Цикл Дьердя Куртага «Игры» в контексте венгерской детской фортепианной музыки второй половины XX столетия
Диссертация
Детский фортепианный репертуар второй половины XX — начала XXI столетия представляет собой во многом новый, обширный и практически неизученный пласт современной музыкальной культуры. Неповторимые особенности венгерской детской фортепианной музыки этого периода, впитавшие в себя творческие поиски композиторов разных поколений и множественность их художественных взглядов, являются четким отражением… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Фортепианная
- литература для детей и юношества в системе современного венгерского музыкального воспитания
- 1. 1. Особенности музыкального воспитания и образования в Венгрии
- 1. 2. Характерные стилевые черты современной венгерской детской фортепианной музыки
- 1. 3. Цикл Дьердя Куртага «Игры» — место в творчестве, предшественники, идея и архитектоника
- Глава II. Цикл Д. Куртага «Игры» и методы композиции
- XX. столетия
- 2. 1. Венгерский инструктивный фортепианный репертуар как отражение стилевых направлений музыки XX века
- 2. 2. Серийность
- 2. 3. Алеаторика
- 2. 4. Сонорика- пуантилистика- трактовка фольклорных элементов
- XX. столетия
- 3. 1. Своеобразие замысла пьес-посвящений в цикле
- 3. 2. Посвящения великим предшественникам
- 3. 3. Посвящения выдающимся композиторам-современникам
- 3. 4. Посвящения коллегам
- 3. 5. Посвящения без указания адресата
- 4. 1. Особенности фортепианной фактуры- пианистические принципы цикла
- 4. 2. Вопросы интерпретации пьес цикла «Игры»
Список литературы
- Адорно Т. Как устаревает новая музыка // Современное буржуазное искусство. Критика и размышления / Сост. Лейтес Р. Э. М.: Советская музыка, 1975. С. 276 -288.
- Аркадьев М.А. Временные структуры новоевропейской музыки. Опыт феноменологического анализа // Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: 1993. — 16 с.
- Аронов А. Фортепианное творчество ленинградских композиторов для детей и юношества // Музыка детям. Сборник статей. Вып. 2. / Сост. МихееваЛ.В. — Л.: Музыка, 1975. С. 113−121.
- Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Автореф. .д-ра пед. наук. М.: 1986.- 37 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Изд. 2-е. -Л.: Музыка, 1971.- 376 с.
- Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. — 288 с.
- Баркаускас В. О современной детской музыке // Музыка детям. Сборник статей. Вып. 2. / Сост. Михеева Л. В. — Л.: Музыка, 1975. С. 133−136.
- Барток Б. Венгерская народная музыка и новая венгерская музыка
- Бела Барток. Сборник статей / Ред.-сост. Чигарева Е. И. М.: Музыка, 1977. С. 250−257.
- Барток Б. Влияние народной музыки на современную профессиональную музыку // Бела Барток. Сборник статей. / Ред.-сост. Чигарева Е. И. М.: Музыка, 1977. С. 258−261.
- Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987. — 376 с.
- Благой Д.Д. Композитор и педагог // Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. / Общ. ред. Натансон В. А. М.: Музыка, 1963. С. 65−76.
- Блок В. «Детская музыка» С. Прокофьева // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. / Ред. Натансон В. А. М.: Музыка, 1971. С. 130−148.
- Браудо И.А. Артикуляция. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1973. — 198 с.
- Бройер Я. Современные венгерские композиторы и их творчество // Музыка Венгрии / Сост. Аксюк C.B. М.: Музыка, 1968. С. 215−268.
- Буасъе А. Уроки Листа. Л.: Музыка, 1964. — 67 с.
- Булез П. Современные поиски // Современное буржуазное искусство. Критика и размышления / Сост. Лейтес Р. Э. М.: Советский композитор, 1975. С. 291 -295.
- Бялик М.Г. Дети и легкая музыка // Музыка детям. Вып. 3. / Сост. Михеева Л. В. — Л.: Музыка, 1976. С. 82−97.
- Веберн А. Лекции о музыке: Письма: Пер. с нем. М.: Музыка, 1975. — 143 с.
