Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средством преодоления сложившейся ситуации является создание необходимых педагогических условий подготовки профессиональных исполнителей на классической гитаре в рамках высшего музыкального образования. Данные условия обеспечивает образовательная модель, соответствующая академической сущности инструмента, задачам профессионального музыкального образования разных уровней государственной системы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Классическая гитара: история создания, совершенствования и функционирования
    • 1. История западноевропейского гитарного искусства
    • 2. История исполнительства на классической гитаре в России
    • 3. Классическая гитара в российской провинции
  • Глава II. Академическое искусство игры на классической гитаре: сущность, структура, функции
    • 1. Сущность, структура и функции академического исполнительского искусства
    • 2. Профессиональное исполнительство как первый компонент академического искусства
    • 3. Система профессионального образования как второй компонент академического искусства
    • 4. Структура репертуара для классической гитары как третий компонент академического искусства
  • Глава III. Классическая гитара в системе отечественного профессионального музыкального образования
    • 1. Современная система профессионального обучения игре на классической гитаре в России
    • 2. Образовательная модель как средство формирования профессионального исполнителя на классической гитаре
    • 3. Информационно-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования

Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российское гитарное исполнительство является существенной частью мирового музыкального искусства. Развитие искусства классической гитары в России в целом отличается от западноевропейского и имеет свои особенности.

В современном отечественном инструментальном исполнительстве особенно остро по отношению к классической гитаре стоит проблема противопоставления народного и академического. Традиционное представление о классической гитаре как инструменте народном сложилось в связи с бытованием на российской территории нескольких разновидностей гитар (в частности, так называемой русской семиструнной), а также длительным общественно-политическим периодом, сопровождавшимся идеологическим диктатом и изолированностью России от мирового сообщества.

В соответствии со статусом народного инструмента в России сложилась образовательная система, в которой преподавание классической гитары до настоящего времени осуществляется в рамках кафедр (отделений) народных инструментов всех уровней профессионального музыкального образования (начального, среднего, высшего). Данное положение не соответствует академической сущности классической гитары, требует принципиального изменения взгляда на ее истинную природу и предполагает модернизацию существующей образовательной системы.

Особенности развития классической гитары в контексте музыкального исполнительства (как европейского, так и российского) сходны с историей других академических инструментов (фортепиано, скрипка и др.). Профессиональное гитарное искусство обладает обширным оригинальным репертуаром, включающим произведения различных эпох и стилей, а система профессионального обучения — основами методики преподавания игры на инструменте.

Обозначенная проблема проявляет себя во всех сферах творческой деятельности: профессиональном исполнительстве, обучении в рамках российской системы высшего профессионального музыкального образования, в трактовке сущности инструмента, в отношении к оригинальному репертуару. Именно сегодня в связи с изменением общественно-политической ситуации в России указанная проблема обретает особую остроту, злободневность и возможность ее решения. Отсюда — актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Развернутых исследований, в том числе диссертационного плана, и научных монографий, посвященных проблеме академического статуса классической гитары, в отечественной музыкальной науке и музыкальной педагогике до настоящего времени не было. Вместе с тем имели место многочисленные дискуссии, затрагивающие тему целесообразности преподавания классической гитары в рамках кафедры народных инструментов.

К вопросу академизации народных инструментов в современном профессиональном исполнительстве и преподавании обращаются Д. И. Варламов, A.A. Горбачев, О. И. Спешилова и др.

Большинство работ, посвященных гитарному искусству, представляют собой в одних случаях описание интересных событий и личных переживаний, не предполагающее научного анализа явлений, в других — содержат сконцентрированную информацию историко-биографического характера (имена, события, биографические очерки, письма, воспоминания и т. д.).

Различным аспектам российского гитарного искусства посвящали свои работы отечественные авторы, среди которых представители как XIX в. — A.C. Фаминцын, В. А. Русанов, так и XX в. — М. Иванов, Б. Вольман, А. Ширялин, H.A. Иванова-Крамская и др. Одним из крупнейших исследователей истории гитары в России, В. П. Машкевичем, собрано и систематизировано значительное количество информации о деятелях гитарного искусства. Составленная во многом на основе его материалов энциклопедия М. С. Яблокова «Классическая гитара в России и СССР"1 — труд, значение которого для истории развития гитары невозможно переоценить.

Попытку исследовать историю развития гитары наиболее объективно, не вступая в полемику о главенствующей роли какого-либо из инструментов (име.

1 Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. — Тюмень-Екатеринбург, 1992. [98]. 4 ется ввиду шестиструнная и семиструнная гитары), предпринимает Б. Вольман в работах «Гитара и гитаристы» и «Гитара в России"1.

Определение периодов развития гитарного искусства в России содержится в многочисленных статьях и заметках В. М. Мусатова, однако предметом его изучения является не классическая гитара, а российское гитарное искусство в целом.

