Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономический механизм внедрения научно-технических разработок на молокоперерабатывающих предприятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе молочная отрасль АПК РФ находится в кризисном состоянии и не может обеспечить научно обоснованную норму потребления населением молочной продукции (в 2004 г. потребление моло-копродуктов в РФ было 228 кг на душу населения, что составило только 58,5% от физиологической нормы). Для удовлетворения имеющихся потребностей населения производство только цельномолочной продукции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы научно-технического прогресса в молочной отрасли АПК
    • 1. 1. Закономерности научно-технического развития сферы производства и переработки молока и его особенности на современном этапе (системно-эволюционный подход)
    • 1. 2. Организационно-экономические основы инновационной деятельности в молочной перерабатывающей отрасли АПК (институциональный подход)
    • 1. 3. Экономическая сущность инноваций и механизм их реализации на предприятиях молочной промышленности
  • Глава 2. Условия развития инновационных процессов в молочной промышленности России
    • 2. 1. Анализ производства молочной продукции в РФ на современном этапе
    • 2. 2. Особенности формирования региональных рынков молочной продукции (на примере Пензенской области)
    • 2. 3. Прогнозирование развития рынка цельномолочных продуктов Пензенской области
  • Глава 3. Методические основы выбора инноваций на предприятиях молочной промышленности
    • 3. 1. Алгоритмизация процесса выбора инноваций для предприятия молочной промышленности
    • 3. 2. Формирование ассортиментной программы предприятия на основе инновационных продуктов
    • 3. 3. Оценка вклада инновационной деятельности предприятия в развитие НТП в молочной отрасли АПК

Организационно-экономический механизм внедрения научно-технических разработок на молокоперерабатывающих предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Важнейшим стратегическим приоритетом социально-экономической политики РФ является интенсивное развитие АПК, одной из основных в системе которого является молочная отрасль. Несмотря на то, что во второй половине 20-го века в производстве молока и молочной продукции были достигнуты определенные успехи, в целом развитие отрасли осуществлялось экстенсивным путем (наращивание объемов молока-сырья достигалось за счет увеличения поголовья молочного стада, продуктивность коров оставалась низкой, а полученное молоко-сырье имело физико-химические свойства, не позволяющие вырабатывать широкий ассортимент молочных продуктов), что обусловило необходимость ее реформирования в целях интенсификации производства в процессе перехода к рыночным отношениям. Однако проведенная в начале 90-х гг. прошлого века приватизация предприятий, производящих и перерабатывающих молоко, и переход к частной форме собственности привели к разрыву устоявшихся хозяйственных связей между товаропроизводителями в системе АПК и, как следствие, к сокращению производства всех видов молочной продукции. В 2004 году было произведено только 57% молока от объемов 1990 г., из которых на перерабатывающие предприятия поступило всего 42%, а потребление молочных продуктов в РФ составило 58% от физиологической нормы. Фактически не только не были достигнуты цели реформирования, но значительно снижен имевшийся ранее уровень, что обусловило отставание РФ от лидеров мировой молочной индустрии.

Создавшаяся ситуация свидетельствует, что отрасль на современном этапе не в полной мере выполняет свои функции по удовлетворению потребностей населения в молочных продуктах и находится в состоянии глубокого кризиса, выход из которого возможен только при условии ускорения научно-технического прогресса (НТП), основанном на широком внедрении в промышленное производство новейших достижений науки и техники. Однако на современном этапе большинство товаропроизводителей работает с использованием физически и морально устаревших технологий и оборудования (обновление материально-технической базы не превышает 2−3% в год при необходимом уровне в 8−10%), поэтому предлагаемый на рынке ассортимент не позволяет обеспечить для населения РФ физиологическую норму потребления молочной продукции.

Замедление темпов НТП обусловлено низкой инновационной активностью предприятий, что свидетельствует об отсутствии механизма эффективного взаимодействия между участниками процесса освоения научно-технических новшеств. Актуальность проблемы формирования организационно-экономического механизма использования научно-технических достижений на молокоперерабатывающих предприятиях обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Состояние изученности проблемы. Теоретические и методологические основы развития научно-технического прогресса в обществе исследуются многими зарубежными и отечественными учеными-экономистами. Среди зарубежных авторов следует назвать И. Шумпетера, Б. Твисса, Б. Санто, Э. Менсфилда и др., среди отечественных — Н. Д. Кондратьева, С. Ю. Глазьева, П. Н. Завлина, Л. И. Гохберга, С. Д. Ильенкову, Ю. В. Яковца, В. И. Кушлина, В. Г. Клинова и др. В их трудах использование достижений науки и техники в промышленном производстве определяется как важнейший фактор экономического роста в обществе.

Проблемы научно-технического развития АПК в условиях современных рыночных отношений рассматриваются в работах А. Н. Богатырева, О. В. Большакова, O.A. Масленниковой, И. С. Санду, В. И. Тужилкина, Т. Н. Смирновой и др. Ими выявлены основные направления развития НТП в различных отраслях АПК, предложены методики оценки эффективности инновационной деятельности предприятий, проанализированы возможности влияния государства на развитие инновационных процессов в АПК, однако практически не уделяется внимания исследованию проблем внедрения новшеств непосредственно в производство.

