Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование системы медико-психологического сопровождения призывников и военнослужащих в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По результатам медико-психологического обследования военнослужащих установлены: высокие показатели реактивной тревожности (48±3 у.е.) и низкий уровень психической адаптации (77±5 у.е.) — симптомы депрессии у 61%, а у каждого пятого — симптомы тревогинеудовлетворительнаяадаптация, нервно-психические срывы, длительные нарушения психического состояния, которые ведут к развитию психосоматических… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. Влияние стресса на развитие нервно-психических расстройств у военнослужащих
    • 1. 1. Значение различных тревожных проявлений в формировании стресса
    • 1. 2. Характеристика профессиональных аспектов адаптации к экстремальным условиям
    • 1. 3. Анализ возможностей адаптации человека к стрессу
  • ГЛАВА 2. Организация, материал и методы исследования
    • 2. 1. Организация профессиональной психодиагностики в Вооруженных Силах Российской Федерации
    • 2. 2. Основные этапы исследований и характеристика обследованных лиц
    • 2. 3. Методы диагностики обследованных лиц
    • 2. 4. Методы статистической обработки полученных резуль- 62 татов
  • ГЛАВА 3. Социально-психологическая характеристика граждан, подлежащих призыву на военную службу, курсантов высших военно-учебных заведений и военнослужащих
    • 3. 1. Характеристика социально-стрессогенных факторов и качества жизни граждан, подлежащих призыву на воен- 65 ную службу
    • 3. 2. Социально-психологическая характеристика граждан, подлежащих призыву на военную службу, курсантов высших военно-учебных заведений и военнослужащих
  • ГЛАВА 4. Характеристика клинико-психологических особенностей призывников, курсантов высших военно-учебных заведений и военнослужащих
  • ГЛАВА 5. Организационно-методологические аспекты военно-врачебной экспертизы призывников и военнослужащих при психических расстройствах
    • 5. 1. Организация военно-врачебной экспертизы при психических расстройствах
    • 5. 2. Основные принципы медико-психологической экспертизы граждан с пограничными психическими расстрой- 133 ствами
  • ГЛАВА 6. Организация медико-психологического сопровождения граждан, подлежащих призыву на военную службу
    • 6. 1. Оценка эффективности медико-психолого-социального изучения подростков с позиции их годности к военной 159 службе
    • 6. 2. Актуальность межведомственного взаимодействия при медико-психологическом обеспечении 15−17-летних юношей, призывников и военнослужащих по призыву
    • 6. 3. Медико-организационные подходы к совершенствованию медико-психологического сопровождения 15−17летних юношей, призывников и военнослужащих

Совершенствование системы медико-психологического сопровождения призывников и военнослужащих в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из актуальных проблем настоящего времени, является необходимость комплектования Вооруженных сил страны, осложняющаяся рядом, негативных тенденций в состоянии психического здоровья подростков-допризывников и призывников. Условия военной службы стимулируют развитие различных психических заболеваний среди военнослужащих, среди которых на первое место выходят стрессовые расстройства.

Проблема адаптации к условиям военной службы принадлежит к приоритетному направлению научно-практических разработок военной медицины, поскольку в современных условиях напряженной учебно-боевой деятельности военных специалистов, нередко протекающих в экстремальных условиях, широко распространены различные нервно-психические нарушения (утомление, раздражительность, расстройства сна и т. д.). Поэтому широко и всесторонне изучается, например, военно-профессиональная адаптация (Боченков A.A., 1994; Куликов В. В., 1989, 2009), адаптация к условиям боевого стресса (Литвинцев C.B., 1994 и др.), к другим экстремальным ситуациям (Александровский Ю.А., 1996; Спивак Л. И., 1992; Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О., 1992 и др.), в том числе природным и техногенным катастрофам.

Нарушения адаптационных механизмов лежат в основе формирования симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), и определяют комплекс нарушений социального функционирования личности в отдалённом периоде после, воздействия психотравмы. По разным источникам’отечественных, авторов? (2, 4, 14, 36, 42, 82, 109, 116, 125, 138, 156)" диагностируется от 3 до 58% лиц с различной степенью тяжести ПТСР. Широкое распространение данный тип нарушений получил в связи с социально-политическими преобразованиями в истории России, сопровождающимися локальными войнами и вооруженными конфликтами, различного рода чрезвычайными ситуациями.

Особое место в демографической политике государства должны, занимать дети, подростки, юноши-призывники. Только через оценку их психологического здоровья и проведение соответствующих корригирующих мероприятий можно повлиять на имеющиеся неблагоприятные тенденции в социально-демографических процессах в стране.

Проблема отдаленных социально-психологических последствий воздействия психотравмирующих факторов стала предметом изучения сравнительно недавно. Она рассматривается в рамках концепции отсроченных реакций на травматический стресс (Котенев И.О., Лазебная Е. О., Тарабрина Н. В., 1986 и др.).

К выполнению военнослужащими своих профессиональных обязанностей относят и участие в боевых действиях, которое рассматривается как стрессовое событие исключительно угрожающего для жизни характера, которое может вызвать дистресс практически у любого человека. Более того, в отличие от многих других стрессов, участие в боевых действиях может явиться пролонгированной психической травмой.

Полученная травма меняет видение не только настоящего, но и прошлого и будущего. Психологически оставшись во времени, когда переживалась травма, человек живет в совершенно другом измерении, продолжая придерживаться тех, прошлых законов и правил. По мнению Личко А. Е. [91] так проявляются комбатантные акцентуации личности.

После возвращения к мирной обстановке ветераны войны, как правило, сталкиваются с непониманием, осуждением, сложностями в общении и профессиональномсамоопределении, с экономическими проблемами, трудностями обучения, создания, сохранения семьи и т. д.

Социально-психологическая адаптация ветеранов войн, перенесших пси-хотравмирующее воздействие факторов боевой обстановки, представляет собой чрезвычайно актуальную проблему. Связанные со стрессом во время военных действий психические расстройства являются одним из главных внутренних барьеров на пути адаптации к мирной жизни. Знание и учет психологических особенностей человека, перенесшего травматический стресс, повышение собственной компетентности в данном вопросе позволяют снизить риск тяжелых последствий.

Среди психологических последствий переживания военного, боевого стресса особое место занимают ПТСР, как по распространенности, так и по тяжести течения, в связи с чем, это расстройство представляет собой одну из центральных проблем военной психологии и психиатрии. До настоящего времени характеристики посттравматического стресса, выраженность которых соответствует клинической картине ПТСР, не были предметом изучения с точки зрения определения их роли в общей медико-психологической экспертизе.

Актуальность исследования обусловлена тем, что довольно часто на всех этапах обследования диагностический процесс строится как чисто клинический, к тому же без должной его объективизации с позиции медико-психологической экспертизы, что связано с отсутствием соответствующих научно-обоснованных разработок. В то же время заключение о состоянии психического здоровья имеет не только медицинское значение, (формулировка диагноза), но и социальное ограничение профессиональной пригодности, необходимости в мерах социальной защиты и медико-психологической реабилитации.

Таким образом, вопросы медико-психологической экспертизы граждан, призываемых на военную службу, исполняющих воинскую обязанность, изучены недостаточно. Данное исследование направлено на восполнение пробела в этом вопросе.

