Наскальное искусство Тувы
Диссертация
Одной из самых важных страниц истории древней Тувы является довольно продолжительный период, включающий эпоху бронзы и ранний железный век, чрезвычайно насыщенный событиями, нашедшими яркое отражение в археологических материалах. В середине III тыс. до н.э. на Саяно-Алтайское нагорье проникают восточно-европейские племена, освоившие колесный транспорт, медеплавильное и бронзолитейное производство… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ
- L 1. История исследования наскального искусства Тувы
- I. 2. Проблемы изучения петроглифов Тувы
- ГЛАВА II. ПЕТРОГЛИФЫ ЭПОХИ БРОНЗЫ
- II. 1. Петроглифы эпохи энеолита-ранней бронзы
- II. 2. Изобразительная традиция эпохи ранней бронзы
- II. 3. Изобразительная традиция эпохи поздней бронзы
- II. 4. Некоторые композиционные особенности наскального искусства Тувы в эпоху бронзы
- ГЛАВА III. ПЕТРОГЛИФЫ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА
- III. 1. Краткая справка о скифской культуре Тувы
- III. 2. Петроглифы Тувы в аржано-майэмирском стиле
- III. 3. Петроглифы Тувы в монголо-забайкальском стиле
- III. 4. «Классические» изображения- вырождение звериного стиля
- III. 5. Некоторые композиционные особенности наскального искусства
- Тувы в скифскую эпоху
Список литературы
- Агафонова Г. А. Петроглифы Тянь-Шаня. Л.: Б.и., 1981. — 200 с.
- Адрианов A.B. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году // Записки Русского географического общества. Т. II. СПб.: 1888. -С. 403−404.
- Адрианов A.B. Писаницы в Урянхае //Архив МАЭС ТГУ. Фонд A.B. Адрианова. Папка 24.
- Афанасьева В.К. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. М.: Наука, 1979. — 194 е., ил.
- Байпаков K.M., Марьяшев А. Н. Петроглифы Баян-Чурека. Алма-Аты: Гылым, 2008. — С. 127.
- Березкин Ю.Е., Семенов Вл.А. Антропоморфные наскальные изображения в Цимрумокеанском регионе // Проблемы развития зарубежного искусства. Материалы Десятой научной конференции в память профессора М. В. Доброклонского. СПб.: 1997. — С. 3−8.
- Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая. МИА № 26 М.: Наука, 1952. — 346 с.
- Бледнова Н.С., Вишняцкий Л. Б., Гольдшмидт Е. С., Дмитриева Т. Н., Шер Я.А. Первобытное искусство (проблема происхождения) Под общей редакцией Я. А. Шера. Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного института искусства и культуры, 1998. — С. 78−90
- Богатырев Н.Г. О тувинских памятниках древности // Под знаменем Ленина-Сталина. № 2. -Кызыл: 1942. С. 97−104.
- Боголюбский И.С. Исследование древностей Минусинского округа Енисейской губернии в 1881 г // Изв. ВСОРГО. Т. 13, № 3. Иркутск: 1882. — С. 45.
- Боголюбский И.С. Исследование древностей Минусинского округа и верховьев реки Енисей в 1882 г // Изв. ВСОРГО. № 3., Т. 13. Иркутск: 1882.-С. 13−15.
- Боковенко H.A. К вопросу датировке некоторых енисейских изображений всадников // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 75−80.
- Боковенко H.A. К вопросу о миграциях номадов Евразии в скифскую эпоху // Birinci Uluslararasi Avrasya Arkeoloji Kogresi (The First International Congress of Eurasian Archaeology). Izmir: 2007. — p. 32−34.
- Боковенко H.A., Килуновская M.E., Чжан Co Xo. Наскальные изображения Центральной Азии. Сеул: Фонд истории Северо-Восточной Азии, 2007. -353 с.
- Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987.-288 с.
- Вайнштейн С.И. Археологические раскопки в Туве в 1953 г. // Уз. ТНИИЯЛИ, Вып. II. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1954. — С. 142−143.
- Вайнштейн С.И. Народное искусство Тувы. М.: Наука, 1974. — 223с.
- Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. М.: Наука, 1991. —296 с.
- Варенов A.B. Пещерное искусство в Китайской части Монгольского Алтая // Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. Кемерово: Изд-во КемГУ, 1998. — С. 89−90.
- Волков В.В. Оленные камни Монголии. — Улан Батор: Изд-во АН МНР, 1981.-254 с.
- Генон Рене Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997. — 494 е., ил.
- Грач А.Д. Обследование археологических памятников Западной Тувы // Уз. ТНИИЯЛИ. Вып. II. Кызыл: Тув. книжное издательство, 1954. — С. 155−165.