Особенности научно-технического развития отечественной молочной отрасли АПК рассматриваются в работах В. Д. Харитонова, В. Н. Сергеева, З. С. Зобковой, Е. И. Сизенко, A.B. Мартынова и др., а тенденции развития мировой молочной индустрии отражены в работах К. Маршалла, Р. Фенвика, Н. Гельке, Т. Коули, Дж.Смита. Следует отметить, что ряд авторов (Н. Гель-ке, Дж. Смит, A.B. Мартынов) интенсивное развитие отрасли напрямую связывают с совершенствованием рыночных отношений и усилением их влияния на производственно-коммерческую деятельность предприятий, что вызывает необходимость производства конкурентоспособной продукции на основе инноваций.

Таким образом, процессы освоения научно-технических достижений в молочной отрасли АПК РФ исследованы еще недостаточно. Особого изучения требуют организационно-экономические аспекты внедрения научно-технических достижений на молокоперерабатывающих предприятиях в условиях современных рыночных отношений.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является развитие теоретических и методических положений по формированию организационно-экономического механизма внедрения научно-технических разработок на молокоперерабатывающих предприятиях.

В соответствии с целью решаются следующие основные задачи:

— исследовать эволюцию научно-технического прогресса в сфере производства и переработки молока и определить особенности его развития на современном этапе;

— определить организационно-экономические условия осуществления процессов внедрения достижений НТП в молочной отрасли АПК и уточнить экономическую сущность инноваций в молочной перерабатывающей отрасли АПК;

— разработать модель организационно-экономического механизма внедрения научно-технических разработок на молокоперерабатывающих предприятиях;

— проанализировать состояние производства молочной продукции в РФ и определить региональные особенности осуществления инновационной деятельности на предприятиях молочной промышленности в условиях рыночных отношений;

— разработать методику выбора научно-технических разработок, позволяющую формировать ассортимент молокоперерабатывающего предприятия на основе инноваций.

Объект исследования. Объектом исследования являются молокопере-рабатывающие предприятия Пензенской области.

Предмет исследования. Предметом исследования выступают экономические отношения хозяйствующих субъектов в процессе осуществления инновационной деятельности на предприятиях молочной перерабатывающей промышленности в рыночных условиях.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам НТП и инноваций, в том числе в системе агропромышленного производства, а также материалы научно-практических конференций, статьи в научных сборниках и периодической печати.

В работе применены следующие методы исследования: системно-эволюционный — при исследовании закономерностей и особенностей развития НТП в сфере производства и переработки молока, институциональныйпри изучении взаимодействия хозяйствующих субъектов в процессе освоения научно-технических достижений в современных рыночных условиях, абстрактно-логический — при создании модели организационно-экономического механизма инноваций на предприятиях молочной промышленности, экономико-статистический и маркетинговый — при анализе рынка молочной продукции РФ и прогнозировании его развития, экономико-математический — при разработке алгоритма выбора научно-технических разработок для осуществления инноваций на предприятиях, функциональный — при оценке конкурентоспособности инновационных продуктов и вклада результатов инновационной деятельности предприятия в НТП отрасли.

Документальной основой работы являются нормативно-правовые акты, регламентирующие различные аспекты деятельности промышленных предприятий в РФ. В процессе исследования использовались информационные материалы Госкомстата России и Пензенской области.

Научная новизна работы. Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что:

— проанализирована эволюция НТП и закономерности его развития в сфере производства и переработки молока, выявлены этапы, характеризующие стадии развития способов и форм организации производства молочной продукции на фоне смены технологических укладов и определены особенности формирования современного качественно нового уклада, совершающегося при осуществлении инновационных процессов на всех фазах воспроизводства молочной продукции;

— изучены условия взаимодействия хозяйствующих субъектов в процесе внедрения научно-технических разработок на молокоперерабатывающих предприятиях в рыночной экономике и выявлено, что одним из существенных факторов активизации инновационных процессов является совершенствование организационно-экономических форм хозяйствования на основе кооперации и агропромышленной интеграции;

— уточнена экономическая сущность инноваций (с учетом специфики молокоперерабатывающей отрасли), которые представляют собой молочные продукты с новыми полезными свойствами, позволяющими удовлетворять спрос различных категорий потребителей и повышать прибыльность производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектовпредложена модель организационно-экономического механизма осуществления инновационной деятельности на молокоперерабатывающих предприятиях, представляющая собой систему взаимосвязанных элементов, обеспечивающих комплексный подход к реализации процессов внедрения научно-технических разработок в производство молочной продукции с учётом рыночных тенденций;

— разработана методика выбора научно-технических разработок для производства инновационных продуктов, позволяющая формировать конкурентоспособную ассортиментную программу предприятия молочной промышленности.

Практическая значимость результатов исследования. Теоретические выводы и обобщения, выполненные автором, позволяют промышленным предприятиям принимать обоснованные решения по поводу внедрения нововведений в свою производственно-коммерческую деятельность, дающих возможность избежать неэффективного использования ограниченных сырьевых и финансовых ресурсов.

Разработанные автором научные и практические материалы переданы для использования в Управление сельского хозяйства Пензенской области, а также внедрены на ООО «Лада-Молоко» (Пензенская обл., р.п. Малая Сер-доба), что подтверждено соответствующими документами.

Теоретические положения, выявленные в результате исследования, используются в учебных курсах для студентов как экономических, так и технических специальностей ВУЗов, изучающих экономику, организацию и управление в агропромышленных отраслях.

Апробация работы. Основные положения диссертации опубликованы в открытой печати в виде статей и тезисов, а также докладывались на научно-практических конференциях в г. Пензе и г. Москве. По теме диссертации опубликовано 11 работ общим объемом 2,7 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 208 наименований, и 11 приложений. Содержание изложено на 156 страницах машинописного текста, работа содержит 28 таблиц, 17 рисунков.