Правильное медико-психологическое заключение при освидетельствовании военнослужащих, особенно офицеров, приобретает важнейшее (социальное, юридическое, медицинское) значение, так как изменение категории годности к военной службе и увольнение по состоянию здоровья лиц в молодом возрасте, на подготовку которых были затрачены значительные средства, приводят к существенным экономическим потерям и возникновению множества трудноразрешимых задач (переквалификация, трудоустройство и т. д.), а также к последующим мероприятиям по социальной защите военнослужащих и уволенных с военной службы военнослужащих. Таким образом, требуется адекватный подход к психологической оценке здоровья военнослужащих и их способности исполнять обязанности военной службы.

Цель работы: разработка организационно-методических направлений совершенствования системы медико-психологического сопровождения призывников и военнослужащих.

Основные задачи исследования:

1. Разработать программу и методики комплексного социально-психологического обследования призывников, курсантов высших военно-учебных заведений и военнослужащих.

2. Изучить влияние различных психотравмирующих факторов и характера военно-профессиональной деятельности на развитие психогенных расстройств, сохранность военно-профессиональных, личностных качеств и степень военно-профессиональной пригодности у обследованных лиц.

3. Изучить клинико-психологические особенности личности призывников, курсантов высших военно-учебных заведений и военнослужащих.

4. Уточнить методические подходы к выявлению нарушений психического здоровья у призывников и военнослужащих.

5. Разработать систему организационно-методических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья призывников, курсантов высших военно-учебных заведений и военнослужащих.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

— разработаны методические подходы и стандарты психологического обследования призывников и военнослужащих, позволяющие оптимизировать качество диагностики и экспертизы при нервно-психических расстройствах;

— изучены и, оценены клинико-психологические особенности личности военнослужащих в сравнении с курсантами высших военно-учебных заведений (ВВУЗ) и призывниками;

— определены наиболее значимые для военнослужащих с посттравматической стрессовой реакцией психотравмирующие факторы;

— определен комплекс информативных методик для оценки нервно-психического состояния призывников и военнослужащих в интересах военно-врачебной экспертизы;

— разработана система медико-психологического сопровождения подготовки граждан к военной службе и военнослужащих, базирующаяся на современных методологических подходах к управлению данным процессом и включающая организацию социально-психологических и врачебно-экспертных мероприятий в лечебно-профилактических, образовательных и военных учреждениях.

Практическая значимость.

Предложенные подходы к организации и проведению медико-психологического обеспечения подготовки и призыва граждан на военную службу позволяют повысить качество управления этим процессом, мероприятий по оздоровлению молодежи страны.

Полученные в результате проведенных исследований данные уточняют характер и степень имеющихся психических нарушений, сохранность резервов адаптации и состояние психологической работоспособности (с учетом особенностей течения ПТСР и социальных факторов), что позволяет объективно подходить к экспертной оценке военнослужащих, страдающих ПТСР.

Реализация предложений по организации профилактических и психокор-рекционных мероприятий позволит длительно сохранять трудоспособность даже у лиц с выраженными симптомами ПТСР.

Предложенный комплекс медико-психологических методик позволяет оценить на начальном этапе пригодность граждан, поступающих на военную службу и несению её в экстремальных условиях.

Результаты исследования внедрены в центральной военно-врачебной комиссии Главного военного клинического госпиталя имени академика Н. Н. Бурденко (Москва), военных комиссариатах Калининградской и Ростовской областей, Государственном институте усовершенствования врачей Министерства обороны Российской Федерации (Москва).

Положения, выносимые на защиту.

1. Характеристика психотравмирующих факторов, оказывающих наибольшее влияние на состояние психического здоровья у военнослужащих, непосредственно связанных с их профессиональной деятельностью и социальными условиями жизни.

2. Личность, подвергшаяся воздействию боевых стрессоров, становится уязвимой для других психосоциальных стрессоров. Вызванные этим процессы в различных функциональных системах, включенных в адаптационный процесс, ограничивают компенсаторные ресурсы и могут повлечь за*собой развитие изменений, характерных для посттравматического стресса и соответствующих клинической картине ПТСР. Порог уязвимости и клинические-их проявления детерминируются, с одной стороны, спецификой боевых стрессоров, интенсивностью и продолжительностью воздействия, с другой, — индивидуальными психобиологическими особенностями организма человека.

3. Диагностические и экспертные мероприятия, проводимые призывникам и военнослужащим, в том числе принимавшим участием локальных конфликтах, должны быть направлены> на социально-психологическое изучение личности, выявление лиц с психическими нарушениями и факторами риска их развития. При проведении психопрофилактики и реабилитации данному контингенту приоритет следует отдавать методам увеличения нервно-психической устойчивости, адаптационных резервов, снижению уровня тревожности.

Апробация результатов исследования и публикации.

Основные результаты исследования доложены и обсуждены на научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» Государственного института усовершенствования врачей МО РФ (Москва, 2009) — научно-практической конференции молодых ученых Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины МО РФ (Москва, 2009) — межкафедральном заседании Государственного института усовершенствования врачей МО РФ (Москва, 2010).

По теме диссертации опубликовано 14 работ, в т. ч. — 6 в изданиях по перечню ВАК.

Личное участие автора:

— разработка программы исследования;

— разработка аналитических таблиц;

— постановка унифицированных программ-заданий для ВВК военных комиссариатов и военно-медицинских учреждений, личный инструктаж по их выполнению;

— сбор и анализ первичных материалов, их обобщение и обсуждение полученных материалов;

— обобщение и анализ полученных результатов.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация изложена на 228 страницах и состоит из введения, обзора литературы (1 глава), главы, посвященной материалу и методам исследования, 4-х глав собственных исследований, заключения, выводов, практических, рекомендаций и приложений. Работа иллюстрирована 24 таблицами и 18 рисунками.

Список литературы

содержит 195 отечественных и 55 иностранных источников.

188. ВЫВОДЫ.

1. Психические расстройства в структуре причин негодности к военной службе составляют: среди граждан, подлежащих призыву на военную службу -21,8%, военнослужащих по призыву — 43,6%, военнослужащих по контракту -20,7%.

2. Проведенное углубленное клинико-психологическое исследование с использованием методов психологического тестирования свидетельствует о наличии посттравматического стресса у обследованных лиц. Лица, пережившие травматический стресс и длительное время находившиеся в экстремальных условиях, непосредственно связанных с профессией военнослужащих (в том числе с выполнением задач боевого характера), имеют нарушения психики различного уровня — от незначительных признаков психологической дизадаптации до патологического уровня психических расстройств.

Наиболее значимыми для них психотравмирующими факторами являются: продолжительность пребывания в условиях воздействия интенсивного стрессора — 27,9%, факт участия в боевых действиях — 21,7%, необходимость убивать — 18,1%), гибель товарищей — 13,4%, ранение (ампутация) — 10,2%, низкий уровень организации социальной помощи и поддержки после возвращения-к мирной жизни — 8,7%>.

У призывников наблюдаются в основном пограничные психические расстройства и малодифференцированные клинические формы. Курсанты высших военных учебных заведений имеют наилучшие результаты по различным психологическимметодикам исследования1. У них отмечается высокий уровень нервно-психической устойчивости, адекватная самооценка, процесс адаптации у них проходит легко.

