Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности криминологического исследования преступности юга Тюменской области за период с 1981 по 2001 гг. и организация ее предупреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее высокий уровень преступности на юге Тюменской области регистрируется в городах. В сельских районах он существенно ниже. Например, в 2001 году в 5 городах юга Тюменской области (Тюмени, Ишиме, Тобольске, Заводоуковске и Ялуторовске) совершалось 73,3% всех зарегистрированных преступлений, а в сельских районах только 22,7%. То есть в 2001 году в городах юга Тюменской области совершалось… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Криминологическая характеристика и факторы, $ формирующие региональные особенности преступности на юге Тюменской области
    • 1. Криминологическая характеристика юга Тюменской области
    • 2. Региональная специфика преступности и изучение факторов, формирующих ее особенности в исследуемом регионе
  • ГЛАВА 2. Причины и условия преступности юга Тюменской области
    • 1. Преступность в городских населенных пунктах и дифференциация ОВД юга Тюменской области по уровню преступности
    • 2. Причины преступности и особенности регионального народо-з" населения
    • 3. Сезонные особенности преступности на юге Тюменской области
    • 4. Незаконный оборот наркотических средств на территории Тюменской области и динамика преступности
  • ГЛАВА 3. Совершенствование организационно-правовых аспектов предупреждения и прогнозирования преступности
    • 1. Совершенствование федерального и регионального законодательства по вопросам организации взаимодействия государственных, хозяйственных и общественных структур в деле предупреждения преступлений

    § 2. Совершенствование ведомственных нормативно-правовых актов, направленных на профилактику преступлений и улучшение взаимодействия органов внутренних дел юга Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов 140

    § 3. Криминологический прогноз преступности юга Тюменской 165 области

Особенности криминологического исследования преступности юга Тюменской области за период с 1981 по 2001 гг. и организация ее предупреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Тюменская область является самостоятельным субъектом Российской Федерации, крупным регионом нашей страны1. Несмотря на то, что Российская Федерация — единое государство, между его регионами имеются существенные различия, характеризующиеся экономическими, политическими, демографическими, географическими, национальными и криминальными особенностями этих регионов. Совершенно неслучайно в настоящее время криминологические исследования, посвященные региональному аспекту в изучении проблем борьбы с преступностью, приобретают все больший вес. Хорошим образцом исследований такого рода служит, например, работа, посвященная преступности в московском регионе 2.

Тюменская область (без автономных округов), в отличие от Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, сравнительно бедна (дает не более 5% объема промышленного производства Тюменской области) и является преимущественно сельскохозяйственной зоной. Так, доля городского населения Тюменской области (без автономных округов) с 1970 года не выходила за отметку 60% и колебалась от 46% в 1970 году до 59,5% в 1993 (в настоящее время она составляет 58,9%), в то время как в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области она составляет свыше 90%, а в Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области свыше 80%.

1 Современный термин «Тюменская область» имеет двоякое толкование. Во-первых, Тюменская область как самостоятельный субъект Российской Федерации, с центром в городе Тюмени. Во-вторых, Тюменская область, включающая три самостоятельных субъекта Российской Федерации — Тюменскую область (без автономных округов) — юг Тюменской области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, входящие в состав Тюменской области. Для устранения этой двусмысленности и с целью более четкого разграничения субъектов РФ мы в работе будем употреблять термин «Тюменская область (без автономных округов)» или термин «юг Тюменской области», которые используются в статистических сборниках.

Гладких В.И., Борбат А. В., Шабанов Г. Х. Преступность в московском регионе. Состояние. Особенности. Тенденции — М.: Издательская группа «Юрист», 1998.-352с.

Настоящая работа посвящена изучению преступности юга Тюменской области без учета автономных округов.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена не только тем, что юг Тюменской области является стратегически важным регионом России, расположенным в непосредственной близости от нефтегазовых месторождений, но и тем, что впервые изучается преступность юга Тюменской области за достаточно продолжительный исторический период — с 1981 по 2001 год, что обеспечивает: 1) надежное прогнозирование преступности в данном регионе в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, а следовательно, выработку качественно нового уровня управления правоохранительными органами- 2) понимание региональных особенностей, причин и фоновых, внешних условий, оказывающих стимулирующее воздействие на выработку эффективных мер противодействия преступности в изучаемом регионе Российской Федерации- 3) совершенствование работы аналитических служб, штабных подразделений органов внутренних дел на юге Тюменской области- 4) повышение качества профилактической работы и работы, непосредственно направленной на борьбу с преступностью, а значит, укрепление законности и правопорядка в регионе- 5) улучшение взаимодействия органов внутренних дел и других правоохранительных органов трех субъектов Российской Федерации на территории Тюменской области в деле борьбы с преступными посягательствами- 6) результаты диссертационного исследования будут полезны не только руководителям органов внутренних дел Тюменской области, но и руководству МВД России для принятия важных управленческих решений по распределению сил и средств органов внутренних дел, составление программ, направленных на совершенствование профилактики и борьбы с преступностью в субъектах Российской Федерации.

Трудно не согласиться с мнением о том, что в современных условиях возрастает необходимость правового регулирования предупреждения преступлений3 не только на федеральном, но и региональном уровне, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации ее субъекты имеют право принимать соответствующие региональные законы. В частности, полномочия Тюменской областной Думы в этом плане достаточно широки и позволяют разрабатывать нормативные правовые акты, направленные на профилактику преступлений.

Криминогенная ситуация в стране в настоящее время является весьма сложной. Однако есть более или менее благополучные регионы. Достаточно сказать, что коэффициент преступности в одних регионах России находится в пределах 1000 преступлений на 100 тысяч населения, а в других приближается к отметке в 4000—5000 преступлений на 100 тысяч населения. Юг Тюменской области относится к числу неблагополучных регионов. Уровень преступности здесь устойчиво повышался с 1988 года и достиг рекордного в конце 90-х годов XX столетия (в 1999 году коэффициент преступности по югу Тюменской области составил 3145, что в абсолютном выражении соответствует цифре 42 626 преступлений). Минимальный же уровень преступности на юге Тюменской области был зарегистрирован в 1987 году — 11 985 преступлений или 938 преступлений на 100 тысяч населения. Минимальный уровень преступности на юге Тюменской области, с нашей точки зрения, и по мнению других исследователей, был, и не в последнюю очередь, связан с активизацией борьбы с пьянством 4 и алкоголизмом .

Юг Тюменской области, являясь самостоятельным субъектом Российской Федерации, входит крупной составной частью в Тюменскую область. Основной объем совершаемых преступлений приходится на юг Тюменской области и.

3 См.: Ревин В. П., Малков В. Д., Плешаков В. А., Лукьянов Ю. К., Токарев А. Ф., Маслов С. А. О перспективах совершенствования правового регулирования деятельности по предупреждению преступлений / «Черные дыры» в российском законодательстве // Юридический журнал. — 2002. — № 2 — С. 7−13.

4 На это обратила внимание и Э. Г. Юзиханова. См.: Преступность, обусловленная политико-экономическими факторами (региональный криминологический анализ на примере Тюменской области): Автореф. дис. канд. юрид. наук.- М.: Институт государства и права РАН, 2002. — С. 19.

