Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование механизма управления инновационным потенциалом персонала корпорации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инновационный потенциал персонала характеризует существующую способность персонала выполнять инновационные преобразования и его восприимчивость к обучению и самообразованию во время инновационного процесса. Он принимает различные значения на различных уровнях внедрения инновации и может быть представлен как совокупность постоянной и переменной составляющих. Постоянная часть отражает когнитивный… Читать ещё >

Содержание

  • 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА КОРПОРАЦИИ И ПЕРСОНАЛА
    • 1. 1. Особенности управления персоналом в условиях инноваций
    • 1. 2. Инновационный потенциал персонала промышленного предприятии как объект исследования
    • 1. 3. Теоретические и методические задачи управления инновационным потенциалом промышленного предприятия
  • 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПЕРСОНАЛА
    • 2. 1. Экономические задачи моделирования инновационных процессов на промышленном предприятии
    • 2. 2. Экономико-математическое моделирование процесса управления инновационным потенциалом
    • 2. 3. Закономерности управления инновационным потенциалом промышленного предприятия
    • 2. 4. Алгоритм управления инновационным потенциалом персонала промышленного предприятия
  • 3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПЕРСОНАЛА НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
    • 3. 1. Организационные формы повышения инновационного потенциала персонала
    • 3. 2. Критерии и показатели эффективности повышения инновационного потенциала персонала
    • 3. 3. Управление инновационным потенциалом персонала и реализация метода кластерного обучающего доступа

Формирование механизма управления инновационным потенциалом персонала корпорации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Формирование в России новых рыночных отношений ставит проблему осуществления радикальных инноваций, создания и развития эффективно функционирующей инновационной среды и механизма ее обеспечения. От этого зависит дальнейшее развитие экономики, инновационная активность всех субъектов экономической системы, поскольку недостаточное вовлечение инновационных разработок в хозяйственный оборот усиливает технологическое отставание промышленности, замедляет продвижение прогрессивной наукоемкой промышленности, сдерживает рост конкурентоспособности производства. Решение этих проблем, а также повышение производительности труда в сфере материального производства в значительной мере обусловлен человеческим фактором, в частности потенциалом инновационной активности.

Анализ литературных источников показывает, что до настоящего времени не получила разработки методология управления инновационным потенциалом персонала предприятия. Изучение сущностных характеристик управления инновационным потенциалом персонала, в свою очередь, позволит сформировать необходимую методическую базу и выработать эффективные практические рекомендации по обеспечению экономического роста экономического роста предприятий и роста конкурентоспособности их продукции на основе инноваций. Исследования инновационного потенциала, чаще всего ограничиваются уровнем корпорации, при этом практически не исследован инновационный потенциал персонала.

Актуальность исследования обусловлена тем, что инновационная деятельность выдвигается на роль ведущего фактора и элемента развития экономической системы, а ее ин- > новационная восприимчивость становится признаком современности и прогрессивности. В условиях перехода промышленных предприятий и корпораций на инновационный путь развития и усиливающейся роли инноваций в стратегическом управлении предприятием, необходим качественно новый подход к управлению инновационным потенциалом персонала корпорации. Именно от гибкости, пластичности, коммуникативности и синергичноI сти инновационного потенциала персонала зависит способность корпорации генерировать инновационную активность, осуществлять перспективные научно-исследовательские разработки и реализовывать эффективные инновационные программы.

Наличие высокого интеллекта российской нации, о котором говорил академик Д. С. Львов, позволяет выдвинуть гипотезу о возможности эффективного использования инновацио’нного потенциала персонала предприятия на основе координации стратегических и инновационных целей и задач, выработки основных направлений инновационного развития человеческими ресурсами и контроля за инновационными преобразованиями. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации позволит реализовывать новые технологии в рамках корпоративных интересов при минимизации затрат.

Необходимость разработки комплексного, научно-обоснованного подхода к вопросам подготовки и переподготовки инновационно активных работников в процессе внедрения инноваций, а также формирования корпоративной стратегии управления инновационным потенциалом персонала корпорации определила основные направления исследования.

Степень.разработанности-проблемыВопросам повышения эффективности инновационной деятельности посвящены работы многих исследователей. Наиболее существенный вклад в становление и развитие науки об инновациях внесли такие ученые, как Н. Кондратьев, Й. Шумпетер, Г. Менш, А. Кляйнкнехт, Я. Ван Дейн, X. Фирмен, Ю. Яковец, А. Пригожин, С. Глазьев.

Проблемам инновационного менеджмента на макро-, мезои микроуровне уделяли внимание в своих работах ученые А. Анчишкин, В. Аньшиш, В. Атоян, И. А. Баев, И. Балабанов, В. Баранчеев, Ф. Бездудный, М. Бендиков, А. Бердашкевич, А. Бовин, С. Вал-дайцев, С. Глазьев, Д. Ендовицкий, В. Зинов, А. Зеткин, С. Ильдеменов, С. Ильенкова, Н. Казаков, А. Казанцев, В. Ковалев, И. Коршунов, А. А. Куклин, С. В. Кортов, Б. Лисин, И. Липсиц, В. Медынский, Л. Миндели, Ю. Морозов, Л. Оголева, А. Петруненков, А*. Плотников, Е. В. Попов, О. А. Романова, А. Ф. Суховей, А. И. Татаркин, И. Н. Ткаченко Б. Твисс, Р. Фархутдинов, О. Федоров, Л. Харин, Ф. Янсен и другие.

Подходы к определению сочетания ресурсов для обеспечения инновационного развития промышленных предприятий представлены в трудах И. Б. Гуркова, В-.В. Гончарова, Л. И. Евенко, С. Д. Ильенковой, Г. Б. Клейнера и др.

Разработки в области теории человеческого капитала и методики оценки влияния образования на экономический рост промышленных предприятий пред став леныв исследованиях В. А. Дятлова, А. П. Егоршина, В1. Жамина, А. М! Илышева, Г. Беккера, X. Боумэна, Т. Шульца, Л. Туроу и др., а проблема подготовки кадров для отраслей народного хозяйства — в работах В. А. Антропова, И. А. Майбурова, В. П. Щетинина и др.

