Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Клинико-организационные особенности оказания стоматологической помощи при заболеваниях пародонта населению муниципального района крупного города

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большое значение в деле эффективности оказания помощи должно придаваться и такому важному фактору, действующему в условиях мегаполиса, как межрегиональная миграция населения. О влиянии роли миграции на заболеваемость населения известно из работ Гринина В. М. (2006), Пашаева А. Ч. (2009). Достаточно также упомянуть работу Троценко К. Г. (2006), на материале Хабаровского края раскрывающую влияние… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПАРОДОНТА НА
  • МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МАТЕРИАЛЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 3. 1. Основные клинико-организационные показатели работы врачей пародонтологического отделения муниципальной районной стоматологической поликлиники
    • 3. 2. Основные клинико-организационные показатели работы врачей стоматологического терапевтического отделения муниципальной районной стоматологической поликлиники
    • 3. 3. Сравнительный анализ показателей работы врачей на пародонтологическом приёме и на традиционном терапевтическом стоматологическом приёме в условиях муниципального стоматологического ЛПУ

    3.4. Социально-демографическая и мотивационная характеристика обращаемости пациентов с заболеваниями пародонта, получающих специализированную помощь в условиях муниципального районного стоматологического ЛПУ крупного города.

Клинико-организационные особенности оказания стоматологической помощи при заболеваниях пародонта населению муниципального района крупного города (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Воспалительные заболевания пародонта, несмотря на совершенствование способов их диагностики и лечения, до сих пор остаются одной из самых распространённых и сложных в лечении стоматологических патологий, занимая значительное место в структуре оказания стоматологической помощи (Вагнер В.Д., 2007, 2008; Леонтьев В. К., 2008; Грудянов А. И., 2009). По данным Алимского А. В. (2008, 2009), с целью их лечения в ЛПУ обращается каждый 3−4 пациент.

Одной из важных причин этого, помимо не всегда эффективных мер лечебно-профилактического характера, исследователями называется воздействие социальных и средовых факторов, несовершенство ряда современных организационных моделей оказания помощи, наличие выраженного фактора миграции населения, присущего крупным городам (Гринин В.М., 2006; Максимовский Ю. М., 2007).

О значимости влияния организационных факторов в деле эффективности оказания стоматологической помощи говорят исследователи (Леонтьев В.К., 2005, 2008; Вагнер В. Д., 2007, 2008; Бутова В. Г., 2009). Население в крупных городах пользуется широким спектром ЛПУ (государственные, частные, др.), однако основная доля оказанной помощи приходится на муниципальные ЛПУ, работающие по территориальному принципу (Вагнер В.Д., 2007; Бутова В. Г., 2008; Гринин В. М., 2008).

Оказание стоматологической помощи при заболеваниях пародонта в муниципальных ЛПУ осуществляется в настоящее время по 2 основным моделям: в рамках традиционных терапевтического, хирургического, ортопедического отделений (помощь оказывают обычные врачи-стоматологи терапевты, хирурги, ортопеды) и в рамках специализированного пародонтологического отделения, в котором собраны врачи терапевты, хирурги и ортопеды, специализирующиеся в пародонтологии.

Большое значение в деле эффективности оказания помощи должно придаваться и такому важному фактору, действующему в условиях мегаполиса, как межрегиональная миграция населения. О влиянии роли миграции на заболеваемость населения известно из работ Гринина В. М. (2006), Пашаева А. Ч. (2009). Достаточно также упомянуть работу Троценко К. Г. (2006), на материале Хабаровского края раскрывающую влияние межрегиональной миграции населения на нуждаемость в лечении болезней пародонта, установившую факты отрицательного влияния миграции на эффективность оказания стоматологической помощи, на снижение медицинской активности населения, на ухудшение здоровья из-за развития процессов дезадаптации, связанных с нарушениями режима труда и отдыха, с нарушениями сбалансированности рациона и т. п. Высокой интенсивностью миграционных процессов отличается и г. Москва.

Однако, в известных на сегодняшний день работах не раскрываются сведения об особенностях оказания пародонтологической помощи населению в условиях крупного города на муниципальном уровне, особенно с учётом ряда вышеизложенных социально-демографических и организационных особенностей. До сих пор неясны особенности нуждаемости населения муниципального района в пародонтологической помощи, его обращаемость, эффективность работы врачей и т. д. Между тем, совершенствование оказания помощи не может проводиться без учёта вышеизложенных параметров, оказывающих существенное влияние на формирование здоровья.

Всё это обусловило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования.

Совершенствование оказания стоматологической помощи при заболеваниях пародонта населению муниципального района крупного города.

Задачи исследования:

1) проанализировать основные клинико-организационные показатели работы врачей пародонтологического отделения муниципальной районной стоматологической поликлиники крупного города (в сравнении с традиционным терапевтическим стоматологическим отделением);

2) оценить основные показатели нагрузки врачей, их выработки (трудозатрат) на пародонтологическом приёме в условиях муниципальной районной стоматологической поликлиники;

3) изучить основные социально-демографические и мотивационные особенности обращаемости населения муниципального района по поводу заболеваний пародонта,.

4) изучить особенности стоматологической активности, удовлетворённости населения муниципального района полученной помощью по поводу заболеваний пародонта.

Научная новизна исследования.

Подробно изучены социально-демографические и мотивационные особенности обращаемости населения муниципального района при заболеваниях пародонта, его стоматологическая активность и удовлетворённость полученной помощью. Дана оценка эффективности оказания помощи в условиях пародонтологического отделения и традиционного терапевтического стоматологического отделения муниципального ЛПУ, проанализированы основные клинико-организационные особенности пародонтологического приёма, показатели нагрузки и трудозатрат врачей. Разработаны научно обоснованные рекомендации по оказанию специализированной помощи при заболеваниях пародонта населению крупного города в современных условиях. Практическая значимость исследования.

Полученные данные позволили обосновать выбор более эффективной организационной модели оказания помощи при заболеваниях пародонта, планирование объёма помощи. Учитывание социально-демографических и мотивационных особенностей обращаемости населения муниципального района на пародонтологическом приёме способствует более эффективной клинической работе, повышению медицинской активности населения, внедрению диспансеризационных программ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социально-демографические и мотивационные особенности обращаемости населения муниципального района за стоматологической помощью по поводу болезней пародонта.

