Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение мер и параметров, позволяющих более эффективно влиять на международное движение капитала и деятельность транснациональных корпораций путем синтеза современных концепций (теорий) международного движения капиталавыявление и создание стимулов, каналов и механизмов исправления деформаций существующей в настоящее время системы ввоза и вывоза капитала в России, а именно: неэффективности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния и тенденции вывоза и ввоза капитала в мире, роль и место России в данном процессе
    • 1. 1. Понятия и существующие концепции вывоза и ввоза капитала
    • 1. 2. Тенденции развития вывоза и ввоза капитала в мире, роль и место России в данном процессе
    • 1. 3. Государственное регулирование вывоза и ввоза капитала
  • Глава 2. Формирование стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России
    • 2. 1. Необходимость формирования стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России
    • 2. 2. Процесс формирования стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России
    • 2. 3. Методы и формы государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России
  • Глава 3. Эффективность стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России
    • 3. 1. Пути повышения эффективности стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России
    • 3. 2. Факторы, снижающие эффективность стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России

Формирование стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что на протяжении последнего десятилетия Россия все более и более вовлекается в процесс глобализации мировой экономики, а, следовательно, становится все более открытой как для использования преимуществ, которые дает международный финансовокредитный рынок, так и для давления негативных тенденций на развитие экономики. В связи с этим, в результате резкого перехода от централизованного регулирования экономики к рыночному механизму сложилась ситуация, когда в стране не созданы объективные предпосылки для продуктивного, рационального и рентабельного использования, как иностранного, так и отечественного капитала в масштабе экономики в целом. Участие России в международном обмене капиталом способствует растрачиванию потенциальных и реальных национальных производственных ресурсов, сокращает объем внутренних инвестиций и капиталовложений, снижает возможности роста российского производства и его структурной перестройки, нарушает устойчивость финансовых рынков, приводит к ассиметрии основных его сегментов, отрицательно влияя на состояние платежного баланса, валютные резервы и курс рубля, решая эти вопросы в пользу зарубежных стран и укрепляя конкурентную мощь своих зарубежных партнеров, в том числе путем создания искусственного спроса на более дешевые международные кредитные ресурсы, в ущерб своим глобальным экономическим интересам. При этом четкие стратегии движения капитала, на базе которых развитые государства и международные организации реализуют свои экономические и геополитические интересы наиболее эффективным образом, достигая при этом как долговременных стратегических целей, так и повседневных экономических преимуществ, представляют весомую угрозу интересам национальной безопасности России. Значительные объемы вывозимого из России капитала, преимущественно в нелегальной форме, как одного из наиболее значимых факторов экономического роста приводит к потере значительной части экономических ресурсов, политического веса, позиций на внешних рынках и потенциала к устойчивому развитию.

В связи с этим в целях достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности российской промышленности, улучшения структуры ввозимого и вывозимого капитала и его географической направленности, отвечающим национальным интересам России, а также сокращения каналов утечки капитала из страны, необходимо создание как на государственном, так и на региональном уровне системы управления и контроля за движением капитала в форме долгосрочной стратегии государственного регулирования движения капитала и эффективного механизма ее реализации, который противостоял бы дестабилизирующему воздействию потоков международного капитала и был направлен на максимальное использование их преимуществ.

Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной науке проблема формирования стратегии государственного регулирования процессов трансграничного перемещения капитала в комплексе еще не исследовалась и российский опыт еще достаточно «молод», чтобы давать полноценные рекомендации по формированию соответствующей стратегии.

Между тем, из совокупности важнейших вопросов, которые остаются не решенными и не достаточно полностью исследованными, можно выделить следующие:

— механизм и основные этапы формирования стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала как действенной системы управления;

— какие методы и формы государственного регулирования трансграничного перемещения капитала необходимо использовать для достижения поставленных в данной стратегии целей;

— существуют ли пути повышения эффективности указанной стратегии.

Цель исследования состоит в формировании эффективной стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в Российской Федерации для поддержания национальной конкуреностособности в борьбе за привлечение и рациональное использование мировых экономических ресурсовкапитала, а также за удержание собственных.

Задачи исследования. Цель исследования предопределила круг следующих теоретических, методологических и практических задач как комплекса мер по формированию стратегии, решение которых составило содержание работы. К важнейшим из них относятся:

— определение теоретикоконцептуальных основ формирования стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала, в том числе понятийного аппарата непосредственно применительно к теме и целям настоящего исследования, включающего понятия категорий «капитал», «стратегия, тактика и политика государственного регулирования вывоза и ввоза капитала» и «эффективность стратегии»;

— определение мер и параметров, позволяющих более эффективно влиять на международное движение капитала и деятельность транснациональных корпораций путем синтеза современных концепций (теорий) международного движения капиталавыявление и создание стимулов, каналов и механизмов исправления деформаций существующей в настоящее время системы ввоза и вывоза капитала в России, а именно: неэффективности структуры импортируемого капитала, выраженной преобладанием в ней «прочих инвестиций», в основном кредитов, и их нерациональном использовании на текущее потреблениенезначительного размера портфельных и прямых иностранных инвестиций в общем объеме поступающих в Россию зарубежных капиталовложений, а также незначительного удельного веса иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономикузначительного объема скрытого самофинансирования предприятий (репатриации средств, ранее вывезенных за рубеж по теневым каналам) — качественого улучшения отраслевой структуры ввозимого иностранного капитала в соответствии с задачами подъема и структурной перестройки экономики России: периориентация иностранного капитала из вложения в отрасли, в которых производится продукция, имеющая в долгосрочном плане для него стратегическое значение, в связи с тем, что ее реализация будет гарантированна относительно стабильным спросом на мировом рынке (нефтедобыча, металлы, лесопродукция), а также характеризующиеся максимальной рентабельностью и быстрым оборотом вложенных средств (пищевая промышленность, сфера услуг) в высокотехнологичные отрасли и отрасли высокой степени переработкиустранение деформаций в региональном распределении потоков и сильной дифференциации регионов России по соотношению инвестиционного потенциала и рискаустранение перекосов капиталообразования, характеризующихся превышением оттока капитала над его притокомтрансформации сбережений населения, предприятий и государства в инвестиции.

— разработка алгоритма формирования стратегии, тактики и политики регулирования движения капитала как комплекса мер и приоритетов для достижения поставленных целей;

— разработка комплекса мер, направленных на качественное улучшение бюджетноналоговой и денежнокредитной политик как инструментов стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала, приданию им более действенной основы, а также на развитие системы активноструктурных инструментов, имплементационных и институциональных мероприятийсоздание механизма повышения эффективности формируемой стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России;

— формирование основных направлений антикоррупционный политики, как фактора, снижающего эффективность формируемой стратегии, и выработка комплекса мер программы противодействия коррупции в сфере вывоза и ввоза капитала.

Научная методология и методика исследования. Поставленные в диссертации цели и задачи решаются в рамках макроэкономического, институциональноструктурного и системного (метода системного анализа и синтеза, сопоставительного анализа, статистических расчетов, измерений, эксперимента, изучения отечественных и зарубежных источников) подходов к определению понятий стратегии и капитала, выявлению причин и предпосылок вывоза и ввоза последнего, выработке мер по регулированию его движения.

Также исследователем использовались историкологический, позитивные и нормативный подходы, а также методы научного познания, научной абстракции, индукции и дедукции, экономикоматематического моделирования и математической статистики, восхождения от абстрактного к конкретному. В решении поставленных научных и научнопрактических задач исследовательская работа строилась не только на анализе процессов, происходящих в России, но и с учетом специфики формирования и развития национальных рынков капитала и их международной интеграции.

Классические и современные подходы к анализу движения капитала и построения стратегий, изложенные в трудах вышеуказанных зарубежных и отечественных ученых послужили общетеоретической базой исследования, а также использовались автором в исследовании специфических особенностей реализации исследуемых процессов в России. Кроме того, при проведении исследования использовались законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации и международных организаций.

