Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Математическое и программное обеспечение средств проектирования и совершенствования интерактивных графических человеко-машинных интерфейсов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Последнее десятилетие характеризуется стремительным ростом использования информационных технологий. Компьютеры, применявшиеся раньше для решения специализированных задач, являются сегодня атрибутом рабочих мест в большинстве профессий. Неотъемлемой частью программного обеспечения (ПО), используемого в интерактивном режиме, является графический интерфейс (ГИ). Под ГИ компьютерной программы (КП… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГРАФИЧЕСКИЕ ИНТЕРФЕЙСЫ КАК СРЕДСТВО ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • 1. 1. Интерфейсы окон, пиктограмм, меню и указателей
    • 1. 2. Стандартизация в области проектирования графических интерфейсов
    • 1. 3. Обзор процесса проектирования графического интерфейса
      • 1. 3. 1. Подходы к проектированию графического интерфейса
      • 1. 3. 2. Обзор этапов проектирования графического интерфейса
      • 1. 3. 3. Классификация средств проектирования графических интерфейсов
    • 1. 4. Обзор применения теории графов к описанию графических интерфейсов
      • 1. 4. 1. Граф-схемы как модели структур
      • 1. 4. 2. Схемы диалоговых режимов и сети переходов
      • 1. 4. 3. Граф перемещения внимания между смысловыми центрами
    • 1. 5. Обоснование целесообразности геометрической оптимизации графических интерфейсов
    • 1. 6. Методы оценки качества графического интерфейса
      • 1. 6. 1. Метод фокус-групп
      • 1. 6. 2. Метод прототипирования
      • 1. 6. 3. Метод анализа задач
      • 1. 6. 4. Метод экспертной оценки
      • 1. 6. 5. Метод GOMS
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ
    • 2. 1. Описание графических интерфейсов при помощи графовых моделей
    • 2. 2. Оптимизация графического интерфейса на основе его графовой модели
    • 2. 3. Вероятностный подход к исследованию интерфейсов
    • 2. 4. Применение методов оптимизационного геометрического проектирования при разработке графических интерфейсов
    • 2. 5. Математическое обеспечение для оптимизационного геометрического проектирования графических интерфейсов
    • 2. 6. Оптимизация размещение дочерних окон программы
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТАННЫХ ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ
    • 3. 1. Описание разработанных программных средств проектирования и оптимизации графических интерфейсов
    • 3. 2. Пример построения и использования графовой модели для оптимизации графического интерфейса
    • 3. 3. Частные случаи описания графических интерфейсов при помощи графовых моделей
      • 3. 3. 1. Первый случай — перемещение элемента интерфейса
      • 3. 3. 2. Второй случай — множество возможных воздействий
      • 3. 3. 3. Третий случай — исключение из графа вершин и дуг
      • 3. 3. 4. Четвертый случай — неопределенность длин дуг
    • 3. 4. Модернизация структур интерфейса
      • 3. 4. 1. Модернизация структуры интерфейса «Проводник данных»
      • 3. 4. 2. Модернизация структуры интерфейса «Адресная строка»
      • 3. 4. 3. Геометрическая оптимизация структуры интерфейса
  • Главное меню" и дочерних окон программы
    • 3. 5. Пример внедрения контекстной структуры интерфейса
    • 3. 6. Описание программного обеспечения, разработанного для сбора статистических данных
  • ВЫВОДЫ

Математическое и программное обеспечение средств проектирования и совершенствования интерактивных графических человеко-машинных интерфейсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Последнее десятилетие характеризуется стремительным ростом использования информационных технологий. Компьютеры, применявшиеся раньше для решения специализированных задач, являются сегодня атрибутом рабочих мест в большинстве профессий. Неотъемлемой частью программного обеспечения (ПО), используемого в интерактивном режиме, является графический интерфейс (ГИ). Под ГИ компьютерной программы (КП) понимается совокупность отображаемых на мониторе графических элементов, позволяющих пользователю управлять ее работой и получать требующиеся результаты [2, 39,42, 68].

Интерфейс имеет существенное значение для любой КП и является ее важной составляющей, ориентированной на конечного пользователя, который зачастую на основании интерфейса судит о программе в целом. За последние 15 лет коммерческие успехи ПО во многом стали определяться удобством и простотой ГИ [92]. Интерес к этому аспекту человеко-машинного взаимодействия не только со стороны специалистов в области вычислительной техники и программирования, но и эргономистов, психологов, социологов свидетельствует о многоплановом характере данной проблемы [8, 24]. Вопросам, связанным с исследованием, проектированием и оценкой ГИ посвящены труды многих отечественных и зарубежных авторов: Голикова Ю., Мунипова В. М., Летичевского А. А., Купера А., Гультяева А. К., Коутса Р., Влейминка И., Мандела Т., Константайна JI., Локвуда Л., Раскина Д., Торреса Р. Дж., Брукса Ф. и т. д.

