Современная Европа в целом и современная Франция в частности переживают такой период, когда на фоне всемирной глобализации все более заметным становится другое явление — дробление, партикуляризация политического пространства. Речь идет о пробуждении к активной политической деятельности сообществ, общин и меньшинств, которые определяют себя по признакам расовой, этнической, религиозной и тендерной идентичности. В первую очередь это касается движений за самоопределение национальных меньшинств, одним из которых во Франции, исторически обладающей самым централизованным устройством из всех крупных западноевропейских демократий, стало1 национальное движение на острове Корсика.
Корсиканское национальное движение — не единственная во Франции политическая сила, ставящая под сомнение традиционную унитарную государственную модель. Против центральной власти выступают бретонские и баскские националисты, столь же радикальные в своем желании пересмотра места своих регионов во французской политической системе, что и корсиканцы. Существуют и другие менее влиятельные движения регионалистского * и этнического характера: окситанское, савойское, фламандское (в департаменте Нор), каталонское (в регионе Лангедок-Русильон). Для французской политической системы каждое из них по отдельности не является источником серьезного беспокойства, но в своей совокупности они образуют значительный протестный потенциал.
В общеевропейской перспективе корсиканское национальное движение является составной частью феномена возрождения национально-освободительной идеологии в западных демократических государствах среди представителей этнических меньшинств. В современных странах Западной Европы процесс демократизации вкупе с интеграционными процессами в Европейском сообществе придали особую остроту региональной и национальной политике в окраинных районах с преимущественно иноэтничным населением.
Российские исследователи Владимир Колосов и Андрей Трейвиш насчитали в Европе до 200 зон компактного проживания этнических меньшинств, обладающих разными уровнями экономической и политической самостоятельности, разнящихся по своему административному статусу внутри «больших государств"1. Так, в. Великобритании к ним относятся Шотландия, Уэльс и* Северная Ирландия, в Испании — Страна БасковКаталония и Галисия, в Италии — немецкоязычный Южный Тироль, во Франции' — Бретань, Корсика, в меньшей степени Савойя, Эльзас и французская часть Страны Басков. На Корсике национальное движение приобрело свою г особенную' островную специфику, что роднит ее с итальянскими Сицилией и Сардинией, датскими Фарерскими и финляндскими Аландскими, островами. Идеологией корсиканского национального движения является «инсуляризм"2.
Мы будем понимать под инсуляризмом защиту островной, идентичности как идеологию ^ и политическую практику. Его доктрина, собравшая вокруг себя значительнуюдолю корсиканского^ общества, была выработана за годы дискуссий о культурной самобытности и экономической1 обособленности Корсики. В своей радикальной1 сепаратистскойипостаси инсуляризм бросает вызов современному государственному строю Франции и ее территориальной целостности.
1 Kolossov V., Treivish A. The Political Geography of European Minorities: Past and Euture//Political Geography. Vol. 5. no. 17. 1998.
2 Энциклопедический словарь JIapycca определяет инсуляризм как «стремление островного населения к обособлению на собственном острове и сокращению международных связей» (Art. «insularisme «, in: Grand Larousse Universel. T.8. Hardes a Journal. Paris: Larousse, 1991. P. 5620).
Инсуляристы выдвинули в центр общественного внимания вопрос, являются ли корсиканцы французами. Однозначного ответа на него нет. Географически Корсика удалена от Франции дальше, чем от материковой Италии (170 км и 83 км), а от итальянской Сардинии его отделяет только пролив Бонифаччо шириной 17' км. В лингвистическом отношении корсиканцы не выделяются из итальянской подгруппы итало-романских языков. В состав Франции Корсика также вошла позже многих территорий, после завоевания французскими войсками в 1768 году.
Лидеры инсуляристов утверждали, что Франция всегда проводила в отношении Корсики «колониальную» политику, и требовали «деколонизации» острова через предоставление ему как минимум автономии и как максимум — права на самоопределение3.
Признание корсиканцев отдельным народом не соответствовало французским представления о национальном и государственном строительстве. Понятия «народ» и его политической манифестации — «нации» во Франции понималось как государственно-правовая, а не этническая категория. Такая «гражданская нация» не имеет никаких иных источников своего существования, кроме общего согласия или «каждодневного плебисцита», согласно Эрнесту Ренану4. «Нация» для французов, в конечном итоге, — творение человека и человеческого духа5, а не его языковых или культурных корней.
3 Appel du Front de la Liberation Nationale Corse du 5 mai 1976 // A Chjama per l’indipendenza e u sucialisimu. n° 4. Marzu 1988. P. 4−5.
4 Renan E. Qu’est-ce qu’une nation? Paris, 1882.
5 Вейль П. Гражданство и национальность во французской, немецкой и русской культурных традициях / Лекция во Французском Культурном Центре (Москве), 30 октября 2003; Courbe P. Le nouveau droit de la nationalite. 2-ieme ed. Ed. Dalloz, 1998. P. 8.
Корсиканские инсуляристы, напротив, исходили из представления о нации как этническом сообществе или, как принято говорить в этнологической литературе, примордиального принципа, обоснованного, в частности Иоганном Готлибом Фихте6).
Однако и с этой точки зрения существование самостоятельного «корсиканского народа» не является бесспорным. Корсиканский язык знают менее половины жителей острова (122 из 260 тыс. человек), и лишь каждый десятый родитель предпочитает говорить со своими детьми исключительно т на корсиканском языке. Сам же этот язык так и не обрел закрепившейся литературной нормы, к примеру, «июнь» можно перевести на корсиканский как <<^'и§ пи", или «§-Ыгщпи». Культурная однородность.
Корсики, географически разделенной горным хребтом с северо-запада на юго-восток, также вызывает сомнение. Самоосознание себя как представителей исключительно «корсиканского народа» характерно лишь для 37% жителей острова, еще 50% считают себя одновременно и о корсиканцами, и французами. Тем не менее, представление об особом «корсиканском народе» усиливает противоречия между Корсикой и Францией.
На вопрос, каким образом возможно вывести ту или иную территорию из ситуации общественного конфликта этнического происхождения, есть два ответа. Поскольку после Второй мировой войны один из самых простых способов устранения таких противоречий — через уничтожение или переселение иноэтничного населения — стал невозможным, эти противоречия.
6 Fichte J. G. Addresses to the German Nation. Greenwood Press Reprint, 1979.
7 Economie corse de janvier a avril 1980 / Service regional de PInsee.
8 Diarmait M., Giolla Ch. (eds.) Language, identity, and conflict: a comparative study of language in ethnic conflict in Europe and Eurasia. Routledge Editions, 2003. P. 97. должны были стать объектом «государственного менеджмента"9. Среди самых очевидных вариантов разрешения конфликта между регионом и центром: гарантированная центральным правительством автономия этого региона или создание на его территории суверенного государства, путь к которому лежит через отделение, в том числе вооруженным путем. Это относится и к взаимоотношениям Корсики и Франции.
С середины 70-х годов-прошлого века во’французский политический вошло понятие «корсиканский вопрос», которое можно? определить как понятие, описывающее многомерный политический, социальный, экономический и идеологический кризис на Корсике. Одновременно это и длящийся во времени политический и социальный конфликт. Его участники — с одной стороны правительство Французской республики, ее правоохранительные и карательные органы, судебная система, значительная часть французского политического истеблишмента, ас другой — первоначально малочисленные группировки инсуляристов, завоевавшие затем значительную поддержку среди жителей Корсики.
