Физиолого-гигиеническая оценка инновационного обучения младших школьников
Диссертация
Установлено, что на особенности роста и развития организма младших школьников в большей степени оказывает большое влияние тип конституции, режим обучения, а не тип учебного заведения. Интенсивная учебная нагрузка, а также значительные нарушения в режиме дня младших школьников, обучающихся в инновационном учебном заведении, приводят к нарастанию утомления в конце учебного года, выражающемся… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. 1. Младший школьный возраст, его место в онтогенезе
- 1. 1. 1. Морфофункциональные особенности организма младших школьников
- 1. 1. 2. Умственная работоспособность младших школьников
- 1. 1. 3. Особенности формирования конституционального типа в период роста и развития организма
- 1. 2. Влияние инновационного обучения на организм младших школьников
- 1. 1. Младший школьный возраст, его место в онтогенезе
- ГЛАВА II. КОНТИНГЕНТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования и характеристика исследуемой группы учащихся
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Математический анализ полученных данных
- ГЛАВА III. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ И РЕЖИМАХ ОБУЧЕНИЯ
- 3. 1. Морфологические особенности организма мальчиков 8−9 лет при разных типах и режимах обучения
- 3. 2. Морфологические особенности организма девочек 8−9 лет при разных типах и режимах обучения
- 3. 3. Функциональные особенности организма мальчиков 8−9 лет при разных типах и режимах обучения
- 3. 4. Функциональные особенности организма девочек 8−9 лет при разных типах и режимах обучения
- Резюме
- Глава 4. УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8−9 ЛЕТ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ И РЕЖИМАХ ОБУЧЕНИЯ. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И РЕЖИМА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 4. 1. Умственная работоспособность мальчиков 8−9 лет при разных типах и режимах обучения
- 4. 2. Умственная работоспособность девочек 8−9 лет при разных типах и режимах обучения
- 4. 3. Гигиеническая оценка учебной нагрузки и режима дня младших школьников при различных типах и режимах обучения
- Резюме
Список литературы
- Абросимова Л.П., Кабирова Е. В., Симакова Т. А., Шерстобитов Р. Г. Физическое развитие детей Кировской области // Гигиена и санитария.-M., N.2, 1998 С.30−32.
- Айзман Р.И. Здоровье школьника и психолого- педагогические проблемы его коррекции//Cojcos.-Новосибирск, 1997.-С.54−60.
- Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека .- М., МГУ, 1986.-216с.
- Алиев В.А., Айдаров Р.А, Гусейнова Я. Г. Физическая работоспособность школьников разного возраста, пола и соматического развития // Гигиена и санитария .- М., 1993.- № 2.- С. 37.
- Антропова М.В., Михайлова Л. В., Сальникова Г. П., Усищева Ц. Л. Гигиена труда учащихся общеобразовательной школы. М., 1960.- 115 с.
- Антропова М.В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968.- 250 с.
- Антропова М.В. Основы гигиены учащихся М., 1971.-208 с.
- Антропова М.В. с соавтор. Социальная и биологическая обусловленность общей умственной работоспособности учащихся 6−17 л.// Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1967.N. 1(6) -С.26−29.
- Ю.Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева O.A., Вайнруб Е. М., Краснянская П. Л. Социальная и биологическая обусловленность умственной работоспособности учащихся 6−17 лет // Соотношение биологического и социального в развитии человека. -М., 1976. С. 8 — 12.
- П.Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева O.A., Лушина Л. В., Полянская Н. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников (при обучении по новым программам).- М., 1974.- С.5−99.
- Антропова М.В. Дифференцированное обучение учащихся I- XI классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности // Физиология человека. М., 1982.- Т. 18, N.1- С. 172 — 178.
- Антропова М.В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В., Кузнецова Л. М., Паничева Т. М. Физиолога- гигиеническая оценка эффуктивности индивидуально-дифференцированного обучения учащихся // Гигиена и санитария .- М., 1997.-N.1 -С.24−26.
- Антропова М.В., Бородкина Г. В. с соавтор. Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным педагогическим системам // Физиология человека .- М., 1998.- Т.24, N.5- С.80−84.
- Аргинская И.И., Дмитриева Н. Я., Полякова A.B., Романовская З. И. Обучаем по системе Л.В. Занкова. -М., Просвещение., 1991.- 240с.
- Арцыбашева, М.Г., Ананьева Т. Г. Измерение артериального давления у здоровых детей и подростков под влиянием дозированной физической нагрузки // Охрана здоровья детей и подростков.// Киев, 1974,1. Вып. 6- С. 108−109.
