Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Определение лимитов численности работающих на промышленных предприятиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, на современном этапе развития промышленного производства в росте численности отмечается два направления. Развертывание научно-технической революции, увеличение масштабов производства, усложнение организационной структуры требуют значительного увеличения численности и изменения состава работающих, что является положительным фактором в развитии промышленного производства. С другой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕШОЧ*1ЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИМИТА ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
    • 1. 1. Методология обоснования показателя лимита численности рабочих и служащих
    • 1. 2. Лимит численности в системе экономических показателей предприятий
    • 1. 3. Лимиты численности как инструмент управления трудовыми ресурсами
  • Глава II. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕМ СИЛЫ НА ЭТАПЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 2. 1. Анализ установления лимита численности на предприятиях и в регионах страны
    • 2. 2. Нормирование труда — основа расчета лимита численности работающих на предприятии
    • 2. 3. Анализ высвобождения численности на предприятии
  • Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСЧЕТОВ ОБОСНОВАНИЯ ЛИМИТА ЧИСЛЕННОСТИ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ
    • 3. 1. Совершенствование расчета лимита численности рабочих и служащих
    • 3. 2. Расчет лимита численности в условиях функционирования АСУ «Труд»

Определение лимитов численности работающих на промышленных предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Решения ИУ1 съезда КПСС содержат комплексную программу совершенствования системы управления советской экономикой. Съезд призвал ускорить перестройку хозяйственного механизма и указал ее главные направления: повышение уровня планирования, более умелое использование экономических стимулов и рычагов, улучшение организационной структуры и методов управления. По каждому из этих направлений намечены кошфетные меры, реализация которых и составляет содержание работы по улучшению хозяйственного механизма в текущей пятилетке и на перспективу.

Кроме того, новый этап экономического развития страны характеризуется изменением экономических условий воспроизводства. Сокращаются возможности развития за счет привлечения дополнительных материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Поэтому упор должен быть сделан на интенсификацию производства, переориентацию путей развития народного хозяйства.

Немаловажным в этом процессе является комплексное выполнение мероприятий, предусмотренных Постановлением ДЕС КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» от 12 июля 1979 года. В нем намечена система мер по повышению уровня плановой работы в народном хозяйстве. При этом как важнейшие направления улучшения всей плановой работы определены: выбор наиболее эффективных мероприятий для достижения высоких конечных народнохозяйственных результатов, рациональное сочетание отраслевого и территориального развития, перспективных и текущих планов, совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, обеспечение сбалансированного роста экономики. Госплану СССР поручено поднять на качественно новый уровень содержание планирования на основе усиления роли перспективных планов, широкого применения программно-целевого метода, внедрения системы научно-обоснованных норм и нормативов и ряда новых экономических показателей.

Выявление роли, сущности, возможностей определения вновь вводимых показателей является одной из основных причин их успешного применения в процессе перестройки хозяйственного механизма.

На Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года отмечалось, что «стратегия партии в совершенствовании развитого социализма должна опираться на прочный марксистско-ленинский теоретический фундамент. Между тем, если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок» [ 9, с. 19/. Поэтому изучение и разработка теоретических основ отдельных показателей, планируемых на предприятиях, объединениях страны в одиннадцатой пятилетке, и их взаимосвязей весьма актуальны. Одним из таких показателей выступает лимит численности рабочих и служащих.

Вопросам формирования и рационального использования кадров уделяется значительное внимание в работах советских ученых «особенно в последний период в связи с резким уменьшением возможностей экстенсивного использования трудовых ресурсов. Следует отметить большой вклад в решение этих проблем, представленный работами: Е. Г. Антосенкова, В. Г. Афанасьева, Т. А. Бараненковой,.

В.Б.Белкина, Д. И. Валентея, Г. Х. Гендлера, А. З. Дадашева, Л. М. Данилова, М. И. Долшпнего, Г. А. Егиазаряна, Л. И. Жукова, Н. А. Иванова, Е. И. Капустина, В. Г. Костакова, Л. А. Костина, П. П. Литвякова, АаЗ. Майкова, И. А. Малмыгина, Е. Л. Маневича, И. С. Масловой, П.Ф.Петро-ченко, Е. И. Рузавиной, Е. С. Исакова, И. В. Ручимскогб, И. И. Сигова, М. Я. Сонина, С. Г. Струмилина, Б. С. Хорева, В. Н. Ягодкина, И.Я.Ягод-киной и др.