Корсиканский вопрос сложнее, чем суммакризисных явлений экономического и социального характера. Тем более он сложнее, чем сведение его к политическому террору, который получил широкое распространение на острове и даже за его пределами10.
Его содержательная часть, как удачно определил однажды министр внутренних дел Франции Даниэль Вейан, вовсе не ограничивается проблемами на Корсике, но включает в себя всю совокупность проблем.
9 McGarry J., O’Leary B. (Eds.) The Politics of Ethnic Conflict Regulation: Case Studies of Protracted Ethnic Conflicts. Routledge Editions, 1993. P. 4.
10Daftary F. Insular Autonomy: A Framework for Conflict Resolution? A Comparative Study of Corsica and the Aland Islands // The Global Review of Ethnopolitics. Vol. 1. no. 1. September 2001. P. 22.
Корсики11. Это и экономическая отсталость региона, его культурная и языковая обособленность от континентальной Франции, специфическая политическая система с сильными патрон-клиентной и сепаратистской компонентами, а также глубоко укоренившимися традициями политического насилия.
Этот специфический феномен выражает не только объективные противоречия развития периферийного и в значительной степени иноязычного островного региона, но и противоборство между системами мотивов, норм и ценностей, носителями которых выступают французские официальные лица и их корсиканские оппоненты. В этом ключе уместно рассматривать корсиканский вопрос и как феномен политического дискурса, чье коммуникативное пространство задается как минимум двумя дискуссионными темами. Первая из них — противоречие между «республиканской» (в ее французском понимании) демократией и теми формами общественно-политического устройства, за которые ратуют инсуляристы. Сюда же включаются этнокульутрный и языковой вопрос. Вторая тема лежит в политико-административной плоскости и отражает объективное социально-экономическое неравенство материковой Франции, и ее островной периферии — Корсики.
В нашей диссертации корсиканский вопрос рассматривается как комплексный феномен общественно-политической жизни Франции. Главным предметом нашего исследования являются инициативы французского правительства в политической, экономической, социальной и культурной областях, направленные на разрешение противоречий между Корсикой и правительством Франции, которые были предложены и претворены в жизнь в течение 1999;2003 годов.
11 Debats parlementaires. Compte rendu integral de la 2e seance du mardi 15 mai 2001 // Journal Officiel de la Republique Francaise (Далее — JO). le 16 mai 2001. P. 2893.
Два французских кабинета министров — социалиста Лионеля Жоспена и правоцентриста Жана-Пьера Раффарена — сделали разрешение корсиканского вопроса одним из главных приоритетов своей политики. Особенно большое значение. имел Матиньонский процесс — такое название получили переговоры правительственных чиновников с выборными представителями Корсики, которые происходили в резиденции премьер-министра Франции в парижском Матиньонском дворце в 1999;2001 году. В их ходе стороны согласовали проект нового Закона о Корсике, обсуждение которого во французском парламенте затянулось еще на год. Предложения Парижа были также уточнены во время проведения регионального референдума о судьбе административного устройства Корсики летом 2003 года. С тех пор корсиканская проблематика отошла на второй план в политической жизни Франции.
Цель работы состоит в том, чтобы ответить на вопрос, какие политические решения подготовил Париж в 1999;2003 гг. для урегулирования общественно-политического конфликта на Корсике и каков был результат этой политики.
Для ответа на главный вопрос требуется последовательно решить несколько задач. В первую очередь, проанализировать эволюцию корсиканского вопроса и корсиканского национального движения, выявить, какие политические силы были оппонентами французского правительства и с какой программой они выступали. Во-вторых, исследовать деятельность французских правительств, которые так или иначе предпринимали шаги к преодолению кризисных явлений на Корсике. В-третьих, проделать анализ политического курса французского правительства по отношению к Корсике в 1999;2003 годах, определить факторы, влиявшие на его выработку, и объяснить его результаты.
Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с ' 1999 по 2003 гг., от поворота в корсиканской политике Франции, осуществленного правительством Жоспена до референдума 2003 года.
Поскольку специфика корсиканского вопроса на рубеже ХХ-ХХ1 веков во многом определяется историческим контекстом, первая глава диссертации, носящая вводный характер, посвящена ретроспективному анализу отношений Франции и Корсики в предыдущий период.
Наша работа разделена на три главы, каждая из которых посвящена ряду вопросов, анализ которых необходим для понимания складывавшейся на рубеже ХХ-ХХ1 веков ситуации на Корсике.
В первой из глав мы останавливаемся на вопросе становления Корсики как специфического региона Франции, и, в частности, показываем, исходя из каких социально-экономических предпосылок возникло такое понятие, как корсиканский вопрос. Логически это требует уделить пристальное внимание инсуляристскому движению, чья идеологическая база была основана на эксплуатации комплекса кризисных явлений на острове. Точно также требует анализа французский курс по отношению к Корсике, потребность в котором появилась сразу же после определения и обобщения своих требований корсиканскими националистами в середине 1970;х годов. Мы рассматриваем эволюцию административного положения Корсики в лоне французского государства до конца XX века.
Вторая глава посвящена трансформации французской политики в корсиканском вопросе, закрепленной Матиньонским процессом переговоров. Для этого дается характеристика ситуации, которая сложилась на острове к моменту начала переговоров, определяются причины, побудившие правительство Лионеля Жоспена согласиться на переговоры с националистами, представленными в Корсиканском собрании. Проделывается анализ политической борьбы, которая сопутствовала как самим переговорам, так и принятию нового Закона о Корсике.
В третьей главе говорится о месте Корсики в программе децентрализации правоцентристского правительства Жана-Пьера Раффарена, определяются преемственные и отличительные черты от политики предыдущего правительства, анализируются результаты регионального референдума 2003 года на Корсике, который должен был утвердить новое перераспределение административных функций на острове.
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ.
Используемая в работе источниковая база разделяется на несколько различных групп, причем полнота и содержание ее с «французской» и «корсиканской» стороны неодинакова. Три традиционных для любого посвященного феноменам политической жизни исторического исследования вида источников — пресса, законодательные материалы, а также партийно-политические документы Франции и Корсики представлены совершенно неравномерно.
Пресса.
Французская национальная и региональная пресса, а также электронные средства массовой информации (СМИ) являются не только одними из самых важных общественных институтов, но и производителями.
19 коммуникативных практик и смыслов. И когда мы говорим об «обществе» и «практиках», то мы говорим именно о французском обществе и социальных практиках французского социума. Появление на страницах наиболее влиятельных французских газет «Монд» или «Фигаро», равно как и в эфире французского национального телевидения представителей «корсиканской национальной идеи», постоянно несло оттенок скандальности, которая часто подменяла тот идеологический вызов, который инсуляристы пытались сформулировать перед французским обществом и государством.
Медийная реальность Корсики совершенно иная. Изданий, которые в континентальной Франции заслуживают наименования «региональных», т. е. выходящих значительными тиражами и предназначенных самой широкой аудитории, на Корсике за исключением «Корс-матэн» (Corse-matin), являющейся переизданием «Нис-матэн» (Nice-matin), выпускающейся в Ницце, практически не было и нет. Раз в неделю выходит в свет приложение.
12 Spitulnik D. Anthropology and Mass Media // Annual Reviews in Anthropology. 1993. n° 22. P. 293.
Коре Вотр эбдо" (La Corse Votre Hebdo). С 1817 года существует также еженедельный малотиражный «Журналь де ля Коре» (Journal de la Corse).