Выводы и предложении.

1. Научно-техническое развитие молочного подкомплекса АПК починяется общим закономерностям НТП и имеет особенности, обусловленные спецификой производства, переработки и потребления молока и проявляющиеся в непрерывном технико-технологическом и организационно-экономическом совершенствовании как молочного животноводства, так и молокоперерабатывающей промышленности в целях обеспечения населения социально значимой молочной продукцией высокого качества в необходимых объемах и ассортименте.

На современном этапе молочная отрасль АПК РФ находится в кризисном состоянии и не может обеспечить научно обоснованную норму потребления населением молочной продукции (в 2004 г. потребление моло-копродуктов в РФ было 228 кг на душу населения, что составило только 58,5% от физиологической нормы). Для удовлетворения имеющихся потребностей населения производство только цельномолочной продукции необходимо увеличить более чем в 2 раза. Однако состояние отечественной сырьевой базы не позволяет динамично наращивать объемы производства молока-сырья и в полной мере обеспечивать загрузку имеющихся производственных мощностей перерабатывающих предприятий. Кроме того, материально-техническое оснащение предприятий молочной промышленности за период 1990 — 2004 гг. практически не обновлялось и в значительной мере устарело как физически, так и морально. Преодоление данных негативных явлений возможно только при условии ускорения НТП в отечественной молочной отрасли АПК.

В целях наращивания объемов производства и потребления молочных продуктов в России необходимо решать следующие задачи:

— совершенствовать структуру сельхозтоваропроизводителей молока-сырья с повышением в общем объеме производства доли крупных сельхозпредприятий и фермерских хозяйств минимум до 70% (имевших место в 1990 г., когда производилось 55,7 млн. т против 31,9 млн. т, произведенных в 2004 г.), что позволит эффективно использовать современные технологии и технику, рассчитанные на применение в крупных животноводческих комплексах (например, внедрение автоматизированных высокоточных систем для молочного животноводства типа АСУТП-Истра, АИСУ-400, разработанных ВИЭСХ и обеспечивающих индивидуальный уход за животными) и тем самым обеспечить стабильную сырьевую базу для предприятий перерабатывающей промышленности;

— осуществлять переоснащение материально-технической базы моло-коперерабатывающих предприятий с использованием ресурсосберегающих технологий, с применением автоматизированных систем управления производственными процессами (например, внедрение автоматизированных технологических линий по производству широкого ассортимента цельномолочной продукции с длительными сроками хранения, по переработке вторичного молочного сырья и др.).

2. Проведенный анализ организационно-экономических условий научно-технического развития предприятий молокоперерабатывающей отрасли АПК в современных рыночных условиях позволяет сделать вывод, что действенность данного процесса зависит от эффективности взаимодействия экономических субъектов, в нем участвующих, а именно научно-исследовательских организаций, машиностроительных, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, потребителей, а также государства.

Было выявлено, что наиболее восприимчивыми к научно-техническим нововведениям являются интегрированные хозяйственные структуры, ведущим звеном в которых выступают крупные молокоперера-батывающие предприятия, взаимодействующие с сельхозпроизводителями молока-сырья, что позволяет обеспечить им стабильную сырьевую базу, и научно-исследовательскими коллективами, что дает возможность осуществлять венчурные инновационные проекты. Компании такого типа («Вимм-Билль-Данн», «Данон») занимают лидирующие позиции на общероссийском рынке молочной продукции. В то же время большинство отечественных молокоперерабатывающих предприятий действует на региональных рынках и слабо восприимчивы к нововведениям по причине инерционности и консерватизма менеджмента. Поэтому на региональном уровне необходимо осуществлять правовую и финансовую поддержку товаропроизводителей, стремящихся к созданию интегрированных структур и реализующих кластерный подход к производству конкурентоспособной молочной продукции.

3. В рыночных условиях одной из форм реализации НТП являются инновации, которые применительно к молочной перерабатывающей промышленности представляют собой разнообразные молочные продукты, позволяющие товаропроизводителям приобретать конкурентные преимущества и одновременно удовлетворять постоянно растущие потребности населения.

Для молокоперерабатывающего предприятия инновацией следует считать любой молочный продукт, впервые вводимый в ассортиментную программу, производство и реализация которого позволяют товаропроизводителю укрепить собственную рыночную позицию. Отечественным предприятиям необходимо постоянно оптимизировать структуру ассортимента производимой продукции за счет освоения производства новых наименований с учетом мировых тенденций, выражающихся в расширении производства продукции функционального и лечебно-профилактического назначения с длительными сроками хранения в удобной и экологичной упаковке.

На современном этапе развития науки и техники существует значительное количество различных завершенных научно-технических разработок в виде технологических линий или технологических процессов, позволяющих производить широкий ассортимент молочных продуктов, поэтому предприятиям молокоперерабатывающей отрасли следует только сделать правильный выбор. Однако процесс выбора является наиболее слабым звеном в инновационной деятельности отечественных предприятий, что объясняется высокой степенью неопределенности при принятии решений.