- Вольфензон С. Занятия с юными композиторами // Музыка детям. Сборник статей. Вып. 2. / Сост. Михеева Л. В. — Л.: Музыка, 1975. С. 198−113.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб: Союз, 1997. 96 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -341 с.
- Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. Пер. с нем. М.: Искусство, 1991.-368 с.
- Гаккель JI.E. Бела Барток и фортепианная музыка XX века. Автореф.. д-ра ис-я. М.: 1979. — 51 с.
- Гаккель JI.E. «Микрокосмос» Белы Бартока // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 4. / Ред. Натансон В. А. М.: Музыка. С. 147−170.
- Гаккель JI.E. Фортепианная музыка XX века: Очерки. 2-е изд., доп. — Л.: Советский композитор, 1990. — 288 с.
- Галиева Ю.Н. Венгерская инструментальная музыка второй половины XX века: вопросы музыкального языка, формы и жанра. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: 1995. — 20 с.
- Гончаров Н. Неделя венгерской музыки для детей // Музыкальная жизнь, 1975 № 14. С. 23.
- Гуляницкая Н.С. Современная гармония: теория и практика. Автореф. дисс.. д-ра искусствоведения. М., 1986. — 48 с.
- Денисов A.B. Музыкальный язык: структура и функции. СПб: Наука, 2003.- 207 с.
- Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М.: Советский композитор, 1986 — 206 с.
- Друскин М.С. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. -Л.-М.: Советский композитор, 1974. 221 с.
- Житомирский Д.В., Леонтьева О. П., Мяло К. Г. Западный музыкальный авангард после Второй мировой войны. М.: Музыка, 1984. — 303 с.
- Зелинский Т. Когда прошло время большого авангарда // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 4. / Ред.-сост. Раабен Л. Н. М.: Музыка, 1983. С. 214−223.
- История венгерской музыки. Факты о Венгрии. Будапешт: Министерство иностранных дел, 2001 № 1. — 24 с.
- Кац Б. Времена люди — музыка. — Л.: Музыка, 1988.
- КогоутекЦ. Техника композиции XX века. Пер. с чеш. М.: Музыка, 1976. 367 с.
- Кон Ю. Г. Вопросы анализа современной музыки: статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1982. — 152 с.
- Кон Ю. Г. Пьер Булез как теоретик. Взгляды композитора в 1950−60-е годы // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 4. / Ред.-сост. Раабен Л. Н. М.: Музыка, 1983. С. 162−231.
- Кон Ю.Г. О теоретической концепции Яниса Ксенакиса // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып 3. / Ред.-сост. Раабен Л. Н. М.: Музыка, 1976. С. 106−134.
- Копчевский H.A. Новые тенденции в детской музыке // М.: Советская музыка, 1973 № 6. С. 106−112.
- Копчевский H.A. Юным музыкантам // М.: Советская музыка, 1985 № 9.С. 19−24.
- Корыхалова Н.П. Педагогический репертуар и современная музыка // Музыка детям / Сост. Михеева Л. В. — Л.: 1970. С. 133−149.
- Крейнина Ю.Н. Дьердь Лигети и венгерская музыка (о претворении традиций Бартока) // Дьердь Лигети: личность и творчество. Сборник статей / Сост. Крейнина Ю.Н.- М.: Российский институт искусствознания, 1993. С. 239−256.
- Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. СПб: Эйдос, 1993. — 160 с.
- Кудряшов Ю.В. Ладовые системы музыки XX века // Аспекты теоретического музыкознания. Вып. 2. Л.: ЛГИТМИК им. Н. К. Черкасова, 1989. С. 123−143.
- Курбатская С.А. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. М.: ТЦ Сфера, 1996. — 388 с.
- Курбатская С.А. Серийная музыка: вопросы истории, теории, эстетики. Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. М., 1996. — 39 с.
- Лигети Д. Превращения музыкальной формы. Пер. с нем. // Дьердь
- Лигети: личность и творчество. Сборник статей / Сост. Крейнина Ю. Н. М.: Российский институт искусствознания, 1993. С. 167−189.
- Лигети Д. Форма в новой музыке. Пер. с нем. // Дьердь Ли-гетн:личность и творчество. Сборник статей / Сост. Крейнина Ю. Н. М.: Российский институт искусствознания, 1993. С. 190−207.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. / Сост. Тахо-Тоди A.A. Общ. ред. И. И. Маханьковой. -М.: Мысль, 1995. С. 405−602.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.