Лимиты численности были установлены на промышленных предприятиях и объединениях страны с I января 1980 года, а в экспериментальном порядке в Москве и Ленинграде — с конца девятой пятилетки. Несмотря на то, что этот показатель планируется уже четыре года (а по Москве и Ленинграду вторую пятилетку), пока не существует достаточно четкой методики его определения. Не существует также исследований, посвященных сущности этого показателя, определению его роли и места в системе показателей предприятия. Таким образом, проблема определения лимита численности рабочих и служащих тлеет большую как научную, так и практическую значимость.

В условиях ускоренного перехода экономики страны на интенсивный путь развития, когда перед партийными, профсоюзными организациями и трудовыми коллективами ставится конкретная задача — добиться сверхпланового повышения производительности труда на I процент и снизить себестоимость продукции дополнительно на 0,5 процента,-требуется применение новых плановых инструментов, которые смогли бы развить и обогатить общий механизм взаимодействия централизованного планирования и экономического стимулирования производства. Лимит численности рабочих и служащих, являясь новым элементом хозяйственного механизма, с одной е стороны, выступает как инструмент планирования трудовых ресурсов общества, обеспечивающий необходимые пропорции между вещественным и личным факторами общественного производства в отраслевом и территориальном разрезе, а с другой — является максимальной научно обоснованной величиной работящих, необходимой для рационального ведения технологического процесса с безусловным выполнением производственной программы.

Принимая данную точку зрения в качестве общей концепции исследования, в диссертации предпринята попытка на основе выяснения природы и назначения лимита численности разработать методические рекомендации по расчету этого показателя на промышленных предприятиях и объединениях.

Значительное внимание в работе уделено сущности, роли и анализу процесса высвобождения рабочей силы. Это обусловлено тем, что в условиях высокой занятости трудоспособного населения задача комплектования кадрами всех отраслей народного хозяйства становится все более сложной. И сейчас уже трудно согласиться у с позицией некоторых экономистов, которые считают, что прирост трудовых ресурсов в народном хозяйстве можно обеспечить за счет привлечения в общественное производство неработающих пенсионеров и трудоспособное население, занятое в домашнем и личном подсобном хозяйствах. В настоящее время главным источником обеспечения потребности в трудовых ресурсах отраслей народного хозяйства выступает само общественное производство. На первый план, в связи с этим, выносится проблема фактического высвобождения рабочей силы. Таким образом, целью диссертации является разработка теоретико-методических основ определения лимита численности, анализ использования рабочей силы на современном этапе развития общественного производства и в результате этогоразработка методических рекомендаций по расчету лимита численности рабочих и служащих на промышленных предприятиях и объединениях.

Методологической основой исследования служат марксистско-ленинская политическая экономия, основные положения, относящиеся к проблематике темы, вынесенной в название диссертации, в трудах классиков марксизма-ленинизма, Конституция СССР, решения съездов партии, постановления ЦК КПСС и Советского правительства. В диссертации использованы материалы научных конференций, работы советских ученых-экономистов. Свои выводы автор основывала на базе фактических данных ЩШГТР Госкомтруда РСФСР, результатов обследования ряда производственных объединений Министерства энергетики и электрификации СССР, а также ведущего производственного объединения Министерства медицинской промышленности РСФСР — МО «Красногвардеец» .

В качестве методов исследования применены логический и экономико-статистический анализ, графическое моделирование, монографическое описание, метод научной абстракции, математическое программирование.

Структура диссертации обусловлена избранной концепцией, целью и методологией исследования, осуществляемой согласно марксистскому методу восхождения от абстрактного к конкретному.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.

В первой главе разрабатывается методология обоснования лимита численности рабочих и служащих. Показывается его место в системе экономических показателей предприятия. Раскрывается сущность лимита численности как инструмента управления трудовыми ресурсами общества. Вскрывается сущность и уточняется определение процесса высвобождения рабочей силы, определяется его роль в разработке методики расчета лимита численности рабочих и служащих.

Во второй главе анализируется использование рабочей силы на предприятии в условиях интенсификации общественного производства. Проводится анализ установления лимита численности, его отклонения от фактической численности работающих. Анализируется состояние нормирования труда как основа расчетачисленности на предприятии. Исследуется процесс высвобождения рабочей силы и возможности его протекания в настоящее время на предприятиях.

