Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Программно-целевой подход в региональном развитии сельских территорий: на материалах Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уточнена классификация региональных программ. Особенностью предложенной совокупности классификационных признаков выступает строгая целевая направленность программ, завершенность действия программ и обязательность учета условий, определяющих организационный уровень управления программой. В частности, условия, обосновывающие необходимость участия федерального правительства в реализации целевых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория устойчивого развития сельских территорий и методология программно-целевого управления
    • 1. 1. Теоретические основы устойчивого развития сельских территорий
    • 1. 2. Методология программно-целевого подхода в региональном развитии сельских территорий
    • 1. 3. Зарубежный опыт использования программно-целевых методов в региональном развитии сельских территорий
  • Глава 2. Современное состояние программно-целевого управления в российском АПК и устойчивого развития регионов
    • 2. 1. Опыт разработки и реализации федеральных программ в сфере АПК и анализ целевых программ развития регионов
    • 2. 2. Современное состояние и тенденции развития сельского хозяйства в Кабардино-Балкарской республике
    • 2. 3. Анализ программного развития социальной инфраструктуры
  • Глава 3. Совершенствование устойчивого развития сельских территорий региона на основе программно-целевых методов
    • 3. 1. Основные направления устойчивого развития сельских территорий Кабардино-Балкарской республики
    • 3. 2. Методические положения по совершенствованию разработки и реализации целевых программ устойчивого регионального развития
    • 3. 3. Кадровое и информационное обеспечение устойчивого развития сельских территорий

Программно-целевой подход в региональном развитии сельских территорий: на материалах Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход от планово-распорядительной экономики к рыночным принципам её организации существенно изменил роль и место региональных органов в управлении устойчивым развитием сельских территорий.

Большинство современных авторов определяют устойчивое развитие как долговременное экономически эффективное развитие сельского сообщества при сохранении окружающей природной среды. Однако современное состояние региональной экономики, стихийно формирующиеся отношения, резкое снижение жизненного уровня основной части населения вынудили использовать различные формы осуществления целенаправленной деятельности: разработку стратегий, концепций, целевых программ, инвестиционных проектов.

Вместе с тем сложившаяся система устойчивого регионального развития сельских территорий остается далеко не совершенной и нуждается в научном обосновании. В частности, нуждаются в научном обосновании методические положения разработки и реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ.

Актуальность темы

диссертационной работы обусловлена, во-первых, необходимостью совершенствования процесса становления и последующего устойчивого развития сельских регионов. Во-вторых, значимостью устойчивого развития сельских регионов в процессе перехода к многоукладной экономике в агропромышленном комплексе. В-третьих, неразработанностью теоретических и методологических положений программно-целевого подхода в региональном развитии сельских территорий.

В условиях рыночных отношений при большом многообразии субъектов и интересов решения региональных задач невозможно без целенаправленного управления социально-экономическими процессами.

Наиболее результативным методом такого управления является программно-целевой подход, реализуемый через соответствующие целевые программы. Таким образом, образовывается место и роль программно-целевого подхода в системе управления устойчивым региональным развитием как одной из наиболее важных его функций.

Особую актуальность программно-целевой подход приобретает в условиях необходимости кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития региональной экономики и социальной сферы. Важное программно-целевому подходу принадлежит в качестве эффективного метода комплексного решения региональных социально-экономических проблем по сравнению с традиционными методами управления. Программно-целевой подход является эффективным инструментом регионального развития сельских территорий, который обеспечивает целевую направленность эффективного использования имеющихся ресурсов.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается визазвитаи теоретических положений и разработке научно-методических рекомендаций по совершенствованию программно-целевого подхода в ре-/ гиональном развитии сельских территорий. —————-^.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих приоритетных задач:

Л. Обосновать теоретические и методологические положения формирования региональных целевых программ устойчивого развития сельских тер-, j риторий. I.

Разработать классификацию региональных целевых программ, обос-/ новать методологию программно-целевого подхода в региональном развита^ сельских регионов. ! | j>. Разработать совокупность показателей оценки программных мероприятий, позволяющих количественно оценить социально-экономические последствия реализации целевых программ.

4. Обосновать модель программной реализации стратегии социально экономического развития сельской территории.

Разработать систему количественных и качественных показателей эффективности программы социально-экономического развития сельской j i территории. ^.