- Маклыгин А.Л. Сонорика в музыке советских композиторов. Авто-реф. дисс.. канд. искусствоведения. М., 1985. — 24 с.
- Малинковская A.B. Новые произведения венгерских композиторов // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. М.: Музыка, 1971. С. 240 271.
- Малое О.Ю. Педагогические рекомендации к освоению нотного текста в фортепианной музыке XX века. Л.: ЛОЛГК им. H.A. Римского-Корсакова, 1984. — 62 с.
- Мартинсен К.-А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966. 220 с.
- Мартынов И.И. Бела Барток. М.: Советский композитор, 1968. -288 с.
- Мештерхази Л. Беру слово: Художественная публицистика. Пер. с венг. / Сост. Гусев Ю. П. М.: Прогресс, 1987. — 262 с.
- Милка А.П.- Шабалина Т. Занимательная бахиана. Вып. 1. СПб: Северный олень, 1997.
- Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IV конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) / Ред. коллегия Кабалевский Д. Д. и др. — М.: Советский композитор, 1973. -416 с.
- Музыкальное воспитание в странах социализма / Сост. Островский А. Л. Л.: Музыка, 1975. — 247 с.
- Назайкинский Е.В. Музыка звуковой мир // М.: Советская музыка, 1986 № 12. С. 75−82.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.
- Назаренкова Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростков. Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. М., 1994. — 15 с.
- Пискунова Н.М. Роль венгерской музыкальной критики 20−30-х годов XX века в формировании эстетических и педагогических принципов национальной фортепианной школы. Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. -М.: 1984. 24 с.
- Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. 2-е изд. М.: ЦАПИ, 1994. — 141с.
- Раку М. Дъердь Куртаг: звуки тишины // М.: Музыкальная жизнь, 2001 № 3. С. 37−39.
- Ручьевская Е. А. Тематизм и форма в методологии анализа музыки
- XX века // Современные вопросы музыкознания / Отв. ред. Орлова Е. М.: Музыка, 1987. С. 146−206.
- Савенко С.И. Заметки о поэтике современной музыки // Современное искусство музыкальной композиции. Сборник научных трудов. Вып. 79. / Отв. ред. Гуляницкая Н. С. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1985. С. 5−16.
- Савенко С.И. Стиль Стравинского как единство. Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. JL: 1977. — 26 с.
- Санина Н.В. Натуральные лады в творчестве Пала Кадоши. Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. -JL: 1980. 20 с.
- Сапонов М.А. Искусство импровизации: импровизационные виды творчества в западно-европейской музыке средних веков и Возрождения. -М.: Музыка, 1982. 77 с.
- Сени Э. Некоторые стороны метода Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии / Ред.-сост. Баренбойм JI.A. М.: Советский композитор, 1983. С. 64−139.
- Слонимский С.М. Заметки композитора о современной советской музыке // Современные вопросы музыкознания / Отв. ред. Орлова Е. М.: Музыка, 1987. С. 221−240.
- Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт: история жанра. М.: Музыка, 1988.-316 с.
- Сорокина Т.С. Принципы стилизации в оперных произведениях И. Стравинского. Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. Вильнюс, 1986.- 17 с.
- Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. М.: Музыка, 1968.- 103 с.
- Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.- 335с.
- Тюлина С.В. Состояние звуковысотной системы в современной зарубежной музыке (К. Штокхаузен, Д. Лигети: 1960−80 гг.). Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. М.: 1995. — 25 с.
- Уйфайлуши Й. Бела Барток. Будапешт, 1972. — 392 с.
- Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 416 с.
- Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке / Сост. Гольцман A.M. М.: Советский композитор, 1982. С. 52−104.
- Холопова В.H., Холопов Ю. Н. Антон Веберн: Жизнь и творчество. -М.: Советский композитор, 1984. 319 с.
- Холопова В. Н. Спасов Б. Ритмические прогрессии и серии // Проблемы музыкального ритма / Сост. Холопова В. Н. М.: Советский композитор, 1978. С. 261 -293.
