Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Системный анализ психофизиологических параметров учащихся при переходе на профильное обучение

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еськов, 2000; А. В. Хисамова, М. А. Филатов, 2005; О. И. Химикова, 2008). Выделяются и анализируются основные индивидуальные типы учащихся (аудиалы, визуалы и кинестетики), которые по-разному проявляют и ведут себя в процессе обучения (Б. JI. Ливер, 1995). Особенности данных типов индивидуальности с нейропсихологической точки зрения могут быть обусловлены парциальным доминированием… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Общая и возрастная характеристика психофизиологических функций человека
    • 1. 2. Современные подходы к пониманию проблемы функциональной асимметрии головного мозга
    • 1. 3. Современные подходы и методы оценки состояния психофизиологических функций человека с позиций системного анализа и синтеза
  • ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методы исследования психофизиологических функций человека
    • 2. 2. Метод определения типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга
    • 2. 3. Методы математической статистики
    • 2. 4. Методы идентификации параметров аттракторов вектора состояния организма человека в ш-мерном фазовом пространстве. Методы системного синтеза параметров
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Анализ динамики возрастных особенностей психофизиологических функций учащихся
    • 3. 2. Системный анализ и синтез параметров психофизиологических функций учащихся разных возрастно-половых групп
    • 3. 3. Анализ возрастных особенностей функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся

Системный анализ психофизиологических параметров учащихся при переходе на профильное обучение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема оптимизации обучения — центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении.

Однако существует чисто психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время управление процессом обучения осуществляется главным образом с учетом результатов успеваемости, на основе тестирования успешности обучения. При этом вне поля зрения остается вопрос о том, является ли выбранный педагогом и школой режим обучения оптимальным с точки зрения биологических критериев.

Вместе с тем, для успешной учебной деятельности требуются определенный уровень адаптационных возможностей его организма, психофизиологическая и психологическая зрелость, сформированное гь мотивации к обучению. При несоблюдении этих условий появляется несоответствие между внешними требованиями школы и психофизиологическими возможностями детей, вследствие чего происходит ослабление организма, возникают чувство тревоги, неуверенность в себе и, в конце концов, невротические состояния и негативное отношение к школе.

К тому же в последнее время специалисты отмечают резкое увеличение объема и сложности учебного материала, рост объема поступающей информации, а недостаток времени на ее переработку приводит к хроническим перегрузкам учащихся. При этом необходимо, чтобы ученик достаточно эффективно усваивал должное количество материала с минимальным напряжением физиологических систем и психики.

Психофизиологический подход к проблемам школьного обучения ставит вопрос о необходимости учета психофизиологических характеристик учащихся и психофизиологической организации индивидуальности (Н.В. Дубровинская, 1985, В. А. Карева, Н. В. Федорова, В. В. Шмаков, 1996; Р. Б. Сафина, Р. Р. Фрич,.

1997; H.H. Данилова, Д. А. Фарбер, 1998; В. М. Еськов, 2000; М. А. Филатов, 2005).

С 2006 г. на старшей ступени школы вводится профильное обучение, которое призвано создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

В настоящее время выбор профиля обучения учащихся определяется, в основном, образовательными потребностями учащихся и запросами родителей, а также возможностями педагогического коллектива школы. При этом психофизиологические показатели учащихся практически не учитываются. Вместе с тем, проблема профильного обучения требует серьезного физиологического и психологического обоснования. Мнение современных исследователей все больше склоняется к тому, что, например, учащихся с низкими показателями памяти, внимания, мышления, правосторонней латерализацией (преобладанием активности правого полушария, художественным типом мышления) приобщать к точным наукам (математике, физике) — задача бесперспективная.

Проблема функциональной асимметрии мозга в настоящее время активно разрабатывается специалистами различных областей науки, в том числе она вызывает большой интерес и у представителей психофизиологии (В.В.Суворова, 1975; Э. А. Голубева, 1993; H.H. Данилова, 1992, 1998; М. А. Матова, Е. П. Ильин, М. К. Кабардов, 2001).

Психофизиологами отмечается необходимость учета возрастных особенностей функциональной асимметрии мозга учащихся в виде преобладания в школьном возрасте правополушарных функций и связанную с этим необходимость большего использования наглядно-образного материала (М.А. Матова, 1988; М. К. Кабардов, 2001). Ставится вопрос о том, что данные психофизиологии необходимо использовать и учитывать при обучению иностранным языкам (Б.С. Котик, 1990), а также при организации профильного обучения и проведении профориентационной работы с учащимися (В.М.

