Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационные и экономические механизмы развития межрегиональной и межотраслевой интеграции: На материалах Южно-Якутского региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложен новый подход к формированию организационно-экономических основ концепции развития и механизма реформирования региональной экономики, ключевым элементом которого является кластерный анализ конкурентных преимуществ главных звеньев экономической системы региона и определение его рыночного позиционирования в масштабах страны (метасистемы). Указанный подход отличается от традиционных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬ- 13 НОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
    • 1. 1. Сущность и содержание региональной экономической политики
    • 1. 2. Методология разработки региональной экономической политики
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЮЖНОЯКУТСКОГО РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
    • 2. 1. Оценка экономического потенциала региона и его конкурентных преимуществ
    • 2. 2. Основные направления экономической политики Южно-Якутского региона
  • Глава 3. МЕХАНИЗМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО РЕГИОНА
    • 3. 1. Проблемы привлечения инвестиций в развитие Южно-Якутского региона и пути их решения
    • 3. 2. Создание свободной экономической зоны (СЭЗ) как фактор привлечения инвестиций
    • 3. 3. Особенности освоения минеральных ресурсов на условиях соглашений о разделе продукции (СРП)

Организационные и экономические механизмы развития межрегиональной и межотраслевой интеграции: На материалах Южно-Якутского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена объективной необходимостью скорейшего решения проблемы сокращения имеющегося отставания промышленного и социального развития Дальневосточного федерального округа (ДВФО), регионов в него входящих, от других районов России. Необходимость укрепления целостности российского государства, устойчивое экономическое развитие, повышение национальной безопасности требуют выравнивания уровней социально-экономического развития регионов. Одновременно качественного развития требуют такие ключевые отрасли страны, как угольная и черная металлургия. ЮжноЯкутский регион обладает значительным природно-сырьевым потенциалом для формирования базовых условий развития этих важнейших для России отраслей экономики. Усиление комплекса интеграционных связей между регионами и отраслями хозяйства имеет огромное значение для социально-экономического развития государства.

В сложившейся ситуации, приоритетом выступают проблемы промышленного развития, следствием которых является отсутствие базы для сбалансированных экономических отношений с остальными российскими территориями и проблемы социального плана. Предпосылки ситуации сформированы историей развития страны, принятыми ранее подходами к размещению производительных сил, геополитической обстановкой в дореформенный период и многими другими. В период реформ последнего десятилетия ситуация только усугублялась.

С точки зрения национальной и экономической безопасности в стране давно назрела необходимость формирования резервной базы черной металлургии (на смену Южному Уралу). Этим требованиям вполне отвечают железорудные месторождения юга Якутии, которые были исследованы на этот предмет еще в советские годы и соответствующим образом включены в отраслевые планы развития. Промышленному освоению природных ресурсов предшествовало строительство Байкало-Амурской магистрали.

На республиканском уровне актуальность форсированного развития Южно-Якутского ТПК также вызвана целым комплексом причин. В настоящее время в Республике Саха (Якутия) существуют серьезные проблемы в экономике, в том числе вызванные и углубляемые негативными последствиями неподготовленных радикальных рыночных преобразований, имеющих в северных условиях часто противоположный намерениям характер и большую инерционность. Необходимость устойчивости республиканской экономики, снижение ее монопродуктовой направленности, зависимости от одного промышленного гиганта — алмазодобывающей компании «АЛРОСА» — вызывает в современных условиях насущную потребность в создании альтернативных производств, которые бы имели мультипликативный эффект. Ответственность перед будущими поколениями и другие факторы делают актуальными решения проблем рационального природопользования, повышение эффективности использования невозобновляемых природных ресурсов, комплексное их освоение, переработку сырья.

С учетом масштабов экономического пространства Дальнего Востока и республики, других факторов, включая геополитический, значение региона с точки зрения экологии здесь потребуются ведущая роль государства в направлении и регулировании территориального развития, специальный набор механизмов, неординарные решения и главное, значительные финансовые, кадровые и другие ресурсы, доступные государственным институтам.

Вопросы повышения эффективности региональной экономики России описаны в трудах многих российских ученых. Экономические проблемы регионов в своих работах исследовали Алаев Э. Б., Баранский Н. Н., Введенский В. Г., Гранберг А. Г., Минакир П. А., Пчелинцев О. С., Штульберг Б. М., ученые Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Архангельский В. Н., Волгин Н. А., Кушлин В. И., Потрубач Н. Н., Чалов В. И., Фоломьев А. Н. и другие.