2. Эффективность оказания помощи населению муниципального района в условиях специализированного пародонтологического отделения.

3. Особенности стоматологической активности и удовлетворённости полученной помощью населения муниципального района.

Внедрение результатов исследования. Результаты работы внедрены в учебный процесс и используются в преподавании студентам, ординаторам и аспирантам кафедр факультетской терапевтической стоматологии МГМСУ, госпитальной терапевтической стоматологии, пародонтологии и гериатрической стоматологии МГМСУ, кафедры общей и ортопедической стоматологии РМАПО, в клиническую практику Клинико-диагностического центра МГМСУ. Работа выполнялась по проблеме 30.01 «Эпидемиология стоматологических заболеваний и вопросы организации стоматологической помощи» и была включена в план НИР РМАПО (№ госрегистрации 1 200 117 746).

Личное участие. Автором лично изучена первичная медицинская и статистическая документация, проведено клинико-организационное и социологическое обследование и стоматологическое лечение 212 больных. В ходе выполнения работы автором освоены клинические методики оказания терапевтической стоматологической помощи, проведены организационные и социологические методы исследования пациентов, выполнены статистическая обработка, подготовка текстовой и иллюстративной части работы, разработка протоколов исследований.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены и обсуждены на совместном межкафедральном совещании кафедр общей и ортопедической стоматологии РМАПО, факультетской терапевтической стоматологии, госпитальной терапевтической стоматологии, пародонтологии и гериатрической стоматологии, пропедевтической стоматологии, общественного здоровья и здравоохранения МГМСУ (январь 2010).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 3 научные статьи, в том числе 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, материалов и методов исследования, глав собственных исследований, обсуждения полученных результатов, выводов и практических рекомендаций, списка литературы и изложена на 122 страницах. Диссертация содержит 10 таблиц и 21 рисунок.

Список литературы

состоит из 216 источников, в том числе 192 — отечественных и 24 — зарубежных авторов.

ВЫВОДЫ:

1. Основная доля обращений населения муниципального района г. Москвы на традиционном терапевтическом стоматологическом приёме осуществляется с целью лечения кариеса зубов и его осложнений (75,8%), доля профилактических обращений составляет 15,1−24,5%. На пародонтологическом приёме значительную долю обращений занимает удаление зубных отложений и другие гигиенические мероприятия (44,2%), хирургическое лечение заболеваний пародонта осуществляется у каждого девятого пациента (11,3%) независимо от сезонных колебаний обращаемости (р<0,05). Доля обращений по поводу заболеваний слизистой оболочки полости рта составляет 0,6−0,8%.

2. При практически равных показателях обращаемости населения муниципального района на традиционном терапевтическом стоматологическом приёме и на пародонтологическом приёме (12,6−12,8 чел/смену и 11,7−12,9 чел/смену, в том числе первичных 4,25 и 2,16 чел./смену, или 15,2% и 13,7%) показатели выработки врачей выше на последнем (44,7 у.е.Т/смену против 55,0 у.е.Т/смену, в пересчёте на 1 пациента — 3,41−3,63 у.е.Т и 4,42−4,50 у.е.Т), р<0,01. Доля излеченных составила соответственно 23,7−24,4% и 13,1−18,2%, в том числе от первичных 74,7% и 92,6% (р<0,05).

3. Основные социально-демографические особенности обращаемости населения муниципального района г. Москвы на изучаемых видах приёма представлены отсутствием тендерных различий (р<0,01), преобладанием определённых возрастных групп (пародонтологический приём — лица старше 45 лет, терапевтический стоматологический приём — 35−44 лет), а также различными долями некоренного населения (соответственно 26,3% и 52,2%), р<0,05.

4. Установлены различия мотивационной обращаемости населения муниципального района г. Москвы на пародонтологическом приёме: основная мотивация обращения лиц из числа мигрантов — острая боль или срочная необходимость лечения (60,0%) — плановое лечение у пародонтолога (35,0%), эстетическое лечение (5,0%). У лиц из числа коренного населения две трети пациентов (по 37,5%) обращались по поводу острой боли или планового лечения у пародонтолога, в 2 раза реже (17,8%) — обращения с целью эстетического восстановления, и 7,1% - с профилактической целью (р<0,05).

5. Стоматологическая активность населения муниципального района г. Москвы на изучаемых видах приёма остаётся чрезвычайно низкой (с рекомендуемой кратностью 2 раза в год обращалось всего 7,5% пациентов, вообще в порядке плановой обращаемости — 35,3% (в том числе 11,8% - 1 раз в год, 16,0% - 1 раз в 2 года). Профилактическая активность населения составила 5,6−5,9%. Стоматологическая активность населения муниципального района была ниже у некоренного населения, а также на пародонтологическом приёме по сравнению с традиционным терапевтическим стоматологическим приёмом (р<0,05).

6. Существенных различий удовлетворённости пациентов на двух сравниваемых видах приёма не получено (р>0,1) — на пародонтологическом приёме треть пациентов (32,3%) оценили оказанную помощь на «отлично», в 2 раза меньше (18,4%) — на «удовлетворительно», 44,7% - на «хорошо» и 5,3% опрошенных были не удовлетворены оказанной помощью. Лица из числа коренного населения муниципального района были более требовательны к оказанной стоматологической помощи независимо от вида приёма или от мотивации обращения (р<0,05).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. В структуре муниципального стоматологического ЛПУ целесообразно развёртывание специализированного пародонтологического отделения, включающего в состав врачей терапевтов, хирургов, ортопедов и обеспечивающего комплексность оказываемой помощи.

2. Врачам-стоматологам, работающим на пародонтологическом приёме в условиях муниципального района, рекомендуется более широкое внедрение на врачебном приёме мер, повышающих профилактическую активность населения — санпросветработу, обучение и активное проведение гигиенических процедур.

3. В организации специализированной помощи при заболеваниях пародонта и примерном планировании её объёма для населения муниципального района необходимо учитывать наиболее частую обращаемость лиц зрелого трудоспособного возраста 40−55 лет.