3. По результатам медико-психологического обследования военнослужащих установлены: высокие показатели реактивной тревожности (48±3 у.е.) и низкий уровень психической адаптации (77±5 у.е.) — симптомы депрессии у 61%, а у каждого пятого — симптомы тревогинеудовлетворительнаяадаптация, нервно-психические срывы, длительные нарушения психического состояния, которые ведут к развитию психосоматических заболеваний у 60% (у 23,5% отмечались отдельные психосоматические симптомы) — низкая нервно-психическая устойчивость (32%) — конфликтность, высокие показатели агрессивности у 80% обследованныхделинквентность, суицидальная направленность (32%).

У 37% военнослужащих, отмечались отдельные признаки психопатий, а в структуре выявленных акцентуаций характера преобладали: гипертимная -21,3%- возбудимая — 17,6%- педантизм — 13,5%- тревожная — 13,1%- демонстративная — 12,3%- циклоидная — 11,9%- застревающая — 10,2%.

4. Личностные особенности военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, характеризуются: слабым уровнем поведенческой регуляции, отсутствием адекватности самооценки и восприятия действительностинизким1 уровнем социализации, стремлением переложить ответственность за существующие проблемы на окружающихсклонностью к острому переживанию неудач, к волнениям, к повышенному чувству вины с самокритичным отношением к своим недостаткам, с неуверенностью в себе, снижением уровня жизнелюбия и оптимистичности, повышением импульсивностивнутриличностным конфликтом (т.е. высокий уровень притязаний с неуверенностью в себе, высокой активностью с быстрой истощаемостью), характерным для неврастенического паттерна дезадаптации, что в неблагоприятных социальных условиях может послужить почвой для развития алкоголизации или наркоманиивыраженной' вседозволенностью, — спонтанностью поведениявысоким (уровнемпобуждения к достижению цели с пренебрежением к общепринятым нормам поведения, отсутствием щепетильности в вопросах морали, эгоцентричностью позиции, стремлением к доминированию, чертами эмоциональной незрелости.

5. Для эффективного проведения мероприятий среди призывников, отбора кандидатов на поступление в высшие военные учебные заведения по состоянию психического здоровья, необходимо использование комплекса психологических методик в существующую систему медико-психологической экспертизы (личностный опросник ММИЛ, тест Спилбергера-Ханина на определение личностной и реактивной тревожности, агрессивности — Баса-Дарки, депрессивно-сти Бека (BDI), Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций, опросник травматического стресса (Котенева И.О.), акцентуации характера Х. Шмишека, САН, тест Люшера). В экспертизе состояния психического здоровья призывников и военнослужащих целесообразно применять критерии оценки категорий годности и стандарты обследования, которые позволят с высокой степенью достоверности оценить состояние психического статуса у указанных лиц.

6. Система медико-психологического сопровождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнослужащих направлена, прежде всего, на недопущение направления в войска лиц с нервно-психическими расстройствами, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ, суицидальным действиям, раннее выявление военнослужащих с психической патологией и их увольнение из Вооруженных сил, обеспечение оптимального морально-психологического климата в воинских коллективах. Эффективность медико-психологического сопровождения граждан во многом определяется конструктивностью взаимодействия представителей медицины, командования, профессионального психологического отбора и органов воспитательной работы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Данные проведенного исследования убедительно показали, что для оценки психического здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнослужащих в военных комиссариатах субъектов Российской Федерации, военно-лечебных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации необходимо:

— широкое использование психодиагностических методик как в рамках профессионально-психологического обследования, так и при военно-врачебной экспертизе психических нарушений (личностный опросник ММИЛ или СМИЛ, тест Спилбергера-Ханина на определение личностной и реактивной тревожности, агрессивности — Басса-Дарки, депрессивности — Бека (BDI), Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций, опросник травматического стресса Котенева, (МЛО) «Адаптивность», «Прогноз», опросник Шмишека, ПДО Личко, САН, тест Люшера);

— автоматизация обследований, создание единой базы данных, внедрение критериев оценки различных психических расстройств;

— внедрение методов психодиагностики в интересах профессионального отбора и психологического сопровождения граждан, исполняющих обязанности военной службы, и их кадровое подкрепление в лице медицинских и клинических психологов в госпиталях, военкоматах, учебных заведениях.

2. Проведенное комплексное исследование по медико-психологическому обеспечению подготовки и призыва граждан на военную службу свидетельствует о необходимости' разработкив. субъектах' РоссийскойФедерации" научно-практических программ по улучшению психического здоровьямолодежи. Эти программы должны быть направлены на усиление первичной и вторичной профилактики нервно-психических заболеваний у подростков и юношей.