При рассмотрении проблем региональной экономики и путей их решения использованы теоретические разработки, касающиеся исследований региональных систем в странах с развитой рыночной системой, которые описаны в трудах Ф. Перру, Г. Мюрдаля, X. Босса, А. Леша, Д. Фридмана, М. Портера, У. Изарда, Р. Дорнбуша и др. зарубежных ученых.

В 1990;х годах, в период экономических реформ, федеральным правительством была принята подготовленная республиканским правительством федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на период 1995;2001 гг.». Немногим позднее была разработана и утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период 1996;2003 гг.» [14]. Составными частями обеих программ являлись мероприятия по развитию Южной Якутии, а именно реструктуризация угольной промышленности, строительство малых разрезов, железнодорожной ветки Беркакит-Томмот-Якутск. Главным образом из-за недостатка финансовых ресурсов эти мероприятия не были реализованы в полном объеме. Основываясь на анализе исследований последних лет и имеющемся опыте регионального развития, можно утверждать, что степень разработанности проблемы недостаточна.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения существующих теоретико-методологических воззрений, современных тенденций и российского опыта предложить новые подходы к формированию экономической политики развития региона и механизму ее реализации, основанные на системном исследовании проблем, выделении особых, ключевых элементов развития, способных многократно усилить положительный эффект при ее успешном осуществлении.

Исходя из поставленной цели в работе предусматривается решение следующих задач:

— анализ и систематизация важнейших теоретико-методологических исходных положений, предопределяющих формирование и реализацию региональной экономической политики, применение наиболее рациональных форм и методов государственного регулирования регионального развития, учитывающих специфику региона и способствующих оптимизации данных процессов;

— оценка природно-сырьевого потенциала Южной Якутии, оценка перспектив дальнейшего развития угольной промышленности и освоения железорудных месторождений с целью обоснования приоритетов комплексного развития региона и отраслей в ней представленных как ключевых элементов формирования экономической политики развития;

— поиск механизмов формирования устойчивых межрегиональных и межотраслевых интеграционных связей, стимулирующих развитие региональной экономики;

— оценка возможных механизмов реализации экономической политики регионального развития с целью разработки наиболее оптимального варианта решения проблемы ее инвестиционно-финансового обеспечения;

— выбор наиболее эффективных механизмов государственного регулирования региональной экономической политики.

Объектом исследования является региональная экономика Южной Якутии.

Предметом исследования являются организационные, экономические отношения и закономерности формирования экономической политики регионального развития и механизмов ее реализации.

Теоретической и методологической базой диссертационной работы являются достижения экономической науки в области исследований проблем региональной экономики, программно-целевого планирования и прогнозирования территориального развития, ТПК, кластера, реструктуризации, институциональных преобразований, укрепления национальной безопасности, повышения эффективности государственного управления и регулирования экономики в комбинации с рыночными рычагами и стимулами.

В работе использованы теоретические, методологические наработки и практические рекомендации региональных исследований советского периода, а также широко применялся анализ опыта зарубежных стран в этом направлении экономической науки и синтез решений по повышению эффективности регионального экономического развития с учетом специфических особенностей рассматриваемой ситуации. Инструментарий, использованный при исследовании, включает в себя ситуационную и системную оценку потенциала региона, отраслей в нем представленных, прогнозирование их развития на основе SWOT-анализа, принципы поддержания и увеличения конкурентных преимуществ.

При выполнении исследования автор руководствовался положениями Конституции Российской Федерации [1], действующих законодательных и нормативно-правовых актов, включая федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, Указы Президента Республики Саха (Якутия), постановления и распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) и другие материалы. Активно использовались академические труды, в том числе научные разработки ученых кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также материалы и труды Дальневосточного НИИ рынка при Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, института региональной экономики АН Республики Саха (Якутия) и др.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— выявлены особенности формирования кластера в условиях переходной экономики, основанные на дополнении принципов функционирования ТПК, созданного при централизованной системе управления, механизмами интеграционного взаимодействия и государственного стимулирования развития кластера, присущих рыночной экономической системе. При этом обоснована целесообразность формирования (преобразования) кластера на следующих главных принципах: 1) стимулирование развития производств, обеспечивающих преимущественный рост межрегиональных и межотраслевых связей внутри страны с целью создания предпосылок для интеграции и возможности консолидации ресурсов, 2) создание государством условий для привлечения инвестиций в развитие кластера;