- Грач А.Д. Петроглифы Тувы. I. (Проблемы датировки и интерпретации, этнографические традиции) // Сб. МАЭ. Т. XVII. М.-Л.: 1957.-С. 385−427.
- Грач А.Д. Петроглифы Тувы II. (Публикация комплексов, обнаруженных в 1955 г.) Т. XVIII. // Сборник МАЭ. М.-Л.: 1958. — С. 339−385.
- Грач А.Д. Древние кочевники в Центре Азии. М.: Наука, 1980а.256 с.
- Грач А.Д. Вопросы изучения петроглифов Тувы // Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл: Тув. книжное издательство, 1980. — С. 119−123.
- Грязнов М.П. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири // АСГЭ. Вып. 3. Л.: Изд. Государственного Эрмитажа, 1961. -С. 7−31.
- Грязнов М.П. Раскопки царского кургана рапнескифского времени в Туве // Тез. докл. па сессии, посвящ. итогам полевых исслед. 1971. — М.: Изд-во ЛОИА, 1972. С. 420−421.
- Грязнов М.П. Окончание раскопок кургана Аржан // Археологические открытия. 1974 (1975). -М.: Наука. 1975.-С. 196−198.
- Грязнов М.П. К вопросу о сложении культур скифо-сибирского типа в связи с открытием кургана Аржан // КСИА. Вып. 154. М.: Изд. Ак. наук СССР, 1978.-С. 9−18.
- Грязнов М.П. Саяно-Алтайский олень. (Этюд на тему скифо-сибирского звериного стиля) // Проблемы археологии. Вып.2. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1978. — С. 222−232.
- Грязнов М.П. Начальная стадия развития скифо-сибирских культур // Археология Южной Сибири. Кемерово: Изд-во КемГУ, 1983. — 396 с.
- Грязнов М.П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. -Л.: Наука, 1980.-62 с.
- Гэ Шанлинь. Иныпань Яньцзю (петроглифы гор Инынань). -Пекин. 1985. (на китайском языке).
- Диков H.H. Наскальные загадки древней Чукотки: (Петроглифы Пегтымеля). М.: Наука, 1971. — 131 е., ил.
- Длужневская Г. В., Савинов Д. Г. Памятники древности на дне Тувинского моря. СПб.: ИИМК РАН, 2007. — 197 с.
- Дэвлет Е.Г., Дэвлет М. А. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. М.: Алтейа, 2005. — 471 е., ил.
- Дэвлет М.А. Наскальные изображения Куйлуг-Хема // Этногенез народов Северной Азии. Новосибирск: Наука, 1969. — С. 131−132.
- Дэвлет М.А. Работы по обследованию наскальных рисунков Тувы // Археологические открытия 1973. М.: Наука, 1974. — С. 202−203.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Улуг-Хема. М.: Наука, 1976. — 120 е., ил.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Саянского каньона Енисея // Археологические открытия 1976. М.: Наука, 1977. — с. 201−202.
- Дэвлет М.А. Мугур-Саргол древнее святилище на Енисее // У истоков творчества. Новосибирск: Наука, 1978. — с. 164−172.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Верхнего Енисея // Археологические открытия 1980. М.: Наука, 1981. — 180 с.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука, 1980. — 272 е., ил.
- Дэвлет М.А. Петроглифы на кочевой тропе. М.: Наука, 1982. -128 е., ил.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Верхнего Енисея // Археологические открытия 1981.-М.: Наука, 1983.-С. 197.
- Дэвлет М.А. Петроглифы скифо-сибирского звериного стиля в Саянском каньоне Енисея // Скифо-сибирский мир. Тез. Докл. Второй археологической конференции. Кемерово: Кузбасвузиздат, 1984. — С. 23−24.
- Дэвлет М.А. Работы в Саянской «трубе» Енисея //Археологические открытия. — М.: Наука, 1986. с. 1986.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Мозага-Комужап в Саянском каньоне Енисея // Археологические открытия 1985. М.: Наука, 1987.— с. 240.
- Дэвлет М.А. Культ быка в Центральной Азии // Природа. М.: Наука, 1988.-С. 35−37.
- Дэвлет М.А. Петроглифы бронзового века Тувы // Культура тувинцев: традиции и современность. — Кызыл: Тувкнижиздат, 1989. С. 10−19.
- Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1990. — 118 е., ил.
- Дэвлет М.А. О наскальных изображениях быков в Туве // Современные проблемы изучения петроглифов. Кемерово: Изд-во КемГУ, 19 936.-С. 74−75.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Енисея. История изучения (XVIII -начало XX вв.). М.: Изд-во Института археологии РАН, 1996. — 249 с.