3. Основные положения исследования могут использоваться в системе последипломной подготовки врачей-организаторов здравоохранения и специалистов военно-врачебных комиссий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.C. Социально-экономические стрессы, выявляемость и распространенность пограничных психических расстройств // Социальная и судебная психиатрия: история и современность. М., 1996. — С. 7−9.
  2. А.П. Адаптация и дезадаптация с позиции патологии // Клиническая медицина. 1974. — № 5. — С. 3 — 15.
  3. A.M., Пантелеев, А .Я. Методологические аспекты военно-врачебной экспертизы // ВМЖ. 1992. — № 2. — С. 38 — 43.
  4. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). М.: Наука, -1996.-272 с.
  5. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 2000. — 496 с.
  6. Альбуханова-Славская К. А. Соотношение индивидуального и общественного как методический принцип патологии личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — С. 107−117.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, — 1968. — 78 с.
  8. А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. -М.: ГА ВС, 1992.-261 с.
  9. Ю.Н. Клинико-эпидемиологические характеристики заболеваемости невротическими расстройствами военнослужащих срочной службы // Проблемы экстремальной психиатрии. Харьков, 2000. — С. 6−12.
  10. Ю.А. Нервно-психическая' неустойчивость и способы ее раннего выявления: Материалы конференции ВИКИ им. А. Ф. Можайского. Л., 1976.- 156 с.
  11. Бенеш Лотар Психологическая природа и характеристика мужского насилия //Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. -1995.-№ 3.-С. 68 -70, 94. t
  12. Ф.Б. Некоторые механизмы интрапсихической адаптации и психосоматические отношения. Бессознательное: Природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. — т.2. — С. 281 — 291.
  13. Ф.Б. Психологическая адаптация человека. JL, 1988. — 178 с.
  14. Ф.Б. Структурно-функциональные основы организации психофизиологических соотношений. Структурно-функциональные основы нервных и психических заболеваний: Тез. докл. на пленуме правления О-ва невропатологов и психиатров. М., 1983.- т.1.- С. 17−20.
  15. В.П. Психический инфантилизм // Военная психиатрия. JL, 1974.- С. 321−324.
  16. A.A. Личность и общение // Избр. психол. труды, 2-е изд. переработанное. М., 1995. — 326 с.
  17. В.А. Основные принципы разработки системы ППО военнослужащих и его проведение // ВМЖ. 1984. — № 9. — С. 41 — 44.
  18. .М., Примаков В. И., Мартирова Т. А. Экологические аспекты оценки состояния здоровья допризывников // ВМЖ. 1994. -№ 6. — С. 4 — 7.
  19. A.A., Глушко А. Н., Науменко Е. Б., Булыко В. И., Чермянин C.B. Методология и принципы комплексной психологической оценки профессиональной пригодности военных специалистов // ВМЖ. 1994. — № 11.-С. 41−46.
  20. В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Крат, учеб. // Пер. с нем. Г. А. Обухова, A.B. Бруенка- Предисл. В. Г. Остроглазова. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. — 376 с.
  21. С.М. и др. Первоначальная психологическая оценка допризывников. JL: ВПУ, 1988. — 145 с.
  22. Ф. Е. От психической практики к психической теории. // Моск. Психотер. Журнал. 1992. — № 1. — С. 12 — 17.
  23. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. — 124 с.
  24. P.C. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности // Вопросы психологии. 1977, — № 4- С.72−73.
  25. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. — 216 с.
  26. Вильдавская JI.3. Психологическая диагностика и индивидуально-дифференцированный подход к акцентуированным подросткам // Вестн. психосоц. и коррекц.- реабилитационной работы. 1994. — № 2. — С. 13 — 28.
  27. Военно-врачебная экспертиза призывников, страдающих психическими расстройствами: Пособие для врачей / под ред. В. В. Куликова, H.H. Иванца-М., 2002. 29 с.
  28. Военная психиатрия / под ред. C.B. Литвинцева, В. К. Шамрея. СПб.: ВмедА, ЭЛБИ-СПб., 2001.-335 с.
  29. Ганнушкин П. Б Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Изб. тр. М., 1964. — С. 116 — 252.
  30. Д., Стенли Д. Статистические методы в психологии и педагогике. -М.: Прогресс, 1976. 495 с.
  31. А.Д., Лоскутов В. М. Психология молодого воина в адаптационном периоде службы (о нормативной модели личности современного призывника) / Соц.-психология пробл. обуч. и воспитания учащихся и студ. Твер. гос. ун-т., Тверь, 1992. — С. 32 — 36.
  32. А.Н. Основы психометрии. М., 1994. — 100 с.
  33. А.Н. Методы изучения отклоняющегося поведения личности в процессе профессионального психологического отбора военных специалистов // ВМЖ. 1992. — № 2. — С. 67 — 69.
  34. А.Н. Роль медицинской службы в обеспечении надежности военно-профессиональной деятельности // ВМЖ. 1994. — № 4. — С. 52 — 54.
  35. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. JI., 1976. — 216 с.
  36. И.Н. Стресс социальных изменений // Петербургская социология. -СПб., 1997.-№ 1.-С. 19−26.
  37. В.А., Гиндикин А. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М.: Медицина, 1980. — 272 с.
  38. В.А. Принципы диагностики в подростковом возрасте // Проблемы современной подростковой психиатрии. Материалы 12-х кербиковских научных чтений. -М.: ГНЦ СиСП им. В. П. Сербского, 2001. С. 8−15.
  39. Н.Ф. Аффект тревоги в клинике психических заболеваний. Метод, рекомендации. М., 1981. — 56 с.
  40. Диагностика и военно-врачебная экспертиза умственной отсталости: Пособие для врачей / под ред. В. В. Куликова, В. Н. Краснова. М., 2002. -46 с.
  41. И.Ф. Состояние и перспективы проблемы профессионального психологического отбора военнослужащих // Сборник докладов 1 научно-практической конференции врачей психофизиологов ВМФ. JL: Воениздат, 1989-С. 22−26.
  42. Ю.М. Проблемы разработки практической психологии (о научных основах психологической службы). Психол. Журн., 1980. — № 2. — С. 5 — 18.
  43. И.В., Петров В. П. Психологические аспекты рационального использования призывного контингента // Военная мысль. 1988. — № 8. — С. 54−61.
  44. В. И. Стрельникова A.A., Цыган > В:Н. Клинико-патофизиологические особенности периода реабилитации у раненых // Общая патология боевой травмы. СПб.: Б. и., 1994. — С. 140 — 147.
  45. В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности. Труды ВНИИТЭ «Эргономика. Исследованиефункциональных структур познавательной деятельности», 1974. вып. 8. -С. 5−23.
  46. Злоупотребление наркотическими средствами и токсическими веществами в практике военно-врачебной экспертизы: Пособие для врачей / под ред. В. В. Куликова, С. А. Шамова. М., 1999. — 44 с.
  47. В.Н., Казаков К. В. Влияние акцентуаций характера военнослужащих на адаптацию к военно-профессиональному обучению // ВМЖ. М., 1995. — № 2 — с. 54 — 57.
  48. К.К. Оценка и прогнозирование психической работоспособности летного состава при неврозах // Космич. биология и авиакосмич. медицина. -1980.-вып. 14.
  49. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 316 с.
  50. В.П. Биосистема и адаптация. Новосибирск, 1973. — 127 с.
  51. В.П. Современные аспекты адаптации.- Новосибирск, 1980.-^48 с.
  52. Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. Пер. с англ. -М.: Медицина, 1998.
  53. .Д. Неврозы. М., 1980. — 341 с.
  54. О.В. Клиническая динамика психопатий и неврозов // В кн.: Избр. труды. М., 1971. — С. 188 — 206.
