Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Противопожарные расстояния между автотранспортными средствами на открытых пространствах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения, выносимые на защиту: методика исследования противопожарных расстояний между автомобилями в системе «автомобиль — среда — пожар — объект защиты» — результаты полигонных экспериментов по исследованию признаков пожарной опасности ограждающих конструкций автомобиля от пожара автомобиля и СМОП разлитого топливановые данные по противопожарным расстояниям между автомобилями для… Читать ещё >

Содержание

  • Условные обозначения и сокращения
  • Глава 1. Анализ методов исследования противопожарных расстояний автомобилей на открытых пространствах
    • 1. 1. Пожары автомобилей на открытых пространствах
      • 1. 1. 1. Статистика пожаров автомобилей на открытых стоянках
    • 1. 2. Противопожарные расстояния между автомобилями в системе «автомобиль — дорога — пожар — среда» 23 1.2.1. Нормативные методы определения противопожарных расстояний
    • 1. 3. Методы исследования пожаров автомобилей
      • 1. 3. 1. Показатели пожарной опасности материалов и веществ ограждающих конструкций автомобиля
      • 1. 3. 2. Пожарная опасность элементов конструкций и систем автомобиля
    • 1. 4. Цель и задачи диссертационной работы
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Исследование противопожарных расстояний автомобилей на открытых пространствах
    • 2. 1. Пожарная опасность элементов конструкций автомобиля
      • 2. 1. 1. Обоснование параметров специального модельного очага. пожара разлитого автомобильного топлива
      • 2. 1. 2. Расчет противопожарного расстояния
    • 2. 2. Моделирование теплоустойчивости и пожарной опасности ограждающих конструкций автомобиля
    • 2. 3. Противопожарные расстояния между автомобилями
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Методика экспериментального исследования противопожарного расстояния автомобиля
    • 3. 1. Методика исследований
    • 3. 2. Программа исследований
    • 3. 3. Меры техники безопасности
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Результаты исследования противопожарных расстояний между автотранспортными средствами
    • 4. 1. Экспериментальное исследование
      • 4. 1. 1. Признаки пожарной опасности элементов кузова и автомобиля
      • 4. 1. 2. Влияние воздействия ветра на факел пламени пожара салона при разрушении боковых стекол и пламени шины в разлитом бензине
    • 4. 2. Экспериментальные данные о противопожарных расстояниях между автомобилями
    • 4. 3. Проект рекомендаций определения противопожарных расстояний между автомобилями на открытых пространствах
      • 4. 3. 1. Расчетная методика
      • 4. 3. 2. Противопожарные расстояния с учетом воздействия ветра на пламя и газопаровоздушную смесь
  • Выводы по главе
  • Выводы
  • Список
  • литература

Противопожарные расстояния между автотранспортными средствами на открытых пространствах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Из семи млн. пожаров в мире около 10% вызваны пожарами на автомобилях. Тенденция роста пожаров автомобилей в России, Китае, Индии и других странах вызвана увеличением их численности. Пожары автомобилей занимают второе место после пожаров в жилом секторе. Последствия от пожаров автомобилей для людей и окружающей среды приобрели большое социально-экономическое значение, для крупных мегаполисов.

Пожары на открытых автостоянках и стихийных стоянках в жилом секторе составляют до 20% от общего их числа. Пожар легкового или грузового автомобиля вызывает соответственно повреждение и пожары рядом стоящих автомобилей, пожар автобуса и автоцистерны с топливом нередко приводит к групповым пожарам автомобилей. По данным КТИФ от 5% до 32% пожаров автомобилей происходят вследствие поджогов. В 2005 году имели место массовые поджоги автомобилей на улицах и жилом секторе ряде стран, в результате которых сгорели и повреждены тысячи автотранспортных средств.