- Чинаев В. «Открытое» сочинение и исполнитель. (Пути осмысления и звукового воплощения алеаторных композиций) // Музыкальное исполнительство и педагогика: история и современность / Сост. Гайдамович Т. А. -М.: Музыка, 1991. С. 213−239.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1964. — 725 с.
- Шнеерсон Г. Сериализм и алеаторика тождество противоположностей // М.: Советская музыка, 1971 № 1.
- Шнитке А.Г. На пути к воплощению новой идеи // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке / Сост. Гольцман A.M. M.: Советский композитор, 1982. С. 104−107.
- Шнитке А.Г. Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского // И. Ф. Стравинский. Статьи и материалы / Сост. Дъячкова J1.C. М.: Советский композитор, 1973. С. 383−433.
- Шнитке А. Г. Полистилические тенденции современной музыки
- Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. Ред.-сост. Шнеерсон Г. М.: Советский композитор, 1973. С. 289−291.
- Элъконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
- Юрова Т.В. Советская фортепианная музыка для детей (60−70 гг.) и проблемы ее изучения. Автореф. дисс.. канд. искусствоведения. М.: 1975. -25 с.
- Ярустовский Б.М. Игорь Стравинский. Л.: Музыка, 1982. — 262 с.
- Balint A. West Berlin and Vienna Honour Gyorge Kurtag // Hungarian Music Quarterly (HMQ), 1989. Vol. 1 № 1. P. 27−28.
- Balint A. In search of a halo. A publisher’s tribute to Kurtag at 70 // HMQ, 1996. Vol. 7 № 1−2. P. 5−6.
- Barazzoni В.: Kurtag’s Music: The Spectacle of Nature, the Breath of History from op. 7 to 27 // Studia Musicologica. 2002. Vol. 43 № 3−4. P. 253 268.
- Bartok B. Mikrokosmos. Budapest: Editio Musica, 1979.
- Bekcles-Willson R. Kurtag’s Instrumental Music 1988−1998 // Tempo, A quarterly review of modern music, 1998. P. 15−21.
- Blum S. Kurtag’s Articulation of Kafka’s Rhithms (.Kafka-Fragmente, op. 24) // Studia Musicologica, 2002. Vol. 43 № 3−4. P. 345−358.
- BreuerJ. Pal Kadosa Composer, Pianist, Teacher // New Hungarian Quarterly (NHQ), 1980. Vol. 21 № 80. P. 190−199.
- BreuerJ. Kodaly and the Powers That Be 11 NHQ, 1993. Vol. 34 № 129. P. 156−161.
- Contemporary Hungarian Composition Abroad // HMQ, 1994. Vol. 5 № 1. P. 28−29.
- Dobszay L. A Greeting to Gyorge Kurtag on his 70th Birthday // HMQ, 1996. Vol. 7 №№ 1−2. P. 3−4.
- Europe Celebrates Kurtag // HMQ, 1996. Vol. 7. № 1−2. P. 11−12.
- FeuerM. The Kodaly Method 11 NHQ, 1972. Vol. 13. № 47. P. 208−213.
- FeuerM. After Bartok and Kodaly // NHQ, 1976. Vol. 17. № 62. P. 196−200.114 .FeuerM. Ket Konferencia a tengerentul ISCM Kanada Gyorge Kur-tagban: ISME az Allamokban // Muszika, 1985. № 1. P. 19−22.
- Gaborl. Music for Young People // NHQ, 1971. Vol. 12. № 41. P. 218−222.
- GondaJ. Progressive Tendencies in Hungarian Music Education // HMQ, 1989. Vol. 1 № 3−4. P. 46−48.
- Griffits P. Desert Flowers: Kurtag’s Recent Music // NHQ, 1992.Vol. 33 № 126. P. 164−168.
- Griffits P. «The Voice That Must Articulate .». Kurtag in Rehearsal and Performance // NHQ, 1994. Vol. 36 № 140. P. 141−144.
- Griffits P. Master Works, Master Releasings (Gyorge Kurtag) // NHQ, 2000. Vol. 41 № 159. P. 154−155.
- Griffits P. Master Works, Master Releasings A Celebration of Gyorge Kurtag // NHQ, 2002. Vol. 43 № 166. P. 149−150.