  55. Китаев Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1982. — 167 с.
  56. Е.А. Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975. — С. 210 — 220.
  57. Клиническая психология в социальной работе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Б. А. Маршинин, М. В. Голубев, H.H. Ямщикова и др. Под ред. Б. А. Маршинина. М.: Издат. Центр «Академия», 2002.-224 с.
  58. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 346 с.
  59. Р.Н. и др. Методики оценки профессиональной пригодности офицеров кандидатов на учебу в ВАА // Тезисы докладов 2 научно-практической конференции врачей психофизиологов ВМФ. — С. Питербург, 1992.-С. 10−11.
  60. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978.-248 с.
  61. Р.В. Распространенность психических расстройств среди детей, подростков и молодежи в Российской Федерации // Вопросы организации психиатрической и наркологической помощи подросткам. Тамбов, 1994. -С. 98- 100.
  62. Г. И., Рудой И. С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы (лекция для слушателей BMA). Л., 1984. -26 с.
  63. Е.К. Психогении военного времени // Нервные и психические заболевания военного времени: Сб. науч. Работ / Под. Ред. A.C. Шмарьяна. -М., 1948. С. 245 — 252.
  64. А.Н., Морозов П. В. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов войны в Афганистане: Съезд психиатров. М., 1995. -С. 127- 132.
  65. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Из — во «Медицина», 1984. — 250 с.
  66. В.В. Адаптационные реакции у призывников и военнослужащих срочной службы (клинико-психологический анализ). Дисс. на соискание ученой степени канд. мед. наук. М., 1989. — 154 с.
  67. В.В. Основы военно-врачебной экспертизы // Пособие для врачей. -М., 2001.-261 с.
  68. В.В. Процесс адаптации призывников к условиям военной службы в зависимости от психологических особенностей личности // Организациямежведомственного взаимодействия в процессе медико-социального изучения молодежи. М., 1988. — С. 48 — 52.
  69. В.В., Гуляев В. А., Люфинг A.A. и др. Правовые аспекты военно-врачебной экспертизы в законодательных актах Российской Федерации // Пособие для врачей. М., 2000. — 89 с.
  70. В.В., Камышников Н. Д., Чемерко Н. И. Анализ причин необоснованного призыва на военную службу по состоянию здоровья // ВМЖ. М., 1997. — № 4. — С. 58 — 59.
  71. В.В., Ковальский О. Н., Фадеев A.C. Военно-врачебная экспертиза при психических расстройствах // Актуальные проблемы пограничной психиатрии. СПб., 1998.-С. 155−157.
  72. В.В., Люфинг A.A., Пантелеев, А .Я., Ковальский О. Н. Критерии определения категории годности к военной службе // ВМЖ. М., 1997. — № 12.-С. 47−49.
  73. В.В., Фадеев A.C. Роль военно-врачебной экспертизы в сохранении психического здоровья военнослужащих // ВМЖ. М., 1999. -№ 9.-С. 36−38.
  74. В.В., Ядчук В. Н., Тарасов A.A., Кабалин А. П., Токарев В. Д., Работкин О. С. Состояние здоровья граждан, подлежащих призыву на. военную службу, и меры по улучшению комплектования Вооруженных Сил РФ //ВМЖ. -М., 1998.-№ 8.-С. 42−45.
  75. К. Акцентуированные личности. Перевод с немецкого.- Киев, Вища школа, 1981. 392 с.
  76. А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопр. психол. М., 1960. — С. 23 — 39.
  77. А.Н. Деятельность, сознание, личность, М.: Изд-во полит, литры, 1975.-347 с.
  78. А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М., 1984.-241 с.
  79. Ю.П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины. -СПб.: Гиппократ, 1992. 416 с.
  80. C.B. Анализ психического здоровья военнослужащих срочной службы, самовольно оставляющих часть: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Ленинград, 1990. -20 с.
  81. C.B., Ничепоренко В. В. Патогенез боевой психической травмы // Общая патология боевой травмы. СПб.: Б.И., 1994. — С. 103 -111.
  82. C.B., Нечипоренко В. В., Снедков Е. В. Аддиктивное поведение военнослужащих в боевых условиях // ВМЖ. М., 1995. — № 11. -С. 39 -43.
  83. C.B., Снедков Е. В. Психиатрическая помощь военнослужащим в Афганистане (1979−1989 гг.) // Учебное пособие. СПб.: Воен.-мед. акад., 1997.-54 с.
  84. C.B., Фадеев A.C. Состояние диагностики и военно-врачебной экспертизы психических расстройств в Вооруженных Силах Российской Федерации // ВМЖ. М., 2001. — № 3. — С. 23 — 27.
  85. C.B., Шамрей В. К., Фадеев A.C., Резник A.M., Арбузов А. Л. О состоянии психиатрической помощи в Вооруженных Силах РФ // ВМЖ. -М., 2003.-№ 3.-С. 13−20.
  86. И.В., Комаристов А. Е. Контрольное обследование и медицинское освидетельствование военнослужащих в практике работы штатных военно-врачебных комиссий // ВМЖ. М., 1992. — № 2. — С. 56 — 59.
  87. А.Е. Акцентуация характера1 как почва, формирующая начальные этапы развития реактивных состояний и дальнейшее их течение: Тез. докл. IYBcepoc. съезда невропатологов и психиатров. М., 1978 — т.1. — С. 221−224.
  88. А.Е. Подростковая психиатрия. Л., Медицина, 1985. — 416 с.
  89. А.Е. Психопатии и акцентуации характера в подростковом возрасте: Тез. докл. III Всерос. съезда невропатологов и психиатров. М., 1994. — т. 2 -С. 94−97.
  90. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков М.: ООО «Апрель пресс» Медицина, 1999. — 406 с.
  91. О.Н. Непсихотические нервно-психические расстройства у подростков (клинико-эпидемиологический и реабилитационный аспекты): Афтореферат. Дис. канд. Мед. Наук. Томск, 1995. — 37 с.
  92. .Ф. Психологическая служба страны. Вести. АН СССР, 1980. -№ 1.-С. 20−30.
  93. .Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии. Вопросы Философии, 1976. -№ 4. — С. 83 — 95.
  94. А.Р. Восстановление функций мозга после военной травмы // Афазия и восстановительное обучение: Тексты. — М.: Медицина, 1983. С. 143−148.
  95. А.Р. Экспериментальные конфликты у человека // Проблемы современной психологии: Учен. зап. Моск. гос. ин-т эксп. психологии. -М.: Гос. изд-во, 1930. Т.6. — С. 97 — 137.
  96. A.A., Пантелеев А. Я., Мартыненко В. М., Ковальский О. Н., Куликов В. В. Организационные и методологические аспекты военно-врачебной экспертизы в новом Положении о военно-врачебной экспертизе // ВМЖ.-М., 1996.-№ 2.-С. 58−61.
  97. H.A. К вопросу о возрастной специфике психических нарушений у подростков // Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. — М., 2001.-С. 39−40.
  98. Ш., Кибер К. Власть прикосновения. М.: САФО, 1992. — 421 с.
  99. Ф.З. Адаптация к стрессу: механизмы и защитные перекрестные эффекты // Hyp. Med. J. 1993. — № 4. — С. 23 — 30.
  100. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Просвещение, 1986. — 253 с.
  101. Методические рекомендации по комплексной оценке личности юношей допризывного и призывного возрастов. Л., 1988. — 47с.
  102. Методическое пособие по организации и проведению психиатрического обследования кандидатов в ВВУЗы. М.: МО СССР, 1980. — 48 с.
  103. Методы профессиональной психодиагностики. Учебно методическое пособие для врачей психофизиологов ВМФ/ под ред. Касаткина В. И., Рыбникова В. Ю. — С.П., 1993. — С. 205.
  104. М.П. Одна из концепций психического стресса по данным зарубежных исследований. Проблемы психологии спорта. М., 1971. -вып. 1.-С. 137- 165.
  105. .В., Астапов Ю. Н. Невротические расстройства1 у военнослужащих срочной службы Вооруженных Сил Украины // Рос. психиатрии, жур. -М., 2001. № 1. — С 26 — 28.