В третьей главе указываются пути совершенствования расчета лимита численности рабочих и служащих. Предлагаются принципы определения отдельных промышленных предприятий в качестве источников высвобождения рабочей силы. Разрабатывается методика расчета лимита численности. Показывается совершенствование анализа трудовых показателей в условиях функционирования АСУ «Труд» .

В заключении изложены основные выводы, полученные в результате исследования.

Диссертация выполнена в соответствии с координационным планом НИР вузов по экономике на 1981;1985 гг., утвержденным приказом Минвуза СССР от 12.06.81 г. № 634.

Результаты исследования сообщались на ряде конференций и были опубликованы в четырех статьях.

Основные элементы научного вклада диссертации состоят в следущем:

— углублено экономическое понятие лимита численности работающих, предложено его новое определение;

— выявлено место лимита численности в системе экономических показателей предприятия;

— уточнено определение процесса высвобождения рабочей силы;

— разработана модель составления территориального плана по определению источников высвобождения и перераспределения трудовых ресурсов;

— разработаны методические рекомендации по определению лимита численности работающих на промышленных предприятиях и объединениях;

— разработана АСУ «Труд», обеспечивающая глубину и оперативность анализа трудовых показателей, необходимые для разработки мероприятий по высвобождению работающих;

— предложены меры по совершенствованию организации лимитирования численности работающих: а) предоставить право распоряжаться лимитами численности, то есть устанавливать их окончательную величину и увеличивать в необходимых случаях численность работающих на предприятиях сверх лимита территориальным плановым органам и отделам по труду исполкомов Советов народных депутатовб) устанавливать лимит численности рабочих и служащих отдельно по каждой категории цромышленно-производственного персоналав) разделять суммарную экономию численности на условную экономию и высвобождение работающих, выделять и планировать фактическое высвобождение работников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В свете проблем, поставленных ХХУ1 съездом КПСС и указанных в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981;1985 годы и на период до 1990 года, работа экономических служб на всех уровнях должна быть подчинена дальнейшему вскрытию резервов, повышению интенсификации производства. Осуществление курса на интенсификацию общественного производства предполагает обеспечение перехода к ресурсосберегающему типу расширенного воспроизводства, наиболее полное использование прей.

О и и Г г муществ и возможностей социалистической системы хозяйства. Интенсификация по своей сущности означает усиление ориентации всей хозяйственной деятельности на всемерное удовлетворение требований закона экономии времени, проявляющегося в повышении эффективности использования живого и овеществленного труда, сбережении природных ресурсов, рациональном потреблении создаваемых обществом продуктов. При достигнутых масштабах производства, огромных объемах вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов дальнейший рост экономики страны, решение стоящих перед ней социально-экономических задач становятся во все более тесную и прямую зависимость от ресурсосбережения.

Важным направлением в экономической деятельности партии и правительства на современном этапе является осуществление трудосберегающей политики. С этим связано применение такого нового планового показателя как лимит численности рабочих и служащих.

Введение

в систему экономических показателей предприятий и объединений лимита численности работающих требует всестороннего изучения его сущности, роли, методов расчета, позволяющих эффективно распределять и использовать трудовые ресурсы общества.

Анализируя установление лимита численности работающих, нормирование труда, как основу для определения потребностей в кадрах на предприятии, расчет экономии численности работников, а также систему планирования и управления трудовыми ресурсами в целом, можно отметить основные недостатки, свидетельствующие об отсутствии надежной методики расчета лимита численности рабочих и служащих, и причины, тормозящие полное использование на практике рычагов, связанных с созданием хозяйственного механизма, отражающего как отраслевые, так и региональные условия воспроизводства трудовых ресурсов.

Во-первых, выявленные в ходе исследования особенности установления и использования лимита численности работающих на промышленных предприятиях в настоящее время говорят об отсутствии научно обоснованной методики его расчета. Это обстоятельство не позволяет лимиту до конца выполнять роль инструмента, призванного управлять трудовыми ресурсами общества на всех уровнях народного хозяйства, их рациональном использованием на каждом рабочем месте.

