Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Волошин Н. И. Социальный туризм: Правовые акты. — М.: PMAT, 2004. — 97 е.- Жукова, М. А. Управление индустрией туризма в современных условиях: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 — М., 2003. — 149 е.- Квартальнов В. А. Туризм — это политика. — М., 2002. — 205 е.- Козбаненко П. И. Государственное управление: основы теории и организации. — М., Статут, 2003. — 57 е.- Закон Российской Федерации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования социального института туризма
    • 1. 1. Развитие института туризма: предпосылки и модели
    • 1. 2. Туризм как социальный институт
  • Глава 2. Факторы и механизмы повышения статуса туризма
    • 2. 1. Условия расширения социальной значимости института туризма
    • 2. 2. Опыт регулирования туристской деятельности в современных государствах
  • Глава 3. Институционализация туризма в реформирующемся российском обществе
    • 3. 1. Деятельность государства по формированию института туризма в РФ
    • 3. 2. Туристская инфраструктура в регионах: состояние, тенденции, перспективы

Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие современного российского общества происходит в условиях глобальных процессов, сопряженных с взаимовлиянием экономических систем, культурных норм и социальных стандартов качества жизни граждан. Глобализация, выступающая в качестве макрофактора социальных преобразований, способствует интенсификации социально-стратификационных процессов и формированию структур, направленных на реализацию разнообразных интересов членов общества. Среди них особое место принадлежит институту туризма, который в определенной мере ускоряет процессы социализации личности посредством ее включения в межкультурную коммуникацию. Традиционно туризм рассматривается как индустрия по производству и реализации услуг населению, вместе с тем, его роль в современном обществе не может ограничиваться экономическим содержанием, так как, являясь ключевым элементом социальной инфраструктуры, рассматриваемый институт содействует формированию культуры толерантности, в определенной мере сглаживает противоречия и снимает напряженность в отношениях между народами. Поэтому одним из критериев включенности общественной системы в процессы глобализации является уровень развития туризма как социального института, способствующего реализации принципов открытости, партнерства и межкультурного взаимодействия.

К мезофакторам, определяющим актуальность исследования данного социального института, можно отнести характерные для трансформирующегося общества процессы статусного, ценностного и адаптационного размежевания между формирующимися социальными стратами. В данном случае востребованность туризма различными слоями населения является показателем динамики социальной мобильности в частности и трансформации социальной структуры общества в целом. Для общества, находящегося в переходном состоянии, значимыми являются следующие социальные функции, выполняемые институтом туризма: образовательная, адаптационная, социализационная, коммуникативная, гуманизационная, экономическая и другие. На современном этапе прослеживается усиление социальной ориентации данного института, которое стало возможным благодаря наращиванию его потенциала. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), им используется примерно 7% мирового капитала, с его деятельностью связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11% мировых потребительских расходов, он обеспечивает примерно 5% всех налоговых поступлений1.

Однако в условиях преобразования российского общества развитие социальной составляющей деятельности в сфере туризма значительно осложнено. Связано это с тем, что, во-первых, не осуществлен тщательный анализ практики туристской деятельности, имеющей цели и задачи, структуру и функции, часто не согласующиеся с происходящими социально-политическими процессами в обществе, принципами и нормами развития мирового рынкаво-вторых, практически отсутствует системная политика государства в области туризма: не в полной мере разработана законодательная база, не приведены в соответствие с международными стандартами правовые акты, регулирующие отношения в этой сферев-третьих, имеющиеся программы развития туризма, методики деятельности специалистов не скоординированы ни на региональном, ни на федеральном, ни на международном уровняхв-четвертых, не создана единая информационная база предоставления услуг и действенный механизм обеспечения социальной защиты и безопасности туристовв-пятых, не в достаточной мере изучена динамика социального состава потребителей туристских услуг, существенно варьирующаяся в зависимости от территориальных, демографических, образовательных и иных параметров дифференциации.

1 Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Монография. — М.: Финансы и статистика, 2004. -С. 27−31.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется потребностью системного анализа проблем институционали-зации туризма и его влияния на социальные процессы в обществе. Комплексное изучение института туризма с точки зрения реализации социального характера его функционирования имеет существенное значение для оптимизации развития этой сферы в современном российском обществе.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы институ-ционализации туризма, развития его социальных функций не являются достаточно разработанными как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Туризм как социальный институт, развитие которого сопряжено с процессами социального структурирования общества, стал предметом научных изысканий преимущественно во второй половине XIX — XX вв.

Теоретическая база диссертационного исследования может быть представлена несколькими блоками научных трудов. Первый блок объединяет работы западных и отечественных ученых, оказавших существенное влияние на формирование теории социального института (А. Бергсон, С. Г. Кирдина, Дж. Г. Мид, Р. Мертон, Д. Норт, Т. Парсонс, Н. Смелзер, л.

В.А. Ядов). Обобщение подходов, изложенных в данной группе работ, позволило уточнить и систематизировать вопросы интенсивности, вариативности и результативности процесса институционализации. Важное значение для раскрытия темы диссертационного исследования имело изучение работ, авторы которых акцентируют внимание на различных подходах к изучению социального института туризма, опираясь при этом на эмпирические данные и анализ практики туристской деятельности (А. Александровой,.

2 Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х тт., т. 1. — М., 1995. — 349 е.- Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. — М.: ТЕИС, 2000. — 127 е.- Мид Дж. От жеста к символу. Американская социологическая мысль. — М.: МГУ, 2001. -198 е.- Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: ТекстыМ., 1994. -С. 319−447. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. — 1999. — № 3. — С. 6 — 17. Норт Д. Процессы институционализации -. Спб., 1997. — 177 е.- Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998. -247 е.- Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академия, 2000. — 880 е.- Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. — М.: Феникс, 1997. -265 е.- Ядов В. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: Добросвет, 1999.-258 с.

М. Биржакова, Е. Ильина, В. Зорина, В. Квартальнова, А. Осауленко, И. Се-нина3 и других).

Второй блок исследований составляют фундаментальные труды французских (Ж. Дюмазедье, Ж. Фридмана, Ж. Фурастье4) и российских (А.С. Ахиезера, В.И. Бестужева-Лады, Д. М. Генкина, Ю. Н. Давыдова, А. Д. Жаркова, И. Н. Игошин, С. Н. Иконниковой, Т. Г. Киселевой, Э.В. Кло-пова, А. И. Кравченко, Ю. Н. Кротовой, Н. И. Лапина, С. С. Фролова, И.Г. Яковенко5) ученых, раскрывающие проблемы функционирования туризма как социокультурного института. В процессе исследования проанализированы работы Дж. Гибсона, У. Найссера, М. Черноушека, Л. Яковлева, 6 уделявших внимание роли туризма в процессах социальной адаптации и социализации личности, а также 3. Баумена, Г. Блумера, В. Корогодина, Б. Пойзнера, Э. Соснина, изучавших процессы институционализации туризма в аспекте кросс-культурной коммуникации.

3 Александрова А. Международный туризм.- М.: Аспект-пресс, 2000. — 214 е.- Биржаков М.