— предложен новый подход к формированию организационно-экономических основ концепции развития и механизма реформирования региональной экономики, ключевым элементом которого является кластерный анализ конкурентных преимуществ главных звеньев экономической системы региона и определение его рыночного позиционирования в масштабах страны (метасистемы). Указанный подход отличается от традиционных принципов формирования ТПК, в том числе и тем, что рассматривает формирование интеграционных связей в метасистеме (т.е. межрегиональных) в качестве ключевого элемента в системе стратегических целей развития. Подразумевается, что следствием усиления интеграции выступают: 1) интенсификация перетоков ресурсов между элементами метасистемы (между регионами), 2) рационализация развития регионов (снижение ассиметрии), 3) возникновение синергетического эффекта от взаимной заинтересованности регионов в развитии новых производств. выявлена особая роль Южно-Якутского региона в экономике Дальнего Востока и страны в целом, перспективы регионального, межотраслевого и отраслевого характера, связанные с дальнейшим экономическим ростом региона и его субъектов экономики. На основе анализа мирового и отечественного опыта разработки и реализации региональной стратегии развития доказано, что и для Южно-Якутского региона основой такой стратегии должен стать кластерный подход как ключевого (замыкающего интеграционные связи) элемента в перспективной системе территориального развития России и снижения ее межрегиональной ас-симетрии. Специфика ресурсного географического и коммуникационного позиционирования региона позволяют рассматривать его в качестве базового звена для совершенствования экономики федерального округа и страны в целом. Кроме того, выявление специфической роли региона позволяет более доказательно разрабатывать механизмы новых эффективных межотраслевых, межрегиональных экономических связей;

— определено, что рассматриваемые отрасли промышленности — угольная промышленность и железорудная база черной металлургии, которые во взаимодействии с транспортной инфраструктурой — железнодорожной веткой БАМ — являются наиболее весомыми составляющими потенциала развития региона, более того стратегически значимыми и в какой-то мере «дефицитными» для всей страны в долгосрочной перспективе. Такой вывод позволяет обосновать использование этих конкурентных преимуществ при формировании базы для сбалансированных экономических отношений со всеми другими российскими регионами с целью повышения устойчивости экономики Дальнего Востока в целом и, особенно, его энергосистемы;

— предложена концепция развития региона, опирающаяся на выявленные конкурентные преимущества его экономики в межрегиональных и межотраслевых отношениях с опорой на крупнейшие минерально-сырьевые ресурсы региона (Эльгинское угольное и Южно-Алданское железорудное). Особенностями концепции являются: 1) преимущественная ориентация на прямые межрегиональные и межотраслевые экономические связи, 2) обеспечение повышения устойчивости республиканской экономики на основе создания новой крупной промышленной базы энергои ресурсоемких производств, обуславливающих диверсификацию ее промышленности, 3) создание благоприятных условий для активного развития промышленности Дальневосточного экономического района на местной энергетической и железорудной базах, 4) нацеленность на создание перерабатывающих производств, 5) создание предпосылок для оптимизации структуры занятости, улучшения демографической ситуации, массового привлечения интеллектуальных трудовых ресурсов, рационализации социальной структуры, проведения эффективной миграционной политики, 6) снижение зависимости региона от «северного завоза», 7) оптимизация финансовых потоковпоказана возможность привлечения в региональную экономику инвестиций путем комбинации механизмов свободной экономической зоны (СЭЗ) и соглашений о разделе продукции (СРП) при освоении минеральных ресурсов. Здесь подразумевается «ступенчатость» СРП, разделение конечного продукта, т. е. при разработке угольных и железорудных месторождений региона осуществлять преимущественно раздел продукции металлургического производства;

— определена применительно к условиям Южной Якутии на основе анализа различных типов СЭЗ по их эффективности новая система инструментов государственного регулирования деятельности субъектов зоныпринципов сочетания механизма создания СЭЗ с разработкой сырьевых месторождений на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) для сокращения временного лага привлечения иностранных инвестиций.

Практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что исследуемые в ней ключевые элементы стратегии формирования и развития Южно-Якутского региона рассмотрены с учетом республиканских, дальневосточных и российских региональных, межотраслевых и отраслевых интересов и механизмы ее реализации систематизированы и увязаны в единый взаимосвязанный комплекс программных действий.

В качестве основного механизма реализации программных решений и проектов предполагается соответствующая федеральная целевая программа, нацеленная на использование местных железорудных и угольных месторождений и создания новой базы черной металлургии страны.

