Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг в условиях финансовой глобализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глава IX вводит «Закон защиты инвесторов и реформы ценных бумаг от 2010 года» (Investor Protection and Securities Reform Act of 2010). Этот закон изменяет права и структуру Комиссии по* ценным бумагам и биржам (Security and Exchange Corrmjiission, SEC), организаций по кредитным рейтингам, а также изменяет правила взаимодействия между клиентами с одной стороны и брокерами-дилерами или… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ФИНАНСОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Финансовая глобализация в современных условиях
    • 1. 2. Рынок ценных бумаг в условиях финансовой глобализации
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ И ЭВОЛЮЦИЯ ИХ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Новейшие тенденции развития инфраструктуры и системы 36 регулирования рынка ценных бумаг Великобритании
    • 2. 2. Фундаментальные изменения в системе регулирования 51 рынка ценных бумаг США после кризиса 2008 года
    • 2. 3. Посткризисные тенденции на российском рынке ценных 73 бумаг и перспективные направления совершенствования его регулирования
  • Глава 3. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
    • 3. 1. Соотношение государственного регулирования и 103 саморегулирования российского рынка ценных бумаг
    • 3. 2. Регулирование рынка ценных бумаг в контексте создания 115 международного финансового центра в России
    • 3. 3. Оптимизация системы регулирования российского рынка 132 ценных бумаг: уроки кризиса 2008 года

Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг в условиях финансовой глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из ключевых элементов финансовой системы экономически развитых стран является рынок ценных бумаг, ведь он играет важную роль механизма привлечения финансовых средств в реальный сектор экономики. Сегодня из-за развития процесса финансовой глобализации взаимное влияние различных национальных рынков ценных бумаг значительно возросло. При этом рынки ценных бумаг не только являются механизмами перераспределения финансовых ресурсов в национальных и глобальных экономических системах — они могут быть источником финансовых кризисов вследствие присущей им волатильности и системных рисков.

Как показал опыт мировых кризисов 1998;го и 2008;го годов, даже наиболее развитые рынки ценных бумаг могут иметь внутренние системные противоречия, которые способны привести к кризису всей мировой финансовой системы. Сегодня мы видим, что рискам развёртывания внутреннего кризиса или импорта кризиса из других экономических систем подвержены все рынки, независимо от уровня их развития. Финансовый кризис в отдельной стране и, особенно, в международном финансовом центре благодаря финансовой глобализации имеет, как правило, глобальные последствия. Это обстоятельство побуждает мировое сообщество к поиску путей предотвращения и преодоления таких кризисов, совершенствования механизмов управления инфраструктурой рынков ценных бумаг.

Ключевым аспектом эффективности рынков ценных бумаг является система их регулирования. В связи с этим возникает необходимость детального изучения возможных путей совершенствования инфраструктуры российского рынка, границ и глубины государственного регулирования и саморегулирования рынка ценных бумаг, его взаимодействия с другими рынками в рамках единого мирового экономического пространства.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время уровень изученности феномена регулирования рынка ценных бумаг недостаточен для создания единого подхода к построению эффективной системы регулирования. Об этом свидетельствуют многочисленные и порой прямо противоположные предложения, обсуждаемые на самом высоком международном уровне.

Теории, концепции и модели, объясняющие причины и характер процесса глобализации, многочисленны. Во-первых, продолжают сохранять свою актуальность многие положения, развитые такими учёными как П. Бакли, М. Дули, Дж. Даннинг, М. Кадмингтон, Ч. Киндлебергер, С. Хаймер, Р. Гильфердинг, В. И. Ульянов (Ленин) и др. ещё в прошлом веке. Сложились определенные школы при изучении причин и последствий этого явления. Так, среди зарубежных учёных можно отметить труды приверженцев неоклассической школы (К. Иверсен, Дж. Милль, Р. Нурксе, Б. Олин, Э. Хекшер, Г. Хаберлер) — неокейнсианской (Е. Домар, Ф. Махлуп, М. Портер, Р. Харрод).

Во-вторых, обширен перечень трудов российских учёных, посвящённых изучению проблем глобализации, в том числе, и проблем государственного регулирования в современных условиях. Этому посвящены, в том числе, работы В. Адрианова, А. Бельчука, Р. Гринберга, М. Делягина, С. Долгова, В. Иноземцева, Э. Кочетова, В. Маевского, Н. Никулина, А. Некипелова, Ю. Ольсевича, М. Осьмовой, В. Перской, С. Серегиной, А. Субботина, У. Шумана, А. Уткина, И. Фаминского, Ю. Яковца, Е. Ясина и других. Проблематика воздействия финансовой глобализации на российский рынок ценных бумаг разрабатывается такими российскими учёными как: Я. Миркин, В. Галанов и др. Сегодня значительный вклад в исследование этой проблемы вносит профессор А. Пенкин.

Вместе с тем далеко не все аспекты влияния финансовой глобализации на российский рынок ценных бумаг получили должное освещение в силу того, что российский рынок находится в стадии формирования. Существует недостаточное количество фундаментальных работ, посвященных формированию в России международного финансового центра. Несмотря на значительный интерес как российских, так и зарубежных учёных и экономистов к вопросам роли государства при формировании национальных рынков ценных бумаг, в современных условиях финансовой глобализации постоянно возникают новые неизученные проблемы, которые существенно меняют представления об основах регулирующих функций государства.

Анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволяет сделать вывод о том, что оценка роли государственного регулирования рынков ценных бумаг в интересах развития национальной российской экономики применительно к финансовой глобализации нуждается в дальнейшей разработке.

Цель диссертационного исследования состоит в исследовании особенностей и экономических последствий финансовой глобализации' для государственного регулирования российского рынка ценных бумаг, позволяющего повысить его эффективность и конкурентоспособность при интеграции в мировой финансовый рынок.

В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие основные задачи:

— выявить особенности и последствия финансовой глобализации в современных условиях и её влияние на рынок ценных бумаг;

— вскрыть новейшие тенденции в развитии регулирования зарубежных рынков ценных бумаг (прежде всего, Великобритании, США и ЕС), которыевероятнее всего, станут определяющими и для эволюции российской системы регулирования;

— проанализировать посткризисные тенденции на российском рынке ценных бумаг и перспективные направления совершенствования его регулирования в условиях финансовой глобализации;

— раскрыть оптимальное соотношение взаимодействия государственного регулирования и саморегулирования на рынке ценных бумаг;

— выявить ключевые аспекты конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг в контексте создания российского международного финансового центра;

— выработать предложения по оптимизации государственного регулирования российского рынка ценных бумаг с учётом российского и международного опыта.

Объектом исследования являются регулятивные функции государства и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг в условиях финансовой глобализации.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения участников рынка ценных бумаг, определяющие формы и методы регулирования в условиях финансовой глобализации.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стало использование положений экономической теории в области регулирования финансовых рынков, трудов отечественных и зарубежных учёных, исследовавших проблемы российского и зарубежных рынков ценных бумаг, материалов международных финансово-экономических организаций, форумов, нормативно-правовых актов российской и международной систем законодательства в области регулирования рынков ценных бумаг.

