Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление процессами реструктуризации на предприятиях автомобилестроения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую и методологическую основу проведенного исследования составляют экономическая теория, теория менеджмента, управление персоналом, маркетинг и социология управления. При проведении конкретных исследований использованы системный метод, экономический анализ, стратегическое планирование, графическое моделирование, статистические методы, экспертные оценки, прогнозирование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты развития менеджмента на основе экономических интересов
    • 1. 1. Анализ научных категорий развития менеджмента, используемых при реструктуризации предприятий
    • 1. 2. Экономические интересы, как формы проявления потребностей в рыночной экономике
    • 1. 3. Эволюционный путь развития менеджмента на основе экономических интересов
  • Выводы
  • Глава 2. Тенденции преобразований экономических отношений в период развития рыночной экономики России
    • 2. 1. Радикальные изменения форм собственности и перераспределение власти в условиях осуществления экономических реформ
    • 2. 2. Экономические методы управления в переходный период от административной к рыночной экономике
    • 2. 3. Влияние деформационных процессов на жизненный уровень населения
  • Выводы
  • Глава 3. Методология реструктуризации предприятия в переходной экономике
    • 3. 1. Особенности формирования экономического механизма реструктуризации предприятия
    • 3. 2. Методологические основы инновационных преобразований на промышленных предприятиях
    • 3. 3. Анализ тенденций спроса и предложения на рынке автомобилей и их влияние на реструктуризацию предприятий автомобилестроения
  • Выводы
  • Глава 4. Организационное обеспечение реструктуризации современного предприятия
    • 4. 1. Предпосылки и критерии реструктуризации системы управления на предприятиях машиностроения
    • 4. 2. Методы совершенствования организационной структуры управления на ОАО «ГАЗ
    • 4. 3. Информационные технологии управления предприятием автомобилестроения
    • 4. 4. Организационные и экономические методы повышения качества отечественных автомобилей
  • Выводы
  • Глава 5. Экономическое стимулирование реализации процесса реструктуризации
    • 5. 1. Экспресс-диагностика экономической и финансовой деятельности предприятия
    • 5. 2. Позиционирование рынка и оценка конкурентоспособности продукции
    • 5. 3. Повышение стимулирующей функции заработной платы как экономического метода реструктуризации предприятия
  • Выводы

Управление процессами реструктуризации на предприятиях автомобилестроения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость повышения эффективности производственной деятельности в условиях развития рыночных отношений объективно требует проведения теоретических исследований по совершенствованию управления в процессе реструктуризации крупных промышленных предприятий.

Переход к рынку предполагал резкую активизацию предпринимательской и трудовой деятельности, творческой инициативы всего населения. На это были нацелены массовая приватизация собственности, открытость российской экономики, либерализация цен, создание рынков товаров, трудовых ресурсов и ценных бумаг и т. д. К сожалению, формирование нового рыночного хозяйственного механизма осуществляется медленно, с огромными трудностями, в условиях фискального налогообложения, отсутствия долгосрочной экономической программы государственного регулирования рынка.

Многие методологические вопросы регулирования организационных и экономических отношений между государством и промышленными предприятиями в условиях рыночной экономики России не решены до сих пор.

Обострение конкуренции на мировом рынке автомобилестроения диктует жесткие требования предприятиям по структуре и качеству выпускаемой продукции, соотношению цены с предлагаемым качеством легковых и грузовых автомобилей.

По оценкам главного управления ГИБДД РФ, в 2005;2007 гг. количество автомобилей в России увеличится в 2,5 раза к уровню конца 90-х годов (с 20 млн. до 50 миллионов). Это связанно с тем, что более 50% российских автомобилей имеют срок эксплуатации более 10 лет. В ближайшие годы спрос, связанный с необходимостью массовой замены автопарка, а также с ростом реальных доходов населения вырастет до 2 млн. автомашин в год. Данный спрос не может быть покрыт за счёт действующих автозаводов, совокупное производство которых составляет в пределах 950−970 тыс. автомобилей в год.

По оценкам специалистов автомобильной промышленности, в 2001 г. по сравнению с 2000 г. продажа иномарок выросла на отечественном рынке примерно в 2 раза, в частности в первом полугодии 2001 года по сравнению с аналогичным периодом 2000 годом продажа «БМВ» возросла в 3 раза, «Пежо» — в 2,5, «Шкоды» — в 3.

Проблема неудовлетворённости потребностей рынка распадается на три составляющих: по количеству (спросу) — удовлетворяется только половина потребностей населенияструктура спроса перемещается в нишу недорогих' автомобилей среднего и малого классабогатый потребитель за высокое качество автомобиля, отвечающего мировым стандартам, готов платить высокую мировую цену.