Во-вторых, при существующей системе управления нормированием труда слабо реализуется связь нормирования труда на уровне предприятий с общественно необходимыми затратами труда. Установление лимита численности работающих на промышленных предприятиях в настоящее время не стимулирует пересмотр существующих норм и нормативов по труду.

В-третьих, экономия численности работающих считается на предприятиях не по сравнению с фактической или нормативной, а по сравнению с исходной численностью, расчет которой ведется таким образом, что не заинтересовывает коллективы предприятий в повышении эффективности использования рабочей силы. Отдел труда и заработной платы на предприятии, являясь формальным координатором по разработке мероприятий, обеспечивающих экономию численности рабочих и служащих, вследствие загруженности учетными и обеспечивающими функциями, не в состоянии провести качественный анализ использования рабочей силы. Отсутствие глубины, содержательности, оперативности и адресности в анализе использования рабочей силы приводит к тому, что разработанные мероприятия носят номинальный характер и их выполнение не строго соблюдается.

В-четвертых, появившиеся в настоящее время в системе планирования и управления трудовыми ресурсами страны дополнительные прямые и обратные связи, указывающие на взаимодействие отраслевого и территориального планирования и управления, используются не в полной мере. Это обстоятельство обусловлено тем, что не разработаны вопросы теоретикочлетодического характера, связанные с установлением и использованием лимита численности работающих.

На основании разработанной в ходе настоящего исследования концепции и проведенного анализа можно сделать ряд выводов, характеризующих основные направления совершенствования расчетов обоснования лимита численности рабочих и служащих.

Во-первых, лимит численности рабочих и служащих на уровне народного хозяйства в целом, отраслей, а также регионов страны выступает как инструмент планирования трудовых ресурсов общества, обеспечивающий необходимые пропорции между вещественным и личным факторами общественного производства в отраслевом и территориальном разрезе. На уровне предприятия, объединения лимит численности рабочих и служащих является максимальной научно обоснованной величиной работающих, необходимой для рационального ведения технологического процесса с безусловным выполнением производственной программы.

Во-вторых, существующий в современных условиях интенсификации общественного производства дефицит трудовых ресурсов в отдельных регионах страны делает региональный уровень планирования и управления использованием трудовых ресурсов исходным в обеспечении народного хозяйства рабочей силой. Именно на уровне территории возможно более эффективное управление перераспределением высвобожденной рабочей силой. В связи с этим право устанавливать окончательную величину лимита численности рабочих и служащих и увеличивать в необходимых случаях численность работающих на предприятиях сверх лимита целесообразно предоставить территориальным плановым органам и отделам по труду исполкомов Советов народных депутатов.

В-третьих, на современном этапе развития промышленного производства в росте численности отмечается два направления. Развертывание научно-технической революции, увеличение масштабов производства, усложнение организационной структуры требуют значительного увеличения численности и изменения состава работающих, что является положительным фактором в развитии промышленного производства. С другой стороны, иногда происходит чрезмерное увеличение численности работающих в силу различного рода недостатков в организации производства и организации труда, не соблюдаются необходимые пропорции между категориями промышленно-производственного персонала. Рациональное использование рабочей силы заключается в том, чтобы, всемерно развивая первое направление, в то же время не допускать’излишества в численности, строго соблюдать оптимальное распределение функций совокупного рабочего. Это диктует необходимость устанавливать лимит численности рабочих и служащих отдельно по каждой категории цромышленно-производственного персонала.

В-четвертых, соотношение масштабов условной экономии численности, фактического и относительного высвобождения рабочей силы определяется как уровнем и направлением развития технического прогресса, так и системой мер — технических, организационных, экономических, позволяющих добиваться запланированного конечного результата. Зто обусловливает необходимость разделения суммарной экономии рабочей силы на условную экономию численности и высвобождение работающих. Причем под высвобождением рабочей силы мы понимаем объективный процесс, присущий стадии машинного производства, выражающийся в реальном перемещении работников, которое обусловлено ликвидацией одних и появлением новых рабочих мест под влиянием научно-технического прогресса. Выделение и планирование фактического высвобождения работающих может стать действенным критерием рационального использования рабочей силы на отдельном предприятии, объединении.

