Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач высшей военной школы в современных условиях является формирование молодого поколения офицеров, не только профессионально подготовленных, но и воспитанных на ценностях патриотизма, воинской чести и высокой нравственности1. Происходящие в настоящее время процессы реформирования и оптимизации Вооружённых Сил РФ негативно сказываются на процессе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические и практические основы формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении
    • 1. Анализ научных подходов к пониманию психолого-педагогической готовности в современной науке
    • 2. Сущность, содержание и структура процесса формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении
    • 3. Анализ современного состояния процесса формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в вузах Министерства обороны Российской Федерации
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. Экспериментальное исследование процесса формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении
    • 1. Организация, содержание и методика экспериментального исследования
    • 2. Динамика и анализ результатов педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
  • ГЛАВА III. Основные пути повышения эффективности процесса формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении
    • 1. Совершенствование учебной и методической работы в высшем военно-учебном заведении
    • 2. Формирование навыков воспитательной работы у курсантов военных вузов
    • 3. Активизация самостоятельной подготовки курсантов военных вузов к воспитательной работе подразделении
  • ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ

Формирование педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из приоритетных задач высшей военной школы в современных условиях является формирование молодого поколения офицеров, не только профессионально подготовленных, но и воспитанных на ценностях патриотизма, воинской чести и высокой нравственности1. Происходящие в настоящее время процессы реформирования и оптимизации Вооружённых Сил РФ негативно сказываются на процессе обучения и воспитания военнослужащих в войсках, в результате чего снижается эффективность воспитательной работы, «Количество должностей воспитательных структур значительно сокращено. Из 17 500 воспитателей к концу 2010 года останется не более 5 ООО человек. Упраздняются должности в звене „рота-батальон“, сокращено более 8 ООО должностей младших Л офицеров». В результате организация и проведение воспитательной работы в подразделении ложится на плечи офицеров-командиров. Значительное число выпускников военных вузов не готовы к этой работе должным образом, так как в военно-учебных заведениях недостаточно внимания уделяется процессу формирования готовности курсантов к воспитательной работе. Количество часов, отводимых на изучение вопросов воспитательной работы с различными категориями военнослужащих, минимально, что не способствует качественной подготовке курсантов. В Концепции воспитания военнослужащих Вооружённых Сил РФ подчёркнута актуальность воспитательной работы и необходимость её совершенствования, так как воспитание военнослужащих осуществляется с низкой эффективностью. Выпускники военных вузов слабо знают специфику организации воспитательной работы4.

1 См.: Медведев Д. А. Рос. газ. — 2009. — 13 нояб. — С. 3−5.

2 Сварцевич В. А. Непобедимая, но сократимая! // Военное образование. — 2009. -№ 11. -С. 12−13.

3 См.: Приказ министра обороны Российской Федерации «Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации» № 70 от 11 марта 2004 г.

4 См.: Панков H.A. Анализ учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации № 112/1/3004 от 28 апреля 2008 г.

Основными причинами создавшегося положения явились: неэффективная воспитательная работа командиров курсантских подразделений (13%) — слабые знания, умения и навыки курсантов (21%) — низкая мотивация курсантов к будущей военно-профессиональной деятельности (29%), неразвитость личностных и психолого-педагогических качеств обучающихся (19%), несформированность профессионально-ценностных ориентаций (18%)'.

Сложившееся положение дел не может обеспечить требуемый уровень готовности курсантов к воспитательной работе, соответствующий потребностям практики в современных условиях, и выдвигает задачу научного поиска путей повышения эффективности процесса формирования готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении.

Комплексный анализ теории и практики формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе показал, что изучены отдельные аспекты этой проблемы: воспитание военнослужащих (П.Н. Городов, В. П. Давыдов, А. С. Калюжный, Н. И. Киряшов, Н. С. Кравчун, я.

В.В. Кутузов, Д. П. Познанский, А.И. Филиппов) — воспитательная работа Л.

И.Д. Афонин, В. К. Бахтин, П. Ф. Беспоясов, И.М. Викторов) ;

1 Выявлено автором в результате опроса военнослужащих военных вузов Рязанского гарнизона в 2009 году.

2 См.: Городов П. Н. Педагогические основы оценки и учёта результатов воспитания курсантов: дис.. канд. пед. наук. — М., 1972; Давыдов В. П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1977; Калюжный A.C. Педагогические основы индивидуализации воспитания курсантов военного училища: дис.. канд. пед. наук. — М., 1994 Киряшов Н. И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1981; Кравчун Н. С. Развитие теории и практики воспитания советских воинов: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1973; Кутузов В. В. Педагогические проблемы военно-профессионального воспитания курсантов инженерных ввузов ВВС: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1988; Познанский Д. П. Педагогические основы управления воспитанием личного состава полка: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1983; Филиппов А. И. Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделения: дис.. канд. пед. наук. -М., 1992.

3 См.: Афонин И. Д. Теория и практика индивидуальной воспитательной деятельности командира подразделения в современных условиях: дис.. канд. пед. наук. — М., 1993; Бахтин В. К Формирование у курсантов высших военно-политических училищ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении: дис.. канд. пед. наук. — подготовка курсантов в военных вузах (В .И. Вдовюк, A.A. Лукьянец, М. А. Лямзин, Т. С. Сливин, Д.В. Шутько)1- формирование у курсантов готовности к службе (Д.Г. Александров, С. П. Дергачёв, B.C. Емец, л.

В.Г. Моисеев, С. Г. Одинцов, М.С. Смирнова) — готовность к профессиональной деятельности (K.M. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович,.

Н.Г. Мирошниченко, Н. Е. Рогожкин, Е. А. Сидоров, В.В. Соглаев)3 и др.

М., 1980; Беспоясов П. Ф. Формирование навыков и умений воспитательной работы у курсантов учебных подразделений внутренних войск МВД СССР: дис.. канд. пед. наук. -М., 1987; Викторов ИМ. Формирование навыков и умений воспитательной работы у курсантов высших военно-морских училищ: дис. канд. пед. наук. — М., 1970.

1 См.: Вдовюк В. И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советского офицера: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1983; Лукьянец A.A. Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к работе по укреплению воинской дисциплины в подразделении: дис.. канд. пед. наук. — М., 1990; Лямзин М. А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) военных ВУЗов: дис.. д-ра пед. наук. -М., 1997; Сливин Т. С. Педагогическая концепция правовой подготовки слушателей и курсантов в высших военно-учебных заведениях Вооружённых Сил Российской Федерации: дис.. д-ра пед. наук. — М., 2008; Шутько Д. В. Совершенствование подготовки курсантов военных вузов к воспитательной работе с верующими военнослужащими: дис. канд. пед. наук. — М., 2007.

