Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность нашего диссертационного исследования и анализ педагогической теории и практики позволяет выделить в разработке данной проблемы три позиции, которые взаимно дополняют друг друга. Первая связана с рассмотрением педагогического содержания профессиональной деятельности врача. Вторая позиция позволяет представить воспитание пациента—задачу профессиональной деятельности, поставленную ФГОС… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА
    • 1. 1. Историко-культурное происхождение педагогических компонентов в профессиональной деятельности медицинского работника
    • 1. 2. Интеграция педагогики и медицины в современной науке и практике
    • 1. 3. Основы педагогической деятельности врача
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСНОВ САМОСОХРАНЕНИЯ У ПАЦИЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
    • 2. 1. Самосохранение здоровья и воспитание пациентов
    • 2. 2. Предмет и содержание воспитания основ самосохранения здоровья
    • 2. 3. Методы формирования основ самосохранительной деятельности у пациентов в условиях лечебного учреждения
  • ГЛАВА III. ВОСПИТАНИЕ ГОТОВНОСТИ К САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПАЦИЕНТОВ, СТРАДАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
    • 3. 1. Методика воспитания пациента в условиях лечебного учреждения
    • 3. 2. Показатели достижения воспитательных целей в процессе апробации методики
    • 3. 4. Оценка эффективности методики воспитания пациента в условиях городского лечебного учреждения

Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Одной из основных проблем современного общества является катастрофическое ухудшение качества здоровья и повышение уровня смертности населения, вызванное социальными и экономическими потрясениями, происходящими в России в последние десятилетия. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин. По сравнению с 1990 годом она возросла более чем на 40%, причем мужчины живут в среднем на 13 лет меньше женщин.

В число неблагоприятных обстоятельств, влияющих на состояние здоровья наших соотечественников, входит целый ряд разноуровневых и разнохарактерных условий и факторов:

• неудовлетворительное состояние биологической среды обитания, периодически взрывающееся локальными экологическими катастрофами,.

• социальная нестабильность,.

• изменение экономических условий жизни населения,.

• жесткие требования к темпам, характеру и уровню профессиональной деятельности, жесткая регламентация времени, жизни в условиях перманентного психологического стресса,.

• гиподинамия (недостаток двигательной активности) и, как следствие, снижение защитных функций организма,.

• широкое распространение вредных привычек и зависимостей: употребление легких (табак и алкоголь) и тяжелых наркотиков, токсических веществ,.

• криминализация общества, сопровождающуюся широким распространением различных форм девиаций, в том числе саморазрушительных форм поведения,.

• дефицит информации о здоровом образе жизни, об опасности вредных привычек, и одновременно завуалированная реклама алкогольной и табачной продукции, пропаганда определенного типа поведения, «продвинутого» образа жизни,.

• низкая культура самосохранения,.

• отсутствие в государстве комплексной системы по воспитанию, обучению и формированию здоровой личности.

В ряду прочих, чрезвычайно важным является то обстоятельство, что бесплатное и доступное медицинское обслуживание, бывшее огромным достижением социалистического общества, было ориентировано в основном на общественную, а не на индивидуальную ответственность за здоровье. Всеобщая диспансеризация, профилактические осмотры в детских садах и школах, обязательные медицинские осмотры абитуриентов, регулярный санитарно-эпидемиологический контроль и тому подобные мероприятия служили механизмом жесткого внешнего контроля над факторами здоровья граждан со стороны государства. Они давали хороший эффект и чувство защищенности, поскольку делегировали заботы населения о своем здоровье системе здравоохранения, и одновременно размывали ответственность за здоровье у индивида и семьи.

При всем том и советские традиции, и требования современного общества поощряют жертвовать здоровьем ради достижения других целей и идеалов: счастья других людей, материального благополучия, карьеры, профессиональных достижений и так далее.

В результате суммарного действия вышеперечисленных факторов и условий у современного взрослого россиянина на первый план вышла инструментально-потребительская функция здоровья. Потребительское отношение к здоровью укрепилось настолько глубоко, что распространилось даже на отношение родителей и педагогов к здоровью детей дошкольного и школьного возраста, и, как следствие, росту и распространению хронических заболеваний, учащению инфекционных заболеваний в детских коллективах. По данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения России, в последние десятилетия на смену причинам смертности, связанным с острыми заболеваниями, пришли заболевания, объясняющиеся в значительной степени особенностями образа жизни человека.

Одним из эффективных путей выхода из сложившейся ситуации является возвращение здоровья больным, больным вне стадии обострения, лицам, находящимся в состоянии предболезни, за счет системы методов восстановительной медицины. Однако качество и уровень здоровья населения, периодические эпидемии указывают, что новые механизмы пока не срабатывают. По всей видимости, новые личностные и культурные приоритеты пока не получили в медицине действенных механизмов реализации.

Нельзя оставить в стороне и тот факт, что за последние тридцать-пятьдесят лет изменился менталитет врача и его профессиональная позиция. Узкая направленность профессиональной подготовки привела к тому, что каждый специалист видит лишь часть общей картины нездоровья. А увеличение количества пациентов и дефицит времени на ежедневном приеме— к директивному «рецептурному» подходу в лечении вместо соучастия врача и пациента в процессе выздоровления. При всем том авторитет врача остается в обществе достаточно высоким, а его влияние на судьбу пациента трудно переоценить.

Разрешить данную проблему призваны реформы в сфере медицинского обслуживания, которые принципиально изменяют механизмы здравоохранения и предполагают передачу прав самому человеку выбирать лечебное учреждение, участвовать в выборе средств и методов лечения, сохранения и поддержания здоровья. Так, в 2002 году Минздрав России утвердил к реализации Концепцию охраны здоровья здоровых в Российской Федерации. Данная Концепция стала методологической основой для внедрения в практику здравоохранения новых подходов к организации превентивной медицинской помощи населению. Принципиально новыми являются положения о личной ответственности человека за свое здоровье и здоровье своих близкихсоздание у человека мотивации к использованию оздоровительных технологий в течение всей жизнии, наконец, духовная составляющая— направленность на формирование культуры здоровья, создание условий для внутренней гармонии физического, психического, духовного состояния человека, а также гармонии с экологической и социальной средой. Для претворения в жизнь идей, провозглашенных в Концепции, годом позже начата реализация соответствующей отраслевой программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003;2010 гг.».

Соответствующим образом изменился и Федеральный Государственный Стандарт высшего профессионального образования по специальности 60 101 «Лечебное дело» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 472). Психолого-педагогическая деятельность выделена в нем как самостоятельный вид профессиональной деятельности специалиста (раздел 4.3), и к концу обучения в вузе будущий врач должен быть «.способен и готов к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности» (общекультурная компетенция ОК 5), а также «.способен и готов к обучению взрослого населения, подростков и их родственников правилам медицинского поведенияк проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни (профессиональная компетенция ПК 26). Иными словами, ФГОС высшего медицинского образования требует, чтобы выпускник медицинского вуза овладел компетенциями в сфере обучения и воспитания пациента, однако методик воспитания пациента, направленных на развитие самосохранительной деятельности, пока не предложено.

Перечисленные тенденции отражают имеющиеся противоречия.

Противоречия на социально-педагогическом уровне:

• между низкой профилактической активностью населения, его ответственностью за здоровье и современными содержанием, формами и механизмами медицинской помощи;

• между признанием и декларациями ценности здоровья взрослыми и детьми и беспощадной эксплуатацией его как средства достижения других жизненных целей (от хороших отметок в школе до заработков и карьеры);

• между возможностями врача повлиять на общую картину здоровья и качества жизнедеятельности пациента и «рецептурными» содержанием и методами медицинской помощи в повседневной профессиональной деятельности;

• между стремлением медицинских работников преодолеть недостатки в практической работе с человеком и недостаточным развитием в медицине педагогического направления.

Вышеперечисленное позволяет выделить одну из актуальных проблем педагогики: теоретическое обоснование процесса воспитания индивидуальных характеристик личности и поведения, определяющих деятельность субъекта (в том числе больного в сфере здоровья).

Противоречия на научно-педагогическом уровне:

• между возможностью и необходимостью реализации педагогического направления в профессиональной врачебной деятельности и отсутствием его научно-теоретического обоснования— содержания и направленности педагогической деятельности современного врача, отсутствием в понятийном аппарате высшего профессионального образования врачей соответствующих терминов и определений;

• между возросшими требованиями к качеству охраны здоровья и медицинской помощи пациенту и отсутствием педагогического обеспечения здоровьесбережения в медицине.

