Классическая гитара в России: к проблеме академического статуса
Диссертация
Средством преодоления сложившейся ситуации является создание необходимых педагогических условий подготовки профессиональных исполнителей на классической гитаре в рамках высшего музыкального образования. Данные условия обеспечивает образовательная модель, соответствующая академической сущности инструмента, задачам профессионального музыкального образования разных уровней государственной системы… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Классическая гитара: история создания, совершенствования и функционирования
- 1. История западноевропейского гитарного искусства
- 2. История исполнительства на классической гитаре в России
- 3. Классическая гитара в российской провинции
- Глава II. Академическое искусство игры на классической гитаре: сущность, структура, функции
- 1. Сущность, структура и функции академического исполнительского искусства
- 2. Профессиональное исполнительство как первый компонент академического искусства
- 3. Система профессионального образования как второй компонент академического искусства
- 4. Структура репертуара для классической гитары как третий компонент академического искусства
- Глава III. Классическая гитара в системе отечественного профессионального музыкального образования
- 1. Современная система профессионального обучения игре на классической гитаре в России
- 2. Образовательная модель как средство формирования профессионального исполнителя на классической гитаре
- 3. Информационно-компьютерные технологии в системе профессионального музыкального образования
Список литературы
- Агафошин П.С. Новое о гитаре. — М., 1928.
- Агафошин П.С. Шестиструнная или семиструнная гитара // За пролетарскую музыку. 1931. — № 11.
- Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1983. — 207 с.
- Аксёнов С.Н. Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда рассмотренная, исправленная и дополненная. 1819.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч. 1−2. М.: Музыка, 1988.-414 с.
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М, 1978. — 288 с.
- Асафьев Б.В. «Бытовая музыка после Октября» // Новая музыка, вып. 5
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.-2-е изд.-М.-Л.: Музыка, 1973.- 144 с.
- Ю.Асафьев Б. В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. -Л.: Музыка, 1987.-248 с.
- П.АуэрЛ.С. Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965.-272 с.
- Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке. Л., 1933. — 138 с.
- Ашер Т. Звук и его тоновые оттенки. // Гитаристь. 1993. -№ 1. — С. 15−17.
- Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России. Тамбов, 2002.-312 с.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-335 с.
- Беляев В.М. К вопросу изучения звуковых систем народных музыкальных инструментов // Виктор Михайлович Беляев. М.: Советский композитор, 1990.-С.378−385.
- Берлиоз Г. Мемуары / Пер. О. Слезкиной. -2-е изд. М., 1961. — 813 с.
- Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981.-64 с.
- Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. // Камерный ансамбль: сб. ст. М.: Музыка, 1979. — 168 с.
- Большая советская энциклопедия / Гл. ред. A.M. Прохоров. изд. 3-е. М.: Сов. энциклопедия, 1974-Т.17.-616 с.
- Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1988. — 1456 с.
- Благодатов Г. История симфонического оркестра. Л, 1959.-312 с.
- Бычков Ю.Н. Введение в музыкознание: курс лекций. / РАМ им. Гнеси-ных.-М, 2000.-26 с.
- Вавилов В.Ф. Начальный курс игры на семиструнной гитаре. Л.: Музыка, 1989.-79 с.
- Вайсборд М.А. Андрее Сеговия. М, 1981. — 126 с.
- Вайсборд М.А. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века. М, 1989.-208 с.
- Вайсборд М.А. Дань почтения гитаре. // Музыкальная жизнь. 1988 — № 1.
- Вайсборд М.А. Исаак Альбенис. М, 1977. — 152 с.
- Вайсборд М.А. Федерико Гарсиа Лорка музыкант. — М, 1970. — 66 с.
- ЗЬВанслов В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.:
- Сов. художник, 1966. 118 с.
- Варламов Д.И. Введение в проблему // Развитие народных традиций в музыкальном исполнительстве, творчестве и педагогике. Екатеринбург, 2000. — С.5−14.
- Варламов Д.И. Метаморфозы музыкального инструментария. Саратов, 2000.-144 с.