Проблема экономического обеспечения «наука — техника — производство» через формирование инновационного потенциала корпораций рассмотрена в трудах зарубежных (И. Ансофф, П. Друкер, Дж. Куинц, Г. Минцберг, М. ПортерГ. Саймон) и отечественных ученых (Л.И. Абалкин, В. П. Баранчеев, В.Л. Берсс-нев, П. Н. Завлин, П. П. Лутовинов, В. Л. Макаров, А. В. Молодчик, А. Г. Поршнев, В. М. Семенов, А. К. Тащев, И. Г. Шепелев и др.).

Исследования в области управления персоналом организации и, в частности, формирование трудового и человеческого потенциала рассмотрены В.Н. Бел-киным, Б. М. Генкиным, В. П. Журавлевым, А. Я. Кибановым, В. А. Киселевой, G.K. Мордовиным, Е. А. Неживенко, Ю: Г. Одеговым, С. В. Шекшней. В развитие концепций трудового потенциала проблема управления инновационным потенциалом корпораций рассматривалась в трудах Г. Д. Ковалева, Ю. П. Морозова, А. И. Пригожина, Б. Санто, И. М. Степнова, Р. А. Фатхутдинова, Д. Хей и др.

Анализ результатов теоретических и прикладных исследований по данной проблеме показал, понятие «инновационный потенциал персонала корпорации» рассматривается с различных позиций управления инновационными процессами на. предприятиях разного типа и масштаба. Несмотря на значительный вклад, который внесли эти исследованияв теорию управления нововведениями, в них отсутствует научно обоснованный подход к анализу инновационного-потенциала персонала и формированию принципов управления его развитием. Кроме того, не сформулированы сущность, формы и способы управления инновационным потенциалом персонала корпорации.

Отсутствие научно обоснованного подхода к анализу инновационного потенциала персонала и формированию принципов управления его развитием приводит к сложностям при диагностике результатов деятельности корпораций в процессе внедрения инноваций, при выработке стратегий развития, к субъективизму при разработке стратегии управления подготовкой персонала. Отсутствует также прикладной инструментарий оценки инновационной активности корпораций во взаимосвязи с инновационным потенциалом персонала, недостаточно разработаны и обоснованы критерии и показатели инновационного потенциала персонала. Наряду с этим, также требуется' структурировать взаимосвязи стратегических и инновационных процессов и представить механизм их интеграции, описывающий оценку, отбор и анализ направления развития персонала предприятий в условиях внедрения инноваций. Актуальность решения этих проблем определяет цели, задачи, объект и предмет исследования.

В процессе управления инновационным потенциалом персонала корпорации возникает необходимость решения двух взаимосвязанных проблем. Большую значимость и актуальность имеет формирование профессионального суждения об уровне инновационной активности отдельно взятого работника корпорации, непосредственно участвующего в инновационных преобразованиях. Другая рассматриваемая проблема — формирование сбалансированного уровня инновативности ИПП корпорации в процессе внедрения инновации.

Необходимость проведения специальных исследований и поиска новых путей решения данных проблем предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.

Цель исследования' - развитие теоретико-методологических положений формирования механизма управления инновационным потенциалом персонала корпорации.

Задачи диссертационного исследования:

1. Обосновать необходимость формирования методики оценки инновационного потенциала персонала предприятия.

2. Определить сущность инновационного потенциала персонала исходя из его способностей и возможностей, а также во взаимосвязи с инновационным потенциалом корпорации.

3. Обосновать теоретические положения управления инновационным, потенциалом персонала корпорации.

4. Разработать теоретико-методологический подход к управлению инновационным потенциалом персонала корпорации в процессе внедрения инновации.

5. Обосновать методологические и методические подходы к измерению инновационного потенциала персонала корпорации, разработать систему соответствующих показателей и критериев.

6. Разработать экономико-математическую модель управления инновационным потенциалом персонала корпорации.

Объектом диссертационного исследования является система управления персоналом корпорации в условиях ее инновационного развития.

Предметом' исследования является организационно-экономические процессы управления инновационным потенциалом персонала корпорации.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения экономической теории, а также системный, деятельностный, аксиологический и антропологический подходы, методы диалектического и комплексного изучения взаимодействующих объектов, позволяющие идентифицировать, классифицировать, анализировать и моделировать инновационный потенциал персонала корпораций. Основные результаты получены на основе методов анализа и синтеза, исследования явлений от абстрактного к конкретному и от общего к частному, кластерного анализа, математического моделирования, применения экономико-статистических методов исследования.

Теоретической основой диссертационного исследования являются теории человеческого капитала, прогнозирования и экономического развития.

Информационную.основу исследований составили Законы, Постановления Правительства РФ в сфере отечественной промышленной, научно-технической и инновационной политики, документы правительственных и ведомственных структур, определяющие стратегическую политику в инновационной деятельности: «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», статистические данные и первичные материалы корпораций и данные, полученные автором в ходе исследовательской работы.

Научная новизна исследования заключается в новом подходе к оценке инновационного потенциала персонала предприятия, в этих целях:

1. Определена сущность инновационного потенциала персонала корпорации как мера готовности персонала к реализации комплекса задач, обеспечивающих функционирование предприятия в условиях инновационной деятельности, а. также способность выполнять инновационные преобразования, (п. 4.1 Пасп. спец. «Развитие теоретических основ, методологических положенийсовершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах»).

2. Разработана экономико-математическая модель и алгоритм управления инновационным потенциалом персонала корпорации во взаимосвязи с динамикой, развития производства: (п. 4.2 Пасп. спец. «Развитие методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах»).

3. Разработан метод оценки уровня инновационного потенциала персонала корпорации. На основе апробации критериев получены характеристики уровня иннова-тивности инновационно активной корпорации (п. 4.10 Пасп. спец. «Разработка институциональньгх форм, эффективных структур и систем управления инновационной деятельностью.»).

4. Предложен метод управления развитием инновационного потенциала персонала на основе кластерного обучающего доступа, реализованного в виде корпоративного обучающего подразделения корпорации (п. 4.10 Пасп. спец. «Разработка институциональных форм, эффективных структур и систем управления инновационной деятельностью»).

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее положения и выводы ориентированы на, использование при решении стратегических и тактических задач в рамках управления инновационным потенциалом персонала корпорации.

Прикладное значение имеет разработанная автором система критериев и показателей оценки инновационного потенциала персонала корпорации, позволяющая сравнивать корпорации по уровню инновационного развития и инновационной восприимчивости.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы органами государственного и муниципального управления, профессиональными сообществами для разработки документов, регулирующих инновационные процессы в корпорациях и в экономике в целом, а также руководителями и консультантами, внедряющими современные подходы к управлению инновациями.