Таким образом, актуальность проблемы на научно-педагогическом уровне определена педагогической потребностью в дополнении педагогики профессионального образования предметной областью, не совпадающей из-за своей специфики с существующими разработками как в системе профессионального медицинского, так и в системе профессионально-педагогического образования. Развитие теоретических оснований педагогической деятельности врача в условиях лечебного учреждения позволяет дать теоретико-методологическое обоснование воспитания пациентов как нового аспекта профессионального образования врачей и тем самым эффективнее использовать интеграционный потенциал профессионального образования.

Противоречия на научно-методическом уровне:

• между новым педагогическим компонентом в содержании обучения врачей и недостаточным методическим обеспечением формирования профессиональных компетенций в процессе профессионального образования;

• между высоким воспитательным потенциалом, компетентностью врача в сфере здоровья и отсутствием у него методических средств для воспитания у пациентов индивидуальных детерминант самосохранительной деятельности.

В связи с этим необходима разработка методики воспитания пациентов, с учетом специфики взаимодействия их с медицинскими работниками.

Наиболее острыми, на наш взгляд, представляются противоречия:

• между внедрением в практику здравоохранения новых подходов к организации превентивной медицинской помощи населению и недостаточным развитием в медицине научного направления, ориентированного на формирование у пациентов личностных качеств, способствующих сохранению их здоровья (педагогического направления);

• между возможностью и необходимостью' реализации педагогического направления в профессиональной врачебной деятельности и отсутствием его научно-теоретического обоснования—содержания и направленности педагогической деятельности современного врача, отсутствием в понятийном аппарате высшего профессионального образования врачей соответствующих терминов и определений;

• между новым педагогическим компонентом в содержании обучения врачей и недостаточным методическим обеспечением формирования профессиональных компетенций в процессе профессионального образования;

• между высоким воспитательным потенциалом, компетентностью врача в сфере здоровья и отсутствием у него методических средств для воспитания у пациентов индивидуальных детерминант самосохранительной деятельности.

Вышеперечисленные противоречия делают очевидными необходимость и актуальность исследования педагогических оснований профессиональной деятельности современного врача— содержания и направленности его педагогической деятельности, возможности использования методик для воспитания у пациентов личностных качеств и навыков деятельности, способствующей улучшению здоровья.

Развитие теории и методики профессионального образования врачей в направлении воспитания пациентов представляется чрезвычайно перспективным. С одной стороны, овладение педагогическими компетенциями дает возможность врачам методически организовать деятельность самих пациентов в отношении восстановления и сохранения здоровья, расширять поле этой деятельности и качественно развивать ее содержание. С другой— развитие педагогических оснований профессиональной деятельности современного врача позволит сформировать в процессе обучения новую педагогическую позицию медицинского работника и тем самым трансформировать стереотипную «усеченную» модель профессиональной деятельности сообразно требованиям времени.

Актуальность нашего диссертационного исследования и анализ педагогической теории и практики позволяет выделить в разработке данной проблемы три позиции, которые взаимно дополняют друг друга. Первая связана с рассмотрением педагогического содержания профессиональной деятельности врача. Вторая позиция позволяет представить воспитание пациента—задачу профессиональной деятельности, поставленную ФГОС ВПО, как процесс формирования у него готовности к самосохранительной деятельности— системной характеристики, включающей установку на самосохранение, системные диспозиции к сохранению здоровья, а также некоторые навыки и умения. Третья позиция представляет методическое обеспечение для решения данной задачи в профессиональной деятельности врача, которым будущие врачи овладевают в процессе производственной практики и интернатуры.

Проблема состоит в следующем: каковы педагогические основания (технология, принципы, методы и методика воспитания) медицинской помощи пациентам в профессиональной деятельности современного врача.

Предпосылки разработки проблемы исследования. Проблема воспитания здорового человека является актуальной на протяжении всего развития общества и государства (Б.Г.Ананьев, П. П. Блонский, И. И. Брехман, М. Монтессори, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.). Педагогические воззрения нашли отражение в исследованиях возрастного развития человека у врачей В. М. Бехтерева, С. П. Боткина, П. Ф. Каптерева, В. П. Кащенко, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта, И. А. Сикорского и др.

Однако методики воспитания у человека индивидуальных качеств, способствующих самосохранительной деятельности, до сих пор не разработаны.

Актуальность проблемы, наличие указанных противоречий и педагогическая ориентированность исследования определили тему исследования: «Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача «.

Цель исследования — выявить педагогические основания в процессе профессиональной деятельности врача и разработать методику воспитания пациента.

Педагогические методы и приемы и ранее использовались в процессе специального обучения больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой и некоторыми другими заболеваниями. Однако обучение пациента проводилось, как правило, клиническим психологом в контексте психотерапевтической работы с ним. На наш взгляд, более эффективным является формирование личностных основ самосохранительной деятельности у более широкого круга пациентов, имеющих хронические заболевания, методами воспитания.

Объект исследования — процесс воспитания и интеграции педагогической и медицинской деятельности.

Предмет исследования — методика воспитания пациента в процессе профессиональной деятельности врача.

Предлагаемая методика рассматривается как составляющая основной образовательной программы врачей по специальности «Лечебное дело» для формирования у студентов и интернов компетенций в области решения психолого-педагогических задач. Гипотеза исследования.

В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем следующие предположения: 1. Профессиональная деятельность практикующего врача имеет неотъемлемую педагогическую составляющую, которая естественным образом складывалась в процессе социально-культурной эволюции общества— воспитание у пациентов индивидуальных качеств, способствующих восстановлению и сохранению здоровья;

2. Методология воспитания пациентов может быть основана на личностно-деятельностном подходе, ориентированном на целенаправленное развитие характеристик личности и поведения пациента (убеждений, ответственности, установок, умений и навыков), определяющих его деятельность в сфере здоровья и болезни;

3. Разработка методических оснований воспитательной работы врача позволяет развивать у пациентов индивидуальные основы сохранения здоровья и тем самым усовершенствует медицинскую помощь.

Задачи исследования определены в соответствии с целью и выдвинутой гипотезой:

1. Провести анализ происхождения интеграции педагогики и медицины в профессиональной деятельности медицинского работника и выявить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

2. Проанализировать структуру и обосновать сущность понятийно-терминологического обеспечения процесса воспитания индивидуальных основ самосохранения и самосохранительной деятельности у пациента медицинского учреждения, разработать содержание воспитания готовности к самосохранительной деятельности как педагогической составляющей деятельности врача в условиях лечебного учреждения.

3. Дать методологическое описание средств и методов реализации деятельностного подхода к организации воспитания пациентов в процессе оказания им медицинской помощи.

4. Разработать методическое обеспечение процесса воспитания пациентов, имеющих хронические заболевания (на примере болезней системы дыхания), направленное на развитие у них индивидуальных основ самосохранительной деятельности.

5. Эмпирическим путем проверить результативность методики воспитания пациентов в процессе производственной практики студентов и постдипломной подготовки врачей-интернов.

Методологические и теоретические основы исследования.

Разрабатываемая в исследовании проблема носит межотраслевой и междисциплинарный характер, что требует интеграции научных положений философии, педагогики, психологии, медицины и других областей знания. Методологической основой исследования стали ключевые положения фундаментальных работ в области теории педагогики и педагогики профессиональной деятельности, представленные в трудах отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, И. А. Зимней, В.А. СластенинаЕ.А. Левановойтеории деятельности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев) — теория установки, разработанная зарубежными учеными Г. Оллпортом, М. Эдбергом и др., диспозиционная концепция личности В. А. Ядова, результаты исследований в области интеграции медицины и педагогики в комплексном воспитании человека (В.Ф. Базарный, М. М. Безруких, П. П. Блонский, Ф. А. Дистервег, А. Б. Залкинд, Г. К. Зайцев, В. П. Кащенко, П. Ф. Каптерев, В. Р. Кучма,, П. Ф. Лесгафт, Дж. Локк, М. Монтессори, Н. И. Пирогов, И. А. Сикорский, Л. Г. Татарникова, К. Д. Ушинский и др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных задач в соответствии с целью, и логикой исследования был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы: генетический междисциплинарный анализ и синтез информации по проблеме исследования, представленной в отечественных и зарубежных научных источниках по философии, педагогике, социологии, методологии, дидактике, психологии, медицине. А также проектирование и анализ результатов опытно-поисковой работы.

Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование и анкетирование для диагностики характеристик личности и деятельностибеседа, дискуссия, математико-статистический и качественный методы обработки результатов.

База исследованиях муниципальное учреждение здравоохранения городская больница № 3 города Калининграда РФ.

Исследование выполнялось в течение 3-х лет в рамках проекта № 2.2.3.3 / 754 «Охрана здоровья как институциональная функция образования» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы».

Первый этап (2007;2008) — теоретико-поисковый — включал в себя изучение проблем интеграции педагогики и медицины в профессиональной деятельности врача. На этом этапе было начато исследование сущности, структуры и видов педагогической деятельности медицинского работника и начата подготовка воспитательных мероприятий с пациентами.

На втором этапе (2008;2009) — опытно-аналитическом и проектировочном— проведен психолого-педагогический анализ содержания и механизмов воспитания индивидуальных основ самосохранения у пациентов. Была выявлена необходимость методического и дидактического обеспечения процесса воспитания' в условиях лечебного' учреждения и разработана программа развития индивидуальных основ самосохранительной деятельности у пациентов, организован обучающий семинар — для врачей. Был проведен констатирующий эксперимент и начат формирующий эксперимент.

На, третьем этапе (2009;2010) — теоретико-аналитическом— был завершен формирующий эксперимент и эмпирическим путем проведена оценка результатов воспитания. Подводились итоги исследованияоформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. На основе генетического анализа разработана структура деятельности врача и* функции отдельных ее компонентов. В качестве основных выделены утилитарный, религиозно-мистический, морально-этический, превентивный и дидактический компоненты. Показано историко-эволюционное происхождение педагогической функции врача.

2. Впервые определено понятие самосохранительной деятельности индивида, показаны индивидуальные основы ее формировании и развития с позиций теории деятельности.

3. Обоснована идея целенаправленного воспитания индивидуальных основ самосохранения здоровья у пациентов в процессе оказания им медицинской помощи современным врачом;

4. Впервые разработаны понятийный аппарат, структура и содержание воспитательного процесса в условиях лечебного учреждения. Сущность воспитания индивидуальных основ самосохранения здоровья трактуется как процесс педагогического взаимодействия, направленный на организацию и стимулирование активной самосохранительной деятельности человека по овладению им системными диспозициями, стратегиями и навыками поведения, способствующими здоровью.

5. Впервые разработана и апробирована методика воспитания индивидуальных основ самосохранительной деятельности у пациентов, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания. Разработан диагностический* инструментарий для оценки результатов применения программы.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем. На основе генетического анализа дополнена теория деятельности, определена возможность выделения в нем нового, медико-педагогического, направления самосохранительной деятельности в отношении здоровья.

Обоснована сущность и структура педагогической деятельности врача, что расширяет предметную область теории и практики профессионального образования.

На основе анализа интеграционных процессов педагогики и медицины теоретическиобоснованы научно-педагогические основы воспитания индивидуальных характеристик личности и поведения^ определяющих здоровье взрослого человека, отражающие принципы, содержание и механизмы развития: самосохранительной деятельности:

Дополнен понятийный! аппарат профессионального образования врачей: введены понятия и обоснована их сущность: «самосохранение», «самосохранительная деятельность», «индивидуальные основы самосохранения у пациента», «педагогические основы профессиональной деятельности врача», а также разработана классификация профессиональных функцииврача: с позиций деятельностного подхода.

Разработаны теоретико-методологические основы проектирования программ формирования и развития самосохранительной деятельности с целью улучшения и укрепления здоровья у пациентов.

Практическая значимость исследования:

Научно-исследовательская работа выполнена в соответствии с планами РГУ им. И. Канта и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Минобразования РФ. Обоснованои разработано методическое обеспечение воспитания пациентов-, способствующее развитию у них характеристикличности и деятельности, определяющих здоровье.

Результаты исследования могут быть использованы для реализации ФГОС ВПО по медицинским специальностям в части обеспечения формирования у будущих врачей профессиональных и общекультурной компетенций, разработке теории и технологии подготовки медицинских работников на основе учебных планов и образовательных программ, в том числе повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей медицинских факультетов вузов, колледжей, а также программы «Преподаватель высшей школы».

Методика, предназначенная для формирования индивидуальных основ самосохранительной деятельности, показала свою эффективность и может быть использована педагогами для подготовки будущих специалистов квалификации «врач».

Методическое обеспечение может быть использовано для формирования и развития самосохранительной деятельности у других категорий населения.

Достоверность основных положений, выводов и полученных результатов исследования обеспечивается исходной методологической основой, применением методологии педагогических исследований и использованием методов, адекватных целям и задачам исследованиясочетанием количественных и качественных методов анализа, а также опытом автора по организации здравоохранения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения по проблеме исследования были опубликованы в журнале «Вестник РГУ им. И. Канта, включенном в реестр ВАКа для публикации результатов научных исследований, сборниках научных трудов, докладывались и были обсуждены на 2 научно-практических конференциях, в том числе 1 международной:

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача обеспечиваются необходимостью интеграции процесса лечения и воспитания пациента, формирования у него готовности к деятельности по сохранению и улучшению здоровья, ориентации на здоровый образ жизни и личностной ответственности за преодоление физического недуга, которые определяют субъектную позицию пациента. Воспитание пациента — важная составляющая профессиональной деятельности врача, существенно влияющая на её результаты.

2. Формирование основ самосохранения у пациентов предполагает интеграцию медицины и педагогики, предусматривает существенное изменение профессиональной деятельности врача, овладение знаниями о закономерностях возникновения поведенческих реакций, личностных свойств и черт характера, влияющих на здоровье. Воспитание основ самосохранения здоровья у пациента— это целостный системный процесс педагогического сопровождения пациента, включающий формирование психологической установки на сохранность здоровья, развитие у него убеждений в необходимости совершенствования самосохранительной деятельности, овладения знаниями, умениями и навыками, помогающими преодолеть последствия заболевания и предупреждать появления рецидивов.

3. Методика воспитания пациентов обеспечивается совокупностью целей, задач, средств и методов формирования основ самосохранительной деятельности в сознании пациентов, на основе целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса, единства действий и требований всех субъектов воспитания, индивидуального похода, гуманизма и уважения к личности пациента, соотнесения воспитания с социокультурной средой, возрастными и индивидуальными особенностями пациента. Эффективность методики определяется педагогическим руководством и компетентностью врача и самостоятельной деятельностью и активностью пациента в отношении здоровья в условиях малой группы в лечебном учреждении.

4. Критериями эффективного использования методики воспитания пациента будущими врачами являются: интериоризация установок к самосохранительной деятельности, формирование устойчивых убеждений в ценности здоровья, ответственности за здоровое поведение, навыков сохранения и поддержания здоровья и готовности к активной деятельности по сохранению и улучшению здоровья в целом.

5. Эффективность педагогической деятельности врача в лечебном заведении будет обеспечена, если: а) будет направлена на формирование и развития у пациента в процессе воспитания предрасположенности и готовности действовать в интересах здоровья, а также овладение им навыками деятельности, способствующими достижению здоровья и (или) улучшению качества жизниб) будет основана на базовых принципах современного воспитания, установленных педагогической наукойв) если воспитание пациента будет включено в повседневную профессиональную деятельность врача.

Структура и объем диссертации

: введение, три главы, заключение, список литературы, включающий 284 источника, 2 приложения.

Выводы формирующего эксперимента.

Из таблицы 1 видно, что показатель общей готовности к самосохранительной деятельности у пациентов, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания и участвующих в программе воспитания, достиг почти 70% от максимально возможного результата в рамках предложенной методики. В то же время показатели контрольной группы практически не изменились.

Выявленная динамика иерархии целей и средств их достижения у респондентов экспериментальной группы весьма благоприятна для целенаправленной самосохранительной деятельности, поскольку создает у пациента гармоничную непротиворечивую диспозицию, которая направляет его активность в самых разных сферах жизнедеятельности, в том числе сфере самосохранительной деятельности в отношении здоровья.

В целом данные повторной диагностики подтверждают существенное повышение уровня готовности пациентов, страдающих заболеваниями дыхательных путей, к самосохранительной деятельности, которая улучшает их качество жизни.

Отдельного внимания заслуживает улучшение общего эмоционального состояния пациентов: они перестали испытывать страх перед обострениями болезни, активно поддерживают воспитательные мероприятия и сами занимаются профилактикой общего плана.