- Аршавский И. А. Физиологические критерии периодизации индивидуального развития и проблема биологического возраста // Основные закономерности роста и развития детей и проблема их периодизации. Одесса, 1975.-С. 12−16.
- Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., Наука.1982.- 270с.
- Аршавский И.А. Физиология развития детей : Пущено, 1985.- 36с.
- Бажин В.Г. с соавтор. Рост и развитие детей горного Алтая // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977.-Т.2.-С. 199−200.
- Басанец JIM., Иванова О. И., Иваненко JI.M. Возрастная динамика показателей физического и умственного развития школьников // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., -С.25.
- Башкиров П.Н. Пропорции тела у различных пропорциональных типов // Учёные записки МГУ. -М., 1937.- Вып.Ю.- С.103−107.
- Безгодов В.Н.,. Габайдулина Т. Х. Калиберный В.В. Влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье детей // Гигиена и санитария. -М., 1996.- N.5 -С.20−22.
- Безобразова В.Н., Кмить Г. В., Колодко O.E. Выделение ведущих факторов развития сердечно-сосудистой системы у детей 7−11 лет // Проблемы и методы исследования возрастной физиологии. Баку, 1987.-С.15−16.
- Бережков Л.Ф. Гигиенические факторы формирования состояния здоровья детей // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков: Тез. докл.- М., 1984.- С. 108−109.
- Бережков Л.Ф. Значение некоторых эндогенных и экзогенных факторов в формировании здоровья детей школьного возраста// Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста: Тез. докл. -М., 1981. -С.20−21.
- Бережков Л.Ф. Состояние здоровья учащихся младших классов в современной школе // Гигиенические проблемы обучения в современной школе. М., 1982. — С.126−133.
- Бережков Л.Ф. Роль медико- биологических и социально-гигиеническихфакторов в формировании состояния здоровья детей и его значение в учебном процессе // Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире. Коломна, 1993.- С. 13.
- Блинова Н.Г., Игишева JI.H., Тарасова O.JL, Фёдоров А. И. Комплексная оценка функционального состояния и развития детей и подростков в системе образования. Методические рекомендации. Кемерово, 1996., 39с.
- Бунак В.В. Антропология . -М., Учпедгиз, 1941.- 368с.
- Вайнруб Е.М., Краснянская П. Л., Игнатенко О .Я. Анализ факторов определяющих уровень работоспособности школьников // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М., 1981.-С.251.
- Вайнруб Е.М. с соавтор. Анализ факторов, определяющих уровеньработоспособности школьников // Новые исследования по возрастнойфизиологии. М., Педагогика, 1983. — N.2. (21). — С.19−21
- Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональнойорганизации учебно-воспитательной работы в школе. Новосибирск, 1993.93с.
- Великанова Л.К. Валеология при специализированном обучении в школе // Педагогические и медицинские проблемы валеологии: Сб. тр,-Новосибирск, 1999.- С. 68.
- Веренич Г. И. Зависимость типов конституции детей и подростков от региона проживания // Новости спортивной и медицинской антропологии.
- М., 1990.- Вып.1. С.118−119.
- Виноградова Т. е. Инструментальные методы исследования сердечнососудистой системы М., Медицина, 1986. 416 с.
- Властовский В.Г. Характеристика процесса физического созревания детей в возрасте от 8 до 17 лет // Итоги углубленного изучения состоянияздоровья школьников за последние 5 лет. -М., 1971. -С.29−31.
- Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей .- М., МГУ, 1976.-279с.
- Властовский В.Г. Возрастная периодизация человеческой жизни и биологический возраст ребёнка // Вопросы антропологии М., МГУ, 1976.
- Вып.52.-С. 191−195. 43. Воронцов И. М. Оценка антропометрических данных // Вопросы охраны материнства и детства. М., 1985.-6.- N.-0.6−11.
- Вульфсон И.Н. Возрастные особенности гемодинамики большого круга кровообращения у здоровых детей как показатели расширения их адаптивных возможностей // Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков: Тез. докл. М., 1974. — Т.1.- С.74−76.
- Гайдай В .Я., Бориско Г. А. Конституциональный тип, физическое и половое развитие здоровых детей и подростков// Охрана здоровья детей иподростков. Киев, 1982. — Вып. 13. -С.7−10.
- Гигиена детей и подростков. / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева: М.: Медицина, 1986.- 495с.
- Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха .- М.: Медицина, 1975.- 135с.