Инновации в области компьютерных технологий и широкое применение ПО, используемого в интерактивном режиме, привели к необходимости улучшения и оптимизации ГИ [4, 64], а также внедрения в процесс их разработки специализированных программных средств. Поскольку ГИ является системой управления функциональными возможностями программы, плохо разработанный интерфейс затрудняет эксплуатацию ПО. Профессионально выполненная разработка интерфейса может обеспечить увеличение эффективности применения ПО, уменьшение длительности обучения пользователей, снижение стоимости сопровождения системы и т. п.

Графический интерфейс приобретает все большее значение как важная составляющая конкурентного преимущества ПО. Конечные пользователи оценивают сложность эксплуатации КП на основе представления их функциональных возможностей в ГИ. Задачи проектирования интерфейса, позволяющего человеку комфортно выполнять профессиональную деятельность на компьютере, решают эргономисты в области ГИ [81, 84, 87], которые разрабатывают ГИ на основе изучения трудовой деятельности и условий ее протекания в системе человеко-машинного взаимодействия [1,11,20].

Разработка удобного для пользователя ГИ является сложной задачей, требующей проведения обширных исследований и привлечения соответствующих специалистов, а, следовательно, затрат времени и денежных средств. Возможно поэтому российские компании-разработчики ПО уделяют этой проблеме мало внимания, теряя конкурентоспособность своих программных продуктов.

На практике рассматривают следующие аспекты анализа ГИ, которые могут выступать критериями при их проектировании [13, 15, 77, 78]:

1. Графический [61]. Элементы интерфейса представляют собой графические объекты, их важной особенностью является цветовое оформление.

2. Психологический [10]. Элементы интерфейса концентрируют внимание человека, поэтому важны принципы их представления и узнаваемость.

3. Субъективный [9]. Психологические особенности, реакция, стиль работы и навыки пользователей могут быть различны, поэтому целесообразно предусмотреть возможность настройки интерфейса.

4. Эргономический [21]. Интерфейс должен быть интуитивно понятен для пользователей и не вызывать негативной реакции.

5. Предметная область [23]. В интерфейсе должны быть отражены особенности и требования предполагаемой области применения программы.

6. Технический [52]. При взаимодействии с ГИ применяются средства манипулирования, а для их визуального отображения используются мониторы, которые могут различаться по техническим параметрам и принципам работы.

В настоящее время проектирование интерфейсов фактически выделилось в отдельную от классического программирования область деятельности, в которой рассматриваются перечисленные выше аспекты. Вместе с тем остаются малоизученными следующие аспекты, которые могут стать решающими в обеспечении эффективности взаимодействия человека с КП:

1 .Геометрический [35]. Интерфейс является совокупностью геометрических объектов, размещенных на ограниченной площади экрана монитора.

2.Вероятностный [38]. В интерфейсе реализуется многовариантная система управления, в которой очередность действий пользователя, рассматриваемая в контексте использования КП, имеет случайный характер.

Задача проектирования ГИ является важным этапом в процессе разработки ПО, что подтверждает актуальность темы диссертационной работы и возможность широкого применения полученных в ней результатов.

Цель работы. Целью диссертационной работы является разработка математических моделей, алгоритмов и программного обеспечения, позволяющих описывать и оптимизировать графические интерфейсы по критерию минимизации затрат времени пользователя в процессе решения конкретных задач. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Для выявления недостатков имеющихся методологических подходов к проектированию ГИ провести анализ интерфейсов КП как средств человеко-машинного взаимодействия, рассмотреть методы оценки качества, осуществить обзор стандартов и этапов процесса проектирования ГИ.

2. Изучить современные подходы к моделированию взаимодействия пользователя с КП посредством ГИ, сделать вывод об их актуальности или необходимости совершенствования.

3. Обосновать целесообразность применения методов оптимизационного геометрического проектирования к разработке ГИ с учетом критерия минимизации затрат времени пользователя при решении конкретных задач.

4. Выполнить постановку задач геометрической оптимизации расположения элементов ГИ и окон КП, разработать подходы к их решению.