В результате анализа перспектив угольной промышленности и черной металлургии даны рекомендации по формированию стратегических альянсов с участием существующих крупных металлургических предприятий России на основе горизонтальной и вертикальной интеграции. Данные предложения использовались при формировании стратегии ОАО «Якутуголь» и разработке программы его разгосударствления. В целом, концептуальные положения, результаты и практические предложения данной работы могут быть использованы при разработке стратегии формирования новых территориально-производственных комплексов в Российской Федерации.

Основные теоретические и методические рекомендации могут быть также использованы в учебном процессе, написании соответствующих учебно-методических пособий и т. п.

Основные положения диссертации доказывались:

— на парламентских слушаниях Государственной Думы Российской Федерации «О проекте закона Российской Федерации «О свободной экономической зоне БАМ» в г. Иркутск в апреле 1999 г.;

— на совещаниях Правительства Республики Саха (Якутия), парламентских слушаниях Государственного собрания Республики Саха (Якутия) (Ил Тумэн) в 1999;2002 г. г., посвященным вопросам стратегии развития республики, ее угольной промышленности на ближайшую и долгосрочную перспективы;

— на Республиканской научно-практической конференции «Экономические и социальные проблемы Южно-Якутского региона в третьем тысячелетии» в г. Нерюнгри в марте 2001 г.;

— на парламентских слушаниях Государственной Думы Российской Федерации «Проблемы освоения природных ресурсов в зоне БАМ» в г. Москва в апреле 2002 г.;

— на республиканском инвестиционном форуме в г. Якутск в июне 2002 г.

Структура диссертационной работы отражает общий замысел, логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных официальных источников и научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Приведенные в данной работе размышления показывают:

1. Из существа региональной политики, заключающегося в том, чтобы максимально использовать в интересах всего общества благоприятные территориальные предпосылки, факторы и минимизировать негативное влияние неблагоприятных природных и экономических условий на социально-экономическое положение отдельных регионов, важное значение для рассматриваемого Южно-Якутского региона, имеющего особо сложные условия хозяйствования, имеет решение такой одной из приоритетных задач региональной экономической политики как необходимость в сглаживании сложившихся межрегиональных различий в уровнях экономического развития с использованием централизованной финансовой поддержки. Стимулирование его развития, как располагающего достаточным потенциалом и могущего стать «точкой роста» экономики субъекта Федерации — Республики Саха (Якутия), Дальнего Востока и России в целом. При этом целесообразно использовать разные, дифференцированные модели регулирования экономики для более эффективного стимулирования ее роста.

2. В современных условиях для региона целесообразно при разработке его экономической политики развития сочетать достижения отечественной и зарубежной экономической науки. Особое место в исследовании занимает кластерный подход к развитию региона, формировавшемуся в условиях планово-административного управления экономикой. При этом обнаружены общие подходы к проблемам формирования и развития ТПК и кластера. В перспективе Южно-Якутский ТПК должен был включать в себя угольную и металлургическую промышленности на базе имеющихся здесь уникальных природных ресурсов и при его формировании применялся программно-целевой метод. В нынешних условиях остается актуальным его развитие, но с использованием достижений западной науки. Для преодоления инерции развития ТПК как планового хозяйства и реформирования его в полноценный кластер как саморегулирующийся комплекс на первом этапе целесообразно значительное государственное участие. При этом целесообразно поэтапно формировать (преобразовывать ТПК) кластер на следующих главных принципах: а) стимулирование развития производств, обеспечивающих преимущественный рост межрегиональных и межотраслевых связей внутри страны с целью создания предпосылок для интеграции и возможности консолидации ресурсовб) создание государством условий для привлечения инвестиций в развитие кластера.

3. В результате оценки экономического потенциала региона и его конкурентных преимуществ выявлено следующее.

По угольной промышленности:

— высокое качество коксующихся углей Нерюнгринского месторождения обеспечивает им соответствие мировым стандартам после обогащения и устойчивый спрос в Японии и других странах юго-восточной Азии. Конкурентов экспортным поставкам концентрата коксующихся углей в Японию у ОАО «Якутуголь» внутри страны практически нет;

— рынок сбыта нерюнгринских углей стабилен и имеет перспективы развития, т.к. спрос на них ограничен, в первую очередь, возможностями добычи;

— значительные запасы углей создают условия для формирования долгосрочных стратегий развития;

— наличие в г. Нерюнгри мощной строительной базы, относительно развитой производственной, сервисной и социальной инфраструктуры создает предпосылки для эффективного развития юга республики на базе дальнейшего развития добычи и переработки угля;

— сейчас г. Нерюнгри — это единственная на Дальнем Востоке значимая база, как по добыче коксующихся углей, так и по ремонту специальной техники для угольных разрезов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

По железорудной базе:

— для перспективного металлургического центра в регионе имеется надежный фундамент по углю (для технологических и энергетических целей);

— Южно-Якутский регион как будущий центр металлургии с позиции сырьевых возможностей изначально имеет конкурентные преимущества и они усиливаются близостью к транспортной составляющей — БАМу, что обеспечивает доступность перспективной продукции к любым рынкам сбыта, как внутренним, так и внешним — особенно к наиболее емкому и растущему рынку АТР.