2 См.: Александров Д. Г. Социально-педагогические условия формирования готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности: дис. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 2005; Дергачёв С. П. Формирование педагогической готовности будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом в нестандартных ситуациях: дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999; Емец B.C. Модернизация педагогической системы формирования профессионально-ценностных ориентаций у курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля: дис.. д-ра пед. наук. — М., 2007; Моисеев В. Г. Формирование у курсантов высших военно-морских училищ готовности к педагогической деятельности: дис.. канд. пед. наук. — М., 1992; Одинцов С. Г. Формирование у будущих офицеров готовности к принятию управленческих решений: дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2006; СмирноваМ.С. Формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза: дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2006.

3 Си. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1983; ДьяченкоМ.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск, 1976; Мирошниченко Н. Г. Формирование готовности будущего офицера к реализации задач патриотического воспитания: дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 1999; Рогожкин Н. Е. Формирование готовности будущих офицеров к управленческой деятельности: дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2004; Сидоров Е. А. Формирование готовности курсантов ВВ МВД России к организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности: дис.. канд. пед. наук. — М., 2001; Соглаев В. В. Педагогические условия формирования готовности курсантов ввуза к воспитательной деятельности: дис. канд. пед. наук. -Челябинск, 1997.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы исследования свидетельствует о том, что тема исследования является актуальной для военно-педагогической науки и нуждается в научной разработке.

В связи с этим научная задача исследования заключается в обосновании процесса формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении на основе развития профессиональных компетенций вариативного взаимодействия с учётом личностных качеств, а также доминирующей мотивации и направленности на предстоящую деятельность по успешному обучению и воспитанию различных категорий военнослужащих согласно должностному предназначению.

Объектом исследования является профессиональная подготовка курсантов в высшем военно-учебном заведении, а его предметом — процесс формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении.

Цель исследования — на основе теоретического анализа научных подходов к пониманию готовности в современной науке и результатов педагогического эксперимента выявить и обосновать сущность, содержание, структуру, пути и условия формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Обосновать теоретические и прикладные положения процесса формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении, его сущность, содержание и структуру.

2. Разработать педагогическую целевую программу формирования готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении и экспериментальным путём проверить её эффективность.

3. Выявить основные педагогические пути повышения эффективности процесса формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в подразделении и условия их реализации в военных вузах.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто положение о том, что в современных условиях реформирования Вооружённых Сил РФ и придания им нового облика обострилось и усиливается противоречие между возрастающими требованиями к готовности курсантов по организации и проведению воспитательной работы в подразделении и педагогическими условиями её формирования в высших военно-учебных заведениях.

Разрешить выявленное противоречие возможно за счёт совершенствования учебной и методической работы в высшем военно-учебном заведении, формирования навыков воспитательной работы у курсантов, а также активизации самостоятельной подготовки курсантов к воспитательной работе.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили положения современной науки о готовности человека к различным видам деятельности, связи теории и практики в профессиональной подготовке специалистов, теории воспитательного процесса, педагогические идеи о роли готовности в развитии личности, единстве обучения и воспитания, влиянии профессиональной среды на педагогический процесс.

Методологические положения исследования опираются на комплексное использование диалектического подхода, предполагающего всестороннее взаимодействие субъектов и объектов процесса в его развитиикомпетентностного подхода, основанного на единстве знаний, навыков, умений и способности их примененияаксиологического подхода, в котором ценности определяют сущность образования и воспитания человекасинергетического подхода, трактующего процесс формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе как сложное образование, состоящее из большого числа частей и компонентов, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой и включающих возможность преобразования личности. Для достижения цели исследования использовались положения теории проблемно-деятельностного обучения на основе личностно-социально-деятельностного подхода с опорой на целостное восприятие личности с учётом индивидуальных качеств и характеристик в единстве основных факторов её развития, социализации и воспитания.

Для достижения цели и реализации задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовалась комплексная методика, включающая совокупность теоретических, эмпирических и экспериментальных методов научного познания. Основными теоретическими методами, использованными автором являются социально-педагогический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение результатов, классификация и систематизация. Эмпирическую базу исследования составили различные виды педагогического наблюдения, опросы (анкетирование, интервью, беседы), тестирование и др. Экспериментальные методы представлены констатирующим и формирующим экспериментами.

В исследовании использованы положения дидактики высшей военной школы (И.А. Алёхин, A.B. Барабанщиков, H.A. Давыдов, B.C. Емец, П. А. Корчемный, А. Д. Лазуткин, М. А. Лямзин, В. И. Марченков, Ю. С. Руденко и др.) — методологии образования (Ю.К. Бабанский, И. А. Липский, Н. Ф. Талызина и др.) — теории личностно-социально-деятельностного подхода (A.B. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов и др.). В исследовании нашли применение результаты анализа процесса воспитания военнослужащих, изложенные в трудах В. Н. Герасимова, П. Н. Городова, Н. И. Киряшова, Н. С. Кравчуна, В. А. Сластенина, В .Я. Слепова и др. Учтены также теоретические положения и выводы, раскрывающие проблемы готовности к профессиональной деятельности (М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Е. С. Кузьмин, Н.Д. Левитов), профессиональной готовности (Ю.К. Бабанский, K.M. Дурай-Новакова, Н.В. Кузьмина), общепедагогической готовности.

O.A. Абдуллина), готовности к профессиональному саморазвитию (Т.Н. Ильина), идейно-нравственной готовности (З.А. Бакшеева, Г. Л. Бокарёва), нравственно-педагогической готовности (Т.П. Днепрова, Л.В. Кондрашова), готовности к самосовершенствованию (И.В. Биочинский, Г. А. Волковицкий), готовности к общению (A.A. Шибаев) и другие исследования.

Диссертационное исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа в течение 2006;2010 годов на базе Военного университета (ВУ), Рязанского военного автомобильного института (РВАИ) и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища (РВВДКУ).