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений./ Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.576−96.- Минздрав России, 1997.-50с.
- Глушкова Е.К., Доскин В. А. Характеристика степени напряжения организма детей младшего школьного возраста под воздействием умственной нагрузки// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М., 1985.- С. 105.
- Гребенькова В.В. Антропологическая характеристика детей города Красноярска: Дисс. канд. биол. наук .- Красноярск, 1998.- 178с. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. -М., Медицина, 1967.- 219с.
- Громбах С.М. Кривые работоспособности учащихся как способ гигиенической оценки влияния учебных занятий // В кн. «Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе». 1. М., 1974.- С.142−150.
- Громбах С. М. Ужви В.Г., Ямпольская Ю. А. Комплексная оценка морфологического развития ребёнка по темпам созревания и физическому состоянию// Вопросы антропологии. -М., МГУ, 1974.- Вып.47.-С.98−107.
- Громбах С.М. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьноговозраста: Тез. докл. М., 1981.- С.9−19.
- Гурфинкель А. И. Папуша В.Г. Динамика работоспособности младших школьников в режиме учебного и продлённого дня// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М., 1985.- С. 115−116.
- Дайлидене Н.К., Давидавичене А. Г. Некоторые гемодинамические показатели после дозированной физической нагрузки у школьников 7−12 лет// Возрастные особенности физиологических систем детей иподростков. М., 1977.- С.56−57.
- Дан Г. А., Романенко В. А. Функциональное состояние системы кровообращения у здоровых детей // Возрастные особенности функциональных систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1977.-С.57−58.
- Данилова H.H. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.-373с.
- Дарская С.С. Распределение типов конституции у детей разного возраста//Дифференциальная психофизиология и её генетические аспекты: Тез. докл.- М.1975.-С.200−202.
- Дарская С.С. Техника определения типов конституции у детей и подростков // Оценка типов конституции у детей и подростков. М.1975. -С.45−55.
- Дарская С.С. Учёт особенностей телосложения ребёнка при оценке его биологического возраста // Биологический возраст и возрастнаяпериодизация: Тез. докл. -М., 1978. С. 126−130.
- Дарская С.С. Акцелерация физического развития восьмилетних школьников Москвы за последние 70 лет // Новые исследования по возрастнойфизиологии .- M., 1979.-N.l- С.3−9.
- Девятка Д.Г., Компанеец Е. И., Царюк JI.JI. Частота сердечных сокращений и артериальное давление у учащихся 1-х и 2-х классов, занимающихся по новой программе // Охрана здоровья детей и подростков .Киев, Здоровье., 1974.- С.110−112.
- Дедабришвили О.И., Евдокимова Р. И., Надирадзе Ц. А., Натадзе Т. А. Динамические наблюдения за состоянием здоровья и физического развитияучащихся 7−14 лет// Итоги углубленного изучения состояния здоровья школьников за последние 5 лет. М., 1971.- С.38−39.
- Детская спортивная медицина / Под ред. C.B. Тихвинского.- М.: Медицина, 1994.-559с.
- Джагирова А.Н. Нарушение осанки у детей// Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста: Тез. докл. М., 1981.- С. 125.
- Дмитриев А.Д. Влияние особенностей учебной нагрузки на организм учащихся // Гигиена и санитария .N .8., 1994.- С. 32.
- Добрынина O.A., Хван A.A., Кулакова И. В. Психологическое обеспечение инновационной деятельности // Психологическое обеспечение инновационных процессов: Тез. докл. Новокузнецк, 1993.- С.22−24.
- Догадкина С.Б. Возрастные особенности развития центральной и периферической гемодинамики у детей 9−16 лет // Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1986. -N/2(27).-C.21−25.
- Додонова Л.П. Морфофункциональные особенности организма и развитие двигательных качеств у детей пре- и пубертатном периоде онтогенеза.
- Автореф. дисс. канд. биол. наук. Новосибирск, 1991.-28с.
- Додонова Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей // Гигиена и санитария .-М., 1998. № 9.- С.21−23.
- Дорожнова К.П. Антропометрическая характеристика некоторых типов детской конституции. // Гигиена и санитария .- М., 1979.- № 3.- С.82−84.
- Дорохов Р.Н., Бахрах И. И. Физическое развитие детей школьного возраста// Медицина подростков и спорт. Смоленск, 1975.- С.5−59.
- Дорохов Р.Н. Соматотипирование детей и подростков // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. Л. 1986.- Вып. 3.-С.66−71.