Еськов, 2000; А. В. Хисамова, М. А. Филатов, 2005; О. И. Химикова, 2008). Выделяются и анализируются основные индивидуальные типы учащихся (аудиалы, визуалы и кинестетики), которые по-разному проявляют и ведут себя в процессе обучения (Б. JI. Ливер, 1995). Особенности данных типов индивидуальности с нейропсихологической точки зрения могут быть обусловлены парциальным доминированием соответствующих структур мозга. В связи с этим отмечается необходимость реализации дифференцированного обучения с учетом когнитивных стилей учащихся (Т. В. Попович, 1998). Также говорится (Н. Ю. Максимова, Е. Г. Милютина, 2000) о необходимости использования разных способов обучения и воспитания в зависимости от особенностей функциональной асимметрии головного мозга детей и подростков.

В настоящее время и сами педагоги обращают внимание на необходимость учета функциональной асимметрии головного мозга у учащихся в образовательном процессе (B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко, 1989; И. П. Подласый, 1996), говоря о том, что новые образовательные технологии третьего тысячелетия должны строиться обязательно с учетом индивидуальной функциональной асимметрии головного мозга человека.

В этой связи проблема изучения психофизиологических показателей учащихся представляет несомненный научный и практический интерес, является особенно актуальной в условиях перехода на профильное обучение. Решение этой проблемы может быть выполнено с позиций теории хаоса и синергетики (ТХС) с использованием методов системного анализа и синтеза.

Цель диссертационной работы: исследовать методами системного анализа и синтеза психофизиологические параметры организма детей и подростков и изучить их влияние на успеваемость учащихся в условиях перехода на профильное обучение.

Данная цель определила постановку и решение следующих задач:

1. Проанализировать, отобрать и адаптировать новые методы и программные продукты для мониторинговых исследований психофизиологических функций организма детей и подростков МОУ «Лянторская СОШ № 6».

2. Выполнить системный анализ и синтез параметров вектора состояния психофизиологических функций организма учащихся г. Лянтора для разных возрастно-половых и мотивационных групп.

3. Создать информационную систему и базу данных по состоянию психофизиологических параметров учащихся на примере МОУ «Лянторская СОШ № 6», как типового примера использования методов системного анализа в научной организации образовательного процесса, обеспечивающую научно-обоснованный выбор профильной подготовки учащихся.

Научная новизна работы. Впервые в условиях массового обследования выполнен системный комплексный анализ состояния психофизиологических функций (ПФФ) организма учащихся при переходе на профильное обучение., Созданная информационная система и база данных на примере МОУ «Лянторская СОШ № 6» обеспечивает длительное системное мониторирование ПФФ организма учащихся и позволяет осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.

Научно-практическая значимость. Разработанные новые подходы, программные продукты для изучения ПФФ учащихся в рамках ТХС могут быть использованы и уже используются в скрининговых исследованиях качества учебной деятельности учащихся в условиях школьного обучения. Также они обеспечивают получение объективной информации о динамике развития психофизиологических функций каждого ребенка. Алгоритмы и компьютерные программы позволяют идентифицировать поведение вектора состояния организма учащихся в разные возрастные периоды, что, в свою очередь, обеспечивает количественную характеристику и идентификацию показателей функций организма. Разработанные комплексные методы оценки показателей ПФФ позволяют внедрять их в практику работы образовательных учреждений для организации профильного обучения учащихся с учетом их психофизиологических параметров и показателей функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Положения, выносимые на защиту.

1. Методы системного анализа и синтеза, разработанные программные продукты позволяют обеспечить проведение массовых мониторинговых исследований ПФФ организма детей и подростков в условиях школьного обучения при переходе на профильное обучение.

2. Выявлены существенные различия параметров ПФФ организма учащихся разных возрастно-половых и мотивационных групп.

3. Расчет параметров квазиаттракторов вектора состояния ПФФ организма учащихся позволяет установить количественные различия в состоянии психофизиологических функций у разных возрастно-половых и мотивационных групп детей и подростков.

4. Информационная система и база данных по состоянию психофизиологических параметров учащихся позволяет осуществлять образовательный процесс с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 145 «страницах машинописного текста и состоит из «Введения», в котором обосновывается актуальность исследования возрастных параметров ПФФ организма детей и подростков.

