Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка перспективных технологий транспортировки казахстанских нефтей с аномальными свойствами по магистральным нефтепроводам

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение депрессорной технологии для перекачки кумкольско-акшабулакской нефтесмеси в холодное время года на нефтепроводе Кумколь-Каракоин-Шымкент с использованием присадки ДМН-2005 фирмы «Депран» было удачным техническим решением, реализованным в 1998 году, когда прекратились поставки западносибирской нефти. Однако низкая эффективность присадки ДМН-2005, нестабильность перекачиваемых объемов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ применяемых в мировой практике способов транспортировки аномальных нефтей и опыта применения депрессорных и ингибирующих присадок
    • 1. 1. Способы транспортировки высоковязких и высокопарафинистых нефтей
    • 1. 2. Депрессорная технология транспортировки парафинистых нефтей
    • 1. 3. Применение депрессорных присадок для улучшения реологических свойств западноказахстанских нефтей
    • 1. 4. Применение противотурбулентных присадок при транспортировке нефтей и нефтепродуктов
    • 1. 5. Выбор направления исследований
  • 2. Характеристика объектов исследования и методы проведения экспериментов
    • 2. 1. Характеристика объектов исследования
      • 2. 1. 1. Техническая характеристика магистрального нефтепровода Узень-Атырау-Самара
      • 2. 1. 2. Техническая характеристика участка нефтепровода Кумколь-Каракоин-Шымкент
      • 2. 1. 3. Исследованные нефти и нефтесмеси
    • 2. 2. Методы определения физико-химических характеристик нефтей
    • 2. 3. Методика проведения экспериментов на лабораторном стенде «Модельный трубопровод»
  • 3. Разработка депрессорной технологии транспортировки западноказахстанских нефтей по нефтепроводу Узень-Атырау-Самара
    • 3. 1. Выбор эффективных присадок для бузачи-мангышлакской нефтесмеси
    • 3. 2. Выбор оптимальной концентрации присадок для улучшения реологических свойств бузачи-мангышлакской нефтесмеси
    • 3. 3. Определение продолжительности действия присадок Danox PSPERSE-501, R-140 и АР-174 на нефтесмеси Бузачи-Мангышлак
    • 3. 4. Исследование механизма действия присадок и термообработки
    • 3. 5. Испытания действия термообработки и присадок на лабораторном стенде «Модельный трубопровод»
  • 4. Опытно-промышленные испытания присадкок Прошинор АР-174 и ДМН-2005 при транспортировке кумкольско-акшабулакской нефтесмеси по магистральному нефтепроводу Кумколь-Каракоин-Шымкент
    • 4. 1. Сравнительные испытания действия присадок Прошинор АР-174 и ДМН-2005 на реологические характеристики кумкольско-акшабулакской нефтесмеси в лабораторных и промысловых условиях
      • 4. 1. 1. Анализ асфальтосмолистых и парафинистых отложений на стенках трубопровода и резервуаров
      • 4. 1. 2. Анализ изменения реологических характеристик нефти в условиях лабораторных и опытно-промышленных испытаний
    • 4. 2. Определение стационарных и пусковых режимов работы нефтепровода по результатам ОПИ и прогноз на зимний период
    • 4. 3. Оценка эффективности присадок Прошинор АР-174 и ДМН-2005 при транспортировке кумкольско-акшабулакской нефтесмеси по магистральному нефтепроводу Кумколь-Каракоин-Шымкент
  • 5. Оптимизация технологии применения противотурбулентной' присадки FLO-XL™ на казахстанском* участке нефтепровода Узень-Атырау-Самара
    • 5. 1. Изучение физико-химических характеристик транспортируемой западноказахстанской нефтесмеси в ходе лабораторных и опытно-промышленных испытаний
    • 5. 2. Определение гидравлической эффективности противотурбулентной присадки FLO-XL™
    • 5. 3. Экономический анализ технологического процесса перекачки нефти с применением противотурбулентной присадки FLO-XL™ на нефтепроводе Узень-Атырау-Самара (участок Атырау-Самара) 146 ОСНОВНЫЕ
  • ВЫВОДЫ