Объектом исследования выступают федеральные, региональные и муниципальные целевые программы социально-экономического развития.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в сфере использования программно-целевого подхода в решении комплексных проблем регионального развития сельских территорий.

Теоретической и методологической базой исследования послужили положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам социально-экономического развития регионов на основе использования программно-целевого подхода.

В процессе исследования использовались различные методы научного познания: абстрактно-логический, аналитический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, социологический и метод экономико-математического моделирования.

Информационной базой обеспечения достоверности выводов и предложений послужили данные органов статистики разного уровня, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики, годовых отчетов предприятий и организаций агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики. Была также использована информация о социально-экономическом развитии различных субъектов Российской Федерации, представленная в сети Интернет.

Научная новизна исследования. Основные результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту и имеющие научную новизну, заключаются в следующем:

1. Систематизированы принципы функционирования подсистем программно-целевого подхода. Обоснована приоритетность использования программно-целевого подхода, позволяющего в условиях переходной экономики достигать своеобразной точки роста, с которой начинается устойчивое региональное саморазвитие сельских территорий.

2. Обоснованы методические положения формирования региональных программ, в том числе такие как комплексность мер, направленных на решение проблем регионального развития, совершенствование системы экономических отношений. Выявлены особенности региональных программ. Во-первых, программы в наибольшей мере отражают общегосударственные интересы и используют федеральные формы регулирования и поддержки. Во-вторых, они направлены на реализацию задач регионального развития. В-третьих, программы одновременно предназначены для решения местных проблем. Научная новизна такого подхода заключается в том, что триединая система формирует специфику структуры каждой региональной программы, механизмов и финансовых источников её реализации и контроля над осуществлением намеченных мер.

3. Уточнена категория «целевая программа», как форма реализации программно-целевого подхода. Разработка в рамках программы не только комплекса мероприятий, а именно их системы, позволяет создать условия для однонаправленного изменения преобразуемой социально-экономической среды. В отличие от комплексности, предполагающей лишь разносторонность воздействия, системность в данном случае заключается в том, что формируется новый уровень взаимодействия элементов преобразуемого объекта — их самоподдерживающая совокупность, содержащая в себе механизм саморазвития.

4. Предложена классификация региональных программ. Особенностью предложенной совокупности классификационных признаков выступает строгая целевая направленность программ, конечность действия программ и обязательность учёта условий, определяющих уровень управления программой. В частности, условия, обосновывающие необходимость участия федерального правительства в реализации целевых региональных программ включают: общегосударственное значение проблемынеобходимость обеспечения единства экономического пространства, социальных и правовых гарантий и стандартовболее низкие по сравнению с другими регионами показатели социально-экономического развития регионаналичие явлений субъективного характера, препятствующих функционированию рыночных механизмов.

5. Разработана совокупность показателей оценки программных мероприятий, состоящий из двух групп: показатели, характеризующие вклад программных мероприятий в создание социально-экономического базиса развития региона — его понимание основано на обеспеченности региона балансовыми запасами природных ресурсов, развитием человеческого потенциала, состоянием инфраструктуры. Вторая группа — показатели, характеризующие вклад программных мероприятий в обеспечение эффективного функционирования основных институтов социально-экономической системы региона. Новизна предложенной совокупности показателей заключается в том, что она позволяет не только количественно оценить итоги реализации целевых программ, но и учесть последствия их осуществления с различных позиций, в первую очередь, экономических и социальных.

6. Предложена модель программной реализации стратегии социально-экономического развития территории. Отличительной чертой модели является обоснование миссии и разработки стратегии социально-экономического развития региона на основе комплексного анализа, оценки его потенциала и определения приоритетов, структуризации комплекса мер и мероприятий, необходимых для разработки и реализации программы социально-экономического развития регионаформирование механизма реализации стратегии, включающего нормативно-правовое, институциональное, ресурсное, кадровое и организационное обеспечение.

7. Сформирована система количественных и качественных показателей эффективности программы социально-экономического развития сельской территории. Отличительная черта предложенной системы показателей — диверсифицированный подход к оценке эффективности программы с точки зрения достижения поставленных целей, результативности комплекса мер, минимизации финансовых рисков в процессе реализации программы, развития конкурентных преимуществ региона.