Введение

в туризм. — Спб., 1999. — 191 е.- Ильин В. Товар как социальный конструкт, социальное неравенство.- М.: Институт социологии РАН, 2000. -280 е.- Зорин И. В., Квартальное В. А, Энциклопедия туризма. М.:Финансы и статистика, 2004. — 347 е.- Квартальное В. А Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 144 е.- Осауленко А. Региональные особенности организации туристской деятельности.- Владивосток, 2001.-187с.- Сенин И. Социальная организация национального и международного туризма, — М.: Финансы и статистика, 2000. -249 с.

4 Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга. — М., 2003. — 197 е.- Дюмазедье Ж. Досуг как сфера духовной деятельности. — М., 1989. — 183 е.- Фридманом Ж. Досуг в повседневной жизни. — Спб., 2002. — 127 е.- Фурастье Ж. Великая надежда XX века. — М., 2001. — 183 с.

5 Ахиезер А. Социально-культурные проблемы развития России. — М., 1995. — 243 е.- Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. — М., 2000. — 297 е.- Бестужев-Лада В. Опыт типологии социальных показателей образа жизни общества//Социологические исследования. — 1999. — № 2. — С. 23 — 41- Генкин Д. Массовые праздники. — М., 1999. — 147 е.- Давыдов Ю. Индекс социального неблагополучия // Социологические исследования. — № 10. — 2002. — С. 24 — 39- Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. — М., 2001. — 97 е.- Игошин, И. Н. Институциональные системы и их искажения // Вестник МГУ. — Сер. 12, Политические науки. — 2003. — № 5. — С. 39 — 51. Иконникова С. Восприятие межкультурных различий. — М., 2003. — 475 е.- Киселева Т. Г Основы социально — культурной деятельности. — М., 2002. — 124 е.- Клопов Э. В., Гордон Л. А. Потери и обретения в России девяностых. — М., 2000. — 78 е.- Кравченко А. Прикладная социология и менеджмент.- М.: МГУ, 2001. — 246 е.- Кротова Т. Организация новых видов туристского обслуживания. — М., 2002. — 127 е.- Лапин Н. Ценности как компанеты социокультурной эволюции современной России // Социс, 1995. — № 3. — С. 3 — 12- Фролов С. С. Социализация личности как проблема социологии. -М., 2001.-264 е.- Яковенко И. Социокультурные тенденции. — М., 2001. — 195 с.

6 Гибсон Дж. Организации: Поведение, структура, процессы. — Спб., 2001. — 158 е.- Найссер У. Познание и реальность: смысл и принципы когнетивной психологиипер. с англ. В. А. Лучкова / У. Найссер.- М.: Прогресс, 1999. — 290 с.-Черноушек М. Социальные механизмы адаптации. — Спб., 2004. — 198с.- Яковлев Л. Вопросы социализации и адаптации, — М.: Прогресс, 1999. — 274 е.- Яковлев Л. Инвайроментальные механизмы социализации: структурация жизненных пространств, — Саратов: СГУ, 2004.-214 с.

7 Бауман 3. Мыслить социологически. -М.: Аспект-пресс, 1997. — 341 е.- Бауман 3. Глобализация: последствия для человека и общества, — М.: Весь мир, 2004. -340 е.- Блумер Г. Общество как символическая инте.

Третий блок включает работы зарубежных (П. Бурдье, Э. Гидденсом, Дж. Голд8) и отечественных (JL Ионин, Ю. Левада, А.А. Ткаченко9) исследователей, связанные с анализом динамики и характера социальной мобильности, обусловливаемых развитием туризма. Процесс социальной мобильности нуждается в коррекции со стороны государства, что вызвало необходимость обращения к работам, посвященным реализации политики в сфере туризма на федеральном и региональном уровнях органов власти РФ (Н.И. Волошин, М. А. Жукова, В. А. Квартальнов, П.И. Козбаненко10).

В ходе исследования автор обращается к анализу отдельных диссертационных работ, в которых затронуты различные аспекты рассматриваемой проблемы (Ф.М. Биджиева, М. А. Булаев, И. Н. Гаврильчак, Т.И. Галиц-кая, В. Г. Гуляев, J1.B. Ковынева, С. Н. Сычанина11).

Вместе с тем, проведенный анализ источников позволяет сделать вывод о наличии противоречия между уровнем развития института туризма и ракция. -М.: МГУ, 1997.-275 е.- Корогодип В. Рабочая книга по социальному конструированию.!} 3 ч./ В. Корогодин., Э. Соснер, Б. Пойзнер. -Томск: Томский университет, 2003. — 152 с. лБурдье П. Социальное пространство и генезис классов, — М.: Наука, 1998. — 231 е.- Бурдье П. Социолог под вопросом // Социологические исследования. — № 8. — 2002. — С. 21 — 32- Гидденс Э. Социология, — М.: Эди-ториал УРССД999. — 779 е.- Голд Дж. Основы поведенческой географии -. М.: Прогресс, 1998. -200 с.

9 Абрамов Р. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества // Социологические исследования. — № 1. — 2005. — С. 71 — 82- Ионин Л. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений).// Социс. — № 4. — 2003. — С. 24 — 34- Ионин Л. Культура на переломе: направление и механизмы современных культурных изменений.// Социс. — № 12. — 2004. — С. 14 — 32- Ионин Л. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. — М.: Логос, 2000 — 269 е.- Левада Ю. От мнений к пониманию: социологические очерки. — М., 1999. — 212 е.- Ткаченко А. Особенности поведенческой географии. — Спб., 2004. -173 с.

10 Волошин Н. И. Социальный туризм: Правовые акты. — М.: PMAT, 2004. — 97 е.- Жукова, М. А. Управление индустрией туризма в современных условиях: Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05 — М., 2003. — 149 е.- Квартальнов В. А. Туризм — это политика. — М., 2002. — 205 е.- Козбаненко П. И. Государственное управление: основы теории и организации. — М., Статут, 2003. — 57 е.- Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г.- Закон Российской Федерации «Об особенностях организации туристской деятельности в сфере социального отдыха», от 24 июня 1999 г.- Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Вып. 3−4, — Орел, изд-во ОРАГС, 2000. — 36 с.-Собрание нормативных правовых актов Орловской области. СпецВып, — Орел, изд-во ОРАГС, 2002. — 39 с. Биджиева, Ф. М. Институциональные и ценовые механизмы развития рынка «социальных услуг курортно-рекреационного района: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05 — Ростов н/Д, 2003. — 133 е.- Булаев, М. А. Туристская общественная организация как средство развития дополнительного образования молодежи: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 — М., 2003. — 137 е.- Гаврильчак, И. Н. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России: Дис.. д-ра экон. наук: 08.00.05 -СПб., 2001. — 151 е.- Галицкая, Т. И. Формирование социально-психологической компетентности менеджеров туристской сферы в процессе профессиональной подготовки в туристском вузе: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 — Сходня, Моск.обл., 2002. — 131 е.- Гуляев, В.Г. Социально-экономические основы развития туризма в России: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 — М., 2003. — 127 е.- Ковынева, Л. В. Совершенствование управления в сфере регионального туризма: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 — Иркутск, 2003. — 129 е.- возможностями реализации социальных потребностей общества посредством его функционирования. С данной проблемой во многом связаны трудности исследования институционализации туризма в условиях преобразования современного российского общества.