- Варламов Д.И. Народность музыкального творчества как социальный феномен в общественном сознании россиян. Саратов, 2000. — 128 с.
- Вещицкий П. Классическая шестиструнная гитара / Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. М., 2000. — 216 с.
- Видаль Робер Ж. Заметки о гитаре, предлагаемые Андресом Сеговией -М., 1990.-32 с.
- Войнов Л. Твой друг гитара / Воинов Л., Дерун В. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1970. — 55 с.
- Войтонис В.Ю. Завещание старого гитариста ведомым и неведомым единомышленникам и последователям, друзьям и ученикам: Рукопись.
- Волков В. Беседы с Сергеем Рудневым // Гитаристь. 2004. — № 1. — С.20−23.
- Волков В. Кафедра гитары: необходимость или неизбежность // Гитаристь. 2004.-№ 1.-С. 10−16.
- Волков В. Интервью с А. Ольшанским// Гитаристь 2004.-№ 2.-С.9−15.
- Волков В. Интервью с Н. Михайленко // Гитаристь. 2005. — № 1. -С. 18−20.
- Вольман Б. Гитара. М., 1972. — 62 с.
- Вольман Б. Гитара в России: очерки истории гитарного искусства. -Л.: Музгиз, 1961.-178 с.
- Вольман Б. Гитара и гитаристы. Л.: Музыка, 1968. — 187 с.
- Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века.-М.: Музгиз, 1957.-293 с.
- Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1984. — Вып. 5. — 134 с.
- Высотский М. Т. Школа для семиструнной гитары. 1836.
- Газарян С.С. Рассказ о гитаре. М., 1987. — 46 с.
- Гайдамович Т.А. Инструментальные ансамбли. М.: Музгиз, 1960. — 55 с. 51 .Галин С. Школа для гитары. СПб, 1891.
- ГелисМ.М. О преподавании игры на домре, баяне, гитаре, балалайке, концертино. Ок. 1943. // Рукопись.
- Гельд И. Усовершенствованная гитарная школа для шестиструнной или руководство играть самоучкою на гитаре. СПб, 1816.
- Гинзбург J1.C. Камерная музыка в современной музыкальной практике // Камерный ансамбль: сб. ст. М.: Музыка, 1979. — 168 с.
- Гитара: музыкальный альманах. М., 1989. — Вып. 1. — 52 с.
- Гитара: музыкальный альманах. М., 1990. — Вып. 2. — 64 с.
- Гитара от блюза до джаз-рока. Киев, 1986. — 96 с. 58.Гитарист. 1904.
- Гитара и гитаристы. 1925 -№ 7.
- Гитман А.Ф. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М.: ИЧП «Престо», 2002.-105 с.
- Горбачев A.A. Про то, благодаря чему мы, несмотря ни на что // Народник. 2000. — № 2 (30). — С. 14−16.
- Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. М., 1999. — 333 с.
- Гудимова С.А. Музыкальная эстетика: науч.-практ. пособие. М., 1999.-283 с.
- Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.-СПб, 2004.-400 с.
- Гуссерль Э. Феноменология // Логос,№ 1.-М., 1991.-С. 12−21.
- Деккер-Шенк И.Ф. Школа-самоучитель для шестиструнной гитары. -СПб, 18. г.-77 с.
- Демченко А.И. Ее путь в искусстве. // Елене Гохман посвящается: К 70-летию со дня рождения / Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова. Саратов, 2005. — 244 с.
- Демченко А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века: исследование. -М.: Издательский Дом «Композитор», 2006.-264 с.
- Демченко А.И. Отечественная музыка начала XX века. К проблеме создания художественной картины мира. Саратов: Изд-во Сар. ун-та, 1990.-112 с.
- Дмитриева Н.Н. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02./ Н. Н. Дмитриева. М., 2004. — 232 с.
- Дронов В. Macromedia Dreamweaver MX. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 736 с.
- Дункан Ч. Искусство игры на гитаре / Пер. П. П. Ивачева. 1982. Рукопись.