Полученные данные подтверждают эффективность предлагаемой программы воспитания пациента в условиях лечебного учреждения.

3.4 Оценка эффективности методики воспитания пациента в условиях городского лечебного учреждения.

Оценка эффективности методики воспитания производится по результатам достижения воспитательных целей, поставленных перед разработчиками методики, студентами и врачами, которые ее реализовали, и пациентами, которые являлись субъектами воспитания.

Воспитательные цели методики, которая апробировалась в течение двух лет, в определенной мере достигнуты, поскольку у большинства пациентов-участников программы, страдающих хроническими заболеваниями дыхательных путей, существенно улучшилась готовность к самосохранительной деятельности. Эта готовность нашла свое отражение не только в предрасположенности пациентов к самостоятельному выбору благоприятных для здоровья вариантов жизнедеятельности, но и воплотилась в навыках и привычках, снижающих риск рецидивов заболевания и повышающих контроль над ним. Более того, самоконтроль повысил в их глазах свою ценность как средство сохранения здоровья. В сознании пациентов сформировалось убеждение в значимости самосохранительной деятельности, обозначилось желание расширять свой кругозор, развиваться и совершенствоваться физически и духовно.

Объективным результатом можно считать снижение количества дней потери трудоспособности у пациентов экспериментальной группы: если в 2006; 2007 годах один пациент в среднем находился на лечении (амбулаторном или стационарном) 32 дня, то в результате реализации методики это число сократилось до 24 дней.

Реализация методики показала, что, несмотря на трудности в работе современного врача, его воспитательный потенциал достаточно велик. Переоценка ценностей и повышение ответственности за обеспечение своего здоровья, то есть самосохранительную деятельность и ее результаты и другие изменения в сознании пациентов, несомненно, являются плодами воспитания, поскольку в контрольной группе подобных изменений не отмечено.

Развитый потенциал самосохранительной деятельности не отменяет для большинства пациентов медикаментозного лечения, однако вносит в него существенные коррективы: количество эпизодов обострения постепенно снижается, пациент имеет план управления своим состоянием, что улучшает его качество жизни. Готовность к самосохранительной деятельности повысилась у большинства пациентов, однако за пределами лечебного учреждения от пациента и в дальнейшем требуется дисциплина и самодисциплина, последовательное выполнение требований врача (ведение дневника и т. д.). Активная работа в группах усиливает эффект, поскольку пациенты поддерживают друг друга и формируют свой круг общения, а врачу в дальнейшем остается периодический контроль над ним.

Реализация методики показала, что у всех субъектов воспитательного процесса, которые в ней участвовали, изменился угол зрения на здоровье и болезнь. Болезнь перестала быть трагедией, ушло ощущение беспомощности и полной зависимости от медицины, и в то же время улучшилось взаимодействие с врачами.

Опыт реализации методики воспитания пациентов показал, что студенты медицинской специальности, интерны и врачи, участвовавшие в программе воспитания, в целом владеют здоровьесберегающими технологиями и обладают коммуникативными компетенциями и общей культурой общения, позволяющими организовать работу в группах, проводить воспитательную работу с различными категориями пациентов. Они великолепно знают физиологию и в основном компетентны учитывать в воспитательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности пациентов.

Однако в том, что касается педагогической подготовки, существуют не решенные вопросы. Хотя студенты и интерны старались точно применять методику воспитания, они, как правило, копировали педагогические приемы, виденные ими в вузе или школе, поскольку не достаточно владели современными технологиями воспитания и обучения. Не достает компетенции в воспитательной работе с пациентами с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Пока не каждый специалист способен «видеть» многообразие пациентов и реагировать на их индивидуальные потребности. Тем не менее, руководствуясь разработанной нами программой, студенты и интерны в основном сумели организовать воспитание в деятельностной парадигме.

Таким образом, можно констатировать, что воспитательные цели достигнуты, задачи решены, апробация данной методики воспитания пациента показала эффективность применения ее в лечебном учреждении.

В то же время необходимо отметить, что, реформы, проходящие в системе здравоохранения, сегодня практически не предусматривают затрат рабочего времени на воспитательную работу. Поэтому от руководства лечебного учреждения требуется поддержка проведения мероприятий и методик, не предусмотренных традиционной должностной инструкцией врача (выделение помещения, оборудования и дополнительного рабочего времени для групповых форм воспитательной работы). По всей видимости, настало время пересмотреть виды профессиональной деятельности медицинского работника в русле современной интеграции педагогики и медицины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ускорение темпов социально-экономического развития общества и рынок труда предъявляют высокие требования к активной деятельности и состоянию здоровья современного человека. Общие принципы организации медицинской помощи населению в настоящее время не дают желаемого эффекта, несмотря на современное качество и условия жизни людей. Усугубляет ситуацию кризис институтов семьи, образования и экономики, который привел к изменению соотношения социально-экономических условий, структуры заболеваемости и других факторов, обусловливающих состояние здоровья населения в РФ.

Сложившиеся противоречия между требованиями социально-экономического и социокультурного развития общества и характеристиками системной деятельности по улучшению и сохранению здоровья россиян требуют новых видов и форм профессиональной деятельности по укреплению здоровья народонаселения.

Представляется, что таковым становится содействие людям в усилении контроля над своим здоровьем и его детерминантами путем совершенствования индивидуальных механизмов самосохранения, сокращения рисков для здоровья и развитию основ самосохранительной деятельности. Подобная деятельность выходит за пределы стереотипных представлений о медицинской деятельности в сферу воспитания и обучения пациентов и строится на основе интеграции педагогических и медицинских знаний и методов.

Интеграция медицины и педагогики в общепринятом сегодня ее понимании нашла свое отражение в идеях и концепциях комплексного воспитания и обучения человека, сформулированных в процессе развития науки еще в ХУН-ХУШ вв. На современном этапе педагогика и медицина могут интегрироваться на социально-культурном, конституционально-превентивном и дидактическом уровне взаимодействия, предполагающих разные виды педагогической деятельности врача, в том числе воспитание и обучение пациентов с определенными диагнозами поведению, предотвращающему рецидивы заболевания. Каждый вид педагогической деятельности врача ставит перед ним разные цели: широкую социально-культурную цель популяризации здорового образа жизни, превентивную цель формирования установок и навыков самосохранительной деятельности у людей, имеющих предрасположенность к определенным заболеваниям или пациентов с хроническими заболеваниями. Среди них выделяется научно-практическая цель выявить наиболее эффективные педагогические модели, приемы и методы взаимодействия с пациентами, позволяющие повысить качество медицинской помощи населению.

Коллектив медицинских работников медицинского учреждения имеет особый воспитательный потенциал, истоки которого уходят корнями в происхождение медицинской профессии. Данный потенциал заключается в традиционно сильном влиянии врачей на значимые убеждения, установки и поведение пациентов, высокой степени доверия врачам и компетентности медицинских работников относительно здоровья пациентов.

В связи с вышесказанным лечение пациента следует интегрировать с методами воспитания у него базиса самосохранительной деятельности в самых разных сферах его жизни. Это позволит формировать, развивать и усовершенствовать индивидуальные основы самосохранительной деятельности у пациентов лечебного учреждения и тем самым улучшить их качество здоровья.

Методология воспитательной работы врача будет эффективной, если она основана на деятельностном подходе, ориентированном на целенаправленное развитие характеристик личности и поведения пациента, определяющих его деятельность в сфере здоровья и болезни.

Предложенная и апробированная нами методика воспитания нацелена на создание в процессе профессиональной медицинской помощи в лечебном учреждении условий для формирования у пациентов таких изменений в личности и поведении, которые повышают значимость самосохранительных ценностей и убеждений в необходимости самосовершенствования самосохранительной деятельности, повышают ответственность за ее реализацию и результаты, улучшают готовность к самостоятельному выбору благоприятных для здоровья вариантов жизнедеятельности.

Предложенная методика воспитания базируется на классических принципах: связи воспитания с социокультурной средойпедагогического руководства и самостоятельной деятельности и активности пациента.

Содержанием методики является поэтапное формирование и развитие индивидуальных основ самосохранительной деятельности— характеристик личности, которые определяют характер и направленность данной деятельности (в частности оптимальной иерархии ценностей, системы установок и диспозиций, индивидуальной ответственности за ЗОЖ, а также понятий и правил организации здорового образа жизни). Они служат факторами самосохранительной деятельности и являются предметом воспитания.

