В условиях реформирования экономических отношений центр тяжести плановой работы объективно переместился с государственноотраслевого уровня на уровень предприятия. Новые принципы хозяйствования, связанные с полной экономической самостоятельностью производственнохозяйственных систем, самоуправлением и самофинансированием развития, предопределили и новый методологический подход к планированию всей производственноэкономической деятельности. Суть этого подхода заключается в самостоятельном выборе «линии поведения», технической, производственной, конкурентной политики, т. е. в выработке экономической стратегии развития. При этом регулирующая роль государства заключается в установлении системы макроэкономических индикаторов, определяющих основные пропорции развития экономики в целом и ее отдельных секторов и системы мер воздействия (нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты).
Стратегическое планирование непосредственно на микроуровне — новое явление в отечественной практике, поэтому большая часть российских предприятий только еще подходит к пониманию нового управленческого процесса. Необходимость разработки экономической стратегии обусловлена прежде всего тем, что существенное влияние на жизнедеятельность производственно-хозяйственных систем оказывают факторы неопределенности внешней среды. Изучение опыта работы зарубежных фирм и зарождающегося отечественного опыта убеждает, что степень риска существенно снижается для тех предприятий, где используются современные методы управления, имеются службы стратегического развития и маркетинга.
В условиях переходного периода предприятия столкнулись с объективными трудностями ведения плановой работы: с одной стороны, обилие разнообразной внешней информациис другой — отсутствие систематизированных ориентиров для выбора стратегии развития. Основная проблема заключается в том, что методы выработки собственной стратегии предприятия существенно отличаются от принятой ранее централизованной системы планирования. Это касается в первую очередь методического инструментария, поскольку в новых условиях изменился не только общий методологический подход, но и система показателей (критериев эффективности деятельности), по которым осуществляется планирование. Новые показатели требуют разработки новых методик расчета и перестройки статистической базы.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью разработки адекватного целям и специфике переходного периода методического инструментария, используемого при формировании конкурентоспособной стратегии деятельности любой производственно-хозяйственной системы.
Именно стратегическое планирование во взаимодействии с функцией прогнозирования среды образуют механизм управления деятельностью каждой производственно-хозяйственной системы, позволяющий достичь устойчивых конкурентных преимуществ и стабильного функционирования в условиях конкуренции. Необходимость формирования методического инструментария для эффективной практической работы этого механизма и явилась побудительным мотивом при выборе направления исследования.
Проблемы методологии прогнозирования и стратегического планирования нашли широкое отражение в работах зарубежных авторов: Акоффа Р., Ансоффа И., Бенвенисте Г., Карлофа Б., Кинга У., Старра М., Хана Д. и др. Большое влияние на развитие теории стратегического планирования и вопросов прогнозирования оказали отечественные экономисты: Агафонов В. А., Алексеева М. М., Буренина Г. А., Горелов В. Л., Градов А. П., Ковалева Л. Н., Мельник А. Н., Петров А. Н., Уткин Э. А. В работах этих ученых рассматривался модельный инструментарий прогнозирования и стратегического планирования деятельности производственно-хозяйственных систем. При этом особо следует выделить формирование крупных научных школ в Москве, СанктПетербурге, Минске. В прикладном аспекте проблему выработки стратегии предприятия исследовали отечественные авторы: Азоев Г. Л., Завгородняя A.B., Игнатова И. В., Петров А. Н., Рябинин В. А., а также зарубежные экономисты — Барнетт Д., Коно Т., Уилстед У. и другие.
Следует отметить, что исследования зарубежных авторов относятся преимущественно к условиям стабильной экономики. В условиях же нестабильного функционирования российской экономики значительное влияние на жизнедеятельность производственно-хозяйственных систем оказывают трудно прогнозируемые факторы внешней среды, влияние которых рассматривается названными авторами не в полной мере, либо не учитывается вообще. В работах отечественных исследователей предлагается, главным образом, нормативный подход к планированию деятельности производственно-хозяйственных систем, основанный на государственных, отраслевых или внутрифирменных нормативах. Кроме того, анализ степени разработанности исследуемой проблемы показывает, что наряду с достаточно глубокой теоретической проработкой, мало внимания уделяется проблеме прикладного использования и адаптации возможностей стратегического планирования к условиям функционирования конкретной производственно-хозяйственной системы — предприятия. Недостаточная разработанность названных проблем обусловила необходимость дополнительного исследования, предопределив его цели и задачи.
