Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование системы экономической ответственности предприятий в трансграничном загрязнении природной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такой статьи было бы целесообразным, если платежи по трансграничным загрязнениям будут приближаться от чисто символических сумм к размерам полных экономических издержек, связанных с устранением последствий аэротехногенного загрязнения. 2000;й год нами указан не случайно, так как активно обсуждается вопрос перехода от системы платежей за выбросы и сбросы вредных веществ к экологическим налогам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ состояния проблемы экономической оценки причиненного ущерба природной среде при трансграничном переносе вредных веществ
    • 1. 1. Характеристика ущерба природной среде в результате трансграничных переносов вредных веществ
    • 1. 2. Характеристика основных направлений природоохранной деятельности в странах Центральной и Восточной Европы, направленных на сокращение трансграничных воздействий
    • 1. 3. Государственное регулирование хозяйственной деятельности с целью сокращения атмосферных выбросов
    • 1. 4. Прогноз перспективного сокращения трансграничных потоков оксидов серы и азота в странах ЦВЕ и России
    • 1. 5. Прогноз снижения количества газов, вызывающих парниковый эффект
    • 1. 6. Выводы по Главе I
  • Глава II. Эколого-экономические балансы трансграничных взаимодействий по вредным веществам
    • 2. 1. Методологические основы экологических балансов трансграничных аэротехногенных загрязнений на межгосударственном уровне
    • 2. 2. Методологические основы экономических балансов трансграничных аэротехногенных загрязнений на межгосударственном уровне
    • 2. 3. Экономические балансы трансграничных загрязнений национального уровня на примере субъектов Федерации Северо-Запада России
    • 2. 4. Выводы по Главе II
  • Глава III. Модель системы экономической ответственности предприятий в трансграничном загрязнении природной среды
    • 3. 1. Специфические особенности применения экономических методов оценки аэротехногенных загрязнений на уровне предприятий
    • 3. 2. Эколого-экономическая оценка предприятий ГМК Мурманской области — как источников экстремального аэротехногенного воздействия на природную среду
    • 3. 3. Эколого-экономическая оценка предприятий ТЭК региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области — как источников трансграничного аэротехногенного воздействия на природную среду

Формирование системы экономической ответственности предприятий в трансграничном загрязнении природной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы проблема компенсации ущерба, причиненного природной среде в результате трансграничных переносов вредных веществ в атмосфере, получила приоритетное значение.

По действующим международным Конвенциям о трансграничных загрязнениях природной среды регулирование межгосударственных отношений осуществляется на основе взаимных соглашений. Представление санкций по установленным фактам трансграничного загрязнения природной среды предусмотрено во всех Конвекциях, однако, в практике санкции имеют место только по фактам стрессовых поражений природной среды в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и катастроф техногенного характера.

Экономическая оценка причиненного ущерба природной среде в результате трансграничного переноса веществ-загрязнителей техногенного происхождения в современных условиях может быть инструментом практической реализации межгосударственных отношений в области обеспечения коллективной экологической безопасности, что особенно актуально для стан Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и России в новых социально-экономических условиях [25].

На межгосударственном уровне система экономической ответственности за причиненный ущерб природной среде в результате трансграничных переносов вредных веществ в соответствие с принципом «загрязнитель — платит» может быть реализована путем введения ежегодных международных экономических балансов взаимных ущербов природной среде между заинтересованными странами [27].

На национальном уровне экономическая ответственность за трансграничное загрязнение может быть возложена на те предприятия, которые в процессе своей деятельности генерируют трансграничные потоки вредных веществ [32].

Установлено, что к главным источникам трансграничных загрязнений относятся предприятия топливно-энергетического (ТЭК) и горно-металлургического (ГМК) комплексов [79, 80, 81, 90,91].

Для стран ЦВЕ и России в условиях экономических реформ актуальна разработка модели экономической ответственности за трансграничное загрязнение. Модель должна учитывать безусловную ответственность государств, в юрисдикции которых находятся крупные источники загрязнений с распределением экономической ответственности на национальном уровне между конкретными установленными загрязнителями, т. е. предприятиями [28].

В свою очередь, такая модель может рассматриваться как инструмент стратегического планирования процессом технического перевооружения предприятий ТЭК и ГМК [1, 22].

Данный подход определяет перспективы гармонизации законодательных и нормативно-правовых актов стран ЦВЕ и России с промышленно развитыми странами Европы [17].

Вышеизложенное обусловило особую актуальность проведения исследования направленных на эколого-экономическое обоснование в системе управления предприятиями (отраслями) процедуры компенсации причиненного ущерба природной среде и формирование системы экономической ответственности предприятий в трансграничном аэротехногенном воздействии.

Целью исследования является разработка теоретической концепции и создание метода управления деятельностью предприятий, реализующего модель распределенной экономической ответственности за трансграничный ущерб природной среде.

Основная идея диссертационной работы состоит в формировании эколого-экономического механизма регулирования деятельности крупных предприятий ТЭК и ГМК как основных источников трансграничных загрязнений и введении распределенной экономической ответственности за причиненный трансграничный ущерб природной среде на уровень предприятий-источников трансграничных выбросов вредных веществ. Основные задачи исследования обусловлены его целью и заключаются в: анализе современных подходов в странах ЦВЕ и России по экономическому регулированию деятельности крупных предприятий ТЭК и ГМК как основных источников трансграничных загрязненийизучении вопроса о реализации модели распределенной экономической ответственности по установленным фактам причиненного трансграничного ущерба природной среде на уровень предприятий и объектов источников трансграничных загрязнений воздушного бассейнаразвитии методологии экометрического анализа техногенных воздействий применительно к проблеме экономической оценки потоков веществ-загрязнителей от крупных источников аэротехногенной эмиссииобосновании микроэкономического показателя приведенного (удельного) ущерба природной среде при производстве тепла и электроэнергии на примере крупных предприятий ТЭК региона Санкт-Петербурга и Ленинградской областиразработке методических рекомендаций по определению квот экологической безопасности в тарифы на тепло и электроэнергиюразработке рекомендации по составлению экономических балансов взаимных ущербов природной среде при трансграничных воздушных переносах веществ-загрязнителей.