- Griffits P. Eotvos and Kurtag with a Difference (New Budapest Music Center Releases) 11 NHQ, 2003. Vol. 44 № 171. P. 153−155.
- Grmela S. Recall and Reception in Some Works by Kurtag // Studia Musicologica, 2002. Vol. 43 №№ 3−4. P. 371−382.
- Haldsz P. Kurtag Fragments I I HMQ, 1996. Vol. 7. № 1−2. P. 13−20.
- Haldsz P. Three Kurtag CDs on Hungaroton Classic 11 HMQ, 1996. Vol. 7. № 1−2. P. 29−32.
- Haldsz P. Preface to the Volume «Hommage a Kurtag» // Studia Musicologica, 2002. Vol. 43 № 3−4. P. 221−224.
- Haldsz P. On Kurtag’s Dodecafony 11 Studia Musicologica. 2002. Vol. 43 № 3−4. P. 235−252.
- Hoffman P. Post-Webernsche Musik?: Gyorge Kurtag Webernrezeption am Beispiel seines Streichquartetts op. 28. // Musiktheorie, 1991.Vol. 7. P. 129−150.
- Huglund R. The The Topsy-Turvy Musical World of Hungary, Country of Boundless Opportunity // Contemporary Hungarian Music in The International Press / Editor Huglund R. Budapest: Editio Musica, 1982. P. 54−68.
- KdrpdtiJ. Kurtag Gyorge // Muszika. 1974. Vol. 17 № 1. p. 24−30.
- Karpati J. The Living Traditional of Bartok’s Sources (The Bartok Albom by the Muzsikas ensemble) // NHQ, 1999. Vol. 40 № 154. P. 104−106.
- Kroo G. One Hundred Miniyes of Kurtag I I NHQ, 1976. Vol. 17 № 62. P. 200−202.
- Kroo G. New Hungarian Music // Contemporary Hungarian Music in The International Press / Editor Huglund R. Budapest: Editio Musica, 1982. P. 7−42.
- Kroo G. Two Major Works from Gyorge Kurtag // NHQ, 1982. Vol. 23 № 85. P. 208−212.
- Kurtag Gyorge. Ed. Friedrich Spangemacher, Bonn: Boosey and Hawkes, 1986.
- Kurtag G. «It's Not My Ears That Do My Hearing»: Interview by Balint Andras Varga // HMQ. 2002. Vol. 42 № 161. P. 126−134.
- Lendvai E. Kodaly Method Kodaly Conception // NHQ, 1983. Vol. 24 № 90. P. 164−198.
- McLay M. Experimental Music in Hungary: The New Music Studio
- Contemporary Hungarian Music in The International Press / Editor Huglund R. Budapest: Editio Musica, 1982. P. 92−106.
- McLay M. Twenty-five Years of Hungarian Music // NHQ, 1983.Vol. 24 № 90. P. 199−205.
- McLay M. Kurtag at Sixty // NHQ, 1986. Vol. 28 № 107. P. 218−222.
- New Records (G. Kosa, L. Bardos, R. Sugar, S. Szokolay, L. Dubrovay, G. Kurtag) // NHQ, 1985. Vol. 26 № 97. P. 208−211.
- Spangemcaher F. Gyorge Kurtag. Bonn: Boosey and Hawkes (Musik der Zeit 5), 1986.
- SuchoffB. The Bartok Kodaly connection // NHQ, 1990.Vol.31№ 118. P. 154−158.
- Walsh S. Discusses Kurtag’s Kafka Fragmentes // NHQ, 1989. Vol. 1 № 1. P. 15−16.
- Williams A. Gyorge Kurtag and the Open Work// NHQ, 2002. Vol. 42 № 163. P. 136−146.
- WhitallA. Laments and Consolations: Kurtag // Musical Composition in the Twentieth Century. Oxford, 1999. P 89−107.
- Wilheim A. Gyorge Kurtag: List of Works // HMQ, 1996. Vol. VII №№ 1−2. P. 21−22.
- Wilheim A. Gyorge Kurtag: Discography//HMQ, 1996. Vol. VII №№ 1−2. P. 23−26.
- Zelinka T. Elementary Music Education in Hungary // HMQ, 1998. Vol. 9 № 3−4. P. 30−32.