В настоящее время в электроэнергетической отрасли осуществляются масштабные преобразования, имеющие целью повысить эффективность энергетического производства и привлечь частные инвестиции для развития.
Управление электроэнергетическим комплексом страны в своей основе сложилось в 50 — 60 — е годы прошлого века и не соответствует условиям и требованиям работы в рынке. Задача бесперебойного и качественного энергоснабжения в значительной и все более возрастающей степени определяется энергоремонтным производством. Это вызвано высоким износом основных фондов, сложившимися нерациональными пропорциями между обновлением энергетических мощностей и их капитальным ремонтом, устаревшей нормативной базой ремонтных предприятий и неудовлетворительным менеджментом. К настоящему времени 25% установленной мощности оборудования всех ТЭС и ГЭС достигло ресурса наработки, а к 2011 г. — достигнет 51%.
Интеграция электроэнергетики в рынок делает необходимым снижение издержек производства продукции и внедрение противозатратных методов организации и управления на энергопредприятиях. Особенно актуальна эта задача в энергоремонте, так как, несмотря на резкое снижение с 1990 г. выработки электроэнергии, практически во всех энергообъединениях страны значительно возросли простои оборудования в ремонте, численность ремонтного персонала, затраты на проведение ремонтов. Затраты на капитальные ремонты основных производственных фондов (ОПФ) электроэнергетики в 2000 г. составили 70% стоимости новых фондов, а удельная численность ремонтного персонала, в расчете на МВт установленной мощности, в 5−10 раз превышает зарубежные показатели.
Снижение эффективности энергоремонтного производства явилось следствием ряда причин. Важнейшая из них — отсутствие, несмотря на приватизацию, существенных изменений в организации ремонтного производства. Она сохранила основной из недостатков, присущих административно-командной системе управления, — затратные методы хозяйствования. В ходе реформ, в условиях снижения жесткости государственного регулирования, обязательного для отечественной монополии, все затраты которой безальтернативно покрывают потребители, и произошло «разбухание» ремонтного производства.
Замедленные темпы выбытия полностью самортизированных основных производственных фондов в электроэнергетике, обоснованные недостатком инвестиций в отрасль, раздвинули границы ремонтного производства далеко за пределы вспомогательного.
Таким образом, повышение эффективности энергоремонтного производства является одним из основных факторов успеха преобразований в электроэнергетике.
Практический опыт решения проблем реформирования в электроэнергетике только начинает становиться предметом научного исследования и анализа. В отечественной практике не существовало прецедентов решения проблем такого масштаба, поэтому обобщенного, детально проанализированного опыта проведения реформирования отечественных энергопредприятий пока очень мало. Если по генерирующим, электросетевым и энергосбытовым компаниям появляются публикации, и как-то освещается зарубежный опыт, то аналитической и конструктивной информации о способах и методах работы энергоремоитных предприятий в конкурентной рыночной среде крайне мало.
К числу тех, кто внес вклад в изучение тех или иных аспектов проблем ремонтного производства, следует отнести: Акбердина Р. З., Бугословского Д. С., Гофмана И. В., Заика А. А., Лапицкого В. И, Пекина Б. П., Прузнера СЛ., Уринцева Я. С. и др.
Подавляющее большинство работ, выпущенных в последнее время, посвящено общим задачам электроэнергетики, присущих нашей стране: переоценке основных фондов, физическому и моральному их износу, реструктуризации электроэнергетики в общем плане. Исследованию энергоремонтного производства, традиционно считавшемуся вспомогательным, экономическому аспекту его эффективности, поиску показателей его определяющих, по прежнему уделяется мало внимания. Между тем, реформирование энергоремонтного комплекса отрасли с учетом специфики переходного периода является важной экономической и организационной проблемой.
Данное исследование посвящено изучению специфических условий и факторов, которые определяют взаимоотношения между энергокомпанией и непрофильным, но ключевым с точки зрения надежности и экономичности энергоснабжения бизнесом — энергоремонтом, а также выработке рекомендаций по способам преобразования энергоремонтного производства, которые реально повысят его эффективность и инвестиционную привлекательность.
ЦЕЛЬ исследования — разработка рациональных способов организации управления энергоремонтным производством, способствующих повышению его эффективности при проведении реформ отрасли.