Актуальность темы

исследования, степень ее научной разработанности и сформулированная проблема определили объект и предмет диссертационной работы, ее цель и задачи.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном анализе института туризма как одного из элементов инфраструктуры общества, оказывающего влияние на уровень социальной ориентированности преобразований современной России.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие исследовательские задачи:

• проанализировать процесс институционализации туризма на основе исследования его сущности, принципов и норм функционирования, учитывая его влияние на процессы стратификации и социальной мобильности современного российского общества;

• выявить социально-адаптационную составляющую института туризма как элемента социальной инфраструктуры общества, способствующего повышению социальных стандартов государства и качества жизни общества;

• определить особенности, механизмы и источники удовлетворения рекреационных и духовных потребностей туристов как активных субъектов институционализации туристской деятельности;

• обосновать необходимость внедрения в деятельность этого социального института интегральных систем управления качеством, аттестации туристских организаций по международным стандартам, повышающим социальную функциональность туризма;

Сычанина, С. Н. Туризм в социокультурном пространственно-временном континууме: Дис. канд. филос. наук. Краснодар, 2004. — 155 с.

• исследовать процесс становления и развития государственной политики России, реализующей институциональные функции социального планирования и контроля в сфере туризма.

Объектом диссертационного исследования является туризм как социальный институт.

Предмет — специфика, динамика, результативность процесса становления туризма как социального института, способствующего реализации интересов различных слоев российского общества.

Гипотеза диссертационного исследования. Автор исходит из того, что социальный институт туризма может выступать в качестве катализатора, который в определенной мере ускоряет процессы социализации личности посредством ее включения в межкультурную коммуникацию. Уровень социальной ориентированности туризма является одним из факторов повышения качества жизни общества на микроуровне, корректировки социальных стандартов государства на мезоуровне и расширения кросс-культурных связей на макроуровне, стимулируя, таким образом, увеличение доли успешных адаптантов и формирование благоприятных условий для реализации стратегии восходящей мобильности.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую основу работы составляют концептуальные положения, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию проблем институционального, социокультурного и структурно-функционального анализа общества во взаимосвязи с туризмом как социальным институтом. Методологическую базу исследования составляют современные методы изучения социальных процессов и явлений, в том числе: диалектический, исторический, системный, методы логического, типологического и сравнительного анализа.

В работе применялись такие методы социологического исследования, как опрос (массовый и экспертный), включенное наблюдение, вторичный анализ результатов социологических исследований, контент-анализ нормативных документов, материалов государственной статистики. Для анализа эмпирического материала был использован пакет статистической обработки данных SPSS Base 10.0.

Эмпирическую базу исследования составляют социологические исследования, выполненные в 1996 — 2005 гг.:

— «Социально-политическая ситуация в Тульской области: характеристики, тенденции развития и перспективы» (1996 — 2005 гг.). Мониторинг. Руководитель: И. А. Батанина, кафедра социологии и политологии Тульского государственного университета (ТулГУ). Объем выборки — 2500 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию и роду занятий;

— «Социально-демографические аспекты образа жизни тульской семьи» (декабрь 2003 — январь 2004 гг.). Массовый опрос. Руководители: И. А. Батанина, Е. В. Бродовская, Щербакова В. П., лаборатория социально-политических исследований ТулГУТ.П. Лысенко, комитет Администрации Тульской области по вопросам женщин и демографической политике. Объем выборки — 500 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию, роду занятий;

— «Социальная адаптация учащейся молодежи в условиях преобразований в современной России» (1998 — 2001 гг.). Массовый опрос. Руководители: И. А. Батанина, Щербакова В. П., H.JI. Маркина, лаборатория социально-политических исследований ТулГУ. Объем выборки — 500 человек. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, образованию, роду занятий.

Для раскрытия темы диссертации соискателем также привлекались результаты социологических исследований, проведенных базовыми научно-исследовательскими центрами РФ (ФОМ, ВЦИОМ, Институт социологии РАН, Институт комплексных социальных исследований РАН, РАМС и других).

Для комплексного освещения проблемы диссертационного исследования использовались и другие источники информации: во-первых, официальные документы федеральных, региональных и муниципальных органов власти Российской Федерацииво-вторых, фундаментальные работы по исследуемой проблемев-третьих, публикации в периодических изданиях.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

1. В рамках исследования осуществлен комплексный анализ институционализации туризма в условиях преобразования современного российского общества.

2. Выявлены и проанализированы социализирующая и адаптационная функции туризма как социального института и определены условия для их успешной реализации в современной России.

3. Доказана необходимость внедрения в деятельность данного института интегральных систем управления качеством, аттестации туристских организаций по международным стандартам, оптимизирующих его социальное функционирование.

4. Определена специфика государственной политики России в процессе институционализации туризма, отражающая своеобразие современной социально-экономической и общественно-политической ситуации.

5. Разработаны и обоснованы наиболее рациональные пути и средства совершенствования регионального туризма (на примере Орловской и Тульской областей) на современном этапе преобразования российского общества, предложены практические рекомендации.

Диссертация является системным исследованием проблем институционализации туризма в контексте преобразований российского общества и глобализации мирового сообщества, что нашло отражение в положениях, выносимых на защиту:

1. Социальный институт туризма выступает в качестве одного из детерминирующих имманентных средств преобразования социальных связей и отношений через реализацию функций адаптации населения к условиям преобразования современной России и социализации, способствующей усвоению инновационных ценностей и установок.

2. Как институционализированная социальная система, туризм интегрирует в себе взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействия всех социальных слоев и групп, предопределяет, в опосредованной форме, значимые социальные процессы и перемены, являясь относительно самостоятельной социальной индустрией, участвующей в общественных отношениях, стратификационной динамике и социальной мобильности.

3. Приоритетной функцией социального института туризма является расширение диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности, определяющих формы и методы оптимизации социальной мобильности граждан и их общественно значимой деятельности, что априори предопределяет усиление его влияния на гуманитарные аспекты глобализации и рост уровня социальной безопасности.

4. Социально-адаптационная составляющая института туризма формируется под воздействием факторов различного уровня. На макроуровне определяющими являются средовые факторы (процессы глобализации) — на мезоуровне — структурные (социальная организация туристской деятельности, ее структура, цели, функции и другие) и нормативно-правовые факторы (социальные нормы, правовая база и другие) — на микроуровне — мотивационно-деятельностные (процессы изменения потребностей, мотивов и стратегий поведения) и процедурные факторы (система стандартизации и сертификации качества услуг).

5. Государство, признавая туристскую деятельность одной из значимых отраслей Российской Федерации, должно содействовать становлению туризма, создавать благоприятные условия для его развития, поддерживать реализацию социально-ориентированных функций. Главным достижением органов государственной власти является создание основ правового регулирования, выработка социальных стандартов, формирующих условия для институционализации данного феномена, не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

6. Анализ региональных программ развития туризма свидетельствует о наличии целого ряда проблем. В рассматриваемых документах, во-первых, не заложен механизм реализации целей и задач, определяющих эффективность деятельности данного институтаво-вторых, не достаточно четко отражена социальная ориентация основных направлений туристской деятельностив-третьих, не в полной мере учитываются основные характеристики социальной инфраструктуры регионов, их туристский потенциал.