8. Разработаны рекомендации по кадровому и информационному обеспечению программно-целевого подхода в региональном развитии сельских территорий. Научная новизна состоит в том, что устойчивое развитие сельских территорий на основе программно-целевого подхода предлагается осуществлять путем опережающей подготовки профессиональных кадров. Отличительная черта кадрового обеспечения заключается в рассмотрении регионального развития в тесной взаимоувязке с реализацией приоритетных национальных проектов, прежде всего, в сфере развития агропромышленного комплекса, образования и социальной инфраструктуры сельских территорий.

Практическая значимость результатов исследования. Выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы органами исполнительной власти для совершенствования разработки и реализации целевых программ социально-экономического развития регионов Южного Федерального округа.

Апробация результатов исследования. По результатам исследования автором опубликовано пять статей объемом 1,8 п. л., в том числе одна статья в международном сельскохозяйственном журнале, включенного в список ВАК для публикации результатов диссертационных исследований. Результаты исследования доложены на международных научно-практических конференциях и Всероссийской научно-практической конференции: математические методы и модели устойчивого развития (Немчиновские чтения, РГАУМСХА им. К. А. Тимирязева, 2006 г.), международная научно-практическая конференция ученых МАДИ, МСХА (2005 г.), государственное и муниципальное управление в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики (Челябинск, 2006 г.).

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.

Выводы и предложения.

1. Исследование теоретических положений и тенденций устойчивого развития сельских территорий позволили выделить основные, приоритетные направления. Первое направление — обоснование необходимости целенаправленной деятельности субъектов управления всех уровней, призванных регулировать процесс стабилизации и последующего устойчивого развития сельских регионов в новых социально-экономических условиях. Второе направление — обоснование значимости устойчивого развития сельских регионов в процессе перехода к многоукладной экономике в агропромышленном комплексе. Третье направление — уточнение методологических и теоретических положений формирования социально-экономических факторов устойчивого регионального развития и разработка управленческого механизма их реализации.

2. Теория и практика регионального развития позволяют сформулировать концептуальные подходы к решению проблем устойчивого развития сельских территорий. Во-первых, обоснование комплексных мер и механизмов их реализации по устойчивому развитию сельских территорий. Во-вторых, обоснование механизмов межведомственной координации и взаимодействия при решении проблем сельского развития, включая разработку целевых программ и инновационных проектов. Сделан вывод о том, что эффективным инструментом устойчивого развития сельских территорий является программно-целевой подход к решению приоритетных проблем, который обеспечивает целевую направленность запланированных мероприятий, позволяет сконцентрировать имеющиеся ресурсы.

3. Уточнена категория «целевая программа, как форма реализации программно-целевого подхода. Разработка в рамках программы не только комплекса мероприятий, а именно их системы, позволяет создать условия для однонаправленного изменения преобразуемой социально-экономической среды. В отличие от комплексности, предполагающей лишь разносторонность воздействия, системность в данном случае заключается в том, что формируется новый уровень взаимодействия элементов преобразуемого объекта — их самоподдерживающаяся совокупность, содержащая в себе механизм саморазвития.

4. Выявлены особенности зарубежного опыта использования программно-целевого подхода в региональном развитии и даны рекомендации по его адаптации к условиям Российской Федерации. Программно-целевой подход является одним из главных инструментов осуществления региональной политикй развитых зарубежных стран. Результаты диссертационного исследования позволили сформулировать основные выводы по использованию зарубежного опыта применительно к российским условиям. Первый вывод: система социальной защиты населения сельских регионов может стать одним из мощных резервов социально-экономической стабилизации жизнедеятельности сельского населения. Второй вывод: система социальной защиты должна формироваться на основе развития непротиворечивой правовой базы и государственной поддержке социально-экономической устойчивости жизнедеятельности сельского населения. Третий вывод: государственная система социальной поддержки населения в условиях перехода к рынку должна учитывать процессы, связанные с перераспределением собственности.

5. Уточнена классификация региональных программ. Особенностью предложенной совокупности классификационных признаков выступает строгая целевая направленность программ, завершенность действия программ и обязательность учета условий, определяющих организационный уровень управления программой. В частности, условия, обосновывающие необходимость участия федерального правительства в реализации целевых региональных программ включают: общегосударственное значение проблемынеобходимость обеспечения единства экономического пространства, социальных и правовых гарантий и стандартовболее низкие по сравнению с другими регионами показатели социально-экономического развития региона. Крайне важно, что в качестве одной из наиболее существенных целей социально-экономических программ обосновывается необходимость обеспечения расширенного воспроизводства как основы устойчивого регионального развития.