- Епископян Л.М. Использование факторов анализа при исследовании ростовых процессов у девочек препубертатного этапа развития.// Биол. журнал Армении.-1986. № 1.-С.82−85.
- Ефремов A.M. Гигиеническая оценка построения урока при интенсивной методике обучения.// гигиенические проблемы обучения в современной школе. -М., 1982. С.73−78.
- Жафярова С.А. Морфофункциональная характеристика детей различных морфофункциональных типов в препубертатный период онтогенеза. Автореф. дисс. канд. мед. наук. Новосибирск, 1990.- 18с.
- Жафярова С.А., Лысова Н. Ф. Основные закономерности роста и развития детей и подростков. Новосибирск, 1997.-30с.
- Жафярова С.А. Конституциональные особенности детей и подростков: Материалы к курсу валеологии. Новосибирск, 1998.-28с.
- Зенкевич П.И. с соавтор. Морфологическая характеристика детейдошкольного и школьного возраста// Вопросы антропологии. М., МГУ, 1976.-ВЫП.54. С.54−83. 85.3доровье детей Алтайского края: Тез. докл. — Барнаул, 1986.- 122с.
- Изгачева З.И., Маляренко Ю. Е. Функциональное состояние аппарата кровообращения у детей младшего школьного возраста // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. fyl., 1977.-С.70−71.
- Калюжная P.A. Проблемы сосудистого тонуса у современных школьников//
- Итоги углубленного изучения состояния здоровья школьников за последние 5 лет. М. Д971.-С.47−49.
- Калюжная P.A. Физиология и патология сердечно- сосудистой системы детей и подростков. -М., Медицина, 1973.- 328с.
- Калюжная P.A. Школьная медицина. М., 1975.-392с.
- Калюжная P.A. Анализ факторов, определяющих уровень артериальногодавления у детей и подростков // Новые исследования по возрастной физиологии. М., Педагогика, 1978.- № 1(10).- 28−33.
- Калюжная P.A. Особенности сосудистого тонуса детей и подростков с разными вариантами физического развития // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М., 1981.-с.28−33.
- Калюжная P.A. Системный анализ гемодинамических функций растущего организма// Новые исследования по возрастной физиологии. -М., 1983.-№ 1(20).-С.31−35.
- Карякина А.Н., Долженко Т. А. К вопросу о становлении функции внешнего дыхания у детей младшего школьного возраста.// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М., 1977.- С.77−78. •
- Клиорин А.И., Чтецов В. П. Биологические проблемы учения о конституции человека. -Л.: Наука, 1976.- 163с.
- Клиорин А.И., Сергеев Ю. С. Типы конституции в детском возрасте // Педиатрия. М., 1980. № 6.- С.6−8.
- Ковылова В.И., Преснякова Н. М. Функциональное состояние сердечнососудистой системы в условиях учебного процесса // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. -М., 1990.- С. 135.
- Козлов В.И., Фарбер Д. А. К вопросу о возрастной периодизации // Новые исследования по возрастной физиологии М., 1980. — № 1 (14).-С.3−6.
- Корнетов H.A. клиническая антропология раздел современной медицинской антропологии.// Новости спортивной и медицинской антропологии. — М., 1991.- Вып.2(6).-С.21−23.
- Криворучко Т.С. Особенности физического развития детей и подростков. Кишенёв, 1976.- 96с.
- Криворучко Т.С., Война Т. И., Марченко Т. П., Штыкан М. В. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс// Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитанияшкольников.- М. Д977.-С.40−41.
- Кузнецова Т.Д., Разживина И. М. Индивидуальные особенности развития функции лёгких у детей от7 до 8 лет.// Физиология человека. Т. 20. -N.3, 1994.-С.23−26.
- О.Кучма В. Р., Суханова H.H. Изучение влияния образа жизни на физическое развитие и состояние здоровья школьников// Гигиена и санитария. М., 1996.- № 1.-С.27−28. 1 П. Лакин Г. Ф. Биометрия. -М., Высшая школа, 1980.-293с.
- Леонтьева H.H., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. -М.: Просвещение, 1986.- 287с.
- Лесь Ю.И. Индивидуально- типологическая характеристика роста и развития русских детей в условиях Тюменской области. Автореф. канд.мед. наук. Тюмень, 1997.-28с.
- Н.Лысова Н. Ф., Ширшова О. Н. Состояние психического и физического здоровья детей в процессе адаптации к учебному процессу // Педагогические и медицинские проблемы валеологии: Сб. труд. -Новосибирск, 1999.-С. 238−240.