- Дэвлет М.А. Окуневские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб.: Изд-во «Петро-РИФ», 1997.- С. 240−250.
- Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М.: Памятники исторической мысли, 1998. — 288 с.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Куйлуг-Хема // Мировоззрение древнего населения Евразии. М.: Институт археологии РАН, 2001. — С. 371 — 438.
- Дэвлет М.А. Изображения жилищ эпохи бронзы в наскальном искусстве Центральной Азии // Первобытная археология. Человек и искусство. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2002.- С. 42−47.
- Дэвлет М.А. «Каменный компас» в Саянском каньоне Енисея. М.: Научный мир, 2004. — 86 с.
- Дэвлет М.А. Александр Васильевич Адрианов. К 150-летию со дня рождения. Кемерово, Кузбассвузиздат, 2004. — 64 с.
- Дэвлет М.А. Мозага-Комужап памятник наскального искусства в зоне затопления Саянской ГЭС. -М.: Институт археологии РАН, 2009. 216 с.
- Дэвлет М.А. О возможном прототипе личин-масок мугур-саргольского типа // Археология Южной Сибири. Вып.25. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2011. — С. 67−72.
- Каменецкий PLC., Маршак Б. И., Шер Я. А. Анализ археологических источников (возможности формализованного подхода). М.: Наука, 1975. -178 с.
- Кенин-Лопсан М. Б. Мифы тувинских шаманов. Кызыл: Новости Тувы, 2002. — 543 с.
- Килуновская М.Е. Интерпретация образа оленя в скифо-сибирском искусстве (по материалам петроглифов и оленных камней) // Скифо-сибирский мир. Новосибирск: Наука, 1987-С. 103−107.
- Килуновская М.Е. Наскальные святилища Южной Тувы // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М.: Наука, 1990. — С. 198−205.
- Килуновская М.Е. Петроглифы на правом берегу Улуг-Хема // Уз ТНИИЯЛИ. Выпуск XVIII. Кызыл: Типография Госкомитета по печати и информации Республики Тыва, 1995. — С. 166−169.
- Килуновская М.Е. Культурные предпосылки сложения скифского изобразительного канона в Туве // Проблемы изучения окуневской культуры. Тезисы докладов конференции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — С. 60−63.
- Килуновская М.Е. Наскальные изображения как элемент религиозно-мифологических представлений кочевников Центральной Азии (По материалам Тувы) // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб.: Изд-во РЭМ, 1996а.-С. 149−153.
- Килуновская М.Е. Искусство Центральной Азии в скифское время (региональные и хронологические особенности) // Проблемы развития зарубежного искусства. СПб.: СПбГАИЖСиА им. И. Е Репина, 1997. — С. 8−11.
- Килуновская М.Е. Быки Кара-Булуна // Древние культуры в Центральной Азии и Санкт-Петербург. СПб.: Культ-информ-пресс, 1998а. -С. 159−163.
- Килуновская М.Е. Проблемы датирования петроглифов Тувы (роль сравнительно-типологического метода) // Международная конференция по первобытному искусству. Тезисы докладов. Кемерово: КемГу, 19 986. — С. 5658.
- Килуновская М.Е., Миклашевич Е. А., Попов В. А., Семенов Вл.А. Петроглифы на реке Чыргакы (Западная Тува) // Вестник САИПИ. Вып. 1. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. С. 28−29.
- Килуновская М.Е. Шаманистические мотивы в наскальном искусстве Саяно-Алтайского нагорья // Международная конференция по первобытному искусству. Т. 1. Кемерово: 1ТИКАЛС, 1999. — С. 232−238.
- Килуновская М.Е. Женщина-одежда-жилище знаки-символы первобытного искусства // Проблемы развития зарубежного искусства. СПб.: СПбГАИЖСиА им. И. Е. Репина, 2001а. — С. 3−7.
- Килуновская М.Е. Типология и хронология памятников искусства скифского времени Тувы // Евразия сквозь века. СПб.: СПбГУ, 20 016. — С. 179−182.
- Килуновская М. Е, Аржано-майэмирский стиль в наскальном искусстве Тувы // Степи Евразии в древности и средневековье. Материалымеждународной науч. конф., посвященной 100-летию со дня рождения М. П. Грязнова. Kh.II. СПб.: Изд-во ГЭ5 2002а. — С. 52−57.
- Килуновская М.Е. Композиция в стиле оленных камней на скалах Бегреды // Уз ТНИИЯЛИ Вып. XIX. — Кызыл.: Типография. Госкомитета по печати и информации Республики Тыва, 20 026 С. 136−141.