Авторская исследовательская программа базировалась, прежде всего, на исследованиях российских и зарубежных учёных в области государственного регулирования и саморегулирования рынков ценных бумаг. При выявлении и обосновании форм и методов государственного регулирования рынков в условиях финансовой глобализации были использованы такие методы научного познания, как диалектический метод, системный анализ, синтез, обобщение. Исследование вопросов эволюции функций и форм государственного регулирования рынков ценных бумаг, защиты национальных экономических интересов от неблагоприятных последствий финансовой глобализации потребовали использования таких методов научного познания, как научная абстракция, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному.

Информационную базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, нормативно-правовая и статистическая информация российских федеральных органов исполнительной власти, информационные материалы международных экономических организаций, таких как Международный валютный фонд, Всемирный экономический форум, исследования Банка международных расчётов в Базеле, Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), Мировой Банк, Мировая федерация бирж, отчёты ведущих зарубежных и российских торговых систем, отчёты зарубежных национальных органов регулирования рынка ценных бумаг и других организаций, российских и зарубежных периодических аналитических изданий, а также статистические данные, представленные в отечественных и зарубежных источниках, в материалах Госкомстата РФ, публикациях и статьях в периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующих аспектах.

1. Выявлены наиболее существенные факторы финансовой глобализации на современном этапе. Высказано предположение о циклической природе глобализации, как процесса, имеющего экономическую природу. Показано, что кризисные явления в мировой экономике 1998, 2008 и 2011 годов могут стать катализатором замедления глобализации.

2. Вскрыто внутреннее противоречие одновременного достижения высокой конкурентоспособности рынка ценных бумаг и его высокой защищённости от мировых финансовых кризисов. Выявлено, что рынок ценных бумаг, для выполнения своей роли по привлечению и эффективному перераспределению финансовых средств, должен быть конкурентоспособным в глобальном масштабе, при этом, важным элементом конкурентоспособности рынка выступает высокий уровень его либерализации. С другой стороны, для предотвращения неконтролируемого развития кризисных явлений на рынке, особенно возможность импорта кризиса, необходимы определённые протекционистские меры, которые подразумевают некоторое уменьшение открытости рынка.

3. На основе анализа новейших тенденций на зарубежных финансовых рынках и изменения систем их регулирования после 2008 года (прежде всего, Великобритании и США) определены наиболее вероятные направления будущего развития российского финансового рынка и эволюции системы его регулирования. В частности: все фирмы, создающие системные риски, должны подвергаться общей всеобъемлющей системе надзора и регулирования, особое значение должно уделяться надзору за крупнейшими финансовыми институтамиприоритет должно иметь регулирование финансовых продуктов и сервисов на рынке ценных бумаг с позиций защиты потребителей, соответственно, первейшими должны быть меры по защите потребителей финансовых услугдля отслеживания системных рисков в финансовой системе должен быть создан действенный единый органдолжны быть внедрены универсальные стандарты управления рисками при проведении платежей, клиринга и расчётов финансовыми институтами.

4. Показано, что в посткризисный период на российском рынке ценных бумаг проявился ряд новых тенденций, которые усугубили отдельные его слабости и не дали в полной мере реализовать имеющиеся преимущества: восстановление рынка было крайне неравномерным по отдельным секторамусилилась зависимости российского рынка от глобальных финансовых рынковиз-за относительно небольших объёмов государственных долговых ценных бумаг инвесторы ограничены в использовании надёжных рублёвых финансовых инструментов, при этом относительно неразвит и долговой рынок в целомна рынке акций продолжилось усиление позиций крупнейших эмитентовкризис нанёс серьёзный удар по развитию форм коллективных инвестиций и по расширению участия физических лиц в операциях с финансовыми инструментами.

5. Вскрыты системные недостатки, заложенные в будущую инфраструктуру системы регулирования российского рынка ценных бумаг — излишняя фрагментарность регулирующих органов, отсутствие единого регулирующего государственного органа, отсутствие единой кодифицированной системы законодательства в области рынка ценных бумаг. Доказано, что для повышения общей эффективности российской системы регулирования необходимо проведение фундаментальной кодификации всей нормативной правовой базы в области рынка ценных бумаг, примером для которого может стать реформа системы регулирования США.

6. Доказано, что в настоящее время не существует идеальноймодели регулирования рынка ценных бумаг, поэтому национальные системы регулирования должны учитывать глубину и масштабы экономики, развитость финансовых институтов, совершенство законодательства, практику делового оборота, особенности и исторический опыт национальных рынковисходя из сегодняшних масштабов и уровня развития российского рынка ценных бумаг, наиболее эффективной моделью построения системы регулирования рынка является модель с единым государственным мегарегулятором.

7. Доказана необходимость участия государства в обеспечении ускоренной реструктуризации рынка ценных бумаг, развитие которого будет способствовать созданию в Москве Международного финансового центра (МФЦ). Обоснована необходимость создания концепции опережающего развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, которая сможет предусмотреть участие государства в масштабных инфраструктурных проектах создания российского рынка ценных бумаг, в связи с тем, что подобные проекты требуют значительных финансовых и организационных ресурсов, которые, на сегодняшний день, в России есть только у государства.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в исследовании особенностей и экономических последствий финансовой глобализации для государственного регулирования российского рынка ценных бумаг для создания эффективного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг и его интеграции в мировой финансовый рынок.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в раскрытии двойственности и противоречивости достижения эффективности и конкурентоспособности рынка ценных бумаг, а также в определении эффективного соотношения государственного регулирования и саморегулирования рынка ценных бумаг в условиях финансовой глобализации.

Практическое значение работы состоит в использовании теоретических и практических выводов исследования органами государственной власти при разработке конкретных мер по развитию инфраструктуры российского рынка ценных бумаг, созданию мирового финансового центра, защиты российского рынка ценных бумаг от негативных последствий мировых финансовых кризисов.

Положения, выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности по изучению рынка ценных бумаг, по созданию в России мирового финансового центра, для детального определения границ и глубины государственного участия в регулировании рынка ценных бумаг, в совершенствовании и создании нормативных правовых актов в области регулирования рынка, а также в определении приоритетных направлений развития российского рынка ценных бумаг.

Апробация работы. Основные положения диссертации, выводы и практические рекомендации докладывались на научно-практических конференциях, семинарах. По теме диссертации автором опубликовано три статьи в рецензируемом ВАК журнале «Государственная служба»: «Проблемы финансовой глобализации: аспекты дальнейшего развития» — в № 2 (52), март-апрель 2008 г.- «Совершенствование инфраструктуры российского рынка ценных бумаг» — в № 5 (55), сентябрь-октябрь 2008 г.- «Влияние кризиса на инфраструктуру рынка ценных бумаг» — в № 2, март-апрель 2011 г.

Структура диссертационного исследования. Цели и задачи исследования предопределили следующую структуру: введение, три главы, содержащие 8 параграфов, заключение, библиографический список, приложение. Работа имеет 172 страницу и включает 97 библиографических источников.

Выводы Squam Lake Group были заложены в План финансовых реформ Президента США Барака Обамы (Financial Reform Plan), который был представлен общественности во время выступления Президента США в Белом Доме 17 июня 2009 года. Для максимального снижения вероятности будущих финансовых кризисов, рекомендуется введение более жёстких стандартов по капиталу и ликвидности для финансовых учреждений в зависимости от уровня риска, а также более интенсивного надзора.