Предметом исследования является механизм реализации экономической ответственности предприятий — крупных источников выбросов в атмосферу по установленным фактам причиненного ущерба природной среде и здоровью населения в результате трансграничных аэротехногенных воздействий. Объектом исследования является эколого-экономическая модель системы экономической ответственности и методы отраслевого регулирования деятельности предприятий ТЭК и ГМК в системе коллективной экологической безопасности Северо-Запада РФ и сопредельных стран Европы.

Методы исследования. В качестве методологической и теоретической основы диссертационной работы приняты «Концепция национальной безопасности РФ», «Концепция системы экономической безопасности РФ в условиях рыночного хозяйства», «Концепция международной Конвенции о Коллективной Экологической Безопасности», а также исследования в области экономики и управления народным хозяйством, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на национальном и международном уровнях.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых по экономике и управлению народным хозяйством, а также по охране окружающей среды: Н. Т. Агафонова [1], Т. А. Акимовой [2, 63], О. Ф. Балацкого [99], И. Я. Блехцина [5−8], О. Г. Воробьева [7], А. А. Голуба [15], Н. П. Голубецкой [17, 18], В. К. Донченко [23−28], Л. В. Дунаевского [86], Ю. А. Израэля [36, 37], Р. А. Исляева [1], О. П. Литовки [55−57], О. Н. Макарова [59], В. Б. Миляева [62, 77],.

A.Л.Новоселова [86], Р. А. Перелета [73], Н. В. Пахомовой [72],.

B.М.Разумовского [76], Н. В. Чепурных [86], Ahmad Ysuf Y. [94], Bartelmus Peter. [104], Meyer Carrie A. [121, 122], Luts Ernst. [120], Constaza Robert [107], Schramm Gunter [130], Yeremy Y. Warford [126, 130] и многих других.

Кроме того, в исследовании использованы материалы и отчеты международных синтезирующих Центров: Запад (Осло) и Восток (Москва), нормативные и методические материалы правительственных органов, директивы Европейского Союза (ЕС) и Содружества Независимых Государств (СНГ), материалы международных Совещаний и конференций по выполнению международной Конвенции о переносе вредных веществ на большие расстояния, а также результаты исследований по обоснованию проекта международной Конвенции о Коллективной экологической безопасности.

Научная новизна выносимых на защиту положений состоит в следующем: обобщен опыт стран ЦВЕ и РФ по экономическому регулированию деятельности крупных предприятий топливно-энергетического и металлургического комплексов как основных источников трансграничных загрязненийвпервые поставлен вопрос о дифференциации экономической ответственности за трансграничные загрязнения от конкретной страны на уровень хозяйствующих субъектов, в ведении которых находятся источники трансграничного воздействияразвита методология экометрического анализа техногенных воздействий применительно к оценке потенциального ущерба природной среде от предприятий топливно-энергетического и металлургического комплексовобоснована процедура определения количественных значений компенсационных индексов причиненного ущерба природной среде в результате аэротехногенных воздействий на национальных и межгосударственном уровняхвведен микроэкономический показатель приведенного (удельного) ущерба природной среде при производстве тепла и электроэнергии, значения которого были получены для предприятий ТЭК региона Санкт-Петербурга и Ленинградской областиразработаны методические рекомендации по консолидации денежных средств для возмещения причиненного трансграничного ущерба природной среде путем введения квот экологической безопасности в тарифы на тепло и электроэнергию. составлены проекты экономических балансов при трансграничных переносах веществ-загрязнителей на примере субъектов Федерации Северо-Запада России и стран Скандинавии;

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждаются: изучением и глубоким анализом представительного объема научной литературы по теме исследованияиспользованием отраслевых статистических предметноориентированных материаловприменением современных методов экономического, экометрического и системного анализа.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что впервые на основе предложенных автором методических разработок выполнена экономическая оценка взаимных ущербов природной среде при трансграничном переносе вредных веществ.

Определены конкретные этапы формирования системы экономической ответственности предприятий в трансграничном загрязнении природной среды.

Разработанные методические рекомендации могут быть использованы для составления экономических балансов взаимных ущербов на межгосударственном и национальных (между субъектами территориального деления) уровнях.

Предложения автора о введении квот экологической безопасности в тарифы на тепло и электроэнергию определяет перспективы реализации новой модели экономического регулирования деятельностью предприятий путем предоставления дополнительных конкурентных преимуществ при использовании экологически безопасных технологий.

Реализация результатов работы. Результаты выполненных исследований в части экономического баланса ущербов природной среде при трансграничных переносах веществ-загрязнителей между странами Скандинавии и субъектами Федерации Северо-Запада РФ вошли в Государственный Доклад о состоянии окружающей среды за 1998 г.

Методические рекомендации по реализации метода управления деятельностью предприятий — источников трансграничных воздействий и экономическому обоснованию взаимных ущербов природной среде в процедуре предъявления экономических санкций по установленным фактам причиненного ущерба приняты для использования в разработке проекта международной Конвенции о Коллективной экологической безопасности.

Предложения об использовании квот экологической безопасности в тарифах на тепло и электроэнергию приняты для рассмотрения энергетическими комиссиями Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Апробация работы. Основные положения диссертации и результаты исследований были представлены автором на Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика — 96», международной конференции «Экологическая адаптация общества в постсоветском пространстве», Санкт-Петербург, 1999 г., на заседании секции Северо-Запад, а также на научных семинарах ИРЭ РАН, на заседаниях рабочей группы по подготовке проекта международной Конвенции о Коллективной и экологической безопасности при Межпарламентской Ассамблее Содружества Независимых Государств (1999 — 2000 гг.). Опубликовано 7 печатных работ. В 1999 году Международный фонд экономических исследований академика Н. П. Федоренко присудил автору диссертации премию за работу «Эколого-экономический подход к разработке процедуры компенсации ущербов природной среде по фактам трансграничных переносов вредных веществ».