Процесс реструктуризации отечественной автомобильной промышленности вызывает необходимость: во-первых, научного обоснования и разработки новых методов анализа и оценки происходящих динамических процессов в производстве и потребленииво-вторых, использование новых методологий для управления процессами реструктуризации автомобилестроительного производства практически на всех крупных предприятиях (ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, УАЗ, ИЖ и др.) — в-третьих, разработки механизма экономического стимулирования реструктуризации предприятий автомобильной промышленности с поэтапной реализацией стратегических задач перехода на новые качественные технологии, выпуска новых моделей и марок машин, завоевания устойчивых позиций в конкурентной борьбе на мировых и отечественных автомобильных рынкахв-четвертых, уточнения новой законодательной базы отношений работодателя и наемного работника (ТК РФ), адекватной таким отношениям в экономически развитых странах.

Степень проработанности проблемы. В теории и практике управления достаточно широко используются показатели количества, структуры и качества для планирования, организации, контроля, анализа, оценки и других функций. Однако одно дело — когда они применяются независимо друг от друга и отражают лишь статику явления (предмета анализа), и совершенно иное, методологическое значение приобретает рассмотрение этих категорий, когда они выступают во взаимосвязи, в переходе из количества в качество через прогрессивные структурные изменения. В этом случае отражается как статика, так и динамика, выявляется процесс технологии движения — экономического развития и прогресса. Автору диссертации не известны работы ученых-экономистов, в которых были бы изложены подобные исследования перехода количества в качество через прогрессивные структурные изменения в экономике. В порядке некоторого приближения к рассмотрению таких процессов можно было бы назвать работу немецкого ученого К. Х. Оппенлендера «Экономический рост. Теория и политика» [87].

Автором изучены достижения мировой науки и практики эволюционного пути развития производственного менеджмента, основанного на формировании и использовании организационных и экономических методов управления. Этим проблемам посвящены работы Р. П. Акоффа, Д.Ж. Гел-брейта, Н. Ансофа, Ф. Котлера, В. А. Леонтьева, Т. Питерса, М. Е. Портера, Г. Саймона, Ф. У. Тейлора, Р. Уотермена, Г. Эмерсна, П. Хейне, А. Файоля, Г. Форда, Якокка Ли и др.

Среди отечественных учёных широко известны работы Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, О. Т. Богомолова, А. Г. Гранберга, В. В. Ивантера, В. В. Кулешова, Д. С. Львова, А. Д. Некипелова, А. Г. Поршнева, Н. Я. Петракова, А. И. Татаркина, Н. П. Федоренко, Т. С. Хачатурова и др.

Вместе с тем, проблема управления процессами реструктуризации предприятий автомобилестроения с использованием нетрадиционных подходов в-рыночных условиях хозяйствования разработана недостаточно. Необходимость решения изложенных проблем в отрасли автомобилестроения определила выбор цели и задач исследования.

Целью исследования является разработка методологии управления процессами реструктуризации на предприятиях автомобильной отрасли.

Основными задачами исследования являются:

1. Анализ теории менеджмента по проблеме реструктуризации предприятий на основе формирования экономических интересов и потребностей субъектов рыночных отношений.

2. Исследование тенденций преобразования собственности в условиях осуществления экономических реформ и их последствий на развитие производства, отношений управления и жизненный уровень работников.

3. Разработка методологических основ реструктуризации крупных предприятий автомобилестроения на основе проведения инновационных преобразований.

4. Исследование системы управления процессом реструктуризации современного предприятия автомобильной промышленности.

5. Анализ экономических факторов стимулирования реструктуризации предприятий автомобильной промышленности.

Объектом исследования является деятельность предприятий автомобильной промышленности в организационно-правовой форме открытых акционерных обществ («ГАЗ», «ВАЗ», «ЗМЗ», «ПАЗ»).

Предметом исследования являются закономерности управления инновационными и экономическими преобразованиями на предприятиях автомобильной промышленности в условиях рыночных отношений.

Теоретическую и методологическую основу проведенного исследования составляют экономическая теория, теория менеджмента, управление персоналом, маркетинг и социология управления. При проведении конкретных исследований использованы системный метод, экономический анализ, стратегическое планирование, графическое моделирование, статистические методы, экспертные оценки, прогнозирование, корреляционно-регрессионный анализ. Достоверность и надёжность информации подтверждена необходимой репрезентативностью выборки. С этой целью составлена схема этапов взаимосвязей разделов диссертации и их логическая последовательность (рис. В.1).