4. При организации лечебных мероприятий населению муниципального района по поводу заболеваний пародонта целесообразно учитывать в структуре обращений наличие около 42−45% лиц из числа некоренного населения (мигрантов), характеризующихся пониженной медицинской активностью и требующих вследствие этого более пристального внимания врача, активного использования диспансерных программ, активного проведения и обучения гигиеническим профилактическим мероприятиям.

5. Руководителям стоматологических ЛПУ следует учитывать, что ведущим критерием обращаемости населения за пародонтологической помощью является качество получаемых услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А., Алимский А. В., Куликов Р. И. Состояние стоматологического статуса у взрослого населения Северо-Восточного округа Москвы // Новое в стоматологии//-1999-С. 59−60.
  2. С.А. Совершенствование организации и анализ стоматологической помощи населению агропромышленного региона (на примере г. Тулы и Тульской области), Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2007, — 26 с.
  3. О.И. Стоматологическая заболеваемость населения в различных климатогеографических зонах России.// Дисс. канд. мед. наук., М., 1999, — 207 с.
  4. Т.Н. Медико-экономический анализ и планирование деятельности ЛПУ в современных условиях: Учебное пособие.- Иркутск, 2000, — 277 с.
  5. Р.К. Изучение доступности населению стоматологической помощи / Р. К. Алиева, А. В. Алимский // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2000. — № 2. — С.88−89
  6. А.В. О планово-нормативных и качественных показателях в стоматологии //Стоматология, 1999, № 1, — с.63−65
  7. А.В. Принципиальные подходы к организации бюджетной и внебюджетной стоматологической помощи населению / А. В. Алимский // Медпомощь. 1995. — № 6. — С.4−5
  8. А.В. Принципиальные подходы к формированию системы оценок качества стоматологической помощи населению / А. В. Алимский // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2004. — № 3(14). — С.22 — 24
  9. А.В., Максимовский Ю. М. Стоматологическая помощь в Москве: состояние, проблемы, перспективы //Медицинская помощь, 1998, № 6, — с.4−6
  10. Н.Г. Совершенствование системы экспертизы качества стоматологической помощи в медицинских организациях различных форм собственности, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2000, — 21 с.
  11. Е.П., Белов В. Н., Лайко С. И. Потребность населения в стоматологической помощи и критерии её эффективности //Актуальные вопросы стоматологии, М., 1985, — с.9−15
  12. А.Э., Антипенко Э. С. Об оценке качества первичной медико-санитарной помощи в городских стоматологических поликлиниках //Проблемы городского здравоохранения.- СПб, 1997.- вып.2.- С.249−251
  13. А.Э., Антипенко Э. С. Об оценке показателей организационной деятельности стоматологических поликлиник г.Москвы //Проблемы социальной гигиены и история медицины.- 1995.- № 6.- С.50−54
  14. А.Н. Социально-демографические и мотивационные аспекты удовлетворённости стоматологической помощью в современных условиях, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2008, 23 с.
  15. М.С. Медико-организационные подходы к оценке спроса и потребления населением стоматологических услуг на муниципальном уровне. Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2006, — 24 с
  16. А.Н. Возможности использования теории массового обслуживания в организации интенсивного приёма стоматологических больных//Стоматология, 1999, № 1, — с.62−63
  17. А.Е. Научный анализ соотношения спроса потребности населения в стоматологических услугах, Автореф.дисс. .к.м.н.- ИГМУ.-Иркутск, 2002, — 24 с.
  18. С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок, М., Статистика, 1980, — 263 с.
  19. И.В. Основные направления совершенствования экспертизы качества стоматологической помощи при реализации программ ДМС, Дисс. .к.м.н., М.- 2004.-221 с.
  20. Н.Н. Правоотношения в медицинской деятельности. Вопросы без ответов / Н. Н. Бондаренко // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. -2005.-№ 1(15). СЛ8−21
  21. Е.Л., Ивашук А. И., Вишнякова О. Ю. Обращаемость застоматологической помощью лиц пожилого и старческого возраста //Стоматология.- 1999.- № 3.- С.58−60
  22. В.Г., Ковальский B.JI. Экспертиза качества стоматологической помощи.- М., 2005, — 192 с.
  23. .Е. Анализ влияния экономических стимулов на деятельность медицинских учреждений / Ж. Е. Быкова, Е. Л. Потемкин // Экономика здравоохранения. 2000. — № 9,10. — С.12−15
  24. .Е. Результаты и перспективы в обеспечении гарантированных объёмов и качества медицинской помощи //Медицинское страхование, 1995, № 1, — с.114−116
  25. В.Д. Пособие по стоматологии.- М.: Медкнига, 2000, — 264 с.
  26. В.Д. Прогноз и тенденции развития стоматологии с позиций специалистов и населения, Автореф.дисс. .к.м.н., Омск, 1998, — 23 с.
  27. В.Д., Захаров А. В. Экспертная оценка стоматологических учреждений при лицензировании и текущем контроле за их деятельностью //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2001, № 3(5), — с.43−45
  28. В.Д., Леонтьев В. К. Пути совершенствования стоматологической помощи, по мнению врачей-стоматологов //Стоматология: спецвыпуск, Материалы съезда Стоматологической Ассоциации России, М., 1998, — С.8
  29. Е.И., Гринин В. М., Янушевич О. О. Влияние маркетинговых технологий на повышение уровня и качества медицинской услуги //Стоматолог, 2007, № 7, — с.5−10
  30. Е.И., Янушевич О. О., Гринин В. М. Сравнительный анализ некоторых маркетинговых параметров работы стоматологических учреждений разных форм собственности //Стоматология для всех, 2008, № 1,-с.32−35