2.4. Выводы по Главе II.

1. В результате выполненного исследования показано, что модель распределенной экономической ответственности за ущерб, причиненный природной среде, в результате трансграничных переносов вредных веществ является результатом комплекса взаимосвязанных работ по:

— мониторингу веществ-загрязнителей приоритетного ряда;

— моделированию процессов взаимных переносов и аэротехногенных выпадений загрязнений на территории принятых для оценки государств и их территориальных делений объектов трансграничных взаимодействий;

— определению значений обобщенных экометрических аэротехногенных характеристик объектов трансграничных взаимодействий (обобщенные техногенные числа (То) и индексы экологической опасности трансграничных аэротехногенных потоков (1отв);

— определение значений ГКИ и МКИ;

— разработке вещественных балансов трансграничных взаимодействий;

— разработке проектов экономических балансов между объектами трансграничных взаимодействий.

2. Экометрические балансы трансграничных взаимодействий на межгосударственном уровне ориентированы на уровень Правительств государств, выполняющих свои обязательства в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (межгосударственный уровень).

3. На национальном уровне экометрический анализ позволяет дифференцировать экономическую ответственность на уровне территориальных делений. Выполненные расчеты взаимных ущербов природной среде между субъектами РФ, а также между субъектами РФ и Скандинавскими странами наглядно демонстрируют перспективность предлагаемой модели для использования экономических методов регулирования процессом сокращения аэротехногенной трансграничной эмиссии вредных веществ и обеспечением экологической безопасности на национальном и международном уровнях.

4. Актуально развитие исследований по распространению модели распределенной экономической ответственности за трансграничный ущерб природной среде на уровень предприятийисточников аэротехногенной эмиссии вредных веществ.

Глава III. Модель системы экономической ответственности предприятий в трансграничном загрязнении природной среды.

3.1. Специфические особенности применения экономических методов оценки аэротехногенных загрязнений на уровне предприятий.

Следующий шаг реализации модели распределенной экономической ответственности по трансграничным загрязнениям природной среды предполагает введение в систему расчетов предприятий — источников аэротехногенной эмиссии.

Определение цены воздействия включает экономическую оценку отдельных актов реализации эффектов поражения жизненной среды при трансграничном воздействии. Это, в свою очередь, позволит подойти к оценке общей стоимости ущерба — как сумме отрицательных стоимостей отдельных актов техногенных воздействий.

Экологический подход к оценке источников техногенных воздействий на природную среду ориентирован на определение собственно техногенных характеристик: состав и количественные характеристики выбросов веществ-загрязнителей, расчеты их рассеивания в атмосфере, условия воздушного переноса и аэротехногенного выпадения на территориях значимых уровней воздействия.

Кроме того, с точки зрения экологической политики количественная оценка опасности трансграничных потоков в вещественной форме от конкретных источников, экономическая оценка причиненного ущерба это необходимое, но недостаточное условие. Достаточным условием является выполнение условий сокращения выбросов в атмосферу до экологически приемлемого уровня.

То есть, необходима комплексная реализация директивных и экономических механизмов воздействия на конкретного производителя (владельца источника аэротехногенного воздействия).

Задача эта очень сложная и в большей степени имеет социально-экономическую подоснову. Особенно это характерно для новых независимых государств с транзитной экономикой, к которым относится и Россия.

Экометрическая оценка распространения вредных веществ в атмосфере и их выпадение на земную поверхность дает возможность оценить в экономической форме ущерб природной среде. Как следует из результатов исследований в Главе II диссертации, экономическую ответственность на межгосударственном уровне несут заинтересованные страны, на национальном уровне экономическую ответственность могут нести правительства территориальных делений (для РФ — субъекты Федерации), однако эта норма экономической ответственности пока не применяется.

На уровне территориальных делений экономическую ответственность за трансграничные переносы вредных веществ должны нести владельцы источников выбросов в атмосферу. Реально владельцы источников выбросов несут экономическую ответственность в виде платы за выбросы вредных веществ, если они не превышают количественных значений, согласованных в проектах ПДВ (предельно-допустимых выбросов в атмосферу) или выплачивают штрафы, если объемы выбросов превышают ПДВ.

Плата за выбросы до последнего времени (2000 г.) поступала в экологические фонды: местные и Федеральные. В расходных статьях экологических фондов отсутствует статья выплат компенсаций за причиненный ущерб в результате трансграничных загрязнений. Отсутствует также статья в доходной части, предусматривающая поступления денежных средств на компенсацию трансграничных загрязнений.

Введение

такой статьи было бы целесообразным, если платежи по трансграничным загрязнениям будут приближаться от чисто символических сумм к размерам полных экономических издержек, связанных с устранением последствий аэротехногенного загрязнения. 2000;й год нами указан не случайно, так как активно обсуждается вопрос перехода от системы платежей за выбросы и сбросы вредных веществ к экологическим налогам. При этом ссылаются на положительный зарубежный опыт. Следует отметить, что наиболее показательным можно считать опыт интеграции ГДР и ФРГ в единое Германское государство. Среди стран социалистического лагеря ГДР была в числе лидеров. Природоохранное законодательство уже в значительной степени было ориентировано на сочетание директивных и экономических методов управления состоянием окружающей среды. Одной из первых ГДР заменила систему платежей и штрафов за загрязнение окружающей среды экологическими налогами. Поступающих средств для реализации природоохранной политики стало больше, но ее эффективность резко снизилась.