Достижение цели исследования потребовало решения следующих ЗАДАЧ:
— определить понятие «эффективность энергоремонтного производства» и показатели, характеризующие эффективность, для этапа организационных преобразований;
— исследовать условия, обеспечивающие эффективность энергоремонтного производства, и разработать методику управления эффективностью энергоремонтных предприятий;
— разработать концептуальное и методическое обеспечение для управления энергоремонтным производством в процессе преобразований, позволяющее повысить его эффективность;
— разработать модель оценки инвестиционной деятельности, сопровождающей процесс выделения энергоремонтного предприятия в дочернюю акционерную компанию;
— выявить методы и средства обеспечения конкурентоспособности энергоремонтного предприятия.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ диссертационной работы — управление ремонтным производством в электроэнергетике.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — методы повышения эффективности энергоремонтных предприятий в условиях реформирования электроэнергетики.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Теоретической базой исследования послужили современные концепции менеджмента, подходы к созданию и реформированию систем управления предприятием, разрабатываемые в современной экономической науке, в том числе в УГТУ-УПИ, а также принципы теории моделирования финансовых результатов, применяемые при планировании и управлении предприятием. Методологической основой диссертационного исследования являются системный подход и принципы его применения, используемые в отечественной и зарубежной практике управления.
Методической базой работы являются: концепция Сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard), разработанная Д. Нортоном и Р. Капланом для оценки эффективности предприятий и управления их стратегией в условиях жесткой конкуренции, и исследования, проводимые автором на предприятиях ОАО «Свердповэнерго» в период с 1999 по 2002 год. В работе также использованы результаты исследований отечественных и зарубежных специалистов в области экономики, организации и управления.
В качестве информационной базы использовались материалы нормативно-справочных изданий, бизнес-планы и годовые отчеты энергоремонтных предприятий, энергосистем, Минтопэнерго РФ.
Для проведения исследования применялись методы теоретического анализа и обобщения, статистического анализа результатов деятельности, письменного и устного опросов, экспертной оценки, моделирования, диагностики. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, полученные лично автором:
• определено понятие «эффективность энергоремонтного производства»;
• разработана методика управления эффективностью энергоремонтного предприятия, с использованием адаптированной с учетом отраслевой специфики сбалансированной системы показателей;
• разработана концепция организационных преобразований энергоремонтного производства;
• выявлены приоритетные направления повышения эффективности энергоремонтного производства в условиях реформирования электроэнергетики;
• разработана модель оценки инвестиционной деятельности, сопровождающей процесс выделения дочерних акционерных компаний.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА результатов исследования заключается в следующем:
1) понятие «эффективность энергоремонтного производства» учитывает отраслевую специфику, особенности переходного периода и послужило базой для разработки методики управления эффективностью энергоремонтного предприятия (п. 15.19 пасп. спец.);
2) приоритетные направления повышения эффективности энергоремонта выявлены для этапа реформирования отрасли, и обоснованы требованиями современной экономики, а также спецификой российской электроэнергетики, что позволило положить их в основу долгосрочного развития энергоремонтного производства на базе стратегического управления его эффективностью (п. 15.20 пасп. спец.);
3) концепция организационных преобразований энергоремонтного производства, включающая последовательность рационализации производственной структуры и систему обеспечения конкурентоспособности, обеспечивает сохранение управляемости, как важнейшее условие функционирования электроэнергетики (п. 15.4- п. 15.29 пасп. спец.);
4) модель оценки инвестиционной деятельности, сопровождающей процесс выделения дочерних акционерных компаний, позволяет повысить ее эффективность на основе анализа, планирования и корреюирования результатов (п. 15.7 пасп. спец.).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ результатов исследования состоит в доведении до конкретных методик, рекомендаций и выводов, которые могут быть использованы в работе энергокомпаний и различных служб энергоремонтного предприятия. Часть результатов диссертационного исследования внедрена в ОАО «Свердловэнерго». Результаты исследования могут быть использованы также в других энергокомпаниях РАО «ЕЭС России».
АПРОБАЦИЯ результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования доложены и полу! ил и одобрение на всероссийской межвузовской научной конференции «Наука. Бизнес. Образование. 99». Самара, 1999; форуме студентов и молодых ученых «Экономические знания в реформировании российского общества». Екатеринбург, 1999; всероссийском симпозиуме по миниэкономике «Прикладные модели миниэкономики». Екатеринбург, 2001.