Практическая значимость проведенного исследования туризма как социального института в контексте преобразовательных процессов, происходящих сегодня в России, заключается в том, что его результаты расширяют систему научных знаний о роли, месте, социальной значимости данной сферы социальной деятельности и могут быть включены в теоретическую разработку программ становления и развития туристской политики.

Диссертационная работа может представлять практический интерес для работников органов власти, организаций социального обеспечения и социальной защиты, занимающихся проблемами развития социального туризма. Теоретические выводы и эмпирический материал диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями в учебном курсе «Социология» и различных социологических спецкурсах.

Апробация работы. Материалы и выводы диссертации апробированы автором в следующих формах:

— выступления на научно-практических конференциях: Международная научно-практическая интернет-конференция «Национальная идея и национальная безопасность современной России» (2003 г., г. Орел) — Межреги-нальная конференция молодых ученых «Социальное управление: теория и практика современной России» (2004 г., г. Орел) — Международная научнопрактическая конференция «Институционализация туризма в социальных процессах общества» (2004 г., г. Орел) и другие;

— публикации в ряде научных статей общим объемом 1,75 п.л.;

— проведение практических и лекционных занятий со студентами по курсам «Социальный туризм», «Статистика в туристской деятельности», а также «Историко-культурные центры мира» и «Методика и методология научного исследования», читаемых в Орловском государственном университете;

— обсуждение вопросов диссертации на кафедре социологии, культурологии и политологии Орловского государственного технического университета, на кафедре социологии и политологии Тульского государственного университета.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Заключение

.

Развитие социального института туризма повлияло на гармонизацию человеческих связей между и внутри мировых регионов. Его рост вносит свой вклад в развитие взаимопонимания между народами и странами. Социальные связи дают возможность лучше понять образ жизни населения, что будет способствовать разрушению предрассудков и стереотипных представлений о других обществах.

Сфера туризма является эффективным средством перераспределения доходов и, таким образом, способствует более сбалансированному развитию экономики и социальной сферы деятельности общества. Туризм может быть особенно полезен для развивающихся стран, не имеющих других способов повышения уровня жизни населения. Более того, сотрудничество, помощь со стороны развитых стран и соответствующих организации и институтов будут значительным образом способствовать социальному прогрессу развивающихся стран.

Туризм по своей природе является способом оценки обществ и культур. В этом смысле туристам следует обладать терпимостью и уважением к иным культурам во время совершения путешествий. Им следует иметь интеллектуальное любопытство, а также развивать открытость по отношению к другим членам общества. Тогда туристы смогут оценить особенности природы и культуры посещаемых стран и, таким образом, способствовать сохранению уникальности красот нашей планеты для будущих поколений. Тем не менее, разрушение традиционных культур и образов жизни различных социальных групп может привести к серьезным последствиям.

Хорошее состояние окружающей среды и культурного наследия является неоценимым туристским ресурсом. Туризм должен быть не разрушителем, а, напротив, защитником. Этот гармоничный круг сохранения, использования развития должен стать ведущей силой в деле сохранения неповрежденных ресурсов для будущих поколений, а также для стабильного развития туризма как социального института.

Необходимо отметить, что по прогнозам специалистов, в третьем тысячелетии рост туристской индустрии будет необратим и быстрые темпы развитию данной отрасли экономики будут сохраняться, повышая социальный уровень жизни людей. Это вполне объяснимо, особенно учитывая тот факт, что на данном этапе своего развития человечество трансформировалось из общества производительности и благосостояния в «общество свободного времени», поэтому путешествия и туризм для большого количества жителей нашей планеты стали категориями важными и неотъемлемыми от самых необходимых условий жизни.

Туризм является продуктом мира и в то же время сам постоянно способствует развития мира на планете. Окончание второй мировой войны и ряда региональных конфликтов привело к разрушению конфронтационного мышления многих социальных групп, а также к снятию ограничений на путешествия во многих странах. Однако продолжение неразрешенных региональных конфликтов отрицательно сказывается на развитии туризма как символа мира.

Социально-экономическое значение туризма обусловило во многих странах организацию государственных и правительственных учреждений, которые проводят в жизнь социальную политику, содействуют его развитию, ассигнуя средства из государственного бюджета на покупку рекреационных земель, устройство национальных парков, архитектуру, этнографических, природных заповедников, рекламу, пропаганду, научные исследования, подготовку кадров. Политика государств в области данного социального института должна быть направлена на развитие национального туризма.

Регулирование туристской деятельности должно сочетать в себе саморегулирование, основанное на законах свободного рынка, и государственное регулирование в особо важных вопросах и, в частности, касающихся законотворчества.

Государствам необходимо быть более осведомленными о важной роли туризма в формировании социальной политики, а также учитывать его интересы при формировании социополитических стратегий. Тем не менее, правительствам следует поддерживать отмену излишнего регулирования и бюрократических барьеров.

Что касается международных организаций и исследовательских институтов, им следует пересмотреть значение туризма в развитии взаимопонимания, экономическом росте, защите окружающей среды и мира и соответственным образом инкорпорировать сферу туризма в свои программы по развитию и оказанию помощи. Кроме того, всем государствам необходимо углублять сотрудничество между народами с целью помощи развивающимся странам, чтобы при этом все аспекты деятельности социального института туризма были скоординированы эффективным образом для достижения наилучших результатов.

Принимающие сообщества, с одной стороны, и местные участники туристского процесса, с другой стороны, должны знакомиться и проявлять уважение к туристам, которые их посещают, получая представление об их образе жизни, вкусах и ожиданиях. Необходимо поощрять введение в образовательные программы курса о ценности туристских обменов, их социальных и культурных приоритетов.

С целью уменьшения давления туристской деятельности на окружающую среду и, наоборот, для повышения ее полезного воздействия на общество следует содействовать более равномерному распределению потоков туристов и посетителей по времени и пространству.

Кроме этого, следует планировать объекты туристской инфраструктуры и виды туристской деятельности таким образом, чтобы обеспечивать защиту экосистем и биологического разнообразия, а также охранять виды дикой фауны и флоры, которым грозит исчезновениеучастники туристского процесса, и, особенно, профессионалы сферы туризма должны соглашаться с наложением определенных ограничений и пределов на их деятельность, которую они осуществляют в особо уязвимых местах — зоны пустынь, полярные и высокогорные районы, тропические леса и влажные зоны, которые подходят для создания природных парков и охраняемых заповедников.

Туристские ресурсы являются всеобщим достоянием человечества, сообщества, на территории которых они расположены, обладают по отношению к ним особыми правами и обязанностями.

Туристская деятельность осуществляется на основе уважения художественного, археологического и культурного наследия в целях их защиты и сохранения для будущих поколенийособое внимание при этом уделяется. охране памятников и заботе о святилищах и музеях, которые должны быть широко открыты для посещения туристамиважно стимулировать доступ субъектов общества к культурным ценностям и памятникам, находящимся в частном владении, при уважении прав их владельцев, а также в зданиях религиозного характера без ущерба для культурных потребностей.