5. Разработать методику описания ГИ и моделирования процесса взаимодействия пользователя с ГИ на основе применения методов теории графов.

6. Разработать подход к оценке эффективности интерфейсов, основанный на использовании аппарата теории вероятностей.

7. Разработать модель интерфейса общеизвестного ПО, позволяющую по результатам ее испытания пользователями собирать статистические данные об особенностях взаимодействия пользователей с КП посредством ГИ.

8. Создать и апробировать программные средства, реализующие предложенные теоретические разработки и позволяющие оценить их адекватность.

Объектом исследования выступает ГИ современных КП, рассматриваемый в совокупности с особенностями человеко-машинного взаимодействия. Предметом исследования является процесс взаимодействия пользователя с ГИ, описываемый и моделируемый с использованием графовых и вероятностных моделей.

Методы исследования. В диссертационной работе используются методы и аппарат теории графов, теории вероятностей, геометрического проектирования, дискретной математики и оптимизации, а также технологии программирования.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. Разработана методика геометрического проектирования графических интерфейсов, основанная на оптимизации размещения элементов ГИ и окон КП с учетом рациональных ограничений, формирующих области поиска решений по критерию минимизации затрат времени пользователя на решение задач.

2. Разработана методика моделирования человеко-машинного взаимодействия с применением теории графов в качестве основного математического аппарата в задачах проектировании, оценки и оптимизации ГИ. Вершинам и дугам графов ставятся в соответствие параметры, характеризующие содержание задач области применения КП и процесса управления работой КП.

3. Разработан метод оптимизации ГИ в соответствии с содержанием решаемых задач, заключающийся в изменении отношений инцидентности между вершинами и дугами графов, описывающих ГИ.

4. Предложен новый подход к оценке затрат времени пользователя на решение задач, основанный на использовании системы дополнительных параметров, позволяющих повысить точность оценки. Предложенные параметры позволяют оценить такие критерии качества ГИ как соответствие решаемым задачам и частота появления ошибок, а также могут быть использованы для повышения точности оценок эффективности ГИ, получаемых с применением существующих методов.

5. Теоретически обоснованы и экспериментально выявлены области концентрации внимания пользователей на элементах ГИ в зависимости от типа элементов. Введено понятие ожидаемой точки воздействия на элемент ГИ, позволяющее развить представление о распределении внимания пользователя при работе с ГИ и детализировать постановку задач оптимизации интерфейсов.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в следующем:

1. Разработанная методика математического моделирования человеко-машинного взаимодействия может применяться в существующих методах проектирования ГИ, так как позволяет учитывать содержание области применения КП и особенности взаимодействия пользователя с программой. Данная методика может быть использована для развития методов GOMS моделирования работы пользователей и оценки ГИ.

2. Предложенная методика геометрического проектирования интерфейсов может быть использована в процессе разработки ГИ и позволяет выделить новое направление в оптимизации и исследовании особенностей организации человеко-машинного взаимодействия.

3. Разработано математическое обеспечение, позволяющее создавать программные средства проектирования и оптимизации ГИ для различных сред разработки КП.

4. Предложены новый подход и дополнительные параметры оценки эффективности ГИ, позволяющие повысить точность прогнозирования затрат времени пользователя на решение задач и развить существующие методы, в частности, GOMS.

5. Разработано ПО, предоставляющее вспомогательные средства для решения задач организации человеко-машинного взаимодействия в процессе разработки КП и проектирования ГИ в среде Delphi.

6. Разработаны программные средства, позволяющие собирать статистические данные об особенностях выполнения пользователями воздействий на различные элементы интерфейса.

Реализация результатов работы. Разработанное математическое и программное обеспечение было внедрено и использовано в ООО «Интервейв Коммуникейшнс» и ООО «ВесНет» .

Апробация работы. Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на шести международных и пяти всероссийских конференциях:

• Девятая международная научно-техническая конференция студентов и аспирантов «Радиоэлектроника, электротехника и энергетика» (г. Москва, 2003);

• Международный форум информатизации 2003, международная конференция «Информационные средства и технологии» (г. Москва, 2003);

• Десятая всероссийская межвузовская научно-техническая конференция студентов и аспирантов. «Микроэлектроника и информатика» (г. Москва, 2003);

• Всероссийская научно-практической конференция «Информационные модели экономики» (г. Москва, 2003);

• Международная конференция «Interactive systems: The Problems of Human-Computer Interaction» (г. Ульяновск, 2003);

• Одиннадцатая всероссийская научно-техническая конференция студентов и аспирантов «Микроэлектроника и информатика» (г. Москва, 2004);

• Вторая всероссийская научно-практической конференция «Информационные модели экономики» (г. Москва, 2004);

• Шестой международный конгресс по математическому моделированию (г. Нижний Новгород, 2004);

• Международный форум информатизации 2004, международная конференция «Информационные средства и технологии» (г. Москва, 2004);

• Шестая международная научно-техническая конференция «Новые информационные технологии и системы» (г. Пенза, 2004);

• Третья всероссийская научно-практическая конференция «Информационные модели экономики» (г. Москва, 2006).