Наибольший интерес представляют диссертации К. В. Ильгина «Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство» и H.H. Дмитриевой «Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары"3. Первая работа посвящена в основном особенностям сосуществования двух видов гитары — русской семиструнной и шестиструнной — на территории России, а также их влиянию на русское гитарное исполнительство в целомвторая — сконцентрирована на методике преподавания в среднем звене профессионального музыкального образования. В этом ряду находится и исследование A.A. Петропавловского «Гитара в камерном ансамбле"4, посвященное традициям камерно-ансамблевого музицирования с гитарой, особенностям репертуара, практической связи гитарного исполнительства с исполнительским искусством в области других инструментов, а также музыкально-выразительным возможностям гитары в данном амплуа.

Активизации научных исследований в области искусства классической гитары способствовала первая в истории российской гитаристики научно-практическая конференция «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание"5, однако обсуждаемые проблемы не затрагивали вопросов комплексного изучения искусства классической гитары как искусства академического. Вольман Б. Гитара в России: очерки истории гитарного искусства. — Л.: Музгиз, 1961; Вольман Б. Гитара и гитаристы. — Л.: Музыка, 1968. [44,45].

2 Ильгин К. В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дис. канд. искусствоведения: 17.00.02 / К. В. Ильгин. — СПб, 2003. [87].

3 Дмитриева H.H. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары: дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / H.H. Дмитриева. — М., 2004. [70].

4 Петропавловский A.A. Гитара в камерном ансамбле: дис. канд. искусствоведения: / A.A. Петропавловский. — II. Новгород, 2006. [155].

5 Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. междунар. науч.-практ. конф. 1213 апр. 2005 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова. — Тамбов, 2005. [99]. 5.

Таким образом, российские историки гитары рассматривали, как правило, «гитарное явление» вообще, не разделяя искусство российской гитары на «классическое» и «неклассическое», и поэтому не ставили вопрос об академической природе классической гитары. Работы современных исследователей, посвященные в большинстве своем отдельным вопросам, таким как формирование репертуара, методика преподавания и т. п., не затрагивают проблемы, связанные с сущностью понятия «классическая гитара», комплексным изучением истории исполнительства на данном инструменте, систематизацией и периодизацией искусства классической гитары, а также с особенностями преподавания в системе профессионального музыкального образования России.

Объест исследования — гитарное исполнительское искусство в отечественной музыкальной практике.

Предмет исследования — исполнительские и педагогические условия, обеспечивающие академический статус классической гитары в системе высшего профессионального музыкального образования России.

Цель исследования — обоснование академической природы классической гитары с целью формирования образовательной модели обучения исполнителя-гитариста, соответствующей академическому статусу классической гитары в российской системе высшего профессионального музыкального образования.

Задачи исследования:

1. рассмотреть российскую историю развития гитары в контексте общеевропейского искусства, провести комплексный анализ ее основных периодов с позиций развития конструкции инструмента, репертуара, сложившихся национальных традиций, исполнительства и обучения;

2. обосновать особенности конструкции классической гитары, определяющие ее академическую природу в контексте современного музыкального инструментария;

3. определить основные виды профессионального исполнительства на классической гитаре, сформированные в соответствии с историческими этапами развития музыкального искусства и формами слушательского восприятия;

4. охарактеризовать современные условия обучения исполнителя на классической гитаре в рамках российской системы высшего профессионального музыкального образования;

5. сформировать образовательную модель профессиональной подготовки исполнителя, соответствующую академической природе классической гитары.

Гипотеза исследования.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения:

1. Российское гитарное искусство характеризуется особым статусом классической гитары как народного инструмента, несоответствующего его академической природе.

2. Академическая сущность искусства игры на классической гитаре обусловлена авторской конструкцией инструмента, выходом за рамки национальной культуры и наличием компонентов академического искусства: профессионального исполнительства, обучения в рамках системы профессионального образования и оригинального репертуара.

3. Возрождение академического статуса классической гитары в системе профессионального музыкального образования, утерянного в процессе исторического развития отечественного гитарного искусства, обеспечивается созданием образовательной модели, направленной на комплексное обучение профессиональных исполнителей.

Методологическую основу исследования составили основные положения отечественного и зарубежного музыкознания: теория музыкального образования (A.C. Базиков [14], В. И. Горлинский [62], Т. Г. Мариупольская [121], Б. Л. Яворский [212]), история гитарного искусства (К.В. Ильгин [87], В. П. Машкевич [98, 172], А. А. Петропавловский [155], Э. Шарнассе [206], A.B. Ширялин [207]), методика преподавания классической гитары.