Меры, рекомендованные Squam Lake Group, была заложены в законодательный акт, подписанный президентом США Бараком Обамой 21 июля 2010 года. Закон получил название по имени законодателей США, которые явились его инициаторами — «Закона Додда-Фрэнка по реформе Уолл Стрит и защиты потребителей» (The Dodd—Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act)74. Название отражает две главные составляющие реформы финансовой системы США: реформу регулирующей инфраструктуры финансовой системы и меры по защите потребителей финансовых услуг.

Закон, возникший после анализа недостатков финансовой системы США, приведших к кризису 2008 года и последующей рецессии, является наиболее масштабным изменением в финансовом регулировании США со времён Великой депрессии: Закон предполагает большие изменения в системе регулирования финансовых рынков США. Общее изменение 1 системы регулирования направлено на усиление государственного контроля, регулирования большинства аспектов деятельности финансовых рынков. О масштабности предстоящих изменений можно судить даже по структуре закона и содержания его основных разделов и глав.

73 Текст выступления Президента США Барака Обамы в Белом Доме 17 июня 2009 года: [сайт]: URL: http://www.whitehouse.gov/thepressoffice/Remarks-of-the-President-on-ReguIatoiy-Reform (дата обращения: 21.10.2011).

74 The Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act: Public Law 111−203-July 21,2010 / U.S. Government Printing Office. P. 2−12: [сайт]. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-l 1 lpubl203/pdf/PLAW-11 lpubl203. pdf (дата обращения: 20.10.2011).

Закон Додда-Фрэнка включает в себя" восемь разделов, два из которых — разделы четыре и пять, содержат основные положения закона, остальные разделы являются второстепенными и содержат вспомогательную информацию: предысторию закона, основные предложения, краткий обзор, дополнительные заметки, ссылки на связанные нормативные правовые акты. Раздел четыре включает в себя главы со следующими наименованиями: финансовая стабильностьуправление упорядоченной ликвидацииусиление полномочий Генерального контролёра США, Федеральной корпорации страхования депозитов и ФРС;

— регулирование советников для хедж-фондов и других организацийстрахованиеусовершенствование регулированияпрозрачность и ответственность деятельности Уолл Стритнадзор за платежами, клирингом и расчётами;

— защита инвесторов и усовершенствование системы регулирования ценных бумаг;

— бюро защиты финансов потребителей;

— положения по совершенствованию Федеральной резервной системы;

— улучшение доступа к головным финансовым институтам;

— Закон обратных платежей;

— реформу ипотеки и Закон против хищнических займов;

— ряд более мелких предложенийизменение режима налогообложения определённых фьючерсных и опционных контрактов, а также операций с валютой (секция 1256).

Раздел пять описывает следующие аспекты:

— возможную реакцию системы законодательства СШАвоздействие на секторы экономики и заинтересованные группыоценку стоимости внедрения закона, подготовленную Бюджетным отделом Конгресса СШАнегативное воздействие на клиентов банков и создание новых рабочих мест.

Закон включает в себя новые наиболее фундаментальные изменения системы регулированияфинансовых рынков, начиная с масштабных реформ 1933 года, основные из которых приведены ниже.

Так, в главе I предусмотрено создание Совета по наблюдению за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council, FSOC) для, отслеживания системных рисков в финансовой системе, который состоит из представителей основных регулирующих органов США: Казначейство США (the Treasury), Федеральная резервная система (Federal Reserve System, FRS), Служба контролёра денежного обращения (Office of the Comptroller of the Currency, ОС С), Комиссия по' ценным бумагам (Securities and Exchange Commission, SEC), Комиссия* по товарным фьючерсам (Commodity Futures Trading Commission, CFTC), Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance CorporationFDIC), Федеральное агентство финансирования предоставления жилья (Federal Housing Finance Agency, FHFA), Национальная администрация кредитных союзов (National Credit Union Administration, NCUA) и Бюро защиты финансирования потребителей (the Bureau4 of Consumer Financial Protection, BCFP). Глава I также предусматривает создание специального отдела по финансовым исследованиям при Казначействе США (the Office of Financial Research) для интеллектуальной поддержки FSOC75.

Глава II устанавливает право правительства брать под контроль проблемные финансовые организации, проводить их реорганизацию, вплоть до ликвидацииописывает процедуры упорядоченной ликвидации.

75 The Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act: PUBLIC LAW 111−203-JULY 21,2010. / U.S. Government Printing Office. P. 17−68: [сайт]. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-111 publ203/pdf7PLAW-11 lpubl203. pdf (дата обращения: 20.10.2011). финансовых институтов (Orderly Liquidation Authority), которые могут быть инициированы Федеральной корпорацией страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC) или Корпорацией защиты инвесторов в. ценные бумаги (Securities Investor Protection Corporation, SIPC), для этого предусматривается создание специализированных ликвидационных фондов. В этом случае государство берёт на себя обязательства по защите активов инвесторов и вкладчиков от возможного банкротства финансовых.

76 институтов .

Глава III, которая носит название «Закон увеличения безопасности и прочности финансовых институтов от 2010 года» (Enhancing Financial Institution Safety and Soundness Act of 2010), которая реорганизует регулирующую инфраструктуру, для чего упраздняется Отдел по надзору за сберегательными учреждениями (Office of Thrift Supervision) и права по надзору перераспределяются между FRS, FDIC и Службой контролёра денежного обращения (Office of the Controller of the Currency, OCC). Кроме этого, в главе Ш повышаются размеры депозитов, которые страхуются федеральными органами со 100 000 долларов до 250 000 долларов. При этом под защиту не подпадает значительный слой домохозяйств с низкими и средними доходами77.

Глава IV, известная как «Закон регистрации советников частных инвестиционных фондов1 от 2010 года» (Private Fund Investment Advisers Registration Act of 2010), вводит системы. надзора для хедж-фондов и фондов частных инвестиций. В главе указано, что новым законом предусматривается регистрация хедж-фондов в Комиссиипо ценным бумагам и биржам (SEC) в качестве финансовых консультантов. Глава даёт новое описание понятия аккредитованный (квалифицированный) инвестор (Accredited Investor), для.

76 The Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act: PUBLIC LAW 111 -203-JULY 21,2010 / U.S. Government Printing Office. P. 98−146: [сайт]. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW.

11 lpubl203/pdf/PLAW-l 1 lpubl203. pdf (дата обращения: 20.10.2011).

77 Там же. С. 146−196. которого устанавливаются срок деятельности как инвестора не менее 4 лет и.

78 наличие средств в управлении не менее 1 млн. долларов .

Глава V, носящая название «Закон об Отделе федерального страхования» (Federal Insurance Office Act of 2010, FIO), создаёт FIO, как подразделение Казначейства США, для наблюдения за всеми аспектами страховой индустрии и доклада результатов анализа FSOB79.