Логика программы выстроена по степени сложности от формирования элементарных основ к системной готовности личности пациента к самосохранительной деятельности (4 этапа).

Эмпирическая проверка методики воспитания на примере больных хроническими заболеваниями органов дыхания доказала ее эффективность. В течение 2-х лет у 50 пациентов, включенных в экспериментальную программу воспитания по разработанной нами методике, существенно повысилась готовность к самосохранительной деятельности.

Среди объективных трудностей на пути внедрения методики в практику, и тем самым интеграции педагогики и медицины, можно выделить следующие: отсутствие теории здоровья, которая бы выявила механизмы его достижения и принципы здорового образа жизни человека, акцент профессиональной подготовки врачей на лечении болезней, недостаток времени у врача в период контакт с больным, и отсутствие у врача педагогической подготовки, которая позволила бы ему вести воспитательную работу с использованием педагогических технологий и методов.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза, выдвинутая на начальном этапе исследования, нашла полное подтверждение в ходе теоретического анализа и эмпирического исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Е., Ушакова В. Л., Бугакова Т. И. Подходы к оценке здоровья населения в связи с состоянием окружающей среды и к созданию программ оздоровления городов // Здравоохранение РФ. — 1994. — № 5. — С. 19 -23.
  2. Н.А., Алексеев C.B., Ананьев В. А., Андреев Ю. А. Валеология человека: здоровье любовь — красота: В 2 кн., 5 т. — 2-е изд., доп. и откорректир. СПб.: Петрос, 1998.
  3. Т.Ф. Педагогика здоровья: начало пути. Павлодар, 1995.
  4. C.B. Проблемы профилактики и сохранения здоровья с позиции экологии человека // Центральная научно-исследовательская лаборатория за 30 лет работы: Тезисы докладов научно-практической конференции. СПб.: Здоровый мир, 1994. С. б 7.
  5. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 326 с.
  6. В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
  7. И.Л. Монастырская медицина Древней Руси // Советское здравоохранение. 1991.-№ 11.-С. 58−61.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала XX вв. М.: Педагогика, 1990.
  9. А.И. Основные положения программы исследования. Отношение человека к здоровью и продолжительности жизни / отв. ред. И. В. Журавлева. М., 1989.
  10. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980.- Т. 1. — № 2. — С. 52 — 60.
  11. Г. JI. Валеология: стратегия здравоохранения будущего // IV национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии- II национальный конгресс по натуротерапии и рекреации: Материалы конгрессов. СПб.: Здоровый мир, 1997. С. 8 — 10.
  12. П. Утрата институционального доверия в российском здравоохранении // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. -№ 2.-С. 13−26.
  13. Атлас здоровья в Европе. М.: Вест Мир, 2004. 120 с.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
  15. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. — Т. 5. — № 3. — С. 32−46.
  16. Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: ЗАО Экономика, 2003. 428 с.
  17. В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практик физической культуры. — 1999. № 4. — С. 21 — 26.
  18. В.К., Муравов И. В., Сафонова Ж. Б. и др. Физическая активность пожилого человека/ под ред. В. К. Бальсевич. М.: Знание, 1986, 96 с.
  19. A.A. Окружающая среда и здоровье // Педиатрия. 1994. — № 5. — С. 5 — 6.
  20. Н.М., Савкин В. М., Хюннинен Т. Е. Об организации республиканского научно-практического центра валеологии // V
  21. Международной научно-практической конференции. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тезисы докладов. Ижевск: Удмурдский университет, 1996. С. 322 — 323 .
  22. В.Г., Хахалев Э. Н. Валеологическая направленность обучения в медицинском колледже // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии: Тезисы докладов. СПб.: Здоровый мир, 1996. С. 26 — 27.
  23. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное.пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  24. М. Шумеры. Забытый мир. М.: Вече, 2000. 429 с.26i Бердников И. Г. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М, 1998- 33 с.
  25. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 350 с.
  26. С. Месопотамия. Университет Виндзора. М.: Вече, 2007. 416 с.
  27. В.М. Проблемы развития и воспитания человека / под ред. A.B. Брушлинского, В. А. Кольцовой. М.- Воронеж, 1997.
  28. Г. Л., Назарова Л. В. Основы валеологии: Учебник. СПб.: Водолей, 1998. 558 с.
  29. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.
  30. H.H. Становление государственного российского здравоохранения в начале XX века // Главный врач. 2002. — № 1. — С. 63 — 70.
  31. , H.A. Медицина у первоселов Русского Севера. Очерки из истории санитарного быта и народного врачевания XI XVIII вв. Л.: Медицина, 1966. 160 с.
  32. Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 304 с.
  33. Д., Тураев Б. История древнего Египта. М.: ACT- Полигон, 2008. 576 с.
  34. И.И. Валеология наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт. 1990. 208 с.
  35. Э.Н. Валеология: Учебник для вузов: 3-е изд. М.: Флинта- Наука, 2005.416 с.
  36. Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров науч. основ здоровья и развития в Кузбассе- Учебно-методическое пособие / Кемеровского обл. ин-т усовершенствования учителей и др. Кемерово: ОблИУУ, 1995. 202 с.
  37. С.А. К вопросу о диагностике самосохранительного поведения // III Всероссийский социологический конгресс: программа, тезисы докладов, публикации, организаторы. М.: ИС РАН, РОС, 2008.
  38. C.B. Формирование валеологической культурьг пофессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 18 с.
  39. О.С., Журавлева Е. В. Здоровый образ жизни стереотипные* представления и реальная ситуация // Школа здоровья. — 1999. — № 2. — С. 5 — 19.
  40. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М.: Академия, 2001. 352 с.
  41. И.З. Болгарский метод суггестопедии как метод психогигие-нопедии вклад в психогигиену умственного труда и педагогику // Проблема суггестологии. / Материалы I Международного симпозиума по проблемам суггестологии. София, 1973. — С. 92 — 95.
  42. Ю.Л., Мельников А. Х. Валеология: новое или забытое ¦ старое? // V Международная научно-практическая конференция. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Тезисы докладов. Ижевск: Удмурдский университет, 1996. С. 325 — 326.
  43. М. Реформы здравоохранения в Европе: как они повлияли на охрану здоровья репродуктивного здоровья? // Планирование семьи. 2000. -№ 1−2.
  44. М.Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики., 2007. 218 с.
  45. В.П. Здоровье здоровых: введение в санологию- Киев: Здоровья, 1991.-245 с.
  46. .А. Общественное здоровье и здравоохранение: «Учебное пособие для студентов мед. вузов. М.: Феникс, 2008. 204 с.
  47. В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов- студентов и учителей. М., 2000. 96 с.
  48. ИМ. К обоснованию некоторых общеметодологических и частных подходов при формировании валеологических концепций в педиатрии и психологии // Сборник научных трудов. СПб.: СпбГУ, 1991. С. 5 -27.
  49. В.Г., Колбанов В. В. Особенности становления педагогической валеологии в России // Здоровье и образование. Проблемы педагогической валеологии: Материалы, I Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Здоровый мир, 1995. С. 3 — 5.
  50. Л.С. Педагогическая психология. М.: ACT, 2008, 671 с.
  51. Л.С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б. Психология развития: Хрестоматия / под ред. Болотовой А. К., Молчановой О.II. М.: Омега-Л Черо, 2005. 524 с.
  52. С.М., Демченко А. Е., Казначеева Д. Ф. и др. О пассивном курении и частоте бронхолегочной патологии у детей // Педиатрия: 1994- -№ 1.
  53. Л.Ш. Системный подход к обучению языкам взрослых // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сборник наунн. тр. /отв. ред. С. И. Мельник. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1979. Вып. 5. — С. 63 -76.
  54. Гез Н.И. К вопросу об истории развития интенсивных методов за рубежом // Методы интенсивного обучения иностранным языкам: Сборник научн. тр. / отв. ред. С. И. Мельник. — М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1977. -Вып. З.-С. 31−45.
  55. Н.Ф. Кризис здоровья и здравоохранения как угроза национальной безопасности страны // Аналитический вестник / Федеральное собрание. Парламент РФ. Государственная дума. М., 2001. Вып. 12. — С- 2 -12.