В-пятых, решения по определению источников высвобождения необходимой для перераспределения рабочей, силы территориальные плановые органы и органы по труду исполкомов Советов народных депутатов должны основывать не на изучении планов по труду предприятий, объединений и организаций (так как работники этих отделов не в состоянии справиться с возложенными на них функциями по той простой причине, что эти функции тлеют огромный, никак не соизмеримый со штатами этих органов, объем), а на отдельных показателях или группах показателей, дающих возможность судить об отдельном предприятии, объединении как об источнике высвобождения рабочей силы. Таким показателем может стать величина, затрат ручного труда на единицу (или на рубль) выпускаемой предприятием продукции.

В-шестых, основой для расчета лимита численности рабочих и служащих должна стать нормативная численность работающих, скорректированная на их фактическое высвобождение. Это общий принцип определения лимита численности работающих с использованием запланированного фактического высвобождения. По отдельным годам пятилетки лимит численности рабочих и служащих будет определяться как снижающаяся по годам нормативная численность работающих.

В-седьмых, глубина, содержание, оперативность и адресность в проведении анализа рационального использования рабочей силы, необходимые для разработки мероприятий, экономящих живой труд, обеспечиваются при функционировании автоматизированной системы управления трудом на предприятии. Максимальное сокращение учетных и обеспечивающих функций работников отделов труда и заработной платы с переносом их на ЭВМ высвобождает рабочее время для выполнения аналитических функций. В этом случае появляется возможность для детального проведения анализа использования рабочей силы и принятия более эффективных решений, являющихся основой для разрабатываемых мероприятий по экономии живого труда и фактическому высвобождению работников.

Предложенные пути совершенствования системы планирования и управления трудовыми ресурсами и, в частности, расчетов обоснования лимита численности рабочих и служащих позволят более эффективно реализовывать мероприятия, предусмотренные Постановлением.

ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» от 12 июля 1979 года. В свою очередь, выполнение этих мероприятий способствует более рациональному использованию производственного потенциала страны, ускорению научно-технического прогресса, переводу экономики на интенсивный путь развития, что является основой для обеспечения дальнейшего роста благосостояния советских людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал. Т.1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.23.
  2. К. Теории прибавочной стоимости (17 том «Капитала»). ч.З. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26, ч.З.
  3. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. ч.1. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1.
  4. К. Энгельсу, 8 января 1868 г.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.32, с.8−12.
  5. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971.- 320 с.
  6. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.- 256 с.
  7. Материалы ХОТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.-223 с.
  8. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября1982 г. М.: Политиздат, 1982.- 30 с.
  9. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983.- 80 с.
  10. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря1983 г.- М.: Политиздат, 1984.- 31 с.
  11. Материалы внеочередного Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г.- М.: Политиздат, 1984.- 32 с.
  12. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984.- 31 с.
  13. О дальнейшем повышении роли Советов народных депутатов в хозяйственном строительстве: Постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, 19 марта 1981 г.- Собр. постановлений Правительства СССР. Отд.1, 1981, № 13, ст. 78.
  14. О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве. /Излож.постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 18 августа 1983 г./. Собр. постановлений Правительства СССР. Отд.1, 1983, й 24.
  15. Об утверждении положения об уполномоченном Госплана СССР по экономическому району СССР: Постановление Совета Министров СССР, 29 сентября 1982 г.- Собр. постановлений Правительства СССР. Отд.1, 1982, В 28, ст. 145.
  16. Совершенствование хозяйственного механизма. Сборник документов. Подготовлен редакцией «Экономической газеты». М., Правда, 1980.- 320 с.
  17. Народное хозяйство СССР в 1982 г.: Стат. ежегодник /ЦСУ СССР,-М.: Финансы и статистика, 1983.- 574 с.
  18. Л.И. Диалектика социалистической экономики.- М.: Мысль, 1981, — 351 с.
  19. Л.И. Конечные народнохозяйственные результаты: Сущность, показатели, пути повышения.- 2-е изд., доп. и перерат.-М.: Экономика, 1982.- 184 с.
  20. А.Г. Управление социалистическими предприятиями: Вопросы теории и практики.- М.: Экономика, 1979.- 448 с.
  21. А.Г. Управление и эффективность.- М.: Экономика, 1981.- 72 с. (Экономика СССР: I98I-I985 гг.).
  22. А.Ш. Фонды поощрения и стимулирования технического прогресса.- М.: Наука, 1981.- 150 с.
  23. А.И. Повышение научного уровня управления труд ом.-М.: Профиздат, 1980.- 136 с.
  24. Л., Багрова И., Багров В. Учет профессионально-квалификационного состава в расчетах обеспеченности промышленного комплекса трудовыми ресурсами.- Плановое хозяйство, 1972, № 5, с, 141−145.
  25. Т.А. Высвобождение рабочей силы и улучшение ее использования при социализме.- М.: Наука, 1974.- 174 с.
  26. И.Л. Совершенствование методов анализа труда и заработной платы.- М.: Экономика, 1975.- 247 с.
  27. В. Когда полнее сочетаются отраслевые, территориальные и общенародные интересы. Соц. труд, 1984, В 7, с.82−90.
  28. В.А. Технический прогресс и планирование роста производительности труда по факторам. Киев, 1968.- 47 с.
  29. В. «Ананьев А. 0 межотраслевом распределении трудовых ресурсов на длительную перспективу. Плановое хозяйство, 1975, й II, с.44−50.
  30. В.В. Новая техника и планирование производительности труда. М.: Знание, 1976.- 63 с.
  31. М.В. Экономические и методологические основы планирования. М.: Экономика, 1973.- 150 с.
  32. . Планирование производительности труда. Вопр. экономики, 1976, В 6, c. IOI-III.
  33. И.П. Ускорение роста производительности труда -коренная экономическая задача. М.: Экономика, 1973.- 63 с.
  34. А.И. Эффективность общественного производства и трудовые ресурсы.- М.: Изд-во стандартов, 1980.- 112 с.
  35. В.Ф. Рабочие места и численность работающих. В сб.: Развитие производительных сил и социально-экономические проблемы трудовых ресурсов Сибири. — Новосибирск, 1973, с.76−77.
  36. В.А., Павлов Н. В., Ткач В. Б. Об эффективности трудовых ресурсов и платежах за их использование. Экономика и мат. методы, 1978, 14, № I, с.40−52.
  37. C.H. О проблеме дефицита рабочей силы. В кн.: Пробл. эффективного использования трудовых ресурсов. — М., 1981, с.115−120.
  38. Вопросы повышения эффективности промышленного производства
  39. Ред.Светлов Н.М.- М. Д978. 187 с.
  40. Всесоюзная научно-техническая конференция «Совершенствование хозяйственного механизма в отраслях промышленности: Сб. основных докладов. Изд-во Московского ун-та, 1982.- 119 с.
  41. Г. Х. Опережающий рост производительности труда по сравнению с объемом производства. Социалистический труд, 1983, J& 5, с.19−25.