Отдельно выделено, что нерешенность вопросов инвестиционного обеспечения процесса освоения и развития железорудной базы может привести к тому, что процесс выбытия мощностей приобретет необратимый характер, и удовлетворение потребности металлургических предприятий сырьем в начале XXI в. может осложниться.

Минерально-сырьевая база определила специфику промышленности Южной Якутии. Рыночная привлекательность сырьевого потенциала и, главное, продуктов его переработки, безусловно, была принята за основу при выработке политики экономического развития предприятий региона.

4. Указанная оценка потенциала позволила утверждать, что с точки зрения стратегической значимости реализация проекта развития угледобычи и железной руды с последующим формированием новой металлургической базы страны может быть более важной для экономики Якутии, чем та же добыча алмазов. Соответственно, решаются и многие социальные задачи, в том числе проблема занятости. Доказана целесообразность начала подготовки к формированию соответствующей федеральной целевой программы по освоению угольных и железорудных месторождений Южной Якутии и создания на их основе новой металлургической базы страны, лоббированию выделения федеральных средств на проект-но-изыскательские работы, поиску вариантов альянсов с заинтересованными организациями и естественными монополиями, превентивной разработке законодательных инициатив по созданию особых условий для инвестиционной поддержки такого железо-угольного проекта. Здесь на начальном этапе обоснована заинтересованность в создании экономического альянса со стороны МПС (строительство новых объектов транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, рост объемов перевозок, обеспечение занятости и др.), властей соседних субъектов Федерации (занятость, инвестиции, совершенствование энергоснабжения региона и др.) и РАО «ЕЭС России» (новые объекты, инвестиции, изменение энергобаланса, устойчивые рынки сбыта и др.). При этом определено, что нахождение рациональных вариантов привлечения иностранных инвестиций в развитие железо-угольного проекта может стать ключевым для получения активной поддержки на федеральном уровне.

Обосновано, что по мере освоения угольных ресурсов Южной Якутии появится возможность расширить экспорт угля в Южную Корею, КНДР, Японию, где отсутствует собственная угольная база для черной металлургии, а используемые в качестве энергетического топлива местные угли имеют ограниченные запасы и низкое качество. Развитию экспортного направления сбыта будет способствовать развитие транспортной инфраструктуры, совершенствование и освоение новых технологических процессов добычи и переработки угля, собственно рост добычи угля за счет изменения структуры себестоимости и удельного снижения издержек, а также само наличие альтернатив в направлениях сбыта, что снижает возможности ценового давления со стороны покупателя.

5. Перспективная экономическая политика Южно-Якутского региона должна позиционироваться в русле такого подхода, при котором она была бы совместима со стратегическими перспективами и планами естественных монополий России, крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК), металлургии. В этой связи необходимо поддерживать высокий уровень влияния властей республики на процессы формирования стратегии развития ОАО «Якутуголь», организацию инвестиционных процессов для его технического перевооружения, на формирование новых перспективных и устойчивых рынков сбыта продукции, инновационное развитие предприятия, интеграцию процессов его развития в общую стратегию развития региона и обеспечение энергетической безопасности республики.

В целом, в основе концепции экономической политики предложены следующие стратегические цели долгосрочного развития региона: повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках на основе расширения объемов выпускаемой продукции, дальнейшего улучшения ее качества при одновременном снижении ресурсоемкости производства, освоения и практического использования современных технологий эффективного энергетического использования угля с целью совершенствования энергосистемы республики и замещения завоза топлива, продвижение своей продукции к платежеспособному потребителю, использование новых полей рынка сбыта продукции, диверсификации деятельности на основе выпуска продукции более высоких переделов.