Разработка перспективных технологий транспортировки казахстанских нефтей с аномальными свойствами по магистральным нефтепроводам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нефтяная отрасль Казахстана переживает период активного роста. Объем добычи и транспортировки нефти в 2003 г. по сравнению с 1993 г. увеличился с 23 до 52 млн тонн. К 2015 г. в Казахстане планируется добыть 150 млн тонн нефти. При этом в последнее время наметилась устойчивая тенденция к увеличению объемов добычи и транспортировки так называемых «аномальных» нефтей с высоким содержанием парафина, которые имеют высокие температуры застывания и, соответственно, аномальные реологические свойства (кривые течения нефти не подчиняются закону Ньютона) в нормальных условиях. Перекачка высо-копарафинистых нефтей (ВПН) по магистральным нефтепроводам (МН) и транспортировка их в цистернах и танкерами затруднены, так как при температурах окружающей среды они обладают аномальной вязкостью и статическим напряжением сдвига, а таюке склонны к формированию ас-фальтосмолопарафиновых отложений (АСПО) на внутренней поверхности труб, резервуаров, цистерн и другого оборудования.

Основными экспортными нефтепроводами для перекачки высоковязких и высокопарафинистых нефтей Казахстана в настоящее время являются МН Узень-Атырау-Самара и Кумколь-Каракоин-Шымкент. Отгрузка в КТК маловязкой низкозастывающей тенгизской нефти и прекращение поставок низкозастывающей западносибирской нефти в нефтепровод Омск-Павлодар-Шымкент существенно ограничили возможности применения метода смешения с маловязкими разбавителями на МН Узень-Атырау-Самара и Кумколь-Каракоин-Шымкент.

Применение депрессорной технологии для перекачки кумкольско-акшабулакской нефтесмеси в холодное время года на нефтепроводе Кумколь-Каракоин-Шымкент с использованием присадки ДМН-2005 фирмы «Депран» было удачным техническим решением, реализованным в 1998 году, когда прекратились поставки западносибирской нефти. Однако низкая эффективность присадки ДМН-2005, нестабильность перекачиваемых объемов и увеличение доли высокозастывающей акшабу-лакской нефти в составе нефтесмеси привели к проблемам при транспортировке на участке Кумколь-Каракоин-Шымкент и сделали невозможным перекачку в северном направлении Каракоин-Барсенгир-Атасу. Круглогодичная транспортировка в северном направлении в последнее время становится особенно актуальной в связи с включением участка Каракоин-Барсенгир-Атасу в состав строящегося экспортного нефтепровода Западный Казахстан-Китай.

Для МН Узень-Атырау-Самара, введенного в эксплуатацию в 1970;74 гг., основные проблемы при обеспечении транспортировки высоковязких высокопарафинистых западноказахстанских нефтей связаны с эксплуатацией устаревшего оборудования (труб, печей подогрева нефти, насосных агрегатов, резервуаров и т. д.), а таюке с ростом цен на газ, используемый печами, нестабильностью состава нефтесмеси и объемов перекачки. Последние две причины взаимосвязаны и обусловлены нестабильностью поставок нефти грузоотправителями и отсутствием баз смешения на НПС «Узень» и «Атырау», с помощью которых можно обеспечить возможность оперативного регулирования состава нефтесмеси для безопасной и эффективной работы нефтепровода.

Проблемы транспорта, связанные с эксплуатацией устаревшего оборудования, могут быть кардинально решены только путем его замены на новое оборудование. Однако данное решение требует больших капитальных затрат и трудно реализуемо в короткий промежуток времени.

Таким образом, для решения задачи АО «КазТрансОйл» по увеличению объема перекачки высоковязких высокопарафинистых нефтей Казахстана необходимы разработка новых и оптимизация применяемых технологий транспортировки нефтей с учетом их реологических свойств и эксплуатационных характеристик нефтепроводов.

Цель работы — разработка перспективных технологий транспортировки высокозастывающих парафинистых нефтей по магистральным нефтепроводам с использованием новых депрессорных и противотурбулент-ных присадок (ПТП).

Основные задачи исследования.

1. Анализ реологических характеристик кумколь-акшабулакской нефтесмеси и исследование при ее транспорте по трубопроводу КумкольКаракоинШымкент механизма образования АСПО.

2. Разработка теоретических и экспериментальных основ применения депрессорных присадок при магистральном транспорте высокозасты-вающих парафинистых нефтесмесей Западного Казахстана.