Массовые пожары автомобилей имеют место на автомобильных стоянках, автозаправочных станциях, автомагистралях при заторах вследствие пожара автомобиля с разливом топлива и сильном ветре. В условиях сильного ветра на автостраде в штате Пенсильвания США сгорело и повреждено огнем свыше пятидесяти автомобилей, погибли и получили ожоги десятки людей. В Нигерии при наезде автоцистерны на автомобили у перекрестка погибло около двухсот человек вследствие пожара с утечкой бензина. Поэтому проблема противопожарных расстояний между автомобилями является актуальной.

Анализ методов исследования противопожарных расстояний между автомобилями на открытых пространствах позволил сформулировать цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы — определение противопожарных расстояний между автомобилями на основе исследования признаков пожарной опасности конструкций кузова и элементов автомобиля.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: анализ статистики пожаров автомобилей, нормативной документации о противопожарных расстоянияхметодов и результатов исследования пожарной опасностиразработка методики определения противопожарных расстояний между автомобилями на основе признаков пожарной опасности элементов автомобиля при воздействии теплового излучения специального модельного очага пожара разлитого топлива и пожара автомобиляразработка требований к полигону для определения противопожарных расстояний между автомобилями, типов автомобилей и специальному модельному очагу пожара разлитого топливаэкспериментальное определение противопожарных расстояний между автомобилями в системе «автомобиль — дорога — среда — пожар" — разработка проекта рекомендаций по противопожарным расстояниям между автомобилями.

Объектом исследования в данной работе являются пожарная опасность легковых и грузовых автомобилей в системе «автомобиль — дорогасредапожар — объект защиты» при пожаре автомобиля и специального модельного очага пожара разлитого топлива.

Предметом исследования являются противопожарные расстояния между автомобилями.

Методы исследования. Анализ статистики пожаров автомобилей на открытых пространствах, определение признаков пожарной опасности ограждающих конструкций автомобиля и противопожарных расстояний между автомобилями на специальном полигоне в виде автострады и автомобильной стоянки.

Научная новизна работы заключается в следующем: 1. Разработана и реализована методика определения противопожарных расстояний между автомобилями в системе «автомобиль — дорога (стоянка) -среда — пожар — объект защиты».

2. Обоснованы и реализованы требования к полигону для определения противопожарных расстояний между автомобилями на стоянке и автостраде, пожарной опасности автомобиля от специальных модельных очагов пожара (СМОП) и специальной измерительной технике.

3. Определены признаки пожарной опасности конструкций кузова и элементов автомобиля, дополняющие показатели пожарной опасности и расширяющие положения теплоустойчивости систем автомобиля, для обоснования требований к конструкциям автомобиля.

4. Определено влияние скорости ветра на конфигурацию пламени при пожаре автомобиля и геометрические параметры газопаровоздушной среды (ГПВС) лакокрасочных покрытий для расчета противопожарных расстояний между автомобилями.

5. Определены противопожарные расстояния между автомобилями, между автомобилями и СМОП разлитого топлива.

Достоверность представленных в работе результатов подтверждается использованием фундаментальных законов физики, удовлетворительной сходимостью результатов расчетов с экспериментальными данными, полученными на натурных объектах.

Практическая значимость работы заключается в совершенствовании научной основы прогнозирования противопожарных расстояний между автомобилями, принципами расположения автомобилей на стоянкахполучены экспериментальные данные по признакам пожарной опасности элементов автомобиля при воздействии теплового излучения пожара автомобиля и СМОПопределены противопожарные расстояния между автомобилями.

Реализация и внедрение результатов работы. Определены противопожарные расстояния между автомобилями, тепловые потоки при пожаре автомобиля, СМОП, позволяющие разрабатывать оперативные планы тушения пожаров автомобилей ГПС МЧС России. Внедрение результатов работы подтверждено актами следующих организаций: У ГПС МЧС России г. Москвы — «Рекомендации по работе личного состава подразделений ГПС МЧС России при тушении пожара разлитого нефтепродуктов из автоцистерн" — ИПЛ УГПС МЧС г. Москвы при экспертизе пожаров автомобилей, в учебный процесс Академии ГПС МЧС России и ее Екатеринбургского филиала.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались на.