В первой главе представлен обзор литературных данных по современным подходам и методам в изучении ПФФ с позиций системного анализа и синтеза.

Во второй главе «Объект и методы исследований» представляется объект исследования, и рассматриваются оригинальные авторские методы, применяемые для исследования динамики параметров ПФФ детей и подростков с использованием автоматизированного комплекса.

Глава «Результаты исследований и их обсуждение» посвящена изучению особенностей ПФФ организма учащихся (возрастных, тендерных и мотивационных групп) в период 2006 — 2009 г. г. с позиций системного анализа и синтеза.

Имеются выводы и приложения. Библиографический указатель содержит 157 наименований работ, из которых 137 на русском языке и 20 иностранных. Текст диссертации иллюстрирован 14 таблицами и 36 рисунками.

выводы.

1. Адаптированные методы системного анализа и синтеза в рамках теории хаоса и синергетики и программные продукты обеспечивают анализ данных мониторинговых исследований психофизиологических параметров организма учащихся с учетом возрастных особенностей: во всех возрастных группах выявлены статистически достоверные различия в развитии мнемических функций и сенсомоторных реакций между детьми с разной успешностью обучения. Установлено, что для учащихся с хорошими показателями в учебе характерна более высокая скорость сенсомоторных реакций и мнемических процессов.

2. Установлено, что квазиаттракторы движения вектора состояния ПФФ организма испытуемых в разных группах учащихся имеют разные коэффициенты асимметрии и объемы 7-мерных параллелепипедов. Отмечен общий сценарий поведения динамики гХ и уХ в разных возрастно-половых и мотивационных группах: по мере роста и развития детей и подростков значения гХ и уХ у мальчиков и девочек уменьшаются от 10−11 лет к 16−17 годам. Исключение составляют девочки 11 лет и мальчики 12−13 лет, у которых установлены максимальные значения гХ и уХ, связанные, очевидно, с периодом полового созревания. Значения гХ и уХ у мальчиков меньше, чем у девочек во всех возрастных группах, кроме 14−15-летних подростков. В группах с хорошей успеваемостью значения гХ и уХ у мальчиков и девочек ниже, чем в группах с низкой успеваемостью.

3. Системный синтез параметров ПФФ показал, что наиболее значимыми из 7 признаков являются такие признаки, как скорость переработки информации (в 46% случаев) и сосредоточенность внимания (46%), которые оказывают наибольшее влияние на, величину расстояния Ъ между центрами квазиаттракторов ПФФ для большинства возрастных групп учащихся-.

4. Анализ возрастных особенностей психической функциональной асимметрии полушарий головного мозга учащихся показал, что по мере роста и развития детей и подростков от 10−11 лет к 16−17 годам уменьшается количество учащихся с выраженными показателями левосторонней асимметрии с 38,09% до 32,83%- у мальчиков во всех возрастных группах преобладают лица с доминированием левой фронтальной коры, у девочек — правой фронтальной коры. У левополушарных учащихся значения показателей мнемических функций (У-, У6, В/) более благоприятные, чем у пра-вополушарныху мальчиков и девочек с выраженными показателями левосторонней асимметрии значения уХи гХ меньше, чем у мальчиков и девочек с доминированием правой фронтальной коры.