Публикации. По тематике диссертационной работы опубликовано 10 печатных работ общим объемом 7 пл.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 130 наименований и трех приложений. Работа изложена на 125 страницах основного текста, содержит 44 рисунка и 5 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1.Ha основании результатов анализа ГИ КП как средств человеко-машинного взаимодействия, выполнения обзора стандартов, методов оценки качества и процесса их проектирования, выявлены недостатки существующих подходов и методов проектирования ГИ, заключающиеся в отсутствии формализации критериев оптимальности ГИ и их описания как объектов математического моделирования. В результате сформулированы цель и задачи диссертационной работы, а также выбран применяемый в ней математический аппарат.

2. Разработана методика математического моделирования человеко-машинного взаимодействия с применением теории графов в качестве основного математического аппарата в задачах проектировании, оценки и оптимизации ГИ. Вершинам и дугам графов ставятся в соответствие параметры, характеризующие содержание задач конкретной области применения КП и процесса управления ее работой. В результате строится графовая модель взаимодействия пользователя с графическим интерфейсом. Данная модель и методика ее построения могут быть использованы для развития методов GOMS оценки эффективности ГИ.

3. Обоснована целесообразность применения методов оптимизационного геометрического проектирования к разработке ГИ, предложена методика геометрического проектирования интерфейсов. В том числе:

— выполнена постановка задач геометрической оптимизации ГИ и предложены подходы к их решению;

— сформулированы критерии оптимальности размещения элементов ГИ и окон КП;

— рассмотрены различные варианты исходных данных размещения элементов интерфейса в окнах КП.