- Европейское высшее музыкальное образование: Россия, страны СНГ и Европы. Состояние и перспективы: матер, междун. конф. 5−7 октября 2005 г. СПб.: Изд-во Политехи. Ун-та, 2005. — 115 с.
- Жильцов И. Заветам Луначарского верны? Идеология и баян // Народник.-1999.-№ 1.-С.24−25.
- Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. М., 1948. — 152 с.
- Иванов-Крамской А. М. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. -М.: Музгиз, 1957. 152 с.
- Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970.-124 с.
- Иванова-Крамская H.A. Жизнь посвятил гитаре. М., 1995. — 128 с.
- Иванова-Крамская H.A. Программа по специальному классу шестиструнной гитары для отделений струнных и народных инструментов высших музыкальных учебных заведений. М., 2003. — 28 с.
- Иванова-Крамская H.A. Специальный класс шестиструнная гитара: учеб. прогр. сред. проф. образования для специальности 0501 «Инструментальное исполнительство». М., 2004. — 31 с.
- Ильгин К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная). Бытование и исполнительство: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02/ К.В. Иль-гин.-СПб, 2003.- 140 с.
- Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры -М., 1987.- 190 с.
- Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах M., 2002. — 351 с.
- Кант И. Сочинения в шести томах. Т.5. — M., 1966. — 565 с.
- Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1998. — 656 с.
- Каркасси M. Школа игры на шестиструнной гитаре / Пер. Н. Рождественской- ред. А. Иванова-Крамского. М., 1964. — 152 с.
- Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991. -Т.1.-136 с.
- Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991. -Т.2.-128 с.
- Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991. -Т.3.-239 с.
- Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991. -Т.1.-184 с.
- Кирнарская Д.К. Психология музыкальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты — XXI век, 2004. — 496 с.
- Классическая гитара в России и СССР / Сост. М. Яблоков. Тюмень-Екатеринбург, 1992. — 2320 с.
- Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: тез. между нар. науч.-практ. конф. 12−13 апр. 2005 г. / Ред. И.Н. Вановская- Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. C.B. Рахманинова. Тамбов, 2005. — 78 с.
- Козлов В.В. Специальный класс шестиструнной гитары: прогр. для музыкальных колледжей по специальности 0501 «Инструментальное исполнительство» специализации 0501.04 «Инструменты народного оркестра». Челябинск, 2000. — 18 с.
- Концерт / Ямпольский И. М. // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., Сов. энциклопедия, 1974. — Т.2. — С.922−925.
- Косыхин В. Г. Концепции современной философии: учеб.-метод. пособие. Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2002. — 43 с.
- Красный В. Технические возможности русской семиструнной гитары.-М., 1963.- 196 с.
- Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Энциклопедия», 1994. — 576 с.
- Кузнецов В.М. Анализ строя гитары. 1935.
- Кузнецов К.А. Музыкально-исторические портреты, М., 1937.- 199 с.
- Кушенов-Дмитревский Д. Школа игры на гитаре. 1814.
- Ларичев Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1986.-94 с.
- Лебедев В. Школа для семиструнной гитары русского и испанского строя. 1904.
- Лосев А.Ф. Самое само. // Миф Число — Сущность / Сост. A.A. Тахо-Годи- Общ. Ред. A.A. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1994. -С.299−526.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. // Форма Стиль — Выражение / Сост. A.A. Тахо-Годи- Общ. Ред. A.A. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1995. — С.405−602.
- Лотман 10. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПб.: «Искусство-СПБ», 2006.-413 с.
- МакаровН. П. Несколько правил высшей гитарной игры. -СПб, 1874.
- Макаров Н. П. Две сестрички. СПб, 1861.
- Макаров Н. П. Банк тщеславия. СПб, 1861.
- Макаров Н. П. Победа над самодуром и страдальческий крест. -СПб, 1861.
- Макаров Н. П. Мои семидесятилетние воспоминания и с тем вместе моя полная предсмертная исповедь. СПб, 1881.