Целью диссертационного исследования является анализ закономерностей реформирования системы планирования, разработка и обоснование моделей и прикладных инструментов формирования экономической стратегии предприятия для обеспечения его устойчивого функционирования в условиях конкуренции.
Поставленная цель обусловила рассмотрение и решение в диссертационном исследовании нижеследующих задач:
1. изучение особенностей и концептуальной основы процесса планирования в современных условиях;
2. формирование концептуальной модели стратегического планирования на предприятии;
3. обоснование стратегических параметров эффективности деятельности предприятия в условиях конкуренции;
4. разработка методики расчета и прогнозирования стратегических параметров;
5. формирование логической схемы разработки стратегического плана предприятия;
6. установление расчетных соотношений стратегических параметров деятельности предприятия.
В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются экономические отношения, возникающие при планировании стратегических параметров функционирования предприятия, как основной функции эффективного управления деятельностью любой микросистемы. Рассмотрение предмета исследования осуществляется в нескольких направлениях:
• в теоретическом аспекте предполагается разработка концептуальной основы процесса планирования в современных условиях и обоснование стратегических параметров эффективности деятельности предприятия в конкуренции;
• в методическом аспекте — формирование модели стратегического планирования на предприятии и методики расчета и прогнозирования стратегических параметров деятельности;
• в практическом аспекте предполагается построение логической схемы разработки стратегического плана и исследование расчетных соотношений, полученных в результате анализа и прогнозирования стратегических параметров деятельности транспортного предприятия.
Объектом исследования является производственно-хозяйственная микросистема любой формы собственности вне зависимости от хозяйственной и отраслевой специфики, являющаяся субъектом рыночных отношений и именуемая в дальнейшем предприятие. В качестве базы прикладных исследований выбрано структурообразующее предприятие сферы материального производства Волго-Вятского экономического региона — ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство».
Теоретической и методической основой диссертационного исследования послужили результаты изучения трудов отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики прогнозирования и стратегического планирования, материалы научных и научно-практических конференций, а также данные периодической печати по определенному кругу проблем. Проработка задач диссертационного исследования потребовала изучения сопредельных вопросов и использования дополнительной научной литературы по теории управления, маркетингу, статистике, математическим методам в экономике, экономическому и финансовому анализу.
Нормативной базой для исследования послужили: Гражданский Кодекс РФ, постановления Правительства России, законодательные и другие правовые акты. В качестве информационной базы в диссертационном исследовании использовались преимущественно статистические материалы и нормативные документы ОАО «СК «Волжское пароходство», а также данные периодической печати.
В процессе решения поставленных в диссертационном исследовании задач применялись как общенаучные подходы (целевой, системный, индуктивный, дедуктивный, процессный, динамический и т. д.), так и экономико-математические методы прикладного характера (метод экспертных оценок, методы экстраполяции, методы математического моделирования, балансовый метод и т. д.).
Научная новизна исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании необходимости принципиально иного подхода к системе стратегического планирования деятельности предприятия как основополагающего механизма управления в условиях конкуренции производственно-хозяйственных систем. Доказательством данного положения являются следующие научные результаты работы:
1. обоснована концептуальная модель стратегического планирования деятельности производственно-хозяйственных микросистем в условиях их конкуренции;
2. предложена система стратегических параметров эффективности деятельности предприятия в конкуренции;
3. разработана методика прогнозирования изменения среды и параметров конкурентоспособности предприятия;
4. предложена логическая схема разработки и структура стратегического плана предприятия.
Научные результаты исследования доведены до конкретных методических и практических рекомендаций по разработке стратегического плана транспортного предприятия и прогнозированию его параметров деятельности. Результаты работы рассмотрены и одобрены технико-экономическим советом ОАО «СК «Волжское пароходство».