XVI научно-практической конференции «Крупные пожары: предупреждение и тушение», (ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2001), Международном форуме информатизации, научно-технической конференции «Системы безопасности» -СБ-2002 (Москва, Академия ГПС МЧС России, 2002;2004 гг.), Всероссийской научно-практической конференции «Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы: проблемы и перспективы развития» (Восточно-Сибирский институт-Иркутск, 2002), Международной.

XVII научно-практической конференции «Пожары и окружающая среда» (ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2002), XVIII научно-практической конференции «Снижение риска гибели людей при пожарах» (ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2003).

Публикации. Основные результаты работы опубликованы в семи научных трудах.

Основные положения, выносимые на защиту: методика исследования противопожарных расстояний между автомобилями в системе «автомобиль — среда — пожар — объект защиты" — результаты полигонных экспериментов по исследованию признаков пожарной опасности ограждающих конструкций автомобиля от пожара автомобиля и СМОП разлитого топливановые данные по противопожарным расстояниям между автомобилями для планирования ведения боевых действий по тушению пожаров на автомобилях в городе и автострадах: противопожарные расстояния от фронта пожара до рядом расположенных транспортных средств и пожарной техники.

Объем и структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка использованной литературы и приложения. Содержание работы изложено на 121 страницах текста, включает в себя 25 таблиц, 8 рисунков, список использованной литературы из 136 наименований.

выводы.

1. Разработана методика экспериментального исследования противопожарных расстояний между автомобилями, автомобилем и СМОП разлитого топлива на открытом пространстве.

2. Обоснованы требования к полигону, СМОП, для определения признаков пожарной опасности конструкций кузова и элементов автомобиля, требования к полигону для исследования противопожарных расстояний между отдельными автомобилями, группами автомобилей, автомобилями и СМОП.

3. Определены признаки пожарной опасности конструкций кузова и элементов автомобиля при воздействии лучистого теплового потока и их параметры: температуры (Тпп) и плотности лучистых тепловых потоков (q пп) материалов и веществ конструкций, дополняющие показатели пожарной опасности веществ и материалов.

4. Определены составляющие противопожарного расстояния между автомобилями, автомобилями и СМОП: расстояние по признакам пожарной опасности конструкций кузова и элементов автомобилягоризонтальная проекция пламени СМОП от скорости ветрагоризонтальная проекция ГПВС, образующегося при воздействии лучистого теплового потока на горючие материалы и вещества. Горизонтальная составляющая пламени салона или кабины автомобиля и СМОП изменяется в пределах 0,2.2,0 м, а ГПВС 0,3.2,0 мсоизмерима с расстояниями между автомобилями.

5. Значения предельно допустимых расстояний для автотранспортных средств и человека по условию воздействия лучистого теплового потока пожара автомобиля использованы в «Рекомендациях по работе личного состава подразделений ГПС МЧС России при тушении пожара разлитого нефтепродукта из автоцистерн» (табл.5).

Результаты исследований пожарной опасности автомобиля могут быть использованы в моделях развития пожаров автомобилей во время землетрясения на улицах городов и других чрезвычайных ситуациях, служить основой для разработки планов пожаротушения.

6. Определены пути снижения пожарной опасности конструкций кузова и элементов автомобиля: создание равнотеплоустойчивого кузова легкового автомобиля и кабины грузового автомобилярационального расположения автомобилей на автостоянке в группах при предельно допустимом расстоянии между ними, использование косоугольного расположения легковых автомобилей, влияние воздействия пламени автомобиля при смещении салона на багажный или моторный отсеки.