Использованный в работе эмпирический массив данных о межстрановом перемещении капитала, качественных характеристиках методов и форм регулирования вывоза и ввоза капитала, получен автором в органах государственной статистики (Госкомстат России), Банке России, из публикаций в отечественной и зарубежной печати, российских и зарубежных справочниках и сборниках, а также на официальных сайтах исследовательских институтов, банков и иных финансовых институтов, в том числе международных.

Объект исследования — вывоз и ввоз капитала в России в денежной форме, особенности его эволюции за период с 1981 по 2003 годы.

Предмет исследования — функциональное наполнение и институциональное обеспечение процесса государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России путем формирования стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в критериях создания условий устойчивого экономического роста.

Научная новизна заключается в комплексной разработке научно-методологических и практически ориентированных организационноуправленческих проблем формирования стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России на современном этапе, обосновании ключевых направлений повышения ее эффективности. Наиболее существенные результаты, полученные лично автором:

— обоснована необходимость формирования единого цивилизованного поля государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом капитала в России в форме соответствующей стратегии;

— предложен ряд новых положений, обеспечивающих дальнейшее развитие механизмов межстранового перемещения капитала, в том числе в отношении необходимости направления политики российского правительства в области привлечения капитала на стимулирование приоритетных секторовлидеров, обладающих уникальными технологиями и ноухау в необходимых объемах с учетом оптимизации отраслевой структуры российской экономики и улучшению ее качественной составляющей. Даны рекомендации по созданию соответствующей законодательной базы (прежде всего принятия закона о производных инструментах) и соответствующей инфраструктуры;

— разработаны концептуальные основы и практические меры по формированию стратегии, тактики и политики государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России как циклического алгоритма стратегического управления, состоящего из логически взаимосвязанных этапов, обеспечивающих качественно новое развитие российской экономики;

— сформирована система инструментов (методов и форм) реализации стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала для поиска и абсорбирования желаемых типов движения капитала, а также защиты от тех потоков, которые представляют угрозу экономической безопасности России, включающей всю совокупность экономических инструментов государственного регулирования: активноструктурные, фискально-структурные, монетарные и другие инструменты;

— разработан механизм повышения эффективности формируемой. стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России — модульная программа управления эффективностью как составная часть указанной стратегии, состоящая из совокупности структурированных элементов (модулей), необходимых для конкретных направлений управленческой деятельности и позволяющих использовать их как в совокупности так и по отдельности в зависимости от ситуации и поставленных целей, ориентируясь на конечный результат, а также адаптируя ее к конкретным проблемам и потребностям;

— разработаны основные направления и меры, обеспечивающие реализацию программы противодействия коррупции в сфере вывоза и ввоза капитала в России как составной части антикоррупционный политики, в том числе включающей введение кодифицированной системы процедур подготовки и принятия административных решений, иной административной деятельности, установление законодательных рамок для сужения сферы применения разрешительного принципа в регулировании вывоза и ввоза капитала в различных его формах, декоммерциализацию государственной и муниципальной деятельности, направленной на регулирование вывоза и ввоза капитала, путем делегирования ряда подобных полномочий институтам гражданского общества, создание постоянно действующего независимого общефедеральиого органа по предупреждению коррупции, а также заключение со странами-партнерами по экономическим связям соглашений об отказе от коррупции как средства конкуренции и имплементации в национальном законодательстве соответствующих принципов и введение дискриминационных мер для бизнесменов с учетом зарубежного опыта.

Теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов. Изложенные в работе концептуальные основы формирования стратегии государственного регулирования в России трансграничного перемещения капитала обладают большим потенциалом практической реализации. Они могут быть использованы при разработке положений долгосрочной государственной стратегии социальноэкономического развития России в целях снижения неопределенности экономической деятельности и политической ситуации, что является одним из необходимых условий создания устойчивого экономического роста. Материалы диссертации, авторские предложения могут быть использованы также при подготовке учебных программ, лекционных курсов, методических пособий для экономических факультетов и вузов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обобщены как в выводах по отдельным главам работы, так и в ее заключении, в публикациях по теме диссертационного исследования. Кроме того, основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научной сессии профессорскопреподавательского состава Института Банковского дела РЭА им Г. В. Плеханова 16 Международных Плехановских чтений.

Ряд положений и выводов диссертации представляет собой результат теоретического и практического осмысления и обобщения задач, возникающих в практической деятельности Валютного управления Московского главного территориального управления Центрального банка Российской Федерации. Полученные в диссертации результаты, использовались при подготовке автором предложений и рекомендаций по совершенствованию системы валютного регулирования и валютного контроля в России для Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России и Государственной думы Российской Федерации.

Структура диссертации. Структура и содержание диссертации обусловлены целью и задачами настоящего исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения в виде выводов и предложений, библиографии, включающей 309 наименований и 27 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного в диссертационной работе исследования и выявленных уроков мирового опыта регулирования вывоза и ввоза капитала автором сделаны следующие выводы:

— капитал, являясь решающей категорией социально-экономической рыночной системы, взаимообуславливает все без исключения отношения, в том числе отношения, возникающие в процессе движения международных финансовых потоков;

— основной тенденцией развития мировой экономики в последнее время становится значительное увеличение международного обмена капиталом, что позволяет говорить о становлении нового мирового порядка, в котором главенствующую роль начинает играть международный капитал и, соответственно, страны и корпорациидоноры рынка капитала. В же время остальные станы — дебиторы указанного рынка, к числу которых в настоящее время можно отнести и Россию, образовывают перефирию экономической системы, которая характеризуется неэквивалентным экономическим обменом, присваиванием части национального дохода этих стран и эмиссионного дохода в масштабах всей экономической системы. Причем данные страны теряют возможность проведения суверенной экономической политики и управления собственным развитием;

— транснациональный капитал стремится к тотальному контролю над мировым рынком в целом и каждой его страновой составляющей в частности, концентрируя свои усилия на установлении контроля над наиболее рентабельными сферами деятельности, имеющими для страны стратегическое значение, где источником доходов становиться, в том числе обладание политической, природной или интеллектуальной монополиями, что втягивает перефирийные страны, в том числе Россию, в ловушки сырьевой специализации и внешней задолженности;

— подобное ограничение суверенитета в торговой и промышленной политики лишает страну возможностей использования инструментов стимулирования экономического роста и государственного регулирования экономики в целях повышения ее конкурентоспособности, инвестиционной и инновационной активности. Страна оказывается в полной экономической зависимости от иностранного капитала, определяющего возможности и направления развития экономики;

— при этом текущая ситуация в России характеризуется значительными перекосами капиталообразования — превышением оттока капитала над его притоком, что выглядит особенно парадоксально на фоне данных о размерах валового сбережения в России (33% валового продукта) и отказа государства, сосредотачивающего около трети валовых сбережений через налоги, от роли инвестора;

— проводимая в настоящее время в России государственная политика в силу методологической несостоятельности поставленных целей и задач объективно сдерживает рост эффективности экономики, делает невозможным проведение эффективного государственного регулирования движения капитала, в том числе путем прогнозирования и планирования.

Таким образом, по итогам проведенного в диссертационной работе стратегического анализа состояния и тенденций межстранового перемещения капитала в целях вывода России на траекторию устойчивого экономического роста и благосостояния общества через обеспечение национального контроля над природными ресурсами и ключевыми отраслями экономики, в том числе создание предприятийнациональных лидеров, «локомотивов» экономического роста, проведение активной политики стимулирования научнотехнического прогресса и инвестиционной активности, поддержание государственной монополии по контролю за денежной системой, эмиссионным доходом, осуществление валютного контроля, автор считает необходимым проводить указанные мероприятия в рамках единой стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала в России, являющейся составной частью социально-экономической стратегии государства.

Для этого необходимо предпринять следующие меры, направленные на достижение в России экономического роста, путем формирования в России стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала:

I. Создание необходимой и достаточной организационной базы по разработке и реализации стратегии, тактики и политики, направленных на регулирование вывоза и ввоза капитала, заключающейся в сосредоточении задач прогнозирования и планирования движения капитала в органе, который обладал бы достаточной силой для принятия и реализации ключевых решений.