  31. Е.И., Янушевич О. О., Гринин В. М., Лезгишвили А. Э. Роль некоторых маркетинговых параметров в работе стоматологических организаций разных форм собственности в современных условиях //Стоматология для всех, 2009, № 3, — С.36−39
  32. Е.В. Медико-социальные аспекты стоматологической заболеваемости взрослого городского населения и пути ее профилактики в современных условиях: Автореф. дис. канд. мед. наук / Рязань, 2007. 25с.
  33. А.И., Леонтьев В. К. О состоянии стоматологии в России и перспективы её развития //Стоматология, 1999, № 2, — с.44−47
  34. Г. М., Кицул И. С. Организация работы стоматологической службы в современных экономических условиях. Иркутск, 1999. — 191 с.
  35. Г. М., Кицул И. С., Васюкова B.C. Организация и экономика стоматологической службы.- Вологда, 2002.- С.26−35
  36. Гарантии качества медицинской помощи и их правовое обеспечение системой обязательного медицинского страхования: метод, пособие / под ред.д.м.н. В. Ф. Чавпевцова и др. СПб., 1998. — 367 с.
  37. Г. Н., Шиленко Ю. В., Леонтьев В. К. Система гарантий качества в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 1998. № 2. — С. 35 — 42.
  38. В.Я. Сравнительная характеристика формирования спроса населения на медицинскую помощь //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2003, № 5, — С.35−37
  39. Н.Н., Быкова Е. А. О новом слове в управлении качеством в области стоматологии //Стоматология сегодня.- М., 2001, — С. 10−11
  40. В.А. Социально-гигиенические и организационные аспекты стоматологической помощи населению области в современных условиях, Автореф.дисс. .к.м.н., СПб, 1998, — 18 с.
  41. В.М., Абаев З. М. Медико-организационная характеристика врачебного состава стоматологических учреждений разных форм собственности//Стоматолог, 2005, № 4, — с.8−13
  42. В.М., Антонов А. Н., Курбанов О. Р., Тумасян Г. С. Удовлетворённость пациентов терапевтической стоматологической помощью в условиях современного рынка //Dental forum, 2008, № 1, — с.52−54
  43. В.М., Ерканян И. М. Современный взгляд на участковый принцип оказания терапевтической стоматологической помощи //В сб.: Матер.юбил.научно-практ.конф., поев. 70-летию проф. Барера Г. М., М., 2004,-с.53−55
  44. В.М., Ерканян И. М. Участковый принцип оказания терапевтической стоматологической помощи: клинико-организационное изучение //В сб.: Матер.юбил.научно-практ.конф., поев. 70-летию проф. Барера Г. М., М., 2004, — с.55−57
  45. В.М., Кузнецова Н. К., Кияшко В. В., Галлямов А. Г. Клинико-организационные особенности обращаемости населения за терапевтической стоматологической помощью в условиях крупного города //Журнал «Dental forum», 2008, № 2, — С.55−58
  46. В.М., Курбанов О. Р., Петраш Д. А., Тумасян Г. С. Экспертиза качества стоматологической помощи в современных условиях //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2007. — № 3(23). — С.84−86
  47. В.М., Лезгишвили А. Э., Плиев А. В., Кузьмина А. В., Крутер И. В., Петраш Д. А. Основные клинико-организационные показатели работы врача-стоматолога на терапевтическом приёме //Стоматология для всех, 2009, № 2 (47), — С.46−48
  48. В.М., Максимовский Ю. М. Роль и место внебюджетных форм в структуре оказания стоматологической помощи населению //Стоматология, 1995, № 4, с.28−31
  49. В.М., Мамедов С. С. К вопросу оказания стоматологической помощи во внебюджетных стоматологических учреждениях //Сб. научн. трудов ММСИ, 1994, М., с.46−47
  50. В.М., Полозова И. Г. Клинико-организационные формы оказания терапевтической стоматологической помощи населению крупного города на современном этапе //Стоматология для всех, 2004, № 4, — С.39−41
  51. В.М., Полозова И. Г., Садовский В. В. Анализ клинико-организационных особенностей обращений пациентов за терапевтической стоматологической помощью в негосударственный сектор //Маэстро стоматологии, 2004, № 4, — с.73−74
  52. В.М., Предтеченский Н. Н. Анализ причин и целей обращений населения за терапевтической и ортопедической стоматологической помощьюв условиях стоматологического рынка // Стоматология для всех. 2003. — № 1. -С. 32−33.
  53. В.М., Предтеченский Н. Н. Системные вопросы оценки качества оказания стоматологической помощи населению //Стоматология для всех, 2004, № 1, — с.28−29
  54. В.М., Предтеченский Н. Н., Караханян В. Т. Анализ качественных характеристик работы врачей на стоматологических предприятиях разных форм организации службы //Стоматология для всех, 2004, № 1, — с.32−34
  55. В.В. Формы организации и пути совершенствования платной медицинской помощи населению, Дисс. .к.м.н., М, 1992, — 178 с.
  56. Т.А., Вагнер В. Д. Деятельность стоматологической поликлиники в условиях смешанного финансирования // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2001. — № 1. — С.25−27
  57. В.О. Построение модели взаимосвязи деятельности здравоохранения и здоровья населения крупных социально-экономических центров //Сб.научн.трудов «Проблемы городского здравоохранения», Спб, 2001.- вып.6.- С. 17−20
  58. С.В., Мирсаева Ф. З., Шарафутдинова Н. Х. Качество организации оказания стоматологической помощи в ЛПУ различной формы собственности с точки зрения медицинских работников // Российский стоматологический журнал, 2007, № 5, — С.38−39
  59. Е.О. Анализ стоматологической заболеваемости с временной утратой трудоспособности // Проблемы городского здравоохранения. СПб., 1995.-Вып. 1.-С. 106−108.
  60. Е.О. Клиническая экспертиза как эффективная форма досудебной оценки качества стоматологической помощи / Е. О. Данилов, Р. В. Бабаханян, Д. Н. Маградзе // Институт стоматологии. 2006. — № 1.- С.26−30.
  61. Е.О. О реализации стоматологического раздела программы обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге //
  62. Сб.научн.трудов «Проблемы городского здравоохранения», Спб, 2001.-вып.6.- С.241−246