  106. МКБ-10: Классификация психических и поведенческих расстройств: Исследовательские диагностические критерии. СПб., 1998. — 512 с.
  107. .А. Некоторые клинико-психологические аспекты формирования имиджа. (Член-корреспондент АИМ, М.) // Имиджелогия2004 Состояние, направления, проблемы. Академия имеджа РГСУ Российское психологической общество. М., 2004. — С. 74 — 76.
  108. .А. Оккупационная терапия. // Журнал практического психолога. М., № 5 — 6, 2001. — С. 3 — 28.
  109. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1979. — 247 с.
  110. Наличие и социальные изменения (сб.). М.: Центр Анна, 2000. — 68 с.
  111. В.В., Арина Г. А. От традиционной психосоматики к психологии телесности. Вестник МГУ, 1996. — сер. 14 — № 2 — 24 с.
  112. В.П., Козловский H.H., Славнов C.B. Особенности психической адаптации сотрудников МВД России, несущих службу, а районах вооруженных конфликтов (Северокавказкий регион) // Русский медицинский журнал.-М., 1996.-Т. 4.-№ 11.- С. 704−710.
  113. Отраслевой стандарт. Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств. Приложение к приказу Минздрава России от 6.08.1999г. № 311.- 224 с.
  114. И.П. Полное собрание сочинений. М.- Л., 1951. — Т. 3. — 465 с.
  115. М.С., Фролова A.A., Човырдова Г. С., Шпикалов А. Ю. Психосоциальный стресс и психогенные расстройства. Москва-Хабаровск, 2001.- 240 с.
  116. Памятка в помощь войсковому врачу по раннему выявлению военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью.- Рига: МО СССР 1976.-31 с.
  117. .Н. Экзогенно-органические заболевания головного мозга. — М.: Медицина, 1998. 144 с.
  118. В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психол. журн. 1986. — Т.7. — № 1. — С. 62 — 71.
  119. И.В. Здоровье современных школьников // Материалы IX съезда педиатров России, г. Москва 19 -22.05.01. 2001. — С. 461 — 462.
  120. Пограничные нервно-психические нарушения у ветеранов войны в Афганистане (посттравматические стрессовые нарушения): Методические рекомендации. / под ред. Б. Д. Цыганкова, А. И. Белкина, В. А. Веткиной и др. М., 1992.-36 с.
  121. Пограничная психиатрия. Сб. научн. трудов ГНЦСиСП им. В. П. Сербского / под ред. Ю. А. Александровского. М., 2001. — 240 с.
  122. Положение о Военно-врачебной экспертизе от 25 февраля 2003 года № 123.
  123. Пономаренко В.А., JIana В.В., Лешенко Н. А. Человеческий фактор и безопасность посадки. М.: Воен. Издат., 1992. — 112 с.
  124. Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. М.: Экспертное бюро — М., 1997. — 496 с.
  125. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / под ред. Д. Я. Райгородского. М., 2000. — 668 с.
  126. Приказ МО РФ от 20 августа 2003 года № 200 «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в ВС РФ». М., 2003.
  127. Психиатрическое обследование призывников. Методическое пособие по выполнению НИР. Л., 1979. — 15 с.
  128. Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99). Класс V МКБ-10- адаптированный для использования в Российской Федерации / под общ. Ред. Б. А. Казаковцева, В. Б. Голланда. М.: Минздрав России, 1998. -С. 297- 333.
  129. Психогигиена и психопрофилактика в вооруженных силах СССР. Методическое пособие для военных врачей. М.: Воениздат, 1987. — 64 с.
  130. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях. Методическое пособие. М., 2001. — 308 с.
  131. Психопатология и военно-врачебная экспертиза черепно-мозговой-травмы: Пособие для врачей / под ред. В. В. Куликова, В. Н. Краснова. М., 2000.-78 с.
  132. В.А. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов. М.: Воениздат, 1981. — 428с.
  133. Пушкарева A. JL, Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика и лечение. М., 2000. — 36 с.
  134. Пушкарев A. JL, Евстегнеев P.A., Аринчина Н. Г., Доморацкий В. А. Диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у участников военных действий: Методические рекомендации. Минск, 1999. -47 с.
  135. О.С. Организационно-методологические аспекты медико-психологической экспертизы граждан призывного возраста: Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2001. — 26 с.
  136. Раннее выявление военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью. Метод, пособие. М.: Воениздат, 1978. — 72 с.
  137. Раннее выявление военнослужащих с нервно-психическими расстройствами/ методическое пособие. М.: МО СССР. — 2004. — 31 с.
  138. Ранняя диагностика злоупотребления психоактивными веществами в практике военно-врачебной экспертизы: Методические указания / под ред. В .В. Куликова, В. Ф. Егорова. М., 2000. — 42 с.
  139. Расстройства" личности- (психопатии) в практике военно-врачебной экспертизы: Пособие для^ врачей- / под ред. В. В. Куликова, Б. В. Шостаковича. М., 1999. — 32 с.
  140. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л.: Изд-во Лен. Ун-та, 1973.- 137 с.
  141. М.М. К проблеме профессиональной типологии личности // ВМЖ. 1986. — № 3. — С. 29 — 32.
  142. A.B. Методология исследований в социологии медицины. -М., 2000.- 127 с.
  143. O.A., Кабалин А. П., Чернов О. Э., Работкин О. С. Применение электропунктурного вегетативного резонансного «Имедис-теста» в военно-врачебной экспертизе // Современный подросток. М., 2001. — С. 275 — 276.
  144. B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.- 156 с.
  145. Г. М. Социальные факторы и психолого-психиатрические последствия на Чернобыльской АЭС // Руководство по социальной психиатрии. М., 2001. — С. 280 — 295.
  146. В.Ю., Касаткин В. И. Психодиагностические методики оценки профессионально важных качеств личного состава ВМФ. Учебное пособие. -Л.: Воениздат, 1991. 151 с.
  147. A.M. Нервозы и их лечение. 2-е изд. М., 1971. — 267 с.
  148. Г. Стресс без дистресса. М., 1987. 248 с.
  149. И.И. Динамика и исходы неврозов // Журн. невропатол. и психиатр, им. С. С. Корсакова. 1989. — № 11. — С. 57 — 60.
  150. П.В. Эмоциональный мозг. М., 1981. — 462 с.
  151. И.Е. Санитарные потери советских войск во время войны в Афганистане // ВМЖ. М., 1999. — № 11. — С. 4 — 10- 2000 — № 3. — С. 4 — 9- 2000.-№ 9.-С. 4- 11.
  152. П.И., Литвинцев C.B. и др. Психическое здоровье ветеранов афганской войны. Архангельск, 1999. — 375 с.
  153. П.И., Лукманов М. Ф. Особенности пограничных психических расстройств у ветеранов войны в Афганистане // Журнал неврологии и психологии им. С. С. Корсакова. 1997. № 3.
  154. Е.В. Психогенные реакции боевой обстановки: (клинико-диагностической исследование на материале афганской войны): Автореф. дисс.. канд. мед. наук. СПб., 1992. — 20 с.
  155. Е.В., Лыткин В. М. Психические расстройства военного времени // Военная психиатрия. СПб.: Воен.-мед.акад., 2001. С. 231−243.
  156. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институтприкладной психологии, 1998. 512 с.
  157. Е.Д., Калачев В. Ф., Долныкова A.A. Клинические аспекты нарушений психической адаптации. Психическая адаптация человека в условиях Севера. Владивосток, 1980., с.77−96.
  158. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995. — части II-III — С. 213−310.
  159. Л.И., Барабаш В. И. Оценка состояния нервно-психического здоровья кандидатов в военно-учебные заведения // Военно-медицинский журнал. 1979.- № 5. — С.15 — 17.