П.С.Агафошин [1,2,3], А. Гитман [60], А.М.Иванов-Крамской [81,82], Э. Пухоль [159, 235]), методика преподавания игры на других инструментах (А.Д. Алексеев [6], JI.C. Ауэр [11, 12] Л. А. Баренбойм [15], С. Е. Фейнберг [192], Г. М. Цыпин [200, 201], И. М. Ямпольский [215]), проблема академизации народных инструментов (Д.И. Варламов [32,33,34], А. А. Горбачев [61], М. И. Имханицкий [88, 89], О. И. Спешилова [182]), теория стиля и жанра (М.К. Михайлов [136], Е. В. Назайкинский [147], С. С. Скребков [178], А. Н. Сохор [180, 181]), психология музыкальных способностей (Д.К. Кирнарская [97], Б. М. Теплов [188], Г. М. Цыпин [202, 203]), проблемы отечественной музыкальной культуры начала XX века (Б.В. Асафьев [8, 9, 10], А. И. Демченко [67,68,69]), музыкальная коммуникация (В.В. Медушевский [130, 131], Е. В. Назайкинский [147], Ю. Н. Холопов [196], А. Н. Якупов [213, 214]), отечественная фольклористика (И.И. Земцовский [77, 78, 79]), методика применения информационно-компьютерных технологий в системе профессионального музыкального образования (Г.Р. Тараева [187], А. И. Марков [122]), теория любительского музицирования (В.Н. Сыров [185,186], И. А. Хвостова [194,195]).

Важным компонентом методологической основы диссертации явились труды философов Э. Гуссерля [64,65], И. Канта [90,91], А. Ф. Лосева [111,112].

Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы включали в себя анализ, синтез, обобщение положений философской, исторической, педагогической и методической литературы, учебных планов и программ, диссертационных исследованийструктурно-функциональное моделирование. Эмпирические методы исследования включали наблюдение, анализ различных видов деятельности, обобщение личного педагогического опыта.

Положения, выдвигаемые на защиту: 1. Российское искусство игры на классической гитаре находится в русле основных тенденций мирового инструментального исполнительства, однако при всем академическом сходстве с исполнительскими школами других стран обладает национальным своеобразием: дискретностью развития, связанной с изолированностью России от мирового сообщества, зависимостью на начальном этапе от испанского влияния и статусом народного инструмента в российской системе профессионального музыкального образования.

2. Академическое гитарное искусство суть профессиональная деятельность публичного характера в сфере преподносимой музыки. Структура академического исполнительского искусства предусматривает выход за рамки национальной культуры, наличие инструмента авторской конструкции и включает в себя следующие компоненты: профессиональное исполнительство, обучение в рамках системы профессионального образования и оригинальный репертуар различных эпох и стилей. Искусство игры на классической гитаре отвечает всем вышеназванным требованиям и, следовательно, является академическим искусством.

3. Образовательная модель, соответствующая академическому статусу инструмента, утерянного в процессе исторической эволюции отечественного гитарного искусства, обеспечивает необходимые педагогические условия для комплексного обучения профессиональных исполнителей на классической гитаре в системе профессионального музыкального образования России.

Научная новизна исследования. Теоретическая новизна исследования определяется постановкой проблемы и избранной позицией и заключается в следующем:

1. установлены закономерности исторического развития западноевропейского и отечественного профессионального гитарного исполнительства;

2. уточнены и сформулированы признаки народного инструмента, необходимые для дифференциации понятий народного и академического;

3. дана дефиниция академического гитарного исполнительского искусства, определены компоненты его структуры;

4. раскрыта академическая сущность классической гитары как инструмента, обладающего всеми необходимыми признаками данной категории музыкальных инструментов;

5. выявлена взаимозависимость академического исполнительского искусства и обусловленной его особенностями структуры профессионального музыкального образования.

Практическая новизна исследования заключается в создании образовательной модели, ориентированной на практическую деятельность по подготовке исполнителей-гитаристов, включающей в себя использование информационно-компьютерных технологий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированы и обоснованы структура и сущность академического исполнительского искусствауточнены связи и различия народного и академического инструментовпроанализированы закономерности исторического развития исполнительского искусства игры на классической гитаревыдвинута и решена на теоретическом уровне проблема академического статуса классической гитары в системе отечественного профессионального музыкального образования.

Практическая значимость. Аналитический материал диссертации, его основные научные положения и выводы могут быть использованы в формировании курсов специального инструмента, камерного ансамбля, концертмейстерского класса, истории исполнительства и методики обучения на классической гитаре, в разработке принципиально новых образовательных стандартов комплексной подготовки профессиональных исполнителей-гитаристов.

Достоверность исследования определяется применением системного подхода, обеспечившего комплексное и всестороннее рассмотрение исследуемого явления, обращением к широкому кругу научно-литературных источников, документально-фактологического материала и теоретических наблюдений, соответствием методов исследования его задачам и специфике академического гитарного искусства, подтверждением правомерности выводов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры народных инструментов Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. C.B. Рахманиновав докладах на международных и региональных научнопрактических конференциях (Тамбов, 2002, 2004, 2005, 2006) — в ходе чтения лекций в рамках Областных педагогических чтений (Тамбов, 2005), курсов повышения квалификации преподавателей классов классической гитары (Тамбов, 2002; Саратов, 2006) — посредством публикации статей по теме исследования. Элементы сформированной в исследовании образовательной модели в настоящее время используются в процессе обучения студентов класса классической гитары ТГМПИ им. C.B. Рахманинова. Кафедрой народных инструментов осуществлено изменение учебного плана, в который введены предметы: камерный ансамбль, концертмейстерский класс, оркестр гитаристов.