5. Разработана информационная система и база данных по состоянию ПФФ учащихся на примере МОУ «Лянторская СОШ № 6», которая может быть внедрена в работу других образовательных учреждений для эффективной организации учебновоспитательного процесса профильного обучения с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и показателей ФАП головного мозга учащихся.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Разработанные новые подходы, программные продукты для изучения ПФФ учащихся в рамках ТХС могут быть использованы и уже используются в скрининго-вых исследованиях качества учебной деятельности учащихся в условиях школьного обучения. Также они обеспечивают получение объективной информации о динамике развития психофизиологических функций каждого ребенка. Алгоритмы и компьютерные программы позволяют идентифицировать поведение вектора состояния организма учащихся в разные возрастные периоды, что, в свою очередь, обеспечивает количественную характеристику и идентификацию показателей функций организма. Разработанные комплексные методы оценки показателей ПФФ позволяют внедрять их в практику работы образовательных учреждений для организации профильного обучения учащихся с учетом их психофизиологических параметров и показателей функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н. А. Основы физиологии человека : учеб. для студентов вузов / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин, В. М. Власова — Росс, ун-т дружбы народов. -М., 2001.-С. 373−402.
  2. , Г. Природа интеллекта битва за разум / Г. Айзенк. — М.: ЭКСМО-Префф, 2002. — 359 с.
  3. , Ю. И. Введение в системную психофизиологию / Ю. И. Александров. -М., 2003. С. 39−85.
  4. , П. К. Кибернетика функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1998. — 160 с.
  5. , П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. М.: Наука, 1980. — 196 с.
  6. , К. В. Молекулярные сценарии консолидации долговременной памяти / К. В. Анохин // Журнал высшей нервной деятельности. 1997. — Т. 47, вып. 2, № 5. — С. 261−279.
  7. , Р. Человеческая память и процесс обучения / Р. Аткинсон. М., 1980.-С. 362427.
  8. , Т. П. Особенности психофизиологического статуса у подростков различных районов Магаданской области / Т. П. Бартош, A. JI. Максимов // Экология человека. 2007. — № 6. — С. 19−23.
  9. , А. С. Высшая нервная деятельность : учеб. для вузов / А. С. Батуев. -СПб. :Лань, 2002. 416 с.
  10. , М. М. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Физиология человека. 2004. — Т. 30, № 5. — С. 24.
  11. , М. М. Возрастная физиология (физиология развития): учеб. пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Academia, 2001.-412 с.
  12. , Н. Математика в биологии и медицине / Н. Бейли. М., 1970. — С. 202−223.
  13. , М. А. Динамика показателей внимания и импульсивности у младших школьников / М. А. Беляев, В. В. Лысенко // Физиология человека. 2004 — Т. 30,№ 5.-С. 41−49.
  14. , Т. Г. Функциональная организация мозга в процессе реализации рабочей памяти / Т. Г. Бетелева, И. С. Игнатьева, Т. Г. Фарбер // Физиология человека. 2004. — Т. 30, № 2. — С. 5.
  15. , Т. Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга. Л., 1990. — С. 85−86.
  16. , Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека / Н. П. Бехтерева. М.: Медицина, 1974. — 151 с.
  17. , А. П. Основы нейропсихологии : учеб. пособие / А. П. Бизюк. СПб.: Речь, 2005.-293 с.
  18. Брагина, Н, Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. М.: Медицина, 1988. — 240 с.
  19. , П. П. Педология : кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / П. П. Блонский. М.: Владос, 1999. — 255 с.
  20. , П. П. Память и мышление / П. П. Блонский // Избранные педагогические и психологические сочинения. — М., 1979. — Т. II — С. 118— 366.
  21. , Н. Н. Экологическая физиология мозга / Н. Н. Василевский, В. В. Виноградова. М.: Медицина, 1979. — 200 с.
  22. Введение в электродинамику живых систем: монография / А. А. Яшин и др. Тула: Изд-во Тул ГУ, 2003. — 440 с.
  23. , Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 336 с.
  24. , В. В. Особенности когнитивного развития детей предшкольного возраста / В. В. Волокитина, Е. В. Попова // Экология человека. 2008. — № 2. — С. 19−22.