В процессе выполнения работы использовались законодательные, нормативные и справочные данные: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, г.

Рис. В.1. Методологическая схема исследования.

Налоговый кодекс РФ, Указы президента РФ, Постановления Правительства РФ, статистические данные за 1990;2001 гг. Госкомстата РФ, статистические и оперативные данные предприятий машиностроения и автомобилестроения.

Научная новизна диссертации заключается в научном обосновании и разработке методологии управления реструктуризацией предприятий автомобильной промышленности на основе нового инструментария анализа и оценки процессов динамического развития в соответствии с требованиями рыночной экономики.

В результате исследований автором получены новые теоретические результаты:

1. Сформулирована концепция формирования системы управления предприятием, основанная на возрастающей роли экономических потребностей, интересов и мотивации трудовых коллективов на конечные результаты деятельности предприятий в условиях переходных рыночных отношений.

2. Установлено влияние изменения форм собственности предприятий на формирование новых отношений управления и на распределение доходов трудящихся.

3. Разработана методология реструктуризации предприятия в переходной экономике на основе анализа спроса, предложения, цены автомобилей и инновационных преобразований на крупных предприятиях автомобильной промышленности.

4. Предложены методы совершенствования организационных форм управления производством, внедрения инновационных технологий и повышения качества продукции на предприятиях автомобилестроения.

5. Определены экономические стимулы реализации процесса реструктуризации на основе экспресс-диагностики экономической деятельности и изменения формы оплаты труда работников.

Практическая значимость исследования. Основные рекомендации по управлению процессами реструктуризации (методики экспресс-диагностики, проектирования, организационных и производственных структур, информационных технологий и др.) использованы при разработке новых форм управления на ОАО «ГАЗ» и его структурных подразделениях и на других предприятиях автомобильной промышленности (ОАО «ПАЗ», ОАО «ЗМЗ», ОАО «УАЗ»).

Предложен и осуществлен новый подход к проектированию оргструктур управления по формированию укрупненных комплексов управления. Предложены и частично реализованы на ОАО «ГАЗ» новые схемы управления качеством, маркетингом и экономикой предприятия. За счет сокращения управленческого персонала достигнута экономия затрат около 5,5 млн руб. в год.

Предложенные методики используются в учебном процессе высшего профессионального образования при преподавании дисциплин «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономическая теория», «Экономика труда», «Управление качеством» в Нижегородском государственном университете, Волго-Вятской академии государственной службы, Нижегородском коммерческом институте и Нижегородском институте менеджмента и бизнеса.

Основные положения диссертации докладывались и были одобрены на 9 международных и российских научно-практических конференциях в 19 962 001 гг., в ННГУ, МАИЭС, ННГАСУ, ВВАГС, НИМБ, а такжже на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ в декабре 2001 года «О проблемах развития российского автомобилестроения» .

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения- 5 глав, включающих 16 параграфовзаключениясписка литературы и 3-х приложений. Текст диссертации содержит 51 рисунок и 37 таблиц. Общий объем диссертации — 305 страниц.

274 Выводы.

1. Анализ существующего положения показывает, что отрасль находится в состоянии поиска оптимальных условий для своего развития в рыночной сфере, но у большинства автопредприятий это поиск еще носит затяжной характер в силу сохранившихся иждивенческих настроений. Вместе с тем, за относительно короткий период происходит процесс смены собственников автопроизводств, вкладывающих средства в оздоровление отрасли и создание конкурентно способной продукции.

2. Государственная политика в области автомобилестроения пассивна в частности реализации мер по снижению фискальной нагрузки на предприятия, реструктуризации долгов, введения гибкой школы ввозных пошлин на импортную технику, оборудование, запасные части, технологию, ликвидации убыточных производств, расширения масштабов малого бизнеса, регулирования тарифов на энергоносители, а также в реализации правительственных решений.

3. По мере ужесточения требований рынка, в целях рыночной выживаемости, новыми собственниками внедряются рациональные схемы финансовых расчетов, сбыта продукции, избавления от бартера, улучшения качества и модернизация модельного ряда автотехники, а также сокращение затрат на их производство.

4. Стимулирующая функция заработной платы в росте производительности труда, повышении качества продукции и эффективности производства имеет решающее значение. Однако речь должна идти не о повышении заработной платы на 20−40% в погоне за инфляцией, а о радикальных мерахувеличении уровня заработной платы в десятки раз, обеспечивая при этом, соответственно эффективность производства.