Заключение

.

1. История развития классической гитары свидетельствует о том, что российская исполнительская школа находится в русле основных тенденций мирового исполнительского искусства, но при этом обладает национальным своеобразием. Изолированность России от мирового сообщества, особенность сложившейся политической ситуации в стране, зависимость гитарного искусства от испанского влияния привели к тому, что развитие российского искусства классической гитары было дискретным, а исполнительская школа лишь к концу XX века получила мировое признание.

2. Академическая природа классической гитары подтверждается ходом всей истории ее развития — совершенствованием конструкции, установлением строя, эволюцией исполнительской техники, формированием репертуара и методических принципов преподавания. Традиционное для России представление о классической гитаре как о народном инструменте не может считаться правомерным по причине его несоответствия комплексу объективных признаков.

3. Проведенное исследование подтверждает, что искусство игры на классической гитаре имеет академическую природу, так как предполагает авторскую конструкцию инструмента и наличие компонентов академического исполнительского искусства: выходящее за рамки национальной культуры профессиональное исполнительство, обучение в рамках системы профессионального образования и наличие оригиналы юго репертуара.

4. Избрав исходной установкой выявление специфики гитарного искусства, определение природы классической гитары, автор проанализировал виды профессионального исполнительства, которые формируются в рамках структуры музыкальной деятельности и классифицируются следующим образом: прикладное, художественно-эстетическое и виртуальное.

5. Российская система государственного профессионального музыкального образования, действующая в настоящее время, определила статус классической гитары, не соответствующий академической сущности инструмента. С изменением политического строя в России в конце XX века, несмотря на многочисленные образовательные реформы разных направлений и масштаба, данная сфера не претерпела существенных изменений. Следствием существующего положения является отсутствие комплексной, ориентированной на практическую деятельность, структуры подготовки исполнителей-гитаристов.

6. Средством преодоления сложившейся ситуации является создание необходимых педагогических условий подготовки профессиональных исполнителей на классической гитаре в рамках высшего музыкального образования. Данные условия обеспечивает образовательная модель, соответствующая академической сущности инструмента, задачам профессионального музыкального образования разных уровней государственной системы. Оптимальная форма организации учебного процесса в рамках высшего профессионального музыкального образования, соответствующая всем необходимым требованиям, — кафедра классической гитары. Предложенная образовательная модель способствует формированию специальных профессиональных навыков исполнителей-гитаристов, представляет собой комплекс предметов специального блока, соответствующий современным требованиям.

7. Информационно-компьютерные технологии могут быть успешно использованы в сфере профессионального образования исполнителей-гитаристов. Дистанционное обучение должно строиться на эффективной мультимедийной обучающей программе. Предложенное автором мультимедийное пособие демонстрирует возможности информационно-компьютерных технологий в преподавании курса истории исполнительства на классической гитаре.

8. Внедрение результатов предложенной образовательной модели позволит обеспечить профессиональную подготовку квалифицированных специалистов, будет способствовать развитию отечественного оригинального репертуара для классической гитары. Проблемы реализации проекта связаны с необходимостью изменения существующих государственных образовательных стандартов.