- Килуновская М.Е. Петроглифы на горе Хербис (Центральная Тува) // В книге Вл. А. Семенова «Суглуг-Хем и Хайыракан могильники скифского времени в Центрально-Тувинской котловине». СПб.: Изд-во «Петербургское востоковедение», 2003.- С. 204−238.
- Килуновская М.Е. Наскальные композиции на горе Шолде-Тей (Улуг-Хая) // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. СПб.: Ист. факультет СПбГУ, 2004а. — С. 255−261.
- Килуновская М.Е. Петроглифы эпохи бронзы на горе Шолде-Теп (Улуг-Хая) в Туве // Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии. Барнаул: Изд-во Алт. Гу, 20 046. — С. 64−69.
- Килуновская М.Е. «Дорога» в наскальном искусстве Евразии // Мир наскального искусства. Сб. докладов международной конференции. М.: Изд-во Института археологии РАН, 2005. — С. 122−125.
- Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Мотив змееборчества в искусстве ранних кочевников Евразии // Вторые исторические чтения памяти М. П. Грязнова. 4.2 Омск: Изд-во ОмГу, 1992. — С. 17−18.
- Килуновская М.Е., Семенов Вл.А.- Новые памятники наскального искусства Тувы // Проблемы развития зарубежного искусства. СПб.: СПбГАИЖСиА им. И. Е. Репина, 1998. — С. 9−11.
- Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Оленные камни Тувы (Новые находки, типология и вопросы культурной принадлежности) // Археологические вести. Вып.5. Ч. 1. СПб.: ИИМК РАН, 1998.- С. 143−154.
- Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Оленные камни Тувы (Сюжеты, стиль, семантика) // Археологические вести. № 6. — СПб.: ИИМК РАН, 1999. — С. 130−145.
- Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Бегире новый памятник наскального искусства раннескифского времени в Туве // Вестник САИПИ. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. — С. 14−15.
- Килуновская М.Е. Памятники Тувы (Республика Тыва) // Памятники наскального искусства Центральной Азии. Алматы: Республиканский НИЛИ ПМК., 2002. — С. 29 — 36.
- Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Петроглифы эпохи бронзы в долине реки Чыргакы // Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия. Красноярск: Изд-во КрасГУ, 2005а. — С. 164−167.
- Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Древнее святилище Ямалыг. // Состояние и освоение природных ресурсов Тувы и сопредельных регионов Центральной Азии. Геоэкология природной среды и общества. Вып. 8. — Кызыл. ТувИКОПР СО РАН, 20 056. С. 188−195.
- Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Древние культуры центральноазиатских степей // Escitas. Tesoros Tuva. Alikante: Marq. 2008. — С. 154−171.
- Килуновская M.E., Чадамба Л. Д. Памятники наскального искусства Тувы // Алтае-Саянская горная страна и история освоения ее кочевниками. -Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2007. С. 10 — 17.
- Килуновская М., Боковенко Н., Чжан Со-Хо Наскальные изображения Центральной Азии. Сеул:. Фонд истории Северо-вос1 очной Азии Институт истории материальной культуры РАН, 2007. — 353 с.
- Килуновская М. Е. Быки Саамчыыра 11 Тропою тысячелетий. К юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2008. С. 124−130
- Килуновская М.Е. Новые петроглифы на южном склоне восточного Танну-Ола в Туве. Археология Южной Сибири. К 80-летию Я. А. Шера. Вып. 25. Кемерово: РИО КемГУ, 2011. — С. 86−90.
- Килуновская М.Е. Колесницы эпохи бронзы в наскальном искусстве Тувы // Наскальное искусство в современной обществе. К 290-летиюнаучного открытия Томской писаницы. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. — С. 44−53.
- Клейн JI.C. Археологическая типология. СПб.: Изд-во АН СССР, 1991 -448 е., ил.
- Кляшторный С.Г. Шер Я А. Петроглифы и эпиграфика в Саянском каньоне Енисея // Археологические открытия 1971 года. М.: Наука, 1972. — С. 242−243.
- Ковалева О.В. Диссертация «Петроглифы эпохи поздней бронзы Хакасско-Минусинской котловины. Новосибирск: 2008. — 176 с.
- Ковалева О.В. Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2011. — 160 с.
- Ковтун И.В. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2001.-183 с.
- Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая (оленные камни). -Новосибирск: Наука, 1979. 120 с.
- Кубарев В.Д. Антропоморфные хвостатые существа Алтайских гор // Антропоморфные изображения. Новосибирск, Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1987. — С. 150 — 167.
- Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1988. — 173 с.
- Кубарев В.Д., Маточкин Е. П. Петроглифы Алтая. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1992. — 123 е., ил.
- Кубарев В.Д. О некоторых проблемах изучения наскального искусства Алтая // Древности Алтая. Вып. 4. Горно-Алтайск: Изд-во Горпо-Алт. ун-та, 1999.-С. 186−200.
- Кубарев В.Д. Мифологический сюжет «женщина и зверь» и его эволюция в петроглифах Алтая И Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий: Материалы Годовой сессии
- ИАЭ СО РАН. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2000.
- Кубарев В.Д. Исследование петроглифов Алтая в 2001 г. // Вестник САИПИ. Вып. 4. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. С. 11.
- Кубарев В.Д. К истокам скифо-сибирского звериного стиля. // Древности Алтая. Горно-Алтайск: Изд-во Горно-Алт. ун-та, 2002.
- Кубарев В.Д. Образ кабана в петроглифах Алтая. Новосибирск: Изд. Института Археологии и Этнографии СО РАН, 2001.- С. 72−78.
- Кубарев В.Д. Вооружения древних кочевников по петроглифам Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. № 4 (19).-Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. С. 49.
- Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цаган-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН- Улан-Батор: Юджин, 2005. — 640 е., ил.
- Кузьмина Е.Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоариев // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976. — С. 52−65.
- Кузьмина Е.Е. О «прочтении текста» изобразительных памятников искусства евразийских степей скифского времени: Методика анализа памятников //ВДИ.№ 1.-М.: Наука, 1983.- С. 95−106.
- Кузьмина Е.Е. Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве «звериного» стиля евразийских степей скифской эпохи // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. 1Товосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1987. — С. 3−12.
- Кузьмина JT.A. Ритуально-магическая гипотеза возникновения наскального искусства // Homo Eurasicus у врат искусства. Сборник трудов международной конференции. СПб.: Астерион, 2009. — С. 185−193.
- Кляшторный С.Г., Шер Я.А. Петроглифы и эпиграфика в Саянском каньоне Енисея // Археологические открытия 1971 года. М.: Наука, 1972. — С. 242 -243.
- Кызласов JI.P., Леонтьев Н. В. Народные рисунки хакасов. М.: Наука, 1980.- 115 с.
- Леонтьев Н.В. Колесный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан: Хакасское-книжное изд-во, — 1980. -65−84.
- Леонтьев Н.В., Капелько В. Ф., Есин Ю. Н. Изваяния и стелы окуневской культуры. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 2006. — 237с.
- Максименков Г. А. Современное состояние вопроса о периодизации эпохи бронзы Минусинской котловины // Первобытная археология Сибири. — Л., Изд-во ЛОИА, 1975. С. 48−58
- Маннай-оол М. Х. Итоги археологических исследований ТНИИЯЛИ в 1961 г. // УЗТНИИЯЛИ. Вып. X. Кызыл: Типография Госкомитета по печати и информации Тув. АССР, 1962. — С. 243−244.
- Мартынов, А.И., Марьяшев A.PL, Абатеков А. К. Наскальные изображения Саймалы-Таша. Алма-Ата: 1992. — 110 с-.
- Маточкин Е.П. Искусствознание и проблемы изучения первобытного искусства Сибири // Международная конференция по первобытному искусству Т.1. Кемерово: Никалс, 2000. — С. 110−117.
- Миклашевич Е.А. Петроглифы эпохи поздней бронзы (Южная Сибирь и Средняя Азия) // Наскальное искусство Азии. Вып.1. — Кемерово, Кузбассвузиздат, 1995. С. 33−34.
- Миклашевич Е.А. Выявление новых изображений на изученных памятниках наскального искусства. Неизвестные петроглифы Суханихи. // Археология Южной Сибири. Вып.25. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2011. — С. 91−106.
- Миклашевич Е.А. Фотографии сибирских писаниц в наследии A.B. Адрианова. // Тропою тысячелетий: к юбилею М. А. Дэвлет. Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. Bbin.IV. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2008. — С. 156−187
- Молодин В.И., Погожева А. П. Плита из Озерного // Советская археология 1990 № 1.- М.: Наука, 1990.-С. 167−190.
- Молодин В.И. Наскальное искусство Северной Азии: проблемы изучения // Археология, этнография и антропология Евразии № 3 — Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. С. 51−64.
- Молодин В.И., Ефремова Н. С. Грот Куйлю культовый комплекс па реке Кучерле (Горный Алтай). Новосибирск: Наука, 2010. — 264 с.