Публикации. По теме диссертационного исследования было опубликовано 8 работ общим объемом более 2,5 п.л.

Структура диссертационного исследования. Структура работы определена целью и поставленными задачами. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

результаты работы.

Уровни организации Описание деятельности.

Уровень 1 Ответственность за результаты работы в рамках необходимости сохранения рабочего места. Избегание ситуации принятия решений.

Уровень 2 Развитая ответственность за результаты работы. Решения принимаются в исключительных случаях при минимальной ответственности.

Уровень 3 Высокая ответственность за результаты работы. При необходимости возможно принятие решений.

Уровень 4 Высокая ответственность за результаты собственной деятельности. При необходимости возможно принятие решений, однако важные решения не принимаются без согласования с руководством.

Уровень 5 Высокая ответственность за результаты работы как собственной, так и всего коллектива. Высокая готовность принимать ответственные решения при отсутствии руководителя.

Комментарий. Наставник делегирует свои функции членам команды. Он позволяет другим делать основную работу и увеличивает ответственность и расширяет права служащих на тех участках, где это больше всего нужно. Предполагается наделение служащих дополнительными полномочиями, т. е. оказание им большего доверия и предоставление им определенных прав, свободы действий и информации. Оно заставляет их брать на себя новые обязанности и развивать у себя новые навыки, с тем, чтобы самостоятельно принимать решения, касающиеся повышения эффективности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Глобализация экономики, конкуренция, изменения в сфере науки и технологии предъявляют повышенные требования к способности организации гибко реагировать на данные изменения. Инновационный потенциал персонала корпорации становится самым ценным фактором, определяющим конкурентоспособность компании и перспективы ее устойчивого развития. Достижение высокого уровня функционирования инновационного потенциала персонала корпорации невозможно без соответствующего развития образовательной составляющей. В условиях интенсивного технологического развития общий объем знаний удваивается каждые пять лет, при этом происходит непрерывный процесс их специализации. Существующие сегодня модели и технологии образования предлагают рынку большую возможность выбора.

Потребность организации в постоянных изменениях в значительной мере предопределяет переориентацию программ обучения персонала с компенсирующей функции на функции дополнительного и опережающего обучения, особенно в контексте формирования ИПП. При этом, традиционным формам обучения из года в год становится все сложнее обеспечивать актуальность образования. Преимущества дополнительного образования становятся очевидны, если рассматривать их также сквозь призму социальной, экономической и политической ситуации.

В диссертации разработаны методологические и методические подходы к управлению инновационным потенциалом персонала корпорации. В настоящее время существует серьезное противоречие между потребностью корпораций в инновациях и ограниченными ресурсами по формированию и поддержанию инновационного характера организации, который обеспечивается во многом за счет инновационного потенциала персонала. Результатом исследования стала разработка концепции управления развитием инновационного потенциала персонала корпораций на основе методики оценки уровня инновативности ИПП и метода Кластерного обучающего доступа. Основные идеи концепции:

1. Инновационный потенциал персонала — это мера готовности персонала к реализации комплекса задач, обеспечивающих функционирование предприятия в условиях инновационной деятельности, а также способность выполнять инновационные преобразования.

Инновационная деятельность как феномен является характерной особенностью функционирования экономических систем. В условиях инноваций имеются важные особенности управления персоналом в условиях инноваций: сложность, новизна и неповторяемость работ, выполняемых персоналомвысокие квалификационные, личностные и психологические оценки качества персоналабольшая текучесть кадров среди персоналавозможность получения большого доходавозможность реализации потребностей персоналом в самовыражении и самореализациисильная система мотивации персоналановая роль управленческого персонала предприятия и т. п.

2. Анализ содержания категорий «инновация», «потенциал», «инновационный потенциал», «инновационный потенциал персонала» корпорации позволил систематизировать существующие понятия инновационного потенциала персонала корпорации, выделить его основные компоненты: когнитивный, мотивационно-оценочный, действенно-практический и коммуникативный, — совокупность которых, образуя целостность, обеспечивает направленность инновационной деятельности персонала промышленного предприятия. На основе изучения экономической, управленческой, психологической и социологической литературы диссертантом определены факторы, влияющие на развитие инновационного потенциального персонала промышленного предприятия. Кроме того, предлагается рассматривать инновационный потенциал персонала как самостоятельный объект управления со стороны менеджмента предприятий, функционально входящий в процесс управления персоналом. Показано, что проблема формирования инновационного потенциала персонала является сложной и многоуровневой, в основе ее решения должны лежать особые методы и методики.

3. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации представляет собой целенаправленный, непрерывный, динамический, постоянно и сознательно осуществляемый всеми участниками системы процесс, представляющий собой проведение различных процедур, мероприятий и операций, направленных на изменение уровня инновативности персонала.

Управление ИПП основывается на анализе системы факторов, которые отражают восприимчивость к инновациям промышленного предприятия вообще и его персонала в частности. Формирование инновационного потенциала персонала в определенной степени зависит от того, насколько персонал промышленного предприятия готов воспринять соответствующую инновацию, причем восприятие инноваций персоналом может иметь как форму признания (заинтересованость и подготовленность к внедрению новаций в производственную деятельность), так и форму отрицания (противоречие интересов). Выделение восприимчивости персонала к инновациям среди параметров, определяющих восприимчивость промышленного предприятия к инновациям в целом, является совершенно справедливым и можно считать одним из ключевых особенно в контексте управления инновационным потенциалом персонала.

4. Предложенные экономико-математическая модель управления развитием инновационного потенциала персонала промышленного предприятия во взаимосвязи с динамикой развития производства, а также модель динамики инновационного потенциала персонала, во-первых, позволяют исследовать зависимость уровня освоения инноваций от изменения инновационного потенциала персонала во времени, во-вторых, демонстрируют возможности улучшения ситуации с освоением новой техники при проведении развивающих мероприятий по повышению инновационного потенциала персонала, в-третьих, могут использоваться для изучения процесса освоения инновации при организации системы непрерывного повышения инновационного потенциала персонала. Это особенно актуально в современных условиях, когда непрерывность обучения персонала стала одной из важнейших характеристик корпорации инновационного типа.