6. В диссертационной работе выявлены условия повышения устойчивости функционирования сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики, сформулированы методические положения программно-целевого подхода к решению проблемных ситуаций. Подробно изложены принципы выделения приоритетов в региональной аграрной политике. Агропромышленный комплекс представляет собой одну из важнейших составляющих экономического потенциала Кабардино-Балкарской республики. Однако дальнейшее его развитие связано с повышением эффективности и конкурентоспособности на основе активизации инвестиционной деятельности. Вместе с тем, отсутствие стратегического подхода и, в частности, программных процедур стратегического планирования, является одной из причин нынешнего состояния АПК республики. Сформулировано предложение автора об участии в региональных программах частного капитала, создания условий для привлечения инвестиций, разграничения функций и одновременно обеспечения тесноты связей между различными участниками программы.

7. Предложен перечень показателей оценки программных мероприятий, состоящий из двух групп: показатели, характеризующие вклад программных мероприятий в создание социально-экономического базиса развития региона — его понимание основано на обеспеченности региона балансовыми запасами природных ресурсов, развитием человеческого потенциала, состоянием инфраструктуры. Вторая группа — показатели, характеризующие вклад программных мероприятий в обеспечение эффективного функционирования основных институтов социально-экономической системы региона. Предложенная совокупность показателей позволяет не только количественно оценить итоги реализации целевых программ, но и учесть социально-экономические последствия их реализации.

8. Сформулированы основные положения методики оценки эффективности реализуемых на территории региона программных мероприятий. На основе ранжирования целевых программ рекомендовано сокращение совокупности осуществляемых программ за счет передачи мероприятий, фактически не требующих программного решения, для прямого финансирования по соответствующей статье бюджета и перенесения акцентов в сторону стратегических направлений социально-экономического развития региона.