- Максименко В.А. Графическое оформление нотного текста для гитары. -М.: Сов. композитор, 1984. 126 с.
- Малинковская A.B. К вопросу моделирования структуры деятельности музыканта-педагога // Актуальные проблемы музыкальной педагогики.-М., 1982.
- Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. М., 2002.
- Мартинсен А. Несколько слов о гитаре. М., 1927.
- Матохин С.Н. Некоторые актуальные проблемы методики обучения на шестиструнной гитаре: метод, рекомендации. Волгоград, 2005. — 39 с.
- Матохин С.Н. Функции тембра гитары в аспекте музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: матер. Всерос. Науч.-практ. конф. Астрахань, 2002. — С.269−276.
- Маяровская Г. В. Теоретические и методические основы стандартизации высшего музыкально-педагогического образования в учебных заведениях искусства и культуры: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.02. / Г. В. Маяровская -М., 1997.-25 с.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.
- Медушевский В.В. Углублять концепцию музыкального образования // Сов. музыка. 1981. — № 9. — С.52−59.
- Менро Л. А. Азбука гитариста. М.: Музыка, 1986. 93 с.
- Меньшов А. Самоучитель для семиструнной гитары с ключом к итальянской нотной системе и рисунками положения обеих рук. -М., 1892.
- Михайленко Н. Методика преподавания на шестиструнной гитаре -Киев, 2003.-248 с.
- Михайленко Н. Фан Динь Тан. Справочник гитариста Киев, 1998.-247 с.
- Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Статьи и фрагменты / Сост., ред. и примеч. А. Вульфсона- Вступит, ст. М. Арановского. Л.: Музыка, 1990.-288 с.
- Мозер Г. И. Музыка средневекового города. Л.: Тритон, 1927. — 72 с.
- Морков В. Полная школа для семиструнной гитары. М., 1862.
- Московские ведомости. 1821 — № 96.
- Московские ведомости. 1823. — № 10.141. Музыка гитариста. 1907.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1974. — Т.2. — 960 с.
- Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1976. -Т.З. — 1104 с.
- Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Музыка, 1975. — 415 с.
- Музыкальное образование / Баренбойм JI.A. // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш М.: Сов. энциклопедия, 1976. -T.3.-C.763−787.
- Мусатов В.М. Гитара. Обзор и краткая аннотация русских печатных материалов / Мусатов В. М., Попов В. И. Свердловск (Екатеринбург), 1988.-67 с.
- Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-248 с.
- Николаева Е.В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. М., 2002.
- Новейший словарь иностранных слов и выражений. Мн.: Хар-вест- М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 976 с.
- Новиков A.M. Методология образования. -М., 2002.-319 с.
- Новый журнал для шестиструнной гитары А. Березовского. -1820.
- Ожегов С. И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 1999. — 939 с.
- Олеарий А. Описание путешествия в Московию // Россия XV-XV11 вв. глазами иностранцев. Лениздат, 1986. — 541 с.
- Орлова Е. Академик Борис Владимирович Асафьев: Монография. / Орлова Е., Крюков А. Л.: Сов. композитор, 1984.-272 с.
- Петропавловский A.A. Гитара в камерном ансамбле.: дис.. канд. искусствоведения: 17.00.02 / A.A. Петропавловский. Н. Новгород, 2006.- 189 с.
- Попов В. Владимир Терво: вглядываясь в будущее // Гитаристь. -1997, — № 3.-С.30−32.
- Попов В. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России Екатеринбург, 1997.- 171 с.
- ПухольЭ. Школа игры на шестиструнной гитаре на принципах техники Ф. Тарреги. М.: Сов. композитор, 1988. — 190 с.
- Рапацкая Л. Заметки о творчестве Игоря Рехина // Гитаристъ-1997.-№ 3.-С. 19−26.
- Рехин И. Вариации на тему Гитара в России // Гитаристь. 2006. -№ 1. -С.44−49.
- Рехин И. Вариации на тему Гитара в России // Гитаристь. 2004. -№ 2.-С.22−23.
