Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Выбор технологических альтернатив при обеспечении износостойкости и прочности посадок с натягом наружных цилиндрических поверхностей деталей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При выполнении гретьей задачи исследования разработаны критериальный аппарат и методика выбора-технологических альтернатив, являющиеся научными результатамивыносимыми на защиту. Четвёртая задача связана с разработкой практических рекомендаций по использованию альтернативных решений как при конструкторско-технолошческом проектировании, так и при реализации решений. Выполнена производственная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ДЕТАЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МАШИН
    • 1. 1. Современное технологическое обеспечение основных эксплуатационных свойств деталей машин
    • 1. 2. Выводы по главе 1
    • 1. 3. Предметная область и основные задачи исследования
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
    • 2. 1. Причины и механизм формирования альтернативных технологических решений (TP)
    • 2. 2. Сравнение альтернативных решений в жизненном цикле изделия.52 2.3 Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИХ
  • РЕАЛИЗАЦИИ
    • 3. 1. Обеспечение производственно-технических показателей качества деталей — тел" вращения с использованием альтернативных технологических решений
    • 3. 2. Эксплуатационная оценка результатов реализации альтернативных технологических решений
    • 3. 3. Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ВЫБОРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ
    • 4. 1. Критериальный аппарат выбора технологических решений
    • 4. 2. Методика выбора технологических решений
    • 4. 3. Выводы по главе 4

Выбор технологических альтернатив при обеспечении износостойкости и прочности посадок с натягом наружных цилиндрических поверхностей деталей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обеспечение и постоянное повышение эксплуатационного качества машиш исключительно актуальны для современного машиностроениятак как в значительной мере определяют конкурентоспособность его изделий.

Для исполнительных поверхностей деталей машини деталей в целом могут быть выделены совокупности свойствили отдельные (доминирующие) свойстваспособствующие успешному выполнению деталью заданных функций при-заданном ресурсе и условиях эксплуатации. Эти-свойства (контактная жёсткость, износостойкость, статическая и усталостная прочность и др.) принято называть эксплуатационными свойствами (ЭС). Высокие ЭС деталейспособствуют достижениювысокого эксплуатационного качества машины в целом. .

Важнейшими ЭС наружных цилиндрических поверхностей деталей машин являются их износостойкость, характеризуемая интенсивностью изнашивания (относительным износом^ атакже прочность посадок указанных поверхностей с натягомопределяемая минимальным значением сдвигающей силы, разделяющей соединение, при заданных условиях эксплуатации.

Возможны два принципиально различных подхода к обеспечению ЭС деталей: '.

При первом (традиционном) — конструктор детали назначает для её поверхностей множества производственно-технических показателей качества (ПК), достижение значений которых обеспечивает, по * его мнению, высокое ЭС. Технолог, принимая решение при проектировании и реализации процессов изготовления деталёй, стремится обеспечить заданные значения производственно-технических ПК, полагая, что тем самым обеспечивает высокие ЭС детали.

Между тем, доказано, что ЭС деталей зависят не только от достигнутых значений множества их производственно-технических ПК, но и от состава и порядка (последовательности) применения методов их технологического.

I формирования. Последовательность выбранных технологических методов может формировать близкие значения производственно-технических ПК, но по-разному влияющие на ЭС детали. Таким образом, проектные решения, традиционно рассматриваемые в технологической практике, как альтернативные, с позиции жизненного цикла изделия могут и не быть таковыми, так как ведут к разным ЭС деталей. Стало очевидным, что выбор технологических решений следует осуществлять с позиций жизненного цикла изделия в целом, для чего рассматривать их влияние не только на результаты реализации на производственно-технологических этапах, но и на ЭС изделия и количественные характеристики его жизненного цикла.

При втором подходе к обеспечению ЭС деталей, представляющемся более перспективным, технолог принимает проектные технологические решения исходя из обеспечения-явно заданных ЭС, каждое из которых может характеризоваться количественными параметрами. Достижение производственно-технических ПК при данном подходе становится подчинённым, так как главной целью является обеспечение высоких ЭС деталей.