Множество других газет, журналов и прочих периодических изданий, часто недолговечных, которые выражали инсуляристскую точку зрения, принадлежали, скорее, к сфере пропаганды, нежели несли функцию информирования населения:
Сказанное нисколько не снижает ценности информации,.содержащейся в национальной французской и региональной' корсиканской прессе, даже напротив, во многом позволяет вычленять, если пользоваться’терминами Луи Альтюссера, воображаемую/ идеологию из реальных отношений13. Само наличие рубрик «идентичность», «теракты» или «lingua corsa» (корсиканский язык), набранных во1 французскоязычном издании на корсиканском, уже говорит о том* какое место занимали эти понятия в сознании корсиканского социума.
В! нашей работе мы использовали общенациональные французские газеты разных политических направлений «Монд» (Le Monde), «Фигаро» (Le Figaro), «Либерасьон» (La' Liberation), «Франс Cyap» (France-Soir), «Юманите» (L'Humanite), 4 «Круа» (La Croix), ряд региональных и еженедельных изданий с 1999 по первую половину 2003 года.
В качестве источника привлечены также публикации официального информационного органа- «Французская документация» (La Documentation francaise)14. В этой серии выпускаются множество аналитических материалов и исследований документального характера, в том-числе использовавшиеся* нами «Документальные1 заметкии исследования» (Notes et etudes.
13 Althusser L.P. Ideology and Ideological State Apparatuses // Mapping Ideology / S. Zizek et al. Verso, 1994. P. 123.
14 Интернет-ресурс: http://www.ladocumentationfrancaise.fr documentaries)15, «Политические и социальные проблемы» (Problemes politiques et sociaux)16, «Общественная жизнь во Франции» (La vie publque en France)17 и «Взгляды на действительность» (Regards sur l’actualite)18. Весьма информативно и документальное приложение к газете «Монд» — «Досье и документы» (Dossiers & documents)19, посвященное актуальным темам политической и общественной жизни Франции.
Мы также использовали специализированные ежемесячные или ежеквартальные журналы «Журнал публичного права и политической науки во Франции и за границей» (Revue du droit public & de la science politique en France et a l’etranger), «Международная критика» (Critique internationale), «Внешняя политика» (Politique etrangere), «Исследования. Журнал современной культуры» (Etudes. Revue de culture contemporaine).
Что касается корсиканской «инсуляристской» прессы, то мы воспользовались собранием Французской национальной библиотеки в Париже, где хранятся подшивки сразу нескольких корсиканских периодических изданий. В' первую очередь это еженедельник «Эхо» (U Ribombu), основанный в 1974 году и ставший затем официальным органом коалиции «Корсика Национе». Это также «Кирн магазин де ля Коре» (Кугп.
15 Ferrari P. Une tentative de devolution legislative a l’Assemblee de Corse invalidee // Notes et etudes documentaires. № 650. Janvier 2002.
16 Problemes politiques et sociaux. № 859 Le 29 juin 2001, целиком посвященный проблемам современного терроризма.
17 L’evolution du probleme corse // La vie publique en France, 2001. P., 2002.
18 Briquet J.-L. Le nationalisme corse // Regards sur l’actualite. № 279. Mars 2002. Sadran P. Le referendum local // Regards sur l’actualite. № 286. Decembre 2002.
19 Le Monde. Dossiers & documents. n°321. Juin 2003. Выпуск, посвященный децентрализации. on magazine de la Corse), основной общественно-публицистический ежемесячный журнал на протяжении второй половины 1970;80-х, «Зов независимости и социализма» (A Chjama per l’indipendenza е u sucialisimu), печатный орган небольшой одноименной группы, а также «Факел» (A Fiara), издававшаяся Корсиканским национальным союзом (Accolta Naziunali Corsa).
Мы использовали также материалы информационных агентств Agence France Presse и ИТАР-ТАСС за 1999;2003 годы, а также опубликованные в Интернете документы французских телеи радиокомпаний .
Законодательные материалы.
Источники законодательного характера, обладают первостепенным значением для изучения административного статуса Корсики и его эволюции. К ним* относятся тексты французских законов, внесенные в Национальное собрание и Сенат законопроекты и поправки к ним, доклады парламентских комиссий и* другие материалы, использовавшиеся законодателями. В частности, большой интерес представляет первоначальный проект «Закона о Корсике» от 20 декабря 2001 г. 21, имеющийся в нашем распоряжении в двух вариантах, официальном и опубликованным на портале «Корсика Национе». Последний содержит части,.
20 Кирном (Kirnos) называли остров греки. Отсюда же и самоназваниецирнисты (cyrnistes) — членов одного из корсиканских литературно-политических кружков 1930;х годов.
21 Projet de loi relatif a la Corse / Enregistre a la Presidence de l’Assemblee nationale le 21 fevrier 2001. Document mis en distribution le 27 fevrier 2001. № 2931 [online]-http://www.assembleenationale.fr/legi slatures/1 l/pdf/projets/pl293 l. pdf впоследствии не вошедшие в документ22. Это также первоначально готовившийся вариант Конституционного закона о децентрализованной организации Республики, и собственно законодательные тексты: Закон о правах и свободах коммун, департаментов и регионов от 2 марта 1982 г., Закон об основных мерах по благоустройству и стабильному развитию территорий от 25 июня 1999 г., Закон об организации «консультации» избирателей Корсики по вопросу преобразования институциональной организации от 10 июня 2003 г.)24, опубликованные в официальном печатном вестнике правительства «Журнал ь офисьель» (Le Journal Officiel) и представленные на официальных порталах Национального собрания, Сената и отраслевых министерств.
22 Le projet de loi sur la Corse (в виде четырех документов) [online] -http://80.14.87.84/CorsicaNazione/ta0673-l.pdf- ***/ta0673−2.pdf- ***/ta0673−3.pdf- ***/ta0673−4.pdf.
23 Projet de Loi constitutionnelle adopte par le Senat relatif a l’organisation decentralisee de la Republique [document provisoire] / Senat. Session ordinaire de 2002;2003: № 26. Paris, le 6'ieme novembre 2002 [online] -http://ameli.senat.fr/publicationpl/2002;2003/24.html.
24 Loi n° 2003;486 du 10 juin 2003 organisant une consultation des electeurs de Corse sur la modification de l’organisation institutionelle de la Corse // Journal officiel de la Republique Francaise (далее — JO). № 133. 11 juin 2003 [online] http://www.legifrance.gouv.fr/WAspad/UnTexteDeJorf?numjo=INTX0300047L;
Loi n°82−213 du 2 mars 1982 relative aux droits et libertes des communes, des departements et des regions [online] http://www.urbanisme.equipement.gouv.fr/cdu/accueil/histoire/loidefferre.htmLoi n°99−533 du 25 juin 1999 d’orientation pour l’amenagement et le developpement durable du territoire et portant modification de la loi n°95-l 15 du 4 fevrier 1995 d’orientation pour l’amenagement et le developpement du territoire // JO. № 148.
29 juin 1999.
Очень важное значение для нашего исследования имели стенограммы парламентских заседаний и протоколы заседаний обеих палат французского парламента, как касавшихся непосредственно обсуждения «Закона о Корсике» или организации регионального референдума 2003 года, так и других вопросов, в том числе результатов расследования деятельности префекта Бернара Бонне в 1998;1999 годах25.