Глава VI носит название «Закон об улучшении регулирования банков и ассоциаций холдингов сбережений и депозитариев от 2010 года «(Bank and Savings Association Holding Company and Depository Institution Regulatory Improvements Act of 2010) и основана на «Правиле Волкера». Анализ причин мирового финансового кризиса показал, что наиболее слабым элементом финансовых систем, в том числе и в США, является слабый макропруденциальный надзор. Закон предусматривает меры по усилению макропруденциального надзора за всеми финансовыми институтами, вводит серьёзные ограничения на операции финансовых институтов на рынке ценных бумаг. Правило Волкера инкорпорировано в закон и распространяется на все банки и финансовые институты, участвующие в федеральных программах страхования вкладов или имеющих доступ к кредитам Федеральной резервной системы, включая структуры иностранных финансовых организаций. Правило запрещает финансовым институтам проводить торговые операции на рынке за счёт собственных средств (proprietary trading). Банкам запрещено вкладывать средства в хедж-фонды и фонды частных инвестиций в объёме, превышающем 3% от их капитала.

ЯП первого уровня, или владеть более чем 3% капитала таких фондов .

78 The Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act: PUBLIC LAW 111−203-JULY 21,2010 / U.S. Government Printing Office. C. 196−206 [сайт]. URL http://wwwgpo.gov/fdsys/pkg/PLAW.

11 lpubl203/pdfyPLAW-l 1 lpubl203. pdf (дата обращения: 20.10.2011).

79 Там же. С. 206−222.

80 Там же. С 222−267.

Глава VII составлена в виде «Закона о прозрачности и ответственности Уолл Стрит от 2010 года» (Wall Street Transparency and Accountability Act of.

Q 1.

2010) и вводит регулирование внебиржевой торговли свопами .

Глава VIII, названная «Закон о надзоре за платежами, клирингом и расчётами от 2010 года» (Payment, Clearing, and Settlement Supervision Act of 2010), предназначена для уменьшения системного риска путём разработки универсальных стандартов управления рисками при проведении платежей, клиринга и расчётов между финансовыми институтами. Эти стандарты должны быть разработаны ФРС82.

Глава IX вводит «Закон защиты инвесторов и реформы ценных бумаг от 2010 года» (Investor Protection and Securities Reform Act of 2010). Этот закон изменяет права и структуру Комиссии по* ценным бумагам и биржам (Security and Exchange Corrmjiission, SEC), организаций по кредитным рейтингам, а также изменяет правила взаимодействия между клиентами с одной стороны и брокерами-дилерами или инвестиционными советниками с другой. Кроме этого, создаётся Государственный совет по наблюдению за бухгалтерским учётом компаний (Public Company Accounting Oversight Board, PCAOB), а также Отдел адвоката для инвесторов (Office of the Investor, Advocate, OIA). OIA будет выполнять роль омбудсмена на рынке ценных бумаг. Эта глава, также, устанавливает права владельцев акций по регулированию премий и компенсаций, называемых «Золотым парашютом» (Golden Parachute), выплачиваемых сотрудникам компаний. Кроме этого, предусмотрено создание специального Отдела по кредитным рейтинговым агентствам (the Office of Credit Rating Agencies), которое разработает новые требования по прозрачности и ответственности для кредитных рейтинговых агентств. Закон предусматривает исключение практики государственной.

81 The Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act: PUBLIC LAW 111−203-JULY 21, 2010 / U.S. Government Printing Office. C. 267−427: [сайт]. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW.

11 lpubl203/pdCPLAW-l 1 lpubl203. pdf (дата обращения: 20.10.2011).

82 Там же. С. 427−447. поддержки крупнейших финансовых институтов (выкупа разорившихся.

83 банков и финансовых институтов государством, то есть, национализации) .

Глава X создаёт специализированное Бюро по финансовой защите потребителей при ФРС (Bureau of Consumer Financial Protection, DCFP), a также Совет консультирования потребителей, как подразделение DCFP. Новое бюро будет заниматься регулированием финансовых продуктов и сервисов на рынке ценных бумаг с позиций защиты потребителей84.

В главе XI приведены новые положения по совершенствованию инфраструктуры и деятельности ФРС, в том числе наделение ФРС полномочиями по надзору за крупнейшими финансовыми^ институтами, правом устанавливать новые требования и ограничения для финансовых институтов. В главе вводится практика проверки действия самого ФРС по оказанию финансовой помощи финансовым институтам во время кризисов со стороны Государственного отдела по аудиту (U.S. Government Accountability Office, GAO)85.

Глава XII носит название «Закон об улучшении доступа к главным финансовым институтам от 2010 года» (Improving Access to1 Mainstream.

Financial Institutions Act of 2010), который вводит стимулы для привлечения домохозяйств с низким и средним доходом для участии в финансовой 86 системе .

Глава. XIII вносит измененияв ряд законодательных актов, которые были приняты после кризиса 2008 года для поддержки финансовых институтови упрощали доступ к специализированным фондам для обеспечения текущей ликвидности финансовых институтов. Глава.

Я7 уменьшает величину таких фондов до 225 млрд. долларов .

83 The Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act: PUBLIC LAW 111−203-JULY 21,2010. / U.S. Government Printing Office. P. 447−580: [сайт]. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW.

111 publ203/pdf/PLAW-11 lpubl203. pdf (дата обращения: 20.102 011).

84 Там же. С. 580−738.

85 Там же. С. 738−754.

86 Там же. С. 754−758.

87 Там же. С. 758−761.

Главой XTV, носящей название «Закон реформирования ипотеки и противодействия хищническим ссудам» (Mortgage Reform and Anti-Predatory Lending Act), вводятся новые стандарты в области защиты потребителей на оо рынке ипотечного кредитования .

В главе XV добавляет несколько разделов,' которые не были описаны в предыдущих главах89.

Процесс реализации Закона Додда-Фрэнка будет длительным, так как в закон заложен принцип постепенности выполнения его требований. В законе непосредственно указаны сроки реализации тех или иных положений, которые могут занимать несколько лет. Поэтому финансовая реформа-может затянуться на долгое время. Однако, некоторые банки, не дожидаясь максимально разрешённых сроков, уже начали выполнять отдельные положения закона90.

Закон Додда-Фрэнка создал прецедент фундаментального пересмотра системы регулирования финансового рынка самой большой экономики мира и проведения кодификации всей нормативной и правовой базы. Такой подход может стать хорошим примером для других стран, которые испытали схожие трудности во время кризиса 2008 года. Безусловнотакой подход может быть рекомендован, в том числе, и для России.

Несмотря на фундаментальные изменения системы регулирования финансового рынка США, остаётся1 проблема синхронизации законодательства по финансовым рынкам между различными странами, что особенно важно в условиях глобализации. Усиление системы регулирования в США может вызвать процесс переноса финансовой активности из США в другие мировые финансовые центры. Кроме того, крупные современные финансовые холдинги являются транснациональными корпорациями.

88 The Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act: PUBLIC LA W 111 -203-JULY 21,2010. / U.S. Government Printing Office. P. -761 837: [сайт]. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW.

111 publ203/pdf/PLAW-11 lpubl203. pdf (дата обращения: 20.10.2011).

89 Там же. С. 837−848.

90 Капица Л. М. Некоторые особенности и проблемы текущей финансово-экономической ситуации в США // Вестник МГИМО-Университета, 2011. № 3. С. 184−193.

Поэтому при значительных отличиях в системах регулирования финансовых рынков в различных странах, они получат возможность проводить международный арбитраж между своими различными подразделениями, что потенциально может создать дополнительные источники финансовой нестабильности.

