # 3/UN Commission on Sustainable Development. New York, 2001
  219. Integrated Environmental and Economic Accounting: an Operational Manual/Studies in Methods. I Iandbook of National Accounting. New York, UN, 2000.
  220. Jacobs M. Can Money Values be Assigned to the Environment? / / What are Roads Worth? Fair Assessment for Transport Expenditure. NEF. London, 1991.
  221. Mainstreaming the Environment. The World Bank/ Washington, 1995.
  222. Rennings K., Wiggering H. Steps towards indicators of sustainable development: Linking economic and ecological consepts // Ecological Economics.1997.-Vol.20, No. 1, Junuaiy.
  223. Rennings K., Wiggering H. Steps towards indicators of sustainable development: Linking economic and ecological consepts // Ecological Economics. -1997. Vol. 20, No. 1, Junuaiy
  224. Robertson J., Carothers A. The New Economics: accounting for a healthy planet. Greenpeace. — 1989.- Volume 14, Number 1.
  225. Taking Nature into Account. A Report in the Club of Rome. New York, 1995.
  226. The Little Green Book 2002. Washington DC, World Bank, 2002.
  227. World Conservation Strategy. IUCN, UNEP, WWF. 1980.
  228. Сравнительная характеристика определений «экономическая безопасность"1. Определение Источник
  229. Состояние, в котором народ может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономическою развития Жандаров AM., Петров А. А. Экономическая безопасность России: определения, шпотезы, расче-ты//Безопасность, 1994. № 3.
  230. Совокупность свойств состояния ее производственной (в широком смысле) подсистемы, обеспечивающей возможность достижения целей все системы Тамбовцев В Объект экономической безопасности России//Вопросы экономики, 1994. № 12.
  231. Система защиты жизненных интересов России Савин В.А.
  232. Состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику. Абалкин Л.И.
  233. Качественно определенное состояние страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить либо разнить в ирогрессир>ющич масштабах. Белая книга российских спецслужб/Обозреватель. Проблемы. Анализ. Прогнозы.-М., 1995.
Заполнить форму текущей работой