Возможен выбор отдельных технологических методов, применение которых ведёт к обеспечению заданной износостойкости и прочности посадок рассматриваемых поверхностей. Однако, формирование более сложных технологических решений, например, маршрутов изготовления указанных поверхностей и маршрутных процессов изготовления деталей в целом, неизбежно порождает технологические альтернативы — ситуации, требующие выбора единственного варианта технологического решения из множества взаимоисключающих вариантов.

Реализация этого подхода требует создания принципиально новой методологии технической подготовки, моделей, связывающих производственно-технические ПК и ЭС деталей, а также эффективной методики направленного выбора технологических альтернатив, по возможности, с позиций жизненного цикла изделия. Разработка последней связана с созданием критериального аппарата и методического обеспечения, позволяющего выполнять сравнение и селекцию технологических решений.

Выполненный анализ подтвердил наличие актуальной научной задачи обеспечения ЭС деталей выбором технологических альтернатив, имеющей важное значение для машиностроения Российской Федерации. Приложение этой задачи к обеспечению износостойкости и прочности посадок наружных цилиндрических поверхностей делает актуальной тему представленной диссертационной работы.

Цель исследования: технологическое обеспечение износостойкости и прочности посадок с натягом наружных цилиндрических поверхностей.

Объект исследования: процессы формирования и реализации проектных технологических решений, связанных с изготовлением наружных цилиндрических поверхностей. Рассматриваются проектные решения уровня маршрутов изготовления отдельных поверхностей, комплексов исполнительных поверхностей или маршрутных процессов изготовления деталей.

Достижение поставленной цели связано с выполнением следующих основных задач:

1. Исследование процесса формирования альтернативных технологических решений.

2. Исследование альтернативных технологических решений и результатов их реализации при обеспечении износостойкости наружных цилиндрических поверхностей.

3. Разработка методики> выбора технологических альтернатив.

4. Разработка практических рекомендаций по использованию альтернативных технологических решений и их апробация при обеспечении прочности посадок с натягом наружных цилиндрических поверхностей.

При выполнении первой задачи установлены причины и исследован механизм формирования проектных технологических решений, удовлетворяющих принципу вариантности. К достижению цели решения обычно ведут несколько его вариантов, традиционно рассматриваемых как технологические альтернативы. Формальное представление технологических решений позволяет определить условия их альтернативности и установить, связь последнихс процессом их формирования.

Предложен методический, подход к сравнению альтернативных технологических решений в том числе и с позиций жизненногощикла изделия. Селекцию решений предложено осуществлять на основе: критериев^подобиятехнологической надёжности-, затрат, а также критериев вида «полезный эффект / затраты». —, ¦ ^ '.

Вторая задача связана! с выполнением экспериментального исследования, целью которого являлась оценка результатов реализации технологических решений, традиционно рассматриваемых-, как альтернативные. Оценит валось влияние состава и структуры маршрутных технологических процессов на ЭС исполнительной наружной' цилиндрической поверхностидетали — износостойкость. Установлены, связихарактеристик процессов: изготовления: и результатових реализации, как на этане производства, так и на этапе эксплуатацию.

При выполнении гретьей задачи исследования разработаны критериальный аппарат и методика выбора-технологических альтернатив, являющиеся научными результатамивыносимыми на защиту. Четвёртая задача связана с разработкой практических рекомендаций по использованию альтернативных решений как при конструкторско-технолошческом проектировании, так и при реализации решений. Выполнена производственная апробация предложенных рекомендаций при обеспечении прочностипосадок соединений с натягом наружных цилиндрических поверхностей.

Научная новизна работы заключается ввыявлении характеристик связей технологических решений и ЭС наружных цилиндрических поверхностей и их использовании при выборе технологических альтернатив, обеспечивающих заданные.ЭС.

Результаты работы применимы, как при неавтоматизированном технологическом проектировании, так и разработке автоматизированных систем поддержки производственно-технологического цикла.