Главным фактором, препятствующим эффективной работе на высшем политическом и финансовом уровне в составе Группы 20 (G-20), являются большие различия в построении инфраструктуры национальных финансовых рынков и систем их регулирования.

Международные наднациональные финансовые институты, такие как МВФ, созданные для обеспечения мировой финансовой стабильности, не смогли спрогнозировать появление и предотвратить мировой финансовый кризис 2008 года. Поэтому, проблема эффективного наднационального регулирования пока не решена. Использование традиционных методов и подходов в регулировании финансовых рынков оказались неэффективными.

Безусловно, меры, предпринятые США для стабилизации своей финансовой системы, окажут заметное влияние на национальные регуляторы других стран, в силу того, что рынок США, в настоящее времяостаётся-самым большим, и ёмким в мире, и по прогнозам, сохранит за, собой лидерство в ближайшем будущем (см. параграф 1.1).

В связи с финансовой глобализацией можно ожидать сближение инициатив по совершенствованию систем регулирования в США, Великобритании и континентальных стран ЕС. В сентябре 2010 года были проведены специальные слушания по вопросу о внесении изменений в основной европейский документ по регулированию финансовых рынков, так называемую Директиву по рынкам финансовых инструментов (Markets in Financial Instruments Directive, MiFID) по итогам мирового финансового кризиса 2008 года, организованные Европейским комитетом по регулированию рынка ценных бумаг (Commettee of European Securities.

Regulators, CESR) были изложены предлагаемые изменения для новой редакции MiFID, получившей обозначение MiFID Н91.

В этом документе европейские страны, в лице ESMA, основной упор делают на новые регулирующие меры, приведённые ниже92.

1. Разделение «прав на ценные бумаги» и «прав, вытекающих из ценных бумаг».

2. Разделение на счета ценных бумаг «для держания ценных бумаг» и «для ведения записей о ценных бумагах». В частности, создание обеспечения и иные обременения на ценные бумаги должно осуществляться только по" первому виду счетов.

3. В части выбора права при решении спорных вопросов большинство поддержало концепцию того, что должно выбираться право той страны, где открываются соответствующие счета ценных бумаг.

4. Было поддержано предложение о введении обязанностей' для лиц, предлагающих счета ценных бумаг, помогать инвесторам в осуществлении их прав по ценным бумагам. В дальнейшем необходимо будет определить, в каких объёмах будет оказываться подобная помощь.

5. Был поставлен вопрос и о размере оплаты услуг для внутринациональных операций и трансграничных операций. Предложение о том, что между ценой на внутринациональные операции и ценой на трансграничные операции не должно1 существовать дискриминации, встретило противостояние со стороны посредников и инфраструктурных организаций. Установление единых цен может привести к ситуации, когда цены на внутринациональные операции будут подняты до уровня цен на.

91 В целях совершенствования инфраструктуры системы регулирования, в Европейском Союзе вместо CESR был создан новый орган по регулированию ценных бумаг и рынков — Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (European Securities and Markets Authority, ESMA), которое продолжило работу над новой версией MiFID. Завершение работы над MiFID II планируется в конце 2011 года.

92 CESR Technical Advice to the European Commission in the Context of the MiFID Review and Responses to the European Commission Request for Additional Information / Commettee of European Securities Regulators — Pans, 2010.-P. 3−5. URL: http://www.pszaf.hu/data/cms2184026/CompiIedversionTechnicalAdviceandAdditionalInformationMiFID Review. pdf (дата обращения: 25.10.2011). трансграничные операции, или к ситуации, когда некоторые обслуживающие предприятия откажутся оказывать трансграничные операции.

6. Признано необходимым уточнить формат разрешения для лиц, открывающих счета ценных бумаг. Было высказано общее мнение, что лица, открывающие счета ценных бумаг, должны получать разрешения согласно статье 5, МШГО.

7. Однако, не понятно, должны ли под это разрешение также подпадать центральные депозитарии, так как для них будет принято отдельное законодательство93.

Однако для реализации таких масштабных изменений на финансовых рынках еврозоны, необходима серьёзная работа по координации проводимых реформ среди всех стран Европейского Союза (ЕС). На саммите ЕС в октябре 2011 года было отмечено, что для этих целей, возможно, будет необходимо сформировать наднациональный экономический регулирующий орган, который может получить наименование «Европейское экономическое правительство» (см. выше).

2.3. Посткризисные тенденции на российском рынке ценных бумаг и перспективные направления совершенствования его регулирования.

В 2010 году в России началось экономическое оживление после кризиса 2008 года. Восстановление ВВП проходит медленнее, чем предполагалось: в 2010 году он составлял 95,9% от уровня 2008 года, или 101,3% от уровня 2007 года. В абсолютном выражении ВВП в 2010 году достиг 44, 491 трлн. рублей. Индекс физического объёма ВВП по отношению к 2009 году составил 104%, а индекс-дефлятор — 110,3%.

93 Подготовка европейской директивы о рынке ценных бумаг // World Business Law: Зарубежное законодательство на русском языке: [сайт]. URL: http://www.worldbiz.ru/analytics/detail.php?ID=1498 (дата обращения: 20.10.2011).

После кризиса экономика России сохранила своё место в мире — 7-я экономика мира по объёму ВВП по ППС (на 2010 год)94. Соотношение финансовых активов к ВВП составляет 119,2%. Для сравнения, например, соотношение финансовых активов к ВВП в Великобритании и США составляет 386,1% и 353,6% соответственно95.

Основные макроэкономические показатели России в динамике с 2005 по 2010 годы представлены в Приложении 2.

Другим следствием кризиса стало фактическое свёртывание процессов диверсификации в российской экономике. Доля трёх основных товаров российского экспорта (сырая нефть, нефтепродукты, природный газ) увеличилась с 61,7% в 2007 году до 63,8% в 2010 году. Таким образом, кризис усилил зависимость страны от сырьевого (в первую очередь топливно-энергетического) сектора, в то время как обрабатывающие производства максимально пострадали от снижения внутреннего и внешнего спроса, а также падения доступности инвестиционных ресурсов96.

В посткризисный период на российском рынке ценных бумаг проявился ряд новых тенденций, которые усугубили отдельные его слабости и не дали в полной мере реализовать имеющиеся преимущества.

Во-первых, для российского финансового рынка сохраняется ситуация крайне низкого уровня доли государственных ценных бумаг, что лишает инвесторов надёжных финансовых рублёвых инструментов. В таблице 2.3.1. приведены основныефинансовые активы государственного и частного секторов России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью данного диссертационного исследования являлось изучение последствий финансовой глобализации для инфраструктуры и системы регулирования российского рынка ценных бумаг в целях создания эффективного и конкурентоспособного рынка и его интеграции в мировую финансовую систему.

Финансовая глобализация является основополагающей тенденцией и ключевым фактором развития процесса глобализации всего мирового хозяйства в современных условиях. Современное функционирование и развитие мировой экономики, как целостной системы, в условиях глобализации невозможно без глобального перемещения капиталов для обеспечения международных расчётов, привлечения международных кредитов.

Процесс финансовой глобализации стимулируется благодаря экономической заинтересованности государств в обеспечении свободного перемещения капиталов, рабочей силы, товаров и услуг через национальные границы. Поэтому, прежде всего, государство должно создавать условия, в которых эти задачи решаются максимально эффективным способом.