  56. Геродот. История. В 9-ти кн. Книга 2. Евтерпа / пер. Г-А. Стратановского. М.: ООО ACT- Ладомир, 2001. 752 с.
  57. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философ1110-М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  58. И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособи®- Для вузов. М., 2003. 175 с.
  59. Гомер. Илиада / пер. с древнегреч. В. В. Вересаева. М Л-г.: Гос. И3Д-худож. лит., 1949. — Песнь IV — С. 87 — 88.
  60. М.С., Исакова Т. И. Задачи практической валеологии // ^ национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии. Тезисы докладов. СПб.: Здоровый мир, 1996. С. 48.
  61. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Красанд, 2010. 240 с.
  62. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / под Селивановой Н. Л. М., 1998.
  63. И.Н. Социальная психология здоровья. СПб.: СПбГУ, 1023 с.
  64. В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержа.^3−11*1 деятельности // Доклад на методологическом семинаре Mockobcic145' 176психологического общества 22 декабря 1997 года / Последние выступления- М.- Рига: ПЦ Эксперимент, 1998.
  65. Демидова О. В: Социально-психологические факторы и причинность в суггестивных явлениях: Дис.. канд- филос. наук. Чебоксары, 2004. С. 1415.
  66. Демографический ежегодник России / Статистический сборник 2008. Дата обращения 09.09.2009 г. http.7/www.statrus.info/catalog/edition.jsp?id=1882&uid=22
  67. Т.А. Тенденции смертности в России в 1990-х годах .// Социологические исследования. 2002. — № 10. — С. 109 — 113 .
  68. В.М. Здоровье как социальные проблема // Социально-гуманитарные знания. 1999: — № 6. — С. 170 — 185.
  69. Дмитриева^ Е. В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы. М-, 2002.
  70. Доклад: о развитии-человека 2009: Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие. М: Весь. Мир, 2009. 232 с.
  71. М.Ю. Депрессия как общемедицинская проблема // Психиатрия и психофармакология. 2006. — № 2. — Т. 11.
  72. С.А. Влияние образа жизни на здоровье // Проблемы социальной гигиены^ здравоохранение и истории медицины. -2007. № 2.
  73. И.В. Отношение к здоровью индивида и общества. — М.: Наука^ Ин-т социологии РАН, 2006. 237 с.
  74. И.В. Репродуктивное здоровье подростков и проблемы полового просвещения// Социологические исследования. 2004. — № 7.
  75. П.Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. М.: Медицина, 1981. 352 с.
  76. Г. К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998. -48 с.
  77. Г. К., Зайцев А. Г. Валеология. Культура здоровья: Книга для учителей и студентов педагогических специальностей. М.: Бахрах-М, 2003. 272 с.
  78. A.M. Статистическое исследование продолжительности жизни населения России. Диссертация. кандидата экономических наук: 08.00.12. М., 2008. 146 с.
  79. Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической детятельности: На материалах нач. обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1998. 20 с.
  80. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. // Новый журнал. 1962. — № 70. — С. 176.
  81. И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999.
  82. В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / под ред. A.B. Петровского. М., 1989. — С. 90 -102.
  83. А.Е. Продолжительность жизни, свободной от инвалидности в России и за рубежом: проблемы сравнительного анализа // Социологические исследования. -2000. № 12.
  84. А.Я. „Здоровье“ и „болезнь“ в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. — № 1. — Т. 45. — С. 49 -58.
  85. ГЛ., Степанищева Л. А., Печенкина Ю. О., Морущак О. В. Психосоматические „маски“ у больных ХОБЛ ранних стадий стабильного течения и возможности их коррекции // Уральский медицинский журнал. Пульмонология. 2008. — № 13 (53). — С. 35 — 39.
  86. Избранные книги / Гиппократ- пер. с греч. В.И. Руднева- ред., вступ. статья и примеч. В. П. Карпова. М.: Сварог, 1994. 111 с.
  87. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2006. 508 с.
  88. В.Н. К вопросу о предмете педагогической валеологии. Валеологические аспекты образования. М., 1996. С. 16 — 108.
  89. История педагогики: Учебное пособие для пед. учебных зав. / под ред. А. И. Пискунова. М.: Академия, 2003. 244 с.
  90. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  91. В.П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. Новосибирск, 1993.
  92. В.П., Казин Э. М., Кураев Г. А., Панина Т. С. Методологические и организационнные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. Кемерово, 1997. 109 с.
  93. В.П., Петленко В. П., Петленко C.B. Этюды интегральной-медицины и валеологии: Основы теории и практики медицины XXI в. СПб., 1997. 432 с.
  94. X. Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью. М.: Совершенство, 1998. 160 с.
  95. М.В. Концепция профессионального развития учителя в системе развивающего образования Д.Б. Эльконина — В. В. Давыдова // Психологическая. наука и образование. 2004. — № 3. — С. 54 — 82.
  96. П.Ф. История русской педагогии. СПб.: Алетейя, 2004. 560 с.
  97. Т.В., Толстов С. Н., Голицина И. И. и др К вопросу о месте валеологии среди медицинских и педагогических дисциплин // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии: Тезисы докладов. СПб., 1996. С. 86 — 87.
  98. Г. М., Билалова А. Ш. Страницы истории китайской медицины. Хуа То // Альтернативная медицина. 2005. — № 1. — С. 38 — 39.
  99. М. Г. Суггестия в методе активизации // Метод активизации возможностей личности и коллектива 25 лет спустя. М.: Научно-образовательный центр „Школа Китайгородской“, 2000.
  100. Д. Римская история / пер. H.H. Трухиной // Хрестоматия по истории древнего Рима / под ред. В. И. Кузищина. М., 1987. С. 176−189.
  101. Л.Г. Проблемы педагогической валеологии и ее взаимосвязь с содержанием общего образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Кемерово, 1998. 22 с.
  102. В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / авт. предисл. и науч. ред. Л. В. Голованов. -4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2006. 301 с.
  103. A.B., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л.: Медицина, 1980.
  104. Д.А. К вопросу о системе факторов поведения человека. // Сборник. Социологические исследования. Тбилиси, 1971. — С. 102 104.
  105. Г. А. Психолого-педагогические принципы» метода активизации резервных возможностей обучаемого // Активизация учебной деятельности: Сборник статей / под ред. Китайгородской Г. А. М.: МГУ, 1981. -Вып. 1.-С. 5 17.
  106. Г. А., Шемякина Г. М. Мотивация учения в условиях применения метода активизации резервных возможностей // Активизация учебной деятельности: Сборник статей / под ред. Китайгородской Г. А. М.: МГУ, 1982. Вып. 2. — С. 120 — 129.
  107. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 222 с.
  108. A.A. Отношение населения к врачебной заботе о здоровье // III Всероссийский социологический конгресс: программа, тезисы докладов, публикации, организаторы. М.: ИС РАН, РОС. 2008.
  109. Я.В. Папы и папство / пер. с польского Т. Трифоновой. М.: Политиздат, 1991. 236 с.
  110. C.F. История медицины: Медицина- Востока, медицина: в Древней Греции. Киев: Университетская типография, 1978. 184 с. 120- Колбанов В. В. Валеолошя: Основные понятия- термины1, определения. СПб.: Деан, 1998.231 с.
  111. В.В. Достижения, пробелы и перспективы развития валеологии // ИГ национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии: Тезисы докладов. СПб.: Здоровый мир, 1996. С. 74 — 75.
  112. A.B. Римские легионы вне полей сражений (Эпоха раннего принципата): Учебное пособие по спецкурсу. Пермский университет- научный редактор И. Л. Маяк. Пермь: Пермского университета, 1999.
  113. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // www. med-pravo.ru
  114. C.B., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. 49 с.
  115. Е.Г. Исследование локализации контроля личности, -новая версия методики «Уровень субъективного контроля». // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 2.
  116. Н.В., Уколова Е. М., Смирнова Н.Б: Педагогика в медицине: Учебное пособие для студентов высш. мед. уч. / под ред. Н. В. Кудрявой. М.: Академия, 2006.
  117. Кузин В. В, Никитюк Б. А. Очерки теории и- истории интегративной антропологии. М.: ФОН. 1995. 174 с.
  118. Е.В. Суггестивное воздействие учебных текстов на эмоциональное состояние личности: Дис.. канд. психол. наук: 19Ю0.01. Новосибирск, 2002. 197 с.
  119. B.C. Теория и методика воспитательной работы. Ростов НУД. 2002. 314с.
  120. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