Средства, получаемые благодаря посещению объектов и памятников культуры, необходимо хотя бы частично использовать для поддержания, охраны, улучшения и реставрации этого наследия. Туристскую деятельность следует планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к их стандартизации и обеднению.

В дополнение к вышесказанному, туризм — деятельность, социально и экономически приоритетная для принимающих стран и сообществ. Поэтому, местное население должно привлекаться к туристской деятельности и участвовать на равноправной основе в получении образующихся экономических, социальных и культурных выгод, в форме прямого и опосредованного создания в результате этой деятельности рабочих мест.

Туристская политика государства должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению жизненного уровня населения посещаемых районов и отвечала их потребностямпри градостроительном и архитектурном планировании, эксплуатации туристских центров и средств размещения необходимо предусматривать их максимальную интеграцию в местную социально-экономическую среду.

Профессионалы сферы туризма, совместно с органами государственной власти, должны заботиться о безопасности, предотвращении несчастных случаев, охране здоровья и гигиене питания для лиц, обращающихся за их услугамиони должны обеспечивать наличие надлежащих систем страхования и помощипринимать обязательства нести ответственность, отчитываться в соответствии с условиями, предусмотренными в их национальном законодательстве, и предоставлять справедливую компенсацию при невыполнении своих договорных обязательств90.

Органы власти государств, направляющих и принимающих туристов, в контакте с заинтересованными лицами сферы туризма и их ассоциациями, должны обеспечивать принятие и соблюдение туристскими компаниями вышеуказанных правил и обязательств по репатриации туристов в случае несостоятельности компаний, организовавших их поездки. Кроме этого, необходимо информировать лиц, выезжающих из их стран, о сложных условиях и опасностях, с которыми они могут столкнуться при поездке за границуоднако им следует сообщать такие сведения, не нанося неоправданного или преувеличенного ущерба туристской индустрии принимающих стран и интересам компаний в своих странах.

Социальной проблемой государственного плана остается необходимость стимулирования и развития социального туризма, который способствует широкому доступу к путешествиям, имея в виду содействие развитию.

90 Косолапое Н. А. Национальная безопасность в меняющемся мире // Мировая экономика и международные отношения. — 2002 — № 10. — С. 35. семейного, молодежного и студенческого туризма, а также туризма для пожилых лиц и инвалидов.

Что касается беспрепятственности туристских путешествий, в соответствии со статьей 13 Всеобщей Декларации прав человека туристы и посетители обладают, с учетом международного права и национальных законодательств, свободой передвижения по территории своих стран, а также из одного государства в другоеони должны иметь возможность доступа в зоны транзита и пребывания, а также на туристские и культурные объекты, не подвергаясь чрезмерным формальностям или дискриминации.

Туристы и посетители должны обладать правом доступа ко всем имеющимся формам национальных и внешних коммуникацийони должны иметь оперативный и беспрепятственный доступ к местным административному, юридическому и медицинскому обслуживанию.

Еще одной группой проблем социального характера являются административные формальности пересечения границ, введенные государствами, как, например, визовые или санитарные и таможенные формальности, которые должны адаптироваться таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий.

Туризм как социальный институт должен структурироваться из высококвалифицированных работников. Следовательно, они имеют право и обязаны проходить надлежащее обучение и постоянно повышать свою квалификациюони должны иметь достойное социальное обеспечениеважно максимально повышать надежность их занятостидля сезонных работников сектора должен быть предложен особый статус, особенно в плане их социальной защиты.

Активное включение обмена опытом, предлагаемое управленческим кадрам и работникам из разных стран, способствует совершенствованию мировой индустрии туризма, важной основой которого является максимальное содействие национального законодательства.

Организации туристской индустрии, которые являются незаменимым фактором солидарности в деле развития и динамичного роста социальных обменов, не должны злоупотреблять доминирующим положением, которое они иногда занимаютнеобходимо избегать превращения в средства искусственного навязывания принимающим сообществом социально-культурных моделейв обмен на их свободу инвестировать, а также принимать участие в местном развитии, избегая уменьшения вносимого ими вклада в общество, в котором они действуют.

Только при достижении уровня развития туризма как социального института, учитывающего все вышеперечисленные моменты, можно говорить о решении части проблем, имеющихся в данной сфере жизнедеятельности общества.

Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной социальной стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках.

Эффективное развитие данного института позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая его воздействие на все стороны жизни общества, повысить занятость населения и стабилизировать социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в стране.

В результате комплексного исследования института туризма как одного из элементов инфраструктуры общества, оказывающего влияние на уровень социальной ориентированности преобразований современной России, мы проанализировали процесс его институционализации на основе изучения сущности, принципов и норм функционирования, учитывая воздействие на стратификацию и социальную мобильность.

Выявлена социально-адаптационная составляющая института туризма как элемента социальной инфраструктуры общества, способствующего повышению социальных стандартов государства и качества жизни общества, кроме этого, определены особенности, механизмы и источники удовлетворения рекреационных и духовных потребностей туристов как активных субъектов институционализации туристской деятельности.

В ходе исследования мы обосновали необходимость внедрения в деятельность этого социального института интегральных систем управления качеством, аттестации туристских организаций по международным стандартам, повышающим социальную функциональность туризма, а также осуществили анализ процесса становления и развития государственной политики России, реализующей институциональные функции социального планирования и контроля в его сфере.

На основе полученных данных был определен целый ряд проблем. В рассматриваемых документах, во-первых, не заложен механизм реализации целей и задач, определяющих эффективность деятельности данного институтаво-вторых, не достаточно четко отражена социальная ориентация основных направлений туристской деятельностив-третьих, не в полной мере учитываются основные характеристики социальной инфраструктуры регионов, их туристский потенциал.

Указанный комплекс проблем требует формирования новой туристкой стратегии в регионе, которая должна быть подкреплена разработкой концепции и целевых программ развития туризма. Приоритетными направлениями в развитии регионального туризма должны стать следующие:

— развитие социальных программ туризма, в том числе в бюджетных организациях, развитие учебных туров, культурно-массовых программ;

— стимулирование развития инфраструктуры туристских услуг;

— поддержка технического состояния культурно-исторических памятников;

— развитие региональных лечебных курортов;

— создание общественных форм управления туристским комплексом.

Учитывая данные обстоятельства, мы изучили и проанализировали многостороннюю сущность института туризма, прежде всего через раскрытие его социально-системных особенностей на основе понятийного и кате-горийного аппаратов, а также анализа фактов, полученных в результате эмпирических исследований, раскрывающих предпосылки исследования процесса его институционализации. Нами определено, что данный социальный институт может выступать в качестве катализатора, который в определенной мере ускоряет процессы социализации личности посредством ее включения в межкультурную коммуникацию. Уровень социальной ориентированности туризма является одним из факторов повышения качества жизни общества на микроуровне, корректировки социальных стандартов государства на мезоуровне и расширения кросс-культурных связей на макроуровне, стимулируя, таким образом, увеличение доли успешных адаптантов и формирование благоприятных условий для реализации стратегии восходящей мобильности.