5. Вопрос о вступлении во Всемирную торговую организацию требует более длительной и тщательной проработки в силу того, что российская экономика находится сейчас лишь в начальной стадии структурных реформ. Необходимо время и экономическая стабильность, особенно в условиях новой системы налогообложения, в том числе в экономике автопроизводителей. Это тем более необходимо, поскольку ВТО, по заключению экспертов, сейчас тоже на пороге реформ, направленных на либерализацию принципов мировой торговли. Ко времени договоренности членов ВТО по спорным вопросам, участие в ней России будет более оправданным с экономической точки зрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе изученного эволюционного пути развития в виде перехода простых школ менеджмента «X» к сложным в условиях цивилизованного рынка установлено: авторами зарубежных школ в основу форм и методов организационного и экономического воздействия субъекта на объект управления закладывались экономические интересы, «потребности-мотивы-стимулы» личности, коллектива, общества.

Результатом переходной экономики в России является корпоративно-капиталистическое отчуждение работников от средств производства, через проведенную приватизацию, формирование властных структур кланово-корпоративных групп над процессами распределения, обмена и потребления. По существу хозяйственный механизм «монетарной шоковой терапии» был нацелен на реализацию всеобщей фискальной политики, игнорируя требования объективных экономических законов. Последствиями всеобщей кризисной ситуации стали систематическое падение производства в течение десятилетия, снижение доходов и резкое ухудшение жизненного уровня 80−90% населения.

Существующее положение показывает, что отрасль находится в состоянии поиска оптимальных условий для своего развития в рыночной сфере, но у большинства автопредприятий это поиск еще носит затяжной характер в силу сохранившихся иждивенческих настроений. Вместе с тем, за относительно короткий период происходит процесс смены собственников автопроизводств, вкладывающих средства в оздоровление отрасли и создание конкурентно способной продукции.

Государственная политика в области автомобилестроения пассивна в части реализации мер по снижению фискальной нагрузки на предприятия, реструктуризации долгов, введения гибкой школы ввозных пошлин на импортную технику, оборудование, запасные части, технологию, ликвидации убыточных производств, расширения масштабов малого бизнеса, регулирования тарифов на энергоносители, а также в реализации правительственных решений.

Стимулирующая функция заработной платы в росте производительности труда, повышении качества продукции и эффективности производства имеет решающее значение. Однако речь должна идти не о повышении заработной платы на 20−40% в погоне за инфляцией, а о радикальных мерах — увеличении уровня заработной платы в десятки раз, обеспечивая при этом, соответственно эффективность производства.

Вопрос о вступлении во Всемирную торговую организацию требует более длительной и тщательной проработки в силу того, что российская экономика находится сейчас лишь в начальной стадии структурных реформ. Необходимо время и экономическая стабильность, особенно в условиях новой системы налогообложения, в том числе в экономике автопроизводителей. Это тем более необходимо, поскольку ВТО, по заключению экспертов, сейчас тоже на пороге реформ, направленных на либерализацию принципов мировой торговли. Ко времени договоренности членов ВТО по спорным вопросам, участие в ней России будет более оправданным с экономической точки зрения.

В результате проведенного исследования получены основные научные результаты:

1. Анализ организационно-экономических основ управления на предприятиях автомобильной промышленности и исследование путей развития различных форм организации и оплаты труда показывает, что при изучении общей системы общественного производства необходимо выделить две взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы: «субъект управления» и «объект управления» .

2. В результате проведенного анализа темпов и пропорций развития отрасли промышленности, в частности машиностроения, выявлены тенденции роста (спада) основных технико-экономических показателей, которые свидетельствуют о наличии серьезных организационно-экономических проблем, требующих принятия радикальных мер по совершенствованию экономических отношений, направленных в рыночных условиях на значительное повышение качества продукции.

3. Теоретически обосновано, что динамичный, постоянно развивающийся механизм экономических отношений в рыночных условиях требует адекватного, принципиально нового подхода к измерению и оценке динамически изменяющихся процессов, категорий, тенденций экономического развитиянаиболее полное, адекватное отражение происходящих изменений спроса на рынке товаров и услуг, а также потребительной стоимости производства может измеряться их количеством, структурой и качеством, не просто зафиксированных в статистике, а в динамике их взаимного перехода — структурно-качественных прогрессивных преобразований. Данный инструментарий анализа и оценки экономического развития должен быть положен в основу нового хозяйственного механизма управления, нацеленного на полную реструктуризацию (структурно-качественные изменения) всех предприятий автомобилестроения и переход всей отрасли на новый, более высокий уровень по производству автомобилей, отвечающих требованиям мировых стандартов.