Разработанная методика геометрического проектирования ГИ применена, в частности, для оптимизации работы пользователя с Главным меню и дочерними окнами КПна основании ее использования сделан вывод о целесообразности внедрения в ГИ контекстных структур интерфейса (на примере работы с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В., Варна Т. и др. Эргономика: Учебное пособие для ВУЗов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 254 с.
  2. В.К. Библиотека пользовательского интерфейса для встроенных и мобильных вычислительных устройств: дисс.канд. тех. наук: 05.13.11. М., 2004.-94 с.
  3. ., Браун Дж., Каспар X. и др. Характеристики качества программного обеспечения. -М: Мир, 1991.-206 с.
  4. Э. Дж. Технология разработки программного обеспечения. СПб.: Питер, 2004. — 654 с.
  5. Ф. Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы: Пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс, 2005. — 304 с.
  6. A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М.: Финансы и статистика, 2002. — 347 с.
  7. В.К., Королев JT.H., Сотников А. Н. Элементы информатики / Под ред. J1.H. Королева. М.: Наука, Физматлит, 1988. — 320 с.
  8. A.M. Основы структурно-функционального анализа операторской деятельности: Учеб. пособие. М.: МАИ, 1986. — 43 с.
  9. Г. Г., Пископпель А. А., Сергиенко С. К., Щедровицкий Л. П. Понятие человека-оператора и его деятельности // Труды ВНИИТЭ. Эргономика. -1987.-Вып. 33.-С. 11−33.
  10. Ю. Методология психологических проблем проектирования техники. -М.: ПЕР СЭ, 2003.-224 с.
  11. В. 5 правил хорошего интерфейса Электронный ресурс. / Открытые системы. 2000. — № 6. — Режим доступа: text.marsu.ru, свободный.
  12. В.В. Дизайн пользовательского интерфейса Электронный ресурс. / 2000. 141 с. — Режим доступа: lib.mexmat.ru, свободный.
  13. В., Белышкин А. Проектирование интерфейса как часть разработки ТЗ // Intelligent Enterprise / Корпоративные системы. 2003. — № 12. — 4 с.
  14. В.А., Горбатов А. В., Горбатова М. В. Дискретная математика: учеб. для втузов. М.: ACT: Астрель, 2003. — 447 с.
  15. А.П. Анализ подходов к проектированию пользовательского интерфейса. // Пользовательский интерфейс: Исследование, Проектирование, Реализация. Орел, 1991. -№ 1. С. 28−39.
  16. ГОСТ 28 195–89. Оценка качества программных средств. Общие положения. -М.: Изд-во стандартов, 1989. 39 с.
  17. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126−93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. -М.: Изд-во стандартов, 1993. 19 с.
  18. ГОСТ РВ 29.05.014−2004. Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Группирование и форматизация данных в образцах вооружения и военной техники. М.: Изд-во стандартов, 2005. — 16 с.
  19. В.В., Клещев А. С. Инструментальный комплекс для разработки пользовательского интерфейса в экспертных системах // Программные продукты и системы. 1999. -№ 1. — С. 30−34.
  20. К.Ю. Психологический интеллектуальный интерфейс адаптивного общения пользователя с вычислительной системой: дис.канд. тех. наук: 05.13.13.-М., 1996.-218 с.
  21. А.К., Машин В. А. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса. 2-е изд. — СПб.: КОРОНА принт, 2004. — 352 с.
  22. Т., Листер Т. Человеческий фактор: успешные проекты и команды. СПб.: Символ-Плюс, 2005.-249 с.
  23. В., Эссиг Г., Маас С. Диалоговые системы «Человек ЭВМ». Адаптация к требованиям пользователя: Пер. с англ. — Мир, 1984. — 112 с.
  24. В.Н., Ушаков Д. В. Когнитивная психология. М.: ПЕР СЭ, 2002. -480 с.
  25. Жарков С. Shareware: профессиональная разработка и продвижение программ. СПб.: BHV-СПб, 2003. — 320 с.
  26. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М.: Логос, 2001. — 380 с.
  27. Т.П., Фрумкин А. А. Методы эргономического обеспечения проектирования. СПб.: СПбГУ, 1991. — 204 с.
  28. А.С., Здаврадынский В.А. Modernization of system of user access to data // Interactive systems: The Problems of Human-Computer Interaction. Collection of scientific papers. Ulianovsk: U1STU, 2003. — P. 76−80.
  29. A.C., Здаврадынский В.А. Calculation of user’s programs interface productivity // Interactive systems: The Problems of Human-Computer Interaction. Collection of scientific papers. Ulianovsk: U1STU, 2003. P. 80−84.
  30. A.C. Оптимизация интерфейсов пользовательских программ. // Информационные модели экономики: Сборник трудов второй всероссийской научно-практической конференции. -М.: МГАПИ, 2004. С. 95−100.