Рынки ценных бумаг являются основным инструментом финансового рынка по привлечению финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, а также их перераспределения в более эффективные отрасли. Однако, эффективность функционирования самих рынков ценных бумаг зависит не только от объективных закономерностей свободного рынка, но и от системы его регулирования, которая является результатом деятельности государственных органов и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка.

Целью регулирования рынка ценных бумаг должно быть достижение оптимального баланса между интересами государства, его экономической системы, частными и институциональными инвесторами, эмитентами, профессиональными участниками рынка. В то же время, инфраструктура рынка ценных бумаг и его система регулирования должны обеспечивать привлекательность не только самого рынка, но и всей российской экономики в целом.

Как показал опыт мировых кризисов 1998;го и 2008;го годов, даже наиболее развитые рынки ценных бумаг могут иметь внутренние системные противоречия, которые способны привести к кризису всей мировой финансовой системы. Сегодня стало очевидно, что несмотря на статус мировых лидеров, размеры экономик, большой исторический опыт развития, наиболее развитые мировые* рынки Великобритании и США в значительной степени пострадали от недавних кризисов.

В диссертационном исследовании предпринята попытка создать обоснованный теоретический анализ инфраструктуры и систем регулирования' российского и ведущих мировых рынков ценных бумаг в процессе их реорганизации после исторических кризисов 1998 и 2008 годов.

Результатом анализа явились практические рекомендации для проведения фундаментальных преобразований российского рынка ценных бумаг, которые могут быть использованы при создании, эффективного1 механизма привлечения и перераспределения финансовых ресурсов' в российской экономике.

При решении поставленной цели, были получены основные выводы, которые приведены ниже. I.

1. Получен вывод о преобладании роли финансового капитала в развитии процесса глобализации. Финансовая глобализация определяется, как развитие глобальных финансовых рынков, рост свободы трансграничного перемещения капитала и усиление активности международных финансовых организаций. Российский финансовый рынок, благодаря финансовой глобализации, будет вынужден следовать сложившимся правилам поведения глобальных рынков, за исключением случаев возникновения обстоятельств, которые могут стать угрозой существования государства. Системные недостатки российской экономической инфраструктуры, такие как устоявшееся место в системе международного разделения труда, ориентация на экспорт сырья, высокие регулятивные издержки, олигополистическая структура производства, высокие системные риски, позволяют сделать заключение о том, что ещё долгое время будет сохраняться сырьевая модель российской экономики, настроенной на вывоз сырья, денежного и человеческого капитала.

2. Важным элементом конкурентоспособности рынка выступает высокий уровень его либерализации. С другой стороны, для предотвращения i неконтролируемого развития кризисных явлений на рынке, особенно возможности импорта кризиса, необходимы определённые протекционистские меры, которые подразумевают некоторое уменьшение открытости рынка. Из этого возникает противоречивость достижения высокой конкурентоспособности и защищённости рынка ценных бумаг. Необходимые протекционистские меры государства, направленные на защиту окружающей среды, интересов потребителей, обеспечение приоритетного развития национальной экономики, регулирование рынка ценных бумаг, планирование долгосрочного развития, а также антимонопольные меры следует рассматривать в качестве необходимых для эффективного функционирования государства.

3. В ближайшем будущем в Великобритании (примерно в 2012—2013 гг.) предстоит фундаментальные изменения системы регулирования всего финансового сектора, в том числе и рынка ценных бумаг. Произойдет упразднение единого мегарегулятора финансового рынка (The Financial Services Authority, FSA) с передачей большей части его полномочий Банку Англии. После этого Банк Англии станет, по сути, главным и единственным финансовым регулятором, с функциями не только регулирования, но и контроля и надзора. Это явилось результатом неспособности существующей системы регулирования эффективно справиться с возрастающими угрозами мировых финансовых кризисов.

4. Закон, возникший после анализа недостатков финансовой системы США, приведших к кризису 2008 года и последующей рецессии, является наиболее масштабным изменением в финансовом регулировании США со времён Великой депрессии. Закон предполагает большие изменения в системе регулированияфинансовых рынков США. Общее изменение системы регулирования направлено на усиление государственного контроля, регулирования большинства аспектов деятельности финансовых рынков. ¦

5. Российский рынок ценных бумаг следует за общемировыми тенденциями для обеспечения конкурентоспособности с мировыми лидерами. Однако практически с момента своего существования' инфраструктура и система регулирования российского рынка ценных бумаг выступают в роли догоняющего мировые рынки, не выполняя своих функций по привлечению достаточного финансирования для российской экономики и эффективного перераспределения средств. Поэтому задачей дальнейшего развития рынка является создание передовой современной инфраструктуры. Однако, сегодня’регулирование рынка ценных бумаг осуществляется 14-ю федеральными органами исполнительной власти, Банком России, а также радом" профессиональных саморегулируемых организаций. Это может стать серьёзным препятствием’для создания^ эффективной системы регулирования рынка ценных бумаг.

6. Исходя из принципов разделения полномочий для повышения общей эффективности системы регулирования РЦБ, функции законотворчества, надзора и контроля должны быть разделены между различными органами регулирования. Государственные функции должны, ограничиваться правоустановлением и правоохранением. Функции правоприменения могут быть переданы на более низкийуровень — уровень саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников РЦБ. То есть, за t государственными органами должны остаться функции законодательной инициативы и надзора за исполнением законодательства. Контрольные функции могут ВЫПОЛНЯТЬСЯ' СРО.

7. Масштабы и уровень развития российской экономики в настоящее время не требует наличия множественных государственных органов с функциями регулирования рынка. Более эффективной моделью для российского рынка ценных бумаг может стать модель с единым мегарегулятором в виде единого федерального органа исполнительной власти, с функциями законодательной инициативы и надзора за исполнением законодательства на РЦБ. Деятельность мегарегулятора должна обеспечивать независимость государственного регулирования от организаторов рынка и его участников, и быть финансово независимой.

8. В настоящее, время в условиях финансовой глобализации, ощутимые экономические преимущества получают те государства, под юрисдикцией которых находятся международные финансовые центры (МФЦ). Некоторые из новых центров, например Сингапур и Гонконг, уже входят в категорию глобальных лидеров, несмотря на ограниченные возможности с точки зрения размеров экономик. Им удалось в короткий исторический срок создать эффективную и конкурентоспособную финансовую инфраструктуру, позволяющую привлекать значительные финансовые ресурсы в их регионы. Это стало возможным благодаря широкой организационной и финансовой поддержки государства. С этой точки зрения российский проект по созданию МФЦ имеет реальные перспективы.

9. Для предотвращения отставания в области инфраструктуры рынка ценных бумаг необходимо разработать концепцию опережающего развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, где государству должна принадлежать лидирующая роль в создании конкурентоспособной и эффективной инфраструктуры. Государство может реализовать необходимые меры через свои институты и через механизмы частно-государственного партнёрства, что поможет обеспечить развитие инфраструктуры рынка. Участие государственных финансов в инвестиционной деятельности внутри страны для достижения стратегических целей развития финансового рынка является наиболее эффективным способом ускорения процесса построения современной эффективной модели рынка.