Основной текст диссертационной работы состоит из пяти глав. Глава первая посвящена критическому анализу современных подходов к технологическому обеспечению ЭС деталей машин, обоснованию актуальности, постановке цели и основных задач исследования. В главах 2−5 изложены результаты выполнения одноименных задач исследования. Каждая глава заканчивается выводами, а диссертационная работа — общими выводами.

Работа выполнена на кафедре «Технология машиностроения» МГТУ им. Н. Э. Баумана в 2007;2009 г. г.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Обеспечение износостойкости и прочности посадок с натягом наружных цилиндрических поверхностей выбором технологических альтернатив является актуальной научно-технической задачей, имеющей важное значение для машиностроения Российской Федерации.

2. Износостойкость и прочность посадок с натягом наружных цилиндрических поверхностей зависят не только от достигнутых при изготовлении значений множества производственно-технических показателей их качества, но и от последовательности и состава методов их технологического формирования. При близких значениях достигнутых показателей качества, сходном составе технологических методов, но различной структуре процесса, значения интенсивности изнашивания изготовленной поверхности различалось до 3,7 раз.

3. Повышение износостойкости поверхности, обусловленное совершенствованием технологии изготовления, сопряжено со стабилизацией значений интенсивности изнашивания: рассеяние значений интенсивности изнашивания в эксперименте уменьшалось в 15,7 раза.

4. С целью обеспечения износостойкости поверхности и управления качеством целесообразно регламентировать наибольшую высоту неровностей профиля или высоту сглаживания профиля шероховатости. Регламентирование значений среднего арифметического отклонения профиля, традиционно используемое при технической подготовке производства, малоэффективно.

5. Для выбора технологических альтернатив в соответствии с разработанной методикой целесообразно использовать интегральные критерии «полезный эффект / затраты», учитывающие: надёжность технологического обеспечения эксплуатационного свойствапредельное значение параметра, характеризующего свойствозатраты на принятие и реализацию решения.

6. Обеспечение заданных эксплуатационных свойств деталей современных машин требует изменения традиционной методологии конструктор-ско-технологического проектирования, основные положения начальной фазы которого и алгоритм обеспечения заданных эксплуатационных свойств предложены в результате исследования.

7. Прочность посадок с натягом наружных цилиндрических поверхностей гарантированно обеспечивают технологически решения, сформированные и выбранные в соответствии с предложенным универсальным алгоритмом, что дополнительно позволяет снизить затраты изготовления на 6. 10%.

8. Разработанный критериальный аппарат, методическое и алгоритмическое обеспечение представляют научно-методическую основу для комплексного решения в перспективе задачи обеспечения эксплуатационных свойств деталей выбором технологических альтернатив.

5. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ' АЛЬТЕРНАТИВНЫХ РЕШЕНИЙ И ИХ АПРОБАЦИЯ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОЧНОСТИ ПОСАДОК НАРУЖНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ.

5.1. Использование альтернатив при конструкторско-технологическом проектировании.

Результаты выполненного^ исследования показывают, что с целью обеспечения ЭС деталей и эксплуатационного^ качества машины в целом необходимоизменение методологии конструкторского проектирования, начальному этапу которого соответствуют следующие основные положения:

1. При разработке конструкций деталей машин необходимо обоснованное назначение регламентируемых производственно-технических ПК, отражаемых в конструкторской документации. Регламентировать только ПК, оказывающие прямое, непосредственное и доминирующее1 влияние на ЭС исполнительных поверхностей деталей.

2. Необходимо снижение роли решений — аналогов в практике конструирования. Производственно-технические ПК, заимствованные из решения — аналога, часто не обеспечивают заданного эксплуатационного качества проектируемой машины вследствие неполного соответствия условий её эксплуатации условиям эксплуатации машины — аналога.

3. Целесообразна идентификация исполнительных поверхностей проектируемых деталей с указанием их основных (доминирующих) ЭС. Каждому ЭС должно быть поставлено в соответствие предельное значение характеризующего его параметра (табл. 9). Задание ЭС не усложнит процесс проектирования, но даст технологу ориентир, позволяющий выбирать технологические альтернативы.