4. Научно обоснованы методологические аспекты и разработан инструментарий планирования, анализа, оценки экономического развития, позволяющие совершенствовать как организационные структуры управления, так и экономические методы воздействия на личность, коллективы для достижения поставленных целей.

5. Приведено подробное диагностическое обследование достоинств и недостатков в системе управления на ОАО «ГАЗ» и входящих в него предприятий, производств, цехов, определены основные направления комплекси-рования функций бизнес-процессов на основе реинжиниринга, что позволило разработать новые организационные структуры в соответствии с изменившимися задачами, упростить систему управления и установить рациональные схемы информационного обеспечения и этапы принятия управленческих решений.

6. Разработана методология совершенствования организационно-экономических форм и методов управления производством на предприятиях автомобильной промышленности и других отраслей машиностроения, включающая ряд методик:

• экспресс-диагностики микрои макроэкономической среды с применением методов «ЗРАСЕ-анализ», «Б>ЮТ-анализа» и «бенчмаркинга» ;

• разработки бизнес-стратегии развития предприятия на основе количественно-структурно-качественных преобразований основных параметров деятельности;

• проектирования организационных структур управления предприятием на основе реинжиниринга и формирования новых информационных связей и потоков.

7. Реализация всех предлагаемых рекомендаций позволила провести расчеты с кредиторами, сэкономить средства, достаточные для увеличения средней заработной платы по ОАО «ГАЗ» в 2002 г. в два раза. Ожидаемый годовой экономический эффект от внедрения разработок на ОАО «ГАЗ» составит около 5,5 млн руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Цакунов В. В. Производственные отношения социализма. — М.: Мысль, 1986.
  2. Австрийская школа в политической экономии/ К. Менгер, Е. Бем Ба-верк, Ф. Визер. М.: Экономика, 1992.
  3. Автомобильное дело. 1999. — № 1.
  4. Автомобильное дело. 2001. — № 6.
  5. А.Г. «Школа министров» лидер бизнес-образования в России// Управление персоналом. — 2001. — № 2.
  6. В.В. Место и функция «структуры» в системе категорий материалистической диалектики. М.: Высшая школа, 1979.
  7. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  8. М. Капитализм против капитализма. СПб.: ВШЭ, 1998.
  9. Аналитический обзор производства автомобильной, тракторной, сельскохозяйственной техники и компонентов к ней производителями России и других стран СНГ. М.: ОАО «САМ-Холдинг», 2000, 2001.
  10. Анализ финансово-хозяйственной деятельности за 1999−2000 гг. ОАО «ГАЗ». Нижний Новгород, 2000.
  11. Аналитический обзор «Приоритеты и механизмы реализации промышленной политики РФ». М., май 1999.
  12. Е., Кокин Ю. Реформы заработной платы — ожидания и реальность// Экономист. 1997. — № 4.
  13. C.B. Методология управления собственностью: региональный аспект. Нижний Новгород, 1999.
  14. А.И., Матвеев Л. А. и др. Система поддержки в теории и практике оценки управленческих решений. Саранск, 1995.
  15. Jl.А. Проблема управления интенсификация экономического развития: методологический аспект / Челябинский политехнический институт-Челябинск, 1989.
  16. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1994.
  17. В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью продук-. ции автомобилестроения. Н. Новгород: изд-во ВВАГС, 2001.
  18. В.В. Управление структурно-качественными преобразованиями на предприятиях автомобилестроения. Нижний Новгород: изд-во ВВАГС, 2001.
  19. С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике. «Российский экономический журнал», 1997, № 8.
  20. А. Реструктуризация и реформирование производства// Экономист. 1999.-№ 9.
  21. Бизнес и менеджер/ Сост.: И. С. Дараховский, И. П. Черноиванов, Т. В. Прехул. М.: Азимут-центр, 1992.
  22. Бир Ст. Мозг фирмы. / Пер. с англ. М.: Радио и связь. 1993.
  23. Большой экономический словарь/ Под ред. Азрилияна. М., 1999. (22 000 терминов)
  24. К. Основы стратегического менеджмента. Пер. с англ./ Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  25. Т. Прогнозирование для технологов и инженеров. Нижний Новгород: ООО «Парсек НН», 1999.
  26. У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997.
  27. Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. 2000— 2001 гг.-М., 2001.