9. Разработаны рекомендации по кадровому и информационному обеспечению программно-целевого подхода в региональном развитии сельских территорий. Устойчивое развитие сельских территорий на основе программно-целевого подхода предлагается осуществлять путем опережающей подготовки профессиональных кадров в тесной взаимоувязке с реализацией приоритетных национальных проектов в сфере образования и развития социальной инфраструктуры сельских территорий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с английского под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2002.
  2. Аграрная политика / А. П. Зинченкро, В. И. Назаренко, В. В. Шайкин и др. Под ред. А. П. Зинченко. М.: Колос, 2004.
  3. Аграрная реформа в России: концепция, опыт, перспективы. Науч. тр. ВИАПИ РАСХН. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000.
  4. А.Н. Повышение эффективности работы органов местного самоуправления / Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. М.: Энциклопедия российских деревень, 2005.
  5. А.Н. Этапы развития местного самоуправления в России / Сельская бедность: причины и пути преодоления. М.: Энциклопедия российских деревень, 2004.
  6. Актуальные проблемы современной аграрной теории и политики: Научн. тр. ВИАПИ им. А. А. Никонова. М.: ВИАПИ «Энциклопедия российских деревень», 2005.
  7. В.В. Разработка программы совершенствования системы управления с использованием экспертных оценок. М.: Изд-во МСХА, 1994.
  8. В.В., Агаев Б. В., Сагдиев М. А. Агропромышленный менеджмент. М.: ООО издательско-консалтинговое предприятие «Дека», 2003.
  9. А.И., Кундиус В. А. Российский АПК: Современное состояние и проблемы развития. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2004.
  10. А.И. Законодательное обеспечение агропродовольственной политики России // Информационный бюллетень МСХ. 2004, № 12.
  11. Анализ эффективности информационно-консультационной службы (ИКС). М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.
  12. Анализ эффективности службы рыночной информации, созданной в рамках проекта АРИС. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.
  13. Н.П. Направление информационно-консультационной деятельности управление рисками // Информационный бюллетень МСХ. -2002, № 11.
  14. А.Д., Бетин О. И., Богданов И. Я., Гордеев А. В., Мерзллов А. В., Сергеев И. И. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов. Изд-во «Юлиус», 2005.
  15. В.М., Козлов В. В., Мерзлое А. В. и др. Устойчивое развитие сельских территорий: вопросы стратегии и тактики. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004.
  16. Г. А. О сельском предпринимательстве муниципальных образований / Сельская бедность: причины и пути преодоления. М.: Энциклопедия российских деревень, 2004.
  17. Г. А., Смирнов JI.A. Организационно-экономические модели управления АПК района (Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. М.: Энциклопедия российских деревень, 2005.
  18. А.В. Инновационное обеспечение социального и кадрового развития на селе: теория и практика. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2003.
  19. А.В. Основы информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе: Учебное пособие. Воронеж: ВГАУ, 2005.
  20. О.И., Бетин В. О. Молодое предпринимательство: региональный аспект. М.: «Знание», 2004.
  21. Библиотека местного самоуправления. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / Под ред. В. Я. Любовного, И. Ф. Зайцева, А. К. Ушакова. Московский общественный научный фонд. М., 2000.
  22. А.А. Тектология / Всеобщая организационная наука: в 2-х кн. М.: Экономика, 2000.
  23. И.Я. Экономическая безопасность России: социально-экономические и правовые аспекты. М.: «Наука», 2001.
  24. X. Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование. Тюмень, Изд-во ИПОС СО РАН, 2001.
  25. И.Н. Продовольственная доктрина России в новых условиях стратегии и тактики // Информационный бюллетень МСХ. 2004, № 12.
  26. А.Н. Программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием региона: Дис.канд. экон. наук: 08.00.05.-М., 2000.
  27. Ф. Тренинг навыков консультирования. СПб.: Питер, 2002.
  28. И.М. Концептуальные основы европейского регионализма. Западная Европа / Европа: вчера, сегодня, завтра. М., 2002.
  29. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ростов н/Д., 2000.
  30. О.С. Стратегическое управление: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисту 2004.
  31. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: Проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2003.
  32. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001.
  33. К., Ларсон Э. Управление проектами. М.: «Дис», 2003.
  34. А.В. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства Российской Федерации // Информационный бюллетень МСХ. 2005, № 8.
  35. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России / А. Г. Грандберг // Вопросы экономики. 2001. — № 9.
  36. Ю.Н. Региноведение / Ю. Н. Гладкий, А. Н. Чистобаев. М.: Гардарики, 2002.
  37. А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Грандберг. -М.: ГУ ВШЭ, 3-е изд., 2003.
  38. В.И. О федеральных целевых программах регионального развития // Финансы. 2002, № 4.
  39. Р. Менеджмент. 6-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2004.