4. Автором разработан алгоритм выбора инновационного продукта для предприятия молочной промышленности, основанный на маркетинговом анализе рынка молочной продукции. Действие алгоритма было апробировано на примере формирования ассортиментной программы для ООО «Лада-Молоко» (Пензенская обл., р.ц. Малая Сердоба), являющегося типичным предприятием молочной промышленности региона. На первоначальном этапе был проведен анализ регионального рынка молочных продуктов, который показал, что наиболее перспективным для интенсивного развития является сегмент цельномолочной продукции. В данном сегменте были определены свободные продуктовые ниши и предложен ряд наименований цельномолочных продуктов, оптимальных для производства в ООО «Лада-Молоко». Для выбранных инновационных продуктов была осуществлена оценка потенциальной конкурентоспособности по разработанной автором методике, что позволило сформировать новую производственную программу для предприятия.

Реализация предложенной ассортиментной программы была начата в январе 2004 г. с приобретения нового оборудования и укрепления сырьевой базы, что позволило в течение 2004;2005 гг. произвести 188,8 т цельномолочной продукции на сумму 5171,4 тыс. руб.

6. Предприятия молочной отрасли АПК Пензенской области испытывают недостаток квалифицированных кадров (как в управленческой, так и производственной сфере), способных анализировать рыночные тенденции и адекватно реагировать на спрос потребителей. Используя возможности ВУЗов г. Пензы, можно решать как организационно-экономические, так и технические задачи в сфере производства и переработки молока. Однако на современном этапе существует определенный разрыв между науч-• ными коллективами и товаропроизводителями, преодолению которого должна содействовать информационно-консультационные службы АПК. Например, при участии ИКС могут быть организованы семинары для производителей молочной продукции по вопросам инновационного обновления производства, где, в частности могут быть использованы полученные автором результаты исследований рынка цельномолочной продукции Пензенской области и прогноз его развития.