Практическая реализация полученных выводов при совершенствовании инфраструктуры и системы регулирования российского рынка ценных бумаг должна содействовать повышению роли рынка в процессе привлечения инвестиций в реальный сектор и повышению конкурентоспособности экономики в целом в мировой экономической системе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные правовые документы
  2. Послание Президента Российской Федерации Государственному Собранию Российской Федерации // Российская газета, 2004. № 109.
  3. Приказ ФСФР России от 04.03.2010 № 10−13/пз-н «Об утверждении Положения о видах производных финансовых инструментов»:
  4. Приказ ФСФР России от 25.02.2010 № 10−12/пз-н «Об утверждении Требований к брокеру, подписывающему проспект ценных бумаг иностранного эмитента».
  5. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год / Правительство РФ: сайт. URL: http://v/ww.rg.m/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html#prioritety (дата обращения: 8.11.2011).
  6. Проект Федерального закона «О биржах и организованных торгах» № 498 603−4 / Кодекс: Электронный фонд нормативных документов: сайт.: URL: http://docs.kodeks.ru/document/902 087 841 (дата обращения: 5.11.2011).
  7. Распоряжение Правительства РФ № 2043-р от 29 декабря 2008 года Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года": сайт. URL: http://www.fcsm.ru/ru/press/russia2020/strategy2020/ (дата обращения: 6.11.2011).
  8. Федеральный закон от 01.12. 2010 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
  9. Федеральный закон от 1 января 2010 года № 281 ~ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  10. Федеральный закон от 13 октября 1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Ст. 2.
  11. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».
  12. Федеральный закон от 27.07.10 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  13. Федеральный закон от 28.12.2010 № 395-Ф3 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  14. Федеральный закон от 7.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».1. Монографии
  15. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / пер. с англ. М., 2004.
  16. Глобальные финансовые реформы: Обзор центра макроэкономических исследований Сбербанка России / Центр макроэкономических исследования Сбербанка России. М., Июнь 2010.
  17. Е.В. Рынок ценных бумаг. Административно-правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2007.
  18. Идеальная модель фондового рынка России на среднесрочную перспективу (до 2015 года) / НАУФОР. М., 2007.
  19. Л.М. Некоторые особенности и проблемы текущей финансово-экономической ситуации в США. Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 3.
  20. Кастельс, Мануэль. Глобальный капитализм: уроки для России // Экономические стратегии, 2000. № 5. С. 54−62.
  21. .М. Теоретические вопросы компетенции органов советского государственного управления: Автореф. дис.. д-раюрид. наук. М., 1973. 40 с.
  22. Я.М. Российский рынок ценных бумаг: влияние фундаментальных факторов, приоритеты и механизм развития. Дис.. доктора экон. наук. М., 2003.
  23. Основы государственного регулирования финансового рынка / Учебное пособие для юридических и экономических вузов. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
  24. В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом контексте. М.: Новый век, 2003.
  25. А.Ф., Ивлева Г. Ю. Экспертное заключение на проект Концепции создания международного финансового центра (МФЦ) в Российской Федерации, а также на проект Плана мероприятий по созданию МФЦ / РАГС. Кафедра финансов и отраслевой экономики, 2009.
  26. А.Ф. Кризис и сценарии развития банковской системы России / Денежно-кредитная и финансовая политика государства в условиях преодоления кризиса / сборник научных статей под общей редакцией А. Г. Куликова. М.: Издательство РАГС, 2009.
  27. А.Ф. Денежно-кредитная система России и основы её регулирования. М.: Издательство РАГС, 2010.
  28. A.A. Повышение конкурентоспособности фондового рынка России. Автореф. дис.. кандидата экон. наук. Москва, 2009.
  29. М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой- 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
  30. М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина- 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
  31. .Б. Современные фондовые рынки. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  32. .Б. Фондовый рынок США // Портфельный инвестор, 2008. № 3.
  33. Д.В. Мировой фондовый рынок и интересы России / Институт мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 2006.
  34. М.С. Административное право и организационные перестройки // Административное право и современность. Сборник научных трудов, посвященных 100-летию со дня рождения С. С. Студеникина / Отв. ред. Л. Л. Попов. М., 2006.
  35. Итоги саммита // Российская газета. 4 марта 2009 г.
  36. В. О неолиберальной модели глобализации // Международная экономика и международные отношения, 1999. № 10.
  37. Кастельс, Мануэль. Глобальна ли глобальная экономика? // Экономические стратегии. 2000. № 4.
  38. Д.Ю. Влияние кризиса на инфраструктуру рынка ценных бумаг // Государственная служба, 2011. № 2.
  39. Д.Ю. Проблемы финансовой глобализации: аспекты дальнейшего развития // Государственная служба, 2008. № 2 (52).
  40. Д.Ю. Совершенствование инфраструктуры российского рынка ценных бумаг // Государственная служба, 2008. № 5 (55).
  41. Дж. Финансовый рынок: Сильнейший кризис за 60 лет. // Ведомости. 2008. № 12.
  42. С. Конкурентоспособность России в условиях глобализации // Государственная служба, 2005. № 6.
  43. Ю.А. Право и саморегулирование // Журнал российского права, 2005. № 9.
  44. Доклады и публикации на сайтах в Интернете (официальные)
  45. С. Н. Фомин А.Н. Фундаментальные проблемы антикризисного развития российского финансового рынка / Аналитический доклад. — М., 2009: сайт. URL: http://www.csef.ru/pdf/700.pdf (дата обращения: 8.11.2011).
  46. Декларация саммита «Группы двадцати» по финансовым рынкам и мировой экономике: Вашингтон, 15−16 ноября 2008 // Президент России: сайт. URL: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2008/ll/209 291/209303.shtml (дата обращения: 20.10.2011).
  47. Итоги 2009 года / ФСФР: сайт. URL: http://www.fcsm.ru/common/upload/MaketA4Razvorot.pdf (дата обращения: 5.11.2011):
  48. Национальные рынки акций зарубежных стран / Внешэкономбанк, 2010: сайт. URL: http://veb.ru/common/upload/files/veb/custody/depoa7countries.pdf (дата обращения: 25.10.2011).
  49. О переходе на единый счёт в Euroclear Bank S.A./N.V. и Clearstream Banking S.A. / Национальный расчётный депозитарий: сайт. URL: http://www.nsd.ru/ru/press/deponews/index.php?id22=72 327 (дата обращения: 29.10.2011).
  50. Обзор финансового рынка: годовой обзор за 2010 год / Банк России. № 1 (70). М., 2011. С. 13: сайт. URL: http://wwwxbr.ru/analytics/finr/finmark2010.pdf (дата обращения: 29.10.2011).
  51. Подготовка европейской директивы о рынке ценных бумаг // World Business Law: Зарубежное законодательство на русском языке: сайт. URL: http://www.worldbiz.ru/analytics/detail.php?ID=l498 (дата обращения: 20.10.2011).