Первый этап (февраль 2006 г. — август 2008 г.) — подготовительный, целью которого было изучение и анализ научной литературы по проблеме формирования готовности к различным видам деятельностинакопление, систематизация фактического материала, характеризующего исследуемый процесс, его осмысление, выбор объекта и предмета исследования, определение цели и задач, выработка рабочей гипотезы, методологии и методики исследования. Проводился отбор вузов и их подразделений для участия в эксперименте.

Второй этап (сентябрь 2008 г. — август 2009 г.) — основной, в ходе которого подверглась эмпирической проверке гипотеза исследования и пути повышения эффективности исследуемого процесса. Проведено экспериментальное исследование процесса формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в подразделении на основе разработанных автором критериев и показателей готовности курсантов к воспитательной работе. Апробирована в образовательном процессе военных вузов педагогическая целевая программа формирования готовности курсантов к воспитательной работе.

Третий этап (сентябрь 2009 г. — март 2010 г.) — заключительный. Он включал окончательную обработку, систематизацию и обобщение полученных данных, обсуждение результатов исследования, литературное оформление диссертации и издание публикаций по исследуемой проблеме.

Общий объём проделанной работы. В ходе работы изучено и проанализировано 139 диссертационных исследований и более 200 источников: научной, учебной, познавательной, публицистической и художественной литературы по теме исследования. В интересах репрезентативности исследования и получения достоверных данных было опрошено в беседах, опросах-интервью около 52 сотрудников кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин, более 190 курсантов, 28 командиров курсантских подразделений, 17 офицеров руководящего состава Военного университета, Рязанского военного автомобильного института и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, а также более 85 офицероввыпускников военных вузов.

Автор принимал активное участие в международных и всероссийских конференциях по теме диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В результате анализа функционального и личностного подходов к пониманию термина «готовность» в современной науке автором сформулировано понятие педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении, представляющее собой состояние личности, характеризующееся сформированностью психологических и профессионально важных качествкомплексом систематизированных психолого-педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно использовать современные технологии обученияналичием профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих доминирующую направленность и мотивацию к реализации целей и задач воспитания в профессиональной деятельности.

Обоснованы сущность и раскрыта структура процесса формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении, включающая цель и задачи, субъекты и объекты, функции и закономерности, противоречия и принципы, а также оптимальные методы, средства, приёмы и формы функционирования процесса в условиях военно-учебного заведения с учётом современных требованийОпределено содержание рассматриваемого процесса, включающее: совокупность знаний о сущности и содержании воспитательной работы с различными категориями военнослужащих в подразделенииналичие навыков работы с подчинённымиумений планирования, организациипроведения и анализа воспитательных мероприятийсочетание личностных и профессионально-важных качеств, офицера-педагога и офицера-воспитателястремление к постоянному саморазвитию и самосовершенствованиюспособности оперативно решать любые задачи по обучению и воспитанию-подчинённых на основе имеющегося опыта.

2. Разработана и апробирована педагогическая целевая программа формирования* готовности курсантов военных вузов к воспитательной" работе в подразделении, включающая* адекватную задаче исследования? последовательность организационных, практических и контрольно-стимулирующих мероприятий, проводимых субъектами образовательного процесса вуза в зависимости от курса, обучения, в ходе учебной, военно-служебной, деятельности курсантов, а также в процессе воспитательной работы с ними. Определены основные критерии уровня сформированности педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в современных условиях (мотивационный, организационно-методический, результативный) и показатели, раскрывающие их.

3. Выявлены, обоснованы и апробированы основные педагогические пути повышения эффективности процесса формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к’воспитательной работе в подразделении: совершенствование учебной и методической работы в высшем военно-учебном заведенииформирование навыков воспитательной работы у курсантовактивизация самостоятельной подготовки курсантов к воспитательной работе и педагогические условия их реализации в вузах Министерства обороны РФ.

Положения, выносимые на защиту:

1. На основе функционального и личностного подходов к определению содержания термина «готовность», автором сформулировано понятие педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе представляющее собой состояние личности, характеризующееся сформированностью психологических и профессионально важных качествкомплексом систематизированных психолого-педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно использовать современные технологии обученияналичием профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих доминирующую направленность и мотивацию к реализации целей и задач воспитания в профессиональной деятельности.

Обоснованная сущность формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении, представляющая собой целенаправленный, систематический, социально-обусловленный процесс, включающий комплексную деятельность всех субъектов образовательного процесса по формированию качеств квалифицированного специалиста, приобретению систематизированных психолого-педагогических знаний в области обучения и воспитания подчинённых, по развитию умений и навыков организации и проведения воспитательной работы с различными категориями военнослужащих с учётом доминирующей направленности и мотивации в целях успешного осуществления профессиональной деятельности согласно должностному предназначению.

Разработанное содержание процесса формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в подразделении, включающее: совокупность знаний о сущности и содержании воспитательной работы с различными категориями военнослужащих в подразделении, наличие навыков работы с подчинёнными, умений планирования, организации, проведения и анализа воспитательных мероприятий, сочетание личностных и профессиональных качеств офицера-педагога и офицера-воспитателя, стремление к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, способности оперативно решать задачи по обучению и воспитанию подчинённых на основе имеющегося опыта.

Уточнённая структура процесса формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в подразделении, включающая: цель и обоснованные задачи, определение субъектов и объектов рассматриваемого процесса, функций и закономерностей, выявление противоречий и принципов, выбор наиболее эффективного педагогического инструментария: оптимальных методов, средств, приёмов и форм реализации процесса.

2. Разработанная и апробированная в экспериментальном исследовании педагогическая целевая программа формирования готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении, структурными элементами которой являются вузовские, кафедральные мероприятия и самостоятельная работа курсантов, характеризующиеся определёнными целями, методическим инструментарием, масштабом мероприятий и временными рамками в зависимости от курса обучения в ходе учебной, военно-служебной деятельности курсантов, а также в процессе воспитательной работы с ними. Проверенные в ходе экспериментальной работы критерии и показатели оценки педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении: мотивационный, основывающийся на стремлении обучающихся к приобретению необходимых знаний, навыков и уменийорганизационно-методический, отражающий организацию образовательного процесса и методическое мастерство обучающихся и результативный, оценивающий умение курсантов решать педагогические и воспитательные задачи.