7. На региональном уровне необходима разработка социально-экономических программ, позволяющих повысить рост потребления населением молочных продуктов. Используя передовой опыт ряда зарубежных стран и г. Москвы, рекомендуется разработать региональную инновационную программу «Школьное молоко», позволяющую обеспечить модернизацию предприятий молочной промышленности Пензенской области при целенаправленном увеличении потребления молочной продукции в возрастной группе от 6 до 16 лет.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. К., Зимняков В. М. Использование экономико-математической модели функционирования молокоперерабатывающего завода. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002. — 560с. — с.212−214.
  2. Алексейчева ЕЛО. Интеграция предприятий как фактор обеспечения конкурентоспособности. // Пищевая промышленность, 2005, № 7 -с.42−44.
  3. В.Ф., Муромкина И. И., Евтушенко Е. В. Маркетинговые ис-ледования потребительского рынка. СПб.: Питер, 2004 — 270с.
  4. А. И. Наука — техника — экономика. М.: Экономика, 1986.-386 с.
  5. К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост. // Экономист, 2002,№ 6 с.44−51.
  6. Ю. А. Инновационное развитие: новая концепция монополии и конкуренции. // МэиМО, 2005, № 2 с.31−34.
  7. И.Т. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2001 -304с.
  8. Н.Б. Производственные функции в моделях экономического роста.-М.: МГУ, 1981 126с.
  9. Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции. // Маркетинг в России и за рубежом, 2005, № 4 с.72−85.
  10. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Продовольственная безопасность. Раздел 2 -М.: МГФ «Знание», 2001 -480с.
  11. В., Новосельский В. Потенциал экономического развития и научно-технический прогресс. // Экономист, 2002, № 1 с.3−6.
  12. В., Остапкович. Г. Оценка инновационной деятельностипромышленных предприятий. // Экономист, 2001, № 5 с.37−41.
  13. В., Сафронов Б., Мельников Б. Оценка динамики народного хозяйства и прогноза на 2005г. // Экономист, 2004, № 11 с.43−59.
  14. С.Д., Гурвич Ф. Г. Нововведения и мы. М.: Наука, 1990. -208с.
  15. А.Н., Масленникова O.A. и др. АПК России: научно-технический прогресс в условиях рыночной экономики (проблемы и решения). Новосибирск, 1993 — 316с.
  16. А.Н., Масленникова O.A. и др. АПК России: приоритеты развития инновационных процессов в условиях рыночной экономики (теория, методология, практика). М.: Колос, 1994 — 248с.
  17. А.Н., Панфилов В. А., Тужилкин В. И. и др. Система научного и инженерного обеспечения пищевых и перерабатывающих отраслей АПК России. М.: Пищевая промышленность, 1995 — 528с.
  18. И.В. Инновационная экономика: мировой опыт и Россия. // ЭКО, 2002, № 11 — с. 170−178.
  19. О.В., Масленникова O.A. Маркетинг определяющая стадия инновационного цикла. // Пищевая промышленность, 1993, № 5 — с.6−8.
  20. А. Пищевая и перерабатывающая промышленность: интеграция в мировой рынок. // Экономист, 2002, № 5 с.84−91.
  21. И.Г. Демографическая ситуация в России и совершенствование школьного питания. // Молочная промышленность, 2004, № 3. с.35−36.
  22. И.Г. Новое в технике и технологии молочной промышленности. // Молочная промышленность, 2002, № 8 — с.53−54.
  23. М.Я. Взаимоотношения ИКС с органами АПК, научными и образовательными учреждениями. / Продовольственная безопасность как важнейший фактор национальной безопасности страны и роль ИКС АПК в ее обеспечении. Пенза, 2002 — с. 12−15.
  24. В.М. Сельскохозяйственная производственная кооперация в России. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. — 308с.
  25. A.A. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия. // Маркетинг в России и за рубежом, 2003, № 4 с.44−52.
  26. В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве ключ к импортозамещению.// Экономист, 2001, № 7 — с. 19−22.
  27. Я.Г., Гурьянов А. И. Об инновационной деятельности. // Пищевая промышленность, 2002, № 7 с.30−31.
  28. .Д., Кириллова Г. М. Работа с поставщиками сырья: опыт группы «Вимм-Билль-Данн». // Молочная промышленность, 2000, № 8 с.15−17.
  29. Н. Молочная промышленность с преимуществами логистики. // Молочная промышленность, 2001, № 9 с.34−35.
  30. С. Ю. Переход к инновационной экономике условие будущего развития России. // Инновации, 2002, № 3−4 — с.26−31.
  31. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. -М.: ВлаДар, 1993. -310с.
  32. В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России. -М.: Финансы и статистика, 2002. 176с.
  33. М.С. О задачах партии по коренной перестройке управления экономикой. // Правда, 1986, 26 июня.
  34. A.B., Масленникова O.A., Донскова C.B. и др. Экономика предприятия пищевой промышленности. Учебник. М.: Агрокон-салт, 2003.-616с.
  35. Гохберг J1.M. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики». // Вопросы экономики, 2003, № 3 — с. 26 -44.
  36. JI.M., Кузнецова И. В. Инновационные процессы: тенденции и проблемы. // Экономист, 2002, № 2 с.50−59.
  37. Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969−480с.
  38. P.P. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе. // РЭЖ, 2002, № 5−6 с. 24−34.
  39. A.A. Рычаги инновационного роста. // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 5 с.70−76.
  40. В.Б., Киселев В. Б., Монахов A.B. Актуальность и условия перехода к инновационному развитию промышленности. // Пищевая промышленность, 2005, №№ 5 6 — с.72−73, с.34−35.
  41. .М. Состояние сырьевой базы основная причина кризиса в молочном комплексе России. // Молочная промышленность, 1999, № 8 — с.4−7.
  42. В.Г. Экологичные биофабрики. // Пищевая промышленность, 2005, № 7 с.60−62.
  43. Департамент сельского хозяйства, //http://agroprim.ru/dshp/analitics/ re vie v/ analit5/
  44. JI.В., Надыкта В. Д. История основных пищевых продуктов. М.: ДеЛи Принт, 2002. — 304с.
  45. Н.И. История развития техники. Ростов н/Д: Феникс, 2001. -320с.
  46. П.Н., Васильев A.B. Оценка эффективности инноваций. СПб: Издательский дом «Бизнесс-пресса», 1998. 210с.
  47. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: ИН-ФРА-М, 2002. — 496с.
