Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Задачи оптимизации и полунатурной отработки систем ориентации спутников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При создании аппаратов с активной системой ориентации (или с активной системой демпфирования) важной задачей является обеспечение отработки соответствующих алгоритмов в лабораторных условиях. При этом используются различные установки — испытательные стенды, на которых должны обеспечиваться условия, максимально приближенные к условиям реального полета. Принципиально реализации таких условий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование динамики системы спутник-стабилизатор
    • 1. 1. Система спутник-стабилизатор
    • 1. 2. Первый этап оптимизации
      • 1. 2. 1. Две пары комплексно сопряжённых корней с одинаковыми вещественными частями
      • 1. 2. 2. Кратные корни
      • 1. 2. 3. Три корня с одинаковой вещественной частью
      • 1. 2. 4. Случай сГ (к)=
      • 1. 2. 5. Результаты первого этапа оптимизации
    • 1. 3. Второй этап оптимизации
  • Глава 2. Оптимальные параметры спутника с модельным демпфированием
    • 2. 1. Постановка задачи
    • 2. 2. Оптимизация степени устойчивости
  • Глава 3. Задачи полунатурной отработки алгоритмов ориентации спутника на стенде
    • 3. 1. Постановка задачи и уравнения движения
    • 3. 2. Численное исследование эффективности магнитных алгоритмов
      • 3. 2. 1. Влияние параметров алгоритма управления
      • 3. 2. 2. Влияние длины стержня, смещения точки подвеса от центра масс, инерционных характеристик макета
    • 3. 3. Аналитическое исследование эффективности алгоритмов
      • 3. 3. 1. Исследование эффективности маховичного алгоритма
      • 3. 3. 2. Исследование магнитного алгоритма «2»
      • 3. 3. 3. Исследование магнитного алгоритма «1»
    • 3. 4. Задача о сопоставлении динамики макета на стенде и спутника на орбите
      • 3. 4. 1. Случай плоских колебаний
      • 3. 4. 2. Малые пространственные колебания в окрестности положения равновесия

Задачи оптимизации и полунатурной отработки систем ориентации спутников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важных направлений развития космической техники является создание и совершенствование систем ориентации искусственных спутников Земли и других планет. В зависимости от требований к системам ориентации, таких как характер ориентации, длительность работы спутника, энергоемкость, необходимая точность ориентации, они могут быть реализованы на основе активных или пассивных методов. Так, в случае, если для нормального функционирования аппарата необходимо ориентировать его с точностью до нескольких угловых минут, используют активные системы ориентации, включающие датчики ориентации и специальные исполнительные органы для создания управляющих моментов. Работа таких систем сопряжена с расходом энергии и/или рабочего тела. Напротив, пассивные системы ориентации, которые могут использоваться при менее строгих требованиях к точности ориентации, способны функционировать продолжительное время без расхода энергии. Работа таких систем основана на возможности существования устойчивых положений спутника в орбитальной системе координатвосстанавливающие моменты при этом могут быть обусловлены взаимодействием с окружающими силовыми полями, например, гравитационным или магнитным полями Земли, или набегающим потоком воздуха при движении в верхних слоях атмосферы.

При использовании пассивных системы ориентации важной задачей является демпфирование собственных колебаний спутника в окрестности положения равновесия. Демпфирование может быть пассивным (например, обеспечиваемым за счет относительного движения элементов системы, как в системе спутник-стабилизатор [16]), полупассивным (примером такой системы может служить гиродемпфер [10, 20, 34]) иди активным (например, активная магнитная система демпфирования, использующая взаимодействие управляемого магнитного момента токовых катушек с магнитным полем Земли.

31]). Независимо от способа демпфирования, важной задачей при разработке систем ориентации является минимизация времени приведения 3 спутника в рабочее состояние (асимптотически устойчивое положение равновесия) после того, как он был выведен из него вследствие внешнего возмущения. Для оценки времени протекания соответствующего переходного процесса можно воспользоваться величиной степени устойчивости системы.

28] - взятой с обратным знаком вещественной части корня характеристического уравнения линеаризованной системы уравнений движения, лежащего ближе всего к мнимой оси. Возможно применение и других критериев (например, времени установления при импульсном воздействии), однако степень устойчивости является, по-видимому, наиболее удобным индикатором скорости протекания переходного процесса.