В процессе объединения Германии был проведен анализ состояния окружающей среды на территории ГДР (с ноября 1982 Совет Министров ГДР отнес экологическую информацию к разряду секретной). Отмечено, что наиболее тяжелым было состояние воздушной среды: за год в атмосферу выбрасывалось до 5,2 млн. т. диоксида серы и 2,2 млн. т. пыли. По этим показателям ГДР занимала первое место в Европе и активно участвовала в трансграничных загрязнениях природной среды сопредельных государств. По нашим оценкам (см. Гл. II) экономический ущерб на национальном и международном уровнях составлял 12,8 млрд. USD в год. К основным источникам трансграничных загрязнений были отнесены объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и предприятия горнометаллургического комплекса (ГМК) [69, 138, 140].

Одним из первых шагов в экологической политике объединенной Германии было проведение работ по гармонизации экологического законодательства. Экологические налоги в тот период были заменены системой фиксированных платежей за выбросы и сбросы вредных веществ в природную среду. Особое внимание в инвестиционной политике уделялось реконструкции объектов ТЭК и ГМК, которые значились в списке крупных источников трансграничных аэротехногенных загрязнений природной среды по Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния [78].

Коренное отличие налогов от фиксированных (целевых) платежей состоит в том, что налоги консолидируются в доходной части бюджета (фактически обезличиваются), а затем в расходной части обретают ту направленность, которая вытекает, по крайней мере, для ННГ ЦВЕ и России, из политических оперативных интересов. При этом теряется главное свойство фиксированных платежей:

• коммунальные платежи — на поддержание и развитие коммунального хозяйстваi.

• плата за тепло и электроэнергию — поддержание и развитие топливно-энергетического комплекса;

• плата за выбросы и сбросы в природную средуфинансирование целевых мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности на объектахисточниках загрязнения природной среды;

и т. д.

Обратная связь в фиксированных платежах четко прослеживается. Если средств не достаточно, то включается механизм социально-экономических и политических предпочтений. Формируется система льгот и дотаций, что позволяет поддерживать уровень социальной напряженности на уровне приемлемого риска.

Вышеизложенное не затрагивает многих специфических проблем экономических методов регулирования хозяйственной деятельности, в которых взымание экологических налогов будет более эффективной мерой, чем фиксированные платежи. В частности, что относится к локальным источникам: малым котельным, небольшим предприятиям, автомобильному транспорту и т. д. Однако эти источники не участвуют в трансграничных загрязнениях и не относятся к теме нашего исследования.

Для реализации модели распределенной экономической ответственности за трансграничное загрязнение природной среды на уровне предприятий — источников аэротехногенной эмиссии воспользуемся результатами, полученными в Главе II. Рассмотрим крупные источники трансграничной аэротехногенной эмиссии в Мурманской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Установлено [79], что для Мурманской области к главным источникам трансграничных загрязнений природной среды относятся предприятия горно-металлургического комплекса (ГМК): АО «ГМК «Печенганикель» (г. Заполярный, пос. Никель, пос. Приречный) и АО «Комбинат «Североникель» г. Мончегорск.

В регионе Санкт-Петербурга и Ленинградской области к источникам трансграничного аэротехногенного загрязнения отнесены [26, 32, 79, 90] предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК): ТЭЦ-2, ТЭЦ-5, ТЭЦ-7, ТЭЦ-14, ТЭЦ-15, ТЭЦ-17, ТЭЙ-21, ТЭЦ-22, ГРЭС-8 и ГРЭС-19.

3.2. Эколого-экономическая оценка предприятий ГМК Мурманской области — как источников экстремального аэротехногенного воздействия на природную среду.

Предприятия ГМК Мурманской области АО «ГМК «Печенганикель» и АО «Комбинат «Североникель» относятся к отраслям цветной металлургии.

Для этой отрасли характерен подъем производства, начиная с 1994 года, а с 1997 года отмечается устойчивый рост объемов выпуска металлов. Так, например, рост выпуска металлов в 1997 году к уровню 1996 года, составил:

• никель электролитный — 123,6%;

• медь электролитная -110,0%;

• кобальт металлический — 137,5%.

Рост объемов производства факт положительный, однако, как отмечалось в первой главе, он неизбежно связан с возрастанием загрязнения окружающей среды, если не были приняты своевременные меры.

Основные показатели аэротехногенного воздействия предприятий цветной металлургии на природную среду за 1993 — 1997 гг. представлены в таблице 3.1.

Используя данные (табл. З.1.), выполним экометрический расчет аэротехногенной эмиссии по отрасли в техногенных и экономических показателях. Результаты расчетов представлены в таблице 3.2.

Результаты экометрического расчета используемые для экономической оценки величины потенциального ущерба природной среде при аэротехногенной эмиссии предприятий металлургии 1 кТ вредных веществ.

Выполним расчеты приведенного постоянного ущерба выброшенной в атмсоферу 1 кТ вредных веществ по формуле:

3.1) где: G — выбросы вредных веществ, кТ;

D — потенциальный ущерб природной среде в результате аэротехногенной эмиссии, у.е. (млн. USD).

Представим полученные результаты в виде гистограммы на рисунке 3.1.

Заключение

.

1. Экономическая ответственность за трансграничные загрязнения на уровне конкретного хозяйствующего субъекта будет стимулировать выбор технических решений на стадии производства товаров, обеспечивающих минимальные платежи и исключение штрафных санкций по этому виду экологических нарушений.

2. Новый действующий фактор должен стимулировать ограничение выбросов в окружающий воздушный бассейн, причем, достижение положительного результата может быть следствием не только технологических изменений, но и пересмотра номенклатуры выпускаемой продукции по критериям экологической безопасности.