Ханты-Мансийский автономный округ, что можно объяснить, в частности, процессами урбанизации, характерными именно для этих территорий Тюменской области. Здесь проживает большая часть населения области. За последние 20 лет средняя доля преступлений, совершаемых на юге Тюменской области, в общей областной преступности, составила 0,47 (47%). Минимум пришелся на 1987 год (0,41), а максимум — на 1981 (0,53). В 2000 году доля населения юга Тюменской области в общей массе населения области составила 0,42 (42%), а доля преступности 0,5 (50%), что говорит о неблагоприятных тенденциях развития преступности именно на юге Тюменской области и о растущем разрыве между динамикой населения и совершенных преступлений. Еще более сложной является криминогенная обстановка в областном центре, где коэффициент преступности на 100 тысяч населения в 2001 году составил 3991 преступление, что примерно в 2 раза выше средних общероссийских показателей. Однако Тюмень не является лидером по числу совершаемых преступлений среди городов юга Тюменской области. В городах Ишиме и Заводоуковске уровень преступности выше, чем в Тюмени. Так, в 1999 году в г. Ишиме коэффициент преступности на 100 тысяч населения составил — 5033, в г. Заводоуковске — 4208, а в г. Тюмени — 3737. В 1998 году Тюмень занимала четвертую позицию, а в 2000 — вторую. Указанные неблагоприятные тенденции подтверждают актуальность исследования феномена преступности юга Тюменской области и необходимость выработки на основе такого исследования предложений по совершенствованию предупреждения преступлений.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является выяснение основных характеристик и региональных особенностей преступности на юге Тюменской области за 20-летний период как основы для оптимизации противодействия преступности.

Достижению поставленной цели способствует решение нижеследующих задач:

1) изучить преступность на юге Тюменской области за период с 1981 по 2001 годы — ее региональные особенности, уровень, структуру, динамику, основные причины и условия;

2) изучить зарегистрированную преступность дифференцированно по городам и районам юга Тюменской области;

3) доказать или опровергнуть гипотезы о том, что преступность на юге Тюменской области имеет устойчивый положительный тренд, характеризуется сезонностью, тесно коррелирует с динамикой народонаселения;

4) доказать или опровергнуть гипотезу о том, что преступность на юге Тюменской области в среднесрочной перспективе (3−5 лет) имеет неблагоприятный прогноз;

5) провести ранжировку органов внутренних дел юга Тюменской области по коэффициентам преступности на 100 тысяч населения и установить динамику коэффициентов локализации (аналог коэффициента Джини) и фондовых коэффициентов для определения степени концентрации общей преступности по населенным пунктам юга Тюменской области, а также на основе полученных данных построить соответствующие кривые Лоренца и графики фондовых коэффициентов;

6) установить зависимость между динамикой дифференциации доходов населения (коэффициенты Джини) и динамикой коэффициентов локализации преступности на юге Тюменской области;

7) подтвердить гипотезу о том, что на юге Тюменской области растет разрыв между долей населения и долей совершенных преступлений в сравнении с общеобластными показателями;

8) доказать, что на преступность юга Тюменской области оказывает негативное воздействие ухудшение взаимодействия между органами внутренних дел юга Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и его улучшение может оказать позитивное воздействие на оптимизацию противодействия преступности;

9) выработка предложений и рекомендаций, направленных на улучшение предупредительной деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов Тюменской области, обеспечивающих борьбу с преступностью.

Объектом исследования является комплекс факторов, оказывающих влияние на преступность юга Тюменской области.

Предмет исследования — региональные особенности, уровень, структура, динамика, сезонность, концентрация и дифференциация преступности на юге Тюменской области за период с 1981 по 2001 годы, формирующие ее факторы и оценку существующей системы профилактики.

Методологическая база исследования представлена системным подходом, диалектическим и историческим методами познания социальной действительности, общенаучными, криминологическими, социологическими и статистическими методами научного познания. В ходе исследования применялись также такие частнонаучные методы, как изучение уголовных дел, анализ прессы, законов и подзаконных нормативно-правовых актов, исторический, логический и сравнительно-правовой методы, методы дедукции и индукции, экспертных оценок, интроспекция и включенное наблюдение, интервьюирование.

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные теоретические положения отечественной и зарубежной философии и криминологии, методологические принципы юридических отраслей знания, в частности уголовно-правовой науки, труды по уголовному процессу, криминалистике, содержащие информацию о причинном комплексе и профилактике преступлений.

Эмпирическая база исследования. Автор изучил значительный объем отечественной и зарубежной литературы по методологии исследования, обширный статистический материал о региональных особенностях преступности, об уровне, структуре и динамике преступности на юге Тюменской области за период с 1981 по 2001 годыисследовал причинный комплекс преступности на юге Тюменской области за указанный периодизучил аналитические материалы по Тюменской области, имеющиеся в правоохранительных органахобобщил и проанализировал информацию, характеризующую динамику демографических, социально-политических и социально-экономических изменений в регионеизучил важнейшие законы и подзаконные нормативно-правовые акты РФ. Кроме того, автор опирается на личный 25-летний опыт работы в органах внутренних дел данного региона.

Степень разработанности проблемы. Эффективность противодействия преступности со стороны правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, во многом определяется уровнем знаний о данном социально-правовом явлении, современном состоянии, структуре, динамике, тенденциях, причинах и условиях преступности. К сожалению, практически до последних лет профилактика и борьба с преступностью в Тюменской области велась на достаточно низком информационно-технологическом уровне. Достаточно сказать, что первая серьезная криминологическая работа о преступности в Тюменской области появилась только в 2002 году 5. Однако в ней не установлены тенденции преступности применительно к субъектам Российской Федерации, расположенным на территории Тюменской области, рассматривается ограниченный круг факторов, формирующих преступность в регионе. Наша работа призвана восполнить этот пробел применительно к югу Тюменской области.

Большой интерес для автора при подготовке работы представляли труды таких ученых, как Г. А. Аванесов, Т. В. Аверьянова, Д. И. Аминов, Ю.М. Анто-нян, А. И. Алексеев, В. М. Атмажитов, B.C. Афанасьев, М. М. Бабаев, Р. С. Белкин, В. Г. Бобров, А. Д. Бойков, С. В. Бородин, Я. И. Гилинский, В. И. Гладких,.

A.И. Гуров, А. И. Долгова, И. И. Карпец, JI.M. Колодкин, И. И. Колесников,.

B.Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, A.M. Кустов, Ю. К. Лукьянов, В. В. Лунеев,.

C.Я. Лебедев, А. А. Магомедов, С. В. Максимов, Г. М. Миньковский, В. А. Михайлов, И. Б. Михайловская, А. В. Наумов, В. А. Никонов, С. Г. Ольков, A.M. Плешаков, В. Б. Первозванский, В. А. Петров, П. Г. Пономарев, В. П. Ревин, П.М.

5 Юзиханова Э. Г. Преступность, обусловленная политико-экономическими факторами (региональный криминологический анализ на примере Тюменской области). — М.: Институт государства и права РАН, 2002. — 200с.

Самохин, В. И. Старков, В. Ф. Статкус В.Ф. Цепелев, Э. Г. Юзиханова, A.M. Яковлев и ряд других исследователей.