4. В рабочей конструкторской" документации должны указываться параметры, определяющие условия эксплуатации детали: диапазоны рабочих I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. -Введён 31.08.2001 -М.: Изд-во стандартов, 2001. 21с.
  2. Технологические основы обеспечения качества машин / Под ред. акад. К. С. Колесникова. — М.: Машиностроение, 1990. 256с.
  3. Качество машин: Справочник. В 2 т. / А. Г. Суслов, Э. Д. Браун, Н. А. Виткевич и др. М.: Машиностроение, 1995. — Т.1. — 256с.
  4. Современное состояние и перспективы метасистемы «Стандартизация в технической сфере»: Учеб. пособие / В. Ф. Безъязычный, ВТО. Замятин, А. Ю. Замятин и др. М.: Машиностроение, 2007 — Т.1: Терминологические и организационные сведения. Книга 1 — 2007 — 320с.
  5. Рыжов, Э.В., Суслов А. Г., Федоров В. П. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств деталей машин. — М.: Машиностроение, 1979. 176с.
  6. А.Г. Технологическое обеспечение параметров состояния поверхностного слоя деталей. — М.: Машиностроение, 1987.- 207с.
  7. А.Г. Качество поверхностного слоя деталей машин. — М.: Машиностроение, 2000. — 320с.
  8. А.Г., Дальский A.M. Научные основы технологии машиностроения. — М.: Машиностроение, 2002. — 684с.
  9. Технологическое обеспечение и повышение эксплуатационных свойств деталей и их соединений / А. Г. Суслов, В. П. Федоров, О. А. Горленко и др.- Под общ. ред. А. Г. Суслова М.: Машиностроение, 2006. — 448с.
  10. А.Н. Технологическое обеспечение и повышение качества резьбовых соединений: Автореф.дис.. докт.техн.наук: — Брянск, 2008 — 34с.
  11. П.Суслов А. Г., Безъязычный В. Ф., Панфилов Ю. В. Инженерия поверхности деталей / Под ред. А. Г. Суслова. — М.: Машиностроение, 2008. -260с.
  12. Направленное формирование свойств изделий машиностроения /А.С.Васильев, А. М. Дальский, Ю. М. Золотаревский, А.И.Кондаков- Под ред. А. И. Кондакова., — М.: Машиностроение, 2005−352с.
  13. Справочник технолога машиностроителя: В 2-х т. / Под ред. А. М. Дальского, А. Г. Косиловой, Р. К. Мещерякова, А. Г. Суслова. 5-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Машиностроение — 1, 2001. — Т.1. — 912с.
  14. Справочник технолога-машиностроителя: В 2-х т. / Под ред. А. М. Дальского, А. Г. Косиловой, Р. К. Мещерякова, А. Г. Суслова. 5-е изд., пе-рера.и доп. М.: Машиностроение — 1, 2001. — Т.2. — 944с.
  15. М.М., Бабичев М. А. Исследования изнашивания металлов. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 564с.
  16. Д.Н. Триботехника (конструирование, изготовление и эксплуатация машин): Учебник для вузов. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МСХА, 2002. — 629с.
  17. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника) /А.В.Чичнадзе, Э. М. Берлинер, Э. Д. Браун и др.- Под общ. ред. А. В. Чичнадзе. — М.: Машиностроение, 2003. 575с.
  18. Справочник по триботехнике: В -Зт. / Под общ. ред. М. Хебды, А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1992. — Т. З: Триботехника антифрикционных, фрикционных и сцепных устройств. Методы и средства. — 730с.
  19. Г. И. Снижение износа деталей машин. — Ухта: Изд-во Ухтинского индустриального ун-та, 1999. — 224с.
  20. В.М. Проектирование износостойких узлов трения скольжения. Брянск: ВИМАХО, 2001. — 48с.
  21. И.А. Трение как составная часть механизма изнашивания // Сборка в машиностроении и проиборостроении. — 2007. — № 7 С.43−47.