7. Разработан проект рекомендаций по определению противопожарных расстояниям между автомобилями, автомобилем и СМОП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильные транспортные средства Великанов Д. П., Бернацкий В. И., Нифонтов Б. Н., Плеханов И. П. -М.: Транспорт, 1977. 326с.
  2. М. В. Чаусов Ю.П. Вильданов Р. В., Карамов И. Г. Исследование растекаемости огнеопасных жидкостей по твердым поверхностям. -М.: Тр. ВИПТШ «Противопожарная техника и безопасность», 1978.
  3. М.В., Исхаков Х. И., Логинов В. И. и др. Устойчивость функционирования системы «человек машина-пожар — среда — объект защиты». М.:МИПБ, 1990.
  4. Ю.С. Пожарная безопасность вагонов. М.: Транспорт, 1988. — 53 с.
  5. В.М., Исхаков Х. И. «Пожарная безопасность топливного бака.» Т. З докл. 2-й Всесоюзн. науч.-прак. конф. Нефть и газ западной Сибири. Т.2 Тюмень, 1989.
  6. В.М., Исхаков Х. И., Кошмаров Ю. А. Проблема обеспечения пожарной безопасности на автомобильном транспорте. Пожаровзрывобезопасность. М., ВНИИПО, 4,1992.
  7. Л.А., Дъяков Б. А., Иларионов В. А. Конструктивная безопасность автомобиля. М.: Машиностроение, 1983.-212 с.
  8. Безопасность конструкции автомобиля / Андронов М. А., Межевич Ф. Е. -М.: Машиностроение, 1985, 160 с.
  9. В. Н. Строительная теплофизика.: Учебник для вузов. -2-е издание.: Высшая школа, 1982.-415с.
  10. С.И. Разработка расчетной схемы определения параметров крупномасштабных пожаров в жилой застройке зданиями 4−5 степени огнестойкости и рекомендацией по борьбе с ними //Дис.канд.техн.наук,.М. ВИПТШ, 1987.
  11. Н.Н., Соколов С.В, Вагнер П. Мировая пожарная статистика в конце XX века. М.: Академия ГПС МЧС МВД России, 2000.
  12. Большой энциклопедический словарь, т.30. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 864 с.
  13. ГОСТ Р 50 913−96. Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметров и общие технические требования.
  14. ГОСТ 15 150–69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории. Условия эксплуатации. Хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды.
  15. ГОСТ Р 12.3.047−98 «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля».
  16. ГОСТ 30 244–94 Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.
  17. ГОСТ 25 076 81 Материалы неметаллические для отделки интерьера автотранспортных средств. Методы определения огнестойкости.
  18. ГОСТ 12.1.044−84. Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы определения.
  19. ГОСТ 8435 81 Стекло плоское безопасное трехслойное на поливинилбутиральной пленке. Технические условия.
  20. ГОСТ 27 815–88 (Правила ЕЭК ООН 36). Автобусы. Общие требования к безопасности конструкций. М.: Изд. стандартов, — 1988.
  21. ГОСТ 21 033 75 Система «человек — машина». Основные понятия. Термины и определения.
  22. ГОСТ Р 41.34−2001 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении предотвращения опасности возникновения пожара (взамен ГОСТ Р 5 046 493).
  23. СТ СЭВ 446−77. Методика определения расчетной пожарной нагрузки. М.: Изд. Стандартов. — 1977.
  24. ГОСТ Р 50 597−93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
  25. ГОСТ Р 50 913−96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования.
  26. ГОСТ Р 51 313−99 Бензины автомобильные. Общие технические требования.
  27. ГОСТ 9.032−74 ЕСЗКС. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения.