Важным источником являются выступления официальных лиц. Необходимые для изучения правительственной позиции по тому или иному аспекту корсиканского вопроса. Так, официальный сетевой архив премьер-министра Лионеля Жоспена, содержащий массу документов текущего делопроизводства его кабинета, публикует также все 19 публичных заявлений, сделанных премьер-министром по корсиканскому вопросу26.
Ценные материалы содержатся в решениях Конституционного Совета, в частности, по вопросу соответствия Конституции текста Закона об особом статусе Корсики (1982), Закона о статуте территориального коллектива Корсика (1991), Закона о Корсике (2002), положений о правах национальных меньшинств. Решения Конституционного совета важны не только как.
25 Rapport d’information fait au nom des delegues elus par le Senat sur les travaux de la Delegation francaise a l’Assemblee parlementaire du Conseil de l’Europe au cours de la session ordinaire 1999 de cette Assemblee, adresse a M. Le President du Senat, en application de l’article 108 du Reglement. Tome II: Actes du colloque «Le Conseil de l’Europe: naissance d’une conscience europeenne «<.> / Senat. Session ordinaire de 1999;2000. № 430. Annexe au proces verbal de la seance du 21 juin 2000. Paris, 20 juin 1999. (далее — Le Conseil de l’Europe: naissance d’une conscience europeenne.).
26 Archives des sites des Premiers ministres francais [online] http://www.archives.premier-ministre.gouv.fr.
27 Le Conseil Constitutionnel: источник права. Его деятельность имеет и политическую составляющую, куда большую, чем в органах конституционного контроля других демократических государств. Важную роль в нашей работе сыграли опубликованные доклады парламентских комиссий Брюно Ле Ру («О Корсике» и «О каждодневной безопасности»)28, Пьера Моруа «Как задать новые основы инициативам местной власти», а также сенатской комиссии по расследованию деятельности правоохранительных органов на Корсике,.
Decision n°82−138 DC du 25 fevrier 1982. Loi portant statut particulier de la region de Corse. — http://www.conseilconstitutionnel.fr/decision/1982/82138dc.htm [online].
Decision n°91−290 DC du 9 mai 1991. Loi portant statut de la collectivite territoriale de Corse. — http://www.conseilconstitutionnel.fr/decision/1991/91290dc.htm [online].
Decision n°2001;454 DC dul 7 janvier 2002. Loi relative a La Corse. http://www.conseil-constitutionnel.fr/decision/2002/2 001 454/2001454dc.htm online].
28 [Le Roux B.] Rapport fait au nom de la Commission des lois constitutionnelles, de la legislation et de l’administration generale de la Republique sur le projet de loi (№ 2931), relatif a la Corse, par Bruno Le Roux // Assemblee nationale. № 2995. Mis en distribution le 7 mai 2001. — Idem. Rapport fait au nom de la commission des lois constitutionnelles, de la legislation et de l’administration generale de la Republique sur le projet du loi (№ 2938), relatif a la securite quotidienne par Bruno Le Roux // Assemblee nationale № 2996. Mis en distribution le 23 avril 2001 [online] -http://www.assemblee-nationale.fr/rapports/r2996.asp.
29 Mauroy P. Refonder l’action publique locale: rapport au Premier ministre. P., 2000. — http://www.ladocumentationfrancaise.fr/cgi-bin/brp/telestats.cgi?brpref=4 001 812&brpfile=0000.pdf [online].
1А возглавлявшейся Рене Гарреком, и аналогичной ей комиссии в Национальном собрании под руководством Реймона Форни31, а также сенатской комиссии Жана Главани, занимавшейся проверкой эффективности государственной власти на острове32.
Сходная информация содержится в докладе, представленном в 1999 году министру обороны. Алену Ришару по итогам административного расследования деятельности жандармерии на Корсике, ставшем достоянием публики несколько лет спустя33.
30 Rapport de la commission d’enquete sur la conduite de la politique de securite menee par l’Etat en Corse. / President M. Jean-Patrick Courtois, Rapporteur M. Rene Garrec, Senateurs / Senat. Session ordinaire de 1999;2000. Depot publie au Journal Officiel du 11 novembre 1999, Annexe au proces-verbal de la seance du 16 novembre 1999. № 69.
31 Rapport fait au nom de la commission d’enquete sur le fonctionnement des forces de securite en Corse / President M. Raymond Forni, Rapporteur M. Christophe Caresche, Deputes / Assemblee nationale. Onzieme legislature. Enregistre a la Presidence de l’Assemblee nationale le 10 novembre 1999. № 1918.
32 Rapport fait au nom de la Commission d’enquete sur l’utilisation des fonds publics et la gestion des services publics en Corse / President M. Jean Glavany, Rapporteur M. Christian Paul, Deputes / Assemblee nationale, le 3 septembre 1998. № 1077.
33 [Cardepont Y.] Rapport du General d’armee Cardepont, inspecteur general des armees — gendarmerie (Enquete administartive effectuee a la legion de gendarmerie departementale de Corse) / Ministere de la Defense. Inspecteur general des armees — Gendarmerie nationale. № 5 DEF/IGAG/ETD/CD. Paris, le 7 mai 1999. (Далее — Rapport Cardepont). Доступен в формате PDFhttp://lesrapports.ladocumentationfrancaise.fr/BRP/994 000 721/0000.pdf.
Партийно-политическая документация.
Большинство политических программ и документов находятся в свободном доступе в сети Интернет, в частности, на поддерживаемом инсуляристами портале «Корсиканская история» (Storia Corsa). Среди прочих укажем на «Манифест Троицына Дня» (Manifeste de Pentecote)34, обнародованный движением «Справедливость Паскаля Паоли» (Ghjustizia Paolina) в мае 1975 года в канун визита на остров главы межминистерской комиссии по обустройству Корсики. Там же опубликованы «Зеленая» и «Белая» книги Фронта национального освобождения Корсики (ФНОК), относящиеся к начальному этапу его существования. Название «Зеленой книги» получила брошюра ФНОК «Свобода или смерть» (A liberta о a morte), появившаяся в мае 1977 года. «Белой книгой», в свою очередь, называют манифест «Народ состоялся и должен идти вперед «(A populu fattu. Bisognu a marchja), впервые опубликованный в марте 1980 года и существенно дополненный четыре года спустя35. В этих двух документах ФНОК определяется «триединая программа» инсуляристов, заключавшаяся в развертывании одновременно «борьбы масс», вооруженной борьбы и «борьбы институциональной». «Белая книга» особенно важна, так как в ней впервые указывается, что целью подпольной борьбы ФНОК является не независимость острова как таковая, а свобода самоопределения Корсики, что подразумевало и возможность широкой автономии. «Зеленая» же книга во многом повторяет и расширяет тезисы, выдвинутые в программе «5 пунктов».
34 Declaration de Ghjustizia Paolina // Kyrn. № 59. Decembre 1975.
35 A liberta о a morte / FLNC. S.l.e.a. [1977]- A populu fattu. Bisognu a marchja / FLNC. S.l.e.a. [1980], [1984]. В сети выдержки из них были одно время доступны на портале Cursichella.free.fr, однако после закрытия ресурса в 2006 году большую часть документов можно найти на сайте FLNC. Unita-Naziunale.org, позиционирующего себя как площадку сторонников инсуляристского движения.