  25. , JI. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  26. , П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. М., 1974. — С. 5−87.
  27. , Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека : психофизиологическое исследование / Э. А. Голубева. М., 1980. — С. 11−17.
  28. , Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. М.: Прометей, 1999. — 305 с.
  29. , Ф. Н. Внимание и его воспитание / Ф. Н. Гоноболин. М., 1972. -С. 5−159.
  30. , Т. Н. Психофизиология памяти / под ред. Ю. М. Алексеева. М, 1997.-С. 112−119.
  31. , Т. Н. Влияние функционального состояния нейронов на обучение / Т. Н. Греченко, Л. К. Хлудова // Психологический журнал. 1991. — Т. 12, № 5.-С. 134−137.
  32. , Т. Н. Нейрофизиология памяти и обучения / Т. Н. Греченко, Е. Н. Соколов.-Л., 1987.-С. 132−171.
  33. , А. В. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития произвольного внимания / А. В. Грибанов, Н. Н. Канжина // Экология человека. 2008. — № 5. — С. 44−47.
  34. , Е. А. Нейрофизиологические механизмы внимания / Е. А. Громова — Моск. гос. ун-т. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 301 с.
  35. , Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова — Мое. гос. ун-т. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 431 с.
  36. , Н. Н. Психофизиология / Н. Н. Данилова. М., 2000. — С. 55−152.
  37. , Т. А. Принцип симметрии асимметрии в изучении сознания человека / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина // Вопросы философии. — 1986. -№ 7. — С. 13−27.
  38. , К. Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы / К. Н. Дудкин. Л., 1985. — С. 11−29.
  39. , Н. В. Психофизиология ребенка / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000. — 144 с.
  40. , В. М. Компартментный подход при моделировании нейронных сетей. Роль тормозных и возбуждающих процессов / В. М. Еськов, О. Е. Филатова // Биофизика. 1999. — Т. 44, вып. 3. — С. 518−525.
  41. , В. М. Точность идентификации математических моделей нейронных сетей / В. М. Еськов, С. В. Кулаев, О. Е. Филатова // Материалы II съезда биофизиков. М., 1999. — С. 426.
  42. , В. М. Системный анализ с использованием ЭВМ состояния памяти человека в условиях северного региона РФ / В. М. Еськов, Н. А. Рузанкина, И. В. Безяева // Вестник новых медицинских технологий. 2002. — Т. IX, № 3.-С. 31−33.
  43. , В. М. Компартментно-кластерный подход в исследованиях биологических динамических систем (БДС). Ч. 1. Межклеточные взаимодействия в нейрогенераторных и биомеханических кластерах: монография. Самара: НТЦ, 2003. — 197 с.: ил.
  44. , В. М. Системный комлартментно-кластерный анализ и гирудотерапевтическое управление гомеостазом : монография / В. М. Еськов, Р. Н. Живогляд. Самара: Офорт, 2004. — 215 с.
  45. , В. М. Экологические факторы Ханты-Мансийского автономного округа. Ч. I. Общие вопросы действия экологических факторов на природные и урбанизированные экосистемы: монография / В. М. Еськов, О. Е. Филатова. Самара: Офорт, 2004. — 168 с.
  46. , В. М. Экологические факторы Ханты-Мансийского автономного округа. Часть И. Безопасность жизнедеятельности человека на севере РФ: монография / В. М. Еськов, О. Е. Филатова, В. А. Карпин. Самара: Офорт, 2004.-172 с.
  47. , В. М. Программа расчета коэффициента синергизма в биологических динамических системах с хаотической организацией / В. М. Еськов, В. А. Папшев, С. В. Кулаев // Свидетельство об официальной регистрации для ЭВМ № 2 005 612 885. М., 2005.
  48. , В. М. Программа количественной оценки показателей памяти человека / В. М. Еськов, С. В. Кулаев, М. А. Филатов // Свидетельство об официальной регистрации программы на ЭВМ № 2 005 178 402 РОСПАТЕНТ. Москва, 2005.
  49. , В. М. Понятие нормы и патологии в фазовом пространстве состояний с позиции компартментно-кластерного подхода / В. М. Еськов, Р. Н. Живогляд, Н. М. Картошова // Вестник новых медицинских технологий.2005.- Т. 12, № 1. С. 12−14.
  50. , В. М. Явление изменения параметров стационарных режимов функционирования биологических динамических систем. Открытие № 285 / В. М. Еськов, О. Е. Филатова, Н. А. Фудин // Научные открытия: сб. кратких описаний. М., 2005. — С. 32−34.
  51. , В. М. Системный анализ и компьютерная идентификация синергизма в биологических динамических системах / В. М. Еськов, Р. Н.