  28. ГОСТ Р 51 057−2001 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общин технические требования. Методы испытаний.
  29. ГОСТ 12.004−91 Пожарная безопасность. Термины и определения.
  30. ГОСТ 27 331–87. Пожарная техника. Классификация пожаров.
  31. BCJ 3437−75. Определение утечки топлива.
  32. .В. Исследование параметров, влияющих на величину противопожарных расстояния между зданиями и сооружениями промышленных объектов. Дис. канд. техн. наук. М.: ВИПТШ, 1969.
  33. Д. Введение в динамику пожара. Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1990.
  34. В.В. Оценка противопожарных расстояний между автотранспортными средствами в полигонных условиях. Зайцев В. В., Исхаков Х. И., Назаров В. П. Противопожарные расстояния между автотранспортными средствами. М.: АГПС МЧС, 2004.
  35. В.В., Исхаков Х. И., Назаров В. П. противопожарные расстояния между автотранспортными стредствами. М.: АГПС МЧС, 2004.
  36. В.В., Исхаков Х. И., Логачев Е. Н. Пожары шин автомобиля//"Системы безопасности" СБ — 2002: Материалы XI науч.-техн.конф. -М.:АГПС МЧС, 2002.С.256−257.
  37. Зайцев В. В, Исхаков Х. И., Е. Н. Логачев Е.Н., Хабибуллин Р. Ш. О несущей и ограждающей качествах конструкций автомобиля Материалы XI науч.-техн. конф. «Системы безопасности» СБ — 2002. -М.гАГПС МЧС, 2002.С.248−250.
  38. В.В., Исхаков Х.И, Логачев Е. Н. Влияние испарения горючих материалов ограждающих конструкций и элементов автомобиля на противопожарный расстояние. Материалы XI науч.-техн. конф. «Системы безопасности» СБ — 2002. -М.гАГПС МЧС, 2002.С.253−254.
  39. B.C. Температурные поля в конструкции летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1978,184 с.
  40. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и протокол о подписании. Том 1 и 2. ООН, Нью-Йорк и Женева, 1994.
  41. B.C. Повышение послеаварийной безопасности дорожного движения. Дис. канд. техн. наук, М, МАДИ, 1975.
  42. А.С. Противопожарные разрывы на складах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Дисс., М. ВИПТШ, 1971.
  43. С.И., Колмаков А. И., Ключников В. Ю., Богатищев А. И., Пеньков В. В., Дробня А. В., Шульгин С. О. Исследование причин возгорания автотранспортных средств. Учебное пособие М.: ГУ
  44. Измаилов А.-Х.С., Романенко П. Н., Ройтман М. Я. Теоретическое обоснование противопожарных разрывов между резервуарами и легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.// Транспорт и хранение нефтепродукта и углеводородного сырья. 1971. — № 12. — с. 1 -7.
  45. Л.К. Пожары и окружающая среда. Екатеринбург, 2001.
  46. Исследование горения автомобилей //Нэмура С.: перевод с японского. ВЦП Г-514. -М.:1981. 17 с.
  47. Х.И. Защита автотранспортных средств от воздействия тепловых потоков пожара. Дис. докт. техн. наук.- М.: 1991, МГТУ.
  48. Х.И. Теплоустойчивость и пожарная безопасность автотранспортных средств. Юбилейный сборник трудов Академии ГПС МЧС России. Под ред.Е. А. Мешалкина. М.: Академия ГПС МЧС России, 2003.
  49. Х.И. Моделирование тепловых потоков при лесных пожарах в связи с исследованием тепловой устойчивости пожарных машин. Горение и пожары в лесу.: Тез. докл. Межреспубл. Конф. ИЛиД им. В. Н. Сукачев СО АН СССР. Красноярск, 1984. 62−64с.
  50. Х.И. Автомобильная промышленность. М., 1985,4.
  51. Х.И., Логачев. Пожаровзрывобезопасность автотранспортных средств для перевозки нефтепродуктов. Под ред Х. И. Исхакова. М.:000 «КАЛАН-ФОРТ», Академия ГПС МЧС России, 2003.