И. Разработку и реализацию четкой стратегии (как минимум на 30-летний период) вывоза и ввоза капитала, включающей этапы, определенные в главе 2 настоящей диссертационной работы, и являющейся составной частью стратегии социально-экономического развития России, направленной не просто на экономический рост, а на качественно новое развитиеа также четкой тактики и государственной политики данной стратегии.

III. Создание системы инструментов (методов и форм) реализации стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала и более эффективное их использование, для поиска и абсорбирования желаемых типов движения капитала, а также защиты от тех потоков, которые представляют угрозу экономической безопасности России, включающей всю совокупность экономических инструментов государственного регулирования: активноструктурные, фискальноструктурные, монетарные и другие инструменты, путем:

1- введения системы государственных гарантий как инструмента задержки бюджетом текущих платежей, помощи так называемым «околобюджетным» организациям в привлечении дополнительного внешнего финансирования, а также как использованиг кредитного рейтинга страны как катализатора реализации многих инвестиционных проектов;

2- применения государственного финансирования инвестиционных проектов, осуществляемого на основе финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов на условиях размещения выделенных бюджетных средств на конкурсной основе, а также целевого финансирования федеральных инвестиционных программ для поддержания приоритетных направлений развития экономики, а также устранения диспропорций, вызванных несовершенством рынка;

3- проведения государством политики управления внешним «активным» и «пассивным» долгом в целях выработки стратегии управления задолженностью органов государственной власти, рассматривая в качестве приоритетных направлений долговой политики следующие схемы операций: «погашение долга в обмен на инвестиции», «погашение долга в обмен на собственность, акции», «погашение долга в обмен на сохранение природы»;

4- широкого использования различных организационных форм финансирования инвестиционных проектов, широко используемых в мировой практике (дефицитного, акционерного, проектного и международного финансирования инвестиций, а также кредитования) для увеличения возможности государства по регулированию и контролю за инвестициями;

5- совершенствования институциональной структуры российской экономики, через становление национальных кредитно-финансовых учреждений (развитие и совершенствование функций Банка России, коммерческих банков, а также небанковских кредитнофинансовых учреждений, формирование банковского сектора в регионах в соответствии с численностью, необходимой для обеспечения стабильности и экономических интересов регионов России), проведение кредитнофинансовой реформы и развитие рынка капиталапроведение взвешенной внутренней и внешней денежнокредитной политики, а также устранения диспропорций в неравномерности распределения финансовых ресурсов от регионов в центр (Москву) в целях уменьшения зависимости промышленных регионов от финансового центра;

6- создания механизмов использования валютных резервов Банка России для стимулирования инвестиций с учетом выявленных в настоящей работе ограничений: только на цели использования данных средств за рубежом, например, для досрочного погашения внешнего долга либо покупки Банком России внешних долговых обязательств государства с последующей их реструктуризацией (что уменьшит долговую нагрузку на бюджет и, в свою очередь, позволит в перспективе снизить уровень налогов и стимулировать инвестиционную активность), импортирования оборудования в целях модификации реального сектора экономики посредством государственного кредитования и/ или страхования таких поставок, а также использование валютных резервов для кредитования вложений российских компаний в зарубежные активы;

7- ограничение притока краткосрочного капитала и оптимизация распределения ввозимого капитала по регионам страны и отраслям промышленности с целью недопущения дополнительного расширения денежного предложения и быстрого роста курса рубля в условиях высокого положительного сальдо торгового баланса и ограниченных возможностей денежных властей по стерилизации рублевых интервенций на валютном рынке, в том числе путем введения ограничения на величину (или темпы роста) иностранных пассивов коммерческих банков. Практическая реализация данной меры может быть проведена через установление специальных нормативов доли иностранных обязательств в общем объеме пассивов банка;

8- создания системы рефинансирования Центральным банком Российской Федерации, что будет способствовать решению проблемы дефицита инвестиционных кредитов промышленных предприятий и налаживанию полноценного денежного обращения в интересах развития национальной экономики и уменьшит влияние валютного фактора на регулирование российского денежного обращения, в том числе путем переучета векселей первоклассных коммерческих банков, позволяя ограничить перелив денежных ресурсов на валютный рынок для спекулятивных операцийучетных кредитов, предоставляемых коммерческим банкам под покупку (с дисконтом) высоколиквидных векселей предприятий реального сектора и казначейских векселейсоздания определенной модификации системы переучета Банком России векселей промышленных предприятий, учтенных коммерческими банками, путем учета векселей самих коммерческих банков на общую сумму векселей промышленных предприятий, которые были ими учтены, что позволит переложить кредитные риски по невозврату кредитов промышленными предприятиями на коммерческие банки, которые имеют большую возможность для определения кредитоспособности заемщиков;

9- преодоления зависимости от валютных поступлений с помощью перевода оплаты российского экспорта на рублевую основу через создание финансовой инфраструктуры и экономических стимулов (введения внешней конвертируемости рубля, создание системы рублевых корреспондентских счетов первоклассным западным банкам напрямую в Банке России), что ограничит возможности использования экспортерами схем вывоза капитала и уклонения от уплаты налогов, а также заставит США и ЕС лишиться сеньоражного дохода, получаемого ими в связи с оплатой российского экспорта своей национальной валютой;

10-выравнивания условий налогообложения, снижения общего налогового бремени и упрощения налоговой системы, при одновременном снижении уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков, а именно:

11-определения предела налогообложения с учетом отраслевой принадлежности хозяйствующих субъектов и связанных с этим объективных факторов объема и структуры расходов, скорости оборота капитала в целях исправления перекосов размера и качества инвестируемого по отраслям и регионам России капитала, обусловленных, в том числе неравномерной налоговой нагрузкой по отраслям экономики России и по регионам — слабым отражением в структуре налогообложения российской экономики ее сырьевой направленности и деформированностью распределения налоговой нагрузки по отраслям экономики и по регионамсовершенствовать механизмы установления ставок и налоговой базы роялти (налога на добычу полезных ископаемых) путем взимания налоговых платежей с исчерпаемых природных ресурсов и различных форм природной ренты, при условии варьирования размера платежей в зависимости от трудности извлечения сырья и степени использования месторождений, а также нанесенного ущерба экологии,.

12-создания предпосылок для эффективного амнистирования капитала: увеличения числа реально используемых инструментов денежнокредитной политики, в том числе инструментов стерилизации, создания предпосылок для направления капиталов в стратегические для России отрасли экономики, развития фондового рынка и числа используемых на нем инструментов;

13-концентрации учетной, счетной и контрольной деятельности налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных, выведения налогоплательщиков на единый канал расчетов по всем основным видам налогов, придания налоговому законодательству большей четкости и «прозрачности», в том числе посредством мер по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава вычитаемых затрат, а также по пересмотру и отмене большинства налоговых льгот, сокращению перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств и др. в целях устранения прогрессирующего усложнения налоговых процедур и правил, что способствует увеличению склонности налогоплательщиков к неполному выполнению своих обязанностей, к использованию специальных методов обхода налоговых законов, уклонения от уплаты налогов, в том числе путем вывоза капитала в оффшорные центры, удорожанию процесса учета и сбора налоговых платежей, а также уменьшению заинтересованности иностранных инвесторов в долгосрочном инвестировании капитала в российскую экономику;

14-возобновления инвестиционной льготы по налогу на прибыль как альтернативы снижению общей налоговой нагрузки, причем в целях ее максимальной эффективности концентрировать ее в точках экономического роста, а также механизма налогового кредита в целях улучшения условий для экономического роста, ввоза иностранного капитала в форме инвестиций, а также для предотвращения оттока капитала путем противопоставления внутренних инвестиций в качестве конкурентоспособной альтернативы вывозу капитала за рубеж;