Работа выполнена в соответствии с координационным планом госбюджетных НИР кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями УГТУ-УПИ (тема «Разработка новой концепции управления процессами реструктуризации экономики региона и предприятий. Методические принципы стратегии развития регионального энергообъедипения», № 2989).
ПУБЛИКАЦИИ. По материалам исследования опубликовано 6 работ, в том числе статьи, тезисы докладов, доклады и сообщения на конференциях, форумах и семинарах, общим объемом 1 печатный лист.
ЛОГИКА ИССЛЕДОВАНИЯ В процессе работы над диссертацией автор придерживался определенной последовательности исследования, представленной на рис. 1.
Объект исследовании — управление энергоремонтным производством.
Исследовательская проблема № 1 Насколько современные научные знания об объекте исследования учитывают требования рынка?
Принципиальный подход к организации энергоремонта.
Монопольная среда Конкурентоспособная среда.
В составе АО — энерго: — обособл. подр. (как сеть) — бизнес-единица (как м.б.) В качестве самостоятельного бизнеса (ОАО, ДЗАО, ООО).
Цели и задачи реформирования.
Предмет исследования методы повышения эффективности энергоремоитных предприятий в условиях реформирования отрасли.
Исследовательская проблема № 3 Как успешно осу ществлять преобразования?
Исследовательская проблема № 2.
Как измерять эффективность энергоремонтного производства?
Методическая задача исследовании Методика управления эффективностью энергоремонтного предприятия.
— Приоритетные направления повышения эффективности.
ПреобразоБаланс ОбеспечеКадры Приток вание в саинтересов с ние консоответинвесмостояматеринской курс итоCTBJTOтиций в тельный компанией способщего развитие бизнес ности качества.
Первоочередные действия.
Рис. 1. Логика проводимого исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Дальнейшее реформирование электроэнергетики невозможно без глубоких преобразований в энергоремонте. При этом целями преобразований энергоремонта являются:
• создание привлекательного для инвестиций бизнеса, способного решать задачи заказчиков в надежном и экономичном энергоснабжении;
• рентабельная работа на конкурентном рынке.
2. В условиях конкурентной рыночной среды в электроэнергетике важнейшим объектом управления становится эффективность энергоремонтного производства.
При отсутствии у менеджмента энергоремонтного предприятия навыков работы в современных рыночных условиях, методический инструментарий приобретает особенно большое значение в переходный иериод и далее.
Поскольку реформы изменили фокус энергоремонтного производства с сугубо производственного аспекта оказания услуги для заказчика на экономический результат, а также переориентировали его из финансово несамостоятельного подразделения энергокомпании в предприятие с коммерческой целью, то разработанная сбалансированная система показателей, построенная на балансе интересов заказчика, инвестора, акционера и человеческого ресурса предприятия, позволяет управлять эффективностью энергоремонта на базе новых стратегий развития, а также позволяет поэтапно из неэффективного вспомогательного производства — центра затрат, построить бизнес эффективный для акционеров и привлекательный для инвесторов.
Использование ССП в качестве основного инструмента управления новым бизнесом дает возможность:
• переводить видение предприятия и его стратегии в набор взаимосвязанных сбалансированных показателей, оценивающих критические факторы не только текущего, но и будущего развития предприятия;
• устанавливать индивидуальные, департменизованные и общекорпоративные цели;
• доводить их до сознания сотрудников и управленцев различного уровня;
• оценивать достижимость поставленных целей и получать быструю обратную связь.
Прогнозные расчеты по предложенной методике показывают значительное повышение эффективности энергоремонтных предприятий по всем рассматриваемым проекциям.
3. Приоритетными направлениями преобразований являются:
• обеспечение человеческим ресурсом необходимого качества;
• преобразование ремонтного предприятия в самостоятельный бизнес;
• обеспечение конкурентоспособности нового бизнеса;
• создание системы корпоративного управления вновь созданным бизнесом.
4. Ключевым фактором эффективности преобразований является качество менеджмента. Оптимальным для подготовки менеджеров к преобразованиям является следующий алгоритм действий:
S отбор по личностным качествам и мотивацияS формирование у них необходимых знаний;
S создание условий для ускоренного накопления опыта управления под задачи реформированияS оценка эффективности формирования ключевых компетенцийS выдвижение менеджеров на ключевые должности в системе управления.