3. Выявленные и обоснованные в ходе, экспериментального исследования пути повышения эффективности процесса формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении. Важным путём рассматриваемого процесса является совершенствование учебной и методической работы в высшем военно-учебном заведении, условиями реализации которого являются повышение качества проведения всех видов учебных занятий, улучшение методической подготовки преподавателей, стимулирование курсантов, добившихся значительных результатов в учёбе и службе, педагогические воздействия на курсантов, отстающих в учёбе. Следующим путём является формирование навыков воспитательной работы у курсантов военных вузов. Этот путь реализуется в ходе выполнения курсантами индивидуальных воспитательных заданий с обязательным отражением результатов, усиления практической направленности воспитательной работы, совершенствования методического и ораторского мастерства курсантов, активного привлечения курсантов для проведения воспитательных мероприятий, повышения ответственности за достигнутый результат. Значимым путём повышения эффективности рассматриваемого процесса является активизация самостоятельной подготовки курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении. Условиями реализации этого пути являются ориентация учебного материала на будущую профессиональную деятельность обучающихся, создание условий для успешного саморазвития и самовоспитания курсантов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты в своей совокупности будут способствовать решению задачи высшей военной школы по формированию педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении. Разработаны теоретико-методологические подходы к проблеме формирования готовности курсантов к воспитательной работе. Систематизированы знания о сущности, содержании и организации процесса формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе, углублены представления о его совершенствовании в высших военно-учебных заведениях, что может способствовать в существенной мере развитию теории и практики обучения и воспитания курсантов, повышению эффективности управления этим процессом. Теоретические положения и выводы исследования могут способствовать повышению профессиональной подготовки квалифицированных кадров, реальному приращению качества и эффективности процесса формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе, дальнейшему осмыслению проблем в области общей и военной педагогики, педагогики высшего профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в апробации и практическом использовании в образовательном процессе высших военно-учебных заведений педагогической целевой программы формирования готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении. Материалы диссертации, теоретические положения и практические рекомендации используются руководящим и профессорско-преподавательским составом военных вузов в образовательном процессе с курсантами и слушателями при изучении гуманитарных дисциплин «Психология и педагогика», «Воспитательная работа в Вооружённых Силах РФ», «Теория и методика воспитания» и других, должностными лицами органов военного управления, соединений, частей и подразделений в учебно-воспитательном процессе с различными категориями военнослужащих, а также в ходе самостоятельной подготовки. Результаты исследования направлены на дальнейшее совершенствование процесса обучения курсантов военных вузов в целях повышения уровня их профессиональной подготовки к службе в войсках.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: опорой на теоретическую и эмпирическую базу по изучаемой проблеме, методологическим и теоретическим обоснованием изучаемого педагогического процесса, использованием, достоверных, и апробированных в ходе исследования выводов ирекомендацийкомплексным, и корректным? применением методов научно-педагогического исследован®-^ репрезентативностью и достоверностью полученных результатов и качеством: методик сбора и обработки данных, экспериментальной проверкой выводов и. рекомендаций по совершенствованию процесса формирования педагогической-готовности курсантов к воспитательной работе вгсовременных условиях.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и, практические рекомендации1 апробировались в течение всего исследования в образовательном" процессе Военного, университета, Рязанского военного автомобильного, института и Рязанскоговысшего воздушно-десантного командного училища. Результаты исследования рассматривались, на заседаниях кафедр педагогики Военного университета, гуманитарных и социально-экономических дисциплин Рязанского военного автомобильного института и Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, обсуждались, в ходе работы предметно-методических комиссий, указанных вузов. Материалы диссертации обсуждались на научно-методических конференциях, проводимых в Рязанских вузах и нашли своё отражение в научных статьях автора.

Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и. содержание диссертации, которая состоит из введениятрёх глав, заключениябиблиографического списка и приложений.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы о состоянии процесса педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении, её формировании и роли в военно-профессиональной деятельности офицерских кадров Вооружённых Сил РФ:

1. С позиции методологии современной педагогической науки автором сформулировано базовое понятие диссертационного исследования — «педагогическая готовность курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении», представляющая собой состояние личности, характеризующееся сформированностью психологических и профессионально-важных качествкомплексом систематизированных психолого-педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно использовать современные технологии обученияналичием профессионально-педагогических компетенций, обеспечивающих доминирующую направленность и мотивацию к реализации целей и задач воспитания в профессиональной деятельности.

2. В ходе теоретического анализа была выявлена сущность формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении, представляющая собой целенаправленный, систематический, социально-обусловленный процесс, включающий комплексную деятельность всех субъектов образовательного процесса по формированию качеств квалифицированного специалиста, приобретению систематизированных психолого-педагогических знаний в области обучения и воспитания подчинённых, по развитию умений и навыков организации и проведения воспитательной работы с различными категориями военнослужащих с учётом доминирующей направленности и мотивации в целях успешного осуществления профессиональной деятельности согласно предназначению. Обосновано содержание рассматриваемого процесса, определена его структура, включающая цель и задачи, субъекты и объекты, функции и закономерности, выявленные противоречия и принципы, оптимальные методы, средства, приёмы и формы реализации процесса.

3. Разработана педагогическая целевая программа формирования готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении, структурными компонентами которой явились вузовские, кафедральные мероприятия и самостоятельная работа курсантов, характеризующиеся определёнными целями и задачами, методическим инструментарием, масштабом мероприятий и временными рамками в зависимости от курса обучения в ходе учебной, военно-служебной деятельности курсантов, а также в процессе воспитательной работы с ними, в учебное и внеучебное время. Указанная программа внедрена в педагогическую практику военных вузов и реализуется в образовательном процессе, высших военно-учебных заведений Министерства обороны РФ. Выявлены и обоснованы критерии оценки уровня готовности курсантов к воспитательной работе (мотивационный, организационно-методический, результативный) и показатели, которые охватили все характеристики процесса.

4. Определены приоритетные пути повышения эффективности процесса формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе: совершенствование учебной и методической работы в высших военно-учебных заведениях, формирование навыков воспитательной работы у курсантов военных вузов, активизация самостоятельной подготовки курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении.

П. Практические рекомендации.

Проведённое исследование позволило сформулировать практические рекомендации, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему совершенствованию процесса формирования педагогической готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении.