  22. B.C. Технологическое обеспечение износостойкости деталей машин нанесением многослойных покрытий // Трение и износ — 1997. — Т.18 -№ 3. — С.331−338.
  23. A.M. Технологическое обеспечение надежности высокоточных деталей машин. М.: Машиностроение, 1975. — 222с.
  24. Технологическая наследственность в машиностроительном производстве / А. М. Дальский, Б. М. Базров А.С.Васильев и др.- Под ред. А. М. Дальского. М.: Изд-во МАИ, 2000. — 364с.
  25. П.И., Рыжов Э. В., Аверченков В. И. Технологическая наследственность в машиностроении. Минск: Наука и техника, 1977. -221с.
  26. А.С. Направленное формирование качества изделий машиностроения в многосвязных технологически средах: Автореф. дис. докт. техн. наук. -М., 2001.- 32с.
  27. B.C. Количественные характеристики технологических воздействий при-изготовлении деталей // Упрочняющие технологии и покрытия. 2006. — № 6. — С.3−7.
  28. B.C. Прогнозирование качества изготовления деталей при технологическом проектировании // Известия ВУЗов. Машиностроение. — 2007. — № 2. — С.47−52.
  29. B.C. Моделирование изменений показателей качества предмета производства при технологических воздействиях // Известия ВУЗов. Машиностроение. 2007. — № 7. — С.49−54.
  30. A.M. Технологические способы повышения износостойкости деталей машин. — Баку: Элм, 1998. — 315с.
  31. Д. Д. Отдел очно-упрочняющая обработка поверхностным пластическим деформированием. — М.: Машиностроение, 1978. — 152с.
  32. Гасанов Ю.11. Износ поверхностей деталей, обработанных при различных сочетаниях-технологических операций-// Вестник машиностроения.— 2001. № 4. — С.50−52.
  33. Технологические основы управления качеством машин? / A.G. Васильев, A.M. Дальский, М. Л. Хейфец и- др. — Минск: ФТИ НАНБ, 2002. — 216с.
  34. М.Г., Крекнин.Л. Т. Повышение эксплуатационных свойств прецизионных пар трения стройно-абразивной обработкой // Вестник машиностроения. 2001. — № 7. — G.68−69.
  35. А.В. Повышение эффективности! упрочняющих технологийV/ Справочник. Инженернышжурнал. 20 041—№ 3.—С. Г5−20-
  36. О.П. Обеспечение коррозионной стойкости стальных деталей. //Справочник:Инженернышжурнал. -2005: — № 7:-С.Г5−18:
  37. Пачурин Г. В!, Пименов-Г.В, Пачурин К. Г. Влияние поверхностной обработки на эксплуатационную долговечность стальных изделий // Заготовительные производства в машиностроении. — 2006: -№ 1. С.41−44.
  38. Г. В. Алгоритм установления взаимосвязи эксплуатационных свойств поверхностного:слоя материала с технологическими параметрами процесса обработки // Технология машиностроения.—2006: — № 6.— С. 19−22.
  39. А.П. Технологическое повышение нагрузочной способности зубчатых колес комбинированной- обработкой: Автореф: дис. канд. техн. наук. М., 2005. — 15с.
  40. Г. В., Гущин A.Hi Повышение эксплуатационной долговечности металлоизделий технологическими методами // Вестник машиностроения. -2007. № 6: — С.62−65.
  41. Сорокин Г. М. Новые критерии повышения долговечности машин• ' N «
  42. Вестник машиностроения. — 2008: № 5: — С. 19−22.
  43. А.Н. Энергетический подход к определению взаимосвязи интенсивности износа контактируемых поверхностей деталей узлов сухого трения с параметрами качества поверхностного слоя // Справочник. Инженерный журнал. 2008. — № 8. — С. 12−14.
  44. М.Н. Взаимосвязь контактной жёсткости поверхностей, обработанных точением, с технологическими условиями их обработки // Справочник. Инженерный журнал. 2008. — № 8. — С. 14−17.
  45. С.А. Установление взаимосвязи условий обработки, параметров качества поверхностного слоя и предела выносливости детали // Справочник. Инженерный журнал. — 2008. № 8. — С. 18−21.