  40. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: СПб., Киев, Вильяме, 2002.
  41. Н.К. Кадровое обеспечение устойчивого развития территорий // Информационный бюллетень МСХ. 2005, № 8.
  42. O.K., Лось В. А. Устойчивое развитие. Учеб. пособие. Ун-т Рос. акад. образования. М.: УРАО, 1997.
  43. В.В. Законодательное обеспечение устойчивого развития сельских территорий // Информационный бюллетень МСХ. 2005, № 8.
  44. В.А., Спасов В. П., Сдасюк Г. В. Переход к устойчивому развитию сельского хозяйства и сельских территорий: Локальный уровень: Материалы для чтения / Великолукская гос. с.-х. акад. ИГ РАН, 2001.
  45. П. С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
  46. А. Концептуальные подходы к обеспечению продовольственной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2004, № 4.
  47. A.JI. Состояние и перспективы развития российского рынка зерна. Задачи зернового союза // Информационный бюллетень МСХ.2003, № 12.
  48. Э. Стратегический синергизм. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.
  49. П.И. Стратегическое программно-целевое управление производственно-хозяйственной системой / Под ред. В. А. Транева. М.: Дашков и К, 2003.
  50. Концепция функционирования системы информации о рынке АПК России // Информационный бюллетень МСХ. 2003, № 12.
  51. Т.И. Программно-целевое управление развитием малого города: механизмы реализации / Т. Коркина, В. Ульяновский. М.: БМ, 2005.
  52. В.Д. Формирование системы обеспечения сельского хозяйства кадрами управления. М.: ООО «Петит», 2004.
  53. В.В., Мерзлое А. В. Методические рекомендации по разработке планов и программ устойчивого развития сельских территорий. М.: «Росинформтех», 2005.
  54. А., Бойцов А. Комплексное развитие сельских территорий -веление времени // Экономика сельского хозяйства. 2004, № 8.
  55. В.В. Создание и организация деятельности региональной информационно-консультационной службы АПК (на примере Нижегородской области). М.: ФГНУ «Росинформаагротех», 2000.
  56. П.В. Программно-целевой подход в региональном развитии России: Дис. .канд. экон. наук: 08.00.05 Воронеж, 2005.
  57. В.В., Тарасов А. Н., Дунаев B.JI. Пронозное моделирование производства, переработки и торговли аграрной продукцией в региональном АПК. Ростов-на-Дону, 2004.
  58. КВ. Устойчивое развитие агропромышленного комплекса Сибири: предпосылки, факторы, пути. Новосибирск, РАСХН, 2005.
  59. А.К. Развитие системы управления АПК области. -Тюмень: АПП, 2001.
  60. .Г. Разработка управляющего решения. М.: Дело, 2001.61 .Логашев Т. Г. О работе с союзами и ассоциациями АПК // Информационный бюллетень МСХ. 2003, № 5−6.
  61. Материалы «круглого стола» по проблеме «Устойчивое развитие сельской местности». М.: Минсельхоз России и ТАСИС, 2000.
  62. А., Филиппова А. Особенности устойчивого развития сельских территорий в европейских странах // Международный сельскохозяйственный журнал. 2005, № 3.
  63. А.В. и др. Организация процесса стратегического планирования в сельском муниципальном округе // Практическое пособие серии
  64. Путеводитель по вопросам территориального развития". М.: Изд-во МСХ, 2003.
  65. А.В. Организация центра развития в сельском муниципальном округе. М.: Изд-во МСХ, 2003.
  66. А.В., Антипов А. Н. и др. Планирование устойчивого развития сельской местности, ориентированное на местное самоуправление. Переславль-Москва, 1998.
  67. Механизмы устойчивого сельского развития: Методическое пособие. -М.: РосАгроФонд, 2003.
  68. Р.Н., Алексеев В. В., Файзрахманов Д. И. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во МСХА, 2003.
  69. .З. Организация программно-целевого управления / Б. З. Мильнер. М.: Наука, 1980.
  70. JI.A. Инфраструктура реализации региональных программ развития села / Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. М.: Энциклопедия российских деревень. 2005.
  71. Мониторинг и оценка в условиях программно-целевого управления региональным развитием / Под ред. И. Е. Никулиной, И. В. Хоменко. Томск, Изд-во «Дельтоплан», 2004.
  72. Научные основы стратегии устойчивого развития Российской Федерации / Под общ. ред. М. Ч. Залиханова, В. М. Матросова, A.M. Ше-лехова. М.: Изд-во Гос. Думы, 2002.
  73. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации. Закон Российской Федерации. М.: Собрание законодательства Российской Федерации, 2003.
  74. А.П. Комплексное социальное обустройство сельской местности важнейший критерий ее устойчивого развития / Агропродо-вольственная политика и вступление России в ВТО. — М.: Энциклопедия российских деревень, 2003.
  75. А.П. Роль местного самоуправления в социальном обустройстве сельских поселений / Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.
  76. JI.A. Социальная инфраструктура села и общественное взаимодействие / Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.
  77. JI.A. Вовлечение населения в устойчивое развитие сельских территорий / Сельская бедность: причины и пути преодоления. -М.: Энциклопедия российских деревень, 2004.
  78. Основные направления агропродовольственной политики Российской Федерации на 2001−2010 годы.
  79. О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей // Информационный бюллетень МСХ.-2003, № 3−6.