3. Разработка депрессорной технологии транспорта западноказах-станской нефтесмеси по магистральному трубопроводу Кумколь — КаракоинШымкент.

4. Создание научно-методической базы для решения технологических и технико-экономических вопросов транспорта нефти с использованием противотурбулентной присадки.

5. Усовершенствование технологии горячей перекачки западноказах-станской нефтесмеси на участке нефтепровода Узень — Атырау — Самара.

Методы решения поставленных задач — экспериментальные лабораторные и промышленные исследования, методы математической статистики в области тепломассообмена и гидродинамики течения реологически сложных жидкостей.

Научная новизна:

• установлен механизм парафиноотложения кумколь-акшабулакской нефтесмеси при ее транспортировке по трубопроводу Кумколь — КаракоинШымкент;

• создан лабораторный стенд «Модельный трубопровод», предназначенный для определения статического и динамического напряжений сдвига в режимах, моделирующих реальные трубопроводы;

• разработаны теоретические и экспериментальные основы технологии применения депрессорных присадок на магистральном трубопроводе Кумколь — КаракоинШымкент;

• получена функциональная зависимость параметров гидравлической эффективности от концентрации противотурбулентной присадки на нефтепроводе Узень — Атырау — Самара.

На защиту выносятся результаты экспериментальных лабораторных и промысловых исследований, теоретические обобщения и практические рекомендации по транспортировке высокопарафинистых нефтесме-сей по магистральным нефтепроводам Кумколь-Каракоин-Шымкент и Узень-Атырау-Самара в осложненных условиях эксплуатации.

Достоверность и степень обоснованности полученных результатов <

Результаты, представленные в диссертации, получены на основе большого числа экспериментов с применением современных приборов, которые обеспечивают высокую точность измерения и автоматическую обработку данных. Выводы и рекомендации подтверждены экспериментальными данными, полученными в условиях лабораторных и опытно-промышленных испытаний, и они не противоречат общепринятым научным представлениям, одобрены на международных конференциях.

Связь с научно-исследовательскими государственными и международными программами. Основные результаты, включенные в диссертацию, получены при выполнении научных программ АО «КазТран-сОйл» за 2001;2003 гг. по темам: «Комплексные исследования по улучшению реологических свойств западноказахстанских нефтей и нефтесмесей, транспортируемых по МН Узень-Атырау-Самара с использованием проти-вотурбулентных и депрессорных присадок" — «Комплексные исследования по изучению реологических свойств и процессов выпадения парафинов, асфальтосмолистых веществ при перекачке смеси нефтей группы кумколь-ских месторождений по нефтепроводу Кумколь-Каракоин-Шымкент с применением депрессорной присадки «Прошинор АР-174» фирмы «Ато-фина-Сека" — «Опытно-промышленные испытания депрессорной присадки АР-174 на участке нефтепровода Кумколь-Каракоин-Шымкент. Исследование парафиноотложений, вытесненных из трубопровода в процессе проведения ОПИ на участке Кумколь-Каракоин-Шымкент МН Павлодар-Шымкент" — «Исследование гидравлической и технико-экономической эффективности ПТП FLO-XL™ при транспортировке нефтесмесей по МН Узень-Атырау-Самара (участок Атырау-Самара)».

Практическая ценность результатов работы.

В качестве эффективного депрессанта и ингибитора парафиноотло-жений рекомендована для промышленного применения на всем протяжении МН Кумколь-Каракоин-Шымкент присадка АР-174, позволяющая надежно и экологически безопасно транспортировать кумколь-акшабулакскую нефтесмесь в холодный период года.

Усовершенствована технология горячей перекачки нефтесмеси на участке МН Атырау-Самара путем оптимизации дозировки ПТП FLO-XL™ в зависимости от состава нефтесмеси и производительности нефтепровода. Применение присадки позволяет увеличить пропускную способность нефтепровода с 12,5 до 16,5 млн т/годснизить удельные энергозатраты на 10% и болееполучить экономический эффект в размере 28,4 млн долларов в год.

Решение указанных проблем позволяет существенно снизить эксплуатационные затраты на транспортировку нефти, увеличить производительность оборудования и за счет этого добиться повышения технико-экономических показателей работы и прибыли АО «КазТрансОйл».

Апробация работы и публикации.