ФНОК от 5 мая 1976, опубликованной в числе прочего в журнале A Chjama per l’indipendenza е u sucialisimu 36. Также следует упомянуть «Проект общества», экономическую программу, представленную от имени ФНОК 29 декабря 1989 года и опубликованную в одном из последних номеров журнала «Рибомбу"37.
Очень существенное значение для исследования* имеют программные документы инсуляристских организаций конца 1990;х — начала 2000;х годов. Это' «15 пунктов» коалиции «Единство» (Unita), сформулированные в 1999 году и ставшие официальной программойинсуляристов на переговорах с правительством в ходе Матиньонского процесса38. Ту же роль играет и политическая программа по институциональной реорганизации острова «Корсика Национе» (Corsica Nazione), единственной среди инсуляристов политической силы, непосредственно представленной на переговорах с правительством в 1999;2001 годов. Этот документ так же, как программа «Основных направлений» деятельности организации, принятая* в феврале 1997 года, был доступен через официальный портал «Корсика Национе», но в настоящее время.удален.
36 Appel du Front de la Liberation Nationale Corse du 5 mai 1976 // A Chjama per l’indipendenza e u sucialisimu. n° 4. Marzu 1988.
37 U Ribombu. Corsica infiirmazione. 1990. № 9.
38 Ознакомиться с программой до недавнего времени можно было на инсуляристском’ресурсе Indipindenza.com. В настоящее время в сокращенном, виде она публикуется на официальном сайте «Национального единства» (Unita 1999: Rappel historique 15 POINTS [online] - http://www.umta-naziunale.org/portail/250 107-Unita-1999.htm [10.01.2009]).
39 Projet politique pour une evolution statuaire de la Corse, le 20 mai 1999 [online] - http://www.corsica-nazione.com/infocornazione.htm.
Публицистические работы.
Многие произведения современной публицистической и мемуарной литературы и с равным основанием могут быть отнесены как к источникам, так и к историографии, являясь «гибридным жанром» исторического текста. Мы выделяем в отдельный вид источников публицистические работы общественных деятелей и политиков, которые по форме являются цельными и самостоятельными произведениями общественно-политической значимости.
Критические и полемические выступления по корсиканскому вопросу представителей социалистической (Ален Дюамель, Лоран Фабиус, Мишель Шарасс)40 и коммунистической партий (Даниэль Беглес)41, других политических организаций (Жан-Пьер Шевенман)42, судей Конституционного совета (Робер Бадинтер, Франсуа Люшер, Доминик Шнаппер)43, сопровождали Матиньонский процесс и подготовку реформы о.
40 Duhamel O. La Republique plurielle // Le Monde. 9 aout 2000; Fabius L. Quand la democratie territoriale retrouve l’inspiration d’une vraie decentralisation // La Lettre de l’Institut Mitterand. № 6. Decembre 2003; [Charasse M.] Un Etat fort et respecte, des collectivites territoriales qui reglent le quotidien. Interview de Michel Charasse, Senateur de Puy de Dome // La Lettre de l’Institut Mitterand. № 6. Decembre 2003.
41 Begles D. Corse: une reforme institutionnelle de plus // Le Web de l’Humanite. Article paru le 8 avril 2003. [online] http://new.humanite.fr/journal/2003;04−8/2003;04−8-369 923.
42 Chevenement J.-P. La Corse n’a pas voulu se laisser acheter // Le Monde. Le 8 juillet 2003. № 18 178 — Idem. Pour un «non «de resistance // Le Figaro. Le 4 juillet 2003. № 18 321.
43 Badinter R. Pour une vision individualiste des droits de l’homme // Rapport <.> sur les travaux de la Delegation francaise a l’Assemblee parlementaire du Conseil de l’Europe <.>. Tome II: Actes du colloque «Le Conseil de l’Europe: децентрализации управления Корсикой, поддерживая общественную дискуссию.
Этот корпус документов пополнялся за счет публикации материалов круглых столов и других дискуссий, посвященных положению на Корсике. Происходившие в период подготовки правительственных предложений по Корсике, они дают возможность провести сравнительный анализ отношения, различных политических и социальных групп к корсиканскому вопросу.
В их числе следует выделить «досье» под названием «Корсика, ставки после Матиньонского процесса», опубликованное журналом «СлиянияСредиземноморье» (Confluences Mediterranee)44. В него вошли выступления^ писателя и* историка Антуана-Мари Грациани, одного из отцов-основателей инсуляристского-движения Эдмона Симеони, деятеля правившей много лет во Франции партии «Союз в поддержку Республики» корсиканцапо-происхождению ПоляГрациани. К этому типу источников относятся материалы коллоквиума «Институциональное будущее Корсики», прошедшего в феврале 2000 года под эгидой «Кружка* Венсана де Моро naissance d’une conscience europeenne «. Paris, 21 juin 1999; Luchaire F. La Corse et le Conseil constitutionnel: a propos de la decision duf 17 janvier 2002 // RDP. 2002. Vol. 118. № 3 — Schnapper D. La Republique face aux communitarismes // Etudes. Revue de culture contemporaine. № 4002. Fevrier 2004 — Idem. La perception des differences appartenances, conflit ou complementarite // Rapport <.> sur les travaux de la Delegation francaise a l’Assemblee parlementaire du Conseil de l’Europe <.>. Tomell: Actes du colloque «Le Conseil’de l’Europe: naissance d’une conscience europeenne «. Paris, 21 juin 1999.
44 Confluences Mediterranee. № 36. Hiver 2000;2001. Досье было подготовлено усилиями Робера Бистольфи и Бернара Равенеля.
2:
S *.
Джафферри"45. Помимо видных представителей академического сообщества в нем приняли участие также Реймон Чеккальди, председатель Экономического, социального и культурного совета Корсики, принц Шарль Наполеон, Анри Кейявэ, член Национального комитета по этике, Филипп Гульельми, бывший Великий магистр масонской ложи «Великий Восток», а также председатель фракции «Корсика Национе» в Корсиканском собрании Жан-Ги Таламони. Близок к этой категории источников подготовленный в 2003 году силами историков Эммануэля Бернабеу-Казановы и Доминик Ландзальви сборник интервью «Корсика, пути будущего"46. В нем представлены оценки событий и прогнозы как политической элиты острова, например, председателя Исполнительного комитета Корсики Жана Багьони или главы Агентства по экономическому развитию острова Жана-Клода Гуацелли, так и лидеров инсуляристского движения, того же Таламони или Туссена Лучиани, одного из основателей Движения за Корсику (MPC).
Мемуары.
Воспоминания участников интересующих нас событий не только не покинули этот мир составляют интересный, хотя и не самый объективный, корпус источников. В нашем исследовании мы использовали, в первую очередь, книгу советника премьер-министра Франции Алена Кристнашта «Око Матиньона. Корсиканские дела Лионеля Жоспена», вышедшую в Париже в мае 2003 года, год спустя после падения социалистического правительства47. В этом богатом фактическим материалом мемуарном.
45 L’Avenir institutionnel de la Corse. L’autonomie, modele de developpement regional insulaire ou etape vers l’independance. Ajaccio: La Marge. 2000.
46 Corse, les voies de l’avenir / Bernabeu-Casanova E., Lanzalvi D. (eds). Paris: Harmattan, 2003.
47 Christnacht A. L'?il de Matignon. Les affaires corses du Lionel Jospin. Paris: Seuil, 2003. произведении автор скрупулезно рассказывает о том, как правительству Жоспена удалось в течение полугода выйти к корсиканским элитам с предложениями, которые, казалось, сделают урегулирование корсиканского вопроса делом решенным. Именно Кристнашту газета «Монд» приписывала предварительную проработку предложений по расширению полномочий местной власти на острове, называя это «делом его жизни"48! Сам автор от этой роли не* открещивается, хотя и подчеркивает, что он лишь, выполнял задуманное Жоспеном.