  121. М.Б., Моин В. Б., Попова И. М. Сознание и трудовая деятельность (ценностные аспекты сознания, вербальное и фактическое поведение в сфере труда). Киев-Одесса: Виша школа, 1985.
  122. .В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2002. — № 4. — С. 19 — 26.
  123. .В. Энциклопедия традиционных форм воспитательной работы // Школьные технологии. 2001. — № 4. — С. 83 -93.
  124. Т.Н. Социология воспитания: Учебное пособие. М.: МГУ, 1989. 142 с.
  125. Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология: Учебное пособие по медицинской психологии. Л., 1976.
  126. A.A. Педагогическое общение. М.: Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1996. С. 40.
  127. А.Н. Проблемы развития психики. М: МГУ, 1972. 584 с.
  128. А.Н., Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972. 75 с.
  129. П.Ф. Избранные труды / сост. И. Н. Решетень. М.: Наука, 1987.
  130. М.Л. Систематизация внушений // Врачебное дело. 1979. -№ 10. — С. 55 — 58.
  131. Ю.П. История медицины. М.: Медицина, 2004. 270 с.
  132. М.А., Барабаш H.A., Ефремова Г. В. К вопросу о методологии составления валеологической программы // Образование. Личность. Здоровье / под ред. М. Н. Лазутовой, Э. М. Казина. Кемерово: Обл. ИУУ, 1996. С. 145 — 154.
  133. О.В. Педагогическая психология воспитания: Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. / под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Институт практической психологии. 1997. 256 с.
  134. Г. К. Основы суггестологии // Проблемы суггестологии. Материалы 1 Международного симпозиума по проблемам суггестологии. -София, 1973.-С. 55−70.
  135. Дж. Мысли о воспитании / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Академия, 1981. С. 163 -95.
  136. К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. 279 с.
  137. Л.И. Современный ценностный потенциал физическойiкультуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. — 1997. № 6, — С. 10 — 15.
  138. P.A. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2008. 624 с.
  139. , Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для вузов. М.: Педагогическое общество России, 2002. 476 с.
  140. К.В., Дорожкин Ю. П. О моделировании в педагогической валеологии // IV национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии- II национальный конгресс по натуротерапии и рекреации:
  141. Материалы конгрессов. СПб.: Здоровый мир, 1997. 98 с.
  142. С.М. Медицина в зеркале истории. СПб.: Европейский Дом, 2003. 272 с.
  143. H.A. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М Л., 1949.
  144. A.A. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972. 212 с.
  145. С.А. Основные проблемы валеологии в истории мировых цивилизаций // Проблемы медицины и биологии: Материалы XXVIII юбил. обл. научно-практической конференции, посвящ. 50-летию Курганской обл. г клинич. больницы. Курган, 1996. С. 26 — 28.1
  146. Методологические проблемы социальной психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975. 295 с.
  147. Методы системного педагогического исследования / под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  148. М. Помоги мне сделать это самому / сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. М.: Пресс, 2000.
  149. A.B. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984. 112 с.
  150. К. Психология ответственности. М.: Наука, 1983.
  151. Н.Б. Формирование суггестивных умений у будущих учителей в процессе изучения педагогических дисциплин. Дис.. канд. психол. наук. Коломна. 2003. 158 с.
  152. И.Б. Здоровье занятого население России. М.: ГУ-ВШЭ, МАКС Пресс, 2007. 526 с.
  153. Население России: Второй ежегодный демографический доклад, / отв.ред. А. Г. Вишневский. М.: Евразия, 1994.
  154. Научно-практический конгресс «Здоровье нации и проблемы демографии»: отчёт и итоговая резолюция. М. 2008 / http://www.znopr.ru.
  155. Н.П., Бузян В. В. Валеологические аспекты в< подготовке учителя // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии: Тезисы докладов. СПб.: Здоровый мир, 1996. С. 1−15.
  156. Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2002. 256 с.
  157. A.A., Сикорский И. А. Гармония развития и воспитания // Педагогика. 1994. — № 3.
  158. .В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-Персс, 1994'. 152 с.
  159. Новая Бангкокская хартия по укреплению здоровья, принятая для решения быстро меняющихся проблем глобального здравоохранения // Материалы 6-ой глобальной конференции по укреплению здоровья. Таиланд, 2005.
  160. H.H. Психология внушения и конформности. СПб.: Академия психологии предпринимательства и менеджмента- Школа практической психологии. 1997.
  161. A.JI. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука, 1990.
  162. Э.А. Социокультурное пространство обыденной жизни: Методическое пособие по курсу «Культурная антропология». М.: ГАСК, 2002. 104 с.
  163. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. A.B. Петровского. М.: МГУ, 1986.
  164. Г. И., Щербаха B.C., Бондарцова Э. Н., Лещенко С. Г. Способ организации здоровье-сохраняющей учебной деятельности // Валеология. -1999. -№ 1.~ С. 9- 13.
  165. Педагогика / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Проспект- ТК Велби, 1996. 432 с.
  166. Педагогическая валеология: Генез. Тенденция развития / сост. Л. Г. Татарникова. СПб.: Речь, 1996. 234 с.
  167. В. Недожитые годы: О сокращении продолжительности жизни в России // Новое время. — 2003. № 20.
  168. Перре-Клермон А. Социальное взаимодействие и когнитивное развитие / пер. с французкого А. Л. Шаталовой. М.: Педагогика, 1991. 248 с.
  169. .Д. С.П. Боткин жизнь и деятельность. М.: Медицина, 1982.
  170. Ю.С., Ларионов Ю. К. Здоровье и медицина сегодня и в будущем. Самара: Самарский дом печати, 1999. 223 с.
  171. Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.
  172. В.M. Социально-психологический потенциал личного влияния. Дис.. канд. психол. наук. СПб, 1998. 183 с.
  173. И.П. Педагогика. М.: Просвещение- ВЛАДОС-пресс, 1996.
  174. И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.
  175. Положение о министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации (в ред. постановлений Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 904, от 28 апреля 2006 г. № 254). Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321.
  176. С.Д. Технологии воспитания: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС-пресс, 2003. 144 с.
  177. В.А., Коржуев A.B. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие. М.: МГУ, 2004 .
  178. . Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль. 1972.
  179. Постановление Правительстава Калиниградской области от 12.04.2007. № 173. «О развитии здравоохранения Калининградской области на период 2007—2011№.
  180. А. С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967. 77 с.
  181. Психология. Словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  182. O.A., Андреева Г. Ф. Роль института образования в формировании культуры здоровья // III Всероссийский социологический конгресс: программа, тезисы докладов, публикации, организаторы. М.: ИС РАН, РОС. 2008.
  183. A.A., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебник нового века. СПб.: Питер, 2001. 432 с.
  184. Т.М. Медико-педагогический подход к организации здоровьесберегающей деятельности // Педагогика. 2006. —№ 5. — С. 29−37.
  185. Т.М. Медицина и педагогика на пути к интеграции / http://portalus.ru.
  186. A.B. Социология медицины (введение в научную дисциплину): Руководство. М.: Медицина, 2002. 976 с.
  187. Римашевская Н. М Формирование качества трудовых ресурсов страны // Народонаселение. 2003. — № 2. — С. 6 — 14.
  188. Н.М., Корхова И. В. Бедность и здоровье в России // Народонаселение. 2001 — № 4 — С. 11 — 26.
  189. М.И., Байбородова JI.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
  190. Н.И. Культурные достижения цивилизации Шумер // Аналитика культурологиhttp://analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&-func=viewpage&-pageid=28 8, 2007.
  191. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М: Госкомстат России, 1997. С. 222 226.
  192. С.М. К проблеме медицинского обеспечения римской армии в Мезии (Верхней и Нижней) в период принципата. Война и военное дело в античном мире. СПб., 2004.
  193. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения / под. ред. Ю. П. Лисицына. М.: Медицина, 1984. Т. 1.
  194. М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. 2-е изд. — М.: Академический проект, 2005. 192 с.
  195. , B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М.: Академия, 2004. 335 с.