Результаты работы доложены на конференции «Наука, -производству. Развитие прикладных исследований и внедрение их в производство в современных условиях. Экономика и опыт, практика и управление», Алматы, 2003; на IV Конгрессе нефтегазопромышленников России, Уфа, 2003; на 14th International Conference «New Methods and Technologies in Petroleum Geology, Drilling and Reservoir Engineering», Cracow, Poland, 2003; Международном семинаре «Техническое обеспечение функционирования промысловых и магистральных трубопроводов в ТЭК», Алматы, 2004.

По материалам диссертации опубликовано 7 работ, получен патент.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

1. Ввод присадки Danox PSPERSE-501 в количестве 300 г/т в буза-чи-маигышлакские нефтесмеси составов 35:65, 20:80 и 10:90 (вес. %) существенно понижает значения температуры потери текучести, кинематической и пластической вязкости, динамического и статического напряжений сдвига, а также ингибирует процессы выделения АСПО в нефтесмеси в течение 1,5−2,0 месяцев.

2. Присадка Danox PSPERSE-501 рекомендуется для опытно-промышленных испытаний при транспортировке бузачи-мангышлакских нефтесмесей4 на участке Узень-Агырау МН Узень-Атырау-Самара. Альтернативной присадкой может служить R-140 с дозировкой 100 г/т.

3. Лимитирующим участком-МН Узень-Атырау-Самара как по профилю трассы, так и посоставу нефтесмеси являетсяучасток Узень-Сай-Утес. Добавление эмбинских и актюбинских нефтей к нефтесмесям Бузачи-Мангышлак составов 10:90, 20:80 и 35:65 (вес. %), обработанным присадками Danox PSPERSE-501 и R-140, при 20.23 °С существенно понижает температуру потери текучести, динамическое и статическое напряжения сдвига, что позволяет исключить дополнительный подогрев при транспортировке на участке Атырау-Самара.

4. На основании результатов лабораторных и опытно-промышленных-испытаний с привлечением теплогидравлических расчетов показано, что присадка АР-174 позволяет надежно и безопасно перекачивать кумкольско-акшабулакскую нефтесмесь в холодный период года на всех участках МН Кумколь-Каракоин-Шымкент.

5. Присадка Прошинор АР-174 как эффективный депрессант и ингибитор парафиноотложений рекомендуется для промышленного применения при транспортировке нефти месторождений Кумколь-Акшабулак на МН Кумколь-Каракоин-Шымкент.

6. Установлена зависимость гидравлической эффективности противотурбулентной^ присадки FLO-XL™ от концентрации присадки (от 5 до 20 г/т) на участках НПС «Индер» — НПС «Б. Чаган» и НПС «Б. Чаган» -НПС «Черниговка».

7. Установлены величины экономического эффекта увеличения пропускной способности нефтепровода и снижения удельных энергозатрат в диапазоне производительности 12,5 млн т/год — 16,5 млн т/год от ввода ПТП FLO-XL™ на НПС «Индер» и НПС «Б. Чаган». В частности, при объеме перекачки 16,5 млн т/год годовой экономический эффект от применения присадки составит порядка 28,4 млн долларов, а снижение удельных энергозатрат — более 10%.

8. Показано, что максимальная производительность нефтепровода на участке НПС «Индер» -НПС «Б. Чаган» при концентрации присадки.

FLO-XL™ 20 г/т, составе смеси 87:13 (западноказахстанская смесь: смесь легких нефтей) и максимальном использовании оборудования может дос fpi / тигнуть 17,3 млн. т/год. Определена дозировка ПТП FLO-XL для различной производительности нефтепровода и с учетом изменения состава нефтесмеси.

9. Для улучшения режима транспортировки нефти на участке Аты-рау-Самара необходимо создать базу смешения на НПС «Атырау», т.к. нефтесмесь, формируемая на НПС «Атырау», не стабильна по составу и физико-химическим параметрам.