15-повышения качества проводимых органами налогового контроля документарных проверок, укрепления налоговой дисциплины и ответственности, разработки эффективных методов контроля и взыскания. Налоговые органы должны не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, в том числе через «оффшорные схемы», но и оперативно перекрывать возможные каналы возникновения налоговых нарушений посредством совершенствования нормативноправовой базы;

16-проведения эффективного земельного регулирования, через такие регуляторы как гарантии на право собственности и его передачу, поддержание конкуренции, а также законодательное регламентирование для создания и поддержания благоприятного инвестиционного климата в стране, стабилизируя тем самым как входящие как и исходящие потоки капитала;

17-внешнеэкономического регулирования через широкий спектр мер и инструментов таких как государственное воздействие на структуру экспорта и импорта, на процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, движением капитала в страну и из страны, валютное регулирование, в том числе путем вступления России в ВТО;

18-использования механизмов антимонопольной политики в целях нейтрализации негативных последствий, связанных с ослаблением конкуренции и оказанием монополистами значимого влияния на процессы движения капитала;

19-проведения экологической политики, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечению дополнительных инвестиций в рамках Российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды на выполнение проектов, которые включают мероприятия, направленные на восстановление окружающей среды, снижение уровня загрязнения окружающей среды на действующих предприятиях, а также привлечение финансовых ресурсов или погашения долгов, которые могут быть реализованы в рамках присоединения России к Киотскому протоколу и участия в нем (зачет части российских долгов в обмен на сокращение выбросов в атмосферу, использование квот сокращения выбросов в качестве обеспечения внешних связанных и несвязанных кредитов, которые фактически могут выполнять функции государственных гарантий при новых заимствованиях, привлечение инвестиций на российские предприятия в рамках проектов совместного осуществления, что может способствовать выделению крупных финансовых ресурсов с погашением кредитов квотами сокращения выбросов парниковых газов, образующимися в рамках данных проектов, а также выпуск по обеспечение квотами ценных бумаг и их размещение на международных финансовых рынках, что в свою очередь, может стимулировать создание фондов для привлечения средств на экологические проекты).

20- создания единой специальной государственнообщественной системы в интернете с размещением в ней информации о текущей деятельности правительства России, деятельности регионов, формирования, накопления и обновления базы данных о конъюнктуре рынка капитала, анализа состояния и оценки перспектив развития региональных сегментов рынка во внутренних и международных сетях, размещения информации об инвестиционных проектах, имеющих реальные государственные гарантии и льготное налогообложение, проведения «SWOT-анализа», постоянного мониторинга отраслевой, институциональной геополитики зарубежных государств и предприятий, совместной работы с представителями различных зарубежных организаций и правительств иностранных государств, касающейся их участия в различных инвестиционных программах развития секторов российской экономики -«локомотивов экономического роста», а также путем использования методов повышения инвестиционного имиджа России, что может быть обеспечено следующими маркетинговыми мероприятиями: паблисити (пропаганда достижений России в том числе в области инвестиционного климата и развития экономики), стимулирование притока инвестиций, рекламу предприятий, нуждающихся в инвестициях, а также различные выставки, ярмарки, конференции, семинары, форумы, круглые столы и личные встречи.

IV. Осуществления постоянного и детального мониторинга за стратегиями движения капитала странпартнеров и потенциальных конкурентов России, в том числе с целью поиска, анализа, оценки альтернатив и угроз, а также стратегического выбора.

V. Проведение политики, направленной на повышение эффективности сформированной стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала-внедрением предлагаемой в настоящей диссертационной работе модульной программы управления эффективностью стратегии государственного регулирования вывоза и ввоза капитала как составной части указанной стратегии и состоящей из совокупности структурированных элементов, необходимых для конкретных направлений управленческой деятельности.

VI. Максимальное устранение как изъянов государства, так и изъянов рынка, связанных с высокой коррумпированностью их органов, через внедрение предложенной в настоящей диссертационной работе программы противодействия коррупции в сфере вывоза и ввоза капитала, создание механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, выработку, разработку антикоррупционна политики, направленной на устранение (минимизацию) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в сфере вывоза и ввоза капитала и проведение антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства.