1. Органам управления военным образованием: рассмотреть возможность внедрения в образовательный процесс высших военно-учебных заведений разработанную и апробированную в диссертации педагогическую целевую программу формирования готовности курсантов военных вузов к воспитательной работе в подразделении (см. прил. 1) — совместно с Главным управлением воспитательной работы Вооружённых Сил РФ вести мониторинг организации и проведения воспитательной работы в войсках с участием выпускников военных вузов, которые приступили к военно-профессиональной деятельности, анализировать полученную информацию и доводить её до вузов (см. гл. I, § 3) — своевременно вносить коррективы в учебные планы и программы военных вузов по окончании пятилетнего срока их действия с учётом ГОС ВПО и современных требований, предъявляемых к военному образованию (см. гл. III).

2. Руководству высших военно-учебных заведений: организовать взаимодействие и координацию деятельности всех субъектов образовательного процесса ввуза в целях реализации задач по формированию готовности курсантов к воспитательной работе (см. гл. III) — оптимизировать содержание учебных программ, тематических планов, методических разработок, комплексных планов воспитательной работы в целях актуализации педагогической направленности учебных, служебных, воспитательных и внеучебных мероприятий (см. гл. III, § 1) — оценивать эффективность проведения мероприятий педагогической направленности с курсантами на основе разработанных и апробированных в диссертации критериев и показателей педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в подразделении (см. гл. II).

3. Профессорско-преподавательскому составу, командирам подразделений курсантов высших военно-учебных заведений: постоянно заниматься формированием у курсантов доминирующей направленности и мотивации к воспитательной работе, используя при этом свой опыт, примеры из жизни войск и военных вузов (см. гл. III) — включать в планы воспитательной работы курсантских подразделений и ежемесячные планы кафедр конкретные мероприятия, способствующие формированию готовности курсантов к воспитательной работе (см. прил. 7) — при переводе курсантов с курса на курс отражать в служебных характеристиках достигнутый уровень педагогических компетенций (см. гл. III, § 2).

4. Курсантам военно-учебных заведений: в целях саморазвития систематически изучать передовой опыт N воспитательной деятельности офицерского состава в войсках (см. гл. III, § 3) — совершенствовать знания, умения и навыки по мере перехода с курса на курс во всех видах учебной, служебной и внеслужебной работы в соответствии с методическими рекомендациями и предложениями автора (см. гл. III, § 3) — осуществлять планирование участия в мероприятиях педагогической и воспитательной направленности на семестр, месяц, неделю, каждый день, корректируя его в соответствии с изменением учебных задач (см. гл. III, § 2).