- Мухарева А.Н. Изображения крытых повозок в наскальном искусстве Центральной Азии // Археология Южной Сибири. К 80-летию Я. А. Шера. Вып. 25. Кемерово: РИО КемГУ, 2011. — С. 72−78.
- Наглер А. «Олени» оленных камней // Международный симпозиум «Terra Scythica». Тезисы докладов. Новосибирск, Изд-во Института археологии и этнографии, 2011. — С. 76−77.
- Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984. -168 с. ил.
- Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М.: Наука, 1989. — 381 с. ил. i
- Новоженов В.А. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии. Алматы: Изд-во Института археологии им. А. Х. Маргулана, 1994. — С. 223.
- Окладников А.П. Петроглифы Ангары. М.- JI.: Искусство, 1966.109 с.
- Окладников А.П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967. — 135 с. ил.
- Окладников А.П. Петроглифы Байкала памятники древней культуры народов Сибири. — Новосибирск, 1974.
- Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. Л.: Наука, 1−980. — 111с., ил.
- Окладников А.П. Петроглифы Чулутыи-Гола (Монголия). -Новосибирск: Наука, 1981а. 182 с.
- Окладников А.П. Петроглифы Монголии. Л.: Наука, 19 816.
- Окладников А.П. Центральноазиатский очаг первобытного искусства. Новосибирск: Наука, 1972. — 76 с. ил.
- Окладников А.П., Мартынов А. И. Сокровища Томских писаниц. -М., Искусство, 1972.
- Окладников А.П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петроглифы Горного Алтая. Новосибирск: Наука, 1980. — 140 е., ил.
- Окладникова Е.А. Образ человека в наскальном искусстве Центральной Азии // Антропоморфные изображения. Новосибирск: Наука, -1987.-С. 170−180.
- Окладникова Е.А. Модель Вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. СПб.: Изд-во МАЭ РАН, 1995.-320 с.
- Подольский Н.Л. О принципах датировки наскальных изображений.
- По поводу книги A.A. Формозова «Очерки по первобытному искусству.
- Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы натерритории СССР» // Советская археология № 3. М.: Наука, 1973. — С. 265 275.
- Подольский M. JL Интуиция бесконечности в наскальных изображениях // Своя и чужие культуры. Сознание. Искусство. Образ. СПб.: 1998.-С. 78−95.
- Подольский M.JI. Зверь, который был сам по себе, или Феноменология скифского звериного стиля. СПб.: «ЭлекСис», 2010. — 192 е., ил.
- Пяткин В.И., Мартынов А. И. Шалоболинские петроглифы. -Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1985. — 188 е., ил.
- Раевский Д.С. Антропоморфные и зооморфные мотивы в репертуаре раннескифского искусства // АСГЭ. Вып. 23. — JL: Искусство, 1983 -С. 8−15.
- Раевский Д.С. Модель мира скифской кулыуры. М.: Наука, 1985. — 256 е., ил.
- Руденко С.И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина 1 тысячелетия до н.э.). -М.: Изд-во Вост. лит., 1961. 68 с. ил.
- Савватеев Ю.А. Наскальные рисунки Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1983.- С. 214−215
- Савинов Д.Г. Изображение собак на оленных камнях (некоторые вопросы семантики) // Скифо-сибирское культурно-историческое единство -Кемерово: Изд-во КемГу, 1980. С. 319−328.
- Савинов Д.Г. Изображение «висящего» оленя на ритоне из Келермеса // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск: Наука, 1987. — С. 112−116.
- Савинов Д.Г. Наскальные изображения в стиле оленных камней // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М.: Наука, 1990. — С. 174−181.
- Савинов Д.Г. Изображения эпохи бронзы на плитах курганов юга Минусинской котловины // Современные проблемы изучения петроглифов. — Кемерово: Кузбасвузиздат, 1993. С. 61−72.
- Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. -СПб: Изд-во СПбГУ, 1994. 209 с.
- Савинов Д.Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея. Археологические культуры и культурогенез. СПб: Изд-во СПбГУ, 2002. — 202 с.
- Савинов Д.Г. О выделении стилей и иконографических групп изображений окуневского искусства // Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб.: Элексис Принт, 2006. — С. 157−190.s
- Савинов Д.Г. Парадигмы развития наскального искусства // Homo Eurasicus у врат искусства. Сборник трудов международной конференции. -СПб: Астерион, 20 096. С.86−93.
- Самашев З.С. Наскальные изображения // Археологические памятники в зоне затопления Шульбинской ГЭС. Алма-Ата: Изд-во Наука Казахской ССР, 1987. — С. 247−273
- Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. — Алма Ата: Гылым, 1992. — 288 с.