5. Инновационный потенциал персонала характеризует существующую способность персонала выполнять инновационные преобразования и его восприимчивость к обучению и самообразованию во время инновационного процесса. Он принимает различные значения на различных уровнях внедрения инновации и может быть представлен как совокупность постоянной и переменной составляющих. Постоянная часть отражает когнитивный и действенно-практический компоненты и характеризует базовый уровень образования персонала. Переменную часть инновационного потенциала составляют мотива-ционно-оценочный компоненты и коммуникативный, она определяется как инноватив-ность. Инновативность — восприимчивость, готовность и способность к инновациямоперативному усвоению и внедрению научно-технических достиженийпрогнозирование новых направлений развития науки и техники и гибкое реагирование на изменения внешней средыготовность персонала к эффективному освоению научно-техннического нововведения, выработку необходимых объективных социальноэкономических условий для внедрения нововведений с позиций человеческого фактора.

6. В процессе управления инновационным потенциалом персонала корпорации возникает необходимость решения двух взаимосвязанных проблем. Большую значимость и актуальность имеет формирование профессионального суждения об уровне инновативноети отдельно взятого работника корпорации, непосредственно участвующего в инновационных преобразованиях. Другая рассматриваемая проблема — формирование сбалансированного уровня инновативноети ИПП корпорации в процессе внедрения инновации.

Для решения этих двух задач и целей идентификации и выделения переменной составляющей ИПП была проведена оценка уровня инновативноети персонала организации, для чего была предложена и опробована соответствующая методика. Были сформулированы 12 параметров, охватывающих основных этапы инновационной деятельности корпорации — от поиска новых идей до участия во внедрении инноваций: 1) генерирование новых идей- 2) владение информацией об отраслевых НИОКР и участие в НИОКР- 3) состояние образования и самообразование сотрудников- 4) уровень профессиональных знаний и навыков, повышение квалификации- 5) готовность к преодолению препятствий, к работе в команде, стрессоустойчивость- 6) готовность к принятию решений и ответственность за результаты работы- 7) работа с информацией и обмен знаниями- 8) участие во внедрении инноваций- 9) профессиональный рост и профессиональный опыт- 10) ценности компании для сотрудников- 11) карьерный рост и его увязка с процветанием компании- 12) формирование базы знаний компании.

Формирование профессионального суждения об уровне инновативноети отдельно взятого работника корпорации, непосредственно участвующего в инновационных преобразованиях должно предшествовать выбору форм управления ИПП предприятия. При одних и тех же затратах на увеличение инновационного потенциала персонала в случае эффективной системы обучения можно достичь более высокой величины переменной составляющей, если обучать именно тех людей, которые способны генерировать инновации.

7. Оценка конкретного работника, участвующего в инновационном процессе осуществляется на основе анкетирования, которое проводится для различных категорий работников: рабочие, инженерно-технический персонал, средний управленческий персонал, топ-менеджмент. Оценка производится с разных позиций: самооценкаоценка вышестоящим начальствомоценка коллегамиоценка подчиненнымиоценка независимым экспертом (психологом). В результате составляется оценочная диаграмма инновационного потенциала работника (рис. 3) и оценивается потенциал развития тех или иных качеств конкретного работника, возможности повышения того или иного компонента ИПП. Оценка уровня инновативности отдельно взятой корпорации может быть проведена на основе сравнения либо с другими корпорациями, либо с эталоном. Целесообразно проводить оценку изучаемых параметров на примере наиболее инновационных компаний.

8. Анализ многочисленных образовательных технологий (традиционных и нетрадиционных) показал, что каждая из них обладает достоинствами и недостатками, которые имеют решающее значение в выборе формы обучения персонала организации. Вынесение процесса обучения за рамки традиционной системы образования — объективное явление, обусловленное развитием производительных сил, и личным совершенствованием индивидуума.

Кластерный обучающий доступ (КОД) представляет собой метод оценки, отбора и обучения персонала, позволяющий создавать, фонд уникального опыта, поддерживать гибкость, инновационность и эффективность организации. Онвключает в себя:

1. Методику по привлечению квалифицированных специалистов*.

2. Методику адаптации новых работников к новым условиям работы.

3. Программу обучения и повышения, квалификации специалистов, работающих наданном предприятии.

Для реализации Кластерного Обучающего Доступа вкорпорации создается подраз- ¦ деление, которое-ответственно за, реализации функции обучения в Корпорации, поддерживает все ее подразделения в достижении стратегических целей. Он, во-первых, несет ответственность за основные направления корпоративной стратегии обучениями развития и за все виды обучениявключая очные тренинги, электронные курсы, а также программы, проводимые компаниями-партнерами. Во-вторых, координирует весь процесс обучения, контролирует бюджет на обучение. В-третьих, при необходимости консультирует сотрудников и подбирает эффективные методы развития и оптимальные программы.обучения.

9. При подготовке персонала на промышленных предприятиях в условиях инноваций к наиболее перспективным путям повышения эффективности относятся: внедрение передовых обучающих технологий для подготовки персонала на предприятии без отрыва от производстванаправление значительных средств на организацию систем подготовки персонала на предприятии без отрыва от производстваприменение современных методов управления инновационными проектами, основанных на сетевой организации обучения.

Важным элементом в деятельности инновационно активной корпорации должен стать мониторинг развития инновационного потенциала персонала, осуществляемый менеджерами высшего звена на основе методики оценки уровня инновационного потенциала, отслеживание результатов деятельности Кластерного обучающего доступа, внесение корректив в процесс (обратная связь).