  52. Х.И., Каминский Я. Н., Пахомов А. В. Пожарная безопасность автомобиля. -М.: Транспорт, 1987.
  53. Х.И., Карузин О. М., Феофанов Ю. А. Расчет параметров пожарной нагрузки автотранспортных средств. ГФАП СССР, 1987.
  54. ISO 3917:1976 Стекло безосколочное для автомобильного транспорта. Методы испытания на стойкость к радиации, высокой температуре, влажности и пожару.
  55. ISO 3795:1989 Автомобили, тракторы и машины для сельского хозяйства. Определение показателей горючести материалов, применяемых для внутренней отделки кабин.
  56. ISO 6826:1986 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Пожарная безопасность.
  57. К прогнозу противопожарных расстояний между автотранспортными средствами / Зайцев В. В., Исхаков Х. И., Логачев Е. Н.,
  58. Р.Ш. Материалы XI науч.-техн. конф. «Системы безопасности» -СБ 2002.
  59. М.М. Обоснование предельно допустимой пожароопасности отделочных материалов для коридоров (на примере зданий гостиниц).- М.: ВИПТШД988.
  60. Т. Вероятность распространения крупного пожара через дорогу. «Касай», т.27, 1, с.36−41. Перевод Д-22 376, ВЦП Научн.-техн.л-ры.
  61. О.Н., Лебедев В. В. Обработка результатов наблюдений. — М.6 «Наука», 1970.
  62. Ю.М. Безопасность боевых расчетов в кабинах-салонах пожарного автомобиля при воздействии теплового излучения.: Дис. канд. техн. наук. ВИПТШ МВДСССР. -М.:1985.
  63. В.Г. Автомобильные цистерны заправщики для транспортирования жидких, сыпучих и газообразных грузов. М.: МАДИ, 1997.
  64. Н.П., Гроздов Г. М. О влиянии ветра на величину тепловых потов от пламени открытого пожара. В кн.: Пожарная профилактика. М., 1980, с.68−73.
  65. И.К. Послеаварийная безопасность автомобиля. Учебное пособие/МАДИ М.: 1985.
  66. Л. Толковый словарь. М.:Наука, 2001.
  67. Ю.А., Башкирцев М. П. Термодинамика и теплопередача в пожарном деле. М.: 1987.
  68. Ю.А. Прогнозирование опасных факторы пожара, в помещении. -М.: АГПС МВД России, 2000.
  69. Д.И. Атомная бомба и пожары. М.:ИЛ, 1955.
  70. Е.Н. Классификация пожаров автотранспортных средств. Крупные пожары: предупреждение и тушение: Материалы XVI науч.-практ. конф. -4 1. -ВНИИПО. М.: 2001. 343 с.
  71. Е.Н., Исхаков Х. И. Модель пожара автотранспортного средства для перевозки топлива. Крупные пожары: предупреждение и тушение: Материалы XVI науч.-практ. конф. -4 1. -ВНИИПО. М., 2001. -343 с.
  72. В.И. Разработка специальной защитной одежды пожарных от повышенных тепловых воздействий: Дис. канд. техн. наук /. М., ВНИИПО МЧС, 1999.
  73. Методческое пособие по разработке планов тушения пожаров и расчета сил и средств на объекты и подвижной состав железнодорожного транспорта. М.: Гипротранстэи, 1999.
  74. М.А., Алексеев В. Н. Мотовилин Г. В. Автомобильные материалы: Справ, инженера-механика. М.: Транспорт, 1979.
  75. МГСН 5.01−94. Стоянки легковых автомобилей.
  76. П. Н., Присадков В. И., Лицкевич В. В. Пятков В.Н. Федоринов А. В. Пожарная безопасность автостоянок в многофункциональных зданиях. Пожаровзрывобезопасность. М., ВНИИПО, 6, 2003.
  77. В. Основные опасности химических производств: Пер. с анг. М.: Мир, 1989. — 672 с.
  78. Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. -М.: Атомиздат, 1979.
  79. И.С., Гомозов А. В., Артюнов С. Н. Определение оптимального противопожарного разрыва между кабельными рядами в шахтах. В кн.: Пожарная профилактика: Сб.науч. тр. М.: ВНИИПО, 1986.С.163−167.