Эти меры будут способствовать правильной организации в России системы государственного регулирования вывоза и ввоза капитала, что в свою очередь создаст стимулы для достижения экономического роста, а также укреплению позиций России в мировом сообществе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  2. Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488−1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
  3. Закон Российской Федерации от 9.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  4. Закон Российской Федерации от 9.10.1992 № 3615−1 «О валютном регулировании и контроле»
  5. Федеральный закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»
  6. Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 № 1773 «О проведении налоговой амнистии в 1993 году»
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 910-р «О программе социально экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 — 2004 годы)»
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.1994 № 849 «О порядке разработки и представления платежного баланса Российской Федерации»
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.1994 № 1108 «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»
  10. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1995 № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.1998 № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу»
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.1995 № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»
  13. Постановление Госкомстата России от 28.10.2002 № 205 «Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-инвест «сведения об инвестициях в Россию из-за рубежа и инвестициях из России за рубеж»
  14. Стенограмма заседания Комитета по экономической политике Государственной думы Российской Федерации Федерального собрания от 23.06.94. С. 5.1. Монографии:
  15. Л.И. Избранные труды в 4-х томах / Л. И. Абалкин. -М.: Экономика Т. 4: В поисках новой стратегии. -2000.-799 е.
  16. Австрийская школа в политической экономии Сборник, перевод., составит. Л. С, Автономова. -М.: Экономика 1992
  17. С.А., Хиторян B.C. «Прикладная статистика и основы эконометрики», Tl, Т2, -М.: ЮНИТИ, 2001
  18. Т. Статистический анализ временных рядов, М.: Мир, 1976
  19. А.В. Юность науки М.: Политиздат, 1987, Гл. 2,5
  20. И. Новая корпоративная стратегия/ пер. с англ. С Жильцова С-Пб, М. Харьков: Питер, 1999
  21. Антология экономической классики Т.7 М.: Эконов-Ключ, 1993
  22. Г. Н. Денежно-кредитное регулирование: опыт развивающихся стран М.: Финансы и статистика, 1992
  23. А., Хабермайер К., Лоренс Б., Эткер-Роб И., Каналес- Криленко Д.- И., Кириленко А. Контроль за движением капитала: опыт стран по его введению и отмене/ Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2001-
  24. Г. Маркетинг : Принципы и стратегии: Пер. с англ./ Г. Ассэль. -Изд.2-е. -М.: Инфра-М, 1999.-804 е.
  25. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка/ Л. Е. Басовский. -М.: ИНФРА-М, 1999.
  26. М. Экономическая теория в ретроспективе М.: Дело, 1994
  27. Г. Н., Денисов Б. А. Реальный и фиктивный капитал: опыт политологического исследования: монография/ ГУУ -М, 1999
  28. К. Основы стратегического менеджмента/ К. Боумэн- Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. -М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.-175 е.
  29. А.С. Вывоз капитала: своя компания за рубежом, М., БЕК, 1996 с. XII- XIX.
  30. Е.И. Стратегия и экономическая политика государства М: Академический проект, 2003
  31. Р. Буря над многонациональными (пер. с англ.), М. Прогресс, 1982
  32. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство : Возможности для будущего процветания: Пер. с англ./ X. Виссема. -М.: Финпресс, 2000.-272 е.
  33. О.С. Стратегическое управление/ О. С. Виханский. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарика, 1998.-292 е.
  34. Всемирная история экономической мысли: В 6 т., Т.4 Теории социализма и капитализма в межвоенный период/ МГУ им. Ломоносова: Гл. редактор В.Н. Черновец- М.: Мысль, 1990
  35. Е.Т. Современный экономический рост и стратегические перспективы социально-экономического развития России : Выступление на Ученом совете ИЭПП 26 февраля 2003 г./ Е. Т. Гайдар. -М., 2003.-44 е.
  36. Р. Финансовый капитал- М., 1959
  37. С.Ю. О стратегии развития российской экономики/ Научный доклад М.: ЦЕМИ РАН, 2001
  38. В.В. Статистический анализ М.: Фили, 1998
  39. Е.Т., Андрияков А. Д. Модель развития российского финансового кризиса-M.:EERC, 2002- 36с.
  40. Динамические модели экономических систем/ отв. Ред. Павлов В. Н., Баринов А. О. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999- 240с.
  41. С., Козловская А. Внутренние аспекты денежно- кредитной политики России/Институт экономики переходного периода М.: ИЭПП, 2002
  42. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии: Пер. с англ./ П. Дойль. -3-е междунар. изд. -С.-Пб.-М.-Харьков: Питер, 2002.-544 е.
  43. П. Введение в эконометрику М.: Инфра — М, 2001
  44. Жан- Батист Сей Трактат по политической экономии- М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации: Дело, 2000
  45. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений М.: Экономика, 1995
  46. П.В. Основы стратегического управления / П. В. Забелин, Н. К. Моисеева. -2-е изд. -М.: Маркетинг, 1998.-196 е.
  47. История экономических учений/ Под. ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. Пособ. М.: ИНФРА-М, 2000.784с.
  48. П. Внешние факторы денежно- кредитной политики Российской Федерации /Институт экономики переходного периода М.: ИЭПП, 2002
  49. О.А. Управление финансовыми рисками: Поиск оптимальной стратегии/ О. А. Кандинская. -М.: Консалтбанкир, 2000.-272 е.
  50. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег, М.: Гелиос АРВ, 2002
  51. А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. — М.: «Международные отношения», 1998
  52. Коуз, Рональд Фирма, рынок и право, пер. с англ. Б. Пикснера, М.: Экономика, 1989
  53. , Д. Пудко Эконометрика М.: ЮНИТИ, 2002
  54. В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма, М., 1977
  55. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей (пер. с англ., общ. Ред. и предисловие М. Ивановой), -М.: Изд. Группа «Прогресс» Универс. 1992
  56. Г. Школы стратегий: стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегий менеджмента/ пер с англ. Г. Минцберг, Б. Альстренд, Д. Лэмпел С-Пб- М.- Харьков- Питер, 2001 -с. 336
  57. К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей М.: Финансы и статистика, 1986
  58. Майкл Портер Международная конкуренция. Конкурентное преимущество стран (пер. с англ.) М.: Международные отношения, 1993
  59. Международные экономические отношения.: под общ. ред. В. Е. Рыбалкина. М.: Журнал «Внешнеэкономический бюллетень», Дипломатическая Академия при МИД РФ, 1997
  60. Н.Ю. Прямые иностранный инвестиции в России. Является ли иностранное предприятие более производительным?/ Препринт #BSP/2000/04I.- М.: Российская экономическая школа- 28с.
  61. Меркантелизм/ Под ред. И. С. Плотникова. Л.: ОГИЗ-СОЦЭКГИЗ, 1935-
  62. М. Основы менеджмента : Пер. с англ./ М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури- Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евенко. -М.: Дело, 1996.-704 е.
  63. Дж. Ст. Основы политической экономии- Т.1,2, М.: Прогресс, 1980−1981
  64. Г. Стратегический процесс : Пер. с англ./ Г. Минцберг, Д. Б. Куинн, С. Гошал. -С.-Пб.-М.-Харьков: Питер, 2001.-688 с.
  65. Г. Школы стратегий: Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегий менеджмента: Пер. с англ./ Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпел. -С.-Пб.-М.-Харьков: Питер, 2001.-336 е.
  66. Г. М. Макроэкономика, -М., 1994,
  67. Р. Новая матрица, или Логика стратегического превосходства : Опыт лидеров российского бизнеса/Р. Мэтьюз, А. И. Агеев, З. А. Большаков. -М.: Олма-Пресс, 2003.-239 е.
  68. Т. История экономической теории -М.: Аспект- пресс, 1995 г.,
  69. И.В. Экономико- математические методы и модели. Выполнение расчетов с среде EXEL-M.: Финстатинформ, 2000,136с.
  70. А.И. Стратегия для будущего Президента России : Русский путь/ А. И. Подберезкин, В. В. Макаров. -М.: Духовное наследие, 2000.-168 е.
  71. Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику М.: Бюро экономического анализа- ТЕИС, 2001, стр. 28
  72. М.Э. Конкуренция : Пер. с англ./ М.Э. Портер- Под ред. Я. В. Заблоцкого. -СПб.-М.-Киев: Вильяме, 2000.-495 е. -Пер.изд.: On Competition/ Michael Porter. -Boston, 1998. -Библиогр.: с. 490−495