Таким образом, предлагаемые подходы к управлению инновационным потенциалом персонала, в том числе основанные на экономико-математическом моделировании, направлены на создание инновационно активной корпорации в контексте динамичного развития на основе формирования ИПП. Исследованная проблема имеет научное, так и практическое значение. Представленные в работе концептуальные и методологические подходы по управлению инновационным потенциалом персонала могут быть использованы при разработке инновационной стратегии развития промышленных предприятий и корпораций, определении основных траекторий развития персонала и оптимизации затрат на их обучение в условиях систематического технологического обновления производства и внедрения прогрессивных методов управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Проектирование интеллектуальных систем в экономике. М: Экзамен, 2004. — 526 с.
  2. Г. В. Эвристические методы в распознавании объектов / Ин-т кибернетики, — Тбилиси: Мецииерьба, 1988.
  3. А.В. Исследование причин инновационной пассивности / А. В. Аверин, И. А. Коршунов, А. А. Трифилова А.А. // Вестник экономических реформ. 2001. — «12. -С. 90−94
  4. А. Гибкие трудовые отношения: что лежит в основе? // МЭМО. 1991. № 5., с. 59
  5. И. Новая корпоративная стратегия.- СПб.: Питер, 1999
  6. А.В. Информация: Восприятие и понимание.- Киев: Наук. думка, 1988.
  7. В.М. Инновационная стратегия фирмы.- М.: РЭА им. Г. В. Плеханова, 1995.
  8. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1997.-382с.
  9. В.А., Тепердашев З. А. Груцай В.В., Ратнер С. В. Некоторые вопросы организации и управления научными и инновационными разработками в вузе // Инновации, 2004. № 2 (69) с. 60−63
  10. И.А. Экономическая оценка резервов использования ЭВМ и вычислительных систем в управлении предприятиями: Автореферат дис. Докт. Экон. Наук. -Свердловск, 1990. 40 с.
  11. И.А., Горшенин В. П., Амоков С. В. Социально-экономические факторы управления подготовкой персонала предприятия в условиях инновации: Сборник докладов участников 50-й юбилейной научно-технич.конф. ЮУрГУ, 1998.- 100с.
  12. И.Т. Инновационный мнеджмент. СПб: Изд-во Питер, 2001. — 304 с.
  13. В.П. Жизненные циклы и механизмы инновационного развития / Баранчеев В. П., Ройко Г. А. и др. // Промышленность России. 2002. — № 10. — с. 3252.
  14. B.C., Бузулуков С. Н., Дрогобыцкий И. Н., Щепетова С. Е. Инвестиционный капитал Российской экономики.-М.: Изд-во „Экзамен“, 2003 .-320с.
  15. С. О сопротивлении изменениям// http://wsclan.narod.ru/manager/2/3vv.html.
  16. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. М.:ФМ, 1963.
  17. БлейкР.Р., Моутон Д. С. Научные методы управления. Киев: Наук. думка, 1990.-247с.
  18. JI.C. Организация управления социалистическим предприятием: Учеб. пособие для экон.спец.вузов / Л. С. Бляхман. — М.:Высш.шк., 1983.-247с.
  19. И.В. Национальная инновационная политика: из мирового опыта // Инновации. 2002. — № 4. с. 28−31.
  20. Большая советская энциклопедия
  21. Е. Человеческий капитал как основной источник экономического роста// Экономика Украины.- 2003.- № 7.- с.48−53
  22. А.В. Государственная инновационная политика формирование национальной инновационной системы/ А. В. Бочаров, Ю. М. Шмелев // инновации. -2003.-№ 2−3, с. 10−11.
  23. Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Л. Н. Ковалик. — СПб.: Питер, 2001.- 288с.
  24. Л.А. Производственный процесс учреждения //Техника управления. 1925.-№ 25.- с.21−29
  25. С.В. Управление инновационным бизнесом: учеб. Пособ. Для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 343 с.
  26. Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью: учеб. Пособие. -М.: КНОРУС, 2005. 320 с.
  27. О.С., Наумов А. И. Менеджмент.- М., 1994,
  28. Г. С., Колосов В. Г., Османов Н. О. Основы инноватики и инновационной деятельности. СПб, Политехника, 2000
  29. .М. Эффективность труда и качество жизни.- СПб.: Инчекон, 1997.
  30. .А. Россия: образование и будущее / Цит. по: Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики.— СПб., 2004
  31. Л.Д. Преобразующий менеджмент.- М.: Дело, 1999.32. Глазьев С. Ю. Обучение рынку. М.: Экономика, 2004. — 639 с.
  32. С.Ю. Переход инновационной экономике условие будущего развитвия России //Инновации, 2000. — № 3−4, с. 46−51.
  33. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития.- М.: Владар, 1993.
  34. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы центализованного регулирования.- М.: Наука, 1992.
  35. Ф. Инновационная деятельность промышленных предприятий России в первом полугодии 2003 года// Промышленность России.- 2003.- № 9
  36. В.М. Кибернетика, вычислительная техника, информатика. Т.2. ЭВМ-техническая база кибернетики.- Киев: Наук. думка, 1990.
  37. А.А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998.-248с.
  38. В.П. Совершенствование управления подготовкой персонала промышленного предприятия в условиях инноваций: Дис.. канд.экон.наук:08.00.05- Челябинск, 1999.- 207с.
  39. В.П. Управление инновационным потенциалом персонала корпорации. Дисс. д-ра экон. Наук, Челябинск, 2006
  40. Р.К. Формирование инновационного потенциала предприятия: ресурсный подход// Проблемы современной экономики.- 2004.- № 4 (12).
  41. В. Эволюция организмов/ Пер. с англ. О.Н.Фоминой- Под ред. Б. М. Медникова.- М.: Мир, 1980.- 407с.
  42. Т.О. Современные модели и технологии бизнес-образования и корпоративного обучения \ Управление развитием персонала, 2006. № 2, стр. 104 113
  43. Е.П. Разработка стратегии развитвия на основе инновационного потенциала предприятия //УШВсесибирский инновационный форум. Томск, 19−21 октября 2005. Тверской ИнноЦентр, 2005. 384 с. С.-292−300.
  44. В.Н., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Управление инновациями: 17- модульная программа для менеджеров „Управление Развитием организации“. Модуль 7.- М.: ИНФРА-М, 1999.- 328с.
  45. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развитвия российских предприятий. М.: Тезис, 2003. — 236 с.
  46. И.Б. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий (по результатам опроса их руководителей) // Вопросы экономики. -2005.- № 2. -с. 40−53.