- Семенов Вл.А. Древнейшая миграция индоевропейцев на восток (к столетию открытия тохарских рукописей) // ПАВ.- СПб.: ИИМК РАН, 1993. -С. 25−30.
- Семенов Вл.А. Зооморфные образы в монументальном искусстве Среднего Енисея (эпоха энеолита-бронзы) // Животные в мифоритуальных системах. СПб.: Изд- во РЭМ, 1996. — С. 21−22.
- Семенов Вл.А. Окуневские памятники Тувы и Минусинской котловины (сравнительная характеристика и хронология) // Окуневский сборник. Культура, искусство, антропология. СПб.: СПбГУ, 1997. — С. 152 -160.
- Семенов Вл.А. Наскальное искусство Центральной Азии и центры культурогенеза // MIRAS, № 2. Ашхабад: Мирас, 2001. — С. 113−119.
- Семенов Вл.А. Крылатые копи в искусстве и мифологии ранних кочевников Центральной Азии // Роль ахалтекинского коня в формировании мирового конезаводства. Материалы научной конференции. — Ашхабад: Мирас, 2001.- С. 179−180.
- Семенов Вл.А. Курган Аржан пространственная модель мира ранних скифов Центральной Азии // Структурно-семиотические исследования в археологии. Т.1. — Донецк: Изд-во ДонГУ, 2002. — С. 207−232
- Семенов Вл.А. Суглуг-Хем и Хайыракан памятники скифского времени Тувы. — СПб.: Петербург-Востоковедение, 2003. — 240 с.
- Семенов Вл.А. Первобытное искусство (каменный век, бронзовый век). СПб.: Азбука-классика, 2008. — 460 с.
- Семенов Вл.А. Уюкско-саглынская культура // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т.2. М.: Институт археологии РАН, 2008. — С. 61−63.
- Семенов Вл.А. Скифские культуры Тувы //Ученые записки ТИГИ. Вып. XXII. Кызыл: Типография Госкомитета по печати и информации Республики Тыва, 2010. — С. 54−69.
- Семенов Вл.А. Плита с окуневской личиной со стоянки Кара-Орга в Туве // наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2011. — с. 129−134.
- Советова О.С. Изобразительные стандарты эпические «метафоры»? // Изобразительные памятники: стиль, эпоха и композиции. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 300 — 304.
- Советова О.С. Петроглифы татарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2005. 140 е., ил.
- Советова О.С., Миклашевич Е. А. Хронологические и стилистические особенности среднеенисейских петроглифов // Археология, этнография и музейное дело. Кемерово: Изд-во КемГУ, 1999. — С. 47 — 74.
- Стамбульник Э.У., Чугунов К. В. Погребения эпохи бронзы на могильнике Аймырлыг // Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. -СПб.: Элексис Принт, 2006. С. 292−303.
- Студзицкая C.B. Искусство Восточного Урала и Западной Сибири в эпоху бронзы // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М.: Изд-во Института археологии, 1987.-С. И1−181
- Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края. // Материалы по этнографии. T. IV, Вып. 2. Л.: Издание Гос. Русского музея, 1929. — С. 41−62.
- Формозов A.A. Памятники первобытного искусства на территории СССР. -М.: Наука, 1966. 127 е., ил.
- Формозов A.A. Наскальные изображения В Центральной Туве // Археологические открытия 1966 года. -М.:.Наука, 1967. — С. 133−135.
- Формозов A.A. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР. -М.: Наука, 1969.-256 с.
- Фрай Р. Наследие Ирана. М.: Наука, 1972. — 467 с.
- Франкфор А.-П., Якобсон Э. Подходы к изучению петроглифов Северной, Центральной и Средней Азии // Археология, этнография и антропология Евразии № 2. Новосибирск: Изд-во Инстиута археологии и этнографии СО РАН, 2009. — С. 53−78.
- Цивьян Т.В. Змея-птица: к истолкованию сюжета // Фольклор и этнография. -JL: Наука, 1984. С. 47−57
- Чернецов В. Н Наскальные изображения Урала. Ч. 1. — М.: Наука, 1964.-234 с.
- Черемисин Д.В. Петроглифы в долине устье р. Чуй (Горный Алтай) // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М.: Изд-во Института археологии АН СССР, 1990, — С. 165−182.У
- Черемисин Д.В. Стиль оленных камней в петроглифах Алтая // Сибирь в панораме тысячелетий (Материалы международного симпозиума Т. 1.). Новосибирск: Изд-во Инстиута археологии и этнографии СО РАН, 1998. -С. 609−614.