10.Для снижения потерь напора на трение и повышения эффективности действия ПТП требуется поддерживать температуру не менее 30 °C на всем участке НПС «Атырау" — НПС «Б. Чаган».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Школьник В- Стержень экономического развития и партнерства // Нефтегазовая вертикаль. 2003: — № 14 (96). — С. 10−16.
  2. Т.К. Устойчивое развитие // Нефтегазовая вертикаль. -2003: № 14 (96). — С. 30−37.
  3. Вартанов В! Г., Зверева Т. В: О состоянии разработки технологии перекачки высоковязких высокозастывающих нефтей? на современном этапе // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1987. — № 6. -С. 8−12.
  4. Надиров" Н. К. Нефть и газ Казахстана- Алматы: Изд-во «Гы-лым», 1995.-Ч. 1−2.-290 с.
  5. Губин В! ЕГубйн В. В. Трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов? М: Недра, 1982'. — С. 155−174.
  6. Пат. 5 948 242 США. Process for upgrading heavy crude oil production: Опубл. 07.09.99.
  7. С.Ф., Кужаниязов С. И., Кочкин Б. Г., Уразгалиев Б:У. Изменение структурной вязкости мангышлакской нефти под действием ультразвука // Тр- ин-та / Институт нефти и химии природных солей АН КазССР: Гурьев, 1973. -Т. 1. — С. 16−21.
  8. Альчикова- О.М., Кочкин Б. Г., Жазыков К. Т., Уразгалиев Б. У. О термической и ультразвуковой обработке: высокозастывающей мангышлакской нефти // Тр. ин-та*/ Институт нефтшихимииприродных солей АН КазССР. -Гурьев, 1973. -Т. 6. С. 156−163.
  9. Ю.И. Акустическое воздействие и: повышение рентабельности разработки нефтяных месторождений^ М.: МГУ — Компания ИНЕФ, 2002:
  10. А.с. 1 362 892 СССР. Устройство, повышающее эффективность магнитной обработки нефти и нефтяных эмульсий за счет совместного магнитного, механического и кавитационного воздействия. Опубл. 1987.
  11. Sokolovic R.S., Sokolovic S., Mihajlovic D., Celei Т., Pekaric N., Sevic S. Effect of pulsed electromagnetic field on crude oil rheology // Industrial Engineering Chemistry Research. 1998. — V. 37. — P. 4828−4834.
  12. Пат. 2 162 513 CI РФ. Способ добычи и транспортирования-жидких и газообразных полезных ископаемых. Опубл. 24.04.2000.
  13. Пат. 99 107 179 А РФ. Способ обработки потока жидкости в трубопроводе. Опубл. 24.04.2000.
  14. Пат. 2 168 108 С2 РФ: Способ снижения гидравлического сопротивления. Опубл. 22.04.1998.
  15. Ш. И. Кавитация в гидравлических системах магистральных нефтепроводов: -М.: Недра, 1986. 165 с.
  16. Пат. 2 126 928 С1 РФ. Модуль для трубопроводного транспорта нефтей и нефтепродуктов. Опубл. 1999:
  17. Н.К., Ковальчук. Т.Н. Интенсификация-процесса окисления высоковязких нефтей // Вестник HAH РК. 1995. — № 5. — С. 74−77.
  18. Пат. 788 РК. Способ подготовки высоковязких и- высокозасты-вающих нефтей к трубопроводному транспортированию. Опубл. 1994.
  19. Пат. 2 001 666 С1 РФ. Гидродинамический кавитационный эмульгатор.
  20. Предпат. № 2003/0587.1 РК. Установка для выгрузки из цистерны вязкого наливного груза / Кожабеков Д. Б., Алдыяров Т. К., Отарбай A.M., Кожабеков С. С. (РК). Опубл. 29.04.2003.
  21. Предпат. № 2003/0108.1 РК. Модуль для трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов / А. М. Отарбай, Т. К. Алдыяров, С. С. Кожабеков, Г. Б. Хаиров, Г. З. Казиев. Опубл. 28:01.2003.
  22. .Н., Дмитриева Т.В, Мовсумзаде Э. М. Депрессорные присадки для трубопроводного транспорта, высокопарафинистых нефтей и тяжелых нефтепродуктов // Транспорт и хранение нефтепродуктов. -2000.-Вып. 5.-С. 16−20.
  23. Ю.В. Отечественные присадки к нефтям в трубопроводном транспорте // Нефтяное хозяйство. 1991. — № 3. — С. 35.