- Максимова Т.М., Янина В. Н. К методике построения единых таблиц для оценки физического развития детского населения // Здравоохранения Рос. Федерации. 1984.-№ 11.- С. 12−15.
- Маляренко Т.Н. Об оценке величин артериального давления у детей и подростков // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного ишкольного возраста. М., 1981.- С.49−50.
- Медицинский справочник тренера. Изд-е 2-е доп. и перераб./ Сост. В. А. Геселевич. -М.: Физкультура и спорт, -1981.-271с.
- Меркулова H.A. Возрастные особенности регуляции дыхательной функциональной системы у детей и подростков. // Возрастныеособенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977.- С. 202 203.
- Минский И. А. Некоторые особенности умственной работоспособности у детей и подростков с разным типом их соматического развития //
- Функциональные и адаптивные возможности детей и подростков. М., 1974.1. Т.2.- С. 108−111.
- Михайлова С.А. Особенности состояния здоровья школьников Горного Алтая . М.: Российская академия мед. наук, 1996.-159с.
- Мышлецова В.А., Маслова Г. М. Особенности внешнего дыхания восьмилетних детей разных конституциональных типов // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977.-С.121−122.
- Нетопина С.А. Влияние учебной информации урока на умственную работоспособность школьника : Сб. труд.- М., 1982.- С.73−78.
- Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма.- М., Наука, 1978.-143с.
- Никитюк Б.А. Конституция человека // Итоги науки и техники. ВИНИТИ, серия Антропология.-М, 1991.- № 4.-С.З-149.
- Нифантьева Л.Д. К вопросу о критических периодах развития // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации.- Одесса, 1975.-С.57−58.
- Новиков Ё.П., Воронков A.B., Карпушко H.A., Степанова Е. Е. Характеристика развития силы у школьников 7−10 лет.// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1990.-С.127.
- Нормолизация учебной нагрузки школьников.-М., Педагогика, 1988.- 160с. ВО.Образование.Личность.Здоровье./ Под. ред. М. Н. Лазутовой, Э.М.
- Павловский О.М. Биологический возраст человека.-М., МГУ, 1987.-280с.
- Пальнау H.A. Зависимость частоты сердечных сокращений от мощности выполняемой работы у детей 7−9 лет // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков .- М. Д977.-С. 127−128.
- Пальнау Э.Э. О возрастных особенностях восстановления внешнего дыхания у младших школьников после дозированной нагрузки // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков .-М.Д977.-С. 128−129.
- Панавене В.В. Возрастные нормативы основных гемодинамических показателей у учащихся 7−17 лет школ-интернатов г. Москвы. // Морфо-функциональные особенности растущего организма. М., 1978.-С.16−20.
- Панасюк Т.В. Антропометрические профили типов конституции по Штевко в 1 детстве // Конституция и здоровье человека: Тез. докл. -Л.Д991-С.50−51.
- Перевозчиков И.В. с соавтор. Морфофизиологическая характеристика хакасских детей от7 до 17 лет // Вопросы антропологии.- М., МГУД 987.-Вып.- 79.-С.48−66.
- Петруничева К.П., Цукетти А. Д. Уровень артериального давления и распространение сосудистых дистоний у школьников г. Новосибирска и области. // Охрана здоровья детей и подростков Западной Сибири: Сб. труд.-М.Д978.- С.215−216.
- Поляков А.Я., Петруничева K.M. Состояние здоровья младших школьников как критерий оценки условий окружающей среды.// Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. -М., 1981.-С. 120.
- Попова Н.М., Зубкова В. М., Сазанюк З. И., Сапожникова Г. М. Гигиенические вопросы обучения учащихся начальной школы при пятидневнойучебной неделе.// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков .- М. Д985.-С.274−275.
- Поташонок Р.З., Палажченко Т. А. Нормирование учебных нагрузок // Охрана здоровья детей и подростков. Киев, 1984.- Вып. 15.- С.84−85.
- Пратусевич Ю.М. Биосоциальный аспект проблемы психофизиологической перегрузки учащихся // Соотношение биологического и социального в развитии человека: Тез. докл. М., 1974.-С.120−123.
- Пратусевич Ю.М., Квасов Г. И., Соловьёв A.B. Системная электрофизиологическая диагностика умственной работоспособности учащихся // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков.-М., 1984.- С.207−215.
- Рапопорт Ж.Ж., Прахин Е. И. Физическое развитие детей. Красноярск, 1989.- 265с.