Основные положения и выводы диссертационной работы апробированы в научных публикациях автора и выступлениях на научно-практических конференциях. Ряд теоретических и практических положений диссертации используется в учебном процессе Волжской Государственной Академии водного транспорта при чтении курсов: «Стратегическое планирование», «Экономическая стратегия фирмы», «Прогнозирование и планирование производства».
Выводы по 3 главе.
Изучение вопросов методологии стратегического планирования производственно-хозяйственных систем показало, что стратегический план должен иметь структуру, которая предполагает наличие трех основных блоков, каждый из которых содержит последовательный ряд взаимосвязанных разделов:
Блок 1. Базовая стратегия предприятияБлок 2. Функциональные стратегии;
Блок 3. Бизнес-планы приоритетных направлений развития.
В настоящей главе предлагается логическая схема (модель) разработки стратегического плана транспортного предприятия, которая укрупненно характеризует содержание каждого раздела в рамках вышеназванных блоков.
Схема выполнена в табличной форме и характеризуется следующими атрибутами: блок плана, раздел блока, содержание раздела, основные документы. Полный перечень выходных форм стратегического плана включает 37 таблиц и представлен в приложении 3.
В качестве интегрального показателя эффективности деятельности предприятия в конкуренции при разработке стратегического плана был рассмотрен конкурентный статус предприятия. В экономической литературе данный показатель известен, однако определение его трактуется обобщенно без рассмотрения особенностей расчета отдельных составляющих и учета специфики конкретной производственно-хозяйственной системы. Поэтому нами предлагается углубленный вариант методики в применении к предприятию транспортной отрасли.
Характеризуя последовательность расчета каждого элемента конкурентного статуса, основное внимание в исследовании уделено именно анализу и прогнозированию стратегического потенциала как базового компонента внутренней среды предприятия, без расширенного воспроизводства которого фактически теряется возможность поддержания конкурентоспособности на рынке.
Прогнозная оценка стратегического потенциала включает следующие основные этапы:
• определение фактической величины стратегического потенциала транспортного предприятия и его эффективности;
• моделирование оптимальной величины стратегического потенциала;
• расчет уровня эффективности использования стратегического потенциала предприятия;
• прогнозирование стратегического потенциала.
При разработке среднесрочного прогноза стратегического потенциала была использована методика прогнозирования, основанная на комбинированном подходе, и изложенная в предыдущей главе.
Полученные в ходе прогнозной оценки стратегического потенциала ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» практические результаты позволили определить степень оптимальности фактического стратегического потенциала (норматив стратегических возможностей равен 0,45) и эффективность его использования (фактическая рентабельность лишь 2% против оптимальной -22%). Использование методики комбинированного прогнозирования позволило уточнить объемы перевозок грузов и пассажиров, приблизив их к реальным достижимым значениям и соответствующим оценкам специалистов планово-экономической службы. Вместе с тем были установлены оптимальные с практической точки зрения пропорции между элементами прогнозного стратегического потенциала (рост прибыли в среднем на 6,9%) и определена максимальная эффективность использования стратегических ресурсов (13,5%) при тех же суммарных затратах и минимальном риске (10,1%). Полученная прогнозная оценка служит основой выработки стратегии дальнейшего поведения судоходной компании ОАО «СК Волжское пароходство» на рынке транспортных услуг и направлена на усиление ее конкурентных позиций.
Таким образом, результаты практического исследования подтвердили обоснованность, и эффективность предложенной нами методики комбинированного прогнозирования стратегических параметров в среднесрочной перспективе, поэтому теоретические положения данной методики вполне обоснованно могут быть использованы в практике работы предприятий других отраслей.
Заключение
.
Представленная к рассмотрению диссертационная работа посвящена малоисследованной в российской практике проблеме стратегического планирования деятельности производственно-хозяйственных систем. Актуальность данной проблемы в условиях переходного периода обусловлена существованием объективных трудностей ведения плановой работы на предприятиях. Основная трудность заключается в том, что методы выработки собственной стратегии предприятия и система показателей (критериев эффективности деятельности), по которым осуществляется планирование, существенно отличаются от принятой ранее централизованной системы планирования. Поэтому назрела необходимость разработки адекватного целям и специфике переходного периода методического инструментария, используемого при формировании конкурентоспособной стратегии деятельности любой производственно-хозяйственной системы.