  52. Российский фондовый рынок: 2010 / НАУФОР: сайт. URL: http://www.naufor.ru/download/pdf/factbook7ru/RFR2010.pdf (дата обращения: 28.10.2011).
  53. Российский фондовый рынок: первое полугодие 2011 / НАУФОР: сайт. URL: http://naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFil20111 .pdfдата обращения: 28.10.2011).
  54. Стратегия развития финансовой системы России: блок «Финансовые рынки, инвестиции и инновационный рост» / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации: сайт. URL: http://www.mirkin.ru/docs/analyt03016.pdf (дата обращения: 8.11.2011).
  55. В. Ramesh Babu, Globalization and the South Asian States. New Delhi: South Asian Publishers Pvt Ltd. 1998.
  56. Banking 2010 / International Financial Services London. February 2010. URL: http://www.thecityuk.com/assets/Uploads/Banking-2010.pdf (дата обращения: 20.10.2011).
  57. Basel III: International framework for liquidity risk measurement, standards and monitoring / Basel Committee on Banking Supervision: сайт. URL: http://www.bis.org/publ/bcbsl88.pdf (дата обращения: 7.11.2011).
  58. Bernanke, Ben S. Remarks on «The Squam Lake Report: Fixing the Financial System». June 16, 2010. URL: http://www.federalreserve.gov/newsevents/speech/bernanke20100616a.htm (дата обращения: 20.10.2011).
  59. Cannes summit final declaration / G-20: сайт. URL: http://www.g20.org/Documents2011/1 l/Cannes%20Declaration%204%20N ovember%202 011 .pdf (дата обращения: 6.11.2011).
  60. CESR Technical Advice to the European Commission in the Context of the MiFID Review and Responses to the European Commission Request for Additional Information / Commettee of European Securities Regulators. Paris, 2010.
  61. Financial Statistics / UK Office of National Statistics, July 2011. № 591.
  62. Focus. The monthly newsletter of regulated exchanges, with key market figures / World Federation of Exchange, September 2011. № 223. URL: http://www.world-exchanges.org/focus/201 l-09/focus201 l-09.pdf (дата обращения: 25.10.2011).
  63. Fund Management / International Financial Services London. October 2011. URL: http://www.thecityuk.com/assets/Uploads/Fund-Management-201 l. pdf (дата обращения: 20.10.2011).
  64. Gainsbury, Sally. Whiffin, Andrew. Greek austerity plans threaten growth // Financial Times: сайт. URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/b9a9a082-f8bc-l 1 e0-ad8f-00144feab49a.html (дата обращения: 18.10.2011).
  65. Giles, Chris. Carnegy, Hugh. G20 tells eurozone to tackle debt crisis // Financial Times: сайт. URL: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/91e3a01c-f717−11 eO-9941 -00144feab49a.html (дата обращения: 17.10.2011).
  66. Global Competitiveness Report 2009−2010 / World Economic Forum: сайт. URL: https://members.weforum.org/pdCGCR09/GCR20092010ilillreport.pdf (дата обращения: 27.10.2011).
  67. Global Competitiveness Report 2010−2011 / World Economic Forum: сайт. URL: http://www3.wefomm.org/docs/WEFGlobalCompetitivenessReport2010−11 .pdf (дата обращения: 28.10.2011).
  68. Global Competitiveness Report 208−2009 / World Economic Forum: сайт. URL: https://members.weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf (дата обращения: 28.10.2011).
  69. Global systemically important banks: assessment methodology and the additional loss absorbency requirement / Basel Committee on Banking Supervision: сайт. URL: http://www.bis.org/publ/bcbs207.pdf (дата обращения: 7.11.2011).
  70. Greenspan A. The age of the turbulence: adventures in a new world // The Penguin Press. New York, 2007. j
  71. Key Standards for a Sound Financial System. Financial Stability Board- сайт. URL: http://www.financialstabilityboard.org/cos/keystandards.htm (6 ноября 2010 г.).
  72. Main results of Euro Summit / Council of the European Union: сайт. URL: http://consilium.europa.eu/uedocs/cmsdata/docs/pressdata/en/ec/125 645.pd f (дата обращения: 28.10.2011).
  73. Market highlights for first half-year 2011: 18 July 2011// World federation of exchanges. URL: http://www.worldexchanges.org/files/file/stats%20and%20charts/1 st%20half%20%202 011%2 0WFE%20market%20highlights.pdf (дата обращения: 20.10.2011). P. 3.
  74. Markets in Financial Instruments Directive: Directive 2004/39/EC of the European Parliament and Council of 5 April 2006 / Official Office of the European Union. Luxembourg, 2006.
  75. Objectives and Principles of Securities Regulation / IOSCO, 2010: сайт.: URL: http://www.complianceexchange.com/governance/library/ioscoprinciples2010.pdf (дата обращения: 5.11.2011).
  76. Recent Developments in Supervisory Structures in EU and Acceding Countries // ECB, 2006.
  77. Recent Developments in Supervisory Structures in EU and Acceding Countries // Europian Central Bank. 2006: сайт. URL: http://www.ecb.int/pub/pdf/other/reportonsupervisorystructures201 Oen. p df (дата обращения: 27.10.2011).
  78. Sornarajah M. The international law on foreign investment // Cambridge University Press, 2004.
  79. Statistical Abstract of the United States: 2012 / U.S. Census Bureau: сайт. URL: http://www.census.gov/compendia/statab/2012/ (дата обращения: 15.10.2011).
  80. The Global Competitiveness Report 2011−2012 // World Economic Forum. Geneva, 2011: сайт. URL: http://www3.wefomm.org/docs/WEFGCRReport201 l-12.pdf (дата обращения: 27.10.2011).
  81. The Global Enabling Trade Report 2010 / World Economic Forum: сайт. URL: http://www3 .weforum.org/docs/WEFGlobalEnablingTradeReport2010.p df (дата обращения: 28.10.2011).
  82. The Global Financial Centres Index 10 September 2011 / Z/Yen Group, 2010: сайт.: URL: http://zyen.com/PDF/GFCI%2010.pdf (дата обращения: 5.11.2011).
  83. The Global Financial Centres Index 3 March 2008 / Z/Yen Group, 2008: сайт. URL: http://217.154.230.218/NR/rdonlyres/F31E2CB5-A21F410D-AF51 -В 01D6DA69B 5E/0/BCRSGFCI3FR.pdf (дата обращения: 5.11.2011).
  84. The Global Financial Centres Index 7 March 2010 / Z/Yen Group, 2010: сайт. URL: http://217.154.230.218/NR/rdonlyres/66 1216D8-AD60−486B-A96F-EE75BB61B28A/0/BCRSGFC7full.pdf (дата обращения: 5.11.2011).
  85. The Squam Lake Report: Fixing the Financial System / Prinston University Press, 2010.
  86. The World Factbook / U.S. Central Intelligence Agency: сайт. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html (дата обращения: 28.10.2010).
  87. The Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act: PUBLIC LAW 111−203-JULY 21, 2010 / U.S. Government Printing Office. P. 2−12. URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW111 publ203/pdf/PLAW-11 lpubl203. pdf (дата обращения: 20.10.2011).
  88. Webel, Baird. The Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act: Issues and Summary / Congressional Research Service:
  89. URL: http://www.llsdc.org/attachments/files/232/CRS-R41350.pdf (дата обращения: 20.10.2011).
  90. World Economic Outlook, September 2011 / International Monetary Fund: сайт. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2011/02/pdftext.pdf (дата обращения: 27.10.2011).
Заполнить форму текущей работой