  47. М.Т., Соловьев М. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции.- М.: Изд-во стандартов, 1991.-128с.
  48. В. Толковый словарь живого великого русского языка. Т.4- М., 1991.
  49. М. 1нновацшний потенщал у промисловосп Украши//Економют.-1999,-№ 10.-с.26−32.
  50. Дистанционное обучение // htth://kampi.bancorg.ru/do/tablel/menurl.htm
  51. Т.М., Тонкаль В. Е., Савельев А. А. Научно-технический потенциал:
  52. Ю.А. Управление формированием и развитием инновационного потенциала предприятия//Вестник Белгородского государственного
  53. С.А. Управление качеством образовательного потенциала машиностроительного предприятия. Дис. .канд. экон. наук. Челябинск, 2003.
  54. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI века Учеб.пособие./Пер. с англ.-М.: Издательский дом „Вильямс“, 2001.
  55. К.К., Сивалоб Ю. В. Информация, общиные науки, управление.- Киев: Наук, думка, 1991.
  56. П. В. Дулапов М.Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом (обзор зарубежных источников). Екатеринбург: изд-во „Деловая книга“, 1998.62. Зайцев Г. Г. Управление кадрами на предприятии.- М.:Проспект, 1998.
  57. Ю.Н. Теория информационных объектов и системы управления базами данных.- М.:Наука, 1988
  58. Инновационная экономика/Под ред.А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой.-М.: Наука, 2001.
  59. Инновационные приоритеты государства. М.: Наука, 2005. — с. 276 с.
  60. Инновационный менеджмент /Под ред. проф. А. И. Чулока.-М.:УРАО, 2000.
  61. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / B.JI. Макаров и др. М.: Наука, 2004. — 880 с.
  62. Инновационный менеджмент: многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. Пособ./ под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2006. — 584 с.
  63. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие, Под ред. В. М. Аныниное, А.АДочаева.-М.: Дело 2003.-528с.
  64. Инновационный тип развитвия экономики России. М.: РАГС, 2005. — 323 с.
  65. О.В., Поляков П. В., Ходыкин А. С. Интеллектуальный фактор инновационной деятельности: Учеб. пособие (для студентов и аспирантов эконом, и юрид. спец). Волгоград: Изд-во Вай 2003.-120с.
  66. Исследование операций: в 2-х т./Под ред. Дж. Моудера, С. Элмаграби- Пер. с англ.-М. :Мир, 1991.
  67. К. Автоматизация решения за управления /Пер. с фр.-М.:Мир, 1982.
  68. Ю.А. Введение в социологию инноватики. — СПб., 2004.
  69. В.Ж. Инновационная система : формирование и функцинировние.- М.) Едиториал УРСС, 2003.-148с.
  70. Г. Стратологическое планирование для управления проектами и использованием модели зрелости/ Пер. с англ.- М.: Компания АйТи, М.: ДИК 2003.-300с.
  71. Кибанов А.Я., Ивановская Л. В. Стратегическое управление персоналом. -М.:ИНФРА-М, 2000.
  72. КингУ., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика.-М.:Прогресс, 1982
  73. М. Стратегический разрыв: технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь / М. Ковени- пер. с англ. П. Лушина и др. М.: Альпина Бизнес Букс. — 2004. — 232 с.
  74. Л.Ф., Турченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М. 1991, с. 34
  75. Ю.А. Внутришкольный менеджмент.-М.:Новая школа, 1993.-139с.
  76. Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Вопросы конъюнктуры.-1925.-№ 1.-Вып.1
  77. Д.И. Инновационная деятельность.- М.: Экзамен, 2001.-575с.
  78. Контуры инновационного развития мировой экономики. М.:Наука, 2000/
  79. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации ВШ, Вып. 3, 1995.
  80. О.В., Гиренко- Коцуба О.А. Инновационный потенциал в оценке конкурентоспособности предприятия/Avww. uran.ru/rep orts.
  81. Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. —Новосибирск, 1989
  82. Ф. Основы маркетинга:Пер. с англ.-М.:Прогресс, 1990.-1990.-6с.
  83. С.И. Основные направления повышения эффективности управления инновационной деятельностью не отечественных предприятиях// HayKOBi пращ ДонНТУ. Сер1я економ1чна. Випуск76.-с.156−162
  84. С. И. Кладченко И.С. Исследование сущности инновационного потенциала// Науков1 пращ. Сер1я:економ!чна.Випуск 68.-С.88−96
  85. В.Ф. О теории живучести сложных систем. М.: Наука, 1987.- 247с.
  86. Кристенсен К., Гейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост/пер. с англ.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.-290с.
  87. С. Теория информации и статиста Пер. с англ. Д. И. Гордеева и А.В. Прохорова-Под ред. И с предиал. А. П. Колмочорова.- М.:Наука 1967.
  88. Г., О’Донас С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций/ Пер. с англ.-Общюред. Д. М. Гвишиани.-М.:Экономика, 1981.-512с.
  89. Н.И. Динамика ценностей населения в реформируемой России. М., 1996.
  90. .К., Фридлянов В. Н. Инновационный потенциал как фактор развития //http://masters. Donntu.edu.ua/2004/fem/kladchenko/library/index5.htm.
  91. Д.С. Экономика развитвия. М.: Экзамен, 2002. — 512 с.
  92. Н.Н. Лтоди и кибернетика.- М.:Молодая гвардия, 1984.
  93. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблема и политика. Т.2 -М.: Республика, 1992.-е. 141
  94. И.С. Управление предприятием и инженер.- JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 997.-208с.
  95. Маркетинг-словарь.- М.:ЭКОТРАНС, 1990.-46с.
  96. В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: Учебник.- М.: Изд-во „Финпрес“ 2004.-288с.
  97. Маслов В. И. Этические нормы предпринемателей в России//Современные проблемы менеджмента и предпринимательства.- М.:НИБ. Вып. 1.-1999.
  98. В.Г. Инновационный менеджмент: учебн. М.: ИНФРА-М, 2002. — 295 с.
  99. Менеджмент на рынке инноваций: учебно-методич. Пособ. / общ. Ред. С. Я. Бабаскин, В. Г. Зинов. М.: АНХ, Монолит, 2002. — 260 с.
  100. Мильнер Б. З. Управление знаниями .- М.:ИНФРА- М, 2003.-178с.
  101. Моисеева Н. К. Международный маркетинг: Учебное пособие.- М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.-320с.
  102. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. — 416 с
  103. Негойце К. Применение теории систем к проблемам управления/ Пер. с англ. В.Б. Тарасова- Под ред. С. А. Орловского. М.: Мир, 1981.-180с.
  104. Е.А. Взаимодействие конкурентоспособности и образовательного потенциала машиностроительного предприятия. Челябинск: Челяб. Госуд. ун-т, 2003 .-305с.