Оптимизация степени устойчивости для различных пассивных систем ориентации являлась предметом рассмотрения в большом числе работ. Для систем, имеющих значительное число степеней свободы (и, соответственно, высокий порядок характеристического уравнения), такая оптимизация проводилась, в основном, численно. Для систем с более низким порядком (3−4) существует ряд работ, в которых оптимизация проводится аналитическив первую очередь, следует упомянуть [25], в которой рассмотрены часто встречающиеся в приложениях виды характеристических уравнений. В статье.

30] были независимым образом получены некоторые из результатов [25], а в работе [26] для системы с характеристическим уравнением произвольного четного порядка было показано, что конфигурация корней, отвечающая подравниванию всех их вещественных частей, доставляет локальный максимум степени устойчивости. Важным преимуществом аналитического подхода является возможность применения получаемых результатов для широкого класса систем, имеющих аналогичный вид характеристического уравнения.

Так, полученные в [25] выражения для оптимальных параметров в дальнейшем были использованы при изучении многих систем с пассивным и полупассивным демпфированием [10, 11, 13, 34, 35]. При этом можно констатировать, что представляющие интерес с точки зрения практических приложений задачи аналитической оптимизации степени устойчивости не 4 ограничиваются рассмотренными в [25, 26, 30]: так, рассмотренный в [25] характеристический многочлен 4-го порядка остается устойчивым и при отсутствии восстанавливающего момента упругих силследовательно, из описываемых им систем принципиально можно исключить упругие элементы и проводить оптимизацию только по коэффициенту демпфирования. Отметим, что важность решения подобной задачи обусловлена также тем, что результаты как численных [20, 23, 29], так и аналитических [10, 11, 13, 34, 35] исследований указывают на следующую тенденцию: в точке экстремума наблюдается подравнивание вещественных частей некоторой группы корней характеристического уравнения, что обуславливает неаналитичность степени устойчивости в точке экстремума и затрудняет применение традиционных (например, градиентных, методов). В связи с этим для нужд численных исследований был разработан специальный метод, учитывающий эту тенденцию и редуцирующий задачу оптимизации на многообразие меньшей размерности [24].

Задача оптимизации степени устойчивости представляет интерес и в случае использования систем с активным демпфированием, особенно если в число определяемых параметров не входят переменные, связанные с затратами энергии или рабочего тела. Численное рассмотрение подобной задачи проводилось, в частности, в [8] для системы с так называемым модельным демпфированием (демпфирующий механический момент пропорционален угловой скорости вокруг оси управляющего моментного устройства) — кроме того, определение степени устойчивости для подобной системы проводилось в.

9].

При создании аппаратов с активной системой ориентации (или с активной системой демпфирования) важной задачей является обеспечение отработки соответствующих алгоритмов в лабораторных условиях. При этом используются различные установки — испытательные стенды, на которых должны обеспечиваться условия, максимально приближенные к условиям реального полета. Принципиально реализации таких условий (в частности, 5 точной имитации гравитационного момента) позволяет, например, добиться пружинный стенд, описанный в [1]. Вместе с тем, могут использоваться и более простые стенды [7], основанные на использовании струнного подвеса. Это обусловлено тем, что такой подвес достаточно прост и обеспечивает высокую свободу движения тела относительно центра масс, что крайне важно при отработке и тестировании алгоритмов управления ориентацией спутника.

Динамика твердого тела на струнном подвесе является глубоко разработанным.

разделом теоретической механики, как с точки зрения рассмотрения общего случая движения и малых колебаний в окрестности положения равновесия [5], так и точки зрения исследования различных типов стационарных движений.

12]. Рассмотрение динамики макета спутника под воздействием алгоритмов активного управления приводит к появлению новых задач. С одной стороны, задачей отработки является проверка адекватности функционирования всей системы датчиков и исполнительных элементовс этой целью можно, в частности, провести сопоставление реального движения аппарата и движения, предсказанного на основе численного и/или аналитического моделирования.

Дополнительной задачей при этом может являться улучшение демпфирующих свойств используемых алгоритмов, поскольку малое время переходного процесса позволяет свести к минимуму воздействие на систему возмущений, неизбежно возникающих в лабораторных условиях и с трудом поддающихся учету в используемых моделях (например, связанных с трением макета о воздух). Среди работ, в которых такая задача решается применительно к макету спутника на струне, можно указать [3]. С другой стороны, задачей отработки может быть имитация углового движения спутника при его орбитальном движении, например, при выводе ее на некоторую желаемую фазовую траекторию. В этом случае требуется определение параметров стенда и макета, позволяющих добиться такой имитации в определенном смысле например, в смысле подобия уравнений, описывающих угловое движение).