  52. , В. А. Папшев // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005. — № 1.— С. 108−111.
  53. , В. М. Методы измерения интервалов устойчивости биологических динамических систем и их сравнение с классическим математическим подходом в теории устойчивости динамических систем / В. М. Еськов // Метрология. 2005. — № 2. — С. 24−37.
  54. , В. М. Синергетика в клинической кибернетике. Ч. I. Теоретические основы системного синтеза и исследований хаоса в биомедицинских системах: монография / В. М. Еськов, А. А. Хадарцев, О. Е. Филатова. -Самара: Офорт, 2006. 233 с.
  55. , В. М. Синергетика в клинической кибернетике. Часть II. Особенности саногенеза и патогенеза в условиях Ханты-Мансийского автономного округа Югры: монография / В. М. Еськов, А. А. Хадарцев, О. Е. Филатова. — Самара: Офорт, 2007. — 292 с.
  56. , В. М. Образовательный процесс России в аспекте синергетики и перехода в постиндустриальное общество / В. М. Еськов. — Самара: Офорт, 2008.-299 с.
  57. , О. Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаев. М., 1987. — С. 5— 87.
  58. , И. В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности / И. В. Ефимова // Физиология человека. — 1996. Т. 22, № 1. -С. 35.
  59. , В. Б. Физиологические аспекты поведенческой и психосоматической патологии / В. Б. Захаржевский. JI.: Медицина, 1990. -263 с.
  60. , П. И. Когнитивная и прикладная психология / П. И. Зинченко — Моск. психолого-соц. ин-т. М. — Воронеж: МОДЭК, 2000. — 600 с.
  61. , Р. Обучение и память / Р. Зинц. Минск.: Высш. шк., 1984. — 238 с.
  62. , П. И. Непроизвольное запоминание / П. И. Зинченко. М. — Воронеж: МОДЭК, 1996. — 544 с.
  63. , Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. СПб., 2001. -С. 269- 323.
  64. , Р. Память человека: структура и процессы / Р. Клацки. М.: Мир., 1978.-319 с.
  65. , А. В. Психофизиологические предикторы умственной работоспособности детей 7−8 лет / А. В. Ковалева // Школа здоровья. -1998.-Т. 5.1.-С. 57−69.
  66. , Э. А. Психофизиология сознания и бессознательного / Э. А. Костандов. СПб.: Питер, 2004. — 167 с.
  67. , Р. И. Нейрохимические механизмы памяти и научения / Р. И. Кругликов. М.: Наука, 1981. — 211 с.
  68. , А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  69. , А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — С. 31−64.
  70. , В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В. Г. Леонтьев. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1987. — 191 с.
  71. , В. П Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В. П. Леутин, Е. Н. Николаева. СПб.: Речь, 2005. -368 с.
  72. , М. Н. Пространственная организация процессов головного мозга / М. Н. Ливанов // Журнал высшей нервной деятельности. 1984. — № 4. — С. 613−626.
  73. , О. Г. Динамика психофизиологических показателей студенток первого курса педагогического вуза Среднего Приобья / О. Г.
  74. , В. С. Соловьев, А. Ф. Талыгина // Экология человека. 2007. -№ 11.-С. 52−55.
  75. , А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста) / А. Р. Лурия. М.: Эйдос, 1994. — 96 с.: ил.
  76. , А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2003. — 348 с.
  77. , Л. Н. Количественная оценка межполушарной асимметрии на искажение зрительного восприятия фигуры Поггендорфа и модификации Джастроу / Л. Н. Медведев, И. И. Шошина // Физиология человека. 2004. -Т. 30, № 5. — С. 5.
  78. , Ф.З. Адаптационная медицина: защитные перекрестные эффекты адаптации / Ф. 3. Меерсон. -М.: Медицина, 1993. 197 с.
  79. Механизмы памяти: руководство по физиологии / И. П. Ашмарин и др. — АН СССР, Отд. физиологии. Л.: Наука, 1987. — 431 с.: ил.
  80. , В. Н. Экология человека : учеб. пособие / В. Н. Мовчан. СПб.: Изд-во СПУ, 2004. — 292 с.
  81. , Р. Внимание и функции мозга / Р. Наатанен. М.: Изд-во МГУ, 1997.-559 с.
  82. Нейропсихология индивидуальных различий / Е. Д. Хомская и др. М.: РПА, 1997.-281 с.
  83. , В. В. Психомоторика / В. В. Никандров. СПб.: Речь, 2004. -104 с.
  84. , Д. Память и научение / Д. Норман. М.: Мир, 1985. — 160 с.
  85. Основы психофизиологии / под ред. Ю. И. Александрова. М.: ИНФРА, 1998.-432 с.