  31. А.С. Метод разработки структур интерфейса пользовательской программы // Программное и информационное обеспечение систем различного назначения на базе ЭВМ: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГАПИ, 2004. — С. 146−150.
  32. А.С. Определение эффективности интерфейсов программ // Программное и информационное обеспечение систем различного назначения на базе ЭВМ: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГАПИ, 2004. — С. 151−155.
  33. А.С. Графические интерфейсы как средства управления работой информационных систем // Информационные модели экономики: Сборник трудов III всероссийской научно-практической конференции. М.: МГУПИ, 2006.-С. 80−84.
  34. А.С. Управление компьютерными программами посредством графических интерфейсов // Изв. РАН. ТиСУ. 2005. — № 6. — С. 127−142.
  35. А.С. Некоторые вопросы исследования и проектирования интерфейсов компьютерных программ // Информационные технологии. 2006. — № 10. — С. 43−52.
  36. А.С. Подход к разработке и модернизации структур интерфейсов компьютерных программ // Информационные технологии. 2007. — № 1. — С. 55−62.
  37. А.С. Некоторые вопросы исследования и геометрического проектирования графических интерфейсов компьютерных программ // Изв. РАН. ТиСУ. 2007 (в печати).
  38. С.В. Разработка и исследование моделей данных и средств организации взаимодействия пользователей с информационными ресурсами: дисс. док. тех. наук: 05.13.17. Омск, 2005.-251 с.
  39. А.А. Основы теории графов. М.: Вуз. кн., 2004. — 662 с.
  40. .Н. Дискретная математика. Алгоритмы и программы. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. — 288 с.
  41. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: исследование и проектирование, испытание: Справочник / Под общ. Ред. А. И. Губинского и В. Г. Евграфова. М.: Машиностроение, 1993. — 527 с.
  42. Ю.В., Летичевский А. А. Математическая теория проектирования вычислительных систем. М.: Наука, Физматлит, — 1988. — 296 с.
  43. Д. Веб-дизайн. СПб.: Символ-плюс, 2001. — 376 с.
  44. А. Современные методы описания требований к системам. М.: Лори, 2002.-263 с.
  45. В.Я. Дискретная математика: Энциклопедия. М.: Большая Рос. энцикл., 2004.-382 с.
  46. В.Ф. Случайные графы. М.: Физматлит, 2000. — 255 с.
  47. С.В., Зайцев К. С. Инженерно-психологическая оценка систем «человек машина»: Учеб. пособие. — М.: МИФИ, 1986. — 79 с.
  48. Л., Человеческий фактор в программировании: Пер. с англ. -СПб.: Символ Плюс, 2004. 384 с.
  49. Л., Локвуд Л. Разработка программного обеспечения. СПб.: Питер, 2004. — 592 с.
  50. Р., Влейминк И. Интерфейс Человек-компьютер: Пер. с англ. М.: Мир, 1990.-501 с.
  51. А.А., Кречетова И. В. Человеко-машинное взаимодействие: учеб. пособие. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. — 55 с.
  52. Н. Теория графов. Алгоритмический подход. М.: Мир, 1978. -432 с.
  53. A.M. Улучшение эргономических показателей пользовательских интерфейсов WEB-приложений: автореф. дис.канд. тех. наук: 05.13.11. -Уфа, 2004.- 16 с.
  54. В.В. Технология программирования. Компонентный подход. М.: Интернет-Университет Информационных технологий, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007. — 463 с.
  55. Д., Уидриг Д. Принципы работы с требованиями к программному обеспечению. Унифицированный подход. М.: Вильяме, 2002. -445 с.
  56. В.В. Проектирование программных средств: Учеб. пособие для вузов по спец. «Автоматизированные системы обработки информации и управления». -М.: Высшая школа, 1990. 303 с.
  57. В.В. Методы обеспечения качества крупномасштабных программных средств. М.: Синтег, 2003. — 510 с.
  58. В.В. Управление разработкой программных комплексов. М.: Финансы и статистика, 1993. — 157 с.
  59. А. Психбольница в руках пациентов: Пер. с англ. СПб: Символ-Плюс, 2004.-336 с.
  60. О.С. Человеко-машинное взаимодействие: Учеб. пособие для вузов. Магнитогорск: Изд. Центр ГОУ ВПО МГТУ им. Г. И. Носова, 2006. — 191 с.
  61. А.С. Модели и алгоритмы обработки мультимедийной информации, учитывающие особенности человеческого восприятия: дис.канд. физ.-мат. наук: 05.13.11. -М., 2005. 90 с.
  62. С. Совершенный код. Мастер-класс: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. 896 с.
  63. С. Профессиональная разработка программного обеспечения: Пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс, 2006. — 240 с.
  64. Т. Разработка пользовательского интерфейса: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2001.-416 с.
  65. Т. Дизайн интерфейсов: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2005. — 416 с.
  66. JI.A. Анализ требований и проектирование систем. Разработка информационных систем с использованием UML: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 432 с.