  46. Е.В. Технологическое обеспечение эксплуатационных свойств соединений, работающих при нестационарных внешних воздействиях // Справочник. Инженерный журнал. — 2008. № 3. — С.24−27.
  47. М.А., Селиванов С. Г. Структурная оптимизация технологических процессов в машиностроении. Уфа: Изд-во «Гилем» АНРБ, 1996— 185с.
  48. П.И. Технологическое наследование эксплуатационных параметров деталей машин // Справочник. Инженерный журнал. — 2004. — № 9. С.20−22.
  49. Г. А. Управление качеством изделий, работающих в экстремальных условиях при нестационарных воздействиях — М.: Машиностроение, 2004. -287с.
  50. Г. А. Вопросы технологии повышения качества нагруженных деталей транспортных машин. // Справочник. Инженерный журнал. -2005. —№ 12. — С.17−22.
  51. А.В., Попов Д. В. Повышение износостойкости кулачковой пары на основе численного формирования закона движения толкателя // Справочник. Инженерный журнал. — 2005. — № 7. — С.32−35.
  52. Влияние абразивно-силового воздействия на физико-механические свойства поверхности металла / Безъязычный В. Ф., Драпкин Б. М., Тимофеев
  53. М.В., Прокофьев М. А. // Справочник. Инженерный журнал. — 2004. — № 8. — С.12−16.
  54. .Н. Методика оценки срока службы деталей с использованием теорий случайных величин и случайных процессов и её применения // Вестник машиностроения. — 2007. № 2. — С.28−34.
  55. В.М., Дорогой В. Н. Метод определения- допускаемых из-носов деталей, обеспечивающий повышение их безотказности И Вестник машиностроения. 2008. — № 7. — С.11−13*.
  56. Технология машиностроения: Учебник для вузов- В 2 т. / Под. ред. А. М. Дальского. -М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — Т.1: Основы технологии машиностроения. 564 с.
  57. А.И. Формирование информационной основы проектирования маршрутных процессов изготовления деталей // Справочник. Инженерный журнал. -2001. — № 3. — С. 15−20.
  58. Технологические аспекты конверсии машиностроительного производства / А. С. Васильев, С. А. Васин, А. М-Дальский, А.И.Кондаков- Под ред. А. И. Кондакова. М. — Тула: ТулГУ, 2003. — 271с.
  59. Технология размерно-чистовой и упрочняющей обработки: Учеб. пособие / П. С. Чистосердов, Б. П. Чемисов, Л. М. Кожуро, Л. М. Акулович. — Минск: Университетское, 1993. — 188с.
  60. .А., Смоленцев В. П. Организация целенаправленного формирования новых методов комбинированной обработки // Вестник машиностроения. 1996. — № 4. — С.25−28.
  61. Н.В., Дунин-Барковский И.В. Курс теории вероятностей и математической статистики для технических приложений. — М.: Наука, 1969. -511с.
  62. В.И. Формализация методов технологического проектирования, обеспечивающих требуемое качество изделий // Трение и износ.— 1997. Т. 18, A3. — С.339−348.
  63. Интеллектуальное производство: состояние и перспективы развития / Под общ. ред. М. Л. Хейфеца и Б. П. Чемисова. — Новополоцк: ПТУ, 2002. — 268с.
  64. Управление жизненным циклом продукции / А. Ф. Колчин, М.'В.Овсянников, А. Ф. Стрекалов, С. В. Сумароков.- М.: Анахарсис, 2002. -304с.
  65. С.Г. Обеспечение требуемой совокупности параметров качества поверхностных слоев деталей при шлифовании. — М.: Машиностроение-!, 2004. 143с.
  66. А.Н., Савкина А. В., Синицын М. В. Комплексная технология повышения, долговечности высоконагруженных деталей турбин // Авто-матизация|Н современные технологии. 2006. — № 4. — С.3−8.