- Родина Т.В. Значение антропометрической оценки для изучения состояния здоровья учащихся .// Педагогические и медицинские проблемы валеологии: Сб.труд. Новосибирск, 1999.- С.302−303.
- Розанова В.Д., Бальмагия Т. А. Возрастно- половые особенности физиоло гических механизмов роста и развития // Основные закономерности ростаи развития детей и критерии периодизации.- Одесса Д975.-С.213−214.
- Рулёва Н.М., — Пеньковская P.M. Возрастные особенности реакций сердечно- сосудистой системы у детей младшего школьного возраста на физическую нагрузку // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков.- М., 1985.- С. 289.
- Русинова С.И. Влияние дозированной физической нагрузки на функциональное состояние сердечно- сосудистой системы младших школьников в начале и в конце учебного года .// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1977.-С.238.
- Русинова С.И. Влияние учебной и физической нагрузки на сердечнососудистую систему детей младшего школьного возраста.-М., 1985.- С.290−291.
- Рысева Е.С. с соавтор. Влияние суммарной нагрузки на состояние здоровья школьников // Гигиена детей и подростков. М., 1974.-С. 116−118.
- Рысева Е.С. с соавтор. Особенности состояния здоровья школьников при разных типах конституции // Оценка типов конституции у детей и подростков.-М., 1975С.75−79.
- Сапожникова Р.Г. Гигиена Обучения в школе .-М.: Педагогика, 1974.-192с.
- Сапожникова Г. М. Информативный методический приём для оценки влияния учебной нагрузки на работоспособность школьников // Психофизиологические исследования в гигиене детей и подростков. -М., 1981.- С.73−78.
- Сахарова И.Н., Атрощенко Г. Н., Васильев И. И. Влияние режима обучения на функциональные возможности организма младших школьников.// Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М. Д985.-С.303−304.
- Семёнова Л.К., Суздиловский Ф. В. Возрастная морфология сегодня изавтра. -М.Д989.-С.59.
- Сердюковская Г. Н. Современные тенденции здоровья детей в дошкольных и школьных возрастах // Окружающая среда и профилактика заболеваний детей и подростков в учебно- воспитательных учреждениях. -М.Д991.-С.5- 11.
- Сердюковская Г. Н. Гигиенические проблемы охраны здоровья подрастающего поколения // Гигиена и санитария. М. Д992.-Ж4.-С.24−28.
- Сидорова O.A. Особенности морфофункционального развития организма детей в пре- и пубертатном периоде онтогенеза с различным уровнем двигательной активности. Автор, канд. дисс. биол. наук.-ТюменьД998.-28с.
- Сластенин В.А. Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы // Доклад на Международной научной практической конференции, посвящённой 125-летию МГУ.-Новосибирск, 1997.-Зс.
- Слетков JI.A. Физическое развитие и состояние здоровья городских и сельских школьников Алтайского края. Автореф. дисс. канд. мед. наук. -Барнаул, 1965 .-21 с.
- Сорокина A.B. Гигиеническая оценка условий обучения отдыха и быта школьников города Новосибирска // Охрана здоровья детей и подростков Западной Сибири: Сб. труд. -М.Д978.-С.63−65.
- Состояние окружающей среды в Алтайском крае в 1995 г./ Под общ. Ред. О. П. Дорощенкова. Барнаул. 1996.-108с.
- Суханова H.H. Соматотип как один из показателей индивидуального темпа роста и созревания ребёнка // Гигиена и санитария .-М., 1998.-№ 5,-С.36−37.
- Сухарев А.Г. Школьная гипокенезия и её последствия // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста .-М., 1981.-С.51−52.
- Таннер Дж. Рост и конституция человека // В кн. «Биология человека"-М., 1979. -С.366−471.
- Тупицын И.О. Возрастная динамика и адаптивные изменения сердечнососудистой системы школьников. М.'Педагогика, 1985.- 86с.
- Тупицын И.О. Дифференциация возрастных и адаптивных перестроек сердечно- сосудистой системы // Проблемы и методы исследования возрастной физиологии. Баку, 1987.-С.88−89.
- Усищева Ц.Л. Работоспособность и функциональное состояниеорганизма учащихся профилированных школ.// Актуальные вопросыгигиены обучения и воспитания школьников. М., 1977.-С.71−72.
- Усищева Ц.Л. Гигиенические предпосылки к составлению расписания уроков в общеобразовательной школе // Гигиенические проблемы обучения в современной школе. М. Д982.-С.85−93.
- Устюгов Е.Д. с соавтор. Некоторые аспекты психофизиологического развития школьников // Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: материалы научной конференции. -Красноярск, 1997. ГС .95−97.