9. Создание кафедры классической гитары, обеспечивая инструменту академический статус, опосредовано влияет на совершенствование общей структуры профессионального музыкального образования России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.С. Новое о гитаре. — М., 1928.
  2. П.С. Шестиструнная или семиструнная гитара // За пролетарскую музыку. 1931. — № 11.
  3. П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1983. — 207 с.
  4. С.Н. Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда рассмотренная, исправленная и дополненная. 1819.
  5. А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1−2. М.: Музыка, 1988.-414 с.
  6. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М, 1978. — 288 с.
  7. .В. «Бытовая музыка после Октября» // Новая музыка, вып. 5
  8. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-2-е изд.-М.-Л.: Музыка, 1973.- 144 с.
  9. Ю.Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. -Л.: Музыка, 1987.-248 с.
  10. П.АуэрЛ.С. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965.-272 с.
  11. Л.С. Моя школа игры на скрипке. Л., 1933. — 138 с.
  12. Т. Звук и его тоновые оттенки. // Гитаристь. 1993. -№ 1. — С. 15−17.
  13. A.C. Музыкальное образование в современной России. Тамбов, 2002.-312 с.
  14. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-335 с.
  15. В.М. К вопросу изучения звуковых систем народных музыкальных инструментов // Виктор Михайлович Беляев. М.: Советский композитор, 1990.-С.378−385.
  16. Г. Мемуары / Пер. О. Слезкиной. -2-е изд. М., 1961. — 813 с.
  17. Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981.-64 с.
  18. Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. // Камерный ансамбль: сб. ст. М.: Музыка, 1979. — 168 с.
  19. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. A.M. Прохоров. изд. 3-е. М.: Сов. энциклопедия, 1974-Т.17.-616 с.
  20. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1988. — 1456 с.
  21. Г. История симфонического оркестра. Л, 1959.-312 с.
  22. Ю.Н. Введение в музыкознание: курс лекций. / РАМ им. Гнеси-ных.-М, 2000.-26 с.
  23. В.Ф. Начальный курс игры на семиструнной гитаре. Л.: Музыка, 1989.-79 с.
  24. М.А. Андрее Сеговия. М, 1981. — 126 с.
  25. М.А. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века. М, 1989.-208 с.
  26. М.А. Дань почтения гитаре. // Музыкальная жизнь. 1988 — № 1.
  27. М.А. Исаак Альбенис. М, 1977. — 152 с.
  28. М.А. Федерико Гарсиа Лорка музыкант. — М, 1970. — 66 с.
  29. ЗЬВанслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.:
  30. Сов. художник, 1966. 118 с.
  31. Д.И. Введение в проблему // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике. Екатеринбург, 2000. — С.5−14.
  32. Д.И. Метаморфозы музыкального инструментария. Саратов, 2000.-144 с.
  33. Д.И. Народность музыкального творчества как социальный феномен в общественном сознании россиян. Саратов, 2000. — 128 с.
  34. П. Классическая шестиструнная гитара / Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. М., 2000. — 216 с.
  35. Видаль Робер Ж. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией -М., 1990.-32 с.
  36. Л. Твой друг гитара / Воинов Л., Дерун В. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1970. — 55 с.
  37. В.Ю. Завещание старого гитариста ведомым и неведомым единомышленникам и последователям, друзьям и ученикам: Рукопись.
  38. В. Беседы с Сергеем Рудневым // Гитаристь. 2004. — № 1. — С.20−23.
  39. В. Кафедра гитары: необходимость или неизбежность // Гитаристь. 2004.-№ 1.-С. 10−16.
  40. В. Интервью с А. Ольшанским// Гитаристь 2004.-№ 2.-С.9−15.
  41. В. Интервью с Н. Михайленко // Гитаристь. 2005. — № 1. -С. 18−20.
  42. . Гитара. М., 1972. — 62 с.
  43. . Гитара в России: очерки истории гитарного искусства. -Л.: Музгиз, 1961.-178 с.
  44. . Гитара и гитаристы. Л.: Музыка, 1968. — 187 с.
  45. . Русские печатные ноты XVIII века.-М.: Музгиз, 1957.-293 с.
  46. Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1984. — Вып. 5. — 134 с.
  47. М. Т. Школа для семиструнной гитары. 1836.
  48. С.С. Рассказ о гитаре. М., 1987. — 46 с.
  49. Т.А. Инструментальные ансамбли. М.: Музгиз, 1960. — 55 с. 51 .Галин С. Школа для гитары. СПб, 1891.
  50. ГелисМ.М. О преподавании игры на домре, баяне, гитаре, балалайке, концертино. Ок. 1943. // Рукопись.
  51. И. Усовершенствованная гитарная школа для шестиструнной или руководство играть самоучкою на гитаре. СПб, 1816.
  52. Гинзбург J1.C. Камерная музыка в современной музыкальной практике // Камерный ансамбль: сб. ст. М.: Музыка, 1979. — 168 с.
  53. Гитара: музыкальный альманах. М., 1989. — Вып. 1. — 52 с.
  54. Гитара: музыкальный альманах. М., 1990. — Вып. 2. — 64 с.
  55. Гитара от блюза до джаз-рока. Киев, 1986. — 96 с. 58.Гитарист. 1904.
  56. Гитара и гитаристы. 1925 -№ 7.
  57. А.Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М.: ИЧП «Престо», 2002.-105 с.
  58. A.A. Про то, благодаря чему мы, несмотря ни на что // Народник. 2000. — № 2 (30). — С. 14−16.
  59. В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. М., 1999. — 333 с.
  60. С.А. Музыкальная эстетика: науч.-практ. пособие. М., 1999.-283 с.
  61. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.-СПб, 2004.-400 с.
  62. Э. Феноменология // Логос,№ 1.-М., 1991.-С. 12−21.