  73. .В. Стратегия экономики: Природный экогармонизм/ Б. В. Прыкин. -М.: ЮНИТИ, 2000.-367 е.
  74. Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Подгот. под рук. Д. С. Львова. -М.: Экономика, 1999.-794 е.
  75. Д. Начала политической экономии и налогового обложения// Избр. Соч. T.l. М., 1941 (см.: Антология экономической классики: Петти, Смит, Рикардо. М.: Эконов- Ключ, 1993)
  76. O.JI. Воспроизводственный потенциал денежно-кредитной системы России : Противоречия и перспективы/ O.JI. Рогова. -М.: Институт экономики РАН, 2001.-196 е.
  77. Россия 2015: Оптимистический сценарий/ Институт экономики РАН — Отв. ред. Л. И. Абалкин. -М.: ММВБ, 1999.-416 е.
  78. А.Р. Стратегические технологии баз данных: Менеджмент на 2000 год: Пер. с англ./ А.Р. Саймон- Под ред. и с предисл. М. Р. Когаловского. -М.: Финансы и статистика, 1999.-479 е.
  79. Саймон Грей и Гленн Хоггарт Ведение в денежно-кредитные операции М.: Центр подготовки персонала Банка России, 1998
  80. А.К. Стратегический менеджмент : Практикум/ А. К. Семенов. -М.: Дашков и Ко, 2003.-151 е.
  81. А. Исследование о природе и причинах богатства народов, Кн. У/ Антология экономической классики: Петти, Смит, Рикардо. М. Эконов-Ключ, 1993
  82. А. Основы политической экономии -T.l М.: Прогресс, 1980, стр. 86
  83. Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире М.: ЗАО «Олимп- Бизнес». 2001- 272с.
  84. Статистический анализ в экономике/ под ред. Г. П. Громыко М.: Издательство МГУ, 1992
  85. Стратегическое планирование/ Под ред. Э.А.Уткина- ассоц. авт. и изд. «ТАНДЕМ». -М.: ЭКМОС, 1998.-438 е.
  86. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке/ под. ред. А. Г. Гранберга и др.- М: Экономика, 2002
  87. В.А. Стратегия развития внутреннего рынка/ В. А. Строков. -М.: Хоре, 1999.200 е.
  88. Т.А. Дубровская Статистические методы прогнозирования- М.: ЮНИТИ, 2003
  89. А.А. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии/ А. А. Томпсон, А.Д. Стрикленд- Пер. с англ. и под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. -М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.-576 е.
  90. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
  91. Т.Д. Количественные методы в финансах/ пер. с англ./ Т. Д. Уотшем, К. Паррпмоу- ред. М. Р. Ефимова М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999, с. 527
  92. Управление эффективностью и качеством: модульная программа: Пер. с англ./ под ред. И. Прокопенко, К. Норта: В 2ч. Ч. I — М.: Дело, 2001
  93. А.И. Американская стратегия для XXI века/ А. И. Уткин. -М.: Логос, 2000.-272 е.
  94. Р.А. Стратегический менеджмент -М.: Интел-Синтез, 1997.-304 е.
  95. Л.Л. Международное движение капитала в условиях глобализации.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000−188с.
  96. И.П. Финансовая стратегия компаний/ И. П. Хоминич. -Научное издание. -М.: Российская экономическая академия, 1998.-156 е.
  97. А.Н. Новый механизм формирования эффективности/ А. Н. Цыгичко. -М.: Экономика, 1990.-192 е. -1.60 р. ЗЗС ЗЗС05
  98. A.M. Методы и модели рационального управления в рыночной экономике: Разработка управленческих решений М.: Финансы и статистика, 2001, с. 320
  99. В.А. Инвестиционная стратегия М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  100. Н.Г. Полное собрание сочинений Т. IV СПб, 1906
  101. Экономика: под ред. доц. А. С. Булатова. М.: Издательство БЕК, 1995
  102. Экономическая безопасность и инвестиции/ под. ред. Е. А. Олейникова, РЭА им. Г. В. Плеханова М.: Бн, 2000
  103. Эффективность государственного управления: Пер. с англ./ Общ. ред. С. А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. -М.: Консалтбанкир, 1998.-846 е.
  104. Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики: Избранные труды в 3-х кн. Кн. 2/ Ю.В. Яременко- Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. -М.: Наука, 1997.-479 е.1. Статьи:
  105. XIV съезд и I конференция Ассоциации российских банков//Расчеты и операционная работа в коммерческом банке- 2003- № 6
  106. Л. «Стратегия России: взгляд в завтрашний день: (методологические размышления)"/Л. Абалкин // Экономист. -2003. -N 7. С.3−9
  107. О. «Сущность и типология стратегий»/ Консультант директора, 2000, № 11,
  108. А. «Выбор стратегии развития народного хозяйства»/ А. Астапов // Экономист. -2001. -N 2. С.22−28
  109. К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации//Экономист-2003-№ 2
  110. Астапов K. J1. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политике//Финансы- 2002-№ 10
  111. А.И. Денежно- кредитная политик: неудачное заимствование западной модели// Банковское дело- 2003-№ 6
  112. А.И. Эффективна ли денежно- кредитная политика России?// Банковское дело-2002-№ 1
  113. В. Стратегический анализ : технология, инструменты, организация/ В. Баранчеев// Проблемы теории и практики управления. -1998. -N 5.-С.8−90
  114. JI. Российский инвестиционный симпозиум в Гарварде//Инвестиции в России-2002-№ 9-с. 3−6
  115. О. Налоговая реформа в Российской Федерации: основные этапы и первые результаты//Бюллетень финансовой информации- 2002-№ 12
  116. О. Оценка оттока капитала за 1997−2001 гг.//Рынок ценных бумаг-2002-№ 5
  117. М. Механизмы проивлечения средств населения в экономику страны//Банковское дело в Москве 2002-№ 5- с. 11−12
  118. Н.А. Эволюция теорий вывоза капитала// Внешнеэкономический бюллетень-2001-№ П-с.39−43
  119. С.М. Платежный баланс России до и после кризиса//Деньги и кредит- 2000-№ 11-с. 14−21
  120. Д. Участие региона в мировом движении инвестиционного капитала//Инвестиции в России 2002- № 9 -с.7−11
  121. О. Особенности национального курса// Валютный спекулянт- 2003-№ 3
  122. М.Л. Направления и методы налогового воздействия государства на банковскую деятельность//Финансы и кредит- 2002- № 3
  123. В России выросли золотовалютные резервы//Коммерсант -10.11.2003 № 8960
  124. Вартазарова JI. C, «Россия в глобализующемся мире: новые требования к стратегии развития"// Регион, 2002, № 2, с. 130−193
  125. Е. Анализ форм и инструментов государственного регулирования притока и оттока капитала//Белорусский журнал международного права и международных отношений 1998- № 3
  126. А.Г. Инфляция или укрепление рубля: какое из зол меньше// Банковское дело-2003-№ 5
  127. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития -М, Вопросы экономики, 1999, № 1, стр. 12
  128. Второй кредитный бум не за горамиУ/Ведомости- 11.07.2003- № 5708
  129. В. Денежные аспекты построения программы макроэкономической стабилизации в переходной экономике (на примере стран Центральной и восточной Европы)//Банковский вестник НБРБ-2002-№ 1
  130. В.А. Денежно- кредитные ресурсы России: тенденции и перспективы// Финансы и кредит- 2003- № 9
  131. А.Р. Правовые аспекты движения капитала в современной глобальной экономике: Право //ГУУ, М., 2000,122с.
  132. Ю.С. Современные задачи и условия проведения Банком России денежно-кредитной политики//Банковское дело- 2002-№ 9г
  133. И. К оценке налоговой политики// Вопросы экономики- 2002-№ 7
  134. Л. Банковские стратегии привлечения ресурсов/ JI. Григорьев, А. Шаститко // Финансист. -1996. -N 17.- С. 17−19
  135. JI., Косарев А. Масштабы и характер бегства капитала//Инвестиции в России -2000-№ 7
  136. Т.В. Макроэкономическое фискальное регулирования отношений центра и регионов//Финансы и кредит- 2003-№ 1
  137. Т.Е. Трансформация налоговой системы Российской Федерации и субнациональные отношения//Финансы и кредит-2002-№ 24
  138. В. Новые направления реформирования налоговой системы России//Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке- 2002- № 7
  139. А. Приведет ли снижение налогов к увеличению инвестиций?// МэиМО- 2001-№ I стр. 65−68
  140. Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ// Инвестиции в России 2003- № 1−2 -с.3−13
  141. Д. Концентрация капитала как общемировая тенденция и неизбежный этап в развитии российской экономики//Финансовый бизнес-2001-№ 12-с. 29−35
  142. И.Ю. Налоговая реформа: проблемы остаются//Финансы- 2003-№ 1
  143. С.Б. Платежный баланс в системе макроэкономических показателей//Вопросы статистики- 2002-№ 4
  144. Занимаем дома// Ведомости- 23.07.2003- № 5949
  145. Захаров А. В, Перспективы валютного сотрудничества стран СНГ//Деньги и кредит-2000-№ 10-с. 8−11
  146. О.А. Моделирование экономического роста и анализ динамики российской экономики в переходный период/ О. А. Зверев // Вестник Московского университета. -2000. -N 6. С.56−72