  160. Л.И. О некоторых факторах повышенного риска возникновения неврозов/ Тез. докл. IY Всерос. с-да невропатологов и психиатров.- М., 1980.-т. 1.- с. 347−349.
  161. Л.И. Проблемы военной психиатрии в армии США // Информ. Бюл. по вопросам воен.-мед. службы иностр. Армий и флотов. 1959. — № 12.-С. 52−58.
  162. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
  163. Т.Е. Спорные вопросы в определении понятия психопатии. -Журн. невропатол. и психиатр., 1972, вып. 10, с.1516−1520.
  164. Тарабрина H. B, Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых расстройств: современное состояние проблемы // Психологический журнал. 1992. — Т.13, № 2. — С. 14 — 29.
  165. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. -М.: Медицина, 1986. 384 с.
  166. П.Е., Лашков Г. М. Опыт участия группы профотбора военного училища в учебно-воспитательном процессе/ Военно-медицинский журнал.- 2004.- N 1.- с. 55−56.
  167. A.C., Миронычев Г. Н., Логинов А. Ф., Дзюба К. В. Особенности этиопатогенеза и военно-врачебной экспертизы психосоматических заболеваний // Актуальные вопросы военно-врачебной экспертизы. М., 2001.-С. 133−135.
  168. A.C., Чернов О. Э. Особенности военно-врачебной экспертизы граждан, страдающих психическими расстройствами // там же. С. 136−138.
  169. A.C. Особенности невротических расстройств у военнослужащих по призыву (клиника, динамика, военно-врачебная экспертиза). Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 2002. -25 с.
  170. Н.Ф. Некоторые пути повышения эффективности психологической подготовки личного состава к активным боевым действиям в условиях современной войны. М.: ВПА. — 1986. — 61 с.
  171. Функциональный диагноз в судебной психиатрии / под ред. Т. Б. Дмитриевой, Б. В. Шостаковича. М.: РЖ ГНЦ и СП им. В. П. Сербского, 2001.- 196 с.
  172. П. Молодежь, испытывающая трудности. М., Изд. «Интердиалект плюс», 1999. 57 с.
  173. Чиж И. М. Современные тенденции развития военной медицины. М.: Воениздат., 1995.-31 с.
  174. В.Н., Фесюн А. Д., Васильченко В. В. Адаптация при стрессе и ее значение в развитии посттравматического стресса // Медицинская реабилитация раненых № 1 1999 г. СПб, С.79−86.
  175. В.Н. Нейрофизиологические механизмы компенсации при травмах в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности: Автореф. дис.. докт. мед. наук. СПб., 1995. — 40 с.
  176. Е. Психологический стресс. М., 1997. 34 с.
  177. С.А. Посттравматические реакции // Научно-практический альманах. Архив межрегиональной коллегий врачей- — Врач, и общество, 2002, та:-е:ло2ноз^ •
  178. Шамлей В. К! Оказания? психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях (клинико-организационные и военно-медицинские аспекты // Автореферат. Дисс. доктора мед. наук. Санкт-Питербург, 1997.
  179. В.К., Литвинцев C.B. и др. Опыт оказания психиатрической и медико-психологической помощи при ликвидации последствийпоследствий аварии на подводной лодке «Курск» // Рос. псих. журн. 2001. № 1.-е. 36−41.
  180. Ю.Л., Шатанин В. Ю., Захаров В. И., Шанин Ю-Н., Циган В. Н., Каштанова О. П., Реабилитация после травм и ранений // Общая патология и медицинская реабилитация. СПб., 1994. С. 3−16.
  181. Д.В. Скрининговая оценка психического здоровья военнослужащих, проходящих службу по контракту. Дис. канд. мед. наук. -СПб, 1997.- 167 с.
  182. Д. Розенфильд Р. Стресс: природа и лечение. М.: медицина, 1985.-224 с.
  183. В.Н. Организационно-методические аспекты совершенствования медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе до первоначальной постановки на воинский учет. Дис.. канд. мед. наук. — М., 2001.-210 с.
  184. A.M. Краткосрочная позитивная психотерапия. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999, № 1.
  185. К. Общая психопатология. М., 1997. — 1053 с.
  186. Adams Gerald R., Roopnarine Jaipane L. Phisical attractiveness, social habits and popularity with people of the same age and sex./ J. Group. Psychoter. and Psychodrama and Sociometry.- 1994. 47.- N 1.- P. 15 — 35.
  187. Annoli L., Balkoni M., Ciceri R., Pfenomen of lie: semantic and psicholjgic aspects. / Arch. Pcicol., neurol. Et psichiat., 1994 — 55.- № 1−2.- P. 268−295.
  188. Basowitz H., Persky H., Lorchin S.J., Grinlcer N.R. Anxiety and stress. New York, 1985. P. 218.
  189. Berry R., Stellwon J., Steven D. Posttraumatic stress disorder among Fmerican legionaries in relation to combat experience in Vietnam. Associated and contributy factors // Ewison Res. 1988. — Vol. 47. № 2. — P. 175−182.
  190. Blanc C.Y., Digo R., Moroni P. Psychopatholjgy of airline stewardness // Aerosp. Med. 1969. Febr. P.40.
  191. Brian C., Horst B. Population screening and the early detection of dementing disorders in old age: a review // Psychological Medicine. 1984. — Vol. 14. — P. 81 — 95.
  192. Burkie F.M.Jr. Triage of disaster-related neuropsychiatric casualties // Emerg. Med. Clin. North. Am. -1991.- Vol. 9 № 1. — P 87 — 105.
  193. Dodge Kennet A., Social-cognitive mechanisms in development of behaviour abnormalities and depression of children / Annu. Rev. Psyhol. vol. 44 .- Palo Alto (Calif.), 1993. P. 559 584 .
  194. Dodge Kennet A., Social-cognitive mechanisms in development of behaviour abnormalities and depression of children / Annu. Rev. Psyhol. vol. 44 .- Palo Alto (Calif.), 1993. P. 559 584 .
  195. Dhee-Perof P., Loas G., Delahousse J. Seporational anxiety of recruits. // Neuropsychiat. enfance et adolescence. 1994 — 42. — № 8. — P. 818−620.
  196. Gallanger D.J. Extravercion neuroticism and appraisal of stressful academic events // Pres. And Indiv. Diff. 1990. № 10. — P. 1053 -1057.
  197. Garland F.N., Robichand M.R. Knowledge of battle fatique among division combat medics and the effectiveness of training // Milit. Med. 1987. — Vol. 152, № 12.-P. 608−612.
  198. Genon J. C., Vandenbosch P. Lignes directrices principales a la base de la selection psychologique des candidates pilotes de la Force Aerienne beige // Rev. int. Serv. Sante Arm., 1989. № 4 — 6. — P. 128 — 132.
  199. Hathaway S., Mckinly J. Basis reading on the MMPI in psychology and medicine. Minneapolis, 1986. P. 107 — 127.
  200. Johnson A.W. Combat psychiatry, Pt. I/ A Historical review // Med. Bull. US Army, Europe. 1989. — Vol. 26, № 10. — P. 305 — 308.
  201. Cofer Ch.H., Appley M.H. Motiwacja: Teoria i hadanina. Warzawa, 1972.
  202. Gabel Stewart Teenage rage and aggression: from the psichology point of view / J. Contemp. Psyhoter.- 1993−23.- № 4. P. 267−280.
  203. Golse B. Violence in psichoanalysis. / Neuropsychiat. enfance et adolescence.-1995 -43.-№ 1−2.- P. 12−16.
  204. Hall Y.F. Psychology of motivation. Philadelphia, 1961. P. 76.
  205. Heckhausen H. Hoffing and fiircht in der leistungsmotivation. Gottingen, 1981. P. 114.
  206. Hilgard E., Atkinson R.C. Introduction to psychology. New York- Chicago, 1987. P. 158.
  207. Hussng A.M., Chassin Lanrie Stress-negative affect model, explaining teenage drinking problem: destructive negative affect / Stud.Alcohol.- 1994. -55.- № 6.- P. 707−718.
  208. Kepinski A. Lek. Warzawa, 1977. P. 105.
  209. Kirchler Erich, Palmonari Augusto, Porebeni Maria Luisa Social categorization processes as factors depending on differences on status between groups: look at teenage groups /Eur.j. Soc. Psychol.- 1994 24. — № 5. — P. 541 -563.