Научная новизна. В диссертации автор опирается на достижения отечественной и зарубежной криминологической мысли, разработки в области уголовного права и процесса, общественной патологии и других смежных дисциплинах. Однако элемент новизны присутствует уже в постановке и исследовании соответствующих гипотез, целей и задач. Они реализуются в совокупной авторской методике исследования региональных особенностей преступности юга Тюменской области и уже этим определяют новизну исследовательского подхода.

На основе изучения статистических законов динамики преступности на юге Тюменской области за более чем 20-летний период диссертантом разрабатывается модель зависимости между динамикой народонаселения на юге Тюменской области и динамикой преступности в этом регионе Россииизучается характер сезонности преступности на юге Тюменской области и разрабатываются предложения по учету этой особенности при профилактике преступлений, а также изучается результативность деятельности правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел Тюменской области, и вносятся предложения по оптимизации этой деятельности, разрабатывается прогноз преступности на юге Тюменской области, являющийся инструментом для совершенствования профилактики преступлений, и областная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 2003 — 2005 гг.

Положения, выносимые на защиту:

1. Преступность на юге Тюменской области в период с 1981 — 2001 год имеет устойчивую тенденцию роста: уровень зарегистрированной преступности за этот период изменился от 7692 преступлений (1980 год) до 42 626 преступлений (2001 год), что составляет рост в среднем на 1648 преступлений в год. С учетом выявленной тенденции, в динамике преступности ожидается увеличение абсолютного прироста преступности в размере до 2% ежегодно.

2. Дифференциация уровня преступности юга Тюменской области и других субъектов РФ, входящих в структуру области, показывает все возрастающее расхождение уровня преступлений в городах и сельских населенных пунктах.

3. Существует обратная зависимость между динамикой коэффициентов Джини на юге Тюменской области по доходам населения и динамикой коэффициентов локализации и фондовых коэффициентов преступности на юге Тюменской области в период с 1997 по 2001 годы.

4. Уровень преступности на юге Тюменской области имеет тесную связь с ростом численности народонаселения.

5. Для оптимизации профилактической деятельности необходимы принятие специального регионального комплексного закона, регулирующего такую деятельность в Тюменской области, разработка, финансирование и реализация региональной программы по профилактике преступлений. Основой для подготовки соответствующего регионального закона может служить проект Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» 6.

6. На рост преступности юга Тюменской области оказывает воздействие ухудшение взаимодействия правоохранительных органов, в т. ч. разобщенность, нескоординированность органов внутренних дел ГУВД области и УВД Ханты.

6 Ревин В. П., Малков В. Д., Плешаков В. А., Лукьянов В. К., Токарев А. Ф., Мас-лов С.А. О перспективах совершенствования правового регулирования деятельности по предупреждению преступлений / «Черные дыры» в российском законодательстве. — С. 8−13.

7 Ранее в структуру ГУВД Тюменской области входили и органы внутренних дел Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, при этом организация управления распространялась и на них. Однако в апреле 1996 года МВД России издало приказ № 180ДСП, согласно которому УВД автономии были наделены аналогичными полномочиями, что и областное УВД, в том числе по кадровому и финансовому обеспечению. Это в дальнейшем осложнило, во-первых, взаимоотношения между органами внутренних дел, и, во-вторых, лишило областной аппарат управленческого влияния на положение дел в автономных округах.

Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Учитывая специфику и уникальность Тюменской области, особую важность для страны решаемых на ее территории социально-экономических задач, было бы целесообразно расширить полномочия ГУВД Тюменской области, которые позволили бы управлять горрайорганами внутренних дел автономных округов. Существует потребность в разработке и принятии нормативно-правового акта МВД России, направленного на совершенствование процессов, регламентирующих обязательное проведение совместных коллегий ГУВД Тюменской области и УВД Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

7. Необходим определенный алгоритм действий проведения целевых профилактических мероприятий. Он основывается на прогнозной оценке развития преступности в период сезонного всплеска отдельных видов преступлений в регионе, расчете сил и средств, в т. ч. привлекаемых из других районов, массированной отработке территорий. Для проведения крупномасштабных целевых профилактических мероприятий в приказе начальника ГУВД Тюменской области излагаются цели, определяются задачи таких мероприятий, порядок действий подразделений и служб органов внутренних дел, решаются вопросы взаимодействия с другими правоохранительными органами области и вопросы ресурсного обеспечения.

8. Обосновывается целесообразность внесения изменений в федеральное законодательство, с целью восстановления специализированных лечебных профилакториевповышения статуса Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков КМ ГУВД области, в связи с чем необходимо вывести его из структуры криминальной милиции и подчинить непосредственно ГУВД областиповышения статуса начальника УБНОНа через назначение его одновременно заместителем начальника ГУВД области, что позволит проводить наступательную тактику борьбы с нелегальным спросом на наркотические средства, частично блокировать его, обеспечить защиту населения от посягательств наркоманов, оказывать помощь наркоманам, их семьям.

9. Разработать областную целевую программу по усилению борьбы с преступностью на 2003;2005 годы.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в системном теоретическом и эмпирическом исследовании основных проблем, обусловленных темойсостоит в детальной проверке выдвинутых гипотез (доказательстве или опровержении), в изучении динамики преступности на юге Тюменской области за период с 1981 по 2001 годы, а также прогнозе преступности на юге Тюменской области до 2005 года. Результаты исследования могут быть использованы для оценки криминологической ситуации и принятия обоснованных профилактических мер. Особое значение результаты исследования имеют для работников аналитических подразделений в освоении ими приемов криминологического анализа, в учебном процессе образовательных учреждений МВД России.

Обоснованность и достоверность научных положений, выдвигаемых в диссертации, подтверждается применением апробированных методов и методик сбора криминологической информации, соблюдением требований методологических принципов криминологии, регламентированным отбором эмпирического материала и анализом данных уголовно-правовой статистики с соблюдением требований репрезентативности, обобщением практического опыта правоохранительной деятельности в регионе.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Научные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли свое выражение в 4 статьях, в выступлениях на научно-практических конференциях, на заседаниях коллегии ГУВД Тюменской области и в телепередачах, транслировавшихся по региональному телевидению. Результаты диссертационного исследования были внедрены в практическую деятельность ГУВД Тюменской области, прокуратуры и суда Тюменской области, учебный процесс Тюменского юридического института МВД России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В диссертации проведено криминологическое исследование общей преступности на юге Тюменской области. Рассмотрены такие важные проблемы, как криминологическая характеристика Тюменской области, особенности региональной специфики преступности и факторов, ее формирующихвыявлены также особенности преступности в городских населенных пунктах (г.Тюмень, г. Ишим, г. Заводоуковск, г. Тобольск, г. Ялуторовск) и дифференциация всех ОВД юга Тюменской области по уровню преступности и другим критериям.

Изучены особенности влияния народонаселения, сезонных характеристик на преступность юга Тюменской области, а также влияние незаконного оборота наркотических средств на уровень, структуру и динамику преступности.

2. В настоящее время, как, впрочем, и за весь изучаемый период, основной объем преступлений, совершаемых в Тюменской области, приходится на юг Тюменской области, что отчасти объясняется динамикой народонаселения. Здесь проживает значительная часть населения региона. Так, за последние 20 лет средняя доля преступлений, совершаемых на юге Тюменской области, в общей областной преступности составила 0,47 (47%). Минимум пришелся на 1987 год — 0,41 (41%), а максимум на 1981 год — 0,53 (53%).