  48. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948−1 (ред. От 02.01.2000) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  49. З.С. Настоящее и будущее цельномолочного производства. // Молочная промышленность, 1999, № 12 с.8−12.
  50. З.С. Предлагаемые к освоению продукты. // Молочная промышленность, 2000, № 9 с. 6.
  51. В.В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Проблемы институционального анализа российских предприятий.// Экономическая наука современной Рооссии, 2002, № 3 с.40−55.
  52. С.А. Определение стратегии развития перерабатывающего предприятия АПК. / Дисс. канд. Экон. Наук. 08.00.05. М., 2003 -М.:РГБ, 2003.- 139с.
  53. В.И. Государственная поддержка технического обеспечения сельскохозяйственных организаций. Автореферат дисс. канд. экон. наук. Пенза, 2005. — 21с.
  54. Т.В. Тенденции в использовании упаковочных материалов. // Молочная промышленность, 1999, № 4 с.9−10.
  55. С.Д., Гохберг Л. М. и др. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 327с.
  56. С. Маркетинговый аудит факторов инновационного развития предприятий. // Маркетинг, 2002, № 1 с. 117−122.
  57. Инновационная активность промышленных предприятий. // http: // innovbusiness.ru/content/doc.
  58. О.Ф. Совершенствование технологии маркетингового исследования и прогнозирования регионального рынка сельскохозяйственной продукции (на примере рынка молока и молокопродуктов). Автореферат дисс. канд. экон. наук. Пенза, 2004. — 22с.
  59. В.Г. Инвестиции в основной капитал пищевой индустрии: условия, факторы, тенденции.// Пищевая промышленность, 2005, №№ 6−9. с.56−57.
  60. В.Г. Итоги работы пищевой и перерабатывающей промышленности в 2004 г., проблемы, перспективы. // Пищевая промышленность, 2005, № 2 с.6−15.
  61. В.Г. Пятилетие роста: пищевая и перерабатывающая промышленность в 1999—2003 гг. // Пищевая промышленность, 2004, № 2 с.32−41.
  62. В.Г., Серегин С. Н. Пищевая промышленность России в 2004 году: экономический рост через инвестиции. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005, № 3 с.7−13.
  63. Я.Т., Кириллова Г. М., Тихомирова H.A., Петрова И. В. Каким должно быть государственное регулирование. // Молочная промышленность, 2000, № 8 с. 11−14.
  64. Н.П. Интеграционные процессы в молочном подкомплексе. // Молочная промышленность, 2004, № 6 с. 18−19.
  65. С. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация.// Вопросы экономики, 2004, № 10 с.89−98.
  66. С. Логика институциональных изменений, /http://kirdina.ru/book/ glava9. shtml
  67. B.M. Конкурентоспособность продовольственных товаров. // Пищевая промышленность, 2005, № 1 с.10−11.
  68. Г. Б. Предприятие как фактор институциональной стабильности. // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 3 с. 108 112.
  69. Н.В. Производство конкурентоспособной молочной продукции в интегрируемых организациях.// Пищевая промышленность, 2004, № 10 с.28−30.
  70. В.Г. Волновая природа научно-технического прогресса и большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства.// Общество и экономика, 2002,№ 6 с.3−33.
  71. В.Г. Восходящая волна мирового хозяйства и возможности России. // Экономист, 2004, № 11 с. 30−32.
  72. Ю. Инновации условие конкурентоспособности. // Экономист, 2004, № 12 — с.23−29.
  73. Д., Деревянко Е. Оптимизация ассортимента «призрак», прибавляющий прибыль, http://gaap.ru/ biblio/ mngacc/ controling/ 014. asp
  74. E.B. Новые аспекты мировой продовольственной проблемы. // МЭиМО, 2005, № 3 с.3−9.
  75. Г. Институты, политика и экономический рост. // Вопросы экономики, 2004, № 7 с.35−50.
  76. В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур, //http://www.cfin.ru/ press/ management/2002-l/08/shtml.
  77. Н.Д. Избранные сочинения./ Под ред. Абалкина Л. И. и др. М.: Экономика, 1993 г. — 543с.
  78. О.П., Трифилова A.A. Интеграция стратегического иинновационного менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 4 с.22−27.
  79. Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1998 — 896с.
  80. Ф. Основы маркетинга. М.: Бизнес-книга, ИМА-Кросс Плюс, 1995 -672с.
  81. Т. Революция в потреблении молока и молочных продуктов, // Молочная промышленность, 2004, № 10-с. 16.
  82. Г. Научно-техническая политика новой России. // Человек и труд, 2001, № 1. -с.32−35.
  83. Ю.В. Перспективные направления использования оборудования для обработки молока.// Молочная промышленность, 2001, № 9-с.51−52.
  84. В.Р. Автоматизированные высокоточные интенсивные технологии в молочном скотоводстве, //http: viesh.narod.ru/milkl3/htm
  85. Л.И., Борисова В. Д., Звонова Е. И. Продовольственное обеспечение закономерность развития общества. — Пенза: ПГПУ им. Белинского В. Г., 2003. — 284с.
  86. В.В., Быкадоров В. П. и др. Экономика сельского хозяйства. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 346с.
  87. С.А., Маркова В. Д. Инновационные возможности: мифы и реальность. // ЭКО, 2002, № 11 с.78−84.
  88. A.A. К вопросу об оптимизации деятельности перерабатывающего предприятия молочной промышленности. //http://www.sibupk.nsk.su/ Intranet/ Univer/ Info/ KONFA/
  89. Л.П., Краснов А. Г., Назаров A.B. Экономика: инновационные подходы. М.: Гелиос, 1998 600с.
  90. И. Условия инновационного развития. // Экономист, 2001, № 7-с.9−18.
  91. В.И., Фоломьев А. Н. и др. Инновационность хозяйственныхсистем. М.: Эдиториал УРСС, 2000 205с.
  92. В.В. Наука бизнес — государство: партнерство и антагонизм. //http://www.opec.ru/pointdoc.asp?dno=53 804
  93. H.H., Савватеев Е. В. Конкурентоспособность инновационных товаров. // Пищевая промышленность, 2002, № 2 с.36−38.
  94. Т.Е. Финансово-промышленные структуры в пищевой промышленности России. //Пищевая промышленность, 2002, № 3 с.24−29.
  95. Т.Н., Симакова Л. В. Импорт и экспорт молочных продуктов в России. // Молочная промышленность, 2000, № 3 с.3−7.
  96. М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, проектов. М.: ДелоЛТД, 1995 — 128с.
  97. Д.А. Маркетинговый подход к развитию молочного комплекса. // Молочная промышленность, 2003, № 6 с.5−8.