  147. JI. Международное движение капитала в современных условиях//Экономика- 2001-№ 6- с.82−90
  148. В.В., Панфилов B.C., Говтвань О. Джм Кузенцов О.Е., Моисеев А. К. Валютный рынок в России: оценка сценариев развития на кратко- и среднесрочную перспективу// Проблемы прогнозирования- 2001-: 6
  149. С. Укрепление рубля объективные процесс/Известия, 10.04.2003
  150. Игонина J1. J1. О механизмах переориентации денежных потоков в реальный сектор экономики//Финансы- 2000-№ 10-с. 56−59
  151. А. Бремя государства//Вопросы экономики. № 4,1996
  152. А. Платить или не платить? Альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга/Вопросы экономики, № 10, 2001
  153. С. «Концептуальные подходы к определению стратегии развития экономики и банковского сектора региона»/ С. Ильясов // Аналитический банковский журнал (Бюллетень финансовой информации). -2002. -N 12. С.20−25
  154. Кац И. Планирование состемообразующий элемент государственного регулирования экономики/Проблемы теории и практики управления- 1997- № 3
  155. В.А. Налоговая политика России на современном этапе// Финансы- 2002- № 9
  156. В., Бобоева М. Налоговая политика России на современном этапе//Вопросы экономики 2002-№ 7
  157. . Н. «Инновационные аспекты стратегического развития России в XXI веке»/ Б. Н. Киселев, С. ЮЛяпина// Финансы и кредит. -2000. -N 12. С.3−6
  158. В. Инвестиции и экономический рост// Инвестиции в России 2002- № 7
  159. А. Валютный курс и экономический рост// Финансист-2001- № 8−9
  160. Ю. России необходим сильный рубль//Проблемы теории и практики управления- 2002-№ 1
  161. К. Нет дефицита «длинных» денег. Есть дефицит долгосрочных отношений//Банковское дело в Москве- 2003-№ 6
  162. К.Н. Роль регулирования движения международного капитала в предотвращении финансовых кризисов//Деньги и кредит- 2001-№ 1 -с .47−50
  163. К.Н. России нет финансовых рынков//Профиль- 26.08.2003- № 6852.
  164. Ю. Оценка макроэкономической эффективности внешнеэкономических связей России// Экономист. -2002. -N 4. С. 16−27
  165. JI.H. «Бегство» капитала и пути его сдерживания// Деньги и кредит- 2000-№ 11 -с. 40−42
  166. С.В. Измерение границ денежного обращения- индикатор дефицита денег в экономике России// Финансы и кредит- 2000-№ 7- с.76−83
  167. Ю. Инвестиционный кризис в России с позиций австрийской школы//Вопросы экономики- 1998-№ 12
  168. Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике//Вопросы экономики- 2001- № 6-с. 36−49
  169. О.И. Обязательное резервирование в России//Банковское дело 2002- № 3
  170. П., Мауро П. Отток капитала из России//Инвестиции в России -2000-№ 7
  171. М. Прямые иностранный инвестиции: движение и значение// Экономист- 2003 № 3
  172. Л.Н. Проблемы сбалансированности российской налоговой системы// Финансы- 2002- № 5
  173. Д. Горючие нефтедоллары// Банковское обозрение- 2002-№ 5
  174. Международные стандарты оценки эффективности инвестиций: Документы GIPS: Стандарты инвестиционной деятельности // Финансист. -1999. -N 9- N 11.-С.63−67- N 12.-С.70−73
  175. Н. Иностранный инвестиции в экономике России// Экономист- 2003-№ 4
  176. Я.М. Значение европейского ранка капиталов для России// Финансы и кредит- 2000-№ 4- с.3−13
  177. Д. «Стратегия в эпоху глобализации»/ Д. Митяев // Экономические стратегии. -2000. -N 3. С.37−44
  178. М. Налоговая система- основа построения современного государства//Бизнес: организация, стратегия, системы- 2002-№ 3
  179. А. «Финансовые рынки: мировые тенденции и стратегия России"/ А. Мовсесян, Г. Скиданов, Г. Мазаев // Финансист. -2001. -N 12. С.52−55
  180. С. Политика валютных интервенций центральных банков: сущность, теневые механизмы и эффективность операций Банка России. Многокритериальный анализ адекватности иностранных резервов Банка России//Индикатор 2002- № 3
  181. С.Р. Критерии выбора таргетирования инфляции// Банковские услуги- 2001-№ 10
  182. С.Р. Трансмиссионный механизм денежно- кредитной политик//Финансы и кредит 2002-№ 18
  183. В. На пути к шестому технологическому укладу// Инвестиции в России2003-№ 1 -с.14−18
  184. Национальная экономическая стратегия России: Разделы доклада «Экономическая стратегия и инвестиционный климат». Публикуется в порядке обсуждения/ Е. Ясин, С. Алексашенко, Е. Гавриленков, А. Дворкович // Инвестиции в России. -2000. -N 5. С.3−5
  185. Некоторые проблемы денежно- кредитной политики в переходной экономике. Сборник статей Институт экономики переходного периода. Научные труды № 28Р, Коллектив авторов. Москва 03.2001
  186. И. Перспективы налоговой амнистии в России/Юбщество и экономика -2002-№ 6
  187. В. Иностранные инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы, перспективы// Инвестиции в России 2002- № 9−10- с.12−19 и 11−15 соотв.
  188. Н. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики// Проблемы теории и практики управления. -2003. -N 1. С. 15−21
  189. Ю., Жукова М. Платежный баланс России 1993−2001 годов: трансграничное движение капитала и перемещение стоимости/ Российской экономический журнал, № 4,2002
  190. Д. И деньги есть, и инфляция под контролем (варианты использования вексельных схем в реальном секторе экономики России)//Вестник НАУФОР- 2003-№ 3
  191. М. Прямые иностранные инвестиции как фактор конкурентоспособности и интересы России// Инвестиции в России 2002- № 10 -с.16−20
  192. И.Н. Валютный фактор российской денежно- кредитной политики//Финансы и кредит- 2002- № 7
  193. А.А., Шенцис Б. Д. Денежно- кредитная политика и политика Центрального Банка//Банковское дело- 2002- № 1
  194. О. Воспроизводственный потенциал и устойчивость рубля// Экономист — 2002 № 3
  195. О., Храменков В. Денежно- кредитная политика, деформации денежно-кредитной системы// Экономист- 2003 -№ Зг
  196. Р.А., Ананьева Г. И. О некоторых аспектах налоговой нагрузки экономики и прогнозе поступления налогов в 2002 году// Налоговый вестник, 2002, № 4, стр. 4−7
  197. Садков В, Аронов Д., Збинякова Е., Мельников С. О концептуальных основах эффективной налоговой системы/Юбщество и экономика, № 7−8,2000
  198. В.Г. О содержании денежно- кредитной политики России//Финансы 2002- № 3
  199. С. Международное движение капитала: глобальное воздействие региональных кризисов/Юбщество и экономика- 2003-№ 2
  200. В.К. «Бегство» капитала: природа, масштабы и условия предотвращения//ЭКО-1999-№ 3 -с.3−85
  201. Сердюкова Н. А, О равновесии бюджетной и налоговой систем России//Финансы-2002-№ 11
  202. Н.И. О влиянии налоговой реформы России на динамику основных отраслей экономики и развитие предпринимательства // Экономическая наука срвременной России, № 4,2002
  203. Синельников- Мурылев С., Серова Е., Баткибеков С., Трунин И., Некипелов Д., Шкребела Е. Некоторые аспекты проблемы совершенствования налогового законодательства России// Общество и экономика- 2003-№ 7−8
  204. А. Фискальные аномалии//Деловые люди-2003-№ 144
  205. С. Правовое обеспечение документов государственной денежно- кредитной политики на современном этапе//Бюллетень финансовой информации- 2002- № 1
  206. Становление новой экономической системы: Стратегия экономического развития России: Тема общероссийской дискуссии, проведенной Комитетом Госдумы по экономической политике и предпринимательству// Российский экономический журнал. -2000. -N 7. С.3−48
  207. Г., Валь А. Механизмы интеграции финансово- промышленных объединений для решения инвестиционных задач// Инвестиции в России -2002-№ 10-с. 21−24
  208. Дж. Мосты через пропасть: макро- и микростратегии для России/ Дж. Стиглиц, Д. Эллерман- Всемирный банк // Проблемы теории и практики управления. -2000. -N5.-С. 18−22
  209. Стратегия развития государства на период до 2010 года: Доклад подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под рук. В. И. Ишаева // Российский экономический журнал. -2001. -N 1. С.3−37
  210. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000−2010 гг.)// Евро. -2000. -N 4. С.32−37
  211. Суваревич А. В, Особенности развития рынков капитала//Финансы и кредит- 2000-№ 7- с.70−74
  212. О. Инвестиции и теневая экономика: проблема капиталообразования в легальном и нелегальном секторах промышленности//Инвестиции в России -2002-№ 8
  213. А. Макроэкономически последствия отмывания денег/ М.: Вопросыэкономики, № 10,2001
  214. В. Ремонт валютных инструментов//Вестник НАУФОР -2003- № 5
  215. М.А. Формирование стратегии развития предприятия на основе выявления точек роста// Налоги. Инвестиции. Капитал- 2002 № 3−4