  63. Е.О. Опыт клинико экспертного контроля качества стоматологической помощи / Е. О. Данилов, Р. В. Бабаханян, Д. Н. Маградзе // Материалы XVI Всерос. науч. — практ. конф. Тр. XI съезда СтАР и VTII съезда стоматологов России. — М., 2006.- С. 114 — 117.
  64. Е.О., Григорьев В. А. Характеристика стоматологической заболеваемости населения Ленинградской области по данным эпидемиологического обследования // Пародонтология-1998.-№ 4-С.9−12.
  65. Н.Г. Тенденции изменения показателей стоматологической помощи населению России //В кн.: Стоматология на пороге третьего тысячелетия, М., Авиаиздат, 2001, — С.43−44
  66. Л.Г. Роль медико-экономической эффективности в организации стоматологической помощи населению: Автореф. дис.. М., 2004. 24 с.
  67. А.И. Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования //Стоматология.- 2000, № 6.- С.58−60
  68. И.А., Гринин В. М. Состояние стоматологической лечебно-профилактической помощи в учреждениях негосударственного сектора //Стоматология для всех, 2004, № 2, — с.38−40
  69. В.А. Научное обоснование путей повышения эффективности деятельности ведомственной стоматологической службы в современных условиях: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2004. — 30 с.
  70. В.А., Панасенко С. Л. Достоверность планово-экономических и качественных показателей работы врачей стоматологических учреждений // Проблемы территориального здравоохранения: Сб. науч. тр., М., 2003. Вып. 5. -С 97−101.
  71. Г. Р. Научное обоснование контроля качества в терапевтической стоматологии на основе дифференцирования норм нагрузки врачей и алгоритмизации лечебного процесса, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2006, 22 с.
  72. И.М. Медико-организационные основы работы врача-стоматолога на городском территориальном участке, Дисс. .к.м.н., М., 1999,119 с.
  73. О.М. Опыт работы городской стоматологической поликлиники в системе обязательного медицинского страхования //Вопросы стоматологии: теория и практика.- 1998.- № 1/7.- С. 11−14
  74. С.В. Медико-правовые аспекты качества медицинской помощи: сравнение отечественной и зарубежной практики // Медицинское право.2006.-№ 1. С.39−43
  75. Н.В. Совершенствование лечебного процесса на основе изучения структуры заболеваемости и выработки алгоритма объёмов терапевтической стоматологической помощи, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2004, — 29 с.
  76. Законодательные основы профессиональной деятельности медицинских работников, Сборник официальных документов, — М: НИО «Квартет», 1995,227 с.
  77. С.В. Организация и совершенствование управления стоматологической службой: Автореф. дис.. к.м.н. М., 2000. — 31 с.
  78. Е.В. Совершенствование оказания терапевтической стоматологической помощи лицам пожилого и старческого возраста в современных условиях, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2009- 23 с.
  79. Ц. Самооценка стоматологического здоровья людьми пожилого возраста. Функциональные и психосоциальные проблемы //Стоматология, 2002, № 3.- С.59−62
  80. В.Н. Совершенствование стоматологической помощи населению в условиях смешанного финансирования: Автореф. дис. канд. мед. наук Рязань, 2004. — 24 с.
  81. В.Н., Курякина Н. В. Анализ результатов социально-гигиенического опроса населения при обращаемости на платный прием // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2003. — № 2 (10). — С.60−61
  82. А.А., Мещеряков Д. Г., Трифонов Б. В. Объёмы, алгоритмы работы и нормирование труда врача-стоматолога и ассистента стоматологического в условиях работы в четыре руки //Российский стоматологический журнал, 2008, № 2, — С.59−61
  83. А.А., Шляфер С. И., Мещеряков Д. Г., Трифонов Б. В. Нормативы труда стоматолога в новых условиях работы // Российский стоматологический журнал, 2007, № 6, — С.38−41
  84. .М., Кича Д. И. Развитие стоматологической помощи с позиций государственных приоритетов // Развитие государственной медицины в России: Мат. симпозиума, Нац. НИИ общественного здоровья РАМН. М., 2003. С. 142−143.
  85. З.М. Медико-социальные основы формирования стоматологического здоровья молодёжи, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2007 27 с.
  86. З.М., Гринин В. М., Кича Д. И., Агеев С. А. Общая оценка отношения молодёжи к предоставляемой стоматологической помощи //Стоматология для всех, 2007, № 1, — с.50−51
  87. М.З. Маркетинговые основы деятельности негосударственных стоматологических организаций, Дисс. .канд. мед. наук, М. 1998. — 150 с.
  88. М.З. Нормативы потребления стоматологической помощи, оказываемой по программам ОМС различным возрастно-половым группам населения // Российский стоматологический журнал, 2008, № 3, — С.63−65
  89. М.З., Кузьмичёва Г. И., Маскилейсон И. Б. Ресурсная база и основные показатели деятельности по оказанию стоматологической помощинаселению Москвы // Российский стоматологический журнал, 2007, № 5,-С.29−31
  90. В.Т. Изучение эффективности деятельности негосударственных стоматологических учреждений с позиций организации и управления кадровым составом, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2003, 23 с.
  91. И.С. Научное обоснование потребности взрослого населения в стоматологической помощи и вопросы её оптимизации в современных условиях: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. Новосибирск, 2002. — 48 с.
  92. И.С. Разработка концептуальной модели ресурсного обеспечения муниципальной стоматологической службы //Бюлл.НИИ им. Н. А. Семашко.-М., 2000.- вып.1, — С.108−111
  93. И.С. Состояние региональной системы стоматологической помощи населению и пути ее оптимизации / И. С. Кицул, И. Н. Попова // Главврач. 2006. — № 2. — С.87−92.
  94. В.В. Клинико-организационные аспекты оказания стоматологической помощи в условиях градообразующего предприятия (на примере г. Магнитогорска), Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2008, — 17 с.