3. Процедура подготовки и предъявления санкций за трансграничные воздействия, включает компенсацию причиненного ущерба, относится к категории перспективных документов международных отношений и их разработка пока не вышла за рамки концептуального уровня. Выполненные предварительные расчеты экономических балансов по трансграничным загрязнениям показывают, что Россия принимает на себя больший ущерб по сравнению с нанесенным. Это должно стимулировать заинтересованность Правительства РФ в участии в процессе формирования новых норм международного права, но и в полноправном представительстве в полномочных международных органах, которые будут создаваться для реализации и контроля соблюдения принятого порядка международных отношений в области коллективной экологической безопасности. Выплата компенсаций по установленным и доказанным фактам трансграничного ущерба природной среде должна производиться на межгосударственном уровне Правительств. В данном случае в роли загрязнителя выступает государство, в юрисдикции которого находятся предприятия и объекты — источники трансграничного воздействия. На национальном уровне реализуется механизм экономической ответственности за трансграничные выбросы вредных веществ. Для России может рассматриваться промежуточная модель реализации экономической ответственности на уровне субъектов Федерации, на территории которых расположены крупные источники трансграничных воздействий.

4. В работе показано, что введение экономических налогов вместо платы за выбросы вредных веществ не приведет к существенному сокращению техногенного воздействия на природную среду и не может рассматриваться как эффективное средство экономического регулирования деятельности предприятий. В качестве альтернативной меры в диссертации предложено введение квот экологической безопасности в тарифы на тепло и электроэнергию. Использование квот экологической безопасности позволит подключить в систему распределенной экономической ответственности за трансграничные воздействия отраслевой уровень. Консолидация целевых средств для компенсации причиненного ущерба природной среде в реальном масштабе времени открывает принципиально новые возможности в системе управления деятельностью предприятий. Целевые отраслевые фонды экологической безопасности, формируемые за счет квот экологической безопасности, коренным образом отличаются от существующих экологических фондов. Их достоинства вполне очевидны. Основной недостаток кроется в том, что конкретная величина тарифов на тепло и электроэнергию формируется по показателям крупных предприятий ТЭК, входящих в состав естественных монополий. Конкурентные преимущества отдельных предприятий, входящих в состав естественных монополий в значительной степени регулируются не их реальными возможностями, в частности, по сокращению аэротехногенной эмиссии, а внутримонопольной экономической политикой. Разрешение отмеченных противоречий определяет предмет перспективных исследований.