  196. М.И. Педагогическое обеспечение подготовки учителей к здоровьесберегающей деятельности. Автореф.канд. диссерт. пед.н. Якутск. 1994.
  197. В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М: Академия, 2002. 576 с.
  198. В.А., Исаев И.Ф, Шиянов E.H. Общая педагогика: Учебное пособие. В 2 ч. М.: Академия, 2002.
  199. В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. — № 2.
  200. Смирнов В. И Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. 186 с.
  201. Т.С. История медицины: Учебник для студ. мед. вузов РФ / 2-е изд., переработ, и дополн. М.: ПАИМС, 1994. 384 с.
  202. Социология молодежи / отв. ред. В. Т. Лисовский. Спб.: СпбГУ, 1996.
  203. B.C. Социально-экономическая дифференциация и здоровье населения России // ЭКО. 2002. — № 2. — С. 114 — 124.
  204. Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. 2-ое из-ние. СПб.: Петроградский и Ко, 1997. 415 с.
  205. Теория и практика воспитательных систем / отв. ред. Л. И. Новикова.: Кн. 1,2. М., 1993.
  206. Е.А. Жизнь, смерть, бессмертие в универсуме китайской культуры http://anthropology.ru/ru/texts/torchin/life0.html.
  207. Е.А. Понятие «бессмертный» в даосской традиции // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 5. — С. 160 — 170.
  208. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси.: АН Гр. ССР, 1961. 203 с.
  209. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / под. ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. — С. 231.
  210. Л.П. Возможности социальной информации в профилактике табакокурения // Социологические исследования. 2001. — № 1.
  211. Л.В., Лебедев Ю. А. Педагогика здоровья: из опыта работы | Центра здоровье формирующих образовательных технологий // Миробразования образование в мире. — 2001. — № 1.
  212. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1997. 608 с. I
  213. Хрестоматия по истории древнего Востока / под. ред. И. М. Дьяконов / Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914. 326 с.
  214. И.В. Как создать программу воспитательной работы: Методическое пособие -М.: Просвещение, 2006. 205 с.1
  215. Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999. 272 с.
  216. А.Г. Болезни органов дыхания и табакокурение // Уральский медицинский журнал. Пульмонология. -2008. № 13 (53). — С. 5−10.
  217. И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971. 304 с.
  218. К.А. Философия и воспитание. М.: Мысль, 1989. 236 с.
  219. Л.Л. Практическая педагогическая этика: Книга для, учителей и родителей. М., 1997.1 232. Шехтер И. Ю. Роль смыслообразовательных процессов приречепорождении // Вопросы философии. 1977. — № 12. — С. 68 — 75. I
  220. Л.С. Трансформация самосохранительного поведения //
  221. Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 84 — 92. I
  222. П. Н. Исследования социальной установки в США // Вопросы философии. 1973. — № 2.
  223. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  224. .Д. Психология развития: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144 с.
  225. Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. 1993.- № 1.-С. 46−48.
  226. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-С. 180−271.
  227. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. М.: Наука, 1975. С. 89 105.
  228. Allport, G. W. Attitudes. In: С. Murchison (ed.), Handbook of Social Psychology. Worcester, Mass: Clark Univ. Press. Pp. 798−884, 1935.
  229. Andreasen A.R. Marketing social change: changing behavior to promote health, social development, and the environment. 1995 Jossey-Bass Nonprofit Sector Series.
  230. Asch, S. E. Social Psychology. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1952.
  231. Behavioral Dispositions. In: S. Koch (ed.), Psychology: a Study of a Science. Boston: Badger, 1918.
  232. Cartwright, D. Some Principles of Mass Persuasion. Num. Relat, 2, p. 253 267
  233. Growth (Postnatal Growth). F. Folkner, G. E. Janner (eds.). New York: Plenum Press. 1978. — P. 475−505.
  234. Chein, I. Behavior Theory and the Behavior of Attitudes. Psychol. Rev., 1948, ¹- 55, pp. 175−188.
  235. Cockerham, W., Rutten A., Abel T. Conceptualizing contemporary health lifestyles: moving beyond Weber // The Sociological Quarterly. 1997. Vol. 38. No 2.
  236. Ekblom, B. Physical training in normal boys in adolescence //Acta Paediatr.- 1970.-V. 217.-P. 60−71.
  237. Engestrom, Y., Learning by expanding. An activity-theoretical approach to developmental research, Hels., 1987.
  238. Essentials of health behavior: social and behavioral theory in public health / Mark Edberg,. Jones and Bartlett Publishers, Inc., 2007.
  239. Glanz K., Rimer B.K., Viswanath K. Health Behavior and Health Education: Theory, Research, and Practice, 2008.
  240. , F. LI. (Francis Llewellyn).The glosses in the magical papyrus of London and Leiden Leipzig, 1910 Offprint from: Zeitschrift fur agyptische Sprache und Altertumskunde, Bd. 46 (1909−1910).
  241. Doob, L. W. The Behavior of Attitudes. Psychol. Rev., 1947, ¹- 54, pp.
  242. Holzkamp, K., Grundlagen der psychologischen Motivationsforschung. Fr./M.-N. Y., 1983.
  243. Homans G.S. The sociological relevance of behaviorism // Behavioral sociology. Ed. R. Burgess, D. Bus-hell. N. Y., 1969.
  244. Katz, D., and E. Stotland. A Preliminary Statement of a Theory of Attitude Structure and Change. In: S. Koch (ed.), Psychology: Study of a Science. Vol. 3. New York: McGraw-Hill. Pp. 423−475, 1959.
  245. Kelman, H. C. Compliance, Identification, and Internalization: Three Processes of Opinion Change. J. Confl. Resol., 2, 1958.
  246. Mark, Ph.D. Edberg. Essentials of Behavorial Theory in Pablic Health (Essential Pablic Health), 2007. P. 69−70.
  247. Murray R.B. Health promotion strategies through the life span. New Jersey, 2009.
  248. Parsons T. Essays on sociological theory. N. Y., 1964.
  249. Personality and Sotiocultural System. In: G. Lindzey, E. Aronson (eds.) The Processes of Opinion Change. J. Confl. Resol., 2, 1958.
  250. Robertson, A., Minkler M. New health promotion movement: a critical examination // Health. Educ. Q. 1994. — 21(3). — P.295−312.
  251. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco, 1968, p. 148— 152.
  252. Rokeach M. The Open and Closed Mind: Investigation into the Nature of Belief Systems and Personality Systems. N. Y., 1960.
  253. Rosenberg M., Hovland C. Cognitive, Affective and Behavioral Components of Attitudes.— Attitude Organization and Change. Ed. by. M. Rosenberg et al. New Haven, Yale Univ. Press, 1960.
  254. Rotter J. Ssocial Learning and Clinical Psychology.- N.Y. 1954.
  255. Sivin, N. Chinese alchemy. Preliminary Studies. «Harvard Monographs in the History of Science», vol.1. Cambridge, Mass., 1968.
  256. Sivin, N. Chinese alchemy and manipulation of time. Isis, 1976, vol.17, N 239.
  257. Srikanta Sena: Ayurveda— Materia Medica- Uber die Eigenschaften von Pflanzen, Mineralien, Nahrungsmitteln und Rezepturen im Ayurveda, 1. Auflage 2007, Vasati Verlag.
  258. Structure and change. In: S. Koch (ed.), Psychology: Study of a Science. Vol. 3. the American Negro. New York: Harper, 1944. Pp. 139−347.
  259. The papyrus Ebers. The greatest Egyptian Medical document. Translated by B. Ebbell. Copenhagen, Levin & Munksgaard, 1937.
  260. Thomas, W. I. And Florian Znaniecki. Social Environment, Attitudes, and Values. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972.
  261. Waldron I. Gender and health-related behavior // Health behavior. Emerging research / Ed. by D.S. Gochman. NY: Plenium Press, 1988.
  262. Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003−2010 rr. http://www.healthmanager.ru/prikazl 14. html
  263. Россия в цифрах. http://www.gks.rU/wps/portal/lut/p/.cmd/cs/.ce/7 0 AV. s/7 0 2UK/th/J 0 СН/ s. 7 О А/7 0 FL/ s.7 0 А/7 0 21Ж./дата обращения 08.09.2009 г.
  264. Социальное положение и уровень жизни населения России: Статистический сборник. М.: Росстат, 2009. http://www.statrus.info/catalog/edition.jsp?id=2165&uid=22 / дата обращения-10.09.2009.
  265. Breasted, H.J. A history of Egypt from the Earlist times to the Persian Conquest. 1905. http://www.archive.org/details/ahistoryegyptfrOObreagoog./ дата обращения 12.05.08
  266. Griffith, F. LI. Hieratic papyri from Kahun and Gurob (principally of the middle kingdom. London: Quaritch. XIV (1891/2), 451−472. (online version at the Internet Archive) 1898/ АЕР-9517/ MSN/ Robarts University of Toronto./ дата обращения 02.04.08.
  267. Smith, E. Surgical Papyrus, 1930. http ://www. archive, or g/details/ahi story e gyptfrOObreagoog./ дата обращения 05.05.08.
Заполнить форму текущей работой