Исследования позволили выявить увеличение разрыва уровней народонаселения и преступности на юге Тюменской области. К 2000 году доля населения юга Тюменской области в общем населении области составила 0,42 (42%), а доля преступности — 0,5 (50%), что говорит об ухудшении криминогенной ситуации именно на юге области. Впрочем, такая тенденция не нова. Доля преступности юга Тюменской области превышает долю народонаселения с 1988 года, но в последние три — четыре года этот разрыв все более возрастает.

3. Изучение статистических показателей динамики уровней преступности на юге Тюменской области за длительный временной период, с 1981 по 2001 год, показывает, что преступность на юге области развивалась в указанный период по статистическому закону, описываемому нижеследующим уравнением: уровень преступности на юге Тюменской области = 7692 +1648t, при коэффициенте аппроксимации равном 0,89. Аналогичные расчеты только по коэффициентам преступности, рассчитанным на 100 тысяч населения, дают: уровень преступности на юге Тюменской области = 112,8 t + 714,1, при коэффициенте аппроксимации равном 0,87.

4. Сравнение уровней преступности на юге Тюменской области и в других регионах Российской Федерации показывает, что юг Тюменской области относится к числу весьма неблагополучных в криминогенном отношении территорий. Например, в 1999 году коэффициент общей преступности по Тюменской области (без автономных округов) составил 3145 преступлений на 100 тысяч человек, что существенно выше, чем в соседней Свердловской области, где соответствующий коэффициент составил только 2487. Только в Курганской области коэффициент преступности на 100 тысяч населения в 1999 году был значительно выше, чем по югу Тюменской области — 3848.

5. Наиболее высокий уровень преступности на юге Тюменской области регистрируется в городах. В сельских районах он существенно ниже. Например, в 2001 году в 5 городах юга Тюменской области (Тюмени, Ишиме, Тобольске, Заводоуковске и Ялуторовске) совершалось 73,3% всех зарегистрированных преступлений, а в сельских районах только 22,7%. То есть в 2001 году в городах юга Тюменской области совершалось в 3,4 раза преступлений больше, чем в сельской местности. При этом в городах проживало 63% населения юга Тюменской области, а в сельской местности 37%. Таким образом, на 63% городского населения юга Тюменской области в 2001 году приходилось 77,3% всех зарегистрированных преступлений, а на 37% сельского населения только 22,7% совершенных преступлений. Максимальный коэффициент преступности на 100 тысяч населения имеет место в таких городах юга Тюменской области, как Ишим и Заводоуковск. Так, в 2001 году в Заводоуковске коэффициент преступности на 100 тысяч населения был равен 4135 преступлениям. В 1998 году в Ишиме этот коэффициент составил 4770 преступлений, в то время как в Казанском районе в том же 1998 году он равнялся только 824 преступлениям. В 1999 году в Ишиме был зарегистрирован рекордный для нашей области коэффициент преступности на 100 тысяч населения — 5033 преступления. Минимальный коэффициент преступности на 100 тысяч населения был зарегистрирован в 1997 году в Упоровском РОВД — 707 преступлений.

В течение пяти лет, с 1997 по 2001 год, лидирующие позиции по уровню преступности занимали города Ишим, Заводоуковск, Тобольск, Тюмень и прилегающие к городам сельские районы — Тюменский и Тобольский.

6. Степень дифференциации по уровню преступности между населенными пунктами юга Тюменской области хотя и весьма значительна, но имеет тенденцию к выравниванию. На факт выравнивания указывает динамика коэффициентов локализации, фондового и вариации. Максимальный уровень неравенства имел место в 1998 году, далее следует 1997 год, за ним 1999 и 2000 с 2001. Последние два года не имеют существенных различий. Таким образом, наглядно видно, что с 1998 года неравенство в распределении преступности в городах и районах юга Тюменской области существенно снизилось. По нашему мнению, это объясняется продвижением рыночных реформ в сельскую местность, которая была более консервативна и в большей мере придерживалась традиционного уклада общественных отношений. Однако этот рост идет неравномерно, в том числе по пропорциям города и деревни. Еще одним объяснением представленной концентрации и дифференциации общей преступности на юге Тюменской области может служить то обстоятельство, что максимум преступлений, совершенных в Тюменской области, приходится на 1999 год (87 997- КП= 272,740). По всей видимости, он связан с резким ухудшением экономического положения России, в том числе и Тюменской области, после августовского экономического кризиса и «обвала рубля» 1998 года. Отчасти это нашло отражение в росте преступности уже в 1998, а в 1999 году проявилось в полной мере. Как свидетельствуют статистические данные, анализ количественных и качественных данных, соответствующие графики, вступление в силу нового УК РФ с 1.01.1997 года не отразилось отрицательно на динамике преступности в Тюменской области. Основной вклад в структуру и динамику преступности вносят хорошо известные прежнему уголовному законодательству составы.

7. Среди причин, традиционно играющих на повышение преступных проявлений в регионе, можно отметить пьянство, алкоголизм, наркоманию (например, в 2001 году на юге Тюменской области было совершено 5909 преступлений лицами, находившимися в состоянии опьянения), безработицу, инфляцию. Это усугубляется недостаточным ресурсным обеспечением органов внутренних дел, на чьи плечи ложится львиная доля (свыше 90%) мероприятий по профилактике и борьбе с преступностью.

8. Исследования для юга Тюменской области за период с 1981 по 2001 год показали следующие зависимости между динамикой преступности и динамикой народонаселения: у = -133 342 + 0,123 х, где х — народонаселение. При R2 — 0,7. То есть рост народонаселения на единицу измерения (в данном случаена одного человека) влечет рост уровня преступности на 0,123 преступления. Следовательно, рост народонаселения на 1000 приводит к росту уровня преступности на 123 преступления, а эластичность преступности по народонаселению составляет 4,98% (почти 5%). Следовательно, рост народонаселения на юге Тюменской области на 1% влечет увеличение уровня преступности на 5%. Уточнение модели путем включения фактора времени дает более точное измерение связи между уровнем преступности и народонаселением: у = 5012,8 + 0,002х + 1624,6t. При R2 = 0,89. То есть при изменении народонаселения на единицу измерения (одного человека) уровень преступности растет на 0,002 преступления. Следовательно, рост народонаселения на 1000 человек дает рост преступности на 2 преступления. Отсюда видно, что преступность на юге области менее чувствительна к динамике народонаселения, нежели по области в целом (0,002 < 0,009).

9. Изучение сезонного характера преступности на юге Тюменской области показывает, что здесь имеются особенности. Минимум преступлений в Тюменской области приходится на первый квартал года — 100% (база), а максимум на четвертый — 115% (от базы). На второй квартал — 108%, а на третий — 105%.