Учитывая сложность и недостающую теоретическую и методическую разработанность проблемы экономической оценки причиненного ущерба природной среде при трансграничных аэротехногенных воздействиях, в диссертационной работе главное внимание было сосредоточено на теоретическом обосновании новых макроэкономических показателей — межгосударственных и государственных компенсационных индексов (МГКИ и ГКИ), использование которых позволило впервые разработать условные экономические балансы взаимных ущербов при трансграничных загрязнениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т., Исляев Р. А. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. — СПб: Центр регионально-политических исследований и проектирования. — 1995, 117 с.
  2. Т.А., Хаскин В. В. Основы экоразвития. М.: Изд-во РЭА, 1994.-312 с.
  3. Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М. И., Кондратьев К. Я., Котляков В. М., Лосев К. С. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.: Изд-во МНЭПУ, 1997.- 371 с.
  4. М.Е. Прогнозирование и контроль атмосферных загрязнений. Л.: Гидрометеоиздат, 1995. — 448 с.
  5. И.Я. Основные положения концепции коллективной экологической безопасности. Доклад на конференции «На пути к устойчивому развитию: проблемы Балтийского региона, Европы и мира». СПб, 7−10 июля 1996 г.
  6. И.Я., Донченко В. К., Донченко Я. В. Сравнительная оценка аэротехногенного воздействия стран Европы, США и Канады. — СПб: НИЦЭБ РАН, препринт, 1994. — 206 с.
  7. Дж. О.М. Химия окружающей среды. Пер. с англ. М.: Химия, 1982.-671 с.
  8. Н.А., Воробьев О. Г., Реут О. Ч. Экологические проблемы городов. — СПб.: Изд-во СПб ГМТУ, 1998 — 151 с.
  9. В.Е., Гурман В. И., Данилина Е. В. и др. Эколого-экономическая стратегия развития региона: математическое моделирование и системный анализ на примере Байкальского региона. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1990. — 184 с.
  10. B.C. Методологические принципы и основные механизмы минимизации ущерба окружающей среде // Региональная экология. 1994, № 2. — С.26−31
  11. М.А. Факторы устойчивости биогеноценозов к техногенным воздействиям и критерии экологического нормирования // В кн. «влияние промышленных предприятий на окружающую среду». Тезисы доклада. Пущино, 1984, с.39−41
  12. С.Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. — М.: Наука, 1992
  13. А.А. Экономика и охрана окружающей среды // Жур. «На пути к устойчивому развитию России», № 4, июнь 1996, с.27−29
  14. Г. Н., Данилов-Данильян В.И., Кондратьев К. Я., Котляков В. М., Лосев К. С. Еще раз об основе устойчивого развития природы и общества — Вестник РАН. — 1995. — № 6. -С.516−519
  15. Н.П. Возможности и перспективы реализации концепции устойчивого развития на примере Санкт-Петербургаи Ленинградской области Региональная экология. — 1997. — № 34. — С.13 — 19
  16. Н.И., Питулько В. М. Исследования в системе международных програм экологического мониторинга стран северной Европы // Инженерная экология. 1996, № 3. — С.62−80
  17. А.А., Кондратьев К. Я. Глобальные изменения: проблема индикаторов устойчивого развития // Изв. Русского географ. Общества. — 1996. — Т. 128, вып.4. — с.26−37
  18. Данилов-Данильян В.И., Горшков В. Т., Арский Ю. М., Лосев К. С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). — М.: ВИНИТИ, 1994. -133 с.
  19. К.С., Демирчян К. К. Выбор стратегии развития энергетики России при необходимости учета влияния глобального потепления / Энергетика, 1996, № 4
  20. В.К. Система контроля состояния окружающей среды (СК СОС) для управления экологически безопасным развитием Санкт-Петербурга // Региональная экология. 1994, № 2. — С.39−50
  21. В.К. Системно-аналитический метод эколого-экономической оценки и прогнозирования потенциальнойопасности техногенных воздействий на природную среду (экометрия) // Инженерная экология. 1996, № 3. — С.45−61
  22. В.К. Экологическая интеграция. 4.1. социально-экономические аспекты экологической интеграции России в мировое сообщества. — СПб, 1995. — 163 с.
  23. В.К., Романюк Л. П., Шепелева А. В. Интегральная оценка уровней техногенного воздействия предприятий топливно-энергетического комплекса на природную среду Санкт-Петербурга и Ленинградской области // инженерная экология. -1996, № 3. — С.80−92
  24. В.К., Донченко Я. В. Эколого-экономическое обоснование балансов аэротехногенных трансграничных загрязнений природной среды / В сб. «Санкт-Петербургская Международная конференция «Региональная информатика — 96», 14−16 мая 1996 г. -С.317−318
  25. Я.В. Экономическое обоснование оценки ущерба природной среде при трансграничном воздушном переносе вредных веществ. — Препринт СПб Университета экономики и финансов. — СПб НИЦЭБ РАН, июнь 1996. — С. 90
  26. Я.В. Обоснование эколого-экономического метода регулирования международных отношений при оценке взаимных ущербов природной среде в результате трансграничных переносов вредных веществ // Региональная экология. — 1999. — № 1−2. — С. 4346
  27. Я.В. Эколого-экономическая оценка источников экстремального аэротехногенного воздействия на природную среду // Региональная экология, 1999, № 4
  28. Европа и России: опыт экономических преобразований. М.: Наука, 1996. — 480 с.
  29. Ежегодник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов и регионов РФ в 1995 г. СПб, 1997, 453 с.
  30. Ежегодник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу городов и регионов РФ. СПб, 1990 1997
  31. Ю.А., Назаров И. М., Прессман А. Я. и др. Кислотные дожди. — Л.: Гидрометеоиздат, 1989. — 270 с.
  32. В.Л. Постоэкономическая революция: теоретическая конструкция или историческая реальность? / Вестник РАН, М.: Наука, 1997, т.67, № 8
  33. Информационно-экологический справочник о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу на территории Российской Федерации за период 1986 1996 гг. — СПб, 1998,118 с.
  34. И.Л. Радиоактивные изотопы и глобальный перенос в атмосфере. — Л.: Гидрометеоиздат, 1972. — 360 с.
  35. А.Н., Максименко Б. П. Экономические принципы приемлемого риска. — Вопросы экономики, 1992, № 1, с. 63−67
  36. Кислотные выпадения: долговременные тенденции. Пер. с англ. / Под ред. В. И. Егорова и Ф. Я. Ровинского. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.- 512 с.
  37. В.В. и др. Энергия, природа и климат. — М.: МЭИ, 1997
  38. А. А., Губин В. Н., Павловский А. И. и др. Дистанционное картографирование природной среды. Минск: Ин-т геологических наук АН Беларуссии, 1995. — 176 с.
  39. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Женева, 1979
  40. К .Я., Иоханнессен О. М. Арктика и климат. — СПб: ПРОПО, 1993, 141 с.