Помимо сравнительного анализа данных, мы постарались изложить предложения по каждому из вопросов, заключающие в себе оценку настоящего положения туризма в России и в мире, а также перспективы его будущего развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества // Социологические исследования 2005. — № 1 — С. 71 — 82
  2. Ю.П. Основы социального управления. М., 1997. — 141 с.
  3. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М., 1993.- 149 с.
  4. A.M., Самостроенко Г. М. Стратегический менеджмент. Орел: СОЦ, 2000. — 144 с.
  5. В. Туризм еще один феномен XX века // Туризм. Практика, проблемы, перспективы. — 2003. — № 9 — С. 38.
  6. В.И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития. Спб., 2004. — 102 с.
  7. В.И. Социология и организация туризма. М.: Профиздат, 1999. -203 с.
  8. Н.А. Социальное развитие региона. М.: Мысль, 1998. — 79 с.
  9. А. Международный туризм.- М.: Аспект-пресс, 2000. -214 с.
  10. Ю.Афанасенко И. Д. Туризм и реформирование общества. Спб., 1997. -206 с.
  11. П.Афонин С. М. Глобализация туризма // Курьер ЮНЕСКО. 2002. -№ 7 -С. 12−23.
  12. А.С. Россия: критика исторического опыта. М., 1999. — 174 с.
  13. А.С. Социально-культурные проблемы развития России. М., 1996.- 156 с.
  14. Н.С. Международное сотрудничество государств в области туризма. М., 1997. — 241 с.
  15. Г. С. Методология социологических исследований. М., 2002,-27с.
  16. Бауман 3. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1998. -№ 5 — С. 49.
  17. Бауман 3. Глобализация: последствия для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.-360 с.
  18. Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 256 с.
  19. А. Собрание сочинений в 4-х тт., т. 1. М., 1995. -349 с
  20. Бестужев-Лада В. Опыт типологии социальных показателей образа жизни общества//Социологические исследования. 1999. — № 2. — С. 23 — 41
  21. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 231 с.
  22. , Ф.М. Институциональные и ценовые механизмы развития рынка социальных услуг курортно-рекреационного района: Дис.. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2003. — 133 с.
  23. М.Б. Введение в туризм. М-СПб «Невский фонд», 2002. -221 с.
  24. Г. М. Основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговых программ. Спб., 1998. — 205 с.
  25. Г. Общество как символическая интеракция. -М.: МГУ, 1997. -275 с.
  26. Л.Е. Виртуальное состояние социума, или шансы и риски открытого общества в России. М., 1998. — 127 с.
  27. Л.Е. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск, 1998. -112 с.
  28. В.Г. Туризм и отраслевые системы. -М., 2001. 121 с.
  29. К. Основы стратегического менеджмента (пер с англ). М.: ЮНИТИ, 2001. — 110 с.
  30. Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект, 2004. — 97 с.
  31. А.В. Основы туристской деятельности. М.: РМИТ, 1998. — 72 с.
  32. , М.А. Туристская общественная организация как средство развития дополнительного образования молодежи: Дис.. канд. пед. Наук. -М., 2003.- 137 с.
  33. П. Социальное пространство и генезис классов.- М.: Наука, 1998. -231 с.
  34. П. Социолог под вопросом // Социологические исследования. -2002.-№ 8-С. 21−32.
  35. Ю.С. Повышение квалификации и профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих. Орел: ОРАГС, 2001.- 156 с.
  36. Ю.С. Профессиональное образование кадров государственной службы и местного самоуправления. Орел: ОРАГС, 1999. -264 с.
  37. М. Избранные произведения. М., 1990. 349 с.
  38. Н.И. Международный туризм: Правовые акты. М.: РМАТ, 2001.-97 с.
  39. Г. П. Народный досуг: Социокультурные аспекты генезиса и развития. Омск, 2000. — 188 с.
  40. Гаагская декларация по туризму: Материалы межпарламентской конференции по туризму. Гаага, 10−14 апреля, 1989. — 74 с.
  41. И.Н. Туризм как определяющий фактор модернизации экономики и стабилизации социальной обстановки в России: Дис.. д-ра экон. наук. СПб., 2001. — 151 с.
  42. Т.И. Формирование социально-психологической компетентности менеджеров туристской сферы в процессе профессиональной подготовки в туристском вузе: Дис.. канд. пед. Наук. Сходня, Моск.обл., 2002.- 131 с.
  43. Н.Н. Интеллектуальный туризм в России: страницы истории и перспективы развития. М., 1998. — 107 с.
  44. Н.Н. Проблемы развития научно-познавательной деятельности студентов в области туризма. Спб., 1999. — 191 с.
  45. А.А. Страхование в туризме. М., 2003. — 142 с.
  46. Д. Массовые праздники. М., 1999. — 147 с.
  47. Дж. Организации: Поведение, структура, процессы. Спб., 2001. -158 с.
  48. Э. Социология.- М.: Эдиториал УРСС, 1999. 779 с.
  49. Дж. Основы поведенческой географии-. М.: Прогресс, 1998. -200 с.
  50. З.Т. Трансформация социальной структуры и стратификации российского общества. М.: Институт социологии РАН, 1996. — 67 с.
  51. Д.А. Социально-экономические и общественно-политические особенности становления института туризма (на примере Орловской области). Орел, 2001. — 155 с.
  52. Дж. Глобальные прогнозы развития туризма до 2020 года и в последующий период. Мадрид: ВТО, 2001. — 97 с.
  53. М. Туризм и культурно-символическое наследие.- Саратов: СГУ, 2003.- 137 с.
  54. JI.A. Человек после работы. Социальные проблемы внерабочего времени. М.: Наука, 1989. — 268 с.
  55. JI.A., Шейман И. М. Проблемы социальной адаптации населения к условиям переходного периода // Социологические исследования. -1998.-№ 11.-С. 26−28.
  56. П.Г. Социально-демографические аспекты туризма // Социс. -1999. -№ 5 С. 29−47.
  57. .А. Свободное время. Актуальные проблемы. М.: Мысль, 1967.- 102 с.
  58. Л.Д. Россия в ряду других стран: к проблеме национальной идентичности // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 2001. — № 1 — С. 15−32.
  59. В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: ПРИОР, 1999.-215 с.
  60. В.Г. Организация туристской деятельности. М.: НОЛИДЖ, 2003.- 127 с.
  61. , В.Г. Социально-экономические основы развития туризма в России: Дис. д-ра экон. наук. М., 2003. — 127 с.
  62. С. Метафизика туризма. М., 1999. — 49 с.
  63. С. Путешествие, паломничество, туризм. М., 1998. — 176 с.
  64. С. К этике туризма // Курьер ЮНЕСКО. 1999. — № 7- С. 49 — 71.
  65. А.А. Индекс социального неблагополучия. // Социологические исследования. 1999. № 10 — С. 24.
  66. Ю.Н. История теоретической социологии: Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М.: Изд-во «Магистр», 1999. — 129 с.
  67. Ф.Д. Управление качеством профподготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. М.: РАГС, 2002. — 48 с.
  68. Г. М. Лицензирование и сертификация в туризме. М., 2003. -17 с.