  216. Уточненные параметры прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2003 года (доклад Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации)//Вестник экономики- 2001-№ 4
  217. Р. «Стратегическая конкурентоспособность и экономика России»/ Р. Фатхутдинов // Общество и экономика. -2003. -N 1. С.31−44
  218. Н. «О целях и стратегии социально-экономического развития России»/ Н. Федоренко // Экономические стратегии. -2003. -N 2. С.40−45
  219. В. Резво стартовали// Ведомости- 2003-№ 52(852)
  220. С., Багинова О. Стратегическое планирование как инструмент управления и активизации роста государственных инвестиций в реальный сектор экономики//Инвестиции в России 2002- № 10 -с.34−48
  221. С.А. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью при переходе экономики на инновационный тип развитияИ Финансы и кредит. -2003. -N 4. С.20−48
  222. П. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России//Проблемы теории и практики управления- 2000- № 3, с. 64−71
  223. Формирование системы внутренних рынков транснациональных корпораций и место России в этом процессе//Менеджмент в России и за рубежом- 2000-№ 5
  224. X Всероссийский экономический форум: стратегия развития в XXI в.: X
  225. Всероссийский экономический форум «Мировой опыт и экономика России», 21−22 ноября 2000 г., г. Москва. // Проблемы теории и практики управления. -2001. -N 1. С. 118−121
  226. Г. И. Альтернативные методы определения объема экспорта капитала из РоссииЮКО- 2001- № 1- с. 21−49
  227. О.В. «Финансовая либерализация и кризисное состояние экономики»// Экономическая наука современной России- 2002-№ 2
  228. С. Роль Всемирной торговой организации в регулировании международного движения капитала// Инвестиции в России 2002- № 6 -с.25−28
  229. А. Регулирование иностранных инвестиций// Инвестиции в России 2002- № 5 -с.9−1541 245. Швейцарский национальный банк: приоритеты денежно- кредитной политикикраткий информационный обзор)//Банковский услуги- 2003-№ 4
  230. В.Н. Внутренние источники финансирования российских предприятий// Финансы, деньги, инвестиции 2003- № 1
  231. В.Н. Проблемы импорта капиталов в Россию// Финансы, деньги, инвестиции 2003- № 1.2
  232. JI.C. «О некоторых понятиях стратегического управления»/ JI.C. Шеховцева- JI.C. Шеховцова // Менеджмент в России и за рубежом. -2002. -N 6. С.34−40. -Библиогр.: с. 40
  233. С.О. Финансово- правовое аспекты совершенствования денежно- кредитной политики и банковской системы// Банковское право- 2003- № 1
  234. Н.Г. Концепция стратегического управления международной экономической интеграцией// Финансы и кредит, 2001, № 14, с. 33−40
  235. Н.Г. Фиксированный или плавающий валютный курс//Финансовый бизнес-2003-№ 3
  236. К. Стратегия на тактический период// БОСС. -2002. -N 1. С.44−45
  237. Экономический прогноз// Коммерсант- власть- 09.07.2003 № 5669
  238. Ansoft H.L. Corporate Strategy, New York: McGraw- Hill, 1965
  239. Buckley and Casson The Economic Theory of the Multinational Enterprise, London 1985
  240. Cole A.H. Business Enterprise in Its Social Setting/ Cambridge, MA: Harvard University Press, 1959
  241. Domar E.D. Essays of the Theory of Economic Growth, N.Y., 1965
  242. Douly M. Multinational economy, London, 1998
  243. Dunning J.H. Foreign Direct Investment and Governments. Catalysts for economic restructuring, London, 1996
  244. Dunning J.H. Multinational enterprises and the global economy, London, 1992
  245. Ell worth P.T. The International Economy, London, 1969
  246. Harrod R.F. International Economics, London, 1949
  247. Hernandez A. Just in — time manufacturing: A practical approach, Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice- Hall, 1989 and Solow R.M. The rate of return and the rates of interest, Stockholm, IUI, 1991
  248. Kojima К.A. Macroeconomic Theory of Foreign Direct Investment. London, 1975
  249. Lapidus G.W. The new Russia. Troubled transformation. Boulder, Colorado (USA), 1995
  250. Levine R., Renelt D. A Sensitivity Analysis of Cross-country Growth Regressions.-American Economic Review, 1992, vol. 82, No 4
  251. Machlup F. International Trade and the National Income Multiplier», N.Y., 1965
  252. Mill John St. Principles of political economy with some of their applications to social philosophy NY, R.F. Collier&Son, 1973
  253. Ozava K. Weltwirtschaftliche Inwestionen, Kiel, 2001
  254. Rosenstein- Rodan P.N. Philosophy of International Investment in the Second Half of the Twentieth Century, London- N.Y., 1967
  255. Sala-i-Martin X. I Just Ran Two Million Regressions. American Economic Association Papers and Proceedings, 1997, vol. 87, No 2 и др.
  256. Scott Roger. The Management of Foreign Exchange Reserves// BIS. Economic Papers. 1993. № 38. H. 18
  257. H.A. «Marking Management Decisions. The Role of Intuition and Emotion», Academy of Management Executives, 01.02.1987
  258. Kaddengtoun D. Gestion de Tresorerie Internationale. Presses Universitaires de France, 2001
  259. Kindleberger H. Capital Flight and Third World Debt, Institute for International Economics, Washington, D.C., USA, 2000
  260. Klein W. Internationale Kapitalfehrker, Ludwigshafen (Deutschland), 2002 Статистическая информация:
  261. Вестник Банка России от 04.08.2003 № 43−44 (695—696) стр. 11−15
  262. Вестник Банка России от 15.05.2002 № 26−27 (678−679) стр. 11−14
  263. Вестник Банка России от 20.05.2003 № 26—27 (678—679) стр. 11−14
  264. Вестник Банка России от 20.05.2003 № 26—27 (678—679) стр. 11−14 283. информация Департамента платежного баланса Банка России, размещенная в информационной сети Интранета Банка России
  265. Сборник Госкомстата России «Инвестиции в России», 2003 г., размещенный на сайте Госкомстата России по адресу www.gks.ru/scripts/regllc.exe)
  266. Сборник Госкомстата России «Россия в цифрах», 2003 г., размещенный на сайте Госкомстата России по адресу www.gks.ru/scripts/reglUc.exe
  267. Сборник Госкомстата России «Финансы в России» за 2003 г., размещенном на сайте Госкомстата России по адресу www.gks.ru/scripts/reglUc.exe
  268. Balance of Payments Statistics Yearbook. Wash.- IMF, 1995- 2002 Part 2
  269. World Investment Report 2002. Foreign Direct Investment and the Challenge of Development// United Nations, New York and Geneva. 2002. p. 1.
  270. World Investment Report. New York- Geneva: UNCTAD, 2000,2002
  271. World Investment Report: Promoting Linkages. New York- Geneva: UNCTAD, 1998, 2002
  272. Источники в сети Интернет:
  273. Б. Львин Тезисы о либеральной реформе/'/www.liberatum.ru
  274. А., Гурвич Е. и Субботин В. Проблемы налогообложения, -Экономическая экспертная группа// www.eeg.ru
  275. Е.Т. Государственная политика стимулирования экономического роста, научный доклад// Москва -2000 www.eeg.ru
  276. Диагностика российской коррупции- Аналитический доклад- Фонд «ИНДЕМ» // www.indem.ru
  277. Инвестиционная пауза 2002 года и налоговые новации Центр развития// www.dcenter.ru
  278. А.Н. Монетарные условия экономического роста// www.dcenter.ru
  279. А.Н. Приток капитала в Россию нужно либерализовать в большей степени, чем его отток, интервью от 14.06.2001, размещенное на сайте www.opec.ru
  280. Кристофер Мэйер Скрытые издержки регулирования, пер. с англ. IO. Ky3HeuoB//www.liberatum.ru
  281. А. Краткий обзор проблемы дерегулирования экономики в России осени 2001 года// www.liberatum.ru
  282. О влиянии налоговых инициатив на инвестиционную активность в экономике Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования// www.forecast.ru
  283. О присвоении России инвестиционного кредитного рейтинга- Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования// www.forecast.ru302. официальный сайт Госкомстата России www.gks.ru
  284. Проблемы налогообложения- Экономическая экспертная группа// www.eeg.ru
  285. Прогноз социально- экономического развития Российской Федерации на 2003 год и основные параметры прогноза до 2005 года// Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, 2002- www.economy.gov.ru
  286. Разнообразие стран и разнообразие коррупции (анализ сравнительных исследований) Аналитический доклад- Фонд «ИНДЕМ"// www.indem.ru
  287. Тенденции и факторы оттока капитала в 2002 г.- Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования// www.forecast.ru
  288. Факторы экономического развития России, 2002 Г. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозированияУ/www.forecast.ru
  289. Фредерик Бастиа 3aKOH//www.liberatum.ru
  290. Н.А. Структура государственного долга в долгосрочной перспективе, доклад//М. 2000- www.eeg.ru
Заполнить форму текущей работой