  41. К.Я., Данилов-Данильян В.И., Донченко В. К., Лосев К. С. Экология и политика. — СПб: РАН, 1993, 286 с.
  42. К.Я. Стратегия управления окружающей средой: нидерландский опыт // Изв. русского географического общества, 1994, т. 126, вып.4. — С. 38−40
  43. К.Я. Европейская программа исследований полярных регионов и океана // Изв. русского географического общества, 1995, т. 127, вып.1. — С. 40−44
  44. К.Я., Асимакопулос Д. Н., Вароцос К. Экодинамика Европы в контексте глобальных изменений // Исследования Земли из космоса, 1995, № 3. — С. 104−118
  45. Под ред. Кондратьева К. Я. Экодинамика и экологический мониторинг Санкт-Петербургского региона в контексте глобальных изменений. — СПб: Наука, 1996. — 442 с.
  46. В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) Информационный обзор. — Новосибирск, 1992
  47. Курс общей экономической теории / Под ред. заслуженного деятеля РФ, д.э.н. А. И. Добрынина, д.э.н. Л.С.ТарасевичаЛ СПб.: СПбУЭФ, 1996.-454 с.
  48. В. А., Бабкина Л. Н., Песоцкая Е. В. Проблемы качественной и количественной оценки потенциала территории. -Региональная экология. — 1994, № 2. — С. 12−17
  49. О.П. Проблемы формирования качественной системы экологической безопасности в Санкт-Петербурге. Региональная экология, 1994, № 1. — С. 6−11
  50. О.П., Федоров М. М. Проект методики комплексной оценки состояния городов в условиях экологического кризиса и перехода к рыночным отношениям. СПб.: СПбГУ, 1996. — 35 с.
  51. А.А. Мировая энергетика и Евразийское энергетическое пространство. — М.: Энергоатомиздат, 1998. — 280 е.: ил.
  52. О.Н. Стратегическое планирование больших городов по критериям экологической безлпасности. — СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1997.-207 с.
  53. Межрегиональное атмосферное загрязнение территорий. Республика Карелия. СПб.: 1998, 93 с.
  54. Межрегиональное атмосферное загрязнение территорий. Калининградская область. СПб.: 1997, 107 с.
  55. В.Б., Кузнецов В. К. Атмосферное загрязнение акватории Балтийского моря. Научные труды НИИ Атмосферы. — СПб.: 1999.-С. 65−72
  56. Т.А. Эколого-экономическая сбалансированность промышленных узлов. — Изд-во Саратовского ун-та, 1989, 211 с.
  57. Мониторинг трансграничного переноса загрязняющих воздух веществ / Ю. А. Израэль, И. М. Назаров, Ш. Д. Фридман и др. -Гидрометеоиздат, 1987. 303 с.
  58. Новый механизм внешнеэкономической деятельности международного сотрудничества / Под ред. И. Д. Иванова. 2-е изд. перераб. и доп./. — М.: Междунар. отношения, 1989. — 240 с.
  59. Обзоры выбросов вредных веществ в атмосферу на территории Республики Карелия за 1992 1996 гг. — Петрозаводск, 1992. — 199 667.0дум Г., Одум Е. Энергетический базис человека и природы. -М.: Прогресс, 1978
  60. Окружающая среда: Энциклопедический словарь справочник. Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1993. — 640 с.
  61. Окружающая среда для Европы. Программа действий по защите окружающей среды для Центральной и Восточной Европы. -Материалы конференции. Люцерна, Швейцария,. 28−30 апреля 1993.- 186 с.
  62. Отчет по теме «Произвести эколого-экономическую оценку различных сценариев снижения выбросов соединений серы на Европейской территории». Тема 7.2.6. ЭБР, Метеорологический синтезирующий центр «Восток». М., 1994, 41 с.
  63. Оценка экологических и социально-экономических последствий изменения климата / Всемирная метеорологическая организация / Программа ООН по окружающей среде. СПб.: Гидрометеоиздат, 1992.-250 с.
  64. Н.В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: учебник для вузов. — СПб: СПбГУ, 1999.-488 с.
  65. Р.А. Экономика и окружающая среда. — Агентство по международному развитию США, Гарвардский институт международного развития. — 1995. — 108 с.
  66. В.М. Научное обеспечение управлением риска аварий и катастроф // Инженерная экология. — 1996, № 3. — С.36−45
  67. М. Международная конкуренция / Конкурентные преимущества стран. Пер. с англ. / Под ред. и с пред. В. Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  68. Региональная оценка атмосферного загрязнения как основа оптимизации эколого-экономических решений // Под ред. В. К. Кузнецова, В. Б. Миляева //. СПбГТУ. — 2000. — 80 с.
  69. В.Г. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и статистика выбросов // в кн. «Проблемы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу». — Минск, 1998, с.7−14
  70. Состояние окружающей среды Северо-Западного и Северного регионов России / Под ред. А. К. Фролова. СПб: Наука, 1995, 370 с.
  71. М., Синяк Ю., Чернавский С. Дальние перспективы развития мировой энергетики. Энергетика. Топливо, № 3, 1981
  72. Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе. М.: Химия, 1991. — 368 с.
  73. Трансграничный перенос соединений серы и азота в 1994 году на территории стран СНГ (Предварительный расчет). Отчет ЕМЕП/МСЦ-В, июнь 1995. — 16 с.
  74. М.М. Экологический потенциал в проблеме экологизации природопользования. // Известия РГО, 1993. Т. 125, вып.6. — С.64−68
  75. М.А., Фоменко Г. А. Планирование природопользования на региональном и локальном уровнях в современных условиях России. — Изв. РАН, сер. Географическая, № 1, с. 62−72
  76. Р.И. К вопросу об определении ущерба от Чернобыльской аварии / В кн. «Подходы к экономической оценке ущербов, связанных с радиационными авариями и загрязнениями». — М.: РАН, 1995, с. 169−189
  77. Н.В., Новоселов A.JI., Дунаевский Л. В. Экономика природопользования: эффективность, ущербы, риски. — М.: Наука, 1998.-253 с.|
  78. О.Г. Влияние кислотных осадков на лесные почвы // Лесные экосистемы и атмосферное загрязнение. — Л., 1990, с. 6572
  79. Т., Никифорова И., Зайцев И., Кузнецов В. Модельные оценки выпадений соединений серы вблизи источников загрязнения на подсеточном уровне. (Субрегион Санкт-Петербурга). ЕМЕП/МСЦ-В, отчет 9/95. — 52 с.
  80. А.В. Эколого-экономическое регулирование аэротехногенного воздействия предприятий топливно-энергетического комплекса региона (на примере региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области) // Региональная экология. -1999, № 1−2. -С.35−42
  81. Экономическая оценка природных ресурсов в общем ресурсном потенциале. Отчет / рук. О. Ф. Балацкий / Украинская Экологическая Академия наук. Сумы, 1994. — 186 с.
  82. Advanced Environmental Technology from Finland. Publisher: The Finish Foreign Trade Association, Olavi Moisio. — Helsinki, 1993. -328 pp.
  83. Ahmad, Ysuf J., et al. Eds. Environmental Accounting for sustainable Development. — Washington, D.C.: The world Bank, 1989