С биографическим произведением советника премьер-министра перекликаются мемуары бывшего префекта Корсики Бернара Боннэ, ставшего' фигурантом, самого" скандального уголовного дела на Корсике конца 1990;х. Озаглавленная" «Префект на Корсике"49, эта книга является попыткой самооправдания^ автора, признанного судом, виновным в. организации в 1999 году поджога ресторана «У Франсиса», популярного у инсуляристов. Этот скандал, давший, толчок Матиньонским переговорам, Боннэ описывает как. заранееспланированную корсиканскими националистами акцию — по дискредитации государственной* власти, а его последующее осуждение — как свидетельство того, что Франция в неравной борьбе с корсиканскими радикалами уступила.
Интернет-источники.
Для российского исследователя многие источники партийно-политической жизни на Корсике непосредственно недоступны. Интернет компенсирует их нехватку. Богатый материал предоставляют электронные ресурсы самих инсуляристских движений. Это официальные сайты движения «Корсика Национе» (Corsica Nazione)50, коалции «Национальное единство».
48 Le Monde. Le 31 mai 2003.
49 Bonnet B. Prefet en Corse. Paris: Michel Lafon, 1999.
50 Corsica Nazione Indipendente [online] http://www.corsica-nazione.com.
Unita naziunale)51, Антирепрессивного Комитета (Comite anti-repression)52, общественной организации «Национальный Корсиканский Союз» (Accolta Naziunale Corsa)53, группирующейся вокруг журнала1 «Рибомбу» 54. Свой материал предлагает и так называя «Партия независимости» (Partitu Indipindenza)55 вместе с близким ей самиздатовским журналом «Восставший» (U Ribellu)56, а также самопровозглашенное Временное Национальное en.
Собране Корсики .
К ним вплотную примыкают такие сетевые ресурсы, как сайт,.
58 посвященный Паскуале Паоли, портал студенческого союза «Паолиновская молодежь» (Ghjuventu paolina), и Молодежного союза индепендентистов (Ghjuventu indipendentista)59. Все они ориентированны скорее на интересующихся тематикой «национально-освободительной борьбы» и почти не содержат элементов качественного, ретроспективного и ситуационного анализа. Наиболее интересным с этой точки зрения.
51 Corsica Corse: UNITA NAZIUNALE [online] http://www.umta-naziunale.org/sommair.htm.
52 http://www.carcorsica.com/accueil/index.php4 (В настоящее время не существует).
53 Accolta Naziunale Corsa [online] http://www.anc-corsica.com.
54 U Ribombu internaziunale [online] http://www.uribombu.com.
55 http://www.indipindenza.com (В настоящее время не существует).
56 Tutti rivelli tutti fratelli [online] http://membres.lycos.fr/aribellucciadicalvi.
57 Cunsulta per A Nazione [online] http://www.cunsulta.com.
58 Pasquale Paolu, u Babbu di a Corsica Nazione [online] http ://www.pasqualepaoli .com.
59 Ссылки на оба ресурса см.: http ://www. atechj a. com/ solidarites/index.php3 ?catid= 10 представлялся сепаратистский сайт «Курсикелла"60, в настоящее время прекративший свою работу. Связанный с движением «СвободаНациональное единство» (Liberte / Unita Naziunale), портал был основан в 1998 в ответ на жесткие меры, предпринятые французским правительством после убийства префекта Эриньяка. Его информационная база составлена с использованием материалов информационных агентств Agence France Presse (AFP), Corsica Net Info, государственной телерадиокомпании France 3 Corse и общенациональных газет.
Материалы движений националистического толка оказались единственными нам доступными, поскольку корсиканские группировки, выступающие против инсуляристов, такие как Фронт нового действия против независимости и автономии (F.R.A.N.C.I.A — Front d’action nouvelle contre l’independance et l’autonomie), «Французская Республиканская Корсика» (Corse Francaise Ré-publicaine).и не представляют своих сетевых ресурсов.
В конечном итоге фактический материал, предлагаемый инсуляристами через Интернет позволяет определить их позицию по широкой общественной проблематики. Что же касается интернет-ресурсов, выражающих «французскую» точку зрения, то они велики в количественном и разнообразны в качественном отношениях. Многие французские ведущие сетевые порталы вели в изучаемый нами период свои «Корсиканские досье». Среди таких порталов, ведущих такие «досье»: информационный портал YahooiFrance®61, портал официальной документации La Documentation.
60 Corse Corsica: Site Liberta per leria e tutti patriotti corsi incarcerati [online] http://cursichella.free.fr.
61 http://fr.fc.yahoo.eom/d/dossiercorse.html (В настоящее время заменен «Региональным досье» портала Yahoo!) Л.
Francaise, правозащитный портал Amnistia, национальная социологическая служба Ipsos64, национальная статистическая служба Insee65. В этот тип источников мы включаем «досье» сетевых версий газет «le Figaro"66 и.
67 l’Express", поскольку они включают в себя большее количество сторонних информационных материалов.
Социологические опросы.
Данные социологических опросов, чрезвычайно важные с точки зрения анализа настроений различных категорий общественного мнения, были взяты у трех организаций% уже называвшегося Ipsos, Barometre под руководством Луи Арриса68 и Institut BVA69. Эти опросы позволяют выявить степень поддержки корсиканцами и французами политической линии центрального правительства по отношению к Корсике, а также политические пристрастия корсиканцев.
62 La question Corse. La Documentation francaise [online] http://www.ladocumentationfrancaise.ir/dossiers/corse/index.shtml (Досье закрыто в ноябре 2005 года).
63 http://www.amnistia.net/siteabon/news/articles/plusnews/dosscors.htm (В настоящее время требует специальной авторизации).
64 http://www.ipsos.fr/CanalIpsos/cnlContentlst.asp?rubId=17 (В настоящее время закрыто).
65 Insee Corse [online] http://www.insee.fr/fr/inseeregions/corse/home/homepage.asp.
66 http://www.figaro.fr/dossiers/auj/0105/doss20010514corseAme.htm (B настоящее время закрыто).
67 http://www.lexpress.fr/ExpressAnfo/France/Dossier/Corse/Dossier.asp (В настоящее время закрыто).
68 http://www.louis-harris.fr/versionf/autress/Acrobat/baro%20corsica.pdf.
69 http://www.bva.fr/bva.asp.
Статистические источники.
Статистические данные по экономической и социальной истории Корсики представлены как в периодических публикацяих института «Межрегиональной политической обсерватории» (Observatoire Interregional du Politique)70 и национальной статистической службы Insee71, так и статистическими сборниками «Состояние Франции» за 2001;2002 годы и «Атлас французов"72. Использовались и статистические данные, приведенные в приложениях к коллективной работе «Каков статус для европейских островов?». Оно полностью было доступно на сайте «Евроострова» (Eurisles)73. Лингво-демографические данные по Корсике приводятся по публикациям в журнале «Народонаселение и Общества» (Population & Societes)74.
70 Представлены «Корсиканским досье» Ipsos.