6. Проблемы разработки механизмов привлечения инвестиций существуют и достаточно серьезные, но возможный положительный эффект от реализации вышерассмотренной экономической политики в регионе, которая может быть выполнена в виде программных мероприятий, оправдывает поиск возможных вариантов, механизмов их решения. Для того чтобы, ТПК скорейшим образом и на более обеспеченной основе с максимальной эффективностью для его участников и соответственно региона развился как кластер с последующим саморазвитием на первоначальном этапе необходимо активнейшее государственное регулирование этого процесса. Представляется целесообразным исходить из позиции, что еще на стадии предварительной разработки экономической политики Южно-Якутского региона, в первую очередь, следует обратить внимание на такие механизмы привлечения инвестиций, как создание свободной экономической зоны (СЭЗ) и промышленная разработка минерально-сырьевых ресурсов на условиях соглашений о разделе продукции (СРП).

7. В исследовании доказана целесообразность заниматься стратегическим планированием развития региона в силу того, что возможно учитывать в разработках таких критерий оценки, которые не будут противоречить долгосрочным общегосударственным интересам. Соответственно, речь идет о поиске и обосновании ключевых элементов политики развития региона, а также элементов специфических для регионального уровня. В совокупности такие наработки могли бы составить программу развития региона и стать составной частью, функциональной политикой в общей политики развития республики, ДВФО и России в целом.