  95. В.Л., Гринин В. М. Современные тенденции и формы развития негосударственных стоматологических предприятий //Стоматология для всех, 2003, № 3, — С.20−22
  96. В.Л., Ёлдашев С. А. Нормирование труда в терапевтическойстоматологии, М., Медицинская книга, 2005, — 84 с.
  97. С.А. Удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием как индикатор качества медицинской помощи / С. А. Коврик // Заместитель главного врача. 2008.- № 1. — С. 66−68.
  98. С.И., Латышев С. В. Планирование повышения квалификации стоматологов с учётом потребности практикующих врачей в консультативной помощи //Стоматология, 1999, № 5, — с.67−68
  99. С.И., Латышев С. В. Стоматологическая помощь в программе медицинского страхования//Стоматология, 1996, № 3, — С.66−68
  100. Г. И., Бутова В. Г., Антипенко Э. С. Организация стоматологической помощи населению. М.: — 1989. — 66 с.
  101. Я. Стоматологическое обслуживание в Европе / Пер. с англ. -М.: Медицина, 1982. 193 с.
  102. Ш. Кудрявцева Т. В. Вариант расчета цены услуги / Т. В. Кудрявцева, Л. Ю. Орехова // Пародонтология. 1998. — № 1. — С.54
  103. Т.В. Возможные механизмы и уровни контроля качества стоматологической помощи населению / Т. В. Кудрявцева, Л. Ю. Орехова // Стоматология. 2000. — № 2. — С.43−44.
  104. Т.В. Организационные основы оказания стоматологической помощи населению: метод, рекомендации / Т. В. Кудрявцева, Л. Ю. Орехова, Г. И. Степанова.- СПб., 1997. 40 с.
  105. А.В. Клинико-организационные аспекты оказания терапевтической стоматологической помощи лицам пожилого возраста в условиях агропромышленного региона (на примере г. Тулы и Тульской обл.), Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2009, — 24 с.
  106. Н.Б., Садовский В. В. Мониторинг стоматологической помощив г.Москве в 2002 году //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1,-С.26−31
  107. Э.М. Стоматологическая заболеваемость населения России. -М. -1999.-С. 11−12.
  108. О.Р. Функционирование и механизмы развития регионального рынка стоматологических услуг (на примере Республики Дагестан), Автореф.дисс. .д.м.н., М., 2009, — 54 с.
  109. О.Р., Абакаров С. И., Гринин В. М. Заболеваемость и оценка стоматологической помощи по основным показаниям распространенности кариеса и пародонтоза. //Российский стоматологический журнал. 2006 — № 6. -С. 45−46
  110. О.Р., Гринин В. М., Абакаров С. И., Тумасян Г. С., Ерканян И. М. Клинико-организационные особенности обращаемости пациентов на терапевтическом стоматологическом приёме в учреждениях разных форм собственности //Стоматолог, 2007, № 8, — с.7−12
  111. С.В. Анализ стоматологической заболеваемости по обращаемости//Стоматология, 1992, № 3, — С.82−84
  112. А.А. Тарифы на медицинские услуги основа эффективности национального приоритетного проекта «Здоровье» / А. А. Лебедева, Н. И. Наглый // Стоматолог. — 2006. -№ 11.- С.4−6.
  113. И.А. Потребность в комплексной стоматологической помощи и мотивация населения к обращению за ней в средние по мощности частные структуры, автореф.дисс. .к.м.н., М., 2009, — 28 с.
  114. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах её развития //Стоматология, 2002, т.81, № 1, — с.75−84
  115. В.К. Что может быть дальше с государственной стоматологией России? //Стоматология для всех, 2005, № 1, — С.4−7
  116. В.К., Заславский С. А., Абакаров С. И., Шестаков В. Т. Специализация и преемственность деятельности при оказании комплексной стоматологической помощи, М.: Знание, 2004, — 320 с.
  117. В.К., Шеетаков В. Т. Развитие и обоснование системы УЕТ в новых экономических условиях деятельности стоматологических учреждений России //Стоматология, 2003, № 3, — с.55−60
  118. В.А. Территориальная система ведомственной экспертизы качества медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования, Автореф.дисс. .к.м.н., СПб, 1996, — 26 с.
  119. А.Л. Об оценке качества и эффективности медицинской помощи // Сов. Здрав.- 1990.- N 3.- С. 20−22.
  120. А.В. Определение уровня стоматологического здоровья у лиц пожилого и старческого возраста, Автореф. дисс. .к.м.н., М., 2002, — 24 с.
  121. В.П. Состояние и перспективы развития территориальных систем управления качеством стоматологической помощи // Российский стоматологический журнал, 2007, № 2, — С.44−46
  122. Ю.М., Гринин В. М., Бутова В. Г., Ананьева Н.Г Совершенствование лечебно-диагностической работы и системы контроля качества в негосударственных стоматологических организациях. Уч,-метод.пособие, М., 2002. — 23 с.
  123. Ю.М., Гринин В. М., Абаев З. М., Дашкова О. П., Ерканян И. М., Ульянова Т. В., Тумасян Г. С. Организационные принципы работы врачей-стоматологов и их демографический состав, Уч.-метод.пособие, М., 2006, — 63 е.,
  124. Ю.М., Гринин В. М., Абаев З. М., Ерканян И. М., Тумасян Г. С. Использование нормативов по труду в стоматологии, М., Метод.реком., 2006, — 37 с.
  125. Ю.М., Гринин В. М., Древина Г. Р., Бродский С. А. Анализ качества работы врачей стоматологов-терапевтов в зависимости от степени алгоритмизации лечебного процесса//Стоматолог, 2006, № 3, — с. 15−18
  126. Ю.М., Гринин В. М., Древина Г. Р., Ушаков Р. В., Бродский С. А. Анализ основных учётно-отчётных показателей работы врачастоматолога на терапевтическом приёме //Стоматолог, 2006, № 4, — с.7−10
  127. Ю.М., Леонтьев В. К., Садовский В. В., Гринин В. М., Николаев Ю. В. Сборник нормативных документов для стоматологических учреждений всех форм собственности, М., 1999, т. 1, 84 с.
  128. Ю.М., Чиркова Т. Д., Ермакова Е. А., Гринин В. М., Ульянова Т. В., Дашкова О. П. Методы обследования больного в клинике терапевтической стоматологии, Уч.-метод.пособие, М., 2006, — 63 с.