  67. М., Богатырев Р. П. Графический интерфейс. Секреты проектирования. -М.: Мир, 1996. 159 с.
  68. Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994.-270 с.
  69. В., Зинченко В. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды. М.: Тривола, 1999. -356 с.
  70. Я., Тахир М. Дизайн Web-страниц. Анализ удобства и простоты использования 50 узлов.: Пер. с англ. М: Издательский дом «Вильяме», 2002. -336 с.
  71. Ф.А. Дискретная математика для программистов. СПб.: Питер, 2004.-363 с.
  72. Орр Н.Дж. Средства компьютерной графики превосходят по своим возможностям запросы пользователей // Электроника. 1989. — № 2. — С. 66−68.
  73. Палмер, Стивен Р., Фелсинг, Джон, М. Практическое руководство по функционально-ориентированной разработке ПО.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 304 с.
  74. Проектирование пользовательского интерфейса на персональных компьютерах. Стандарт фирмы IBM: Пер. с англ. Вильнюс: DBS LTD, 1992. -186 с.
  75. Д. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем: Пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс, 2005. — 272 с.
  76. С.Ю., Смолян Г. Л. Вопросы эргономического обеспечения проектирования диалога человека с ЭВМ // Эргономическое обеспечение средств вычислительной техники и АСУ: Труды ВНИИТЭ. Сер. Эргономика. -1985.-Вып. 30.-С. 20−38.
  77. У. Управление проектами по созданию программного обеспечения. М.: Лори, 2002. — 424 с.
  78. А.Г. Пользовательский интерфейс для прикладных задач. Препринт / Препринт. Ин-т прикладной математики им. М. В. Келдыша Рос. акад. наук. -2000.-№ 74.-29 с.
  79. С.К., Бодров В. А., Писаренко Ю. Э. и др. Практикум по инженерной психологии и эргономике. / Под ред. Ю. К. Стрелкова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 400 с.
  80. И.Х., Иванова А. П. Введение в прикладное дискретное программирование. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. 237 с.
  81. И.Н. Разработка интерфейсов программных систем // Системная информатика. 1998.- № 6. -С. 123−173.
  82. Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2006. — 589 с.
  83. Соммервилл Иан Инженерия программного обеспечения: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 624 с.
  84. Ю.Г., Яковлев С. В. Математические модели и оптимизационные методы геометрического проектирования. Киев: Наук, думка, 1986. — 268 с.
  85. Е. Эргономические аспекты проектирования пользовательского интерфейса: дис.канд. псих, наук: 19.00.03. -М. -2005. 142 с.
  86. Г. А., Черняк Н. Г., Еремин Л. В. и др. Экономическая информатика и вычислительная техника / Под ред. В. П. Косарева, АЛО. Королева. М.: Финансы и статистика, 1996.-336 с.
  87. , Р. Дж. Практическое руководство по проектированию и разработке пользовательского интерфейса.: Пер. с англ. М: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 400 с.
  88. Р. ЭВМ и непрофессиональные пользователи. Организация взаимодействия. М.: Радио и связь. 1989. — 94 с.
  89. Ф. Теория графов. 3-е изд. Под ред. Гаврилова Г. П. М.: URSS, 2006. -300 с.
  90. Я.А., Древе Ю. Г. Проектирование информационно-вычислительных комплексов: Учебник для вузов по спец «АСУ». М.: Высшая школа, 1987. — 280 с.
  91. Цой Е. Б. Вероятностное моделирование по группированным данным при исследовании и проектировании человеко-машинных систем: автореф. дис.канд. тех. наук: 05.13.01 / Новосиб. гос. техн. ун. Новосибирск, 1996. -49 с.
  92. О.Ф. Пользовательский интерфейс современных графических диалоговых систем. Киев: О-во «Знание» УССР, 1990. — 18 с.
  93. Человеческий фактор. Эргономика комплексная научно-техническая дисциплина: Пер. с англ. / Ж. Кристенсен, Д. Мейстер, П. Фоули и др. — М.: Мир, 1991.-Т. 1.-599 с.
  94. Человеческий фактор. Эргономические основы проектирования производственной среды: Пер. с англ. / Д. Джоунз, Д. Бродбент, Д. Е. Вассерман и др.-М.: Мир, 1991. Т. 2. — 500 с.
  95. Человеческий фактор. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ. / Холдинг Д., Голдстейп И., Эбертс Р. и др.-М.: Мир, 1991. -Т. 3. Ч. 1.-487 с.
  96. Человеческий фактор. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: Пер. с англ. / Эдварде У., Кинг Сунь Фу, Гарг-Янардан Ч. и др. М.: Мир, 1991. — Т. 3. — Ч. 2. — 302 с.
  97. Человеческий фактор. Эргономическое проектирование деятельности и систем: Пер. с англ. / Дж. О’Брайен, X. Ван Котт, Дж Векер и др. М.: Мир, 1991.-Т. 4.-495 с.
  98. Человеческий фактор. Эргономические основы проектирования рабочих мест: Пер. с англ./ К. Кремер, Д. Чеффин, М. Айюб и др. М.: Мир, 1992. — Т. 5.-390 с.