  69. А. Поведение потребителей в туристской сфере. Спб.: Питер-Ком, 2002.- 174 с.
  70. Ю.Д. Типология государств, туристских регионов и их социальная особенность. Спб., 2001. — 75 с.
  71. В.И. Американская социологическая мысль. М., 2000. -38 с.
  72. П. Развитие туризма. М., 1999. — 276 с.
  73. О.И. Социальная идентификация и адаптация личности. // Социологические исследования. 1999. -№ 10 — С. 14.
  74. Д. Основополагающие идеи в деятельности социального туризма. -М.: Дело, 2002.- 111 с.
  75. . Досуг как сфера духовной деятельности. М., 1989. -183 с.
  76. . На пути к цивилизации досуга. М., 2003. — 197 с.
  77. Европа и глобальные проблемы современности: По материалам XXXXIV сессии Генеральной ассамблеи ООН. М.: РАН ИНИОН, 2002. — 59 с.
  78. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 2001. -97 с.
  79. А.П. Процессы глобализации: социально-экономические и общественно- политические. М., 2003. — 201 с.
  80. М.А. Социальная индустрия туризма. М., 2004.-247 с.
  81. М.А. Управление индустрией туризма в современных условиях: Дис. д-ра экон. наук. М., 2003. — 149 с.
  82. Закон Орловской области «Об основах государственной службы», 08.01.97 г.-С. 25.
  83. Закон Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.96 г. № 132 ФЗ.
  84. И.В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: Монография. М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 27 — 31.
  85. Н. Глобализация и проблема оптимальной стратегии развития. Мировая экономика и международные отношения. -М., 2003. 133 с.
  86. Э. Российский туризм. Что было, что будет. // Российская туристская газета. 2003. — № 4 — С. 12.
  87. М.Ф. Проблемы, особенности и перспективы развития туризма в России. Спб., 2002. — 113 с.
  88. И.Н. Институциональные системы и их искажения//Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. — 2003. — № 5. — С. 39 — 51.
  89. С. Восприятие межкультурных различий. М., 2003.-475 с.
  90. В. Товар как социальный конструкт, социальное неравенство.- М.: Институт социологии РАН, 2000. -280 с.
  91. Е.Н. Туризм путешествия. — М.: РМАТ, 2001. — 271 с.
  92. Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и тактика. М., 2003. -221 с.
  93. JI. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социс 2003. — № 4. — С. 24 — 34.
  94. JI. Социология культуры: путь в новое тысячелетие.- М.:Логос, 2000.-269 с.
  95. Л.Г. Культура на переломе: направление и механизмы современных культурных изменений в России // Социс № 2 — 1999. — С. 18 -25.
  96. Ионин Л. Культура на переломе: направление и механизмы современных культурных изменений // Социс. 2004. — № 12 — С. 14−32.
  97. Т.П. Сборник заданий и деловых игр по курсу «Введение в туризм». М.: РМАТ, 1999. — 112 с.
  98. Кадровые процессы в региональных органах власти: опыт, проблемы, тенденции: Материалы конференции. Орел: ОРАГС, 2000. — 99 с.
  99. Каз Ж. Международный туризм: мираж или стратегия будущего? — М., 1998.- 141 с.
  100. С. Россия на мировом рынке туризма // Экономика и жизнь. -2002.-№ 14-С. 23.
  101. Г. А. Экономика современного туризма. М., 1998. — 246 с.
  102. В.А. Биосфера и туризм: Глобальное взаимодействие: экология, география научных исследований туризма, культура мира, системы туристских миграций, педагогическая социология и стратегия управления. — М.: Наука, 2003. 374 с.
  103. В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма: история и современность. М.: Финансы и статистика, 1999. — 144 с.
  104. В.А. Мировой туризм на 2020 год: прогнозы и реальность. М., 1999.- 171 с.
  105. В.А. Иностранный туризм. -М.: Финансы и статистика, 1999.-47 с.
  106. В.А. Социальный туризм. М., 2000. — 115 с.
  107. В.А. Теория и практика туризма. М., 2003. — 234 с.
  108. В.А. Туризм это политика. — М., 2002. — 205 с.
  109. В.А. Туризм: социальная история и современность. -Киев, 1997.- 125 с.
  110. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000. — 127 с.
  111. Киселева Т. Г Основы социально культурной деятельности. — М., 2002. — 124 с.
  112. М.Г. Необходимость возрождения российского туризма. М., 1998.-46 с.
  113. М.Ф. Лечение и отдых на курортах мира и России. М.: Культурные традиции, 1999. -61 с.
  114. Э.В., Гордон JI.A. Потери и обретения в России девяностых. -М., 2000.-78 с.
  115. JI.B. Совершенствование управления в сфере регионального туризма: Дис. канд. экон. наук. Иркутск, 2003. — 129 с.
  116. П.И. Государственное управление: основы теории и организации. М.: Статут, 2003. — 57 с.
  117. В.М. Туристская рента. М., 2001. — 58 с.
  118. Н.В. Международный туризм в сфере социального обеспечения. М.: Советский спорт, 2001.-251 с.
  119. Е.В. Рекреационное ресурсоведение. М., 2001.-213 с.
  120. Конституция Российской Федерации. М., 1997. — 7 с.
  121. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // www.ng.ru
  122. В. Рабочая книга по социальному конструированию. / В. Корогодин., Э. Соснер, Б. Пойзнер. -Томск: Томский университет, 2003.- 152 с.
  123. Н.А. Национальная безопасность в меняющемся мире // Мировая экономика и международные отношения 2003. -№ 10 -С. 37 — 74.
  124. А. Прикладная социология и менеджмент.- М.: МГУ, 2001.- 246 с.
  125. В.И. Экология, здоровье, курорты, туризм. М.: Медицина, 1999.-119 с.
  126. Т. Организация новых видов туристского обслуживания. -М., 2002.- 127 с.
  127. В.П. Обращаясь к первоосновам социологической теории. // Социологические исследования 1999. -№ 12 — С. 29.
  128. В.П. Современная теория социального обмена. // Социологические исследования. 1999. — № 5 — С. 47.
  129. К. Гражданское общество. М., 2002. — 128 с.
  130. Ю.М. Воспитательный процесс в профессиональном туристском образовании. М. 2002. — 86 с.
  131. Г., Шрег К., Ларсен О. Стратификация: распределение ответственности и возможностей // Социология. Нью-Йорк, 1986. — С. 37.
  132. Н. Ценности как компанеты социокультурной эволюции современной России //Социс. 1995.- № 3 — С. 3 — 12.
  133. Н.И. Ценности как компаненты социокультурной эволюции современной России // Социс 1998. — № 5 — С. 3−8.
  134. . Н. Динамика ценностей населения реформирующейся России. -М, 2000.-С. 37.
  135. Ю. От мнений к пониманию: социологические очерки. М., 1999.-212 с.
  136. Ф.М. Мировой туризм. М., 2003. — 159 с.
  137. А.Л. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма. М.: Вестник, 1999. — 102 с.
  138. В. Им жить в двадцать первом веке. М.: Аврора, 1999. -20 с.
  139. В.Т. Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики. М., 1995. — 244 с.
  140. К. Эссе по социологии культуры. М., 1999. — 167 с.
  141. М.И. О проблемах российского туризма. // Экономика и жизнь.-1995.-№ 31-С. 58.