  129. А.Ю. Медико-правовое обоснование врачебных стандартов оказания медицинской помощи в клинике ортопедической стоматологии: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 2001. — 48 с.
  130. С.С. Разработка организационных мероприятий по совершенствованию контроля качества и эффективности стоматологической помощи во внебюджетных учреждениях, Автореф. дисс. .к.м.н., М., 1999,20 с.
  131. Л.А. Роль и значение добровольного медицинского страхования в общей структуре оказания стоматологической помощи населению. Дисс. .к.м.н., М., 2008, — 105 с.
  132. В.Г., Челпанова Т. В. О выполнении лицензионных требований и условий при осуществлении стоматологической помощи //Российский стоматологический журнал, 2009, № 3, — С.57−60
  133. Я. А. Кадыров Ф.Н. Современные методы управления и финансовый менеджмент учреждения здравоохранения, М., 2001, — 138 с.
  134. Т.В., Грудянов А. И., Алимский А. В. Затраты времени врачей на пародонтологическом приёме //Стоматология, 1981, № 4, — С.62−64
  135. А.И., Цепов Л. М. Практическая терапевтическая стоматология. -СПб., 2001.-390 с.
  136. .Ц. Концептуальные основы отраслевой программы «Общая врачебная (семейная) практика стоматологической помощи населению России» //Стоматология для всех, 2007, № 2, — С.46−48
  137. И.С. Структурный анализ спроса и обоснование профилактики в системе санации полости рта у потребителей стоматологических услуг, Автореф.дисс. .к.м.н., Душанбе, 2005, — 21 с.
  138. А.В. Правовые критерии определения качества стоматологической услуги // Стоматология сегодня.- 2005.- № 6(47).- С.36−37.
  139. Г. Н., Алимский А. В., Куклин Г. С. Основы организации стоматологической помощи населению / Под ред. Г. Н. Пахомова. М.: Медицина. — 1983. — 207 с.
  140. А.Ч. Влияние природно-климатических факторов на уровень поражённости основными стоматологическими заболеваниями //Российский стоматологический журнал, 2009, № 2, — С.40−42
  141. Д.А. Сравнительный анализ клинических и организационных технологий при оценке качества в терапевтической стоматологии, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2009, — 29 с.
  142. И.С., Аперян М. С., Ешидоржиев Д. Б. Факторы, обуславливающие спрос на стоматологические услуги // Аспекты диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний:
  143. Материалы 5-й межрегион, науч. практ. конф. с междунар. участием. -Рязань, 2006. -С.10−13.
  144. И.Г. Разработка клинико-организационных мероприятий по совершенствованию оказания терапевтической стоматологической помощи в негосударственных учреждениях, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2005, 27 с.
  145. И.Г., Гринин В. М., Садовский В. В. Особенности организации терапевтической стоматологической помощи в учреждениях негосударственного сектора с учётом обращаемости //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2004, № 3, — с.66−69
  146. О.В. Научное обоснование мероприятий по улучшению качества стоматологической помощи населению на муниципальном уровне, Автореф.дисс. .к.м.н., Ростов-на-Дону, 2007, — 32 с.
  147. В.В., Галёса С. А., Дьяченко В. Г. Региональный подход к созданию модели управления стоматологической помощью населения в условиях рынка//Медицинский алфавит. Стоматология, 2007, № 3, — С.8−9
  148. В.В., Гринин В. М., Фёдоров А. В., Петраш Д. А. Медико-социальные основы организации стоматологической службы в современных условиях функционирования рынка //Институт стоматологии, 2007, № 1(34),-с.30−33
  149. К.Г. Определение нуждаемости и организация пародонтологической помощи населению в условиях межрегиональной миграции, Автореф.дисс. .к.м.н., М., 2006, 27 с.
  150. К.Г., Садовский В. В., Гринин В. М. Роль социально-гигиенических и средовых факторов в развитии патологии пародонта у населения Хабаровского края //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2005, № 2, — с.47−50
  151. К.Г., Садовский В. В., Гринин В. М. Состояние околозубных тканей и организация пародонтологической помощи у населения Хабаровского края //Маэстро стоматологии, 2005, № 2, — с.73−76
  152. Г. С., Гринин В. М., Абакаров С. И. Анализ факторов, влияющихна величину среднего количества УЕТ на приёме врача-стоматолога //Сб.научн.трудов «Здоровье, безопасность и здравоохранение», М., Изд. МГМСУ, 2005, — с.59−60
  153. JI.H. Проблемы и возможности улучшения или сохранения стоматологического здоровья в условиях реформирования экономики. Автореф. дисс. док. мед. наук.- СПб, 2001. 34 с.
  154. Е.С., Полуев В. И., Логинов А. А. Ещё раз к вопросу о значении медицинской документации //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 2, — с.11−13
  155. Г. Ю. Социально-гигиеническое исследование современных условий оказания и перспектив развития стоматологической помощи населению на муниципальном уровне: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 2000. — 22 с.
  156. С.Г. Организация пародонтологической помощи населению, Дисс. .к.м.н., М., 1993, — 194 с.
  157. В.Н. Удовлетворенность клиентов качеством платной медицинской помощи в государственных учреждениях амбулаторного звена /
  158. B.Н. Филатов, О. А. Махова // Менеджер здравоохранения. 2006. ¦ № 7.1. C.30−36
  159. Л.Б. Обеспечение качества медицинских услуг населению в условиях базовой стоматологической поликлиники, Дисс. .к.м.н., Нижний Новгород, 2009, — 132 с.
  160. И.В. Исследование мотивации военнослужащих к профилактике и лечению основных стоматологических заболеваний с помощью анкетирования // Российский стоматологический журнал. 2003. -№ 3. — С.37−38.
  161. М.П. Аккредитация как механизм управления качеством стоматологической помощи и организации стоматологической службы (по материалам Свердловской области) / М. П. Харитонова // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2004. — № 1(12). — С.14−16.