  24. Ю.В., Сковородников Ю. А., Антонова Т. В., Фролова JI.A. Применение присадок при перекачке высокопарафинистых нефтей // Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. 1973. — № 2. — С. 3−6.
  25. Р.А. Депрессорные присадки к нефтям, топливам и маслам. М.: Химия, 1990. — 238 с.
  26. X. Присадки для трубопроводов с парафинистыми неф-тями // Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. 1981. — № 1. — С. 49−54.
  27. В.П., Бик Х.В., Шон Т. К., Хоэ Л. Д. Проблема транспорта высокозастывающих нефтей по подводным трубопроводам // Транспорт и подготовка нефти. 1991. — № 3. — С. 25−30.
  28. Ю.А. Повышение эффективности применения депрессорных добавок к парафинистым нефтям // Нефтяное хозяйство. -1978- № 6. -С. 49−53.
  29. C.JI., Фламберг А., Кикабхай Т. Выбор оптимальной де-прессантной присадки // Нефтегазовые технологии. 1999. — № 3.- С. 90−93.
  30. И.А., Галеева Н. Х., Рубанов В:Е., Кравченко Г. М., Закордонец О. П., Сопина В. Е. Влияние депрессорных присадок на реологические параметры высокопарафинистых нефтей // Нефтяное хозяйство. -1991.-№ 47-С. 41−42. ." ««
  31. . Т.Ф., Зубова- М.А., Юнович М. Э., Митусова. Т.Н. О механизме действия^депрессорных присадок // Химия и технология топ-лив и масел.- 1993. -№ 8. С. 36−38.
  32. Agraval К.М., Khan H.U., Snrianarayanan М., Joshi G.C. Wax deposition of Bombay high crude oil under flowing conditions // Fuel. 1990. -V. 69. — P. 794−796.
  33. Qian J.W., Qi G.R., Ding X.Z., Yang S.L. Assessment of polymer flow improvers for crude oil by viscometry // Fuel. 1996. — V. 75. — No. 3. -P. 307−312.
  34. A.c. 393 535 СССР. Способ предотвращения образования пара-финистых отложений в трубопроводах. Опубл 28.12.70.
  35. А.с. 501 247 СССР. Способ транспортировки по трубопроводу высоковязких и высокопарафинистых нефтей.
  36. А.с. 1 355 830 СССР: Способ подготовки высокозастывающих нефтей к трубопроводному транспорту.
  37. А.с. 1 451 434 СССР. Способ подготовки и транспортировки по трубопроводу высоковязких нефтей и нефтепродуктов.
  38. А.с. 1 508 970 СССР, F17 D 1/16. Способ ингибирования кристаллизации парафинов в сырых маслах при извлечении нефти из
  39. А.с. 1 527 451 СССР. Способ подготовки и транспортировки по трубопроводу высоковязких нефтей и нефтепродуктов.
  40. А.с. 1 543 181 СССР. Способ подготовки парафинистой застывающей нефти к транспорту.
  41. А.с. 1 660 588 СССР. Способ предотвращения кристаллизации нефти.
  42. Пат. 2 124 160 РФ. Способ транспортирования неньютоновской парафинсодержащей углеводородной жидкости по трубопроводу.
  43. Заявка на патент 3 445 811 Германия. Применение сополимеров этилена в качестве присадок к сырой нефти.
  44. Пат. 4 127 140 США. Составы неочищенной нефти, имеющие низкую температуру текучести.
  45. Пат. 4 178 951 США. Составы с низкой температурой застывания на основе сырой нефти.
  46. Пат. 4 625 745 США. Уменьшающие гидродинамическое сопротивление агенты для растворов углеводородов. Опубл. 02.12.86.
  47. Пат. № 2 100 410 РФ. Нефтяная композиция. Опубл. 27.12.97.
  48. Пат. 1 773 635/23−4 СССР. Композиция высокопарафинистой нефти и полимерной присадки. Опубл. 10.04.72.
  49. О.В., Сковородников Ю. А., Антонова Т. В. Экспериментальные исследования стабильности реологических свойств высокопарафинистой мангышлакской нефти, обработанной депрессорной присадкой // Транспорт нефти и нефтепродуктов. 1976. — № 2. — С. 6−7.
  50. А.А., Каширский А. И., Тонкошкуров Б. А., Губин В. В. Пуск в эксплуатацию второй нитки нефтепровода Узень-Гурьев в зимних условиях // Нефтяное хозяйство. 1976. — № 1. — С. 43−45.