  63. Деккер-Шенк И.Ф. Школа-самоучитель для шестиструнной гитары. -СПб, 18. г.-77 с.
  64. А.И. Ее путь в искусстве. // Елене Гохман посвящается: К 70-летию со дня рождения / Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова. Саратов, 2005. — 244 с.
  65. А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века: исследование. -М.: Издательский Дом «Композитор», 2006.-264 с.
  66. А.И. Отечественная музыка начала XX века. К проблеме создания художественной картины мира. Саратов: Изд-во Сар. ун-та, 1990.-112 с.
  67. Н.Н. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02./ Н. Н. Дмитриева. М., 2004. — 232 с.
  68. Дронов В. Macromedia Dreamweaver MX. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 736 с.
  69. Ч. Искусство игры на гитаре / Пер. П. П. Ивачева. 1982. Рукопись.
  70. Европейское высшее музыкальное образование: Россия, страны СНГ и Европы. Состояние и перспективы: матер, междун. конф. 5−7 октября 2005 г. СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2005. — 115 с.
  71. И. Заветам Луначарского верны? Идеология и баян // Народник.-1999.-№ 1.-С.24−25.
  72. М.Ф. Русская семиструнная гитара. М., 1948. — 152 с.
  73. Иванов-Крамской А. М. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. -М.: Музгиз, 1957. 152 с.
  74. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970.-124 с.
  75. Иванова-Крамская H.A. Жизнь посвятил гитаре. М., 1995. — 128 с.
  76. Иванова-Крамская H.A. Программа по специальному классу шестиструнной гитары для отделений струнных и народных инструментов высших музыкальных учебных заведений. М., 2003. — 28 с.
  77. Иванова-Крамская H.A. Специальный класс шестиструнная гитара: учеб. прогр. сред. проф. образования для специальности 0501 «Инструментальное исполнительство». М., 2004. — 31 с.
  78. К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02/ К.В. Иль-гин.-СПб, 2003.- 140 с.
  79. М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры -М., 1987.- 190 с.
  80. М. И. История исполнительства на русских народных инструментах M., 2002. — 351 с.
  81. И. Сочинения в шести томах. Т.5. — M., 1966. — 565 с.
  82. И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1998. — 656 с.
  83. M. Школа игры на шестиструнной гитаре / Пер. Н. Рождественской- ред. А. Иванова-Крамского. М., 1964. — 152 с.
  84. Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991. -Т.1.-136 с.
  85. Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991. -Т.2.-128 с.
  86. Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991. -Т.3.-239 с.
  87. Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991. -Т.1.-184 с.
  88. Д.К. Психология музыкальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты — XXI век, 2004. — 496 с.
  89. Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. Тюмень-Екатеринбург, 1992. — 2320 с.
  90. Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. между нар. науч.-практ. конф. 12−13 апр. 2005 г. / Ред. И.Н. Вановская- Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова. Тамбов, 2005. — 78 с.
  91. В.В. Специальный класс шестиструнной гитары: прогр. для музыкальных колледжей по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» специализации 0501.04 «Инструменты народного оркестра». Челябинск, 2000. — 18 с.
  92. Концерт / Ямпольский И. М. // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., Сов. энциклопедия, 1974. — Т.2. — С.922−925.
  93. В. Г. Концепции современной философии: учеб.-метод. пособие. Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2002. — 43 с.
  94. В. Технические возможности русской семиструнной гитары.-М., 1963.- 196 с.
  95. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  96. В.М. Анализ строя гитары. 1935.
  97. К.А. Музыкально-исторические портреты, М., 1937.- 199 с.
  98. Кушенов-Дмитревский Д. Школа игры на гитаре. 1814.
  99. Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1986.-94 с.
  100. В. Школа для семиструнной гитары русского и испанского строя. 1904.
  101. А.Ф. Самое само. // Миф Число — Сущность / Сост. A.A. Тахо-Годи- Общ. Ред. A.A. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1994. -С.299−526.
  102. А.Ф. Музыка как предмет логики. // Форма Стиль — Выражение / Сост. A.A. Тахо-Годи- Общ. Ред. A.A. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1995. — С.405−602.
  103. Лотман 10. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПб.: «Искусство-СПБ», 2006.-413 с.
  104. МакаровН. П. Несколько правил высшей гитарной игры. -СПб, 1874.
  105. Н. П. Две сестрички. СПб, 1861.
  106. Н. П. Банк тщеславия. СПб, 1861.
  107. Н. П. Победа над самодуром и страдальческий крест. -СПб, 1861.
  108. Н. П. Мои семидесятилетние воспоминания и с тем вместе моя полная предсмертная исповедь. СПб, 1881.
  109. В.А. Графическое оформление нотного текста для гитары. -М.: Сов. композитор, 1984. 126 с.
  110. A.B. К вопросу моделирования структуры деятельности музыканта-педагога // Актуальные проблемы музыкальной педагогики.-М., 1982.
  111. Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М., 2002.
  112. А. Несколько слов о гитаре. М., 1927.
  113. С.Н. Некоторые актуальные проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре: метод, рекомендации. Волгоград, 2005. — 39 с.