В работе на основе системного подхода обоснована не только принципиальная возможность, но и настоятельная необходимость скорейшего формирования и реализации программы создания перспективной базы черной металлургии страны в Дальневосточном экономическом районе на базе железорудных и угольных месторождений Южной Якутии. Такая необходимость является, с одной стороны, следствием нарастания угроз стратегической безопасности России в целом, а, с другой стороны, предопределяется потребностью в придании нового импульса динамичному развитию Дальневосточного экономического района.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации.- Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.- М.: Известия, 1995.- 62 с.
  2. П.Я. Пространственные системы воспроизводства: (Микроструктур. уровень анализа и упр.) / АН СССР. Дальневост. науч. центр. Тихоокеан. ин-т географии- Отв. ред. Б. Алаев. — М.: Наука, 1986. 149 с.
  3. М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований / АН СССР. Сиб. отд-ние, — Новосибирск: Наука, 1980. 254 с.
  4. Н.Н. Обзор рецензий на «Вопросы географии» // Вопр. географии. 1949. — N 14.-С.160.
  5. И.Л. Правовая основа решения региональный проблемы: (опыт освоения долины Теннеси) // Изв. СО АН СССР. Сер. экономики и прикл. социологии. 1990. — Вып. 1. — С.54−64.
  6. В.Н. О функциях районного звена хозяйственного управления // Методология системного анализа регионального развития и управления: Сб. тр. ВНИИСИ. М., 1980. — С.70.
  7. Геологическое строение СССР и закономерности размещения полезных ископаемых. Т. 10. Геологическое строение и минералогия СССР. Кн. 2. Закономерности размещения полезных ископаемых СССР / Подред. Г. А. Габриэлянца и др. Л.: Недра. — 1989. — 630 с.
  8. Государственное регулирование размещения производительных сил в капиталистических и развивающихся странах / В. В. Вольский, О. В. Витковский, А. Е. Слука и др. М.: Мысль. 1975. — 424 с.
  9. Ю.Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие для ВУЗов экон. спец. 2-е изд., перераб. и доп. / Общ. ред. В. И. Кушлин. — М.: Изд-во РАГС, 2001. — 490 с.
  10. П.Гранберг А. Г. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства. М.: Экономика, 1973. — 248 с.
  11. Г. И. Отраслевое и территориальное разделение труда / Граник Г. И., Громов В. И. М.: Мысль, 1970. — 134 с.
  12. С.И. Ключевые элементы стратегии формирования территориально-производственного комплекса в зоне БАМ / С. И. Григорьев, С. А. Семенов. Якутск: Изд-во СО РАН. Якут, фил., 2002. — 162 с.
  13. Данные годовых отчетов ОАО «Якутуголь» за 2000, 2001, 2002 гг. -Не опубл.
  14. В.Е. Интеграция предприятий и экономическое развитие. — М.: ЦЭМИ РАН, 1998. С. 123. — (Препр.).
  15. А.Г. Иностранный капитал в России и СССР. М.: Между-нар. отношения, 1990. — 164 с.
  16. Егоров Е. Г, Исследование проблем перехода к рыночной экономике. -Якутск: Бичик, 1995. 186 с.
  17. Е.Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха. -Новосибирск: Наука, 2001. 258 с.
  18. Е.Г. Проблемы региональной экономики: (На примере Северо-Востока СССР). Новосибирск: Наука, 1979. — 286 с.
  19. Ю.А. Каким быть закону о концессиях // Экономика и жизнь. -1991.-№ 3.
  20. Железорудная база России / Под ред. В. П. Орлова, М. И. Веригина, Н. И. Голивкина. М.: ЗАО Теоинформмарк", 1998. — 842 с.
  21. Ф 23. Железорудная база черной металлургии СССР / Отв. ред. акад. И.П.
  22. Бардин. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 566 с.
  23. У. Методы регионального анализа: Введ. в науку регионах / Пер. с англ. В. М. Гохмана. М.: Прогресс, 1966. — 659 с.
  24. Н.Н. Теория экономического районирования. М.: Мысль, 1969. — 336 е., карт.
  25. Комплексное региональное планирование: вопросы методологии / Р. И. Шнипер, А. С. Маршалов, B.JI. Лысенко и др.- АН СССР, Сиб. ф отд-ние. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск: Наука, 1988.-330 с.
  26. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 19 972 000 гг.: Структурная перестройка и экон. рост // Вопр. экономики. -1997. -№ 1.-С.15, 39−40.
  27. А.И. Минерально-сырьевая база на рубеже веков: Ретроспектива и прогнозы. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО 'Теоинформмарк", 1999. -144 с.
  28. М.Я. Комплексные программы в планировании народного хозяйства / М. Я. Лемешев, А. И. Панченко. М.: Экономика, 1973. -167 с.
  29. Л.Г. Формирование особых экономических зон как фактор динамичного развития регионов: Автореф. дисс.. канд. экон. наук. -РАГС, 2000.-25 с.
  30. Леш А. Географическое размещение хозяйства. М.: Изд-во иностр.лит., 1959.-455 с.
  31. A.M. Инвестиционный анализ: Учеб. пособие / A.M. Мар-голин, С. А. Семенов. -М.: Изд-во РАГС, 1999. 131 с.
  32. A.M. Экономическая оценка инвестиций / A.M. Марголин, А. Я. Быстряков. М.: ЭКМОС, 2001.-239 с.
  33. А. Принципы политической экономики: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1984. -Т. 2. С. 195.
  34. Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока / Р. И. Шнипер, Л. И. Колесов, А.С. Мар-шалова и др.- Отв. ред. Р. И. Шнипер. Новосибирск: Наука, 1974. -315 с.
  35. .З. Японский парадокс / Б. З. Мильнер, И. С. Олейник, С. А. Рочинко. М.: Мысль, 1985. — 264 с.
  36. П.А. Экономическое развитие региона: программ, подход. -М.: Наука, 1983. 224 с. — (Пробл. сов. экономики).