При использовании струнного подвеса в общем случае такого подобия добиться не удается, так что необходимо выявление класса движений и 6 последующая оценка параметров системы, при которых такое сопоставление возможно.

Перейдем к описанию содержания диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, дается краткий исторический обзор и краткое содержание диссертации.

Заключение

.

В диссертации рассмотрены задачи об угловом движении спутник-стабилизатор, системы «спутник с модельным демпфированием», а также об управляемом движении макета спутника на лабораторном стенде. Во всех случаях основное внимание уделяется анализу движения в окрестности устойчивого положения равновесия и, в частности, оценке скорости переходных процессов и выбору параметров, обеспечивающих максимально быстрое демпфирование собственных колебаний системы.

Строго решена задача оптимизация степени устойчивости по коэффициенту демпфирования для характеристического уравнения 4-го порядка специального видаопределены области, в каждой из которых этот оптимум достигается на определенной конфигурации корней. Построена полная классификация механических систем рассмотренного вида с точки зрения выбора алгоритма определения оптимального коэффициента демпфирования и способа вычисления максимальной степени устойчивости. С применением предложенной методики аналитически решена задача определения оптимальных параметров системы спутник-стабилизатор в частном случае, когда шарнир совмещен с центрами масс обоих тел системы. Показано, что оптимум достигается при подравнивании всех корней характеристического уравнения.

Рассмотрена система с модельным демпфированием, представляющая собой твердое тело, на котором вдоль трех некомпланарных осей установлены устройства, создающие вдоль этих осей моменты, пропорциональные соответствующим проекциям угловой скорости тела. Решена задача повышения эффективности гашения малой угловой скорости за счет оптимального выбора направлений осей демпфирующих устройств относительно главный осей инерции тела. Доказано, что максимальная степень устойчивости достигается при коллинеарности осей демпфирования и главных центральных осей инерции тела. Доказано также ранее неизвестное неравенство, которому удовлетворяют элементы тензора инерции произвольного твердого тела.