  114. С.Н. Функции тембра гитары в аспекте музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: матер. Всерос. Науч.-практ. конф. Астрахань, 2002. — С.269−276.
  115. Г. В. Теоретические и методические основы стандартизации высшего музыкально-педагогического образования в учебных заведениях искусства и культуры: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Г. В. Маяровская -М., 1997.-25 с.
  116. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
  117. В.В. Углублять концепцию музыкального образования // Сов. музыка. 1981. — № 9. — С.52−59.
  118. Менро Л. А. Азбука гитариста. М.: Музыка, 1986. 93 с.
  119. А. Самоучитель для семиструнной гитары с ключом к итальянской нотной системе и рисунками положения обеих рук. -М., 1892.
  120. Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре -Киев, 2003.-248 с.
  121. Н. Фан Динь Тан. Справочник гитариста Киев, 1998.-247 с.
  122. М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / Сост., ред. и примеч. А. Вульфсона- Вступит, ст. М. Арановского. Л.: Музыка, 1990.-288 с.
  123. Г. И. Музыка средневекового города. Л.: Тритон, 1927. — 72 с.
  124. В. Полная школа для семиструнной гитары. М., 1862.
  125. Московские ведомости. 1821 — № 96.
  126. Московские ведомости. 1823. — № 10.141. Музыка гитариста. 1907.
  127. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1974. — Т.2. — 960 с.
  128. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1976. -Т.З. — 1104 с.
  129. Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Музыка, 1975. — 415 с.
  130. Музыкальное образование / Баренбойм JI.A. // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш М.: Сов. энциклопедия, 1976. -T.3.-C.763−787.
  131. В.М. Гитара. Обзор и краткая аннотация русских печатных материалов / Мусатов В. М., Попов В. И. Свердловск (Екатеринбург), 1988.-67 с.
  132. Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-248 с.
  133. Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. М., 2002.
  134. Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Хар-вест- М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 976 с.
  135. A.M. Методология образования. -М., 2002.-319 с.
  136. Новый журнал для шестиструнной гитары А. Березовского. -1820.
  137. С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 1999. — 939 с.
  138. А. Описание путешествия в Московию // Россия XV-XV11 вв. глазами иностранцев. Лениздат, 1986. — 541 с.
  139. Е. Академик Борис Владимирович Асафьев: Монография. / Орлова Е., Крюков А. Л.: Сов. композитор, 1984.-272 с.
  140. A.A. Гитара в камерном ансамбле.: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / A.A. Петропавловский. Н. Новгород, 2006.- 189 с.
  141. В. Владимир Терво: вглядываясь в будущее // Гитаристь. -1997, — № 3.-С.30−32.
  142. В. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России Екатеринбург, 1997.- 171 с.
  143. ПухольЭ. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Тарреги. М.: Сов. композитор, 1988. — 190 с.
  144. Л. Заметки о творчестве Игоря Рехина // Гитаристъ-1997.-№ 3.-С. 19−26.
  145. И. Вариации на тему Гитара в России // Гитаристь. 2006. -№ 1. -С.44−49.
  146. И. Вариации на тему Гитара в России // Гитаристь. 2004. -№ 2.-С.22−23.
  147. РечменскийН. Массовые музыкальные народные инструменты. -М.: Музгиз, 1956.-102 с.
  148. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999. — Т.2. — 611 с.
  149. Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре по методу Ф. Тарреги / Ред. А. Иванова-Крамского. М., 1962. — 103 с.
  150. С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. — Т.2 — 322 с.
  151. С. Классическая гитара в русском стиле или новое о старом // Гитаристь. 2002. — № 1. — С.27
  152. С. Русский стиль игры на классической гитаре: метод, пособие. Тула: изд. дом «Ясная поляна», 2002. — 208 с.
  153. В. А. Гитара и гитаристы. М., 1899.
  154. В.А. Гитара в России.-М., 1901.
  155. В. А. Биографический очерк / В. А. Русанов В.П. Лебедев // Гитарист. 1906.
  156. В.А. Музыкальная палитра гитары / Русанов В. А. Машке-вичВ.П. 1924.
  157. С.И. Работа пианиста над техникой. Л., 1968. — 108 с.
  158. Н. Русская семиструнная гитара: справ. М.- Изд. Дом «Композитор», 2003. — 336 с.
  159. А. Гитара в фаворе // Рабочий и театр. 1926. -№ 13.
  160. К. М. Руководство для гитары. -М., 1915.
  161. А.О. Петербургский журнал для гитары. 1826 — № 12.
  162. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973.-448 с.
  163. Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. -Л.: Просвещение, 1983. 192 с.
  164. А.Н. Музыка как вид искусства— М.: Музыка, 1970. 192 с.
  165. А.Н. Статьи о советской музыке. Л.: Музыка, 1974. — 216 с.
  166. М.А. История семиструнной гитары. СПб, 1864.
  167. .А. Процесс формирования виол и скрипок- М., 1959. -296 с.
  168. В.Н. Музыкальное любительство сегодня. // Любительство в художественной культуре: история и современность. Ростов-н/Д., 2005. — (Ученые записки ИУБиП. — № 2).
  169. В.Н. Жизнь музыкального шедевра в изменяющемся мире. Диалог или потребление. // Искусство XX века. Диалог эпох и поколений. Т.2. — Н. Новгород, 1999.
  170. ТараеваГ.Р. Тестирование и тренинг в музыкально-теоретических дисциплинах (путь к электронным формам). // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: сб. науч. ст. -Ростов-н/Д.:
  171. Изд-во Рост. гос. консерватории им. C.B. Рахманинова, 2003. С.292−318.
  172. .М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.-336 с.
  173. Г. И. В мире гитары. Тбилиси, 1989. — 135 с.
  174. Факультет народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных / Ред.-сост. Б. М. Егоров. М., 2000. — 335 с.
  175. A.C. Домра и сродные ей инструменты русского народа. СПб., 1891.-218 с.
  176. С.Е. Пианизм как искусство.-2-е., изд. М., 1965.-515 с.
  177. П. Методика музыкального воспитания: учеб. пособие / Халабузарь П., Попов В., Добровольская H. М., 1989. — 175 с.
  178. И.А. Любительское музицирование: теория, история, практика: монография. Тамбов: Першина, 2005. — 209 с.
  179. И.А. Формирование основ любительского музицирования: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003.- 142 с.
  180. Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. — С. 52−104.
  181. В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. СПб.: Лань, 2000. — 320 с.
  182. Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). Тамбов, 2005. — 337 с.
  183. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М. 1984. — 176 с.
  184. Г. М. Исполнитель и техника: учеб. пособие для студ. муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 192 с.
  185. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. — 320 с.
  186. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. — 384 с.
  187. П.Я. Историческая справка о гитаре. Киев, 1911.
  188. А.П. Музыкальное искусство и классическая шестиструнная гитара: исторический аспект, теория, методика и практика обучения игре и пению: монография. М., 2002. — 159 с.
  189. Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней. М., 1991.-87 с.
  190. A.B. Поэма о гитаре. М., 1994. — 160 с.
  191. Я. Музыка и балет в России XVIII века. СПб.: Изд — во «Союз художников», 2002. — 320 с.
  192. А.П. Сборник пьес для гитары. Саратов, 1911- Рукопись.
  193. Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002. — 688 с.
  194. А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века. М., 2004. — 247 с.
  195. .Л. Статьи, воспоминания, переписка. М.: Сов. композитор, 1972. Т. 1.-711 с.
  196. А.Н. Музыкальная коммуникация. Вопросы теории и практики управления: исследование / Московская консерватория, магнитогорский музыкально-педагогический институт. М.- Новосибирск: из-во «Трина», 1993. — 180 с.
  197. А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации: исследование. М.: Моск. консерватория, Магнитог. Муз.-пед. инт, 1994.-292 с.
  198. И.М. Паганини. Жизнь и творчество, М., 1961. 379 с.
  199. Azpiazu J. de. The Guitar and Guitarists from Beginning to the Present Day.-London, 1960.
  200. Appleby D.P. The Music of Brazil. Austin: University of Texas Press, 1983.
  201. Bakers. Biographical Dictionary of Musicians. New York, 1958.
  202. Besseller H. Die Musik des Mittelalters und der Reneissance. -Potsdam: 2 Aufl, 1937.
  203. Bobri V. The Segovia technique. New York, 1972.
  204. Burrows T., ed. The Complete Encyclopedia of the Guitar. New York: Schirmer Books, 1998.
  205. Carulli F. Gitarova skola / Carulli F., Carcassi F. Bratislava, 1976.
  206. Chainasse H. La Guitare. (Preface A. Frauchi). Paris: Presses Universitaires de France, 1985.
  207. Cox P. Classical guitar technique and its Evolution as Reflected in the Methods of 1780−1850. diss. Indiana U., 1994.
  208. Evans T. et M.A. Le grand livre de la guitare de la renaissance au rock. Musique. Histoire. Facture. Artistes. Paris: Editions Albin Michel, 1979.
  209. Journal d’airs italiens, francais et russes avec accompagnement de gui-tarre par J. B. Hainglaise. 1796−1797
  210. Helleu I. La guitare au XX siecle instrument de pupitre. Paris, 1986.
  211. Kaiser, R. Gitarrenlexikon. Reinbek bei. Hamburg: Rowohlt, 1987.
  212. Klier J. Die Gitarre ein instrument und seine Geschichte. -Deutschland 1980.
  213. Lindley M. Lutes, viols and temperaments. Cambridge univ., 1984.
  214. Marcuse Sybil. Musical Instruments: A Comprehensive Dictionary. Garden City. -N.Y.: Doubleday, 1964.
  215. Poulton D. Notes on the technique of the lute. // The Monthly Musical Record, 1956. -№ 973 P. 4−7.
  216. Powrozniak J. Gitarren-Lexikon. Berlin 1986.
  217. Prat D. Diccionario de Guitarristas (Diccionario biografico, bibliografico, historico, critico de guitarristas, guitarreros). Buenos Aires, 1934 (reprint 1988).
  218. Pujol E. La guitare // Lavignac A. Encyclopedie de la musique V, VIII. -Paris, 1927.
  219. Ribouillault D. La guitare a la fin du XVIII siecle: recherches sur les raisons du declin le l’accord baroque Paris, 1986.
  220. Schwartz W. Guitar bibliography: An international listing of theoretical literature on classical guitar. Saur, 1984.
  221. Sharp A. P. The story of the Spanish guitar. London: Clifford essex music со., 1959.
  222. The new Grove Dictionary of music & musicians 6th ed. repr. -London: Macmillan Publishers Ltd., 1995.
  223. Turnbull H. The guitar from the Renaissance to the Present Day. -London: B.T. Batsford Ltd., 1976.1. ФОНДЫ
  224. ГЦММК им. Глинки, ф.359, № 71, ед. хр.8482.
  225. Центральный государственный архив Российской Федерации ф. 2307, он. 15, д. 84.
Заполнить форму текущей работой