Как видно, наибольшее количество преступлений приходится на IV квартал. Его вклад существенно превышает вклад первого квартала и выше показателей второго и третьего кварталов. С учетом сезонных колебаний отдельных видов преступлений органами внутренних дел на местах целесообразно проводить специальные профилактические мероприятия. Например, операция — «Мотор» -по предупреждению угонов и краж автомототранспорта в весенне-летний периодоперация «Шапка» — по предупреждению розыску и задержанию с поличным грабителей. Операции такого рода эффективны в период сезонного всплеска так называемых «рывков» и других хищений меховых изделий, когда похищаются шапки, шубы, куртки и иные дорогие осенние и зимние вещи. Все профилактические операции отличаются друг от друга по целям, количеству привлекаемых и используемых сил и средств, продолжительности и времени проведения.

10. Следует отметить, что незаконный оборот наркотических средств, немедицинское потребление наркотиков на территории страны, в Уральском федеральном округе и на юге Тюменской области стали очевидной серьезной проблемой с начала 90-х годов XX столетия. Именно этот временной период был переломным в динамике такого опасного социального зла, как наркомания. Простые статистические данные и более сложные расчеты наглядно подтверждают это. В 1999 году на областном диспансерном учете состояло более 10 тысяч наркоманов, а на начало 2001 года их число перешагнуло 14-тысячную отметку. Плюс к этому б тысяч лиц, находящихся на профилактическом учете. По экспертным оценкам, в Тюменской области насчитывается, с учетом ла-тентности, примерно 140 тысяч наркоманов. Следуя этим оценкам, получаем, что 4,3% от всего населения Тюменской области наркоманы или 8,2% от экономически активного населения. В 2000 году органами внутренних дел области, включая автономные округа, было выявлено 7193 преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Тюменское бюро судебно-медицинских экспертиз, проводя ежегодную выборку лиц, умерших в результате передозировки наркотических средств, выявило, что за 12 месяцев 2000 года умерло 160 человек, в числе которых 13 несовершеннолетних. По данным областного центра по профилактике и борьбе со СПИД-инфекционными заболеваниями, на территории области за 2000 год выявлено 2788 лиц, инфицированных ВИЧ, из которых 2682 приобрели инфекцию в результате немедицинского употребления наркотических средств. В их числе 401 несовершеннолетний. Наркомания, незаконный оборот наркотических средств причиняют серьезный вред обществу и государству, конкретным людямтесно связаны положительной зависимостью с различными видами преступлений. Можно однозначно утверждать, что наркомания, незаконный оборот наркотических средств способствуют не только росту числа преступлений, но и влияют на изменение структуры преступности в сторону ухудшения, то есть увеличения числа тяжких и особо тяжких преступлений. Юг Тюменской области является весьма неблагоприятной территорией с точки зрения движения наркопотоков, поскольку граничит с территорией Республики Казахстан, откуда в Тюменскую область нелегально транспортируется более 80% наркотических средств. Поэтому огромное значение в деле предупреждения незаконного оборота наркотических средств играет укрепление российско-казахстанской границы, улучшение взаимодействия органов внутренних дел сопредельных государств в предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств.

11. Можно отметить, что к настоящему времени отсутствует достаточная правовая база по вопросам предупреждения преступлений, которая бы обеспечивала единообразную профилактическую практику в субъектах Российской Федерации. Тюменская областная Дума, восполняя пробелы правовой базы, приняла ряд законов Тюменской области, посвященных отдельным вопросам профилактики преступлений. В частности, приняты законы «Об участии жителей Тюменской области в обеспечении общественного порядка» от 16 ноября 2001 года- «О системе профилактики безнадзорности несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области» от 19 сентября 2000 года- «О профилактике наркомании и токсикомании в Тюменской области» от 26 декабря 2000 года- «О контроле за распространением и демонстрацией эротической продукции в Тюменской области» от 6 июля 1995 года.

12. С нашей точки зрения, целесообразно принятие комплексного, системного Федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», который, несомненно, позволил бы разработать единую систему мер в стране, принять единообразные, скоординированные законы в субъектах Российской Федерации. По нашему мнению, проект ФЗ «Об основах государственной системы предупреждения преступлений» уже сегодня можно использовать при разработке соответствующих региональных законов. Однако было бы целесообразно иметь дело с реальным, действующим законом, чтобы потом, после принятия регионального закона, не пришлось приводить его в соответствие с вновь принятым федеральным законом. Кроме того, как совершенно справедливо отмечает профессор В. П. Ревин, нужен именно комплексный закон о предупреждении преступлений, а не разрозненная и фрагментарная практика принятия определенных законов на региональном уровне, что собственно и подтверждается законотворческой практикой в Тюменской области.

13. Было бы целесообразно внести соответствующие изменения в Федеральное законодательство с целью усиления уголовной ответственности в борьбе с наркобизнесом и реального воздействия на потребителей наркотиков, вплоть до возвращения к принудительному лечению наркоманов, с этой целью восстановить специализированные лечебно-трудовые профилактории. Это позволило бы обеспечить наступательную тактику государства в отношении нелегального спроса на наркотические вещества и частично блокировать спрос на наркотики. Как сегодня видится, подход был чрезвычайно гуманным. С одной стороны, проявлялась необходимая забота о большом обществе, его защите от далеко не безобидных посягательств наркомановс другой — оказывалась помощь наркоманам, их семьям.

Учитывая все сложности борьбы с наркотизмом в современных условиях, целесообразно повысить статус Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) КМ ГУВД области, в связи с чем вывести его из структуры криминальной милиции и подчинить непосредственно ГУВД области, повысить статус начальника УБНОНа, одновременно назначив его заместителем начальника ГУВД области.

14. Исследованием установлено, что абсолютный прирост преступлений за 21 год (1981;2001гг.) изменялся от уровня 7692 (t = 0) в среднем на 1648 преступлений в год. Прогнозные оценки преступности на последующие 5 лет остаются неблагоприятными. Прогноз автора показал, что с учетом 95% доверительного интервала общая преступность в 2005 г. составит: от 44 742 до 53 088 преступлений. С учетом 99% доверительного интервала: от 43 211 до 54 619 преступлений. Особую тревогу вызывает динамика насильственных и других тяжких и особо тяжких преступлений на территории юга Тюменской области.

Абсолютный прирост умышленных убийств за 21 год (1981;2001гг.) изменялся от уровня 70 (t = 0) в среднем на 17 преступлений в год. Прогноз на 2003 год (точечный): 462 умышленных убийства. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 409 до 514 умышленных убийств. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 390 до 534 умышленных убийств. Прогноз на 2004 год (точечный): 479 умышленных убийств. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 423 до 535 умышленных убийств. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 402 до 556 умышленных убийств. Прогноз на 2005 год (точечный): 496 умышленных убийств. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 436 до 556 умышленных убийств. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 414 до 577 умышленных убийств.

Абсолютный прирост умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (УПТВЗ) за 21 год (1981;2001гг.) изменялся от уровня 390,37 (t = 0) в среднем на 24 преступления в год. Прогноз на 2003 год (точечный): 948. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 800 до 1096. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 746 до 1150. Прогноз на 2004 год (точечный): 972. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 814 до ИЗО. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 756 до 1188. Прогноз на 2005 год (точечный): 996. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 828 до 1164. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 767 до 1226.

Абсолютный прирост разбоев за 21 год (1981;2001гг.) изменялся от уровня 169 (t = 0) в среднем на 30 преступлений в год. Прогноз на 2003 год (точечный): 620 разбоев. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 566 до 674 разбоев. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 544 до 696 разбоев. Прогноз на 2004 год (точечный): 650 разбоев. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 591 до 710 разбоев. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 566 до 734 разбоев. Прогноз на 2005 год (точечный): 680 разбоев. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 615 до 745 разбоев. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 588 до 772 разбоев.