  105. А. Инновационное развитие и инновационная культура//Наука та наукознавство.-2001 .-№ 2.-с.54−64.
  106. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Соврременый литератор, 2005. — 976 с.
  107. И., Такеучи X. Компания -создатель знания.Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах/Пер. с англ.-М.:ЗАО „Олимп- Бизнес“, 2003.-384с.
  108. О стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций до 2010 года: решение Заседания Коллегии Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2005 г. № ПК-13.
  109. Одегов Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналам: Учебник для вузов. -М.:Финстатинформ, 1997.-878с.
  110. Одегов Ю.Г., Никонова Т. В. Аудит и контроллинг персонала. Учебное пособие. -М.: Изд-во „Экзамен“, 2002.-448с.
  111. С.И. Словарь русского языка. -М., 1953−520с.
  112. В.В. Управление качеством:СПб .: ОАО» Изд-во «Наука», 2000.-912с.
  113. С.В. Фшансовий потенщал шновацшного развитку економ1ки//ФшансиУкраши.-2003.-№ 6.-с.67−74
  114. Организация, планирование и управление машиностроительным производство/ Под ред. Б. М. Радионова.- М.:Машиностроение, 1989.
  115. Основы политики Российской Федерации в области развитивя национальной инновационной системы на период до 2001 года и дальнейшую перспективу. Руководство. Утв. Правительством Российской Федерации 5 августа 2005 г. N 2473п-П7
  116. Основы социального управления: Учеб. Пособие/А.Г.Гладышев, В. Н. Иванов, В.И.Патрушев- Под ред. В. Н. Иванова.- М.: Высш. школа, 2001.-271с.
  117. Основы экономической теории человеческого капитала. Методологические и институциальные аспекты / Под ред. Ф. Г. Хамидуллина. Казань, АН «ФЭН», 2006. -331 с.
  118. Паск Г. Модели эволюции//Принципы самоорганизации. М.:Мир, 1966.
  119. О.Л. Экономика и управление инновационными процессами на промышленном предприятии: теория, методология, практика. М: Манускрипт, 2005.-275 с.
  120. Перспективы научно-технологического возрождения России //Инновации. 2002. -№ 4.-с. 11−13.
  121. P.M. Оценка эффективности промышленного производства(Методы и показатели).-М.:Экономика, 1990.-95с.
  122. Пилипенко А. В. Инновационная активность российских предприятий: условия роста/Российская академия наук. Ин-т. Истории естезнания и техники им. С. И. Вавилова.- М.: Маркет ДС, 2003.-432с.
  123. Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления. Том 1. Изд-во Интеграл-Пресс, 2006, 416 с.
  124. Т., Уотермен Р. В поисках эффективности управления.- М.:Прогресс, 1986−418с.
  125. К.И. Инновационная экономика и интеграционные процессы //Инновациию 2003. — № 6. — с. 33−38.
  126. Н., Заварная Н. Оценка инновационного потенциала хозяйственной системы//Бизгнес-Информ.-1998.- № 3- с.51−52
  127. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  128. Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления. -М. :Энергоиздат, 1991.135. Посталюк Михайи Петрович. Инновационные отношения в экономическойсистеме. Дисс. Д-ра экон наук, Казань, 2006
  129. А.И. Методы развитивя организаций. М.: МЦФЭР, 2003. — 863 с.
  130. А.И. Нововведение: стимулы и перспективы. М.: Политиздат, 1989. -270 с.
  131. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.:Политиздат, 1989.
  132. Рамперсад Хьюберт К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 256 е., С. 176
  133. И.В. Бизнес- образование: профессиональное развитие менеджеров: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. — 291 с.
  134. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: учебн. Для вузов под ред. Проф. И. П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 318 с.
  135. Реформирование предприятий: концепция, модель, программа. -М. :КОНСЭКО, 1998.-96с.
  136. И.Н. Дистанционные и открытые формы обучения: организационные и методологические вопросы // Educational Technology & Society 5 (1), 2002.
  137. Рынок: Бизнес. Коммерция. Экономика: толковый терминологический словарь/ Сост. В.А.Калашников- под общ. ред. А. П. Дашковаю.-4-е изд. испр. и доп.1. М. Маркетинг, 1998.-403с.
  138. Н.И. Системы корпоративного обучения. Сочетание внешних и внутренних тренингов для достижения оптимального результата // Управление развитием персонала. № 2, 2006, стр. 116−121
  139. СанталайненТ.Управление по результатом /Пер. с фин. -М.:Прогресс, 1988.-318с.
  140. . Сила инновационного развития // Инновации. 2004. — № 2. — с. 5−15.
  141. В.В. Инновации, информация и управление в деятельности организации: сборн. Научн. Труд. Под ред. В. М. Машиашвили: Инновационные технологии в управлении информационными ресурсами. Н. Новгород, 2003. — с. 229−235.
  142. И.В. Экономика предприятия: Учеб.пособ. М.: ФиС, 1997.-304с.
  143. М.С. Сущность управления и проблема управляемости//Сгес!о.-Оренбург, 1997.-№ 3-с.52−61
  144. С.И. Маркетинг рабочей силы: суть и функции управления//Научные записки НГАЭиУ: Сб.научн.тр.-Новосибирск, 1995 .-с.47−51.
  145. С.И. Экономико-организационные основы управления маркетингом рабочей силы. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1998.-183с.
  146. А.Я., Иванова Н. В. Категория «потенциал» в экономике // http://wvvvv.marketing.spb.rn/read/article/a 66.htm.
  147. П.А. Информация в век электроники: Проблемы управления / Пер. с англ.- М.:Экономика, 1987.
  148. С. Большая идея, или как бизнес-изобретатели превращали свои идеи в прибыльный продукт /. Пер. с англ. В. Епимахова. М.: Фаир-Пресс, 2005. — 224 с.
  149. Структура, динамика, эффективность. К.:Наук. думка, 1987.-347с.
  150. Е.Г. Управление образовательным потенциалом персонала промышленного предприятия в условиях осовения новой техники: Дисс.. канд. Экон. Наук, Челябинск, 2003.
  151. И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М.'Экономика, 1980.-190с.
  152. Д.Н. Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. СПб.: Питер, 2005. — 192 с.
  153. Р.Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний: пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2006. — 240 с.
  154. ТацуноШ. Стратегия-технополисы-М.: Прогресс, 1989.162. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента/Пер. с англ. А. И. Зак.-М.:Изд-востандартов, 991.-104с.