  28. С.А., Игнатьева A.B. Организационный менеджмент. М.: Машиностроение, 1993.
  29. М. Основные социологические понятия/ Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.
  30. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  31. В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  32. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1996.
  33. В Центральной и Восточной Европе растут продажи легковых автомобилей// Автомобильное дело. 1999. — № 1.
  34. И.Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1995.
  35. С. О социально-экономической ситуации в РФ// Россия 2010. — 1994.-№ 3.
  36. С. Геноцид. Россия новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. — М., 1997.
  37. С.Ю., Львов Д. С., Петров Ю. А. и др. Основные направления* экономической политики государства// Россия 2010. 1994. — № 3.
  38. Главное найти точку опоры. Интервью с А. Кузнецовым, зам. пред. ГМПР, В. Бобковым, дир. ВЦУЖ// Человек и труд. — 2001. — № 2.
  39. В.В. Ситуационный анализ. СПб: СПБ ГТУ, 1994.
  40. Годовой отчет по основной деятельности ОАО «ГАЗ» за 1999−2000 гт.
  41. А.Н. Система информационного обеспечения региона в рыночной экономике. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1993.
  42. П. Станет ли Россия социальным государством// Российская Федерация сегодня. 1999. — № 7.
  43. Е.Т. Управленческие нововведения. М.: Экономика, 1985.
  44. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржа ЮНИТИ, 1995.
  45. A.A., Мирская М. И. Социология труда. М.: Высшая школа, 1989.
  46. И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. -Киев, 1990.
  47. Дж. Основополагающие идеи в менеджменте/ Пер. с англ. -.М.: Дело, 1996.
  48. В. Чиновник и власть// Независимая газета. 02.11.2000.
  49. А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород, 1999.
  50. А.П., Зайцев A.K. Исследование системы управления. — Н. Новгород, НИМБ, 2000.
  51. А.П. Основы менеджмента. Учебное пособие. -Н.Новгород, НИМБ, 2001.
  52. Ю.И., Ромашова И. Б. Прогнозирование спроса населения на основе математических моделей и ЭВМ// Межвуз. сб. Горьковского университета, Горький, 1984.
  53. Ю.И., Ромашова И. Б. Теоретические аспекты прогнозирования качества продукции// Межвуз. сб. Горьковского университета, Горький. 1985.
  54. А. Умному достаточно// Российская Федерация сегодня. — 1997.-№ 2.
  55. Зарплату на заплаты// Народная газета. 2000. — 19 января.
  56. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19.11.1992.
  57. Д.М., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. —* М.: Дело, 1993.
  58. Информационный бюллетень Международного Союза экономистов. — М., 2000.
  59. Р. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности// Вопросы экономики. 2000. — № 1.
  60. X. Не расходятся ли интересы России и банка России// Российская Федерация сегодня. 1999. -№ 7.
  61. Кац И.Я., Дружинин А. И. Основные уроки реформирования российской экономики. Часть 1. Ульяновск, 1998.
  62. В. Формула жизни Госстандарта: через сокращение к расширению// Российская Федерация сегодня. — 1999. — № 13.
  63. С.А. Количественно-структурно-качественные изменения комплекса промышленных предприятий. Нижний Новгород: НГАСУ, 1997.
  64. В.А., Басов В. В. Анализ хозяйственной деятельности. Н. Новгород, НИМБ, 1998.
  65. В.А., Басов B.B. Управление качеством. Н. Новгород: НИМБ, 1999.
  66. Колганов. К вопросу о власти кланово-корпоративных групп в России// Вопросы экономики. 2000. — № 6.
  67. В., Белкин В., Белкина Н. Зарплата как зеркало результатов труда// Человек и труд. М., 2001. — № 3.
  68. В.М. Основы рыночной экономики. В 2-х ч. 2-е изд. дополн. -Н.Новгород: ВВАГС, 1996.
  69. Комплексные рекомендации по реализации региональной промышленной политики в условиях кризиса. М.: УРСО, 1999.
  70. И.О. Введение в теорию управления резервами экономического развития предприятия. Нижний Новгород: ННГУ, 2000.
  71. И.О. Резервы развития предприятия. Нижний Новгород: ННГУ, 2000.
  72. Т. Бедным богатую страну не построить// Аргументы и факты. 2000.-№ 10.
  73. Е.Д., Мид Дж. Различные формы долевой экономики: Реферат// Экономические науки. 1991. — № 9, 10.
  74. Л.Г., Макаров A.C. Экономический анализ в управлении финансами фирмы. Нижний Новгород: ННГУ, 2000.
  75. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Баку, 1992.