Отправной точкой настоящего исследования является анализ изменения макроэкономической ситуации в стране и его влияние на функционирование системы планирования, поскольку объективные предпосылки перехода к рыночным отношениям формировались в российской экономике на протяжение нескольких десятилетий.
В результате ликвидации централизованного механизма управления экономикой центр тяжести плановой и управленческой работы переместился с государственно-отраслевого уровня на уровень предприятий. При этом основополагающим результатом проведения рыночных реформ является изменение роли предприятий в экономике, а также перестройка принципов их функционирования в условиях рыночных отношений. Новые принципы хозяйствования потребовали и нового подхода к планированию и управлению всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Суть этого подхода заключается в самостоятельной выработке экономической стратегии развития предприятия. При этом регулирующая роль со стороны государства предполагает установление системы макроэкономических индикаторов, определяющих основные пропорции развития экономики в целом и ее отдельных секторов и системы мер воздействия для достижения и соблюдения этих индикаторов.
Таким образом, современная парадигма планирования деятельности производственно-хозяйственных систем предполагает адаптивный переход от государственно-отраслевых директив к стратегическому планированию через систему индикативного планирования.
На наш взгляд, именно использование стратегической концепции планирования и управления является важнейшим фактором адаптации предприятий к условиям переходного периода и их дальнейшего стабильного развития. Овладение практическими навыками стратегического планирования возможно на основе изучения накопленного зарубежного опыта и достаточно скромной отечественной практики в данной области.
Анализ рассмотренного научно-практического материала позволяет классифицировать его в разрезе решаемых задач следующим образом: методология стратегического планирования и управления деятельностью предприятияпроблемы выработки и внедрения стратегии предприятия в практическую деятельностьтеория конкурентного преимуществавопросы планирования и маркетинга на транспорте. При этом следует отметить, что наряду с достаточно глубокой теоретической проработкой, мало внимания уделяется проблеме прикладного использования и адаптации возможностей стратегического планирования к условиям функционирования конкретной производственно-хозяйственной системы.
Результаты проведенного анализа позволили ограничить круг вопросов дальнейшего рассмотрения и сформулировать общую цель исследования, которая заключается в разработке и обосновании моделей и прикладных инструментов формирования экономической стратегии предприятия для обеспечения его устойчивого функционирования в условиях конкуренции.
Логика процесса планирования на предприятии представляет собой последовательную смену этапов: прогнозирование деловой среды, определение общей стратегии развития по данным прогнозирования и разработка стратегического плана, который объединяет результаты предыдущих этапов.
При этом необходимым инструментом получения количественных характеристик стратегического плана служит прогнозирование деловой среды предприятия. Являясь обязательным предплановым этапом, оно, с одной стороны, выступает как источник необходимой информации для выработки базовой стратегии развития и целей предприятия, с другой — на основе разработанной концепции происходит конкретизация стратегического плана до количественных характеристик. Таким образом, методология планирования в современных условиях основана на концепции единого процесса «прогнозстратегия — план».
В диссертационном исследовании предлагается комбинированный подход к прогнозированию деятельности производственно-хозяйственных систем, который основан на сочетании генетического и нормативного прогнозов при использовании методов экспоненциального сглаживания, аналитического выражения тренда и метода линейного программирования. Рассматриваемый подход характеризуется концептуальной блок — схемой, которая имеет блочно-уровневую структуру.
В условиях перехода к рынку принципиально новое значение приобретает стратегическое планирование, которое представляет собой специфический вид плановой работы по формированию стратегических решений в форме прогнозов, стратегий и планов, реализация которых ориентирует предприятие на возможные изменения в производственно-хозяйственной деятельности и заблаговременную адаптацию к ним. Рассмотрение вопросов логики стратегического планирования позволило сформировать нижеследующую последовательность этапов:
1. аналитический этап;
2. этап выработки стратегии;
3. бюджетно-контрольный этап.
Наиболее сложным моментом является эффективное согласование названных этапов стратегического планирования. Поэтому в рамках стратегического планирования необходим максимально приближенный к условиям функционирования российских предприятий механизм взаимодействия, в качестве которого нами предлагается концептуальная модель стратегического планирования на предприятии.