- Фарбер Д.А. Физиологические критерии возрастной периодизации // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков :
- Тез. докл.-М., 1981.-С.5−6.
- Фатьянова Е. А., Шеромова H.H. Влияние физических нагрузок на показатели сердечно-сосудистой системы // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: тез. докл. М., 1990.- С. 292.
- Федотова Т.К. Влияние фактора конституции на темпы развития школьников // Новые исследования по генетике на развитие человека. М., 1977.-С.67−72.
- Филеши П. А. Возрастные особенности регуляции сердечнойдеятельности у школьников после выполнения дозированной нагрузки //
- Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: тез.докл.-М., 1977.- С. 177−179.
- Фингерт С.С. Влияние внешнесредовых и наследственных факторов на формирование конституции ребёнка // Новые исследования по возрастной физиологии: Мат. конф. -М., 1974.- Т.З.-С.70−72.
- Хазанова А.Б. Оценка конституциональных типов у детей дошкольного возраста // Оценка типов конституции у детей и подростков .-М., 1975.1. С.55- 66.
- Хасанова H.H., Куашева Д. А. Об адаптации младших школьников к инновационным формам обучения // Педагогические и медицинские проблемы валеологии: Сб. труд. Новосибирск, 1999.-С.377−378.
- Хван A.A. Функциональное состояние ученика как показатель эффективности инновационного процесса // Психологическоеобеспечение инновационных процессов: сб. тез. Новокузнецк, 1993.-С.8−10.
- Хрипкова А.Г., Никитюк Б. А. Антропологические аспекты проблемы биологического возраста детей и подростков // Основные закономерности роста и развития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975.-С.74−78.
- Хрипкова А.Г. Адаптация и дезадаптация школьников к учебной деятельности в зависимости от некоторых эндогенных и экзогенных факторов //Физиология развития человека: тез. конф. М., 1977.-С.15−17.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990 — 317с.
- Центры научных основ здоровья и развития / Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Панина, Г. А. Кривошеева. Кемерово, Обл ИУУ, 1993.-191с.
- Черноруцкий М.В. Учение о конституции в клинике внутреннихболезней // Tp. VII съезда российских терапевтов.-Д., 1925- С.304−312.
- Чернякина Т.С., Прибыткина Г. Н., Бауманова A.C. Оценкафункционального состояния организма учащихся младшего школьного возраста при пятидневной учебной неделе // Гигиена и санитария .1. М., 1990.-С.63−65.
- Чубирко М.И., Пичужкина Н. М., Фуфаева O.A. Состояние здоровья детей в учебных заведениях нового типа // Гигиена и санитария .-М., 1997.-№ 2, — С.21−23.
- Чурьянова М.И. с соавтор. Результаты отдельных наиболее важных научных исследований в гигиене детей и подростков за 1993 г. // Гигиена и санитария. -М.Д994.-№ 4.-С.39−42.
- Шалауров A.B., Додонова Л. П., Щедрин A.C. Артериальное давление, физическая нагрузка и соматотип // Медико- биологические социально-педагогические проблемы массовой физической культуры.- Новосибирск, 1989.- С.304−312.
- Шандала М.Г. с соавтор. Заболеваемость, физическое развитие и функциональные особенности организма при разном характере и степени загрязнения окружающей среды // Гигиена и санитария -.М., 1988.-№ 4.-С.26−29.
- Шарипова Д.Д. Изучение особенностей функционирования организма при дифференцированном обучении школьников // Возрастные особенностифизиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М. Д990.-С.311.
- Штефко В.Г., Островский А. Д. Схема клинической диагностики конституциональных типов.- М., 1929.- 79с.
- Щедрина А.Г. с соавтор. Взаимосвязь между типами конституции и заболеваемостью вибрационной болезнью // Функциональнаяморфология.- Новосибирск, 1984.- С.165−166.
- Щедрина А.Г. с соавтор. Диалектика взаимосвязи факторов риска иблагополучия при оценке состояния здоровья человека // Генетические маркеры в антропогенетике и медицине. Хмельн., 1988.-С.75−76.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты.- Новосибирск, Наука, 1989.- 136с.
- Щедрина А.Г. Актуальные проблемы медицинской антропологии // Актуальные вопросы медицинской и клинической антропологии. Томск, 1991.- С.85−91.
- Щедрина А.Г. с соавтор. Значение конституции в оценке здоровья человека // Конституция и здоровье человека .-JI., 1991.-С.73.