  162. В.Ф., Кудрин К. А. Качество медицинской помощи, проблемы и перспективы обеспечения его гарантий в системе обязательного медицинского страхования // Межд. мед. обзоры.- 1995.- Т. 3.- С. 209- 215.
  163. С.А. Права пациентов при оказании стоматологической помощи / С. А. Челмодеев, Д. А. Челмодеев // Стоматология. 2005. — № 5. -С.72−73
  164. Ю.И. Медико-демографическая характеристика врачей-стоматологов и потребность в их последипломном обучении, Автореф.дисс. .д.м.н., М., 2003, — 46 с.
  165. В.Т. Ситуационный анализ в условиях перехода на страховую стоматологическую помощь // Управление, организация, социально-экономические проблемы стоматологической службы страны. М., 1991. С. 206−211.
  166. В.М. Научно-методические основы нормирования труда медицинского персонала в современных экономических условиях: Автореф. дис.. д-ра мед. наук. М., 1997.-46 с.
  167. В.М. Совершенствование методических подходов к определению размера оплаты труда в стоимости стоматологической помощи // Здравоохранение. 1998. — № 4. — С. 19−23.
  168. В.М., Ёлдашев С. А. Показатели и измерители нормативов по труду в терапевтической стоматологии // Здравоохранение. 2004. — № 11.1. С. 39−43.
  169. В.М., Ковальский B.JL, Ёлдашев С. А. Организация нормирования труда в стоматологии // Здравоохранение. 2004. — № 6. — С. 27−35.
  170. О.П., Линденбратен А. Л. Основные направления обеспечения качества медицинской помощи. // Бюллетень научно-исследоват.инстит. социальн. гигиены, экономики и управления здравоохр. им. Н. А. Семашко. -М.: -1998 Выпуск 3. — С. 13−16.
  171. Элементы системы качества медицинской помощи / Ю. К. Петрова и др. // Экономика и Менеджмент в Стоматологии. 2005.- № 2(16).- С.16−18
  172. Т.С. Научное обоснование деятельности областной стоматологической поликлиники в новых экономических условиях: автореф. дисс. канд. мед. наук/ Т. С. Яковлева Рязань, 2000. — 23с.
  173. С.Д. Новые формы организации стоматологической помощи -реальная потребность населения //Экономика и менеджмент в стоматологии, 2002, № 1(6), — с.49−55
  174. О.О., Гринин В. М. Современные организационные подходы к обеспечению качества стоматологической помощи //Российская стоматология, 2009, № 1, т.2, — С.5−8
  175. О.О., Кузьмина И. Н. Состояние тканей пародонта у населения в возрасте 35−44 лет в регионах России //Российский стоматологический журнал, 2009, № 1, — С.43−46
  176. О.О., Мушинская Ю. А. Врачебный маркетинг как инструмент формирования доверия пациента //Стоматология для всех, 2008, № 4, — С.38−44
  177. A declaration on the Promotion of Patient’s Rights in Europe. International digest of health legislation, 1994, vol.45, N.3, — pp.411−419
  178. Allred H., Hobbel M.H. The planning and development of education programmes for personnel in oral health //Geneva. 1986. — P. 93.
  179. Barmes D. Toward a better oral health future.- WHO Oral Health Programme. WHO’ORH/WHD/93. 1993. — 40 p.
  180. Barmes D.E. Oral health in global health perspective // 4-th world congress on Preventiv Dentistry. 1993. — P. 20.
  181. Barnaud I., Morin D. Informatique et epidemiologic dentaire tratement des informations dentaires par ordinateur //Rev.Odontostom., 1972, t.9, N.6, — pp.527 539
  182. Blendon R., Donelan K. British public opinion on national health service reform //Health Affairs, 1989, vol.8, N.4, — pp.55−59
  183. Brown L.J. The long-run cost characteristics of dental practices in the USA //Soc.Sci.Med., 1989, vol.29, N.6, — pp.695−703
  184. Bruce C.V. From the Health Care Financing Administration, JAMA, 1995, vol.273, N.10, — p.766
  185. Christensen G. J. Posts and cores: state of the art / J. Amer. Dent. Ass. -1998.-Vol. 129, № 1.-P. 96−97.
  186. Cost-effectiveness of sealants in private practice and standarts for use in prepaid dental care //J.Amer.Dent.Ass., 1985, vol.110, N.1, — pp.103−107
  187. Delmo L.K. Measuring health care effectiveness. Research and policy implications //Int.J.Technol.Ass.Hlth.Care, 1990, vol.6, — pp.288−294
  188. Doherty N.J.G., Crakes G.M. Economic specification of cost estimates in dental programs //J.Dent.res., 1985, vol.64, N.6, — pp.922−924
  189. Donabedian A. Measuring and evaluating hospital and medical care // Bull N Y Acad Med, — 1976, Jan.- Vol. 52.- P. 51−58.
  190. Donabedian A. The Definition of Quality and Approaches to its Assessment// Ann Arbor, Mich, Health Administration Press.- 1980.- P. 3−27.
  191. Evans R.G. Implications of dental disease an economists’s perspective. // J. Canad. Dent. Ass. 1980. — Vol. 46, — N 1, P. 56−58.
  192. Ginzberg E. Notes on evaluating the quality of medical care
  193. New.Engl.J.Med., 1975, vol.292, — pp.366−368
  194. Hinz R. Der Wert des Einsatzes von Medien zur Patientenaufklarung und Motivation //Fortschr-Kieferort. thop., 1986, Bd.47, Н. З, — ss.221−228
  195. Kassirer I.P. The quality of care and the quality of measuring it // N. Engl. J Med,-1993.-Vol.-329.-P. 1263- 1265.
  196. Knoll K.H., Pantke H. Ergonomisch-hygienische Problembereiche in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1982, Bd.37, N.5, — ss.400−403
  197. Kostlan I. Oral health services in Europe, Copengagen, 1979, — 193 p.
  198. Mindak M. T. Service quality in dentistry: the role of the dental nurse // Br. Dent. J. 1996. Vol. 181. № 10. P. 363 368.
  199. Sletfen G.E. Quality medical care a definition// JAMA.- 1988.-Vol.260.-P. 56−61.
  200. Walther K. Technologie und Fortschrift von Informationssystemen in der zahnarztlichen Praxis //D.Z.Z., 1989, Bd.44, Н.9, — ss.641−646
  201. Yule В., Parkin D. The Demand for dental care: an assessment //Soc.Sci.Med., 1985, N.7, — pp.753−760
Заполнить форму текущей работой