  37. Н.Н. Региональная экономика и проблемы развития Дальнего Востока // Материалы II междунар. науч. конф. «Экономика Дальнего востока в условиях реформы». Хабаровск- Владивосток, 1995. -С.12−16.
  38. Моделирование формирования территориально-производственных комплексов / М. К. Бандман, О. П. Бурматова, В. В. Воробьева и др.- Отв. ред. М.К. Бандман- АН СССР, Сиб. отд-ние. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. — Новосибирск: Наука, 1976. 333 с.
  39. .В. Прогнозирование развития и размещения производительных сил экономического района / Под ред. Н. Т. Агафонова. Л.: Наука, 1981.- 108 с.
  40. Н.Н. Региональная экономика: Теория, пробл., методы. М.: Экономика, 1978. — 343 с.
  41. С.А. Межрайонный и внутрирайонный анализ размещенияпроизводительных сил. М.: Наука, 1971. — 214 с. — (АН СССР. Госплан СССР. Совет по изучению производит, сил).
  42. Н.А. Факторный анализ эффективности размещения производства. -М.: Наука, 1982. 128 с.
  43. А.И. Межотраслевые комплексы и программы их развития. Новосибирск: Наука, 1979. — 253 с.
  44. М. Конкуренция: Учеб. пособие: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. — 495 е.
  45. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и предисл. В. Д. Щетинина. -М.: Междунар. отношения, 1993. 896 с.
  46. А.Е. Размещение социалистической промышленности: (Тео-рет. очерки). М.: Экономиздат, 1962. — 340 с.
  47. А.Е. Эффективность территориальной организации производства: (Методол. очерки). М.: Мысль, 1965. — 208 с.
  48. О.С. Урбанизация и региональное развитие // Методология системного анализа регионального планирования и управления. Сб. трудов ВНИИСИ. Москва, 1980. -С.50−55.
  49. О.С. Переход к устойчивому региональному развитию: нерешенные проблемы // Проблемы экономической политики на российском Дальнем Востоке. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (28 февраля 1 марта, 2001).- Хабаровск, 2001.- С42−53.
  50. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения: Ст. 5-я. Экономика и федерализм // Рос. экон. журн. 1994. — № 10. — С.65−67.
  51. О.М. Формирование инфраструктуры рынка на Дальнем Востоке // Вестник ДВО РАН. 1992. — № 5−6. — С.37−45.
  52. Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 гг.: Программа Правительства РФ // Вопр. экономики. 1995. — № 4. — С. 152, 156−158.
  53. Ш. Л. Методология выравнивания уровней развития экономических районов СССР. — М.: Экономика, 1969. — 175 с.
  54. Д. Изменяющийся мир специальных (свободных) экономических зон // 20 международная конференция ВЕПЗА, ФЛЭГСТАФ, США, 1998.-С. 40−42.
  55. А. Буржуазная региональная теория и государственно-монополистическое регулирование размещения производительных сил: Критич. анализ / А. Сапожников, М. Смольников- Предисл. Н. Н. Некрасова. -М.: Мысль, 1981.-251 с.
  56. Ю.Г. Экономическая география: история, методы, практика. М.: Мысль, 1973. — 559 с.
  57. С. В поисках целей // Металлоснабжение и сбыт. 1999. — № 6.-С. 7−10.
  58. С. Пора двигаться на Восток / С. Семенов, А. Марголин, С. Григорьев // Металлоснабжение и сбыт. 2001. — № 7−8. — С. 112−119.
  59. Н.Н. Теория и практика использования инвестиционного мультипликатора при обосновании целесообразности развития транспортной инфраструктуры: Автореф. дисс.. канд. экон. наук М.: РАГС, 2000. — 27 с.
  60. В.Б. Великобритания: государство и накопление основного капитала. М.: Наука, 1987. — 132 с.
  61. США: организация государственных программ / Л. И. Евенко, А. А. Воронков, Г. И. Никеров и др. М.: Наука, 1980. — 408 с.
  62. Л.Н. Уровни экономического развития районов СССР. — М.: Экономика, 1971. 207 с.
  63. Угольная база России. Т.5., кн. 2. Угольные бассейны и месторождения Дальнего Востока (Респ. Саха (Якутия), Северо-Восток, о. Сахалин, п-ов Камчатка). М.: ЗАО «Геоинформмарк», 1999. — 638 с.
  64. А.Н. Инновационное инвестирование / А. Н. Фоломьев, В. Г. Ревазов. СПб.: Наука, 2001. — С. 107−120.
  65. В.И. Территориально-производственный комплекс: Пробл. формирования и упр. М.: Изд-во «Мысль», 1983. — 160 с.
  66. Р.И. Региональные предплановые исследования. Новосибирск: Наука, 1979. — 367 с.
  67. Р.И. Региональные проблемы рынковедения = Regional problems of market research: Экон. аспект / Р. И. Шнипер, А.С. Новоселов- Отв. ред. В.В. Кулешов- Рос. АН, Сиб. отд-ние. Ин-т экономики орг. пром. пр-ва. Новосибирск: Наука, 1993. — 436 с.
  68. Р.И. Региональная программа и принципы ее разработки / Р. И. Шнипер, И. Н. Воевода, С. С. Гаузнер. Новосибирск: Наука, 1986.-291 с.
  69. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России:теорет. основы, задачи и методы реализации. — М.: Гелиос АРВ, 2000. -206 с.
  70. Эффективность размещения производительных сил / Л. И. Грамотеева,
  71. В.П. Евстигнеев, Л. И. Татарникова и др. М.: Наука, 1978. — 152 с. 77. Эффективность создания железорудной промышленности в Южной Якутии / Е. Г. Егоров, П. Е. Алексеев, В. П. Григорьев. — Якутск, 2002. — 100 с.
  72. Boundeville J.R. Problems of Regional Planning. Edinburg, 1966.
  73. Friedman J. Regional Developments Policy: a Case Study of Venesuela. Cambridge, Massachussets, 1966.
  74. Friedman J. Urbanization, Planning & National Development. Beverly Hills, 1973.
  75. Myrdal G. Economic Theory & Under-Developed Regions. London, 1957.
  76. Richardson H.W. Regional Growth Theory. London & Basingstoke, 1973.
Заполнить форму текущей работой