Дальнейшее исследование процесса формирования готовности курсантов к воспитательной работе целесообразно продолжить по следующим направлениям: особенности формирования готовности курсантов к реализации воспитательных функцийпедагогические основы направленности в формировании готовности курсантов к профессиональной деятельностиформирование готовности курсантов к действиям в боевой обстановкеорганизационное обеспечение педагогической подготовки в военном вузе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984.
  2. C.B. Формирование готовности к управленческой составляющей профессиональной деятельности: дис.. канд. псих. наук. — Казань, 2006.
  3. В.А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: дис.. канд. пед. наук. — М., 2005.
  4. В.А. Готовность спортсмена к соревнованиям: опыт психологического исследования. — М.: Физкультура и спорт, 1969.
  5. И.А. Развитие военно-педагогической мысли России в ХУШ веке: дис.. канд. пед. наук.-М., 1995.
  6. .Г. Избранные психологические труды. — М., 1980.
  7. О.Ю. Дидактическое обеспечение учебной работы в ВВУЗЕ: дис.. канд. пед. наук. — М., 2005.
  8. Ю.Н. Развивающая педагогика в универсальной образовательной среде. — М., 1999.
  9. И.Д. Теория и практика индивидуальной воспитательной деятельности командира подразделения в современных условиях: дис.. канд. пед. наук. — М., 1993.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: дис.. д-ра пед. наук. М., 1974.
  11. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Избранные педагогические труды. — М., 1989.
  12. З.К. К вопросу о формировании у младших поколений идей нравственной готовности к выбору профессии // Идейно-политическое и нравственное воспитание учащихся. — Красноярск: Изд-во КПИ, 1977. — № 7.
  13. В.Б. Организация и проведение методической практики курсантами РВАИ: учебное пособие.—Рязань: РВАИ- 2007.
  14. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1968.15: Барабанщиков А. В- Методика исследования, проблем военной — педагогики и психологии (в соавторстве) — М., 1989. .
  15. А.В., Давыдов В. П., и др. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. — Mr. ВПА, 1987.
  16. А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. И., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики иiпсихологии. — М., 1987.
  17. Бахтин В-К. Формирование у курсантов высших военно-политических училищ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении: дис.. канд. пед. наук., — Ml, 1980.
  18. И.В. Педагогика подготовки офицера в военном училище: учебное пособие. — Самара, 1994.
  19. М.Б. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в педагогической деятельности: дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2004.
  20. А.Л. Мысли об офицере // Поли. собр. соч. — Т. 2. М., 19 131
  21. Г. А. Дидактические проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов в процессе обучения общенаучным дисциплинам: дис. д-ра пед. наук.—М., 1989.
  22. A.C. Совершенствование процесса воспитания в роте на основе комплексного подхода: дис. канд. пед. наук. — М., 1984.
  23. M.JI. Исследование факторов успешности курсантов в учебно-познавательной деятельности: дис.. канд. пед. наук. -М., 1980.
  24. В.И., Мерзляк JI.E. Командир и подчинённые. — М.: Воениздат, 1996.
  25. ВдовюкВ.И. Военно-педагогические качества офицеров и пути их формирования. — М., 1972.
  26. И.М. Формирование навыков и умений воспитательной работы у курсантов высших военно-морских училищ: дис.. канд. пед. наук. — М., 1970.
  27. Военная педагогика: учебное пособие / под ред. Алёхина И. А. — М.: ВУ, 2007.
  28. Т.И. Психологические факторы готовности студентов педагогических учебных заведений к развитию интеллектуальной сферы школьников: дис.. канд. псих. наук. — СПб., 2002.
  29. В.Н. Активизация познавательной деятельности курсантов высших командных училищ в преподавании общественных наук: дис.. канд. пед. наук. -М., 1984.
  30. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: экспресс-информ. / отв. ред. Ю. К. Васильев. — М., 1978.
  31. JI.C. Формирование готовности студентов педагогического вуза к инновациям в педагогической деятельности: дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 2008.
  32. JI.B. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к самоконтролю педагогической деятельности: дис.. канд. пед. наук. — Калуга, 2009.
  33. Г. И. Формирование военно-педагогической направленности у курсантов военно-политических училищ: дис.. канд. пед. наук. — М., 1990.
  34. Ф.А. Исследование мобилизационной готовности спортсмена перед выполнением спортивного действия: дис.. канд. пед. наук. — М., 1967.
  35. В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооружённых Силах России: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1996.
  36. A.A. Исследование эффективности применения средств наглядности в преподавании военной педагогики и психологии в ВВУЗах: дис.. канд. пед. наук. — М., 1976.
  37. Т.Е. Формирование готовности преподавателей гуманитарных дисциплин военных, вузов к эффективному осуществлению педагогической деятельности: дис.. канд. пед. наук. — СПб., 2002.
  38. Н.И. Структура психологической готовности к труду. Проблемы воспитанияучащихся. — Ярославль, 1972.
  39. В.Г. Проверка знаний, навыков и умений как руководство познавательной деятельностью курсантов: дис.. канд. пед. наук. — М., 19 791
  40. П.Н. Педагогические основы оценки и учёта результатов воспитания курсантов: дис.. канд. пед. наук. — М., 1972.
  41. Гостев А. Н: Совершенствование военно-педагогической подготовки командиров подразделений (по опыту мотострелковых и танковых частей Сухопутных войск): дис.. канд. пед. наук. — М., 1994.
  42. В.А. Формирование командирских качеств у курсантов военных училищ: дис.. канд. пед. наук. — М., 1965.
  43. В.М. Проблемное обучение как путь активизации познавательной деятельности курсантов военных училищ при изучении общественных наук: дис.. канд. пед. наук. — М., 1980.
  44. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военно-учебных заведений в процессе обучения: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1977.
  45. В.П., Луценко В. П. Педагогические основы воспитания высоких морально-боевых качеств у личного состава подразделений и частей. -М., 1971.
  46. В.А. Педагогические основы совершенствования ОГП личного состава части: дис.. канд. пед. наук. — М., 1995.
  47. А.М. Военно-педагогические способности и их формирование у молодых офицеров: дис.. канд. пед. наук. — М., 1966.
  48. Е.Е. Повышение эффективности учебного процесса в негосударственных вузах Российской Федерации: дис.. канд. пед. наук. — М., 2005.
  49. С.П. Формирование педагогической готовности будущих офицеров к воспитательной работе с личным составом в нестандартных ситуациях: дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.
  50. Т.П. Нравственно-волевая подготовка студентов педагогического вуза: дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1996.
  51. A.A. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов (на опыте изучения общевойсковых дисциплин): дис.. канд. пед. наук. — Орёл, 1998.
  52. С.А. Активизация самостоятельной работы курсантов военного вуза средствами новых информационных технологий: дис.. канд. пед. наук. — Кемерово, 2003.
  53. H.A. Перестройка системы военного образования, реальность и перспективы // Независимое военное обозрение. — 2008. — № 10.
  54. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1983.
  55. Дурай-Новакова K.M. Профессиональная готовность как подструктура личности будущего учителя — М.: МГПИ, 1980.
  56. Дьяченко М.И.1 Психологический анализ подвига советского воина: дис.. канд. пед. наук. М., 1952.
  57. М.И. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях. Психологический аспект. — Минск, 1976.
  58. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск, 1976.
  59. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. -Минск, 1981.
  60. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность, её изучение и формирование у курсантов военных вузов: лекция. — М., 2006.
  61. Г. Н. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих мастеров производственного-обучения: дис. д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2005.