Абсолютный прирост грабежей за 21 год (1981 -2001 гг.) изменялся от уровня 92,683 (t = 0) в среднем на 139,8 преступлений в год. Прогноз на 2003 год (точечный): 3309 грабежей. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 2881 до 3736 грабежей. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 2725 до 3893 грабежей. Прогноз на 2004 год (точечный): 3448 грабежей. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 2993 до 3904 грабежей. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 2825 до 4071 грабежей. Прогноз на 2005 год (точечный): 3588 грабежей. Прогноз с учетом 95% доверительного интервала: от 3104 до 4073 грабежей. Прогноз с учетом 99% доверительного интервала: от 2926 до 4251 грабежей.

Таким образом, только эффективная предупредительная деятельность (от законодательного аспекта до организационного и непосредственно исполнительного) позволит «разрушить» неблагоприятные прогнозные оценки.

Учитывая специфику и уникальность Тюменской области, особую важность для страны решаемых на ее территории социально-экономических задач, было бы целесообразно расширить полномочия ГУВД Тюменской области, позволяющие управлять горрайорганами внутренних дел автономных округов (финансирование УВД Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов осуществлять через ГУВД Тюменской областиназначение руководства УВД автономных округов осуществлять МВД России по представлению начальника ГУВД области и с согласования губернаторов области и автономных округовназначение руководителей горрайорганов внутренних дел автономных округов осуществлять начальником ГУВД области по представлению начальников УВД автономных округоввсе перемещения, наказания, присвоение специальных званий руководящего состава горрайорганов внутренних дел округов осуществлять ГУВД области, как и было ранее). Также в целях поддержания статуса УВД автономных округов, их руководителей назначить заместителями начальника ГУВД Тюменской области. Это позволило бы оптимизировать процесс управления, рационально использовать штаты и в целом активизировать борьбу с преступностью.