  155. В.П. Федеральная целевая программа «Создание системы открытого образования в России//Открытое образование, № 1. м.: 2000
  156. В.П., Титарев Л. Г., Ярных В. В. Открытое образование. Термины и определения // http^/wwu'-info.mesi.ru/prograin/glossarvOO.html
  157. Д., Холл., Тейлор С. Управление человеческими ресурсами: Учебник /Перевод 5-го англ. издания- Научн. ред. перевода А. Е. Хачатуров. -М.: Изд-во «Дело и сервис», 2004.-752с.
  158. А.А. оценка инновационной активности предприятия //Инновации. -2003.-№ 10.-С. 51−55.
  159. А.А. Оценка инновационного поведения // Интеллектуальная собственность. 2005. — № 5. — с. 9−14.
  160. Универсальная система показателей для оценки личной и корпоративной эффективности / Хьюберт К. Рамперсад, Кари Тоуминен. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 148 с
  161. Управление инновациями: В 3 кн.Кн. 1. Основы организации инновационных процессов: Учеб. пособие/А.А Харин, И.Л.Коленский- Под ред.Ю. В. Шленова. М.: Высшая школа, 2003 .-252с.
  162. Управление инновациями: В 3 кн.Кн.2.Управление финансами в инновационных процессах: Учеб. пособие / А. А Харин, И. Л. Коленский, Н. Н. Пущенко, В. А. Старых- Под ред. Ю. В. Шленова.-М.:сшая школа, 2003−295с.
  163. Управление инновациями: В 3 кн.Кн.З. Базовые компоненты управления инновационными процессами: Учеб. пособие / А. А Харин, И. Л. Коленский, Н. Н. Пущенко и др.- Под ред. Ю. В. Шленова .- М.: высшая школа, 2003−240с.
  164. Управление образовательными системами: Учеб. пособие/ Под ред. В. С. Кукушкина.- М.:ИКЦ «МарТ" — Ростов-н/Д.: Изд. центр"МарТ», 2003 .-464с.
  165. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. АЛ.Кибанова.-М.:ИНФРА-М, 2001 .174. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т. Ю .Базарова, Б. Л. Еремина.
  166. Р.А. Инновационный менеджмент. СПб: Питер, 2002. — 4000 с.
  167. Философский энциклопедический словарь / Сост. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев,
  168. Дж. Управление людьми в компаниях .Руководство для менеджера.-М.:Олимп-Бизнес, 1999.
  169. А.А. Концепция разработки проектов законодательных документов, определяющих правовое поле, стабилизирующее устойчивое развитие России на ближайшие годы и способствующих привлечению инвестиций в инновациооные процессы. // Инновации. 2001. — № 3.
  170. ХохловаМ.В. Инновации в профессиональной подготовке менеджера: сборн. Научн. Труд. Под ред. В. М. Матиашвили: Инновационные технологии в управлении информационными ресурсами. Н. Новгород, 2003. — 277−281 с.
  171. Царегородцев Ю. Н. Развитие кадрового потенциала предприятий: Учеб.пособие. -М.: Черметинформация, 1997.
  172. С.В., Ермошкин Н. Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета.- М.:2002.
  173. Й. Теория экономического развития. М.:Прогресс, 1982.
  174. В., Хроменков Н., Рябушкин Б. Экономика образования. М., 1994., с. 6
  175. Экономика знаний / В. В. Глухов, С. Б. Коробко, Т. В. Маринина.- СПб.: Питер, 2003.-528с.
  176. Экономика, организация и планирование промышленного производства/ Под ред.Ю. А. Санамова.-М.: Высш.шк., 1985.-415с.
  177. Это должен знать каждый предприниматель: Словарь-справочник. Саратов: Литера II, 1992.-240 с.
  178. С.Ю. Организационно-экономические проблемы инновационной деятельности предприятий и организаций. М.: ЮНИОН РАН, 2002. — С. 299
  179. Е.Г. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2006. — № 4. — с. 4−31.
  180. Bamberger P. Human resource strategy: Formulation, implementation and impact/by Peter Bamberger and Ilan Meshoulam.- Sage Publications, Inc., Thousand Oaks — London New Delhi, 2000.
  181. Bielefeld H.H. Russisch- Deutsches Worterbuch, Berlin, 1961.
  182. Block P. The Empowered Mamager. -San Fransisco, 1987.
  183. Brewster Ch. Project of International Human Resource Management. Cranfild, 1993.
  184. Case J. Open -Book Management: The Coming Business Revolution.- New York: Harper Colins, 1996.
  185. Coombs R., Kleinknecht Al. New Evidence on the Shift Toward Process Innovations During the Long wave Upswing// Design, and Long Cedes Economic Development.N.Y., 1986.
  186. Dyer L., Holder G.W. A. Strategic Perspektive of Human Resources Management// Human Resources Management: Evoling Roles and Responsibilities.-1988, Washington, DC: American Society for Personnel Administration.
  187. Elsik W. Strategisches Internationales Personal management.- Berlin, 1996.
  188. Freeman С/, Clark J., Soete L. Unemployment Technical Innovation: A Study of Law. L., 1982
  189. Herrmmann Ursula, Lutz Gotze. Die neue deutsche Rechtschreibung, Gutersloh, 1996.
  190. Hilb M. Integrietes Personal management: Ziele- Strategion-Instrumente. Dritte Auflage. Neuwied- Kriftel- Berlin: Luchterhand, 1995.203. http://www.sociology.mephi.m/docs/innovatika/html/psihologiva innovatiki. html
  191. Kasowiz-Scheer, Abby, Pacqualoni, Michael. Information Literacy Instruction in Higher Education: Trends and Issues / ERIC Digest, June 2002. www.eretic.org/digest/EDO-JR-2002−0 l. shtml
  192. Klaus G. andBuhr M. Philosophisches Worterbuch, Leipzing 1965.
  193. Kleinknecht Al. Innovation Patterns in Crisis and Prosperity: Schumpeter's Long Cycle Reconsidered. Hong Kong, 1987.
  194. Laukmann Th., Walsh I. Strategisches Management von Human Ressoursen // Little International. New York, 1986,-s 79−100.
  195. Lexis-Nexis Directory of Online Services. Lexis-Nexis. 1997. p. 493/ISSN 1081−2024
  196. Mensch G. Stalemate in Technology: Innovation Overcome the Depression. Cambridge (Mass), 1979.
  197. P. Osterman. How common is workplace transformation and who adopts ir? // Industrial and Labor Relations Rewiew, 1994, № 17. p. 173
  198. Rothwell W.J., Prescott R.K., Taylor M. W. Strategy Human Resource Leader .-Palo Alto, California Davies Black. Publishing, 1998
  199. Roxer F. Strategisches Personal management und Markterschliessung (Perspektiven fuer den chinesischen Markt).- Wiesbaden: Dt.Univ.-Verlag, 1999
  200. Torrington D., Hall L. Personnel Management. Hk in Action. Third Edition.-Prentice Hall International (UK) Ltd, 1995.
Заполнить форму текущей работой