  142. Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты М., 1994. — С. 379 — 447.
  143. Мид Дж. От жеста к символу. Американская социологическая мысль.- М.: МГУ, 2001.-198 с.
  144. Р. Развитие социального института. М., 1997. — 85 с.
  145. .З. Туризм: Теория организации. М.: Инфра, 1999. — 146 с.
  146. О. Туризм категория социально-экономическая // Юридический вестник. — 1998. — № 2- С. 34 — 51.
  147. У. Познание и реальность: смысл и принципы когнетивной психологии- Пер. с англ. В. А. Лучкова / У. Найссер.- М.: Прогресс, 1999.- 290 с.
  148. .И. Развитие социального туризма в Орловской области. -Орел, 2002. 78 с.
  149. Д. Институциональные изменения: рамки анализа//Вопросы экономики. 1999. — № 3. — С. 6 — 17
  150. Д. Процессы институционализации —. Спб., 1997. 177 с.
  151. Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1999. — 54 с.
  152. A.M. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристских фирмах. Спб., 2002. — 91 с.
  153. А.С. Социология рекреации. М.: Наука, 1998. — 86 с.
  154. В.Н. Культура и досуг. -М., 1993. 80 с.
  155. А. Региональные особенности организации туристской деятельности.- Владивосток, 2001. 187 с.
  156. М. Реформирование России: мифы и реальность. М.: Академия, 1994.- 181 с.
  157. А.С. Россия в цивилизационном процессе. М., 1996. -182 с.
  158. Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс, 1998. -247 с.
  159. Т. О структуре социального действия. М.: Академия, 2000.- 880 с.
  160. В.Д. Фонд времени и мероприятия в социальной сфере. -М.: Наука, 1997.-127 с.
  161. А.В. Система государственного управления. М., ЮНИ-ТИ, 2001.- 127 с.
  162. К. Управление туризмом на пороге нового тысячелетия: На англ. яз. Амстердам, 2002. — 197 с.
  163. Г. Культурный туризм в Европе. Спб., 1998. — 85 с.
  164. .А. Туризм спутник мира. — М., 1989. — 119 с.
  165. В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: ОСЬ-89, 1997.- 121.
  166. Сбор и обработка статистических данных по туризму. Перевод с англ. яз. Мадрид, 1998. — 37 с.
  167. B.C. Социальная организация национального и международного туризма.- М.: Финансы и статистика, 2000. -249 с.
  168. К. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1995. -№ 5 — С. 106−115.
  169. Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1997.-265 с.
  170. Собрание нормативных правовых актов Орловской области. Спецвып.- Орел: ОРАГС, 2002. 39 с.
  171. Собрание нормативных правовых актов Орловской области, вып. 3−4, — Орел: ОРАГС, 2000. 36 с.
  172. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. — 241 с.
  173. В.А. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности. Спб., 1996. — 83 с.
  174. В.А. Социология молодежного досуга. Спб., 1999. — 224 с.
  175. С.Н. Туризм в социокультурном пространственно-временном континууме: Дис.. канд. филос. наук. Краснодар, 2004. -155 с.
  176. .А. Социализация в сфере досуга. Спб., 1998. — 276 с.
  177. А. Особенности поведенческой географии.- Спб., 2004. -173 с.
  178. Ю.А. Организационные и правовые основы обучения госслужащих. М., 2002. — 76 с.
  179. А. В. Современные международные отношения. М., 1999. -188 с.
  180. И.И. Культурно-познавательные аспекты туризма: природа и сущность. М., 2002. — 274 с.
  181. .В. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. — Спб., 1992.- 151 с.
  182. Урри Дж Социология за пределами обществ. Мобильность двадцать первого столетия // Социологическое обозрение. 2003. -№ 1 — С. 25−35.
  183. Дж. Туристское созерцание и «окружающая среда // Вопросы социологии. 1999. -№ 7 — С. 70−101.
  184. Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.06.95 г.
  185. . Досуг в повседневной жизни. Спб., 2002. — 127 с.
  186. С.С. Социализация личности как проблема социологии. М., 2001.-264 с.
  187. . Великая надежда XX века. М., 2001. — 183 с.
  188. А.А. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации. Орел: ОРАГС, 2001. — 175 с.
  189. Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся. Социальная справедливость в условиях глобализации экономики. Доклад Генерального директора МОТ. 81ая сессия. Женева, 1998. С. 24 -97.
  190. С. Российский туризм сегодня. М., 2001. — 47 с.
  191. П. А. Теории международных отношений. М., 2002. -275 с.
  192. Ю.М. Туристский бизнес. М., 1999. — 182 с.
  193. М. Социальные механизмы адаптации. Спб., 2004. 198 с.
  194. Т. Глобализация, туризм и профессиональное образование. -Саратов, 2002. 179 с.
  195. Т. Туризм в перспективе городского развития. Саратов: ПАГС, 2002. — 37 с.
  196. А.Д. Международный туризм. М., 2003. — 274 с.
  197. Н.О. Общие тенденции развития туризма в малых и средних исторических городах на основе международного опыта в этой сфере.-Спб., 1999.-239 с.
  198. . К. природа стратификации // Социология. Нью-Йорк, 1979. -С.31.
  199. П. Социально-экономические аспекты развития туризма. -М., 1996.- 197 с.
  200. В. Социальные структуры и социальные субъекты. М.: ИС-РАН, 1992.- 142 с.
  201. В.А. Социология в России. М.: ИСРАН, 1998. — 129 с.
  202. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. — 172 с.
  203. И. Социокультурные тенденции. М., 2001. — 195 с.
  204. JI. Вопросы социализации и адаптации.- М.: Прогресс, 1999. -274 с.
  205. JI. Инвайроментальные механизмы социализации: структу-рация жизненных пространств.- Саратов: СГУ, 2004. -214 с.
  206. Archer В. Domestic tourism as a development factor, Annals of Tourism research. NY., 1996. — 121 p.
  207. Elias N. The Civilizing Process. London, 1988.-87 p.
  208. Goeldner R. Tourism: Principles, Practice, Philosophies. New York: John Wiley and Sons, Inc. 2004.-147 p.
  209. Harrison J. Thinking about Tourism // International Sociology. 2003. Vol. № 2.-P. 159−172.
  210. Kelly J. Situational and Social Factors in Leisure Decision. NY., 1996. -307 p.
  211. Methieson A. Tourism, Social, economic and physical impacts. NY., 2000.- 199 p.
  212. Park R. Introduction to the Science of Sociology. Washington, 1999. -273 p.
  213. Parker S. Leisure and Work. London, 1996. — 131 p.
  214. Parker S. The future of Leisure and Work. London, 1998. — 162 p.
  215. Pieper J. Leisure, the Basis of Culture.-NY., 1995.-273 p.
  216. Porter R., Samovar L. Communication between cultures.- Washington: Publishing company, 1995. 275 p.
  217. Provisional Guidulinus on Statistics of International Tourism // Statistical Papers. Serial M. № 62 United Nations Department of Social and Economic Affairs. 2003 P. 37
  218. Urry J. Globalizing the Tourist Gaze. Lancaster, 2004. — 154 p.
Заполнить форму текущей работой