15. Предложена областная целевая программа по усилению борьбы с преступностью в Тюменской области на 2003 — 2005 годы. Она состоит из шести разделов, включающих: обозначение проблемцели и задачи программысистему мероприятийресурсное обеспечениемеханизм реализации и систему управленияожидаемый эффект. Реализация данной программы позволит существенно укрепить материально-техническую базу органов внутренних дел, оптимизировать профилактическую деятельность правоохранительных органов, внедрить информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, что обеспечит существенное повышение эффективности информационного обмена среди субъектов, осуществляющих профилактику преступлений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2002.
  2. Уголовный кодекс РФ. М., 2002.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс. М., 2003.
  4. Договор о разграничении предметов ведения и правомочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик и областей в составе Российской Федерации. М., 1995.
  5. Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996−1997 годы // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 22. — Ст. 2696.
  6. Единая Конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г., с последующими изменениями).
  7. Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.).
  8. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества независимых государств в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.).
  9. Соглашение о сотрудничестве между МВД РФ и МВД РК (Омск, 9 января 1993 г.).
  10. Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 3 августа 1992 г.).
  11. Устав Тюменской области. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2002.1. Монографии и статьи
  12. Г. А. Теория и методология криминологического прогнозирования.- М.: Юрид.лит., 1972. 333с.
  13. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: Материалы научно-практической конференции (8−9 февраля 2001 г.).Ч.2. / Отв. ред. Горобцов В. И. Красноярск: Сибирский юрид. ин-т МВД России, 2001. — 202с.
  14. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в регионах России: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ МВД РФ, 1997. — 116с.
  15. А.И., Герасимов С. П., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М.: НОРМА, 2001. — 482с.
  16. С.С. Собственность право социализма: Полемические заметки. — М.: Юрид. лит., 1989. — 175с.
  17. Ю. Прогноз роста преступности // Народный депутат. -1991. -№ 11.- С.72−78.
  18. Е.П., соавт. Аверин А. Н. Западная Сибирь: Социальная инфраструктура районов освоения. М., 1988. — 110с.
  19. М.М. Социальные последствия преступности: Учеб. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1982. — 80с.
  20. А.В. Перестройка: Социально-экономические проблемы / Отв. ред. Н. А. Климов. М.: Наука, 1990. — 151с.
  21. Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М.: Юрид.лит., 1988. — 272с.
  22. Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М.: Юрид.лит., 1988. — 304с.
  23. И.Я., Калинин А. П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: Институт социально-политических исследований РАН, 2001. — 240с.
  24. В.П. Уголовно-процессуальные правоотношения. М.: Юрид.лит., 1975. — 127с.
  25. .С., Волеводз А. Г., Воронова Е. В., Калачев Б. Ф. Борьба с отмыванием доходов от индустрии наркобизнеса в странах Содружества. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. — 248 с.
  26. С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы / Ред. акад. В. Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1990. — 272с. -(Юридические науки).
  27. С.С. Криминологическая информация в правоприменительной деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. Минск: МВШ МВД СССР, 1990. — 100с.
  28. В.И., Гончаров Н. Ф. Взгляд на причины преступности в России за тысячелетие: Монография: В 2ч. / Рец. В. В. Невский, В. Е. Силков. -Домодедово: РИПК работников МВД России, 1998. 4.2. — 69с.
  29. Вопросы борьбы с преступностью. Вып.30. — М., 1979.
  30. С.И. Организация криминологической профилактики в городе Москве (опыт и перспективы). М.: Щит, 2000. — 272с.
  31. Э.Е. Проблемы внедрения результатов научных исследований в практику борьбы с преступностью / Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1989. — 73с.
  32. В.И. Преступность в сверхкрупном городе и ее предупреждение органами внутренних дел: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 1996. -214с.
  33. В.И., Борбат А. В., Шабанов Г. Х. Преступность в московском регионе. Состояние. Особенности. Тенденции.- М.: Издательская группа «Юрист», 1998.- 352с.
  34. К.К. Криминологическая обстановка: Методологические аспекты. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. — 97с.
  35. К.Ф. Основы уголовного процесса США. М.: Изд-во МГУ, 1993.- 88с.
  36. Ю.А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. М.: Наука, 1987. — 206с.
  37. Н.М. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами: Монография. -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1998. 240с.
  38. К. Введение в эконометрику / Пер. с англ. М.: Инфра-М, 1999. — 402с.
  39. Э. Норма и патология // Социология преступности. М.: Прогресс, 1966.-С.39−45.
  40. Изучение и предупреждение преступности: Сборник научных работ. Вып.4. — Вильнюс: «Минтис», 1971. — 189с.
  41. Итоги оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 1997 году / Отчет перед гражданами Российской Федерации. М.: МВД РФ, 1998. — 28с.
  42. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Российск. право, 1992. -432с.
  43. И.И. Современные проблемы уголовного права и криминологии. М.: Юрид. лит., 1976. — 28с.
  44. С.Л. Анализ влияния гелиофизических факторов на динамику насильственных преступлений (проблемы прогнозирования) // Насильственные преступления: природа, расследование, предупреждение: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1994.- С. 61.
  45. В.М. Социальные свойства преступности. М.: Академия МВД СССР, 1977. — 89с.
  46. Концепция развития российского законодательства. М, 1 998 256с.
  47. А.А. Преступность в России и ее реальное состояние. Н-Новгород, 1993 — 324с.
  48. Криминологические проблемы борьбы с преступностью: Сб. науч. трудов. Киев: КВШ МВД СССР, 1989. — 158с.
  49. Криминогенная ситуация в России на рубеже XXI века. М.: ВНИИ МВД России, 2000, — 75с.
  50. Криминологическое прогнозирование: Методология, методика, результаты: Сб. до кум. № 1. М.: Акад. МВД СССР, 1990. — 206с.
  51. Криминология XX век. — СПб: Юрид. центр Пресс, 2000. — 554с.
  52. Криминология и уголовная политика. М., 1985. — 141с. — (Ин-т государства и права АН СССР).
  53. Кристи Нильс. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед к ГУЛАГу западного образца / Пер. с англ. А. Петрова, В. Пророковой / Предисл. Я. Гилинского. 2-е изд. — М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001. — 224 с.
  54. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982.-288с.
  55. В.Н., Бородин С. В., Нерсесянц B.C., Кудрявцев Ю. В. Социальные отклонения. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрид. лит., 1989. -386с.
  56. В.Н., Лунеев В. В., Наумов А. В. Организованная преступность и коррупция в России (1997−1999) / РАН. ИНИОН и др. М., 2000. -200с.
  57. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. — 285с.
  58. Н.Ф. Преступление и преступность. М.: МГУ, 1969.231с.
  59. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 208с.
  60. Ли Д. А. Преступность в структуре общества. М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 2000. — 152с.
  61. Ч. Преступление. М.: Спартак, 1994. — 187с.
  62. Г. Ф. Криминологическая характеристика и проблемы профилактики наркотизма несовершеннолетних в Тюменской области: Научно-практическое пособие. Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2001. — 60с.
  63. Г. Ф. Основы криминологии и профилактики преступлений: Учебно-метод. пособие. Тюмень: ТЮИ МВД России, 2000. — 106с.
  64. В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции / Предисловие акад. РАН В. Н. Кудрявцева. М.: Издательство НОРМА, 1997. — 525 с.
  65. В.В. Тенденции развития преступности в мире и России к началу третьего тысячелетия / /Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований. М.: Главное управление кадров МВД России, 1996. -№ 2. — С.50−67.
  66. В.В. Юридическая статистика: Учебник. М.: Юристь, 1999. -400с.
  67. А.А., Малинин В. Б. Наркотики: преступность и преступления. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. — 290с.
  68. В.В. Проблема уголовно-правовой оценки общественно опасных последствий. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1989. — 191с.
  69. Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М.: Прогресс, 1996. — С.299−313.
  70. Методические рекомендации по унификации понятий элементов причинной связи преступности и их классификация в курсе «Профилактика преступлений». Киев, 1983. — 27с.
  71. Методологические вопросы изучения социальных условий преступности / Ред. А. Б. Сахаров. М., 1979. — С.29−30.
  72. Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью// Труды Академии МВД СССР. М., 1989. — 168с.
  73. Методы исследования. М.: Мысль, 1986. — 184с.
  74. А.Я. Информатизация криминологических исследований: (теория и методология). Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1992. — 135с.
  75. С.В., Миньковский Г. М., Пономарев П. Г., Ревин В. П. Модель региональной программы борьбы с преступностью. М.: Академия МВД РФ, 1993.-56с.
  76. В.А. Методологические основы мер пресечения. М.: Академия управления МВД РФ, 1998. — 189с.
  77. Модель регионального криминологического и уголовно-правового прогноза / Под ред. А. И. Алексеева: Учеб. пособие. М.: Академия МВД РФ, 1994. — 88с.
  78. Т.Г., Петрухин И. Л. Оценка качества судебного разбирательства по уголовным делам. М.: Наука, 1987. — 239с.
  79. Население и социальное обеспечение. М.: Финансы и статистика, 1984. — 87с. — /Народонаселение/.
  80. Население мира: Демографический справочник. М.: Мысль, 1989. — 479с.
  81. A.M. Криминологические особенности преобразований форм собственности при переходе к рынку: Монография / Рец. Г. А. Аванесов, А. Я. Гришко. М.: МЮИ МВД России, 1999. — 231с.
  82. Ной И. С. Методологические проблемы советской криминологии. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1975. 223с.