  80. О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года // Информационный бюллетень МСХ. 2003, № 1−4.
  81. С. А., Савицкая Е. А. Социологическая оценка социально-трудовой сферы села Тюменской области // Информационный бюллетень МСХ.-2002, № 9.
  82. В.В., Д.Дж. О’Брайн, С. К. Вегрен. Устойчивое развитие сельской местности в условиях глобализации / Агропродо-вольственная политика и вступление России в ВТО. М.: Энциклопедия российских деревень, 2003.
  83. А. Обеспечить устойчивое развитие сельских территорий // АПК: Экономика и управление. 2005, № 6.
  84. Показатели устойчивого развития: структура и методология ООН. -Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000.
  85. Политика развития сельских территорий России: поселения XXI века. Тамбов: ООО Изд-во «Юлис», 2005, № 6.
  86. Порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ / Информационный бюллетень МСХ. 2005, № 10.
  87. .А. Программно-целевое планирование и управление: Учебник для вузов / Б. А. Райзберг, А. Г. Лобков. М.: Инфра-М, 2002.
  88. Региональная экономика: Стабилизация и развитие. Сборник научных трудов. Том 1. М.: ВНИИТУСХ, 2000.
  89. Региональная экономика / Грядов А. П., Кузин Б. И., Медников М. Д., Соколицин А. С. СПб.: Питер, 2003.
  90. Рекомендации всероссийской конференции «Россия зерновая держава» // Информационный бюллетень МСХ. — 2003, № 5−6.
  91. О.А., КормаковЛ.Ф., Баклаженко Г. А. Организационно-экономический механизм холдинговых формирований в АПК. М.: ВНИИТУСХ, 2002.
  92. В.Н. Факторы и резервы устойчивого развития сельских регионов: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 Саратов, 2003.
  93. С.Н. Целевые программы развития регионов // Эко. 2003,4.
  94. Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспектива. М.: Энциклопедия российских деревень, 2000.
  95. О. и др. Междисциплинарный анализ и методический подход к исследованию сельских поселений. М.: Изд-во «Технопечать». — М., 1999.
  96. П.В., Сергеева JI.B. Организация местного самоуправления в сельских муниципальных образованиях / Власть, бизнес и крестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.
  97. П.В. Организационно-экономический и финансовый механизм деятельности сельского самоуправления / Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. М.: Энциклопедия российских деревень, 2005.
  98. ГЛ. Экологический аудит: Концептуальные и организационно-правовые основы. М.: «Экзамен», 2000.
  99. Социально-ориентированное местное управление: опыт городов Германии для России, ред. Б. М. Гринчель, Н. Е. Коростылева. СПб.: Наука, 1999.
  100. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А.Г. Гран^берга, В. И. Данилова Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2002.
  101. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Российской Федерации. Ежегодный доклад. -М.: Минсельхоз, 2003.
  102. А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. -М.: Дашков и К, 2003.
  103. В.А. Формирование адаптивных организационных структур управления в агропромышленном комплексе. СПб., 2004.
  104. А.Х., Кетова Н. П. Региональный маркетинг: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, 2000.
  105. Д.И. Деятельность министерства сельского хозяйства Российской Федерации по законодательному обеспечению развития сельских территорий // Информационный бюллетень МСХ. 2005, № 8.
  106. Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: Издательский дом ИНФА. — М., 2001.
  107. Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». М., 1996.
  108. Устойчивое развитие сельских территорий. М.: «Росин-форматех», 2004.
  109. КГ. Роль и место сельского хозяйства в экономике России // Информационный бюллетень МСХ. 2005, № 5−6.
  110. КГ. Социально-экономические проблемы развития АПК // Информационный бюллетень МСХ. 2003, № 3−6.
  111. Г. Ф. Программно-целевое управление интеграционными процессами в региональных системах. М., 2003.
  112. А. Основы устойчивого развития сельской территории // Экономика сельского хозяйства. 2006, № 2.
  113. Ю.В., Авдеева Т. Т. Основы развития местного хозяйства: Учеб.-М.: Дело, 2000.
  114. Н.В., Мерзлое А. В., Антипов А. Н. Устойчивое развитие сельской местности в России. Концепция и рекомендации. Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2000.
  115. Н.В., Мерзлое А. В., Новоселов АЛ Региональная экономика: сельская местность. М., Наука, 2006.
  116. Н.В., Новоселов А. Л. Экономика и экология: развитие, катастрофа. М.: Наука, 1996.
  117. .А., Овчинников О. Г., Строков С. Н. Государственное регулирование аграрного сектора. В кн.: Аграрный сектор США в конце XX века. М.: РИЦ «Пилигрим», 1998.
  118. И.К. Мотивационное программно-целевое управление: основы теории и эффективность: Учебное пособие. Барнаул, БГТГУ, 2003.
  119. В. Стратегия перехода сельскохозяйственных предприятий к устойчивому развитию // Международный сельскохозяйственный журнал. 2004, № 3.
  120. A.M. Социально-экономическое положение и пути возрождения российского села. М.: ГУЭП «Эфес», 2001.
  121. В.Е. Регулирование продовольственных рынков // Информационный бюллетень МСХ. 2005, № 8.
  122. В.В. Программно-целевое управление территориальным развитием региона. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2005.
Заполнить форму текущей работой