Аналитический этап модели предполагает постановку стратегических целей (целеполагание), анализ исходной информации, формирование стратегических зон хозяйствования и анализ внешней и внутренней среды предприятия. Выработка стратегии — наиболее сложный и ответственный этап в стратегическом планировании, который охватывает: оценку сильных и слабых сторон в деятельности предприятия, непосредственно разработку и согласование стратегии, а также ее анализ и при необходимости корректировку. В ходе исследования рассмотрены возможности использования различных методов и моделей при формировании стратегии предприятия, однако, по нашему мнению, в современных условиях функционирования российских предприятий наиболее оправдано и обосновано использование матрицы БКГ. Бюджетно-контрольный этап модели предполагает формирование стратегического бюджета, оценку эффективности выбранной стратегии и разработку стратегического плана предприятия.
Результатом деятельности по выработке стратегии развития предприятия является документ, называемый «Стратегический план предприятия». Изучение вопросов методологии стратегического планирования производственно-хозяйственных систем показало, что стратегический план должен иметь структуру, которая предполагает наличие трех основных блоков, каждый из которых содержит последовательный ряд взаимосвязанных разделов:
Блок 1. Базовая стратегия предприятияБлок 2. Функциональные стратегии;
Блок 3. Бизнес-шаны приоритетных направлений развития.
Нами предлагается логическая схема (модель) разработки стратегического плана на примере транспортного предприятия, которая укрупненно характеризует содержание каждого раздела в рамках вышеназванных блоков. Схема выполнена в табличной форме и характеризуется следующими атрибутами: блок плана, раздел блока, содержание раздела, основные документы. Полный перечень выходных форм стратегического плана включает 37 таблиц и представлен в приложении.
В качестве интегрального показателя эффективности деятельности предприятия в конкуренции при разработке стратегического плана был рассмотрен конкурентный статус предприятия. В экономической литературе данный показатель известен, однако определение его трактуется обобщенно без рассмотрения особенностей расчета отдельных составляющих и учета специфики конкретной производственно-хозяйственной системы. Поэтому нами предлагается углубленный вариант методики в применении к предприятию транспортной отрасли.
Характеризуя последовательность расчета каждого элемента конкурентного статуса, основное внимание в исследовании уделено именно анализу и прогнозированию стратегического потенциала как базового компонента внутренней среды предприятия, без расширенного воспроизводства которого фактически теряется возможность поддержания конкурентоспособности на рынке.
Прогнозная оценка стратегического потенциала, построенная на базе изучения производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство», включает следующие основные этапы:
• определение фактической величины стратегического потенциала транспортного предприятия и его эффективности;
• моделирование оптимальной величины стратегического потенциала;
• расчет уровня эффективности использования стратегического потенциала предприятия;
• прогнозирование стратегического потенциала.
Полученные в ходе прогнозной оценки стратегического потенциала ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» практические результаты позволили определить степень оптимальности фактического стратегического потенциала (норматив стратегических возможностей равен 0,45) и эффективность его использования (фактическая рентабельность лишь 2% против оптимальной -22%). Использование методики комбинированного прогнозирования позволило уточнить объемы перевозок грузов и пассажиров, приблизив их к реальным достижимым значениям и соответствующим оценкам специалистов планово-экономической службы. Вместе с тем были установлены оптимальные с практической точки зрения пропорции между элементами прогнозного стратегического потенциала (рост прибыли в среднем на 6,9%) и определена максимальная эффективность использования стратегических ресурсов (13,5%) при тех же суммарных затратах и минимальном риске (10,1%). Полученная прогнозная оценка служит основой выработки стратегии дальнейшего поведения судоходной компании ОАО «СК Волжское пароходство» на рынке транспортных услуг и направлена на усиление ее конкурентных позиций.
Таким образом, практические результаты подтвердили обоснованность и эффективность предлагаемой нами методики комбинированного прогнозирования и модели формирования стратегического плана, поэтому ряд теоретических положений исследования может быть использован в практике работы предприятий различных отраслей. При этом особо следует отметить, что полученные теоретические выводы и практические результаты, не могут претендовать на исчерпанность данной плодотворной темы в рамках представленного диссертационного исследования.