  51. Исследование реологических свойств западноказахстанских нефтесмесей- и< возможности их транспортировки по нефтепроводу Аты-рау-Самара без подогрева: Отчет о НИР / Институт химии нефти и природных солей НАН РК. Атырау, 1999. — 120 с.
  52. Изменение физико-химических и реологических свойств последовательно перекачиваемых нефтей и их влияние на теплогидравлические режимы нефтепровода Узень-Атырау: Отчет о НИР / Институт химии нефти и природных солей НАН РК. Атырау, 1998. — 93 с.
  53. Ю.П. Противотурбулентные присадки для углеводородных жидкостей. Новосибирск: Наука, 1986.- 145 с.
  54. Black T.G. Viscose Drag Reduction Examined in Light of a New Model of Wall Turbulence // Viscose Drag Reduction* / N. Y. Plenum Press. -1969.-P. 373−383.
  55. И.JI., Ступин А. В. О влиянии упругости растворов на снижение сопротивления //ПМТФ. 1972.- № 1- С. 63.
  56. В.Н. О механизме снижения гидравлического сопротивления добавками полимеров // Межмолекулярные взаимодействия и электронные процессы в жидкостях. Новосибирск: Наука, 1986. -С.45−48.
  57. Virk P. S. An elastic sublauer model for drag reduction by dilute solutions of linear macromolecules // Field Mech. 1971. — V. 45. — No. 3. -P. 417−440.
  58. Г. В., Малкин, А .Я., Бережная Г. В. и др. Нормальные напряжения при течении аномально вязких полимерных систем. Эксперимент и сопоставление с расчетом // Механика полимеров. 1971. -№ 4. -С. 714−721.
  59. В.И., Райский Ю. Д., Темчин А. З. Снижение турбулентного теплообмена при течении в трубе полимерных растворов малой концентрации //ПМТФ. 1968. — № 6. — С. 134−136.
  60. Пат. 4 527 581 США. Способ и состав для уменьшения потерь на. трение при движении потока жидких углеводородов в каналах. Опубл. 09.07.85.
  61. Д. Влияние добавок на сопротивление трения в жидкости // Теоретические основы инженерных расчетов: 19 721 — № 2. — С. 21−31.
  62. Пат. 4 693 321 США. Способ использования» заключенной-в капсулу присадки для уменьшения турбулентности потока. Опубл. 15.09.87.
  63. Пат. 4 771 799 США. Способ улучшения свойства очень вязких концентратов высокомолекулярных полимеров, способствующих уменьшению гидродинамического сопротивления. Опубл. 20.09.88.
  64. Пат. 4 952 738 США. Состав с уменьшенной потерей на трение и способ его изготовления. Опубл. 28.08.90.
  65. ЕПВ заявка № 299 721. Полимер, более эффективно снижающий гидродинамическое сопротивление текучей среды путем впрыскивания через экструзионную головку с продольными оформляющими каналами. Опубл. 18.01.89.
  66. Н.К., Тугунов П. И., Брот Р. А., Уразгалиев Б. У. Трубопроводный транспорт вязких нефтей // Серия «Новые нефти Казахстана и их использование». Алма-Ата: Наука, 1985. — 264 с.
  67. .К., Алдыяров Т. К., Дидух А. Г., Гузов С. Ю., Садыкова Г. Д., Сигитов В. Б., Габдракипов А. В., Кожабеков С. С. Исследование парафиноотложения на участке нефтепровода Павлодар-Шымкент // Нефть и газГ= 2004. -«№ 4.~- СГ99−102Г ------
  68. М.Г., Попов А. Н., Суровцев Л. Г. Влияние ингибирующих присадок на состав парафиновых отложений из нефти // Химия и технология топлив и масел. 1992. — № 4. — С. 25−26.
  69. .К., Алдыяров Т. К., Кожабеков С. С., Сигитов В. Б., Габдракипов А. В., Дидух А. Г., Гузов С. Ю. Влияние термообработки на реологические параметры нефтей и их нефтесмесей // Нефть и газ. 2004. -№ 4.-С. 91.
  70. Pirogov A.A., Sayakhov B.K., Latifov K. Anti-turbulent additive gave results // Oil & Gas of Kazakhstan. 2002. — V. 2. — P. 56−63.
Заполнить форму текущей работой