71 La region par theme [online] http://www.insee.fr/fr/inseeregions/corse/rfc/accueilrfc.asp.
72 L’Etat de France. Un panorama unique et complet de la France 2001;2002. P., 2001; Duboys Fresney L. Atlas des francais. Grand angle sur un peuple singulier. P., 2002.
73 J.-D. Hache (dir). Quel statut pour les iles d’Europe? Paris: Harmattan, 2000.
74 Heran F., Filhon A., Deprez Ch. La dynamique des langues en France au fil du XXe siecle // Population & Societes. Fevrier 2002. № 376.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Трансформация политики французского правительства по отношению к Корсике так же, как и трансформация самого французского государства в сторону децентрализации, к началу XXI века стала объективно необходима во имя нужд поступательного социального и экономического развития Франции.
Период с 1999 по 2003 годы стал в этом смысле рубежным. Он включал в себя множество событий, которые без преувеличения можно назвать уникальными. Начало этому периоду положил арест префекта Корсики Бернара Бонне, который был признан виновным в противоправной деятельности, направленной на запугивание корсиканских коммерсантов.
Заключение
под стражу высшего представителя государственной власти на Корсике, членов его администрации и сотрудников правоохранительных органов скомпрометировало правительство социалиста Лионеля Жоспена, которое подверглось ожесточенной критике как со стороны французской оппозиции, так и корсиканских националистов. Ситуация, сложившаяся в весной 1999 года в отношениях между Корсикой и центральными французскими властями стала бесспорным доказательством несостоятельности прежних подходов правительства к решению корсиканского вопроса.
Ответ на «корсиканские болезни» уже не мог быть таким же, что и в 1836 году, когда прокурор Мотте заявлял в своем докладе, что с отсталостью острова можно бороться «самыми обычными мерами». Французские власти в течение всей последней четверти XX века не могли решить для себя, чем же считать для себя «корсиканский вопрос», чисто политическим конфликтом между правительством и инсуляристами, сторонниками независимости острова или его обособления от континентальной части страны, или же гораздо более глубоким феноменом, скрывающим социально-экономические противоречия, свойственные для периферийного островного региона.
Всякое правительство отвечало на это вопрос по-разному. Поэтому со стороны Парижа одно время предпринимались попытки модернизировать Корсику как экономически (программы СЕТКО и СОМИВАК рубежа 19 501 960;х), так и социально. Причем социальная «модернизация» понималась французскими властями по-своему, в частности, как политика культурной и административной ассимиляции иноэтничного населения Корсики. Однако ни эти меры, ни многомиллионные вливания в региональную экономику, призванные ликвидировать ее хроническую отсталость, не принесли эффективного результата ни вместе, ни по отдельности.
В другие периоды правительство переходило к чисто репрессивным мерам по подавлению на острове инсуляристского движения как в 1970;е и середине 1990;х. Между этими периодами похолодания наступала «оттепель», во время которой Париж, или действуя на территории всей Франции (1982 г.), или обращаясь специально к Корсике (1991 г.), начинает наделять остров дозированной самостоятельностью. Но по-прежнему Корсика представляла собой регион, пораженный всеми возможными социальными недугами, от безработицы до терроризма на сепаратистской почве.
Жоспен взял на себя ответственность за выработку качественно нового подхода к корсиканской проблематике. Этот подход заключался в поиске компромисса непосредственно с островной политической элитой как главного условия любой дальнейшей работы по нормализации жизни на острове. Этот подход подразумевал начало прямых переговоров между правительством и избранным населением региона Корсиканским собранием. В истории взаимоотношений французского государства и Корсики, одной из составных частей метрополии, к такому формату Париж прибегал впервые. Более того, к этим консультациям, получившим название Матиньонский процесс, впервые открыто были приглашены инсуляристы, требовавшие обособления Корсики от Франции.
Сделав это, правительству Жоспена удалось успешно переформулировать «корсиканский вопрос» в его прикладной политической плоскости и нейтрализовать конфликтный потенциал выведения корсиканских националистов на общенациональную политическую арену.
Осознавая, несвоевременность развития дискуссий вокруг этнической стороны корсиканского вопроса, французские правительственные круги сделали ставку на «good governance», «хорошее управление», с чем на Корсике были также хронические проблемы. Правительство отодвинуло на второй план вопрос о необходимости пересмотра принципов^ построения отношений: между государством и индивидом, а конкретнее — носителем* корсиканской этнической идентичности. Приглашение сепаратистов' к прямым переговорам зафиксировано благожелательное отношение корсиканского общества, к разработке реформ. В дальнейшем корсиканский вопрос рассматривался с точки зрения социально-экономической, нежели идеологическойЭтона наш взгляд, одно из главных достижений правительства Жоспена:
При этом правительствоохотно использовалотермины, казалось бы, заимствованные из языка корсиканских националистовв частности «insularite», островное, положение. Противники французского правительствана острове к концу 1990;х привыкли объяснять этим, фактомлюбые проблемы, которые испытывал регион и его жители, от убыточности местного промышленного производства до низкой доли людей, получивших высшее образование в общей численности населения острова. Признание справедливости требований чисто экономического характера, многие годы входивших в программы инсуляристов,. позволило правительству примирить собственную, централистскую по сути, идеологию с прагматизмом, на которой строилась вся программа Жоспена.
Признав аргументированность этих доводов, правительство предложило свой вариант минимизации издержек островного положения за счет многомиллионных вливаний в экономику острова в рамках Программы исключительных инвестиций. Эта программа была прописана в рамках принятого в начале 2002 года нового Закона о Корсике, которым, по сути, завершился Матиньонский процесс. Согласно ему в третий раз после статутов 1982 и 1991 годов расширялась внутренняя автономия региона. Но трансформация отношений между Центром и периферией, Парижем и Корсикой, оказалась не столь радикальной.
Сконцентрировавшись в ходе Матиньонского процесса на социально-экономической (и через нее политико-административной) сфере, французские власти заручились согласием корсиканских политиков наряду с расширением полномочий региона предоставить Корсике право дерогации от норм общенационального права. Однако это шло вразрез с «якобинской» традицией построения унитарного государства. Ведь, если бы только Корсика получила какие-то подобные права, пострадал бы правовой континуитет французского государства, предполагающий равенство всех граждан перед законом и отказывающий им на этом основании в коллективных правах. Чтобы избежать этого, размышляли оппоненты реформы, подобные права молено было бы предоставить сразу всем французским регионам, то тогда Франция двинулась бы в сторону создания федеративного государства. Не решившись рассматривать такую перспективу, консервативное правое большинство в Сенате и Конституционный совет отвергли первоначальный Закон о Корсике.
Французские элиты не смогли полностью отказаться от идеологии унитарного государства, которая определяла практику государственного строительства во Франции на протяжении 200 лет. В идеальном политическом плане, «республиканское общество» Франции, должно было представлять из себя нейтральную область, в которой все граждане без исключения взаимодействуют между собой, исходя из принципа равенства и не взирая на половую, религиозную, этническую или культурную принадлежность. Эта идея сама по себе не предполагает никакого посредничающего института между членом общества и нацией.