  210. Kuhl J., Blankenship V. Behavioral change in a constant environment: Shift to more difficult tasks with constant probability of success // J. Pers. Soc. Psychol. -1979.-Vol. 37.-P. 551−563.
  211. Longo L. Psichopatologia dei contollori del traffics aeres e degli operatopiradar // Riv: med. aeronaut, e spaz. 1977. — Vol. 39. — № 2. — P. 239−249.
  212. Mace C.A. Homeostasis, needs and values // Brit. J. Psyhol. 1989. — Vol. 44. -P. 200−210.
  213. Mason J.W. Emotion as reflected in patterns of endocrineintgration // Emotions: Their Parameters and measurements. New York. 1975. — P. 143−181.
  214. May R. The meaning of anxiety. New York: 1955. P.78.
  215. Melton C.E. Stress in air traffic controllers. Washington, D. C., 1978. P. 217.
  216. Miller N.E. Experimental studies of conflict // Personality and the behavior disorders. New York. 1984. — P. 431−465.
  217. Parasuraman S., Cleek M.A. Coping behaviors and managers affective reactions to role stressors // J. Vocat. Bthav. 1984. — Vol. 24. — P. 179−193.
  218. Poldinger W. Aspects of anxiety // Anxienty and tension new therapeutic aspects. Basel. — 1970. — P. 7−21.
  219. Raynor J.O. Future orientation in the study of achievement motivation // Motivation and achievement. Washington, D.C., 1974. P. 89.
  220. Sato Yuji, Yamaguchi Takashi, Fukutome Rumi. Passive aggressiveness as psychopatalogical category and psychotheraputical notion /Scishin igaku = Clin Psychiat.- 1995 37. — P. 129−136.
  221. Selye H. The General Adaptation Syndrome and the gastrointestinal disease of adaptation. American Journal of Proctology, — 1981.- P. 167 — 184.
  222. Selye H. The stress of life. New York: McGraw-Hill, 1956. P: 49.
  223. Selye H. Stresswithout distress. Philadelphia: Lippincott, 1974. P. 216.
  224. Selye H. The stress in healts and disease. Reading. Mass.: Butterworthfs, 1974. P. 149.
  225. Serban G. Stress in schizophrenics and normals. British Journal of Psychiatry. — 1975. — P. 126, 396 — 407.
  226. Stern R., Ray W., Dauis S. Psychophysiological recording. New York: Oxford University Press, 1980. P. 250.
  227. Steveus Antony Ungian approach to human aggression with a special stress on war problem / Agress. Behav. 1995 — 21. — № 1. — P. 3−11 .
  228. Sullivan H.S. The interpersonal theory in psychiatry. New York, 1953. P. 150.
  229. Tache I., Seye H. On stress and coping mechanism // Stress and anxiety. Washington, D.C., 1978. Vol. 5. 14. Погодин Ю. И., ГригорьевА.И. // Военно-медиц.журнал. 1997. № 4.
  230. Tyler L. E. Individual differences. Abilities and motivational directons. -Englewood Cliffs, New Jersey- Prentice Hall, 1974. P. 280.
  231. Tremblay R.E., Parents training and teaching children social skills influence on boys’behaviour/Agress. Behav.- 1993 19. — № 1. — P.34.
  232. Verhoeven W.M.A., Tuner S. Affective and aggressive human disorders- thoughts on diagnostics and ethiology/ New Trends Exp. and Clin. Psychiat.- 1993 -9.-№ 4.-P. 123−126.
  233. WHO. The World Health Report 2000. Health Systems: Improving Performance. World Health Organization, 2000. 206 p.
  234. Word Bank. World development report: Investing in health. Oxford, UK: Oxford Universiti Press, 1993. — P. 23 — 47.
  235. Zumkley H., Zumkley-Munkel C. «Bad mood», aggressiveness and altruism / Psychol. Beitr.- 2002 34. — № 1−2. — P. l 13−126.
  236. Диагностические критерии ПТСР в DSM IV.
  237. А. Индивид пережил травматическое событие, в котором присутствовали оба следующих аспекта:
  238. Индивид пережил или стал очевидцем, столкнулся с событием (ями), связанным со смертью или угрозой смерти или серьезного ранения угрозой физической целостности, своей или других людей-
  239. Событие сопровождалось интенсивным переживанием страха, беспомощности, ужаса.
  240. Воздействие экстремального стрессора приводит к манифестации ПТСР в виде 3-х составляющих: интрузии, избегания и гиперактивности.
  241. Б. Травмирующее событие повторно переживалось в виде одного или нескольких следующих проявлений (интрузия):
  242. Повторные, навязчивые воспоминания о событиях, включая образы, мысли или ощущения.
  243. Повторяющиеся и вызывающие значительное беспокойство сны о пережитом событии.
  244. Такие действия или ощущения, как если бы травмирующее событие случилось снова (включая ощущение воссоздания пережитого, иллюзии, галлюцинации и диссоциативные эпизоды, в том числе те, которые возникают при пробуждении или в состоянии опьянения).
  245. Сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-либо аспект травмирующего события.
  246. Физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-либо аспект травмирующего события.
  247. В. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и общее оцепенение (отсутствующее до травмы), о которых свидетельствуют, по меньшей мере, три симптома из следующих (избегание):
  248. Попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров, связанных с травмой.
  249. Попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминания о травме.
  250. Частичная или полная амнезия важных аспектов травмы.
  251. Выраженное снижение интереса к ранее значимым видам деятельности или к участию в них.
  252. Чувство отрешенности или отчужденности от окружающих.
  253. Сужение диапазона аффективной реакции (например, неспособность испытывать любовь).
  254. Неспособность ориентироваться на длительную жизненную перспективу (например, больной не планирует заниматься карьерой, жениться, иметь детей или строить нормальную жизнь).
  255. Г. Устойчивые проявления повышенного возбуждения (отсутствовавшие до травмы), о которых свидетельствует не менее двух симптомов из следующих (гиперактивность):
  256. Трудности при засыпании или нарушение продолжительности сна.
  257. Раздражительность или вспышки гнева.
  258. Трудность концентрации внимания.4. Сверхнастороженность.
  259. Усиленная реакция на испуг.
  260. Д. Продолжительность расстройства (симптомов, описанных в рамках критериев Б, В и Г) более 1 месяца.
  261. Е. Расстройство вызывает клинически значимый дистресс или нарушения в социальной, трудовой или других сферах жизнедеятельности.1. Типы расстройства:
  262. Острое если симптомы сохраняются менее 3 месяцев.
  263. Хроническое если симптомы сохраняются 3 месяца и более.
  264. Отсроченное если симптомы возникают, по меньшей мере, через 6 месяцев после окончания воздействия стрессора.
  265. В небольшой части случаев ПТСР, обнаруживается хроническое течение на протяжении многих лет, может переходить в хроническое изменение личности (МКБ- 10: 62.0).
  266. Диагностические критерии ПТСР в МКБ-10.
  267. Б 43.1 Посттравматическое стрессовое расстройство
  268. Обычно имеет место состояние повышенной вегетативной возбудимости с повышением* уровня бодрствования-, усилением реакции испуга и бессонницей.
  269. С вышеперечисленными симптомами и признаками обычно сочетаются тревога и депрессия, нередкой является суицидальная идеация. осложняющим фактором может быть избыточное употребление алкоголя или наркотиков.
  270. Отдаленные хронические последствия опустошающего стресса, то есть т. е. которые манифестируют спустя десятилетия после стрессового воздействия, должны классифицироваться в Р 62.0.1. Включается: — травматический невроз.
Заполнить форму текущей работой