- Черемисин Д.В. К дискуссии об информативности петроглифов и методах их изучения // Археология, этнография и антропологи Евразии. № 1. — Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2006 С. 39−50.
- Черемисин Д.В. К семантике образа клювоголового оленя в пазырыкском искусстве // Тропою тысячелетий: к юбилею М. А. Дэвлет. Труды Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства. Вып. IV. -Кемерово: Кузбасвузиздат, 2008. С. 99−105.
- Членова Н.Л. Несколько писаниц Юго-Западной Тувы // СЭ № 4. -М.:1956-с. 54−58
- Членова Н.Л. Скифский олень // МИА. № 115. М.: 1962. — С. 167 203
- Членова Н.Л. Оленные камни как исторический источник (на примере оленных камней Северного Кавказа). Новосибирск: Наука, 1984. -100 с.
- Чугунов К.В. Новые находки личин в верховьях Енисея // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб.: Изд-во Петро-РИФ, 1997.-С. 237−239.
- Чугунов .К. В. Исследования на погребально-поминальном комплексе Аржан-2 в Туве // Археологические экспедиции за 2003 год. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2004. — С. 15−24.
- Чугунов К.В. Звериный стиль кургана Аржан-2: к постановке проблемы // Изобразительные памятники: стиль, эпоха, композиции. СПб.: 2004 а. — С. 273−276.
- Чугунов К.В. Продолжение исследований кургана Аржан-2 в Туве // Археологические открытия 2003 г. М.: 20 046. — С. 493−494.
- Чугунов К.В., Парцингер Г., Наглер А. Ювелирные изделия из кургана Аржан 2. Вопросы происхождения комплекса // Ювелирное искусс тво и материальная культура. (Тезисы докладов). СПб.: 2003. — С. 125−128.
- Чугунов К.В., Наглер А., Парцингер Г. Аржан 2: материалы эпохи бронзы // Окуневский сборник 2. Культура и ее окружение. СПб.: 2006. — С. 303 -312.
- Чугунов К.В. Плиты с петроглифами в комплексе кургана Аржан-2 (к хронологии аржано-майэмирского стиля) // Тропою тысячелетий. Сборник научных трудов, посвященных юбилею Марианны Арташировны Дэвлет. -Кемерово: Кузбасвузиздат, 2008. С. 53−69.
- Чугунов К.В. Некоторые особенности искусства кургана Аржан 2 // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т. II. -М.: Институт археологии РАН, 2008. С. 98 — 101.
- Чугунов К.В. Аржан-1 и Аржан-2: сравнительный анализ // Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Ч. I. Кызыл: Аныяк, 2009. — С. 48−52,
- Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980. -328 с.
- Шер Я.А. «Господин копей» на берегу Енисея // ПАВ. № 6. СПб.: ИИМК РАН, 1993.
- Шер Я. А. Петроглифы древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — С. 28−35.
- Шер Я. А. Первобытное искусство (проблема происхождения). — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. С. 95−100.
- Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М.: Институт археологии АН СССР, 1987. — С. 47
- Aspelinl.R Fels-und Steininschriiten am oberen Jenissei // Zeitschrift fur Ethnologie, Bd. 19.-Berlin, 1887.
- Aspelinl.R Die Stepprngraber im Kriese Minusinsk am Jenissei // Finniscn-ugrische Forschuhgen. Bd. XII, H. l-2. -Helsingfors, 1912.
- Appelgren-Kivalo H. Alt-altaische Kunstdenkmaler, Brefc und Bildermfterial von J.R.Aspelins Reise in Sibirien und Mongolei 1887−1889. -Helsingfors, 1931.
- Appelgren-Kivalo Ii. Vogelkopf und Hirsch als Orhamentsmotivt in der Vorzeit Sibiriens // F. u F. Bd. XII. Leipzig, 1912.
- Grano I.G. Archaeologische Beobachtungen von meinen Reisen in den nordlichen Chinas in den Jahren 1906 und 1907 // Jornal de la Societe Finno-Ougorennt. Bd.XXXVI. Helsinki, 1909.
- Grano I.G. Arhaeologische Beobashtungen von mainen Reisen in Sudsibirien und Nordwestmongolie im Jahre 1909.// Jornal de Societe Finno-Ougorienne. Bd. XXVIII. Helsingfors, 1912.
- Tallgren A. M Inner Asiatic and Sibirian rock Picturies // ESA. Vol. 8. -Helsinki, 1933.
- Jacobson E., Kubarev V.D., Tseevendorj D. A New Petroglyhis in the Altai Mountains. Bayan Oigor. // Repertoire des Petroglyphes d' Asie Centrale. -Paris: De Boccard, 2001.