  84. Alcamo J., Bouwman A., Edmonds J., Cruebler A., Morita Т., Sugandhy A. An Evaluation of the IPCC IS92 Emission Scenarios, 1994
  85. Alcamo J., Show R., Hordijk L. The Rains Model of Acidification. Science and Strategies in Europe. — Kluwer Academic Publishers: Dordrecht / Boston / London. — 1989. — 402 pp.
  86. Airborne pollution load to the Baltic Sea 1991 1995. — HELCOM. Baltic Marine Environment Protection Commission. Helsinki commission. 1997
  87. Atmospheric Emission Inventory Guidebook. EMEP/CORINAIR. 199 699.01eg F. Balatskiy, Liudmila Balatskaya. Evaluation methods of economic damage. — Materials of the Six annual Conference on environmental and Resource Economics, Urea, Sweden, 1995
  88. Brix B. Energy and Environment: Air Protection Legislation Point of View. Paper presented at the US AID/USE A Regional environmental cooperation conference for the CENTREL countries, June 27−29, 1995, Warsaw, Poland
  89. Bochniarz Z., Bolan R., Popov E. Institutional Challenge sustainable development in Chechoslovakia. — Hudert H. Humphrey Institute of Public Affairs University of Minnesota. — Minneapolis. -Prague, 1992. — 172 pp.
  90. Bartelmus, Peter, Carsten Stahmer, and Jan van Tongeren. -Integrated Environmental and Economic Accounting: Framework for a SNA Satellite System. Review of Income and Wealth, 37:2 (June 1991): 111−148
  91. Bochniarz Z., Popov E. Designing institutions for sustainable development in Bulgaria: challenges and opportunities. — Hubert H. Humphrey Institute of Public, Affairs University of Minnesota. -Minneapolis. — Sofia, 1994. — 235 pp.
  92. CCE (Coordination Centre for Effects) Calculation and Mapping of Critical Thresholds in Europe. Status Report 1995. Coordination Centre for Effects, National Institute for Public Health and Environmental Protection, Bilthoven, Netherlands
  93. Costanza, Robert ed. Ecological Economic: The Science and Management of Sustainability. — New York: Columbia University Press, 1992
  94. Cofala J., Schopp W., Amann M. Acidification in Europe. Carrent Status and Possible Development until 2010. — International Institute for Applied Systems Analysis (HASA) A-2361 Laxenburg, Austria, 1996.-25 pp.
  95. Energy Statistics and Balances of Non-OECD countries. IEA, 1997
  96. Energy Statistics and Balances of OECD countries, 1993 1994. -IEA, 1 996 111. International energy Workshop, Part 1: Overview of All Responses, Part 2: Frequency Distributions. HAS A, 1997
  97. Heidi Hiltunen. Finland and Environmental Problems in Russia and Estonia. Foreign Policy Challenges. 6 (1994). — The Finnish Institute of International Affairs. — 37 pp.
  98. Heidi Hiltunen. Finland and Environmental Problems in Russia and Estonia. Foreign Policy Challenges, № 6. — 1994. — P. 7−25
  99. Hudson E.A., Jorgenson D.W. US Energy Policy and Economic Growth, 1975 — 2000. Bell J. Economic Management Sciences. 1974, v.5.
  100. Galperin M., Sofiev M., Afinogenova O. Long-term modeling of airborne pollution within the Northern Hemisphere, Water, Air and Soil Pollution. — 1995, 85. — P. 2051 — 2056
  101. Global Energy Perspectives to 2050 and Beyond WEC. IIASA, 1995
  102. Ger Klaassen. Acid Rain and Environmental Development. The Economics of Emission Trading. IIASA. — International Institute for Applied Systems Analysis, Laxenburg, Austria, 1999. — 336 pp.
  103. Kummel R. Energy as a Factor of Production. Ecological Economics, 1989, v. l, № 1
  104. Lutz, Ernst, ed. Toward Improved Accounting for the Environment. The World Bank, Washington, D.C., 1993
  105. Mainstreaming the Environment. /The world bank group and the environment since the Rio earth summit/. Washington. — The word bank, 1995. -301 pp.
  106. Meyer, Carrie A. Environmental and Natural Resources Accounting: Where to Begin? Washington, D.C.: World Resources Institute, 1993
  107. Nakicenovic N., Nordhaus W.D., Richels R. And Toth F.L. (Editors). Climate Change Integrating Science, Economies and Policy. IIASA. -International Institute for Applied Systems Analysis, Laxenburg, Austria, 1996, 460 pp.
  108. Nordhaus W.D. To Slow of Not to Slow: The Economics of the Greenhouse Effect, The Economic Journal 1991, 101: 920−937 pp.
  109. On the Ecological and Economic Impact of Wood Harvesting and Trade in North-West Russia. University of Joensuu, Finland, February 1996. — 152 pp. With Annexes
  110. Pearce, David W. and Jeremy J. Warford. World Without End: Economics, Environment and sustainable Development. New York: Oxford University Press, 1993
  111. Peck, S.C., and Teisberg, T.J. CETA: A Model for Carbon Emission Trajectory Assessment, The energy Journal, 1992 13 (1): 5557 pp.
  112. Plambeck, E.L., Hope, C.W., and Anderson, J.P., 1995, Updating RAGE: Policy Analysis for the Greenhouse Effect, Research Papers in Management Studies 1994 95/14, University of Cambridge, Cambridge, UK.
  113. Sirpa Kleemola and Martin Forsius (eds.). 5th Annual Report 1996 UN ECE Convention on Long-Range Transboundary Air Pollution
  114. Effects on Ecosystems. Finnish Environment Institute. — 1996. — 82 pp.
  115. Spiro, P.A., Jacob, D.J., and Logan J.A. 1992, Global Inventory of Sulfur Emissions with a 1×1° resolution, Journal of Geophysical Research 97 (D5), 6023−6036 pp.
  116. Taylor, K., and Penner, J.E. 1994, Response of the Climate System to Atmospheric Aerosols and Greenhouse Gases, Nature, 369, 734−736 pp.
  117. Transboundary Air Pollution in Europe. EMEP MSC-W. Status Report 1997, Part 1
  118. Transboundary Acidifying Air Pollution in Europe. Part 1, 2. EMEP/MSC-W Status Report. ISSN 0332−9879. 1998
  119. Tol, R. S. J., 1995, The Damage Costs of Climate Change: Toward More Comprehensive Calculations, Environmental and Resource Economics, 353−374 pp.
  120. WEC (World Energy Council), 1992, Energy for Tomorrow’s World:
  121. The Realities, the Real Options, and the Agenda for Achievement, tli
  122. World Energy Council 15 Congress, Madrid, Spain.
  123. West, J. J., Hope, C., and Lane, S. N. 1995, Climate Change Through Energy Policy: Isolating the Impacts and Implications of Aerosols, submitted to Energy Policy.
  124. Wigley, Т. M. L. 1989, Possible Climate Change due to S02-derived Cloud Condensation Nuclei, Nature, 365 pp.
  125. World Energy Outlook. 1996 Edition, Paris, 1997
  126. UN/CE (United Nations Economic Commission for Europe). Protocol to the 1979 Convention on Long-range Transboundary Air Pollution on Future Reduction on Sulfur Emissions. ECE/EB. AIR/40. — Geneva, Switzerland, 1994
Заполнить форму текущей работой