- Щедрина А.Г. Педология- наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. Новосибирск, 1996.-42с.
- Юмашева Р.П. с соавтор. Особенности физического развития детей и подростков с ускоренным ростом // Основные закономерности роста иразвития детей и критерии периодизации. Одесса, 1975.-С.85−87.
- Язловецкий B.C., Лелюхина С. И. О функциональном уровне внешнего дыхания и работоспособности детей 7−9 лет // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. М. Д977.-С.201−203.
- Ямпольская Ю.А., Ужви В. Г. физическое развитие и некоторые критерии соматической зрелости детей и подростков г. Москвы // Мат. пофизическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР.-М., 1977.- Вып. 3.- С.66−91.
- Ямпольская Ю.А. Оценка физического развития в практике школьной медицины.// Гигиена и санитария. М., 1981.-№ 12.-С.47−50.
- Ямпольская Ю.А. Анализ акселерации роста морфологических признаков у девочек с учётом различий в их возрасте развития // В кн. «Гигиена детей и подростков». -М., 1992.- Вып.3.-С.228−234.
- Ямпольская Ю.А. Об изменении показателя динамометрии у школьников. Москвы за последние десятилетие // Гигиена и санитария. -М., 1993.-№ .9.- С.27−29.
- ConradK. Der Konstitutiontypus.- Berlin-Gottengen-Heidelberg., 1963.-246s.
- Conrad K. Des Konstitutiontypys als genetisches Problem.-Berlin, 1941.-143s.
- Fixlex D.E. Handkook of Hypertension // Ed. С. J.- Bulpitt- Amsterdam, 1985.- p.35−39.
- Grimm H. Grundrissder Konstitutions biologie und Anthropometrie.- Berlin, 84s.
- Gutheil H. Beurteilung der korperlicchen Belastbarkeit von Kindern und Jugendlichen aus kardiologischen Sicht // Krankenh. Arst.-1989.-Bd.62, 41.-S.689−697.
- Hummond W.H. The Determination of physical type in children. // Hum. Biol., 1953., V.25., N.2.-p.65.
- Hummond W.N. The status ofphysikal tupes. Hum. Biol. -1957., v.29. 1 3.-p.72.
- Harts A. J., Rubley D.C., Rimm A.A. The assotiation of girth measurements and disease in 32 856 women // Am. J. Epidemiol., 1984.-V. 119.-p.71−79.
- Kahn H.S., Bain R.P. Vertex-corrected blood pressure in black girls relation to obesity, glucose, and cations //Hypertension, 1987.-V.9,1 4.-p.390−397.
- Knussman R. Entuwickiung, Konstitution, Geschleght. // Human genetic. Bd.I./l, — Stuttgarth, 1968.- p.356−394.
- Malina R. Grownt of muscule tissue and muscule muss // In: Human growth. N. Y., L.: Plenium press, 1978, v.2, p. 273−294.138
- Normand M., Pontier j. Cah. antropol et biom.hum.-1989.7,1 l-2/-p.27−46.
- Parizkova J., Cermak J., Horna J. Sex differences in somatic and functinal characteristics of preschool children.-Hum. Biol., 1977, v.49. 1 3.,-p.437−451.
- Parnell R.W. Somatotiping by physical antropometry.- London: Arnold, p.61−64.
- Pflaundler M. Biologisches und allgemeine Patologisches uber die frihen Entuicklung -stufen.-In.: Plaundler.- Schlossmann Handbush d Kinderheilkundl. 3. Aufl. lB., 1921.,-p.8−66.
- Procopec M. // Ces. Pediatr, 1991- Vol. 46. 1 6−7.-p.338−346.
- Raudsepp L., Jurimae T. Somatotypes of prepubertal scoolchildren // Papers on anthopology.- Tartu, 1995.-p.200−204.
- Short R.J., Talley R.S. Effects of teacher assistense teams on spesial education referrals in elementary schools.- Psychol-Rep., 1996.-p.79.
- Stallones L., Mueller W.H., Cristensen B.L. Blood pressure, farness, and fat patterning along USA adolesnents from two ethnic group// Hypertension, 1982/-V.-4.-p.483−486.
- Tanner J.M., Whitehouse R.H. Standarts for subcutaneous fat in British children II Brit. Med.J., 1962, v. l, p.446.
- Wich J. Zroznicowanie typon budowy ciala i ich ulasciwosci rozwojowych u dziewczat //In: Mater. I pr.antropol. Zakl. antropol. PAN, 1977, № 94, s. l 11−132.