  62. В.П. Совершенствование использования средств массовой информации в воспитании военнослужащих ВВ МВД России: дис.. канд. пед. наук. М., 2001.
  63. .А. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности восприятия курсантами учебного материала на занятиях по-общественным дисциплинам: дис.. канд. пед. наук. — М., 1975.
  64. Г. А. Педагогические условия профессионального становления офицеров тыловых служб в условиях части: дис.. канд. пед. наук. — М., 2006.
  65. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся — М., 1968.
  66. А.Г. Методы преподавания общественных наук и пути повышения их эффективности: дис.. канд. пед. наук. — М., 1969.
  67. A.C. Педагогические основы индивидуализации воспитания курсантов военного училища: дис.. канд. пед. наук. -М., 1994.
  68. Л.А. История психологии Беларуси: учебное пособие-Минск: Тесей, 2008.
  69. А.И. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования, повышения качества подготовки офицерских кадров // Военное образование. 2009. — № 2.
  70. Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов: дис.. д-ра пед. наук. -М., 1981.
  71. В.П. Оптимизация воспитания курсантов ВВУЗов на основе комплексного подхода: дис.. канд. пед. наук. — М., 1994.
  72. A.A. Самовоспитание офицеров Советской Армии: дис.. канд. пед. наук. -М., 1971.
  73. Г. Н. Совершенствование военно-педагогической подготовки курсантов авиационных ВУЗов: дис.. канд. пед. наук. — М., 2001. ¦
  74. А.Ю. Формирование социально-нравственной готовности курсантов образовательных учреждений МВД РФ к профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук. — Казань, 2002.
  75. Е.Г. Психологический анализ готовности гимнастов высокой квалификации к соревнованиям: дис.. канд. псих. наук. — М., 1968.
  76. Л.В. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов пединститутов к профессиональной деятельности: дис.. д-ра пед. наук. — Кривой Рог, 1989.
  77. Л.А. Педагогические условия становления системы самовоспитания учащихся учреждений МВД: дис.. канд. пед. наук. — Кострома, 2002.
  78. КорнееваЕ.Н. Формирование готовности студентов вузов культуры и искусств к педагогической деятельности: по специальности социально-культурная деятельность: дис.. канд. пед. наук. — Белгород, 2008.
  79. .П. Повышение качества обучения слушателей высших военных учебных заведений по общественным дисциплинам с помощью технических средств: дис.. канд. пед. наук. — М., 1968.
  80. Н.С. Развитие теории и практики воспитания советских воинов: дис.. д-ра пед. наук. -М., 1973.
  81. Л.Ю. Педагогические основы формирования профессиональной компетентности курсантов военно-инженерных училищ: дис.. канд. пед. наук. — М., 1997.
  82. А.Б. Формирование профессионально-педагогической готовности студентов вуза к управленческой деятельности: дис.. канд. пед. наук. М., 2002.
  83. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.
  84. Е.С. Основы социальной психологии: дис.. д-ра псих, наук. — Л., 1967.
  85. Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: дис.. д-ра пед. наук. -М., 1965.
  86. Р.И. Формирование готовности студентов к дидактическому проектированию в процессе профессионально-педагогической подготовки в вузе: дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2004.
  87. A.M. Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности будущих педагогов-психологов: дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2006.
  88. Т.С. Педагогическое обеспечение самостоятельной работы курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: дис.. канд. пед. наук. М., 2004.
  89. Г. В. Формирование психологической готовности курсантов вузов МЧС России к профессиональной деятельности в условиях риска: дис.. канд. псих. наук. — СПб., 2009.
  90. Е.А. Готовясь работать с подростками. — М., 1993.
  91. Н.Д. Проблема характера в психологии: дис.. д-ра псих, наук. — М., 1942.
  92. Ю.А. Формирование профессиональных качеств у курсантов (исследование на материалах ВВУЗов войск связи): дис.. канд. пед. наук. — М., 1993.
  93. Е.В. Совершенствование контроля учебной деятельности курсантов ВУЗов: дис.. канд. пед. наук. — М., 2000.
  94. А.И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: дис.. канд. пед. наук. М., 1992.
  95. О.Н. Совершенствование информационно-воспитательной работы в МЧС: дис.. канд. пед. наук. — М., 2006.
  96. A.A. Формирование профессионально-педагогической готовности штурмана-инструктора (ВУС 619 053) в поствузовский период: дис.. канд. пед. наук. -Шадринск, 2005.
  97. A.A. Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к работе по укреплению воинской дисциплины в подразделении: дис.. канд. пед. наук. — М., 1990.
  98. А.Н. Педагогические основы подготовки курсантов военных командных училищ как руководителей групп политических занятий: дис.. канд. пед. наук. — М., 1989.
  99. М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) военных ВУЗов: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1997.
  100. В.Я. Совершенствование самостоятельной работы курсантов высших командных училищ: дис.. канд. пед. наук. — М., 1985.
  101. A.M. Гуманитаризация процесса обучения курсантов ВВУЗов: дис.. канд. пед. наук. -М., 1996.
  102. С.А. Формирование идейно-нравственной готовности выпускников педагогического института к профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 1988.
  103. Л.В. Педагогические основы индивидуального подхода в воспитании курсанта: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1997.
  104. В.П. Повышение качества непрерывной военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России: дис.. канд. пед. наук. М., 2006.
  105. Д.А. Выступление с ежегодным посланием Федеральному собранию РФ // Рос. газ. — 2009. — 13 нояб.
  106. A.B. Формирование готовности к жизнедеятельности в образовательной среде военного вуза у курсантов младших курсов: дис.. канд. пед. наук. — Астрахань, 2008.
  107. Л.Е. Формирование готовности курсантов военных училищ сухопутных войск к руководству подразделением: на опыте преподавания военных дисциплин: дис.. канд. псих. наук. — М., 1979.
  108. Х.Ф. Формирование педагогической готовности студентов к преподаванию изобразительного искусства в школе: дис.. канд. пед. наук. М., 1990:
  109. В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности" у курсантов военных училищ: дис.. канд. пед. наук. -М., 1972.
  110. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1992.
  111. В.Г. Формирование у курсантов высших военно-морских училищ готовности к педагогической деятельности: дис.. канд. пед. наук. — М., 1991.
  112. И.И. Педагогические проблемы дифференциального подхода к воспитанию курсантов высших военных училищ различных курсов обучения: дис.. канд. пед. наук. — М., 1981.
  113. МушкатовВ.Н. Формирование культуры педагогического общения у курсантов высших командных училищ: дис.. канд. пед. наук. — М., 1990.
  114. В.Н. Психология отношений. — М.: Издательство института практической психологии, 1995.
  115. Т.А. Формирование профессиональной готовности выпускников вузов культуры и искусств к успешной педагогической деятельности: дис.. канд. пед наук. — М., 2005.
  116. В.П. Формирование готовности будущих учителей к общению с подростками: дис.. канд. пед. наук. — М., 1989.
  117. JI.C., Пушкин В. Н. Психологическая структура готовности оператора к экстремальным действиям // Вопросы психологии. — 1969. № 5.
  118. В.Н. Формирование педагогического мышления уIкурсантов ВВУЗов: дис.. канд. пед. наук. — М., 1993.
  119. M.JI. Воспитание советских воинов в коллективе и через коллектив: дис.. канд. пед. наук. — М., 1969.
  120. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., допол. — М.: Азбуковник, 1997.
  121. Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении: сборник методических указаний. — М.: ГУК, 2003.
  122. Е.А. Формирование психологической готовности к педагогическому общению у будущих учителей: дис.. д-ра псих. наук. — Тула, 1998.
  123. Е.Ф. Социально-психологические особенности курсантов и их учёт в учебно-воспитательном процессе: дис.. канд. пед. наук. — М., 1976.
  124. Н.М. Формирование командно-организаторских навыков у выпускников ВВУЗов: дис.. канд. пед. наук. — М., 1974.
  125. H.A. «Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении» — М., 2003.