  67. А.Н., Буткевич Р. В., Платошин Л.П1 Проблемы обеспечения точности оценки качества продукции // Проблемы машиностроения и автоматизации. 2006. — № 1. — С.29−35.
  68. А.Г. Системный подход к обеспечению качества изделий // Автоматизация и современные технологии. — 2007. — № 1. — С.43−45.
  69. Л. Интегрирование проектирования и обслуживания техники с использованием нового подхода в инженерных основах жизненного цикла // Проблемы машиностроения и автоматизации- 2004. — № 3. — С.6−10.
  70. Ташбеков Д. Hi Комплексный подход к оценке и обеспечению конкурентоспособности машиностроительной продукции // Проблемы машиностроения и автоматизации. — 2004. № 4. — С.20−22.
  71. А.А. Повышение эксплуатационных свойств быстрорежущего инструмента методами лазерной технологии: Автореф. дис.. канд. техн. наук. -М., 1997. 16с.
  72. А.А. Разработка и исследование стадии «эксплуатация» жизненного цикла патронов самоцентрирующих трёхкулачковых спирально-реечных: Автореф. дис.. канд. техн. наук. — М., 2006. — 16с.
  73. Автоматизация технологических процессов и управления производства авиационных двигателей- В 2 частях / В. Ф. Безъязычный, В. Н. Крылова — М.: Машиностроение, 2004. Часть 1. — 2004. — 1000с.
  74. Т.Д. Технологическое обеспечение эксплуатационных показателей деталей и узлов авиационных показателей деталей и узлов, авиационных двигателей // Справочник. Инженерный журнал. — 2005. № 5. — С.441
  75. С.А. Проблемы принятия решений при нечёткой исходной информации: М.: Наука, 1981. — 208с.
  76. Кини P. JL, Райфа X. Принятие решений при многих критериях предпочтения и замещения: Пер. с англ. / Под ред. И. Ф. Шахнова М.: Радио и связь, 1981. — 560с.
  77. Н.Н. Математические задачи системного анализа. — М.: Наука, 1981.-487с.
  78. В.Б. Построение групповых решений в пространствах чётких и нечётких бинарных отношениях. М.: Наука, 1982. — 276с.
  79. А.Н., Алексеев А. В. Модели принятия решений на основе лингвистической переменной. Рига: Зинатне, 1982. — 255с.
  80. Т.Р. Многокритериальное^ и выбор альтернатив в технике. — М.: Радио и связь, 1984. 288с.
  81. Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.-175с.
  82. Тондл Ж Технологическая оценка и- разработка: технических: решений // Нелинейные задачи динамики машин / РАН: Ин-т машиноведения. М., 1992.-С.241−254. !
  83. Р. Многокритериальная, оптимизация. Теория-, расчёт и приложения: Пер. с англ., — М!: Радио и связь^Л 992: — 436с.
  84. Н.П. Решения многокритериальных задач оптимизации и1 принятия? решениш в нечёткой постановке // Труды III Международ! юй конференции по мягким: вычислениям1 и измерениям — Спб., 2000: С.202−206.
  85. B.C. Методы и средства испытаний: на трение и износ конструкционных и смазочных материалов: Справочник / Под ред. К. В. Фролова. М.: Машиностроение, 2008. — 384с.
  86. Технологическая подготовка гибких производственных систем / С. П. Митрофанов, Д: Д. Куликов, О. Н. Миляев и др.- Под общ. ред. С. П:Митрофанова. Л.:Машиностроение, 1987. — 318с:
  87. .М. Основы? технологии^ машиностроения:. учебник для* вузов М.: Машиностроение, 2005^-736с.
  88. Dhillton B-S. Applied- Reliability and Quality. London: Springer-Verlag London Ltd., 2007. — 260p!
  89. Dhillton B.S. Design Reliability. New York: Taylor & Francis Ltd., 1999.-41 lp.
  90. Норре М. Quantitative Process Improvement-Determining the Optimal Procedure for Improving Processes. Berlin: Vdm Verlag Dr. Mueller E.K., 2007. — 228p.
Заполнить форму текущей работой