  99. Человеческий фактор. Эргономика в автоматизированных системах: Пер. с англ. / Вайсер М., Шнейдерман Б., Уиллиджис Р. и др. М.: Мир, 1992. -Т. 6.-522 с.
  100. И.В. Методы и средства создания человеко-машинного интерфейса мультимедийных автоматизированных обучающих систем: дис. канд. тех. наук: 05.13.11. Пенза, 2005. — 241 с.
  101. ЮЗ.Чижов С. А., Шарупенко Н. М. Вопросы надежности программ в аспекте программного сервиса ЭВМ // Вычислительная техника социалистических стран. 1977. -№ 20. — С. 3815.
  102. Ю4.Шаллоуей А., Тротт Дж. Р. Шаблоны проектирования. Новый подход к объектно-ориентированной разработке. М.: Издат. дом «Вильяме», 2002. -281 с.
  103. . Психология программирования. Человеческие факторы в вычислительных и информационных системах. М.: Радио и связь. 1984. -304 с.
  104. А., Буч Г., Рамбо Дж. Унифицированный процесс разработки программного обеспечения. СПб.: Питер, 2002. — 492 с.
  105. Agarval R., Prabuddha D., Sinka A., Tanniru M. On the Usability of OO Representations // Communications of the ACM. 2000. — Vol. 43, № 10. — P. 83 -89.
  106. Aqua Human Interface Guidelines. Apple Computer Corporation Электронный ресурс. / 2002. — Режим доступа: developer.apple.com, свободный.
  107. Brown С.М. Human-computer interface design guidelines. Ablex Cop. — 1988. -236 c.
  108. Cooper A., Reimann R. About Face 2.0: The Essentials of Interaction Design. -Wiley Publishing Inc., 2003, 540 p.
  109. Fishkin K. P., Gujar A., Harrison, B.L., Moran T.P. Embodied User Interfaces for really direct manipulation // Communications of the ACM. 2000. — Vol. 43, № 9. -P. 75−80.
  110. Goodrich M.A., Boer E.R. Model based human-centered task automation: A case study in ACC system design // IEEE transactions on systems, man and cybernetics. Part A: systems and humans. 2003. — Vol. 33, № 3. — P. 325−336.
  111. Gordon V.S., Bieman J.M., Rapid prototyping: lessons learned // IEEE software. -1995.-Vol. 12,№ 1.-P. 85−180.
  112. Graham I.J. Evaluating usability of human computer interfaces. A practical method. — Chichester Ellis Horwood. — 1989. — 126 p.
  113. Heaton N.O. Knowledge-based systems implications for human-computer interfaces. Chichester Horwood. — 1988. — 253 p.
  114. E., Kadie С., Раек Т., Hovel D. Models of attention in computing and communication: from principles to applications // Communications of the ACM. -2003. Vol. 46, № 3. — P. 52 — 59.
  115. ISO/IEC 90 003:2004. Разработка программного обеспечения. Рекомендации по применению стандарта ISO 9001:2000 к компьютерному программному обеспечению Электронный ресурс. / 2004. Режим доступа: http://lgost.ru, свободный.
  116. ISO 9126:2001 Программирование. Качество продукта. Часть 1. Модель качества Электронный ресурс. / 2001. Режим доступа: http://lgost.ru, свободный.
  117. John В.Е., Kieras D.E. The GOMS Family of Analysis Techniques: Tools for Design and Evaluation // CMU Technical Report. 1994. — 50 p.
  118. Karat J., Karat C.-M., Ukelson J. Affordances, motivation and the design of user interface // Communications of the ACM. 2000. — Vol. 43, № 8. — P. 49 — 51.
  119. Kieras D. A Guide to GOMS Model Usability Evaluation using GOMSL and GLEAN3. University of Michigan. — 2002. — 73 p.
  120. Macintosh Human Interface Guidelines. Apple Computer Corporation Электронный ресурс. / 2002. — Режим доступа: http://www.bookline.ru, свободный.
  121. McCrickard D. S., Chewar C.M. Attuning notification design to user goals and attention costs applications // Communications of the ACM. 2003. — Vol. 46, № 3. — P. 67−72.
  122. Minsky M. Commonsense-based interfaces // Communications of the ACM. -2000. Vol. 43, № 8. — P. 67 — 73.
  123. Official Guidelines for User Interface Developers and Designers. Microsoft Corporation Электронный ресурс. / 2003. — Режим доступа: vmw.krs.astrosoft.ru, свободный.
  124. Rubin Т. User interface design for computer systems. Chichester Ellis Horwood. — 1988.- 195 p.
  125. Siegfried T. User interface design. A structured approach. New York- London Plenum press Cop. — 1994. — 351 p.
  126. Virvou M., Kabassi K. Adapting the human plausible reasoning theory to a graphical user interface // IEEE transactions on systems, man and cybernetics. Part A: systems and humans. 2004. — Vol. 34, № 4. — P. 546−563.
  127. Wiebo L. Cognitive task analysis in human-computer interaction: goals and information processing profiles. Groningen. — 2000. — 252 c.
Заполнить форму текущей работой