  83. Обеспечение безопасности населения и территорий (организационно-правовые вопросы). М.: ИГПАН, 1994.- 149с.
  84. С.Г. Биосоциальная механика, общественная патология и точная юриспруденция. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999. -392с.
  85. С.Г. Уголовно-процессуальные правонарушения в следственном аппарате органов внутренних дел. М.: Академия МВД РФ, 1993. — 108 с.
  86. С.Г. Философия преступности. Тюмень: Высшая школа МВД РФ, 1994. -99 с.
  87. С.В. Я генерал милиции. — Псков: Издательство «Курсив», 1998.-247с.
  88. С.В. Из опыта организации взаимодействия органов милиции с местным населением. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. — 19с.
  89. Основы регулирования внешней миграции в Тюменской области/Под ред. профессора И. П. Малкова: Монография. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2002. — 288с.
  90. Организация и методика криминологических исследований и внедрение их результатов в деятельность органов внутренних дел: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. — 120с.
  91. Организация прогнозирования преступности в регионе и использование данных прогноза по подготовке управленческих решений: Метод, пособие. 2 изд. — М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1998. — 20с.
  92. О состоянии преступности по Тюменской области за 1 квартал 2002 года: Сборник. Тюмень: Информ. центр ГУВД Тюменской области, 2002. -44с.
  93. М. Демократия для немногих. М.: Прогресс, 1990. — 504с.
  94. И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. М.: Наука, 1989. — 256с.
  95. Э.Ф. Умышленные убийства и борьба с ними: Уголовно-правовое и криминологическое исследование. Воронеж: Изд-во Воронеж, унта, 1965. -205с.
  96. Политический режим и преступность/ Под ред. В. Н. Бурлакова, Ю. Н. Волкова, В. П. Сальникова. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. — 356с.
  97. Проблемы причинности в криминологии и уголовном праве. Владивосток: ДВГУ, 1983- 142с.
  98. Проблемы совершенствования борьбы с незаконным оборотом наркотиков. М.: Академия управления МВД России. 2001.- 84с.
  99. В.П., соавт. Миньковский Г. М. и др. Уголовно-правовые средства борьбы с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. -М., 1990.
  100. В.П., Побегайло Э. Ф. Уголовно-правовые средства предупреждения тяжких преступлений против личности. М., 1989. — 79с.
  101. Ю.В. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых в процессе приватизации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: Юрид. ин-т МВД РФ, 1995. — 20с.
  102. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. — 642с.
  103. Россия на рубеже тысячелетий. М.: ИМПЭ. 2000. — 420с.
  104. JI.К. Основы теории и методологии правовой статистики: Дис. в виде науч. докл. на соиск. учен. степ, доктора юрид. наук. М.: ЮИ МВД России, 1999. — 58с.
  105. А.Б. Криминология и ее значение для профилактики деятельности органов внутренних дел: Лекция. М., 1985. — 50с.
  106. Ф.С. Ответственность за конституционные правонарушения. Тюмень: Тюменский ЮИ МВД РФ, 1998. — 16с.
  107. Современная преступность: Новые исследования: Сб. научных трудов. М.: НИИ МВД РФ, 1993. — 142с.
  108. П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики и общественных отношений / Пер. с англ., комментарии и статья В. В. Сапова. СПб.: РХГИ, 2000. -1056с., илл.
  109. Социальные отклонения. -2-е изд. перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1989.-366с.
  110. А.П. Правонарушения в сфере избирательной системы субъекта Российской Федерации: Монография. Екатеринбург: УрГЮА, 1999. -217с.
  111. Теоретические вопросы изучения причинного комплекса преступности: Сб. науч. трудов. М.: Академия МВД СССР, 1981. — 115с.
  112. А.Ф. Криминологические основы программно-целевого предупреждения преступности: Учеб. пособие. М.: Акад. МВД РФ, 1993.
  113. Тюмень начала XXI века. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2002.335с.
  114. Транснациональный наркобизнес: новая глобальная угроза. М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. — 264с.
  115. Укрепление общественного порядка и законности в правовом государстве: Межвуз. сб. науч. трудов. М.: МВШ МВД СССР, 1990. — 214с.
  116. Устав Тюменской области: научно-практический комментарий / Под ред. профессора И. П. Марова. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2002. — 272с.
  117. К. Преступность и криминология в современной Японии /Пер. с яп./ Под общ. ред. и вступ. ст. Н. Ф. Кузнецовой и В. Н. Еремина. М.: Прогресс, 1989. -256с.
  118. В. Введение в криминологию. М.: Прогресс, 1985. — 311с.
  119. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. -504с.
  120. A.JI. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995. -768с.
  121. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1975. — 240с.
  122. Э.Г. Измерение влияния политико-экономических факторов на преступность в Тюменской области // Научные исследования высшей школы (сборник научных трудов). Тюмень: Юридический институт МВД РФ, 2000.
  123. A.M. Социология экономической преступности. М.: Наука, 1988. -256с.
  124. A.M. Теория криминологии и социальная практика / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1985 — 244с.
  125. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты
  126. В.Н., Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 228с.
  127. В.Р. Политические конфликты, их социально-экономические и культурные детерминанты (региональный аспект): Автореф. дис.канд. социолог, наук. Тюмень: Тюменский гос. нефтегазовый университет, 1999. — 18с.
  128. С.Е. Моделирование в криминологии: Учеб. пособие. М.: МВШ МВД СССР, 1973. — 100с.
  129. С.Е. Системный подход и преступность: Учеб. пособие. М.: Академия МВД СССР, 1980. — 139с.
  130. JI.B. Социальная политика властных структур как фактор стабилизации общества: Автореф. дис.канд. социолог, наук. Тюмень: Тюменский гос. нефтегазовый университет, 1999. — 26с.
  131. Л.Д. Квалификация преступлений (понятие, значение и правила): Лекция. М.: Академия МВД СССР, 1991. — 50с.
  132. Я.И. Криминология: Курс лекций. СПб.: Питер, 2002.384с.
  133. К.К., Кондратюк Л. В. Анализ состояния преступности и планирования деятельности подразделений уголовного розыска: Учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1998. — Ч. 1. — 112с.
  134. Н.М. Конституционно-правовые основы отношений края или области с входящими в их состав автономными округами: Автореф. дис.канд. юрид. наук. Тюмень: ТГУ, 1998. — 19с.
  135. Т.А. Формирование ценностных ориентаций личности в субъектно-объектном взаимодействии образовательного процесса: Автореф. дис.канд. социолог, наук. Тюменский гос. нефтегазовый университет, 2002. -24с.
  136. А.В. Правовые основы организации и деятельности следственных частей в системе министерств и управлений внутренних дел: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 27с.
  137. А.П. Организация системы информации и аналитическая работа в органах внутренних дел: Лекция. М.: ВШ МВД СССР, 1971. — 30с.
  138. В.И. Проблемы комплексного анализа и предупреждения преступности в регионе (по материалам Приволжского федерального округа): Автореф. дис.канд. юрид. наук. Н. Новгород: Академия МВД России, 2002. -21с.
  139. Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел: Учеб. пособие. Тюмень: ВШ МВД России. ю 1994. -140с.
  140. М.И. Статус судьи: Учеб. пособие. Новосибирск: Наука, 2000. — 444с.
  141. И.А. Прогнозирование оперативной обстановки: Лекция. М.: МВД России, 1993. 27с.
  142. Н.С. Криминологические аспекты обеспечения органами внутренних дел социально-правового контроля над терроризмом: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2002. — 24с.
  143. Криминологическая характеристика и профилактика негативных социальных явлений, связанных с преступностью: Лекция. М.: ВНИИ МВД России, 1998. -48с.
  144. Криминологияб Учебник. М.: МГУ, 1994. — 415с.
  145. B.C. Профилактика правонарушений, совершаемых мигрантами: Учеб. пособие. М.: ВЮЗШ МВД России, 1992. — 51с.
  146. А.А. Криминологические проблемы борьбы органов внутренних дел с грабежами и разбоями: Учеб. пособие. М.: МВШ МВД СССР, 1990.- 58с.
  147. С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступления: Учеб. пособие. Омск: ОВШМ МВД СССР, 1989. — 71с.
  148. В.В. Уголовно-правовая борьба органов внутренних дел с преступлениями в сфере торгово-предпринимательской деятельности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2002. — 36.
  149. Р.З. Криминологические особенности преступности и предупреждение органами внутренних дел ее проявлений в регионе с особым экономическим статусом: Автореф. дис.канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2001. — 27 с.
  150. В.А. Меры пресечения в уголовном судопроизводстве: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М.: Академия МВД России, 1996. — 47с.
  151. В.А., Самоделкин С. М. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: Учеб. пособие. Волгоград: ВСШ МВД России, 1995. — 68с.
  152. В.А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания (теоретико-методологическое исследование): Авто-реф. дис.докт. юрид. наук. Екатеринбург: УрГЮА, 1994. — 35с.
  153. В.А. Научные основы квалификации преступлений: Учеб. пособие. Тюмень: ЮИ МВД России, 1996. — 72с.
  154. С.В. Органы внутренних дел и население в профилактике преступности: Автореф. дис.канд. юрид. наук. СПб.: Университет МВД России, 1999. — 26с.
  155. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Учебник. М.: Академия управления МВД России, 2000. — 322с.
  156. Планирование экономического и социального развития регионов: Учебник. М.: Экономика, 1987. — 227с.
  157. Социальная статистика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1997. -416с.
  158. Статистика: Учебник. М.: Витрэм, 2002. — 448с.
  159. Теория статистики: Учебник. М.: ИНФРА. 2000, — 414с.
  160. Эконометрика: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. — 344с.
  161. Э.Г. Преступность, обусловленная политико-экономическими факторами (региональный криминологический анализ на примере Тюменской области): Дис.канд. юрид. наук. М.: ИГПАН, 2002. — 200с.
  162. О.В. Моделирование криминогенности социально опасных явлений: Автореф. дис.канд. социолог, наук. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 21с.1. График № 1.
Заполнить форму текущей работой