  80. НПБ 111−98. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.
  81. Г. И., Сушкин В. В. Теплостойкость пластмасс. М.: Машиностроение, 1980. — 280 с.
  82. П.Ф., Заграф И. А. Оценка погрешностей результатов измерений. -Л.: Энергоиздат, 1985. 248 с.
  83. НПБ 111−98. Пожарная безопасность технологических процессов Общие требования. Методы контроля. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.
  84. Об излучении горящего авиатоплива/ Исхаков Х. И., Крылова Г. С., Семилетов Н. Г., Херж М.Э.// Оценка пожарной опасности некоторых видов технологического оборудования, средства тушения пожаров: Сб. науч.тр. -М.: ВИПТШ МВД СССР, 1989, с.31−38.
  85. Программа и методика экспериментов по оценке теплоустойчивости автоцистерн для перевозки нефтепродуктов, противопожарных расстояния между автотранспортными средствами и условий работы пожарных подразделений. М., АГПС МЧС России, 2004.
  86. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. -М.: Министерство транспорта, РФ, 1995.
  87. Пожарная тактика: Учеб. пособие для пожарно-техн. училищ и нач. состава пожарной охраны. И. Ф. Кистач, П. П. Девлишев, Н. М. Евтюшкин. -М.: Стройиздат, 1984. 279 с.
  88. А.В. Общая классификация пожаров. М.:АГПС МЧС, 2004.
  89. В.И., Пятков В. Н., Федоринов А. В. Безопасность людей при пожарах на открытых автостоянках в многофункциональных комплексах. Пожарная безопасность, 6,2003.
  90. В.И. Разработка методов выбора рациональных вариантов систем противопожарной защиты промышленных зданий. Дис. док. тех. наук. -М: ВИПТШ МВД РФ, 1990.
  91. Рекомендации к оценке по определению проходимости маршрутов транспортных средств в условиях опасных факторов массовых пожаров. Новогорск, АГЭ, 1993.
  92. Рекомендации по оценке условий работы личного состава пожарных подразделений при тушении пожара разлитого топлива из поврежденных автоцистерн для перевозки нефтепродуктов. -М.:ГУ ГПС МЧС, 2003.
  93. Рекомендации по перевозке опасных грузов. Типовые правила. II пересмотренное издание Том I, Том II. ООН, Нью-Йорк и Женева. 1999.
  94. И.В., В.В. Зайцев В.В., Логачев Е. Н., Р. Ш. Хабибуллин Р.Ш. Информационно-измерительная система оценки теплоустойчивости пожарного автомобиля для полигонных условий. М.:АГПС МЧС, 2004.
  95. М.Я. Противопожарное нормирование в строительстве. М.: Стройиздат, 1985.
  96. П.Н., Ройтман М. Я., Грушевский Б. В. Экспериментальное исследование минимальной облученности для строительных материалов. В кн. Защита от тепловых излучений на предприятиях черной металлургии. М. Изд. Металлургия, 1969.
  97. Руководство по определению зон воздействия опасных факторов аварий с сжиженными газами, горючими жидкостями и аварийно химически опасными веществами на объектах железнодорожного транспорта. -М.:МПС РФ, 1997.Инструкция.
  98. К.В., Митягин В. А. Автомобильные цистерны для нефтепродуктов. -М.: 1989. 240 с.
  99. Н.В. Прогнозирование пожарной опасности полимерных отделок стен коридоров общественных зданий. М.: ВИПТШД990.
  100. В.В., Астапенко В. М. Исхаков Х.И., Шевляков А. И. Определение параметров теплообмена замкнутых систем с окружающей средой. ГФАП СССР, 1990.
  101. СНиП 21−02−99 Стоянки автомобилей. Охрана труда. Техника безопасности.
  102. СНиП 2.07.01−89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.
  103. ТСН 21−301−96 (МНГСН 5.01−94). Стоянки легковых автомобилей и Пособие к ТСН 21−3-1−96.