  98. В.В. «Вимм-Билль-Данн» и все-все-все. // ЭКО, 2003, № 3 -с.12−19.
  99. В.И. Макроэкономическая теория оценки научно-технического прогресса и ее отраслевое применение. // Вестник ВНИЖТ, 2002, № 2 с.2−7.
  100. Ю.П., Рахлина Л. И. Производственные функции в анализе мировой экономики.// Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 1, с. 17−27.
  101. Манд ель А. Дай молочка, Буренушка, хоть капельку на донышко. http:// stpeteclub.ru/ analytics/issue.php?id=10
  102. К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.44
  103. A.B. Группировка молочной продукции. //Молочная промышленность, 2000, № 3 с.35−36.
  104. A.B. Импорт в формировании рынка молочной продукции России в 1990—1998//Молочная промышленность, 1999, № 10 с. 15−16.
  105. A.B. Мировые тенденции построения ассортиментной политики // Молочная промышленность, 2000, № 2 с. 26.
  106. A.B. Оптимизация ассортимента //Молочная промышленность, 2000, № 8 с.30−31.
  107. A.B. Современные аспекты формирования ассортимента // Молочная промышленность, 1999, № 6 с. 10−12.
  108. К., Фенвик Р. Тенденции развития технологии в молочной промышленности //Молочная промышленность, 2000, № 2 с. 14−16.
  109. O.A., Ульянов Е. В., Просвиркин В. Н. Безопасность инноваций // Пищевая промышленность, 2002, № 8 с.4−7.
  110. И. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист, 2003, № 2 с.3−11.
  111. С.Г. Рынок труда: методологические и теоретические основы познания (системно-эволюционный подход). Волгоград: РПК «Политехник», 2001 -208с.
  112. Молоко в школах // Молочная промышленность, 2000, № 4 с. 9.
  113. Э. Экономика научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970−240с.
  114. С.Н. Вероятность и перспективы будущей индустриальной революции // МэиМО, 2002, № 9 с.26−37.
  115. Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. — 346с.
  116. E.H., Кадыкова О. Ф. Комплексная оценка рынка молока и молочных продуктов // Молочная промышленность, 2004, № 10-с.18−19.
  117. М. Пищевые отрасли: задачи развития. // Экономист, 2004, № 3 с.87−91.
  118. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. -М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  119. Об аграрной политике КПСС в современных условиях. // Правда, 1989, 16 марта.
  120. Обзор рынка молока. Департамент консалтинга группы ИНЭК (Москва, 2004). // http:// inek.ru/objects/repository/1 094 639 010/moloko.pdf.
  121. Н. Молочный отдел: новинки двигатель продаж. 15 Ноября 2004. http:// www.retailer.ru /
  122. А.И. Эконометрика: учеб. пособие для ВУЗов. М.: Издательство «Экзамен», 2002 — 576с.
  123. Основы управления инновациями в пищевых отраслях АПК (наука, технология, экономика)./ Под ред. Тужилкина В. И. — М.: Изд. Комплекс МГУПП, 1998. 844с.
  124. Отдельные показатели деятельности молочной промышленности Пензенской области в 2000—2004 гг. Пензенский областной комитет государственной статистики, 2005.
  125. Г. Возможности технического совершенствования сельского хозяйства. // Экономист, 2004, № 8 83−88.
  126. Г. Стране нужна новая аграрная политика.// Экономист, 2004, № 4 с.83−88.
  127. В.А. Диалектика пищевых технологий. Материалы II международной научно-технической конференции «Прогрессивные технологии и оборудование для пищевой промышленности»: в 2 ч. / Ч. 1. — Воронеж, 2004. — с.7−20.
  128. Пересмотр и подготовка изменений отраслевых стандартов и технических условий. // Молочная промышленность, 2003, № 8 с.14−15.
  129. О.В. Ассортиментная концепция предприятия торговли. // Маркетинг, 2003, № 1 с.68−74.
  130. И.А. Маркетинговые исследования рынка молока и молочной продукции Волгоградской области./ Дисс. канд. экон. наук, 08.00.05 Волгоград, 2003 — М.: РГБ, 2003. — 142с.
  131. М. Международная конкуренция. Пер. с англ./ Под ред. Щетинина В. Д. М.: Международные отношения, 1993. — 896с.
  132. Постановление Правительства РФ от 02.09. 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности». (Российская газета, 1999, 17 сентября)
  133. Постановление Правительства РФ от 04.09.1992 № 708 «О приватизации».
  134. Постановление Правительства РФ от 10.08.1998 г. № 917 «О концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ на период до 2005 г.».
  135. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. (с изменениями от 24 июня 1992 г.) «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
  136. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832. «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 19 982 000 гг. // Российская газета, 1998, 19 августа.
  137. Гражданский кодекс РФ, ч. 1 и 2 (принят Государственной Думой 21октября 1994 г., с поправками от 22 декабря 1995 г.)
  138. Постановление Правительства РФ от 28.02.95 № 195 „Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции“.
  139. Постановление Совета Министров Правительства РФ от 12.04.1993 № 303 „О приватизации“.
  140. Производство молока в регионах РФ за 2004 г. по хозяйствам всех категорий. // http: // www. d2d.ru/DIR00/l 15 835/htm !
  141. Н.К., Кузнецова Т. А. Маркетинг молока и молочных продуктов. // Молочная промышленность», 2001, № 6 с. 12−13.
  142. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998. — 479с.
  143. Л.Б. Дискуссионные вопросы нынешнего этапа экономического реформирования. // РЭЖ, 2002, № 7 с.3−13.
  144. Л.И. Обоснование эффективности инвестиционных проектов на основе оценки срока окупаемости инвестиций. // Молочная промышленность, 1999, № 10- 19−20.
  145. Н.М. Фирма в экономической системе. М.: ТЕИС, 1998 -285с.
  146. Н.М. Экономика отраслевых рынков.// http://economics.boom.ru/ Rozanova/Rozanoval. htm
  147. Российский статистический ежегодник, 2003: Стат.сб./ Госкомстат России. М.: 2003 — 705с.
  148. Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятий. // Молочная промышленность, 2003, № 5 с.25−27.
  149. .В. Субъекты развития в системах территориального управления. // http:// labl-3.narod.ru/saz02-a.htm
  150. И.С., Веселовский М. Я. и др. Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России (состояние и перспективы).
  151. Коллективная монография. М.: Экономика и информатика, 2001 -322с.