  86. , А. С. Нейропедагогическое обоснование комфортного обучения ребенка : монография / А. С. Потапов — науч. ред. В. М. Монахов. 2-е изд. -Волгоград — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. — 272 с.
  87. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти • сб. ст. / отв. ред. А. Н. Лебедев — АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1985. -224 с.
  88. Психология памяти / под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000.-816 с.
  89. Психофизические исследования восприятия и памяти / под ред. О. М. Забродиной. М.: Наука, 1981. — 216 с.
  90. , О. М. Соотношение оценок внимания и успешности обучения / О. М. Разумникова, Е. И. Николаева // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С.123−129.
  91. , Ю. М. Что такое математическая биофизика / Ю. М. Романовский. М., 1974. — С. 82−88.
  92. , С. Устройство памяти. От молекул и сознанию / С. Роуз. М.: Мир, 1995.-384 с.
  93. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 334 с.
  94. , В. В. Модель развивающей образовательной среды / В. В. Рубцов — Ин-т практ. психологии. Воронеж — М.: МОДЭК, 1997. — 150 с.
  95. , Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология : учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — 256 с.
  96. , П. В. Курс лекций по психофизиологии / П. В. Симонов. М.: Владос, 1999.-325 с.
  97. , П. В. Мозговые механизмы эмоций / П. В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. 1997. — Т. 47, № 2. — С. 320−328.
  98. , И. Г. Общие принципы синаптической пластичностив новой коре, гиппокампе и мозжечке / И. Г. Силькис // Журнал высшей нервной деятельности. 1997. — Т.47, № 2. — С. 374−392.
  99. , В. В. Фазатонный гомеостаз и врачевание : монография / В. В. Скупченко, Е. С. Милюдин. Самара: Изд-во СамГМУ, 1994. — 256 с.
  100. , Д. А. Проблемы развития памяти / Д. А. Смирнов. М.: Просвещение, 1966. — 424 с.
  101. , Е. Н. Нейронные механизмы памяти и обучения / Е. Н. Соколов. -М.: Наука, 1981.- 139 с.
  102. , С. Левый мозг, правый мозг / С. Спрингер, Г. Дейч. М.: Мир, 1983.-256 с.
  103. , К. В. Системные механизмы эмоционального стресса / К. В. Судаков. М.: Медицина, 1981. — 229 с.
  104. , Н. Ф. Психофизиологические механизмы избирательного внимания / Н. Ф. Суворов, О. П. Таиров. Л., 1985. — С. 249−261.
  105. Теория системогенеза / под ред. К. В. Судакова. М.: Горизонт, 1997. -567 с.
  106. , Н. А. Современные представления о макромолекулярных механизмах памяти // Исследование памяти / под ред. Н. Н. Корж. М., 1990.-С. 137−145.
  107. , А. А. Доминанта / А. А. Ухтомский. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  108. , Д. А. Физиология школьника : брошюра для родителей / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. М.: Педагогика, 1990. — 61 с.: ил.
  109. , Д. А. Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность / Д. А. Фарбер. М., 2002. — С. 14−24.
  110. Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фабер. М.: Образование от, А до Я, 2000. — 297 с.
  111. Физиология человека: учеб. для магистров и аспирантов / под ред. Е. К. Аганянц. М.: Советский спорт, 2005. — 336 с.
  112. Физиология человека: учеб. для студ. мед. вузов / под ред. В. М. Покровского. -М.: Медицина, 1997. 525 с.
  113. . О. Е. Системный анализ психофизиологических функций человека в норме и при патологии / О. Е. Филатова, И. Ю. Добрынина, Е. А. Мишина // Материалы XIV международной конференции по нейрокиберне-тике. Ростов н/Д, 2005. — С. 132−135.
  114. , О. Е. Норма и патология состояния функциональных систем человека на фазовой плоскости / О. Е. Филатова, В. М. Еськов, Т. В. Зуевская // Научные труды I съезда физиологов СНГ. М., 2005. — С. 41.
  115. , Ю. Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактические основы преподавания / Ю. Г. Фокин. М.: Изд-во МГТУ, 2000. — 424 с.
  116. , В. Ф. Эволюция центрально-периферической организации и функциональной межполушарной асимметрии / В. Ф. Фокин. М.: Научный мир, 2004. — 46 с.
  117. , В. И. Физиологические основы психофизиологии / В. И. Филимонов. М.: МЕДпресс-информ, 2003. — 320 с.
  118. , Г. Принципы работы головного мозга / Г. Хакен. М.: РегЭе, 2001.-352 с.
  119. , Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихс ся системах и устройствах / Г. Хакен. Мир, 1985. — 145 с.