  104. СНиП 2.11.03−93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные зоны.
  105. А.И. Пассивная безопасность автомобиля. -М.:Транспорт. 1983.-112 с.
  106. B.C., Тарабрин В. А. Методическое обоснование противопожарных расстояния для изотермических хранилищ сжиженных газов. В кн.: вопросы технологии транспортирования газов. -М.:ВНИИГАЗ, 1988.-С. 123−143.
  107. JI.C. Рабинович Г. Д. Терморадиационная и конвективная сушка лакокрасочных покрытий. Минск, 1966.
  108. ТСН 21−301−2001 (МГСН 5.01−01) (с доп. 2003) стоянки легковых автомобилей (взамен ТСН 21−301−96 (МГСН 5.01−94).
  109. В.А. «История отечественного терминоведения». -М.2003.
  110. Ф. Вероятность и необходимое время перекидывания огня. В кн.: 1980. Перевод Г-18 225, ВЦП науч. техн. л-ры.
  111. С.И. Пожар и взрыв, особенности их экспертизы.-М.:ВНИИПО, 1999.-600 с.
  112. Тепловое излучение пламени авиационного наземного пожара. Крылова Г. С., Сарычев-Чумбуридзе Р.А., Исхаков Х. И. Горючесть материалов и обнаружение пожара: Сб. науч. тр. -М.: ВИПТШД986.
  113. Термогазодинамика пожаров в помещениях/В.М. Асапенко, Ю. А. Кошмаров, И. Молчадский, А.Н. Шевляков- Под ред. Ю. А. Кошмарова. М.: Стройиздат, 1988.
  114. ТСН 21−301−96 (МНГСН 5.01−94). Стоянки легковых автомобилей и Пособие к ТСН 21−3-1−96.
  115. Хасэгава Кадзутоси. Анализ шаровых выбросов. 1978. 28, «Касай». С.2−5.
  116. Р.Ш. Исследование теплоустойчивости автомобильной цистерны для транспортирования нефтепродуктов. Материалы 11-й научно-технической конференции «Системы безопасности» СБ-2002, 2002.-279 с.
  117. В.П. Вентиляция, отопление и обеспыливание воздуха в кабинах автомобилей. -М.Машиностроение, 1987.
  118. Т.А. Основы подземной урбанистики. Волгоград, ВГАД003.
  119. Численный анализ пожарной опасности магистральных газопроводов/ Селезнев В. Е., Алешин В. В., Клишин Г. С., Фотин С. В. М.: Едиториал УРСС, 2004.
  120. Ю. Н. Корольченко А.Д. Моделирование пожаров технологических объектов. В кн.: Моделирование пожаров и взрывов. Под ред. Брушлинского Н. Н., Корольченко А. Д. М.: 2000.
  121. Якубовский Ю Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. М.: Транспорт, 1979.197с.
  122. Lels, F.P. Loss Prevention in the Process Industries Volumes 1 and2.1980, Butten Wortks. London/
  123. Full scale fieretets on van interiors. Johnson M. C. «J. Consum. Prod. Flammabil.» 1982 № 4 184−194 (анг).
  124. Agrees with analysis nonelusions. Glatts James E. «Int Fire Chit», 1986, 52, № 9,2 (анг). Полномасштабный огневой эксперимент при исследовании реального пожара.
  125. Fire department response to suspected car bombs /Herman Stephen t., Reifenbrende. Gefahrl. Lad. 1983,5, 225.
  126. Krishna S/Midan/ Thermal radiation hazards in Enerqy and Combustion Scince 1984, Vol.
  127. Seweri derwynM/ Automotive collesion fires.-Pros. Stapp. Ca./ Grash Conf., Ann Arber., 1974.Warrendale. Pa. 1974. P. 113 1999.
  128. Glatts James E. Agrees with analysis conclusions.Int/FireChief, 1986,52, № 9,2.
  129. Haydon Edwin. Hazards of fire. «Garage and autom. Retiaer», 1985,2,30−31
  130. Herterrich Oskar. Brandschtztechnik gegen Kraftfahzeugbrande. «Automobiltechn Z», 1978,80,№ 9.387−390.
  131. John B.Sachen. Fire Engineering 2,1992 P.51−57.FlammableLiqvid Releases From MC-306 Tankers: AN Oveview.
  132. Disel and Gas Turbine Progr. 1977,43, № 9.
Заполнить форму текущей работой