  152. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
  153. А.И. Экономические преобразования в агропромышленном производстве. // Экономист, 2004, № 7 с.84−86.
  154. А.И. АПК в 2004 г.: основные результаты. // Экономист, 2005, № 3 с.79−84.
  155. Сельское хозяйство Пензенской области. Пенза: Госкомстат Пензенской области, 2004. — 228с.
  156. В.Н. Импорт, производство и потребление продовольствия. // Молочная промышленность, 2001,№ 9 с.3−4.
  157. В.Н. Интеграция сельскохозяйственных товаропроизводителей с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. // Молочная промышленность, 2001, № 12 с.3−4.
  158. В.Н. Молочная промышленность России третий год 21 века. //Молочная промышленность, 2004, № 11 — с.4−15.
  159. В.Н. Молочная промышленность России. // Молочная промышленность, 2004,№ 5 с.5−7.
  160. В.Н. Пищевая и перерабатывающая промышленность России. // Молочная промышленность, 2001 ,№ 7 с.5−8.
  161. В.Н. Пищевая и перерабатывающая промышленность Рос сии. Приватизация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. // Молочная промышленность, 2001, № 11 с. 3−4.
  162. В.Н. Пищевая промышленность России в рыночной экономике (1990−2003 гг.). // Пищевая промышленность, 2004, № 1 с.42−46.
  163. В.Н. Потребительская корзина россиян и рациональные нормы потребления // Пищевая промышленность, 2005, № 8 с.28−31.
  164. В.Н. Состояние молочной промышленности // Молочная промышленность, 2001, № 8 с. 6.
  165. С.М. Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности РФ // Пищевая промышленность, 2005, № 8 с.32−36.
  166. Е.И. Актуальные проблемы развития молочной промышленности. // Молочная промышленность, 2001, № 4 с. 11−12.
  167. Г. Повышение рентабельности предприятия за счет оптимизации ассортимента, http://www.axima-consult.ru/stati-1 -14.html
  168. Т.Н. Региональные особенности инновационных процессов в сельском хозяйстве (на материалах Пензенской области). / Ав-тореф. дисс.канд.экон.наук. Москва, 2000. — 24с.
  169. Дж. Развитие молочного бизнеса в России // Молочная промышленность, 2005, № 1 с.28−29.
  170. Состояние мировой молочной промышленности // Молочная промышленность, 2004, № 2 — с.4−7., Молочная промышленность, 2005, №№-4−5 -с.4−5.
  171. Социально-экономическое положение Пензенской области в 2003 году. Пенза, 2004. — 263с.
  172. Социально-экономическое положение Пензенской области в январе-декабре 2001. Госкомстат России. Пензенский областной комитет государственной статистики. Пенза, 2002. — 462с.
  173. Социально-экономическое развитие Пензенской области в 2002—2004 гг.-Пенза, 2005−43с.
  174. Л. Инновационная составляющая промышленной политики. // Экономист, 2004, № 11 с. 14−29.
  175. А. Воспроизводство и развитие экономического потенциала // Экономист, 2002, № 5 с. 12−20.
  176. Г. О., Елисеева Н.П. Меры государственной поддержки
  177. АПК // Пищевая промышленность, 2002, № 2 — с.28−30.
  178. . Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989−271с.
  179. Указ Президента РФ от 20.12.1994 № 2205 «Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции».
  180. Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ».
  181. Т.А. Методы продвижения продукции. //Пищевая промышленность, 2005, № 1 с. 18−20.
  182. И. Социально-экономические факторы устойчивого развития АПК. // Экономист, 2005, № 3 с.85−91.
  183. Х.А., Попова Е. В. Как измерить конкурентоспособность предприятия. // Маркетинг в России и за рубежом, 2003, № 4 -с.53−68.
  184. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  185. Федеральный закон от 23.01.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
  186. О.Б., Бобкова Н. З. Потребительская расфасовка молока и молочной продукции. // Молочная промышленность, 2001, № 4 — с.46−47.
  187. В. Актуальные проблемы модернизации российской промышленности. // Общество и экономика, 2002, № 8−9 с.36−41.
  188. В.Д. Молочная промышленность России ее проблемы и перспективы. // http://www.dairyunion.ru/point07.html
  189. В.Д. Некоторые проблемы продовольственной безопасности молочной отрасли. Сборник докладов международной конференции «Продовольственная безопасность России». М.: 2002с.294−298.
  190. В.Д., Незнанов Ю. А. Молочное производство России, состояние, ближайшая перспектива // http://www.dairvunion.ru/stat5.
  191. В.Д., Незнанов Ю. А. Тенденции, особенности и перспективы развития молочной промышленности России // Молочная промышленность, 2004, № 4 с.4−6.
  192. Дж. Экономическая теория и институты: манифест современной институциональной экономической теории. М.: Дело, 2003. -464с.
  193. В. Вертикальная интеграция и ФПГ // Экономист, 2002, № 3 -с. 11−24.
  194. В. Вопросы интеграции обрабатывающей индустрии // Экономист, 2004, № 12 с. 14−22.
  195. . Типы и уровни правил в в организациях, институтах и системах // Вопросы экономики, 2003, № 6 с.4−21.
  196. А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории // Вопросы экономики, 2003, № 1 с.24−41.
  197. А. Механизм соблюдения правил // Вопросы экономики, 2002, № 1 с.32−49.
  198. П. Инновационный хозяйственный механизм // Проблемы теории и практики управления, 1999, № 2 с.71−78.
  199. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982 -455с.
  200. Экономико-математический словарь. / Гл. ред. В.И. Данилов-Данильян. -М.: Большая российская Энциклопедия: Изд. Дом «Ин-фра-М», 2003 688с.
  201. Г. Особенности макроэкономического развития России. Институциональный пoдxoд/http://www.vabloko.ru/Publ/2003/2003 06
  202. Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса. Теория и экономический механизм. М. Экономика, 1988. — 334с.
  203. . Ю.В. Стратегия научно-инновационного прорыва. // Экономист, 2002, № 5 с.3−11.
  204. С. Эволюция социального механизма инноваций. // http://www.warwick.ac.ukyfac/soc/complabstuds/russia/yaroshenkorus.
  205. Freeman С., Louca F. As Time Goes By. From the Industrial Revolution to the Information Revolution. Oxford, Oxford University Press, 2001.
  206. Levitt T. Innovation in Marketing/ London, 1962.
Заполнить форму текущей работой