  76. К., Энгельс Ф. Соч. Т.8.
  77. К., Энгельс Ф. Соч. Т.46, ч. 1.
  78. А. Принципы политической экономии. Т.1, 2, 3. М.: Прогресс, 1993.
  79. Материалы центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ за 1999 и 2000 гг.
  80. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестйцион--ных проектов и их отбору для финансирования. Офиц. Изд. — М., 2000.
  81. Г. А. Система маркетинга. В.-Вятское кн. изд-во, Н. Новгород, 1992.
  82. Е.Г., Попов Э. В. Реинжениринг бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997.
  83. Оппенлендер К. Х Экономический рост. Теория и политика/ Пер. с нем. -М.: Экономика, 1992.
  84. Основы менеджмента/ М. Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. М.: Дело, 1994.
  85. Основы предпринимательской деятельности/ Под ред. В. М. Власовой. — М.: Финансы и статистика, 1994.
  86. Основные направления государственной политики развития автомобильной промышленности России на период до 2000 года// Автомобильное дело. 1999.-№ 1.
  87. Г. Доктрина возрождения// Российская Федерация сегодня. —1999. 19.
  88. У. Методы организации производства/ Пер. с англ. М., 1984.
  89. А.И. Современный менеджмент. — Нижний Новгород: НКИ, 1997.
  90. А.И. Стратегический менеджмент. Нижний Новгород: НКИ, 2000.
  91. А.И. Бенчмаркинг как новое направление современного менеджмента// Экономический вестник РАЕН. Нижний Новгород, 2000. — № 1.
  92. Ф.И. Рационализация аппарата управления предприятиями. М.: Экономика, 1989.
  93. Персональный менеджмент/ Под ред. С. Д. Резника. Волгоград, 2000.
  94. С. Эволюция организационных структур: от линейной к диви-зиональной// Проблемы теории и практики управления. 1997. № 6.
  95. Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей. М.: Финансы и статистика, 1999.
  96. Постановления Правительства РФ за 2000 г.: Сборник постановлений. М., 2000.
  97. Постановление Правительства РФ № 99 от 09.02.2001 г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным* социально-демографическим группам населения в целом по РФ за IV кв. 2000 г.».
  98. Постановление Правительства РФ № 498 от 20.05.1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»
  99. Путь в XXI век. М.: Экономика, 1999.
  100. В.Ш. Диагностика управления. М.: Экономика, 1988.
  101. Я.А., Кондратьев В. Б., Сидорова H.A. и др. Строительный комплекс в капиталистической экономике. М.: Наука, 1991.
  102. М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинженирингу бизнес-процессов. М.: Аудит ЮНИТИ, 1997.
  103. В.М., Федотова М. А. Финансовая устойчивость предприятий в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995.
  104. И.Б. Прогнозирование в системе управления современным предприятием. Нижний Новгород: ННГУ, 2000.
  105. Российская экономика на современном этапе: стратегия развития, инфляционная политика. Ульяновск, 2000.
  106. A.M., Яковенко Е. Г., Янаев С. И. Инструментарий экономической науки и практики. М.: Знание, 1985.
  107. Г. Менеджмент в организациях/ Пер. с англ. М.: Экономика, 1995.
  108. Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 2000.
  109. В.Н. Гибкое развитие предприятия. — М.: Дело, 1999.
  110. П. Экономика. Т 1,11, М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ, Машиностроение, 1993.
  111. М.А. Социалистические производственные отношения. М.: Наука, 1987.
  112. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М, 1962.
  113. Совершенствование хозяйственного механизма и его эффективность в условиях рыночных преобразований. Нижний Новгород-Муром, 2000.
  114. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1982.
  115. Е.С. Финансовый менеджмент. — М.: Перспектива, 1995.
  116. Стратегия бизнеса/ Под ред. Б.Клейнера. М.: КОНСЭКО, 1998.
  117. Стратегия развития персонала: Материалы междун. Конф. Нижний Новгород, 19−21 сентября 1996 г.
  118. A.B., Ульянова Е. А. Денежные доходы населения России. 1992−1996 гг.// Проблемы прогнозирования. 1997. — № 6.
  119. Такаши Нагиши. История экономической теории. М.: Аспект Пресс, 1995.
  120. В.Ф. Экономические интересы и формы их реализации при социализме: Дис. канд. экон. наук. Киев, 1972.
  121. М. Низкая цена труда причина всех наших экономических и социальных бед// Человек и труд. — 2000. — № 2.
  122. M.JI. Практика региональной и экономической политики. — Нижний Новгород, 1999.