  120. , Е. Д. К проблеме типологии индивидуальных профилей функциональной асимметрии мозга / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. — № 4. — С. 54.
  121. , Е. Д. Проблема индивидуальных различий в нейропсихологии / Е. Д. Хомская // Хрестоматия по нейропсихологии. М.: РПО, 1999. — 417 с.
  122. , Е. Д. Нейропсихология : учеб. для вузов / Е. Д. Хомская. СПб.: Питер, 2003.-496 с.
  123. , Г. Память, импринтинг, мозг. Исследования механизмов -М.: Мир, 1988.-343 с.
  124. , И. Активная память : эксперим. исслед. и теории человеч. памяти / И. Хоффман. -М., 1986. С. 212−276.
  125. , В. И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека / В. И. Циркин, С. М. Трухина. -М.: Мед. кн. — Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001. 522 с.: ил.
  126. , В. Б. Теория функциональных систем в психофизиологии / В. Б. Швырков // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. -М&bdquo- 1978.-С. 11−46.
  127. Braver, Т. S. Working memory, cognitive control, and the prefrontal cortex: computational and empirical studies / T. S. Braver, J. D. Cohen // Cognitive Processing. 2001. — Vol. 2. — P. 25−55.
  128. Britte, К. H. Cortical neurophysiology. Attention is everywhere / К. H. Britte // Nature. 1996. — Vol. 382. — P. 497−498.
  129. Cowan, N. Attention and memory: an integrated framework / N. Cowan // Oxford Psychology Series. 1995. — № 26. — P. 325−334.
  130. Cowan, N. Evolving conceptions of memory, storage, selective attention and their mutual constraints within human information processing system / N. Cowan // Psych Rev.- 1988.-Vol. 104.-P. 163−191.
  131. Dehaene, S. A neuronal model of a global workspace in effortful cognitive tasks / S. Dehaene, M. Kerszberg, J. Changeux // Proc. Nat. Acad. Sci. USA. 1998. -Vol. 95.-P. 14 529−14 534.
  132. Farali, M. J. The neural basis of mental image / M. J. Farah // Trends in Neuroscience. 1989. — Vol. 12. — P. 395−399.
  133. Faster, J. M. Cellular dynamics of network memory / J. M. Faster // Z.Naturforsch. 1998. — Vol. 53. — P. 670−676.
  134. Faster, J. M. Distributed memory for both short and long term / J. M. Faster // Neurobiol. Learn. Mem. 1998. — Vol. 70 (½). — P. 268−274.
  135. Kosslyn, S. M. Imagery and language processing: a Neurophysiological approach / S. M. Kosslyn, R. S. Berndt, T. J. Doyle // Attention and Performance XI / M. I. Posner, O. S. M. Marin. Hillsdale, 1985. — P. 319−334.
  136. Localization of cognitive operations in the human brain / M. I. Posner and others. // Science. 1988. — Vol. 240. — P. 1627−1631.
  137. Maximilian, V. A. Cortical blood flom asymmetries during monaural verbal stimulation and deprivation: studies in human subjects with positron CT / V. A. Maximilian // Human Neurobiology. 1983. — Vol. 2. — P. 11−23.
  138. Naatanen, R. Attention and brain function / R. Naatanen. New Jersey: Erlbaum Associates, 1992. — 494 p.
  139. Papanicolaon, A. C. Localization of auditory resonance imaging / A. C. Papanicolaon, S. Baumann R. L. Rogers // Archives of Neurology. 1990. -Vol. 47.-P. 33−37.
  140. Pardo, J. V. Localization of human system for sustained attention by positron emission tomography / J. V. Pardo, P. T. Fox, M. E. Raichle // Nature. 1991. -Vol. 349.-P. 61−64.
  141. Szymusiak, R. Magnocellular nuclei of the basal forebrain: substrates of sleep and arousal regulation / R. Szymusiak // Sleep. 1995. — Vol. 18. — P. 478−500.
  142. The long and short of longterm memory a molecular framework / P. Goelet and others. // Nature. — 1986. — Vol. 322. — P. 419.
  143. Paller, K. A. Consolidating dispersed neocortical memories: the missing link in amnesia / K. A. Paller // Memory. 1997. — Vol. 5(½). — P. 73−88.
  144. Smith, A. T. Attentional suppression of activity in the human visual cortex / A. T. Smith, K. D. Singh, M. W. Greenlee // Neuroreport. Feb. 2000. — Vol. 7 (2). -P. 271−277.
  145. Treisman, A. A feature integration theory of attention / A. Treisman, G. Gelade // Cognitive Psychology. 1980. — Vol. 12. — P. 97−136.
  146. Ungerleider, L. G. Functional brain imaging studies of cortical mechanisms for memory / L. G. Ungerleider // Science. 1995. — Now. 3. — № 270 (5237). — P. 769−775.
Заполнить форму текущей работой