  42. Г. Х., Шалаева Г. В. Система работы с меньшей численностью. Л.: Лениздат, 1983.- 141 с.
  43. Е.В. Научно-технический прогресс и проблема ограниченности трудовых ресурсов.- Тр. ЛИЭИ игл.П.Тольятти, 1977, вып.121, с.62−65.
  44. С.И. Об актуальных проблемах определения плановой потребности народного хозяйства в специалистах. Известия АН СССР. Сер.экон., 1976, № I, с.151−156.
  45. В. Норма труда. Правда, 1984, 7 мая.
  46. Г. Действенный контроль за использованием рабочей силы. важная задача органов по труду.- Соц. труд, 1979, JS 9, с.83−88.
  47. Гребенников В.Г."Пименцев О.С."Шаталин С. С. Актуальные проблемы совершенствования социалистических распределительных отношений.- Экономика и математические методы, 1984, том XX, JSI, с.172−178.
  48. И.Е., Жуков Л. И., Ручшлский И. В. Методика определения задания по сокращению ручного труда и лимитов численности работающих: Учебное пособие. Днепропетровск: ДГУ, 1983.88 с.
  49. Р., Павленко А. Нормативный метод планирования численности ИТР и служащих. Соц. труд, 1981, № 8, с.69−77.
  50. Л.С. Хозрасчетные стимулы повышения эффективности использования живого труда. Известия АН СССР. Сер.экон., 1977, В 6, с.59−73.
  51. С.И. Численность и структура занятых в народном хозяйстве. М.: Экономика, 1976.- 112 с.
  52. Доклад председателя Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. Соц. труд, 1983, $ II, с. З-П.
  53. Л. Дорошенко Т. Что мешает преодолению дефицита рабочей силы.- Соц. труд, 1980, № 4, с.96−100.
  54. Дорохова Л.С."Колосова Р. П. Использование трудовых ресурсов на современном этапе.- Известия АН СССР. Сер.экон., 1981,1. Я 2, с.103−116.
  55. П.П. Исчисление и планирование роста производительности труда по факторам.- М.: Экономика, 1963.- 260 с.
  56. Л.И. Производительность труда в промышленности СССР и методология ее измерения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1972.- 272 с.
  57. Л.И., Горелов H.A. Нужен системный подход. Соц. труд, 1984, В 3, с.65−69.
  58. A.B. Высвобождение рабочей силы важнейший резерв повышения экономической эффективности общественного производства. — В кн.: Эффективная организация общественного производства. — г. Горысий, 1979, с.80−90.
  59. Н. Актуальные задачи местных плановых органов. -Плановое хозяйство, 1983, й 6, с.20−30.
  60. М.А., Самарина И. А. Технический прогресс и структура ИТР и служащих.- М.: Экономика, 1970.- 127 с.
  61. Исследование деятельности промышленных предприятий /Под ред. Р. Г. Карагедова.- Новосибирск, 1979.- 168 с.
  62. В. Выше уровень нормирования меньше требуется людей.- Соц. труд, 1984, № 4, с.57−63.
  63. И. Совершенствование системы материальных балансови нормативной базы планирования. Плановое хозяйство, 1980, 8, с.34−45.
  64. Р. После первого анализа.- Правда, 1984, 9 августа.
  65. А. Назревшие изменения.- Соц. труд, 1984, № 3,с.58−64.
  66. Д., Рожкова В. Планирование производительности труда на предприятиях.- Плановое хозяйство, 1976, № 5, с.96−107.
  67. Д. Планирование производительности труда в условиях нового хозяйственного механизма. Соц. труд, 1980, JS I, с.43−51.
  68. Д. Хозяйственный механизм и труд.- Вопросы экономики, 1981, В 3, с.131−142.
  69. Е. Некоторые социально-экономические проблемы труда в восьмидесятых годах.- Соц. труд, 1981, № 4, с.64−75.
  70. Г. Я., Мунтян Ю. С. Роль стабильных экономических нормативов в хозяйственном механизме.- М: Экономика, 1980.-71 с.
  71. Ф.Н. «Стрижкова Л.А., Широбокова В. А. Об оптимизации межотраслевого распределения капитальных вложений и трудовых ресурсов с учетом их взаимозаменяемости. Экономика и математические методы, 1981, 17, № 3, с.528−539.
  72. A.B. Платежи за рабочую силу и ее экономическая оценка. Известия Сибирского отделения АН СССР. Сер. обществ, наук, 1979, & II/3, с.41−46.
  73. I.A. Рост производительности труда основной факторразвития производства и повышения благосостояния народа. -М.: Мысль, 1980.- 72 с.
  74. Кочубей 3. Рациональное использование трудовых ресурсов -забота Советов народных депутатов. Соц. труд, 1982, № 3, с.63−67.
  75. В.В. Влияние научно-технического прогресса на изменение структуры рабочего класса СССР. Итоги и перспективы. М.: Наука, 1971.- 391 с.
  76. П., Шадыев А. Механизация производства и проблемы сокращения затрат ручного труда. Плановое хозяйство, 1979, Л 10, с, 46−54.
  77. В. Планирование производительности труда на рабочих местах.- Плановое хозяйство, 1974, № 4, с.115−118.
  78. В., Хаит И. Щекинский метод прямая заинтересованность в выполнения планов с меньшей численностью персонала.-Соц.труд, 1979, № 6, с.20−24.
  79. В.А. Совершенствование организации, нормирования и стимулирования труда.- М.: Профиздат, 1983.- 144 с.
  80. И. Система рабочих мест: особенности развития. -Коммунист, 1984, № 5, с.122−125.
  81. В. Начало важного экономического эксперимента. -Соц.труд, 1976, № 12, с.105−109.
  82. И.С. Организация инженерно-технического труда и вопросы управления современным предприятием. Л., 1971.-24 с.
  83. И.С., Лавриков Ю. А. Повышение эффективности работы экономической службы предприятия.- Л., 1973.
  84. И.С. Управление предприятием и инженер. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.- 208 с. 87,88,89
Заполнить форму текущей работой