Но с самого начала практика показывала, что такая идеальная модель существовать не может. Со временем Франция проделала значительный путь к созданию автономного регионального уровня власти, закрепленного в ходе децентрализации 1982 года. Но зайдя по этому пути так далеко, что в конце 1990;х было введено, к примеру, понятие «гражданина Французской Полинезии», французские законодатели были морально не готовы к тому, чтобы раздвинуть рамки традиций и в отношении Корсики, части «Метрополии». Прежде всего, это касалось вопроса о корсиканском народе, поскольку в рамках той же централизаторской «якобинской» идеологии, унаследованной современной Францией, само существование каких-либо самостоятельных этнических общностей не признавалось. Все граждане Франции по-прежнему считались представителями французской нации. Путь к трансформации этой политики был открыт Европейской конвенции о защите прав национальных и этнических меньшинств, ратификации которой правительство Жоспена обещало добиться. Конституционный совет, однако, решил иначе, подчеркнув, что Конституция не подразумевает в гражданах Франции никакого другого народа кроме французского. Таким образом, решение 1991 года об отказе корсиканцам в праве называться, «народом» осталось в силе.
Это нарушало логику новых взаимоотношений между Парижем и Корсикой. Подав в отставку со своего поста в 2002 году, премьер-министр Жоспен оставил корсиканский вопрос открытым. «Территориальной революции», о которой говорили в начале Матиньонского процесса, не произошло, но она перестала быть непредставимой.
Правоцентристское правительство Жана-Пьера Раффарена вернулось к корсиканской проблематике. На этот раз власти исходили из того, что во французском государстве идет процесс территориально-административного усложнения, которому необходимо придать четкую концептуальную форму. К иерархически устроенной триаде регионов-департаментов-коммун после серии законов, принятых во второй половине 1990;х, добавилась сложная система финансовых и структурных соподчинений различных уровней местной власти: городских агломераций, исторически сложившихся земель (pays) и межрегиональных образований (interregons). Процесс интеграции Франции в Европейское сообщество, а затем Европейский союз, чьим следствием стало знаменательное переопределение принципов территориального суверенитета и понятия государственной власти вообще, внесли свою лепту в отказ общества и политических элит страны воспринимать «множественность» административных форм организации отдельно взятого государства отрицательно. С точки зрения-интеграционных проектов европейский федерализм в значительной степени стал представляться во Франции как возможность сообща защищать идею «государства-нации».
Корсика была вовлечена в общеевропейскую тенденцию расширения полномочий регионов, которая объяснялась усугублением — по мере развития глобального рынка — проблем, связанных в массе своей с периферийностью этих регионов. Именно с точки зрения* «государственного менеджмента» и подходил к разрешению корсиканского вопроса главный разработчик правительственной программы — министр внутренних дел Николя Саркози.
Необходимость обеспечить эффективность управления стала причиной «второй децентрализации», объявленной правительством Раффарена сразу же после прихода к власти. Децентрализация, необходимость которой была принята за аксиому на рубеже XX—XXI вв.еков консенсусным образом большинством политических сил страны, от коммунистов до консервативных голлистов, значительно преобразила традиционное понимание места и значения регионов, в том числе Корсики, в политическом ландшафте страны.
Для Корсики поправки к Конституции, принятые в 2002;2003 годах, стали еще одной попыткой совместить неделимость государственно-правового поля Французской республики с возможностью политико-административного плюрализма. Частью этого большого эксперимента стало расширение набора инструментов прямой демократии. В Конституции была впервые прописана возможность проведения референдума в отдельно взятом регионе французской метрополии.
Населению Корсики было предложено высказаться по вопросу об объединении департаментского и регионального уровней власти в единую структуру уникального «территориального коллектива». Отказ корсиканцев на референдуме поддержать правительственную реформу территориальной организации острова был вызван преимущественно конъюнктурными причинами и в то же время сопротивлением верхушки корсиканского общества, в первую очередь, политических кланов, чьи интересы ставились Парижем под удар.
Однако простые корсиканцы, заявив свое «нет» центральным властям, продемонстрировали в очередной раз пресловутую «гордость и предубеждение» в отношении континента. Доводы «управленческой эффективности» и «политического динамизма», которые выдвигал Саркози, оставили островитян глухими. Отказ жителей Корсики от предложенной им реформы заставили правительство Франции отказаться от дальнейших попыток провести территориальную реорганизацию острова.
С первого взгляда попытки разрешения корсиканского вопроса, которые предпринимались в течение 1999;2003 годов, не принесли конкретного ответа на социально-экономические вызовы, с которыми столкнулся остров, хотя это и провозглашалось как целью Матиньонского переговорного процесса, так и программой децентрализации. Не прекратилось и политическое насилие. Корсика, однако, получила статус «ассиметричной автономии» в рамках унитарного государства, которая, повторим, объясняется необходимостью экономической реабилитации региона, а не его этнической инаковостью. И раньше становившаяся «пилотным регионом» в ходе административных реформ, отныне территориальный коллектив Корсика" во всех официальных документах Франции упоминается отдельно от других регионов.
Можно считать результат всех усилий французских властей половинчатым: кардинальногоперераспределения полномочий в пользу региона и создания уникального для Франции административного образования с собственным протопарламентом, наделенным правом издавать местные законы и отступать на практике от национального законодательства, не случилось. В каком-то смысле революционен сам факт, что правительство Франции, государства с самой жесткой унитарной государственной системой из всех крупных стран западной демократии, выступило с такими инициативами.
Еще более показательно, что эти административные реформы не были «октроированы» сверху, а вырабатывались — в ходе консультаций между центральными властями и представителями Корсики.
Восстановления status quo первой половины-середины- 1990;х годов, который характеризовался на острове отсутствием диалога между Парижем и сторонниками выделенияострова из состава Франции, можно не ожидать. Правительство дважды и объективно весьма успешно доказало свою готовность идти на компромиссы и с помощью самих корсиканцев пытаться разобраться в нуждах острова. Это означало решительную смену управленческой модели в отношениях Центра и периферии. Опыт взаимодействия центрального французского правительства с региональными политическими игроками в 1999;2003 годах показывает, насколько важным оказалось для Парижа желание показать, что отныне от готов отказаться от конфронтационной модели преодоления кризисов, заменив ее моделью переговорной.
Даже если корсиканский вопрос и остался без ответа, о «кризисе неуправляемости», который по общему признанию поразил остров к концу 1990;х годов, говорить больше не приходилось. Стратегическое видение будущего региона приобрело более четкие и отрефлексированные очертания.
История развития взаимоотношений центральных французских властей с Корсикой стала еще одним примером того, как показала себя неадекватной реальности традиционная схема управления «сверху-вниз», при которой принятие решений зарезервировано лишь за одним источником непосредственной власти.
Насколько оправдают себя новые структуры партнерства между государством и регионом Корсика, созданные благодаря законодательству начала 2000;х, зависит от того, как сложатся отношения между Парижем и региональным политическим классом, в котором инсуляристы занимают далеко не последнее место. Их позиция по-прежнему двойственная: они готовы разделить ответственность за судьбу родного острова, но слишком привыкли к логике «все или ничего». С другой стороны, во Франции проявилась стойкая оппозиция дальнейшим реформам в отношении Корсики, и эта оппозиция лишь отчасти ориентируется на аргументы идеологического порядка или использует доводы эффективности государственного управления на региональном уровне. Для нее важнее, чтобы правительство, приступая к решению корсиканских проблем, сопроводило свои шаги требованием к радикальным инсуляристам отказаться от насилия как средства давления на своих противников. Насколько осуществимо это требование, покажет будущее, однако нет сомнений в том, что проблематика корсиканского вопроса далеко не исчерпана, а это значит, что перед Корсикой не закрыта перспектива приобретения еще большей самостоятельности.