- РечменскийН. Массовые музыкальные народные инструменты. -М.: Музгиз, 1956.-102 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. М., 1999. — Т.2. — 611 с.
- Роч П. Школа игры на шестиструнной гитаре по методу Ф. Тарреги / Ред. А. Иванова-Крамского. М., 1962. — 103 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. — Т.2 — 322 с.
- Руднев С. Классическая гитара в русском стиле или новое о старом // Гитаристь. 2002. — № 1. — С.27
- Руднев С. Русский стиль игры на классической гитаре: метод, пособие. Тула: изд. дом «Ясная поляна», 2002. — 208 с.
- Русанов В. А. Гитара и гитаристы. М., 1899.
- Русанов В.А. Гитара в России.-М., 1901.
- Русанов В. А. Биографический очерк / В. А. Русанов В.П. Лебедев // Гитарист. 1906.
- Русанов В.А. Музыкальная палитра гитары / Русанов В. А. Машке-вичВ.П. 1924.
- Савшинский С.И. Работа пианиста над техникой. Л., 1968. — 108 с.
- Самусь Н. Русская семиструнная гитара: справ. М.- Изд. Дом «Композитор», 2003. — 336 с.
- Сеговия А. Гитара в фаворе // Рабочий и театр. 1926. -№ 13.
- Семёнов К. М. Руководство для гитары. -М., 1915.
- Сихра А.О. Петербургский журнал для гитары. 1826 — № 12.
- Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973.-448 с.
- Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. -Л.: Просвещение, 1983. 192 с.
- Сохор А.Н. Музыка как вид искусства— М.: Музыка, 1970. 192 с.
- Сохор А.Н. Статьи о советской музыке. Л.: Музыка, 1974. — 216 с.
- Стахович М.А. История семиструнной гитары. СПб, 1864.
- Струве Б.А. Процесс формирования виол и скрипок- М., 1959. -296 с.
- Сыров В.Н. Музыкальное любительство сегодня. // Любительство в художественной культуре: история и современность. Ростов-н/Д., 2005. — (Ученые записки ИУБиП. — № 2).
- Сыров В.Н. Жизнь музыкального шедевра в изменяющемся мире. Диалог или потребление. // Искусство XX века. Диалог эпох и поколений. Т.2. — Н. Новгород, 1999.
- ТараеваГ.Р. Тестирование и тренинг в музыкально-теоретических дисциплинах (путь к электронным формам). // Музыка в информационном мире. Наука. Творчество. Педагогика: сб. науч. ст. -Ростов-н/Д.:
- Изд-во Рост. гос. консерватории им. C.B. Рахманинова, 2003. С.292−318.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.-336 с.
- Тушишвили Г. И. В мире гитары. Тбилиси, 1989. — 135 с.
- Факультет народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных / Ред.-сост. Б. М. Егоров. М., 2000. — 335 с.
- Фаминцын A.C. Домра и сродные ей инструменты русского народа. СПб., 1891.-218 с.
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство.-2-е., изд. М., 1965.-515 с.
- Халабузарь П. Методика музыкального воспитания: учеб. пособие / Халабузарь П., Попов В., Добровольская H. М., 1989. — 175 с.
- Хвостова И.А. Любительское музицирование: теория, история, практика: монография. Тамбов: Першина, 2005. — 209 с.
- Хвостова И.А. Формирование основ любительского музицирования: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003.- 142 с.
- Холопов Ю.Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы традиции и новаторства в современной музыке. М.: Сов. композитор, 1982. — С. 52−104.
- Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие. СПб.: Лань, 2000. — 320 с.
- Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). Тамбов, 2005. — 337 с.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М. 1984. — 176 с.
- Цыпин Г. М. Исполнитель и техника: учеб. пособие для студ. муз.-пед. фак. и отд-ний высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 192 с.
- Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. — 320 с.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. — 384 с.
- Чебодько П.Я. Историческая справка о гитаре. Киев, 1911.
- Черватюк А.П. Музыкальное искусство и классическая шестиструнная гитара: исторический аспект, теория, методика и практика обучения игре и пению: монография. М., 2002. — 159 с.
- Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: От истоков до наших дней. М., 1991.-87 с.
- Ширялин A.B. Поэма о гитаре. М., 1994. — 160 с.
- Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. СПб.: Изд — во «Союз художников», 2002. — 320 с.
- Шулер А.П. Сборник пьес для гитары. Саратов, 1911- Рукопись.
- Энциклопедия Саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002. — 688 с.
- Юдин А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века. М., 2004. — 247 с.
- Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. М.: Сов. композитор, 1972. Т. 1.-711 с.
- Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация. Вопросы теории и практики управления: исследование / Московская консерватория, магнитогорский музыкально-педагогический институт. М.- Новосибирск: из-во «Трина», 1993. — 180 с.
- Якупов А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации: исследование. М.: Моск. консерватория, Магнитог. Муз.-пед. инт, 1994.-292 с.
- Ямпольский И.М. Паганини. Жизнь и творчество, М., 1961. 379 с.
- Azpiazu J. de. The Guitar and Guitarists from Beginning to the Present Day.-London, 1960.
- Appleby D.P. The Music of Brazil. Austin: University of Texas Press, 1983.
- Bakers. Biographical Dictionary of Musicians. New York, 1958.
- Besseller H. Die Musik des Mittelalters und der Reneissance. -Potsdam: 2 Aufl, 1937.
- Bobri V. The Segovia technique. New York, 1972.
- Burrows T., ed. The Complete Encyclopedia of the Guitar. New York: Schirmer Books, 1998.
- Carulli F. Gitarova skola / Carulli F., Carcassi F. Bratislava, 1976.
- Chainasse H. La Guitare. (Preface A. Frauchi). Paris: Presses Universitaires de France, 1985.
- Cox P. Classical guitar technique and its Evolution as Reflected in the Methods of 1780−1850. diss. Indiana U., 1994.
- Evans T. et M.A. Le grand livre de la guitare de la renaissance au rock. Musique. Histoire. Facture. Artistes. Paris: Editions Albin Michel, 1979.
- Journal d’airs italiens, francais et russes avec accompagnement de gui-tarre par J. B. Hainglaise. 1796−1797
- Helleu I. La guitare au XX siecle instrument de pupitre. Paris, 1986.
- Kaiser, R. Gitarrenlexikon. Reinbek bei. Hamburg: Rowohlt, 1987.
- Klier J. Die Gitarre ein instrument und seine Geschichte. -Deutschland 1980.
- Lindley M. Lutes, viols and temperaments. Cambridge univ., 1984.
- Marcuse Sybil. Musical Instruments: A Comprehensive Dictionary. Garden City. -N.Y.: Doubleday, 1964.
- Poulton D. Notes on the technique of the lute. // The Monthly Musical Record, 1956. -№ 973 P. 4−7.
- Powrozniak J. Gitarren-Lexikon. Berlin 1986.
- Prat D. Diccionario de Guitarristas (Diccionario biografico, bibliografico, historico, critico de guitarristas, guitarreros). Buenos Aires, 1934 (reprint 1988).
- Pujol E. La guitare // Lavignac A. Encyclopedie de la musique V, VIII. -Paris, 1927.
- Ribouillault D. La guitare a la fin du XVIII siecle: recherches sur les raisons du declin le l’accord baroque Paris, 1986.
- Schwartz W. Guitar bibliography: An international listing of theoretical literature on classical guitar. Saur, 1984.
- Sharp A. P. The story of the Spanish guitar. London: Clifford essex music со., 1959.
- The new Grove Dictionary of music & musicians 6th ed. repr. -London: Macmillan Publishers Ltd., 1995.
- Turnbull H. The guitar from the Renaissance to the Present Day. -London: B.T. Batsford Ltd., 1976.1. ФОНДЫ
- ГЦММК им. Глинки, ф.359, № 71, ед. хр.8482.
- Центральный государственный архив Российской Федерации ф. 2307, он. 15, д. 84.