  123. Теория управления социалистическим производством/ Под ред. О. З. Козловой. -М.: Экономика, 1979.
  124. Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного состояния в конкурентоспособное. — М.: МФТИ, 1996.
  125. А.Р. Государственное регулирование рыночной экономики. Казань: КГУ, 1995.
  126. Ф.Е. Организация труда линейных руководителей. Горький. В.-Вятское кн. изд-во. 1985
  127. Ф.Е., Удалов О. Ф. Можно ли выбраться из экономической пропасти? Межвуз. сб. научных трудов НКИ, Н.Новгород. 1996
  128. Указ Президента РФ от 22.51 994 «О реформе государственных предприятий».
  129. Указ Президента РФ № 1114 от 02.06.1994 «О продаже государственных предприятий-должников».
  130. Указ Президента РФ № 1662 от 19.12.1993 «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение».
  131. Р. Фактор обновления. М.: Прогресс, 1988.
  132. Управление персоналом. 2000. — № 1—12.
  133. Управление проектами/ Под ред. В. Д. Шапиро. СПб, 1996.
  134. Уровень жизни населения регионов России. М.: ВЦУЖ. — 2000. — № 1−5.
  135. С.Г. Инвестиционный менеджмент. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  136. Федеральный закон № 6—ФЗ от 08.01.1998 «О несостоятельности (банкротстве)».
  137. В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. — Новосибирск: Наука, 1986.
  138. М., Фридмен Р. Капитализм и свобода/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  139. М., Чампи Д. Реинжениринг корпорации (манифест революции в бизнесе). СПб: СПб гос. университет, 1997.
  140. А.Т. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск: Наука, 1987.
  141. П. Экономический образ мышления/ Пер. с англ. М.: Новости, 1991.
  142. У., Гэмми Б., Стюарт У. Экономика для менеджеров. М.: ЮНИТИ, 1999.
  143. H.A. Актуальные вопросы разработки политической экономии. М., 1973.
  144. В.Н. Руководство о принятии решений. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  145. Человек и труд. 2000. — № 1−12.
  146. Ю. Экономическая роль государства в современном мире// Экономист. 1999. — № 1.
  147. В.М. Преобразование государственной собственности. М.: ИНФРА-М, 1997.
  148. .В. Критерии оценки отраслевых структурных изменений в экономике области// Межвуз. сб. НКИ. Н. Новгород, 1996.
  149. .В., Кирюшин С. А. Структурные преобразования промышленного региона и их организационно-экономическое обеспечение. Нижний-Новгород: ННГУ, 1998.
  150. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1987.
  151. С., Голд Б. Система показателей эффективности производства. — М.: Экономика, 1980.
  152. . М., 1997.-№ 2, № 7.
  153. Экономический вестник. Вып. 1. — Н. Новгород: РАЭН, 2000.
  154. Экономические реформы в России. Итоги первых лет. 1992—1996 гт. — М.: Наука, 1997.
  155. Экономические науки. M., 1990. — № 1.
  156. Экономический словарь терминов по инвестиционно-строительной деятельности ЦСЭП РФ. СПб, 1996.
  157. Экономический словарь терминов по инвестиционно-строительной деятельности. СПб: ИСЭП, 1996.
  158. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И. П. Николаевой. М.: Проспект, 1999.
  159. Экономическая стратегия фирмы/ Под общ. Ред. А. П. Градова. СПб, 2000.
  160. Экономика труда и социально-трудовые отношения. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  161. Экономико-математические модели в системах управления предприятиями/Под ред. Н. П. Федоренко. М., 1983.
  162. Г. Двенадцать правил производительности/ Пер. с англ. — М.: Экономика, 1992.
  163. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. — М., 1998.
  164. Юнь О., Борисов В. Инвестиционная деятельность в промышленности// Экономист. 1999. — № 9.
  165. Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993.
  166. М. Об источниках и условиях использования ресурсов. — М.: Экономика, 1998.
  167. X. Факторы экономического роста. М.: Экономика, 1974.
  168. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М.: Прогресс, 1970.
  169. Е.Г. Как поднять экономику России. М.: Вита-Пресс, 1996.
  170. Albanese R. Managing Toward Accountability for Performance. Jrwin, 1978.
  171. Alderfer C.P. Existence, Relatedness and Growth. Settings NY, 1972.
  172. Driker P.F. Manager for the Future: the 1990s and beyond NY. 1992.
  173. Maslow A.N. Motivation and Personality NY. Harper and Pow, 1970
  174. Vroom V.H. Jago A.G. The New Leadership Prentice Hall, 1988.
Заполнить форму текущей работой