Проведено математическое моделирование, численное и аналитическое исследование динамики макета спутника на лабораторном стенде в ИПМ им. М. В. Келдыша РАН. Решена задача улучшения демпфирующих характеристик ряда алгоритмов активных магнитных систем ориентации спутников при их реализации на стенде. Определены частные движения и ограничения на параметры макета, при которых возможно прямое сопоставление его движения в лабораторных условиях с движением спутника относительно центра масс на орбите.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф., Кононенко В. О. Колебания твердых тел. М., Наука, 1976.
  2. Д.С., Карпенко С. О., Овчинников М. Ю., Ролдугин Д. С., Ткачев С. С. Лабораторные испытания алгоритмов управления ориентацией микроспутника 'Чибис-М'. Препринт Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, 2011, № 40.
  3. Д.С., Овчинников М. Ю., Ткачев С. С. Управление ориентацией твердого тела, подвешенного на струне, с использованием вентиляторных двигателей. Известия РАН. Теория и системы управления, 2011, № 1, С.127−139.
  4. A.A., Овчинников М. Ю., Пеньков В. И. Алгоритмы магнитной ориентации спутника, стабилизируемого собственным вращением. Препринт Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, 2005, № 19.
  5. А.Ю., Стороженко В. А., Темченко М. Е. Вращение твердого тела на струне и смежные задачи. М., Наука, 1991.
  6. С.О., Овчинников М. Ю. Лабораторный стенд для полунатурной отработки систем ориентации микро- и наноспутников. Препринт Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, 2008, № 38.
  7. К.В., Сарычев В. А. Модельная задача о быстродействии и точности системы гравитационной стабилизации спутников. Препринт Института прикладной математики АН СССР, 1971, № 47.
  8. С.А. О некоторых экстремальных соотношениях между элементами тензора инерции твердого тела. Препринт Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, 2009, № 55.
  9. Ю.Мирер С. А. Оптимальное гиродемпфирование нутационных колебаний спутника, стабилизируемого вращением. Космич. исследования, т. 15, 1977, № 5, с. 677−682.
  10. С.А. Плоские колебания спутника с двумя гироскопами. Космич. исследования, т. 16, 1978, № 1, с. 137−139.
  11. С.А., Сарычев В. А. О стационарных движениях твердого тела на струнном подвесе. Препринт Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, 1996, № 96.
  12. С.А., Сарычев В. А. Оптимальные параметры спутника, стабилизируемого вращением, с демпфером маятникового типа. Космич. исследования, т. 35, 1997, № 6, с. 651−658.
  13. Е.Е. Исследование возможности демпфирования колебаний спутника. В сб.: Обработкаинформации и моделирование М., МФТИ, 2002, с.119−122.
  14. В. А., Зверкова Т. С., Метод усреднения для систем стандартного вида с разрывными правыми частями. Дифференц. уравнения, 1982, т. 18, № 6, с. 1091−1093.
  15. В.А., Зверкова Т. С. Метод частичного усреднения для систем стандартной формы с разрывными правыми частями. Украинский математический журнал, 1993, т. 45, № 1, с.140−142.
  16. В. А. Исследование динамики гравитационной системы стабилизации. Искусственные спутники Земли, ч. 16, С. 10−33. Изд-во АН СССР, 1963.
  17. В.А., Луканин К. В. Оптимизация параметров гравитационной системы стабилизации с гиродемпфированием. Препринт Института прикладной математики АН СССР, 1971, № 46.
  18. В.А., Луканин К. В. Оптимизация гравитационной системы стабилизации спутников. Препринт Института прикладной математики АН СССР, 1971, № 54.
  19. В.А., Мирер С. А. Оптимальные параметры гравитационной системы спутник-стабилизатор. Космические исследования, 1976, т. 14, № 2, С. 209−219.
  20. В.А., Пеньков В. И. Исследование гравитационной системы стабилизации спутника с демпфирующей пружиной. Препринт Института прикладной математики АН СССР, 1974, № 127.
  21. В.А., Пеньков В. И., Яковлев Н. И. Оптимизация параметров линейных систем. Препринт Института прикладной математики АН СССР, 1975, № 124.
  22. В.А., Сазонов В. В. Оптимальные параметры пассивных систем ориентации спутников. Космич. исследования, т. 14, 1976, № 2, 1976, с. 198−208.
  23. М.Е. К задаче нахождения максимума степени устойчивости. Препринт Института прикладной математики им. М. В. Келдыша АН СССР, 1981, № 89.
  24. С.С. Исследование управляемого углового движения аппаратов с ротирующими элементами. Диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. М., 2011.
  25. Я.З., Бромберг П. В. О степени устойчивости линейных систем. Изв. АН СССР, ОТН, 1945, № 12, с. 1163−1168.
  26. Н.И. Оптимизация по быстродействию параметров гравитационных систем ориентации с двумя демпферами. Препринт Института прикладной математики АН СССР, 1976, № 56.
  27. Makovec K., Turner A., Hall C., Design and implementation of a nanosatellite attitude determination and control system, Advances in the Astronautical Sciences, Vol. 109, 2001, p. 167−186.
  28. Pivovarov, M.I., Ferreira, L.O., and R.V.F. Lopes. Rigid body rotation evolution due to a disturbing torque which is known in a body frame, Acta Mechanica, 1999, V. 133, pp. 239−246.
  29. Sarychev V.A., Mirer S.A., Isakov A.V. Dual-Spin Satellites with Gyro-Damping, Acta Astronautica, 1982, Vol. 9, № 5, p. 285−289.
  30. Sarychev V.A., Mirer S.A., Sazonov V.V. Plane oscillations of a gravitational system satellite-stabilizer with maximal speed of response. ActaAstronautica, vol.3, 1976, No.9−10, p. 651−669.
  31. Saiychev, V.A. Satellite gravitational stabilization systems with maximum damping rate, Second International Conference on Space Engineering, Venice,
  32. Tabuada P., Alves P., Tavares P., Lima P., Attitude Control Strategies for Small Satellites, the project «Control and Stabilization of Small Satellites», supported by the PRAXIS XXI Programme, Report RT-404−98 Lisboa, 1998.
  33. Zajac, E.E. Damping of a gravitationally oriented two-body satellite, ARS J., 1966, Vol. 32, No. 12, pp. 1871−1875.1969.
Заполнить форму текущей работой