  126. А.И. Особенности подготовки курсантов высших инженерных училищ ВМФ как воспитателей: дис.. канд. пед. наук. М., 1976.
  127. Л.В. Командиры частей и соединений о проблемах воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации // Военно-социологические исследования. М.: ГУВР, 2008. — № 2(6)
  128. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. — Минск, 2005.
  129. В.П. Критический период развития и процесс профессионального становления курсантов ВВУЗа: дис.. канд. пед. наук. — М., 1984.
  130. А.И. Педагогическая технология процесса воспитания офицеров воинской части: дис.. канд. пед. наук. — М., 2005.
  131. К.К. Краткий словарь психологических понятий. — М.: Высшая школа, 1981.
  132. Д.П. Педагогические основы совершенствования у офицеров-политработников качеств руководителя воспитательной работой в части: дис.. канд. пед. наук. -М., 1972.
  133. Д.П. Педагогические основы управления воспитанием личного состава полка: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1983.
  134. С.Д. Психопедагогика воспитания. — М., 1996.
  135. H.A. Педагогическая система формирования у курсантов военно-учебных заведений готовности к активной самостоятельной работе: дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2000.
  136. Приказ Министра: обороны Российской Федерации «Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации» от 11 марта' 2004 г. № 70. .
  137. М.Б. Организация самостоятельной подготовки курсантов военных вузов на примере курса математики: дис.. канд. пед. наук. — Пенза, 2007.
  138. Программа исследования социальных и профессиональных аспектов деятельности преподавателей, курсантов- и слушателей учреждений высшего военного профессионального образования- — М.: ВУ, 2008.
  139. Путятин В. Н- Совершенствование военно-педагогической подготовки молодых офицеров в части: дис.канд. пед. наук. — Ml, 19 881
  140. Д.Ф. Педагогические основы военно-профессиональноговоспитания курсантов военно-политических училищ: дис.канд. пед. наук. —1. М., 1991,
  141. С.JI. Основы общей психологии: в 2 т. — М., 1989.
  142. В.И. Пути и средства- повышения качества: политических занятий с солдатами- матросами- сержантами в, Вооружённых Силах: дис.. канд. пед. наук -M-, 1966.
  143. Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации. — М. 2003.
  144. Рыков C. J1. Социально-педагогические основы повышения^ эффективности использования средств массовой- информации в воспитании- военнослужащих полка (исследование на материалах частей РВСП): дис.. канд. пед. наук. M., 1994.
  145. Г. А. Формирование мотивационной готовности студентов педвузов? к педагогической деятельности: дис.'. канд. пед. наук. — М., 1988.
  146. Ю.С. Формирование у слушателей военных вузов навыков- и умений управления воспитательной деятельностью офицеров части: дис.. канд. пед. наук. — М., 2005.
  147. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе:профессиональной готовности. — М-: Просвещение, 1976.
  148. В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис.. д-ра пед. наук. — Mi, 1977.
  149. В.А. Проблема формирования социально-активной личности учителя: состояние- и перспективы исследования. // Формирование социально активной личности. М., 1985.
  150. В.А. Теория и практика высшего образования — М-, 1987.
  151. Сластенин В-А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. —М.: Просвещение, 1997.
  152. М.С. Формирование готовности курсантов к реализации воспитательных функций в образовательном пространстве военного вуза: дис. канд. пед. наук. — Кострома, 2006.
  153. В.В. Педагогические условия формирования готовности курсантов ВВУЗа к воспитательной деятельности: дис.. канд. пед. наук — Челябинск, 1997.
  154. И.Р. Теория и практика развития познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса: дис.. д-ра пед. наук. — Челябинск, 2004.
  155. A.M. Психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности корабельных сил ВМФ: дис.. д-ра псих. наук. — М., 1981.
  156. В.В. Индивидуальный подход в воспитании советских воинов. — М., 1965.
  157. В.Н. Педагогические основы совершенствования культуры пропагандистской речи у молодых офицеров: дис.. канд. пед. наук. — М., 1985.
  158. Н.В. Совершенствование организации воспитания курсантов (слушателей) военных образовательных учреждений ВВ МВД России: дис.. канд. пед. наук. — М., 2001.
  159. В.А. Повышение эффективности преподавания гуманитарных дисциплин в вузах МО РФ (на материалах авиационных училищ): дис.. канд. пед. наук. — М., 1998.
  160. C.B. Формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления преподавателя вуза: дис.. канд. пед. наук. — М., 2001.
  161. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: дис.. канд. пед. наук. — Ярославль, 1995.
  162. А.В. Руководство по организации и проведению войсковой стажировки курсантов РВАИ: учебное пособие. — Рязань: РВАИ, 2008.
  163. И.И. Проблемы эффективного управления процессом обучения в высшей школе: дис.. д-ра пед. наук. — М., 1968.
  164. Г. Н. Формирование психологической готовности студентов педагогического вуза к взаимодействию с дошкольниками: дис.. канд. псих. наук. М., 2006.
  165. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси, 1961.
  166. Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966.
  167. Указание статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации «Анализ учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации» от 28 апреля 2008 г. № 112/1/3004.
  168. У.Ш. Педагогические основы подготовки курсантов высших военных командных училищ к воспитательной работе в войсках: дис.. канд. пед. наук. М., 1985.
  169. Устенков Н. И: Формирование экономической готовности курсантов вузов: дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2007.
  170. И.Р. Формирование морально-психологической готовности курсантов к будущей военно-профессиональной деятельности в условиях модернизации войск: дис.. канд. пед. наук. — Казань, 2009.
  171. К.Д. Избр. пед. соч.: в 2 т. М., 1974.
  172. Е.С. Педагогические основы руководства пропагандой и агитацией в воинской части: дис.. канд. пед. наук. — М., 1974.
  173. Филатова-ШуеваМ.М. Готовность к экстремальным действиям в трудовой деятельности операторов: дис.. канд. псих. наук. — М., 1969.
  174. А.И. Педагогические основы повышения эффективности воспитания личного состава подразделения: дис.. канд. пед. наук. — М., 1992.
  175. Т.М. Совершенствование информационно-воспитательной работы во внутренних войсках МВД России в боевой обстановке: дис.. канд. пед. наук. — М., 2005.
  176. ХальзовВ.И. Формирование у курсантов педагогической подготовленности к деятельности политработника Внутренних войск: дис.. канд. пед. наук. — М., 1979.
  177. JI.A. Организация самостоятельной работы курсантов с использованием автоматизированного учебного курса: дис.. канд. пед. наук. -Воронеж, 2005.
  178. Ю.Н. Совершенствование процесса поэтапногоформирования профессиональных качеств у курсантов ВУЗов войск связи: дис.. канд. пед. наук. — М., 1998.
  179. М.И. Формирование нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД России к профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2002.
  180. Е.В. Формирование психологической готовности к профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: дис.. канд. псих, наук. — М., 2002.
  181. В.Е. Педагогические исследования. — М., 1971.
  182. H.A. Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки молодых офицеров в части: дис.. канд. пед. наук. М., 2006.
  183. Г. А. Педагогическое обеспечение качества образования в вузе: дис.. канд. пед. наук. — М., 2006.
  184. В.В. Военно-профессиональная готовность выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ: сущность, состояние, пути формирования: дис.. канд. пед. наук. — М., 2005.
  185. A.A. Формирование готовности к профессиональному общению у курсантов военного вуза: дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 2005.
  186. ШиршовВ.Д. Педагогическая коммуникация: дис.. д-ра пед. наук. — Челябинск, 1995.
  187. ШнякВ.А. История подготовки офицерских кадров в России. М.: ВУ, 2008.
  188. Г. П. Система педагогических исследований. — М., 1993.
  189. А.И. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис.. д-ра пед. наук. — JL, 1969.
  190. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. — №¾.I
Заполнить форму текущей работой